Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Технология распределения учебного времени при обучении информатике учащихся средней общеобразовательной школы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Технология распределения учебного времени по предмету «Информатика и ИКТ» представляет собой научно и практически обоснованную систему деятельности учителя информатики по распределению учебного времени, с учетом факторов, оказывающих влияние на продолжительность изучения содержания образования, представленного в структурных элементах учебника информатики. Она включает следующие этапы: 1… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические предпосылки разработки технологии распределения учебного времени по предмету «Информатика и ИКТ» в школе
    • 1. 1. Подходы к привлечению информационно-коммуникационных технологий в деятельность учителя информатики в условиях информатизации образования
    • 1. 2. Современное состояние проблемы распределения учебного времени по предмету «Информатика и ИКТ» в школе
    • 1. 3. Методологические подходы к организации распределения учебного времени по предмету «Информатика и ИКТ» в средней общеобразовательной школе на основе информационно-коммуни кационн ых технологий
  • Выводы по главе 1
  • Глава 2. Технология распределения учебного времени по предмету «Информатика и ИКТ» в общеобразовательной школе
    • 2. 1. Модель технологии распределения учебного времени по предмету «Информатика и ИКТ» в школе
    • 2. 2. Описание технологии распределения учебного времени по предмету «Информатика и ИКТ» на основе информационно-коммуникационных технологий
    • 2. 3. Этапы реализации технологии распределения учебного времени по предмету «Информатика и ИКТ» в школе
  • Выводы по главе 2
  • Глава 3. Методика проведения и результаты педагогического эксперимента
    • 3. 1. Задачи и методика проведения педагогического эксперимента
    • 3. 2. Методы и критерии оценки эффективности технологии распределения учебного времени по предмету «Информатика и ИКТ» в школе
    • 3. 3. Формирующий этап. Анализ результатов экспериментальной работы
  • Выводы по главе 3

Технология распределения учебного времени при обучении информатике учащихся средней общеобразовательной школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Основные направления реформирования системы образования Российской Федерации связывают с модернизацией и информатизацией, для успешного продвижения в теорию и практику обучения которых предлагается активное привлечение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на основе научно-педагогических проектов «Информатизация системы образования», «Система открытого образования», приоритетного национального проекта «Образование», программы «Образование — 2020». Эти технологии оказали двоякое влияние на современное состояние системы образования. С одной стороны, значительно увеличились возможности доступа к научной информации, что вызвало ее быстрый прирост, усложнение содержания учебных программ практически по всем школьным предметам, и, как следствие, усиление перегрузок учащихся, оказавших негативное влияние как на их здоровье, так и результаты их обучения. С другой стороны, внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательную деятельность школы вызвало трансформацию традиционных форм подготовки и организации учебного процесса, что способствовало более эффективному усвоению учебного материала за меньший промежуток времени.

Проблема привлечения ИКТ в образовательное пространство школы получила достаточно широкое отражение в научных и теоретико-методических исследованиях. В них определены новые возможности представления учебной информации и ресурсов учащимся (A.A. Арзамасцев, С. А. Бешенков, Л. Л. Босова, А. Я. Ваграменко, А. Г. Гейн, В. М. Монахов, И. В. Роберт, В. Ф. Шолохович и др.), выявлены общие принципы построения обучающих систем, технологические и дидактические приемы использования компьютеров на разных этапах учебных занятий (А.Г. Гейн, Б. С. Гершунский, JI.X. Зайнутдинова, И. С. Карасова, М. П. Лапчик, Е. И. Машбиц, П. И. Образцов, 4.

A.B. Смирнов, A.B. Усова и др.), рассмотрены вопросы проектирования содержания и методики обучения разделов предмета «Информатика и ИКТ» (А.И. Бочкин, H.A. Давыдова, М. П. Лапчик, Т. Г. Лихачева, Л. Л. Кайнина,.

B.В. Малев, И. Г. Семакин, Л. В. Шпрангер, Е. К. Хеннер и др.), определены подходы к формированию диагностируемых целей урока, установлению логических связей между структурными элементами содержания учебного материала (М.Д. Даммер, Е. А. Леонова, Д. Ш. Матрос, Л.С. Носова).

Сложившаяся тенденция накопления образовательных ресурсов и их вовлечения в учебный процесс по всем предметам привела к необходимости перехода на новый уровень использования информационно-коммуникационных технологий не только при проведении учебных занятий в школе, но и на этапе их планирования и подготовки в результате увеличивающейся учебной перегрузки учащихся, которую необходимо уметь оценить и использовать все возможные средства по ее снижению. Поэтому включение ИКТ в деятельность учителя при организации распределения содержания учебного материала, представленного в структурных элементах учебника, по времени его изучения является актуальной проблемой. Это должно способствовать снижению перегрузок учащихся при достижении образовательных целей.

Значительный вклад в изучение вопроса появления и негативных последствий учебных перегрузок был внесен учеными В. М. Антроповой, М. М. Безруких, Э. Н. Вайнером, E.H. Горенковой, В. И. Козловым, A.A. Кирсановым, М. Н. Скаткиным, A.B. Усовой и др. Однако возможности привлечения информационно-коммуникационных технологий для определения необходимых временных затрат на достижение образовательных целей при снижении перегрузок изучены недостаточно.

Анализ научной, методической и учебной литературы позволил выделить следующие противоречия:

— между современными тенденциями развития образования, выраженными в информатизации всех аспектов образовательного пространства школы, и недостаточной научно-теоретической разработанностью вопросов применения информационно-коммуникационных технологий, способствующих совершенствованию и интенсификации деятельности учителя при конструировании педагогического процесса;

— между необходимостью повышения эффективности обучения при снижении перегрузки учащихся и отсутствием в современной дидактике методики распределения содержания учебного материала по времени его изучения с помощью информационно-коммуникационных технологий;

— между потенциалом информационно-коммуникационных технологий при прогнозировании необходимых временных затрат на достижение образовательных целей по предмету «Информатика и ИКТ» в школе и отсутствием технологии распределения учебного времени в методике обучения информатике, базирующейся на их использовании.

Важность разрешения указанных противоречий обусловливает актуальность диссертационного исследования и определяет его проблему, которая заключается в поиске ответов на вопрос, какой должна быть технология распределения учебного времени, реализация которой в школьной практике позволит снизить перегрузку учащихся средней общеобразовательной школы при достижении образовательных целей обучения по информатике.

Актуальность выявленной проблемы и ее недостаточная разработанность в частной методике определяют тему исследования — «Технология распределения учебного времени при обучении информатике учащихся средней общеобразовательной школы».

Объект исследования — процесс обучения информатике в средней общеобразовательной школе.

Предмет исследования — распределение учебного времени на основе информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения информатике учащихся средней общеобразовательной школы.

Цель исследования состоит в обосновании и разработке технологии распределения учебного времени, способствующей снижению перегрузки учащихся средней общеобразовательной школы при достижении образовательных целей обучения информатике.

В соответствии с целью и предметом исследования была сформулирована гипотеза исследования: образовательные цели обучения информатике учащихся средней общеобразовательной школы будут достигнуты, а учебная перегрузка снизится, если будут:

— определены факторы, влияющие на продолжительность изучения содержания образования, представленного в структурных элементах учебника информатики, и методологические подходы к организации их анализа на основе использования информационно-коммуникационных технологий в деятельности учителя при планировании процесса обучения учащихся средней общеобразовательной школы по предмету «Информатика и ИКТ" — разработана имитационная модель распределения учебного времени по информатике, программная поддержка которой позволит определить наличие перегрузки и осуществить поиск варианта использования учебного времени для ее снижения;

— разработана и внедрена технология распределения учебного времени по предмету «Информатика и ИКТ». в школе, обеспечивающая оценку временных затрат на изучение структурных элементов учебника, которая включает информационный, актуализирующий, моделирующий и процессуальный этапсформулированы организационно-методические условия реализации технологии распределения учебного времени по предмету «Информатика и.

ИКТ", регламентирующие деятельность учителя информатики при планировании процесса обучения.

