Динамика восприятия повтора в музыкальном произведении: на материале остинатных форм композиторского творчества XX века
Диссертация
В-четвертых, в развертывании самого остинатного повтора прорисовывается вполне четкая динамика его изменений с точки зрения протекания психологических процессов. Она возникает на основе противоречия повтора как стереотипа построения текста со стереотипами, сопровождающими его восприятие, которые произрастают из структур памяти и далеко не всегда согласуются с событийным рядом произведения… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретические аспекты изучения принципа повтора
- 1. Понятие повтора и его диалектическая сущность
- 2. Действие принципа повтора в художественной структуре
- 3. Действие повтора в музыкальном искусстве
- Глава II. Психологические аспекты восприятия повтора в музыке
- 10. психологических функциях повтора
- 2. Категоризация как аспект восприятия
- 3. Повтор в контексте психологических моделей восприятия и мышления
- Глава III. Остинатный повтор в различных видах музыкальных композиций XX века
- 1. Остинатные формы этюдно-токкатного типа
- 2. Повтор в условиях статической музыкальной композиции
- 3. Повтор в композициях на один звук
- Глава IV. Экспериментальное изучение механизмов восприятия повтора в музыке
- 1. Теоретические концепты экспериментального исследования
- 2. Эксперимент № 1 «Слуховое опознание различных видов повтора»
- 3. Эксперимент № 2 «Музыкальное прогнозирование»
- 4. Эксперимент № 3 «Маршруты слухового внимания»
Список литературы
- Авдеев, В. М. Влияние музыкального произведения и его интерпретации на компоненты музыкального восприятия: автореф. дис.. канд. психологии, наук 28.06.1982 / Авдеев Вадим Михайлович. М., 1982. 18 с.
- Азимова, А. Н. Музыкальная форма ашула (системно-типологический анализ) автореф. дис.. канд. иск. 21.02.1980 / Азимова Арзу Нишановна. М., 1979. 23 с.
- Акопян, Л. О. Анализ глубинной структуры музыкального текста / Л. О. Акопян. М.: Практика, 1995. 256 с.
- Александрова, Л. В. Порядок и симметрия в музыкальном искусстве: логико-исторический аспект / Л.В.Александрова- Новосиб. гос. консерватория. Новосибирск, 1995. 372 с.
- Ананьев, Б. Г. Психология и проблемы человекознания: избранные психологические труды / Б.Г.Ананьев- под ред. А. А. Бодалева. М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2005. 432 с.
- Ананьев, Б. Г. Психология чувственного познания / Б. Г. Ананьев. М.: Наука, 2001.279 с.
- Андреева, Н. Динамика и статика музыкальной формы // Теоретические проблемы музыкальной формы: сб. ст. / отв. ред.
- B. Костырев. М.: РАМ им. Гнесиных, 1982. Вып. 61. С. 4−20.
- Арановский, М. Г. Мышление. Язык, семантика / М. Г. Арановский //Проблемы музыкального мышления: сб. ст. М.: «Музыка», 1974.1. C. 90−128.
- Арановский, М. Г О психологических предпосылках предметно-пространственных слуховых представлений /М.Г.Арановский //Проблемы музыкального мышления: сб. ст. М.: «Музыка», 1974. С. 252−271.
- Арановский, М. Г. Музыка и мышление /М.Г.Арановский // Музыка как форма интеллектуальной деятельности: сб. ст. М.: КомКнига, 2007. С. 10−43.
- Арановский, М. Г. Заметки об архитектоническом слухе и музыкальной логике / М. Г. Арановский // Музыка как форма интеллектуальной деятельности: сб. ст. М.: КомКнига, 2007. С. 189−200.
- Арановский, М. Г. Музыкальный текст. Структура и свойства. / М. Г. Арановский М.: Композитор, 1999. 343 с.
- Арнхейм, Р. Новые очерки по психологии искусства / Р. Арнхейм М.: Прометей, 1994. 352 с.
- Асафьев, Б. В. Музыкальная форма как процесс / Б. В. Асафьев JL: Государственное Музыкальное издательство, 1963. Кн. 1 и 2. 366 с.
- Асмус, В. Ф. Чтение как труд и творчество/ В. Ф. Асмус // Вопросы теории и истории эстетики: сб. ст. М.: Искусство, 1968. 654 с.
- Астахова, О. А. Принципы взаимосвязи музыки и танца: автореферат дис.. канд. иск.: 31.05.1993 / Астахова Ольга Андреевна. СПб., 1993.21с.
- Бакурадзе, Т. О. Психологическая характеристика восприятия семантического значения музыки: автореф.дис. канд. психологич. наук: 23.12.1988 / Бакурадзе Тамара Отаровна. Тбилиси, 1988. 22 с.
- Барабанщиков, В. А. Восприятие и событие / В. А. Барабанщиков. СПб.: Алетейя, 2002. 512 с.
- Барабанщиков, В. А. Системность. Восприятие. Общение /В.А.Барабанщиков- В. Н. Носуленко. М.: Институт психологии РАН, 2004. 480 с.
