Произведения изобразительного искусства в процессе художественной коммуникации
Диссертация
Актуальность исследования определяется важностью осмысления одной из фундаментальных проблем современного искусствоведенияпроблемы восприятия произведения изобразительного искусства в процессе художественной коммуникации. Сегодня многие специалисты с тревогой отмечают опасность утраты «человеческих чувств, которые веками воспитывало искусство» (С.М. Даниэль). В этих условиях искусство приобретает… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Феномен художественной коммуникации и его осмысление
- 1. 1. Искусство в акте художественной коммуникации
- 1. 2. Проблема художественной коммуникации в истории философско-эстетической мысли
- 1. 3. Теоретическая модель художественной коммуникации в сфере изобразительного искусства
- Глава 2. Коммуникативные особенности произведения изобразительного искусства
- 2. 1. Изобразительное искусство как особая семиотическая система
- 2. 2. Выразительные средства живописи как «собственная семиотика» художника
- 2. 3. Художественное восприятие как форма получения эстетической информации
- 2. 4. Факторы, влияющие на процесс художественной коммуникации
- 2. 5. Креативность как критерий успешности коммуникационного процесса
- Глава 3. Художественная коммуникация в пространстве современного музея
- 3. 1. Роль музея в организации процесса художественной коммуникации
- 3. 2. Особенности взаимодействия зрителя и художественного произведения в музейном пространстве
- 3. 3. Современные музейно-педагогические технологии организации художественной коммуникации
- 3. 3. 1. Компьютерные технологии
- 3. 3. 2. Полихудожественные технологии
- 3. 3. 3. Игровые технологии
Список литературы
- Адаме М. Роль музеев в распространении знаний // Museum. 1984. № 141. С. 21−27.
- Алексеева H.A. Обзор публикаций научно-практического центра по проблейам музейной педагогики Государственного Русского музея. // Художественный музей в образовательном процессе. СПб, 1998. -С. 34−54.
- Аллахвердов В.М. Психология искусства: Эссе о тайне эмоционального воздействия художественных произведений. СПб: ДНК, 2001.- 197 с.
- Анализ и интерпретация произведений искусства: Учебное пособие / Под ред. H.A. Яковлевой. М.: Высшая школа, 2005. — 551 с.
- Арагон JI. Анри Матисс. М.: Прогресс, 1978. — Т. 1. — 239 с
- Арбитман Э.Н. К истории экспонирования за рубежом картины H.H. Ге «Что есть истина?» / Панорама искусств. Вып. 13. М.: Советский художник, 1990. С. 319−328.
- Ариарский М.А. Музей как институт вовлечения человека в мир культуры // Музеи России: поиски, исследования, опыт работы. Педагогика и культурология музейной деятельности: сб. науч. тр. Вып. 5. СПб., 1999. — С. 153 — 163.
- Аристотель. Об искусстве поэзии. М.: Гослитиздат, 1957. — 183 с.
- Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974.-392 с.
- Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие М.: Архитектура-С, 2007.-391 с.
- Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М.: Прометей, 1994.-352 с.
- Артемов Е.Г. Музейно-педагогические технологии. Пособие-справочник. СПб.: ФГУК ГМПИР, 2006 — 32 с.-s ** а
- Ацаркина Э. Карл Брюллов. Жизнь и творчество. 1799−1852. М.: Искусство, 1963.
- Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. М, Мир, 1966. 352
- Басин Е.Я. Творческая личность художника. М.: Знание, 1988. — 61 с.
- Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчеств: Сборник избранных трудов М.: Искусство, 1979. — 423 с
- Беззубова О.В. Теория музейной коммуникации как модель современного образовательного процесса // Коммуникация и образование. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2004.-С. 418−427.
- Бенвенист Э. Общая лингвистика. М.: Прогресс, 1974. — 447 с.
- Бердяев Н. Самопознание. М.: Наука, 1991.- 368 с.
- Библер B.C. От наукочтения к логике культуры. — М., Политиздат, 1991.-415 с.
- Богин Г. И. Филологическая герменевтика. Калинин: Изд-во Калининского ун-та, 1982. — 85 с.
- Бойко А.Г. Информационно-коммуникационные технологии в музейно-педагогической деятельности: Учебное пособие. СПб., 2007. — 136 с.
- Бойко А.Г. Музейно-педагогическая интерпретация психологической концепции визуального мышления. //
- Бойко А. Г. Протопопов Ю.Н., Столяров Б. А. Воспитание искусством детей и молодежи в системе «музей учреждения образования». Концепция. — СПб.: 2007. — 56 с.