Для реализации поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы были сформулированы следующие задачи исследования:

— проанализировать состояние проблемы распределения учебного времени в теории и практике обучения и определить факторы, оказывающие влияние на временную продолжительность изучения содержания образования, представленного в структурных элементах учебника информатики, а также методологические подходы к организации их анализа на основе привлечения ИКТ в деятельность учителя при распределении учебного времени;

— разработать структурно-логическую модель технологии распределения учебного времени при обучении информатике учащихся средней общеобразовательной школы, включающую целевой, содержательно-процессуальный и результативный компонент;

— разработать имитационную модель распределения учебного времени по информатике, программная поддержка которой позволит определить наличие перегрузки учащихся и осуществить поиск варианта использования учебного времени для ее снижения;

— разработать и апробировать технологию распределения учебного времени по предмету «Информатика и ИКТ» в школе в форме научно и практически обоснованной системы деятельности учителя, обеспечивающей оценку временных затрат на изучение структурных элементов учебника, которая включает информационный, актуализирующий, моделирующий и процессуальный этап;

— определить организационно-методические условия реализации технологии распределения учебного времени по предмету «Информатика и ИКТ» при обучении учащихся средней общеобразовательной школы;

— осуществить опытно-экспериментальную проверку эффективности разработанной технологии распределения учебного времени по предмету «Информатика и ИКТ».

Теоретико-методологической основой диссертационного исследования стали работы в области:

• педагогических исследований (М.В. Кларин, В. В. Краевский, И .Я. Лернер и др.);

• оптимизации процесса обучения (Ю.К. Бабанский, В. А. Черкасов и др-);

• информатизации образования (Я.А. Ваграменко, О. В. Вязова, Д. Ш. Матрос, В. Н. Нуждин, Н. И. Пак, Е. С. Полат, И. В. Роберт, В. Ф. Шолохович и др.);

• теории и методики обучения информатике (А.И. Бочкин,.

A.A. Кузнецов, М. П. Лапчик, И. Г. Семакин, Н. Д. Угринович, Е. К. Хеннер и др.);

• оценки сложности содержания образования (В.В. Краевский,.

B.C. Леднев, И. Я. Лернер и др.);

• системного подхода к анализу педагогических исследований (С.И. Архангельский, В. П. Беспалько, В. Н. Садовский, Г. Н. Сериков, Ю. П. Сокольников и др.);

• изучения разных аспектов внутрипредметных связей (В.А. Далингер, И. С. Карасова, П. И. Образцов, В. В. Мултановский, A.B. Усова и др.);

• применения элементов математической статистики в педагогических исследованиях (H.A. Масальгин, Б. Я. Курицкий, Е. В. Сидоренко и др.).

Для реализации задач исследования использованы следующие методы:

— теоретические: анализ психолого-педагогической, методической и учебной литературы по проблеме исследованияобобщение и систематизация научных положений по теме исследованияанализ и систематизация нормативных документовсравнительный анализ учебных программ и тематических планов по предмету «Информатика и ИКТ», моделированиеэмпирические: опрос, анкетирование, контрольные работы, эксперимент (констатирующий, поисковый, формирующий, контрольный) — сравнение и анализ данных, полученных в результате экспериментальной работыметоды статистической обработки экспериментальных результатовпрограммированиеинтерпретация экспериментальных данных, их обобщение и систематизацияметоды компьютерной обработки и графического отображения результатов.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Определены основные факторы (структурная сложность, информативность и объем параграфа учебника), влияющие на необходимую временную продолжительность изучения содержания образования, представленного в структурных элементах учебника по информатике.

2. Обоснована необходимость осуществлять распределение учебного времени при обучении информатике в средней общеобразовательной школе на основе информационно-коммуникационных технологий.

3. Теоретически обоснована и разработана технология распределения учебного времени по предмету «Информатика и ИКТ», включающая информационный, актуализирующий, моделирующий и процессуальный этап и обеспечивающая оценку временных затрат на изучение содержания учебного материала, а также описаны методические аспекты организации планирования процесса обучения учащихся средней общеобразовательной школы с использованием электронной модели учебника информатики.

4. Выявлены организационно-методические условия реализации технологии распределения учебного времени по предмету «Информатика и ИКТ» при обучении учащихся средней общеобразовательной школы: 1) наличие мотивации учителя использования информационно-коммуникационных технологий в своей деятельности при планировании обучения учащихся информатике- 2) интеграция технологии распределения учебного времени по предмету «Информатика и ИКТ» с технологией конструирования содержания урокаЭ) организация обратной связи с учащимися при обучении информатике в средней общеобразовательной школе.

Теоретическая значимость исследования заключается:

— в определении совокупности методологических подходов (информационно-кибернетического, системного, прогностического и технологического), на основе которых осуществляется использование ИКТ в деятельности учителя при распределении учебного времени на изучение структурных элементов содержания образования по предмету «Информатика и ИКТ» с учетом факторов, оказывающих влияние на временную продолжительность их изучения;

— в разработке структурно-логической модели технологии распределения учебного времени при обучении информатике учащихся средней общеобразовательной школы, включающей целевой, содержательно-процессуальный и результативный компонент;

— во включении в раздел «Проектирование обучения информатике» общей методики преподавания информатики технологии распределения учебного времени по предмету «Информатика и ИКТ»;

— в обосновании требований, которым должны удовлетворять информационно-коммуникационные технологии, предназначенные для решения дидактических задач учителя (продуктивность, интенсификация, интерактивность, наличие экспертных решений, кросплатформенность), одной из которых является распределение учебного времени при планировании процесса обучения информатике учащихся средней общеобразовательной школы.

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

— обосновано и практически подтверждено достижение образовательных целей обучения информатике учащимися средней общеобразовательной школы при снижении их перегрузки посредством привлечения информационно-коммуникационных технологий в деятельность учителя на этапе планирования процесса обучения по предмету «Информатика и ИКТ»;

— разработана и внедрена в учебный процесс общеобразовательной школы технология распределения учебного времени по предмету «Информатика и ИКТ" — подготовлен программный продукт, отвечающий требованиям, предъявляемым к информационно-коммуникационным технологиям, предназначенным для решения дидактических задач учителя, одной из которых является распределение учебного времени на этапе планирования обучения информатике учащихся средней общеобразовательной школыразработаны и опубликованы методические рекомендации для учителей по использованию электронной модели учебника по информатике при планировании процесса обучения учащихся средней общеобразовательной школы, направленные на достижение образовательных целей обучения при снижении перегрузки учащихся.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается научной аргументированностью исходных теоретических положенийцелостным подходом к решению проблемыметодологической обоснованностью исходных теоретических положений исследованиякорректной организацией опытно-экспериментальной работы с применением методов, адекватных объекту, предмету, цели и задачам исследованиярепрезентативностью выборкипрактическим подтверждением основных положений исследования и научной обработкой полученных в ходе эксперимента данных, воспроизводимостью результатов исследования и их внедрением в практику, систематической проверкой результатов исследования на разных этапах экспериментальной работы, подтверждением гипотезы исследования результатами экспериментальной работы. Воспроизводимость в образовательном пространстве экспериментальных школ разработанной технологии распределения учебного времени по предмету «Информатика и ИКТ» при соблюдении организационно-методических условий ее реализации позволяет эффективно осуществлять обучение информатике учащихся средней общеобразовательной школы.

Положения, выносимые на защиту:

1. Положения информационно-кибернетического, системного, прогностического и технологического подхода определяют целесообразность привлечения информационно-коммуникационных технологий для анализа факторов, оказывающих влияние на временную продолжительность изучения содержания структурных единиц учебника, а также организации процедуры планирования процесса обучения информатике учащихся средней общеобразовательной школы на этапе распределения содержания учебного материала во времени.

2. Программная поддержка имитационной модели распределения учебного времени по информатике, представляющая собой информационно-коммуникационную технологию, предназначенную для решения дидактической задачи учителя при планировании процесса обучения информатике учащихся средней общеобразовательной школы, позволяет оценить перегрузку учащихся и осуществить распределение учебного времени для ее снижения.

