Художественная интерпретация традиционной живописи Китая в декоративном убранстве интерьеров пригородных дворцов Санкт-Петербурга
Диссертация
В европейских и русских декоративных росписях в «китайском стиле» точно не соблюдались выявленные нами во второй главе стилистические особенности и композиционные принципы живописного и каллиграфического искусства Китая, имевшие глубинные корни национальной культуры. Иное мировоззрение, философско-религиозные смыслы, опыт и традиции художественно-творческой практики китайцев оказались недоступны… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Пути формирования стилистических особенностей традиционной живописи Китая
- 1. 1. История, виды, стили и жанры традиционной живописи Китая
- 1. 2. Влияние философско-религиозной мысли на изобразительное искусство Китая
- Глава 2. Стилистические особенности традиционной живописи Китая
- 2. 1. Композиционные принципы живописного и каллиграфического искусства Китая
- 2. 2. Сопоставительный анализ основ китайской и западноевропейской живописи
- Глава 3. Художественная интерпретация традиционной китайской живописи в западноевропейском и русском искусстве
- 3. 1. Освоение и трансформация основ традиционной китайской живописи в западноевропейском искусстве «шинуазри»
- 3. 2. «Китайский стиль» в декоративном убранстве пригородных дворцов Санкт-Петербурга (Ораниенбаум, Петергоф, Царское Село, Гатчина)
- 3. 3. Принципы и приёмы художественной интерпретации традиционной китайской живописи в русском декоративном искусстве
Список литературы
- Алексеев В.М. Китайская народная картина: Духовная жизнь старого Китая в народных изображениях. — М.: Наука, 1966. — 260 е.: ил.
- Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. — М.: Прогресс, 1974. 392 с.
- Базен Ж. Барокко и рококо. -М: Слово, 2001.—286 е.: ил.
- Баранов И.Г. Верования и обычаи китайцев. М: Муравей-Гайд, 1999. — 303 с.
- Барт Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры. М., 2003. — 512 с.
- Бартенев И. А., Батажкова В. Н. Очерки истории архитектурных стилей. — М.: Изобразительное искусство, 1983. 384 с.
- Бенуа А.Н. Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны. СПб.: Т-во Р. Голике и А. Вильборг, 1910. — 59 е.: ил.
- Большая иллюстрированная энциклопедия древностей. / Пер. Б. Б. Михайлова. Прага: Артия, 1982.-496 е.: ил.
- Васильев Л.С. Роль традиций в истории и культуре Китая. Сб. статей / АН СССР, Ин-т востоковедения / Под ред. Л. С. Васильева. М.: Наука, 1972.-376 с.
- Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. М.: Наука, 1970. -844 с.
- Васильев Л. С. Этика и ритуал в традиционном Китае. Сб. статей / АН СССР, Ин-т востоковедения / Под ред. Л. С. Васильева. М.: Наука, 1972.-376 с. 13 .Виноградова Н. А. Искусство средневекового Китая. -М.: Изд. Академии Художеств СССР, 1962. 102 е.: ил.
- Виноградова Н.А. Искусство Китая: Альбом. — М.: Изобразительное искусство, 1988. 54 е., ил.
- Виноградова НА. Китайская пейзажная живопись. — М.: Искусство, 1972.-159 е.: ил.
- Виноградова Н.А. и др. Традиционное искусство Востока: Терминологический словарь. -М.: А-Я, Эллис Лак, 1997. 359 е.: ил.
- Виноградова Н.А., Николаева Н. С. Малая история искусств. Искусство стран Дальнего Востока. — М.: Искусство, 1979. 373 е.: ил.
- Виноградский Б. Китайские благопожелательные орнаменты. М.: Гермитаж-Пресс, 2006. — 64 с.
- Власов В.Г. Стили в искусстве. Словарь (архитектура, графика, декоративно-прикладное искусство, живопись, скульптура) СПб.: «Кольна», 1995. Т.1 — 672 е.: ил.
