Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Идейно-политические предпосылки моды в отечественной культуре XX века

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Деятельностный подход. Характерен для работ Е. Я. Басина, А. Б. Гофмана, К. М. Кантора, В. М. Красина, Б. Д. Парыгина, В. И. Толстых, А. Г. Харчева. В качестве предмета анализа данные исследователи рассматривают поведение последователей моды как специфический вид поведения человека. Причем, в рамках этого подхода сложились две различные позиции: сторонники первой склонны считать, что мода… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава I. Взаимосвязь моды и массовой культуры
    • 1. Социальные функции моды в пространстве массовой культуры XX века
    • 2. Тенденции массовой культуры как модообразующие факторы
    • 3. Взаимовлияние традиционных видов искусства и моды
  • Глава II. Влияние идейно-политических установок и социальных событий на изменения тенденций моды
    • 1. Социальные потрясения и мода
    • 2. Одежда как личностная концепция — специфическая черта в культуре XX века
    • 3. Мода и технический прогресс

Идейно-политические предпосылки моды в отечественной культуре XX века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. XX век в России отмечался существенными изменениями в различных сферах общественной жизни: менялась политическая система руководства страны, экономики, развивалась система демократических начал в управлении обществом, происходило преобразование духовной сферы. Одним из важнейших направлений таких преобразований является существенное изменение поведения человека в сфере быта, межличностного общения. Эти отношения определяются не только элементами духовной культуры, к которой относятся обычай, нормы, традиции, но и таким важным явлением, как мода.

Мода — это интереснейшее явление, составляющее значительный пласт культуры. Обладая эстетической ценностью, мода играет существенную роль в определении форм социального поведения, становится средством выражения идеалов различных слоев общества. В XX веке изменение направлений и тенденций в моде, охватывает практически все слои населения, значительно ускоряется смена моды. Эта смена характеризует не только появление новых возможностей в промышленном производстве одежды. Она, прежде всего, отражает те процессы, которые касаются более широких сторон общественной жизни. Посредствам моды в одежде могут быть выражены не только элементы, связанные с необходимостью защиты тела от внешней среды. В ней реализуется общечеловеческие, морально-эстетические нормы и принципы. Мода выступает как знак, символ, обеспечивающий включение индивида в ту или иную форму общения с окружающими людьми. Следовательно, используя этот знак, имеющий социальный смысл, человек определяет свое место в системе общественных отношений, форму взаимодействия с разными группами индивидов, посредством одежды предлагая тот или иной способ общения с разными людьми.

Мода — это один из наиболее распространенных и наиболее быстро реагирующих на любые изменения в общественно-политической жизни вид искусства. Изучение феномена моды способствует более глубокому пониманию потребностей общества, выявлению интересов и запросов различных слоев населения. В моде отражаются существенные черты своего времени, прослеживается связь с изменениями в стране с процессами в сфере культурной жизни общества.

Мода оценивается как одно из направлений, имеющих богатые традиции в культуре, она обеспечивает сохранение национальных достижений своего народа. Особо важным аспектом исследования феномена «мода» является изучение формирования отечественной моды в наполненном событиями XX веке, отражающей и эти события, и специфику народа, особенности его культурного развития, тех представлений, традиций и обычаев, которые сложились в течение данного времени в России.

Во многих работах, посвященных исследованию феномена моды в культуре, происходит подчас неосознанное смешение понятий «мода» и «моделирование костюма», их эстетических функций, что не позволяет в полной мере выявить специфику понятия «мода» как направления в культуре. До сих пор в теории моды не нашли отражение существенные изменения в мировоззрении XX века, способные повлиять на природу самого феномена «моды» и на принципиальные установки в области моделирования костюма.

Как показал анализ литературы, процессы, характеризующие развитие дизайна костюма в XX веке, их связь с социокультурной ситуацией минувшего столетия освещена слабо и не получила научно-концептуальной разработки. Таким образом, данное исследование представляется современным и актуальным.

Цель исследования состоит в культурологическом анализе феномена моды, обусловленного идейно-политическими предпосылками в отечественной культуре XX века.

Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:

1. Выявление социальной роли и особенности функционирования моды в культуре XX века;

2. Выявление ценности моды в пространстве массовой культуры XX века;

3. Исследование степени влияния и взаимосвязь художественных течений XX века, технических новшеств и моды в костюме повседневности;

4. Анализ основных идейно-политических и социальных событий России XX века, их влияние на изменение в тенденциях моды;

5. Определение особенности выражения личности на примере эволюции отечественного костюма XX века.

В качестве объекта исследования в работе рассматривается мода в отечественной культуре XX века.

Предметом исследования являются идейно-политические предпосылки в отечественной моде XX века, ее изменения, как отражение общественных процессов и событий.

Концепция исследования. В мимолетности, изменчивости моды проявляется свойственная человеку жажда новизны и обновления, одновременно в моде отражаются многие социальные и политические процессы. Изучение феномена моды способствует более глубокому пониманию потребностей общества, выявлению интересов и запросов различных слоев населения. Мода отражает существенные черты своего времени, вызывая резонанс в широких кругах общественности, и предвещает изменения в стране, связанные с демократическими процессами в социокультурной жизни общества. Мода рассматривается в исследовании как явление, сумевшее раздвинуть идеологические рамки, что послужило поводом к перенесению многих социально-политических проблем в культурно-философский и эстетический пласт.

Степень научной разработанности проблемы. Мода как явление рассматривалась с разных позиций уже несколько веков. Из известных нам работ, посвященных моде, наиболее ранними являются работы, написанные в XVIII — первой половине XIX веков. Они имеют не столько научный, сколько обзорный характер. «Переписка моды» Н. В. Страхова, «Несколько замечаний о современных модах в одеждах» архиепископа Амвросия (в миру — А.И. Ключарев), «Моды и цинизм» Ф.Дишера. Появившиеся позже работы можно классифицировать в соответствии с тем, какой из факторов выступает в качестве обуславливающего все конкретные проявления моды.