3. Технология распределения учебного времени по предмету «Информатика и ИКТ» представляет собой научно и практически обоснованную систему деятельности учителя информатики по распределению учебного времени, с учетом факторов, оказывающих влияние на продолжительность изучения содержания образования, представленного в структурных элементах учебника информатики. Она включает следующие этапы: 1) информационный (овладение опытом педагогической деятельности на уровне необходимой информации для работы над тематическим планом) — 2) актуализирующий (овладение опытом педагогической деятельности на уровне нормативной и личностно-смысловой активности учителя по привлечению информационно-коммуникационных технологий при планировании процесса обучения) — 3) моделирующий (овладение опытом педагогической деятельности по формированию тематического плана на основе привлечения информационно-коммуникационных технологий) и 4) процессуальный (овладение опытом педагогической деятельности по использованию электронной модели учебника информатики при реализации в школьной практике варианта тематического плана, полученного на основе применения информационно-коммуникационных технологий).

4. Эффективность применения технологии распределения учебного времени при соблюдении организационно-методических условий ее реализации (наличие мотивации учителя использования информационно-коммуникационных технологий в своей деятельности при планировании обучения информатике учащихся средней общеобразовательной школыинтеграция технологии распределения учебного времени по предмету «Информатика и ИКТ» с технологией конструирования содержания урокаорганизация обратной связи с учащимися при обучении информатике в средней общеобразовательной школе) в ходе планирования обучения информатике учащихся средней общеобразовательной школы расширяет возможности учителя для достижения образовательных целей обучения при снижении перегрузки учащихся в условиях активной модернизации и информатизации образования.

Апробация результатов исследования. Теоретические положения и результаты исследования обсуждались на всероссийской конференции.

Информатизация общего и педагогического образования — главное условие их модернизации" (Челябинск, 2004 г.) — XIII всероссийской научно-практической конференции молодых ученых и специалистов «Инновационные технологии в педагогике и на производстве» (Екатеринбург, 2007 г.) — региональной научно-практической конференции «Повышение качества профессиональной подготовки учителя информатики, математики, физики (Шадринск, 2007 г.) — международной научно-практической конференции «Новые информационные технологии в образовании» (Екатеринбург, 2008 г.) — международной научно-методической конференции «Информатизация образования — 2008» (Славянск-на-Кубани, 2008 г.) — научно-методических семинарах при кафедре информатики и методики преподавания информатики Челябинского государственного педагогического университета (Челябинск, 2005 — 2008 гг.) — конференциях по итогам научно-исследовательской работы преподавателей и аспирантов ЧГПУ (Челябинск, 2005 — 2009 гг.) — международной научно-практической конференции «Новые информационные технологии в образовании» (Улан-Удэ, 2008 г.). Результаты апробированы в школах г. Челябинска и опубликованы в тезисах и статьях.

База исследования: экспериментальная работа осуществлялась в МОУ СОШ № 121, МОУ «Лицей № 142» г. Челябинска. Исследованием было охвачено 164 учащихся 9-х классов по предмету «Информатика и ИКТ».

Поставленная цель и задачи определили ход исследования, которое проводилось в три этапа (2004 — 2009 гг.).

На первом этапе (2004 — 2005 гг.) проводилось изучение проблемы распределения учебного времени по предмету «Информатика и ИКТ» в школьной практике. С целью выявления дидактических основ по проблеме исследования был осуществлен анализ психолого-педагогической, дидактической, учебной и методической литературы, диссертационных исследований, сформулирована цель, задачи, гипотеза, определены теоретикометодологические подходы, основные позиции и понятийно-категориальный аппарат.

На втором этапе исследования (2005 — 2006 гг.) определены подходы к применению информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе, разработана структурно-логическая модель технологии распределения учебного времени по предмету «Информатика и PIKT», определены и наполнены содержанием этапы технологии распределения учебного времени, разработана имитационная модель распределения учебного времени, определены организационно-методические условия реализации технологии распределения учебного времени по предмету «Информатика и ИКТ» в школьную практику. Велась работа по реализации программной поддержки имитационной модели распределения учебного времени по информатике. Разрабатывались диагностические материалы, проводились констатирующий и поисковый этап эксперимента, осуществлялся сбор данных по результатам обучения учащихся и их временным затратам на выполнение домашних заданий, составлялся план формирующего этапа эксперимента.

На третьем этапе исследования (2006 — 2009 гг.) выполнялась корректировка и усовершенствование технологии распределения учебного времени по предмету «Информатика и ИКТ», осуществлялось ее внедрение в условиях школьной практики, проводился анализ, сравнение и интерпретация полученных результатов, их математическая обработка, уточнялись выводы, оформлялось диссертационное исследование. Для проверки справедливости гипотезы была выполнена статистическая обработка результатов эксперимента.

Оценка эффективности применения разработанной технологии распределения учебного времени по предмету «Информатика и ИКТ» проводилась по количественному критерию (коэффициент полноты усвоения учебных элементов, значение перегрузки учащихся) и качественному критерию степень удовлетворенности учителей технологией распределения учебного времени по предмету «Информатика и ИКТ»).

Личное участие автора в получении результатов определяется выдвижением ведущих положений исследования, созданием и апробацией технологии распределения учебного времени по предмету «Информатика и ИКТ», разработкой методики проведения экспериментальной работы по доказательству эффективности ее применения, руководством и непосредственным участием в экспериментальной работе и получении эмпирических данных, их теоретическом обобщении и интерпретации.

Структура диссертации соответствует логике научного исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, содержащего 211 источников, из них 3 на английском языке, 9 приложений.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3.

1. С целью проверки эффективности разработанной технологии распределения учебного времени по предмету «Информатика и ИКТ» в средней общеобразовательной школе был организован и проведен педагогический эксперимент.

2. Констатирующий этап экспериментальной работы включал в себя выявление особенностей процедуры распределения учебного времени по предмету «Информатика и ИКТ» в условиях информатизации образования, опрос учащихся о продолжительности выполнения домашнего задания и подготовку к контрольным мероприятиям с целью проверки адекватности разработанной имитационной модели распределения учебного времени по информатике. Методом анкетирования были изучены действия учителей при организации распределения учебного времени по предмету, определены варианты привлечения информационно-коммуникационных технологий в ходе разработки тематических планов, выявлен уровень готовности учителей к привлечению информационно-коммуникационных технологий на данном этапе своей деятельности. Анализ результатов анкетирования учителей информатики позволил сделать следующие выводы:

1) учителя понимают важность включения в образовательный процесс по информатике в средней общеобразовательной школе новых информационно-коммуникационных технологий, способствующих обновлению процедур подготовки и планирования обучения в условиях информатизации образования;

2) оценка варианта распределения учебного времени по предмету «Информатика и ИКТ» в тематическом плане представляет практическую проблему даже для учителей с достаточным опытом педагогической деятельности;

3) процедуру распределения учебного времени по предмету «Информатика и ИКТ» учителя связывают с анализом содержания учебного материала и требованиями, сформулированными в нормативной документации, а также уровнем подготовки учащихся.

3. Для проведения формирующего эксперимента была разработана программно-методическая поддержка технологии распределения учебного времени по информатике в средней общеобразовательной школе. Он осуществлялся на фоне организационно-методических условий и носил естественный характер с соблюдением контроля экспериментального фактора. В ходе реализации формирующего этапа эксперимента были задействованы 6 групп (3 контрольных и 3 экспериментальных) в МОУ СОШ № 121 и 8 групп (4 контрольных и 4 экспериментальных) в МОУ «Лицей № 142» среди учеников 9-й параллели, имеющих сходный уровень знаний. В контрольных группах разработка варианта распределения учебного времени по предмету осуществлялась традиционным способом. В ходе формирующего этапа эксперимента были также проверены условия эффективного применения технологии распределения учебного времени по информатике. К таким условиям были отнесены следующие: 1) наличие мотивации учителя использования информационно-коммуникационных технологий в своей деятельности при планировании обучения информатике учащихся средней общеобразовательной школы- 2) интеграция технологии распределения учебного времени по предмету «Информатика и ИКТ» с технологией конструирования содержания урока- 3) организация обратной связи с учащимися при обучении информатике в средней общеобразовательной школе. Они являются необходимыми (без них система не может работать в полной мере) и достаточными (их достаточно для нормальной работы).

