Проблема актера в театральной системе Ежи Гротовского (1959-1969)
Диссертация
Понимание актерского существования, как спайки идеального владения телом и голосовым аппаратом и углублением во внутренние процессы человеческой психологии, рождает сложную театральную модель. Опираясь во внешнем аппарате актера на модель А. Арто, используя его идеи о главенстве дыхания и звуковой партитуры роли, черпая основные принципы ведения тренингов в восточной философии и практике… Читать ещё >
Содержание
- Глава II. ервая. Актер в театральных системах XX века
- Глава вторая. Автономный театр
- Глава третья. На пути к бедному театру
- Глава. четвертая. Бедный театр
Список литературы
- Гротовский Е. Встреча с самим собой // Театральная жизнь. 1988. № 16. С.24−26.
- Гротовский Е. Искусство как средство передвижения // Московский наблюдатель. 1995. № 1−2 (май). С. 8−18.
- Гротовский Е. К бедному театру: Главы из книги // Материалы межвузовской режиссерской теоретической лаборатории. Вып. 2. Л., 1989.
- Гротовский Е. Наши занятия // Театр. 1973. № 12. С. 36−42.
- Гротовский Е. Оголенный актер // Актер в современном театре. Л.: ЛГИТМИК, 1989. С. 124−135.
- Гротовский Е. От Бедного Театра к Искусству-проводнику: Сб. ст. М.: Артист. Режиссер. Театр, 2003. 351с.
- Гротовский Е. Ответ Станиславскому // Наше наследие. 1988. № 2. С. 117−118.
- Гротовский Е. «Перформер» // Театральная жизнь. 1991. № 11. С.25−26.
- Гротовский Е. Симптомы мастерства // Режиссерский театр от Б до Ю: Разговоры под занавес века. М.: Московский художественный театр, 1999. С. 91−105.
- Гротовский Е. Странствие к театру истоков // Родник. 1989. № 7. С. 47−51.
- Гротовский Е. Театр и ритуал // Театр. 1988. № 10. С. 61−72.
- Гротовский Е. Ты чей-то сын // Родник. 1990. № 11. С. 40−44.
- Гротовский Е. Что было? // Театральная жизнь. 1988. № 17. С. 28−29.
- Grotowski J. Forward a Poor Theatre. New York: Simon and Schuster, 1986.
- Авров Д.Н. Леон Шиллер // Театр стран народной демократии. Л.- М., 1958. С. 222−246.
- Алперс Б. Искусство актера и пути его изучения // Алперс Б. Театр Мочалова и Щепкина. М., 1979.
- Анейчик Н.А. Театр и жизнь // Проблемы театральности. СПб.: СПГИТМиК, 1993. С. 103−114.
- Антонен Арто и современная культура: Материалы межвуз. конф. 24−27 октября 1996 г. СПб., 1996. 132 с.
- Арто А. Театр и его Двойник: Манифесты. Драматургия. Лекции. Философия театра. Спб.- М.: Симпозиум, 2000. 440с.
- Базанов В.В. Театры в нетеатральных помещениях // Базанов В. В. Сцена XX века. Л.: Искусство, 1990. С. 157−161.
- Базилевский А. Театральные диверсии Виткевича // Виткевич С. И. Дюбал Вахазар и другие неэвклидовы драмы. М.: Вахазар- ГИТИС, 1999. 360с.
- Барбой Ю. М. Структура действия и современный спектакль. Л.: ЛГИТМИК, 1988. 201с.
- Барбой Ю.М. Театральный образ: основные элементы и природа связей. Автореф. дис. на соискание учен, степени доктора искусствоведения. Л.: ЛГИТМиК, 1989. 36с.
- Барро Ж.-Л. Воспоминания для будущего. М., 1979.
- Бартошевич А.В. Питер Брук и другие. Движение к «всемирности» // Западное искусство XX век. СПб., 2001. С. 89−101.
- Бартошевич А. Фестиваль в Варшаве // Вопросы театра: Сб. статей и материалов. М.: ВТО, 1977. С. 341−342.
- Башинджагиан Н.З. Время и место Ежи Гротовского: Бедный театр и за пределами театра // Театр XX века. Закономерности развития. М.: Индрик, 2003. С. 289−317.
- Башинджагян Н.З. Режиссер- актер- зритель: поиски новых связей // Актуальные проблемы социалистического искусства. М.: Наука, 1978. С.119−162.
- Бачелис Т.И. Эволюция сценического пространства (от Антуана до Крэга) // Западное искусство. XX век. М.: Наука, 1978.
- Бебутов В. Незабываемое // Творческое наследие В. Э. Мейерхольда. М.: ВТО, 1978. С. 272−281.