- Возвращение Будды. Памятники культуры из музеев Китая. / Каталог выставки (на русском и китайском языках). СПб.: АО «Славия», 2007. -152 с., ил.
- Выставка китайских лубочных картин. Каталог / Под ред. Гэ Баоцюань.- М. Советский художник, 1952. 27 е., ил.
- Герман М.Ю. Антуан Ватто. М.: Терра-Кн.клуб, 2001. — 285 е.: ил.
- Герман М.Ю. Барокко и рококо. М.: Слово, 2001. — 288 е.: ил.
- Глухарёва О.Н. Постоянная выставка китайского искусства. Путеводитель. / Государственный музей восточной культуры. М.: Искусство, 1958. — 87 е., ил.
- Глухарёва О.Н., Деннике Б. П. Краткая история искусства Китая. М.-Л.- Искусство, 1948. 212 с.
- Глухарёва О.Н., Кречетова М. Н. Памятники искусства Китая в музеях СССР. М., 1959. — 201 е.: ил.
- Го Жо-сюй. Записки живописца: что видел и слышал. / Пер. с кит. К. Ф. Самосюк. -М.: Наука, 1978. 240 е.: ил.
- Грабарь И.Э. История русского искусства. Т. 3 Архитектура. М.: Издание ИКнебель, 1911- 584 е.: ил.
- Даниэль СМ. Картина классической эпохи. Проблема композиции в западноевропейской живописи XVII века. — JL: Искусство, 1986. 199с.31 .Даниэль СМ. Рококо: От Ватто до Фрагонара. СПб.: Азбука-классика, 2007. — 336 е.: ил.
- Даниэль С.М. Сети для Протея: Проблемы интерпретации формы в изобразительном искусстве. — СПб.: «Искусство — СПБ», 2002. 304 с.
- ДеМоранА. История декоративно-прикладного искусства: Пер. с фр. -М.: Искусство, 1982. 577 е.: ил. (Китай — С. 57−91)
- ДжекобсонД. Китайский стиль. — М.: Искусство XXI век, 2004. -240 е.: ил.
- Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю. В. Бондаревд. М.: Центрполиграф, 2003.-315 е.: ил.
- Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. Индия и Китай./ Пер. с англ. А. И. Бреславец. СПб.: ТОО «ОРИС», ТОО «ЯНА-ПРИНТ», 1994, — 336 е.: ил.
- Евсина Н.А. Русская архитектура в эпоху Екатерины П. Барокко-классицизм-неоготика. -М.: Наука, 1994. 219 е.: ил.
- Завадская Е.В. «Беседы о живописи» Ши-Тао. -М.: Наука, 1978. 208 с.
- Завадская Е.В. Восток на Западе. -М.: Наука, 1970. 127 с.
- Завадская Е.В. Эстетические проблемы живописи старого Китая. М.: Искусство, 1975. -439 е.: ил.
- Изобразительное искусство Китая. Альбом / Сост. и авт. вст. Статьи О. Н. Глухарёва. -М.: ИЗОГИЗ, 1956. 148 е.: ил.
- Искусство Китая. Государственный музей искусства народов Востока. М.: Союзрекламкультура, 1990. — 47 е.: ил.
- Искусство народов Востока. Путеводитель-очерк. / Государственный музей искусства народов Востока. — М.: Сов. художник, 1968. — 114 е.: ил.
- Историзм в России: Каталог выставки. Государственный Эрмитаж. -СПб.: ГЭ, 1996. 124 е.: ил.
- История философии в кратком изложении. /Пер. с чешского И. И. Богута. -М.: Мысль, 1991. 590 с.
- Китайские боги и мифы. Пер. с англ. Н. А. Виноградова. -М.: Родник, 2003.-64 е., ил.
