Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Проблемы оптимизации профессионального становления музыканта-исполнителя: На материале фортепианного искусства

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Помимо этого, сам ученик, формирующийся с учетом ориентиров оптимизации как генеральной методологической установки, обретает возможность в каждом конкретном случае более осознанно принимать те или иные решения, касающиеся профессиональных приемов и методов занятий на инструменте. Они могут быть связаны с представлениями о реальных пределах собственного технического развития, о наиболее… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ МУЗЫКАНТА-ИСПОЛНИТЕЛЯ
    • 1. 1. Понятие оптимизации и его значение для теории и практики воспитания музыканта
    • 1. 2. Подход к проблемам совершенствования подготовки музыканта в историческом прошлом теории исполнительского искусства
    • 1. 3. Современные поиски путей эффективного формирования-развития исполнительского мастерства музыканта-инструменталиста
    • 1. 4. Опыт методологического обоснования оптимизации в сфере музыкального исполнительства и педагогики
  • Глава. 2. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ УСТОЙЧИВОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ПИАНИСТА И ПУТИ ИХ ОПТИМИЗАЦИИ
    • 2. 1. Мастерство пианиста: вопросы фундаментализации и устойчивого развития
    • 2. 2. Проблемы художественного развития пианиста: системность и преемственность в построении учебного репертуара
    • 2. 3. О совершенствовании организации учебно-творческой деятельности пианиста

Проблемы оптимизации профессионального становления музыканта-исполнителя: На материале фортепианного искусства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современное музыкознание и музыкальная педагогика, расширяя и углубляя процессы изучения музыкального искусства, все чаще выходят в сопредельные области знаний, что дает импульс к развитию новых направлений в их исследованиях.

К числу таких направлений может быть отнесено изучение актуальных проблем оптимизации и устойчивого профессионального становления музыканта, как одного из важнейших условий обеспечения адекватного функционирования музыкального искусства в обществе. Как известно, оптимизация есть процесс приведения какой-либо системы в наилучшее (оптимальное) состояние, наиболее благоприятствующее ее успешному функционированию. Поиск такого состояния сложного, многоаспектного и разноуровневого, а также довольно длительного процесса профессиональной подготовки музыканта, весьма актуален как для музыкально-исполнительского искусства, так и для существующей практики профессиональной подготовки музыкантов-инструменталистов, в частности пианистов.

Эта проблематика, с нашей точки зрения, довольно близко касается общемировой проблемы безопасности профессиональной деятельности, относящейся в современном мире ко всем ее видам и формам, в том числе к сфере музыки, ее исполнению и преподаванию. Ибо типичные трудности, которые часто возникают у будущего музыканта-исполнителя в период обучения, могут рассматриваться как угрожающие (порой в значительной степени) его успешному профессиональному становлению, последующему развитию и творчеству.

Музыкознание и его отрасли — теория музыкально-исполнительского искусства и музыкальная педагогика как гуманитарные науки, непосредственно связанные с творческой практикой музыканта-художника, должны быть не только активно включены в общий процесс осмысления проблем оптимизации и устойчивости его профессиональной подготовки, но и способны внести существенный вклад в их разработку, в первую очередь — в силу высшего предназначения искусства как носителя духовно ценной информации, организатора межличностных коммуникаций, целителя человеческих душ и т. д.

Постановка в настоящее время проблем оптимизации в теории исполнительства и педагогике музыки может оказаться весьма плодотворной, ибо позволит под новым углом зрения осмыслить эмпирически сложившиеся каноны обучения музыканта-исполнителя и во взаимосвязи с накопленным здесь огромным эмпирическим опытом поможет увидеть скрытые доселе причинно-следственные связи процессов и явлений, а также вскрыть дополнительные возможности в организации подготовки будущего музыканта-исполнителя и педагога к профессиональной деятельности в новых условиях современной социально-культурной действительности.

Внутренние побуждения к занятиям музыкой, крепнущая потребность в самовыражении через серьезную академическую музыку, глубокое желание стать профессионалом-исполнителем часто и в нынешних сложных условиях помогают многим молодым музыкантам выстоять и утвердиться в своем жизненном выборе. Однако ныне они нуждаются в ином, чем прежде, типе профессиональной поддержки и адекватного сопровождения в процессе обучения. На первый план выдвигается задача обеспечения столь высокого «уровня прочности», чтобы они как можно раньше могли сами полностью включиться в формирование и развитие собственного личностно-творческого Я, осознанно готовясь к многолетнему профессиональному существованию в условиях конкурентной борьбы.

С этой позиции обеспечение оптимизации и устойчивого профессионального становления служит своего рода гарантом стабильности достигнутого уровня мастерства и для молодого музыканта, и для его педагогов-наставников. Но именно эти задачи при подготовке музыканта различного исполнительского профиля до сих пор не поставлены и не разработаны в теории музыкального исполнительства и музыкальной педагогике. Между тем, они, как свидетельствуют многолетние наблюдения автора, являются одной из наиболее острых проблем широкой практики профессиональной подготовки молодых музыкантов.

Таким образом, назрела необходимость восполнить этот пробел — обратиться к проблемам оптимизации и устойчивости профессиональной подготовки специалистов-музыкантов — исполнителей и педагогов. Это своего рода социальный заказ, выдвигаемый самой жизнью на современном этапе развития музыкального искусства, исполнительства, образования в нашей стране. Сказанным и определяется актуальность настоящего диссертационного исследования.

