Использование дидактических возможностей средств ИКТ для развития взаимодействия участников образовательного процесса на уроках информатики
Диссертация
На уроке информатики компьютер выступает не только как средство обучения, но и как объект изучения, соединяющий аппаратную и программную составляющие и являющийся универсальным инструментом реализации информационных процессов, в работе которого проявляются закономерности их протекания и находят воплощение методы работы с информацией. При этом формирование теоретического знания возможно в ходе… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
- 1. 1. Изменения в системе школьного образования, обусловленные внедрением средств ИКТ в учетный процесс
- 1. 2. Дидактические возможности информационных и коммуникационных технологий
- 1. 3. Анализ педагогического опыта организации уроков с использованием средств ИКТ
- 1. 4. Информационные потоки и направления взаимодействия на традиционном уроке и уроке с применением средств ИКТ
- Выводы по первой главе
- ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПОСТРОЕНИЯ УРОКА ИНФОРМАТИКИ С ПРИМЕНЕНИЕМ СРЕДСТВ ИКТ НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
- 2. 1. Проблема организации взаимодействия участников образовательного процесса в педагогической науке и практике
- 2. 2. Взаимодействие участников образовательного процесса на компьютерных уроках информатики
- 2. 2. 1. Общие характеристики компьютерных уроков в целом и компьютерных уроков по информатике
- 2. 2. 2. Особенности компьютерных уроков по информатике
- 2. 3. Организация взаимодействия участников образовательного процесса на компьютерном уроке информатики в целях повышения качества обучения
- 2. 3. 1. Роль компьютера как своеобразного участника взаимодействия на уроке информатики
- 2. 3. 2. Использование дидактических возможностей средств ИКТ в деятельности учителя при организации непосредственного общения с учеником
- 2. 3. 3. Использование дидактических возможностей средств ИКТ в организации взаимодействия с классом как системой индивидуальностей в рамках урока информатики
- 2. 4. Система методических приёмов и способов для развития взаимодействия на компьютерном уроке информатики и оценка их эффективности
- 2. 5. Методические рекомендации и спецкурс-практикум для учителей информатики по овладению разработанной системой
- Выводы по второй главе
- ГЛАВА 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
- ДОКАЗАТЕЛЬСТВУ ГИПОТЕЗЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
- Выводы по третьей главе
Список литературы
- Абасов, 3. Диалог в учебном процессе Текст. / 3. Абасов // Народное образование. 1993.- № 9/10. — с. 43−45.
- Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности Текст. / К. А. Абульханова-Славская. М.: Наука, 1980. — 335 с.
- Абульханова-Славская, К. А. Личностные типы мышления Текст. / К. А. Абульханова-Славская // Когнитивная психология: материалы советско-финского симпозиума. М.: Наука, 1986. — С. 98−130.
- Акуленко, В. Л. Совершенствование подготовки учителя физики в области информатики, информационных и коммуникационных технологий в системе повышения квалификации Текст.: Дисс.. канд. пед. наук / В. Л. Акуленко М., 2004. — 242 с.
- Амонашвили, Ш. А. Размышления о гуманной педагогике Текст. / Ш. А. Амонашвили. М.: Издательский Дом Амонашвили, 1995. — 496 с.
- Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды Текст.: в 2 т. / Б. Г. Ананьев. Т.1. — М.: Педагогика, 1980. — 232 с.
- Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды Текст.: в 2 т. / Б. Г. Ананьев. Т.2. — М.: Педагогика, 1980. — 288 с.
- Андреев, А. М. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философского и методического анализа Текст. / А. М. Андреев // Педагогика-2005.-№ 4-с. 19−27.
- Анциферов, Л. М. Задания по физике с применением программируемых микрокалькуляторов Текст. / Л. М. Анциферов. — М.: Просвещение, 1993. 96 с.
- Ю.Артемьева, Е. С. Методика использования интерактивных обучающих заданий при изучении химии Текст.: автореф. дис.. канд. пед. Наук / Е. С. Артемьева. М., 2008. — 20 с.
- П.Архангельский, С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерности, основы и методы Текст. / С. И. Архангельский. М.: Знание, 1986.-112 с.
- Архипова, В. В. Коллективная организационная форма учебного процесса Текст. / В. В. Архипова. Спб: АОЗТ «Интерес"-изд-во «Дорваль» -изд-во «Эксклюзив», 1995. — 135 с.