- Китайское искусство: Принципы. Школа. Мастера. / Сост., пер: с кит. и англ., вступ. ст., очерки и комм. В. В. Малявина. М.: «ОАО Люкс»: «Изд. Астрель»: «Изд. ACT», 2004. — 432 е., ил.
- Королёв ЮЗ. Энциклопедия символов, знаков, эмблем. — М.: Эксмо, 2007. 608 с. — (Тайны древних цивилизаций).
- КравцоваМ.Е. История культуры Китая. 2-е изд. СПб.: Лань, 1999. -415 с.
- Кравцова М.Е. Мировая художественная культура. История искусства Китая: Учебное пособие. СПб.: Издательства «Лань», «TPKADA», 2004. 960 е., ил. + вклейка (32 с.) — (Мир культуры и философии).
- Кривцов В.А. Эстетика даосизма. М.: ПОО «Фабула», 1993. — 165 с.
- Кючарианц Д.А. Антонио Ринальди. СПб.: Стройиздат, 1994. — 189 е.: ил.
- Кючарианц Д. А. Художественные памятники города Ломоносова. Л.: Лениздат, 1985. — 176 е.: ил.
- Кючарианц ДА., Раскин А. Г. Гатчина. Художественные памятники.
- СПб.: Лениздат, 2001. 317 е.: ил.
- Малявин В.В. Китайское искусство. -М.: ОАО Люкс, 2004. 178 е., ил.
- Малявин В.В. Китайская цивилизация. М.: Астрель, 2001. — 627 е., ил.
- Малявин В.В. Конфуций. М.: Молодая гвардия, 1992. — 335 е., ил.
- Малявин В.В. Повседневная жизнь Китая в эпоху Мин. — М.: Молодая гвардия, 2008. 451 е.: ил. — (Живая история. Повседневная жизнь человечества.).61 .Мириманов В. Б. Искусство и мир. Центральный образ картины мира. -М.: Согласие, 1997. 327 с.
- Некрасова Е.А. Томас Гейнсборо. М.: Изобразительное искусство, 1990.-221 е.: ил.
- Ораниенбаум. Китайский дворец. / Текст: Мудров Ю— СПб.: Изд. «Альфа-Колор», 2005. 35 е., ил.
- Орнамент всех времён и стилей. / Пер. Ильф А. И. — М.: Арт-Родник, 1997.-384 е.: ил.
- Осенчук В. В. Чань-буддийская живопись и академический пейзаж периода Южная Сун (ХП-ХШ вв.) в Китае. М.: Смысл, 2001. — 384 е.: ил.
- Панофски Э. Смысл и толкование изобразительного искусства. Статьи по истории искусства./ Пер. с англ. В. В. Симонова. — СПб.: Академический проект, 1999. 393 е.: ил.
- Петергоф: Монплезир. / Авт.-сост. Вернова Н. СПб.: Абрис, 2003. -33 е., ил. — /Альманах «Сокровища России». Вып. 50./
- Пластические искусства. Краткий терминологический словарь. — М.: ПАССИМ, 1995.-156 с.
- Петров АН. Город Пушкин. Дворцы и парки. Л., Искусство. 1977. — 191с.: ил.
- Поликарпов B.C. История религий. — М.: «Гардарика», «Экспертное бюро», 1997. 310 с.
- Пострелова Т.А. Академия живописи в Китае в X ХШ веках. — М.: Наука, 1976. — 240 е., ил.
- Раскин А.Г. Город Ломоносов = Lomonosov town: дворцово-парковые ансамбли ХУШ века. 2-е изд. — Л: Искусство, 1981. — 137 е.: ил.
- Раскин AT. Петродворец: Дворцы-музеи, парки, фонтаны. Л.: Лениздат, 1984. — 191 е.: ил.
- Раскин А.Г. Санкт-Петербург. Петергоф. Царское село. Павловск. -СПб.: Рус. изд., 1999. 128 е.: ил.
