Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Традиционная свадьба Смоленщины: адаптация в современности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на кафедре истории музыки Ростовской государственной консерватории им. С. В. Рахманинова. Отдельные положения апробированы в докладах на международных научных конференциях: «Актуальные проблемы духовной культуры и образования на рубеже нового тысячелетия» (1998), «Духовные ценности и молодежь» (1999), «Процессы, влияющие на формирование нового менталитета… Читать ещё >

Содержание

  • Введение. т
  • Глава 1. Современный свадебный ритуал
  • Смоленщины
    • 1. 1. Структура традиционного свадебного ритуала
    • 1. 2. Бытовые и сценические версии свадебного ритуала
  • Глава 2. Фольклор свадьбы
    • 2. 1. Свадебный репертуар
    • 2. 2. Свадебные песни в контексте ритуала. Поэтика
    • 2. 3. Музыкальная стилистика свадебных песен
  • Глава 3. Певческие интерпретации свадебного фольклора
    • 3. 1. Ансамблевое исполнение. v 3.2. Певческая манера и особенности сольного исполнения свадебных песен

Традиционная свадьба Смоленщины: адаптация в современности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования определяется недостаточной разработанностью на конкретном локальном материале проблемы адаптации ритуала в современности, малочисленностью работ, содержащих анализ динамических процессов и дающих представление об изменениях его составляющих (включая фольклор), их соотношении и взаимообусловленности в новых социокультурных условиях.

Полевые исследования, ориентированные на фиксацию утрачиваемых образцов народной культуры, часто уже не бытующих в соответствующем контексте, служат основой для реконструкции форм, существовавших в прошлом. То же может быть отнесено к изучению ритуала — смоленской свадьбы в частности. При этом недостаточное внимание уделяется тому состоянию, в котором ритуал как синкретическое явление находится в настоящее время. Нуждаются в изучении такие аспекты, как воспроизведение структуры ритуала, сохранение или переосмысление функций и семантики связанного с ним свадебного фольклора и традиций его исполнения.

Культурный ареал Смоленщины привлек наше внимание, прежде всего, как зона древнейших восточнославянских поселений, активного, межэтнического взаимодействия (русское, украинское и белорусское пограничье) и территория, где сложились и в устойчивом и достаточно полном виде, продолжают существовать ранние формы традиционной культуры, в том числе, календарные и семейно-родовые обряды и связанный с ними фольклор.

Изучение свадебных обрядов и входящих в них фольклорных жанров одного из центров западнорусской традиции — Смоленщины — имеет, на наш взгляд, большое значение для обобщающих исследований, посвященных как западнорусской традиции, так и проблеме адаптации фольклора в современности.

Объектом изучения являются современные формы бытования традиционного свадебного ритуала и свадебного фольклора Смоленщины.

Предметом изучения стали изменения в свадебном ритуале и бытующем в его контексте фольклоре, в его составе, стилистике и исполнительской традиции, в связи с проблемой адаптации ритуала и фольклора в современности.

Цель исследования заключается в выявлении закономерностей протекания двух взаимообусловленных и разнонаправленных процессов: сохранения традиции (структуры свадебного ритуала, фольклора свадьбы и стереотипов его исполнения) и внедрения инноваций.

Задачи, поставленные для достижения данной цели, состоят: в установлении форм бытования свадебного комплекса;

— в выявлении тех свойств свадебных обрядов и фольклора, которые способствуют актуализации в современностив их сравнительном изучении в аспекте соотношения стабильных и мобильных элементов структуры, тенденций трансформации свадебного репертуара, стилевых атрибутов свадебного фольклораисполнительских интерпретаций;

— в выявлении динамики изменений взаимообусловленности фольклора и ритуала. /.

Новизна исследования обусловлена многоаспектным изучением современного бытования одной из синкретических форм традиционной культурызападнорусской свадьбы, с преимущественным выделением исполнительского ракурса.

В работе, наряду с методами и методиками фольклористики, применены сравнительно новые, апробируемые методы компьютерного анализа исполнительского процесса и певческого голоса, преимущественно тех их параметров, которые еще не становились предметом сравнительного изучения.

Новизна заключается также в определении соответствия народных характеристик певческого процесса объективным данным исследований, выполненных с применением информационных технологий.

В научный обиход введены не попадающие в сферу внимания фольклористики сценические формы свадебного обряда и музыкально-этнографические материалы, собранные автором.

Методологический подход к изучению традиционной культуры в современности разработан в этнографии (Ю. В. Бромлей, М. В. Крюков, К. В. Чистов) и этномузыкологии и фольклористике (Э. Е. Алексеев, С. И. Грица, В. Е. Гусев, И. И. Земцовский, В. М. Щуров и др.).

В соответствии с теоретическими положениями отечественной этнографической школы современные явления могут изучаться как для реконструкции прошлого, так и для их анализа как живой функционирующей действительности (Бромлей 1981, с. 356).' «Следует иметь в виду — указывает Ю. М. Бромлей — что традиция не просто &bdquo-живая старина» — она представляет органическую часть современной культуры" (там же, с. 363). Поэтому — резюмирует исследователь — задача изучения традиционной культуры в современности это задача изучения взаимоотношения традиции и инноваций, присущего именно данной этнической или историко-этнографической общности.

Существенное значение в контексте нашего исследования имеют положения, разработанные В. Е. Гусевым, выделяющим в современном фольклоре три сферы: область наследования, живого бытования некоторых песенных жанров, область обновления, актуализации произведений фольклора, область новообразований. Автор отмечает распространение в повседневном быту различных форм репродукции фольклорных произведений средствами массовой информации, художественной самодеятельности. Аутентичность воспроизведения фольклора не является единственно возможным вариантом его существования. Фольклор перерабатывается в соответствии с замыслами профессиональных и самодеятельных исполнителей (Гусев 1977).

Современность невозможно изучать, не используя инструментария социологического метода, позволяющего исследовать структуру фольклорного репертуара и формы его передачи в зависимости от социальной, национальной, возрастной структуры среды его бытования. В связи с этим представляется важным рассмотрение фольклора как деревенского, так и слободского (Грица 1980; Лапин 1995).

Исследовать свадебный ритуал в единстве этнографических, фольклорных и музыкально-художественных элементов позволяет использование комплексного подхода, реализуемого в трудах, посвященных русским свадебным традициям А. К. Байбурина и Г. А. Левинтона (Байбурин, Левинтон 1978) — А. К. Байбурина (Байбурин 1993), Д. М. Балашова, Ю. И. Марченко, Н. И Калмыковой (Балашов, Марченко, Калмыкова 1985), Н. Н. Гиляровой и И. А. Морозова (Гилярова, Морозов 1999), В. И. Гусева (Гусев 1973), Т. Б. Вар-фоломеевой (Варфоломеевой 1982), В. А. Лапина (Лапин 1978), И. А. Морозова (Морозов 1998), Н. М. Никольского (Никольский 1956) и др.

В изучении характеристик певческого голоса и особенностей фольклорного интонирования • мы опирались на метод экспериментально-теоретического исследования, разработанный И. Алдошиной (Алдошина 2001), В. В. Мазепусом (Мазепус 1989), В. П. Морозовым (Морозов 1965, 1966, 1968, 1977), Ю. И. Рагсом (Pare 1960), Д. В. Смирновым, А.^В. Харуто (Смирнов, Харуто 1999; Харуто 2000).

Степень изученности проблемы. Из возможных аспектов изучения проблемы нами выделены три: сохранения и адаптации фольклора в современных условияхсовременного состояния свадьбы как динамичного, развивающегося явленияисполнительских особенностей свадебного фольклора, представленного в трех формах — нотографической записи, словесного описания информантов и компьютерного анализа певческого процесса.

В существующей литературе по проблеме сохранения фольклора в современных условиях сформулирован тезис об обусловленности динамических явлений в фольклоре социально-историческими факторами. Социальные сдвиги находят отражение в репертуаре, художественном языке, социальном статусе и психологии народных исполнителей.

Работы, посвященные проблеме сохранения фольклора и адаптации его в современности, демонстрирует наличие двух позиций, заключающихся в оценке состояния традиционной культуры и происходящих в ней процессов как деградации и разложения и трансформации и отрицания сложившихся форм как продолжения традиций.

Приверженцы первой в прошлом и настоящем стремились к реконструкции ритуалов. Метод реконструкции обоснован в трудах представителей этнолингвистической школы Н. И. и С. М. Толстых, А. К. Байбурина, А. В. Гу-ры, Т. В. Цивьян. В исследованиях этого направления преобладает структурное и семантическое описание обряда.

