Искусство Яши Хейфеца в контексте музыкально-исполнительской культуры XX века
Суровая логика замысла в нем сочетается с выразительностью- .точность его никогда не переходит в холодность. Это вдохновенное спокойствие таит в себе кипучий внутренний темперамент, закованный в высокие гранитные берега классики и в какой-то мере несомненно исключает эффекты, направленные на чисто эмоциональные реакции" (И.Ямпольский). Хейфец оставил после себя богатейшее наследие в виде записей… Читать ещё >
Содержание
- искусства Яши Хейфеца
- Глава.
- I. Истоки исполнительского творчества Яши Хейфеца
- Раздел
- I. Школа Ауэра как фундамент исполнительской деятельности Хейфеца
- Раздел П. Хейфец и русская вокальная школа
- Раздел
- III. Хейфец и Крейслер
- Глава.
- II. Хейфец и американская культура
- Раздел
- I. Опыт сотворчества с композиторами Голливуда
- Раздел П. Съемки в кино и документальные фильмы
- Раздел Ш. Педагогическая практика
- Глава.
- III. Хейфец — интерпретатор
- Раздел
I. Исполнительское творчество Хейфеца а) Эволюция трактовок Хейфеца б) Интерпретация концертов симфонического плана и Поэмы Шоссона в) Интерпретация концертов виртуозного плана и виртуозных пьес г) Интерпретация музыки X X века на примере концертов Прокофьева и Кастельнуово-Тедеско д) Хейфец — ансамблист и интерпретатор камерной музыки е) Категория универсальности применительно к творчеству Хейфеца
Раздел
II. Стиль и категория эмоциональности в творчестве Хейфеца а) Взаимодействие стилей в исполнительстве Хейфеца б) Категория эмоциональности в художественной системе Хейфеца
Раздел III Исполнительское творчество Хейфеца в оценке мировой музыкальной критики
Глава
IV. Транскрипции и собственные сочинения Хейфеца
Приложение 1: Дискография Хейфеца 172П
Список литературы
- Алексеев А. Творчество музыканта-исполнителя. М., Музыка, 1991.
- Амфитеатров А. Маски Мельпомены. М., 1910.
- Аннотация к дискам «Хейфец-коллекции».
- Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Л., Музыка, 1971.
- Асафьев Б. «О Ф.И.Шаляпине» в кн.: Критические статьи и рецензии. М—JL, Музыка, 1967.
- Асафьев Б. «О И.В.Ершове» в кн.: Критические статьи и рецензии. М— Л., Музыка, 1967.
- Ауэр Л. Моя школа игры на скрипке. Интерпретация произведений скрипичной классики. Музыка: М., 1965.
- Ауэр Л. Среди музыкантов. Л., 1927.
- Бакалейников В. Записки музыканта. Нью-Йорк, 1943.
- Баланчивадзе Л. «Мотив достижения и эффективность музыкально-исполнительской деятельности». В межвуз. сб. трудов Моск. и Магнитогорской консерваторий «Вопросы подготовки музыканта-педагога». Магнитогорск, Москва, 1997.
- БахрушинЮ. История русского балета. 2-е изд., М., 1973.
- Берлянчик М. Теоретические основы формирования исполнительского мастерства скрипача: Автореф. дис.. д-ра искусствоведения. М., 1993.
- Бодки Э. Интерпретация клавирных произведений Баха. М., Музыка, 1993.
- Бочкарев Л. «Психологические аспекты публичного выступления музыкантов-исполнителей». Вопросы психологии, 1975, № 1.
- Брянцева В. С.В.Рахманинов. М., 1976.
- Бунин И. О Федоре Шаляпине. «Дон», 1957, № 10.
- Вальтер В. Как учить игре на скрипке. СПб., 1910.
- Вальтер В. Я.Хейфец. «РМГ», 1913, № 14.
- Воспоминания о Рахманинове в 2-х томах. Сост., ред., коммент. и предисл. З.Апетян. 4-е изд. М., 1974.
- Гинзбург Л. Я.Хейфец. В кн.: Ежегодник памятных музыкальных дат и событий. 1971, М., 1970, с. 22—24.
- Гозенпуд А. Музыкальный театр в России, Л., 1959.
- Готсдинер А. Музыкальная психология. М., 1993.
- Григорьев В. Император скрипки (рукопись).