- Березкин В.И. Польский театр художника: Кантор, Шайна, Монзик. М.: Аграф, 2004. 336с.
- Богомолова Н. А. Польские и русские поэты XX века: Творческие связи. Аналогии. Художественный перевод. М.: Наука, 1987. 191с.
- Бояджиев Г. Рассказ 5 // Аникст А., Бояджиев Г. Шесть рассказов об американском театре. М.: Искусство, 1963.С. 91−124.
- Брук П. Блуждающая точка. СПб.- М.: Артист-Режиссер-Зритель, 1996. 268с.
- Брук П. Нити времени: Воспоминания. М.: Артист. Режиссер. Театр, 2005. 384с.
- Брук П. Пустое пространство. М.: Прогресс, 1976. 236с.
- Бутенко Э. Имитационная теория сценического перевоплощения. М., 2004. 271с.
- Бутрова Т.В. Американский театр протеста в контексте общественного движения 60-х годов. Альтернативные театры // Борьба тенденций в современном западном искусстве. М.: Наука, 1986. С. 45−62.
- Бутрова Т.В. Ливинг театр // Мир искусств: Статьи. Беседы. Публикации: Альманах. М.: ГИТИС, 1991. С. 133−155.
- Бутрова Т. В. От системы к методу // Западное искусство XX век. СПб., 2001. С. 328−350.
- Бушуева С. Итальянский современный театр. JL: Искусство, 1983. 174с.
- Васильев А. О физическом действии и других секретах // Режиссерский театр от Б до Ю: Разговоры под занавес века. М.: Московский художественный театр, 1999. Вып. 1.С. 36−49.
- Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.: МГУ, 1984.
- Виноградская И.Н. Камертон жизни // Станиславский К. С. Собрание сочинений: В 9 т. Т. 4. М.: Искусство, 1991. С. 5−22.
- Вильсон Г. Психология артистической деятельности. М.: Когито-Центр, 2001. 383 с.
- Виткевич С.И. Эссе о театре // Виткевич С. И. Метафизика двуглавого теленка и прочие комедии с трупами. М.: Вахазар- ГИТИС, 2000. С. 277−362.
- Выготский JI. С. К вопросу о психологии творчества актера // Выготский JI. С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 6. Научное наследство. М.: Педагогика, 1984.1. С.319−329.
- Выготский JI.C. Мышление и речь // Выготский JI.C. Собрание сочинений: В 6 т. Т.2. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1982. С. 5−361.
- Выгодский J1. Психология искусства. СПб.: Азбука, 2000. 241с.
- Гарин Э. С Мейерхольдом. М.: Искусство, 1974. 290с.
- Гвоздев А. Театральная критика. JL: Искусство, 1987.
- Гительман Л.И. Зарубежное актерское искусство XIX века. СПб.: СПбГУП, 2002. 408с.
- Гладков А. Мейерхольд: В 2 т. М.: Союз театральных деятелей РСФСР, 1990. Т. 2. Пять лет с Мейерхольдом. Встречи с Пастернаком. 473с.
- Границы спектакля: Сб. статей и материалов. СПб.: Царскосельск. фил. СПбГАТИ «Интерстудио»: Междунар. мастерская театра синтеза и анимации, 1999. 175с.
- Грачева Л.В. Актерский тренинг: теория и практика. СПб.: Речь, 2003. 168 с.
- Грачева Л.В. Психотехника актера в процессе обучения в театральной школе: теория и практика. Автореф. диссер. на соискание уч. степани доктора искусствоведения. СПб., 2005. 53с.
- Гродзицкий А. Режиссеры польского театра. Варшава: Интерпресс, 1979. 186с.
- Гройсман А.Л. Основы психологии художественного творчества. М.: Когито-Центр, 2003. 184с.
- Громов В. Михаил Чехов. М.: Искусство, 1970. 215с.
- Гурджиев Г Беседы Вельзивула со своим внуком. Минск: Харвест, 1999. 1019с.
- Гурджиев Г. Вестник грядущего добра. СПб.: Изд-во Чернышева, 1993. 256с.
- Гуревич Л. Творчество актера: О природе художественных переживаний актера на сцене. М.: ГИТИС, 2002. 44 с.
- Демидов Н.В. Творческое наследие: В 3 т. Т.1: Искусство актера в его настоящем и будущем. Типы актера. СПб.: Гиперион, 2004. 424с.
- Демидов Н.В. Творческое наследие: В 3 т. Т.2: Искусство жить на сцене. СПб.: Гиперион, 2004. 560с.
- Дидро Д. Парадокс об актере. J1.-M.: Искусство, 1938. 166с.
- Докутович Б. Завадский о системе К.С. Станиславского // Докутович Б. Актер и роль: Некоторые режиссерские уроки Ю. А. Завадского. М.: Искусство, 1983.1. С. 9−29.
