Фортепианная миниатюра в творчестве отечественных композиторов второй половины XX — начала XXI вв.: проблемы стиля и интерпретации
Диссертация
Одновременно особенности поэтики жанра в современный период определяются целым рядом новых явлений, обусловленных стилевым плюрализмом эпохи и усилением влияния индивидуально-авторского начала на жанровую систему миниатюры. В сочинениях рассмотренного периода прослеживаются процессы, связанные с интенсификацией художественного пространства композиции путем смыслового сгущения ее информационного… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ФОРТЕПИАННАЯ МИНИАТЮРА: ИСТОКИ ЖАНРА, СТИЛЬ, ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
- 1. 1. К определению жанра фортепианной миниатюры
- 1. 2. Фортепианная миниатюра и проблема стиля
- 1. 3. «Миниатюра — ядро творческого процесса»: слово композитора
- 1. 4. Интерпретация художественных текстов как исполнительская проблема
- 1. 5. Особенности исполнительской интерпретации жанра миниатюры
- ГЛАВА II. ПУТИ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ФОРТЕПИАННОЙ МИНИАТЮРЫ В 1950—2000-е ГОДЫ
- 2. 1. Фортепианная миниатюра в 1950−60-е годы
- О программности
- Фольклорное направление
- Мир детства
- Авангардистские тенденции
- Индивидуальные проекты"
- 2. 2. Фортепианная миниатюра в 1970−80-е годы
- Программность: новые аспекты содержания
- От «народности» к неофольклоризму
- Развитие детской темы
- Идея игры
- Джазовые влияния
- Полистилистика
- Новая простота"
- Авангардистские искания
- 2. 3. Фортепианная миниатюра в 1990—2000-е годы
- Панорама жанров: метаморфозы
- Новая жизнь «старых» жанров
- Взгляд в прошлое
- Жанровые эксперименты
- Стилизации
- Новая сакральность"
- ГЛАВА III. ОБЛИКИ МИНИАТЮРЫ: ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ Борис Чайковский. «Восемь детских пьес» (1952)
- Алемдар Караманов. Аве Мария (60-е годы)
- Арво Пярт. «Для Алины» (1976)
- Дмитрий Смирнов. «Краткая история музыки» (1978)
- Родион Щедрин. «Играем оперу Россини» (1981)
- Алексей Ларин. «Рассказ охотника» (1985)
- Сергей Слонимский. «Элегия памяти Сибелиуса» (1988)
- Андрей Головин. «Далекое» (1990)
- Валентин Сильвестров. «Багатели» (2005)
Список литературы
- Алексеев А. Интерпретация музыкальных произведений. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1984. 92 с.
- Алексеев А. Русская фортепианная музыка от истоков до вершин творчества. М.: Академия наук СССР, 1963. 272 с.
- Алексеев А. Творчество музыканта-исполнителя: на материале интерпретаций выдающихся пианистов прошлого и настоящего. М.: Музыка, 1991. 104 с.
- Арановский М. Русское музыкальное искусство в истории художественной культуры XX века // В сборнике «Русская музыка и XX век». М.: ГИИ, 1998. С.7−24.
- Арановский М. Что такое программная музыка? М.: Музгиз, 1962. 119 с.
- Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Изд. 2-е. М.: Музыка, Ленинградское отделение, 1971. 373 с.
- Асафьев Б. Русская музыка XIX и начало XX века. Изд. 2-е. JL: Музыка, 1979.339 с.
- Ананян К. Пути развития фортепианной миниатюры в творчестве армянских композиторов XX века (к проблеме эволюции музыкального языка, фактуры, принципов формообразования, жанровой и образной структуры): Автореф. дис.канд. иск. Ереван, 2000. 26 с.
- Андрей Эшпай: Беседы. Статьи. Материалы. Очерки // Сост. Гульянц Е. М.: Советский композитор, 1988. 360 с.
