Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Музыкальность русской поэзии XIX века как культурный феномен

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Источниками данных об истории музыкальной культуры XIX века стали фундаментальные труды академика Б. В. Асафьева, «История русской музыки» под редакцией Ю. В. Келдыша, исследования Т. Н. Ливановой, О. Е. Левашевой, очерки истории русской музыкальной критики и эстетики XIX века Ю. А. Кремлева. Для определения степени увлечения музыкой и характера музыкальных интересов русского общества в XIX… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Музыка и «музыкальное» в русской культуре XIX века
    • 1. 1. Музыкальность литературы как объект культурологического исследования
    • 1. 2. Философско-эстетические концепции в русской культуре XIX века: музыка/"музыкальное"
    • 1. 3. Роль музыки в культурной жизни русского общества
  • Глава 2. Образ музыки в русской поэзии XIX века
    • 2. 1. Музыкальное пространство русской поэзии XIX века
    • 2. 2. Музыка в поэтических текстах как акустический портрет русской культуры
    • XIX. века
      • 2. 3. Музыка в творчестве А. А. Фета

Музыкальность русской поэзии XIX века как культурный феномен (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В настоящее время, когда современная Россия определяет пути своего развития и происходит переоценка духовных накоплений, актуальным является обращение к ее прошлому. Произошедшая смена ценностных ориентиров привела к тому, что многие реалии и смыслы русской культуры, отраженные в классической отечественной литературе, постепенно уходят из сферы интеллектуальных интересов. В этой связи, культурологический потенциал русской поэзии, которая есть «внутреннее ядро, самое сердце нашей культуры"1, как части культурного наследия предстает актуальной сферой познания.

Изменения в традиционной системе отечественного гуманитарного знания стимулировали интерес к культурологическим методам изучения взаимодействия искусств. Музыкальность русской поэзии и ее роль в истории русской культуры XIX века еще не стали предметом теоретического осмысления, поэтому обращение культурологии к вопросу взаимодействия музыки и поэзии в классическом периоде отечественной культуры выглядит совершенно закономерным.

XIX век русской культуры — эпоха вершинных достижений в области как музыкального, так и словесного искусства, являет собой пример уникального взаимодействия музыки и слова. Культурологическое исследование музыкальности поэзии XIX века позволит понять то, как в классическом периоде русской культуры человек взаимодействовал с музыкой, открывающей ему мир чувственных, интеллектуальных возможностей, ценности Универсума и внутреннего мира. Специфика культурологического подхода к изучению музыкальности поэзии заключается в выявлении и интерпретации культурно-специфических черт Музыки, отраженной в Слове: музыка — это непосредственная реальность.

1 Кожинов В. В. Книга о русской лирической поэзии XIX века: Развитие стиля и жанра. -М.: Современник, 1978.-С. 10. культуры, а ее словесное отражение в художественном сознаниисамосознание культуры, ее портрет, «образ мира в слове явленный"2.

Важным представляется осмысление русской культуры этого периода и с точки зрения современного понимания взаимодействия языков культуры (в частности интермедиальности), которое может придать ей новые черты и духовные смыслы, в том числе и в проекции на индивидуальное творческое сознание. Именно этим обусловлено обращение к музыкальности поэзии А. А. Фета, творчество которого являет собой кульминацию взаимодействия поэтического слова и музыки в русской культуре XIX века.

Степень научной разработанности проблемы.

Проблема музыкальности поэзии является частью научного дискурса, посвященного вопросам соотношений искусств, их воздействия друг на друга. Эти вопросы составляют значительное поле рефлексии европейской эстетической традиции и имманентны всей истории культуры. Так, об обратимости живописи и поэзии рассуждал Симонид, его мысль повторил Гораций, об оценочном значении понятия «музыкальность» писал Секст Эмпирикк изучению явления «золотого сечения» обращался Ричард Паттерсон, исследовавший его в поэзии, живописи и архитектурев этом ряду так же Д. Дидро и Г. Э Лессинг, видевшие в описательной поэзии перенос «живописности» в словесный текст. Целую эпоху в истории вопроса составили русские и европейские романтикиГ. Вельфлин, установивший категории, общие для всех видов изобразительных искусствО. Вальцель, писавший о возможности «освещения» поэзии при помощи изобразительных искусств, и др.

Однако лишь в XX веке появились научные работы, обращающиеся с позиции широкого культурологического сознания к вопросу различения и общности искусств и опытам их взаимодействия Это, прежде всего, ряд 2.

Кондаков И.В. «Образ мира в слове явленный»: волны литературоцентризма в истории русской культуры // Циклические ритмы в истории, культуре, искусстве. — М.: Наука, 2004. -С. 229−293. трудов философского, философско-эстетического, культурологического направления: труды М. М. Бахтина, Г. Д. Гачева, Л. А. Закса, В. Н. Ильина, М. С. Кагана, Ю. М. Лотмана, А. Ф. Лосева, в которых раскрываются проблемы взаимодействия и синтеза, культурного диалога и семантического обмена, взаимодействия художественных текстов, вопросы герменевтики, мифопоэтики, философские и эстетические аспекты анализа бытия искусства. Важное значение для проблематики исследования имел ряд современных работ, посвященных вопросам философии музыки: исследования В. А. Апрелевой, О. Л. Девятовой, 3. Р. Жукоцкой, Г. В. Иванченко, Г. Г. Коломиец.

Для определения характеристик и особенностей развития философских идей в русской литературе XIX века были привлечены труды И. В. Кондакова, А. М. Пятигорского, Л. Н. Когана, В. В. Кожинова, Т. Л. Шумковой.

Поскольку идея взаимодействия и синтеза искусств получила развитие в русле идей европейского романтизма, автор, исследуя традиции сопоставления музыкального и словесного искусства в романтической эстетике, привлекал результаты исследования по теории и истории романтизма Н. Я. Берковского, И. Ф. Бэлзы, В. В. Ванслова, Г. А. Гуковского, Ю. В. Манна, И. И. Соллертинского, Л. А. Софронова, А. В. Михайлова, А. Е. Махова и др.

Источниками данных об истории музыкальной культуры XIX века стали фундаментальные труды академика Б. В. Асафьева, «История русской музыки» под редакцией Ю. В. Келдыша, исследования Т. Н. Ливановой, О. Е. Левашевой, очерки истории русской музыкальной критики и эстетики XIX века Ю. А. Кремлева. Для определения степени увлечения музыкой и характера музыкальных интересов русского общества в XIX столетии важное значение имели результаты исследований музыкально-общественной жизни изучаемого периода Б. Ф. Егорова, Е. М. Орловойисследование литературных кружков и салонов М. Аронсон и С. Рейсерработа по истории цыганского исполнительства Т. А. Щербаковойтруды по истории русского романса В. А. Васиной-Гроссман, Г. Г. Соболевой. Существенную помощь в исследовании документальных материалов оказал справочник Г. К. Иванова «Русская поэзия в отечественной музыке (до 1917 года)» (1966) и исследование Б. Р. Вольмана «Русские нотные издания XIX — начала XX веков» (1970).

