Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Произведения изобразительного искусства в процессе художественной коммуникации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования определяется важностью осмысления одной из фундаментальных проблем современного искусствоведенияпроблемы восприятия произведения изобразительного искусства в процессе художественной коммуникации. Сегодня многие специалисты с тревогой отмечают опасность утраты «человеческих чувств, которые веками воспитывало искусство» (С.М. Даниэль). В этих условиях искусство приобретает… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Феномен художественной коммуникации и его осмысление
    • 1. 1. Искусство в акте художественной коммуникации
    • 1. 2. Проблема художественной коммуникации в истории философско-эстетической мысли
    • 1. 3. Теоретическая модель художественной коммуникации в сфере изобразительного искусства
  • Глава 2. Коммуникативные особенности произведения изобразительного искусства
    • 2. 1. Изобразительное искусство как особая семиотическая система
    • 2. 2. Выразительные средства живописи как «собственная семиотика» художника
    • 2. 3. Художественное восприятие как форма получения эстетической информации
    • 2. 4. Факторы, влияющие на процесс художественной коммуникации
    • 2. 5. Креативность как критерий успешности коммуникационного процесса
  • Глава 3. Художественная коммуникация в пространстве современного музея
    • 3. 1. Роль музея в организации процесса художественной коммуникации
    • 3. 2. Особенности взаимодействия зрителя и художественного произведения в музейном пространстве
    • 3. 3. Современные музейно-педагогические технологии организации художественной коммуникации
      • 3. 3. 1. Компьютерные технологии
      • 3. 3. 2. Полихудожественные технологии
      • 3. 3. 3. Игровые технологии

Произведения изобразительного искусства в процессе художественной коммуникации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования определяется важностью осмысления одной из фундаментальных проблем современного искусствоведенияпроблемы восприятия произведения изобразительного искусства в процессе художественной коммуникации. Сегодня многие специалисты с тревогой отмечают опасность утраты «человеческих чувств, которые веками воспитывало искусство» (С.М. Даниэль). В этих условиях искусство приобретает особую значимость как фактор формирования креативной личности с её готовностью к самореализации, творчеству, эмоционально-ценностным отношением к окружающему миру, высокой эстетической культурой. Степень воздействия этого фактора связана с уровнем понимания языка искусства, со сферой художественной коммуникации. Разработки, связанные с ее изучением, осуществляются в рамках теории коммуникации, в основе которой лежат представления о реализации информационной связи отправителя и получателя. В настоящий момент теория коммуникации широко применяется в социологии, психологии, политологии, лингвистике, философии, биологии, культурологии, ряде технических наук, однако в сферу интересов искусствоведения она практически не попадает.

Назрела необходимость создания теоретической модели процесса художественной коммуникации применительно к сфере изобразительного искусства. Такая модель важна для самых различных сфер искусствоведческой деятельности: выработки стратегии анализа художественных произведений (в историко-теоретических исследованиях и в педагогической практике искусствоведов), для разработки инновационных моделей организации коммуникационного процесса в художественных музеях.

Состояние и степень изученности проблемы.

Современная отечественная философия уделяет большое внимание общим проблемам коммуникации. Об этом свидетельствуют работы Г. Г. Почепцова «Теория коммуникации», «Коммуникативные аспекты семантики», В. И. Шаркова «Основы теории коммуникации», A.B. Соколова «Введение в теорию социальной коммуникации», A.B. Назарчука «Теория коммуникации в современной философии»). Однако, вопросам, связанным с изобразительным искусством в этих трудах уделяется самое скромное место, они не раскрываются в комплексе, некоторые из них только обозначены.

Начиная с 70-х годов появляются работы, посвященные проблемам художественной коммуникации. Прежде всего, следует назвать монографии М. Шапиро «Некоторые проблемы семиотики визуального искусства», В. Е. Семенова «Искусство как межличностная коммуникация». Г. А. Голицына «Информация. Поведение. Язык. Творчество», И. А. Манкевича «Феномен художественной коммуникации в контексте культурологического знания». В упомянутых работах рассматриваются отдельные грани художественно-коммуникационного процесса, определяются особенности художественной коммуникации в сфере музыки, литературы, других видов искусства. Однако исследования, посвященного специально изобразительному искусству, не существует по настоящее время.

Для изучения художественной коммуникации важную роль играют исследования по психологии искусства. Богатейший материал для осмысления дают работы JI.C. Выготского «Психология искусства», Е. П. Крупника «Психологическое воздействие искусства», B.C. Кузина «Психология живописи». В работах Р. Арнхейма «Новые очерки по психологии искусства», В. М. Аллахвердова «Психология искусства: Эссе о тайне эмоционального воздействия художественных произведений»,.

Д.А. Леонтьева «Введение в психологию искусства», H. J1. Нагибина, Н. Г. Артемцева, Т. Н. Грекова «Психология искусства. Типологический подход» содержится немало фактологического материала, наблюдений, теоретических выводов, которые могут стать отправной точкой для искусствоведческого осмысления художественной коммуникации.

Поскольку художественная коммуникация предполагает восприятие и понимание произведений искусства, нельзя обойтись без опоры на:

• семиотические исследования (Ч.С. Пирс «Логические основания теории знаков», Панов E.H. «Знаки, символы, языки», А. Ф. Полторацкий,.

B.C. Швырев «Знак и деятельность», Ч. Моррис «Основания теории знаков», Б. Успенский «Семиотика искусства»);

• герменевтические труды (Г.И. Богин «Обретение способности понимать.

Введение

в теоретическую герменевтику" — П. Рикёр «Конфликт интерпретаций. Очерки по герменевтике», X. Зедльмайр «Проблемы интерпретации»);

• искусствоведческие работы, поднимающие проблемы понимания языка искусства, его восприятия и интерпретации (Е.Я. Басин «Искусство и коммуникация», Р. Арнхейм «Искусство и визуальное восприятие»,.

C.М. Даниэль «Искусство видеть», Ю. Я. Герчук «Основы художественной грамоты: Язык и смысл изобразительного искусства», H.A. Яковлева «Анализ и интерпретация произведения искусства», H.H. Волков «Восприятие картины», В. П. Морозов «Искусство и наука общения: невербальная коммуникация», Б. В. Раушенбах «Геометрия картины и зрительное восприятие», Б. А. Столяров «Язык изобразительного искусства»).