- Асфандьярова А. Интонационная лексика и артикуляция образов пасторали в тематизме фортепианных сонат И. Гайдна: Дисс.канд. иск. Уфа: УГАИ, 2003. 252 с.
- Афанасьев В. Что такое музыка?: эссе, мемуары, стихи. М: Аграф, 2007. 335 с.
- Башарова И. Герои и персонажи фортепианных пьес С. Губайдулиной для детей // Проблемы музыкальной науки. 2008. № 2. С. 111−117.
- Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Советская Россия, 1979. 320 с.
- Бейпина С. В классе профессора В.Х. Разумовской. Л.: Музыка, 1982. 62 с.
- Беседы В. Дувакина с M Бахтиным. М.: Прогресс, 1996. 344 с.
- Беседы с Альфредом Шнитке / Составление, предисловие А. Ивашкина. М.: Классика-ХХ1, 2005. 320 с.
- Бендщкий А., Арановский М. К вопросу о моделирующей функции музыки // Музыка как форма интеллектуальной деятельности: сб. статей. М.: КомКнига, 2007. С. 142−156.
- Берченко Р. В поисках утраченного смысла. М.: Классика-ХХ1, 2005. 372 с.
- БирмакА. О художественной технике пианиста. М.: Музыка, 1973. 138 с.
- Блок А. О романтизме. Электронный ресурс. Режим доступа: http: // dugward.ru/library/blokyblokoromantizme.html (05.11.2012).
- Богданова А. Андрей Эшпай: Монографический очерк. 2-е изд., доп. М.: Сов. композитор, 1986. 168 с.
- БорееЮ. Искусство интерпретации и оценки. (Опыт прочтения «Медного всадника»), М.: Советский писатель, 1981. 400 с.
- Браудо И. Артикуляция (О произношении мелодии). JI.: Музыка, 1973. 181 с.
- Вицинский А. Процесс работы пианиста исполнителя над музыкальным произведением. Психологический анализ. М.: Классика-ХХ1, 2003. 100 с.
- Высоцкая М., Григорьева Г. Музыка XX века: от авангарда к постмодерну. М.: МГК, 2011. 440 с.
- Высоцкая М. Топосы тишины в творчестве Фараджа Караева. Электронный ресурс. Режим доступа: http: //www.karaev.net/tvysotskaya8toposyr.html (01.08.2012).
- Гаврилин В. О музыке и не только. Записи разных лег / Составители Н. Гаврилина и В. Максимов. СПб.: Композитор, 2003. 344 с.
- Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. 368 с.
- Гайлите 3. Лирика и драма в сонатных композициях ранних романтиков (психологические и эстетические аспекты): Автореф. дисс. канд. иск. Вильнюс, 1988.23 с.
- Гаккель Л. Фортепианная музыка XX века. Л.: Сов. композитор, 1990. 288 с.
- Ганзбург Г. Театрализация в вокальной музыке Шумана. Электронный ресурс. Режим доступа: http://stihi.nj/2005/03/03−64/ (25.07.2012).
- Гачев Г. Музыка и световая цивилизация. М.: Вузовская книга, 1999. 200 с.
- Гачев Г. Содержательность художественных форм. М.: Просвещение, 1968. 302 с.
- Гинзбург Л. О лирике. М.: Интрада, 1997. 414 с.
- Гладкова О. Мастер на пороге осени // Музыкальная жизнь. 2002. № 8. С. 18−20.
- Гладкова О. XXI век. Начало. Музыка: Силуэты петербургских музыкантов. СПб.: Музыка, 2007. 284 с.
- Голубовская Н. Искусство педализации. 2-е изд. Л.: Музыка, Ленингр. отд-ние, 1974. 96 с.
- Гомбрих Э. О задачах и границах иконологии // Эстетика и теория искусства XX века. М: Прогресс-Традиция, 2007. С. 656- 686.
- Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. М.: Классика- XXI, 2007. 192 с.
- Григорьев В. Вопросы исполнительской формы и пути её реализации // Музыкальное исполнительство и современность. Вып. 1. М.: Музыка, 1988. С.69−87.