Подход к исследованию ритуалов и входящих в них фольклорных жанров разработан в этнографии, этнолингвистике, этномузыкологии и представлен трудами А. К. Байбурина, Т. А. Бернштам, Е. Е. Васильевой, Н. Н. Гиляро-вой, А. В. Гуры, В. И. Ереминой, Б. Б. Ефименковой, И. И. Земцовского, В. А. Лапина, Г. А. Левинтона, С. Е. Никитиной,'Н. М. Никольского, Н. И. Толстого, С. М. Толстой, В. Н. Топорова и др.

В них выявлены индоевропейские архетипы отдельных свадебных обрядов (Н. М. Никольский, В. Н. Топоров), выявлена их символическая трактовка (А. К. Байбурин, Г. А. Левинтон, Н. М. Никольский, Н. И. Толстой, С. М. Толстая), проведен анализ терминологии свадебного ритуала (А. В. Гура), предприняты опыты его классификации.

В первой половине XX века было предложено две классификации типов ритуала — по содержанию входящих в него действий (Сумцов 1900) и названных позднее свадьбой «весельем» и «свадьбой-смертью» (Ефименкова 1985; Байбурин 1993) — по главному предмету-символу ритуала, вокруг которого концентрируется основной круг обрядов — караванный обряд, столбовой обряд (Никольский 1956).

В современной фольклористике данные классификации, сохраняя свое значение, уточнены и детализированы.

Особое значение имеют для нас исследования современного состояния свадебного ритуала, в которых выявлены тенденции его трансформации в региональных традициях. Среди них следует выделить работы Т. Б. Варфоло-меевой (Варфоломеева 1982), А. В. Гуры (Гура 1978), Е. А. Дороховой (Дорохова 1997), В. И. Жекулиной (Жекулина 1989), А. Н. Иванова и А. В. Кулагиной (Русская свадьба 2000), А. А. Калининой (Калинина 1985), Кулагиной (Кулагина 1997), Г. Я. Сысоевой (Сысоева 2000), JI. Н. Чижиковой (Чижико-ва 1978).

Опыты типологического описания песен и причитаний традиционной свадьбы предприняты Б. Б. Ефименковой (Ефименкова 1985, 1987), С. А. Жигановой (Жиганова 1987, 1995), В. П. Кузнецовой (Кузнецова 1993), О. А. Пашиной (Пашина 1987), В. И. Трохиным (Трохин 1987), (Володкович 1981), Т. Б. Варфоломеевой (Варфоломеева 1982, 1987), 3. Я Можейко и Т. Б. Вар-фоломеевой (Вяселле. Мелодьн 1990), Г. Г. Кутыревой-Чубаля (Кутырева-Чубаля 1999).

В исследованиях Т. И. Калужниковой (Калужникова 2000), С. А. Латы/ шевой (Латышева 1995), И. Д. Назиной (Назина 1995), Т. С. Рудиченко (Ру-диченко 1995, 2004), С. М. Толстой (Толстая 1989), В. М. Щурова (Щуров 1989), разрабатывающих вопросы исполнительства в свете народной терминологии, наряду с обобщением обширного словарного материала, выявлены определенные закономерности и системные свойства этой области традиционной культуры.

В изучении характеристик певческого голоса и особенностей фольклорного исполнения, все еще остающегося в этномузыкологии периферийной областью, мы опирались на данные экспериментально-теоретического исследований по проблемам высотной сегментации, спектрального анализа, формирования тембра певческого звука, певческих формант, нелинейных звукорядов, возрастных изменений порогов слышимости, возникновения вибрато, физиологии пения И. Алдошиной (Алдошина 2001), Н. А. Гарбузова (Гарбу-зов 1948), Н. М. Кондратьевой (Кондратьева 1999), В. В. Мазепуса, В. И. Це-ханского (Мазепус, Цеханский 1989), В. П. Морозова (Морозов 1966, 1968, 1977), С. Н. Ржевкина (Ржевкин 1936, 1956), Д. В. Смирнова, А. В. Харуто (Смирнов, Харуто 1999), Н. В. Тимофеева, К. П. Покрывалова (Тимофеев, Покрывалов), JL К. Ярославцевой (Ярославцева 1975).

А. И. Чекановская предложила рассматривать народно-певческую манеру (и индивидуальную манеру исполнения, в частности) в тесной связи с психофизиологическими законами. Организация звукового материала имеет, по ее мнению, вторичный характер, поскольку они обнаруживают определенную зависимость от общественных и исторических условий. Именно эти обстоятельства и создают необходимость подхода даже к собственно музыкальным явлениям в широком культурном контексте. Основные отличия современных исследований в этой области от предшествующих заключены в степени точности, в возможности использовать большие «массивы» материала, а также в более глубоком проникновении в исследуемую структуру (Чекановская 1983, 2000).

Новаторский подход к материалу создает новые возможности для плодотворных исследований. Таковы, на наш взгляд, исследования профессора Ленинградского государственного университета И. Алдошиной, проводимые в рамках психоакустики — т. е. направления музыкальной акустики, ориентированного на слуховое восприятие звука (Алдошина 2001). В ее работах получили глубокое творческое развитие методы' объективного анализа певческого голоса и способы соотнесения физических характеристик звукового сигнала, к которым относятся частота, интенсивность, длительность, временная структура, спектр и другие с определенными слуховыми ощущениями, громкостью, высотой, тембром и т. п. Некоторые положения, разработанные И. Алдошиной, учитываются нами в ходе исследования.

Современные исследования певческого звука вышли на качественно новый уровень, так как опыты проводятся с применением новейших компьютерных программ, позволяющих делать очень точные вычисления, достаточно быстро обрабатывать большое количество материала (Харуто 2000). Согласно полученным результатам, качество певческого голоса зависит не только от числа формант, но и от их насыщенности обертонами. На защиту выносятся положения:

— в процессе адаптации традиционной свадьбы Смоленщины в новых социокультурных условиях проявляют себя различные тенденции (трансформации, консервации), зависящие от формы бытования ритуала (бытовой или сценической);

— трансформация свадебного ритуала бытовой форме не влечет за собой изменения семантики его узловых моментов;

— адаптируются в современности пространственно-временной аспект протекания ритуала, маркирующие его предметы и действия, соотношение F и М партий;

— вербальные и интонационные структуры относительно консервативны, поэтому трансформация и адаптация обрядовой и песенной сторон свадьбы протекает неравномерно и разнонаправленно;

— основные характеристики интонирования свадебного фольклора сохраняются в устойчивом виде в отношении тембрав то же время изменению подверглась фактура, певческие приемы, темпо-ритмические особенности артикуляции.

Теоретическая значимость работы состоит в получении результатов, позволяющих делать достоверные выводы о различного рода зависимостях в сохранении традиционными исполнителями интонационной культуры этно—са, во включении фольклорно-этнографического комплекса свадьбы в более широкий социокультурный контекст. Анализ современных тенденций трансформации свадьбы позволяет также прогнозировать процесс ее дальнейшего существования.

Практическая значимость работы вытекает из проблем, возникающих в t исполнительской практике фольклорных ансамблей, ориентирующихся на аутентичный стиль.

Введение

в научный обиход новых теоретических и экспериментальных данных позволяет скорректировать методику обучения народному пению и изучение свадебного фольклора в вузовских спецкурсах «Русское народное музыкальное творчество» и «Народные певческие стили». Результаты исследования могут быть использованы в экспедиционной работе и дальнейшем изучении фольклора западнорусской традиции и восточнославянской свадьбы в целом.

Материал исследования. В работе использованы материалы фольклорных экспедиций 1996;2001 гг. (фонограммы, нотации, комментарии исполнителей), хранящиеся в лаборатории народной музыки Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова, Орловском государственном институте искусств и культуры и личном архиве автора, опубликованные грамзаписи 1975;1986 гг. Обследованная нами зона включает семь районов, расположенных, в основном, в центральной и северо-восточной части Смоленской области (Вяземский, Духовщинский, Ельнинский, Кардымовский, Монастырщинский, Сафоновский, Ярцевский). Информантами были в основном пожилые женщины-пенсионерки 1914;1939 гг. рождения. Именно пожилые информанты поют свадебные песни и наиболее полно характеризуют ход свадебного ритуала. Сведения, полученные от информантов, относятся к состоянию свадебного ритуала 30−50-х гг. XX в.

Для сравнительного анализа привлечены опубликованные записи народных песен, охватывающие 30−90-е гг. XX в. (См. Список сборников народных песен). В совокупности с экспедиционными записями они охватывают культурный ареал Смоленщины почти полностью.

