Образы Барокко в диалоге культурных эпох
Диссертация
Как представляется, преодолеть эти сложности возможно в рамках диалогического подхода. Последний утверждает, что любая культура, будучи вовлечена в диалог с последующими культурными эпохами, раскрывает заключённое в ней многообразие смыслов. При этом данные феномены вступают в общение на равных. Диалогический подход позволяет рассматривать культуру Другого, не элиминируя собственную… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА 1. «СТИЛЬ» КАК КАТЕГОРИЯ ИСТОРИКО КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
- 1. Развитие представлений о стиле в гуманитарном познании
- 2. Специфика категории «стиль» в историкокультурологическом исследовании
- ГЛАВА 2. БАРОККО И ЕГО ДИАЛОГ С МОДЕРНОМ
- 1. Модерн и Барокко: установка на отрицание
- 2. Формирование образа Барокко как эпохи в условиях кризиса модерна
- 3. Стабилизация модерна и новые образы Барокко
- ГЛАВА 3. БАРОККО В ДИАЛОГЕ С ПОСТМОДЕРНОМ
- 1. Постмодерн: характерные черты эпохи
- 2. Постмодернизм и Барокко
Список литературы
- Барокко в авангарде авангард в барокко: Тез. и материалы конф., Москва, дек. 1993/РАН. Науч. совет по истории мировой культуры. Ин-т славяноведения и балканистики. -М., 1993. -56 с.
- Барокко в России/Под. ред. А.Некрасова. М.: ГАХН, 1926. 142 с.
- Баткин JI.M. Два способа изучать историю культуры// Баткин «JI.M. Пристрастия. Избранные эссе и статьи о культуре. М.: ТОО „Курсив-А“, 1994. — С.34−55. Он же. Итальянское Возрождение: проблемы и люди. — М.: РГГУ, 1995. — 448 е.: илл.
- Он же. Тип культуры как историческая целостность// Вопросы философии, 19 69. № 9. — С.98−108. Бауман 3. Философские связи и влечения постмодернистской социологии//Вопросы социологии, 1992. — Т.1. — № 2. С.5−22.
- Бахтин • М. М. Эстетика словесного творчества/Сост. С. Г. Бочаров. М.: Искусство, 1979. — 424 с. Бергер Л. Г. Эпистемология искусства. — М.: Информационно-издательское агенство „Русский мир“, 1997. — 432 с.219
- Бердяев Н.А. Новое Средневековье. Размышления о судьбе России и Европы//Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры и искусства: В 2 т. М.: Искусство, 1994. Березин Ф. М., Головин Б. Н. Общее языкознание. — М.: Просвещение, 1979. — 416 с.
- Борев Ю.Б. Эстетика: В 2 т. 5-е изд., допол. Смоленск: Русич, 1997.
- БоулФ Дж.Э. Павел Филонов как художник барокко//Вопросы искусствознания. 1995, № 1−2. С.496−504. Будагов Р. А. К вопросу о языковых стилях//Вопросы языкознания, 1954. — № 3. — С.12−28.
- Он же. Рубенс/Пер. с нем. И. Стребловой. СПб.: Академический проект, 2000. — 240 с.
- Васильева Н.В. Краткий словарь лингвистических терминов. М.: Рус. яз., 1995. — 175 с.
- Вебер А. Избранное: Кризис европейской культуры. СПб.: Университетская книга, 1998. — 565 с,
- Вельш В. „Постмодерн“. Генеалогия и значение одного спорного понятия//Путь, 1992. № 1. — С.109−136. Вико Дж. Основания Новой науки. Пер. с итал. — М.-К.: „REFL-book"-"ИСА“, 19 94, — 656 с.
- Винкельман И. И, Избранные произведения и письма/Репринтс изд. 1935 г. М.: Ладомир, 1996. — 687 с.
- Виноградов В.В. Итоги обсуждения вопросов стилистики//
- Вопросы языкознания, 1955. № 1. — С.60−87.
- Он же. Проблема авторства и теория стилей. М.:
- Он же. Сюжет и стиль. Сравнительно-историческое исследование. М.: Изд-во АН СССР, 1963. — 192 с. Винокур Г. О. Избранные работы по русскому языку. — М.: УЧПЕДГИЗ., 1959. — 4 92 с.
- Виппер Б.Р. Архитектура русского барокко. М.: Наука, 1978. — 231 е., ил.