- Григорьева Г. Стилевые проблемы русской советской музыки второй половины XX века (50−80-е годы). М.: МГК, 1985. 208 с.
- Григорьева Г. Николай Сидельников. Камерно-инструментальные сочинения Электронный ресурс. Режим доступа: http: // newmuz.narod.ru/st/SidGrig02.html (31.08.2012).
- Григорьева Г. Новые эстетические тенденции музыки второй половины XX века. Стили. Жанровые направления // Теория современной композиции.-М.: Музыка, 2007. С.24−37.
- Гуляницкая Н. Введение в современную гармонию: Учеб. пособие. М.: Музыка, 1984. 256 с.
- Гуляницкая Н. Методы науки о музыке. М.: Музыка, 2009. 256 с.
- Гуляницкая Н. Поэтика музыкальной композиции. Теоретические аспекты русской духовной музыки XX века. М.: Языки славянской культуры, 2002. 432 с.
- Долинская Е. Канонизация в рамках новаторства и традиции: стилистические тенденции отечественной музыки последней трети XX века // В сб.: М. Е. Тараканов. Человек и фоносфера. Воспоминания. Статьи. М., СПб.: Алетейя, 2003. 299 с.
- Долинская Е. О русской музыке XX века (60−90-е годы). М.: Композитор, 2004. 127 с.
- Долинская Е. Фортепианное творчество Н.Я. Мясковского. М.: Сов. композитор, 1980. 205 с.
- Дотша Р. Образная система произведений С. Слонимского и её пианистическая реализация Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.nbuv.gov.ua/portal/SocGum/Muzmyst/20 099/19.pdf (20.07.2011).
- Драч Н. Основные стилевые тенденции в отечественном фортепианном искусстве второй половины XX века: Дис. канд. искусств. Б.м., 2006. 235 с.
- Дубинец Е. Князь Андрей Волконский. Партитура жизни. М.: РИПОЛ классик, 2010. 384 с.
- Захарова О. Риторика и западно-европейская музыка XVII — первой половины XVIII века. М.: Музыка, 1983. 77 с.
- Зеикин К. Фортепианная миниатюра и пути музыкального романтизма. М.:МГК, 1997.415 с.
- Зепкып К. Фортепианная миниатюра Шопена. М.: МГК, 1995. 151 с.
- Ильин И. Одинокий художник: статьи, речи, лекции. М: Искусство, 1993. 348 с.
- Исаева С., Гунипа Е. Г.Г. Сураев-Королев. Десять прелюдий-импровизаций: Учеб.-метод. разраб. // Морд. гос. ун-т им. Н. П. Огарёва. 2-е изд., перераб. Саранск, 2006. 18 с.
- История отечественной музыки второй половины XX века. Учебник. / Отв. ред. Т. Левая. СПб: Композитор, 2010. 556 с.
- История современной отечественной музыки: Учебник. Вып.2. / Ред. М. Тараканова. М.: Музыка, 1999. 477 с.
- Каган М. Морфология искусства. Л.: Искусство, 1972. 440 с.
- Каретников Н. Темы с вариациями. М.: Астрель, 2011. 272 с.
- Кириченко П. Семантические аспекты работы исполнителя с музыкальным текстом (на примере клавирных произведений XVII -XVIII веков): Дисс.канд. иск. Уфа: УГАИ, 2002. 146 с.
- Коган Г. Работа пианиста. 3-е изд. М.: Музыка, 1979. 182 с.
- Корганов К. Борис Чайковский: личность и творчество. М.: Композитор, 2001. 198 с.
- Коробова А. Теория жанров в музыкальной науке: история и современность. М.: МГК, 2007. 173 с.
- Корто А. О фортепианном искусстве. М.: Классика XXI, 2005. 246 с.
- Корыхалова И. Интерпретация музыки. Л.: Музыка, 1979. 208 с.
- Корыхалова И. Увидеть в нотном тексте.: О некоторых проблемах, с которыми сталкиваются пианисты (и не только они). СПб.: Композитор, 2008. 256 с.