- Белоусова, В. А. Симметрия в музыке (теоретический и исторический аспекты): автореферат дис. канд. иск.: 22.02.1996 / Белоусова Виктория Анатольевна. М., 1995. 20 с.
- Беляева-Экземплярская, С. Н. Заметки о психологии восприятия времени в музыке./ С. Н. Беляева-Экземплярская // Проблемы музыкального мышления: сб. ст. М.: «Музыка», 1974. С. 303−329.
- Бендицкий, А. А. К вопросу о моделирующей функции: музыка и время / А. А. Бендицкий, М. Г. Арановский // Музыка как форма интеллектуальной деятельности: сб. ст. М.: КомКнига, 2007. С. 142 156.
- Березовчук, Л. Н. Процессы категоризации в музыкальном опыте (психологический подход к проблеме музыкального языка) / Л. Н. Березовчук // Проблемы музыкознания: сб. ст. / Санкт-Петербург, 1996. Вып.8. С. 105−127.
- Берневега, С. И. Лексический повтор в русской лирической поэзии XIX века (В. Жуковский, Ф. Тютчев, Я. Полынский, А. Фет): автореферат канд. филологических наук: 15.06.1995 / Берневега Светлана Ивановна. Спб., 1995. 20 с.
- Бернстайн, Л. Музыка — всем / Л. Бернстайн. М.: Сов. композитор, 1978. 261с.
- Бернштейн, Н. А. Биомеханика и физиология движений: Избранные психологические труды / Н.А.Бернштейн- под ред. В. П. Зинченко. 2-е изд. М.: Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004. 688 с.
- Бобровский, В. 77. Функциональные основы музыкальной формы /Б. П. Бобровский. М.: Музыка, 1978. 332 с.
- Бодалев, А. А. Общая психодиагностика / А.А.Бодалев- В. В. Столин. СПб.: Изд-во «Речь», 2000. 440 с.
- Бонфельд, М. Ш. Семантика музыкальной речи / М. Ш. Бонфельд // Музыка как форма интеллектуальной деятельности: сб. ст. М.: КомКнига, 2007. С. 82−141.
- Бонфелъд, М. Ш. Музыка как речь и как мышление: автореферат дис.. док. иск.: 18.03.1993 / Бонфельд Морис Шлемович. М., 1993. 41 с.
- Бонфелъд, М. Ш. Введение в музыкознание: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. Ш. Бонфельд. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. 224 с.
- Борода, М. Г. Принципы организации повторов на микроуровне музыкального текста: автореферат дис.канд. иск. / Борода Моисей Григорьевич. Тбилиси, 1979. 27 с.
- Бочкарев, Л. Л. Психология музыкальной деятельности /Л.Л.Бочкарев- институт психологии РАН. М.: 1997, 352 с.
- Браудо, И. А. Об органной и клавирной музыке / И. А. Браудо. Л.: Музыка, 1976. 152 с.
- Брунер, Дж. Психология познания (за пределами непосредственной информации) / Дж. Брунер. М.: «Прогресс», 1977. 412 с.
- Бурлачук, Л. Ф. Введение в проективную психологию / Л. Ф. Бурлачук. Киев: Ника-центр, Вист-С, 1997. 128 с.
- Буцкой, А. К. Структура музыкального произведения / А. К. Буцкой. Л-М.: Гос.Муз.Изд., 1948. 259 с.
- Валъкова, В. 77. Музыкальный тематизм — мышление — культура / В. П. Валькова. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 1992. 161 с.
- Веккер, JJ. М. Психические процессы в 2-х т.: Т.1. Высшая нервная деятельность. Психология. JL: ЛГУ, 1974. 334 е.- Т.2. Мышление и интеллект. Л.: ЛГУ, 1976. 342 с.
- Величковский, Б. М. Современная когнитивная психология / Б. В. Величковский. М.: Изд-во МГУ, 1982. 336 с.
- Величковский, Б. М. Об уровнях когнитивной организации: неоконченный сценарий Бернштейна /Б.В.Величковский //Вестник МГУ, серия 14. Психология. 1998 № 4, С. 13−24- 1999 № 1, С. 3−13.
- Вентцел, Е. С. Теория вероятностей: Учебник для студ. Вузов. 10-е изд. / Е. С. Вентцель. М.: Изд. Центр «Академия», 2005. 576 с.
- Вилюнас, В. К. Психология эмоций / В. К. Вилюнас. СПб.: Питер, 2004. 496 с. — (Серия «Хрестоматия по психологии»),
- Виноградова, Н. А. Китайская пейзажная живопись /Н.А.Виноградова. М.: «Изобразительное искусство», 1972. 160 с.
- Волкова, Е. В. Произведение искусства в мире художественной культуры / Е. В. Волкова. М.: Искусство, 1988. 240 с.
- Восприятие музыки: сб. ст. / Ред-сост. В. Н. Максимов. М.: Музыка, 1980. 256 с.
- Выготский, Л. С. Психология искусства / под ред. М. Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1987. 344 с.
- Вышегородцева, С. О. Исторический анализ развития музыкальной психологии в XX веке. Дис. канд. психологических наук / Вышегородцева Светлана Олеговна. М., 2001 189 с.