- Евреинов Н.Н. Демон театральности. М.- СПб: Летний сад, 2002. 534с.
- Елагин Ю. Всеволод Мейерхольд. Темный гений. М.: Вагриус, 1998. 366с.
- Ершов П.М. Искусство толкования: В 2 ч. Ч. 1. Режиссура как практическая психология. Дубна: Феникс, 1997. 352с.
- Ершов П.М. Сочинения: В 3 т. М.: ТОО «Горбунок», 1992. Т. 1. Технология актерского искусства. 288с.
- Жуков Ю. Из боя в бой. М.: Мысль, 1972.
- Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера. М.: Просвещение, 1978. 333 с.
- Зингерман Б. Жан Вилар и другие. М.: ВТО, 1963. 244с.
- Золотоносов М.А. Искусство актера: семиотический анализ и структурная типология // Вопросы театроведения. СПб.: ВНИИИ, 1991. С. 33−57.
- Золотоносов М. А. Природа театр — человек // Художественное творчество. Человек — природа — искусство. Л.: Наука, 1986. С. 224−227.
- Ионатамишвили Н. В. Психофизиологическое обоснование процесса соединения речи и движений в творчестве актера. Автореф. дисс. на соиск. учен, степени канд. искусствоведения. Тбилиси, 1966. 19с.
- Илларионова Г. Театр «Редута» и уроки К.С. Станиславского // Русская классика и мировой театральный процесс. М.: ГИТИС, 1983. С. 30−37.
- Ильинский И. Сам о себе. М.: Искусство, 1973. 527с.
- История европейского искусствознания. Вторая половина XIX века начало XX века. 1871−1917: В 2 кн. М.: Наука, 1969. Кн. 2. 292с.
- Калмановский Е. С. Книга о театральном актере. JT.: Искусство, 1984. 223с.
- Катарсис: материалы проблемной лаборатории: Альманах. Вып. 2. М.: Сфера, 1998. 279с.
- Кириллов А. Михаил Чехов проблема изучения // Глас мира. СПб, 1994. № 1. С. 114−130.
- Кириллов А. Театральная система Михаила Чехова // Мнемозина: Документы и факты из истории отечественного театра XX века: Вып. 3. М.: Артист. Режиссер. Театр, 2004. С. 495−517.
- Клубков С.В. Последняя студия К.С. Станиславского: Автореф. дис. на соиск. учен, степени канд. искусствоведения ГИИ. М., 1996. 26с.
- Кнебель М.О. Когда репетиция окончена.//Режиссерское искусство сегодня. Сб. ст. М.: Искусство, 1962. С. 69−126.
- Коган Ясный В. М. Творчество актера и наука о человеке. Харьков: Изд. харьк. гостеатра рус. Драмы, 1934. 78с.
- Крэг Эдвард Гордон: Воспоминания. Статьи. Письма. М.: Искусство, 1988.
- Крэг Э. Искусство театра. СПб., 1911.
- Ланг Ф. Рассуждения о сценической игре // Старинный спектакль в России. Л.: Academia, 1928.
- Лауэештайн Д. Элевсиновские мистерии. М.: Энигма, 1996.
- Ливнев Д.Г. Сценическое перевоплощение. М.: ГИТИС, 1991. 224с.
- Максимов В. И. Актерское искусство в теории Антонена Арто. СПб.: СПбГАТИ, 1999. 31с.
- Максимов В. Введение в систему Антонена Арто. СПб.: Гиперион, 1998. 191с.
- Марков П.А. К спорам о системе Станиславского // Марков П. А. О театре: В 4 т. М.: Искусство, 1977. Т. 4. С. 248−262.
- Марков П. Театральная жизнь Польши 1952 год // Марков П. В театрах разных стран. М.: ВТО, 1967. С. 215−222.
- Мацкин А. На темы Гоголя. Театральные очерки. М., 1844.
- Мейерхольд В.Э., Бебутов В. М., Аксенов И. А. Амплуа актера. М.: Издание Гос. Высших режиссерских мастерских, 1922. 16с.
- Мейерхольд в русской театральной критике: 1920−1938. М.: Артист. Режиссер. Театр, 2000. 654с.
- Миронова Н.М. «Общий стиль гротеск-макабр». Театр Виткевича // Театр абсурда. СПб., 2005. С. 49−71.
- Митта А. Ориентир логика жанра // Жанры кино. М.: Искусство, 1979. С.309−318.
- Молодцова М.М. Комедия дель арте (История и современная судьба). JL: ЛГИТМиК, 1990.
- Немирович-Данченко В. И. Рождение театра. Воспоминания, статьи, заметки, письма. М.: Правда, 1989. 576с.