Вопросы художественной коммуникации представляют большое значение для деятельности современных художественных музеев. В последние годы эти проблемы находят свое отражение в работах, посвященных различным направлениям музейной деятельности:

• музееведческих работах (В.Ю. Дукельский «Музей и культурно-историческая среда», Т. П. Калугина «Художественный музей как феномен культуры», Л. М. Шляхтина «Основы музейного дела: теория и практика»);

• трудах, посвященных теории и практике музейной педагогики.

Б.А. Столяров «Музей в пространстве художественной культуры и образования», «Педагогика художественного музея: от истоков до современности», О. С. Сапанжа «Методология теоретического музееведения», А. Г. Бойко «Информационно-коммуникационные технологии в музейно-педагогической деятельности», М. Ю. Юхневич «Я поведу тебя в музей»);

• исследованиях, посвященных проблеме музейной коммуникации (О.С. Сапанжа «Основы музейной коммуникации», М. Б. Гнедовский «Музейная коммуникация как предмет музееведческого исследования», «Современные тенденции развития музейной коммуникации в капиталистических странах: теория и практика», О. В. Беззубова «Теория музейной коммуникации как модель современного образовательного процесса»).

В этих и других работа достаточно подробно описываются механизмы коммуникации вообще и художественной коммуникации, в частности. Однако, знакомство с этими работами позволяет сделать вывод, что связь автор-зритель (изобразительное искусство) проанализирована значительно меньше, чем, например, автор — читатель (литература), автор-слушатель (музыка). Вопросы, поставленные выше, не раскрываются в комплексе, некоторые из них только обозначены.

Произведения изобразительного искусства (в рамках искусствоведения) рассматриваются, как правило, с точки зрения их художественного значения, как специфический продукт авторского творчества, главными характеристиками которого выступают выразительные средства живописи и создаваемый ими художественный образ. В отличие от данного подхода в настоящем исследовании основное внимание концентрируется на произведениях живописи как носителях коммуникационных свойств, как участниках процесса коммуникации.

В соответствии с поставленной проблемой были определены объект и предмет исследования.

Объект исследования — процесс художественной коммуникации. Предмет исследования — произведение изобразительного искусства в процессе художественной коммуникации — передачи-восприятия информации.

Цель исследования — осмысление особенностей процесса художественной коммуникации в сфере изобразительного искусства, выявление условий и факторов, влияющих на восприятие художественной информации, в том числе в пространстве художественного музея. Задачи исследования:

• проследить становление понятия художественная коммуникация в истории научной мысли;

• построить теоретическую модель процесса художественной коммуникации в области изобразительного искусства;

• представить произведения изобразительного искусства как особую семиотическую систему, «собственную семиотику» художника;

• проанализировать факторы, влияющие на процесс художественной коммуникации;

• проанализировать феномен зрительской креативности, -«сотворческого восприятия» произведений искусства;

• рассмотреть особенности художественной коммуникации в современном музее;

• выявить основные технологии оптимизации художественной коммуникации в современном художественном музее.

Методология исследования основана на комплексном подходе к изучению процесса художественной коммуникации. При этом используются методы:

• описательно-аналитический, применяемый для анализа собранных данных и их описания;

• семиотический, дающий возможность рассмотреть произведения искусства как текст, состоящий из знаков различного типав герменевтико-интерпретационный, позволяющий анализировать произведения изобразительного искусства как особые невербальные текстовые структуры;

• сравнительно-интерпретационный, позволяющей сопоставить различные трактовки произведений искусства;

• типологический, позволяющий выявить основные направления оптимизации процесса художественной коммуникации в музейном пространстве;

• метод анкетирования, необходимый для получения эмпирического материала для изучения особенностей восприятия произведений искусства.

Источниковую базу диссертации составили произведения изобразительного искусства и широкий спектр интерпретационного материала: искусствоведческие работы по теории и истории изобразительного искусства, художественная критика, мемуарная, эпистолярная и художественная литература, музейно-информационные ресурсы, а также научные труды по философии, психологии, социологии, затрагивающие проблемы восприятия произведений искусства.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые:

• проблема художественной коммуникации в сфере изобразительного искусства становится предметом отдельного исследования;

• разработана теоретическая модель, учитывающая особенности современной художественной коммуникации в сфере изобразительного искусства;

• проанализированы факторы, определяющие процесс восприятия произведений изобразительного искусства;

• рассмотрен феномен «зрительской креативности», как важнейшее условие процесса художественной коммуникации;

• определены и проанализированы основные направления «оптимизации» художественной коммуникации в пространстве современного художественного музея.

Теоретическая значимость заключается в разработке авторской модели процесса художественной коммуникации в сфере изобразительного искусства, учитывающей современные художественно-культурные реалии. Данная схема может служить основой, как для различных искусствоведческих исследований, так и для музейно-педагогических разработок в практике художественных музеев.

Практическая значимость диссертации заключается в том, что материалы диссертации могут быть использованы в дальнейших исследованиях, посвященных проблеме художественной коммуникации, в цикле курсов, спецкурсов и программ для студентов гуманитарных ВУЗов. Результаты исследования могут быть применены в работе художественных музеев как для выработки основных стратегий музейной и художественной коммуникации (инновационные модели организации коммуникационного процесса в художественных музеях), так и для разработки тематических циклов и отдельных музейно-педагогических занятий и экскурсий для разных категорий посетителей, а также в качестве методических материалов для подготовки экскурсоводов.

Рекомендации по использованию результатов исследования.

Материалы диссертации могут быть использованы в теоретической и в практической деятельности искусствоведов, научных сотрудников художественных музеев, экскурсоводов и музейных педагогов. Они могут найти применение также при подготовке учебно-методических пособий и лекционных курсов (таких как «Теория и история изобразительного искусства», «Анализ и интерпретация произведений искусства», «Музейная педагогика» и др.) в учебных заведениях гуманитарного профиля.