- Гегель, Г. Эстетика в 4-х томах / Г. В. Ф. Гегель. Т.З. М.: «Искусство», 1971. 622 с.
- Гончар, Е. Ф. Взаемод1я прицип1 В повторност1 I вар1антност1 як формотворчий чинник: автореферат дис.. канд. иск. 24 лютого 1993 / Гончар Евген1я Фел1кс1вна. Киев, 1993. 20 с.
- Гончаренко, С. С. Вопросы музыкального формообразования в творчестве композиторов XX века: Учеб. Пособие для теоретико-композиторских факультетов муз. вузов./ С. С. Гончаренко. Новосибирск НТК, 1997. 172 с.
- Гончаренко, С. С. Зеркальная симметрия в музы-ке./С.С.Гончаренко. Новосибирск. НТК, 1993. 234 с.
- Горелашвили, Л. И. Некоторые особенности визуального восприятия и оперативной памяти пианиста в процессе игры с листа: авто-реф. дис. канд. иск.: 5.05.1978 / Горелашвили Лали Ильинична. Тбилиси, 1978. 26 с.
- Готсдинер, A. Л. О стадиях формирования музыкального восприятия /А.Л.Готсдинер// Проблемы музыкального мышления: сб. ст. М.: «Музыка», 1974. С. 230−251.
- Готсдинер, А. Л. Музыкальная психология / А. JI. Готсдинер. М.: «NB МАГИСТР», 1993. 194 с.
- Громова, Е. А. Эмоциональная память и её механизмы /Е.А.Громова. М.: Наука, 1980. 181 с.
- Гуренко, Е. Г. Проблемы художественной интерпретации (философский анализ) /Е.Г.Гуренко. Новосибирск: Наука, 1982. 256 с.
- Гуренко, Е. Г. Эстетика: Учеб. курс/ Е.Г.Гуренко- Новосибирская гос. консерватория (академия) им. М. И. Глинки. Новосибирск, 2000. 540 с. 61 .Декомб, В. Современная французская философия: Сборник. /В.Декомб- пер. с франц. М.: «Весь Мир», 2000. 344 с.
- Делёз, Ж. Различие и повторение /Ж. Делез- пер. с франц. Н.Б.Маньковской- Э. П. Юровской. СПб: «Петрополис», 1998. 384 с.
- Денисов, А. В. Музыкальный язык: структура и функции / А. В. Денисов. СПб.: Наука, 2003. 205 с.
- Денисов, Э. В. Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники /Э.В.Денисов. М.: Сов. компоозитор, 1986. 205 с.
- Дергаева, И. А. Комплексное исследование восприятия и психологического воздействия музыки: автореферат дис. канд. психологич. наук: 28.06.2005 / Дергаева Ирина Анатольевна. Ярославль, 2005. 24 с.
- Дувирак, Д. А. О сонорных аспектах музыкального восприятия / Д. А. Дувирак // Музыкальное восприятие как предмет комплексного исследования: сб.ст. Киев: «Музична Украша», 1986. С. 100−114.
- Дюрренматт, Ф. Комедии / Ф. Дюрренматт- пер. с нем. К.Богатырева. М.: «Искусство», 1969. 512 с.
- Ершова, Е. Д. Черты формообразования в современной музыке. / Е. Д. Ершова. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1987. 71 с.
- Жирмунский, В. М. Теория стиха /В.М.Жирмунский. JL: Сов. Писатель, 1975. 664 с.
- Зелинский, А. Б. Диагностика индивидуальных особенностей музыкальной памяти: автореферат дис. канд. психологич. наук. 16.12. 1986 /Зелинский Анатолий Борисович. Киев, 1986. 16 с.
- Иванченко, Г. В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы / Г. В. Иванченко. М.: Смысл, 2001. 264 с.
- Ивашкин, А. В. Кшиштоф Пендерецкий: монографический очерк /А.В.Ивашкин. М.: Сов. композитор, 1983. 128 с.
- Изард, К Э. Психология эмоций: пер. с англ. / К. Э. Изард. СПб.: «Питер», 2000. 464 с.
- Иконников, А. В. Художественный язык архитектуры /А.В.Иконников. М.: «Искусство», 1985. 175 с.
- Каган, М. С. Лекции по Марксистско-ленинской эстетике /М.С.Каган. Часть I. Диалектика эстетических явлений. Л. Изд-во Ленинградского ун-та, 1963. 132 с. Часть II. Диалектика искусства. Л. Изд-во Ленинградского ун-та, 1964. 232 с.
- Кадцын, Л. М. Процесс слушательского восприятия и усвоения содержания музыкальных произведений / Л. М. Кадцын // Музыкальное произведение: сущность, аспекты анализа: сб. ст. / сост. И. А. Котляревский, Д. Г. Терентьев. Киев: Муз1чна Украша, 1988. С. 102−110.
- Кадцын, Л. М. Творчество слушателя (механизм слухового восприятия инструментальных произведений): автореферат дис. док. иск. /Кадцын Лев Михайлович. Киев, 1989. 46 с.