- Бойко Н.П. История знаменитых полотен. Ростов нД: Феникс, 2006. — 224 с.
- Борев Ю.Б. Эстетика. М.: Политиздат, 1981. — 309 с.
- Бочаров И., Глушакова Ю. Карл Брюллов. Итальянские находки. М., «Знание», 1984.
- Будылин И.П. Восприятие музея : интересы посетителей // Мир музея. 2004. № 4. — С. 20−23.
- Вазари Д. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. М.: Альфа-книга, 2008. — 1280 с.
- Ван Гог В. Письма. JL- М.: Искусство, 1966. — 602 с.
- Василий Иванович Суриков. Воспоминания о художнике: Письма. -М.: Искусство, 1977. 382 с.
- Вдовин Г. В. Персона Индивидуальность — Личность: опыт самопознания в искусстве русского портрета ХУШ века. — М.: Прогресс — Традиция, 2005. — 244 с.
- Вёльфлин Г. Основные понятия истории искусств. Проблема эволюции стиля в новом искусстве. М.: В. Шевчук, 2009. — 326 с.
- Веретенников A.M. Мир Левитана. 1860 1890. — М.: ТЕРРА-Кн. клуб, 2003.- 192 с.
- Вибер Ж. Живопись и ее средства. М.: Изд-во В. Шевчук", 2004. -232с.
- Виппер Введение в историческое изучение искусств. М.: Изобразительное искусство, 1985. — 386 с.
- Волков H.H. Восприятие картины. М.?Просвещение, 1976. — 32 с.
- Волков H.H. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1985 — 480 с.
- Воронин A.A. Музей как креативное пространство культуры // Философские исследования. 1994. № 1. — С. 16 — 24.
- Выготский JI.C. Психология искусства. М.: Искусство, 1968. — 576 с.
- Выготский JI.C. Психология искусства Минск: Современное слово, 2004. — 476 с.
- Гадамер Г. Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. 368 с.
- Ганина Т.В., Гренкина JI.K. Использование музейной педагогики в образовательно-воспитательном пространстве вуза. // Музей и его партнеры. М., 2004.
- Гете И.В. Избранные произведения. М.: Гослитиздат, 1950 — 675 с.
- Гелб М. Дж. Научитесь мыслить и рисовать как Леонардо да Винчи.- Минск: ООО «Попурри», 2004. 432 с.
- Герчук Ю. Я. Язык и смысл изобразительного искусства. М., 1994.- 116с.
- Гёрген А. Кандинский и дети: музыка в Русском музее. // Музейная педагогика в России и Германии. Ганновер: Принт Агентур Баумгарт, 1998. — С. 97−102.
- Гибсон Д. Экологический подход к зрительному восприятию. М.: Прогресс, 1988.-462 с.
- Гнедовский М.Б. Музей и образование. Материалы для обсуждения. М., 1989.
- Гнедовский М.Б., Дукельский Ю. В. Музейная коммуникация как предмет музееведческогоисследования // Музейное дело: музей -культура общество: сб. науч. тр. — М., 1992. — С. 16−18.
- Гоголь Н.В. Последний день Помпеи // Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений. Т. VIII. М., 1952.
- Голдинг В. Коммуникация и образование в музее XXI века. Опыт центра по изучению музеев и галерей. Вопросы музеологии. -2010. -№ 1-С. 89−98.
- Голицын Г. А. Информация. Поведение. Язык. Творчество. М.: Изд-во ЖИ, 2007. — 221 с.
- Головин С.Ю. Словарь практического психолога. Мн.: Харвест, 1998.-800 с.
- Голубева Э.А. Способности. Личность. Индивидуальность. М.: Мир, 1985.-220 с.
- Даниэль С.М. Искусство видеть: о творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя. Л.: Искусство, 1990. -120 с.
- Даниэль С.М. Термин и метафора в интерпретации живописного произведения // Советское искусствознание. 1986. — Вып. 20. — С. 253−270.
- Диттштайдт-Бартолош Р. Всегерманский союз музейных педагогов // Музейная педагогика в России и Германии. Ганновер: Принт Агентур Баумгарт, 1998 — С.157−161.
- Додельцев Р.Ф., Долгов K.M. Психоанализ искусства // Фрейд 3. Художник и фантазирование. М.: Республика, 1995. — 400 с.
- Долак Я. Музейная экспозиция музейная коммуникация // Вопросы музеологии, 2010, № 1 — с. 106 — 117.
- Дондурей Д.Б. Опыт теоретического построения типов зрительского восприятия и понимания изобразительного искусства // Советское искусствознание: Сборник статей. -М.: Советский художник, 1978
- Дорфман Л.Я. Эмоции в искусстве: теоретические подходы и эмпирические исследования. М.: Смысл, 1997. — 424 с.