- Новикова Л.М. Станислав Игнацы Виткевич (1885−1939): Автореф. дис. СПГАТИ. СПб., 1999. 19с.
- Оконьска А. Выспяньский. М.: Искусство, 1977. 280с.
- Пави П. Словарь театра. М.: Прогресс, 1991. 504 с.
- Паниотова Т.С. Утопия в пространстве диалога культур. Ростов н/Д.: Издательство Ростовского университета, 2004. 304 с.
- Песочинский Н.В. Актер и образ в театре Мейерхольда // Проблемы современного актерского искусства. Л.: ЛГИТМиК, 1990. С. 140−161.
- Ш. Петров В. А. Основы теории драматического искусства в терминах. Челябинск: ЧГАКиИ, 2002. 125с.
- Поляков М.Я. О театре: поэтика, семиотика, теория драмы. М., 2000. 384с.
- Полякова Е. Станиславский. М.: Искусство, 1977.
- Попов А.Д. Об искусстве перевоплощения актера// Режиссерское искусство сегодня. Сб. ст. М.: Искусство, 1962. С. 44−68.
- Проблемы современного актерского искусства. Л.: ЛГТМиК, 1990. 161 с.
- Проскурникова Т.Б. Поиски пути // Искусство и общество. Тенденции политизации в современном западном искусстве. М.: Наука, 1978.С.103−105.
- Пшибышевский С. О драме и сцене // Пшибышевский С. Заупокойная месса. М.: Аграф, 2002. С. 303−321.
- Пыжова О. Фрагменты театральной судьбы. М.: Советская Россия, 1986. 336с.
- Рацкий И. Из сценической истории шекспировской «Бури» // Шекспировские чтения. 1978. М.: Наука, 1981. С. 111−113.
- Рождественская Н.В. Диагностика актерских способностей. СПб.: Речь, 2005. 181с.
- Рождественская Н.В. Место современных психотехник в профессиональном обучении актера. СПб.: СПбГАТИ, 2003.
- Рождественская Н.В. Психологический анализ некоторых компонентов способности к сценическому перевоплощению. Автореф. дис. на соискание учен, степени канд. искусствоведения. JL: ЛГИТМиК, 1975. 16с.
- Рождественская Н. В. Психология художественного. творчества. СПб.: СПбГУ, 1995. 270с.
- Рождественская Н.В. Театр- лаборатория Гротовского // Рождественская Н. В. Проблемы сценического перевоплощения. Л., 1978. С. 70−73.
- Ростоцкий Б.И. Адам Мицкевич и театр. М.: Наука, 1976. 349с.
- Ростоцкий Б. На пути к социалистическому театру // Искусство революцией призванное. Великая Октябрьская социалистическая революция и искусство стран Восточной Европы. М.: Наука, 1969. С.336−380.
- Ростоцкий Б. Театр Польши // Развитие социалистического искусства в странах Центральной и Юго-Восточной Европы. 1933−1939. М.: Наука, 1983. С.78−82.
- Рудницкий К. Л. Мейерхольд. М.: Искусство, 1981. 424с.
- Рудницкий К. Л. Режиссер Мейерхольд. М.: Наука, 1969. 526с.
- Рудницкий К.Л. Русское режиссерское искусство. 1898 1907. М.: Наука, 1989. 383с.
- Ряпосов А. Режиссерская методология Мейерхольда. 1. Режиссер и драматург: структура образа и драматургия спектакля. СПб.: СПбГАТИ, 2001. 116с.
- Сборник манифестов режиссерского театра. Вып. 1: Метерлинк. Маринетти. Арто. Гротовский. Л., 1986. 324с.
- Свердлин Л. Статьи. Воспоминания. М.: Искусство, 1979. 319с.
- Силантьева И. И., Клименко 10. Г. Актер и его Alter Ego. М.: Грааль, 2000. 564с.
- Симонов П.В. Категории сознания, подсознания и сверхсознания в творческой системе К.С. Станиславского // Бессознательное: Природа. Функции. Методы исследования. Тбилиси: Мецниереба, 1978. Т. 2. С. 518−527.
- Смирнов П. В. Метод К.С. Станиславского и физиология эмоции. М., 1962.
- Смирнов П.В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность. М.: Наука, 1984. 160с.
- Смирнов Несвицкий Ю. А. Ключ к образу. Размышления о способах игры в современном театре. Л.: Искусство, 1970. 103с.
- Смирнов Несвицкий Ю. А. Роль и сценический образ. М.: Искусство, 1968. 71с.
- Смирнов — Несвицкий Ю. А. Советский спектакль сегодня. Л., 1971. 23с.