4. На контрольном этапе эксперимента осуществлялась проверка прочности знаний учащихся в результате обучения согласно тематическому плану, разработанному на основе технологии распределения учебного времени по предмету «Информатика и ИКТ», которая показала повышение качества результатов обучения в экспериментальных группах при снижении перегрузки учащихся. Результаты статической обработки экспериментальных данных о критериях эффективности предложенной технологии, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы, показали, что ее использование при планировании процесса обучения по информатике в средней общеобразовательной школе обеспечивает достижение образовательных целей при снижении перегрузки учащихся.

5. Анализ результатов экспериментальной работы позволяет сделать вывод о достоверности полученных результатов. С помощью методов математической статистики подтверждена правильность выдвинутой гипотезы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Результаты проведенного исследования подтверждают выдвинутую нами гипотезу и позволяют сделать следующие выводы:

1. Актуальность проблемы распределения учебного времени при обучении информатике учащихся средней общеобразовательной школы на основе привлечения ИКТ в деятельность учителя при планировании процесса обучения обусловлена тенденциями модернизации и информатизации системы образования, вызвавшими необходимость в средствах, способных дополнить педагогический опыт и интуицию, а также недостаточной теоретической и практической разработанностью вопросов привлечения информационно-коммуникационных технологий для решения дидактических задач в разделе общей методики преподавания информатики «Проектирование обучения информатике».

2. Информативность, структурная сложность и объем параграфа являются факторами, оказывающими влияние на временную продолжительность изучения содержания образования, представленного в структурных элементах учебника, значение которых следует учитывать при планировании процесса обучения по предмету «Информатика и ИКТ» в средней общеобразовательной школе.

3. Анализ вопроса современного состояния привлечения ИКТ при обучении информатике в средней общеобразовательной школе, распределения учебного времени по этому предмету позволяет сделать вывод о необходимости, а положения информационно-кибернетического, системного, прогностического и технологического подхода о возможности разработки технологии распределения учебного времени по предмету «Информатика и ИКТ», предполагающей привлечение информационно-коммуникационных технологий в деятельность учителя на этапе планирования процесса обучения для снижения перегрузки учащихся при достижении образовательных целей.

4. Программная поддержка разработанной имитационной модели распределения учебного времени по информатике в средней общеобразовательной школе позволяет осуществить оценку тематического плана на наличие перегрузки учащихся и организовать поиск варианта использования учебного времени для ее снижения. Она представляет собой информационно-коммуникационную технологию для решения дидактической задачи учителя и сочетает в себе реализацию принципов вариативности, продуктивности, интенсификации, интерактивности, кросплатформенности и экспертных решений.

5. Разработанная и апробированная технология распределения учебного времени по предмету «Информатика и ИКТ» в школе включает этапы: 1) информационный (предполагает овладение опытом педагогической деятельности на уровне необходимой информации в процессе работы над тематическим планом) — 2) актуализирующий (предполагает овладение опытом педагогической деятельности на уровне актуализации знания, нормативной и личностно-смысловой активности педагога в ходе планирования процесса обучения информатике учащихся средней общеобразовательной школы с целью возможности использования такого варианта распределения учебного времени, который позволит достичь образовательных целей обучения по предмету при минимальных перегрузках учащихся) — 3) моделирующий (предполагает овладение опытом организации планирования процесса обучения информатике учащихся средней общеобразовательной школы на этапе распределения учебного времени на основе информационно-коммуникационных технологий в ходе педагогической деятельности учителя — разработки (обновления) тематического плана) — 4) процессуальный (предполагает для продуктивной реализации в школьной практике полученного варианта тематического плана осуществлять разработку уроков на основе методических рекомендаций по использованию электронной модели учебника), последовательное выполнение которых обеспечит оценку временных затрат на изучение содержания учебного материала при достижении образовательных целей.

6. Для эффективной реализации в школьной практике разработанной технологии распределения учебного времени по предмету «Информатика и ИКТ» необходимо соблюдать организационно-методические условия: 1) наличие мотивации учителя использования информационно-коммуникационных технологий в своей деятельности при планировании обучения информатике учащихся средней общеобразовательной школы- 2) интеграция технологии распределения учебного времени по предмету «Информатика и ИКТ» с технологией конструирования содержания урока- 3) организация обратной связи с учащимися при обучении информатике в средней общеобразовательной школе.

7. Разработанные и апробированные в учебном процессе методические рекомендации по использованию электронной модели учебника информатики, программной поддержки имитационной модели распределения учебного времени по информатике способствуют качественной реализации моделирующего и процессуального этапа технологии распределения учебного времени по предмету «Информатика и ИКТ».

8. Анализ данных, полученных в ходе эксперимента, позволяет сделать вывод о том, что распределение содержания образования, представленного в структурных элементах учебника, во времени в ходе планирования процесса обучения информатике учащихся средней общеобразовательной школы следует осуществлять на основе разработанной нами технологии, так как это положительно влияет на результаты обучения и позволяет снизить перегрузку учащихся.