Э.Тейлор и Г. Шурц считали, что любая мода выступает формой воплощения эстетических воззрений эпохи. И. Кант и Г. Зиммель видели в моде не столько выражение вкуса, сколько выражение тщеславия, честолюбия. И. Блох и Э. Фукс выявили в моде еще один аспект, указав, что она может складываться под определенным влиянием эротических потребностей. Важное место в истории моды заняли работы В. Зомбарта, объясняющего все явления моды одной общей причиной — коммерческими интересами предпринимателей. Проблема моды поднималась и многими советскими философами, обществоведами, такими как Е. Я. Басин, И. В. Бестужев — Лада, С. И. Иконников, В. Т. Лисовский, Э. В. Ильенков, Л. И. Коган, В. Д. Парыгин, Б. Ф. Поршнев, В. И. Толстых.

Изучение исследований современных авторов, специализирующихся на анализе того или иного частного аспекта моды, дало возможность выделить шесть относительно самостоятельных направлений ее анализа:

1. Деятельностный подход. Характерен для работ Е. Я. Басина, А. Б. Гофмана, К. М. Кантора, В. М. Красина, Б. Д. Парыгина, В. И. Толстых, А. Г. Харчева. В качестве предмета анализа данные исследователи рассматривают поведение последователей моды как специфический вид поведения человека. Причем, в рамках этого подхода сложились две различные позиции: сторонники первой склонны считать, что мода представляет собой специальный, культивируемый людьми способ поведения, движущим мотивом которой выступает единственно престижно-символическая потребность (ЕЛ.Басин, К. М. Кантор, В.М.Красин) — сторонники второй полагают, что в поступках последователей моды находит проявление, наряду с потребностью в символах, престижа и потребность самореализации (З.Л.Савдогарова, А.Г.Харчев).

2. Экономический подход (И.В.Архипова, С. О. Аничкина, Н.Т.Фролова). Среди различных функций моды данные исследователи выделяют в качестве предмета специального анализа ее экономическую роль, изучают возможности и границы использования моды в экономической сфере жизнедеятельности общества.

3. Эстетический подход (В.И.Казаринова, О. Д. Кащенко, Е. Киреева, Т. В. Козлова, Н.Т.Савельева). Рассматривает моду сугубо с позиции ее подчиненности эстетическим требованиям эпохи, с точки зрения степени проявления этих требований в моде.

4. Коммуникативный подход (В.Ю.Борев, А. В. Коваленко, Л.В.Петров). Здесь мода становится объектом внимания как специфический способ массовой коммуникации.

5. Психологический подход (Л.Е.Коломинский, Б. Д. Парыгин, Б.Ф.Поршнев). .Его сторонники изучают способность моды воздействовать на настроение индивидов, служить средством эмоциональной разрядки.

6. Комплексный подход, при котором указанные аспекты рассматриваются в единстве (Л.А.Масалкова, З.Б.Элькина).

Несмотря на большое количество исследований, до сих пор еще практически не применялся культурологический подход к изучению феномена моды, не рассматривалось влияние идейно-политических изменений, происходящих в обществе, на изменение тенденций моды.

Теоретической основой настоящего исследования послужили фундаментальные труды отечественных и зарубежных авторов, заложивших базисные понятия теории и истории культуры, К ним относятся философские, эстетические труды Ж. Бодрияра, Г. Блумера, Г. Зиммеля, В. Зомбарта, И. Канта, Х. Ортеги-и-Гассета, Д. Ричардсона, Г. Спенсера. В. А. Апрелевой, В. В. Бычкова, В. Д. Губина, С. И. Иконникова, Т. Ф. Кузнецова, В. Т. Лисовского, Ю. М. Лотмана, А. Л. Маршака, Н. В. Маньковской,.

В.Д.Парыгина, В. И. Полищука, Б. Ф. Поршнева, Л. Н. Столович, Т. К. Стриженовой.

А также труды по теории и истории моды в костюме повседневности Р. Барта, Е. В. Киреевой, Г. Кребера, И. В. Бандуры, ЕЛ. Басина, Л. В. Орловой, Н. В. Страхова, Л.Харченкова.

Искусствоведческие исследования представлены работами И. А. Андреевой, А. Б. Гофмана, М. И. Килошенко, Н. М. Каминской, В. Кандинского, К. Малевича, М. Н. Мерцаловой, М. М. Новиковой, Л. В. Петрова.

Наконец, социологическое, психоаналитическое и историческое • направления представлены исследованиями И.В.Бестужева-Лады, Т. Веблена, З. Фрейда, Э. Фрома, Й. Хейзенги, К. Г. Юнга.

Методологической основой исследования является культурологический подход к феномену «мода», позволяющий выделить ее основные сущностные характеристики, определить принципы развития моды, ее роль в детерминации человеческой жизнедеятельности в условиях смены стереотипов сознания и поведения. В диссертации использовались общенаучные методы анализа и сравнения, дающие возможность исследовать особенности развития моды во времена разных идейно-политических государственных систем, конкретно-исторический и историко-культурологический методы. В работе использованы описательный и объяснительный методы, а также метод искусствоведческого анализа.

Информационную базу исследования составили материалы научных конференций, посвященных проблемам отечественной культуры в XX веке. Использовались материалы научных конференций «Научно-техническая революция и культура», «Научно-техническая революция и проблема человека», «Научно-техническая революция и развитие художественного творчества" — Программа Коммунистической Партии Советского Союзапостановления ЦК КПССматериалы пленумов ЦК КПСС, материалы съездов КПСС и ВЛКСМ. Использовались данные социологических исследований об изменении фасонов одежды в России в течении XX векаколлекции отечественных дизайнеров: Н. Ламановой, В.МухинойА.Родченко, В. Степановой, В. Зайцева, В.Юдашкина.