- Бабанский, Ю. К. Избранные педагогические труды Текст. / М. Ю. Бабанский. М.:Педагогика, 1989. — 560 с.
- М.Бабанский, Ю. К. Метод обучения в современной школе Текст. / Ю. К. Бабанский. М.: Просвещение, 1985. — 208 с.
- Бабанский, Ю. К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект Текст. / Ю. К. Бабанский. — М.: Педагогика, 1977. -256 с.
- Беспалько, В. П. Педагогика и прогрессивные технологии Текст. / В. П. Беспалько. М.: ИПО МО Россия, 1995. — 336 с.
- Беспалько, В. П. Образование и обучение с использованием компьютеров (педагог третьего тысячелетия) Текст. / В. П. Беспалько. — М., 2002. 225 с.
- Бешенков, С. А. Школьная информатика: новый взгляд, новый курс Текст. / С. А. Бешенков // Педагогическая информатика. 1993. — № 2 — С. 510.
- Бешенков, С. А. Школьное образование: Информатика и информационные технологии Текст. / С. А. Бешенков // Информатика и образование. 2000. — № 7. — С. 7−10.
- Бешенков, С. А. Школьный предмет стратегического назначения Текст. / С. А. Бешенков // Информатика и образование. 2007. — № 4. — С. 2931.
- Бодалёв, А. А. Психология общения. Избранные психологические труды Текст./ А. А. Бодалёв. М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж. Издательство НПО «МОДЭК» 2002. — 320 с.
- Болтянский, В. Г. К проблеме дифференциации школьного образования Текст. / В. Г. Болтянский, Г. Д. Глейзер // Математика в школе. -1988.-№ 3.
- Бордовская, Н. В. Педагогика: учебник для вузов Текст. / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. Спб.: Питер, 2000. — 304 с.
- Ваграменко, Я. А. Анализ исследований и разработок в области информатизации образования Текст. / Я. А. Ваграменко. М., 1994. — 164 с.
- Валов, А. М. Условия успешности применения компьютерного тестирования в обучении физике Текст.: Дисс.. канд. пед. наук / А. М. Валов Новосибирск, 2003. — 235 с.
- Васенина, Е. А. Интеллектуальное воспитание школьников в процессе обучения информатике Текст. / Е. А. Васенина. Киров, Изд-во ВятГГу, 2008. -164 с.
- Васенина, Е. А. Компьютер на уроке информатики как инструмент индивидуализации интеллектуального развития школьников Текст. / Е. А. Васенина // Вестник ВятГТУ. Информатика. Математика. Язык. Вып. 4, 2007.-с. 15−22.
- Васенина, Е. А. Общение на уроке информатики Текст. / Е. А. Васенина, С. М. Окулов // Информатика и образование. 2004. № 8. — с. 12−18.
- Веряев, А. А. Педагогика информатики Текст.: учебное пособие // А. А. Веряев. Барнаульский государственный педагогический университет. — Барнаул: изд-во БГПУ, 1998. 477 с.
- Гальперин, П. Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка Текст. / П. Я. Гальперин // Вопросы психологии. 1969. — № 1. — С. 24−27.
- Гергей, Т. Психолого-педагогические проблемы эффективного применения компьютера в учебном процессе Текст. / Т. Гергей, Е. И. Машбиц // Вопросы психологии. 1985. — № 3. — С. 41−48.
- Гершунский, Б. С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы Текст. / Б. С. Гершунский. М.: Педагогика, 1987 — 264 с.
- Грабарь, М. И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях Текст. / М. И. Грабарь, К. А. Краснянская. — М.: Педагогика, 1977. 136 с.
- Деятельность: теории, методология, проблемы Текст. -М.: Политиздат, 1990. 366 с.
- Добрович, А. Б. Общение: наука и искусство Текст./ А. Д. Добрович. -М.: Знание. 1980. 160 е.,
- Джуринский, А. Н. Развитие образования в современном мире Текст./ А. Н. Джуринский. М.: Владос, 1999. — 199 с.
- Ершов, А. П. Школьная информатика в СССР: от грамотности к культуре Текст. / А. П. Ершов // Информатика и компьютерная грамотность: Сб. ст./ АН СССР. М.: Наука, 1988. с. 6−23.