- Дубина И.Н. Творчество как феномен социальных коммуникаций. -Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2000. 312 с.
- Дукельский Ю.В. Музей и культурно-историческая среда // Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности: сб. науч. тр. — М., 1989. — С. 23 — 28
- Дукельский Ю.В. Социальные функции музея: споры о будущем // Музееведение. На пути к музею XXI века: сб. науч. тр. М., 1989.-С. 24−35.
- Жвитиашвили Н.Ю. Путешествие улитки. СПб.: Palace Edition, 2001, — 139 с.
- Жвитиашвили Н.Ю. Язык изобразительного искусства первый диалог // Музейная педагогика в России и Германии. — Ганновер: Принт Агентур Баумгарт, 1998 — С. 85 — 88.
- Жильсон Э. Живопись и реальность. М.: РОССПЭН, 2004. — 367 с.
- Зедльмайр X. Искусство и истина // Искусствознание 1998. — № 2. -С. 5−66.
- Зедльмайр X. Проблемы интерпретации // Искусствознание. 1998. -№ 1. — С. 490−522.
- Зинченко В.П. Современные проблемы образования и воспитания. // Вопросы философии, 1973, № 11. с.34−57.
- Зинченко В.П. Психология на качелях между душой и телом. // Знание. Понимание. Умение. 2005 -№ 3 — С. 151−169.
- Знаков В.В. Понимание художественной правды //Творчество в искусстве искусство творчества. — М., Наука- Смысл, 2000. — С. 274 -289.
- Золотоносов М.А. Метаморфозы терминологии и коммуникативный аспект культуры // Художественное творчество. JL: Наука, 1983. -С. 244−253.
- Ильин И.А. Одинокий художник. М.: Искусство, 1993. — 348 с.
- Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Искусство, 1993. — 312 с.
- Ионина Н.А. 100 великих картин. М.: Вече, 2011. — 432 с.
- Искусство и общение. JI, 1984.
- Искусствометрия: методы точных наук и семиотики. M.: URSS, 2007.-370 с.
- Каган М.С. Социальные функции искусства. JI, 1978.
- Кагиа Ф. Коммуникация и музей: интервью с доктором X. Хелленкемпером. //Museum. 1984. № 141.С. 8^-13.
- Калугина Т.П. Место и роль музея в современной культуре // Художественный музей в образовательном процессе. Научно-практическая конференция: тезисы выступлений. СПб.: СпецЛит, 1998.-С. 42−44.
- Калугина Т.П. Художественный музей как феномен культуры. -СПб.: Петрополис, 2001. 224 с.
- Камерон Д.Ф. Музей храм или форум? // Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения. Вып. 6. — М., 1990. — С.38 — 49.
- Кандинский В.В. Избранные труды по теории искусства: В 2 т. М.: Гилея, 2001.-Т.1.-390 с.
- Кандинский В.В. О понимании искусства // Знамя. 1999. — № 2. -С.101−122.
- Кандинский В.В. Точка и линия на плоскости. М.: Азбука, 2012. -240 с.
- Киселева JI.А. Вопросы теории речевого воздействия. Л.: Изд-во ЛГУ, 1978.- 160 с.
- Клодель П. Глаз слушает. М.: Б.С.Г.-ПРЕСС, 2006. — 379 с.
- Клюев Е.В. Между двух стульев. М.: Педагогика-Пресс, 1997. -157 с.
- Ковалев А., Курляндцева Е. Визит в мастерскую художника. М., 1990.
- Колупаева A.C. Предисловие. // Столяров Б. А. Музыка в музее. Методическое пособие. Выпуск 1. СПб.: НП-Принт, 2007. — С. 3.
- Конецкая В.П. Социология коммуникации. М.: Изд-во МУБиУ, 1997.-304 с.
- Концепция и программа эстетического воспитания молодежи в условиях взаимодействия школы и музея. СПб.: Борей Арт, 2001. -100 с.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Приложение к приказу Министерства образования России от 11.02.2002 г. № 393.
- Коссова И.М. Музей и образование взрослых // Ориентиры культурной политики. М., 1997.
- Коссова И.М. Музей, образование, культура. Тенденции и перспективы на рубеже тысячелетий. // Музей, образование, культура. Процессы интеграции. М., 1999. — 238 с.
- Костин В.И., Юматов В. А. Язык изобразительного искусства. — М., 1978.
- Краткий словарь терминов изобразительного искусства. М.: Сов. художник, 1965. — 191 с.