Многие аспекты, связанные с обсуждаемой проблемой, в традиции музыковедения в разных контекстах исследуются уже не одно десятилетие и достаточно подробно разработаны. Так, весьма хорошо изученной является область, связанная с исследованием взаимоотношения исторически сложившихся видов искусств и сопоставления их материалов в разные этапы развития музыкальной культуры. Несомненный интерес здесь представляют труды по русской музыке Б. В. Асафьева, работы по взаимосвязи музыки и поэтического слова В. А. Васиной-Гроссман, которые вывели вопрос о связях поэзии и музыки на уровень связей музыки с литературой в целом и далеев сферу широких социокультурных процессовтруды М. Г. Арановского, М. Ш. Бонфельда, А. Н. Сохора, В. В. Медушевского, Е. В. Назайкинского, Б. Л. Яворского, С. Т. Махлиной, посвященные языковой природе музыкирезультаты исследований о речевой природе музыки Е. А. Ручьевскойработа о диалектике семантических связей слова и музыки И. В. Степановой.

Другой, хорошо разработанной областью, имеющей отношение к настоящей работе, является исследование проблемы музыкальности литературы в традиции литературоведения. Внимание к литературоведческим аспектам темы обусловило изучение классических трудов по филологии Г. А. Гуковского, М. М. Гаспароваисследования семиотики искусства Ю. М. Лотмана, Б. А. Успенского, Ю. С. Степановатрудов Б. М. Эйхенбаума. Исследование Б. М. Эйхенбаума «Мелодика русского лирического стиха», вышедшая в свет в 1922 году (переиздана в кн. «О поэзии» в 1969 г.) является наиболее известной и авторитетной. Эта книга и сейчас служит «трамплином» для исследований в данной области. Большое значение для изучения музыкально-литературных связей имели работы отечественных ученых, объединенные в сборнике статей «Поэзия и музыка» (1973), в котором освещена, в том числе, дискуссионная и на сегодняшний день проблема музыкальной композиции в литературе (статьи Л. Е. Фейнберга, Е. Г. Эткинда), и сборнике трудов «Литература и музыка» (1975), раскрывающем проблему влияния музыки на художественную литературу зарубежных стран.

Ряд методологических, базисных научных работ, вводящих конкретные музыкальные термины и реалии, отраженные в слове, в более широкий универсальный контекст в целом сформирован в XX веке: это труды Б. В. Асафьева, Б. М. Эйхенбаума, М. С. Кагана, которые внесли существенный вклад в формирование базовых культурологических оснований диссертации.

В конце XX века вопросы взаимодействия искусств получили разработку в трудах филолога, музыковеда, искусствоведа А. В. Михайлова, которого привлекали феномены Слова и Музыки в широком историко-культурном контексте. Существенный интерес представили материалы задуманных им научных конференций «Слово и музыка», объединяющие статьи разных авторов, раскрывающие современное состояние вопроса.

Большое значение для автора имело фундаментальное исследование Н. М. Мышьяковой, в докторской диссертации которой исследуются морфологические взаимоотношения литературы и музыки на материале русской культуры XIX века. Исследователь рассматривает общение видов искусств в аспекте «присваивающей» и «инфицирующей» способности их художественной структуры.

В последнее десятилетие XX в. в терминологическом аппарате философии, филологии и искусствоведения появилось понятие «интермедиальность», как особый тип внутритекстовых взаимосвязей в художественном произведении, этот вопрос получил разработку в отечественной литературе последнего времени в отдельных публикациях и монографии, описывающей опыт интермедиального анализа западноевропейского искусства Н. В. Тишунинойв диссертации И. Е. Борисовой. Результаты исследований этих авторов имели существенное значение для диссертационной работы.

Несомненную важность для данного исследования представили труды современных ученых, совмещающих музыковедческий и литературоведческий подходы к проблематике исследования в контексте истории культуры: исследования Б. А. Каца, посвященные параллелям словесного и музыкального в русской поэзии XIX и XX века (в том числе составленные им сборники «Музыка в зеркале поэзии» в 3-х выпусках) — работы А. Е. Махова, посвященные изучению истории развития идей о музыке в европейской поэтикемузыкально-литературные исследования Я. М. Платека, в которых прослеживается роль звуковых картин и ассоциаций в образном контексте известных литературных произведений, раскрывается значение музыки в жизни и творчестве Ф. М. Достоевского, А. П. Чеховаглубокое исследование Л. Л. Гервер о музыке и музыкальной мифологии в русском поэтическом творчестве начала XX века, в котором содержится обширный теоретический и эмпирический материал, находящийся на пересечении филологических и музыковедческих представлений.

Важными в контексте работы оказались труды современных ученых, обращающихся к аспектам избранной проблематики в параллельных исследованиях по истории русской культуры: Е. О. Айзенштейн о звуковом мире М. Цветаевой, Е. М. Петрушанской о музыкальности творчества Иосифа Бродского, Т. В. Цивьян о музыке в творчестве А. Ахматовой, которые могут служить образцом культуроведческого исследования музыкальности литературы.

Существенным для диссертации является блок работ, представленный литературоведческими трудами, связанными с исследуемой проблематикой в творчестве А. А. Фета, включающими нотографию и факты музыкально-общественной жизни писателя: исследованиями Д. Д. Благого, Б. Я.

Бухштаба, Б. М. Эйхенбаума, Л. Н. Озерова, А. Е. Тархова, И. М Тойбина, Л. Я. Ермиловой, Р. Г. Магиной, в которых личность и творческое наследие поэта представлены наиболее полно. Благодаря этим работам, появившимся в 70е — 80е годы XX века, А. А. Фет занял особое место в отечественной культурной традиции. В этом блоке работ наиболее фундаментальным является труд авторитетного «фетоведа» отечественной литературы Б. Я. Бухштаба «А. А. Фет. Очерк жизни и творчества» (1975), в котором исследователь, наряду с биографией и анализом поэтического мира, затрагивает и «музыкальную» сторону дарования поэта. Особую ценность для понимания данного аспекта представляет небольшая по объему работа А. Е. Тархова «&bdquo-Музыка груди» (О жизни и творчестве Аф. Фета)", помещенная в качестве предисловия к двухтомнику сочинений поэта.

Специальный блок работ представлен трудами В. А. Васиной-Гроссман, Т. А. Левой, Т. Н. Ливановой и Е. М. Орловой, раскрывающими на основе анализа романсов русских композиторов на стихи А. А. Фета влияние поэтического слова на формирование и развитие русской музыки. В отмеченных музыковедческих исследованиях раскрываются и важные для данной проблематики тенденции повышения роли поэтического текста в композиторском творчестве XIX века и в проекции на последующий этап развития русской культуры.

Обзор научной литературы позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на ценность многих существующих исследований музыкальности поэзии, до настоящего времени специально не исследовалась роль взаимодействия искусств в формировании мира идей о музыке в русской культуре XIX векав значительной степени за пределами внимания ученых осталась такая сфера культурологического описания эпохи как осмысление искусства и культуры этого периода через призму философской и художественной рефлексии значения музыки и «музыкального» в поэтических текстах, что делает необходимым выделить эту проблему в качестве главной и определяющей.

Объект исследования — русская поэзия XIX века как феномен культуры.

