Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Живопись России XVIII — XIX веков как источник исследования ментальных структур

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Решение первой задачи потребовало историко-философского обзора представлений' о понятии ментальности, которое, как было выявлено, имело долгий путь становления. В соответствии-с эволюцией социогуманитарных подходов к исследованию > этнокультурных особенностей человеческих сообществ в различные исторические периоды автором были выделены три основных этапа оформления' категории менталитета… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Менталитет как философско-культурологическая категория
    • 1. 1. Основные этапы становления категории «менталитет» 1.2. Сущность и структура менталитета в современной гуманитарной науке
    • 1. 3. Теоретические аспекты исследования менталитета в рамках художественного творчества
  • Глава II. Ментальный дискурс художественной культуры
  • России ХУШ-Х1Х веков
    • 2. 1. Образ Человека в контексте русской живописи
    • 2. 2. Отечественное изобразительное искусство о восприятии власти в российском культурном пространстве
    • 2. 3. Категория веры и социальный институт церкви в произведениях русской живописи

Живопись России XVIII — XIX веков как источник исследования ментальных структур (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Изучение менталитета как объективированных результатов всех сфер деятельности человека, в том числе художественного творчества, представляется чрезвычайно значимым в контексте современных культурологических исследований в связи с > М ' недостаточной разработанностью данного вопроса вплоть до отсутствия единой точки зрения на использование терминов «менталитет» и «ментальность». Обращение к подобной проблематике является одним из путей качественного обновления обществоведения, поскольку теория менталитета позволяет гуманизировать историко-культурный процесс, преодолеть безличные схемы экономического детерминизма, в результате которого теряется человеческая составляющая, игнорируется', внутренняя жизнь, ценности и потребности личности.

Выбранная тема является актуальной и в методологическомплане, так/ как исследование менталитета как особого культурно-психологического-феномена является сложным и многоаспектным процессом. Однако, * обнаружение и изучение ментальностей необходимо, так как, во многом, это позволит спрогнозировать реакцию различных человеческих сообществ наг воздействие внешних факторов, что является чрезвычайно важным в современном кризисном и разобщенном мире.

Особую значимость имеет понимание ментальной специфики России, так как прогнозы относительно уменьшения роли национального фактора в связи с процессами глобализации не сбываются. Напротив, начиная со второй половины XX в., резко усиливается воздействие национальных культур на ход мировой истории, и русский народ относится к числу общностей, активно влияющих на развитие международного сообщества и определяющих общекультурную обстановку в современном мире.

Важным представляется и исследование менталитета на материале отечественной культуры ХУ1П-Х1Х вв., поскольку именно этот период русской истории оказывается наиболее созвучным современному периоду развития российского общества на рубеже столетий по целому комплексу важных показателей. М. С. Каган справедливо называет это время началом перехода от «мрака отчуждения в мир культуры» [104, с. 152−163], ведь петровская модернизация коснулась всех сфер жизни российского общества.

I. 1 ' I ' и ' предельно обострила проблему преемственности и новаторства в национальной культуре. Как и сейчас, в тот период происходили глубокие изменения в российском культурном пространстве, в том числе и в характере ментальности закладывались основные противоречия, груз которых в значительной степени мешает россиянам осваивать прогрессивный путь развития, избегая регрессов.

Степень научной разработанности проблемы. Осмысление феномена ментальности является комплексной проблемой, находящейся на I стыке ряда социально-гуманитарных наук: истории, философии, культурологии, социологии, политологии, психологии и т. д., получившей разработку в научных исследованиях соответствующих разделов гуманитарного знания.

Впервые проблемы души и духа народов рассматривал в своих трудах Гиппократ, который сформулировал первые идеи о психологии народов, «народном духе». Размышляли над особенностями характеров народов и такие древние мыслители, как Аристотель, Гераклит, Геродот, Платон, Сократ, Фукидид.

Научный подход к разработке теории ментальности начинает прослеживаться, в философии и науке уже в период Нового времени в работах Дж. Вико, В. Вундта, Г. В. Гегеля, К. Гельвеция, И. Гердера, В. фон Гумбольдта, Г. Зиммеля, И. Канта, М. Лацаруса, Г. Лебона, Ш. Монтескье, И. Фихте, Г. Г. Шпета, Г. Штейнталя, Д. Юма и т. д. На данном этапе мыслителями предпринимались попытки определить феномен этнопсихологических различий между народами и основные детерминанты их культурного развития.

Проблема национального характера и его формирования в этот период рассматривалась и в отечественной исторической и философской" науке. Влияние природных: факторов на строй души русского человека раскрывалось в трудах B.F. Белинского, И. А. Ильина, В. О. Ключевского,.

A.C. Хомякова. Воздействие особенностей социальной жизни, связанноев первуюочередь, с авторитарным характером^ государственной власти, было: показано H.A. Бердяевым,. А. И-. Герценрм,. И-А. Ильиным, К.Д. Кавелиным^.

B.О. Ключевским. Роль православия* в становлении русского1 национального характера. исследовалась I-LA. БердяевымС.Н. Булгаковым, БЛГ. ВышеславцевымИ: В1 КиреевскимF.H. Федотовым, И! АФлоренским, Г. В-. Флоровским, ГГ.ЯЧаадаевым. Особенности российской национальной системы воспитания и образования нашли отражение в работах И.А., Ильина, К. Д. Ушинского.

В XX в. теоретические иметодологические проблемы изучения феномена менталитета получили широкую разработку в трудах как отечественных ученых и публицистов: F.M. Андреевой, Э. А. Баграмова, М: М. БахтинаЮ.В. БромлеяП.И. Гнатенко, В. Г. Николаева, 3iBt Сйкевич-. А. И. Солженицына, так и зарубежных исследователей: М. Блока, Ф. Броделя, Э: Дюркгейма, А. Кардинера, Л. Февра, Э. Фромма, К.-Г. Юнга и т. д.

Со второй половины XX в. национально-психологическая специфика человеческих общностей все чащеначинает анализироваться? с помощью категории «менталитет», различные аспекты которой разрабатывались отечественными авторами: Е. А. Ануфриевым, Н. И: Ворониной, А. Я: ГуревичемКарминым, В'*И. Курашовым, Е. М. Милетинским,.

Л.Н. Пушкаревым, И. Л: Сиротиной, Н. И. Ульяновым, J1.A. Шумихиной и представителями^зарубежной— гуманитарнош мысли: М. Вовелем, Ж! Дюби, К. Леви-Строссом, Ж. Jle Гоффом, Ж. Ревелем и т. д.

Исследования ученых как в предшествующие периоды, так и на современном этапе, посвященные, осмыслению феномена ментальности, констатируют особую значимость разработки проблематикисвязанной с необходимостью обозначения тех аспектов общественного сознания, в существовании которых никто не сомневается, но которые не покрываются термином «рациональность». Однако единая точка зрения на сущность и структурообразующие элементы категории менталитета в современной гуманитаристике до сих пор отсутствует, что затрудняет и выстраивание целостной методологии исследования данного феномена. В связи с актуальностью темы в диссертационной работе сделана попытка комплексного культурологического осмысления ментальности и ее структурирования, призванного стать основой выстраивания методологии исследования ментальных структур общественного сознания.

В качестве источника анализа ментальных структур диссертантом предлагаются произведения живописи, стремящейся к визуальному всестороннему, яркому отражению действительности. Исследовательскаябаза произведений художественного творчества представлена следующими направлениями: г.

Г I.

• теоретические вопросы, связанные с проблемами художественного 1 творчества, анализируются в работах М. М. Бахтина, В. Г. Власова, Е. В. Волковой, H.A. Дмитриевой, Т. В. Ильиной, Д. С. Лихачева,? М. В. Логиновой, А. Ф. Лосева, Ю. М. Лотмана, А. Н. Лощилина, В. М. Петрова, Д. В. Сарабьянова, H.A. Хренова, М. Н. Эпштейна, В Л. Эфроимсона и др.;

• особенностям произведения художественного творчества — картины — уделяется внимание в трудах как отечественных искусствоведов и теоретиков искусства: A.A. Алтаева, М. М. Бахтина, А. Г. Верещагина, Б. Р. Виппера, С. М. Даниэля, H.A. Дмитриевой, Д. А. Леонтьева, Г. К. Леонтьевой, A.A. ПелипенкоБ.В. Раушенбаха, A.B. Рубцова, ВсП. Эфроимсона, так и зарубежных: А. Бензе, В. Симмата, Э. Холла и др.;

• изучение процессуальной стороны художественного творчества, под которым подразумевается как создание художественного произведения, так и его понимание, представлено в современных отечественных разработках по психологии искусства Л. С. Выготского, Л .Я. Дорфмана, М. З. Дукаревич,.