- Крупник Е. П. Психологическое воздействие искусства. М.: ИП РАН, 1999.-235 с.
- Кудин П.А. Пропорции в картине как музыкальные созвучия. Основы теории и методики анализа соразмерности в композиции: Учебное пособие. СПб.: Изд-во «Рубин», 1997. — 106 с.
- Кудина Г. Н. Как развивать художественное восприятие у школьников. М.: Знание, 1988. — 79 с.
- Кузин B.C. Психология живописи: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Изобразительное искусство».-М.: Оникс, 2005 186 с.
- Кузнецова Н.В. Типология музыкальных произведений, взаимодействующих с живописью // Современный Лаокоон. Эстетические проблемы синестезии. М.: Изд-во МГУ, 1992. — С. 74−75.
- Лекции по истории эстетики. Кн.2. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1974 — 200 с.
- Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм // Ленин В. И. Полн. соб. соч., т. 18. Изд-е 5. М.: Политиздат, 1973 — 525с.
- Леонтьев Д.А. Введение в психологию искусства. М.:. Искусство, 1997.-498 с.
- Леонтьев Д.А. Произведение искусства и личность: психологическая структура взаимодействия // Художественное творчество и психология М, Наука, 1991. — С. 109 — 133.
- Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2003. — 487 с.
- Леонтьева Г. Карл Брюллов. Л., 1976
- Лилов А. Природа художественного творчества. М.: Искусство, 1981.-479 с.
- Ломоносов М.В. Избранная проза. М.: Советская Россия, 1986. -542 с.
- Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. 2-е изд., испр. М.: Искусство, 1995. — 320 с.
- Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., Политиздат, 1992. — 258 с.
- Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб: Искусство — СПб, 2005. — 702 с.
- Лотман Ю.М. Текст как семиотическая проблема // Лотман Ю. М. Избранные статьи: В 3 т. Т. 1. Таллинн: Александра, 1992. — С. 129 247.
- Майлз Р. Как музеи научились мобилизовывать внутренние ресурсы. Десятилетия перемен в музейном секторе Великобритании // Музей в период перемен. СПб, 1996.
- Макарова М.Г. Музей как социально-эстетический феномен. М., 1988.
- Манкевич И.А.. Социально-коммуникационный подход в системе культурологического знания // Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века СПб.: СПбГУ, 2001. 328 с.
- Манкевич И.А. Феномен художественной коммуникации в контексте культурологического знания: опыт построения концептуальной модели // Современные проблемы межкультурных коммуникаций: Сб. науч. ст. СПб.: СПбГУКИ, 2004.
- Маркова О.Н. К проблеме изучения детского творчества в музее (из опыта работы КХМ) // Художественный музей в образовательномпроцессе: тезисы выступлений научно-практической конференции. СПб.: СпецЛит, 1998. С. 66 — 68.
- Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т. 3. М.: Политиздат. — 544с.
- Маслова В.А. Лингвокультурология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 208с.
- Махо О.Г. Подготовка электронного сопровождения выставок // Музей XXI века новое общественно-культурное пространство. -СПб.: Глобус, 2002 — С. 41−46.
- Мацкевич М. В. Эстетическое развитие старших дошкольников в системе «художественный музей детский сад»: автореф. дис. канд. пед. наук М., 2006. — 24 с.
- Мелик-Пашаев А. Что сделал художник, чтобы мы его поняли? // Искусство в школе, 2009, № 4, с.3−6.
- Миронова Л.Н. Цветоведение. Мн.:, 1084 — 286 с.
- Морозов В.П. Искусство и наука общения: Невербальная коммуникация. М.: Наука, 1990. 314 с.
- Моррис Ч. Основания теории знаков // Семиотика. М.: Радуга, 1983.-С. 37−90.
- Москвичева Л. В. Я-концепция младшего школьника: восприятие произведений живописи // Начальная школа. 2004. — № 2. — С. 9396.
- Музейная педагогика в школе. Вып. Ш. СПб.: Борей Арт, 2002. -228 с.
- Нагибина H. JL, Артемцева Н. Г., Грекова Т. Н. Психология искусства, типологический подход. М.: Наука, 2005. — 180 с.
- Назарчук A.B. Теория коммуникации в современной философии. -М.: Прогресс-Традиция, 2009. 318 с.
- Наседкин К.А. Компьютеризация российских музеев: от простого к сложному // Музей и новые технологии. М., 1999.
- Негус К., Пиккеринг М. Креативность. Коммуникация и культурные ценности. Харьков: Изд-во «Гуманитарный центр», 2011. — 300 с.