- Жданов, С. А. Применение информационных технологий в учебном процессе пединститута и педагогических исследованиях Текст.: Дисс.. канд. пед. наук в форме научного доклада/ С. А. Жданов М, 1992.
- Жук, А. И., Кошель, Н. Н. Активные методы обучения в системе повышения квалификации педагогов Текст. / А. И. Жук, Н. Н. Кошель. -Минск: Просвещение, 2004. 96 с.
- Зверева, Н. М. Практическая дидактика для учителя Текст. / Н. М. Зверева. М.: Педагогическое общество России, 2001.
- Зимняя, И. А. Педагогическая психология Текст. / И. А. Зимняя. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. 480 с.
- Зорина, Л. Я. Отражение идей самоорганизации в содержании образования Текст. / Л. Я. Зорина // Педагогика. — 1996. № 4.
- Зотов, Б. Ю. Организация современного урока Текст.: кн. для учителя. / Ю. Б. Зотов. М.: Просвещение, 1984. — 144 с.
- Иванов, С. В. Типы и структуры уроков Текст. / С. В. Иванов. М.: Учпедгиз, 1952. 152 с.
- Иванов, С. Ю. Обучение решению сложных задач в системе элективных курсов по информатике Текст.: Дисс. канд.пед.наук. / Т. Н. Суворова М., 2007. — 267 с.
- Измайлова, А. А. Деятельностный подход к построению учебно-методических материалов Текст. / А. А. Измайлова. — М—Уфа, 1988.-35 с.
- Информационно-коммуникационные технологии в подготовке учителя технологии и учителя физики Текст.: в 3-х ч. Ч. 2. Сборник материалов научно-практической конференции / отв. ред. А. А. Богуславский Коломна: Коломенский гос. пед. институт, 2008 — 92 с.
- Каменский, Я. А. Избранные педагогические сочинения. Т. 2 Текст. Я. А. Каменский. М.: Педагогика, 1982.
- Казанцев, И. Н., Есипов, Б. П. Урок в современной школе Текст.: 2-е издание / И. Н. Казанцев, Б. П. Есипов. М, 1956.
- Калмыкова, 3. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости Текст. / 3. И. Калмыкова. М.: Педагогика, 1981. — 200 с.
- Калмыкова, 3. И. Пути развития продуктивного мышления школьников Текст. / 3. И. Калмыкова // Вопросы психологии. 1978. — № 3. -С. 133−148.
- Кан-Калик, В. А., Ковалёв, Г. А. Педагогическое общение как предмет теоретического и прикладного исследования Текст. / В. А. Кан-Калик, Г. А. Ковалёв // Вопросы психологии. 1985. — № 4. — с. 9−16.
- Колин, К. К. Глобальные проблемы информатизации: информационное неравенство Текст. / К. К. Колин // Alma mater (Вестник высшей школы).- 2000 № 6.
- Колин, К. К. О концепции модернизации российского образования Текст. / К. К. Колин // Alma mater (Вестник высшей школы). 2002. — № 12. -С. 15−18.
- Кондратьева С. В. Понимание учителем личности учащегося Текст. / С. В. Кондратьева // Вопросы психологии 1980 — № 5. — с. 143.
- Концепция государственного стандарта общего образования. Проект для обсуждения Электронный ресурс. www.standart.edu.ru
- Концепция информатизации образования Текст. // Информатика и образование. 1990. — № 1. — С.3−9.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года Текст. / Распоряжение Правительства Российской федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756-р.-М., 2001.-21 с.
- Концепция содержания обучения информатике в 12-летней школе Текст. // Информатика и образование. 2000. — № 2 — С. 17−22.
- Кротова, Н. А. Индивидуализация обучения на уроках информатики Текст. / Н. А. Кротова // Вестник ВятГГУ. Информатика. Математика. Язык. Вып. 4, 2007. с. 29−32.
- Кругликов, С. А. Методика преподавания математики с использованием информационных технологий и компьютерных продуктовучебного назначения Текст.: Дисс.. канд. пед. наук / С. А. Кругликова — М., 2003. 228 с.
- Кузнецов, А. А. О месте информатики в учебном плане школы Текст. / А. А. Кузнецов // Информатика и образование. 1999. — № 10. — С.7−9.