Проведенное исследование показало значимость полученных результатов для образовательного процесса в средней общеобразовательной школе при обучении информатике. В то же время обозначились новые вопросы, нуждающиеся в решении. Дальнейшее исследование проблемы может быть осуществлено в следующем направлении: повысить эффективность обучения информатике учащихся средней общеобразовательной школы посредством применения информационно-коммуникационных технологий для каждого компонента процесса обучения в условиях информатизации образования при учете психологических особенностей учащихся.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , H.H. Толковый словарь по искусственному интеллекту. Текст. / H.H. Аверкин, М.Г. Гаазе-Рапопорт, Д. А. Поспелов М.: Радио и связь, 1992. — 256 с.
  2. , С.М. Российская школа на пути к информационному обществу: проект «Информатизация системы образования» Текст. / С. М. Авдеева // Вопросы образования. 2005. — № 3. — С. 33−53.
  3. , В.Н. Современные электронные учебные издания: принципы организации и внедрения Текст. / В. Н. Агеев. М.: СГУР, 2003. — 236 с.
  4. , С.И. Вопросы измерения, анализа и оценки результатов в практике педагогических исследований Текст. / С. И. Архангельский, В. И. Михеев, Ю. М. Перельцвайг. -М.: Знание, 1975.-42 с.
  5. , С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы Текст. / С. И. Архангельский. М.: Высш. шк., 1980. — 368 с.
  6. , В.В. Основные компоненты компьютерных технологий обучения Текст. / В. В. Афанасьев, И. В. Афанасьева, О. Б. Тыщенко // НИИВО. 1998. -№ 86. -С. 3−7.
  7. , Ю.К. Дидактические проблемы совершенствования учебных комплексов Текст. / Ю. К. Бабанский // Проблемы школьного учебника. М.: Просвещение, 1980. Вып. 8 — С. 17−33.
  8. , Ю.К. Избранные педагогические труды Текст. / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
  9. , Ю.К. Интенсификация процесса обучения Текст. / Ю. К. Бабанский. М.: Знание, 1987. — 80 с.
  10. , Ю.К. Личностный фактор оптимизации обучения Текст. / Ю. К. Бабанский // Вопросы психологии. -1984. № 1. — С. 51−57.
  11. , Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе Текст. / Ю. К. Бабанский. -М.: Просвещение, 1985.-208 с.
  12. , Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса (методические основы) Текст. / Ю. К. Бабанский. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  13. , Ю.К. Система способов оптимизации обучения Текст. / Ю. К. Бабанский. // Вопросы психологии. 1982. — № 5. — С. 12−22.
  14. , С.Я. Реформа профессиональной школы: опыт, поиск, задач, пути реализации Текст. / С .Я. Батышев. М.: Высш. шк., 1987. — 340 с.
  15. , М. Информационная среда обучения Текст. / М. Башмаков, С. Поздняков, Н. Резник. СПб.: СВЕТ, 1997. — 400 с.
  16. , В.Г. Арсенал образования: характеристика подготовка, конструирование учебных изданий Текст. / В. Г. Бейлинсон. М.: Книга, 1986. -286 с.
  17. , В.Г. О функциональном подходе к оценке школьных учебников Текст. / В. Г. Бейлинсон, Д. Д. Зуев // Проблемы школьного учебника. М.: Просвещение, 1977. Вып. 5. С. 42−54.
  18. , В.А. Дидактические основы организации учебно-познавательной деятельности школьников Текст. / В. А. Беликов. Челябинск: Изд-во ЧГПИ «Факел», 1994. — 156 с.
  19. , A.C. Педагогический мониторинг образовательного процесса: учеб.-метод. материалы Текст. / A.C. Белкин, В. Д. Жаворонков, С. Н. Силина. -Шадринск: ШГПИ, 1998. 47 с.
  20. , В.П. Качество и эффективность учебника Текст. // Народное образование. 2007. -№ 8. — С. 150−144.
  21. , В.П. Отбор и организация содержания учебника Текст. // Народное образование. 2006. — № 7. — С. 116−122.
  22. , В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения Текст. / В. П. Беспалько. М.: Педагогика, 1995. — 337 с.
  23. , В.П. Слагаемые педагогической технологии Текст. / В. П. Беспалько. М.: Педагогика, 1989. — 190 с.
  24. , В.П. Теория учебника: дидактический аспект Текст. / В. П. Беспалько. М.: Педагогика, 1988 — 160 с.
  25. , В.М. Эффективность обучения: Методологический анализ определения этой категории в дидактике Текст. / В. М. Блинов. М.: Педагогика, 1976.-192 с.
  26. , Е.К. Принципы организации электронных учебных пособий по истории архитектуры Текст. / Е. К. Блинова // Университетская книга. 2003. -№ 3. -С.16−20.
  27. Бобровский, С.И. Delphi 7: учеб. курс Текст. / С. И. Бобровский СПб.: Питер, 2004. — 735 с.
  28. , И.Ф. Электронные учебники Текст. / И. Ф. Богданова // EVA -2006: Материалы IX Международной конф. Москва, 2006. — Ч. 1. — С.76−77.
  29. , Я.В. Воспроизведение семантической неравнозначности частей связного текста Текст. / Я. В. Болыпунов // Вопросы психологии. 1977. -№ 2.-С. 22−27.
  30. , А.К. Методика преподавания информатики: учеб. пособие для студ. пед. спец. вузов Текст. / А. К. Бочкин. Минск: Выш-ей шк., 1998. — 431 с.
  31. Бюджет времени педагога и его резервы: метод, советы для учителей школ Текст. / И. П. Раченко / Пятигорский пед. ин-т ин. яз. — Пятигорск: Б.и., 1970. -32 с.
  32. , Э.Н. Образовательная среда и здоровье учащихся Текст. / Э. Н. Вайнер // Валеология. 2003. — № 2. — С. 35−39.
  33. , Э.Н. Общая валеология Текст. / Э. Н. Вайнер. Липецк, 1998. — 72 с.
  34. , С.М. Профессиональное образование: Ключевые понятия, термины актуальная лексика: словарь Текст. / С. М. Вишнякова. М.: МНЦ СПО, 1999.-538 с.
  35. Внутришкольное управление: вопросы теории и практики Текст. / Т. П. Шамова, Ю. А. Конаржевский, К.А. Нефедова-М.: Педагогика, 1991.-191 с.
  36. Вопросы компьютеризации учебного процесса: из опыта работы Текст.: кн. Для учителя / Л. П. Шило, Н. Д. Угринович. -М.: Просвещение, 1987. 127 с.
  37. , О.В. Информатизация образовательного пространства: на примере учителя информатики Электрон, рес.: дис.. канд. пед. наук. Тамбов, 2005. -240 с.
  38. , П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий» Текст. / ПЛ. Гальперин. — М.: МГУ, 1965.
  39. , Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы: Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий» / Б. С. Гершунский. — М.: Педагогика, 1987. -С. 164−218.
  40. , Б.С. Образовательно-педагогическая прогностика. Теория, методология, практика Текст.: учеб. пособие / Б. С. Гершунский. М.: Флинта- Наука, 2003. — 768 с.
  41. , Б.С. Проблемы повышения эффективности педагогического процесса на основе идей оптимизации Текст. / Б. С. Гершунский. М.: 1986 -С. 316.
  42. , Дж. Статистические методы в педагогике и психологии: пер. с англ. Текст. / Дж. Гласс, Дж. Стэнли, Ю. П. Адлер. -М.: Прогресс, 1976. 495 с.
  43. , Л.А. Некоторые проблемы типологии свободного времени Текст. / Л. А. Гордон, В Л. Волк, С. Е. Генкин // ИКСИ АН СССР. М., 1969. — № 24.
  44. , М.И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы Текст. / М. И. Грабарь, К. А. Красноярская. М.: Педагогика, 1977. — 136 с.
  45. , С.Г. Теоретические основы создания образовательных электронных изданий Текст. / С. Г. Григорьев, В. В. Гриншкун, Г. А. Краснова, И. В. Роберт, С. А. Щенников. Томск: Изд-во Томск. Ун-та, 2002. — 86 с.
  46. , В.В. Развитие интегративных подходов к созданию средств информатизации образования Электр, рес.: дис. д-ра пед. наук / В. В. Гриншкун. -М., 2004.-348 с.
  47. Дидактические проблемы построения базового содержания образования: сб. науч. тр. / И. Я. Лернер, И. К. Журавлев. М.: Изд-во ИТПиМИО РАО, 1993. — 210 с.
  48. , Л.И. Информационные и коммуникационные технологии в обучении: психолого-педагогические и методические аспекты Текст. / Л. И. Долинер. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф-пед. ун-та, 2004. — 344 с.
  49. , И.К. Руководство познавательной деятельностью учащихся средствами учебника Текст. / И. К. Журавлев // Новые исследования в педагогических науках. М.: Педагогика, 1989. Вып. 2 (54). — С. 31−34.