- Он же. Искусство XVII века и проблема стиля барокко//Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблема стилей в западноевропейском искусстве XV—XVII вв.еков. М.: Наука, 1966. — С.245−263.
- Он же. Несколько тезисов к проблеме стиля//Творчество, 1962. № 9. — С.11−12.
- Вольтер. Философские письма. О трагедии//Вольтер. Философские сочинения/Под. ред. В. Н. Кузнецова. М.: Наука, 1988. — 750 с.
- Всеобщая история искусств. В 6 т. Т.4. Искусство XVII—XVIII вв.еков/Под общ. ред. Ю. Д. Колпинского и Е. И. Ротенберга. — М.: Искусство, 1963. — 479, XXXVIII с. с илл., 221 л. илл.
- История, воспоминания, размышления. М.: Школа „Языки русской культуры“, 1998. — С.213−236.
- Гегель Г. В. Ф. Эстетика: В 4 т. М.: Искусство, 19 681 973.
- Горнунг Б.В. Несколько соображений о понятии стиля и задачах стилистики//Проблемы современной филологии. М.: Наука, 1965. С.86−93.
- Грасиан Б. Карманный оракул. Критикон. М.: Наука, 1982. — 631 с.
- Он же. Остроумие, или Искусство изощрённого ума// Испанская эстетика. Ренессанс. Барокко. Просвещение. Пер. с испан. Сост., вступ. статья A. J1.Штейна. М.: Искусство, 1977. — С.169−464.
- Гуревич А.Я. Исторический синтез и Школа „Анналов“. М.: „Индрик“, 1993. 328 с.
- Он же. О кризисе современной исторической' науки//Вопросы истории. М., 1991. — № 2−3. — С.21−36.
- Дебор Г. Общество спектакля. М.: „Логос“, 2000. — 184 с.
- Делёз Ж. Складка. Лейбниц и барокко/Общ. ред. и послесл. В. А. Подороги. Пер. с франц. Б. М. Скуратова. М.: Логос, 1997. — 264 с.
- Женевд Ж. Фигуры: В 2 т. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1998 .
- Зедльмайр X. Искусство и истина. М.: Искусствознание, 1999. — 367 с.
- Зелинский Ф.Ф. Древний мир и мы//3елинский Ф. Ф. Из жизни идей: В 2 т. -Т.1. -М.: Ладомир, 1995. С.1−416. Знамеровская Т. Н. Направление, творческий метод и стиль в искусстве. — Л.: „Знание“, 1975. — 40 с.
- Зыбайлов JI.K., Шапинский В. А. Постмодернизм. М.: Прометей, 1993. — 104 с.
- Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. М.: Интрада, 1998. — 255 с. Он же. Постструктурализм. Деконструктивизм.
- Постмодернизм. М.: Интрада, 1996. — 253. Иноземцев В. Л. За пределами экономического общества. М.: Academia-HayKa, 1998. — 640 с.
- Ионин Л.Г. Социология культуры: Учебное пособие. М.: Издательская корпорация „Логос“, 1996. — 280 с.222
- Иоффе И. И. Культура и стиль. Л., 1927.
- История культуры и поэтика. М.: Наука, 1993. — 208 с. История' теоретической социологии: В 4 т./Ответ, ред. и сост. Ю. Н. Давыдов. — М.: Канон, 1997−1998.
- История философии: Запад-Россия-Восток. М.: „Греко-латинский кабинет“ Ю. А. Шичалина, 1999. — 448 с. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли: В 5 т. — М.: Искусство, 1962−1970.
- Кант И. Критика чистого разума//Кант И. Соч.: В 6 т. М: Мысль, 1964.
- Кантор A.M. О стиле и стилистическом анализе//Советское искусствознание, 1977. № 1. — С.248−255.
- Каплун Стиль и архитектура. М.: Стройиздат, 1985.231 с.
- Киссель М.А. Джамбаттиста Вико. М.: Мысль, 1980. — 197 с.
- Конрад Н.И. О барокко//Конрад Н. И. Избранные труды. История. М.: Наука, 1974. — С.265−267.
- Косарева Л.М. Общекультурная картина мира, её генезис и функции (на примере механистической „картины мира) //Социальные функции научных и вненаучных форм знания/ Отв. ред. В. Г. Федотова. М.: АН СССР, Ин-т философии, 1987. -.С.16−30.
- Крёбер А.Л. Стиль и цивилизация//Антология исследований культуры. Т.1. Интерпретация культуры. — СПб.: Университетская книга, 1997. — 72 8 с.