Научная новизна работы заключается в новой интерпретации идейно-политических предпосылок развития моды России XX века, в исследовании ее прогностических функций, предвещающих изменения в социокультурной и политической жизни общества. Новизна исследования представлена также:

• в рассмотрении моды как универсального механизма постоянного обновления общественной жизни, действующего на основе утверждения нового в социальной жизни;

• в анализе социальных и художественных процессов, выявляющих ценности моды в общекультурных и социально-политических тенденциях данной эпохи;

• в выявлении причины возникновения принципиально новых видов одежды, отражающих условия жизнедеятельности, продиктованных научно-техническим прогрессом и новыми течениями в искусстве;

• в исследовании моды в системе смены субъектов, определяющих ее становление, утверждение и разрушение. В работе даются характеристики тех событий и явлений, которые являются движущей силой моды конкретного периода ее развития. В частности, Октябрьская Революция 1917 года, первая и вторая мировые войны, «перестройка» конца 80-х г. г XX в.- • в выделении сущностных характеристик моды как возможной системы формирования и реализации потребности в самовыражении личности с помощью внешнего обновленияНаучно-практическая значимость работы заключается в том, что ее положения, обобщения и выводы могут быть использованы при разработке курсов по истории культуры повседневности. Материалы диссертационного исследования могут быть применены в учебных курсах по истории костюма, при разработке факультативных курсов по истории быта.

Апробация работы: Материалы исследования обсуждались на семинарах кафедры теории и истории культуры НГПИ, отражены в публикациях автора, посвященных культуре костюма, функциям моды, эстетике костюма. Содержание диссертации отражено в выступлениях автора на конференциях: «Деятельностное понимание культуры как вид человеческого бытия» (г.Нижневартовск 2003 год) — «Этические проблемы развития современной цивилизации» (г.Пенза 2004 год) — «Искусство в современном мире» (г.Нижневартовск 2004 год).

Положения, выносимые на защиту:

1. Мода действует как система «социального символизма», в рамках которого происходит создание и использование знаков социального статуса личности, регулирующих внутригрупповые и межгрупповые отношения.

2. Ценности моды в пространстве массовой культуры обладают следующими характеристиками: демонстративность, цикличность, современность, игра.

3. Условия жизнедеятельности, продиктованные прогрессом и новыми течениями в искусстве, изменившееся положение женщины и ее взаимоотношений с мужчиной и обществом явились предпосылкой возникновения принципиально новых видов одежды.

4. Под влиянием основных идейно-политических и социальных событий в России XX века разрушались принципы классической морали, что повлекло за собой радикальную смену формы костюма. Мода выполняет прогностическую функцию, предвещая изменения в стране связанные с демократическими процессами в социо-культурной жизни общества.

5. Мода является средством самовыражения личности и показателем ее культуры, а костюм XX века — знаковой системой, характеризующей «концепцию личности».

Структура и объем диссертации

: работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Общий объем диссертационного исследования составил 115 страниц.

Заключение

.

Каждая эпоха переживает те или иные «течения» моды, в которой отражаются политические, идеологические и социальные изменения, характеризующее суть данной эпохи, что позволяет современникам и потомкам лучше осознать действительность данного периода времени, выразить свои интересы, притязания и ценности. Так, XX век в России стал веком становления принципиально новых основ общественно-политической жизни, новых духовных идеалов. На основе исследования можно сформулировать, три основных принципа, определившие направление моды XX столетия в России:

— ликвидация в ходе революции 1917 года и в послереволюционное время социальных ограничений в моде и ее демократизация;

— смена форм в костюме, особенно женском, исчезновение искусственности, нагромождения, статуса длины;

— целесообразность, которая в большей или меньшей степени становится главным цензором моды.

Говоря о социальной функции моды, необходимо отметить, что одежда выполняет, прежде всего, функцию знака, поскольку она несет на себе отпечаток статусной позиции человека. Одежда является знаком, который может читаться окружающими как текст, характеризующий вкус ее обладателя. Разумеется, никто не хочет демонстрировать плохой вкус, но знак — это непроизвольный след статуса, поэтому он читается независимо от желания его носителя. Наличие же плохого вкуса, проявленного в одежде, нередко говорит о характере и об общей культуре человека. Свою личность трудно скрыть и она «проступает» вопреки нашей воле в знаках одежды.

Внешняя сторона жизни существенно влияет на наше внутреннее состояние, настраивая нас соответствующим образом, поэтому одежда — это не только «самовыражение», в ней есть и фактор обратной связи. От стиля в одежде зависит, в определенной степени, возможность реализации способностей человека, удовлетворение индивидуальных потребностей, уровень культуры.

Каждый человек, так или иначе, не только должен, но и вынужден осуществлять в своей жизни выбор между различными ценностями и образцами поведения. Знание о том, что есть мода, может помочь осуществить этот выбор ответственно, в интересах развития личности и общества, без которого личность не существует.

Одним из источников формирования моды выступают различные виды искусства — область духовной культуры общества. Художников-модельеров, создающих одежду, сравнивают с архитекторами, скульпторами, музыкантами, так как они общими с ними способами создают свои изделия. Благодаря работе дизайнеров мы можем говорить о том, что мода — это элемент не только материальной, но и духовной культуры.

Моду мы рассматриваем как комплексную среду, синкретическое явление, в котором органично соединены искусство, политика, достижения научно-технического прогресса, а также различные социальные процессы, происходящие в обществе. Опосредовано, и в тоже время, реалистически отражая все социально-политические процессы, мода становится массовым явлением, она дает возможность отобразить все, что свойственно человеку, независимо от его социального положения, сохранить и выразить свое личностное начало.