- Солнцева Л. Связь времен // Проблемы стиля и жанра в театральном искусстве. Межвузовский сборник научных трудов. М.: ГИТИС, 1979. С. 20−31.
- Соловьева И. «Месяц в деревне» // МХТ: Сто лет. Т. 1: Спектакли и сценография. М.:МХТ, 1998. С. 60−63.
- Сольский Л. Воспоминания. М.: Искусство, 1961. 588с.
- Софронова Л. А. Польская романтическая драма: Мицкевич. Красинский. Словацкий. М.: Наука, 1992. 349с.
- Степун Ф.А. Основные проблемы театра. Берлин, 1923.
- Станислав Игнаций Виткевич: Жизнь и творчество: Материалы международного симпозиума. СПб., 2005. 83с.
- Станиславский К.С. Собрание сочинений: В 9 т. М.: Искусство, 1989. Т. 2. 508с.
- Станиславский К.С. Собрание сочинений: В 9 т. М.: Искусство, 1991. Т. 4. 398с.
- Строева М.Н. Режиссерские искания Станиславского. 1898 1917. М.: Наука, 1973.373 с.
- Театр Гротовского: Театр. Лаборатория. Опыты. Встречи. М.: ГИТИС, 1992. 250с.
- Теоретические основы создания актерского образа. М.: ГИТИС, 2002. 180с.
- Титова Г. В. Творческий театр и театральный конструктивизм. СПб.: СПАТИ, 1995. 253с.
- Топорков В. Станиславский на репетиции: Воспоминания. М.: Искусство, 1950. 191с.
- Тэрнер В. Символ и ритуал. М., 1983.
- Филлер В. Современный польский театр. Варшава: Интерпресс, 1977. 125с.
- Фролов В. Мистерия буфф. 1918 // Фролов В. Музы пламенной сатиры: Очерки советской кинематографии. 1918−1986. М.: Советский писатель, 1988. С. 20−67.
- Фролов В. Муза пламенной сатиры. М.: Советский писатель, 1988. 408с.
- Шахматова Е.В. Искания европейской режиссуры и традиции Востока. М.: Эдиториал УРСС, 1997. 157с.
- Шидловский Р. Театр в Польше. Варшава: Интерпресс, 1972. 175с.
- Щербаков В.А. Наследие итальянской комедии масок в исканиях русской режиссуры 1910−1920-х гг. Мейерхольд, Таиров, Вахтангов: Автореф. дис. М., 1992. 22 с.
- Якимович Т.К. Французская драматургия на рубеже 1960−1970-х годов. Киев: Изд-во Киевского университета, 1973. 303с.
- Ярхо В.Н. Семь дней в афинском театре Диониса. М.: Лабиринт, 2004. 355 с.
- Asian О. Aktor XX wieku. Warszawa, 1978. 376 s.
- Axer E. Sprawy taetralne. Warszawa: Panstwowy instytut Wydawniczy, 1966. 366 s.
- Balicki S. Na scenach polskich i radziekich. Warszawa: Wydawnictwa Artistyczne i Filmowe, 1977. 172 s.
- Barba E. Dilated body. Rome, 1985.
- Bernasikowa M. The Wawel tapestries. Verdures. Warszawa: Krajowa Agencja Wydawnicza, 1981.12 s.
- Bratkowski S. Podroz na peryferie. Warszawa, 1965.
- Boguslawski W. Dzieie teatru narodowego na trzy czesci podzielone oraz wiadomosc о zyciu slawnych artistow przez Woyciecha Boguslavvskiego. Warszawa: W drukarni N. Glucksberga, 1820. 385 s.
- Burzynski Т., Osinski Z. Laboratorium Grotowskiego. Warszawa, 1978.
- Centro Di Lavoro Di Jerzy Grotowski. Pontedera, 1989.
- Cricot 2 Theatre. Information Guide. Cracow, 1986. 146s.
- Cricot 2 Theatre. Information Guide. Cracow, 1987−1988. 219s.
- Gren Z. Teatr i absurdy. Warszawa, 1967.
- Dzieduszycka M. «Apocalypsis cum Figuris». Krakow. 1974.
- Hamill K. They Fight: Classical to Contemporary: Stage Fight Scenes. A Smith and Kraus Book, 2003. 165s.
- Historia literatury polskiej w zarysie. Warszawa, 1978. 568 s.
- Klossowicz J. Slownik teatru polskiego. Warszawa, 2002.
- Kumiega J. The Theatre of Grotowski. London, 1985.
- Makowiecki A. Trzy legendy literackie: Przybyszewski, Witkacy, Galczynski. Warszawa, 1980.
- Nowicki R. Theatre schools in Poland. Warsaw, 1962. 44 s.
- Osinski Z. Grotowski i jego Laboratorium. Warszawa, 1980.