Предмет исследования — музыкальность как эстетический вектор культуры в русской поэзии XIX века.

Цель исследования: выявить специфику музыкальности русской поэзии XIX века как культурного феномена.

Задачи исследования:

1. Выявить принципы культурологического подхода к исследованию музыкальности русской поэзии, уточнить содержание понятий, выражающих специфику данного подхода.

2. Определить философско-эстетический ракурс понимания музыки, источники его формирования, развития и бытования в русской культуре XIX века.

3. Раскрыть значение музыки в духовной жизни и формировании культурных интересов русского общества XIX века.

4. Охарактеризовать примеры «музыки слова» в поэтических текстах как отражение философско-эстетических идей о музыке.

5. Проанализировать область «музыки слова» русской поэзии как отражение музыкально-звуковой среды русской культуры XIX века.

6. Выявить роль и значение музыки в проекции на индивидуальное творческое сознание на примере анализа творчества А. А. Фета.

Методологическая основа исследования.

Сложность объекта и предмета исследования в данной работе предполагает применение комплексного, междисциплинарного подхода, привлечение выводов различных гуманитарных наук (философии, культурологии, искусствоведения, музыковедения, литературоведения). Методологический принцип исследования состоит в единстве искусствоведческого, семиотического, герменевтического и философско-культурологического подходов, которое оправдано их имманентными возможностями выхода в сферу междисциплинарных отношений. Феномен музыкальности русской поэзии в отечественной культуре XIX века исследуется в работе в художественно-герменевтическом аспекте. Так как предметной основой гуманитарных наук является текст, который, находясь в эпицентре гуманитарного знания характеризуется особой духовной наполненностью, то мощным средством его анализа выступает слово как существенный, системообразующий элемент культуры.

Герменевтический подход в понимании и интерпретации музыкального смысла в литературных текстах позволяет, с одной стороны, выявить ценную информацию о мировоззрении и культуре классической эпохи, с другойобнаружить уникальную субъективность индивидуального творческого сознания. Для данной работы важен метод культурологической интерпретации как актуальный метод современной гуманитаристики, необходимый для анализа культурного пространства художественного текста. В осмыслении феномена музыкальности поэзии, а также вопросов взаимодействия языков культуры в работе применяется метод интермедиального анализа, необходимый для сопоставления особенностей понятийной и образной сфер слова и музыки.

Теоретико-методологическая основа диссертации разрабатывалась на основе исследований Ю. М. Лотмана, М. С. Кагана, М. М. Бахтина, Б. А. Каца, А. В. Михайлова, А. Е. Махова, Л. Л. Гервер, Н. М. Мышьяковой, Н. В. Тишуниной.

Источниковедческая база исследования.

Границы исследования определены русской классической культурой XIX века, литература которой понимается как «самодостаточная модель русской культуры"3, в которой, согласно Ю. М. Лотману, культурное пространство между А. С. Пушкиным и А. П. Чеховым представляет собой единое культурно-историческое явление4.

Лотман Ю.М. О русской литературе классического периода // О русской литературе. -СПб.: Искусство-СПБ, 1997. — С. 595.

4 Там же.

Непосредственным материалом практической части послужили поэтические произведения русской словесности. Из художественных произведений были отобраны наиболее репрезентативные для иллюстрации взаимодействия поэтического слова и музыки тексты. Русская классическая поэзия представлена именами А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, Ф. Н. Глинки, П. А. Вяземского, С. П. Шевырева, А. М. Жемчужникова, Ап. Григорьева, Я. П. Полонского, А. А. Фета, Н. П. Огарева, В. Г. Бенедиктова, К. К. Случевского, А. Н. Апухтина и др.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

— осуществлен анализ современной методологии культурологического исследования музыкальности поэзии;

— раскрыты философско-эстетические основания концепции музыки/ «музыкального» в русской культуре XIX века, представляющие собой комплекс романтических идей о музыке;

— определено интегрирующее значение музыки в духовной жизни и культурных интересах русского общества XIX века, способствовавшей обмену идеями, образами, духовными интенциями между музыкальным и словесным искусством;

— дана культурологическая интерпретация области «музыки слова» русской поэзии, как «единого текста» культуры XIX века;

— выявлена культуротворческая специфика музыкальности поэзии, обращающая словесное искусство к поискам музыкального образа русской культуры;

— осуществлен анализ музыки/"музыкального" как архетипа словесного искусства в творчестве А. А. Фета.

Теоретическая и практическая значимость работы. Материалы диссертации могут быть использованы в дальнейших исследованиях проблем взаимодействия искусств, а также применены в изучении художественной практики классического периода русского искусства и культуры. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в курсах по теории и истории культуры, при разработке специальных курсов по философии музыки, русской культуре.

Основные результаты исследования, выносимые на защиту, заключаются в следующем:

1. Культурологический подход к исследованию музыкальности русской поэзии основывается на концепции диалога культур (М. М. Бахтин), идее исследования культуры как системного образования (М. С. Каган), концепции художественных коммуникаций (Ю. М. Лотман). Актуальным методом анализа культурного пространства художественного текста является метод культурологической интерпретации, расширяющий значение понятия «художественный текст», как объективной культурной реалии и источника культурологической информации.

2. Философско-эстетический ракурс музыки в русской культуре XIX века сформирован в результате влияния романтической парадигмы музыки (В. Ф. Й. Шеллинг, А. Шопенгауэр). Русское философствование о музыке представляет собой романтический комплекс идей о музыке: музыка в метафизическом смыслемузыка души, как отражение музыкально космической гармониимузыка, как принцип, лежащий в основе всех искусств.

3. Музыка в художественном сознании и культуре классической эпохи — нравственный и эстетический камертон, предмет романтических исканий идеального, прекрасного. В результате обмена духовными интенциями, идеями, образами между музыкой и словом, музыка понимается в расширенном, трансцедированном состоянии. Музыка причастна к трем сферам бытия — к устройству мира, к внутренней сути человека, к фундаментальным основам искусства- «музыкальное» предстает как эстетический вектор русской культуры.

4. Музыкальное пространство русской поэзии как «единый текст» русской культуры XIX века представляет собой художественную картину мира в образах звука. Музыка, перешедшая в словесную форму, сформировала интенции «музыки слова» в русской поэзии, которые включают в себя пространство «мировой музыки» и «внутренней музыки человеческой души», как отражение основных векторов музыки/"музыкального" русской культуры XIX века. Репрезентация «музыкального» в поэтических текстах на протяжении всего классического периода русской культуры демонстрирует романтическую «сущностность» музыки в художественном сознании эпохи.

5. В поэтическом отражении музыкально-звуковой среды русской культуры передается ценностный смысловой контекст музыки. Музыкальное пространство русской поэзии, включая в себя поэтику музыкальных названий, сферу музыкального звука, «цитирование» музыкальных произведений, мифопоэтически осмысленные «женско-музыкальные» образы, являет «акустический портрет», музыкальный образ русской культуры XIX века.

6. Лирика А. А. Фета репрезентирует интермедиальную природу творческого мышления как путь от «мелоса» к «логосу». Музыкальный вектор творческого процесса поэта открывает путь к осознанию смысла каждого конкретного текста и, одновременно, к расширению и углублению представлений об уровнях взаимодействия музыки и слова в русской культуре XIX века.