- Кривцун О. А. История искусств в свете культурологии// Современное искусствознание: Методологические проблемы/ Отв. ред. А. Я. Зись. М.: Наука, 1994. — С.51−77. Он же. Эволюция художественных форм: Культурологический анализ. — М.: Наука, 1992. — 303 с.
- Леви-Строс К. Структурная антропология/Под ред. Н. А. Бутинова и Вяч.Вс.Иванова. М.: Наука, 1985. — 53 6 с.223
- Лён С. Зураб Церетели как творец национального мифа// Кулиса НГ. № 16. 16.10.1999.
- Липовецкий М.Н. Концептуализм и необарокко. Биополярная модель русского постмодернизма//Книжное обозрение „Ех libris НГ“. 07.09.2000.
- Он же. Контрапункт стилей как особенность искусства //Классическое наследие и современность. JI.: Изд. АН СССР, 1981.
- Он же. Русское искусство от древности до авангарда. М.: Искусство, 1992. 408 с.
- Лобанова М.Н. Западноевропейское музыкальное барокко: проблемы эстетики и поэтики. М.: Музыка, 1994. — 320 с., нот.
- Лосев А.Ф. Вещь и имя//Лосев А. Ф. Бытие имя космос/Сост. и ред. А.А.Тахо-Годи. — М.: Мысль, 1993. -958 с.
- Он же. Диалектика художественной формы//Лосев А.Ф. Форма- стиль выражение. — М.: Мысль, 1995. — С.5−296.
- Он же. Некоторые элементарные размышления к вопросу о логических основах исчисления бесконечно малых//Хаос и структура/Сост. А.А.Тахо-Годи и В. П. Троицкого, общ. ред. А.А.Тахо-Годи и В. П. Троицкого. М.: Мысль, 1997. С. 731−792.
- Он же. Проблема символа и реалистическое искусство. 2-е изд., испр. М.: Искусство, 1995. — 320 с. Он же. Проблема художественного стиля. — К.: „Collegium“, „Киевская Академия Евробизнеса“, 1994.2 8 8 с.
- Он же. Форма Стиль — Выражение/Сост. А.А.Тахо-Годи. -М.: Мысль, 1995. — 944 с.224
- Лоцман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек текст -семиосфера — история. — М.: „Языки русской культуры“, 1996. — 464 с.
- Он же. Об искусстве. СПб.: „Искусство-СПБ“, 1998. -704 с. •
- Лотман Ю.М., Успенский Б. А. О семиотическом механизме культуры//Лотман Ю. М. Избранные статьи. Т. З. Таллинн: Александра, 1993. — С.326−344.
- Махов А.Е. Якоб Буркхардт критик истории и историкдуха“//Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху
- Возрождения. М.: Интрада, 1996. — С.474−509.
- Манхейм К. Консервативная мысль//Манхейм К. Диагнознашего времени. М.: Юрист, 1994. — 7 00 с.
- Маньковекая Н.Б. Эстетика постмодернизма. СПб.:1. Алетейя, 2000. 347 с.
- Межуев В.М. Классическая модель культуры: проблема культуры в философии Нового времени//Культура: теории и проблемы. М.: Наука, 1995. — С.32−66.
- Микешина Л. А. Ценностные предпосылки в структуре научного познания. М.: Прометей, 1990. — 212 с. Микиша A.M. О жизни и творчестве Ипполита Тэна//Тэн И,-А. Философия искусства. — М.: Республика, 1996. — С.328−336.
- Он же. Поэтика барокко: завершение риторической эпохи// Михайлов А. В. Языки культуры. Учебное пособие по культурологии. М.: „Языки русской культуры“, 1997. -С.112−175.
- Моравиа А. Федерико Барочный//Федерико Феллини. Статьи. Интервью. Рецензии. Воспоминания. М.: Искусство, 1968.- С.264−271.
- Морозов' А. А. Гриммельсгаузен и его роман
- Симплициссимус» //Г.Я.К.Гриммельсгаузен
- Симплициссимус". Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1967. -С.475−606.225
- Он же. Извечная константа или исторический стиль?//
- Он же. Новые аспекты изучения славянского барокко//
- Он же. Основные задачи изучения славянского барокко//
- Советское славяноведение. 1971. № 4. — С.26−39.