ШЖ. Иоффе, В. П. Крутоуса, С. Х. Раппопорта, А. Н. Соколова, .Е.М' Торшиловой, а также в исследованиях зарубежных ученых: X. Айзенка, Дж. Купчика-Г. Леонарда, X. Хеге и др.

Однако анализ произведений искусства, в частности — живописи, с точки зрения отражения ментальных структур5 еще не был предметом специального научного исследования: В этой связи комплексное культурологическое осмысление живописных работ с позиций отражения в них ментальности определенного человеческого сообщества? является?достаточно актуальным;

Гипотеза? научного исследования. Менталитет представляет собой интрореальный фактор культуры, он< во многом является? тот скрытой реальностью культуры,. которая почти незаметна^ но фактически реальна как причинность всего — остального пространства фактов культуры. Менталитет предопределяет способы реагирования? на определённые: смысловые факторы окружающей? реальности, он есть предрасположенность определенным-: образом мыслить, эмоционально' воспринимать мир, совершать, поступкиСодержание и эволюцию ментальных установок конкретного сообществав определенный временной' промежуток можно проследить на основе анализа объективированных результатовдеятельности человека^ в частности- — произведений художественного творчества.

Объектом исследованиявыступает феномен ментальности как онтологическое явление, его сущность, структура, содержание, закономерности эволюции? в исторической перспективе.

Предметом исследования: являетсяментальный дискурс в произведениях живописи России ХУШ-Х1Х веков.

Целью данной диссертационной работы является, исследование, сущности и структуры категории «ментальность», а также: анализ? ее: содержания на-материале произведений искусства, а именно — живописи.

Реализация цели исследования требует решения следующих конкретных задач:

— определить и охарактеризовать основные этапы эволюции представлений о феномена ментальности;

— выявить специфику и структуру менталитета как философско-культурологической категории в современной гуманитарной науке;

— проанализировать теоретическиепринципы исследования менталитета в-системе художественного творчества—.

— выявить на материале живописи специфику ментальных структур, характеризующих: место человека в российскомкультурномконтексте ХУ1Н-Х1Х вв.;

— рассмотреть через анализ живописных полотеносновные стереотипы* общественного сознания^ связанные: с восприятием власти в культурном-пространстве исследуемой эпохи- — выделить ментальные установки по отношению к вереи институту церкви! в России— ХУШ-Х1Х вв. путем анализа, произведений* изобразительного искусства;

Теоретико-методологическая^ основаисследования. Дляданной? диссертационнойработы важнейшими принципами научногоанализаменталитетав культурологическом" — аспекте являются, принцип-развитиятак как менталитет не остается неизменным, а имеет диалектический характер, хотя многие его элементы: обладают относительнойустойчивостьюпринцип, — преемственности, позволяющий выявить связь между этапами социальнойэволюции и особенностямиразвития менталитетапринцип детерминизма, позволяющий выявить зависимость ментальных структур общественного сознания от природно-климатических, исторических, геополитических, социально-экономических условий.

В качестве методологической основы исследования ментальных структур наиболее значимым представляется использование культурологического подхода, который, по определению А. А. Оганова, «представляет собой интегративный метод анализа, ближе всего тяготеющего кисторико-философской1 традиции, в рамках которого происходит описаниеобобщение и систематизация данных эмпирических исследований культуры» [164, с. 65−66].

Вследствие этого автор стремился совместить, в диссертационной' работе сравнительно-исторический, структурно-логический и системно-целостный ракурсы.

Значительным эвристическим потенциалом для выяснения", сущности менталитета обладает сравнительно-исторический метод. С помощью этого метода достигается познание различных исторических ступеней развития менталитета, выявляются, происшедшие изменения, прогнозируются тенденции развития.

Структурно-логический метод позволяет выявить то, что остается устойчивым и неизменным в менталитете в рамках достаточно длительного времени, определить взаимосвязи и взаимозависимости его структурообразующих элементов.

В ¦> основе системно-целостного метода лежит исследование объектов как систем, состоящих измножества взаимосвязанных элементов, что позволяет построить целостную, непротиворечивую концепцию менталитета, сущность которой заключается в том, что существование и развитие части г определяется и целым', и одновременно связями с другими частями целого. 14.

Диссертант считает необходимым для построения теоретико-методологической концепции исследования менталитета говорить о нем как об органическом единстве субъективной и объективной сторон жизнедеятельности конкретного человеческого сообщества. Это" дает возможность исследовать менталитет как диалектическое единство сущности и явления. Как сущность менталитет — это внутренняя, субъективная сторона жизнедеятельности людей в виде самой стабильной части (ядра) коллективной психологии, а как явление он есть объективизация этой* сущности в деятельности народа и в ее результатах.

Вследствие этого, важным является* использование информационного принципа для анализа ментальных структур, который предполагает рассмотрение культурных явлений как носителей специфической информации, которая может быть определенным образом закодирована, например, в ритуальном обряде или церемонии, этикетных нормах, произведениях художественного творчества.

Таким образом, в «рамках диссертации совмещены кулътурфилософское обобщение и конкретный историко-культурный материал. Среди первооткрывателей историко-культурологического исследования можно назвать В. О. Ключевского, который не только восстанавливал последовательность исторических фактов, но и-давал им. объяснение с точки зренияобщественных настроений. Именно В. О. Ключевский первым попытался говорить об определенных «психологических аберрациях» общественного сознания-. Он же впервые создал психолого-исторические портреты-среднестатистических граждан России, такие, как, например, его знаменитые «петиметры» и «кокетки». t.

Методологическим и методическим аспектам подобных исследований уделяет значительное место А. Л. Юрганов-.в^ своей-монографии «Категории русской'» средневековой/ культуры". В данной работе автор говорит о необходимости" сосредоточить внимание на- «самоосновах смыслополагания» человека, выявить категорииопределяющие «сущностный ¡-'.феномен ушедшего в небытие сознания» [238, с. 26].

Подобный тип1 исследования, представлен также в трудах ярчайших культурфилософов XX в. — М. М. Бахтина, H.A. Бердяева, JI.H. Гумилева, А .Я. Гуревича, А. Ф. Лосева, Ю. М. Лотмана и М. Вебера.

Научная новизна исследования состоит в обосновании категориальной классификации содержательной стороны менталитета, представляющей иерархичное расположение смыслообразующих категорий ПО' степенизначимости, каждой для определения специфики' конкретной культуры, и осуществлении на основе данной классификационной" схемы анализа произведений художественной культуры с точки зрения-отражения в них ментальных структур определенной общности-людей.

На защиту выносятся следующие основные положения диссертационного исследования:

1. Становление категории «менталитет» в философско-культурологическом дискурсе связано с тремя основными этапами, обусловленными эволюционированием социогуманитарных подходов к исследованию культурных особенностей человеческих сообществ в различные исторические периоды. Первый — соотносится с эпохами Античности и Средневековья, когда осмысление этнопсихологической специфики народов носило, преимущественно, описательный характер. Второй — определен началом периода Нового времени, когда в исследовании культурных особенностей народов начинает прослеживаться научно-теоретический подход, формулируются методологические основания изучения этнопсихологических и национальных культурных отличий. Третий этап в становлении рассматриваемой категории обусловлен появлением самого термина «менталитет» в сфере гуманитарного знаниями введением его в научный оборот в начале*ХХ в.

2. Менталитет — совокупность стереотипов восприятшг и оценки явлений действительности, систем ценностей, моделей поведения людей определенной социальной общности. Данный феномен характеризуется историко-культурной детерминациейзакреплением в психике человека на уровне сознательной и бессознательной сферспособностью эволюционировать под влиянием исторических процессов, особенно политических преобразований и вооруженных столкновений. Структурирование содержательной стороны менталитета возможно путем применения категориальной классификации, предполагающей, иерархичное расположением смыслообразующих базовых категорий по степени значимости каждой для определения специфики конкретной культуры.