Апробация работы. Материалы диссертационного исследования представлены в публикациях, отдельные положения изложены автором в докладах на международных, всероссийских, региональных и межвузовских конференциях: II, III, VI VII Международная научная конференция «Деятельностное понимание культуры как вида человеческого бытия» (Нижневартовск, 23−24 декабря 2004 г.- 08−09 декабря 2005 г.- 07 ноября 2008 г.- 03 декабря 2009 г.) — Межвузовская очно-заочная научно-практическая конференция «Искусство в современном мире» (Нижневартовск, 26 марта 2004 г.) — Всероссийская научно-практическая очно-заочная конференция «Современные проблемы межкультурных коммуникаций» (Нижневартовск, 25−26 марта 2006 г.) — Международная научно-практическая конференция «Россия сегодня: гуманизация социально-экономических отношений. VI Марксовские чтения» (Нижневартовск, 06 марта 2008 г.) — II Российский культурологический конгресс с международным участием «Культурное многообразие: от прошлого к будущему» (Санкт-Петербург, 25−29 ноября 2008 г.), методологических семинарах кафедры культурологии и философии Нижневартовского экономико-правового института (филиала) ФГОУ ВПО «Тюменского государственного университета».

Структура и объем диссертационного исследования: диссертационная работа состоит из введения, 2-х глав, заключения и библиографического списка. Общий объем работы — 137 страниц.

Список литературы

включает 198 наименований.

Заключение

.

В результате проделанной работы мы пришли к следующим выводам.

Методология и методы культурологического исследования музыкальности слова, исходя из междисциплинарного характера избранной темы, основываются на достижениях различных наук гуманитарного цикла: философии, культурологии, искусствоведения, музыковедения, литературоведения. Культурологический подход к исследованию музыкальности русской поэзии основывается на концепции диалога культур (М. М. Бахтин), идее исследования культуры как системного образования (М. С. Каган), концепции художественных коммуникаций (Ю. М. Лотман). Актуальным методом анализа культурного пространства художественного текста является метод культурологической интерпретации, расширяющий значение понятия «художественный текст», как объективной культурной реалии и источника культурологической информации.

В истории русской культуры XIX век выделяется как особый период в совместном долгом «течении» Музыки и Слова. «В XIX веке наиболее.

987 глубоко идеал, суть России улавливались в патриотизме, любви, музыке" , — писал Г. Д. Гачев о национально-историческом своеобразии русской художественной культуры. Русская литература, в XIX веке обретшая огромный общественный авторитет и идейно-психологическую мощь, обращалась к музыке как к воплощению идеального, прекрасного, как к нравственному и эстетическому камертону.

Особое значение музыки в художественном сознании и культуре классической эпохи обусловлено, в том числе, активным взаимодействием музыкального и словесного искусства. Романтически окрашенный философско-эстетический дискурс о музыке создал атмосферу насыщенной высокой «музыкой сфер» духовной жизни русской интеллигенции, утвердил.

Гачев Г Д. Образ в русской художественной культуре / Г. Д. Гачев. — М.: Искусство, 1981. -С. 82. музыку как источник вдохновения в литературном и философском творчестве, определил музыкальный генезис многих явлений русской литературы XIX века.

В результате интенсивного обмена идеями, понятиями, образами между музыкальным и словесным искусством в русской культуре XIX века, музыка стала пониматься в расширенном, трансцедированном состоянии (Музыка). Она — больше, чем совокупность звучаний, музыка оказалась причастной к трем сферам бытия — к устройству мира, к внутренней сути человека, к фундаментальным основам искусства, «музыкальное» становится вектором русской культуры.

В русской словесной культуре классического периода образовалась сфера словесного «трансмузыкального», которая носила промежуточный, посредующий характер и находилась в постоянном взаимодействии с музыкальным искусством, включала в себя комплекс идей и представлений о музыке, который рассредоточен в массиве словесных текстов, включающем музыкально-теоретические трактаты, философские, эстетические труды, прозу и поэзию, письма, дневниковые записи.

Русская поэзия классической эпохи, прочитанная как «единый текст» культуры, обнаружила в себе область «музыки слова», в которой фундаментальная двойственность в понимании музыки как отражения музыкально-космической гармонии и музыки как искусства, определила эволюцию «музыкального», формы его репрезентации. Культурологическая интерпретация области «музыки слова» русской поэзии выявила музыкальное пространство художественного текста, представленное картиной мира в образах звука: «мировой музыкой» — метафизической музыкой-субстанцией, существующей объективно- «инструментовкой» природных явлений в образах музицирующей природы- «мировыми» музыкальными инструментами — струнными, ударными и духовыми- «мировыми музыкантами», включая «Создателя».

В «человеческом» измерении музыкального мира музыкальные категории переносятся на человеческие отношения, передавая сюжеты человеческой жизни как музыкальный процесс. «Музыкальные» названия произведений русской лирики становятся «камертоном» эмоции. Поэтическое произведение становится подобием музыкального по степени выразительности, его эмоциональным эквивалентом.

В «музыке слова» поэтических текстов выстраивается иерархическая система музыкальных ценностей: величие и красота духовных прозрений классической музыки- «унылая», «заунывная», «тоскливая», но «печалию согретая» русская песня- «буйное веселье» и «жгучая тоска» цыганского романса- «певучие звуки рояли», «печальные струны», звуки «тоскливой скрипки», «злой шарманки» как повседневная музыкально-звуковая среда. Мифопоэтически осмысленное женское-музыкальное трансформируется в собирательный образ певицы-богини, голос которой — связующее звено мира небесного и земного, восстанавливает утраченную гармонию. Женски-окрашенный звуковой образ занимает заметное место в поэтических текстах на протяжении всего XIX века, что указывает на романтическую доминанту художественного сознания, так как именно романтизм создал тип женственности, основанный на слуховом впечатлении.

Кульминацией музыкальности русской поэзии XIX века стало творчество А. А. Фета, которое явилось связующим звеном между русским романтизмом первых десятилетий XIX века и «великими музыкальными открытиями» поэзии следующей культурной эпохи. Музыкальный вектор мировоззрения и творчества А. А. Фета выявил интермедиальную природу мышления поэта как путь от «мелоса» к «логосу». Воплощение поэзии А. А. Фета в русской музыке охарактеризовано как чуткое «культурное слышанье» русскими музыкантами его напевной лирики.