- Казанцева, Л. П. Основы теории музыкального содержания: Учеб. пособие / Л. П. Казанцева Астрахань, ИПЦ «Факел», ООО «Астра-ханьгазпром», 2001. 368 с.
- Кандинский, В. В. О духовном в искусстве / В. В. Кандинский. М.: «Архимед», 1992. 110 с.
- Карпычев, М. Г. Теоретические проблемы содержания музыки: Учеб.-методич. пособие / М.Г.Карпычев- новосибирская гос. консерватория (академия) им. М. И. Глинки. Новосибирск, 1997. 70 с.
- Карпычев, М. Г. Специфика музыки и ее сверхфункция / М.Г.Карпычев- Новосибирская гос. консерватория (академия) им. М. И. Глинки. Новосибирск, 1999. 108 с.
- Кац, Б. А. О музыке Бориса Тищенко. Опыт критического исследования /Б.А.Кац. JL: «Сов. Композитор», 1986. 168 с.
- Кедров, Б. М. О повторяемости в процессе развития / Б. М. Кедров. М.: Госполитиздат, 1961.148 с.
- Кирнарская, Д. К Музыкальное восприятие. Монография / Д. К. Кирнарская. М.: Кимос-Ард. 160 с.
- Кирнарская, Д. К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности / Д. К. Кирнарская. М.: Таланты ХХ1-век, 2004. 496 с.
- Клацки, Р. Память человека: структура и процессы /Р.Клацки. М.: Мир: 1978.319 с.
- Клюев, А. С. Онтология музыки / А. С. Клюев. СПб.: Изд-во С.-Петерб. университета, 2003. 144 с.
- Книга по эстетике для музыкантов./ Ред. И. А. Константинов. К. Ангелов. М.: Музыка, 1983. 272 с.
- Ковалъчук, И. Ю. Повтор и его функции в тексте: автореф. дис. канд. филологич. наук 21.06. 2004 / Ковальчук Инесса Юрьевна. Пятигорск, 2004. 20 с.
- Коляденко, Н. П. Синтетичность музыкально-художественного сознания (на материале искусства XX века) / Н.П.Коляденко- Новосибирская гос. консерватория (академия) им. М. И. Глинки. Новосибирск, 2005.392 С.
- Кон, Ю. Г. Об одном свойстве вертикали в атональной музыке /Ю.Г. Кон // Музыка и современность. М.: «Музыка», 1971. Вып. 7. С. 294−318.
- Кондаков, Н. Н. Логический словарь / Н. Н. Кондаков. М.: Наука, 1971.656 с.
- Корбут, А. Ю. Повтор как средство структурной организации художественного прозаического текста (элементы симметрии): автореферат дис. канд. филологических наук /Корбут Александра ЮрьевнаМ., 1995. 21 с.
- Корганов, К. Т. Борис Чайковский: личность и творчество / К. Т. Корганов М.: Издательский Дом «Композитор», 2001. 200 с.
- Костюк, А. Г. О теории музыкального восприятия / А. Г. Костюк //Музыкальное восприятие как предмет комплексного исследования: сб.ст. Киев: «Музична Украша», 1986. С. 7−17.
- Котляревскиий, И. А. К вопросу о понятийности музыкального мышления //Музыкальное мышление: сущность, категория, аспекты. Киев.: Музична Укра1на, 1989. С.28−34.
- Кравцова, М. Е. Мировая художественная культура. История искусства Китая: Учеб. Пособие / М. Е. Кравцова. СПб.: Изд-во «Лань», «ТРИАОА», 2004. 960 с.
- Крапивина, И. В. Проблемы формообразования в музыкальном минимализме / И. В. Крапивина. Новосибирск: Изд-во НГОНБ, 2003. 192 с.
- Кремлёв, Ю. А. Познавательная роль музыки / Ю. А. Кремлев. М.: Гос.Муз. Изд-во, 1963. 61 с.
- Кривцун, О. А. Эстетика: Учебник. / О. А. Кривцун. М.: Аспект Пресс, 1998. 430 с.
- Кузнецова, Е. В. Суггестивное воздействие учебных текстов на эмоциональное состояние личности: диссертация канд. психологич. наук / Кузнецова Елена Владимировна. Новосибирск, 2002. 187 с.
- Куприянова, Л. А. Семантика музыкальной композиции: автореферат.канд. иск.: 13.12.2000 /Куприянова Людмила Аркадьевна. Магнитогорск, 2000. 22 с.
- Курт, Э. Музыкальная психология. Области и границы музыкальной психологии / Э. Курт //Homo musicus: альманах музыкальной психологии- Московская гос. крнсерватория им. П. И. Чайковского. М., 1994. С. 7−27.
- Кърклисийски, Т. Проблеми на музикалния анализ: жанрове, просцеси, аспекта /Т. Кърклисийски. София: ХАИНИ, 2006. 416 с.
- Кърклисийски, Т. От фантазия към форма в музиката: проблеми на музыкально-жанровия анализ /Т. Кърклисийски. София: ХАИНИ, 2004. 264 с.