  50. , В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования Текст.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. -М.: Изд. центр «Академия», 2007. 208 с.
  51. , Л.Х. Создание и применение электронных учебников: На примере общетехнических дисциплин Текст. / Л. Х. Зайнутдинова. — Астрахань: ЦНТЭП, 1999.-364 с.
  52. Закон РФ «Об образовании». М.: Нов. шк., 1992. — 57 с.
  53. , О.Ю. Информационные технологии в управлении образовательным учреждением Текст. / О. Ю. Заславская, М. А. Сергеева. М.: ЦГЛ, 2006.-120 с.
  54. , Н.М. Практическая дидактика для учителя: учеб. пособие Текст. / Н. М. Зверева М.: Пед. о-во России, 2001. — 251 с.
  55. , К. Методы проектирования программных систем Текст. / К. Зиглер. М.: Мир, 1985. — 328 с.
  56. , ЛЯ. Программа учебник — учитель Текст. / Л .Я. Зорина. — М.: Знание, 1989.-80 с.
  57. , Ю.Б. Организация современного урока Текст.: кн. для учителя / Ю.Б. Зотов- под ред. П. И. Пидкасистого. -М.: Просвещение, 1984. — 144 с.
  58. , Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения Текст. / Т. А. Ильина. М.: Знание, 1972. — 42 с.
  59. Информатизация общего среднего образования Текст.: научно-методическое пособие / под ред. Д. Ш. Матроса. М.: Пед. о-во России, 2004. — 384 с.
  60. Информатика. Базовый курс для 7−9 классов Текст. / под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннер. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000. — 384 с.
  61. , Л.Б. Математические и кибернетические методы в педагогике Текст. / Л. Б. Ительсон. М.: Просвещение, 1964. — 249 с.
  62. , A.C. Теоретические основы квалиметрической технологии педагогического эксперимента Элект. рес.: дис.. д-ра пед. наук / A.C. Казаринов. Глазов, 1999. — 299 с.
  63. , М.В. Педагогическая технология в учебном процессе Текст. / М. В. Кларин. М.: Педагогика, 1991. — 80 с.
  64. , М.В. Технология обучения. Идеал и реальность Текст. / М. В. Кларин. Рига: Эксперимент, 1999. — 180 с.
  65. , В.Г. Методика использования информационно-коммуникационных технологий обучения в учебных заведениях профессионального образования Текст.: Автореф. дис.. канд. пед. наук /В.Г. Климов. Екатеренбург, 2003.
  66. , А.Ю. Педагогический словарь Текст. / А. Ю. Коджаспиров, Г. М. Коджаспирова. М.: Академия, 2000. -176 с.
  67. , O.A. Некоторые аспекты создания и применения компьютерного учебника Текст. / O.A. Козлов, Е. А. Солодова, E.H. Холодов // Информатика и образование. 1995. -№ 3. — С. 97−99.
  68. , O.A. Роль стуркутрно-логической схемы при написании компьютеризированного учебника Текст. / O.A. Козлов, Е. В. Пастухова, Е. А. Солодова, E.H. Холодов // Информатика и образование. —1998. № 4. — С. 44— 48.
  69. , Л.Ф. Эффективность образования Текст. / Л. Ф. Колесников, В. Н. Турченко, Л. Г. Борисова. -М.: Педагогика, 1991. 269 с.
  70. , К.К. Информационный подход в методологии науки и научное мировоззрение Текст. / К. К. Колин // Aima mater: вестн. высш. нж. М. — 2000. -№ 2.-С. 13−21.
  71. , К.К. Образование дня будущего Текст. / К. К. Колин // Методология и методика информатизации образования: концепции, программы, технологии: тез. докл. Всерос. науч.-практ. конф. Смоленск: Издательство СГПУ, 2004.
  72. , Л.С. Познавательная самостоятельность учащихся в условиях компьютерного обучения Текст. / Л. С. Коновалец // Педагогика. 1999. — № 2. -С. 46−50.
  73. Концепция информатизации сферы образования РФ Текст. // Проблемы информатизации высшей школы: бюл. M., 1998. — № ¾ — 322 с.
  74. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. Текст. М.: ЦГЛ- АПК и ПРО, 2004. — 24 с.
  75. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 20 062 010 годы: сб. Текст. М.: Сфера, 2006. — 30 с. — (Правовая библиотека образования).
  76. , В.В. Дидактические основания определения содержания учебника Текст. / В. В. Краевский, И. Я. Лернер // Проблемы школьного учебника. М.: Просвещение, 1980. — Вып. 8- С. 34−61.
  77. , В.В. Предметное и общепредменое в образовательных стандартах Текст. / В. В. Краевский, А. В. Хуторской // Педагогика. 2003. — № 2. -С. 3−10.
  78. , В.В. Содержание образовании бег на месте Текст. / В. В. Краевский // Педагогика. — 2000. — № 7. — С. 3−12.
  79. , К.Г. Проектирование средств информационных технологий обучения Текст. // Education Technology & Society. 2002. — V. 5(1). — P. 222−243.
  80. , A.O. Компьютерные обучающие программы Текст. / А. О. Кривошеев, С. С. Фомин, А. С. Демушкин, А. И. Кириллов, Н. А. Сливина, Е.В. Чубров] // Информатика и образование. 1995. — № 3. — С. 15−22.
  81. П.Ф. Технология и методика: соотношение понятий Текст. / П. Ф. Кубрушко, С. Н. Кривчанская //Профессиональная педагогика: категории, понятия, дефиниции: сб. науч. ст. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. унта, 2003.-С. 107−109.
  82. , B.C. Современные педагогические технологии. Начальная школа Текст.: пособие для учителя / B.C. Куккущкин. Ростов н/Д.: Фенкс, 2004. — 384 с. — (Серия «Учение с увлечением»).
  83. , Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях Текст. / Д. Кэмпбелл. СПб.: Соц.-психол. центр, 1996. — 391 с.
  84. , Н.В. Регулирование качества обучения студентов вуза с использованием информационных и коммуникационных технологий Электр, рес.: дис.. к-та пед. наук / Н. В. Лапикова. Екатеринбург, 2007. — 221 с.
  85. , М.П. Методика преподавания информатики Текст.: учеб. пособие для студ. пед. Вузов / М. П Лапчик, И. Г. Семакин, Е.К. Хеннер- под общ. ред. М. П. Лапчика. М.: Изд. центр Академия, 2005. — 624 с.
  86. , В.А. Что мы знаем о бюджете учебного времени Текст. / В. А. Лапшов // Первое сентября. 2005. — № 62.
  87. , М.Б., Шилова, О.Н. Развитие мышления учащихся средвами нформационных технологий: программа Intel «Обучение для будущего Текст. / М.Б. Лебедева- под ред. Ястребцева Е. Н. М.: Интуит.ру, 2006. — 168 с.
  88. , B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы Текст. /B.C. Леднев.-М.: Высш. шк, 1991.-224 с.
  89. , И.Я. Качество знаний учащихся и пути их совершенствования Текст. / И. Я. Лернер, Л. Я. Зорина, Г. И. Батурина, М. Н. Скаткин, В. Краевский. М.: Педагогика, 1978.-208 с.
  90. , Г. И. Педагогическая теория современному учителю Текст.: материалы курса / Г. И. Лернер. — М.: Пед. ун-т «Первое сентября», 2005. — Лекция 1−3.-35 с.
  91. , И.Я. Состав и структура содержания образования на уровне теоретического представления Текст. / И. Я. Лернер // Теоретические основы содержания общего среднего образования, 1999. — № 4. — С. 14—18.
  92. , Б.Т. Педагогика Текст. / Б. Т. Лихачев. М.: Юрайт, 1998. — 464 с.
  93. , А.Н. Мониторинг в образовании Текст. / А. Н. Майоров. СПб.: Образование — культура, 1998. — 344 с.
  94. , Н.В. Системно-информационная концепция к комплекту учебников по информатике 5−11 кл. Текст.: программа по информатике / Н. В. Маркова. СПб.: Питер, 2002. — 64 с.
  95. , В.П. Учебник нового поколения Текст. / В. П. Максаковский // Проблемы школьного учебника. М.: Просвещение, 1991. Вып. 20. — С. 69−71.
  96. , И.В. Имитационное моделирование на ЭВМ Текст. / И. В. Максимей. -М.: Просвещение, 1988.-230 с.
  97. , В.В. Общая методика преподавания информатики Текст.: учебное пособие / В. В. Малеев. Воронеж: ВГПУ, 2005. — 271 с.
  98. Материалы круглого стола на тему «Современная школа и здоровье детей» Текст. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. — 128 с.
  99. , Д.Ш. Анализ содержания учебника и перегрузка учащихся Текст. / Д. Ш. Матрос // Проблемы школьного учебника: сб. ст. М., 1997. — № 17. — С. 200 -209.
  100. , Д.Ш. Использование ЭВМ в ходе учебного процесса м его управления Текст. / Д. Ш. Матрос, О. О. Орловская. Алма-Ата: Мектеп, 1989. -176 с.
  101. , Д.Ш. К вопросу об анализе содержания учебного материала. -Проблемы повышения эффективности педагогического процесса на основе идей оптимизации Текст. / Д. Ш. Матрос. -М.: Знание, 1985. 80 с.
