Принцип окна в современной экранной культуре
Диссертация
Методологической базой диссертационного исследования являются различные теоретические и культурологические исследования 60 — 90-х годов XX века. Тема исследования оказалась сквозной для многих отраслей гуманитарного знания, что в условиях отсутствия специальных текстов культурологической направленности вызвало необходимость использовать материалы и примеры, ориентированные на решение задач… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Представление о современных принципах визуализации в экранных технологиях
- 1. 1. Взаимодействие массовой культуры и современных экранных технологий
- 1. 1. 1. Решение коммуникационных задач посредством экранных технологий
- 1. 1. 2. Современные способы визуализации в экранных технологиях
- 1. 1. 3. Формирование новых принципов визуализации в экранных технологиях
- 1. 2. Теоретические представления о принципе окна в современной культуре
- 1. 2. 1. Представление о переходах и принципе окна в современной культуре
- 1. 2. 2. Принцип окна в предметно-пространственной организации изображения
- 1. 2. 3. Принцип окна в трансцендентальной психологии
- 1. 2. 4. Проявление принципа окна в работе визуального мышления
- 1. 3. Механизм работы принципа окна
- 1. 3. 1. Визуализация информационного сообщения на экране
- 1. 3. 2. Визуализация образного сообщения на экране
- 1. 3. 3. Методы и приемы конструирования визуального сообщения
- 1. 1. Взаимодействие массовой культуры и современных экранных технологий
- 2. 1. Коммуникативные характеристики «оконных» изображений в различных художественных концепциях из истории визуальной культуры
- 2. 1. 1. Иконные изображения в визуальной культуре
- 2. 1. 2. Изображения на плоскости картины
- 2. 1. 3. Предэкранные формы: динамика композиции
- 2. 2. Приемы конструирования «многомирия» в изображениях истории культуры
- 2. 2. 1. Конфликт и взаимоотношения знаковых систем в изображении
- 2. 2. 2. Функция зеркала при построении переходов в изображении
- 2. 2. 3. Роль оптических иллюзий в изображении множественности пространств
- 2. 2. 4. Возникновение «окна» в изображении при соположении пространств
- 2. 2. 5. Универсалии теней применительно к формированию «оконного» изображения
- 2. 3. Роль принципа окна в формировании регулятивных механизмов в экранной культуре
- 2. 3. 1. Изменение средств и приемов построения визуального сообщения в экранной культуре
- 2. 3. 2. Задачи, которые решает экранное изображение на разных носителях: в кино, телеэкране, компьютерной среде
- 2. 3. 3. Способы представления миров в экранных продуктах
Список литературы
- Александрова Е. Я. Быховская И.М. Апология культурологии: опыт дисциплипы,// Обществеппые пауки и рефлексии стаповления паучной совремеппость, 1997. № 3. СЛЗЗ 145
- Аллепов М. М, Этюды цветов М. ВрубеляУ/Советское искусствозпапие-77, М.:1978. № 2
- Араухо И. Архитектурпая композиция./ Пер. с исп. М.: Высшая школа, 1982.-208 с.
- Аропсон О.В. Апопимпостьзакоп телевидения www.videoton.ru/Articles/aronsonl 9.
- Аропсоп О. В. Петровская Е.В. Пути импровизации./Лаку-Лабарт Пазолипи. Киноведческие записки. -1997. No 29 32. 201
- Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие./ Пер. с англ. М.: Прогресс, — 1974.-392 с.
- Барабанщиков В. А. Динамика зрительного восприятия. М.: Наука, 1990.-132 с.
- Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика./ Пер. с фр. М.: Прогресс, Универс, 1994. 616 с.
- Барт Р. Camera lucida/ комментарии к фотографии./ Пер. с фр., послесл. И коммепт. М. Рыклипа М.: Ad Marginem, 1997. 233с. 10. 11. 12. 528с.
- Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Базен Ж. История истории искусств. М.: 1994. 496с. Башляр Г. Психоанализ огня. М.: Прогресс, 1993. 169с. Белый А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1
- Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995. 178 с.
- Бодрийар Ж. Система вещей./ Пер. с фр. М.: Рудомино, 1
- Боумен У. Графическое представление информации./ Пер, с англ. М., Мир, 1971.-226 с.
- Бояджиев. Г. От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров. М.: Просвещение, 1988. 276 с.