В годы гражданской войны в России появился лозунг: «Железной рукой загоним человечество в счастье!». Субъектом, познавшим истину и путь к счастью всех людей, считалось, прежде всего, государство. Отсюда тенденция к усилению регулирующей роли государства, в том числе в повседневной жизни. Партийно-государственный контроль глубоко проникал в сферу повседневной жизни. Государство присваивало себе право решать, что нужно народу, что вредно, какие фасоны одежды содействуют воспитанию людей, а какие нет. Мода в тех условиях являлась воплощением спонтанной реакции протеста против дегуманизации общества, установок тоталитарного режима, представляющих человека обезличенной деталью социального механизма, политизированным придатком системы, персональные интересы которого должны быть подчинены коллективным утопическим идеалам и ценностям. При таком подходе к человеку, его эстетические и коммуникативные потребности не удовлетворяет культура, подчиненная методу социалистического реализма, и появление неформальных тенденций в культуре становится закономерным. Утверждению моды способствовала политическая «оттепель» 60-х г. г., пробудившая социальную активность общества, которое требовало адекватных форм осознания действительности и ее художественного отражения.

Мода выступает в качестве катализатора процессов, происходящих в меняющемся обществе. То новое, что необходимо человеку, быстро входит в моду, а ненужное — отвергается. Таким образом, мода помогает обществу приспособиться к постоянно меняющимся условиям существования и определить свои будущие потребности.

Проявления моды в культуре XX века разнообразны и многоплановы, они характеризуются индивидуальностью процессов восприятия и отражения событий, происходящих в обществе. Так, символической атакой на мужские привилегии стало все более усиливающееся «вторжение» женщин в пространство мужской субкультуры. Особенно массовым это вторжение стало во второй половине XX века. Постепенное вторжение женщин в сферу мужских занятий требовало создания и более функциональной женской одежды, или прямого заимствования мужской.

Развитие феминистического движения, ставящего своей целью достижения равенства мужчин и женщин, нередко вырастает в движение за стирание границ между мужской и женской субкультурами. В этом контексте введение в женский гардероб традиционно мужских типов и фасонов одежды явилось актом символического бунта.

Доминирующими факторами в культуре XX века стали средства массовой коммуникации, широкая компьютеризация, а также развитие технических видов искусства, таких как кинематограф, фотография и реклама. Повышение уровня цивилизации порождает новый способ восприятия и творчества. Они не только информируют человека о новейших событиях во всех сферах общественной жизни, но и формируют его политические взгляды, интересы и потребности, ориентации и вкусы, вольно или невольно, прививают определенные стандарты быта, формируют оценки тех или иных событий. Развитие телевидения и рекламы создало мощные средства потребностей, а значит и манипуляции поведением миллионов людей. Они могут одновременно получать информацию, толкающую их на однотипные действия. Рекламируемая мода удовлетворяет потребность человека создавать иллюзию наличия у него модных стандартов, приближающих его к принятым эталонам и передавать окружающим сведения о себе с помощью одежды, усиливающей значимость индивида.

Таким образом, можно говорить о том, что мода выступает неким опосредующим элементом между индивидом и социальной средой, через который происходит социальное взаимодействие, определяемое не только содержанием общения, но и тем, как человек себя представляет.

История человечества показала, что стрелки часов моды не останавливаются ни на одну секунду. Ни одна война, никакие запреты еще не остановили циклической формы поступательного движения моды. Мода — зеркало так называемого «духа времени». Вместе с тем, она является своеобразным фактором прорыва, взламывающим кажущиеся незыблемыми каноны, предвосхищающим грядущие изменения в социально-политической и культурной жизни общества.

Проблематика, связанная с таким явлением как «мода», широка, разнопланова, поэтому невозможно в полной мере осветить все вопросы, связанные с ней. Очевидно, что будущее направление моды станет показателем социокультурного и идейно-политического развития России.

Творчество художников-модельеров, дизайнеров и всех, кто занимается созданием моды продолжается, а следовательно, исследования данного процесса не может быть лишь фиксацией прошлого. Поэтому данная тема остается актуальной и в ней есть перспективы для дальнейшего исследования важнейшего в научном и жизненном отношении феномена отечественной культуры XX века — российской моды.

