Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие художественно-творческих способностей школьников средствами изобразительного искусства

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Эмоциональное переживание дает толчок к размышлению. Создание учащимися работ по изобразительному и декоративно-прикладному искусству формируется в гармонии с чувственными впечатлениями и переживаниями. Направленность развития личности ребенка в большей степени зависит от исходной установки. Дети, у которых развиты творческие способности ко всему, с чем они в жизни сталкиваются, будет нестерпимо… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Научные основы развития художественно-творческих способностей школьников на занятиях по декоративно-прикладной композиции
    • 1. 1. Научные основы развития художественно-творческих способностей школьников
    • 1. 2. Психолого-педагогические основы развития художественно-творческих способностей школьников
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Реализация системы этнохудожественной культуры Краснодарского края в обучении школьников основам декоративноприкладной композиции
    • 2. 1. Система этнохудожественной культуры
  • Краснодарского края
    • 2. 2. Формы организации обучения школьников на этнохудожественной культуры Краснодарского края
    • 2. 3. Предлагаемая модель методической системы развития творческих способностей школьников на занятиях ДЛИ и в процессе ознакомления с этнохудожественной культурой Краснодарского края
    • 2. 4. Критерии оценки работ школьников
  • Выводы по второй главе

Глава 3. Экспериментальное исследование развития творческих способностей школьников в этнохудожественной среде Краснодарского края (на материале обучения школьников основам декоративно-прикладной композиции)

3.1 Констатирующий этап эксперимента.

3.2 Формирующий этап эксперимента.

3.3 Сравнительный (контрольный) этап эксперимента.

Выводы по третьей главе.

Развитие художественно-творческих способностей школьников средствами изобразительного искусства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема исследования и ее актуальность.

Понимание самобытности и уникальности каждой национальной культуры, создание общего культурного пространства, в котором могли бы развиваться разные народы — сегодня приоритетные задачи общества и образовательной политики Российской Федерации.

Государство и общество связывает решение основных проблем сохранения и развития национальной культуры с региональным школьным образованием, которое является ресурсом развития этнохудожественной культуры своего народа. Ребенок должен знать, что этнохудожественная культура его народа — это часть российской и мировой культуры, она обогащает их и является такой же уникальной, как и культуры других народов.

В настоящее время демократизации и гуманизации образования отличается и процесс качественного обновления содержания предметов художественно-эстетического цикла. В связи с этим главная цель состоит в том, чтобы в систему художественного образования и эстетического воспитания детей включить народное искусство во всем его многообразии этнохудожественной культуры регионов России (Краснодарский край и Юг России), проводить воспитательную работу.

В условиях становления и возрождения национального самосознания особую значимость приобретает обучение и воспитание школьников на культуре, традициях и обычаях кубанских казаков. Этнохудожественная. культура — это открытие для молодого поколения, несущее в себе знания и опыт, проверенные веками, культуру и уклад этноса.

В педагогической науке прослеживается тенденция введения в содержание образования основ национальной культуры (А.Д.Алехин, С. А. Аничкин, О. А. Апраксина, Л. Г. Арчажникова, А. А. Балян, Г. В. Беда, О. М. Батчаева, Ю. К. Беджанов, Н. С. Боголюбов, Н. А. Ветлугина, И. В. Земцова, Е. Л. Егорова, Д. Б. Кабалевский, Е. В. Клятковский, Т. С. Комарова, В. В. Корешков, В. С. Кузин,.

В.К.Лебедко, Б. Т. Лихачев, С. П. Ломов, Б. М. Неменский, Н. Н. Ростовцев, Н. П. Сакулина, М. В. Соколова, Н. М. Сокольниковой, А. С. Хворостов, В. К. Шаповалова, Ю. В. Шаров, В. Н. Шацкая, Т. Я. Шпикалова, Е.В.Шорохов).

Важность вопросов развития и формирования целостной личности, ее духовности, развития художественно-творческих способностей, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства подчеркивается и в «Концепции художественного образования Российской Федерации». Данная концепция определяет стратегические направления государственной политики в сфере художественного образования, указывает на перспективы его развития в единстве целей, задач и путей их достижения, на дальнейшее развитие культурной политики нашего государства.

Проблема формирования и развития художественно-творческих способностей школьников в педагогическом процессе — одна из сложных и ключевых проблем педагогики. Анализ научных подходов к данной проблеме и существующей практики позволил выявить противоречия: между необходимостью совершенствования содержания методики обучения изобразительному искусству на народных традициях, между этнокультурными потребностями общества в области художественного образования и недостаточной разработанностью содержания и методики обучения этнохудожественной культуры Краснодарского края. Данные противоречия вызвали необходимость исследования проблемы разработки содержания и методики обучения изобразительному искусству, способствующих формированию этнохудожественных знаний и умений школьников.

Произведения изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, вызывая эстетические эмоции, убеждают, доносят до сознания школьников потребность уважительного, бережного отношения к культурному наследию родного края, повышают общую эстетическую и художественную культуру, вызывают познавательный интерес к изобразительному, декоративно-прикладному и народному творчеству, утверждают чувство гордости за искусство своих земляков. Именно в этнохудожественной культуре возможно обучение школьников основам художественного ремесла, что обусловлено:

— формированием внутренней мотивации школьников и развитием художественно-творческих способностей, творческого потенциала;

— учетом возрастных и индивидуальных особенностей школьников при выборе содержания, форм, методов и средств обучения;

— тесной взаимосвязью теории с практикой;

— изучением истории местного народного декоративно-прикладного искусства, живым контактом с художественными промыслами, народными мастерами;

— рассматриванием изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства в тесной взаимосвязи с народной философией, календарем, педагогикой;

— выполнением изделий с опорой на народные традиции, обычаи. Воспитательная и образовательная ценность изобразительного, декоративноприкладного и народного искусства, необходимость широкого его применения давно признавалась выдающимися умами человечества: Аристотелем, Каменским, Ушинским, Чистяковым. Большой вклад в современную теорию и практику эстетического воспитания и художественного образования школьников внесли известные педагоги-новаторы С. Т. Шацкий и В. А. Сухомлинский.

Согласно теории воспитания одна из основных задач художественно-творческого развития школьников — формирование творческой личности, индивидуальности способностей, средствами изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства. Решение этой задачи станет возможным лишь тогда, когда на основе художественно-эстетических потребностей сформируется определенное эстетическое отношение к действительности и изобразительному искусству. В соответствии с этим происходит возрождение ценностей и традиций национальной культуры Краснодарского края, формирование ценностного потенциала становится более реальным и закономерным. К сожалению, эстетическое воспитание и художественное образование в школе отличается отсутствием единых принципов обучения.

Сегодня в школах на уроках предметов эстетического цикла, в лучшем случае осуществляется изучение художественного материала, фактически без внимания остается его эстетическая сущность. Не раскрываются глубоко форма, не решается задача формирования личности с активным эмоционально оценочным отношением к изобразительному искусству. Все это требует: 1) формирования художественно-образного мышления, практической деятельности- 2) воспитания и развитие творческих способностей, изобразительных навыков и эстетического отношения к действительности, искусству, явлениям художественной культуры, народным художественным традициям- 3) обучения основам изобразительной грамотности- 4) приобщение к наследию отечественного и мирового искусства.