Музыкальное исполнительство и обучение музыканта, как и всякая другая область человеческой (в том числе художественно-творческой) деятельности, имеют свои зоны возможного неблагополучия, что можно называть опасностями, которые могут быть причиной многих неприятных, а порой и драматических событий в жизни музыканта. Поэтому необходимо, как уже сказано, обозначить прежде всего круг явлений, относящихся к данной проблеме, и определить методологические и теоретические пути их решения в контексте общего подхода к решению задач оптимизации профессиональной подготовки музыканта-исполнителя как проблемы методологической и методической, физиологической и психологической, педагогической, музыкально-социологической, организационной.

Данная работа по отношению к заявленной проблеме, бесспорно требующей многих и разносторонних углубленных исследований, является постановочной. Она обусловлена необходимостью прежде всего очертить масштабы данной проблематики и прояснить общие подходы к решению ее составляющих, а также остановить внимание на тех вопросах и задачах, которые, по мнению диссертанта, являются ключевыми.

Вместе с тем, справедливости ради следует сказать, что в музыковедческой литературе, касающейся исполнительских проблем, мемуарах великих музыкантов-исполнителей и педагогов прошлого и настоящего, в теоретических и методических трудах есть немало свидетельств того, что вопросы оптимизации, непрерывного профессионального совершенствования, перспективности исполнительской и педагогической подготовки инструменталистов были предметом размышлений и заботы многих музыкантов-мыслителей на долгом историческом пути существования музыкального искусства в социуме.

В сущности, исполнительское музыкознание и музыкальная педагогика потенциально давно готовы к тому, чтобы из контекста своих научных интересов вычленить проблему оптимизации профессионального становления музыканта как некую парадигму, с помощью которой можно подвергнуть детальному анализу явления и процессы профессиональной подготовки, формы и способы исполнительской деятельности, обеспечивающие их устойчивое, прочное развитие.

Следует, вместе с тем, оговорить, что проблемы, поднимаемые в диссертационном исследовании, не сводятся к процессу обучения музыканта в сложившейся образовательной системе — они шире и охватывают более масштабное пространство становления музыканта-исполнителя.

Словом, новизна настоящей диссертационной работы обусловлена тем, что проблемы оптимизации профессионального становления специалистов в области музыкального искусства до сих пор никем не разрабатывались ни на методолого-теоретическом, ни на прикладном, методическом уровнях. Хотя художественно-творческая практика, сложный процесс становления молодых музыкантов, иначе говоря, профессиональное музыкальное образование изобилуют многочисленными примерами типических трудностей разного рода, превращающихся порой в серьезную угрозу здоровью, личностным позициям, профессиональному благополучию, а также определенным набором средств их профилактики.

Объектом исследования является процесс и типичные результаты специальной подготовки музыканта-исполнителя (пианиста) на различных этапах его профессионального становления с учетом социокультурного контекста современной действительности.

Предметом исследования является комплекс условий и факторов, обеспечивающих внешние и внутренние средства оптимизации профессиональной подготовки музыканта-инструменталиста (пианиста) как исполнителя и педагога.

Генеральная цель исследования состоит в том, чтобы содействовать повышению качества профессионального (специального) образования музыкантов-исполнителей (пианистов) путем более полного использования достижений современного исполнительского и теоретического музыкознания, а также необходимых для их развития данных смежных наук.

Подцели исследования состоят в том, чтобы:

1) раскрыть методологические и теоретические основания постановки проблемы оптимизации и устойчивого профессионального становления музыканта-исполнителя;

2) обозначить основные факторы обеспечения устойчивого развития и оптимизации специальной подготовки пианиста-исполнителя в процессе профессионального становления;

3) определить основные принципы осуществления процесса оптимизации профессионального становления исполнителя (пианиста) в качестве необходимого раздела теории музыкально-исполнительского искусства и фортепианной педагогики.

Задачи настоящего исследования состоят в том, чтобы:

1) обосновать правомерность введения в научный обиход теории музыкального исполнительства понятий оптимизации и устойчивого профессионального становления музыканта-исполнителя;

2) показать в историческом плане направленность научных и методических поисков педагогов и музыкантов-исследователей на оптимизацию развития отдельных компонентов профессионального мастерства;

3) проанализировать современные поиски путей обновления подходов и методов музыкально-исполнительской педагогики в аспекте общей проблемы оптимизации профессиональной подготовки исполнителя как мастера-интерпретатора музыки;

4) осветить задачи фундаментализации и преемственности в поэтапном техническом развитии музыканта-инструменталиста в аспекте проблемы оптимизации его профессионального становления;

5) определить пути реализации системного подхода в процессе выбора, изучения и накопления исполняемого репертуара;

6) поставить вопрос и наметить некоторые меры структурно-организационного характера, способствующие протеканию процесса профессионального становления музыканта-исполнителя в оптимизационном режиме.

Методы исследования, использованные в работе, включают:

— сравнительно-сопоставительный анализ философской, психологической, музыковедческой, музыкально-исполнительской и музыкально-педагогической литературы, связанной с проблематикой оптимизации профессиональной подготовки исполнителя (пианиста);

— системный анализ факторов, обеспечивающих устойчивое развитие и становление профессионального мастерства исполнителя (пианиста) в аспекте оптимизации этого процесса;

— комплексное оценивание педагогического опыта и в свете возможности его обогащения на концептуальной базе научно разработанных средств оптимизации профессиональной подготовки пианиста.

Методологическая база исследования опирается на системный подход, используемый в трудах по философии, эстетике, социологии, системологииискусствознанию и музыкознанию, истории и теории исполнительского искусствапсихологии, физиологии, педагогике.