- Кошелев О. О дидактико-методической концепции авторской школы игры на фортепиано А.Ю. Мыльникова // Фортепианное искусство XX столетия: межвузовский сб. науч. тр. СПб: РПГУ им. Герцена, 2000. С. 89−106.
- Крауклис Г. Романтический программный симфонизм. М.: МГК, 1999. 312с.
- Крымский С. Интерпретация как логическая операция // Вопросы философии. 1965. № 11. С.47−57.
- Кузнецова М. Постлюдии Валентина Сильвестрова: поэтика и семантика жанра // Музыкальная академия. 2010. № 4. С. 129−135.
- Ландовска В. О музыке. М.: Классика- XXI, 2005. 366 с.
- Лебедева В. Цикл программных пьес и прелюдий в русской фортепианной музыке XX века: традиции и новые тенденции: Автореф. дисс.канд. иск. М.: 2008. 26 с.
- Левая Т. Моцарт и Сильвестров: мотив вестничества (Моцартианство в творчестве В. Сильвестрова // Моцарт в России: Сб. ст. Ниж. Новгород: ДЕКОМ, 2007. С. 88−94.
- Леденев Р. Со своей колокольни. Черные тетради. М.: Композитор, 2010. 264 с.
- Лейе Т. О музыкальном жанре и различных видах обобщения через жанр // Вопросы музыковедения. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1972. Вып. 66. С.5−27.
- Лейе Т. Особенности гармонического стиля Б. Чайковского: Сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных. М., 1985. Вып. 82. С. 144−161.
- Лемэр Ф.-Ш. Музыка XX века в России и в республиках бывшего Советского Союза. СПб: Гипереон, 2003. 528 с.
- Либерман Е. Творческая работа пианиста с авторским текстом. М.: Музыка, 1988.236 с.
- Лихачев Д. Очерки по философии художественного творчества. СПб.: Изд-во Русско-Балтийский информ. центр БЛИЦ, 1996. 159 с.
- Лихачева И. Фортепианные пьесы Родиона Щедрина // Вопросы фортепианной педагогики под ред. В. Натансона: Сб. ст. ML: Музыка, 1976. Вып. 4. С.228−244.
- Лобанова М. Музыкальный стиль и жанр: история и современность. М.: Советский композитор, 1990. 312 с.
- Лонг М. За роялем с Клодом Дебюсси, Габриэлем Форе, Морисом Равелем. М.: Композитор, 2000. 464 с.
- Лосев А. Диалектика художественной формы. Форма Стиль -Выражение. М.: Мысль, 1995. 944 с.
- Лосев А. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития: В 2-х книгах. М.: Искусство, 1992. Кн.1. 656 с.
- Лосев А. Основной вопрос философии музыки // Лосев А. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991. С.315−335.
- Лосев А. Проблема художественного стиля. Киев: Collegium, Киевская Академия Евробизнеса, 1994. 286 с.
- Лотман Ю. Воспитание души: СПб: Искусство СПб, 2005. 624 с.
- Лотман Ю. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970. 384 с.
- Лукьянович О. Особенности творческого мышления А.К. Лядова: на примере фортепианной миниатюры: Дис. канд. иск. СПб., 2005. 288 с.
- Мазель Л. Исследования о Шопене. М.: Советский композитор, 1971. 247 с.
- Мазель Л. Строение музыкальных произведений. М.: Музгиз, 1960. 466 с.
- Малинковская А. Интонационный анализ произведения в работе с учащимся-пианистом // Проблемы развития системы музыкального образования. Сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 87. М., 1986. С. 105−129.
- Мсишнковская А. Проблемы исполнительского интонирования современной фортепианной музыки последних десятилетий // Современные проблемы советского музыкально-исполнительского искусства. М: Советский композитор, 1985. С. 116−151.
- Мараиц Б. О фортепианных штрихах // Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства: Сб. науч. тр. МГК. Вып.11. Сб.16. М., 1997. С. 60−73.
