Принципы формообразования интерьера православного храма
Диссертация
Предметные формы — тема для отечественного искусствоведения традиционно редкая, отчасти вследствие существовавшего долгое время мнения, что искусство разделяется по жанрам на высокое и низкое. Как правило, говорят о «большом синтезе» — взаимодействии монументальной живописи и скульптурной декорации с архитектуройотдельные предметы декоративно — прикладного искусства исследовались в общем… Читать ещё >
Содержание
- Введение. С
- Глава 1. Интерьер православного храма. Состав, структура, взаимосвязи. С
- 1. 1. Идеальная модель интерьера православного храма. С
- 1. 2. Принципы организации идеальной модели интерьера: Объемно-пространственная структура. С. 17 Монументально-декоративное оформление. С. 28 Предметный ансамбль. С
- Глава 2. Факторы формообразования интерьера православного храма
- 2. 1. Первичные формообразующие факторы. С
- 2. 2. Роль канона в формировании интерьера православного храма. С
- 2. 3. Вторичные формообразующие факторы. С
- Глава 3. Тенденции и перспективы развития интерьера православного храма
- 3. 1. Современная ситуация. С
- 3. 2. Анализ возможных путей развития церковного интерьера. С
- Заключение. С. 79 Библиографический
- список использованной литературы. С
- Приложение
- Внедрения. С
- Цвет и материал в интерьере храма. Справочник-каталог. С
- Иллюстрации. С
Список литературы
- Аверинцев С. С. Золото в системе символов ранневизантийской культуры В кн.: Византия, южные славяне и Древняя Русь. Западная Европа. — М., 1973, с 43−52.
- Андросова А. В. Церковь св. Георгия в п. Слобода.// Четвертые академические чтения. Екатеринбург: Ур. Отд. РААСН, 1998 г. — С. 59−60.
- Бадаева Т А. Декоративные принципы древнерусского лицевого шитья 15 столетия: Автореф. дис. канд. искусствоведения. -М., 1972 г.
- Бадаева Т. А. О внутреннем убранстве памятников древнерусского зодчества 15 в.// Проблемы истории СССР М. 1973 -Вып. 3.
- Бадаева Т. А. Ткани и лицевое шитье в убранстве русских храмов 15 в.//Проблемы истории СССР 1974. — Вып.4.
- Бобринский А. А. Народные русские деревянные изделия. М., 1911 г.
- Барановский И. Архитектурная энциклопедия.//М., 1. .
- Бетин П.В. Об архитектурной композиции древнерусских высоких иконостасов.// Древнерусское искусство. Художественная культура Москвы и прилегающих к ней княжеств. М.: Наука, 1970 г. — С. 41−57.
- Бетин Л. В. Исторические основы древнерусского высокого иконостаса.// Древнерусское искусство. Художественная культура Москвы и прилегающих к ней княжеств. -М.: Наука, 1970 г. С. 57−73.
- Бобров Ю. Г. Основы иконографии древнерусской живописи. Спб.: Мифрил, 1995 г. — 256 с.
- Бондаренко И. А. Черты иерархии в древнерусской градостроительной традиции.// Традиции и новаторство в градостроительстве Российской Федерации. Под ред. Н. Ф. Гуляницкого. -М&bdquo- 1986. -С.58−63.
- Бондаренко И. А. К вопросу об использовании мер длины в древнерусском зодчестве.// Архитектурное наследство. № 36, 1988 г. — С. 57−63.
- Бондаренко И. А. К вопросу о «лествичном» построении церкви Иоанна Лествични-ка в московском кремле// Реставрация и архитектурная археология. Новые материалы и исследования. -М., 1995. С. 109−116.
- Бондаренко И. А. Идея иерархии в зодчестве Древней Руси.// Храмостроительство в России. Традиции и современность. Тезисы докладов конференции. — М.: РААСН, 1996 г.
- Бородулин В. А. Уральская народная живопись по дереву, бересте и металлу. Свердловск: Средне-Уральское кн. изд-во, 1982 г. 207 с.
- Брайцева О. И. Некоторые особенности ордерных композиций в русской архитектуре.// Архитектурное наследство. № 18. — 1969. — С. 45−60.
- Брайцева О. И. Творческий метод зодчих начала 17 в.// Архитектурное наследство. -№ 21.- 1973. -С. 48−59.
- Брунов Н. И. Храм Василия Блаженного. М.: Искусство, 1988 г.
- Брюсова В. Г. Русская живопись 17 века. М.: Искусство, 1984 г.
- Булгаков С. Н. Православие: Очерки учения православной церкви. М.: Терра: 1991 г.
- Бусева-Давыдова И. Л. Представление о символике храма в культуре Древней Руси (по письменным источникам).// Храмостроительство в России. Традиции и современность. Тезисы довладов конференции. — М.: РААСН, 1996 г.