Положения, выносимые на защиту:

1. Традиционное представление о процессе передачи художественной информации, заложенное в формуле: «автор — художественное произведение — зритель» следует пересмотреть, учитывая все реалии современного художественно-культурного процесса;

2. Предложенная модель художественной коммуникации в области изобразительного искусства трактует элементы процесса художественной коммуникации как сложносоставные. Так «автор» (в традиционной модели — единственный творец), может быть представлен целым блоком создателей художественного произведения — первичным автором, авторским коллективом, вторичными авторами (реставраторами, копиистами, мастерами печатной графики). «Художественное произведение» (в классической модели — исключительно подлинник), предстает в нескольких ипостасях, начиная с копий и реплик, до всевозможных современных форм технического воспроизведения. Наконец нельзя не учитывать, что оригинал художественного произведения окружен не только различного рода репродукциями, но и в разной степени обширным интерпретационным полем, закрепляющим в общественном сознании особенности содержания художественного произведения. «Зритель» художественного произведения (изначально просто единичный воспринимающий субъект) предстает в различных ипостасях пассивного и активного участника процесса художественной коммуникации, по-разному взаимодействующих между собой («профан», знаток, искусствовед, экскурсовод, музейный педагог и пр.). Усложненное представление о структуре художественной коммуникации закономерно ведет к пониманию сложности коммуникативных процессов в цепочке «автор» — «произведение» — «зритель».

3. Автор, художественное произведение и зритель существуют не в «безвоздушном пространстве», а включены в природно-пространственно-временную среду и социокультурное пространство, оказывающие решающее влияние на процесс художественной коммуникации. Под влиянием данных факторов формируется вариативность восприятия художественного произведения зрителем.

4. Признание феномена «зрительской креативности» позволяет по-новому взглянуть на проблему восприятия-интерпретации художественного произведения. Это имеет не только теоретическую значимость, но и практическое значение, позволяя, например, выстраивать стратегию и тактику организации художественной коммуникации в пространстве современного художественного музея.

Достоверность полученных результатов и научных выводов диссертации обеспечена широтой привлекаемого материала, его анализом, проведенным в соответствии с выбранными методами исследования, а также апробацией результатов в процессе научно-исследовательской и учебно-педагогической деятельности диссертанта.

Апробация исследования. Результаты исследования изложены в статьях диссертанта 2009 — 2013 гг. (объем публикаций по теме диссертации составляет 2, 1 п.л.) и в следующих выступлениях на научно-практических конференциях: «Музей и образование. Тенденции виртуализации в сфере искусства» (Межвузовская научно-практическая конференция, Санкт-Петербург, 2009), «Полихудожественное образование в вузе и музее. Возможные пути интеграции» (Всероссийской научно-практическая конференция, Санкт-Петербург, 2010), «Диалог культур и некоторые проблемы художественной коммуникации» (IV международная научно-практическая конференция. Санкт-Петербург, 2010). Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры художественного образования и музейной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена.

Заключение

.

Подводя итоги исследования, можно сделать следующие выводы.

Структура процесса художественной коммуникации в области изобразительного искусства, традиционно представленная схемой: «автор» — «художественное произведение» — «зритель», в условиях современной художественной практики приобретает новый вид, представляя собой сложносоставную систему разнообразно взаимодействующих элементов. Кроме того сама эта система оказывается «встроена» в природно-пространственно-временной и социокультурный континуум. На всех участников процесса художественной коммуникации оказывают постоянное влияние факторы природно-пространственно-временной и социокультурной среды.

Несмотря на то, что художник в процессе создания произведения создает и свою «собственную семиотику» — только данному художнику, а порой и только данному произведению свойственную систему знаков и смыслов, это не исключает возможности декодирующего восприятия его произведений зрителем-реципиентом. Более того, коммуникационный процесс будет тем более успешным, чем активнее будет сам реципиентакт восприятия информации превратится в акт сотворчества, со-созидания смысла.

Наиболее оптимальной средой для осуществления процесса художественной коммуникации является пространство художественного музея — при условии, что в своей деятельности он опирается на достижения музейной педагогики, позволяющей с помощью различных принципов, методов и форм обеспечить сотворческое восприятие художественных произведений зрителями.

Возможными путями оптимизации процесса художественной коммуникации в пространстве музея может стать создание принципиально новых музейных экспозиций и образовательных пространств, учитывающих воздействие современных социокультурных и природно-пространственных факторов: широкое использование прогрессивных, проверенных на практике зарубежных и отечественных музеев музейно-педагогических технологий.