- Кузнецов, А. А. О концепции содержания образовательной области «Информатика» в 12-летней школе Текст. / А. А. Кузнецов // Информатика и образование. 2000. — № 7. — С.2−7.
- Кузнецов, А. А., Панюкова, С. В, Роберт, И. В. Информационные и коммуникационный технологии в образовании. Текст.: Учебно-методическое пособие / А. А. Кузнецов, С. В. Панюкова, И. В. Роберт. М.: Дрофа, 2008. -320 с.
- Кузнецов, А. А. Развитие методической системы обучения информатике в средней школе Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук / А. А. Кузнецов. М., 1988.
- Кузнецов, А. А. Системообразующая роль информатики в содержании школьного образования Текст. / Кузнецов А. А. [и др.] // Стандарты и мониторинг в образовании. 2000. — № 2.
- Кузнецов, А. А. Современный курс информатики: от концепции к содержанию Текст. / А. А. Кузнецов, С. А. Бешенков, Е. А. Ракитина // Информатика и образование. 2004. — № 2. — С. 2−6.
- Кузнецов, А. А. Что значат требования к результатам освоения основных образовательных программ? Текст. / А. А. Кузнецов / Стандарт общего образования: на пути к общественному договору / Российская академия образования. М.: Просвещение, 2006. — 39 с.
- Кузнецов, А. А., Самовольнова, JI. Е., Угринович, Н. Д. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по информатике Текст. / А. А. Кузнецов, JI. Е. Самовольнова, Н. Д. Угринович. М.: Дрофа, 2001. -41с.
- Кузнецов, А.А. Школьная информатика: что дальше? Текст. / А. А. Кузнецов // Информатика и образование. 1998. — № 2. — С. 14−16.
- Кузнецов, Э. И. Каким быть учителю информатики? Текст. / Э. И. Кузнецов // Информатика и образование. 1988. — № 6. — С.103−105.
- Куклина, Т. В. Дидактические условия организации общешкольного учебного проекта с применением информационных технологий Текст.: автореф. дисс.. канд. пед. наук / Т. В. Куклина. -М., 2004.
- Кулагин, В.П., Найханов В. В., Овезов Б. Б., Роберт И. В. и др. Информационные технологии в сфере образования Текст. / В. П Кулагин и др. М.: Янус-К, 2004. — 248 с.
- Лаптев, В. В. Методическая теория обучения информатике. Аспекты фундаментальной подготовки Текст. / В. В. Лаптев, Н. И. Рыжова, М. В. Швецкий СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. — 352 с.
- Лапчик, М. П. Методика преподавания информатики Текст.: учеб. пособие для студ. пед. вузов / М. П. Лапчик, И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер- под. общ. ред. М. П. Лапчика. М.: Изд. центр «Академия», 2005. — 624 с.
- Леднев В. С. Научное образование: развитие способностей к научному творчеству. 2-е изд., испр. — М.: МГАУ, 2002. — 120 с.
- Леднев, В. С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы Текст. / В. С. Леднев. -М., 1991.
- Леднев, В. С. Состояние и перспективы развития курса информатики в общеобразовательной школе Текст. / В. С. Леднев, А. А. Кузнецов, С. А. Бешенков // Информатика и образование. 2000. — № 2.
- Леднев, В. С. О теоретических основах содержания обучения информатике в общеобразовательной школе Текст. / В. С. Леднев, А. А. Кузнецов, С. А. Бешенков // Информатика и образование. 2000. — № 2. -С. 13−16.
- Леонтьев, А. А. Педагогическое общение Текст./ А. А. Леонтьев- под ред. М. К. Кабардова. — 2-е изд. — М.-Нальчик. Издательство «Эль-Фа» 1996. -96 с.
- Леонтьев, А. Н. Лекции по общей психологии Текст. / А. Н. Леонтьев. -М.: Смысл, 2000.- 511 с.-С. 499.9 6. Лернер, И. Я. Дидактические основы методов обучения Текст. / И. Я. Лернер. М.: Педагогика, 1981. — 185 с.
- Лернер, И. Я. Дидактические основы формирования познавательной самостоятельности учащихся при изучении гуманитарных дисциплин Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук / И. Я. Лернер. М., 1971. — 38 с.