- Маричева И. Элегия и элегичность в русской музыке XIX века: Автореферат дис. канд. иск. Магнитогорск, 2010. 26 с.
- Мартиисен К. Индивидуальная фортепианная техника. М.: Музыка, 1966. 220 с.
- Мартынов В. Автоархеология. 1952−1972. М.: Классика-ХХ1, 2011. 240 с.
- Мартынов В. Автоархеология. 1978−1998. М.: Классика-ХХ1, 2012. 240 с.
- Мартынов В. Зона Opus Posth, или Рождение новой реальности. М.: Классика-ХХ1, 2005. 288 с.
- Мартынов В. Казус vita nova. М.: Классика-XXI, 2010. 160 с.
- Мартынов В. Конец времени композиторов. М.: Русский путь, 2002. 296 с.
- Медушевский В. Интонационно-фабульная природа музыкальной формы: Автореф. дисс. докт. иск. М., 1984. 46 с.
- Медушевский В. Музыкальный стиль как семиотический объект // Сов. музыка. 1979. № 3. С. 30−39.
- Медушевский В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. 254 с.
- Меркулов А. «Эпоха уртекстов» и редакции фортепианных сонат Бетховена // Музыкальное исполнительство и современность: сб. науч. тр. МГК. Вып. 2. Сб. 19. М., 1997. С.84−116.
- Милка А. Сергей Слонимский. Монографический очерк. JL: Сов. композитор, 1976. 108 с.
- Михайлов М. Стиль в музыке. JI.: Музыка, 1981. 264 с.
- М. Е. Тараканов. Человек и фоносфера. Воспоминания. Статьи. М., СПб.: Алетейя, 2003. 299 с.
- Музыка идёт к слушателю. Беседа Р. Щедрина с JI. Григорьевым и Я. Платеком. // Советская Музыка. 1983. № 1. С.8−28.
- Музыкальная энциклопедия в 6 томах / Гл. ред. Ю.Келдыш. М.: Советская энциклопедия. Т.2. 1974. С. 383, 387.
- Назайкинский Е. Логика музыкальной композиции. М.: Музыка, 1982. 319с.
- Назайкинский Е. Поэтика музыкальной миниатюры Электронный ресурс. Режим доступа: htpp: // www.21israel-music.com/Poetika.htm (25.09.2008).
- Назайкинский Е. Стиль и жанр в музыке. М.: Владос, 2003. 248 с.
- Науменко Т. Музыковедение: стиль научного произведения (опыт постановки проблемы). Мн.: РИВШ, 2005. 212 с.
- Науменко Т. Современное музыковедение и «стиль времени» // Учёные записки РАМ им. Гнесиных. 2012. № 1. С. 4 9.
- Науменко Т. «Стиль времени»: о некоторых тенденциях современного музыковедения // Музыковедение к началу века: прошлое и настоящее. Сб. трудов по материалам конф. 30 октября 1 ноября 2007. М.: РАМ им. Гнесиных, 2007. С.28−37.
- Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М.: Классика-ХХ1, 1999. 232 с.
- Нейгауз Г. Размышления, воспоминания, дневники. Избранные статьи. М.: Классика-ХХ1, 2000. 432 с.
- Нестеров Б. Фортепианное творчество Кароля Шимановского. Проблемы стиля и интерпретации. М.: Композитор, 2002. 144 с.
- Овсянкина Г. Вместе с Борисом Чайковским. // Музыкальная академия. 1999. № 1. С.159−166.
- Новоселова J1. Творчество А. Эшпая. М.: Советский композитор, 1981. 144 с.
- Полежаев А. Музыкальное произведение и его жизнь в трактовках музыкантов разных времен (на примере анализа сонаты Бетховена op. Ill и ее интерпретаций): Автореф. дисс. канд. иск. JL, 1983. 25 с.