Концепция исследования основывается на убеждении, что без развития художественно-творческих способностей у школьников, включая изобразительное, декоративно-прикладное и народное искусство, невозможно решить основные задачи в воспитании подрастающего поколения, сформировать духовно-ценностные качества личности ребенка.

Решению проблемы развития художественно-творческих способностей школьников в процессе обучения средствами изобразительного искусства (на материале этнохудожественой культуры Краснодарского края) и посвящено данное исследование, в котором осуществлены разработка, создание и обоснование современной теоретической и методической системы.

Методическая система основана на достижениях современной психологии, физиологии, педагогики, философии, искусствознанияна духовно-нравственном воспитании школьниковна художественно-творческих национальных традицияхна анализе исторического опыта обучения учителей изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

При изучении проблемы развития художественно-творческих способностей школьников на материале этнохудожественной культуры Краснодарского края автором выявлены важнейшие противоречия, возникшие в системе художественно-педагогического образования: а) с одной стороны, требования общества максимально полного использования интеллектуального и творческого потенциала школьников, с другой стороны, недостаточная методологическая база и отсутствие целостной методической системы развития художественно-творческих способностей школьниковб) общество требует от образования воспитания и развития культурного, духовно-нравственного мыслящего человека в то же время отсутствует модель такого воспитания и развития личности.

Проблемам приобщения подрастающего поколения к культурному наследию через искусство посвящены исследования Т. И. Баклановой, Л. В. Ермоловой, В. В. Корешкова, В. С. Кузина, В. К. Лебедко, С. П. Ломова, А. Н. Малюкова, Л. Г. Медведева, Б. М. Неменского, Н. Н. Ростовцева, Н. М. Сокольниковой, А. С. Хворостова, Е. В. Шорохова, Т. Я. Шпикаловой.

Проблема разработки эффективной методической системы развития художественно-творческих способностей школьников требует теоретических, экспериментальных исследований и практических разработок, направленных на дальнейшее совершенствование воспитания подрастающего поколения.

Актуальность данной проблемы заключается в том, что от ее нерешенности в значительной мере страдает качество художественного образования и воспитание школьников на культуре, традициях, обычаях своего народа. Сказанное обусловливает актуальность темы исследования.

Цель исследования — научно обосновать, разработать и экспериментально проверить методическую систему развития художественно-творческих способностей школьников на уроках изобразительного искусства посредством приобщения к этнохудожественной культуре.

Объектом исследования — процесс обучения и развития художественно-творческих способностей школьников на материале этнохудожественной культуры Краснодарского края.

Предмет исследования — развитие художественно-творческих способностей школьников на занятиях изобразительного искусства, в единстве и тесной взаимосвязи обучения, воспитания и развития (на материале этнохудожественной культуры Краснодарского края).

Гипотеза исследования состоит в том, что совершенствование и содержание методики обучения и развития художественно-творческих способностей школьников будет успешным если:

— в содержание учебной программы по изобразительному искусству внедрен и реализуется в процессе обучения национально-региональный (этнокультурный) компонент образования, соответствующий национальным интересам и потребностям школьников;

— учебно-воспитательный процесс по изобразительному искусству в общеобразовательной школе будет организован как специальная художественно-творческая деятельность, направленная на формирование у школьников этно-художественных знаний и умений;

— учебно-воспитательный процесс по изобразительному искусству ориентирован на современные педагогические технологии;

— художественно-технологически и методически подготовлен учитель к этно-художественному образованию школьников (на материале этнохудожественной культуры Краснодарского края);

— установлены возрастные и индивидуальные закономерности художественно-творческого развития школьников в процессе обучения и изучения культуры кубанских казаков;

— разработаны наглядные учебно-методические пособия по этнохудожественной культуре кубанских казаков.

Задачи исследования:

1. Раскрыть психолого-педагогические аспекты проблемы совершенствования содержания и методики обучения изобразительному искусству на материале этнохудожественной культуры Краснодарского края.

2. Исследовать и проанализировать природу художественно-творческих способностей школьников в контексте рассматриваемой проблемы.

3. Обосновать систему этнохудожественного образования школьников, ориентированную на национальную культуру и современные образовательные технологии, определить уровни сформированности у школьников этнохудожест-венных знаний и умений.

4. Разработать учебные программы по этнохудожественной культуре Краснодарского края.

5. Теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических принципов, методов, форм, средств, условий развития художественно-творческих способностей школьников.

6. Экспериментально проверить эффективность разработанного содержания и методики этнохудожественного образования школьников в процессе обучения изобразительному искусству.

Методологической основой исследования являются ведущие положения философии, социологии, психологии, педагогики, искусствоведения, теории и методики обучения изобразительному искусству, наблюдения за познавательной, репродуктивной и творческой деятельностью учащихся.

Опираясь на научные труды ведущих ученых в области методики преподавания изобразительного искусства и декоративно-прикладной композиции А. Д. Алехина, Г. В. Беда, Н. С. Боголюбова, С. Кузина, Б. М. Неменского, Н. Н. Ростовцева, Е. В. Шорохова, Т. Я. Шпикаловой.

Для решения поставленных задач были применены следующие методы исследования:

— анализ учебных программ по изобразительному искусству;

— изучение и обобщение опыта работы педагогов, ведущих уроки изобразительного искусства.

— изучение опыта нравственно-эстетического воспитания школьников на уроках изобразительного искусства;

— выявления и раскрытие психолого-педагогической основы развития художественно-творческих способностей школьников в процессе изучения изобразительной грамоты на материале этнохудожественной культуры Краснодарского края;

— определение влияния практических знаний, умений и навыков путем овладения разными художественными материалами;

— разработка системы оценки детских работ, учитывающей возрастные и индивидуальные особенности школьников;

— изучение продукта деятельности школьников (их рисунки);

— педагогический эксперимент (беседы, анкетирования). Научная новизна заключается в следующем:

— теоретически обоснована и экспериментально проверена методическая система развития художественно-творческих способностей школьников средствами изобразительного искусства (на материале этнохудожественной культуры Краснодарского края);

— разработаны учебно-методические материалы по этнохудожественной культуре Краснодарского края;

— выявлены особенности этнохудожественной культуры кубанских казаков как специфической формы художественного отражения действительности, как средства художественного образования и эстетического воспитания школьников;

— определены методологические основы совершенствования содержания и методики обучения изобразительному искусству на материале этнохудожественной культуры Краснодарского края;

— научно обоснована необходимость формирования этнохудожественных знаний у школьников.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что внесен вклад в теорию и методика обучения и воспитания средствами изобразительного искусства посредством решения проблемы в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства;

— решения научно-педагогических основ обучения;

— создания специальной программы образовательного и воспитательного характера по развитию художественно-творческих способностей школьников на материале этнохудожественной культуры Краснодарского края;

— научного обоснования и экспериментальной проверки обучения школьников основам изобразительной грамоты, а также для дальнейшей разработки проблемы развития художественно-творческих способностей школьников на уроках изобразительного искусства.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что они могут быть использованы в практической работе, а также при создании новых учебных программ и учебно-методических пособий.