Ареал Смоленщины не совпадает с границами современного административно-территориального образования — Смоленской области (1937), и в большей мере соответствует территории Смоленского княжества и Смоленской губернии в границах XVIII—XX вв. Культурное единство Смоленщины определяет несколько факторов, первым из которых следует упомянуть географический — расположение на Восточно-европейской равнине в верховьях двух крупных рек: Днепра, Западной Двины. Вторым можно считать границы расселения славянских племен смоленских и полоцких кривичей, совпадающие, в целом, с изоглоссами западных и верхнеднепровских говоров южного наречия. Третьим фактором, существенно влияющим на культуру, является состав населения, состоящего из русских и белорусов (приблизительно в равных пропорциях).

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на кафедре истории музыки Ростовской государственной консерватории им. С. В. Рахманинова. Отдельные положения апробированы в докладах на международных научных конференциях: «Актуальные проблемы духовной культуры и образования на рубеже нового тысячелетия» (1998), «Духовные ценности и молодежь» (1999), «Процессы, влияющие на формирование нового менталитета современной молодежи на пороге третьего тысячелетия» (2000), «Проблемы гуманитарного образования в эпоху социальных реформ» (2001), «Духовное воспитание как фактор интеграции образования, культуры и науки в современном Российском обществе» (2004) в Орловском государственном институте искусств и культуры- «Культура. Искусство. Образование», (1999;2000) «Проблемы формирования единого полиэтнического культурного пространства» (На опыте порубежных районов России и Белоруссии) (2003) в Смоленском государственном институте культуры и искусств, на семинаре «Образование в XXI веке: стандарты, региональные особенности, патриотическое воспитание"(2004).

Идеи и материалы диссертации легли в основу читаемых автором лекционных курсов «Народные певческие стили» в ОГИИК и «Русское народное музыкальное творчество» в Орловском областном колледже искусств. Основные результаты использовались в исполнительской практике в курсах «Хоровой класс», «Ансамблевое пение», «Постановка голоса» в Орловском государственном институте искусств и культуры и Орловском областном колледже искусств.

Структура работы: Диссертация содержит Введение, три главы и Заключение, списки — библиографический, сборников народных песен, звукозаписей, информантов. В диссертации имеются наглядные материалы: схемы и таблицы, отражающие структуру свадебного ритуала, песенный репертуарсценарии свадебных обрядов, нотации и поэтические тексты свадебных песен, спектрограммы, мелограммы, гистограммы пения и данные по звукорядам.

Заключение

.

В соответствии с задачами исследования нами были рассмотрены доступные для изучения в наши дни формы существования свадебного ритуала: реконструкции по рассказам информантов, относящиеся в основном к сфере памяти традиции, бытовые версии, осуществляемые в традиционных общинахсценические версии, воспроизводимые организованными фольклорными коллективами. Из трех названных две являются активными — бытовая и сценическая. Сравнительный анализ свадебных обрядов, зафиксированных в ходе непосредственного наблюдения, представленных в записях предшественников и реконструкциях, выполненных по рассказам информантов, выявил ряд закономерных отличий.

Они проявляются в разной степени насыщенности отдельных частей ритуала церемониямислиянии и перемещениях обрядов, неравномерности их распределения, когда предсвадебные выполняются в течение нескольких дней, а дню свадьбы свойственна повышенная их плотность, концентрация (утро свадебного дня).

Сокращение свадебного ритуала, как в бытовых, так и сценических версиях происходит за счет утраты или исключения определенных обрядовых действий, связанных с функциями родителей жениха и невесты (сговор, рукобитье, богомолья, благословение невесты перед баней хлебом-солью) и крестной матери (приговоры), половозрастной стратой невесты (баня с расплетанием косы и причитаниями), ритуальными предметами-символами (свадебным веником, деревцем) и магическими действиями (троекратным обходом подушек) и др.

Вследствие утраты эпизодов, в которых определяющей была роль подруг невесты, инициационный переход в современной свадьбе обозначен достаточно условно. Результатом является усиление ее праздничной стороны, подчеркивание обрядового перехода невесты в другой дом (смена локуса), на чем основана вся современная драматургия свадьбы, в то время как еще в записях середины XX века прослеживалась и маркировалась различными формами музыкально-поэтического фольклора (причетами и песнями) линия отчуждения невесты от своей половозрастной страты.

В современной свадьбе изменились роли и статус половозрастных групп. Например, традиционно в ритуале важную роль играли дружко, тысяцкий. Теперь же роль распорядителей на свадьбе часто выполняет подружка невесты (т. е., от страты женатых мужчин функция переходит к страте девушек) или приглашенное лицо (тамада) — профессиональный актер, музыкант.

Возрастает роль в ритуале женщин и девушек, которые принимают активное участие как в подготовке к свадьбе, так и в обрядах, что приводит к переосмыслению системообразующей оппозиции социального устройства муэ/сское/женское.

Общая тенденция к омоложению состава участников свадьбы не затронула, тем не менее, страты детей. Из активных, в прошлом, участников (выкупали косу невесты, несли фату, подавали свадебные кольца) они превратились в пассивных наблюдателей, приходящих с родителями в качестве гостей. Очевидно, что это приводит к нарушению механизма передачи традиции. В прошлом дети, будучи активными участниками ритуала, запоминали ход обрядов, песни, приговоры.

Изменился и состав свадебных чинов. Во-первых, часть их утрачена: из семи чинов (дружко, поддружье, боярки, старшая боярка, сват, сваха, бояре) сохранилось пять — дружко и сваха (стороны жениха), боярки, старшая боярка (стороны невесты), бояре (с обеих сторон), причем утрачены персонажи мужской компетенции. Во-вторых, наблюдается равное участие чинов и всего состава обеих партий в ритуале. Характерная для современной свадьбы паритетность сторон невесты и жениха не всегда была в ней так четко выражена. В ритуале скорее доминировала партия невесты. Это подтверждается тем фактом, что большее количество свадебных церемоний происходило в доме невесты, подавляющая часть фольклорных произведений исполнялась невестиной стороной. Сторона жениха активно участвует только в обрядах, происходящих в день свадьбы (выкупы, свадебный пир), тогда как невестина в основном обеспечивает все предсвадебные церемонии и подготовку придаг ного, осмотр подворья жениха, накрывание столов и т. д.

Несмотря на существенные различия, свадебные ритуалы прошлого и современности имеют много общего. Сохранены важные в семантическом аспекте действия обеих линий ритуала — благословение, переход через мост, осыпание молодых зерном (инициационная линия) и маркирование пространства — выкупы, обережные акции, связанные с подготовкой и движением свадебного поезда (линия территориального перехода).

Претерпел изменение репертуар и жанровый состав свадебного фольклора. К его традиционным жанрам принадлежали причитания, величания, корильные припевки, обрядовые песни. Причитания в течение XX века в некоторых локальных традициях замещаемые инструментальными аналогами, в настоящее время утраченызначительно сократилось число прощальных девичьих и величальных песен и набор их мелодических и ритмических типов. В устойчивой форме и значительном объеме сохраняются припевки, сопровождающие контакты двух сторон (в том числе корильные), общие для репертуара восточных славян (белорусов, русских, украинцев). Благодаря увеличению их удельного веса в репертуаре усиливаются интерактивные свойства ритуала. Наблюдение, эмоциональная оценка и сопереживание оттеснены на второй план, а на первый выходит вовлечение всех присутствующих в действие.

Современный свадебный репертуар в значительной части состоит из вне-обрядовых приуроченных песен, частушек, караоке, стихотворных поздравлений молодым, игр, приговоров, постепенно заменяющих песни и припевки свадебного пира. В то же время новообразования в фольклоре свадьбы не выявлены.

Смоленские поселковые свадьбы иногда вообще обходятся без пения. Время его звучания на свадебном пиру сократилосьбольшую часть времени теперь занимают вербальные формы, звуки механического инструмента баяна, синтезатора и звуковоспроизводящих устройств. В связи с этим правомерно говорить об адаптации звукового кода свадьбы в современности, что выражается, прежде всего, в замещении естественно-акустического ряда искусственным.

Сравнительный анализ качественных изменений обрядовой и музыкальной сторон свадьбы показывает, что в последней они происходят более динамично.

При изучении исполнительских интерпретаций свадебного фольклора выявлена устойчивость основных свойств традиционной манеры пения, что свидетельствует о сохранности интонационной культуры. Однако исполнителями являются в подавляющем большинстве случаев пожилые женщины. Это свидетельствует о возможном прерывании поддерживаемой ранее преемственности традиции, что может привести в будущем к утрате музыкально-фольклорного компонента ритуала в его традиционном виде.

Современный механизм передачи традиции не является безусловно устным. Исполнители используют свои личные записи и публикации ритуалов и поэтических текстов, а иногда и звукозаписи. Особенно активно привлекают побочный материал ансамбли, функционирующие при учреждениях культуры.