- Лернер, И. Я. Качество знаний учащихся. Какими они должны быть? Текст. / И. Я. Лернер. М.: Знание, 1986. — 48 с. 1. О
- Лийметс, X. И. Групповая работа на уроке Текст. / X. И. Лийметс. -М.: Знание, 1975.
- Львова, О. С. Использование информационно-коммуникационных технологий для организации и проведения проектной деятельности (при обучении иностранным языкам в средней школе) Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук/О. С. Львова. М., 2007. — 26 с.
- Малинин, Г. А. Воспитательная система С.Т.Шацкого Текст. / Г. А. Малинин. -М.: Прометей, 1993. 176 с.
- Малясова, С. В. Творческий проект — от идеи до разработки Текст. / С. В. Малясова // Информатика и образование. 2005. — № 9. — С. 10−19.
- Материалы III Международной научной студенческой конференции «Научный потенциал студенчества в XX веке». Северо-Кавказский государственный технический университет. Электронный ресурс. http ://www.ncstu.r u
- Материалы МО РФ по модернизации образования Электронный ресурс. http://www.informika.ru/
- Матрос, Д. Ш., Поташник, М. М., Ямбург, Е. А Управление качеством образования: Практико-ориентированная монография и методическое пособие Текст. / М. М. Поташника. — 2-е изд. перераб., доп. — М.: Педагогическое общество России, 2006. 448 с.
- Махмутов, М. И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории Текст. / М. И. Махмутов. М.: Педагогика, 1975. — 368 с.
- Махмутов, М. И. Организация проблемного обучения Текст. / М. И. Махмутов. М.: Педагогика, 1977.
- Махмутов, М. И. Современный урок: вопросы теории Текст. / М. И. Махмутов. М.: Педагогика, 1985. — 184 с.
- Машбиц, Е. И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы Текст. / Е. И. Машбиц // Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология». № 1. — М.: Знание, 1986. — 80 с.
- Машбиц, Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения Текст. / Е. И. Машбиц. М.: Педагогика, 1988 -192 с.
- ПЗ.Мерзлякова, Е. JI. «Чему и как учить учителей» тренинг эффективного педагогического общения Текст. / Е. JI. Мерзлякова. -Спб.: Речь, 2007.-290 с.
- Мудрик, А. В. Социальная педагогика Текст.: учебник для студ. пед. вузов под ред. В. А. Сластёнина 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия». 2000. — 200 с.
- Мясищев, В. Н. Психология отношений Текст./ В. Н. Мясищев. — Воронеж- НПО «МОДЕК», 1995. 340 с.
- Пб.Натанзон, Э. М. Приёмы педагогического воздействия Текст. 2-е изд., перераб. и доп./ Э. М. Натанзон. — М.: Посвящение. 1956.
- Национальная доктрина образования Российской Федерации Текст. // Российская газета. 1999. 3 декабря.
- Национальный стандарт ГОСТ Р 52 653−2006 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения». — М.: Стандартинформ, 2007. -25 с.
- Нелунов А.И. Личностно-ориентированное обучение иностранному языку на основе информационных технологий Текст. / А. И. Нелунов // Информатика и образование. 2000. — N 9. — С.31−33.
- Неупокоева, Н.И. Взаимосвязь образовательных результатов и педагогических целей в условиях трансформационных процессов в системе образования Текст.: Дисс.. канд. пед. наук / Н. И. Неупокоева Спб., 2004. -199 с.
- Никандров, Н. Д. Современная высшая школа капиталистических стран: основные вопросы дидактики Текст. / Н. Д. Никандров. М.: Высшая школа, 1978.
- Новиков, С. П. Применение новых образовательных технологий в образовательном процессе Текст. / С. П. Новиков // Педагогика. 2003. — № 9. -с. 32−38.
- Общая психология Текст.: учеб. пособие / под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1976. — 479 с.
- Окулов, С. М. О создании нелинейной среды обучения программированию Текст. / С. М. Окулов // Вестник государственного гуманитарного университета. Информатика. № 2. — Киров. 2003.
- Окулов, С. М. О фундаментальных основах информатики Текст. / С. М. Окулов // Информатика и образование. 2005. — № 1. — С. 26−31.
- Окулов, С. М. Информатика: Развитие интеллекта школьников Текст. / С. М. Окулов. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. 212 с.