Таким образом, проблема художественной коммуникации относится к числу фундаментальных проблем искусствоведения и имеет не только теоретическое, но и практическое значение.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М. Роль музеев в распространении знаний // Museum. 1984. № 141. С. 21−27.
  2. H.A. Обзор публикаций научно-практического центра по проблейам музейной педагогики Государственного Русского музея. // Художественный музей в образовательном процессе. СПб, 1998. -С. 34−54.
  3. В.М. Психология искусства: Эссе о тайне эмоционального воздействия художественных произведений. СПб: ДНК, 2001.- 197 с.
  4. Анализ и интерпретация произведений искусства: Учебное пособие / Под ред. H.A. Яковлевой. М.: Высшая школа, 2005. — 551 с.
  5. JI. Анри Матисс. М.: Прогресс, 1978. — Т. 1. — 239 с
  6. Э.Н. К истории экспонирования за рубежом картины H.H. Ге «Что есть истина?» / Панорама искусств. Вып. 13. М.: Советский художник, 1990. С. 319−328.
  7. М.А. Музей как институт вовлечения человека в мир культуры // Музеи России: поиски, исследования, опыт работы. Педагогика и культурология музейной деятельности: сб. науч. тр. Вып. 5. СПб., 1999. — С. 153 — 163.
  8. Аристотель. Об искусстве поэзии. М.: Гослитиздат, 1957. — 183 с.
  9. Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974.-392 с.
  10. Р. Искусство и визуальное восприятие М.: Архитектура-С, 2007.-391 с.
  11. Р. Новые очерки по психологии искусства. М.: Прометей, 1994.-352 с.
  12. Е.Г. Музейно-педагогические технологии. Пособие-справочник. СПб.: ФГУК ГМПИР, 2006 — 32 с.-s ** а
  13. Э. Карл Брюллов. Жизнь и творчество. 1799−1852. М.: Искусство, 1963.
  14. А. Теория информации и эстетическое восприятие. М, Мир, 1966. 352
  15. Е.Я. Творческая личность художника. М.: Знание, 1988. — 61 с.
  16. , М. М. Эстетика словесного творчеств: Сборник избранных трудов М.: Искусство, 1979. — 423 с
  17. О.В. Теория музейной коммуникации как модель современного образовательного процесса // Коммуникация и образование. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2004.-С. 418−427.
  18. Э. Общая лингвистика. М.: Прогресс, 1974. — 447 с.
  19. Н. Самопознание. М.: Наука, 1991.- 368 с.
  20. B.C. От наукочтения к логике культуры. — М., Политиздат, 1991.-415 с.
  21. Г. И. Филологическая герменевтика. Калинин: Изд-во Калининского ун-та, 1982. — 85 с.
  22. А.Г. Информационно-коммуникационные технологии в музейно-педагогической деятельности: Учебное пособие. СПб., 2007. — 136 с.
  23. А.Г. Музейно-педагогическая интерпретация психологической концепции визуального мышления. //
  24. А. Г. Протопопов Ю.Н., Столяров Б. А. Воспитание искусством детей и молодежи в системе «музей учреждения образования». Концепция. — СПб.: 2007. — 56 с.
  25. Н.П. История знаменитых полотен. Ростов нД: Феникс, 2006. — 224 с.
  26. Ю.Б. Эстетика. М.: Политиздат, 1981. — 309 с.
  27. И., Глушакова Ю. Карл Брюллов. Итальянские находки. М., «Знание», 1984.
  28. И.П. Восприятие музея : интересы посетителей // Мир музея. 2004. № 4. — С. 20−23.
  29. Д. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. М.: Альфа-книга, 2008. — 1280 с.
  30. Ван Гог В. Письма. JL- М.: Искусство, 1966. — 602 с.
  31. Василий Иванович Суриков. Воспоминания о художнике: Письма. -М.: Искусство, 1977. 382 с.
  32. Г. В. Персона Индивидуальность — Личность: опыт самопознания в искусстве русского портрета ХУШ века. — М.: Прогресс — Традиция, 2005. — 244 с.
  33. Г. Основные понятия истории искусств. Проблема эволюции стиля в новом искусстве. М.: В. Шевчук, 2009. — 326 с.
  34. A.M. Мир Левитана. 1860 1890. — М.: ТЕРРА-Кн. клуб, 2003.- 192 с.
  35. . Живопись и ее средства. М.: Изд-во В. Шевчук", 2004. -232с.
  36. Виппер Введение в историческое изучение искусств. М.: Изобразительное искусство, 1985. — 386 с.
  37. H.H. Восприятие картины. М.?Просвещение, 1976. — 32 с.
  38. H.H. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1985 — 480 с.
  39. A.A. Музей как креативное пространство культуры // Философские исследования. 1994. № 1. — С. 16 — 24.
  40. JI.C. Психология искусства. М.: Искусство, 1968. — 576 с.
  41. JI.C. Психология искусства Минск: Современное слово, 2004. — 476 с.
  42. Г. Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. 368 с.
  43. Т.В., Гренкина JI.K. Использование музейной педагогики в образовательно-воспитательном пространстве вуза. // Музей и его партнеры. М., 2004.
  44. И.В. Избранные произведения. М.: Гослитиздат, 1950 — 675 с.
  45. М. Дж. Научитесь мыслить и рисовать как Леонардо да Винчи.- Минск: ООО «Попурри», 2004. 432 с.
  46. Ю. Я. Язык и смысл изобразительного искусства. М., 1994.- 116с.
  47. А. Кандинский и дети: музыка в Русском музее. // Музейная педагогика в России и Германии. Ганновер: Принт Агентур Баумгарт, 1998. — С. 97−102.
  48. Д. Экологический подход к зрительному восприятию. М.: Прогресс, 1988.-462 с.
  49. М.Б. Музей и образование. Материалы для обсуждения. М., 1989.
  50. М.Б., Дукельский Ю. В. Музейная коммуникация как предмет музееведческогоисследования // Музейное дело: музей -культура общество: сб. науч. тр. — М., 1992. — С. 16−18.
  51. Н.В. Последний день Помпеи // Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений. Т. VIII. М., 1952.
  52. В. Коммуникация и образование в музее XXI века. Опыт центра по изучению музеев и галерей. Вопросы музеологии. -2010. -№ 1-С. 89−98.
  53. Г. А. Информация. Поведение. Язык. Творчество. М.: Изд-во ЖИ, 2007. — 221 с.
  54. С.Ю. Словарь практического психолога. Мн.: Харвест, 1998.-800 с.
  55. Э.А. Способности. Личность. Индивидуальность. М.: Мир, 1985.-220 с.
  56. С.М. Искусство видеть: о творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя. Л.: Искусство, 1990. -120 с.
  57. С.М. Термин и метафора в интерпретации живописного произведения // Советское искусствознание. 1986. — Вып. 20. — С. 253−270.