- РоулиДэю. Принципы китайской живописи. / Китайское искусство: Принципы. Школы. Мастера. / Пер. с англ. В. В. Малявина. -М.: Изд. Астрель, 2004. С. 78−244.
- РудоваM.JI. Китайская народная картинка. — СПб.: Аврора, 2003. 57 е., ил.
- Слово о живописи из сада с горчичное зерно. / Пер. с кит., предисл. и коммент. Е. В. Завадской. Отв. ред. Л. З. Эйдлин. М.: Наука, 1969. -518 е., ил.
- Соколов-Ремизов С. И. Живопись и каллиграфия Китая и Японии на стыке тысячелетий в аспекте футурологических предположений: Между прошлым и будущим. М.: Елигориал УРСС, 2004. — 256 с.
- Сокровища Шанхайского музея: Каталог выставки в Государственном Эрмитаже Шанхай-Санкт-Петербург, 2007. — 229 е.: ил.
- Топоров В.Н. Миф. Ршуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. -М.: Прогресс. Культура, 1994. — 621 с.
- Торчинов ЕЛ. Даосизм. — СПб.: Петербургское востоковедение, 1999. -285 е.: ил.
- Федотова Е.Д. Барокко. М.: Белый город, 2007. — 46 е.: ил. — (Эпохи. Стили. Направления.).
- Философский энциклопедический словарь. / Сост. Губский Е. Ф, Кораблёва Г. В. М.: Инфра, 2007. — 576 с.
- Фоли Д. Энциклопедия знаков и символов / Пер. с англ. 2-е изд. М.: Вече, 1997. — 512 с. (Энциклопедии. Справочники. Неумирающие книги.).
- Художественный язык Средневековья. Сб. статей — М.: Наука, 1982. -272 е.: ил.
- Царское Село: Екатериниский дворец и парк. / Текст Ходасевич Г. Д. -СПб.: Альфа-Колор, 2008. 35 е.: ил.
- Цветы китайской мудрости: счастье, здоровье, радость. /Сост.
- B.Малявин, Б.Виноградский. Орёл: О-во «Книга», 1992. — 112 е.: ил.
- Чжан Аньчжи. «История китайской живописи». / Пер. с англ.
- C.Дёмина-Ростов н/Д.: Феникс, 2008. 530 е.: ил.
- Энциклопедия символов, знаков, эмблем. — М.: Астрель-Миф., 2001. -442 с.
- Альбом репродукций произведений из собрания Шанхайского музея изобразительных искусств. — Шанхай: Изд. «Шанхайское народноехудожественное издательство», 1959. С ((^^Ш^ЩШ^тШ"
- Альбом репродукций картин художников эпохи Сун (Х-ХШ вв.). Шанхай: Изд. «Шанхайское народное издательство», 1979. (1. М" ±№-. ±-ШЛЙЖШ±-.)
- Альбом репродукций произведений из собрания Гугун. В 2-х т. — Пекин: Изд. «Народное издательство», 1981. С ((ЖЁШШШ)) —#<> it Ж: ЛйШШ±о)
- Альбом репродукций произведений сунской живописи. В 2-х т. -Пекин: Изд. «Народное художественное издательство», 1985. («5fcAmm —:зьм-. лкл^ж/кю
- Альбом репродукций произведений Х-ХШ веков из собрания Тяньцзиньского музея искусства — Тяньцзинь: Изд. „Тяньцзинское народное художественное издательство“, 1985. (Av^t^tii® „ФИШ
- Англо-китайский словарь по искусству. — Шанхай: Изд. „Шанхайское издательство иностранных языков“, 1984. (т >
- Бо Ян. Краткая история китайцев. -Тайбэй: Изд. „Тунсинь“. M’i?j „ФШ1ШЗЕ1″ ШШШ)
- Большой словарь китайских художников. Шанхай: Изд. „Шанхайское народное художественное издательство“, 1959. (((111Ш!mgi-x&-M} ±№-. ±тхш#шю
- Ван Вэй. Тайна пейзажа. / Собрание текстов по теории китайской живописи. T.I. Пекин: Изд. „Памятники“, 1957. (ЗЕШ ((ili/icUi)) ФИШ
- Го Жо-сюй. Записки о живописи: Что видел и слышал. — Шанхай: Изд. „Шанхайское народное художественное издательство“, 1964. ($ 1 $шшвйш ±-т-.