3. Менталитет как сущность, опредмечиваясь и становясь явлением духовной жизни социума, проявляется в объективированных результатах человеческой деятельности. Вследствие этого, одним из способов исследования* ментальности определенного сообщества людей является изучение их художественного творчества, которое выступает совокупным результатом человеческой деятельности, связанной с духовно-практическим освоением мира.

4. Анализ живописного материала России ХУ1П-Х1Х вв. свидетельствует о тенденции к эволюции ментальных^ установок, определяющих место и роль Человека в российском социокультурном пространстве как одну из базовых категорий культуры. Восприятие Человека постепенно приобретает выраженные демократические черты, что было связано с растущим осознанием ценности отдельной личности и развитием-понятия-«права человека».

5." В' контексте эволюции общих представлений о', человеке претерпевает значительные изменения понимание государственной власти и отношение к ней. Полотна художников XVIII в. свидетельствуют об* укоренении в общественном сознании веры в справедливое иразумное устройство общества во главе с государем: В XIX столетии в менталитете укрепляется установка на право оценки действий царствующей персоны, ослабевает мистический компонент в восприятии власти.

6. Живописные полотна XVIII в. практически не затрагивали-духовно-религиозных аспектов бытия человека, но по работам художников, XIX в., имеющим уже антиклерикальный характер, можно судить о критическом восприятии прогрессивно мыслящей частью общества служителей культа, стоящих на службе самодержавного строя и эксплуатирующих святые чувства и без того угнетенного-простогонарода. В Х1Х столетитв структуре менталитета передовой части общества претерпевает коренные1 изменения понятие веры, формируется новое осмысление христианства как готовности пойти на самопожертвование ради идеалов добра и всеобщей справедливости, как любви, выраженной в конкретных делах на благо Человека.

Теоретическая и практическая* значимость исследования.

Основные положения и выводы диссертационной работы могут служить базой и основанием для’дальнейшего осмысления феномена менталитета, его сущности, структуры и методологии исследования в проблемном поле ряда общественных наук: философии, истории, культурологии, этнологии, социологии, социальной психологии, политологии и др., а также культурологического анализа произведений художественного творчества. Результаты исследования могут быть использованы при разработке вузовских лекционных курсов, спецкурсов и семинаров по культурологии, мировой художественной культуре, философии и др.

Апробация работы. Основные идеи диссертации излагались автором в статьях и выступлениях на научных конференциях (Рязань, 2004; Санкт-Петербург, 2006), международных философско-культурологических симпозиумах (Рязань, 2006;2007), представлены публикацией в ведущем рецензируемом научном журнале («Вестник Поморского университета», Архангельск, 2007). Все положения диссертационного исследования', использовались в ходе преподавательской деятельности в Рязанском государственном университете имени С. А. Есенина на занятиях по дисциплинам «Культурология», «Мировая художественная культура», «Этнология».

Структура диссертации. Общий замысел и последовательность решения задач* исследования определили структуру работы. Ее содержание изложено на 143 страницах, она состоит из введения, двух глав (шести, параграфов), заключения и библиографического списка, включающего 240? наименований.

Заключение

.

Результаты диссертационного исследования показали, что популярность и актуальность термина менталитет во многих современных исследованиях объясняется многоаспектностью его содержательной стороны, которая позволяет охарактеризовать человеческую духовность как синкретичный и многоуровневый феномен. Востребованность данного понятия^ обусловлена необходимостью обозначения тех структур общественного сознания, в существовании которых никто не сомневается, но которые не покрываются термином «рациональность». Категория ментальности в силу своей специфики предлагает человеческое измерение истории, делает возможным познание культуры как некой целостности, -имеющей своим центром Человека, а именно это и составляет предметное поле интересов культурологии как науки.

В-соответствии с целью работы автором был проанализирован феномен менталитета как онтологическое явление, а также его содержание на материале произведений художественной культуры. При этом в диссертации был последовательно решен комплекс задач, обусловивших достижение поставленной цели.

Решение первой задачи потребовало историко-философского обзора представлений' о понятии ментальности, которое, как было выявлено, имело долгий путь становления. В соответствии-с эволюцией социогуманитарных подходов к исследованию > этнокультурных особенностей человеческих сообществ в различные исторические периоды автором были выделены три основных этапа оформления' категории менталитета в философско-культурологическом дискурсе. Первый соотносится с эпохами Античности и Средневековья, когда изучение этнопсихологической специфики народов носило, преимущественно, описательный характер. Второй определен началом периода Нового времени, когда в исследовании ментальных особенностей народов начинает прослеживаться научно-теоретический подход, формулируются методологические основания изучения этнопсихологических и национальных культурных отличий. В свою очередь, третий этап в становлении рассматриваемой категории обусловлен появлением самого термина «менталитет» в сфере общественного знания и введением его в научный оборот в начале XX века.

Ири решении второй' задачи в ходе исследования менталитета как одного из базовых понятий современной гуманитаристики было установлено, что данный феномен в рамках культурологической трактовки раскрываетсяв следующей дефиниции. Менталитет представляет собой совокупность стереотипов восприятияи оценки явлений действительности, систем ценностей, стандартов, поведения людей определеннойсоциальной^ общности. Данный феномен характеризуется историко-культурной детерминациейзакреплением в психике человека’на уровне сознательной-и бессознательной сферспособностью1 эволюционировать под влиянием исторических процессов, особенно политических преобразований и вооруженных столкновений.

Для исследованиявнутренней, содержательной стороны менталитета диссертантом предлагается использование категориальной классификации, характеризующейся иерархичным расположением системообразующих базовых категорий по степени значимости каждой для определения специфики конкретной* культуры, ведь категории являются наиболее общими представлениями и установками мировоззренческого порядка, из которых исходят люди в восприятиии- понимании всего, 'с чем они сталкиваются в, своей жизни. Причембазовыми* и определяющими ведущие ментальные установки коллективного сознания определенной общности людей представляются следующие аспекты:

• понимание места человека в системе мироздания;

• характер власти (государственной) и отношение к ней;

• религия, социальный институт церкви и отношение к ним;

• вера человека, соотнесение естественного и сверхъестественного, мира земного и мира потустороннего.

При решении третьей задачи было проведено комплексное изучение феномена художественного творчества в его теоретических и психологических аспектах как объективированного результата человеческой деятельности. Так как менталитет как сущность, опредмечиваясь и становясь явлением духовной, жизни социума, проявляется в различных результатах человеческой деятельности, изучение художественного творчества, связанного с духовно-практическим освоением мира, является одним из надежных способов понять ментальность определенного сообщества людей.

В данном диссертационном исследовании на материале произведений изобразительного искусства, стремящегося к визуальному, всестороннему и яркому отражению действительности, общественных настроений и идеалов, автором рассматриваются ментальные структуры сознания передовой" части российского общества ХУШ-Х1Х веков.

Решение четвертой, пятой и шестой — взаимосвязанных — задач потребовало культурологического осмысления живописного наследия отечественной художественной школы с позиций отражения в нем ментальных структур общественногосознания, в результате чего* было выявлено, что, в социокультурном пространстве исследуемой эпохи ментальные установки, определяющие место и роль Человека как одну из базовых категорий культуры, претерпевают значительную эволюцию. Представления об идеальном Человеке XVIII столетия, превыше всего превозносящем свою общественную роль и гражданский долг перед царем и государством, трансформируются в новый образ истинного Человека на рубеже ХУШ-ХЕХ веков как естественного, близкого к природе, признающего значимость эмоциональной жизни, простых чувств и переживаний. В первой половине XIX столетия достойным уважения и, как следствие, изображения на холсте, считается в первую очередь человек, служащий не государю и государству, а своему народу и Отечествучеловек, обладающий духовной свободой и независимостью. Но уже во второй половине XIX столетия в центре внимания общественности оказывается «маленький», простой человек из непривилегированного сословия, влачащий жалкое существование в условиях нищей пореформенной России, конкретный человек, которому нужно помогать реальными делами. Поэтому на портретах в данный период изображаются также и прогрессивно мыслящие, действующие на благо России и ее народа представители русской интеллигенции: разночинцы и демократически настроенные представители дворянскогосословия: То есть, стереотипные установки, касающиеся, восприятия-Человека в русской культуре ХУ1П-Х1Х веков, приобретают ярко выраженные демократические черты, что было связано со все большим осознанием ценности конкретной личности и развитием понятия' «права человека». Понимание государственной власти и отношение к ней. в российском обществе также претерпевает значительные изменения в контексте эволюции общих представлений о Человеке и его месте в культурном пространстве ХУШ-ХЗХ вв. В 'XVIII столетии полотна художников свидетельствовали об укоренении^ вобщественном сознании веры в справедливое и разумное устройство общества во главе с государем. Уже в XIX веке в связи с ростом индивидуальных начал и пониманием значимости отдельной личности в ментальных структурах складывается установка на право оценки действий царствующей персоны, ослабевает мистический компонент в восприятии власти, появляется до конца не осознанная-готовность к ее смене в любой момент, любыми средствами.