Работа прежде всего основывается на концептуальных положениях, разработанных в фундаментальных науках (Н. А. Бернштейн, П. К. Анохин,.

B. А. Петровский и др.).

Определяющей стала опора на интонационную теорию Б. В. Асафьева, учение о системности выразительных средств музыки в их целостности и направленности на восприятие, теорию музыкального восприятия и мышления (М. Г. Арановский, В. В. Медушевский, Е. В. Назайкинский, М. А. Смирнов, Б. JI. Яворский и др.) — теорию управления общественно-музыкальной коммуникацией (А. Н. Сохор, А. Н. Якупов и др.).

Исследование опиралось также на детально разработанную в отечественной науке психолого-педагогическую концепцию деятельности развития личности и общения, концепцию общих художественных способностей (Б. Г. Ананьев, П. П. Блонский, JI. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, А. А. Мелик-Пашаев, С. JI. Рубинштейн, и др.), интерпретированную в музыкально-психологических, музыкально-педагогических и методических трудах (А. Д. Алексеев, JT. А. Баренбойм, М. М. Берлянчик, В. Ю. Григорьев, Г. П. Прокофьев, В. Г. Ражников, О. Ф. Шульпяков, Г. М. Цыпин и др.).

Источниковой базой основных разделов исследования стали труды по истории и теории исполнительства, в которых раскрыты:

— проблемы развития исполнительского мастерства (JI. А. Баренбойм, М. М. Берлянчик, А. В. Бирмак, JI. С. Гинзбург, Н. И. Голубовская, А. Б. Гольденвейзер, Г. М. Коган, А. В. Малинковская, О. Ф. Шульпяков, С. И. Сав-шинский и др.);

— проблема единства (точнее — целостности) художественного и технического развития в процессе подготовки музыканта-исполнителя (А. Д. Алексеев, JI. А. Баренбойм, М. М. Берлянчик, Г. Г. Нейгауз, Г. П. Прокофьев,.

C. И. Савшинский, М. Э. Фейгин и др.);

— проблемы интерпретации музыкального произведения (Л. Е. Гаккель, Г. И. Гильбурд, В. Ю. Григорьев, Е. Г. Гуренко, Н. П. Корыхалова, Г. Г. Ней-гауз, Г. М. Цыпин и др.);

— проблемы формирования музыкально-исполнительского мышления (Б. Л. Кременштейн, М. А. Смирнов, М. Э. Фейгин, Б. Л. Яворский);

— вопросы исполнительского интонирования (Б. В. Асафьев, М. М. Бер-лянчик, Д. Благой, А. В. Малинковская, Н. Н. Переверзев и др.);

— вопросы системности явления и структурных компонентов понятия «исполнительское мастерство музыканта-инструменталиста» (М. М. Берлян-чик, Н. А. Давыдов);

— проблемы технической оснащенности пианиста и рациональной организации исполнительских движений (А. В. Бирмак, И. Гат, Е. Я. Либерман, Н. Любомудрова, К. А. Мартинсен, И. Т. Назаров, Л. Н. Оборин, С. И. Сав-шинский, В. И. Сафонов, В. П. Сраджев, Е. А. Шмидт-Шкловская и др.).

Особую группу источников составили труды по организации учебного процесса, взаимодействию в системе «учитель-ученик», профессионально-педагогической направленности в работе пианиста, а также по социокультурным вопросам обучения и подготовки к профессиональной деятельности (Ю. Г. Писаренко, Ю. К. Бабанский, В. Е. Хананаева и др.). В поле зрения были также проблемы физической безопасности учащегося-пианиста, связанные с профессиональными травмами и представленные в трудах В. А. Гутерман и М. В. Мазеповой. Для формирования концепции и отбора факторов, обеспечивающих психофизиологическую «безопасность» пианистов (обучаемых и обучающих), принципиальное значение имели труды по музыкальной психологии М. П. Блиновой, А. Л. Готсдинера, В. И. Петру-шина, В. Г. Ражникова, и, особенно, работа Г. М. Цыпина «Психология музыкальной деятельности».

Помимо источниковой базы, связанной с основными вопросами исследования, достаточно объемное место в содержании диссертации занимают монографии, статьи и воспоминания о великих музыкантах-исполнителях прошлого и современности, их собственные литературные свидетельства и заметки об исполнительстве, интерпретации музыкальных произведений, занятиях с учениками разной степени одаренности, а также о природе искусства, долге художника перед слушателями и искусством и прочее (А. Б. Гольденвейзер, Я. И. Зак, К. Н. Игумнов, Н. К. Метнер, Г. Г. Нейгауз, Л. Н. Оборин, М. А. Смирнов, В. В. Софроницкий и др.).

Постановка общей проблемы оптимизации профессиональной подготовки музыканта-исполнителя и ряда соответствующих подпроблем позволяет актуализировать вопросы систематизации и обобщения современных знаний об исполнительском искусстве и преподавании музыки, увидев названную проблему в новой системе связей. При этом возникает возможность не только эмпирически — благодаря необычайной прозорливости и творческости талантливых педагогов, но вполне осознанно увидеть многочисленные трудности и типические препятствия в подготовке молодых музыкантов к исполнительской и педагогической деятельности. Тем более начинающему свой путь педагогу полезна предлагаемая здесь определенная система взглядов, учитывая которые, он сможет принимать своевременные меры по устранению или предотвращению многих типичных трудностей, возникающих нередко в обучении музыканта-инструменталиста.