- Го Си. Записки о высокой сути гор и потоков. — Пекин: Изд."Памятники“, 1957. Ш№ ШЖйШЙ)) :1Ь-д: „ЗШШ±-)
- Го Си, Го Сы. Душа пейзажа. // Теория китайской живописи. -Гонконг: Изд. „Китайское книгоиздательство“, 1973.1. С. 639−642. (IPт. да „ШТШШФ“ „фшшшш“ #?&: ФЗИШ)
- Гу Кай-чжи. О живописи. / Собрание текстов по теории китайской живописи. T.I.- Пекин: Изд. „Народное художественное издательство“, 1957. ШШ: ШШ“ <(ФШШШШ“ ЖЖ-.1Ш)
- Гэ Чжаогуп. История китайской идеологии. В 2-х ч. -Шанхай: Изд. „Издательство Фуданьского университета“, 2001. C-i^-MVj ((ф Ш1S1″ ±-Ш-. SI^iHIt)
- Дао-Дэ Цзии Jlao-Цзы. Пекин: Изд. „Синхуа книжный магазин“, 1985. СШ „Ш&Ш Шг
- Живописный мастер стиля рококо Буше // Авт.-сост. Хэ Чжэнгуан — Шицзячжуан: Хэбэйское образовательное издательство, 2000. даьшгжм:)
- Живопись Сюань Хэ. // Собрание книг по искусству Тайбэй: Изд. „Мир книгоиздательства“, 1962. ({(ж^ОШШ“ // Сй^Мо» и^Ь:1. ШИШ)
- Живопись из собрания Шанхайского музея. — Шанхай: Изд. «Шанхайское народное художественное издательство», 1959. («±#5
- История китайской живописи. / Альбом репродукций произведений из собрания Гу-гун. В 2-х т. Пекин: Изд. „Народное художественное издательство“, 1981. (((ФШШ^» :1Ь1. Ж: хтшшю
- Картины художников Сунской династии. Пекин: Изд. «Китайское классическое искусство», 1957. (<(5icAiiiii" :|bJjC: ФШ’ЛЙ
- Картины художников эпохи Сун. — Пекин: Изд. «Китайское классическое искусство», 1955. С «5|сЛ®й1″ JbjsC:
- Китайская древняя живопись. / Комиссия оценки произведений китайской древней живописи — Пекин: Изд."Памятники», 1991. («Ф
- Китайско-русский словарь.-М., 1988. (<<�Ш$1лШ>
- Колллекция живописи Тянътайского художественного музея. — Пекин: Изд.: „Памятники“, 1959. С <
- Ли Цзехоу. История искусства. -Тяньцзинь: Изд. „Тяньцзинского университета социологии“, 1988. 5Ш-.1. Ш±→
- Ли Цзюнъ. Язык и выражение китайской живописи. — Гуйлинь: Изд. „Гуансиское художественное издательство“, 2002. (i ф И Шт-в^мт гтшяттю
- Ли Фушунъ. История изобразительного искусства Китая. -Шэньян: Изд. „Ляонинское художественное издательство“, 2001. Т.1 — 635 е., Т.2−646 с. (ЗИШ
- Лодэюий Макс. Вопросы истории китайской живописи. // Исследования Азии. Тайбэй, 1964, № 2. С. 182−192 (^Щ • „Ф ШШШ&ГчШ ШЩЩ% 1964^312ш
- Лю Бо. Тушь и краска в китайской живописи. -Шэньян: Изд. „Ляонинское художественное издательство“, 2001. (>оЩ „ф Ц| ® f KJ <Ш Щ Й“ Щ50: 2ШЙШ1)
- Ми Фу. История живописи. // Собрание книг по искусству. — Тайбэй: Изд. „Мир книгоиздательства“, 1975. (yRfj?т ш-т, sit-. шнш>
- Оформления и реставрация живописных и каллиграфических произведений. / Гу-гунский музей. Пекин: Изд. „Памятник“, 1980. с i-штштт)) ш^ттьг“ ш-. хшшю
- Оценка произведений китайской живописи. — Пекин: Гу-гунскиймузей 1990, № 4. С СФИЛЖЁ» 1Й1990^Ж4Ш
- Полный сборник произведений китайской живописи династии Мин. Шанхай: Изд."Шанхайское народное художественное издательство", 1991. (±-Ш-.