- Кюрегян, Т. С. Нетиповые формы в советской музыке 50−70-х годов /Т.С.Кюрегян // Проблемы музыкальной науки. — М.: «Советский композитор», 1989. Вып.7. С. 71−89.
- Лазутина, Т. В. Процесс символизации в музыке: автореф. дис.. канд. философских наук 26.12.2003/ Лазутина Татьяна Владимировна. Тюмень, 2003. 20 с.
- Лебедева, Е. В. Контраст как музыкальная категория (в аспекте музыки первой половины XX века): автореф. дис. канд. иск. / Лебедева Елена Васильевна. Киев: АН УССР, 1980. 25 с.
- Левандо, М. Об остинатности в музыке XX века // Анализ, концепция, критика: статьи молодых музыковедов. Сб. статей / отв. ред. Л. Г. Данько. Л.: Изд-во «Музыка», 1977. С. 66−77.
- Лейе, Т. Особенности гармонического стиля Б.Чайковского / Т. Лейе // Советская музыка 70−80-х годов. Стиль и стилевые диалоги. Сб. тр. ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 82. /отв. ред. В. Б. Валькова. М., 1985. С. 144−161.
- Линдсей, Г. Переработка информации у человека. (Введение в психологию) / Г. Линдсей, Д. Норман. М.: Мир, 1974. 550 с.
- Лосев, А. Ф. Миф-число-сущность /А.Ф.Лосев- сост. А.А.Тахо-Годи. М.: Мысль, 1994. 919 с.
- Лотман, Ю. М. Лекции по структуральной поэтике / Ю. М. Лотман // Ю. М. Лотман и тартусско-московская семиотическая школа: сб. ст.- сост. А. Д. Кошелев. М.: Музгиз, 1994. С. 10−263.
- Лотман, Ю. М. Об искусстве. Структура художественного текста- семиотика киноэстетики. Статьи, заметки, выступления /Ю.М.Лотман. Санкт-Петербург: «Искусство СПб», 1998. 704 с.
- Лунева, А. Н. Проблема синтеза музыки и живописи в творчестве М.К.Чюрлёниса: автореферат дис.. канд. иск. 28.10.1996 / Лунева Анна Николаевна. Санкт-Петербург, 1996. 17 с.
- Мазель, Л. А. Вопросы анализа музыки /Л.А.Мазель. М.: Сов. композитор, 1991. 376 с.
- Мазель, Л. А. Строение музыкальных произведений: Учеб. пособие. /Л.А.Мазель. М.: Музыка, 1979. 536 с.
- Мазель, Л. А. Анализ музыкальных произведений. /Л.А.Мазель, В. М. Цуккерман. М.: Музыка, 1967. 751 с.
- Мальцев, С. М. Семантика музыкального знака: автореферат дис.. канд. философ, наук: 2.11.1981 /Мальцев Сергей Михайлович. Вильнюс, 1981. 17 с.
- Манн, Т. Доктор Фаустус: Жизнь немецкого композитора Адриана Леверюорна, рассказанная его другом: Роман / Пер. с нем. С. Ап-та и Н.Ман. М.: республика, 1993. 431 с.
- Маслова, В. А. Введение в когнитивную лингвистику: Учеб. пособие / В. А. Маслова. М.: Флинта, Наука, 2004. 296 с.
- Медушевский, В. В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки / В. В .Медушевский М.: Музыка, 1976. 254 с.
- Медушевскийй, В. В. О динамическом контрасте в музыке /В.В.Медушевский // Эстетические очерки. Избранное. М.: «Музыка», 1980. С. 125−155.
- Мейлах, Б. С. Психология художественного творчества: предмет и пути исследования / Б. С. Мейлах // Психология процессов художественного творчества. Ленинград: «Наука», 1980. С. 5−23.
- Милка, А. П. Теоретические основы функциональности в музыке /А.П.Милка. Л.: Музыка, 1982. 150 с.
- Моль, А. Теория информации и эстетическое восприятие / А. Моль- под ред. Р. Х. Зарипова, В.В. Иванова- пер. с франц. Б. А. Власюка. М.: Мир, 1966.351 с.
- Музыкальный мир Георгия Свиридова. Сб. ст. / сост. А. Белоненко М.: Сов. Композитор, 1990. 224 с.
- Мукаржовский, Ян. Исследования по эстетике и теории искусства: пер. с чешек. / Ян Мукаржовский. М.: Искусство, 1994. 606 с.
- Назайкинская, О. Е. Музыка и память: автореферат дис.. канд. иск. 26.03.1992 / Назайкинская Ольга Евгеньевна. М., 1992. 23 с.
- Назайкинский, Е. В. Логика музыкальной композиции /Е.В.Назайкинский. М.: Музыка, 1972. 319 с.
- Назайкинский, Е. В. О психологии музыкального восприятия /Е.В.Назайкинский. М.: Музыка, 1972. 382 с.
- На пути духовного единения: Аверт Тертерян в кругу друзей. Сб. ст. /сост. Л. Птушко, ред. Б. Гецелев- Т. Сиднева. Нижний Новгород: Типография Нижегородского университета, 2000. 160 с.