Сравнение описаний впечатлений от пения смолянок разных лет показало, что и субъективные оценки звучания и объективные характеристики стабильны. Одним из важнейших выводов, сделанных на основе компьютерного исследования певческой манеры, является вывод о том, что объективные характеристики тембра не зависят от возраста певиц. Качество исполнения в своих основных чертах сохраняется.

Народные характеристики певческого процесса коррелируют с количественными показателями, полученными в результате исследований звукозаписей посредством ЭВМ, что свидетельствует о существовании достаточно тонкого механизма перевода невербальных явлений в вербальные.

Как показало наше исследование, семантически значимые составляющие ритуала также в основном сохраняются. Гиперсемиотичность (по выражению А. К. Байбурина) свадебного ритуала, включающего поэтические и музыкальные тексты, верования, правила поведения, его самодостаточность позволяет поддерживать существование за счет внутренних ресурсов. Избыточность информационного кода, передаваемого посредством названных компонентов, позволяет надеяться на то, что&bdquoнесмотря на потерю отдельных компонентов (музыкального фольклора, в частности) свадебный ритуал сохранит свое место в жизни будущих поколений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И. Основы психоакустики Часть 14 Тембр. Часть 2 // Звукорежиссер 2001. — С. 22−26.
  2. Э. Е. Нотная запись народной музыки: Теория и практика. -М.: Сов. композитор, 1990. 165 е., ил.
  3. Э. Е. Фольклор в контексте современной культуры: Рассуждения о судьбах народной песни. — М.: Сов. композитор, 1988. — 240 с.
  4. В. П. Русский фольклор / Уч. пос. для филол. спец. вузов. -М.: Высшая школа, 1987. 285 с.
  5. . В. Речевая интонация. — М.- JL: Музыка, 1965. 136 с.
  6. А. К., Левинтон Г. А. Об анализе новых записей свадебного обряда // Современность и фольклор: Статьи и материалы / Сост. А. А. Горковенко.-М.: Музыка, 1977.-С. 305−310.
  7. А. К., Левинтон Г. А. Похороны и свадьба // Исследования в области балто-славянской духовной культуры. Погребальный обряд / Отв. ред. В. В. Иванов, Л. Г. Невская. М.: Наука, 1990. — С. 64−99.
  8. А. К. Ритуал в традиционной культуре: Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. СПб.: Наука, 1993.- 240 с.
  9. А. К. Ритуал: между биологическим и социальным // Фольклор и этнографическая действительность / Отв. ред. А. К. Байбурин.- СПб.: Наука, 1992. С. 18−28.
  10. А. К. Ритуал: старое и новое // Историко-этнографические исследования по фольклору. М.: Изд-во МГУ, 1994. — С. 35−48.
  11. Д. М. От полевой записи к изданию (современное состояние свадебного обряда) // Полевые исследования. Русский фольклор / Отв. ред. П. С. Выходцев. — Л.: Наука, 1985. — Т. 13. — С. 83−87.
  12. О. Б. Некоторые вопросы методики собирания свадебных приговоров // Методические указания по собиранию фольклора. М.: ГРЦРФ, 1994.-С. 61−67.
  13. А. А. О теории музыки устной традиции // Актуальные проблемы современной фольклористики. Л.: Музыка, 1980. — С. 176−178.
  14. Р. И. Симпозиум. Народный свадебный обряд как предмет комплексного изучения (Ленинград, март 1972 г.) // Сов. этнография. -1973.-№ 1.-С. 172.
  15. Т. А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX — начала XX века: Половозрастной аспект традиционной культуры / Отв. ред. К. В. Чистов. Л.: Наука, 1988. — 278 с.
  16. М. П. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности. — Л.: Музыка, 1974. — 144 с.
  17. Ю. В. Современные проблемы этнографии (очерки теории и истории). М.: Наука, 1981. — 392 с.
  18. Ю. В., Крюков М. В. Этнография: место в системе наук, школы, методы // Сов. этнография. — 1987. № 3. — С. 45−60.
  19. Д. И. Смоленская деревня в конце XIX и начале XX вв. -Смоленск: Тип. им. Смирнова, 1972. — 466 с.
  20. О. П. Проблемы изучения функциональности музыкального фольклора в современных исследованиях // Музыка устной традиции:
  21. Мат-лы междунар. науч. конф. памяти А. В. Рудневой. / Науч. ред. Н. Н. Гилярова. М.: МГК им. П. И. Чайковского, 1999. — С. 158−162.
  22. М. А., Смольников С. Н. Функции и номинации персонажей крестьянской свадьбы начала XX века на Кокшеньге (По материалам М. Б. Едемского) // Традиционная культура. 2003. — № 1 (9). — С. 3−8.
  23. Т. Б. Белорусская свадьба сегодня // Народная музыка СССР и современность: Сб. ст. / Сост. И. И. Земцовский. Л.: Музыка, 1982.-С. 40−51.
  24. Т. Б. О некоторых итогах регионального изучения традиционной свадьбы русско-белорусского пограничья // Музыка русской свадьбы (проблемы регионального исследования): Тезисы докл. на-уч.-практ. конф. М.: КМиФ СК РСФСР, 1987. — С. 56−59.
  25. Л. М. Мелогеография Смоленского региона и проблемы реконструкции этномузыкального ландшафта: Автореф. дис.. канд. искусствоведения. М.: Тип. изд-ва МАИ, 2000. — 29 с.
  26. А. В. Народные белорусские речитативные жанры // Вопросы музыкознания / Ред.-сост. К. И. Степанцевич. — Минск: Вышэй-шая школа, 1981.-С. 64−68.
  27. Е. В. Сборники русских народных песен М. А. Балакирева // Балакирев М. А. Русские народные песни. М.: Музгиз, 1957. — С. 193— 347.
  28. Е. В. Общетеоретический взгляд на проблему каталогизации народных мелодий // Актуальные проблемы современной фольклористики: Сб. ст. и мат-лов. / Сост. В. Е. Гусев. Л.: Музыка, 1980. — С. 2336.
  29. С. И. Основные направления социологического изучения фольклора // Актуальные проблемы современной фольклористики: Сб. ст. и мат-лов. / Сост. В. Е. Гусев. Л.: Музыка, 1980. — С. 178−180.
  30. С. И. Парадигматическая природа фольклора и принципы идентификации вариантов // Народная песня. Проблемы изучения: Сб. науч. тр. / Отв. ред.-сост. И. И. Земцовский. Л.: ЛГИТМиК, 1983. — С. 2235.
  31. С. И. Функциональный многоуровневый анализародного творчества // Методы изучения фольклора: Сб. науч. тр. / Отв. ред. В. Е. Гусев. Л.: Музыка, 1983. — С. 45−53.
  32. М. М. Место сельской (территориальной, соседской) общины в социальном механизме формирования, хранения и изменения традиций // Сов. этнография. 1984. -№ 5 — С. 70−80.
  33. В. Е. Комплексное изучение фольклора // Проблемы музыкального фольклора народов СССР / Ред.-сост. И. И. Земцовский. М.: Музыка, 1973.-С. 7−17.
  34. В. Е. Методика полевых исследований современного фольклора // Проблемы современного народного творчества. Русский фольклор -М.- Л.: Наука, 1964.-Т. 9.-С. 195−214.
  35. В. Е. Фольклор и социалистическая культура (К проблеме современного фольклоризма) // Современность и фольклор: Статьи и материалы / Сост. А. А. Горковенко, В. Е. Гусев, И. И. Земцовский. М.: Музыка, 1977.-С. 7−28.
  36. Л. В. Музыкально-этнографический комплекс традиционной русской свадьбы западносибирского Зауралья (Тюменская область): Автореф. дис.. канд. искусствоведения. — Магнитогорск: Изд. ТГУ, 2001. -24 с.
  37. В. В. Этнографическая работа в Смоленской губернии за 1925−1926 гг. // Этнография. 1927. — № 2. — С. 367−368.
  38. В. Н. Различия в верованиях и обычаях белорусов и великорусов Смоленской губернии // Живая старина. 1903. — Вып. 4. -С. 47075.