В. ходе анализа живописных полотен XVIII столетия было выявлено фактическое отсутствие в них обращения к духовно-религиозным аспектам бытия человека, что стало следствием церковной реформы Петра I, в результате которой религиозная часть русской культуры уходила на периферию, а светская укоренялась в центре культурной и общественной жизни, приобретая самодовлеющий характер. Поэтому, создаваемые в русле официального политического курса, поставившего интересы государства выше интересов церкви, произведения изобразительного искусства XVIII столетия не могли рассматриваться как источник исследования религиозного сознания российского общества. Однако уже по обличительным антиклерикальным работам художников XIX века можно судить о резко критическом восприятии прогрессивно мыслящей частью общества служителей культа, стоящих на службе самодержавного строя и эксплуатирующих святые чувства, надежду на божью помощь и без того угнетенного простого народа. Важно отметить, что в XIX столетии в структуре менталитета передовой части общества претерпевает коренные изменение и понятие веры. В аспекте понимания идеального Человека на данном историческом этапе — как прогрессивно мыслящего и действующего ' на благо России и ее народа , — формируется и новое осмысление христианства, в первую очередь, как готовности • пойти на самопожертвование ради идеалов добра и всеобщей справедливости, как любви, выраженной в конкретных делах на благо Человека.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Алексей Венецианов Текст. / отв. ред. Н. Надольская. М.: Белый город, 2001.-64 е.: ил.
  2. , С.Н. Идея дома в русской ментальности* Текст.: (философские искания В-В.Розанова) / С.Н.5 Алехина // Социально-гуманитарные знания. -2003.-№ 6.-С. 304−311.
  3. , О. Карл Брюллов Текст. / Ольга Алленова. М.: Трилистник, 2000. — 32 е.: ил. — (Художник в Третьяковской галерее).
  4. , Г. М. Зарубежная социальная психология XX столетия: Теоретические подходы Текст.: учебное пособие / Г. М- Андреева, H.H. Богомолова, JI.A. Петровская. М.: Аспект Пресс, 2001. — 288 с. — Доп. Мин. образования РФ.
  5. , В.А. Российский менталитет как социально-политический и духовный феномен Текст. / В. А. Ануфриев, JI.B. Лесная // Соц.-полит. журн. 1997. — № 3. — С. 16−27- № 4. — С. 284- № 5. — С. 24−32- № 6. -С. 17−27.
  6. Аристотель. Этика. Политика Текст. / Аристотель. Санкт-Петербург: Паровая типо-лит. М. Розеноер, 1900. — 52 с.
  7. , Т.В. Европейская идентичность и российская ментальность Текст. / Т. В. Артемьева, М. Н. Микешин // Вопр. Философии. 2002. -№ 2.-С. 181−184.
  8. , Ф. Человек перед лицом смерти Текст. / Ф. Арьес. М.: Прогресс: Прогресс-Академия, 1992. — 527 с.
  9. , A.A. Социально-философский анализ менталитета: общее и особенное Текст.: автореф. дис.. докт. философ, наук / A.A. Ашхамахова- Адыгейский республиканский институт гуманитарных исследований -Нальчик, 2006. 49 с.
  10. , Ю.А. И.А.Ильин и национальное самосознание русского народа
  11. Текст. / Ю. А. Бабинов // Социально-гуманитарные знания- 2001. — № 3. — С. 242−257.
  12. , H.A. Истоки и смысл русского-коммунизма?Текст.: репринтное воспроизведение / Н! А- Бердяев- М-: Наука-. 1990!- 222? с.
  13. , М. Короли-чудотворцы Текст.: очерк представлений о сверхъестественном? характере королевской власти, распространенныхпреимущественно во Франции и в Англии / М. Блок- пер. с фр. В. А. Мильчиной. М.: Языки русской культуры, 1998. — 712 е.: ил.
  14. , А.Ш. Ментальные основания декоративно-прикладногоискусства в традиционной культуре народов Сибири Текст. / А. Ш. Бодрова. Томск: Томский гос. пед. ун-т, 2007. — 139 с.
  15. , Ю.Б. Эстетика: отношение к действительности. Творчество. Произведения. Природа. Природа и виды искусства. Художественный процесс. Обращение с искусством Текст. / Юрий Борев. М.: Русь-Олимп- Рус.-Олимп: Астрель, 2005. — 829 с.
  16. , И.Н. Кипренский Текст. / И. Н. Бочаров. М.: Мол. гвардия, 1990. — 367с.: ил. — (Жизнь замечательных людей- Вып. 710).
  17. Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV—XVIII вв.. Текст.: в 3 т. / Ф. Бродель. М.: Прогресс, 1986.
  18. , Ю.В. Человечество это народы Текст. / Ю. В. Бромлей. — М.: Мысль, 1990. — 392 е.: ил.
  19. , А.П. Менталитет россиян и евразийство: их сущность и ' общественно-политический смысл Текст. / А. П. Бутенко, Ю. С. Колесниченко // Социол. исслед. 1996. — № 5. с. 92−102.
  20. , C.B. Структура, содержание и особенности национального менталитета Текст. / Вальцев Сергей Витальевич. М.: Изд-во МГОУ, 2005.- 119 е.: ил., табл.
  21. , А.Г. Историческая картина в русском искусстве. Шестидесятые годы 19 века Текст. / А. Г. Верещагина, М.: Искусство, 1990.-230 с.
  22. , A.A. Основы культурологии Текст.: Учебное пособие для студентов заочных отделений / A.A. Веремьев. Брянск: Курсив, 2002. — 176 с.
  23. , A.A. Понятие «менталитет» в российской политической науке Текст. / A.A. Вилков // Проблемы политологии и политической истории. -1996.-Вып. 7.-С. 9−14.
  24. , Б.Р. Введение в историческое изучение искусства Текст. / Б. Р. Виппер. -М.: АСТ-Пресс Книга, 2004. 368 е.: ил.
  25. , В.Г. Стили в искусстве Текст.: словарь: архитектура, графика, декоративно-прикладное искусство, живопись, скульптура / В. Г. Власов. — СПб.: Лита, 1998: 672 с.
  26. , М. Ментальность Текст. / М. Вовель // 50/50: Опыт словаря- нового-мышления^ ред. — сост. Г. Козлова- под общ. ред. Ю. Афанасьева, М. Ферро. М.: Прогресс [Париж]: Пайо, 1989. — 557 с.
  27. Волкова, — Е. В. Произведение искусства в сфере художественной-культуры Текст. / Е. В. Волкова. М.: Искусство, 1988. — 239 с.
  28. , Н.И. К проблеме национального и этнического менталитета Текст. / Н.И. Воронина*// Феникс: Ежегодник кафедры культурологии.1 — 2000. С. 14—16:
  29. Воронина, Н: И: «Мир творящее»: Онтологические смыслы русской культуры* Текст. / Н. И. Воронина // Российская* провинция: история, культура, наука. Саранск, 1998. — С. 134−136.
  30. , Н.И. Теоретическая культурология Текст.: учебник."В.2 ч. / Н. И: Воронина- изд. 2:-е, перераб. и доп. Саранск: Типография* «Красный Октябрь», 2006. — 228 с.
  31. , В. Введение в философию: Текст. / В. Вундт- пер. с нем.- под ред. Э. Л. Радлова. СПб.: Брокгаузъ-Ефронъ, 1903. — 310 с. — (Библиотека самообразования).
  32. , В. Проблемы-психологии народов Текст. / В®-. Вундт // Тексты по истории социологии XIX—XX вв.еков: Хрестоматия / сост. В.И. Добреньков- Л. П. Беленкова. М.: Наука, 1994. — 381 с.