- Osinski Z. Grotowski: Zrodla, inspiracje, konteksty. Gdansk, 1998. 411 s.
- Ouaknine S. Theatre Laboratoire. Wroclaw. Jerzy Grotowski. «Le Prince Constant» // Les Voies de la Creation Theatrale. Paris, 1970.
- Replika. Jozef Szajna. Warszawa, 1988.
- Richards T. The Edge Point Of Performance. Pontedera, Italy. Documentation Series of the Workcenter of Jerzy Grotowski, 1997.
- Schechner R., Wolford L. Grotowski sourcebook. London- New York, 1997.
- Schiller L. Teatr ogromny. Warszawa: Grytelnik, 1961.
- Schiller L. Podroz teatralna Mickiewicza z Odyncem. Opracowal Jerzy Timoszewicz. Warszawa, 1973.
- Taborski B. Byron and Theatre. Salzburg, 1972.
- Taranienko Z. Rozmowy о teatrze. Warszawa, 1981.
- Temkin R. Grotowski. New York, 1972.
- Turner V. From Ritual to Theatre. The Human Seriousness of Play. New York, 1982.
- Wolford L. Grotowski’s Objective Drama Research. 1996.1.l
- Клейнер И. Польский театр // Революция и национальности. 1934. № 1. С. 96.
- Помяновский Ю. Новое в польском театре // Современное искусство. 1945. № 27. С. 4.
- Театральная жизнь в Польше // Театр. 1947. № 3. С. 53−64.
- Игнатов С. Вклад славян в театральную культуру Европы // Театр. 1947. № 6. С. 38−47.
- Долгополов М. Театр новой Польши // Театр. 1949. № 8. С. 98−103.
- Фестиваль советских пьес в Польше // Театр. 1949. № 11. С. 104−105.
- Смотр русских пьес на польской сцене // Театр. 1950. № 1. С. 105.
- Знаменательные даты из жизни польских театров // Театр. 1950. № 3. С. 107.
- Ростоцкий Б. В борьбе за новый народный театр. По страницам польского журнала «Театр» // Театр. 1950. № 4. С. 91−100.
- Вивьен J1. Театр преображенной страны // Советское искусство. 1952. № 9. С. 30.
- Марков П. Театральная жизнь Польши // Известия. 1953. 5 февр. (№ 30). С.З.
- Завадский 10. Заметки о польском театре // Театр. 1953. № 3. С. 108−122.
- На сценах польских театров // Театр. 1953. № 11. С. 169.
- В театрах Польши //Театр. 1953. № 12. С. 165−166.
- Польша. Сезон 1954−1955гг. // Театр. 1955. № 7. С. 142−145.
- Шифман А. Польский театр // Казахстанская правда. 1955. 11 окт. С. 5.
- Аронов А. На польских спектаклях // Театр. 1957. № 2. С. 168−175.
- Маргак Оборский С. Плодотворная традиция // Советская культура. 1958. 23 мая. (№ 62). С. 4.
- Ростоцкий Б. Размышляя о польских спектаклях // Театр. 1959. N 2. С.162−173.
- Февральский А. Маяковский и его пьесы // Театр. 1960. № 4. С. 129−137.
- Чато Э. Новый сезон в польских театрах // Польша. 1961. № 2. С. 34−35.
- Фролов В. Свет и тени польского театра // Театр. 1961. № 9. С. 170−178.
- Ленч Л. Польские впечатления // Театральная жизнь. 1961. № 23. С. 28−30.
- Рудницкий А. Из «Голубых страниц» // Театр. 1962. № 7. С. 160−162.
- Ростоцкий Б. Станиславский и польский театр // Театр. 1962. № 12. С. 96−100.
- Окунькова Ю., Ростоцкий Б. Русская классика на польской сцене // Театр. 1965. № 6. С. 145−154.
- Анастасьев А. Лаборатория Ежи Гротовского // Театр. 1967. № 6. С. 165−166.
- США // Театр. 1968. № 2. С. 171.
- Ростоцкий Б. «Театр огромный» // Театр. 1969. № 3. С. 135−143.
- Маенко М. Ливинг-тиэтр рассказывает о себе // Театр. 1969. № 12. С. 146−147.
- Алперс Б. Бабанова и ее театральное время // Театр. 1971. № 1. С. 27−50.
- Силин А. Новое амплуа зрителя // Театр. 1974. № 12. С. 122−132.
- Ростоцкий Б. Революционные традиции режиссуры // Театр. 1977. № 11. С.125−126.
- Февральский А. «Кинофикация театра» // Искусство кино. 1978. № 4. С. 143−144.
- Лотман Ю.М. Семиотика сцены // Театр. 1980. № 1. С. 37−42.