- Польдяева Е. Апокриф или послание? // Алемдар Караманов. Музыка, жизнь, судьба. Воспоминания, статьи, беседы, исследования, радиопередачи. М.: Классика-ХХ1, 2005. С. 102−132.
- Поповская О. Символическая программность в советской музыке 70−80-х годов: Дис. канд. иск. Jl., 1990. 201 с.
- Поспелов П. Алемдар Караманов расстаётся с ролью аутсайдера // Алемдар Караманов. Музыка, жизнь, судьба. Воспоминания, статьи, беседы, исследования, радиопередачи. М.: Классика-ХХ1, 2005. С.96−98.
- Потебня А. Из записок по теории словесности. Харьков: Мирный труд, 1905.
- Потебня А. Эстетика и поэтика. М.: Искусство, 1976. 613 с.
- Прасолов Е. Культурологические и полихудожественные тенденции в профессиональной подготовке музыканта-исполнителя: Автореф. дисс.канд. иск. Магнитогорск, 2000. 27 с.
- Рагс Ю. Исполнительский анализ музыкального произведения // Традиции русской художественной культуры: межвузовский сб. науч. тр. Вып 3. Москва-Волгоград: Современник, 2000. С. 97−117.
- Раппопорт С. О вариантной множественности исполнительства // Музыкальное исполнительство. Вып. 7. М., 1972. С. З 46.
- Рожновский ?. Постмодернизм: крушение эстетики? / Музыковедение к началу века: прошлое и настоящее. Сб. тр. по мат-лам конф. 24−26 сент. 2002 / РАМ им. Гнесиных. М., 2002. С.226−235.
- Ручьевская Е. О методах претворения и выразительном значении речевой интонации (на примерах творчества С. Слонимского, В. Гаврилина и Л. Пригожина)//Поэзия и музыка: М.: Музыка, 1973. С. 137−185.
- Ручьевская Е., Кузьмина Н. Цикл как жанр и форма // Форма и стиль: сб. науч. тр. Ленингр. гос. консерватория им. H.A. Римского-Корсакова- отв. ред. Е. Ручьевская. Л., 1990. 4.2. С. 129−174.
- Рьщарева М. Композитор Сергей Слонимский. Л.: Советский композитор, 1991. 251 с.
- Савенко С. Арво Пярт. Аннотации к концертам //Альтернатива? Фестиваль современной музыки. Москва, 19−29 декабря.
- Савенко С. Есть ли индивидуальный стиль в музыке поставангарда? // Советская музыка. 1982. № 5. С. 117−122.
- Савенко С. Мир Стравинского. М.: Композитор, 2001. 328 с.
- Сильвестров В. Дождаться музыки. Лекции-беседы. / По материалам встреч, организованных Сергеем Пилютиковым. Киев: Дух i л1тера. 2010. 368с.
- Сильвестров В. Музыка это пение мира о самом себе. Сокровенны разговоры и взгляды со стороны: Беседы, статьи, письма / Автор статей, составитель, собеседница М. Нестьева. Киев, 2004. 265 с.
- Синельникова О. Монтаж как принцип музыкального мышления Родиона Щедрина: на примере инструментальных произведений композитора: Автореф. дис.канд. иск. М., 2004. 33 с.
- Скребков С. Художественные принципы музыкальных стилей. М.: Музыка, 1973. 447 с.
- Скребкова-Филатова М. Музыкальная фактура как компонент живописности в музыке // Музыкальная фактура. М.: РАМ им. Гнесиных, 2001. С.180−203.
- Скребкова Филатова М. О совершенствовании курса анализа музыкальных произведений для исполнителей // Проблемы развития музыкального образования: сб. трудов. Вып. 87. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1986. С. 130−149.
- Слово композитора: мысли о музыке II Сб. статей и материалов. М.: РАМ им. Гнесиных, 2011. 206 с.
- Слонимский С. Мысли о композиторском ремесле. СПб: Композитор, 2006. 24 с.
- Слонимская Р. (сост.) Вольные мысли. К юбилею С. Слонимского. СПб.: Композитор, 2004. 612 с.