  33. Выготский- Л. С. Психология искусства Текст. / Л. С. Выготский. М.: Искусство, 1968. — 576 с.
  34. , Г. Д. Национальные образы мира Текст.: курс лекций /
  35. Г. Д. Гачев. М.: Academia, 1998.-432 с.
  36. Гегель, Г. В. Ф. Феноменология духа Текст. / Г. В.Ф. Гегель- пер., под ред. Э. Л. Радлова. СПб.: Брокгауз-Ефрон, 1913. — 376 с. — (Труды С. — Петербургского философского общества, Вып. 8.).
  37. Гегель, Г. В. Ф. Философия духа Текст. / Г. В. Ф. Гегель // Гегель. Энциклопедия философских наук: в 3 т. Т. З. Философия духа / отв. ред. Е.П. Ситковский- ред. коллегия: Б. М. Кедров и др. — М.: Мысль, 1977. — 695 с.
  38. , К.А. О человеке Текст. / К. А. Гельвеций // Гельвеций. Сочинения в 2-х томах. Т.2. / сост. и общ. ред. Х.Н. Момджяна- примеч. М. Н. Делограмматика. М.: Мысль, 1974. — 687 с.
  39. , К.А. О человеке, его умственных способностях и его воспитании Текст. / К. А. Гельвеций. М.: Соцэкгиз, 1938. — 483 е.: портр.
  40. , И.Г. Идеи к философии истории человечества Текст. / И. Г. Гердер. М.: Наука, 1977. — 703 с.
  41. , И.Г. Трактат о происхождении языка Текст. / И.Г. Гердер- вступ. ст. И.М. Жирмунского- изд. 2-е. M.: URSS: Изд-во ЛКИ, 2007. — 156 с.
  42. Геродот. Греко-персидские войны Текст. / Геродот- ил. О. Горбушина. -M.: ТЕРРА Кн. клуб: Уникум, 1998. — 311 е.: ил.
  43. Геродот. История Текст. / Геродот // Историки античности: Сборник: в 2-х томах. Том 1. Древняя Греция / пер. с древнегреч. — М.: Правда, 1989. — 619 е.: ил.
  44. , А.И. Былое и думы Текст. / А.И. Герцен- сост. И. Г. Птушкина. -М.: Слово, 2001.-496 с.
  45. , Б.С. Менталитет и образование Текст.: учебное пособие / Б. С. Гершунский. М.: Институт практической психологии, 1996. — 144 с. — (Библиотека школьного психолога).
  46. Гиппократ. Избранные книги Текст. / Гиппократ- пер. с греч. проф. В.И. Руднева- ред., вступ. ст. и примеч. проф. В. П. Карпова. М.: Сварог, 1994.-736 е.: портр.
  47. , П.П. История искусств с древнейших времен Текст.- / ШИ^ Енедич. -М^: Издательский-дом Летопись-М, 2000^-479 е.: ил.
  48. , Л.В. Русская живопись первой? половины- XIX века Текст. / Л. В. Головина. М.: АИР АРТ, 2002. — 32' е.: ил. — (Знакомство с Третьяковской галерей. От средневековья к XX веку).
  49. Грабарь, И: Э. Репин Текст.' / И. Э. Грабарь. М.: Журнально-газетное: объединение, 1933. — 264 е.: ил. — (Жизнь замечательных людей- Вып. XXI-XXII).
  50. ,. Ф. Менталитет в Средневековье: Текст. / Ф. Граус // История ментальностей и историческая антропология. — М., 1996. 328 с:
  51. Григорьян, ИЖРусская^живопись ХУШ (века< Текст. / И. И. Григорьян. — М.: АИР АРТ, 2001. 32 е.: ил. — (Знакомство с Третьяковской галереей- От средневековья к XX веку).
  52. , C.B. Менталитет и ментальность современной России Текст.-/ C.B. Гринева. Невинномысск: Сев-Кавк. Гос. техн. ун-т.: Невиномыс. технол: ин-т, 2003: — 176 е.: табш
  53. , В. фон. Избранные: труды по? языкознанию Текст. / Bi-фотГумбольдт- пер. с нем., ред. Г. В. Рамишвили- 2-е изд. М.: Прогресс, 20 001 — 400 с. — (Филологи'мира).
  54. , А.Я. Изучение ментальностей социальная история и поиски исторического синтеза Текст. / А. Я. Гуревич // Сов- Этнография: — 1998. — № 6.-С. 16−20.
  55. , А.Я. Ментальность Текст. / А. Я. Гуревич // 50/50. Опыт словаря нового мышления / ред. сост. Г. Козлова- под общ. ред. Ю. Афанасьева, М: Ферро- — Ml: Прогресс [Париж]: Пайо- 1989!—557с.
  56. Гзфевич, А. Я. Проблемы ментальностей в современной историографии
  57. Текст. / А. Я. Гуревич // Всеобщая история: дискуссии, новые подходы. — 1989.- Вып. 1.-С. 75−89.
  58. , П.С. Философия культуры Текст.: пособие для' студентов гуманит. вузов / П. С. Гуревич. М.: Аспект-Пресс, 1994. — 317 с. — (Программа: «Обновление гуманитарного образования в России»).
  59. , П.С. Философская антропология Текст.: учебное пособие / П. С. Гуревич. М.: Вестник, 1997. — 443 с. — (Universa).
  60. , С.М. Искусство видеть Текст.: о творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя / С. М. Даниэль. — JI.: Искусство. Ленингр. отд-ние, 1990. 221 с.
  61. , Р. Сочинения Текст. / Рене Декарт- пер. с фр. Ф. Н. Ивановского и М. В. Резцовой. Санкт-Петербург: Наука, 2006. — 648 с.
  62. , H.A. Краткая история искусств Текст. / H.A. Дмитриева. -М.: Искусство, 1993. Вып. 3.: Страны Западной Европы XIX века- Россия XIX века. 350 с.
  63. , А. Воспоминания о русском художнике Павле Андреевиче Федотове Текст. / А. Дружинин. М.: Брокгауз-Ефрон, 1918.-261 с.
  64. Дубов,' И. Г. Феномен менталитета: психологический анализ Текст. / И. Г. Дубов // Вопр. психологии. 1995. — № 5. — С. 20−27.
  65. , Э. Социология: Ее предмет, метод, предназначение Текст.: сборник / Эмиль Дюркгейм- пер. с фр. М.: Канон, 1995. — 349 с.
  66. , В.В. Наглядные образы в менталитете общества Текст. / В .В. Егоров. Екатеринбург: УрГЭУ, 2000. — 281 с.
  67. , A.A. Ментальность россиян в контексте этнокультурных особенностей Текст. / A.A. Еромасова. СПб.: ЛГУ им. A.C. Пушкина, 2006.-180 с.
  68. , В.Г. История культурологической мысли Текст.: учебное пособие. В 2-х ч. 4.2 / Авт. В.Г. Ерохин- Ряз. гос. пед. ун-т им. С. А. Есенина. Рязань, 2002. — 104 с.
  69. , В.Г. Культурология Текст.: конспект авторского курса длястудентов-заочников / В. Г. Ерохин. Рязань, 2001. — 84 с.
  70. , В.Г. Основы философии Текст.: учеб. пособие для студ. высших учебных заведений / В. Г. Ерохин. Рязань: Горизонт — РИУП, 1996. — 144 с.
  71. , В.Г. Теория культуры Текст.: курс лекций- / ВЛ7. Ерохин. — Рязань: Изд-во РГИУ, 1996. 182 с.
  72. , А.Н. Российский — менталитет и- феномен- «западничества» в русской культуре' Текст.: российский менталитет (материалы «круглого стола») / А. Н. Ерыгин // Вопр. философии. 1994. — № Т. — G. 45−49.
  73. Записки Якоба Штелина об изящных искусствах- в России Текст.: в 2-х т. T.2. -M.: Искусство, 19 901 — 247 с: ил. — v
  74. , И.С. Парижские находки. Эпоха Пушкина Текст. / И. С. Зильберштейн. М.: Изобразительное искусство-, 1993- - 296 е.: ил., портр.
  75. , Г. Избранное Текст.: в 2 т. / Г. Зиммель- гл. ред. и авт. проекта С. Я. Левит. М.: Юристъ, 1996. '
  76. , Г. Проблемы философии истории Текст. / Г. Зиммель. — М.: Брокгауз-Ефрон, 1898. 256 с.
  77. , З.В. О некоторых особенностях русского менталитета Текст. / З. В. Знак // Филос. исслед. 1997. — № 4. — С. 14−56.