- Григорьев В. Исполнительское искусство: состояние, некоторые перспективы / Музыкальное исполнительство и современность, выпуск 2. Научные труды Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, сборник 19, М., 1997. — с. 15—25.
- Григорьев В. Никколо Паганини. Жизнь и творчество. М.: Музыка, 1987.
- Григорьев В. Специфика исполнительского творчества и работа над музыкальным произведением. В сб.: Актуальные вопросы струнно-смыч-ковой педагогики. Новосибирск, 1987. — с. 25—37.
- Грошева Е. Ф.Шаляпин. Советская музыка, 1958, № 4.
- Гуревич Л. Скрипичные штрихи и аппликатура как средство интерпретации. Л., Музыка, 1988.
- Долгов П. Мои воспоминания о Л.С.Ауэре, рукопись.
- Дорошевич Вл. Театральная Москва / Рассказы и очерки. Мое. рабочий, 1966.
- Из истории музыкальной жизни России (XVIII — XIX веков), Сборник научных трудов. Московская консерватория, М., 1990.
- Исполнительское искусство зарубежных стран, вып. 6. Музыка, М., 1971.
- Келдыш Ю. Рахманинов и его время. М., 1973.
- Коллар В. 187 дней из жизни Шаляпина. Горький, Волжско-Кам ское изд-во, 1967.
- Конен В. Пути американской музыки. Очерки по истории муз. культуры США. М., 1965.
- Концерт Яши Хейфеца. «Витебский вестник», 1914, № 89.
- Красовская В. История русского балета, Д., 1978.
- Красовская В. Русский балетный театр XIX века. Искусство, М. 1958.
- Красовская В. Русский балетный театр начала XX века, ч. 1—2. Л. 1971—1972.
- Лазарева Н. Индивидуальное и типическое как категории музыковедческого анализа. М., 1999.
- Левик С. Записки оперного певца. М., Искусство, 1955.
- Луначарский А. О театре и драматургии. Избр. статьи, т. 1—2. М. Искусство, 1958.
- Луначарский А. В мире музыки. Статьи и речи. М., Музгиз, 1958.
- Маккинон Л. Игра наизусть. Д., 1967.
- Мариус Петипа. Материалы. Воспоминания. Статьи. Д., 1971.
- Мастерство музыканта-исполнителя. Вып. 2. Сов. комп., М., 1976.
- Милка А. Теоретические основы функциональности в музыке. Д. Музыка, 1982.
- Нелидова-Фивейская Л. Десять встреч с Шаляпиным в Америке. «Новая Сибирь», 1957, кн. 36.
- Никулин Л. Федор Шаляпин. М., Искусство, 1954.
- Хейфец-педагог / Музыкальная жизнь, 1961, № 2, с. 15.
- Перепелкин Ю. Аннотация к грампластинке «Фелия Литвин, сопрано» серии «Из сокровищницы., Вокалисты», М.: Мелодия, 1983.
- Перепелкин Ю. Аннотация к грампластинке «Иван Алчевский, тенор- Лев Клементьев, тенор» серии «Из сокровищницы .мирового исполнительского искусства», «Вокалисты», М.: Мелодия, 1983.
- Перепелкин Ю. Русский мастер бельканто. «Мелодия», № 3, 1985.
- Петрушин В. Артистизм — это и тренировка. Сов. музыка, 1971, № 12.
- Похитонов Д. Из прошлого русской оперы. Л., Искусство, 1963.
- Раабен Л. Яша (Иосиф Робертович) Хейфец / Жизнь замечательных скрипачей. М.—Л.: Музыка, 1967. — с. 221—234.
- Раабен Л. Леопольд Ауэр, Фриц Крейслер / Жизнь замечательных скрипачей. Музыка, М-Л., 1967. — с.156—199.
- Раабен Л. Стилевые и эстетические тенденции в современном исполнительском искусстве / Вопросы теории и эстетики музыки, вып. 4. Л.: Музыка, 1965, с. 69—86. j 18 с.
- Раабен Л. Леопольд Ауэр, Музгиз, Л., 1962, 312 с.
- Руденко В. Аннотация к пластинке «Из сокровищницы мирового исполнительского искусства». Часть III. Скрипка, альт, виолончель. Яша Хейфец. Мелодия, 1983.
- Седов А. Шаляпин и выдающиеся певцы русской оперной сцены. Вокально-творческие параллели. / Шаляпинские чтения, 1992 г. Казань: Лит. музей им. А. М. Горького, 1992.