- Никольский В. История русского искусства. Живопись. Архитектура. Скульптура. Декоративное искусство. Берлин: Изд-во 3.И.Гржебина, 192 3. 251 с. Наливайко Д. Искусство: направления, течения, стили. Киев: Мистецтво, 1981. — 288 с.
- Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки". Предисловие к Рихарду Вагнеру//Сочинения в 2 т. Т.1./ Сост., ред. изд., вступ. ст. К. А. Свасьяна. — М.: Мысль, 1996. — 829 с.
- Новиков В. И. Призрак без признаков//Книжное обозрение «Ex libris НГ». 05.06.1997.
- Орггега-и-Гассет X. Воля к барокко//Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры/Сост. В. Е. Багно. М.: Искусство, 1991. — С.151−155.
- Павлова Н.С. О Якобе Буркхардте//Мировое древо, 1997. -№ 5. С.75−83.
- Он же. Русская культура в канун петровских реформ. J1.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1984. — 2 04 с.226
- Парахонский Б. А. Стиль мышления. Философские аспекты анализа стиля в сфере языка, культуры и познания. К.: Наукова Думка, 1982. — 117 с.
- Пинский JI.E. Бальтасар Грасиан и егопроизведения//Грасиан Б. Карманный оракул. Критикон. М.: Наука, 1982. С.449−575.
- Ротенберг Е.И. Западноевропейское искусство XVII в. М.: Искусство, 1971. 146 с.
- Сазонова Л.И. Поэзия русского барокко (вторая половина XVII начало XVIII в.). — М.: Наука, 1991. — 263 с. Сакулин П. Н. Филология и культурология/Вступ. ст., сост. и коммент. Ю. И. Минералова. — М.: Высшая школа, 19 90. -240 с.
- Словарь лингвистических терминов. М.: Сов. энциклопедия, 1966. — 607 с.
- Смирнов И.П. Барокко и опыт поэтической культуры начала XX в.//Славянское барокко: Историко-культурные проблемы эпохи. М.: Наука, 1979. — С.335−361. Соболевский А. И. О стиле. Хар., 1909с
- Советский энциклопедический словарь/Гл.р е д.
- Соколов А.Н. Теория стиля. М.: Искусство, 1968. — 221 с.
- Она же. Человек и картина мира в поэтике барокко и романтизма//Человек в контексте культуры: славянский мир/Отв. ред. И. И. Свирида. М.: Издательство «Индрик», 1995. С.83−92.
- Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М.: Политиздат, 1989. — 573 с.
- Томашевский Б.В. Поэтика (Краткий курс). М.: СС, 1996. — 120 с.
- Топоров В.Н. Московские люди XVII в. (К злобе дня)// Philologia slavica. К 7 0-летию академика Н. И. Толстого. -Сб. ст. М., 1993. — С.191−220.
- Турчин B.C. По лабиринтам авангарда. М.: Изд-во МГУ, 1993. — 248 с.
- Тзн И.-А. Философия искусства. М.: Республика, 1996. -351 с.
- Успенский Б. А. Семиотические проблемы стиля в лингвистическом освещении//Труды по знаковым системам. IV. Тарту, 1969. Уч. зап-ки Тарт. гос. ун-та. — Вып. 236. — С.487−501.
- Он же. Historia sub specie зеш1оЬ1сае//Успенский Б. А. Избранные труды. Изд. второе, исправленное и переработанное. М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. Т.1. — С.71−82.
- Устюгова Е.Н. Проблема стиля культуры в буржуазной культурологии XX в.//Искусство в системе культуры. Сост. и ответств. ред. М. С. Каган. Л.: Наука, 1987. — С.252−259.
- Она же. Стиль как явление культуры. СПб.: Изд-во СПб. гос. ун-та, 1994. 94 с.228
- Февр Л. Цивилизация: эволюция слова и группы идей//Февр Л. Бои за историю. М.: Наука, 1991. — С.239−281. Фуко М. История безумия в классическую эпоху. — СПб.: Университетская книга, 1997. — 576 с.
- Он же. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М.: Издательство «Ad Marginem», 1999. — 447 с. Он же. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук/Пер. с фр. В. П. Визгина, Н. С. Автономовой. — СПб.: A-cad, 19 94. -406 с.
- Хайдеггер М. Исследовательская работа Вильгельма Дильтея и борьба за историческое мировоззрение в наши дни. Десять докладов, прочитанных в Касселе (1925)//Вопросы философии, 1995. № 11. — С.119−145.