Анализ музыкальных мотивов русской поэзии выявил музыкально-акустический «портрет» русской культуры XIX века, в котором средствами музыки передается ценность смыслового контекста музыки для человекаобнаружил музыкальные предпочтения и романтический культурный «выбор» эпохи. Проведенное исследование музыкальности поэзии как культурного феномена позволяет утверждать, что в русской культуре XIX века Музыка стала событием в истории поэтического Слова. Музыкальность поэзии в русской культуре XIX века представляется культурным алгоритмом взаимодействия искусств, в котором согласованы универсальные закономерности саморазвития Музыки, Слова и человеческой духовности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Т.В. Избранное: Социология музыки Текст. / Т. В. Адорно. М.- СПб.: Университетская книга, 1999. — 445с.
  2. , Е.О. Построен на созвучьях мир. Звуковая стихия М. Цветаевой Текст. / Е. О. Айзенштейн. СПб.: Журнал Нева, ИТД Летний сад, 2000.-288 с.
  3. , В.А. Музыка как эстетическая реальность. Теоретические проблемы Текст. / В. А. Апрелева. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 1999. — 327 с.
  4. , А.Н. Стихотворения Текст. / А. Н. Апухтин. М.: Сов. Россия, 1994.-384 с.
  5. , М.Г. Музыкальный текст. Структура и свойства Текст. / М. Г. Арановский. М.: Композитор, 1998. — 221с.
  6. , Б.В. Русская музыка: XIX и начало XX века Текст. / Б. В. Асафьев. Л.: Музыка, 1978. — 304 с.
  7. , В.В. Музыкальная форма как процесс. Текст. / Б. В. Асафьев. -Л.: Музыка, 1971. Кн. 1−2. -376с.
  8. , В.Г. Разделение поэзии на роды и виды Текст. / В. Г. Белинский // Собр. соч.: в 3 т. М.: ГИХЛ, 1948. — Т. 2. — 932 с.
  9. Белякаева-Казанская, Л. В. Силуэты музыкального Петербурга. Путеводитель по музыкальным театрам, музеям, концертным залам прошлого и настоящего Текст. / Л.В. Белякаева-Казанская. СПб.: Лениздат, 2001.-499 с.
  10. , Н.Я. Романтизм в Германии Текст. / Н. Я. Берковский. -СПб.: Азбука-классика, 2001. 511 с.
  11. . Г. Б. В.Ф. Одоевский и Бетховен. Страница из истории русской бетховенианы Текст. / Г. Б. Бернандт. М.: Сов композитор, 1971. — 52 с.
  12. , Т.С. Статьи разных лет Текст. / Т. С. Бершадская // Сб. ст. / под ред. О. В. Рудневой. СПб: Союз художников, 2004. — 320 с.
  13. , Д.Б. Афанасий Фет поэт и человек Текст. / Д. Б. Благой // Фет А. А. Воспоминания. — М.: Правда, 1983. — С. 3−26.
  14. , Д.Д. Мир как красота. О «Вечерних огнях» А. Фета Текст. / Д. Д. Благой // Стихотворения А. Фета. М.: Худож. лит., 1975. — 111 с.
  15. , В.П. Тематизм как фактор музыкального мышления: Очерки: в 2-х вып. -М.: Музыка, 1989. Вып. 1 — 268 с.
  16. , М.Ш. Музыка: Язык. Речь. Мышление. Опыт системного исследования музыкального искусства Текст. / М. Ш. Бонфельд. СПб.: Композитор, 2006. — 648с.
  17. Бухштаб, Б.Я. A.A. Фет Текст. / Б. Я. Бухштаб // A.A. Фет. Стихотворения. Л.: Худож. лит., 1956. — 380 с.
  18. Бухштаб, Б.Я. A.A. Фет. Очерк жизни и творчества Текст. /Б.Я. Бухштаб. Л.: Наука, 1990.- 140 с.
  19. , Б.Я. Русские поэты. Тютчев, Фет, Козьма Прутков, Добролюбов Текст. / Б. Я. Бухштаб. JL: Худож. лит., 1970. — 274 с.
  20. , Б.Я. Фет и другие. Избранные работы Текст. / Б. Я. Бухштаб. -СПб.: Академ, проект, 2000. 560 с.
  21. , И.В. Исторические судьбы романтизма и музыки: Очерки Текст. / И. В. Бэлза. М.: Музыка, 1985. — 200 с.
  22. , В.В. Эстетика романтизма Текст. / ВВ. Ванслов. М.: Искусство, 1966. — 403 с.
  23. Васина-Гроссман, В. А. Музыка и поэтическое слово. Интонация. Композиция Текст. / В.А. Васина-Гроссман. М.: Музыка, 1978. — Ч. 2−3366 с.
  24. Васина-Гроссман, В. А. Музыка и поэтическое слово. Ритмика Текст. / В.А. Васина-Гроссман. М.: Музыка, 1972. — Ч. 1. — 149 с.
  25. Васина-Гроссман, В. А. Русский классический романс XIX века Текст. / В.А. Васина-Гроссман. М.: Изд-во АНСССР, 1956. — 352 с.
  26. , Д.В. Анаксагор Текст. / Веневитинов Д. В. // Стихотворения. Проза. М.: Наука, 1980. — 608 с.
  27. , Д.В. Скульптура, живопись и музыка / Веневитинов Д. В. // Стихотворения. Проза. Текст. -М.: Наука, 1980. 608 с.
  28. , Е. Лирика Афанасия Фета Текст. / Е. Винокуров // А. А. Фет. Лирика. М.: Худож. лит., 1966. — 183 с.
  29. Т., Левашова О., Кандинский А. История русской музыки: учебник. В 3 вып. Текст. /Ред. А. Кандинский, Е. Сорокина. Вып. 1 М.: Музыка, 1999.-216 с.
  30. , Б. Р. Русские нотные издания XIX начала XX века Текст. / Б. Р. Вольман. — Л.: Музыка. — 216 с.
  31. , П.А. Соч.: В 2 т. Стихотворения Текст. / П. А. Вяземский /. -М.: Худож лит., 1982. — Т. 1 — 462 с.
  32. , M.JI. Время Некрасова и Фета Текст. / M.JI. Гаспаров // Очерк теории русского стиха. Метрика. Ритмика. Рифма. Строфика. М.: Фортуна Лимитед, 2000. — 352 с.
  33. , М.Л. О русской поэзии: Анализы, интерпретации, характеристики Текст. / М. Л. Гаспаров. СПб.: Азбука, 2001. — 480 с.
  34. , Г. Д. Образ в русской художественной культуре Текст. / Г. Д. Гачев. М.: Искусство, 1981.-247 с.
  35. , Л.Л. Заметки на полях Бориса Каца Текст. / Л Л. Гервер // Музыкальная академия. 2001. — № 2.
  36. , Л.Л. Музыка и музыкальная мифология в творчестве русских поэтов (первые десятилетия XX века) Текст. / Л. Л. Гервер. М.: Индрик, 2001.-248 с.
  37. , А.И. Былое и думы /А.И. Герцен // Собр. соч.: В 30 т. М.: АН СССР, 1956.-Т. 8.-320 с.
  38. , Ф.Н. Сочинения Текст. /Ф.Н. Глинка. М.: Сов. Россия, 1986. -352 с.
  39. , Н.В. Скульптура, живопись и музыка Текст. / Н. В. Гоголь // Арабески. М.: Молодая гвардия, 1990. — 430 с.