- Светлов В. Современный балет, СПб., 1911.
- Сивков 77. Ф. И. Шаляпин. Жизнь и артистическая деятельность. СПб., 1908.
- СигетиЖ. Воспоминания. Заметки скрипача. М., 1969.
- Скребков С. Художественные принципы музыкальных стилей. М., Музыка, 1973.
- Соколова О. Сергей Васильевич Рахманинов. М., Музыка, 1983.
- Соловцов А. С.В.Рахманинов. 2-е изд. М., 1969.
- Старк Э. Шаляпин. Пг., 1915.
- Стасов В. Статьи о музыке. М., Музгиз, 1949.
- Струве Б., Токарский Б. Эстрадное волнение в музыкальном исполнительстве. Сов. музыка, 1936, № 11, с. 66—72
- Теляковский В. Воспоминания. JL, Искусство, 1965.
- Финкелъберг Н. Яворский об исполнительстве. «Музыкальное исполнительство», вып. 10. М., 1979.
- Финклстайн С. Композиторы США сегодня. Сов. музыка, 1959, № 10.
- Флеш К. Воспоминания / Исполнительское искусство зарубежных стран, вып. 8. М.: Музыка, 1977, с. 16—151.
- Флеш К. Искусство скрипичной игры. М.: Музыка, 1964.
- Хейфец-педагог / Советская музыка, 1959, № 12, с. 176—177.
- Цуккерман В. Музыкально-теоретические очерки и этюды, вып. 2. Сов. композитор, М., 1975.
- Чернышевский Н. Эстетические отношения искусства к действительности. П. с. е., т. II. М.: Гослитиздат, 1949, с. 5—92.
- Шаляпин Федор Иванович. В трех тт., т. I. М.: Искусство, 1976.
- Шаляпин Ф. Маска и душа. М.: М. рабочий, 1989.
- Шаляпин Ф. Страницы из моей жизни. JL, Музыка, 1990.
- Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах. М., Музыка, 1965.
- Шнеерсон Г. Современная американская музыка. М., 1945.
- Шуман Р. Избранные статьи о музыке. М., 1965.
- Щепкина-Куперник Т. Театр в моей жизни. М., Искусство, 1948.
- ЭнгельЮ. В опере. М., 1911.
- Юный скрипач. «Путеводный огонек», 1912, № 16.
- Юрьев Ю. Записки. Т. 2. Л., Искусство, 1963.
- Якупов А. Теоретические проблемы музыкальной коммуникации М., 1994.
- Ямполъский И. Фриц Крейслер, Музыка, 1975.
- Ямполъский И. Я.Хейфец / Советская музыка, 1934, № 6, с. 92—94.
- Янковский М. Шаляпин. Искусство, JI. отд., 1972.
- Янковский М. Шаляпин и русская оперная культура. JI.—М.: Искусство, 1947.
- Я.Хейфец о своих планах. «МЖ», 1961, № 2.
- Яша Хейфец — филантроп. Советское искусство, 1939, 9 сент.97. 70 лет со дня рождения американского скрипача Яши Хейфеца. «МЖ», 1971, № 1, с. 23.98. 75 лет со дня рожд. скрипача Яши Хейфеца. «МЖ», 1976, № 1, с. 24.
- Auer L. Graded course of violin playing. Book I.
- Agus A. Heifetz as I knew him. Amadeus press, Portland, 2001.
- Axelrod H. R. and T.M. Heifetz. 3d rev. ed. Paganiniana publ.: Neptune City, 1990.
- HartnackJ. Grosse Geiger unserer Zeit. Munch., 1967.
- Heifetz—Piatigorsky concerts. Musical America, 1964, v. 84, № 10, 11.
- Hirch N. Jascha Heifetz, l’empereur du violon. / Musica disques, № 102, Septembre, 1962.
- Kammerer R. Heifetz in new role as professor at UCLA, «Musical America», 1959, v. 79, № 8.
- Lochner L. Fritz Kreisler. London, 1951.
- Pincherle M. Fritz Kreisler. Geneve, 1956.
- Scholes P. The mirror of music 1844—1944, v. 1, L. 1947.
- Siskovsky I. Sevcik: The Master Seen in his Clasroom. «Musical America», 1934, 10 February.
- Spalding A. Rise to follow, N.Y., 1943.171