Помимо этого, сам ученик, формирующийся с учетом ориентиров оптимизации как генеральной методологической установки, обретает возможность в каждом конкретном случае более осознанно принимать те или иные решения, касающиеся профессиональных приемов и методов занятий на инструменте. Они могут быть связаны с представлениями о реальных пределах собственного технического развития, о наиболее целесообразном выборе репертуараа также с объективной оценкой своих исполнительских возможностей и введении неких ограничений ввиду индивидуальной специфики пси-хо-эмоциональной реакции на стресс (парализационная, паническая или мобилизационная модель эстрадного поведения) в условиях учебной и концертной исполнительской деятельности. В этом плане молодой исполнитель также может ставить перед собой задачи самовоспитания, развития волевых качеств, самообладания, концентрации внимания и т. д., что в период личностного профессионального становления является весьма насущным и посильным при наличии позитивной установки на будущую творческую деятельность и веры в ее перспективность.

Введение

парадигмы оптимизации и устойчивого профессионального становления музыканта-исполнителя может создать условия для естественного включения резервных возможностей организма и всей образовательной системы «ученик — педагог».

Оговорим здесь, что в настоящем исследовании педагогика музыкального исполнительства рассматривается как одна из важных отраслей музыкознания, имеющая свой обширный тезаурус основных категорий и понятий, свой круг фундаментальных положений, теоретических установок и эмпирических наблюдений. Необходимость углубленного рассмотрения различных сторон многогранной проблемы оптимизации и устойчивого профессионального становления музыканта-исполнителя продиктована двумя обстоятельствами:

1) во-первых, тем, что процесс становления музыканта-исполнителя с достаточно осознанной установкой на оптимизированную полноценную творческую деятельность в контексте избранной профессии должен начинаться еще в раннем периоде обучения;

2) данное ограничение позволяет показать процесс «зарождения» некоторых негативных тенденций, которые в дальнейшем могут оказаться причи-нопорождающими факторами, создающими различные предпосылки нарушения профессиональной устойчивости функционирования и деятельности музыканта-исполнителя в зрелые годы.

Диссертация включает Введение, две главы (семь разделов) и Заключе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проблема оптимизации и обеспечения устойчивого профессионального становления музыканта-исполнителя имеет комплексную природу и поэтому не может быть решена только с помощью сложившейся ранее методологии исполнительского музыкознания. Но и вне его, вне опоры на обобщенный исторический опыт исполнительства, невозможно определить верное направление и организационные принципы оптимизации.

Именно поэтому нам так важно было взглянуть на исполнителя как на некую модель, раздвинув привычные границы, в которых обычно он, исполнитель, рассматривался — либо Мастер, либо ученик (начального, среднего или высшего звена). Не случайно существующая литература по проблемам искусства столь адресна и, как правило, не предполагает практического переноса информации за пределы возрастных и профессиональных зон действия. Изменив угол зрения, который в нашем случае объектом исследовательского внимания сделал исполнителя на всех этапах его становления, то есть раздвинув границы, мы получили возможность понять природу оптимизационных подходов, должных и могущих влиять на процесс формирования музыканта от его первых шагов в исполнительстве до вершин мастерства.

Поступательность и устойчивость развития пианиста зависит от многих факторов, которые, однако, могут быть объединены некоторыми общими методологическими основаниями. К ним относятся фундаментализация, системность, преемственность, а также обеспечение безопасности как одного из условий устойчивости профессионального развития и здоровьесбережения музыканта. Именно этими основаниями регулируется и качество процесса подготовки исполнителя, и оптимизационная коррекция в случае нарушения любого из его компонентов.

Оптимизация может рассматриваться как системный процесс, осуществляемый на двух уровнях:

1) нормативно-ориентированном;

2) творчески-ориентированном.

На первом — нормативно-ориентированном — уровне целью и средством оптимизации является использование наиболее эффективных методов формирования-развития исполнительского мастерства, пробуждения творческих качеств, стимулирования общих художественных способностей и т. д., необходимых для полноценной профессиональной деятельности музыканта-исполнителя как солиста-концертанта, артиста камерного ансамбля и оркестра, преподавателя.

На втором — творчески-ориентированном — уровне целью оптимизации является достижение наивысших для данной личности художественных результатов исполнения, а средством для этого служит самостоятельное, личностно-мотивированное и волевое пробуждение всех внутренних сущностных сил музыканта, стимулирующее поиск наиболее рациональных и эффективных методов исполнительской деятельности.

Оптимизационный подход в наше время может стать одним из регуляторов процесса подготовки исполнителя. Историческая ретроспектива позволила выявить наличие оптимизационных тенденций, проявляющихся на разных этапах развития исполнительского искусства как самоценной сферы деятельности музыканта. Однако только в наши дни появилась возможность, комплексно рассматривая проблему подготовки и творческой деятельности музыканта-инструменталиста, через многоаспектный и разноуровневый анализ выявить общие основания, на которых базируется сложившийся профессионализм Мастера и его прообраз у начинающего пианиста. Использование системного подхода позволило выдвинуть концепцию оптимизации процесса становления музыканта-исполнителя, в которой методологическими основаниями являются: а) фундаментализация подготовки пианиста от самой начальной фазы его занятийб) обеспечение преемственности в каждом из звеньев обучения и между ними по основным параметрам. Это достижение целостного художественного и технического развития на каждом из этапов с обеспечением условий для закрепления достигнутого через регулярную, активную концертную практику. Отслеживание результатов продвижения должно корректироваться установкой на устойчивое развитие не только пианистических навыков, но и личностно-социальных качеств музыканта в соответствии с его возрастными особенностями, спецификой психотипа, художественными потребностями и предрасположенностью к исполнительской или педагогической деятельности.