- Полный сборник произведений китайской живописи. / Под ред. Ду Фушина. X часть. Шанхай: «Шанхайское художественное издательство», 1996. (|tI4i «ФШйШЛ»
- Лань Тянъшоу. История китайской живописи. — Шанхай: Изд. «Шанхайское народное издательство», 1983. (ШЗ ((ФШ!^®!^" ± Шг
- Русское общество и культура. / Авт.-сост. Ван Инцзя. Ухань: «Издательство Уханьского ун-та», 2004.-458 с. (ЕЕР~ШШ1. Щ-ХЮ/ ШХ: юях^&шю
- Се Чэюи-лю. Монохромная живопись Шанхай: Изд. «Шанхайское художественное издательство», 1957. (ШШ$Р «7.КЖИ)>
- Словарь имён китайских художников. — Шанхай: Изд. «Шанхайское народное художественное издательство», 1980. (TXPi
- Словарь китайских художников. Пекин: Изд. «Синхуа книжный магазин», 1982. (<<ФШШШШ>
- Словарь танских и сунских художников. — Шанхай: Изд. «Шанхайское народное художественное издательство», 1958. (ышт ±-т-.
- Собрание живописи Ляониньского музея изобразительных искусств. Пекин: Изд. «Памятники», 1980. (K'f^iW'W&i «jlt^ttтшшт)) ш-. хт&шю
- Собрание живописи Тяньцзиньского музея изобразительных искусств. Тяньцзинь: Изд. «Тяньцзинское народное художественноеиздательство», 1959. (ШШЖШтШ
- Собрание произведений каллиграфии и живописи дворца-музея Гу-гун. Пекин: Изд. «Гу-гун», 1929−1935. (((ШПPWJтЖ» :1Ь Ж: ЙЙИРл)
- Сэ Хэ. Заметки о категориях старинной живописи. Пекин: Издательства «Памятники», I960. ШШ «МРЩШ 'ЖЖг itfBlKt)
- Сю Бап-да. Исследование поддельных китайских древних живописей. Нань-цзин: Изд. «Цзиянсуское издательство древних книг», 1984. (ШШ «ФШ1Ш1ИМТО ft).C: ШГ? ШШ±)
- Сю Баи-да. История китайских живописей. Шанхай: Изд. «Шанхайское народное художественное издательство», 1980.
- Сю Бап-да. Оценки китайских древних живописей. Пекин: Изд. «Памятники», 1982. «ФШ^И^ё» ЗШШШ:)
- Сюй Шу-чэи. Красота китайской живописи. Пекин: Изд. «Китайское издательство социальных наук», 1989.2 <(Ф Ш ПШш ш-.
- Тун Вэйган. Восточные живописи в западных глазах. — Шанхай: Изд. «Шанхайское образовательнное издательство», 2004. (jitj$fR (Ш-лхт^шмштш)) ±-м-.