- Смирнов Д. Музыкальная идея // Музыкальная академия. 2002. № 2. С.39−48.
- Смирнов Д. Наброски к автобиографии: http: // homepage.ntlworld.com/dmitrismirnov/dsketches.html (06.01.2011).
- Смирнова И. Комплексное изучение авторского стиля в классе специального фортепиано. Саратов: Yule, 2002. 382 с.
- Соколов А. Введение в музыкальную композицию XX века. М.: Владос, 2004. 23 1 с.
- Соколов А. Теория стиля. М.: Искусство, 1968. 222 с.
- Соколов О. Морфологическая система музыки и ее художественные жанры: Автореф. дисс. докт. иск. М., 1995. 39 с.
- Стравинский И. Хроника моей жизни. М.: Композитор, 2005. 464 с.
- Суслин В. Музыка духовной независимости: Галина Уствольская // Музыка из бывшего СССР. Вып. 2. М.: Композитор, 1996. С. 141−157.
- Сыров В. Типологические аспекты композиторского стиля. Электронный ресурс. Режим доступа: http: // www.people.nnov.ru/Syrov/Rus/ArtStyle.htm (23.10.2010).
- Тараева Г. Интерпретация как учебная дисциплина в вузе // Сов. музыка. 1982. № 7. С.63−68.
- Тараканов М. Творчество Родиона Щедрина. М.: Советский композитор, 1980. 328 с.
- Тевосян А. Откровение и благовествование Алемдара Караманова //Алемдар Караманов. Музыка, жизнь, судьба. Воспоминания, статьи, беседы, исследования, радиопередачи. М.: Классика-ХХ1, 2005. С. 56−67.
- Тевосян А. Перезвоны: жизнь, творчество, взгляды Валерия Гаврилина. СПб: Композитор, 2009. 618 с.
- Теория современной композиции. Учебное пособие / Ответственный редактор В.Ценова. М.: Музыка, 2005. 624 с.
- Тимакин Е. Каждый ученик это новая книга, которую мы должны изучить.//Музыкальная академия. 1998. №№ 3−4. С. 132−140.
- Токун Е. Арво Пярт. Tintinnabulli: техника и стиль: Автореф. дис.канд.иск. М., 2010. 26 с.
- Умнова И. Комментарий к композиторскому стилю: к проблеме интерпретации жанра и текста. Электронный ресурс. Режим доступа: http: // www.astrasong.ru/c/science/article/606 (20.04.2011).
- Ученые записки РАМ им. Гнесиных. 2012. № 1.
- Федченко Т.: Помышление о свете незаходимом: о творчестве Ю. Буцко // Музыка из бывшего СССР. Вып.2. М.: Композитор, 1996. С.8−40.
- Фейнберг С. Пианизм как искусство. М.: Классика-ХХ1, 2001. 340 с.
- Фрейверт Л. Общие принципы формообразования в невербальных искусствах: Дис.канд. иск. М., 2003. 160 с.
- Флоренский П. Детям моим. Воспоминания прошлых дней. Генеалогические исследования. М.: Московский рабочий, 1992. 559 с.
- Флоренский П. Сочинения в 4-х т. Т.4. М.: Мысль, 1998. 795 с.
- Фрумкис Т. Дух рискованной свободы. К портрету Валентина Сильвестрова // Музыкальная Академия. 2008. № 1. С.23−36.
- Фуко М. Слова и вещи. М.: Прогресс, 1977. 405 с.
- Хитрук А. Одиннадцать взглядов на фортепианное искусство. М.: Классика -XXI, 2007. 320 с.
- Хитрук А. Утраты и дары // Музыкальная академия. 1998. №№ 3−4. С. 120−126.
- Холопов Ю. Введение в музыкальную форму. М.: МГК, 2006. 432 с.
- Холопов Ю. Наши в Англии // Музыка из бывшего СССР. Сб. статей. Вып 2. М.: Композитор, 1996. С.255−297.