Показать весь текст

Список литературы

  1. A.M. Подражатели и мода / A.M. Агальцев // Вопросы философии и психологии. Вып. 2 / Под. ред. Б. Д. Парыгина. — Л.: ЛГУ, 1968. — С. 48−50.
  2. . Возникновение одежды / Б. Адлер. СПб.: Худ. типолитография А. В. Вйерман, 1901. — 257 с.
  3. Х.Д. Мода между спросом и предложением / Х. Д. Альтхауер., У. Альтенбург.- М.: Легкая промышленность, 1987. 101 с.
  4. А.Ю. История костюма. Эпоха. Стиль. Мода: От древнего Египта до модерна / А. Ю. Андреева.- СПб.: Паритет, 2001. 136 с.
  5. И.А. Мода и культура одежды / И. А. Андреева. М.: Знание, 1987. — 89 с.
  6. И.А. Массовая мода и «технологическая эстетика» / И. А. Андреева // Ценности, образ жизни и жилая среда. Труды ВНИИТЭ /Отв. ред. А. В. Иконникова.- М.: Техническая эстетика, 1987.- С. 68 -70.
  7. В.А. Музыка как эстетическая реальность. Теоретические проблемы / В. А. Апрелева. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 1999. — 327 с.
  8. В.Т. Мода, вкус, красота / В. Т. Армавская., В. Щербакова. М.: Искусство, 1992. — 288 с.
  9. И. Как себя вести / И. Асмаа. Таллинн: Валгус, 1972. — 185 с.
  10. И.В. Идеологический аспект моды как средства коммуникации / И. В. Бандура // Всесоюзная философская конференция молодых ученых: Тезис, докл. Вып. 9 / Под. ред. С. И. Иванов.- М., 1984. С. 102−104.
  11. Ф. Мода и красота / Ф Барзам- Пер. с нем. М.: Легкая индустрия, 1967. — 128 с.
  12. Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры / Р. Барт- Пер. с фр. и сост. С. Н. Зенкина. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2003. — 512 с.
  13. М.В. Женский костюм Россия 1914−1917 гг. / М. В. Бает // Сценическая техника и технология.- 1985. — № 6. — С. 20−26.
  14. А.И. Мода, кумиры и собственное «Я» / А. И. Бастыркин., Э. Б. Ширяев. Д.: Лениздат, 1988. — 173 с.
  15. Е. Я. Социальный символизм / Е. Я. Басин., В. М. Краснов // Вопросы философии.- 1971. № 10. — С. 164−172.
  16. А.П. Эстетика и современность / А. П. Белик. М.: Политиздат, 1963.- 190 с.
  17. Беляева-Экземплярская С. Н. Моделирование одежды по законам зрительного восприятия / С.Н. Беляева-Экземплярская. М.: Академия моды, 1996.- 112 с.
  18. Т.О. Художественное оформление одежды / Т. О. Бердник. -Ростов-н /Д.: Феникс, 2001.-352 с.
  19. Т.О. Дизайн костюма / Т. О. Бердник., Т. П. Неклюдова. -Ростов на Дону: Феникс, 1998. 385 с.
  20. Р. Развитие Я — концепции и воспитание / Р. Берне. М.: Прогресс, 1986. — 421 с.
  21. Г. Г. Вопросы теории народного искусства / Г. Г. Богатырев. М.: Искусство, 1971. — 544 с.
  22. . Символический обмен и смерть / Ж. Бодрияр. М.: Добросвет, 2000. — 387 с.
  23. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. A.M. Прохоров. -2-е изд. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. — С. 744 .
  24. В.Ю. Культура и массовая коммуникация / В. Ю. Бореев., А. В. Коваленко. М.: Наука, 1986. — 302 с.
  25. В.Н. Молодежь: Методологические проблемы исследования / В. Н. Боряз. Л.: Наука, 1973. — 135 с.
  26. А. Мода глазами экономиста / А. Браверман // Декоративное искусство СССР. 1963. — № 10. — С. 12−14.
  27. С. О равенстве: Социологический этюд / С. Бугле- Пер. с франц. Одесса: Изд-во Вл. Распопова, 1925. — 141 с.
  28. Н. История костюма / Н. Будур. М.: Олма-Пресс, 2002. — 480 с.
  29. А. Красота в изгнании: Творчество русских эмигрантов первой волны: Искусство и мода / А.Васильев. М.: Слово, 1988. -480 с.
  30. М. Избранное произведения / М. Вебер- Пер. с нем. Ю. Н. Давыдова. М.: Прогресс, 1990. — 808 с.
  31. Т. Теория праздного класса / Т. Веблен. М.: Прогресс, 1984. — 254 с.
  32. Г. История цивилизации: Архитектура, вооружение, одежда, утварь: Иллюстрированная энциклопедия. В 3-х т. Т. 3. / Г. Вейс. М.: ЭКСМО — Пресс, 1998. — С. 640 — 710.
  33. Э. Укрощение строптивой моды / Э. Венде // Силуэт. 1969. -№ 3.-С. 51−52.
  34. Л.Я. Психология эмоциональных отношений / Л. Я. Гозман. -М.: Изд-во МГУ, 1987. 35 с.
  35. В. Тоталитарное искусство / В. Голомшток. М.: Гапарт, 1994. 294 с.
  36. М.В. Возрастная психология: Личность от молодости до старости / М. В. Гамезо., B.C. Герасимова. М.: Педагогическое общество России, 2001. — 272 с.
  37. А.Г. Вкус и мода / А. Г. Голыбина. М.: Знание, 1974. -159 с.
  38. А.Г. Искусство одеваться / А. Г. Голыбина. Л.: Лениздат, 1959.-246 с.
  39. Л.М. Костюм XX века: От Поля Пуаре до Эммануэля Унгаро / Л. М. Горбачева. М.: Изд-во ГИТИС, 1996. — 120 с.
  40. Р. А. Цикличность моды XX в. // Тезисы доклада на всесоюзной научной конференции 16−18 января 1979 г. / Отв. ред. П. С. Головко. М., 1979. — С. 67−72.
  41. А.Б. Мода и обычай / А. Б. Гофман // Рубеж: Альманах социальных исследований. Вып. 3 / Отв. ред. А. Б. Гофман. М., 1992. — С. 123 — 142.