- Бычков В. В. Малая история византийской эстетики. Киев, Путь к истине, 1991.-408 с.
- Быховская И.М. Пото somatikos: аксиология человеческого типа. М.: Эдиториал УРСС, 2000. 206с. 20.
- Валери П. Об искусстве. М., 1
- Вартофский М. Модели. Репрезентация и научное понимание. М.: Прогресс, 1988.-678 с.
- Вирильо П. Машина зрения, пер. с фр. Шестаковой А. В. Под ред. Быстрова В. Ю. -143 с.
- Виппер Б.Р. Введение
- Вопросы теории архитектуры. Образ мира в архитектуре./ Г. И. Волков Н.П. Композиция в живописи. М.: Искусство, 1974. 263 Ревзин, О. Е. Железняк и др./ Под ред. П. Я. Азизян. М.: НИИТАГ, 1995. 228 с.
- Вульф Том. Электропрохладительный кислотный тест: Роман./ пер. с англ. СПб.: Азбука Терра, 1996.- 512с.
- Выготский Л.С. Психология искусства./ Под ред. М. Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1987. 344 с.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: кн. для учителя. 3-е изд. М.: Просвещение, 1991. 93 с.
- Гарэт Э. Проблемы итальянского Возрождения. М.: 1986. 249- Гайденко П. П. Эволюция нонятия науки (XVII—XVIII вв.). Формирование научных нрограмм Нового времени. М.: 1987. 112—113
- Гарднер М. От мозаики ненроуза к надежным шифрам: Пер. с англ. М Мир, 1993.-416 с ил.
- Генисаретский О. Унражнения, но сути дела. М.: Русский мир, 1993.-279 с.
- Генисаретский О.П., Черневич Е. В. Визуалистика: об исследовании и нроектировании систем визуальной коммуникации.// Техническая эстетика 6 1 м ВНИПТЭ, 1990. 154 с.
- Генисаретский О.И. Художественное нроектирование и экологическое сознание. (Соавт. Гнедовский М. Б. и Коник М.А.)// Пскусство. 1985.-№ 18.-С. 16−28
- Генисаретский О.И. Психоирактика культуры. Из материалов круглого стола: Психология и новые идеалы научности. Вонросы философии. 1993.-№ 5.-С. 3 4 3
- Генисаретский О.И. Проценция и виртуальность в возможных жизненных мирах Виртуальные реальности в нсихологии и нсихонрактике. М.: 1995.Вын.№ 1.-С. 37
- Генис Г. Вавилонская башня: искусство настояш-его времени./ Эссе. М.: Независимая газета, 1997. 256 с.
- Гессе Г. Путешествие в страну Востока. Собрание сочинений, 8 т. Т.4. М.: Прогресс, 1994. 464 с. 39. 96−98.
- Гибсон Дж. Экологический нодход к зрительному воснриятию./ Дебор Ги. Общество зрелищ. Фрагменты.// Сеанс, 1998 Ш 15, Пер. с англ. М.: Прогресс, 1988. 464с.
- Глазычев В. Л. Гемма Конерника. Мир науки в изобразительном искусстве. М.: Советский художник, 1989. 416 с.
- Глазычев В. Л. Композиция как мыслительная деятельность, К постановке проблемы.// Теория композиции в советской архитектуре/ Под ред. Л. И. Кирилловой. М.: Стройиздат, 1986. 255с.
- Глазычев В. Л. Образы пространства. Проблемы изучения. //Творческий процесс и художественное восприятие./ Под ред. Д. Д. Благой, Б. Ф. Егорова. Л.: Наука, 1978. 278 с.
- Глазычев В. Л. Социально-экологическая интернретация городской среды. М.: Наука, 1984. 184с.
- Глазычев В. Л. Эволюция творчества в архитектуре. М.: Стройиздат, 1986. 496 с: ил.
- Глазычев В.Л. Дизайн как он есть/ М.: Издательство «Европа», 2006.-317с. 47. 250с.
- Гримак Л.П. Гипноз и телевидение./ Истоки нашей страсти к Гарэт Э. Проблемы итальянского Возрождения. М.: Наука, 1986. телевидению. Прикладная психология. 1999. JN
- Данилова И.Е. Город в итальянских архитектурных трактатах кватроченто Механизмы культуры. М.: 1990. 307с.