  39. В. Н. Смоленский этнографический сборник. 4.2 // Записки ИРГО по отделению этнографии / Сост. В. Н. Добровольский. — СПб., 1893.-Т. 23. Вып. 1.-№ 279−281.
  40. Е. А. Виды ритуального вокального интонирования и структура традиционного сообщества // Голос и ритуал: Материалы конференции. Май 1995 г. / Ред. Е. А. Дорохова, Н. И. Жуланова, О. А. Па-шина. М.: ГНИ, 1995. — С. 89−93.
  41. Е. А. Свадьба русских сел восточной Украины // Музыкальная академия. — 1997. -№ 3 С. 150−156.
  42. В. И. Наблюдение и эксперимент в музыкальной фольклористике // Актуальные проблемы современной фольклористики: Сб. ст. и мат-лов. / Сост. В. Е. Гусев. Л.: Музыка, 1980. — С. 50−64.
  43. М. А. О значении синтаксического анализа народных песен // Музыкальная фольклористика: проблемы истории и методологии: Сб. ст. / Ред.-сост. Э. Е. Алексеев, JI. И. Левин. М.: ВНИИИ, 1990. — С. 137−146.
  44. В. И. Поэтический строй русской народной лирики. Л.: Наука, 1978.- 184 с.
  45. В. И. Ритуал и фольклор / Отв. ред. А. А. Горелов. Л.: Наука, 1991.-208 с.
  46. . Б. К типологии свадебных ритуалов восточных славян // Музыка русской свадьбы (проблемы регионального исследования): Тезисы докл. науч.-практ. конф. М.: КМиФ СК РСФСР, 1987. — С. 8−13.
  47. . Б. Оппозиция невеста / девушки в музыкальном коде северорусской свадьбы // Голос и ритуал: Мат-лы конф. / Ред. Е. А. Дорохова, Н. И. Жуланова, О. А. Пашина. М.: ГИИ, 1995. — С. 94−99.
  48. . Б. Ритмика русских народных песен: Учебное пособие по курсу «Народное музыкальное творчество». М.: Изд-во МГИК, 1993.- 152 с.
  49. . Б. Ритмика русской традиционной песни в свете структурно-типологических исследований // Музыкальная фольклористика: проблемы истории и методологии / Ред.-сост. Э. Е. Алексеев, Л. И. Левин.-М.: ВНИИИ, 1990.-С. 117−136.
  50. . Б. Русские причитания стабильной структуры с це-зурированными напевами // Традиционное народное музыкальное искусство восточных славян (Вопросы типологии): Сб. тр. Вып. 91. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1987. — С. 88−108.
  51. . Б. Свадебные песни и причитания как один из кодов ритуала // Фольклор: проблемы сохранения, изучения и пропаганды: Тезисы науч.-практ. конф. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1985. — С. 152−154.
  52. В. И. Русская свадьба в публикациях 1980-х гг. // Русский фольклор / Отв. ред. А. Ф. Некрылова. JL: Наука, 1989. — Т. 20. — С. 206 211.
  53. С. А. Обрядовые напевы южнорусской свадьбы: функциии акустические качества // Голос и ритуал: Мат-лы конф. / Ред. Е. А. Дорохова, Н. И. Жуланова, О. А. Пашина. М.: ГИИ, 1995. — С. 100−102.
  54. С. А. Свадьба западных районов Курской области // Музыка русской свадьбы (проблемы регионального исследования:. Тезисы докл. науч.-практ. конф. М.: КМиФ СК РСФСР, 1987. — С. 72−75.
  55. Д. К. Обрядовое празднество совершеннолетия девицы у русских // Избранные труды: Статьи по духовной культуре 1901—1913 / Сост. А. А. Топорков М.: Индрик, 1994. — С. 179−193.
  56. И. И. Артикуляция фольклора как знак этнической культуры // Этнознаковые функции культуры / Отв. ред. Ю. В.ромлей. — М.: Наука, 1991.-С. 152−189.
  57. И. И. Песня как исторический феномен // Народная песня. Проблемы изучения: Сб. науч. тр. / Отв. ред.-сост. И. И. Земцовский. Л.: ЛГИТМиК, 1983. — С. 4−22.
  58. И. И. Проблема варианта в свете музыкальной типологии // Актуальные проблемы современной фольклористики: Сб. ст. и мат-лов. / Сост. В. Е. Гусев. Л.: Музыка, 1980. — С. 36−50.
  59. Играем свадьбу / Сост. С. Г. Заградская. Б-ка «В помощь клубному работнику». — М.: Сов. Россия, 1987. 184 е., ил. нот.
  60. А. С. К проблеме сохранения песенной фольклорной традиции в современных условиях // Художественная самодеятельность: Вопросы развития и руководства. Тр. 88 / Отв. ред. И. Б. Закшевер. М.: НИИК, 1980.-С. 80−106.
  61. Т. О традиционном искусстве народных скрипачей Смоленщины // Музыкальный фольклор. Тр. Вып. 15. / Сост. В. И. Харьков. -М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1974. С. 80−112.
  62. А. А. К вопросу об историческом развитии свадебного обряда (на материале Вологодской области) // Полевые исследования. Русский фольклор / Отв. ред. П. С. Выходцев. — Л.: Наука, 1985v- Т. 13. -С. 217−226.
  63. К. В. Об областях распространения некоторых типов белорусских календарных и свадебных песен // Каитка К. Избранные труды: В 2 т. / Сост. В. Л. Гошовский. М.: Сов. композитор, 1971. — Т. 1. — С. 161−176.
  64. Н. П. Русская народная бытовая песня. М.- Л., Изд-во АН СССР, 1962.-284 с.
  65. Н. М. Высотная сегментация как проблема музыкальной грамматики // Музыка устной традиции: Мат-лы междунар. науч. конф. памяти А. В. Рудневой. / Науч. ред. Н. Н. Гилярова. М.: Изд-во МГК им. П. И. Чайковского, 1999. — С. 152−158.
  66. К. Е. Картографирование фольклора и методика собирания // Методические указания по собиранию фольклора. М.: ГРЦРФ, 1994.-С. 68−71.
  67. А. Н. Переходная зона как объект мелогеографии // Музыка устной традиции: Материалы междунар. науч. конф. памяти А. В. Рудневой / Науч. ред. Н. Н. Гилярова. — М.: Изд-во МГК им. П. И. Чайковского, 1999. С. 219−229.
  68. Л. Ф. Роль высотной динамики в драматургии белорусских народных песен // Музыка устной традиции: Мат-лы междунар. науч. конф. памяти А. В. Рудневой / Науч. ред. Н. Н. Гилярова. М.: Изд-во МГК им. П. И. Чайковского, 1999. — С. 312−314.
  69. . Я. Проблемы исполнительского искусства в современной фольклористике // Актуальные проблемы современной фольклористики.-Л.: Музыка, 1980. С. 187−189. г {
  70. Я. Р. Народное творчество Смоленщины. Семейные обряды (от рождения до свадебного пира). Легенды и предания. Смоленск: Изд-во Смядынь, 1997. — 240 с.
  71. Я. Р. Фольклор Смоленщины: Заметки о репертуаре // Фольклор и народная эстетика. Смоленск: Смоленское кн. изд-во, 1979.- С. 3−12.
  72. А. В. Аграфена Ивановна Глинкина // Русские песенницы наших дней / Ред-сост. В. С. Виноградов. М.: Сов. композитор, 1988.- С. 39−80.
  73. Ю. Г. Русские обрядовые песни: Уч. пособие. 2-е изд. испр. и доп., -М.: Высшая школа, 1989. —319 с.
  74. В. П. Причитания в северорусском свадебном обряде / Науч. ред. Б. Н. Путилов.- Петрозаводск: КНЦ РАН, 1993. 179 с.
  75. А. В. Русская свадьба: традиции и новации // Славянская традиционная культура и современный мир. Сб. мат-лов науч.-практ. конф. / Сост. В. Е. Добровольская. -М.: ГРЦ РФ, 1997. Вып. 1. — С. 110— 122.
  76. А. В., Иванов А. Н. От составителей // Русская свадьба: В 2 т. / Сост. А. В. Кулагина, А. Н. Иванов. М.: ГРЦРФ, 2000. — Т. 1. — С. 8−32.
  77. М. А. Смоленская лексика в трудах В.Н. Добровольского // Материалы по изучению Смоленской области. Вып. 5. / Ред. А. М. Хен-кин. — Смоленск: Смоленское кн. изд-во, 1963. — С. 185−208.
  78. В. А. О музыкальной циклизации русских обрядовых песен // Народная песня. Проблемы изучения: Сб. науч. тр. / Сост. и отв^ ред.И. И. Земцовский. Л.: ЛГИТМиК, 1983. — С. 110−124.
  79. В. А. Русский музыкальный фольклор и история (к феноменологии локальных традиций): Очерки и этюды. М.: Моск. гос. фольк. центр «Русская песня" — РИИИ, 1995. — 20Q с.