Общий ориентир оптимизации на современном этапе, на наш взгляд, должен быть обусловлен исторической логикой саморазвития исполнительского искусства. Из «высокой» практики (композитор — исполнитель — слушатель) выведены теоретические концепции, которые хорошо известны исследователям, но пока «не возвращены» в широкую практику исполнительства через осознанные действия педагогов музыкальных учебных заведений всех уровней.

Изменить сложившуюся традицию — сделать обучение на всех уровнях отвечающим базовым критериям оптимизации — задача достаточно сложная. На первом этапе предстоит осознать, что исполнительская практика нуждается в обновлении (обогащении) собственных методологических ориентиров. Ими могут стать названные выше установки на фундаментализацию, системность, преемственность и безопасность (здоровьесбережение), которые, своеобразно проявляясь на каждом этапе обучения, позволяют своевременно корректировать деятельность педагога в отношении каждого конкретного ученика, обеспечивая устойчивость его становления.

Фундаментализация начального этапа зависит от того, насколько глубоко будет развито музыкальное чувство ребенка, активизированы его музьт-кально-слуховые способности и потребности слушать музыку, восприимчивость к самому языку музыки, наличие эмоционального отклика на нее, развитое ассоциативное художественно-образное представление. А отсюда базовой основой фундаментализации будет комплексное воздействие на индивидуальный мир ученика. В то же время для обеспечения преемственности профессионально ориентированных знаний и навыков может стать концептуальная база теории музыки и теории исполнительства.

Теоретическая база оптимизации музыкального исполнительства еще только начинает складываться. Но уже сейчас можно наметить перспективные направления как ее собственного углубления, так и практического преломления имеющихся наработок.

Фундаментальные идеи музыкознания, достаточно глубоко разработанные в теории, не нашли своего отражения в массовой практике исполнительства. Это главный резерв оптимизационного подхода в фундаментализации подготовки исполнителя. Вторым направлением является методическое сопровождение учебного процесса в каждом из звеньев, имеющее общие методологические и научно-концептуальные основания (интонационная теория, теория жанра и принципы жанровой драматургии, эмоциональный и звуковой мир музыки, музыкальный текст, его структура и свойства, законы музыкальной коммуникации и др.). Каждое из научных направлений должно быть в практическом преломлении доступно интерпретировано в соответствии с уровнем развития конкретного ученика и введено в его личную деятельност-ную форму. Третье направление связано с организационной стороной подготовки музыканта-исполнителя и деятельностью соответствующих структур, которая также может быть включена в зону оптимизационных действий.

Введение

в массовую практику исполнительской педагогики идей музыкальной науки возможно и через систему повышения квалификации. Для этого новые методологические ориентиры должны быть осмыслены и методически обеспечены для каждого из звеньев обучения в соответствии с задачами каждого звена.

Проблематика оптимизации нуждается в своем дальнейшем изучении, углублении и отслеживании в реальной практике и может стать весьма перспективным направлением научных исследований.