  58. Диттштайдт-Бартолош Р. Всегерманский союз музейных педагогов // Музейная педагогика в России и Германии. Ганновер: Принт Агентур Баумгарт, 1998 — С.157−161.
  59. Р.Ф., Долгов K.M. Психоанализ искусства // Фрейд 3. Художник и фантазирование. М.: Республика, 1995. — 400 с.
  60. Я. Музейная экспозиция музейная коммуникация // Вопросы музеологии, 2010, № 1 — с. 106 — 117.
  61. Д.Б. Опыт теоретического построения типов зрительского восприятия и понимания изобразительного искусства // Советское искусствознание: Сборник статей. -М.: Советский художник, 1978
  62. Л.Я. Эмоции в искусстве: теоретические подходы и эмпирические исследования. М.: Смысл, 1997. — 424 с.
  63. И.Н. Творчество как феномен социальных коммуникаций. -Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2000. 312 с.
  64. Ю.В. Музей и культурно-историческая среда // Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности: сб. науч. тр. — М., 1989. — С. 23 — 28
  65. Ю.В. Социальные функции музея: споры о будущем // Музееведение. На пути к музею XXI века: сб. науч. тр. М., 1989.-С. 24−35.
  66. Н.Ю. Путешествие улитки. СПб.: Palace Edition, 2001, — 139 с.
  67. Н.Ю. Язык изобразительного искусства первый диалог // Музейная педагогика в России и Германии. — Ганновер: Принт Агентур Баумгарт, 1998 — С. 85 — 88.
  68. Э. Живопись и реальность. М.: РОССПЭН, 2004. — 367 с.
  69. X. Искусство и истина // Искусствознание 1998. — № 2. -С. 5−66.
  70. X. Проблемы интерпретации // Искусствознание. 1998. -№ 1. — С. 490−522.
  71. В.П. Современные проблемы образования и воспитания. // Вопросы философии, 1973, № 11. с.34−57.
  72. В.П. Психология на качелях между душой и телом. // Знание. Понимание. Умение. 2005 -№ 3 — С. 151−169.
  73. В.В. Понимание художественной правды //Творчество в искусстве искусство творчества. — М., Наука- Смысл, 2000. — С. 274 -289.
  74. М.А. Метаморфозы терминологии и коммуникативный аспект культуры // Художественное творчество. JL: Наука, 1983. -С. 244−253.
  75. И.А. Одинокий художник. М.: Искусство, 1993. — 348 с.
  76. И.А. Путь к очевидности. М.: Искусство, 1993. — 312 с.
  77. Н.А. 100 великих картин. М.: Вече, 2011. — 432 с.
  78. Искусство и общение. JI, 1984.
  79. Искусствометрия: методы точных наук и семиотики. M.: URSS, 2007.-370 с.
  80. М.С. Социальные функции искусства. JI, 1978.
  81. Ф. Коммуникация и музей: интервью с доктором X. Хелленкемпером. //Museum. 1984. № 141.С. 8^-13.
  82. Т.П. Место и роль музея в современной культуре // Художественный музей в образовательном процессе. Научно-практическая конференция: тезисы выступлений. СПб.: СпецЛит, 1998.-С. 42−44.
  83. Т.П. Художественный музей как феномен культуры. -СПб.: Петрополис, 2001. 224 с.
  84. Д.Ф. Музей храм или форум? // Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения. Вып. 6. — М., 1990. — С.38 — 49.
  85. В.В. Избранные труды по теории искусства: В 2 т. М.: Гилея, 2001.-Т.1.-390 с.
  86. В.В. О понимании искусства // Знамя. 1999. — № 2. -С.101−122.
  87. В.В. Точка и линия на плоскости. М.: Азбука, 2012. -240 с.
  88. JI.А. Вопросы теории речевого воздействия. Л.: Изд-во ЛГУ, 1978.- 160 с.
  89. П. Глаз слушает. М.: Б.С.Г.-ПРЕСС, 2006. — 379 с.
  90. Е.В. Между двух стульев. М.: Педагогика-Пресс, 1997. -157 с.
  91. А., Курляндцева Е. Визит в мастерскую художника. М., 1990.
  92. A.C. Предисловие. // Столяров Б. А. Музыка в музее. Методическое пособие. Выпуск 1. СПб.: НП-Принт, 2007. — С. 3.
  93. В.П. Социология коммуникации. М.: Изд-во МУБиУ, 1997.-304 с.
  94. Концепция и программа эстетического воспитания молодежи в условиях взаимодействия школы и музея. СПб.: Борей Арт, 2001. -100 с.
  95. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Приложение к приказу Министерства образования России от 11.02.2002 г. № 393.
  96. И.М. Музей и образование взрослых // Ориентиры культурной политики. М., 1997.
  97. И.М. Музей, образование, культура. Тенденции и перспективы на рубеже тысячелетий. // Музей, образование, культура. Процессы интеграции. М., 1999. — 238 с.
  98. В.И., Юматов В. А. Язык изобразительного искусства. — М., 1978.
  99. Краткий словарь терминов изобразительного искусства. М.: Сов. художник, 1965. — 191 с.
  100. Е. П. Психологическое воздействие искусства. М.: ИП РАН, 1999.-235 с.
  101. П.А. Пропорции в картине как музыкальные созвучия. Основы теории и методики анализа соразмерности в композиции: Учебное пособие. СПб.: Изд-во «Рубин», 1997. — 106 с.
  102. Г. Н. Как развивать художественное восприятие у школьников. М.: Знание, 1988. — 79 с.
  103. B.C. Психология живописи: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Изобразительное искусство».-М.: Оникс, 2005 186 с.
  104. Н.В. Типология музыкальных произведений, взаимодействующих с живописью // Современный Лаокоон. Эстетические проблемы синестезии. М.: Изд-во МГУ, 1992. — С. 74−75.
  105. Лекции по истории эстетики. Кн.2. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1974 — 200 с.
  106. В.И. Материализм и эмпириокритицизм // Ленин В. И. Полн. соб. соч., т. 18. Изд-е 5. М.: Политиздат, 1973 — 525с.
  107. Д.А. Введение в психологию искусства. М.:. Искусство, 1997.-498 с.
  108. Д.А. Произведение искусства и личность: психологическая структура взаимодействия // Художественное творчество и психология М, Наука, 1991. — С. 109 — 133.
  109. Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2003. — 487 с.
  110. Г. Карл Брюллов. Л., 1976
  111. А. Природа художественного творчества. М.: Искусство, 1981.-479 с.
  112. М.В. Избранная проза. М.: Советская Россия, 1986. -542 с.
  113. А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. 2-е изд., испр. М.: Искусство, 1995. — 320 с.
  114. Ю.М. Культура и взрыв. М., Политиздат, 1992. — 258 с.
  115. Ю.М. Об искусстве. СПб: Искусство — СПб, 2005. — 702 с.
  116. Ю.М. Текст как семиотическая проблема // Лотман Ю. М. Избранные статьи: В 3 т. Т. 1. Таллинн: Александра, 1992. — С. 129 247.