  80. В. А. «Холостые» и «женатые кружки» в Терско-Кандалакшской свадебной традиции // Русский народный свадебный обряд: Исследования и материалы / Под ред. К. В. Чистова и Т. А. Бернш-там. Л.: Наука, 1978. — С. 72−88.
  81. В. А., Белоненко А. Песни родины Глинки. Сов. музыка. -1968.-№ 4.-С. 112−116.
  82. В. А., Васильева Е. Е. Об одном ритмическом типе русских свадебных песен // Народная музыка: история и типология: Сб. науч. тр. Памяти проф. Е. В. Гиппиуса / Ред.-сост. И. И. Земцовский. Л.: ЛГИТ-МиК, 1989.-С. 116−134.
  83. С. А. Народная терминология, связанная с музыкальными и вербальными текстами пасхального периода // Голос и ритуал: Мат-лы конф. / Ред. Е. А. Дорохова, Н. И. Жуланова, О. А. Пашина. М.: ГИИ, 1995.-С. 67−71.
  84. Г. А. К проблеме изучения корпуса свадебных песен // Народная песня. Проблемы изучения: Сб. науч. тр. / Сост. и отв. ред. В. Е. Гусев. Л.: ЛГИТМиК, 1983.-С. 143−153.
  85. Г. А. Мужской и женский текст в свадебном обряде (свадьба как диалог) // Этнические стереотипы мужского и женского поведения. СПб.: Наука, 1991. — С. 210−234.
  86. Леви-Строс К. Структура и форма (Размышления над одной работой Владимира Проппа) // Зарубежные исследования по семиотике фольклора: Сб. ст. / Сост. Е. М. Мелетинский, пер. Т. В. Цивьян.- М.: Наука, 1985.-С. 9−34.
  87. Лирика русской свадьбы (Тексты) / Изд. подгот. Н. П. Колпакова. — Л.: Наука, 1973.-324 с.
  88. В., Цеханский В. Модели художественной рефлексии, инициируемой взаимодействием с ЭВМ // Музыкальное мышление: сущность, категории, аспекты исследования: Сб. ст. / Сост. Л. И. Дыс. — Киев: Муз. Украина, 1989.-С. 173−179.
  89. П. На Смоленщине (Современный песенный репертуар // Сов. музыка. 1957. -№ 1. — С. 84−89.
  90. Марпл-мл. С. Л. Цифровой спектральный анализ и его приложения. Перевод с англ. О. И. Хабарова и Г. А. Сидоровой / Под ред. И. С. Рыжа-ка. М.: Мир, 1990. — 584 е., ил.
  91. М. Г. Современные свадебные обычаи и обряды русского населения города Ульяновска // Традиционная культура. 2003. — № 1 (9).-С. 41−50.
  92. А. П., Устинов А. А., Ч’ельдиев С. А. Музыка, электроника, интонирование. Новосибирск, НТК им. М. И. Глинки, 1993. — 314 с.
  93. А. М. Фольклорный текст в структуре явлений традиционной народной культуры // Музыка устной традиции: Мат-лы междунар. науч. конф. памяти А. В. Рудневой / Науч. ред. Н. Н. Гилярова. — М.: МГК им. П. И. Чайковского, 1999. С. 178−183.
  94. Можейко 3. Я. О современном состоянии календарной песенной традиции // Актуальные проблемы современной фольклористики. — JL: Музыка, 1980.-С. 189−192.
  95. Можейко 3. Я. Песенная культура белорусского Полесья. Село То-неж / Ред. Е. В. Гиппиус. — Минск: Наука и техника, 1971. 264 с.
  96. В. П. Вокальный слух и голос. JL: Музыка, 1965. — 120 с.
  97. В. П. Об экспериментально-теоретических исследованиях голоса и их значении для вокальной педагогики // Вопросы вокальной педагогики. Вып. 6. М.: Наука, 1968. — С. 141−180.
  98. В. П. Тайны вокальной речи.'— М.: Наука, 1977. -204 с.
  99. В. П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. — М.: ИП РАН- МГК им. П. И. Чайковского, Центр «Искусство и наука», 2002. — 496 е., ил
  100. И. А. Женитьба добра молодца. Происхождение и типология традиционных молодежных развлечений с символикой «свадь-бы"/"женитьбы» / Отв. ред. А. С. Каргин. М.: Лабиринт, 1998. — 352 с.
  101. И. А. «Игра» и «ритуал» в современном научном дискурсе // Традиционная культура. 2001.- № 1 (3). — С. 20−26.
  102. Музыкальная акустика / Общ. ред. Н. А. Гарбузова- М.: Музгиз, 1954.-456 с.
  103. Е. И. Историческое развитие народно-песенной традиции в аспекте фольклорного мышления // Музыкальное мышление: сущность, категории, аспекты исследования: Сб. ст. / Сост. JI. И. Дыс. Киев: Муз. Украина, 1989.-С. 105−113.
  104. Мухаринская J1. С. Некоторые вопросы типологии народных напевов // Традиционное и современное народное музыкальное искусство: Сб. тр. / Сост. Б. Б. Ефименкова- М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1976. Вып. 29. -С. 57−97.
  105. JI. С. О теории «скрещивающихся интонационных полей» // Актуальные проблемы современной фольклористики. Д.: Музыка, 1980.-С. 192−194.
  106. Мухаринская J1. С. Проблемы формирования лада в свете истории мышления. Тезисы. Размышления // Народная музыка: История и типология: Памяти проф. Е. В. Гиппиуса. Сб. науч. тр. / Ред.-сост. И. И. Земцовский.-Л.: ЛГИТМи К, 1989. — С. 18−32.
  107. Е. В. В мире звуков // Сов. музыка. 1986. — № 11.-С. 82−88- № 12.-С. 75−82.
  108. И. Н. О понятии «голос» в традиционной музыкально-инструментальной культуре белорусов // Голос и ритуал: Мат-лы конф. / Ред. Е. А. Дорохова, Н. И. Жуланова, О. А. Пашина. М.:ГИИ, /995. — С. 56−59.
  109. Н. Происхождение и состав белорусской свадебной обрядности. — Минск, 1956. 230 с.
  110. Обряд «Выкуп невесты» (записан в Монастырщинском районе) / Ред. В. А. Камаева. Смоленск: ОМЦНТ и КПР, 1994. — 12 с.
  111. О. А. О соотношении свадебных и календарных напевов в западных и юго-западных традициях // Музыка русской свадьбы (проблемы регионального исследования): Тезисы докл. науч.-практ. конф. М.: КМиФ СК РСФСР, 1987. — С. 68−72.
  112. Песни Дмитровского уезда Орловской губернии, записанные В. Н. Добровольским // Живая старина. 1905. — Вып. ¾. — С. 365−394.
  113. В. Я. Начало этнокультурной истории Руси IX—XX вв.еков. Смоленск: Русич- М.: Гнозис, 1995. — 320 с.
  114. А. А. Слово и миф / Отв. ред. А. К. Байбурин М.: Правда, 1989.-622 с.
  115. Прозвицкая J1. И., Мельников М. К. Смоленские свадебные традиции в Сибири (описания обрядов, свадебные песни) // Сибирский фольклор. Вып. 3. Новосибирск: Сибирское предприятие РАН, 1976. — С. 119−165.
  116. И. Б. Особенности бытования и собирания свадебных песен на современном этапе // Методические указания по собиранию фолькIлора. -М.: ГРЦРФ, 1994. С. 56−60.
  117. В. Я. Исторические корни волшебной сказки // Отв. ред. В. И. Еремина. Л.: Изд-во ЛГУ, 1986. — 366 с.
  118. . Н. Методология сравнительно-исторического изучения фольклора. — Л.: Наука, 1976. 244 с.
  119. . Н. О процессе жанрообразования в фольклоре // Актуальные проблемы современной фольклористики. — Л.: Музыка, 1980. — С. 197−199. /
  120. С. В. Некоторые особенности напевов в русской свадьбе // Проблемы музыкального фольклора народов СССР. М.: Музыка, 1973. -С. 35−48.
  121. С. В. Собирательская работа на Смоленщине (музыкальный фольклор) // Русский фольклор: Полевые исследования. — Л.: Наука, 1985.-Т. 23.-С. 158−162.
  122. М. Г. Ответы на программу Русского географического общества как источник для изучения этнографии и фольклора города (XIX в) // Очерки истории русской этнографии, фольклористики и антропологии-М.: Наука, 1971 Вып. 5. — С. 36−61.
  123. Е. Напевы свадебных причитаний Мезени и Зимнего берега Белого моря // Традиционное народное музыкальное искусство восточных славян (Вопросы типологии): Сб. тр. Вып. 91. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1987,-С. 108−127.