  42. А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения / А. Б. Гофман. М.: Агентство «Издательский сервис" — ГНОМ и Д, 2000. — 232 с.
  43. А. Пол и культура / А. Гулыга., И. Андреева // Философские науки. 1973. — № 4. — С. 63 — 66.
  44. В.И. Толковый словарь живого великого русского языка / В. И. Даль. М.: Русский язык, 1991. — 1264.
  45. Ф. Моды и цинизм / Ф. Дишер- Пер. с нем. СПб., 1879. — 30 с.
  46. И.В. Покупателю об одежде / И. В. Дворецкий., Т. М. Васильева. М.: Экономика, 1981. — 112 с.
  47. А. Психология малых групп / А. Десев. М.: Прогресс, 1979. -208 с.
  48. Дзеконьска-Козловска. Женская мода XX века / Дзеконьска-Козловска. М.: Экономика, 1977. — 293 с.
  49. И. А. Беседы о моде или Зеркало, которое не лжет / И. А. Доброхотова. Алма-Ата: Опер, 1991. — 156 с.
  50. Ю.А. Особенности формирования коллекции моделей и запуск их в производство / Ю. А. Доможиров. М.: Легпромбытиздат, 1988. — 147 с.
  51. JI.K. О культуре одежды / JI.K. Ермилова. М.: Искусство, 1960. — 62 с.
  52. JI.K. Одежда для работы и дома / JI.K. Ермилова. М.: Профиздат, 1969. — 96 с.
  53. С. Н. Формирование эталона модного костюма / С. Н. Жученкова. М.: МГТА, 1993. — 58 с.
  54. Т.Б. Великая тайна одеваться к лицу / Т. Б. Забозлаева. -СПб.: Лениздат, 1992. 187 с.
  55. В. Такая изменчивая мода / В. Зайцев. М.: Молодая гвардия, 1983.-206 с.
  56. Е.М. По законам красоты (о моде) / Е. М. Зборовский. -М.: Советская Россия, 1969. 143 с.
  57. Ш. Мода век модельеров 1900 1999 / Ш. Зелленг. — Б.м.: KONEMANN, 2003. — 609 с.
  58. Г. Избранное. В 2-х т. Т. 2. Созерцание жизни / Г. Зиммель. -М.: Юрист, 1996. 607 с.
  59. Г. Психология моды / Г. Зиммель // Научное обозрение. -1901.-№ 1.-С 45−53.
  60. В. Народное хозяйство и мода / В. Зомбарт- Пер. с нем. -СПб.: Брокгауз-Эфрон, 1904. 28 с.
  61. Е. В. К вопросу о формировании стиля в истории костюма / Е. В. Ильичева., Т. В. Козлова // Сборник докладов научной конференции в институте им. А. Н. Косыгина. Вып. 1 / Под ред. B.C. Смирнова. М., 1998. — С. 134 — 158.
  62. В.И. Красота, вкус, экономика / В. И. Казаринова. М.: Экономика, 1985. — 239 с.
  63. Н.М. История костюма / Н. М. Каминская. М.: Легкая индустрия, 1986. — 295 с.
  64. Е. Н. Формирование вкуса покупателя / Е. Н. Каневский. -М.: Знание, 1981.- 174 с.
  65. И. Метафизические начала естествознания / И. Кант. М.: Мысль, 1999.- 1717 с.
  66. И. Сочинения. В 6-ти т. Т. 6. / И. Кант — Под. ред. Т. И. Ойзерман. М.: Мысль, 1966. — 743 с.
  67. Е.Н. Кич или торжество пошлости / Е. Н. Карцева. М.: Искусство, 1977. — 203 с.
  68. О.Д. Покупателю об одежде и моде / О. Д. Кашенко., Т. В. Козлова. М.: Экономика, 1980. — 158 с.
  69. М.И. Дизайн одежды как результат творческого воображения. Дизайн в России: Проблемы теории и практики / М. И. Килошенко. СПб.: СПГУТд, 1998. — 133 с.
  70. М.И. Индустрия моды: Проблемы психологического анализа деятельности специалистов / М. И. Килошенко. СПб.: Изд-во СПБГУ, 1999.-106 с.
  71. М.И. Психология моды: Теоретические и прикладные аспекты / М. И. Килошенко. СПб.: Изд-во СПГУТ, 2001.- 192 с.
  72. М.И. Психология молодежной моды. Молодежь России: Потерянное поколение или надежда XXI века? / М. И. Килошенко. -СПб.: Изд-во СПГУТд, 1998. 61 с.
  73. P.M. Костюм, в Русской художественной культуре 18-первой половины 20 в.в. / P.M. Кирсанова. М.: Большая Российская энциклопедия, 1995. — 383 с.
  74. Е.В. История костюма / Е. В. Киреева. М.: Искусство, 1976. -127 с.
  75. Е.В. О культуре одежды (стиль, мода) / Е. В. Киреева. Л. Знание, 1970. — 16 с.
  76. В. 3. Теория информационного взаимодействия: Философско-социологические очерки / В. З. Коган. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1991. — С. 23-37.
  77. В.З. Цель и смысл жизни человека / В. З. Коган. М.: Мысль, 1984. — 252 с.
  78. JI.H. Современная молодежь и духовная культура / JI.H. Коган.- М.: Молодая гвардия, 1969. 48 с.
  79. Т.В. Покупателю об одежде и моде / Т. В. Козлова. М.: Экономика, 1986. — 157 с.
  80. Т.В. Эстетика простой одежды массового производства / Т. В. Козлова. М.: Легкая индустрия, 1969. — 57 с.
  81. Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах /Я.Л. Коломинский. Минск: Изд-во БГУ, 1976. — 350 с.
  82. Кон И.С. НТР и проблемы социализации молодежи / И. С. Кон. М.: Знание, 1988. — 64 с.
  83. Кон И. С. Какими они себя видят / И. С. Кон. М.: Знание, 1975. — 93 с.
  84. Кон И. С. Личность как субъект общественных отношений / Л. С. Кон. -М.: Знание, 1966.-48 с.
  85. Кон И. С. Свобода в «свободном обществе» / Л. С. Кон. М.: Госполитиздат, 1961. — 62 с.
  86. Н. История моды XX в. / Н. Короторн. М.: Тривиум, 1996.- 177 с.