- Хайт В. Л. Барокко и барочность в европейской культуре
- XVII-XVIII вв.//Барокко в России. М.: Государственный
- Институт искусствознания, 1994. С.80−99.
- Хёйзинга Й. В тени завтрашнего дня//Хёйзинга Й. Homoludens. В тени завтрашнего дня. Пер. с нидерл./Общ. ред. и послесл. Г. М. Тавризян. М.: Издательская группа
- Прогресс", «Прогресс-Академия», 1992. 464 с.
- Он же. Задачи истории культуры//Хёйзинга Й. Homo ludens.
- Статьи по истории культуры./Пер., сост. и вступ. ст.
- Д.В.Сильвестрова- Коммент. Д. Э. Харитоновича. М. :
- Прогресс-Традиция, 1997. 416 с.
- Он же. Осень Средневековья: Соч.: В 3 т. Т.1: Пер. с нидерланд. Вступ. ст и общ. ред. Уколовой В. И. — М.: Издательская группа «Прогресс"-"Культура», 1995. — 416 с.
- Хобсбаум Э. Век Империи. 1875−1914. Ростов н/Д: «Феникс», 1999. — 512 с.
- Он же. Век Капитала. 1848−1875. Ростов н/Д: «Феникс», 1999. — 480 с.
- Шапиро М. Стиль//Советское искусствознание, 1988. № 24. — С.385−429.229
- Шеллинг Ф. Философия искусства. Репринтное издание. СПб.: Изд-во «Алетейя», 1996. 495 с.
- Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории/Пер. с нем., вступ. ст. и примеч. К. А. Свасьяна.- М.: Мысль, 1993. Т.1. — 663 с.
- Он же. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории/ Пер. с нем. и примеч. И. И. Маханькова. М.: Мысль, 1998.- Т.2. 606 с.
- Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. ТОО ТК «Петрополис», 1998. 432 с.
- Эксле О. Г. Немцы не в ладу с современностью. «Император Фридрих II Эрнста Канторовича в политической полемике времён Веймарской республики//Одиссей, 1996. С.213−235.
- Эрлих В. Русский формализм: история и теория. СПб.: «Академический проект», 1996. — 352 с.
- Эскина Н.А. Барокко. «Открылась бездна звёзд полна."//Музыкальная жизнь, 1991. № 1. — С.21−23. -№ 2. — С.22−23.
- Эстетика: Словарь/Под общ.ред. А. А. Беляева и др. М.: Политиздат, 1989.
- Языкознание. Большой энциклопедический словарь/Гл. ред.
- B.Н.Ярцева. 2-е изд. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.
- Ястребицкая A.JI. Вступительная статья к «Введению в историю» Л.П.Карсавина//Вопросы истории, 1996. № 8.1. C.101−109.
- Angual -A. Die slavische Barockwelt. Leipzig: Veb E.F.Seemann. Buch und Kunstverlag, 1961. — 312 S. Benedict R. Wzory kultury. — Warszawa: Panstwowe Wydawnictwo Naukowe, 1966. — 388 s.
- BiaLostocki J. Barok. Styl epoka — postawa// Biuletyn historii sztuki. — Warszawa, 1958. — № 1. Rok.XX. S.12−36.
- Calabrese O. L’eta neobarocca. Roma-Bari: Gius. Laterza & Figli, 1987. — 214 p.
- Figures, du Barogue. Publie sous la direction de Jean-Marie Benoist. P., 1983. — 583 p.230
- Francastel P. Baroque et Classicisme: histoire ou typologie des civilisations?//Annales. Economies. Societes. Civilisations, 1959. № 1. — P.142−151. Friedrich C.J. The Age of the Baroque. 1610−1660. — N.-Y., 1952. — 256 p.
- Hazard P. La crise de la conscience europeenne. 16 801 715. P., 1961. — 444 p.
- Hubatsch W. «Barock» als Epochenbezeichnung? Zu neuerem geschichtwissenschaftlichen Schrifttum tiber das 17. und 18. Jahrhundert//Archiv fur Kulturgeschichte, 1958. XL Band, Heft 1. S.122−137.
- Munro T. Evolution in the arts and other theories of culture history. The Clevelend Museum of art. Clevelend, Ohio, 1963. — 562 p.
- Rosenkranz K. Aesthetik des Hasslichen. Konigsberg: Verlag der Gebruder Borntrager, 1853. — 463 S.