  124. С. Н. Слух и речь в свете современных физических исследований. М.: Изд-во АН СССР, 1936. — 76 с.
  125. Ф. А. Современное народное песнетворчество // Статьи по музыкальному фольклору / Ред. М. А. Дунаевский. JI.- М.: Сов. композитор, 1973.-С. 158−181.
  126. Т. С. Голос в представлениях донских казаков // Голос и ритуал. Матлы конф. / Ред. Е. А. Дорохова, Н. И. Жуланова, О. А. Паши-на. — М.:ГИИ, 1995. С. 63−66.
  127. Т. С. Казачий этикет и песня // Итоги фольклорно-этнографических исследований этнических культур Северного Кавказа за 2001 год. Дикаревские чтения (8). Краснодар: Крайбибколлектор, 2002. -С. 24−35.I
  128. А. В. Ладовое строение русских народных песен //Русское народное музыкальное творчество: Очерки по теории фольклора / Ред.-сост. Н. Н. Гилярова, Л. Ф. Костюковец. -М.: Сов. композитор, 1990. С. 104−137.
  129. А. В. О жанрово-стилистическом анализе русских народных песен // Актуальные проблемы изучения музыкального фольклора. -Ростов-на-Дону: РГПИ, 1983. С. 5−15.
  130. Русская свадьба: В 2 т. / Сост. А. В. Кулагина, А. Н. Иванов. М.: ГРЦРФ, 2000. — Т. 1. — 512 с. — Т. 2. — 504 с.
  131. . А. Русские княжества XII начала XIII века // Злато слово. История отечества в романах, повестях и документах. XII век. — М.: Мысль, 1986.-674 с.
  132. Н. М. О региональных и локальных разновидностях типовых русских песенных структур // Проблемы композиции народной песни: Науч. тр. МГК. М.: Изд-во МГК им. П. И. Чайковского, 1997. -Вып. 10.-С. 41−70.
  133. Е. А. Народные принципы обозначения свадебных песен // Традиционная культура. 2003. — № 1(9). — С. 18−26.
  134. Свадебные песни Верхнемамонского района / Сост. Пухова Т. Ф.,
  135. Г. Я. — Вороонеж: Центрально-Черноземное изд-во, 1999. — 125 с.
  136. В. А. Драматургия свадебного обряда русско-белорусского пограничья // Музыка русской свадьбы (проблемы регионального исследования): Тезисы докл. науч.-практ. конф. М.: КМиФ СК РСФСР, 1987. -С. 60−65.
  137. . Ф. Народные скрипичные наигрыши. М.: Сов. композитор, 1961.-80 с.
  138. Д. В. Об устойчивых и изменчивых элементах формы в западнорусском песенном исполнительстве // Проблемы композиции народной песни: Науч. тр. МГК М.: Изд-во МГК им. П. И. Чайковского, 1997.-Вып. 10.-С. 71−86.
  139. Д. В., Харуто А. В. Нелинейный звукоряд в музыкальном фольклоре. // Тезисы 4 междунар. конф. «Нелинейный мир»: Языки науки- языки искусства. -М.: МГУ, 1999. С. 95.
  140. Смоленский областной словарь / Сост. В. Н. Добровольский. — Смоленск: Тип. П. А. Силина, 1914. 1022 с.
  141. Смоленский этнографический вестник / Сост. В. Н. Добровольский.- М, 1903. XVI, Ч. 4. — 720 с.
  142. П. М. Фольклор Смоленского края. (Очерки). Смоленск: Смоленский краеведческий НИИ, 1946. — 123 с.
  143. Г. П. Современные методы исследования речи и пения // Вопросы физиологии пения и вокальной методики: Тр. ГМПИ им. Гнеси-ных / Ред. Е. В. Баринова. М.: Изд-во ГМПИ им. Гнесиных, 1975. — Вып. 24.-С. 39−53.
  144. Н. Ф. О свадебных обрядах, преимущественно русских. -Харьков, 1881.-256 с.
  145. . М. Психология музыкальных способностей. М.-Л., Изд-во АН РСФСР, 1947. — 456 с.
  146. Т. В. Народные песни Ярцевского района Смоленской области. Смоленск, Смоленский ОМЦНТ и КПР, 2000. — 90 с.
  147. Т. В. Напевы-формулы Смоленской свадьбы // Культура. Искусство. Образование. Смоленск: СГИК. — С. 133−138.
  148. Т. В. Некоторые наблюдения и итоги изучения свадебного обряда (на примере Смоленской области) // Культура. Искусство. Образование. Смоленск: СГИК, 1999. — С. 244−250.
  149. Т. В. Некоторые ладовые особенности свадебных песен Смоленской области (на примере Ярцевского района) // Духовные ценности и молодежь: Метод, реком. и мат-лы межвуз. науч.-практ. конф. — Орел: ОГИИК, 1999.-С. 151−153.
  150. Т. В. Некоторые философские аспекты фольклорной обрядности // Сб. науч. тр. СПб.: Санкт-Петербургский университет культуры и искусств, 1999. — № 9. — С. 21−31.
  151. С. М. Обрядовое голошение: лексика и семантика // Голос и ритуал: Мат-лы конф. / Ред. Е. А. Дорохова, Н. И. Жуланова, О. А. Па-шина. М.:ГИИ, 1995. — С. 60−62.
  152. Н. И. и С. М. Ответы на вопросы Теоретические проблемы реконструкции древнейшей славянской культуры. Сов. этнография. — 1984.-№ 4.-С. 74−79.
  153. В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. — М.: Прогресс-Культура, 1995. 624 с.
  154. Традиции русского фольклора / Под ред. В. П. Аникина. М.: Изд-во МГУ, 1986.-203 с.
  155. Традиционная музыкальная культура русских: Сб. программ и вопросников для этнографических исследований / Отв. ред. Б. В. Горбунов. Рязань: Рязанский ОНМЦ НТ, 1997. — 150 с.
  156. В. И. Верхнеокские свадебные песни // Музыка русской свадьбы (проблемы регионального исследования: Тез. докл. науч.-практ. конф. М: КМиФ СК РСФСР, 1987. — С. 82−87.
  157. О. А. Свадьба Пинежья. Структура обряда и номинация чинов // Традиционная культура. 2002. — № 1 (5). — С. 65−70.
  158. И. В. Обрядовые и лирические напевы в календарной традиции русского запада // Голос и ритуал: Мат-лы конф. / Ред. Е. А. Дорохова, Н. И. Жуланова, О. А. Пашина. М.:ГИИ, 1995. — С. 134−138.
  159. А. В. Компьютерная расшифровка фонограмм фольклорного пения // Творчество в искусстве — искусство творчества / Под ред. Л. Дорфмана, К. Мартиндейла, В. Петрова и др. М., 2000. — С. 325−336.
  160. А. В. Музыкальная информатика. Компьютер и звук: Учебное пособие по теоретическому курсу для студентов и аспирантов музыкального вуза. — М.: МГК им. П. И. Чайковского, 2000. 387 е., ил.
  161. JI. JI. Ладовая интонационность русской народной песни: Исследование / Ред. Ю. Н. Тюлин. М.: Сов. композитор, 1976. -390 с.
  162. А. Голос, «голос» и ритуал. Принципы структуры // Голос и ритуал: Мат-лы конф. / Ред. Е. А. Дорохова, Н. И. Жуланова, О. А. Пашина.-М.:ГИИ, 1995.-С. 148−154.
  163. А. Музыкальная этнография. Методология и методика / Ред. Э. Е. Алексеев. — М.: Сов. композитор, 1983. 190 с.
  164. Н. К изучению обрядовой лексики (Брянской обл.) // Тезисы докладов Л.: ЛГПУ им. А. И. Герцена, 1972. — С. 48−49.
  165. К. В. Семейные обряды и обрядовый фольклор II Этнография восточных славян. Очерки традиционной культуры / Отв.ред. К. В. Чистов, гл. ред. Ю. В. Бромлей. М.: Наука, 1987. — С. 56−78.
  166. В. М. Некоторые народные представления о художественных свойствах русской народной песни // Народная песня. Проблемы изучения: Сб. науч. тр. / Отв. ред.- сост. И. И. Земцовский. Л.: ЛГИТМиК, 1983.-С. 153−161.
  167. В. М. Стилевые основы русской народной музыки. М.: МГК, 1998.-464 е., нот.
  168. В. М. Русская песня вчера, сегодня и завтра (к вопросу о диалектике стабильного и мобильного в русском песенном фольклоре) // Музыка устной традиции: Мат-лы междунар. науч. конф. памяти А. В.
  169. Рудневой / Науч. ред. Н. Н. Гилярова. М.: Изд-во МГК им. П. И. Чайковского, 1999. — С. 36- 45.
  170. В. М. О современном бытовании традиционного музыкального фольклора // Современность и фольклор: Ст. и мат-лы / Отв. ред.-сост. В. Е. Гусев. М.: Музыка, 1977. — С. 226- 235.