  78. , Е.Ю. Ментальное измерение истории Текст.: поиски метода / Е. Ю- Зубкова, А.И. Куприянов//Вопр: истории.-1995. -№ 7. -G. 153−160.
  79. Избранные социально-политические и философские произведения декабристов Текст.: в 3 т. Т.З. Л.: Политиздат, 1951. — 466 с.
  80. Ильин- И. А. Аксиомы религиозного опыта Текст. / И. А. Ильин. Мн.: Изд-во белорусского Экзархата, 2006. — 592 с.
  81. , И.А. Книга раздумий и тихих созерцаний Текст., / И. А. Ильин. М.: Альта-Принт, 2006. — 528 с.
  82. , И.А. О грядущей России Текст.: избранные статьи / И.А. Ильин- под ред. Н. П. Полторацкого. М.: Военное издательство, 1993. — 368 е.: ил. — (Редкая книга).
  83. , И.А. Основы христианской культуры: Путь духовного обновления Текст. / И. А. Ильин. СПб.: Издательство «Шпиль», 2004. -352 с.
  84. , И.А. Путь духовного обновления Текст. / И.А. Ильин- — М.: Альта-Принт, 2006. 447 с.
  85. , И.А. Путь к очевидности^ Текст.: сборник / И. А. Ильин. М.: Республика, 1993. — 430 с. — (Мыслители ХХ века).
  86. , Т.В. История искусств. Отечественное искусство Текст.: учебник / Т.В. Ильина- 3-е изд., перераб: и доп. М.: Высш. шк., 2003. — 407 е.: ил. <�¦
  87. , И.И. Синтетическая история искусств Текст.: введение в-историю художественного мышления / И. И. Иоффе. Л.: Ленизогиз, 1933. -568 е.: ил.
  88. История России с начала XVIII до конца XIX века Текст. / ред. А. Н. Сахаров. — М:: ACT, 1997. — 542 с. (История России-с древнейших времен до конца XX века).
  89. История России* Текст.: учебник / A.C. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т.А. Сивохина- 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. — 520 с.
  90. История русской живописи в XIX веке Текст. / А. Бенуа: СПб.: Тип. СПб. общ-, 1902.-286 е.: ил.&bdquo-
  91. История русского искусства Текст.: учеб. для худож. вузов. В 3 т. / редкол.: В. В. Ванслов и др.- акад. художеств СССР, НИИ теории и истории изобразит, искусств- 3-е изд., испр: и доп. -М.: Изобразит, искусство, 1991.
  92. , К.Д. Наш умственный строй Текст.: статьи по философиирусской истории и культуры / К. Д. Кавелин. М.: Правда, 1989. — 654 е.:tпортр. — (Из исторшг отечественной философской мысли). (Приложение к журналу «Вопросы философии»).
  93. , М.С. Введение в историю мировой культуры Текст.: в 2 т. Т.2 / М. С. Каган. СПб.: Паритет, 2001. — 324 с.
  94. , М.С. Морфология искусства Текст.: ист—теорет. исследование внутр. строения мира искусства / М. С. Каган. — JI.: Искусство, 1972. — 440 с.
  95. , И. Избранное Текст.: в 3 т. / Иммануил Кант- пер. с нем. Н. Вальденберга и др. Калининград: Кн. Изд-во, 1995.
  96. Карамзин, Н. М*. Записки о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях Текст. / Н. М. Карамзин. М.: Наука, 1991. -127 с.
  97. , Л.П. Путь православия Текст. / Л. П. Карсавин. М.: ACT, 2003.-557 с.
  98. , Л.П. Святые отцы и учители церкви Текст.: (раскрытие^ православия в их творении) / Л. П. Карсавин. М.: МГУ, 1994. — 176 с.
  99. , И.В. Духовные основы русской жизни Текст. / Иван Киреевский. М.: Ин-т русской цивилизации, 2007. — 445 с.
  100. , В.О. Афоризмы. Исторические портреты и этюды.
  101. Дневники-Текст. / В. О. Ключевский. М.: Мысль, 1993. — 415 с.
  102. , ВЮ. Краткое пособие по русской истории Текст. / В. О. Ключевский. М.: Прогресс-Пангея, 1992. — 205 с.
  103. , В.О. О государственности в России Текст. / В. О-Ключевский. М.: Мысль, 2003. — 606 с.
  104. Ключевский, В. О: О русской истории Текст. / В.О. Ключевский- под ред. В. И: Буганова1. М.: Просвещение, 1993. — 576 с.
  105. , Н. История русского искусства XVIII века Текст. / Н. Коваленская. М.-Л.': Искусство, 1940i — 258 е.: ил.
  106. , И.В. Введение в историю русской культуры Текст.: учебное пособие / И. В. Кондаков. М.: Аспект Пресс, 1997. — 687 с. — (Открытоеобщество).
  107. , А.И. Культурология Текст.: словарь / А. И. Кравченко. — М.: Академический проект, 2001. 672 с.
  108. Культура, и этнос Текст.: учебное пособие для- самостоятельной работы, студентов / сост. Л. В. Щеглова, Н. Б. Шипулина, Н. Р. Суродина. -Волгоград: Перемена, 2002. — 152 с.
  109. Культурология> Текст.: учебник / под. ред. Ю. Н: Солонина, М. С. Кагана. — Mi: Высшее образование, 2007. 566 с.
  110. Курашов, В: И. Философия и российская ментальность: Философская* мысль России на пороге XXI века Текст.: учеб. пособие / В. И. Курашов. -Казань: КГТУ, 1999. 300 с.
  111. Куренкова, Р. А4. Эстетика Текст.: учеб- для студ. высш. учеб. заведений' / P.A. Куренкова. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. -367 е.: ил.
  112. , Г. Русская живопись первой половины XVIII века Текст. / Г. Лебедев: Л.-М.: Искусство, 1938.- 131 е.: ил.
  113. , Г. Психология^ народов и масс Текст. / соч. Густава Лебона- пер. с фр. А. Фридмана иЭ. Пименовой. СПб.: Ф. Павленков, 1896. — 329 с.
  114. Леви-Брюль, Л. Первобытное мышление Текст. / Л. Леви-Брюль. — М.: Соцэкгиз- 1930. 339 с.
  115. Леви-Стросс, К. Первобытное мышление Текст. / К. Леви-Стросс. -М.: Просвещение, 1994.-392 с.
  116. Левицкий. Альбом Текст. М.: Изобразительное искусство, 1991. — 32 е.: ил.
  117. Ле Гофф, Ж. Средневековый мир воображаемого Текст. / Ж. Ле Гофф- пер. с фр. Е. В. Морозовой. М.: Прогресс, 2001. — 440 с.
  118. , Н.П. История русской культуры Текст.: учеб. пособие для студ. высших учебных заведений / Н. П. Ледовских. Рязань, Изд-во РГПУ, 1999. -225 с.
  119. , Н.П. Обыденное сознание россиян XVIII—XIX вв.еков Текст. / Н. П. Ледовских. СПб.: Нестор, 2001. — 240 с.
  120. , Д.С. Очерки по философии художественного < творчества Текст. / Д.С. Лихачев- РАН. Ин-т рус. лит. (Пушкинский? дом) — 2:-е изд., доп. СПб.: Русско-Балтийский информ. центр, 1999. — 191 с.
  121. , Ю.В. Политология на российском фоне Текст. / Ю. В. Лепешкин. М.: Правда, 1993. — 304 с.
  122. Лесная, Л. В. Менталитет и ментальные основания общественной жизни
  123. Текст. / JI.B. Лесная // Социально-гуманитарные знания. 2001. — № 1. — С. 133−146.
  124. , Н.О. Избранное Текст. / Н. О. Лосский. М.: Правда, 1991. — 622 е.: портр. — Приложение к журналу «Вопросы философии».
  125. , Н.О. Характер русского народа Текст. / Н. О. Лосский // Лосский, Н. О. Условия абсолютного добра. — М.: Политиздат, 1991. — 368 с.
  126. , Ю.М. Беседы о русской культуре Текст.: быт и традиции русского дворянства (XVIII начала XIX века) / Ю. М. Лотман. — СПб.: Искусство — СПб., 1994. — 399 е.: портр.- 5 л. ил.