  40. , A.A. Воспоминания Текст. / A.A. Григорьев. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1980. — 437 с.
  41. , A.A. Стихотворения и поэмы Текст. /A.A. Григорьев. М.: Сов Россия, 1978. — 288 с.
  42. , Г. А. Пушкин и русские романтики Текст. / Г. А. Гуковский. М.: Интрада, 1995.-320 с.
  43. , А. В. Шеллинг / А. В. Гулыга. М.: Соратник, 1994. — 316 с.
  44. , Б.Ф. Музыкальная жизнь Текст. / Б. Ф. Егоров // Из истории русской культуры. (XIX век). М.: Языки русской культуры, 2000. — Т. 5. -848 с.
  45. , Б.В. Три века русской философии (ХУШ-ХХ вв.): Учеб. пособие Текст. / Б. В. Емельянов. Екатеринбург- Нижневартовск: Изд-е Нижневарт. пед. ин-та, 1995. — 226 с.
  46. , Л .Я. Психология творчества поэтов лириков Тютчева и Фета Текст. / Л. Я. Ермилова. — М.: Мое. гос. пед. ин-т, 1979. — 85 с.
  47. Жукоцкая, 3. Р. Культурологические концепции: краткий обзор Текст. / З. Р. Жукоцкая // Культурология: Дайджест. РАН ИНИОН. Центр гуманит. науч.-информ. исслед. Отдел культурологии. / под ред.: И. Л. Галинской. -М.: ИНИОН, 2007.- 120 с.
  48. , З.Р. Свободная теургия: культурфилософия русского символизма: монография Текст. /З.Р. Жукоцкая. М.: РГГУ, 2003. — 288 с.
  49. , Л.А. О культурологическом подходе к музыке Текст. / Л. А. Закс // Музыка. Культура. Человек.: сб. научных трудов / под. ред. М. Л. Мугинштейна. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1988. — Вып 1 — 206 с.
  50. , Л.А. Художественное сознание Текст. / Л. А. Закс. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1990. — 212 с.
  51. , Л.С. Поиск духовных идеалов личности в науке, культуре, и музыкальном искусстве: монография Текст. / Л. С. Зорилова М.: Альма-Матер- Академический Проект, 2008. — 253 с.
  52. , Г. В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы Текст. / Г. В. Иванченко. М.: Смысл, 2001. — 264 с.
  53. , В.Н. Эссе о русской культуре Текст. / В. Н. Ильин. СПб.: Акрополь, 1997. — 462 с.
  54. Интерпретация художественного текста: сб. научных материалов Текст. / под ред. Л. А. Купец и др. Петрозаводск, 2001. — 141 с.
  55. История русской музыки: монография. В 10 т. Текст. / Ю. В Келдыш [и др.]. М.: Музыка, 1988. -. Т. 5. — 1826−1850. — 520 с.
  56. , М. С. Философия культуры Текст. / М. С. Каган. СПб.: ТОО ТК Петрополис, 1996. — 416 с.
  57. , М.С. Морфология искусств: Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусств Текст. / М. С. Каган. — Л.: Искусство, 1972. — Ч. 1−3. — 440 с.
  58. , М.С. Музыкальный язык в семье художественных языков Текст. / М. С. Каган // Музыка в мире искусств. СПб.: 1Л, 1996. — 232 с.
  59. Кац, Б. А. Об аналогах трехчастной и сонатной форм в поэтической лирике Текст. / Б. А. Кац // Музыкальные ключи к русской поэзии: исслед. очерки и комментарии. СПб.: Композитор, 1997. — с. 25−54.
  60. Кац, Б. А. Стань музыкою, слово!: Критические этюды. Из опыта претворений поэтической лирики в камерных вокальных циклах советских композиторов Текст. / Б. А. Кац. Л.: Музыка, 1983. — 151 с.
  61. Кац, Б. А. Музыкальные ключи к русской поэзии: исслед. очерки и комментарии /Б.А. Кац. СПб.: Композитор, 1997. — 270 с.
  62. , Л.Н. Теория культуры Текст. / Л. Н. Коган. Екатеринбург: Изд-во Урал, гос. ун-та, 1993. — 160с.
  63. , В.В. Книга о русской лирической поэзии XIX века: Развитие стиля и жанра Текст. / В. В. Кожинов. М.: Современник, 1978. — 303 с.
  64. , Г. Г. Ценность музыки: философский аспект. Изд-е 2-е. Текст. / Г. Г. Коломиец. М.: Издательство ЛКИ, 2007. — 536 с.
  65. , И.В. Введение в историю русской культуры Текст. / И. В. Кондаков. М.: Аспект Пресс, 1997. — 687 с.
  66. , А.И. Культурология: Уч. пособие Текст. /А.И. Кравченко. -М.: Академический проект, 2001. 496 с.
  67. , Ю. А. Русская мысль о музыке. Очерки истории русской музыкальной критики и эстетики XIX века. В 3 т. 1954 1960 Текст. / Ю. А. Кремлев. — Л.: Музгиз. — Т. 1. — 1954. — 288 с. Т. 2. — 1958. — 614 с. Т. 3. — 1960. -368 с.
  68. , А.Ю. Теория музыкального содержания. Художественные идеи европейской музыки XVII—XX вв.: учеб. пособие. Текст. / А. Ю. Кудряшов. -СПб.: Изд-во Лань, 2006. 432 .: ил.
  69. Культурология. XX век: энциклопедия. В 2-х т. Текст. СПб.: Университетская книга- Алетейя, 1998. — Т. 2. — 447с.
  70. А.И. Весь трепет жизни / А. И. Лагунов // Фет А. Стихотворения. Поэмы. М.: ACT- Харьков: Фолио, 2005. — 557.
  71. , О. Е. Музыка в кружке А. А. Дельвига (Из истории музыкально-общественной жизни пушкинской эпохи) Текст. / O.E. Левашова // Вопросы музыкознания. М.: Музгиз, 1956. — Вып.2 — С. 323 325.
  72. Левая, Т. Н. Русская музыка начала XX века в художественном контексте эпохи Текст. / Т. Н. Левая. М.: Музыка, 1991. — 166 с.
  73. Лермонтов в музыке. Справочник / сост. Л. Морозова, Б. Розенфельд. — М.: Советский композитор, 1983. 176 с. Электронный ресурс. — Режим доступа: http://feb-web.ru/febupd/lermont/critics/lvm/lvm-001 -.htm
  74. , М.Ю. Ангел Текст. / М. Ю. Лермонтов // Стихотворения. Поэмы. Маскарад. Герой нашего времени. М.: Худож. лит. 1972. — 768 с.
  75. , М.Ю. Панорама Москвы Текст. / М. Ю. Лермонтов // Собрание сочинений. Проза- письма. В 4 т. М.: Худож. лит., 1984. — Т. 4. -527 с.
  76. , Т.Н. Русские поэты и вокальная лирика Текст. / Т. Н. Ливанова // Русская поэзия в отечественной музыке (до 1917 года): справочник. Вып. 1 / сост. Г. К. Иванов. М.: Музыка, 1966. — С. 2−23.
  77. , А. Ф. Диалектика художественной формы Текст. / А. Ф. Лосев. -М., 1927.
  78. , А.Ф. О музыкальном ощущении любви и природы Текст. / А. Ф. Лосев // Форма. Стиль. Выражение. М., 1995. — 944 с.