- Данилова И. Е. Искусство средних веков и Возрождения. М.: Советский художник, 1984. 272с.
- Даниэль М. Искусство видеть: О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя. Л.: Искусство, 1990.-223с.
- Даниэль A.M., Даниэль СМ. Регулярное поле изображения как объект семиотического анализа.// Техническая эстетика 61. М.:ВНИИТЭ, 1990. 154с.
- Дейк ван Т. А. Язык. Познание. Коммуникация. М.: Прогресс, 1989.-349 с. 54. 4 9 Делез Ж. Актуальное и виртуальное.// Цифровой жук. 1998. J 2. V
- Коник М, А. Архив одной мастерской. Сенежские оиыты. М.: Индекс Дизайн&Паблишинг, 2003. 324с.
- Кошелюк М. Унравление будущим как антикризисная технология. Семь шагов к светлому будущему.// Сообщение. 2001. J29 (22). 19−21
- Критсотакис Я.Г. Торговые выставки и ярмарки. Техника участия и коммуникации. М.: Ось-89,1997. 224с.
- Культурология. XX век. Словарь. СПб.: Университетская книга, 1997.-640с. 73.
- Лебон Г. Психология народов и масс. СПб.: Макет, 1995. 240с. Лефевр В. Конфликтующие структуры. М.: Советское радио, 1967.-С. 159
- Линков А. И. Проблемы художественного воздействия: принцин аттракциона. М.: Паука, 1990. 240с.
- Лотман Ю. М. Культура и взрыв. М.: Гнозис, Издательская группа: Прогресс, 1992. 272с.
- Лотман Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Тарту, 1986.-Вып. 683 78. 79.
- Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М.: 1978. 271 Марков М. Искусство как процесс. М.: Искусство, 1970. 240с. Межуев В. М. Философия культуры: проблемы и перспеективы./ Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения. М.: Российская государственная библиотека, 1994. -№ 10. 18 -27
- Мейерс Д. Социальная психология./ Пер. с англ. СПб.: Питер, 1999.-688 с ил.
- Мерло-Понти М. Око и дух./ Пер. с фр., пред. и коммент. А. В. Густыля, М.: Искусство, 1992.- 63с.
- Мерло-Понти М. Феноменология восприятия./ Пер. с фр. Под ред. И. С. Вдовиной, Л. Фокина, СПб.: Ювента Паука, 1999. 605с.
- Метаморфозы артистизма. Проблема артистизма русской культуре иервой трети XX века.// Сборник статей. Сост. В. К. Кантор. М.: РИК, 1997.-160с.
- Минский М. Фреймы для представления знаний/ Пер. с англ. О.П.Гринбаума- иод ред. Ф. М. Кулакова. М.: Энергия, 1979. 151с.
- Микешина Л. А., Оненков М. Ю. Повые образы познания и реальности. М.: Российская политическая энциклопедия, 1997. 240с.
- Мифологический словарь./ Гл. ред. Е. М. Мелетинский. М.: Советская энциклопедия, 1991. 736с. 88.
- Пордстрем К. Риддерстрале И. Бизнес в стиле фанк. Капитал Никитин В. А. Генезис архитектурной культуры. Тольятти, 1997. пляшет под дудку таланта. Стокгольмская школа экономики в СанктПетербурге, 2001. -280с. 92. 2001.-№ 9
- Пиколаева П.С. Японская культура XVI века и «чайная Норштейн Ю. Снег на траве.// Искусство кино, 1999. Х29−10. церемония».// Советское искусствознание. М.: 1977 22. 122−143
- Орлов А. М. Виртуальная реальность. Пространство экранных культур как среда обитания. М.: Гео, 1997. 336с.
- Орлов А. М. Духи компьютерной анимации. Мир электронных образов и уровни сознания. М.: Мирт, 1993. 105 с.
- Орлова Э.А. Актуальные проблемы культурологии.// Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения. М.: Российская государственная библиотека, 1994. № 10. 28 44
- Орлова Э.А. Культурная (социальная) антропология. Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект, 2004. 480с.
- Островский Е. В защиту уиравленческой иитуиции.// Сообщение. 2001.-№ 9(22).-С 6−9 99. 100. 101.
- Пави П. Словарь театра./Пер. с фр. М.: Прогресс, 1991.-504с. Петровская Елена. Глазные забавы. М.: Ad Marginem, 1997 Пиаже Ж. Избранные труды. М.: Межд. Пед. Акад., 1994 -325с. Пронн В. Я. Исторические корни волшебной сказки. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1996. 366с.