  127. , Ю.М. История и типология русской культуры Текст. / Ю. М. Лотман. СПб.: Искусство-СПб., 2002. — 768 с.
  128. , Ю.М. Культура и взрыв Текст. / Ю. М. Лотман. — М.: Прогресс, 1992.-272 с. i
  129. , Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства Текст. / Ю. М. Лотман. СПб.: Академический проект, 2002. — 544 с л — (Мир искусств).
  130. , А.Н. Методологический анализ проблемы философского обоснования теории творчества Текст.: автореф. дис.. докт. филос. наук / Александр Николаевич Лощилин- Моск. пед. гос. ун-т. Москва, 1998. -36 с.
  131. , А.Н. Философские основы теории творчества Текст. / А. Н. Лощилин. -М.: Всемир. следопыт, 1998. 124 с.
  132. , В. Шедевры русской живописи Текст.: великие полотна XII—XIX вв.еков / Виталий Манин. М.: Белый город, 2000. — 400 е.: ил. -(Энциклопедия мирового искусства).
  133. Марков- Б. В. Философская антропология. Очерки истории и теории Текст.: учебное пособие / Б. В. Марков. -СПб.: Лань, 1997. 384 с.
  134. , Н. Галерея русских писателей и художников (с пушкинской эпохи до наших дней) Текст. / Н. Мартов. СПб.: Издание Н. Ф. Мертда, 1901.-112 е.: портр.
  135. , Н. Иван Николаевич Крамской (1837−1887) Текст. / Н. Машковцев. М.-Л.: Искусство, 1945. — 36 с. — (Массовая библиотека «Искусство»).
  136. Мемуары декабристов Текст. М.: Изд-во МГУ, 1988., — 400 с.
  137. Ментальности (менталитет) Электронный ресурс. / Энциклопедия «Кругосвет». — Режим доступа: http://www.krugosvet.ni/articles/l 05/1 010 513/1010513al .htm.
  138. Загл. с тит. стр. 07.03.2008'. }
  139. , И.В. Архетипы и ориентиры российской ментальности Текст. / И. В. Мостовая, А. П. Скорик // Полис. 1995. — № 4. — С. 69−76.
  140. , A.B. Русский менталитет Текст.: монография / A.B. Мурунова, В.П. Кожевников- Федеральное агентство по образованию,
  141. Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Нижегородскийгос. архитектурно-строит. ун-т», Общероссийская акад. человековедения. — Нижний Новгород: ННГАСУ, 2006. 175 с.
  142. , В.Т. Анатомия репрессивного сознания Текст. /
  143. B.Т. Нанивская // Вопр. Философии 1990: — № 5. — С. 37−48.
  144. , Г. Павел Андреевич' Федотов. 1815−1852. Текст. / Г. Недошивин. Mi — JI.: Искусство, 1945. — 35 с. — (Массовая библиотека).
  145. , A.B. Национальный экономический менталитет в контексте российских реформ: историко-экономический очерк Текст. / А. В1 Новиков. — СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2006. 199 с.
  146. , A.A. Теория культуры Текст.: учебное пособие для вузов /
  147. A.A. Оганов, И. Г. Хангельдиева. М.: Фаир-Пресс- Гранд, 2001. — 384 с. 1.
  148. Ольшанский- В. Старшеклассник вt изменяющемся обществе Текст.:ментальность молодежи, ценностные ориентации) / В: Ольшанский // Народное образование. 2000. — № 3. — С. 117−120.'
  149. Пелипенко, А. А. Культура как система Текст. / A.A. Пелипенко. М.: Языки русской культуры, 1998. — 371 е.: портр. — (Язык. Семиотика. Культура. — Программа «Высшее образование». Открытая книга — Открытое сознание — Открытое общество).
  150. , C.B. Россия. Великая судьба Текст. /
  151. C.B. Перевезенцев. — М.: Белый город, 2006. — 704 е., илл.
  152. , A.B. Введение в"психологию Текст.: учебное пособие / А. В: Петровский. М.': Академия, 1995. — 496 с.
  153. Пластические искусства. Краткий терминологический*словарь Текст. / под. общ: ред. A.M. Кантора. M.: Пассим, 1994. — 160 с.
  154. Платон. Государство Текст. / Платон- К.А. Сергеев- JI.C. Камнева, вступ. ст. Санкт-Петербург: Наука, 2005. — 570 с.
  155. Платон. Диалоги Текст. / Платон- пер. с древнегреч. В.Н. Карпова-вступ. ст. Р. Светлова.' СПб.: Азбука, 2000. — 445 с.
  156. , Г. В. История русской общественной мысли Текст.: в 3-х т. Т. З / Г. В. Плеханов. М.: Издание т-ва «МИРЪ», 1917.-294 с.
  157. Плотникова, E. JL Александр Иванов Текст.: Акварель / Евгения Плотникова. — М.: Трилистник, 1998. 32 е.: ил. — (Художник в Третьяковской галерее).
  158. , Д.В. Идея менталитета в русской философии «золотого века» Текст. / Д. В. Полежаев. — Волгоград: Изд-во Волгоградского гос. унта, 2003.-357 с.
  159. , Д.В. Русский менталитет: социально-философское осмысление Текст. / Д. В. Полежаев. Волгоград: Изд-во Волгоградского гос. ун-та, 2007. — 366 с. I
  160. , И.С. К вопросу о российском менталитете Текст. / И. С. Полищук // Социально-гуманитарные знания. 2006. — № 1. — С. 143−152.
  161. , Я.П. К портрету Электронный ресурс. / «Собрание русской классики» Библиотеки Мошкова. Режим доступа: http://az.lib.ru/p/polonskijjp/text0050.shtml. — Загл. с тит. стр. — 07.03.2008.
  162. , Т.М. Менталитет полиэтнического общества Текст.: (опыт России) / Т. М. Полякова. М.: Правда, 1998.-389 с.
  163. Популярная история русской живописи Текст. / Автор-сост. Е. А. Конькова. -М.: Вече, 2002. 512 е., илл. (32 с.)
  164. , О.Н. Духовно-ценностный смысл менталитета Текст.: дис.. канд. филос. наук / О. Н. Прокаева. Саранск, 2004. — 149 с.
  165. , Г. А. Изучение истории повседневности в школьном курсе истории Текст.: переключение внимания на проблемы человека, ментальности в школьном курсе истории / Г. А. Прохорова // Преподаваниеистории в школе. 2000. — № 8. — С. 31−33.
  166. , М. Под сенью девушек в цвету Текст.: роман / Марсель Пруст- коммент А. Д. Михайлова. М.: Крус, 1992. — 443 с.
  167. , М. По направлению к Свану Текст.: роман / М. Пруст, пер. с фр. Н. Любимова. — М.: Эксмо, 2005. 512 с. — (Зарубежная классика).
  168. , Л.Н. Что такое менталитет? Историографические заметки Текст. / Л. Н. Пушкарев // Отечественная история. 1995. — № 3. -С. 158−166.
  169. , Б.В. Геометрия картины и зрительное восприятие Текст. / Б. В. Раушенбах. М.: Интерпракс, 1994. — 240 с.
  170. , В.М. Теория культуры Текст. / В. М. Розин. M.: NOTA BENE МТК, 2005. — 415 с.
  171. Русская эпиграмма (XVIII начало XX) Текст.: сборник / сост. и примеч. М. И. Гиллельсона, К.А. Кумпан- вступ. ст. М. И. Гиллёльсона, с. 5−44. — Л.: Сов. писатель: Ленингр. отд-ние, 1988. — 781 с.
  172. Русские художники от «А» до «Я» Текст.: альбом / ред.-сост. H.A. Борисовская, Е. С. Гордон. М.: Слово, 2000. — 216 е.: ил.
  173. , А.П. Культурология. Теория культуры Текст.: учеб. пособие для вузов / А. П. Садохин, Т.Г. Грушевицкая- 2-е изд., перераб. и доп. М.: «ЮНИТИ-ДАНА», 2004. — 365 с. — (Серия «Cogito ergo sum»).
  174. , Д.В. Образы века Текст.* / Д. В. Сарабьянов. М.: «Молодая гвардия», 1967. — 176 е., с илл. 24 л.