- Никишин H.A. Музей в глобальных сетях телекоммуникаций // Музей и новые технологии. М., 1999.
- Никишин Н.Я. «Язык музея» как универсальная моделирующая система музейной деятельности // Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности: сб. науч. тр. -М., 1988.-С. 7−16.
- Новожилова Л.И. Художественный музей в системе культуры // Современный художественный музей, проблемы деятельности и перспективы развития: сб. науч. тр. Л., 1980. С. 12−15.
- Оганов A.A. Синестезия и синтез в искусстве // Современный Лаокоон. Эстетические проблемы синестезии. М.: Изд-во МГУ, 1992.-С. 20−21.
- Панов E.H. Знаки, символы, языки. М.: Знание, 1983. 248 с.
- Панофский Э. Смысл и толкование изобразительного искусства. -СПб., 1999.
- Петренко В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентации в обыденном сознании. М.: Изд-во МГУ, 1983.- 175 с.
- Петров В.М. Количественные методы в искусствознании. М.: Смысл, 2000. — 203 с.
- Петровская Г. В. Художественный знак художественный образ -художественная коммуникация // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. № 1 (2). Киров: ВятГГУ, 2012. С. 146−148.
- Петровская Г. В. Влияние внешних факторов на процесс художественной коммуникации // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. № 1 (21). Орел: Горизонт, 2012. С. 421 -422.
- Петровская Г. В. Диалог культур и некоторые проблемы художественной коммуникации // Искусство и диалог культур. IV международная научно-практическая конференция. Выпуск 4: Сборник научных трудов. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2010. С. 344 -345.
- Петровская Г. В. Художественная коммуникация в музейном пространстве. // Художественная коммуникация в музейном пространстве. Глобальные экономические, социальные и информационные проблемы современности. Интернет-журнал ОУП
- ВПО АТИСО ГЛОБЭКСИ. 2013. Февраль. Секция № 2. URL: http://www.globecsi.ru/Articles/2013/Petrovskaya.pdf
- Пирс Ч. С. Логические основания теории знаков. СПб.: Алетейя, 2000.-352 с.
- Пирс Ч.С. Избранные философские произведения. М.: Логос, 2000, 412 с.
- Полторацкий А.Ф., Швырев B.C. Знак и деятельность. М.: Политиздат, 1970. — 63 с.
- Потебня A.A. Эстетика и поэтика. М.: Искусство, 1976. — 614 с.
- Почепцов Г. Г. Коммуникативные аспекты семантики. Киев: Вища школа, 1987.- 130 с.
- Почепцов Г. Г. Теория коммуникации. М.: Редж-бук Ваклер, 2001. -656 с.
- Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории. М.: Институт психологии РАН, 1997. — 576 с.
- Пушкин A.C. Полн. собр. соч.: в 16 т. Т.З. М.-Л. 1937,
- Пшеничная C.B. Музей как информационно-коммуникативная система : дис. канд. культурологии- 24.00.03 СПб., 2000. — 184 с.
- Пшеничная C.B. Музейный информационный процесс и его структура // Российская культура глазами молодых ученых: сб. науч. тр. СПб., 1999. — С. 204 — 214.
- Пшеничная C.B. Музейный язык и место музея в системе культуры // Произведения искусства в образовательном процессе. Международная научно-практическая конференция: тезисы докладов. СПб., 2000. С. 85 — 88.
- Раппопорт С.Х. Мочалов J1.B. Очерки о языке живописи // Советское искусствознание. 1986. — Вып. 20. — С. 520−528.
- Раушенбах Б.В. Геометрия картины и зрительное восприятие. -СПб.: Азбука-классика, 2001. 313 с.
- Репин И.Е. Далекое близкое. СПб.: Азбука-Классика, 2010.-384 с.
- Рерих Н.К. Зажигайте сердца! М.: Молодая гвардия, 1978. — 205 с.
- Рикёр П. Конфликт интерпретаций. Очерки по герменевтике. М.: Медиум, 1995.-415 с.
- Сайт ЗАО «Коммерсантъ. Издательский дом». Журнал «Коммерсантъ Наука», № 4 (4), 25.07.2011″.
- Самин Д.К. 100 великих художников. М.: Вече, 2010. 480 с.
- Сапанжа О. С. Основы музейной коммуникации. СПб., 2007.
- Сапанжа О.С. Методология теоретического музееведения. -СПб.:Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. 116 с.
- Сатарова J1.A. Формирование духовной культуры учащихся средствами изобразительного искусства // Педагогика, 2004, № 5, с.46−50.