- Бутиков Г. П. Ценности истории и культуры в Российском культовом искусстве. (Спб. 18 20 вв.): Автореф. дис. докт. филос. наук. — Спб., 1996 г.
- Бычков В. Русская средневековая эстетика 11 17 вв. — М., 1992 г.
- Бычков В. Эстетические аспекты иконографического канона в восточно христианском искусстве.//Вопросы теории и истории эстетики. — 1972 г. — Вып. 7.
- Вагнер Г. К. Памятники искусства Советского Союза. Старые русские города. -Справочник-путеводитель. -М.: Искусство, 1980 г.
- Вагнер Г. К. Древнерусский ансамбль как образ мира.// Искусство ансамбля. М.: Изобразительное искусство, 1988. — С. 97−140.
- Вениамин, Архиепископ Нижегородский и Арзамасский. Новая скрижаль или Объяснение о Церкви, о Литургии и о всех службах и утварях церковных. Репринтное издание М.: Русский Духовный Центр, 1992 г.
- Вологда. Кириллов. Ферапонтово. Белозерск. Художественные памятники 12−19 вв. М.: Искусство, 1966 г. — 296 с.
- Гинзбург М. Я. Ритм в архитектуре. — М., 1923 г. Ворошилин С. И. Храмы Екатеринбурга. -Екатеринбург, 1996 г.
- Гиппенрейтер В. Гармония вечного. Древнее искусство Карелии: фотоальбом. -Петрозаводск: АО «Карпован Сизарексет», 1994 г.
- Глаголев B.C. Современное православие и искусство: Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1966 г.
- Голубинский Е. А. История русской церкви. М., 1905 г. — В 2-х томах.
- Гончаров Ю. А., Гончарова Н. А. Об искусстве «церковной рези» на Урале 18 начала 20 вв.// Древнерусская традиция в культуре Урала. Челябинск, 1992 г.
- Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии. Репринтное издание. Спб. 1995 г.
- Долгов А. В., Мордвинов Д. Н. Система аналогий Дмитриевского и Рождественского соборов во Владимире./ Четвертые уральские академические чтения. Екатеринбург: Ур. отд. РААСН, 1998 г. — С. 49.
- Долгов А. В., Лупарев А. В. Применение метода масштабной ординации для архитектурной реабилитации типовой 121-й серии крупнопанельных жилых домов.// Пятые академические чтения. Екатеринбург: Ур. отд. РААСН, 2000 г. — С. 50−60.
- Древнерусское декоративно-прикладное искусство. Л, 1985 г.
- Древнерусское искусство. Монументальная живопись 11−17 вв./ Сб. статей. Отв. Ред. Подобедова О. И. М.: Наука, 1980 г.
- Ежегодник Императорского общества архитекторов и художников. Спб., 1914 г.40. «„Зодчий“. Журнал архитектурный и художественно-технический». Спб.: Спб. общество архитекторов. — 1890−1914 гг.
- Иконников А. В., Степанов Г. П. Основы архитектурной композиции. М., 1971 г.
- Иконников А. В. Символика православного храма в образной структуре русского города.// Храмостроительство в России. Традиции и современность. Тезисы докладов конференции. -М.: РААСН, 1996 г.
- Интерьеры общественных зданий. М.: Госстройиздат, 1963 г.
- История русской архитектуры. М.:
- Калинина Е В. Техника древнерусского шитья и некоторые способы выполнения художественных задач.//Русское искусство 17 в. Л., 1929 г.
- Кандинский В. В. О духовном в искусстве. Л, 1990. — 66 с.
- Каптиков А. Ю. Архитектурные памятники Урала 18 в. Барокко в уральской архитектуре. Автореф. дис. канд. искусство ведения. М., 1975 г.
- Каргер М.К. К вопросу об убранстве интерьера в русском зодчестве домонгольского периода.//Труды Всероссийской академии художеств. Т. 1 М. Л. 1947 г.
- Кириченко Е. И Русская архитектура 1830 1910-х гг. — М.: Искусство, 1978 г.
- Кириченко Е. И. Русский стиль. М.: Изд-во Галарт, 1997 г.
- Кириченко Е. И. Архитектура, религия, государство в России 18 начала 20 столетия.// Храмостроительство в России. Традиции и современность. — Тезисы докладов конференции.-М.: РААСН, 1996 г.
- Кольцова Т.М. «Небо» и его росписи в деревянных культовых памятниках Русского Севера. Канд. дис. Л. 1989 г.
- Комеч А. И. Символика архитектурных форм в раннем христианстве.
- Комеч А. И. «Древнерусское зодчество 10-го начала 12 вв.» М., 1987 г.