  117. Р. Как музеи научились мобилизовывать внутренние ресурсы. Десятилетия перемен в музейном секторе Великобритании // Музей в период перемен. СПб, 1996.
  118. М.Г. Музей как социально-эстетический феномен. М., 1988.
  119. Манкевич И.А.. Социально-коммуникационный подход в системе культурологического знания // Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века СПб.: СПбГУ, 2001. 328 с.
  120. И.А. Феномен художественной коммуникации в контексте культурологического знания: опыт построения концептуальной модели // Современные проблемы межкультурных коммуникаций: Сб. науч. ст. СПб.: СПбГУКИ, 2004.
  121. О.Н. К проблеме изучения детского творчества в музее (из опыта работы КХМ) // Художественный музей в образовательномпроцессе: тезисы выступлений научно-практической конференции. СПб.: СпецЛит, 1998. С. 66 — 68.
  122. К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т. 3. М.: Политиздат. — 544с.
  123. В.А. Лингвокультурология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 208с.
  124. О.Г. Подготовка электронного сопровождения выставок // Музей XXI века новое общественно-культурное пространство. -СПб.: Глобус, 2002 — С. 41−46.
  125. М. В. Эстетическое развитие старших дошкольников в системе «художественный музей детский сад»: автореф. дис. канд. пед. наук М., 2006. — 24 с.
  126. Мелик-Пашаев А. Что сделал художник, чтобы мы его поняли? // Искусство в школе, 2009, № 4, с.3−6.
  127. Л.Н. Цветоведение. Мн.:, 1084 — 286 с.
  128. В.П. Искусство и наука общения: Невербальная коммуникация. М.: Наука, 1990. 314 с.
  129. Ч. Основания теории знаков // Семиотика. М.: Радуга, 1983.-С. 37−90.
  130. Л. В. Я-концепция младшего школьника: восприятие произведений живописи // Начальная школа. 2004. — № 2. — С. 9396.
  131. Музейная педагогика в школе. Вып. Ш. СПб.: Борей Арт, 2002. -228 с.
  132. Нагибина H. JL, Артемцева Н. Г., Грекова Т. Н. Психология искусства, типологический подход. М.: Наука, 2005. — 180 с.
  133. A.B. Теория коммуникации в современной философии. -М.: Прогресс-Традиция, 2009. 318 с.
  134. К.А. Компьютеризация российских музеев: от простого к сложному // Музей и новые технологии. М., 1999.
  135. К., Пиккеринг М. Креативность. Коммуникация и культурные ценности. Харьков: Изд-во «Гуманитарный центр», 2011. — 300 с.
  136. H.A. Музей в глобальных сетях телекоммуникаций // Музей и новые технологии. М., 1999.
  137. Н.Я. «Язык музея» как универсальная моделирующая система музейной деятельности // Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности: сб. науч. тр. -М., 1988.-С. 7−16.
  138. Л.И. Художественный музей в системе культуры // Современный художественный музей, проблемы деятельности и перспективы развития: сб. науч. тр. Л., 1980. С. 12−15.
  139. A.A. Синестезия и синтез в искусстве // Современный Лаокоон. Эстетические проблемы синестезии. М.: Изд-во МГУ, 1992.-С. 20−21.
  140. E.H. Знаки, символы, языки. М.: Знание, 1983. 248 с.
  141. Э. Смысл и толкование изобразительного искусства. -СПб., 1999.
  142. В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентации в обыденном сознании. М.: Изд-во МГУ, 1983.- 175 с.
  143. В.М. Количественные методы в искусствознании. М.: Смысл, 2000. — 203 с.
  144. Г. В. Художественный знак художественный образ -художественная коммуникация // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. № 1 (2). Киров: ВятГГУ, 2012. С. 146−148.
  145. Г. В. Влияние внешних факторов на процесс художественной коммуникации // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. № 1 (21). Орел: Горизонт, 2012. С. 421 -422.
  146. Г. В. Диалог культур и некоторые проблемы художественной коммуникации // Искусство и диалог культур. IV международная научно-практическая конференция. Выпуск 4: Сборник научных трудов. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2010. С. 344 -345.
  147. Г. В. Художественная коммуникация в музейном пространстве. // Художественная коммуникация в музейном пространстве. Глобальные экономические, социальные и информационные проблемы современности. Интернет-журнал ОУП
  148. ВПО АТИСО ГЛОБЭКСИ. 2013. Февраль. Секция № 2. URL: http://www.globecsi.ru/Articles/2013/Petrovskaya.pdf
  149. Ч. С. Логические основания теории знаков. СПб.: Алетейя, 2000.-352 с.
  150. Ч.С. Избранные философские произведения. М.: Логос, 2000, 412 с.
  151. А.Ф., Швырев B.C. Знак и деятельность. М.: Политиздат, 1970. — 63 с.
  152. A.A. Эстетика и поэтика. М.: Искусство, 1976. — 614 с.
  153. Г. Г. Коммуникативные аспекты семантики. Киев: Вища школа, 1987.- 130 с.
  154. Г. Г. Теория коммуникации. М.: Редж-бук Ваклер, 2001. -656 с.
  155. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории. М.: Институт психологии РАН, 1997. — 576 с.
  156. A.C. Полн. собр. соч.: в 16 т. Т.З. М.-Л. 1937,
  157. C.B. Музей как информационно-коммуникативная система : дис. канд. культурологии- 24.00.03 СПб., 2000. — 184 с.
  158. C.B. Музейный информационный процесс и его структура // Российская культура глазами молодых ученых: сб. науч. тр. СПб., 1999. — С. 204 — 214.
  159. C.B. Музейный язык и место музея в системе культуры // Произведения искусства в образовательном процессе. Международная научно-практическая конференция: тезисы докладов. СПб., 2000. С. 85 — 88.
  160. С.Х. Мочалов J1.B. Очерки о языке живописи // Советское искусствознание. 1986. — Вып. 20. — С. 520−528.
  161. .В. Геометрия картины и зрительное восприятие. -СПб.: Азбука-классика, 2001. 313 с.
  162. И.Е. Далекое близкое. СПб.: Азбука-Классика, 2010.-384 с.
  163. Н.К. Зажигайте сердца! М.: Молодая гвардия, 1978. — 205 с.
  164. П. Конфликт интерпретаций. Очерки по герменевтике. М.: Медиум, 1995.-415 с.
  165. Сайт ЗАО «Коммерсантъ. Издательский дом». Журнал «Коммерсантъ Наука», № 4 (4), 25.07.2011″.
  166. Д.К. 100 великих художников. М.: Вече, 2010. 480 с.