- Селиванов Н.Л. Субъективный взгляд на музей из виртуальной реальности // Музей и новые технологии. М., 1999.
- Семенов В.Е. Искусство как межличностная коммуникация (Социально-психологическая концепция). СПб: Изд-во СПбГУ, 1995.-200 с.
- Семиотика и искусствометрия. М.: Мир, 1972. — С. 136−164.
- Серебрякова З.Е. Письма. Современники о художнице. М.: Изобр. искусство, 1987. -301 с.
- Серов Н.В. Семантика цвета в культурологических аспектах платонизма.// AKADEMIA: Материалы и исследования по истории платонизма. Вып.4. Сб. статей СПб: Изд-во СПбГУ, 2009. — 400 с.
- Снеговская В.Я. Работа с молодежью. Формы и темы. // Музей XXI века новое общественно-культурное пространство. СПб, 2002.
- Современные концепции эстетического воспитания: (Теория и практика) / Ин-т философии РАН. М.: б. и., 1998. — 302 с.
- Соколов A.B. Введение в теорию социальной коммуникации. СПб.: СПбГУП, 1996.
- Соколова Н.Д. Русский музей детям. Беседы об изобразительном искусстве: Учебное пособие. — СПб.: Детгиз — Лицей, 2003. — 224 с.
- Социальная психология. Словарь. М.: Изд-во «ПЕР СЭ», 2007. -176 с.
- Степанова С.С. Русская живопись эпохи Карла Брюллова и Александра Иванова. СПб: Искусство-СПб, 2011. — 288 с.
- Столяров Б.А. Междисциплинарность как основообразующий фактор образовательной деятельности музея. // Летняя музейно-педагогическая школа на о. Кижи. Петрозаводск, 2002.
- Столяров Б.А. Музей в пространстве художественной культуры и образования. СПб.: НП Принт, 2007. — 310 с.
- Столяров Б.А. Музей и модернизация отечественного образования // Музейная педагогика в школе. СПб, 2002.
- Столяров Б.А. Музыка в музее. Методическое пособие. Выпуск 1. -СПб.: НП-Принт, 2007. 72 с.
- Столяров Б.А. Музыка в музее. Методическое пособие. Выпуск 2-СПб.: Студия НП-Принт, 2008. 64 с.
- Столяров Б.А. Музыка в музее. Методическое пособие. Выпуск 3-СПб.: Студия НП-Принт, 2010. 56 с.
- Столяров Б.А. Социально-педагогическое значение проблемы приобщения студенческой молодежи негуманитарных вузов кхудожественному музею // Музей и подрастающее поколение. Вып. I. СПб, 1991.
- Столяров Б.А. Язык изобразительного искусства. СПб, 2004. — 184 с.
- Столяров Б.А., Бойко А. Г., Протопопов Ю. И. Воспитание искусством детей и молодежи в системе «музей учреждения образования». Концепция. — СПб, — 56 с.
- Стоун И. Жажда жизни. Повесть о Винсенте Ван Гоге. М.: Худ. лит., 1961.-518 с.
- Сун Жуй. Цветы и птицы как аллегорические символы китайской живописи // Искусствоведение и художественная педагогика в XXI веке. 4.1.-СПб, 2009-С. 108−113.
- Суриков В.И. Письма. Воспоминания о художнике. JL, Искусство, 1977.-384 с.
- Сухомлинский В.А. О воспитании М.: Политиздат, 1985. — 270 с.
- Творчество в искусстве искусство творчества. — М., Наука- Смысл, 2000. — 549 с.
- Тючкалова Т.Е. Значение и символика цвета в витражном искусстве эпохи готики // Искусствоведение и художественная педагогика в XXI веке. 4.1. СПб, 2009 — С. 72 — 83.
- Усачев A.A. Прогулки по Третьяковской галерее поэтом Андреем Усачевым- Стихи. М.: Дрофа — Плюс, 2012. — 120 с.
- Филипьев Ю.А. Сигналы эстетической информации. М.: Наука, 1971.-109 с.
- Флоренский П.А. Избранные труды по искусству. М. Изобраз. искусство, 1996. — 333 с.
- Фрейд 3. Воспоминание Леонардо да Винчи о раннем детстве // Фрейд 3. Художник и фантазирование. М.: Республика, 1995. -С.176 — 211.
- Фрумкина P.M. Цвет, смысл, сходство (аспекты психолингвистического анализа). М.: Наука, 1984. — 175 с.
- Хайдеггер М. Исток художественного творения // Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. М., 1993. — С. 47 — 116.
- Хёге X. Творчество реципиента эстетического объекта как направленное созидание // Художественное творчество и психология -М.: Наука, 1991.-С. 397−409.