- Холопова В. К теории стиля в музыке: нерешенное, решаемое, неразрешимое // Музыкальная академия. 1995. № 3. С. 166.
- Холопова В. Музыка как вид искусства. Учебное пособие. СПб.: Лань, 2000.319 с.
- Холопова В. Музыкальный тематизм: Науч.-метод, очерк. М.: Музыка, 1983. 88 с.
- Холопова В. Путь по центру. Композитор Родион Щедрин. М.: Композитор, 2000. 320 с.
- Цареградская Т. Культура как объект музыкознания // Музыка в контексте духовной культуры: сб. трудов. Вып. 120. М.: ГМПИ им. Гнесипых, 1992. С. 3−7.
- Ценова В. Время ритма или Ритм времени: о Новейшей музыке XX века. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.21 israel-music.com/Rhytm.htm
- Ценова В. Говорить своими словами: о музыке Андрея Эшпая // Музыка из бывшего СССР. Вып.2. М.: Композитор, 1996. С. 112−140.
- Цуккерман В. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм. М.: Музгиз, 1964. 634 с.
- Чередниченко Т. Композиция и интерпретация: три среза проблемы // Музыкальное исполнительство и современность: сб. статей. Вып.1. М.: Музыка, 1988. С.43−68.
- Чинаев В. Додекафонно-сериальное произведение: стиль и исполнительская поэтика // Музыкальное исполнительство и современность: науч. тр. МГК. Вып.2. Сб. 19. М., 1997. С.60−83.
- Чинаев В. «Открытое» сочинение и исполнитель (пути осмысления и звукового воплощения алеаторных композиций) //Музыкальное исполнительство и педагогика: История и современность. М.: Музыка, 1991. С.213−239.
- Чернова Т. Лирика род музыкальной организации // Проблемы музыкознания. Сб. трудов. М: МГК, 1975. Вып. 1. С. 83−97.
- Шаймухсшетова Л. Семантический анализ в работе музыканта-исполнителя // Музыкальный текст и исполнитель. Уфа: Лаборатория музыкальной семантики УГАИ, 2004. С. 3−16.
- Шаповалова О. Предисловие к изданию фортепианных пьес А. Караманова «Небесное и земное», М.: Классика-ХХ1, 2004. С. 6 -7.
- Шенбергер Э. Искусство жечь порох: пер. с нидерл. И. Лесковской под ред. Б. Филановского. СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2007. 400 с.
- Шнабель А. Ты никогда не будешь пианистом. М.: Классика- XXI, 1999. 336 с.
- Шпенглер О. Закат Европы. М.: Эксмо, 2006. 799 с.
- Щедрин Р. Музыка идет к слушателю // Советская музыка. 1983. № 1. С. 8−28.
- Щирова И., Гончарова Е. Многомерность текста: понимание и интерпретация: Учебное пособие. СПб.: Книжный Дом, 2007. 472 с.
- Эстетика и теория искусства XX века: хрестоматия / Отв. ред. Н. Хренов, А. Мигунов. М.: Прогресс-Традиция, 2007. 686 с.
- Эко У. Открытое произведение. Форма и неопределённость в современной поэтике. СПб, Symposium, 2006. 408 с.
- Эшпай А. Непрошедшее время. М.: Композитор, 2005. 112 с.
- Юрова Т. Фортепианные произведения современных отечественных композиторов в педагогическом репертуаре. М.: Музыка, 2010. 144 с.
- Яворский Б. Избранные труды / Сост. И. Рабинович. Т.2. 4.1. М.: Советский композитор, 1987. 366 с.
- Якубов М. Борис Чайковский//Музыкальная жизнь. 1974. № 21. С. 15−17.
- Alina и Spiegel im Spiegel. Электронный ресурс. Режим доступа: http: // www.pyart.ru/alina.html (05.07.2012).
- The Science and psychology of music performance: Creative strategies for teaching and learning / Ed.: Parncutt R., McPherson G/E/Oxford: Oxford univ/press, 2002. 388 p.