  167. О. С. Основы музейной коммуникации. СПб., 2007.
  168. О.С. Методология теоретического музееведения. -СПб.:Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. 116 с.
  169. Сатарова J1.A. Формирование духовной культуры учащихся средствами изобразительного искусства // Педагогика, 2004, № 5, с.46−50.
  170. Н.Л. Субъективный взгляд на музей из виртуальной реальности // Музей и новые технологии. М., 1999.
  171. В.Е. Искусство как межличностная коммуникация (Социально-психологическая концепция). СПб: Изд-во СПбГУ, 1995.-200 с.
  172. Семиотика и искусствометрия. М.: Мир, 1972. — С. 136−164.
  173. З.Е. Письма. Современники о художнице. М.: Изобр. искусство, 1987. -301 с.
  174. Н.В. Семантика цвета в культурологических аспектах платонизма.// AKADEMIA: Материалы и исследования по истории платонизма. Вып.4. Сб. статей СПб: Изд-во СПбГУ, 2009. — 400 с.
  175. В.Я. Работа с молодежью. Формы и темы. // Музей XXI века новое общественно-культурное пространство. СПб, 2002.
  176. Современные концепции эстетического воспитания: (Теория и практика) / Ин-т философии РАН. М.: б. и., 1998. — 302 с.
  177. A.B. Введение в теорию социальной коммуникации. СПб.: СПбГУП, 1996.
  178. Н.Д. Русский музей детям. Беседы об изобразительном искусстве: Учебное пособие. — СПб.: Детгиз — Лицей, 2003. — 224 с.
  179. Социальная психология. Словарь. М.: Изд-во «ПЕР СЭ», 2007. -176 с.
  180. С.С. Русская живопись эпохи Карла Брюллова и Александра Иванова. СПб: Искусство-СПб, 2011. — 288 с.
  181. .А. Междисциплинарность как основообразующий фактор образовательной деятельности музея. // Летняя музейно-педагогическая школа на о. Кижи. Петрозаводск, 2002.
  182. .А. Музей в пространстве художественной культуры и образования. СПб.: НП Принт, 2007. — 310 с.
  183. .А. Музей и модернизация отечественного образования // Музейная педагогика в школе. СПб, 2002.
  184. .А. Музыка в музее. Методическое пособие. Выпуск 1. -СПб.: НП-Принт, 2007. 72 с.
  185. .А. Музыка в музее. Методическое пособие. Выпуск 2-СПб.: Студия НП-Принт, 2008. 64 с.
  186. .А. Музыка в музее. Методическое пособие. Выпуск 3-СПб.: Студия НП-Принт, 2010. 56 с.
  187. .А. Социально-педагогическое значение проблемы приобщения студенческой молодежи негуманитарных вузов кхудожественному музею // Музей и подрастающее поколение. Вып. I. СПб, 1991.
  188. .А. Язык изобразительного искусства. СПб, 2004. — 184 с.
  189. .А., Бойко А. Г., Протопопов Ю. И. Воспитание искусством детей и молодежи в системе «музей учреждения образования». Концепция. — СПб, — 56 с.
  190. И. Жажда жизни. Повесть о Винсенте Ван Гоге. М.: Худ. лит., 1961.-518 с.
  191. Сун Жуй. Цветы и птицы как аллегорические символы китайской живописи // Искусствоведение и художественная педагогика в XXI веке. 4.1.-СПб, 2009-С. 108−113.
  192. В.И. Письма. Воспоминания о художнике. JL, Искусство, 1977.-384 с.
  193. В.А. О воспитании М.: Политиздат, 1985. — 270 с.
  194. Творчество в искусстве искусство творчества. — М., Наука- Смысл, 2000. — 549 с.
  195. Т.Е. Значение и символика цвета в витражном искусстве эпохи готики // Искусствоведение и художественная педагогика в XXI веке. 4.1. СПб, 2009 — С. 72 — 83.
  196. A.A. Прогулки по Третьяковской галерее поэтом Андреем Усачевым- Стихи. М.: Дрофа — Плюс, 2012. — 120 с.
  197. Ю.А. Сигналы эстетической информации. М.: Наука, 1971.-109 с.
  198. П.А. Избранные труды по искусству. М. Изобраз. искусство, 1996. — 333 с.
  199. Фрейд 3. Воспоминание Леонардо да Винчи о раннем детстве // Фрейд 3. Художник и фантазирование. М.: Республика, 1995. -С.176 — 211.
  200. P.M. Цвет, смысл, сходство (аспекты психолингвистического анализа). М.: Наука, 1984. — 175 с.
  201. М. Исток художественного творения // Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. М., 1993. — С. 47 — 116.
  202. X. Творчество реципиента эстетического объекта как направленное созидание // Художественное творчество и психология -М.: Наука, 1991.-С. 397−409.
  203. Художественная коммуникация и семиотика. М, 1986.
  204. A.B. Проблема визуального восприятия в новой образовательной парадигме // Образовательная деятельность художественного музея: труды Российского центра музейной педагогики и детского творчества. СПб. 2002. — Вып. 7. — С. 28 -34.
  205. Юнг К.-Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991.
  206. Ф. Описание и руководство по эксплуатации // «.Душа-многоструктурное фортепьяно». Музейная педагогика в России и Германии. Ганновер, 1998 — С. 81 — 84.
  207. .П. Живой мир искусства. Дошкольное воспитание. — 1993. -№ 6-С. 35−37.
  208. М.Ю. Я поведу тебя в музей. М., 2001.
  209. Р.О. В поисках сущности языка // Семиотика. М.: Радуга, 1983.-С. 102−118
  210. Р.О. Статьи о живописи // Якобсон Р. О. Работы по поэтике. М.: Прогресс, 1987. — С. 41050.
  211. Batschmann, Oskar, 1943 -The artist in the modem world: the conflict between market and self-expression. ???, 1997. 335 p.
  212. Cameron D. A viewpoint the museums as a communication system and implications for museum education // Curator- 1968 v. 11- № 1- P. 33−40.
  213. Davies M. Let the children play // Museum journal. 1999. — № 3. — P. 21−23.
  214. М. А. Художественная культура как система // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. URL: http://www.eastjournal.rU/docs/contArt/2008/3/19manikovskaya.htm (дата обращения
  215. Ю.Э. Методология исследования управления музейными коммуникациями // Теория и практика общественного развития / Научный журнал. URL: http://www.teoria-practica.ru/-5−2011/culture/komlev.pdf
  216. Автор / Толковый словарь Ушакова. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/737 294 (Дата обращения: 10.08.2011)
  217. Автор / История философии. 2008. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/historyofphilosophy/7/%D0%90%D0%9 2%D0%A2%D0%9E%D0%A0 (Дата обращения: 13.02.2012)