  175. , Д.В. Русская живопись Текст.: пробуждение памяти / Д. В. Сарабьянов. М.: Искусствознание, 1998. — 432 е.: ил. — (Б-ка журнала «Искусствознание»).
  176. , В.Н. История повседневности в учебниках истории: реалии и перспективы Текст.: усиление внимания к проблемам человека, его ментальности / В. Н. Сидорцов // Преподавание истории в школе. 2000.№ 9.-С. 21−23.
  177. , З.В. Национальное самосознание русских: социологический очерк Текст.: учебное пособие / 3. В. Сикевич. М.: Механик, 1996. — 208 с. — (Открытая книга — Открытое сознание — Открытое общество- Программа: «Высшее образование»).
  178. , И.Л. Отечественный тип философствования в мемуарах русской интеллигенции от XIX к XXI' веку Текст.1 / И. Л. Сиротина. — Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2002. 112 с.
  179. , А.И. Как нам обустроить Россию Текст.: посильные соображения / Александр Солженицын. Рязань: Комфорт, 1991. — 54 с.
  180. Солманидина- Н. В. Ключевский как историк российской ментальности Текст. / Н. В. Солманидина. Пенза: ПТУ АС, 2007. — 113 с.
  181. , С.М. Первые научные труды Текст.: письма / С. М. Соловьев- подготовка текстов, статьи и коммент. А. Н. Шаханова. -М.: Археографический центр, 1996. 219 с.
  182. , С.М. Сочинения Текст.: в 18 кн. Кн.1. Т.1−2 / С. М. Соловьев. -М.: Голос, 1998, 752 с.
  183. , П.А. Человек. Цивилизация. Общество Текст. / П. А. Сорокин. -М.: Политиздат, 1992. 543 с.
  184. , Т.Г. Этнопсихология Текст.: учебник / Т.Г. Стефаненко- 4-е изд., испр. и- доп. М.: Аспект-Пресс, 2006. — 368 с. — Доп. Мин. образования РФ.
  185. , Г. Социальная логика Текст. / Габриэль Тард- пер. М. Цейтлин. -СПб.: Социал. психол. центр, 1996. — 548 с.
  186. , Е.Я. Ментальность человека Текст.: подходы к концепции и постановка задач исследования / Е.Я. Таршис- Рос. акад. наук, Ин-т социологии. — М.: Изд-во Ин-та социологии, 1999. 82 е.: ил.
  187. , С. Е. Минувшее Текст. / Князь Сергей Евгеньевич* Трубецкой. М.: Изд-во сов.-фр. совмест. предприятия «ДЭМ»,• 1991. — 328 с.
  188. , Н.И. Происхождение украинского сепаратизма Текст. / Н. И. Ульянов. М: Грифон, 2007. — 292.С.
  189. Ушинский- К. Д. Избранные труды Текст.: в 4 кн. / К.Д. Ушинский-сост., авт. вступ. ст., примеч. и коммент. Э. Д. Днепров. — М: Дрофа- 2005.^
  190. , К.А. Социально-политические и ценностно-ментальные особенности цивилизационного развития России Текст. / К. А. Феофанов // Социально-гуманитарные знания. 2006. — № 1. — С. 113−127.
  191. Философия. Краткий тематический словарь. Текст. / под редакцией д.ф.н. Матяш Т. П., д.ф.н. Яковлева В. П*. Ростов н/Д.: «Феникс», 2001. -416 с. (Словари XXI века).
  192. , И.Г. Сочинения Текст.: в 2 т. / Иоганн Готлиб Фихте- сост. и примеч. В. Волжского. СПб.: Мифрил, 1993.
  193. , Г. В. Вера и культура Текст.: избранные труды по богословию и философии / Г. В. Флоровский: — СПб.: Изд-во «Русского Христианского гуманитарного института», 2002. 862 с.
  194. , К. Опыты сравнительного изучения, картин Текст. / К. Фолль. — М.: Леманн и Сахаров, 1916. 207 с.218- Франк, СЛ. Сочинения Текст. / С. Л. Франк. М.: Правда* 1990. -607 с.
  195. Фромм* Э. Бегство от свободы! Текст. / Э- Фромм- пер. с англ. Г. Ф. Швейника- общ. ред. Г1.С. Гуревича. М.: Прогресс, 1990. -271 с.
  196. Фукидид. История Текст. / Фукидид'.' М.: Ладомир, ACT- '1999. -736 с. — (Классики исторической мысли).
  197. Хомяков- A.C. Избранные труды Текст. / A.C. Хомяков.: Мир истории, 2004. -589 с.
  198. Чаадаев, ШЯ: Философические письма Текст. / П.Я. Чаадаев- // Чаадаев, П. Я. Полное собрание сочинений- и избранные письма: В 2-х т. Т. 1. -Mi:.Наука, 1991. 798 с: — (Памятники философской мысли).
  199. , А.П. Повести и рассказы Текст. / А.П. Чехов- Ml: Издательство «Русский язык», 1980. — 590 с.
  200. , Г. Василий Суриков Текст. / Галина Чурак. М-: Трилистник, 2002. — 32 е.: ил. — (Художников Третьяковской галерее).
  201. , Г. Илья Реиин Текст. / Г. Чурак. М.: Трилистник, 2000. -32 е.: ил. — (Художник в Третьяковской галерее).226- Шевяков, М. Ю. Менталитет: сущность и особенности функционирования Текст.: автореферат дис.. канд. филос. наук /
  202. М.Ю. Шевяков. Волгоград, 1994. — 18 с.
  203. , В.А. Историческая психология" Текст. / В. А. Шкуратов. — Ростов-на/Д: «Город N», 1994.-288 с.
  204. , Г. Г. Введение в этническую психологию Текст. / Г. Г. Шпет // Шпет, Г. Г. Сочинения. М.: Правда, 1989. — 608 е.: портр. — (Из истории отечественной философской мысли). — (Приложение к журналу «Вопросы философии»).
  205. , Г. Г. Искусство как вид знания Текст.: избранные труды по философии культуры / Г. Шпет- отв. ред. Т. Г. Щедрина. М.: РОССПЭН, 2007. — 712 с. — (Российские Пропилеи).
  206. , Г. Г. Психология социального бытия Текст.: избр. психол. труды / Г. Г. Шпет. — Воронеж: Б. и., 1996. 496 с. — (Психологи Отечества).
  207. , JI.А. Генезис русской духовности Текст. / J1.A. Шумихина. Екатеринбург: УрО РАН, 1998. — 399 с.
  208. Энциклопедический словарь по культурологии Текст. / под, общей редакцией доктора* философских наук, профессора A.A. Радугина. М.: «Центр», 1997.-478 с.
  209. , Т.В. Русская живопись второй половины XIX века Текст. / Т. В. Юденкова. М.: АИР APT, 2002. — 32 е.: ил. — (Знакомство с Третьяковской галерей. От средневековья к XX веку)
  210. Юм, Д. О человеческой природе Текст. / Давид Юм- пер. с англ. С. И. Церетели. СПб.: Азбука, 2001. — 314 с.
  211. Юм, Д. Сочинения в двух томах Текст.: Т.2. / Давид Юм- под общ: ред. и с примеч. И.С. Нарского- пер. с англ. М.: «Мысль», 1965. — 928 с. -(Философ, наследие.)
  212. Юнг, К. Г. Проблемы души нашего времени Текст. / К.Г. Юнг- предисл. А. В. Брушлинского- пер. с нем. А. М. Боковникова- 2-е изд. М.: Флинта: МПСИ: Прогресс, 2006. — 336 с. — (Библиотека зарубежной психологии).
  213. Юнг, К. Г. Психологические типы Текст. / К.Г. Юнг- под общ. ред. В. Зеленского- пер. с нем., перераб. и доп. М.: Университетская книга: ACT, 1998. — 720 с. — (Классики зарубежной психологии).
  214. , А.Л. Категории русской средневековой культуры Текст. / А. Л. Юрганов. -М.: МИРОС, 1998. 448 с.
  215. , И.Г. Эсхатологическая компонента российской ментальности Текст. / И. Г. Яковенко // Обществ, науки и современность. -2000.-№ 3.-С. 87−95.
  216. , Н.И. История русской культуры: XIX век Текст. / Н.И. Яковкина- 2-е изд., стер. СПб.: Издательство «Лань», 2002. — 576 с. -(Мир культуры, истории и философии).
Заполнить форму текущей работой