- Красовский М. Курс истории русской архитектуры. Деревянное зодчество. Пг. 1916 г.-421с.
- Кудрявцев М. П. Москва третий Рим. — М. Сол Систем, 1994 г. — 255 с.
- Кудрявцев М. П. Кудрявцева Т. Н. Русский православный храм. Символический язык архитектурных форм.//"К свету". М. — 1997. — № 17.
- Кудрявцев М. П., Мокеев Г. Я. О типичном русском храме 17 в.//Архитектурное наследство 1981 -№ 29.
- Кудрявцева Т. Н. Русское православное прикладное искусство.//" К свету" М. -1997. — № 17.
- Лазарев В.Н. О некоторых проблемах в изучении древнерусского искусства. Средневековая русская живопись. М., 1970 г.
- Лазуко А.К. В.М. Васнецов. М., 1985 г.
- Лебедев Л. Москва патриаршая. М. «Вече», 1995 г.
- Лисенко Т. Л. Гармонические построения в архитектуре церквей Кижского погоста.// Архитектурное наследство. № 18. — 1969 г. — С. 125−143.
- Лисициан М. В., Новикова Е. Б., Петунина 3. В. Интерьер жилых и общественных зданий. -М., 1973 г.
- Максимов П. Н. Многоцветность в русской архитектуре//Архитектура СССР 1941, № 3, с. 55−66.
- Максимов П. Н. Творческие методы древнерусских зодчих. М.: Искусство, 1976 г.
- Мальгин В. И. Пространство в архитектурной композиции. Автореф. дис. канд. архитектуры. М., 1977 г.
- Маслова Г. С., Станюкович Т. В. Материальная культура русского сельского и горнозаводского населения Приуралья 19 нач. 20 в.//Труды института этнографии — М.: АН СССР, 1960 г. — т. 7, с. 12−23.
- Маясова Н. М. Древнерусское искусство. М., 1970 г.
- Маясова Н. М. Древнерусское шитьё. М., 1987 г.
- Михайлов (Священник о. Борис). О критерии церковности в храмовом зодчестве.// Храмостроительство в России. Традиции и современность. Тезисы докладов конференции. — М.: РААСН, 1996 г.
- МневаН. Е. Искусство Московской Руси второй половины 15 17 вв. М., 19 г.
- Москва и Подмосковье. Справочник путеводитель / М. Ильин, Т. Моисеева. — М.: Искусство, 1979 г.
- Народные русские деревянные изделия. (Предметы домашнего, хозяйственного и отчасти церковного обихода) гр. А. Бобринского. М. 1911 г.
- Настольная книга священнослужителя. М., 1983 г. — Т. 4.
- Николаева Т.В. Художественное ремесло Московской Руси. М., 1974 г.
- Новикова Е. Б. Интерьер общественных зданий. Художественные проблемы. М.: Стройиздат, 1984 г.
- Обухова JI.A. Резьба иконостасов Петербурга 1-й пол. 18 в. Автореф. дис. канд. искусствоведения. М., 1992 г.
- Орлова М. А. О приемах украшения цокольных частей интерьеров древнерусских храмов и их происхождении. Автореф. дис. канд. искусствоведения. М., 1984 г.
- Памятники архитектуры Московской области// Колл. авт. под ред. Подъяпольской Е. Н., т. 1−2. -М.: Искусство, 1975 г.
- Памятники русского прикладного искусства 17 в. Каталог временной выставки из фондов отдела истории русской культуры. Государственный Эрмитаж. Л., 1979.
- Подъяпольский С. С. Основы реставрации памятников архитектуры (учебное пособие). -М, 1983 г.
- Покровский Н.В. Церковная археология в связи с историей христианского искусства. Пг 1916 г.
- Попадюк С. С. Проблемы воссоздания памятников архитектуры (церковь Флора и Лавра на Мясницкой)// Храмостроительство в России. Традиции и современность. Тезисы докладов конференции. — М.: РААСН, 1996 г.
- Постникова Е. П. Принципы композиционного формирования интерьера и их изучение в курсе «Основы архитектурного проектирования». Дис. канд. архитектуры. — М., 1983 г.
- Программа-задание и краткие методические указания по составлению курсового проекта на тему: «Приходская церковь в микрорайоне». Нижний Новгород: НГАСУ, 2000 г.
- Ранеев В. Р. Одна из важных проблем реконструкции исторической застройки// Архитектура СССР -1981 № 9.
- Русское медное литье.//Сб. науч. труд. М., 1993 г. Вып. 1- 2.
- Рыбаков Б. Русское прикладное искусство. М., 1971 г.
- Рыбаков Б. А. Архитектурная математика древнерусских зодчих.// Советская археология. 1957. — № 1. — С. 83−112.
- Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область. -М.: Наука, 1998 г.
- Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. в 2-х томах. — М.: Наука, 1998 г.
- Святыни Екатеринбургской епархии. Екатеринбург. Изд-во Омта, 2000 г.
- Сергеева Н А. Ткани в художественной системе русского народного интерьера. Ав-тореф. дис. канд. искусствоведения. М., 1985 г.
- Сизов Е. С. О некоторых изначальных чертах интерьера Архангельского собора В сб.: Материалы и исследования. Государственные музеи Московского Кремля. — Вып. 3. -М.: Искусство, 1980 г. — с. 87−105.
- Симиненко В. Верхотурский Свято-Николаевский монастырь реставрация православной святыни.// Строительство Среднего Урала. — № 12/1999 — 1/2000 (26).
- Славина М. Н. Объемно-пространственная композиция. Л., 1981 г.
- Современное храмоздательство: проблемы и первый опыт: Материалы «круглого стола по вопросам храмового строительства в Издательском отделе Московского Патриархата.// Журнал Московской Патриархии. 1990. — № 5, с. 26−27.
- Степанов Н. Н. Цвет в интерьере: учебное пособие. М., 1995 г.
- Степанян С Г. Формирование интерьера с учетом особенностей поведения и восприятия человека, на материалах исследования вестибюлей, фойе и кулуаров зрелищ. Автореф. дис. канд. психолог, наук. М., 1984 г.
- Стрижев А.И. Цветы и храм. Растения в русском церковном обиходе. М., 1996 г.
- Стороженко Т.Л. Архетипическая традиция в истории художественной культуры: на материалах языческой и христианской Руси. Автореф. дис. канд. искусствоведения. -Спб., 1997 г.
- Таруашвили JI. И. Эстетика архитектурного ордера. М.: ГНИМА им. Щусева, 1995 г.
- Трубецкой Е. Н. Три очерка о русской иконе: Умозрение в красках. Два мира в древнерусской иконописи. Россия в ее иконе. — М., 1991 г.
- Троице-Сергиева Лавра. М.: Изд-во Московской Патриархии, 1987 г.
- Удралова Н. В. Некоторые направления в русской монументальной храмовой живописи второй половины 19 начала 20 в.// Памятники русской архитектуры и монументального искусства. Столица и провинция. -М.: Наука, 1994 г. — С. 205−219.
- Успенский Л. А. О материалах в церковном искусстве.// Журнал Московской Патриархии, 1988, № 11, с. 20−21.
- Успенский Л. А. Московские соборы 16 века и их роль в церковном искусстве// Философия русского религиозного искусства 16−20 вв. Антология. М., 1993. — С. 329 343.
- Фесенко Д. Церковная архитектура сегодня. Московские зодчие Ю. Ало нов и 3. Осипова.//Московский журнал. 1991. -№ 10, с. 38−41.
- Флоренский П. А. Иконостас// В сб.: Иконостас. Избранные труды по искусству. -Спб.: Мифрил, Русская книга, 1993 г. 366 с.
- Флоренский П. А. Обратная перспектива.// В сб.: Иконостас. Избранные труды по искусству. Спб.: Мифрил, Русская книга, 1993 г. — 366 с.
- Флоренский П. А. Храмовое действо как синтез искусств.// В сб.: Иконостас. Избранные труды по искусству. Спб.: Мифрил, Русская книга, 1993 г. — 366 с.
- Флоренский П. А. Небесные знамения.// В сб.: Иконостас. Избранные труды по искусству. Спб.: Мифрил, Русская книга, 1993 г. — 366 с.
- Храм Христа Спасителя в Москве. М.: Планета- ТОО Кузнецкий Мост, 1992 г.
- Христианство. Энциклопедический словарь: в 3-х томах. М.: Научное изд-во Большая Российская Энциклопедия, 1995 г.
- Церковная культура Санкт-Петербурга. Спб1994 г.
- Шабельская Н.П. Материалы и технические приемы в древнерусском шитье.// Вопросы реставрации М., 1926 г. — Вып. 1.
- Шевелев И. И. Принцип пропорции: о формообразовании в природе, мерной трости зодчего, архитектурном образе, двойном квадрате и взаимопроникающих подобиях. -М., 1986.
- Шернин М. Д. Взаимодействие традиционной (средневековой) схемы росписи православного храма и современных построек.// Пятые академические чтения. Екатеринбург: Ур. отд. РААСН, 2000 г. — С. 61−66.
- Щенков А. С. Проблемы традиционной формы в современном храмостроении в России.// Храмостроительство в России. Традиции и современность. Тезисы докладов конференции. — М.: РААСН, 1996 г.
- Щенков А. С. Об иконографии и тектонике православного храма. (Опыт содержательной интерпретации архитектурных форм). М. 1998 г.