  102. , Д.Ш. Модель школы на основе информационных и коммуникационных технологий Текст. / Д. Ш. Матрос // Вестн. Челяб. гос. пед. унта. Сер. 10: Новые информационные технологии. — 2001. № 2. — С. 39—41.
  103. , Д.Ш. Один подход к конструированию учебного плана школы Текст. / Д. Ш. Матрос // Педагогика. 1999. — № 1. — С. 31−35.
  104. Д.Ш. Технология конструирования содержания образования и системы уроков по информатике Текст. / Д. Ш. Матрос, Е. А. Леонова, Л. С. Носова // Информатика и образование, 2004. № 8. — С. 8−14.
  105. , Д.Ш. Теория нечетких множеств в школе Текст. / Д. Ш. Матрос, О. Н. Иванова // Информатика и образование. 2004. — № 5. — С. 7−10.
  106. , Д.Ш. Управленческие шаги по информатизации процесса обучения в школе Текст. / Д. Ш. Матрос // Управление школой. 2006. — № 21. — С. 8−12.
  107. , М.И. Современный урок: вопросы теории Текст. / М. И. Махмутов М., — 1981.
  108. , Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения Текст. / Е.И. Машбиц—М.: Педагогика, 1988. 192 с.
  109. Методологические проблемы научного исследования Текст. Новосибирск: Наука, сиб. отд-е, 1984. — 316 с.
  110. Методы педагогических исследований Текст. / В. И. Журалев, Г. П. Ников, М. Н. Скаткин. -М. Педагогика, 1979. 255 с.
  111. , Я.А. Оптимизация сложности учебного текста: в помощь авт. и ред. Текст. / Я. А. Микк. М.: Просвещение, 1981. — 119 с.
  112. , Л.В. Пути повышения эффективности реализации дидактических принципов в учебном процессе Электр, рес.: дис.. канд. пед. наук / Л. В. Михалева М., 1997. — 170 с.
  113. , В.И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике Текст. / В. И. Михеев. М.: Высш. шк., 1987. — 198 с.
  114. Модернизация российского образования: документы и материалы Текст. -М.: Библ-ка развития образования- ГУ ВШЭ, 2002. С. 313−314.
  115. , В.А. Современные открытые уроки информатики Текст. / В. А. Молодцов, М. Заковоротная, А. Н. Ерыгин, Г. В. Драч, Н. Б. Рыжикова. М.: ФЕНИКС, 2003.-352 с.
  116. , П.В. Этапы создания электронного учебника Текст. / П. В. Монастырев // Высшее образование в России. 2001. — № 5. — С. 103−105.
  117. , В.М. Как создать школьный учебник нового поколения Текст. / В. М. Монахов // Педагогика. 1997. -№ 1. — С. 19−24.
  118. , В.М. Проблемы содержания и методов обучения в свете реформы школы Текст. / В. М. Монахов // Педагогика. -1998. № 5. — С. 5−16.
  119. , Н.М. Эффективность процесса обучения школьников Электр, рес.: дис. д-ра пед. наук / Н. М. Мочалова. Казань, 1995. — 481 с.
  120. , Т.С. Средство обучения: технология создания и исследования / Т. С. Назарова, Е. С. Полат. М. Изд-во УРАО, 1998.-204 с.
  121. , A.M. Как работать над диссертацией Текст.: пособие для начинающего педагога-исследователя / A.M. Новиков. М.: Издательство «Эгвес», 2003.-104 с.
  122. , JI.C. Применение новых информационных технологий как средства повышения эффективности конструирования уроков по информатике Электр, рес.: дис. канд. пед. наук / JI.C. Носова. Челябинск, 2007. — 187 с.
  123. Нормализация учебной нагрузки школьников. Экспериментальное физиолого-гигиеническое исследование Текст.: кол. монография / под ред. М. В. Антроповой, В. И. Козлова. М.: Педагогика, 1988. — 160 с.
  124. Об информации, информатизации и защите информации: федеральный закон РФ от 20 февраля 1995, № 24-ФЗ // Сб. законов РФ. М., 1999. — С. 56−62.
  125. Об утверждении Федеральной программы развития образования в России: федеральный закон РФ от 15 марта 2000, № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ.-2000.-№ 16.-Ст. 1639.
  126. С.И. Толковый словарь русского языка Текст. / С. И. Ожегов. М.: Азбуковник, 1999. — 944 с.
  127. , О.П. Оптимизационные методы дидактики Текст. / О. П. Околелов // Педагогика. 2000. — № 3. — С. 21−26.
  128. , В. Введение в общую дидактику Текст. / В. Оконь. — М.: Высш. шк., 1990.-382 с.
  129. , В.А. Урок в современной школе Текст.: Пособие для учителя / В.А. Онищук/-М.: Просвещение, 1986. -158 с.
  130. Организация деятельности ученика на уроке Текст. / П. И. Пидкасистый, Б .И. Коротяев]. -М.: Знание, 1985. 158 с.
  131. , P.A. Некоторые проблемы управления качеством образовательных услуг Текст. / P.A. Орехова, А. Н. Орехов // Инженерное образование. 2005. -№ 3.-С. 110−115.
  132. , И.М. Дидактические проблемы в управленческой деятельности директора школы Текст. / И.М. Осмоловская- ред. Ушакова М. А. М.: Сентябрь, 2005.-175 с.
  133. Пак, Н. И. Нелинейные технологии обучения в условиях информатизации Текст.: учебное пособие / Н. И. Пак. Красноярск: РИО КГГТУ, 1999. — 108 с.
  134. Педагогика Текст.: учебник для вузов / ред. Л. П. Крившенко М.: Проспект, 2004.-429 с.
  135. Педагогика Текст.: учеб. пособие для студ. пед. заведений [Текст] / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, E.H. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 2000.-512 с.
  136. Педагогическая энциклопедия: Актуальные понятия современной педагогики Текст. / H.H. Тулькибаева, JI.B. Трубайчук- под ред. H.H. Тулькибаевой. М.: Восток, 2003.-274 с.
  137. , А.Н. Количественные оценки сложности учебных математических текстов Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук / А. Н. Пехлецкая. Л., 1975. — 18 с.
  138. , Е.А. Учебник нового поколения в структуре профессиональной подготовки учителей Текст.: дис.. канд. пед. наук / Е. А. Пичкуренко. — М., 2007. -275 с.
  139. , А.Е. Алгоритм проектирования инновационной педагогической технологии Текст. / А. Е. Причиннин // Вестн. Удмурт, ун-та. Серия «Философия. Психология. Педагогика». — 2008. — Вып. 2 — С. 127−134.
  140. Проблемы научной организации труда в школе Текст. / ред. И. П. Раченко -М.: Педагогика, 1987. 151 с.
  141. Проблемы совершенствования содержания общего среднего образования в профессиональной школе Текст.: сб.науч.тр. / ред. A.A. Кирсанов. М.: Изд-во АПН СССР, 1989.-79 с.
  142. , В.О. О некоторых новых требованиях к будущим учебникам. Текст. / В. О. Пунский // Проблемы школьного учебника. М.: Просвещение, 1991. -Вып. 20.-С. 63−68.
  143. , И.П. НОТ учителя Текст.: кн. для учителя / И. П. Раченко. М.: Просвещение, 1989.-238 с.
  144. , И.В. О понятийном аппарате информатизации образования Текст. / И. В. Роберт // Информатика и образование. 2002. — № 12. — С.2−6.
  145. , В.М. Учебник нового поколения: назначение и принципы Текст. / В. М. Розин // Университетская книга. 2001. — № 12. — С. 20−24.
  146. , Т.Н. Электронный учебник как средство формирования информационной культуры студентов Электр, рес.: дис.. кад. пед. наук / Т. Н. Романченко. Москва, 2005. — 153 с.
  147. Российская газета. 2002. — 16 апреля.
  148. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. М.: БРЭ, 1999. — 670 с.
  149. , A.A. Методика дифференцированного обучения информатике в средней общеобразовательной школе на основе учета индивидуальных особенностей учащихся Электр, рес.: дис.. канд. пед. наук / A.A. Рузаков. -Челябинск, 2008,-161 с.
  150. , В.Н. Основание общей теории систем Текст. / В. Н. Садовский. -М.: Наука, 1974.-280 с.
  151. Сборник нормативных документов. Информатика и ИКТ Текст. / сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2007. — 103 с.
  152. , Г. К. Современные образовательные технологии Текст. / Г. К. Селево М. Нар. Об-е, 1998. — 256 с.
  153. , И.Г. Преподавание базового курса информатики в средней школе Текст.: метод, пособие / И. Г. Семакин, Т. Ю. Шеина М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.-496 с.
  154. , А.Л. Качество информатизации школьного образования Текст. / А. Л. Семенов // Вопросы образования. 2005. -№ 3. С. 248−270.
  155. , Т. Новые информационные технологии и содержание обучения Текст. / Т. Сергеева // Информатика и образование, 1991. № 1. — С.3−10.
  156. , Е.В. Методы математической обработки в психологии Текст. / Е. В. Сидоренко. СПб.: Речь, 2000. — 350 с.