Полученные результаты исследования могут в дальнейшем применяться учителями изобразительного искусства, начальных классов, на занятиях художественного труда, в проведении интегрированных занятий.

Разработанная нами методика и материалы могут быть использованы в вузе при подготовке студентов к работе в школе. Основные положения обучения школьников изобразительному искусству с учетом этнокультуры Краснодарского края можно использовать в любой школе России.

Достоверность исследования полученных результатов обеспечивается правильным методологическим подходом к решению поставленной проблемы, результатами собственного опыта преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе, опорой на теоретические положения психолого-педагогической, философско-эстетической и методической литературы, использованием в работе современных достижений педагогической науки, психологии, эстетики, эстетического воспитания и художественного образования подрастающего поколения.

Основные положения и результаты исследования докладывались и получили одобрения на научно-практических конференциях в г. Краснодаре, на международных, научно-практических конференциях (М., 2006, 2008, Бирск, 2006, Краснодар, 2007, 2008, Орел, 2007, 2009, Екатеринбург, 2007, 2009, М., — Химки, 2007, Омск, 2007, 2008, Шадринск, 2008, Челябинск, 2008, Оренбург, 2007, Волгоград, 2008), всероссийских, межвузовских конференциях (Краснодар, 2005, 2006, Челябинск, 2006, 2008, Рыбинск, 2007, Карачаевск, 2007, 2008, Тюмень, 2008, Магнитогорск, 2008, 2009, Армавир, 2008, Уфа, 2008), коллективная монография «Педагогика — семья — школа — общество Воронеж 2008, на семинарах учителей изобразительного искусства и опубликованы.

Ежегодно сообщалось на кафедре декоративно-прикладного искусства и дизайна Кубанского государственного университета. Основные положения отражены в статьях и тезисах, опубликованных в международных и межвузовских сборниках научных трудов, в журналах «Социально-гуманитарные знания», «Современные проблемы науки и образования», «Сибирский педагогический журнал», «Известия Южного Федерального университета», «Рага^а», в учебно-методических пособиях: «Кубановедение на уроках изобразительного искусства», «Искусство и дети», «Изобразительное искусство в школе 1−4-е классы».

В экспериментальной работе мы опиралась на анализ и обобщение нашего исследовательского и передового педагогического опыта. Исследования и сбор материала проводились в общеобразовательных и художественных школах г. Краснодара (№ 2, № 51, № 58, № 96), ДШИ № 2, ДХШ № 1 им. Пташинского, ДСХШДПИ им. Филиппова, поэтапно в течение 22 лет.

На первом этапе (1986;1989г.г.) изучалось психолого-педагогическая и научно-методическая литература по проблеме предстоящего исследования, фило-софско-эстетической литературы, собирался и обобщался материал, анализировались учебные программы и учебные пособия по изобразительному искусству в общеобразовательной школе, оценивалось современное состояние проблемы.

На втором этапе (1990;2000г.г.) осуществлялось разработка программы экспериментального исследования и проведения опытно-экспериментальной работы школьников на базе школ г. Краснодара. Проводились открытые уроки по изобразительному искусству для учителей изобразительного искусства и научно-методического центра г. Краснодара, сделан доклад на научно-практической конференции для учителей города. Это помогло выявить недостатки в организации работы по развитию художественного потенциала и творческих сил школьников и наметить пути и способы их преодоления.

На третьем этапе (2001;2005г.г.) обобщались результаты исследования, подводились итоги, осуществлялось внедрение результатов исследования в систему общеобразовательной школы. В течение всех лет исследования постоянно изучался и учитывался опыт эстетического воспитания, развитие художественно-творческих способностей школьников на материале этнохудожественной культуры Краснодарского края. В процессе опытно-экспериментальной работы проверялись и уточнялись формы, методы и средства художественной деятельности школьников, формирование их эстетического отношения к искусству.

На четвертом этапе (2006;2009 г. г.) систематизирован теоретический и экспериментальный материал исследования, осуществлено оформление результатов исследования в книгах «Кубановедение на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе», «Искусство и дети», «Изобразительное искусство в 1−4-х классах», в виде учебно-методических рекомендаций.

Положения, выносимые на защиту: — обоснование необходимости развития художественно-творческих способностей школьников средствами изобразительного искусства (на материале этнохудожественной культуры Краснодарского края);

— условия, необходимые для совершенствования содержания и методики обучения и развития художественно-творческих способностей школьников средствами изобразительного искусства;

— выделение обучающих возможностей, проявляющихся в ходе ознакомления школьников с этнохудожественной культурой кубанских казаков и методической системы, направленной на развитие художественно-творческих способностей, включающей разработанные темы уроков, приобщающие школьников к национальной культуре кубанских казаковрекомендации наглядного материала для проведения предлагаемых уроков;

— изучение этнохудожественной культуры кубанских казаков в системе предметов художественно-эстетического цикла, ориентированных на национальную культуру и современные образовательные технологии.

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. Объем основного текста — 408 страниц, помимо этого содержатся 3 схемы, 9 таблиц, 26 диаграмм и 164 рисунка.

Список литературы

включает 244 наименования. В приложении даны фотографии, детские работы.

Выводы по третьей главе.

Ведущей формой обучения, как показала наша опытно-экспериментальная работа, является организация учебного сотрудничества с целью интеграции знания теории и практики в развитии художественно-творческих способностей школьников средствами изобразительного искусства (на материале этнохудо-жественной культуры Краснодарского края).

Цель экспериментальной работы заключалась в разработке и проверке системы этнохудожественного образования школьников. Формирования знаний, умений и навыков, развитие композиционно-декоративных способностей, развитие художественного восприятия, творческого воображения и творческого мышления. Были предложены темы: «Народные промыслы Кубани», «Кубанские костюмы», «Жилища кубанских казаков», «Фольклор кубанских казаков», «Дети и искусство», «Искусство вокруг нас», «Каждый народ-художник», «Духовное наследие Кубани».

Используя в общеобразовательной школе учебных, воспитательных и развивающих средств обучения на уроках по изобразительному и декоративно-прикладному искусству позволит активизировать развитие познавательной активности школьников. Развивается чувство гармонии и чувство материала особенно успешно можно развивать у школьников в процессе изучения цветовых и линейных ритмов, композиционная стройность постепенно осваивается учащимися от урока к уроку.

Результаты свидетельствуют о том, что совершенствования дисциплин эстетического цикла, реализация задач развития художественно-творческих способностей школьников на этнохудожественной культуре Краснодарского края дали определенные положительные результаты.

Знакомясь с различными видами изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, учащиеся усваивали определенные операции, приобретали навыки, связанные с народными промыслами, устным и музыкальным народным творчеством. Выработали способность подходить творчески к выполнению различных трудовых действий, вносить в окружающую жизнь художественное начало.

Занятия декоративной деятельностью в процессе познания этнохудожествен-ной культуры Краснодарского края помогают учащимся постичь красоту, так как они сами участвуют в создании изделий и получают удовлетворение от результатов своей деятельности. В этой работе ограничено сочетается решение творческих задач с необходимостью овладении различными приемами всевозможных ремесел Кубани, с приобретением навыков, позволяющих замыслы воплотить в материале.