- Проблемы синтеза в художественной культуре./ Под ред. Раущенбаха Б. В. М.: Паука, 1985. 146с.
- Прете М.К. Канальдо А.Творчество и выражение. Курс художественного воснитания./ Пер. с итал. М.: Советский художник, 1981. 112с.
- Проектирование нового ноколения гуманитарных технологий.// Сборник материалов ежегодного меронриятия Петра Щедровицкого и Школы Культурной Политики 1998 г. Владивосток, 1999. 129с.
- Прохоров А. В. Рузин В.Д. Метаморфозы научного исследования в эноху экранной культуры. Материалы к обсуждению. М.: Академия наук, 1991−44с. 107.
- Поннер К. Логика и рост научного знания. М.: 1983. 487 Рабинович В. Л. Исноведь книгочея, который учил букве, а укреплял дух. М Книга, 1991.- 496 с.
- Рабинович В. Л. Исноведь у врат рая (история как взаимодействие культур) Время и бытие человека. М.: 1991 ПО. Разлогов К. Э. Гуманитарные науки и культурная политика.// Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения. М.: Российская государственная библиотека, 1994. № 10. 453. 111. 112. 1982. с. Разлогов К. Э. Боги и дьяволы в зеркале экрана. М.: 1982. с. Разлогов К. Э. Искусство экрана: Проблемы выразительности. М.:
- Раппапорт А.Г. Стиль и среда.// Декоративное искусство. 1983. № 5.-С.40−41.
- Раппапорт А. Г. Межпредметное пространство.// Вопросы методологии.- 2001. № 7. 274 296
- Раушенбах Б.В. Пространственные построения в живописи./ Очерк основных методов. М.: Наука, 1980. 287 с. 117. Рикёр П. Время и рассказ. Т.
- Интрига и исторический рассказ. М., СИб.: Университетская книга, 1998. 313 с.
- Розин В. М. Технологии виртуальных реальностей. //Философия техники. Учебное пособие для вузов. М.: NOTA BENE, 2001. 456 с.
- Розин В. Виртуальные реальности: природа и область применения./ Социально-политический журнал. -1997. № 6. 256 с.
- Розин В.М. Визуальная культура и восприятие. Как человек видит и понимает мир. Эдиториал. УРСС, 1996.
- Розин В.М. Типы и дискурсы научного мышления./ Эдиториал. УРСС, 2000.-256с.
- Рубцов Н. Н. Символ в искусстве и жизни: философские размышления. М.: Наука, 1991. 176 с. 123. 124. учебной Руднев В. П. Словарь культуры XX века. М.: Аграф., 1997 Семин А. Образовательный проект: коммуникационный модуль среды 52 400 Атриум. Серия педагогика, Тольятти, Международная академия бизнеса и банковского дела, апрель 2001. 134 с. 125.
- Серов Три измерения знака.// Как. М.:.-1998. № 1. 82−83 Сидоренко В. Ф., Чевичелов Ю. П. Идея сценарного моделирования. Техническая эстетика 22. М.: ВНИИТЭ. 168 с.
- Скалья Г. Строительство флорентийского собора.// В мире науки, 1991.-№ 3.-С.45
- Тарт Ч. Магический кристалл: Магия глазами ученых и чародеев./ Состояния сознания, Пер./ Сост. и общ. ред. И. Т. Касавина.-М.: Ресиублика, 1994.-С. 180
- Теория метафоры: Сборник./ Пер. с анг., фр., нем., исп., польск. яз./ Общ. ред. Н. Д. Арутюновой и М. А. Журинской. М.: Прогресс, 1990. 512 с.
- Теоретические и методологические исследования в дизайне М.: Школа культурной политики. 2004. 372 с.
- Толкиен Джон P.P. Сильмариллион: Сб.: Пер. с англ Дж. Толкиен. М.: Издательство ACT. СПб.: Terra Fantastica, 2002. 590 с. 132.