- УДу Фу. Изучение китайской живописи. — Пекин: Изд. «Пекинский университет», 1987. (зМШ <<ФШШШъ>> :1Ь.С:1. Ш±→
- Фэн Цзыкан. Ночи искусства Шанхай: Изд. «Шанхайское народное художественное издательство». ШЙЖ h$b hтхшяшт
- Фу Боо-ши. История пейзажной живописи древнего Китая. -Шанхай: Изд. «Шанхайское народное издательство», 1960. (Щ (Ш
- Ху Дун-фан. Чёрно-белая система китайской живописи. Пекин:
- Изд. «Народное художественное издательство», 1991. (Ш^Ж «ФШШтшжш)) ш-.
- Ху Пэй-хэи. Китайская пейзажная живопись. Особенности развития. Пекин: Изд. «Чаохуа художественное издательство», 1957.сшда. -ш:-. тт-шмю
- Хуан Гун-ван. Секрет пейзажей. // «Теория китайской живописи». / Сост. Юй Цзянь ха. Гонконг: Изд. «Китайское книгоиздательство», 1973. с. 696. см&т ikmmm <<фишш>>, #
- Чао С/о//ь (снять копию). Техника традиционной китайской живописи. -Т. 1 (пейзаж). — Пекин: Изд. «Народное художественное издательство», 1985. «ФЯШЙШ Ай^ЖЖ1. Ш±-)
- ЦзинХао. Технический метод. // «Теория китайской живописи». / Сост. Юй Цзянь-ха. — Гонконг: Изд. «Китайское книгоиздательство», 1973. С. 605−607. (Ш ШШй» «ФШИт&ШШ Ш—М, # Ш: Ф9И5Д)
- ЦзиньПин, Чжан Сяо-цзянъ. Пропедевтика го-хуа. Цветы и птицы. Сиань: Изд. «Шэньсинское народное художественное издательство», 2004. ШШчЛП-ШЗоттх^тгшшт
- Цзун Бин. Введение в пейзаж. // «Теория китайской живописи». / Сост. Юй Цзянь ха. — Гонконг: Китайское книгоиздательство, 1973. С. 583. % сфшшмш», тш-. ътът, 19 731. Ш-му
- Чэюан Хан. Как оценивать произведения китайской живописи. / -Пекин: Изд. «Памятники», 1966. (ЗШ «ФШИ^Ж» 1Ш-.
- Чэ/сан Ци-я. Дух китайской живописи. Философия. — Пекин: Изд. «Памятники», 1994. 302 с. (ШЙЗЕ «ФШШЙШШ-fltt) 1Ш-. X
- Чэ/сан Ян-юанъ. Записки о прославленных мастерах разных эпох- Шанхай: Изд: «Шанхайское народное художественное издательство», 1964. (ШШ «Ш^ШШ
- Чжоу И. Китайские живопись и культура. Пекин: Изд. «Китайская ассоциация промышленности и торговли», 1999. (/Slip <(Ф И®--^^» Шг Ф1|№?-ЖШ±)
- Чжу Чжу-юй, Ли Ши-сунъ. Библиографический словарь художников периодов Тан (618−907) и Сун (960−1279)). Пекин: Изд. «Китайское классическое искусство», 1958.