- Немое, Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в трёх книгах — 3-е изд. / Р. С. Немов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. кн.1. Общие основы психологии. 688 с.
- Николаева, Н. С. Япония-Европа. Диалог в искусстве. Середина XVI- начало XX веков./ Н. С. Николаева. М.: Изобразительное искусство, 1996. 400 с.
- Никольская, И. И. От Шимановского до Лютославского и Пендерецкого: Очерки развития симфонической музыки в Польше XX века/И.И.Никольская. М.: Сов. Композитор, 1990. 324 с.
- Носуленко, В. Н. Психология слухового восприятия / В. Н. Носуленко. М.: Наука, 1988. 214 с.
- Овчинников, Н. Ф. Принципы сохранения / Н. Ф. Овчинников. М.: «Наука», 1966. 331 с.
- Ожегов, С. И. Словарь русского языка: 70 000 слов / С.И.Ожегов- под. ред. Н. Ю. Шведовой. 22-е изд., стер. М.: Рус. Яз., 1990. 921 с.
- Орлов, Г. А. Древо музыки /Г.А.Орлов. Вашингтон-Санкт-Петербург.: Н.А. Frager & Со- Советский композитор, 1992. 409 с.
- Орлов, Г. А. Семантика музыки // Проблемы музыкальной науки. Вып.2 М.: Советский композитор, 1973. С. 435−479.
- Очеретовская, Н. Л. Содержание и форма в музыке /Н.Л.Очеретовская. Л.: Музыка, 1985. 112 с.
- Панкевич, Г. И. Искусство музыки / Г. И. Панкевич. М.: Знание, 1987. 112 с.
- Петрушин, В. И. О принципе моделирования эмоций в музыке /В.И.Петрушин //Музыкальная психология и психотерапия № 1, 2008. С. 40−41.
- Петрушин, В. И. Музыкальная психология: Учеб. пособие для студентов и преподавателей /В.И.Петрушин. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. 384 с.
- Подуровский, В. М. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений./ В. М. Подуровский, Н. В. Суслова. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. 320 с.
- Пономарев, Я. А. Психология в системе комплексных исследований творчества / Я. А. Пономарев // Психология процессов художественного творчества. Ленинград: «Наука», 1980. С. 24−32.
- Протопопов, В. В. Принципы музыкальной формы И.С.Баха: Очерки/В.В.Протопопов М.:Музыка, 1981. 355 с.
- Протопопов, В. В. Контрастно-составные формы /В.В.Протопопов // Сов. музыка 1962. № 9. С. 33−37.
- Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений / под ред. Г. М. Цыпина — М.: Издательский центр «Академия», 2003. 368 с.
- Психология процессов художественного творчества: Сб. статей / отв. ред. Б. С. Мейлах, Н. А. Хренов. Л.: «Наука», 1980. 286 с.
- Психология. Словарь / Под общей редакцией А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — М.: Политиздат, 1990. 494 с.
- Птушко, Л. А. Стилевые особенности симфонического творчества А. Тертеряна / Л. А. Птушко // Стилевые искания в музыке 70−80-х годов XX века. Ростов-на-Дону: РГК, 1994. С. 132−145.
- Пясковский, И. Б. Логика музыкального мышления / И. Б. Пясковский. Киев: Музична Украша, 1989. 179 с.
- Ражников, В. Г. Исследование музыкального исполнительского образа / В. Г. Ражников // Вопросы психологии. 1978 № 2. С. 70−80.
- Ражников, В. Г. Диалоги о музыкальной педагогике /В.Г.Ражников. М.: Классика XXI, 2004. 140 с.
- Рубинштейн, О. Л. Основы общей психологии / О. Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 1989. 720 с.
- Ручъевская, Е. А. Классическая музыкальная форма. Учебник по анализу. /Е.А.Ручьевская. СПб.: Композитор, 1998. 268 с.
- Ручъевская, Е. А. Функция музыкальной темы /Е.А.Ручьевская. СПб.: «Музыка», 1977. 160 с.
- Сабинина, М. Д. «Семен Котко» и проблемы оперной драматургии Прокофьева / М. Д. Сабинина М.: Сов. Композитор, 1963. 290 с.
- Савенко, С. И. Мир Стравинского / С. И. Савенко. М.: Изд. Дом «Композитор», 2001. 328 с.
- Северянин, И. Стихотворения /Сост. В. А. Кошелева. М.: Сов. Россия, 1988. 464 с.
- Семантические функции музыкальной формы: Методическая разработка по курсу анализа музыкальных произведений для студентов ТКФ/сост. И. Я. Нейштадт. Новосибирск: НТК, 1989. 16 с.
- Седов, Е. А. Взаимосвязь энергии, информации и энтропии в процессах управления и самоорганизации // Информация и управление: философско-методологические аспекты. Сб. ст. / отв. ред. Л. Г. Антипенко, В. И. Кремянский. М.: «Наука», 1985. С. 169−193.
- Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии. / Е. В. Сидоренко СПб.: Речь, 2007. 349 с.
- Скребков, С. С. Художественные принципы музыкальных стилей / С. С. Скребков. М.: «Музыка», 1973. 448 с.