Сравнительный анализ результатов, характеризующий уровень подготовки школьников на знание этнохудожественной культуры Краснодарского края.

О знан. нар. пром. Кубани жил. кубан. 78,4°/ казк. знан. ист. О знан. худ. кул. 81,6% п фол. куб. казак.

80,5°/.

85,4% кост. кубан. каз.

80,1%.

75,3%.

Заключение

.

1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить и раскрыть психофизиологические особенности школьников, сущность процесса творчества, основы развития творческих способностей и развития художественно — образного мышления, творческого воображения, восприятие художественных образов. Таким образом, развитее художественно-творческих способностей и его высшая форма — искусства — являются необходимейшей частью общественного сознания, обеспечивающей его целостность и мобильность, его поисковую направленность в будущее, его нравственно — психологическую устойчивость в настоящем.

2. В современных условиях перестройки народного образования, педагогической науки проблема развития художественно-творческих способностей школьников, формирования их духовной культуры средствами изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства.

3. Исследование показало, что на успех в художественно-творческой деятельности могут рассчитывать лишь те школьники, у кого развиваются многообразные духовные потребности, и, прежде всего широкие гуманитарные интересы. Такой педагогический прием позволяет значительно расширить общие представления учащихся о красоте, гармонии предметов и явлений действительности и одновременно осуществить дифференцированный избирательный подход к этим явлениям, осуществить развитие индивидуальности школьника.

4. Этнохудожественная культура Краснодарского края раскрывает поистине необъятные просторы для формирования духовной культуры, эстетического развития подрастающих поколений.

5. Исследования педагогов и психологов подтверждают, что наиболее совершенный путь глубокого осмысления, совершенствования и систематизации знаний, формирования необходимых умений и навыков — это путь включения школьников в практическую деятельность.

6. Декоративно-прикладное искусство, народное творчество, изучение фольклора кубанских казаков, обычаи, традиции следует шире практиковать на уроках изобразительного искусства. Так как они способствуют формированию у школьников эстетического вкуса, понимания истинно прекрасного, умения отделять красоту от красивости, подлинно художественное — от подделок и стилизации.

7. Воспитание школьников на народном искусстве, на культуре своего края в целом осуществляется на основе целенаправленного педагогического воздействия. Здесь необходимо отметить большую роль учителя, который должен использовать стимулирование положительных эмоций в процессе развития художественно-творческих способностей на материале этнохудожественной культур Краснодарского края. От его работы, мастерства и ответственного выполнения своих обязанностей зависит формирование духовных и нравственно — эстетических качеств личности школьника.

Искусство способно художественно воспроизводить и вместе с тем формировать внутренний единый и неповторимый мир ребенка. Оно подходит к интерпретации и социальному, нравственному, эстетическому, духовному формированию индивидуальности ребенка. Многосторонне воздействуя в одном случае в большей степени на его эмоции. Другом — на его нравственность, в третьемна его философские принципы, но результат этого воздействия всегда целостен. Охватывает весь духовный мир ребенка, порождает в нем богатство переживаний, связанных с внутренним единством его Я. И главное здесь в том, что искусство способствует осознанию ребенком смысла своего существования и неповторимости его жизни.

8. Как свидетельствуют результаты исследования изобразительное, декоративно-прикладное и народное искусство помогает воспитанию школьников в духе глубокого уважения к национальным традициям, успешному решению задач воспитания и развития художественно-творческих способностей на материале этнохудожественной культуре Краснодарского края.

9. Почти полное отсутствие обучения изобразительному искусству учителями — специалистами отрицательно влияет на общее художественно — творческое развитие школьников.

10. Собирание и изучение произведений народных мастеров, узнать историю своего края, традиции, обычаи, культуру, создание новых работ на основе творческой переработки, как правило, вызывает большой интерес у школьников. Широкое использование народного искусства Краснодарского края на уроках изобразительного искусства придает эстетическому воспитанию и образованию школьников необходимую конкретность и действительность.

11. Приобщение школьников к этнохудожественной культуре Краснодарского края, развивая художественно-творческие способности, есть верный путь формирования у ребят высокой нравственности и культуры. Художественное творчество помогает ребятам не останавливаться на достигнутых успехах, постоянно стремиться к самосовершенствованию, к преобразованию мира по законам красоты.

12. Мировоззрение придает целесообразность, социальную и эстетическую значимость деятельности детей, оно определяет социальный смысл создаваемых детьми художественных произведений, в которых реализуется идеал творца, возникает произведение искусства созданное детьми, которое способно служить социально — прогрессивным целям общества.

13. В детских работах господствует чистота, прямолинейность. Они не знают разницы между действительностью и тем, чего не может быть. Поэтому у младших ребят в рисунках легко соединяется сказка, быль с небывальщиной, явь с мечтой, и все это в высказываниях и в рисунках овеяно подлинно поэтическим настроением. У ребят постарше изобразительные умения, свобода в пользовании выразительными средствами расширяется, расширялся горизонт видимого мира. Ребятам, которым помогли овладеть искусством, в своем творчестве достигает больших успехов.

14. Развитие художественно-творческих способностей — приобщение детей к творчеству есть верный путь формирования у ребят высокой нравственности и культуры. Художественное творчество помогает ребятам не останавливаться на достигнутых успехах, постоянно стремиться к самосовершенствованию, к преобразованию мира по законам красоты. Этнохудожественная культура в данном случае это наш Краснодарский край способно повлиять на мироощущение ребенка, поведение и деятельность. Оно может дать детям высшие идеалы и принести подлинную радость. Выступает в качестве комплексного воспитателя, формирующего целостную личность ребенка в единстве его чувств, интеллекта, воли, действия его поведения.

15. Эмоциональное переживание дает толчок к размышлению. Создание учащимися работ по изобразительному и декоративно-прикладному искусству формируется в гармонии с чувственными впечатлениями и переживаниями. Направленность развития личности ребенка в большей степени зависит от исходной установки. Дети, у которых развиты творческие способности ко всему, с чем они в жизни сталкиваются, будет нестерпимо видеть, и понимать художественные ценности искусства. И тогда художественное образование, и воспитание станут частью большой работы с подростками. Воспитание — процесс многогранный, сложный, в значительной мере индивидуальный. Работая с детьми всегда нужно руководствоваться главной особенностью искусства — отражением, воспроизведением действительности в художественных, чувственно воспринимаемых образах, несущих определенные идеи, мысли. А отсюда и реализация одной из целей: развить у учащихся способности мыслить образами, соотносить произведение искусства с действительностью.

16. Обучение школьников основам изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства можно считать действительным средством воспитания, оно будет способствовать становлению универсальной личности. Мы не должны быть равнодушными к народному искусству, так как гаснут очаги народного творчества, прерывается нить художественных традиций, забываются секреты мастерства.