- Пак, Н. И. Нелинейные технологии обучения в условиях информатизации Текст.: монография // Н. И. Пак. Красноярск: РИО КГПУ им. В. П. Афанасьева, 2004 г. — 224 с.
- Панфилова, А. П. Тренинг педагогического общения Текст.: учебное пособие для студентов вузов/ А. П. Панфилова. М.: Академия, 2006. -335 с.
- Педагогика Текст.: учеб. пособие / под ред. П. И. Пидкасистого. -М.: Педагогическое общество России, 2002.
- Петровская, JI. А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг Текст. / Л. А. Петровская. М.: Изд-во МГУ, 1989. -216 с.
- Петровский, А. В., Ярошевский, М. Г. Психология Текст.: учебник для студентов высших учебных заведений / А. В. Петровский. М.: Академия, 2001 г.-с 206−210.
- Пиаже, Ж. Избранные психологические труды Текст. / Ж. Пиаже. -М.: Просвещение, 1969.
- Подласый, И. П. Педагогика Текст.: Новый курс: учебник для студентов пед. вузов. в 2-х книгах. — кн. 1: Общие основы. Процесс обучения / И. П. Подласый. — М.: ВЛАДОС, 1999. — 576 с.
- Полат, Е. С. Метод проектов в современной школе. Методология учебного проекта Текст. / Е. С. Полат. М.: МИПКРО, 2000.
- Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в истеме образования Текст. / Е. С. Полат, М. Ю. Кухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров. М.: Издат. центр «Академия», 2005. — 272 с.
- Полат, Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования Текст.: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. М.: Издат. центр «Академия», 2007. — 368 с.
- Политика в области образования и новые информационные технологии: Нац. доклад РФ на II Международном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика». Москва, 1−5 июля 1996 г. Текст. // Информатика и образование. 1996. — № 6.
- Поташник, М. М. Эксперимент в школе: организация и управление Текст. / М. М. Поташник. М.: МГПУ, 1992.- 212 с.
- Проект федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) образования. Образовательная область «Информатика» Текст. // Информатика и образование. 1997. — № 1. — С. 3−11.
- Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 211 классы Текст. / Сост. М. Н. Бородин. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.-448 с.
- Психологический словарь Текст. 2-е изд., перераб. и доп./ под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. — М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 440 с.
- Ракитина, Е. А. Формирование у учащихся умений принятия решений в современной информационной среде на уроках информатики Текст.: Дисс. канд. пед. Наук / Ракитина Елена Александровна. Тамбов, 1997.
- Ракитина, Е. А. Построение методической системы обучения информатике на деятельностной основе Текст.: Дисс.. д-ра пед. наук /
- Ракитина Елена Александровна. М., 2002. — 404 с.
- Ракитина, Е. А. Теоретические основы построения концепции непрерывного курса информатики Текст. / Е. А. Ракитина. — М.: Информатика и образование. 2002, 88 с.
- Раскина, И. И. Изучение научных основ информационных технологий в общеобразовательной школе Текст.: Автореф. дис. .д-ра пед. наук / Раскина Ирина Ивановна. М, 2005.
- Роберт, И. В. Основные направления информатизации образования в отечественной школе Текст. / И. В. Роберт // Школьные технологии. 2006. -№. — С. 19−27.
- Роберт И.В., Распределённое изучение информационных и коммуникационных технологий в общеобразовательных предметах Текст. / И. В. Роберт // Информатика и образование, 2001, № 5.
- Роберт, И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы- перспективы использования Текст. / И. В. Роберт. М.: Школа-Пресс, 1994. — 205 с.
- Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты) Текст. / И. В. Роберт. -М.:ИИО РАО, 2007.
- Роберт, И. В. Толкование слов и словосочетаний понятийного аппарата информатизации образования Текст. / И. В. Роберт // Информатика и образование. 2004. — № 5. — С.22−29.
- Роберт, И. В. Толкование слов и словосочетаний понятийного аппарата информатизации образования Текст. / И. В. Роберт // Информатика и образование. 2004. — № 6. — С.63−70.
- Рубинштейн, С. JI. Основы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2002. — 713 с.
- Рубинштейн, С. Л. Основы психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн. -Л., 1959.-426 с.