- Зингерман Б. Классика и советская режиссура 20-х годов // Театр. 1980. № 8. С. 76−93.24 130 лет тому назад // Польша. 1984. № 3. С. 35. 242. Кениг Е. Поэт театра // Польша. 1987. № 7. С. 23−27.
- Башинджагян Н. Леон Шиллер человек и его дело // Театр. 1987. № 12. С. 160−169.
- Сахновский В.Г. Вечные законы творчества // Театр. 1988. № 1. С. 78−92.
- У нас в гостях журнал «Диалог» // Театр. 1988. № 10. С. 60−109.
- Бартошевич А. Потребность Найти смысл // Театральная жизнь. 1988. № 16. С. 24−25.
- Швыдкой М. Питер Брук и Ежи Гротовский : Опыт параллельного исследования // Театр. 1988. № 11. С. 100−118.
- Лотман Ю. Язык театра // Театр. 1989. № 3. С. 25- 32.
- Пызина К. Гротовский и польская романтическая драма // Проблемы современного театра: Обзор публикаций. 1989. Июнь. С. 36−37.
- Песочинский Н. «Биомеханика» в теории Мейерхольда // Театр. 1990. № 1. С. 103−112.
- Мейерхольд В. Принципы биомеханики // Театральная жизнь. 1990. № 2. С. 24−25. (Номер посвящен 50-летию со дня смерти В.Э.Мейерхольда)
- Бачелис Т. Заметки о биомеханике // Театральная жизнь. 1990. № 2. С.28−29.
- Фляшен Л. Книга//Вопросы философии. 1990. № 6. С. 62−68.
- Фокин В. Уроки Гротовского // Театр. 1990. № 7 С. 136−146.
- Брук П. Гротовский. Искусство как проводник // Театральная жизнь. 1991. № 11. С. 24−25.
- В соавторах президент // Советская культура. 1991. 27 апр. (№ 17) С. 13.
- Кириллов А. Эксцентрик духа // Антракт. 1991. № 8. С. 6.
- Кантор Т. Несколько теоретических уточнений // Театр. 1991. № 12. С. 134−136.
- Березкин В. Театр Тадеуша Кантора // Театральная жизнь. 1991. № 15. С.25−27.
- Брук П. Гротовский // Московский наблюдатель. 1992. № 1. С. 52.
- Пять мнений о Тадеуше Канторе // Театр. 1992. № 2. С. 147−156.
- Березкин В. Josef Szaina // Театральная жизнь. 1992. № 5. С. 24−25.
- Казьмина Н. Дом, который построили мы // Театр. 1993. № 1. С.98−110.
- Брон Э. Мейерхольд: театр как пропаганда // Диапазон. 1993. № 1. С.75−87.
- Минченко Д. Спектакль «Акрополь» объединил зрителей и актеров // Коммерсантъ- Daily. 1993. 11 февраля. С. 12.
- Песочинский Н.В. Мейерхольд: Амплуа актера // Московский наблюдатель. № 7. С. 10−16.
- Театральная жизнь. 1993. № 9. (номер посвящен Тадеушу Кантору)
- Гозенпуд А. Арбузный монокль Хлестакова // Санкт-Петербургские ведомости. 1993.20 авг. (№ 183). С. 7.
- Яроцкий Е. Никакого кризиса у театра не будет // Экран и сцена. 1995. 6−13 апр. (№ 13). С. 14−15.
- Ходунова Е. Две работы о Гротовском // Московский наблюдатель. 1995. № 1−2 (май). С. 60−61.
- Кречетова Р. Мутанты-2 // Театральная жизнь. 1996. № 4. С. 26−29.
- Табачникова Н. Гротовский // Экран и сцена. 1996. 13−20 июня. С. 7.
- Соколянский А. На тиражирование наложен запрет // Общая газета. 1996. 25−31 января. С. 11.
- Березкин В. Пластический театр: авангардная ересь или другое искусство? // Театральная жизнь. 1997. № 1. С. 35−39.
- Эйзенштейн С. Биомеханика. Неизвестное интервью С. Эйзенштейна // Экран и сцена. 1998. № 5. С. 10.
- Заболотная М. Последний шок // Вечерний Петербург. 1999. 19 янв. (№ 9). С 3.
- Должанский Р. Белград не устоял перед «Грозой» // Коммерсантъ. 1999. 22 сентября. С. 6.
- Швыдкой М. Избранник: На 66-м году жизни скончался Е. Гротовский // Независимая газета. 1999. 19 янв. (№ 7). СЛ.
- Должанский Р. Умер великий театральный экспериментатор // Коммерсантъ. 1999. 19 янв. (№ 1). С. 9.
- Васильев А. Хроника 14-ого числа // Искусство кино. 1999. № 6. С. 130−147.