17. В настоящее время, когда имеет место, опережающее развитие техника — технологического и отставание культурного, в том числе и нравственного, аспектов общественной жизни, очень важно осознать объективную необходимость изучения этнохудожественной культуры своего региона для стабилизации общества, его духовного оздоровления, утверждения приоритета трудовой деятельности на основе гуманизма и высоких социальных идеалов. И в этом поможет искусство со своим укладом.

18. Воспитательная система школы — система открытая, так как школа находится в среде, и последняя во многом определяет характер всех остальных компонентов системы. Стремясь к целенаправленности, к гармонии, воспитательная система школы по-разному реагирует на внешние раздражители, на вторжения извне. Одни — те, что не соответствуют ее природе, она игнорирует или отчуждает, другие — преобразует согласно своей сути и включает их в себя. С развитием цивилизации по мере увеличения значимости научного знания в жизни общества возрастают роль и возможности педагогики в определении общей и частных целей воспитания. Новые качества в системе образования взаимодействуют между собой. На уроках изобразительного искусства ученики не только усваивают элементы изобразительной грамоты, но и развиваются. Узнают историю своего края, обычаи, традиции, которые так необходимы в наше нелегкое время.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е. Фантастическая реальность мифа. М.: Изд. Открытый мир, 1996.-95 с.
  2. Н. Гжели 650 лет. //Юный художник. 1989. — № 12. — С. 24 — 27.
  3. А.Д. Изобразительное искусство. М.: Просвещение, 1984. — 114 с.
  4. Е.Э. Батик. Глина. Дерево. М.: Изд. Астрель, 2001. — 80 с.
  5. В.П. Теория фольклора. М., 1996.
  6. Н.В. Древнее золото Кубани. Краснодар.: Краснодарские известия, 1987.-230 с.
  7. C.B., Рукавица В. Ю., Шушпанова A.B. Методические основы преподавания декоративно-прикладного творчества. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006 — 347 е., ил.
  8. М. золото и сажа Хохломы. // Наше наследие. 1988. — № 2. — С. 153- 156.
  9. С.Ю., Афонкина Е. Ю. Уроки оригами. М.: Изд. Аким, 1996. — 46 с.
  10. Ю.Ахмедова М. Цвет белый, черный, цветовой круг. // Юный художник, — 1988.-№ 6. С.44−45.11 .Бажин А. О работе с глиной. // Юный художник. 1988. — № 6. — С. 28 — 29.
  11. В. Полховский Майдан. // Химия и жизнь. 1977. — № 10. — С.84 -89.
  12. А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. JL, 1986.
  13. А.К. Ритуал в традиционной культуре. С.-Пб., 1993.
  14. А.К. Ритуал: свое и чужое //Фольклор и этнография. Проблемы реконструкции фактов традиционной культуры. JL, 1990.
  15. Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе. М.: Изд. Школьная пресса, 2003. — 144 с.
  16. Г. И., Лисова К., Суворова Г. Нравственное воспитание школьников на народных традициях. М.: Изд. Народное образование, 2002. — 112 с.
  17. Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе. М: Школьная пресса, 2003. — 144 с.
  18. Г. В. Живопись. М.: Просвещение, 1986. — 190 с.
  19. Г. В. Основы изобразительной грамоты. М.: Просвещение, 1981. — 190 с.
  20. В.А. Очерки о народной эстетике. М.: Изд. Лад, 1989. — С.49.
  21. Г. К. Ткань. Бумага. Тесто. М.: Изд. Астрель, 2001. — 64 с.
  22. В.А. О нравственной деятельности. М.: Знание, 1977. — 63 с.
  23. И .Я. Русская народная вышивка. М.: Изд. Высшая школа, 1972.-138 е., ил.
  24. Н.И. Календарные праздники и обряды кубанского казачества. Краснодар, 2003. — 263 с.
  25. Н.И. Осина (материалы к этнокультурному словарю Кубани) // Мир славян Северного Кавказа. Краснодар, 2004. С. 154.
  26. Н.И. Святой угол // Народное творчество. 1998. № 2.
  27. Н.И. Магия начала. Некоторые аспекты традиционных верований славянского населения Кубани // Археология и этнография Северного Кавказа. Краснодар, 1994.
  28. Н.И. Традиционная культура кубанского казачества (конец XIX -начало XX в.) Кубанское казачество (Этносоциальный аспект). // Традиционная культур кубанского казачества. Краснодар, 1999.
  29. Н.И. Крестильные обычаи и обряды населения Кубани в конце XIX первой половины XX в. // Восточнославянский этнолигвистический сборник. М. 2001.-210 с.
  30. Н.И. Традиционная духовная культура кубанского казачества (конец XIX первая половина XX в.) // Традиционная культура и дети. Краснодар, 1994
  31. Н.И. Кубанское казачество (этносоциальный аспект) // Кубанское казачество: история, этнография, фольклор. М., 1995
  32. Н.И. Войсковой город Екатеринодар. 1793 1867 г. г. Историко-культурная специфика и функциональная роль в системе городских поселений Российской империи. — Краснодар, 2000
  33. И.Н. Плясовые припевки Кубани / Под. ред. В. Г. Захарченко. Т.2 Краснодар, 1995. 508 с.
  34. В.В. Что такое искусство. М.: Изобразительное искусство, 1988. -326 с.
  35. В.М. Народное искусство. М.: Высшая школа, 1974. — 212 с.
  36. И.Б. Этнокультура и искусство в современной практике художественно-педагогического образования // Изобразительное искусство в школе. — 2002. № 1.-82 с.
  37. Т. Рукотворное чудо дымки. // Юный художник. 1988. — № 6. С. 26−27.
  38. JI.H. «Той, што ловали трясе». Полеские поверья о черте // Слово и культура. М., 1998. Т. 2
  39. JI.H., Толстая С. Н., Агапкина Т. А. Из словаря «Славянской древности» // Славяноведение. 1997. № 4.
  40. Т. Рукотворное чудо дымки. // Юный художник. 1988. — № 6. С. 26−27.
  41. М. Новая абевега русских суеверий. С.-Пб., 1995.
  42. О.В. Батик: горячий и холодный. И Сделай сам. 1997. — № 3. -С.35−45.
  43. Л.Б. Эстетика.- М.: Знание, 1981. 63 с.
  44. B.C. Крестьянское искусство. М.: Просвещение, 1972. — 85 с.
  45. Л.С. Психология искусства. М.: Просвещение, 1986. — 262 с.
  46. Л.С. Педагогическая психология. М.: Просвещение, 1996. -290 с.