- Чжэн Чжэнъ-до. Великое наследие китайского искусства. Альбом. В 2-х т. Пекин, 1956. ШШР ШАЙФШ^Ш?*)) А
- Чжэи Чжэнъ-до, Чэюан Хэн, Сю Бан-да. Живопись периода Сунской династии. Альбом. Пекин: Изд. «Народное художественое издательство», 1957. №. ШШ ШШ'®- 'Ш-. ЛЕШ^Ж1. Ш±-)
- Чжэн Ци. Философия китайской живописи. Шанхай: Изд. «Шанхайское издательство каллиграфии и живописи», 1991. (Ж uf ((Фиига^ш ±-ш-. ±-#ишжш±-)
- Чэнъ Чжао-фу. Изучение китайской живописи. Кунь-минь:Изд. «Юньнаньское народное издательство», 1980. (Ш-ЖЖ «ФШШ^^ь» й Ш-. 5ШАЙЖШ±-)
- Чэнъ Чжао-фу. Изучение китайской живописи. Кунь-минь: Изд. «Кунь-минское народное издательство», 1982. (.Ш%Ж <(ФШ®ФВй» Щ, Ш: ЩВДАЙЖШ±-)
- Чэнъ Чэ/сао-фу. Основа оценки произведений китайскойживописи «Го-хуа». Сычуань: Изд. «Сычуанский университет», 1994.1. Ю шшшёйш
- Чэнъ Чжэнъ-лянъ. Изучение формальной красоты китайской живописи. Шанхай: Изд. «Шанхайское издательство каллиграфии и живописи», 1991. ШШШ «ФШШШлШШО -Ш: ±-£ИШЖШ±-)
- Ши-тао. Собрание высказываний о живописи. Пекин: Изд."Памятники», 1960. ШЙ ШШВ Ш-. :ШЖШ-1:)
- Шэнъ Жоу-Цзянъ. Китайский художественный словарь. Шанхай: Изд. «Шанхайское издательство», 1987. СШШШ ((ФШИ^ШИ"титю
- Юй Амъ-ланъ. История китайской живописи. Шанхай: Изд. «Шанхайское народное художественное издательство», 1963. (Р^м
- Юй Цзянъ-хуа. Пейзажная живопись в средневековом Китае. Школы и течения. Шанхай: Изд. «Шанхайское народное художественное издательство», 1956. (^РШЙ <(5fc7ЬШШ: ШШ)) ±-$Ь
- Юй Цзянъ-хуа. Словарь имён китайских художников. — Шанхай: Изд. «Шанхайское народное художественное издательство», 1980. (^р
- Юй Цзянъ-хуа. История китайской живописи. — Шанхай: Изд. «Торговое издательство», 1954. (^ШЩ «Ш ПШ i »: Ш ЕР ¦^ Ш)
- Ян Чжэн-ци. История оклейки произведений китайской живописи «Го-хуа». -Цзинань: Из. «Шань-дунское художественное издательство», 1987. Ш1ЕЩ ШШШШзЬ)
- Ян Чжэн-ци. Оклейка Го-хуа. -Цзинань: Изд. «Шань-дунское художественное издательство», 1997. ($nEnf «ИШШШ» ШШ-. Ш^Ина английском языке:
- Bush Susan, Murck Christian, eds. Theories of the Arts in China. -Princeton: Princeton University Press, 1983.
- Cahill James. Early Chinese Painters and Paintings T’ang, Sung and Yuan. Berkeley: University of California press, 1980.
- Cahill James. The Compelling Image Nature and Style in Seven' eenthcentury Chinese Painting. Cambridge, Mass Harvard University Press, 1982.
- Ch' en Fang-mei. Tai Chin yen chiu A Study of Tai Chin., Taipei: National Palace Museum, 1981.
- Edwards Richard, ed. The Painting of Tao-chi 1641−1720. Ann Arbor: Museum of Art, University of Michigan, 1967.
- Fong Wen. Marilyn, Sung and Yuan Paintings. — New York: The Metropolitan Museum of Art, 1973.
- FuShen С., Yuan-tai huang shir shu-hua shou-ts' ang shih Lueh Abriefhistory of Yuan dynasty imperial Collections of calligraphy and painting., Taipei: National Palace Museum, 1981.
- Ledderhose Lothar. Mi Fu and the Classical Tradition of Chinese Calligraphy. Princeton: Princeton University Press, 1979.
- Loehr Max. The Great Painters of China. New York: Harper and Row, 1980.
- Meyer Shapiro. For Style. London: Oxford, 1998.
- Siren Osvald. Chinese Painting: Leading Masters and Principles. 7 vols. New York: Ronald Press, 1956−1958.