- Благонравова М. Кто он, этот великий поляк? // Экран и сцена. 1999. № 6. С. 2.
- Сигалов П. Ежи Гротовского вспомнили в Москве // Коммерсантъ. 2000. 27янв. (№ 11). С. 13.
- Осиньский 3. Кантор и Гротовский: два взгляда на театр // Театральная жизнь. 2001. № 7. С. 4−7.
- Осиньский 3. Кантор и Гротовский: два взгляда на театр // Театральная жизнь. 2001. № 8. С. 49−53.
- Эйзенштейн С. М. Лекция о театре: ВГИК, Академия режиссуры, 31 декабря 1935 года // Киноведческие записки. 2001. № 51. С. 106 140.
- Дневник вольного слушателя школы драматического искусства: В 3 тетрадях. В рамках III всемирной театральной олимпиады. 2001.
- Титова Г. В. Мейерхольд и Комиссаржевская: Модерн на пути к условному театру // Петербургский театральный журнал. 2003. № 34. С. 118−126.
- Титова Г. В. Мейерхольд и Комиссаржевская: Модерн на пути к условному театру // Петербургский театральный журнал. 2004. № 35. С. 100−106.
- Башинджагиан Н. Сновидения художника // Петербургский театральный журнал. 2004. № 36. С. 136−138.
- Осиньска К. Театральный космос Гжегожевского // Петербургский театральный журнал. 2004. № 36. С. 138−142.
- Титова Г. В. Мейерхольд и Комиссаржевская: Модерн на пути к условному театру // Петербургский театральный журнал. 2004. № 36. С. 142−151.
- Титова Г. В. Мейерхольд и Комиссаржевская: Модерн на пути к условному театру // Петербургский театральный журнал. 2004. № 37. С. 155−163.
- Титова Г. В. Мейерхольд и Комиссаржевская: Модерн на пути к условному театру // Петербургский театральный журнал. 2004. № 38. С. 138−145.
- Almanach sceny polskiej. Warszawa. 1964−1979.
- Csato E. Ceterum censeo // Teatr. 1960. № 11. S.89−93.
- Eberhardt K. Rzecz о niemosy teatru // Ekran. 1960. № 19.S. 90−96.
- Jasinska Z. Miodzi szukaja // Wiez. 1960. № 5. S. 149−153.
- Falkowski J. Majakowski na gtowie i w cynowej balii // Wspolczesnosc. 1960. № 17. S. 12.
- Kudlinski Т. Swiat se tancuje // Dziennik Polski. 1960. № 61. S. 27.
- Kosinska M. Teatr 13 Rz? dow // Zycie Warszawy. 1960. №. 87. C. 6.
- Flaszen L. W Teatrze 13 Rz? dow//Pami?tnik Teatralny. 1961. № 3. S.230−245.
- Kudlinski T. Raczej Laznia // Dziennik Polski. 1961. № 18. S. 23 — 25.
- Kelera J. Teatr w stanie laski // Odra. 1965. № 9. S. 72 79.
- Jablonkowna L. Ksiqze Niezlomny w Teatrze 13 Rz^dow // Teatr. 1966. № 2. S.67−75.
- Teatr Witkiewicza: forma formy // Dialog. 1967. № 12. S. 22−27.
- Bentley E. Dear Grotowski: An Open Letter // The New York Times. 1969. 30 November.
- Ryan P. Festival Chic // Plays & Players. 1973. № 10. P. 32−33.
- Klossowicz J. Trzy teatry // Projekt. 1974. № 3. S. 26 28.
- Bonarski A. Rozmowa z Grotowskim // Kultura. 1975. № 3. S. 11 15.
- Kott J. After Grotowski: The end of the impossible theater // Thearte Quarterly. 1980. V. 10. № 38. P. 27−32.
- Drake S. Stage watch. Grotowski to set scene at US Irvine // Los Angeles Times. 1983. 29 Sentember. P. 1, 5.
- Kolankiewicz L. Dramat Objektywny Grotowskiego // Dialog. 1989. № 5. S. 128 130.
- Sielicki K. Zadonie: Grotowski // Teatr. 1989. № 10. S. 10−11.
- Kelera J. Grotowski w teatrze stulecia // Teatr. 1989. № 10. S. 11−13.
- Burzynski T. Grotowski -jednosc zycia, mysli, dziela // Teatr. 1989. № 10. S. 14−17.
- Burzynski T. Wehikul Grotowskiego // Odra. 1991. № 6. S. 72 80.
- Prokopiuk J. Noc s Grotowskim // Notatnik Taetralny. 1992. № 4. S. 119 120.
- Prawda i zmyslenie // Teatr. 2000. № 7/8. S. 26−27.