  171. Н. М. Русские свадебные песни. Историко-этнографический анализ тематики, образов, поэтики жанроа. — Орел: ОГПУ, 1966. — 76 с.
  172. Р. Певческий голос. Исследования основных физиологических и акустических явлений певческого голоса / Пер. с фр М.: Музыка, 1974.-262 с.
  173. JI. К. К вопросу о рациональных режимах певческого дыхания (рентгеноскопические данные) // Вопросы физиологии пения и вокальной методики: Тр. ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 25 / Ред. Е. В. Бари-нова.- М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1975. — С. 32−56.
  174. JI. К. Особенности дыхания у певцов и некоторые методы его исследования // Вопросы физиологии пения и вокальной методики: Тр. ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 25 / Ред. Е. В. Баринова. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1975. — С. 5- 32.
  175. Вяселле. Мелодьй. / Гл. рэд. А. С. ФядоЫк. Укл. i шстэматызацыя напевау 3. Я. Мажэйка, Т. Б. Варфаламеевай. Рэд. Напевау 3. Я7Мажэйка. Мшск: Навука i тэхшка, 1990. — 628 с.
  176. JI. С., Яшменка Т. С. Беларуская народная музычная творчасць. — Мшск: Вышейшая школа, 1993. — 342 с.
  177. К. М., Темерина Н. С. Русские народные песни: Сборник для чтения с листа в курсе сольфеджио. — М.: Музыка, 1972. — 240 с.
  178. Двадцать пять русских народных песен. Записи В. Г. Захарова / Ред. текстов и примеч. П. М. Казьмина. М.: Музгиз, 1938. — С. 51 — 72.
  179. В. И. Песни восточно-славянской общности / Ред. Г. И. Ци-тович. Минск: Наука и техника, 1977. — 248 с.
  180. Живая вода: Библиотечка в помощь художественной самодеятельности / Сост. С. Н. Новиков-М.: Сов. Россия, 1990. — № 18. с.
  181. Народные песни Нечерноземья: Для хора без сопров. и в сопров. баяна / Сост. А. А. Костенко. М.: Сов. композитор, 1985. — 61 е., нот.
  182. Г. Б. Народные песни Смоленской области, напетые А. И. Глинкиной. / Ред. А. В. Руднева. — М.: Сов. композитор, 1969.- fl2 с.
  183. С. И. Русские народные песни Московской области. — М.: Сов. композитор, 1988. Т. 2. — 334 с.
  184. С. В. Народные песни Смоленской области: Методические рекомендации по работе с фольклорными коллективами. Смоленск: Гор. типогр., 1988.-60 с.
  185. С. В. Народные песни Смоленской области: Методические рекомендации по работе с фольклорными коллективами. — Гагарин: Гор. типогр. 1991. 76 с.
  186. С. В. Свадебные песни родины Глинки: Из коллекции фольклориста / Под ред. Э. Е. Алексеева. М.: Сов. композитор, 1977. -36 е., грпл.
  187. Римский-Корсаков Н. А. Сто русских народных песен для голоса с фортепиано соч. 24. / Общ. ред. М. Иорданского. M.-J1.: Музгиз, 1951. -183 с.
  188. Ф. А. Ольшанские песни, записанные в селе Ольша на Смоленщине / Запись, нотация, составление, предисловие, примечания и общ. ред. Ф. Рубцова.-Л.-М.: Сов. композитор, 1971.-40 с.
  189. Ф. А. Русские народные песни Смоленской области: В записях 1930−1940-х гг. / Сост., расшифровка, комментарии Ф. А. Рубцова. -Л.: Сов. композитор, 1991. 159 е., нот.
  190. А. В. Русское народное музыкальное творчество. Очерки по теории фольклора / Ред.-сост. Н. Н. Гилярова, Л. Ф. Костюковец М.: Сов. композитор, 1994. — 287 с.
  191. А. В. Песни Смоленской области, записанные от Е. К. Щеткиной. Песни Кировской области, напетые А. А. Кениной: Из коллекции фольклориста. М.: Сов. композитор, 1977. — 88 е., с нот., грпл.
  192. Русские народные песни для голоса и оркестра народный инструментов / Обр. Ю. Зацарного. М.: Музыка, 1980. — 190 е., нот.
  193. Русское народное музыкальное творчество: Хрестоматия. Изд. 2-е. / Сост., ред. напевов и текстов Н. Бачинской и Т. Поповой. — М.: Музгиз, 1962.-300 с.
  194. Н. М. Календарные и свадебные песни села Верещаки Брянской области в многомикрофонной записи. — Брянск: ОНМЦНТ и КПР, 1993. Вып. 1.- 132 с.
  195. Сто русских народных песен в записи В. Г. Захарова / Ред. текстов и примеч. П. М. Казьмина / Общ. ред. Т. Ливановой. — М.: Музгиз, 1958. -331 с.
  196. Т. В. Народные песни Ярцевского района Смоленской области. Смоленск, ОМЦНТ и КПР, 2000. — 90 с.
  197. Традиционная музыка русского Поозерья. По материалам экспедиций 1971—1992 гг. / Сост. и коммент. Е. Н. Разумовской. СПб.: Композитор, 1998.-240 с.
  198. . С. Русские народные песни в обработке для голоса и балалайки с сопр. ф-п. / Ред.-сост. Н. Бекназаров. — М.: Сов. композитор, 1963.-80 с.
  199. Фольклор в школе. Русские песни в западной России: В 3-х ч. / Под ред. проф. Л. Шаминой. М.: ВМО ГФЦРП. — Ч. 3. -, 1993. — 22 с.
  200. В. И. Русские народные песни Смоленской области / Под ред. С. В. Аксюка и В. М. Беляева. М.: Изд-во Музфонда СССР, 1956. -97 е., нот.
  201. Артамонова Анна Михайловна 1925 г. р., пос. Яковлево Ярцевского р-на.
  202. Белова Мария Алексеевна, 1918 г. р., д. Третьяково Духовщинского р-на.
  203. Василькова Елена Кузьминична 1929 г. р., пос. Яковлево Ярцевского р-на.
  204. Володина Евгения Ивановна 1935 г. р., пос. Яковлево Ярцевского р-на.
  205. Грищенкова Анна Михайловна 1918 г. р., д. Третьяково Духовщинского р-на.
  206. Дьячкова Софья Викторовна 1921 г. р. г. Ярцево.
  207. Иванова Тамара Григорьевна 1925 г. р., пос. Андрейково Вяземского р-на.
  208. Карпушова Любовь Ивановна 1926 г. р. г. Ярцево.
  209. Ковалева Вера Григорьевна 1916 г. р. д. Третьяково Духовщинского р-на.
  210. Ю.Кокушкина Татьяна Ивановна 1955 г. р. пос. Андрейково Вяземского р-на.
  211. П.Крупская Анна Яковлевна 1934 г. р., д. Березкино Кардымовского р-на.
  212. Крутова Ксения Степановна 1916 г. р. Ельнинский р-н.
  213. П.Куприянова Маргарита Константиновна 1928 г. р., г. Ярцево.
  214. Н.Лаврененко Мария Ивановна 1915 г. р., пос. Яковлево Ярцевского р-на.
  215. Левусенкова Нина Федоровна 1923 г. р. д. Бараново Сафоновского р-на.
  216. Макарова Валентина Ивановна 1929 г. р., д. Пищулино Кардымовского р-на.
  217. П.Пелегаева Екатерина Григорьевна 1920 г. р. пос. Андрейково Вяземского р-на.
  218. Редькова Клавдия Ниловна 1922 г. р. г. Ярцево.
  219. Рожкова Васса Ивановна 1915 г. р. д. Бараново Сафоновского р-на.
  220. Сафронова Анна Петровна 1923 г. р. пос. Семлёво Вяземский р-н.
  221. Сердцева Зоя Сергеевна 1919 г. р. пос. Андрейково Вяземского р-на.
  222. Сычикова Феона Фроловна 1914 г. р. г. Ярцево.
  223. Тарабущенкова Анна Егоровна 1940 г. р., г. Ярцево,
  224. Тищенкова Зинаида Васильевна 1914 г. р., г. Ярцево.
  225. Усова Мария Макаровна 1929 г. р., д. Березкино Кардымовского р-на.
  226. Цветкова Мария Григорьевна 1924 г. р., пос. Яковлево Ярцевского р-на.
  227. Чечикова Анна Ефимовна 1939 г. р., д. Кузьмишкино Кардымовского р-на.
  228. Чичерина Лидия Михайловна 1913 г. р., Ярцево,
  229. Шаройко Анастасия Евстафьевна 1929 г. р. д. Бараново Сафоновского р-на.
  230. Шеленкова Зинаида Николаевна 1936 г. р., д. Березкино Кардымовского р-на.
  231. Шилина Антонина Акимовна 1918 г. р., д. Новомихайловское Монастырщинский р-н.
  232. Шитикова Татьяна Прокопьевна 1934 г. р., д. Бараново Сафоновского р-на.
  233. Ярошевич Елизавета Ниловна 1922 г. р., д. Бараново Сафоновского р-на.
Заполнить форму текущей работой