  87. Т.Т. Костюм в России / Т. Т. Коршунова. М.: Художник РСФСР, 1979. — 284 с.
  88. К. Что такое эстетика / К. Кривицкий. М.: Искусство, 1966.-40 с.
  89. А. Стиль и цивилизация / А. Кребер // Типология культуры. -1989.-№ 5.-С. 225−245.
  90. О.А. Искусство и мир человека / О. А. Кривцун. М.: Знание, 1986.- 112 с.
  91. В.Н. Социальные деформации (причины, механизмы и пути преодоления) / В. Н. Кудрявцев. М.: ИГ ПАН. 1992. — 133 с.
  92. Т. В. Феномен моды: эстетика и диалектика / Т.В. Кузнецова//Философские науки. 1991. — № 6. — С. 165−170.
  93. В.А. Костюм на экране / В. А. Кузнецов. Л.: Искусство, 1975.- 151с.
  94. С.К. Одежда эстонцев 1-Х вв.: Древняя одежда народов Восточной Европы / С. К. Лаул. М.: Прогресс, 1986.-207 с.
  95. И.Д. К вопросу о функциях моды как социально -психологического явления / И. Д. Левин // Вопросы философии и социальной психологии. XX IV-e Герценовские чтения. Вып. 12 / Под. ред. Б. Д. Парыгина. Л.: ЛГПИ, -1971. С. 157−160.
  96. Ю. Происхождение вещей. Из истории культуры человечества / Ю. Липе- Пер. с нем. В. М. Бахта. Смоленск: Русич, 2001. — 512 с.
  97. Л.М. Моделирование и художественное оформление женской и детской одежды / Л. М. Литвина., И. С. Леонидова. М.: Легкая индустрия, 1978. — 359с.
  98. Д.С. Русская культура / Д. С. Лихачев. М.: Искусство, 2000. — 440 с.
  99. Ю.М. Культура и взрыв / Ю. М. Лотман. М.: Гнозис- Прогресс, 1992. — 400 с.
  100. А.В. Своевременно ли подумать рабочему об искусстве одеваться / А. В. Луначарский // Искусство одеваться. 1928. — № 1. -С.3−8.
  101. ЮЗ.Манько Ю. В. Дизайн в России: Проблемы теории и практики / Ю. В. Манько // Сборник тезисов и докладов / Под ред. П. Р. Николаев. -СПб., 1998.-С 65−71.
  102. Л.А. Функционирование моды в системе образа жизни / Л. А. Масалкова // Социалистический образ жизни и искусство / Под. ред. Л. Я. Зисе. М., 1983. — С. 240−256.
  103. М.Н. Глупец тот, кто в моде видит только моду / М.Н. Мерцалова//Декоративное искусство. 1968. — № 5. — С 15−18.
  104. Материалы Апрельского пленума ЦК КПСС // Правда.-1985. 15 апр .
  105. М.Н. Поэзия народного костюма / М. Н. Мерцалова. М.: Молодая гвардия, 1975. — 192 с.
  106. МитчемК. Что такое философия техники? / К. Митчем- Пер. с англ. — Под ред. В. Г. Горохова. М.: Аспект пресс, 1995. — 149 с.
  107. В.П. Мода, престиж, личность / В. П. Мотяшов. М.: Педагогика, 1986. — 126 с.
  108. НТР и развитие художественного творчества: Сб. науч. ст. / Отв. ред. Д. Д. Благой и др.- Л.: Наука, 1980. 256 с.
  109. НТР и культура: Сб. науч. ст. / Под ред. Л. И. Степанов. М.: ИНИОН, 1977. — 203 с.
  110. НТР и проблема человека: Социологические и гносеологические аспекты: Сб. науч. ст. / Науч. ред. И. И. Гришкин. Казань: Изд-во КГУ, 1976.- 140 с. 113.0ртега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры / X. Ортега-и
  111. Гассет. М.: Искусство, 1991. — 586 с. 114.0ртега-и-Гассет X. «Дегуманизация искусства» и другие работы / X. Ортега-и-Гассет- Пер. с исп. Н. Матяш. — М.: Радуга, 1991. — 638 с.
  112. Л.В. Азбука моды / Л. В. Орлова. М.: Просвещение, 1998. -176 с.
  113. Л. В. Мы и мода / Л. В. Орлова. М.: Знание 1982. — 63 с.
  114. М. Р. Человек костюм — среда / М. Р. Панкратова. — М.: МГТА, 1992. — 203 с.
  115. . Д. Основы социально-психологической теории / Б. Д. Парыгин. М.: Мысль, 1971.- 351 с.
  116. Л.В. Мода как общественное явление / Л. В. Петров. Л.: Знание, 1974. — 32 с.
  117. JI.B. Феномен моды в процессе межличностного общения / JI.B. Петров // Категории этики и эстетики / Ред. кол. А. П. Валицкая. -Л.: Изд-во ЛГПИ, 1973.- С. 147−158.
  118. Петрова Е. А Психофизика одежды / Е. А. Петрова., Н. А. Коробцева // Швейная промышленность. 1995. — № 1. — С. 33−35.
  119. В.И. Культура. Познание. Жизнь / В. И. Полищук. Алма-Ата: Гылым, 1983. — 186 с.
  120. В.И. Культурология: Учеб. пособ. / В. И. Полищук. М.: Гадарика, 1998.-446 с.
  121. .Ф. Социальная психология и история / Б. Ф. Поршнев. -М.: Наука, 1966. 213 с.
  122. Программа Коммунистической партии Советского союза.- М.: Политиздат, 1967. 85 с.
  123. Н.В. Социальное и экономическое значение моды / Н. В. Рейнградт. Казань: Типография губернского правления, 1989. — 36 с.
  124. Ю. И. Образ, знак в искусстве: Философ.- метод, анализ / Ю. И. Романов.- СПб.: СПБАХ, 1993. 78 с.
  125. И.И. И лицо и одежда ./ И. И. Рыданова. Минск: Нар. асвета, 1984. — 64 с.
  126. К. Мода и ее значение в контексте российской истории / К. Руан // Общественные науки и современность. 1994. — № 5. — С 5−10.
  127. Н.Т. Мода и массовый вкус / Н. Т. Савельева. М.: Легкая индустрия, 1966. — 59 с.
  128. В.Е. Типология российских менталитетов и имманентная идеология России / В. Е. Семенов // Вестник СПбГУ. 1997. — № 4.- С. 20−41.-(Сер. 6.).