  47. . Бумажная пластика. // Юный художник. 1987. — № 10. — С. 42 -43.
  48. . Бумажная пластика. // Юный художник. 1989. — № 12. — С. 44 -45.
  49. H.A. Орнамент народной вышивки славянского населения Кубани.-Краснодар.: Советская Кубань, 1999. 78 с.
  50. Ю.Я. Основы художественной грамоты: Язык и смысл изобразительного искусства: Учеб. пособие. М.: Изобр. искусство, 1998. — 204 с.
  51. P.A. Художественная роспись ткани. М.: Изд. центр Владос, 2003.-43 с.
  52. .П. Куклы: энциклопедия. М.: Время, 2004. — 496 е., ил.
  53. Г. С. Декоративно-прикладное искусство в система нравственного воспитания младших школьников // Изобразительное искусство в школе. 2001. № 3. — 80 с.
  54. H.A., Островская О. В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник 5 класс. М: Просвещение, 2001. — 176 с.
  55. H.A. Методическое пособие к учебнику «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»: 5 кл. / Н. А. Горяева, под ред. Б. М. Неменского. -М.: Просвещение, 2003. 109 с.
  56. В.П. Народная культура средневековья. М.: Просвещение, 1988.-120 с.
  57. О.В. Эстетика. -М.: Изд. центр «Аз», 1995. 284 с.
  58. Ю.Г. Городецкая роспись. М.: Мозаика — Синтез, 2002. — 34 с.
  59. Г. П. Каргопольская глиняная игрушка. М.: Просвещение, 1986. -С.108 — 112, 140- 142.
  60. Г. П., Яковлева Г. А. Изобразительные мотивы в русской народной вышивке. Музей народного искусства. Альбом.
  61. Екатеринодар Краснодар: Два века города в датах, событиях, воспоминаниях. Материалы к Летописи. Краснодар, 1993.бЗ.Заградская С. С. Свадьба кубанских казаков // Играем свадьбу. М., 1987.
  62. Золотая книга мифов, легенд и сказок Японии: Сборник / Сост. А. Мещеряков, Н. Будур, С. Прокофьев. М.: Терра, 1996. — 392 с.
  63. И.Н. Нравственное воспитание в социалистическом коллективе. М.: Знание, 1977. — 64 с.
  64. Ермолаева-Томина Л. Б. Психология художественного творчества. М.: Академический Проект, 2003. — 320 с.
  65. С.А. Стихотворения. — Краснодар.: Краснодарские известия, 1980. 223 с.
  66. В.А. Кубанские войсковые праздники // Казачество в истории России, 1993. С. 205.
  67. С.К. Русская народная живопись. М.: Просвещение, 1984. — 168 с.
  68. Л. Смоленские «Украсы». // Юный художник. 1988. — № 9. -С. 28−30.
  69. В.И. Взаимосвязь педагогической науки и практики. М.: Просвещение, 1988. — 240 с.
  70. Л. Резное и расписное дерево. М.: Советская Россия, 1985. -186 с. ил.
  71. О.В., Карпова Е. В. Встретим праздник весело. Ярославль: Академия Холдинг, 2004. — 56 с.
  72. Р.В. История костюма. М.: РИПОЛ классик, 2005. — 287 с.
  73. С. Свадьба кубанских казаков // Играем свадьбу. М., 1987.
  74. Изобразительное искусство в школе / Под ред. В. В. Колокольникова.- М.: Педагогика, 1975. 75 с.
  75. Т.В. Русский фольклор. Словарь-справочник. М.: Просвещение, 2002.-334 с.
  76. Е.В. Психология изобразительной деятельности. — М.: Просвещение, 1971.-160 с.
  77. Г. Что такое орден? // Юный художник. 1987. — № 8. — С. 42 -43.
  78. Г. Архитектура и стиль. // Юный художник. 1989. — № 6. -С. 44−46.
  79. Искусство в жизни детей: Из опыта работы / Под ред. А. П. Ершова, Е. А. Захарова, Т. Г. Пеня. -М: Просвещение, 1991. 86 с.
  80. Искусство и научно технический прогресс / Ред сост. Л. И. Новикова, В. С Соколов. — М.: Искусство, 1973. — 463 с.
  81. История искусства зарубежных стран / Под. ред. А. П. Доброклонского. -М.: Изд. Изобр. искусство, 1981. 407 с.
  82. История Кубани / Под. ред. Куб. ГУ Щетнева В. Е. — Краснодар: Кубанское книжное издательство, 2004. 304 с.
  83. Казаки / Под. ред. Алмазова Б. А. СПб.: Диамант, 1999. — 85 с.
  84. Т., Юсупова И. Путешествие с красками. М.: Открытый мир, 1998.-72 с.
  85. КандинскийВ.В.Избранные труды по теории искусства. М.: Гилея, 2001. -Т.2.-344 с.
  86. В.О. О духовном в искусстве. // Творчество. — 1988. № 8. С.35−40.
  87. А.С. Искусство и ремесла. М.: Просвещение, 1977. — 111 с.
  88. А.И. Стиль и архитектура. М.: Просвещение, 1985. — 90 с.
  89. В.Н. Художественно-творческое развитие личности в детстве: (психолого-педагогическая модель уроков в изобразительном искусстве). // Искусство и образование. 1999. — № 4. — С.22 — 28.
  90. А. Психологическая специфика урока рисования. // Художник, 1980. № 5. — С.39 — 40.
  91. Е.В. История костюма. М.: Просвещение, 1970. — 102 с.
  92. Н.И. Типы традиционного сельского жилища кубанских казаков и народные способы его строительства (конец XIX 20-е гг. XX в) // Археологические и этнографические исследования Северного Кавказа. Краснодар, 1994
  93. Р. Кимоно. // Юный художник. 1990. — № 3. — С. 44 — 46.
  94. Китаев-Смык JI.A. Психология стресса. М., 1983.
  95. M.JI. Твой герб и псевдоним.- М.: Открытый мир, 1997. 96 с.
  96. M.JI. Человек и портрет. М.: Открытый мир, 1997. — 94 с.
  97. С.К. Батик. Ярославль: Академия, К Академия Холдинг, 2000. — 64 с.
  98. В.И. Кубань многонациональная: этнографический словарь-справочник. Краснодар.: Изд. Адм. Краснодарского края, 2007. — 240 с. ил.
  99. ЮЗ.Конышева Н. М. Наш рукотворный мир. М.: Изд. Linka — press, 1996. — 82 с.
  100. Н.М. Чудесная мастерская. М.: Изд. Linka — press, 1996. — 82 е.
  101. Н.М. Лепка в начальных классах. М.: Просвещение, 1985. — 80 с.
  102. Т. Изобразительное искусство и мир интересов человека. М.: Издательский дом Юность, 1994. — 139 с.
  103. Р.И. Рисование. М.: Просвещение, 1971. — 85 с.
  104. В.И. Эстетический идеал советского искусства. М.: Знание, 1976.-38 с.
  105. В.И. Язык изобразительного искусства. М.: Знание, 1978. — 111 с.
  106. А. Горячий батик. // Интерьер. 1999. -№ 11.- С. 58. Ш. Котова И. Н., Котова А. С Русские обряды и традиции. Народная кукла.
  107. СПб.: Паритет, 2003. 240 с. 112. Кравчунас Б. К. Знакомство с материалами и инструментами художника. // Юный художник. — 1988. — № 9. — С.46 — 47.