- Тоффлер О. Эра смещения власти// http://www.df.ru/ Тоффлер О. Тоффлер X. Создание новой цивилизации. Политика третьей волны. Повосибирск, Сибирская молодежная инициатива, 1996.// www.net.kg:/iomal/n5/JRNAL511 .htm 134. № 8
- Труды ВПИИТЭ. Техническая эстетика./ Теоретические и Турчин B.C. Мотив окна.// Декоративное искусство СССР, 1972. методологические исследования в дизайне. Избранные материалы. 4.2. М.: 1990.-154 с.
- Узоры симметрии/иод ред. Акад. П. В. Белова и проф. П. П. Шефталя, М.: Наука, 1980. 87с.
- Ульяновский А.В. Мифодизайн рекламы. СПб.: Институт Личности, 1995.-300 с.
- Успенский Б.А. Семиотика искусства. М.: Школа Языки русской культуры, 1995. 360 с.
- Фаворский В.А. О композиции.// Искусство. -1933. JV21−2. 2 Флиер А. Я. Культурология для культурологов. М.: Академический проект- Екатеринбург, Деловая книга, 2002. 492 с.
- Флиер А.Я. Современная культурология: объект, нредмет, структура,// Общественные науки и современность, 1997. JV22. 124−145
- Флиер А.Я. Культурная компетентность личности: между проблемами образования и национальной политики.// Общественные науки и современность, 2000 № 2 144.
- Флоренский П. Иконостас. М.: Искусство, 1997. 256 с. Флоренский П. Анализ пространственности./ Флоренский П. Избранные труды по теории изобразительного искусства. М.: 1996. 456 с.
- Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук./ Пер. с фр. -Cn6.:A-cad, 1977.-536С.
- Фуко М. Воля к истине. По ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет./ Пер. с фр. М.: Касталь, 1996. 448 с.
- Фуко М. Это не трубка./ Пер. с фр. М., Художественный журнал, 1999.-148 с.
- Фоменко А.Т. Паглядная геометрия и топология./ Математические образы в реальном мире. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1992.- 432с.
- Фрай М. Собрание сочинений. Лабиринты Эхо: Роман. СПб.: Азбука, ОЛМА-ПРЕСС, 1999. 576 с. 151. Хан Магомедов О. Пионеры советского дизайна. М.: Галарт, 1995.-424 с.
- Холлингсвордт. Искусство в истории человека. М.: Искусство, 1995.-986 с. 153. 154.
- Хайдеггер М. Время и бытие. М.: 1983.- 383с. Чалдини Р. Психология влияния СПб.: Питер, 1999. 272 с. Человек и его символы./Пер. с англ. Хендерсен Дж., Франц М.-Л. и др. /Под ред. К. Г. Юнга СПб.: Б.С.К., 1996. 454 с.
- Шапиро М. Пекоторые проблемы семиотики визуального искусства. Пространство изображения и средства создания знака-образа.// Семиотика и искусствометрия. М.: 1972. 136 -164
- Шенк Роджер К. Обработка концептуальной информации./ Пер. с англ. Г. В.Сенина- нод ред. В. М. Брябина. М.: Энергая, 1980. 361 с.
- Шукурова А. Н. Архитектура занада и мир искусства XX века. М.: Стройиздат, 1990
- Щедровицкий Г. П., Дубровский В. Я. Исходные представления о методике и аснектах ее анализа.// Труды ВНИИТЭ. Техническая эстетика./ Теоретические и методологические материалы. 4.2.-М.: 1990. 112−119
- Щедровицкий Г. П. точки Культуротехника зрения.// Кентавр. и культурология с и исследования в дизайне. Избранные системодеятельностной Методологический игротехнический альманах. 1
- Выпуск 21, май-июнь 2−15. 161. (Доклад Щедровицкий Г. П. Понимание и интерпретации схемы знания на «внутреннем» семинаре 11 марта 1986 г.)// Кентавр. Методологический и игротехнический альманах. 1993. 1. 3−8.
- Шпенглер О. Человек и техника.// Культурология. 20 век. М.: Юрист, 1995.-395с. 163. Эко У. Отсутствующая структура. Введение
- Языки культур: Взаимодействия./ М-во культуры РФ. Рос. Институт культурологии, сост. и отв. ред. В. Рабинович, науч. ред. А. Рылеева. М.: 2002.-396 с. 166.
- Heidegger M. Holzwege. Frankfurt a.M.:1963 Downey Stephen. Corporate Identitys Role in Economic Recovery.// PRSA Newsletter. 1983, April— May.—Vol.11.—P.I