- Рыжаков, М. В. Государственный образовательный стандарт основного общего образования. Теория и практика Текст. / М. В. Рыжаков. -М.: Педагогическое общество России, 1999. 544 с.
- Рыжова, Н. И. Развитие методической системы фундаментальной подготовки будущих учителей информатики в предметной области Текст.: Дисс.. д-ра. пед. наук. / Н. И. Рыжова СПб, 2000. — 436 с.
- Саранцев, Г. И. Теория, методика и технология обучения Текст. / Г. И. Саранцев // Педагогика. 1999. — № 1. — с. 19−24.
- Селевко, Г. К. Новое педагогическое мышление: педагогический поиск и экспериментирование Текст. / Г. К. Селевко, А. В. Басов. — Ярославль, 1991.
- Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. -256 с.
- Стародубцев, В А. Компьютерные и мультимедийные технологии в естественнонаучном образовании Текст. / В. А. Стародубцев. -Томск: Дельтоплан, 2002. 232 с.
- Суворова, Т. Н. Совершенствование методики изучения информационных технологий в школьном курсе информатики Текст.: Дисс. канд.пед.наук. / Т. Н. Суворова М., 2007. — 203 с.
- Сухомлинский, В. А. Избранные педагогические сочинения Текст.: в 2 т. / В. А. Сухомлинский. М.: Педагогика, 1979. — Т.1. — 232 с.
- Теория и практика педагогического эксперимента Текст. / под ред. А. И. Пискунова, Г. И. Воробьева. М., 1979.
- Тищенко, В. А. Коммуникативный аспект урока информатики Текст. / В. А. Тищенко // Информатика и образование. 2007. — № 12. — С. 9697.
- Третьяков, П. И. Управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента Текст. / П. И. Третьяков М.: Новая школа, 1997.-288 с.
- Уваров, А. Ю. Новые информационные технологии и реформа образования Текст. / А. Ю. Уваров // Информатика и образование. 1994. -№ 4 — С.3−14.
- Ушинский, К. Д. Сочинения Текст.: т. 7 / К. Д. Ушинский. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1949. — 332 с.
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования Текст. // Вестник образования. — 2004. — № 12.
- Харламов, И. Ф. Педагогика Текст.: учебное пособие / И. Ф. Харламов. з-е изд. перераб. и доп. — М.: Юристъ, 1997 г. — 512 с.
- Хеннер, Е. К. Формирование ИКТ-компетентности учащихся и преподавателей в системе непрерывного образования Текст. / Е. К. Хеннер. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. 188 с.
- Холодная, М. А. Когнитивные стили: о природе индивидуального ума Текст. / М. А. Холодная // Учебное пособие. М.: ПЕРСЕ, 2002.
- Холодная, М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования Текст. / М. А. Холодная. СПб.: Питер, 2002. — 272 с.
- Хуторский, А. В. Методы эвристического обучения Текст. / А. В. Хуторский // Школьные технологии. 1999. — № 2. — с. 233−243.
- Хуторской, А. В. Современная дидактика: Учебник для вузов Текст. / А. В. Хуторской. СПб: Питер, 2001. — 544 с.
- Чошанов, М. А. Дидактическое конструирование гибкой технологии обучения Текст. / М. А. Чошанов // Педагогаика. 1997. — № 2. — С. 21−29.
- Шадриков, В. Д. Психология деятельности и способности человека Текст. / В. Д. Шадриков. М.: Логос, 1996.
- Шамова, Т. И. Управление образовательными системами Текст. / Т. И. Шамова, П. И. Третьяков, Н. П. Капустин. М.: Владос, 2001. — 319 с.
- Шамова, Т. И. Управление образовательными системами Текст. / Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко, Г. Н. Шибанова. М.: Академия, 2008. — 384 с.
- Шамова, Т. И. Управление процессом формирования качественных знаний учащихся Текст. / Т. И. Шамова // Методическое пособие. — М.: МГПИ им. Ленина, 1990. 112 с.
- Шаталов, В. Ф. Педагогическая проза Текст. / В. Ф. Шаталов. -Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1990. 383 с.
- Юсупов, Р. М. Научно-методологические основы информатизации Текст. / Р. М. Юсупов, В. П. Заболотский. СПб.: Наука, 2000. — 455 с.