  108. O.A. Эстетика. M.: Аспект Пресс, 2000. — 430 с.
  109. В.А. Воспитание воли. М.: Просвещение, 1977. — 180 с.
  110. В.П. Путь к прекрасному. М.: Просвещение, 1989. — 102 с.
  111. В.П. Путь к прекрасному. М.: Просвещение, 1989. — 191 с.
  112. Кубанские рассветы / Авт. текста Н. В. Анфимов, В. П. Бардамым, Б. А Ермаков Краснодар: Краснодар, известия, 1989. — 276 с.
  113. Кузин. В С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1 3 классах. -М.: Просвещение, 1983. — 191 с.
  114. B.C. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах. М.: Просвещение, 1984. — 319 с.
  115. B.C. Основы обучения изобразительного искусства в школе. М.: Просвещение, 1977. — 206 с.
  116. B.C. Психология. М.: Высшая школа, 1994. — 280 с.
  117. B.C. Психология. М.: Высшая школа, 1974. — 280 с.
  118. B.C., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство. 1−2 классы: Учебник: В 2 ч. М., 1997.
  119. B.C., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство. 3 класс. Учебник. М: Изд. Дрофа, 2004.- 111 с.
  120. C.B., Лакоценина Т. П. Нетрадиционные уроки в начальной школе (часть 2: русский язык, чтение, ИЗО, музыка) Ростов-на-Дону: Учитель, 2002. — 176 с.
  121. Л.И. Эстетическое и этическое в жизни и в искусстве. М.: Мысль, 1968. — 141 с.
  122. Н.В. Учимся рисовать. М.: Философское общество Слово, 2002. — 25 с.
  123. А. Прекрасное: Миф и действительность. -М.: Прогресс, 1977. -70 с.
  124. H.A. Мир детства. М.: Педагогика, 1991. — 123 с.
  125. О. Искусство и молодежь. М.: Молодая гвардия, 1980. — 91с.
  126. С. Ваш ребенок рисует. -М.: Сов. художник, 1979. 269 с.
  127. А.Н. Проблема развития психики. М.: Просвещение, 1975. — 200 с.
  128. Л.А. Искусство и современный мир. М.: Изобразительное искусство, 1973.-319 с.
  129. Д.С. Память культуры и культура памяти. // Юный художник. -1983. -№ 3. — С.1.
  130. Д.С. Предисловие // М. А. Некрасова Народное искусство как часть культуры. М.: Просвещение, 1983. — С.5 — 6.
  131. В., Скальский Ю. Это звонкая сказка Гжель. — М.: Свагор, 1994. -190 с.
  132. A.A. Детская психика. М.: Высшая школа, 1971. — 150 с.
  133. O.A. Искусство и идеология. М.: Знание, 1977. — 64с.
  134. Н.Р. Тайна бумажного листа. М.: Мозаика — Синтез, 1998. — 34 с.
  135. Ю. Сказочные птицы. // Юный художник. 1988. — № 3. — С.42 -43.
  136. М.В. Кузьмина М.А, Кузьмина Н. Ю. Такие разные куклы, -М.: Изд. Эксмо, 2004. 80 с.
  137. А.Н. История Кубани. Краснодар.: КубГУ, 2004. — 210 с.
  138. А.Н., Сень Д. В., Узлов Ю. А. История Кубани. Краснодар.: КубГУ, 2004.-336 с.
  139. Маркс К, Энгельс Ф. Об искусстве: В 2 т. М.: Просвещение, 1957. — С. 46 -50.
  140. Л.Б., Уварова И. В. Своеобразие загадок, бытующих на Кубани//Кубанское казачество: история, этнография, фольклор. М., 1995.
  141. О.В., Фролов Б. Е. Страницы военной истории кубанского казачества. Краснодар.: Кубанское казачье войско, 2007. — 388 е.: ил.
  142. О.В., Фролов Б. Е. В вечное сохранение и напоминание славных имен. Краснодар.: ЭДВИ, 2005. — 216 с.
  143. Н.Ф. Символика славянских обрядов. М., 1996.
  144. М.Н. Чудеса детей из ненужных вещей. Ярославль: Академия развития, 1997. — 59 с.
  145. М.И. Чудеса из ткани своими руками. Ярославль.: Академия развития, 1997. — 280 с.
  146. О., Кантор Е. На чем строился цветовой эффект старинных шпалер. // Декоративное искусство СССР, 1986. № 11. — с.44.
  147. М.А. Народное искусство России. Народное творчество как мир целостности-М.: Изд. Советская Россия, 1983. 198 с. ил.
  148. М.А. Народное искусство как часть культуры. М., 1983. — 184 с.
  149. .М. Мудрость красоты. -М.: Просвещение, 1981. 140 с.
  150. .М. Путь к картине. М.: Просвещение, 1978. — С. 75 — 78.
  151. И. «Классные» праздники, или как научить школьников жить весело. -Ярославль.: Академия Холдинг, 2003. 34 с.
  152. Очерки традиционной культуры казачеств России. T.l. М. Краснодар, 2002. ГАКК. Ф.250. Оп. 5. Д. 53- Ф. 252. Оп. 2. Д. 1344- Ф. 353. Оп. 69: Д. 155- Ф. 483. Оп.2. Д. 15. Л. 162- Д. 38. Л. 59- Ф. 418. On. 1. Д. 5456.
  153. Педагогика / Под ред. Л. П. Крившенко. М.: Проспект, 2004. — 420 с.
  154. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 639 с.
  155. Педагогика / Под ред. В. А. Сластенина, И. Ф. Исаева, А. И. Мищенко. М.: Школьная Пресса, 2002. — 510 с.
  156. А.В. Психология личности. М.: Просвещение, 1971. — 180 с.
  157. В., Языкова И. Мы входим в храм.- М.: Открытый мир, 1997.80 с.
  158. В.И., Писаренко И. Я. Педагогическая этика / Изд.2-е. Минск, 1977.-С. 23−24.
  159. И. Кубань православная-первозванная. — Тамань Краснодар: ИПО «Лев Толстой», 2000. -91 с.
  160. В.У. Творчество у истоков гражданственности. — М.: Просвещение, 1989.-195 с.
  161. По страницам истории Кубани / Под ред. В. Н Ратушняка. Краснодар.: Сов. Кубань, 1993.-79с.
  162. По долгу и верности к Отчизне. Краснодар.: Диапозон, 2006. — 128 е.: ил.
  163. Л.А. Этика. М.: Изд. Центр, 1998. — 46 с.
  164. О.С. Русское народное искусство. М.: Изд. Легкая индустрия, 1972.-192 е., ил.
  165. Е. Шпалера в интерьере. // Салон. 1999. № 1. — С.153 — 157.
  166. И. Мои воспоминания. // Родная Кубань. 1999. № 1. — С. 71.
  167. О. Костюмы сказочных героев. // Юный художник. 1986. № 12.-С.41−43.
  168. .Н. Фольклор и народная культура. СПб., 1994.
  169. Т.М. О профессионализме народного искусства. М.: Просвещение, 1985. — 69 с.
  170. Т.М. Русское народное творчество. М.: Просвещение, 1970. — 83 с.
  171. В.И. Искусство видеть. М.: Знание, 1973. — 127 с.
  172. В.Н. Родная Кубань. Краснодар.: ОИПЦ Перспективы образования, 2004. — 215 с.
  173. В.Н. По страницам истории Кубани. Краснодар.: Советская Кубань, 1993.-207 с.
  174. М.Н. Основы эстетических знаний. СПб., 1998. 76 с.