Показать весь текст

Список литературы

  1. АБДУЛЛИН Э. Б. О некоторых проблемах подготовки современного педагога-музыканта // Вопросы подготовки музыканта-педагога / Межвуз. сб. ст. — Магнитогорск, 1997. — Вып. 2. — С. 107−112.
  2. АВАЗАШВИЛИ М, ВЕДЕНИН И. Об оптимизации теоретической и методической подготовки педагога-инструменталиста // Актуальные проблемы струнно-смычковой педагогики: Тр. / Новосиб. гос. консерватория. — Новосибирск, 1987. — Вып. 5. — С. 58−66.
  3. Актуальные проблемы музыкальной педагогики: Межвуз. сб. тр. / Сост. Ф. Г. Арзаманов. — М., 1977. — Вып. 32. — 157 с.
  4. А. АЛЕКСЕЕВ А. Д. Из истории фортепианной педагогики: Хрестоматия. — Киев, 1974.
  5. АЛЕКСЕЕВ А. Д. Клавирное искусство. — М., 1952.
  6. АЛЕКСЕЕВ А. Д. О музыкально-теоретическом образовании современного исполнителя// Актуальные проблемы музыкальной педагогики: Межвуз. сб. тр. — М., 1977. — Вып. 32. — С. 56−62.
  7. АНАНЬЕВ Б. Г. Человек как предмет познания. — Л., 1968. — 339 с.
  8. АНАНЬЕВ Б. Г. Задачи психологии искусства/ Публикация Л. Л. Бочкарева// Художественное творчество: Вопросы комплексного изучения. — Л.: Наука, 1982. — С. 234−245.
  9. АНОХИН П. К. Функциональная система— основа физиологической архитектуры поведенческого акта // Системные механизмы высшей нервной деятельности: Избр. тр. — М.: Наука, 1979. — С. 3−99.
  10. АРАНОВСКИЙМ. Г. Мышление, язык, семантика// Проблемы музыкального мышления. —М.: Музыка, 1974. — С. 90−128.
  11. АРАНОВСКИЙ М. Г. О психологических предпосылках предметно-пространственных слуховых представлений // Проблемы музыкального мышления. — М.: Музыка, 1974. — С. 252−271.
  12. АРЗАМАНОВ Ф. Г. Теория музыки и работа исполнителя // Актуальные проблемы музыкальной педагогики: Межвуз. сб. тр.— М., 1977.— Вып. 32. — С. 63−89.
  13. АСАФЬЕВЕ. В. Музыкальная форма как процесс.— JI.: Музыка, 1971, —376 с.
  14. БАБАНСКИЙЮ. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: (Методические основы). — М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  15. БАБАНСКИЙЮ. К. Избранные педагогические труды/ Сост. М. Ю. Бабанский. — М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
  16. БАЖАНОВ Н. С. Акустические методы исследования в музыкознании // Теоретические концепции XX века: Итоги и перспективы отечественной музыкальной науки: Всерос. науч. конф. (2000, 14−18 нояб.- Новосибирск): Материалы. — Новосибирск, 2000. — С. 50−63.
  17. БАРЕНБОЙМJJ. А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. — JL: Музыка, 1969. — 288 с.
  18. БАРЕНБОЙМJJ. А. Путь к музицированию.— 2-е изд.— JL: Сов. композитор, 1979. — 352 с.
  19. БАРИНОВА М. Н. О развитии творческих способностей ученика. — Л.: Музгиз, 1961. —60 с.
  20. БАТЮКИНА Г. И. Межличностные контакты педагога и учащегося в процессе обучения музыке: На материале работы музыкально-исполнительских классов на музыкально-педагогических факультетах: Автореф. дис.. канд. пед. наук. —М., 1992. — 18 с.
  21. БАШКИРОВ Д. У меня нет итогов // Музыкальное обозрение. — М., 2003. —№ 4. —С. 7.
  22. БЕРЛЯНЧИК М. М. О развитии культуры мелодического интонирования в процессе воспитания скрипача: Вопросы методологии и теории // Вопросы смычкового искусства: Тр. / ГМПИ им. Гнесиных.— М., 1980.— С. 46−79.
  23. БЕРЛЯНЧИКМ. М. Воспитание музыканта-исполнителя: Проблема преемственности // Проблемы комплексного творческого воспитания музыканта-исполнителя: (Школа-училище-вуз): Межвуз. сб. тр. — Новосибирск- 1984, —Вып. 2. —С. 13−21.
  24. БЕРЛЯНЧИК М. М. О рефлексии предпосылок исполнительского интонирования// Рефлексия в науке и обучении: Науч.-метод, конф. (1984, 12−14 нояб.- Новосибирск): Тез. докл. и сообщ.— Новосибирск: ИИФФ, 1984. —С. 84−87.
  25. БЕРЛЯНЧИК М. М., МАЗЧЕНКО Ю. Н. Проблема преемственности в обучении альтиста // Вопросы музыкальной педагогики.— М.: Музыка, 1987. —Вып. 8. —С. 5−24.
  26. БЕРЛЯНЧИК М. М. Методологические проблемы воспитания музыканта-исполнителя на смычковых инструментах // Исполнительское искусство: Виолончель, контрабас: Тр. / ГМГТИ им. Гнесиных. — М., 1988. — С. 6079.
  27. БЕРЛЯНЧИКМ. М. О роли интонационного анализа в интерпрета-торском творчестве музыканта-исполнителя // Проблемы исполнительского искусства: Эстетика, теория, методика: Тр. / Новосиб. гос. консерватория. — Новосибирск, 1989. — С. 27−38.
  28. БЕРЛЯНЧИК М. М. Оптимизация теоретического образования — резерв подготовки педагога в музыкальном вузе // Пути развития методики преподавания в музыкальном вузе. — Владивосток: изд-во Дальневост. ун-та, 1989.— С. 5−16.
  29. БЕРЛЯНЧИК М. М. Основы воспитания начинающего скрипача.— СПб.: Лань, 2000. — 256 с.