  157. , М.Н. Методология и методика педагогических исследований (в помощь начинающему исследователю) Текст. / М. Н. Скаткин. — М.: Педагогика, 1986.-150 с.
  158. , М.Н. Теоретические основы содержания общего среднего образования Текст. / B.C. Цетлин, В. В. Краевский, И. Я. Лернер. М.: Педагогика, 1983.-352 с.
  159. , Г. Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность. Текст. / Г. Б. Скок М.: Педо-во России, 2000. — 100 с.
  160. , О.Г. Новые образовательные формы в подготовке психологов и педагогов в классическом университете Текст. / О. Г. Смолянинова // Педагогика развития: замыслы, достижения, возможности: материалы VIII на КрасГУ, 2002. -С. 95−99.
  161. Современная школа ресурс сохранения здоровья, или На пути к Школе будущего Текст. // Учительская газета — Москва, 2008. — № 6.
  162. , Л.Ф. Компьютерные технологии для учителя Текст. / Л.Ф. Соловьева-СПб.: БХВ Петербург, 2003. — 160 с.
  163. , A.M. Логическая структура учебного материала: Вопросы дидактического анализа Текст. / A.M. Сохор, М. А. Данилов. М.: Педагогика, 1974.-192 с.
  164. Социолого-педагогический словарь Текст. / под ред. В. В. Радула Киев: ЕКСОБ, 2004.-235 с.
  165. , Б.Е. Оптимизация школьного образовательного процесса средствами информационных технологий Электр, рес.: дис.. д-ра пед. наук / Б. Е. Стариченко. Екатеренбург, 1999. — 353 с.
  166. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обеспечению общего образования Текст. — М.: ООО «Мир книги», 2001. 95 с.
  167. , Н.Ф. Пути и возможности автоматизации учебного процесса. Текст. / Н. Ф. Талызина, Т. В. Габай. — М.: Знание, 1977. 64 с.
  168. , Н.Ф. Пути и возможности автоматизации учебного процесса Текст. / Н. В. Талызина, Н. Ф. Габай. М., 1977. — 412 с.
  169. , Г. Г. Многомерная классификация в изучении типологии использования бюджета времени трудящихся (опыт разработки методики) Электр, рес.: дис. канд. экон. наук. / Г. Г, Татарова. М., 1982. — 231 с.
  170. , Н.С. Реорганизация учебно-воспитательного процесса при проведении урока с применением новых педагогических технологий Текст. / Н. С. Титова // Школьные технологии. 2002. — № 5. — С. 135−146.
  171. , И.П. Концепция учебника и его структурирование Текст. / И. П. Товпинец // Проблемы школьного учебника. Вып. 20. 2004. — С. 34−44.
  172. , А.И. Дидактическая подготовка будущего учителя: технологический подход Текст.: учебное пособие/А.И. Уман-Орёл: ОГПИ, 1993. 128 с.
  173. , А.И. Теоретические основы технологического подхода в дидактической подготовке учителя Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук / А. И. Уман. M.: 1993.
  174. , A.B. Актуальные проблемы развития современной системы школьного образования Текст.: лекция / A.B. Усова. Челябинск: ЧГТТУ Факел, 1997. — 20 с.
  175. , A.B. Методология научных исследований: Курс лекций Текст. / A.B. Усова. Челябинск: ЧГПУ, 2004. — 130 с.
  176. , A.B. Проблемы теории и практики обучения в современной школе: Избранное Текст. / А. В. Усова. Изд-во ЧГПУ. — 221 с.
  177. Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды 2001−2005 гг.» Текст. // Собрание законодательства РФ. 2001. № 36.-С. 36−78.
  178. Федеральный Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании»» Текст. // Вестник образования. 1996. — № 7. — С. 3−57.
  179. Федеральный компонент Государственного стандарта общего образования Текст. / МО РФ. М., 2004. — Ч. 1.: Начальное общее образование. Основное общее образование. — 221 с.
  180. , A.A. О перспективах развития образования Текст. / A.A. Фурсенко // Телекоммуникация и информатизация образования. — 2005. — № 5 (30).
  181. И.Ф. Педагогика Педагогика.: учеб. пособие для вузов / И. Ф. Харламов. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Гардарики, 2002. — 519 с.
  182. , Т.Р. Математическая модель оптимизации учебного процесса на базе современных информационных технологий Электр, рес.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Т. Р. Харыбина. СПб., 1994. — 17 с.
  183. , М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования Текст. / М. А. Холодная. Томск: Изд-во Томск, гос. ун-та, 1997. — 391 с.
  184. , A.B. Интернет в школе Текст. / A.B. Хуторской. М.: ИОСО РАО, 2000.-304 с.
  185. , B.C. Экспертные методы в педагогике: Учебное пособие Текст. /
  186. B.C. Черепанов. Пермь: Изд-во ПГПИ, 1988. — 84 с.
  187. , A.A. Конспекты уроков информатики в 9−11 классах Текст. / A.A. Чернов, М. Ж Учитель, 2008. 171 с.
  188. , A.A. Инновационные технологии обучения: проблема электронного учебника Текст. / A.A. Чертополох // Инновации в образовании. -2001.-№ 2.-С. 89−99.
  189. , В. Н. Подготовка, проведение, анализ урока / В. Н Чистополов,
  190. C. В. Чистополов. // Физическая культура в школе. 2000. — № 4. — С. 35−38.
  191. Р.Х. Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом Текст. /Р.Х. Шакуров. -М., 1982.
  192. , А. Экспертиза школьных учебников Текст. / А. Шангенов // Народное образование. 2007. — № 2. — С. 3843.
  193. , А.Х. Поурочные разработки по информатике 8−9 классы Текст. / А. Х. Шелеваева. М.: ВВКО. — 272 с.
  194. , О.Н. Информационно-педагогический тезаурус и его функции в профессиональной подготовке специалиста образования: Теоретические основы становления: Монография Текст. / О. Н. Шилова. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1995.-С. 151−159.
  195. , В.А. Моделирование и философия Текст. / В. А. Штоф. М.: Л., 1986. -С. 52.
  196. , Н.Д. Методика обоснования временных затрат на выполнение домашних заданий учащимися средней общеобразовательной школы Электр, рес. / Н. Ж. Шумилина. Режим доступа: http://festival. 1 september.ru/articles/212 206/.
  197. , Э.Г. Системный подход и принцип деятельности: методологические проблемы современной науки Текст. / Э. Г. Юдин. -М.: Наука, 1978. 391 с.
  198. Т.Ю. Организационно-педагогические основы формирования здоровьесберегающей среды в общеобразовательных учреждениях в условиях обновления содержания российского образования Электр, рес. / дисс. канд. пед, наук.-М.: 2001.-144 с.
  199. , Е.В. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения Текст. / Е. В. Яковлев, И. О. Яковлева. -М.: ВЛАДОС, 2006.-239 с.
  200. , Е.В. Педагогический эксперимент: квалиметрический аспект Текст.: монография / Е. В. Яковлев. Челябинск: Издательство ЧГПУ, 1998. -136 с.
  201. , О. А. Рациональное использование учебного времени в школе // Совр. науч. вестн. Серия «Педагогика и философия». — 2006. — № 7 (8). -С. 5 — 11.
  202. , O.A. Имитационная модель оптимизации распределения учебного времени по предмету // Повышение качества профессиональной подготовки учителя информатики, математики, физики: материалы регион.-пракг. конф. Шадринск, 2007. — С. 72 — 75.
  203. , O.A. Вариант решения задачи оптимизации распределения учебного времени по предмету // Материалы Международной науч.-практ. конф. ПИТО. Байкал — Улан-Удэ, 2008. — С. 164 — 166.
  204. O.A. Распределение учебного времени по предмету «Информатика и ИКТ» в условиях информатизации средней общеобразовательной школы: метод, рекомендации — Челябинск: ЧГПУ, 2010.-86 с.
  205. Е.В. Методика обучения работе с информационными ресурсами на основе действующей модели Интернета Текст.: автореферат дис. на. канд. пед. наук / Е. В. Якушина. М., 2002. — 23 с.
  206. Anderson, L. A Taxonomy for Learning, Teaching and Assessing: A Revision of Bloom’s Taxonomy of Educational Objectives / L. Anderson, D. Krathwohl. N. Y.: Longman, 2001. — p. 209.
  207. Bloom, B.S. Taxanomy of Educationak objectivies: The Classification of Educational Coals: Hand book #1, Cognitive Domain. N.Y.: Me Key, 1956. — p. 128.
  208. Keegan, D. Foundations of Distance Education (Third ed.) / D. Keegan. — N. Y.: Rouledge, 1996.-p. 121. r
Заполнить форму текущей работой