  175. H.H. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М.: Изд. Агар, 2000. — 239 с.
  176. .А. Орнамент сквозь века. // Юный художник. 1980. — № 2. — С. 17−22.
  177. .А. Язычество Древней Руси. М.: Просвещение, 1988. — С. 468 -469.
  178. B.C. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. М.: Изд. центр Академия, 2002. — 335 с.
  179. Селиванов H. JL, Селиванова Т. В. Я Архитектор. — М.: Открытый мир, 1997.-95 с.
  180. А.Н. Художественные потребности и их развитие у молодежи.-Киев: Изд. Вища школа, 1977. 65 с.
  181. М.В. Народная медицина кубанских казаков. Краснодар, 1993.
  182. Н. Художники по тканям. // Юный художник. 1987. — № 8. С.45−47.
  183. Сергий-Овчинников О. Кубанское казачество и православная церковь // Православный голос Кубани. Краснодар, 1997. № 5. С. 7
  184. П.В. Теория отражения и психофизиология эмоций. М.: Просвещение, 1970. — С.113.
  185. Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 368 с.
  186. Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5 — 8 кл.: В 4 ч. Ч. 3. Основы композиции. Обнинск: Титул, 1999. — 80 с.
  187. В.А. Педагогика. М.: Просвещение, 1997. — 304с.
  188. А., Петрыкина М. Храмы Екатеринодара. Краснодар: ЭДВИ, 2006.-104 с.
  189. В.Г., Чирков Д. А. и др. Народные художественные промыслы РСФСР. М.: Изд. Высшая школа, 1982. — 216 е., ил.
  190. В. А. Екатеринодар. Краснодар.: Краснодар, известия, 1986. — 16 с.
  191. В.А. Захарий Чепига // Кубанские казачьи ведомости. 1991. № 4
  192. А. Проблемы декоративно прикладного искусства. // Искусство. — 1982. -№ 7. — С.12 — 13.
  193. JI. Городец наших дней. // Художник. 1982. — № 2. — С. 14−18.
  194. В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Изд. Радянська школа, 1974.-204 с.
  195. A.C. Декоративно-прикладное искусство в школе. М., 1988.
  196. П.И., Королева Н.с. Народные художественные промыслы. М., 1992.
  197. Е. Яркие краски лубка. // Юный художник. 1989. — № 12. — С. 16−18.
  198. Традиционная культура: природа, общество, человек. Выпуск № 1. Традиционная культура и дети. Краснодар, 1994.
  199. В.И. Искусство и мораль. М.: Политиздат, 1973. — 440 с.
  200. .А. История Кубани. Краснодар: Кубанское книжное издательство, 2005. — 440 с.
  201. М.В., Тарабарина Т. И. И учеба, и игра в изобразительном искусстве. -Ярославль: Академия развития, 1997. 86 с.
  202. И. Народный календарь. М.: Открытый мир, 1996. — 75 с.
  203. Уроки детского творчества / Под. редакцией Дюминой Г. М.: Мысль, 2000.-97 с.
  204. JI.B. Орнамент: Учеб. пособие. Ростов-на-Дону: Изд. Феникс, 2002.-54 с.
  205. .Е. Одежда черноморских казаков в конце 18 начало 19 в. // Новые материалы по этнографии кубанских казаков. Краснодар, 1993.
  206. .Е. Наградное и жалованное оружие первых атаманов Черноморского казачьего войска // Проблемы развития казачьей культуры. Майкоп, 1997.-280 с.
  207. В., Хёниш Э. Сделай сам. Берлин.: Изд. Фольк унд Биссен, 1990. -120 с.
  208. С.А. Психология и педагогика. М.: ПЕР СЭ, ЛОГОС, 2002. -176 с.
  209. Хрестоматия по истории Кубани. Ч. 1. Краснодар, 1975.
  210. Ф. Слово о красоте земной. М: Молодая гвардия, 1982. — 64 с.
  211. К.В. Кубанские станицы. М., 1967. 230 с.
  212. К.В. Народные традиции и фольклор. Очерки теории. Л., 1986.
  213. H.A., Проснякова Т. Н. Уроки творчества. Изд. дом Федоров, 2000.- 134 с.
  214. Н.К., Шабанова О. П. и др. Художественно-педагогический словарь. М.: Изд.: Академический.Проект. 480 е., ил.
  215. Л. Вернуть «Золотой век» Городецкой росписи. // Советская культура. 1980. — С.6 — 8.
  216. С.А. Игры учащихся феномен культуры. — М.: Знание, 1994. -96 с.
  217. Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. М.: Просвещение, 1977. — 111 с.
  218. Т.Я. Изобразительное искусство в 3 классе. М.: Просвещение, 1985. — 191 с.
  219. Т.Я. Изобразительное искусство во 2 классе. М.: Просвещение, 1985.-243 с.
  220. Т.Я. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства.-М.: Мозаика-синтез, 1997.
  221. Т.Я. В мире народного искусства. М.: Мозаика-синтез, 1997.
  222. Т.Я., Поровский Г. А. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество. М.: Владос, 2000. — 272 с.
  223. Т.Я. Методическое пособие к учебнику «Изобразительное искусство»: 1 кл. -М.: Просвещение, 2000. 63 с.
  224. Т.Я. Методическое пособие к учебнику «Изобразительное искусство»: 2 кл. М.: Просвещение, 2002. — 94 с.
  225. К.Э. Прагматика и ритуалистика в русских былинке // Мифология и повседневность. Материалы научной конференции. С-Пб., 1998.
  226. С. Из истории православной церкви на Кубани. Краснодар, 1995. С. 408.
  227. B.C. Искусство и художественный труд детей. М.: Просвещение, 1991.-64 с.
  228. Е. Фантазии старых газет (изделия из папье-маше). // Наука и жизнь. 2004. — № 5. — С.138 — 139.
  229. A.C. Юным любителям кисти и резца. М.: Просвещение, 1975. — 123 с.
  230. Н.Е. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии. -М: Знание, 1998. 80 с.
  231. Д.И. История запорожских казаков. Т. 1. Киев. 1990. 187 с.
  232. Энциклопедический словарь по истории Кубани с древних времен до октября 1917 г. Краснодар, 1997
  233. Энциклопедический словарь юного художника / Сост. Н. И. Платонова, В. Д. Синюков. М.: Педагогика, 1983. — 416 с.
  234. Эйлино Брайн и Кейт Ниджем. Оригами / Пер. Т. Ю. Покидаевой М.: Росмэн, 1998.-34 с.
  235. Этюды об изобразительном искусстве / Сост. Н. И. Платонова, В. Ф. Тарасова. М.: Педагогика, 1993. — 191 с.
  236. Юлдашев Л. Г, Искусство: философские проблемы исследования. — М.: Мысль, 1981.-247 с.
  237. Р. Гобелен. // Юный художник. 1987. — № 10. — С.35 — 36.
  238. Е.Г. Проблемы художественного творчества. М.: Высшая школа, 1972.-71 с.
  239. Е.Г. Эстетика. М.: Изд. центр Академия, 2003. — 187 с.
Заполнить форму текущей работой