- Художественная коммуникация и семиотика. М, 1986.
- Швец A.B. Проблема визуального восприятия в новой образовательной парадигме // Образовательная деятельность художественного музея: труды Российского центра музейной педагогики и детского творчества. СПб. 2002. — Вып. 7. — С. 28 -34.
- Юнг К.-Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991.
- Юргенсен Ф. Описание и руководство по эксплуатации // «.Душа-многоструктурное фортепьяно». Музейная педагогика в России и Германии. Ганновер, 1998 — С. 81 — 84.
- Юсов Б.П. Живой мир искусства. Дошкольное воспитание. — 1993. -№ 6-С. 35−37.
- Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей. М., 2001.
- Якобсон Р.О. В поисках сущности языка // Семиотика. М.: Радуга, 1983.-С. 102−118
- Якобсон Р.О. Статьи о живописи // Якобсон Р. О. Работы по поэтике. М.: Прогресс, 1987. — С. 41050.
- Batschmann, Oskar, 1943 -The artist in the modem world: the conflict between market and self-expression. ???, 1997. 335 p.
- Cameron D. A viewpoint the museums as a communication system and implications for museum education // Curator- 1968 v. 11- № 1- P. 33−40.
- Davies M. Let the children play // Museum journal. 1999. — № 3. — P. 21−23.
- Маниковская М. А. Художественная культура как система // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. URL: http://www.eastjournal.rU/docs/contArt/2008/3/19manikovskaya.htm (дата обращения
- Комлев Ю.Э. Методология исследования управления музейными коммуникациями // Теория и практика общественного развития / Научный журнал. URL: http://www.teoria-practica.ru/-5−2011/culture/komlev.pdf
- Автор / Толковый словарь Ушакова. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/737 294 (Дата обращения: 10.08.2011)
- Автор / История философии. 2008. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/historyofphilosophy/7/%D0%90%D0%9 2%D0%A2%D0%9E%D0%A0 (Дата обращения: 13.02.2012)
- Light of My Life— картина, нарисованная 56 художниками // Невозможного нет. URL: http://nevozmozhnogo.net/faktyi/light-of-my-life-kartina-narisovannaya-56-hudozhnikami.html (Дата обращения: 10.09.2012)
- Печатная графика //Арт-Фрейм. URL: http ?//art-frame. spb. ru/scho о 1/obraml/gr afika (Дата обращения: 15.07.2012)
- Плоткин К. М. Современные подходы к реставрации объектов культурного наследия Санкт-Петербурга// Публикации НИИ СМД. URL: http://iso-museum.ru/blog/post1305055220.html (Дата обращения: 31.05.2011)
- B8%D0%90.%D0%A1.%D0%9F%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B0 (Дата обращения: 11.04.2012)
- A. Бойко. К искусству нужно найти путь // АиФ на Мурмане. 15. URL: http://gazeta.aif.rU//online/murman/1380/1402 (Дата обращения: 11.03.2012)
- Живопись и изобразительное искусство. Картины: открытия и разочарования //Дискуссионный клуб. URL: http://www.mixei.ru/archive/index.php/t-51 543.html (Дата обращения: 19.03.2012)
- Восприятие // Психологический словарь. URL: http://psi.webzone.ru/st/17 900.htm (Дата обращения: 10.03.2012)
- Виппер Б. Р. Приложение II. Проблема сходства в портрете // Введение в историческое изучение искусства. URL: http://dictionnaire.sensagent.com/%D0%BF%D0%BE%D 1%80%D 1%82%D 1%80%D0%B5%D 1%82/ru-ru/ (Дата обращения: 11.10.2011)
- Евреинов H. H. К проблеме портретного сходства // Совпадение. URL: http://www.sovpadenie.com/teksty /evreinov/originaioportretistax/03 (Дата обращения: 11.10.2011)
- Икона в храме или музее? // Тайна мира: интернет-журнал. URL: http://tainamira.net/forum/threadl209-l.html (Дата обращения: 19.03.2012)
- Кулюткин. Ю, Тарасов. С. «Образовательная среда и развитие личности». 2000. // Общество «Знание» России, URL: http ://www.znanie. org/j ornai/ n 1 01 / obrazsreda. html (Дата обращения: 11.03.2012)
- Пиотровский M. Язык мусульманского искусства // Татарский мир. 2004. № 5. URL: http://www.tatworld.ru/article.shtml?article=:504§ion=0&heading=0 (Дата обращения: 11.03.2012)