  218. Light of My Life— картина, нарисованная 56 художниками // Невозможного нет. URL: http://nevozmozhnogo.net/faktyi/light-of-my-life-kartina-narisovannaya-56-hudozhnikami.html (Дата обращения: 10.09.2012)
  219. Печатная графика //Арт-Фрейм. URL: http ?//art-frame. spb. ru/scho о 1/obraml/gr afika (Дата обращения: 15.07.2012)
  220. К. М. Современные подходы к реставрации объектов культурного наследия Санкт-Петербурга// Публикации НИИ СМД. URL: http://iso-museum.ru/blog/post1305055220.html (Дата обращения: 31.05.2011)
  221. B8%D0%90.%D0%A1.%D0%9F%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B0 (Дата обращения: 11.04.2012)
  222. A. Бойко. К искусству нужно найти путь // АиФ на Мурмане. 15. URL: http://gazeta.aif.rU//online/murman/1380/1402 (Дата обращения: 11.03.2012)
  223. Живопись и изобразительное искусство. Картины: открытия и разочарования //Дискуссионный клуб. URL: http://www.mixei.ru/archive/index.php/t-51 543.html (Дата обращения: 19.03.2012)
  224. Восприятие // Психологический словарь. URL: http://psi.webzone.ru/st/17 900.htm (Дата обращения: 10.03.2012)
  225. Б. Р. Приложение II. Проблема сходства в портрете // Введение в историческое изучение искусства. URL: http://dictionnaire.sensagent.com/%D0%BF%D0%BE%D 1%80%D 1%82%D 1%80%D0%B5%D 1%82/ru-ru/ (Дата обращения: 11.10.2011)
  226. H. H. К проблеме портретного сходства // Совпадение. URL: http://www.sovpadenie.com/teksty /evreinov/originaioportretistax/03 (Дата обращения: 11.10.2011)
  227. Икона в храме или музее? // Тайна мира: интернет-журнал. URL: http://tainamira.net/forum/threadl209-l.html (Дата обращения: 19.03.2012)
  228. Кулюткин. Ю, Тарасов. С. «Образовательная среда и развитие личности». 2000. // Общество «Знание» России, URL: http ://www.znanie. org/j ornai/ n 1 01 / obrazsreda. html (Дата обращения: 11.03.2012)
  229. M. Язык мусульманского искусства // Татарский мир. 2004. № 5. URL: http://www.tatworld.ru/article.shtml?article=:504§ion=0&heading=0 (Дата обращения: 11.03.2012)
  230. Френсис Шеффер. Искусство и Библия. Несколько тезисов об искусстве. URL: http://amencomics.stunda.org/sheffer.htm (Дата обращения: 31.05.2012)
  231. Художественный образ // Pandia ru. Энциклопедия знаний. Большая Советская Энциклопедия. URL: http://www.pandia.ru/262 813/ (Дата обращения: 15.11.2012)
  232. П. Сюжет в живописи // Виртуальная галерея современных украинских художников. URL: http://www.artbazar.com.ua/pub/pub04.php (Дата обращения: 19.03.2012)
  233. П. Сюжет в живописи // Виртуальная галерея современных украинских художников. URL: http://www.artbazar.com.ua/pub/pub04.php (Дата обращения: 14.01.2011)
  234. И. Левитан. Википедия. Свободная энциклопедия. URL: http://ru. wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D 1%81%D0%BD%D0%B0.%D0%91%D0%BE%D0%BB%D 1%8C%D 1%88%D0%B0%D 1%8F%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%B0 (Дата обращения: 10.11.2012)
  235. Л. Рассказ о Левитане // Левитан. Жизнь и творчество. URL: http://isaak-levitan.ru/volynsky.php (Дата обращения: 22.10.2012)
  236. Девушка с жемчужной сережкой // Сайт «Наш кино портал» URL: http://my-hit.ru/film/2994/online (Дата обращения: 10.09.2011)
  237. Нурбаева 3. Черный квадрат // Сайт Третьяковской галереи. URL: http ://www.zarina-nurbaeva.narod.ru/cherniykvadrat.html (Дата обращения: 15.11.2011)
  238. Карл Павлович Брюллов. // Биографии знаменитых людей. URL: http://biopeoples.ru/hudozhnik/page, 3,1042-karl-pavlovich-brjullov.html (Дата обращения: 22.10.12)
  239. Н.В. Полное собрание сочинений в четырнадцати томах // Том 8. Статьи Прочту.ги. URL: http://prochtu.ru/text.php?avtor=7&kniga=T 4&f=html&p=view (Дата обращения: 10.11.2011)
  240. Карл Павлович Брюллов // Мегапортал знаний. URL: http://megaznanie.ru/index.php/encyclopedia/art/1156−2010−07−09−09−23−20.html (Дата обращения: 01.04.2011)
  241. Ярославский Художественный музей // Добрый день, смотритель! URL: http://artmuseum.yar.ru/index.DhD?title=%D0o/o94%D0%BE%D0%Blo/o1. Г J л. ±
  242. D1%80%D 1%8B%D0%B9%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D 1%8С%2 C%D 1%81%D0%BC%D0%BE%D 1%82%D 1%80%D0%B8%D 1%82%D0%B5%D0%BB%Dl%8C%21&uselang=en (Дата обращения: 15.07.2012)
  243. Лувр переживает эффект «Кода Да Винчи» // Наука в рекламе. URL: http://www.advertology.ru/article22944.htm (Дата обращения: 11.01.2011)
  244. Портрет спины художника. О картине «Искусство живописи» Яна Вермеера // Сайт Боттега галереи. URL: http://bottega-magazine.com/review/read/751/ (Дата обращения: 31.05.2011)
  245. Фестиваль педагогических идей. Открытый урок // Ягненкова Н. В. Эстетическое воспитание. Актуальная вечная проблема. URL: Festival.lseptember.ru/articles/314 994/ (Дата обращения: 14.01.2012)
  246. Гражданское право: учебник: в 2 т. Т. 1. / отв. ред. проф. Е. А. Суханов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство БЕК, 1998 — С. 216
  247. Т. Г. Кукрыниксы: втроём (Куприянов М. В., Крылов П. Н., Соколов H. А.). М.: Советский художник, 1975. — С. 78.
  248. И. Далекое-близкое. М.: Изд-во АХ СССР, 1961. — С. 406.
  249. История искусства зарубежных стран XVII—XVIII вв.еков / под ред. В. И. Раздольской. -М.: Искусство, 1988. С. 20.
  250. Ю. Г. Теория реставрации памятников искусства: закономерности и противоречия // Российская Академия Художеств, Государственный Академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. СПб., 1997. — 102 с.
  251. Ю. Г. К изучению «Троицы» Андрея Рублева // Музей. № 8. М.: Советский художник, 1987. — 238.
  252. С.А. Философия науки: Словарь основных терминов. М.: Академический Проект, 2004. — 320 с.
  253. Время. Философия: Энциклопедический словарь. / под ред. A.A. Ивина. М.: Гардарики, 2004. 1072 с.
  254. Пространство и время. Философский энциклопедический словарь. / гл. ред.: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. -М.: Советская энциклопедия, 1983. 840 с.
Заполнить форму текущей работой