  30. БЕРНШТЕЙНН. А. О построении движений.— М.: Гос. медиздат, 1947. — 116 с.
  31. БЕРНШТЕЙНН. А. Очерки по физиологии движений и физической активности. — М.: Медицина, 1966. — 349 с.
  32. БЕСНОВАТЫЙ Я. Г. Некоторые вопросы оптимизации учебного процесса// Актуальные проблемы музыкальной педагогики: Межвуз. сб. тр. — М., 1977. — Вып. 32. — С. 26−29.
  33. БЕСПАЛЬКО В. П. Основы теории педагогических систем. — Воронеж, 1977.
  34. БИРМАК А. В. О художественной технике пианиста. — М.: Музыка, 1973. — 141 с.
  35. БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ И, П. Некоторые вопросы музыкального искусства. — Минск: Вышейна школа, 1965. — С. 7−79.
  36. БЛАГОЙ Д. Д. Значение образных ассоциаций в работе педагога-пианиста // Методические записки по вопросам музыкального образования / Сост. Н. Л. Фишман. — М.: Музыка, 1966. — С. 201−218.
  37. БЛАГОЙ Д. Д. Роль эстрадных выступлений в обучении музыкантов-исполнителей // Методические записки по вопросам музыкального образования / Ред.-сост. Н. Л. Фишман. — М.: Музыка, 1979. — Вып. 2. — С. 166— 183.
  38. БЛАГОЙ Д. Д. Роль детских фортепианных пьес в художественном развитии учащихся / Вопросы методики начального музыкального образования, — М, 1981, —С. 190−215.
  39. БЛИНОВА М. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности. — JL: Музыка, 1974. — 144 с.
  40. БЛОНСКИЙ П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2 т. — М.: Педагогика, 1979. — Т. 1. — 304 е.- Т. 2. — 399 с.
  41. БРЕЙТБУРГ А. М. Значение физиологического учения академика И. П. Павлова для музыкальной педагогики и музыкального исполнительства//Вопросы музыкознания.— М.: Музгиз, 1954. — Вып. 1.—С. 108−149.
  42. БРОНЗ. Н., НЕЧИПОРУКА. Ф. Об интенсификации процесса обучения скрипача // Проблемы комплексного творческого воспитания музыканта-исполнителя: (Школа-училище-вуз): Межвуз. сб. тр. — Новосибирск, 1984. — Вып. 2. — С. 113−119.
  43. БРОНФИНЕ. Ф. Надежда Иосифовна Голубовская// В фортепианных классах Ленинградской консерватории. — Л.: Музыка, 1968. — С. 5−43.
  44. БУЛАТОВА Л. Б. Применение музыкально-теоретических знаний в работе исполнителя // Актуальные проблемы музыкальной педагогики: Межвуз. сб. тр. — М, 1977. — Вып. 32. — С. 90−94.
  45. ВЕРЕМЕЕНКО Н. Н. О креативности в обучении и развитии начинающего музыканта // Вопросы подготовки музыканта-педагога / Межвуз. сб. ст. — Магнитогорск, 1997. — Вып. 2. — С. 217−225.
  46. ВОРОНИНА Т. А. Моисей Яковлевич Хальфин // В фортепианных классах Ленинградской консерватории. — Л.: Музыка, 1968. — С. 155−187.
  47. ВОСКРЕСЕНСКИЙМ. О педагогических взглядах Л.Н.Оборина// Вопросы фортепианного исполнительства / Ред. М. Соколова. — М.: Музыка, 1968. — Вып. 2. — С. 215−227.
  48. ВЫГОТСКИЙ Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. — М.: Просвещение, 1967. — 98 с.
  49. ВЫГОТСКИЙ Л. С. Психология искусства. — Ростов н/Д: «Феникс», 1998.— 480 с.
  50. ГАККЕЛЬ Л. Е. Фортепианное творчество С. С. Прокофьева.— М.: Музгиз, I960, —172с.
  51. ГАККЕЛЬ Л. Е. Натан Ефимович Перельман // В фортепианных классах Ленинградской консерватории. — Л.: Музыка, 1968. — С. 44−85.
  52. ГАККЕЛЬ Л. Е. Исполнителю, педагогу, слушателю.—Л.: Сов. композитор, 1988. — 168 с.
  53. ГАЛЬПЕРИН77. Я. К учению об интериоризации: К семидесятилетию со дня рождения Л. С. Выготского// Вопросы психологии. — 1966. — № 6, —С. 25−32.
  54. Г AT И. Техника фортепьянной игры. — Москва: Музыка- Будапешт: Корвина, 1967. — 244 с.
  55. ГЕПТЕРП.И. Пути рационализации самостоятельной работы исполнителя // Пути развития методики преподавания в музыкальном вузе. — Владивосток: Изд-во ДВУ, 1989. — С. 16−25.
  56. ГИЛЬБУРД Г. И. Исполнительство— искусство интерпретации.— Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория, 1991. — 77 с.
  57. ГИНДИС С. П., ГОЛОВИНА Л. И. Проблема общения в музыкально-педагогическом процессе // Проблемы комплексного творческого воспитания музыканта-исполнителя: (Школа-училище-вуз): Межвуз. сб. тр. — Новосибирск, 1984. — Вып. 2. — С. 42−49.
  58. ГИНЗБУРГ Г. Заметки о мастерстве// Вопросы фортепианного исполнительства/ Ред. М. Соколова. — М.: Музыка, 1968. — Вып. 2. — С. 6170.
  59. ГИНЗБУРГ Г. Беседы с А. Вицинским // Вопросы фортепианного исполнительства / Ред. М. Соколова. — М.: Музыка, 1976. — Вып. 4. —С. 6991.
  60. ГОЛУБОВСКАЯН. И. О музыкальном исполнительстве. — Л.- Музыка, 1985. — 142 с.
  61. ГОЛЬДЕНВЕЙЗЕР А. Б. Об исполнительстве// Вопросы фортепианного исполнительства / Ред. М. Соколова. — М.- Музыка, 1965. — Вып. 1. — С. 35−71.
  62. ГОЛЬДЕНВЕЙЗЕР А. Б. О музыкальном воспитании и обучении детей // Вопросы фортепианной педагогики / Под ред. В. Натансона. — М: Музыка, 1967. — Вып. 2. — С. 5−24.