- Френсис Шеффер. Искусство и Библия. Несколько тезисов об искусстве. URL: http://amencomics.stunda.org/sheffer.htm (Дата обращения: 31.05.2012)
- Художественный образ // Pandia ru. Энциклопедия знаний. Большая Советская Энциклопедия. URL: http://www.pandia.ru/262 813/ (Дата обращения: 15.11.2012)
- Синьяк П. Сюжет в живописи // Виртуальная галерея современных украинских художников. URL: http://www.artbazar.com.ua/pub/pub04.php (Дата обращения: 19.03.2012)
- Синьяк П. Сюжет в живописи // Виртуальная галерея современных украинских художников. URL: http://www.artbazar.com.ua/pub/pub04.php (Дата обращения: 14.01.2011)
- И. Левитан. Википедия. Свободная энциклопедия. URL: http://ru. wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D 1%81%D0%BD%D0%B0.%D0%91%D0%BE%D0%BB%D 1%8C%D 1%88%D0%B0%D 1%8F%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%B0 (Дата обращения: 10.11.2012)
- Волынский Л. Рассказ о Левитане // Левитан. Жизнь и творчество. URL: http://isaak-levitan.ru/volynsky.php (Дата обращения: 22.10.2012)
- Девушка с жемчужной сережкой // Сайт «Наш кино портал» URL: http://my-hit.ru/film/2994/online (Дата обращения: 10.09.2011)
- Нурбаева 3. Черный квадрат // Сайт Третьяковской галереи. URL: http ://www.zarina-nurbaeva.narod.ru/cherniykvadrat.html (Дата обращения: 15.11.2011)
- Карл Павлович Брюллов. // Биографии знаменитых людей. URL: http://biopeoples.ru/hudozhnik/page, 3,1042-karl-pavlovich-brjullov.html (Дата обращения: 22.10.12)
- Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений в четырнадцати томах // Том 8. Статьи Прочту.ги. URL: http://prochtu.ru/text.php?avtor=7&kniga=T 4&f=html&p=view (Дата обращения: 10.11.2011)
- Карл Павлович Брюллов // Мегапортал знаний. URL: http://megaznanie.ru/index.php/encyclopedia/art/1156−2010−07−09−09−23−20.html (Дата обращения: 01.04.2011)
- Ярославский Художественный музей // Добрый день, смотритель! URL: http://artmuseum.yar.ru/index.DhD?title=%D0o/o94%D0%BE%D0%Blo/o1. Г J л. ±
- D1%80%D 1%8B%D0%B9%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D 1%8С%2 C%D 1%81%D0%BC%D0%BE%D 1%82%D 1%80%D0%B8%D 1%82%D0%B5%D0%BB%Dl%8C%21&uselang=en (Дата обращения: 15.07.2012)
- Лувр переживает эффект «Кода Да Винчи» // Наука в рекламе. URL: http://www.advertology.ru/article22944.htm (Дата обращения: 11.01.2011)
- Портрет спины художника. О картине «Искусство живописи» Яна Вермеера // Сайт Боттега галереи. URL: http://bottega-magazine.com/review/read/751/ (Дата обращения: 31.05.2011)
- Фестиваль педагогических идей. Открытый урок // Ягненкова Н. В. Эстетическое воспитание. Актуальная вечная проблема. URL: Festival.lseptember.ru/articles/314 994/ (Дата обращения: 14.01.2012)
- Гражданское право: учебник: в 2 т. Т. 1. / отв. ред. проф. Е. А. Суханов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство БЕК, 1998 — С. 216
- Гурьева Т. Г. Кукрыниксы: втроём (Куприянов М. В., Крылов П. Н., Соколов H. А.). М.: Советский художник, 1975. — С. 78.
- Репин И. Далекое-близкое. М.: Изд-во АХ СССР, 1961. — С. 406.
- История искусства зарубежных стран XVII—XVIII вв.еков / под ред. В. И. Раздольской. -М.: Искусство, 1988. С. 20.
- Бобров Ю. Г. Теория реставрации памятников искусства: закономерности и противоречия // Российская Академия Художеств, Государственный Академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. СПб., 1997. — 102 с.
- Мальков Ю. Г. К изучению «Троицы» Андрея Рублева // Музей. № 8. М.: Советский художник, 1987. — 238.
- Лебедев С.А. Философия науки: Словарь основных терминов. М.: Академический Проект, 2004. — 320 с.
- Время. Философия: Энциклопедический словарь. / под ред. A.A. Ивина. М.: Гардарики, 2004. 1072 с.
- Пространство и время. Философский энциклопедический словарь. / гл. ред.: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. -М.: Советская энциклопедия, 1983. 840 с.