- Скребкова-Фшатова, М. С. Фактура в музыке: художественные возможности. Структура. Функции / М.С.Скребкова-Филатова. М.: Музыка, 1985. 285 с.
- Смирнов, А. А. Психологическое исследование категоризации при решении задач: автореф. дис.. канд. психологии, наук 23.06. 1998 / Смирнов Александр Александрович. Ярославль, 1998. 23 с.
- Смирнов, А. А. Проблемы психологии памяти / А. А. Смирнов. М.: «Просвещение», 1966. 424 с.
- Снытко, А. А. Семантика музыкальной композиции: автореферат дис. .канд. иск.: 25.04.2006 / Снытко Алла Анатольевна. Минск, 2006. 20 с.
- Собчик, Л. Н. МЦВ — метод цветовых выборов. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера. Практическое руководство/ Л. Н. Собчик. — СПб., Изд-во «Речь», 2001. 112с.
- Соколов, А. С. Введение в музыкальную композицию XX века- учеб. пособие по курсу «Анализ музыкальных произведений» /А.С.Соколов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. 231 с.
- Соколов, В. Н. Стихотворения- поэмы / ред. кол. А. Дементьев, Е. Исаев, А. Кешоков и др. М.: Худ. лит., 1987. 351 с.
- Соколов, О. В О принципах структурного мышления в музыке /О.В.Соколов // Проблемы музыкального мышления: сб. ст. М.: «Музыка», 1974. С. 153- 176.
- Солсо, Р. Когнитивная психология / Р.Солсо. М.: Тривола, 1996. 598 с.
- Сорокина, Т. С. Черты формообразования в музыке XIX —XX веков / Т. С. Сорокина. Новосибирск: НТК, 1997. 220 с.
- Соснова, Н. Г. Интервально-периодичные звуковысотные образования: структура, функциональность, фонизм: дис. канд. искусствоведения: 01.03.2007 / Соснова Наталья Григорьевна. Новосибирск, 2007.316 с.
- Спиркин, А. Г. Философия. Учебник для студ. высш. уч. заведений / А. Г. Спиркин. М.: Гардарики, 1998. 816 с.
- Старчеус, М. С К проблеме типологии музыкального восприятия /М.С.Старчеус // Музыкальное восприятие как предмет комплексного исследования: сб.ст. Киев: «Музична Украша», 1986. С. 29−44.
- Старчеус, М. С. Сл>ос музыканта / М. С. Старчеус. М.: Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского, 2003. 640 с.
- Тараканов, М. Е. Музыкальный театр Альбана Берга / М. Е. Тараканов. М.: Советский композитор, 1976. 559 с.
- Ткаченко, JI. А. Музыка живописи /Л.А.Ткаченко. СПб.: «Знак», 2001. 128 с.
- Тосин, С. Г. Семь семерок. Автоочерк. 2-е изд., доп./С.Г.Тосин. Новосибирск, 2004. 92 с.
- Успенская, О. А. Влияние музыкального воздействия на становление идентичности личности: диссертация канд. психологич. наук 29.03.2005 /Успенская Оксана Александровна. Новосибирск, 2005. 248 с.
- Устина, Н. В. Повторы как средство смысловой организации текста: автореферат дис. .канд. филологических наук 30.03.1994 / Устина Наталья Викторовна. Пятигорск, 1993. 16 с.
- Фестингер, JI. Теория когнитивного диссонанса / Л.Фестингер. пер. А. Анистратенко, И.Знашева. СПб.: Ювента, 1999. 318 с.
- Фёдоров, В. Инструментальные сочинения К. Пендерецкого начала 60-х годов / В. Федоров // Проблемы музыки XX века. Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1977. С. 292−318.
- Философский энциклопедический словарь / ред. Л. Ф. Ильичев, Н. П. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. М.: Сов. энциклопедия, 1983. 840 с.
- Фрай, Дж. Возрождение тональности в музыке США конца XX века / Дж. Фрай // Искусство XX века: Уходящая эпоха? Нижний Новгород: Нижегородская гос. консерватория, 1997. С. 159−183.
- Холопов, Ю. Н. Изменяющееся и неизменное в эволюции музыкального мышления // Проблемы традиций и новаторства в современной музыке / ред. М. Тараканов. М.: Сов. Композитор, 1972. С. 52−104.
- Холопова, В. Н. Музыка как вид искусства: Учеб. пособие /В.Н.Холопова. СПб.: «Лань», 2000. 320 с.
- Холопова, В. Н. Формы музыкальных произведений: Учеб. пособие /В.Н.Холопова. Санкт-Петербург: «Лань», 1999. 491 с.
- Холопова, В. Н. Альфред Шнитке: очерки жизни и творчества /В.Н.Холопова. Е. Чигарева. М.: Сов. композитор, 350 с.
- Холопова, В. Н. София Губайдулина. Монографическое исследование / В.Н.Холопова- интервью с Губайдулиной Э. Рестаньо. М.: Композитор, 1996. 360 с.
- Цеханский, В. М. Влияние целостного звукового образа на восприятие основных характеристик музыкальной композиции: автореферат дис. канд. психолог, наук / Цеханский Владимир Михайлович. М., 1979. 17 с.