  79. , Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек текст — семиосфера -история Текст. // Ю. М. Лотман. — М.: Языки русской культуры, 1999. — 464 с.
  80. , Ю.М. О поэтах и поэзии: анализ поэтического текста: Статьи и исследования. Заметки. Рецензии. Выступления Текст. / Ю. М. Лотман. -СПб.: Искусство-СПБ, 2001. 847 с.
  81. , Ю.М. Текст и функция Текст. / Ю. М. Лотман // Избранные статьи. В 3 т. Статьи по семиотике и типологии культуры. Таллин: Александра, 1992. — Т. 1. — 479 с.
  82. , Р.Г. Русский философско-психологический романтизм (Лирика В. А. Жуковского, A.A. Фета, Ф.И. Тютчева) Текст. / Р. Г. Магина. -Челябинск: Челяб. гос. пед. институт, 1982. -92 с.
  83. , А.Н. Избранные произведения Текст. / А. Н. Майков. Л.: Сов. Писатель, 1977.-е. 912.
  84. , Е.А. О русском романтизме Текст. / Е. А. Маймин. М.: Просвещение, 1975. с. 240.
  85. , М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках: образ мира и миры образов Текст. / М. М. Маковский. М.: Владос, 1996. — 416 с.
  86. И.А. Поэтика обыкновенного: опыт культурологической интерпретации: монография / И. А. Манкевич. СПб.: Алетейя, 2011. — 712 с.
  87. , С.Т. Семиотика культуры и искусства: словарь-справочник Текст. / С. Т. Махлина. СПб.: Композитор. -2003. — Кн.2. — 340с.
  88. Махов, А Е. Musica literaria: идея словесной музыки в европейской поэтике Текст. / А Е. Махов. Москва: Intrada, 2005. — 224 с.
  89. , А.Е. Ранний романтизм в поисках музыки Текст. / А. Е. Махов. М.: Лабиринт, 1993, — 116 с.
  90. , B.B. Двойственность музыкальной формы и восприятие музыки Текст. / В. В. Медушевский // Восприятие музыки: сб. статей М.: Музыка, 1980.-С. 178−194.
  91. , A.B. Музыка в истории культуры: избр. статьи Текст. / А. В Михайлов. М.: Моск. гос. консерватория, 1998. — 264 с.
  92. , A.B. Обратный перевод: Русская и западноевропейскаяtкультура: проблема взаимосвязей Текст. / A.B. Михайлов. М.: Языки русской культуры, 2000. — 853 с.
  93. , A.B. Романтизм Текст. / Михайлов A.B. // Музыкальная жизнь. № 5. — 1991. — С. 21−23.
  94. , A.B. Слово и музыка. Музыка как событие в истории слова Текст. /Слово и музыка. Памяти A.B. Михайлова / ред.-сост. Е. И. Чигарева и др. М.: Моск. гос. консерватория, 2002. С. 6 — 23.
  95. , A.B. Языки культуры. Риторика и история искусств. Ключевые слова культуры. Самоосмысление гуманитарной науки: учеб. пособие по культурологии Текст. / А. В. Михайлов. -М.: Языки русской культуры, 1997. -910с.
  96. Музыка в зеркале поэзии: .Нам музыка звучит. Текст. / сост., вступи, ст. и коммент. Б. А. Каца. JL: Сов. Композитор, 1985. — Вып. 1 — 240 с.
  97. Музыка в зеркале поэзии: В этих строчках песня. Текст. / сост., вступит, ст. и коммент. Б. А. Каца. — Л., 1986. — Вып. 2 — 200 с.
  98. Музыка в зеркале поэзии: Что в музыке? / Текст. / сост., вступит, ст. и коммент. Б. А. Каца. JL: Сов. Композитор, 1987. — Вып. 3 — 304 с.
  99. Музыка души и музыка слова: Культурологический альманах Лики культуры Текст. / сост. С. Я. Левит. М.: ИНИОН РАН, 1995. — 131 с.
  100. Музыка и незвучащее: материалы международной конференции Текст. / сб. ст. М.: Наука, 2000. — 327с.
  101. Музыка. Культура. Человек. Текст. / сб. ст. Свердловск: Изд-во Урал.гос. ун-та, 1991.-Вып. 1 -225с.
  102. Музыкальная боэциана Текст. / Е. В. Герцман. С.-Петербург: Глаголъ, 1995.-479 с.
  103. , Е.В. Звуковой мир музыки Текст. / Е. В. Назайкинский. -М.: Музыка, 1988.-254с.
  104. , И.С. Сочинения Текст. / И. С. Никитин. М.: Правда, 1984. — 528 с.
  105. , Н.П. Избранное Текст. / Н. П. Огарев. М.: Худож. лит., 1977. -446 с.
  106. , В.Ф. Последний квартет Бетховена Текст. / В. Ф. Одоевский // Повести и рассказы. М.: Худож. лит., 1988. — с. 382.
  107. , В.Ф. Русские ночи. В 2 т. Текст. / В. Ф. Одоевский. М.: Худож. лит., 1981. — Т. 1.-365 с. Т. 2. -365 с.
  108. , Л.А. То что вечно человечно Текст. / Л. А. Озеров // Фет А. А. Улыбка красоты: избранная лирика и проза. — М.: Школа-Пресс, 1995. — 736 с.
  109. , Е.М. Лекции по истории русской музыки: учеб. пособие / Текст. Е. М. Орлова. М.: Музыка, 1979. — 383 с.
  110. , Е.М. Очерки о русских композиторах XIX начала XX века Текст. / Е. М. Орлова. — М.: Музыка, 1982. — 223 с.
  111. , Е.М. Музыкальный мир Иосифа Бродского Текст. / Е. М. Петрушанская. СПб.: Звезда, 2004. — 352 с.
  112. , Р.И. Музыка и поэзия Текст. / Р. И. Петрушанская. М.: Знание, 1984.-56 с.
  113. , А. Н. Стихотворения Текст. / А. Н. Плещеев. М.: Худож. лит., 1975.-432 с.
  114. Поэзия и музыка: сб. статей и иссл. Текст. / сост. В. А. Фрумкин. М.: Музыка, 1973.-302 с.
  115. Поэты тютчевской плеяды Текст. / сост. В. В .Кожинов, Е.Кузнецова. М.: Сов. Россия, 1982.-400 с.
  116. Проблемы музыкального мышления: сб. ст. Текст. / сост. М. Г. Арановский. М.: Музыка, 1974. — 336с.
  117. , М. Вместо предисловия Текст. / М. Рахманова // Миньона: Музыка в русской прозе: вторая половина XIX века. М: Музыка, 1991. — 319 с.
  118. Русская поэзия в отечественной музыке (до 1917 года): справочник. Текст. / сост. Г. К. Иванов. М.: Музыка, 1966. — Вып. 1 — 438 с.
  119. Русская романтическая повесть писателей 20−40-х годов XIX века Текст. -М: Пресса, 1992.-464 с.
  120. , Е.А. О методах претворения и выразительном значении речевой интонации Текст . / Е. А. Ручьевская // Поэзия и музыка: сб. статей и иссл. / сост. В. А. Фрумкин. М.: Музыка, 1973. — 302 с.
  121. , И.П. Идеи космизма в музыкальной культуре Серебряного века: монография Текст. / И П. Савельева. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2009. — 127 с.