  129. Н.В. Лечение цветом. Мода и гармония / Н. В. Серов. СПб.: Изд-во ЛИСС, 1993. — 85 с.
  130. Н.В. Цвет культуры: Психология, культурология, физиология / Н. В. Серов. СПб.: Речь, 2004. — 672 с.
  131. А.Н. Теория стиля / А. Н. Соколов. М.: Искусство, 1968. -301 с.
  132. Г. Начало социологии (обрядовые учреждения) / Г. Спенсер- Пер. с англ. Киев: Наук, думка, 1980. — 392 с.
  133. Р.А. О предмете стилистики костюма / Р. А. Степучев // Межвуз. сб. / Под. ред. В. В. Львов. М.: Изд-во МТИ, 1990. — С. 18 -21.
  134. Л.Н. Искусство и игра / Л. Н. Столович. М.: Знание, 1987. -64 с.
  135. Л.Н. Жизнь творчество — человек: Функции художественной деятельности / Л. Н. Столович. — М.: Политиздат, 1985. -415 с.
  136. Н.В. Переписка моды / Н. В. Страхов. М.: Универ. тип. Окорокова, 1971. — 238 с.
  137. Т.К. Из истории советского костюма / Т. К. Стриженова. -М.: Советский художник, 1972. 112 с.
  138. А. И. Почему мы так одеты / А. И. Супрун., Г. Ю. Филановский. М.: Молодая гвардия, 1990. — 190 с.
  139. Г. Законы подражания / Г. Тард СПб.: Тип. С. Ф. Язовского, 1892.-370 с.
  140. Э. Первобытная культура / Э. Тейлор. М.: Гос. Издательство, 1939. — 567 с.
  141. В. Массовая культура и престижное поведение / В. Терин. // Массовая культура: Иллюзии и действительность / Под ред. И. Н. Петрова. М.: Искусство, 1975. — С. 126−139.
  142. В. И. Мода: За и против / В. И. Толстых // Сборник статей / Под. ред. Толстых В. И. М.: Искусство, 1973. — 287 с.
  143. В.И. Мода феномен эстетический / В. И. Толстых // Декоративное искусство СССР. — 1970. — № 7.- С. 26−28.
  144. М. И. НТР и социальные аспекты моды / М. И. Топалов // Материалы конференции молодых ученых ИСИ АН СССР. Актуальные проблемы изучения социальной сферы / Под. ред. Л. Б. Родченко. М.: Изд-во АН СССР, ИСИ, ССА, 1987. — С. 33−34.
  145. М.Н. Социальные аспекты моды: Мода и цивилизация / М. Н. Топалов. М.: Изд-во ИСАН, 1991. — 95 с.
  146. Е. Н. Стиль как явление культуры / Е. Н. Устюгова. СПб.: Изд-во СПбГу, 1994.- 195 с.
  147. Э. История нравов. Буржуазный век / Э. Фукс. М.: Республика, 1994.-367 с.
  148. Л. Эстетический идеал как фактор движения моды / Л. Харламова // В. И. Ленин и некоторые вопросы истории и теории эстетики. Вып. 3. М.: Изд-во МГУ, 1969. — С. 16−37.
  149. Л. По одежке встречают. Секреты русского костюма / Л. Харченкова. СПб.: Астра — Люкс, 1994. — 146 с.
  150. Хейзенга Й. Homo Ludens: Статьи по истории культуры / Й. Хейзенга. М.: Прогресс — Традиция, 1997. — 416 с.
  151. Г. Изобразительный мир экрана / Г. Чахирьян. М.: Искусство, 1977. — 255 с.
  152. А. Через моду формируется стиль / А. Чекалов // Декоративное искусство СССР. 1964. — № 4. — С. 27−28.
  153. Человек и наука // Альманах научных достижений / Под. ред. Д. В, Полянин. М.: Знание, 1979. — 681 с.
  154. М. Стиль / М. Шапиро // Советское искусствоведение. 1988. -№ 24.-С. 14−24.
  155. В.И. Спорт, костюм и мода / В. И. Шелунин // Декоративное искусство СССР. 1980. — № 6. — С. 32−39.
  156. В. М. Имиджелогия / В. М. Шепель. М.: Экономика, 1995.358 с.
  157. П1рагин Б. Мода и стиль / Б. Шрагин // Декоративное искусство СССР. 1963.-№ 1.-С. 28−32.
  158. Г. История первобытной культуры / Г. Шуру- Пер. с нем. -СПб.: Изд-во Островского, 1910. 193 с.
  159. Г. Г. Мода и эстетическая культура / Г. Г. Шубин. М.: Знание 1987. — 63 с.
  160. Д.Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. М.: Педагогика, 1978. — 304 с.
  161. Е.Н. Неизвестное об известном (Рассказы о словах) / Е. Н. Этерлей., О. Д. Кузнецова. JL: Наука, 1979. — 495 с.
  162. Е. Об «игровом начале» в русском авангарде / Е. Юдина // Вопросы искусствознания. 1994. — № 1. — С. 12−16.
  163. Юнг К. Г. Человек и его символы / К. Г. Юнг. М.: Серебряные нити: Университетская книга, 1998. — 368 с.
  164. Blumer Н. Fashion // International Encyclopedia of the Social Science. N.Y., 1968. Vol.5. 412 p.
  165. Bourdieu P. Haute Cuture Haute Cuture // Sociology in Questions. London.: SAGE Publications, 1993.211 p.
  166. CraikJ. The Face of fashion. London: Routledge, 1994. 158 p.
  167. Devis F. Fashion, culture and identily. Chicago: The university of Chicago press, 1992. 204 p.
  168. Grand Dictionnaire universel du XIX siecle / Par Pierre Larousse. P., 1874. T.XI. P. 358.
  169. Gronw J. The sociology of test. London: Routledge, 1997. 429 p.
  170. Kuczunska T. Moda w ritme epoki. Warszava: Watro, 1977. 150 c.
  171. Lipovetski G. Lempire de lephemere. La mode et son destin les societes modems. P.: Galimard, 1987. 264 p.
  172. Richardson J., Kroeber A. The centuries of women’s dress fashion: A quantitative analysis // Kroeber A. The nature of culture. Chicago, 1952.
Заполнить форму текущей работой