- Цуккерман, В. А. Динамический принцип в музыкальной форме / В. А. Цуккерман. Музыкально-теоретические очерки и этюды. М.: Сов. Композитор, 1970. Вып. 1. С. 19−120.
- Цуккерман, В. А. Анализ музыкальных произведений: Общие принципы развития и формообразования в музыке. Простые формы /В.М.Цуккерман. М.: Музыка, 1980. 296 с.
- Чеплыгина, И. Н. Повтор как структурное средство актуализации в языковой картине мира В. Набокова. / И. Н. Чеплыгина. Ростов-на-Дону: ИУБиП, 2002. 131 с.
- Чиэ/с, Г. Память как компонент системы музыкального мышления / Г. Чиж // Музыкальное мышление: сущность, категории, аспекты исследования. Киев: Музична Укра1на. 1989. С. 64−67.
- Шапарь, В. Б. Практическая психология. Проективные методики / В. Б. Шапарь, О. В. Шапарь. Ростов н/Д: Феникс, 2006. 408 с.
- Шагшухометова, JJ. Н. Внемузыкальные компоненты композиторского текста. Сб. ст. / ред. JI.H. Шаймухометова. Уфа: РИЦ УГИИ, 2002. 120 с.
- Штокхаузен, К. Структура и время переживания / К. Штокхаузен //HOMO MUSICUS: Альманах музыкальной психологии 95. М.: Московская гос. консератория им. П. И. Чайковского, 1995. С. 76−94.
- Эйзенштейн, С. М. Неравнодушная природа / С.М. Эйзенштейн
- Избранные произведения в шести томах. М.: Искусство, 1964. Т. З С. 37−432.
- Эстетика и теория искусства XX века. Учеб. пособие / отв. ред. Н. Хренов, А. Мигунов. М.: Прогресс, Традиция, 2005. 520 с.
- Языкознание. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. В. Н. Ярцев 2-е изд. М.: Науч. изд. «Большая российская энциклопедия», 1998 685 с.
- Якобсон, П. М. Психология чувств и мотивации: Избр. психол. тр. / П.М. Якобсон- под. ред. Е. М. Борисовой- Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т. М.- Воронеж: Ин-т практ. психологии: НПО «МОДЭК», 1998. 304 с.
- Aiello, R. Musical perceptions / Rita Aiello with John A. Sloboda. N. Y.- Oxford: Oxford University Press, 1994. 290 p.
- Alte chinesische graphic / J. Hejzlar- L. Neubert. Prague: ARTIA, 1972. 164 p.
- Clarke, E. Music, mind and structure / E. Clarke, S. Emmerson. Chur- London: Harwood Academic Publishers, 1989. 235 p.
- Daies, J. B. The psychology of music / J.B. Davies. London: Hutchinson, 1978. 240 p.
- Deliege, /. Musical Schemata in real-time listeniny to a piece of musik / I. Delige, M. Melen, P. Stammers, I. Gross // Music Perception, Winter 1996. Vol. 14. (2). P. 117−160.
- Deutsch, D. The psychology of music / D. Deutsch. San Diego: Academic Press, 1999. 807 p.
- Dibben, N. The cognitive reality of hierarchic structure in tonal and atonal music // Music Perception, Fal. 1994. Vol. 12 (1) P. 1- 25.
- Fiske, H. Selected theories of musik perception / Harold E. Fiske. Lewiston- Lampeter: Mellen Press, 1996. 159 p.
- Gardner, H. Art, mind, and brain: A cognitive approach to creativity / H. Gardner. N. Y.: Basic books- Cop, 1982. 380 P.
- Howell, P. Musical structure and cognition / P. Howell, I. Cross, R. West. London- Orlando: Academic Press, 1985. 338 p.
- Ki-Hong Kim Formal Congruency between Telop Patterns and Sound Effects IKi-Hong Kim & Shin-Inhiro Iwamiya // Music Perception June 2008, Vol. 25, No. 5: 429−448.
- Kreutz, G. Cognitive Styles of Musik Listening / G. Kreutz, E. Schubert, L.A.Mitchell.// Music Perception September 2008, Vol. 26, No. 1:57−73.
- Lundin, R. An objective psychology of music / R. Lundin. N. Y.: Ronald Press Co, 1953. 303 p.
- Serafine, M. L. Music as cognition: the development of thought in sound / M.L. Serafine. N. Y.- Guilford: Colunbia University Press, 1988. 247 p.
- Serafine, M. L. The cognitive reality of hierarchic structure in music /M.L. Serafine, N. Glassman, C. Overbeeke // Music Perception. Sum. 1989. Vol. 6(4) P. 397- 430
- Sloboda, J. The musical mind: the cognitive psychology of music / John A. Sloboda. Oxford: Clarendon Press, 1985. 291 p.
- Storr, A. Music and the mind / A. Storr. London: Harper Collins, 1992. 212 p.
- Wierszylowsky, J. Psychologia muzyki / J. Wierszylowski. Warszawa: Panstwowe Wydaun- Naukowe, 1979. 380 p.