  122. Синтез в русской и мировой художественной культуре: материалы второй научно-практической конференции, посвященной памяти А. Ф. Лосева. -Ярославль: Изд-во Ремдер, 2002. 316 с.
  123. , А.Д. Московский Парнас Текст . / А. Д. Сконечная. М.: Моск. рабочий, 1983. — 176 с.
  124. Слово и музыка. Памяти A.B. Михайлова: сб.ст. Текст. / ред.-сост. Е. И. Чигарева и др. М.: Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского, 2002. -145 с.
  125. Слово и музыка: материалы научных конференций памяти A.B. Михайлова Текст. / ред.-сост. Е. И. Чигарева и др. М.: Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского, 2008. — Вып. 2 — 256 е., нот., ил.
  126. , Г. Г. Русский романс Текст. / Г. Г. Соболева. М.: Знание, 1980. -120 с.
  127. , И. И. Романтизм, его общая и музыкальная эстетика Текст. / И. И. Соллертинский. Л.: Госмузиздат, 1956.
  128. , А.Н. Социальная обусловленность музыкального мышления и восприятия Текст. / А. Н. Сохор // Проблемы музыкального мышления: сб. ст. / сост. М. Г. Арановский. М.: Музыка, 1974. С.59−74.
  129. , Ю.С. Константы- Словарь русской культуры: Опыт исследования Текст. / Ю. С. Степанов. М.: Языки русской культуры, 1997. -824 с.
  130. , И.В. Слово и музыка: диалектика семантических связей: втореф. дис.. докт. искусствоведения: защищена 02.12.1999: утв. 21.07.2000 Текст. / И. В. Степанова М.: Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского, 1999. — 39 с.
  131. , А.Е. Музыка груди (О жизни и поэзии Афанасия Фета) Текст. / А. Е. Тархов // Фет A.A. Сочинения. В 2 т. / сост., вступ. ст. и коммент. А. Е. Тархова. М.: Худож. лит., 1982. — Т. 1. — С. 5 — 20.
  132. А.Е. Человек со вздохом Текст. / А. Е. Тархов // Фет. A.A. Стихотворения. Проза. Письма / сост. Т. Д. Аслановой и др. М.: Сов. Россия, 1988.-464 с.
  133. , Н.В. Западноевропейский символизм и проблема взаимодействия искусств: Опыт интермедиального анализа: монография Текст. / Н. В. Тишунина. СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 1998. — 160 с.
  134. , Ф.И. Стихотворения Текст. / Ф. И. Тютчев. М.: Сов. Россия, 1976. — 336 с.
  135. , Б.А. Семиотика искусства Текст. / Б. А. Успенский. -ML: Языки русской культуры, 1995. 360 с.
  136. , Н.Ф. Жуковский: слово и звук Текст. / Н. Ф. Федоров // Сочинения. М.: Мысль, 1982. — 711 с.
  137. Фет, A.A. Воспоминания Текст. / А. А. Фет. М.: Правда, 1983. — 496 с.
  138. Фет, A.A. Сочинения. В 2 т. Текст. / A.A. Фет. Худож. лит., 1982. — Т. 1. -575 с.
  139. Фет, A.A. Сочинения. В 2 т. Текст. / A.A. Фет. Худож. лит., 1982. — Т. 2. -461 с.
  140. Фет, A.A. Улыбка красоты: избранная лирика и проза Текст. / A.A. Фет. -М.: Школа-Пресс, 1995. 736 с.
  141. , П.А. Храмовое действо как синтез искусств Текст. / П. А. Флоренский // Иконостас: избранные труды по искусству. М.: ACT, 2001. -208 с.
  142. Францева-Дозорова, E.H. Философы и музыка. От Пифагора до Кеплера. Культурологические очерки Текст. / E.H. Францева-Дозорова. М.: ООО Луч, 2007. — Часть I. — 240 с.
  143. , В.Н. Понятие музыка / В. Н. Холопова // Музыкальная академия. -2003.-№ 4.-С. 1−17.
  144. Т.А. А.Г. Рубинштейн: популярная монография. Изд. 2-е / Т.А. Хопрова. Л.: Музыка, 1987. — 96 с.
  145. Т.В. Время и ритм в творчестве Оливье Мессиана / Т. В. Цареградская. М.: Классика-ХХ1, 2002. — 375 с.
  146. , Т.В. Ахматова и музыка Текст. / Т. В. Цивьян // Russian Literature. -Amsterdam. 1975, — № 10/11. P. 173−212.
  147. , М. И. Жизнь П.И. Чайковского. В 3 т. Текст. / М. И. Чайковский // Жизнь П. И. Чайковского М.: Алгоритм, 1997. — Т. 3. — 1885−1893.-617 с.
  148. , М.А. Романтизм в культуре и русской музыке первой половины XIX века: монография Текст. / М. А. Шевчук. СПб.: Инфо-да, 2003. — 110 с.
  149. , Ф.В. Философия искусства Текст. / Ф.В. Й. Шеллинг. М.: Мысль, 1999. — 608 с.
  150. , Ф.В. Философия искусства Текст. / Ф.В. Й. Шеллинг. М.: Мысль, 1966.-496 с.
  151. , А. Мир как воля и представление Текст. / А. Шопенгауэр // Шопенгауэр А. О четвертом корне. Мир как воля и представление. Критика кантовской философии. М.: Наука, 1993. — Т. 1. — 672 с.
  152. , JI.A. Генезис русской духовности Текст. / J1. А. Шумихина. -Екатеринбург: УрО РАН, 1998. 400 с.
  153. , Т.Д. Романтизм в Германии и в России: монография Текст. / Т. Д. Шумкова. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та- Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. пед. ин-та, 2001. — 174 с.
  154. , Т.А. Михаил и Матвей Вильегорские Текст. / Т. А. Щербакова // Русские музыканты XIX века. М.: Музыка, 1990. — 128 с.
  155. , Т.А. Цыганское музыкальное исполнительство и творчество в России Текст. / Т. А. Щербакова. М.: Музыка, 1984. — 176 с.
  156. , Б.М. Мелодика русского лирического стиха Текст. / Б. Эйхенбаум // О поэзии. JL: Сов. писатель, 1969. — 302 с.
  157. , Е.Г. От словесной имитации к симфонизму (принципы музыкальной композиции в поэзии) Текст. / Е. Г. Эткинд // Поэзия и музыка: сб. трудов / сост. Фрумкин В. А. М.: Музыка, 1973. С. 186−220.
  158. , Б.Л. Избранные труды Текст. / Б. Л. Яворский. М.: Советский композитор, 1987.-Т. 1.-365с.
  159. Ямвлих. О Пифагоровой жизни Текст. / пер. с древнегреч. И. Ю. Мельниковой. М.: Алетейа, 2002. — 192 с.
  160. Gier, А. Musik in der Literatur: Einflusse und Analogie Текст. / A Gier. // Peter V. Zima (Hrsg), Literatur intermedial. Musik Malerei — Photografie — Film. -Darmstadt. — 1995.
  161. Sher, St. P. Notes Toward a Theory of Music Текст. / St. P Sher // Comparative Literature. 1970. -vol. XXII. — № 2.
Заполнить форму текущей работой