  63. ГОЛЬДЕНВЕЙЗЕР А. Б. Советы педагога-пианиста// Пианисты рассказывают / Общ. ред. М. Соколова. — М.: Сов. композитор, 1979. — С. 159 176.
  64. ГОЛЬДЕНВЕЙЗЕР А. Б. Статьи, материалы, воспоминания.— М.: Сов. композитор, 1969. — 448 с.
  65. ГОТСДИНЕР А. Л. Музыкальная психология. — М., 1993. — 190 с.
  66. ГОФМАН И. Фортепьянная игра. Ответы на вопросы о фортепьянной игре. — М.: Гос. муз. изд-во, 1961. — 224 с.
  67. ГРАЧ Б. Я. Основные методические положения начального периода обучения игре на фортепиано // Вопросы методики преподавания в детской музыкальной школе. — М.- J1.: Музыка, 1965. — С. 17−36.
  68. ГРИГОРЬЕВ В. Ю. О роли времени в исполнительском творческом процессе // Вопросы исполнительского искусства: Тр. / Моск. гос. консерватория. — М., 1981. — С. 3−14.
  69. ГРИГОРЬЕВ В. Ю. О некоторых психологических аспектах работы педагога-музыканта// Вопросы музыкальной педагогики.— М.: Музыка, 1987, — Вып. 8. —С. 44−56.
  70. ГРИГОРЬЕВ В. Ю. Исполнитель и эстрада.— Москва- Магнитогорск, 1998. — 156 с.
  71. ГРОХОТОВ С. В. Иосиф Левин — пианист и педагог // Профессора исполнительских классов Московской консерватории. — М, 2000. — Вып. 1, —С. 26−52.
  72. ГУРЕНКО Е. Г. Эстетика: Учеб. курс/ Новосиб. гос. консерватория. — Новосибирск, 2000. — 540 с.
  73. ГУТЕРМАН В. А. Возвращение к творческой жизни.— Екатеринбург: Гуманитарно-экономический лицей, 1994. — 89 с.
  74. ДАВЫДОВ Н. А. Исполнительское мастерство баяниста: Автореф. дис.. д-ра искусствоведения. — Киев, 1991. — 49 с.
  75. ДАНИЛОВ М. А. Всеобщая методология науки и специальная методология педагогики в их взаимоотношениях. — М., 1971.
  76. Дидактика средней школы / Под ред.: М. А. Данилова, М. Н. Скат-кина. — М., 1975.
  77. S3. ЖУКОВА О. Воспоминания о занятиях в классе
  78. B. В. Софроницкого // Вопросы фортепианного исполнительства / Ред. М. Соколова. — М.: Музыка, 1968. — Вып. 2. — С. 187−214.
  79. ЗАКЯ. Встречи и размышления: Беседы с Г. Цыпиным// Пианисты рассказывают/ Общ. ред. М.Соколова.— М.: Сов. композитор, 1979.—1. C. 123−136.
  80. ЗАКЯ. Статьи, материалы, воспоминания/ Под ред. М. Г. Соколова. — М.: Сов. композитор, 1980. — 208 с.
  81. ЗАРИПОВ P. X. Кибернетика и музыка.— М.: «Наука», 1971. — 235 с.
  82. ЗАУЭР Э. Кто меня сделал музыкантом// Вопросы фортепианного исполнительства/ Ред. М.Соколова.—М.: Музыка, 1976.— Вып. 4.— С. 11−27.
  83. ЗЕНИНА Л. Л. К вопросу о развитии музыкально-ритмических способностей у начинающих пианистов // Проблемы комплексного творческого воспитания музыканта-исполнителя: (Школа-училище-вуз): Межвуз. сб.тр. — Новосибирск, 1984. — Вып. 2. — С. 96−100.
  84. ЗИМЯНИНА А. О Рихтере // Юность. — 1984. — № 1. — С. 66−79.
  85. ИГУМНОВ К. Н. О творческом пути и исполнительском искусстве пианиста: Из бесед с психологами / Сост., предисл. и коммент. М. Смирнова // Вопросы фортепианного исполнительства / Ред. М. Соколова. — М.: Музыка, 1973. — Вып. 3. — С. 11−72.
  86. ИЛЬИНА Т. А. Педагогика. — М., 1969.
  87. ИЛЬИНА Т. А. Структурно-системный подход к организации обучения. — М., 1972.— Вып. 1,2, 3.
  88. КАРПЫЧЕВ М. Г. Заметки педагога фортепиано. — Новосибирск, 2001. —238 с.
  89. КВАШНИН К. А. Психофизиологические основы обучения игре на духовых инструментах. — Самара, 1993. — 95 с.
  90. КИРНАРСКАЯД. К Музыкально-языковая способность как компонент музыкальной одаренности: Автореф. дис.. канд. искусствоведения. — Л., 1989. —23 с.
  91. КОГАН Г. М. Вопросы пианизма.— М.: Сов. композитор, 1968.— 461 с.
  92. КОГАНГ. М. У врат мастерства. Работа пианиста.— М.: Музыка, 1969. —342 с.
  93. КОГАН Г. М. Об интонационной содержательности фортепианного исполнения // Сов. музыка. — 1975. — № 11. — С. 94−96.
  94. КОРТОА. О фортепианном искусстве.— М.: Музыка, 1965.— 363 с.
  95. КОРЫХАЛОВА Н. П. Самарий Ильич Савшинский // В фортепианных классах Ленинградской консерватории.— Л.: Музыка, 1968.— С. 86 122.
  96. КОРЫХАЛОВА Н. П. Владению словом— учить специально: К вопросу о воспитании музыкантов-исполнителей) // Проблемы комплексного творческого воспитания музыканта-исполнителя: (Школа-училище-вуз): Межвуз. сб. тр. — Новосибирск, 1984. — Вып. 2. — С. 54−60.
  97. КОТИК М. А. Психология и безопасность.— Таллинн: Валгус, 1989.— 448 с.
  98. КРЕМЕНШТЕЙНБ. Л. О педагогике Г. Г. Нейгауза // Вопросы фортепианной педагогики/ Ред. В.Натансона.— М.: Музыка, 1971. Вып. 3. — С. 264−296.
  99. КРЕМЕНШТЕЙН Б. Л. К вопросу о противоречиях как источнике развития в процессе обучения музыканта-исполнителя // Вопросы музыкальной педагогики. — М.: Музыка, 1985. — Вып. 7. — С. 51−65.
  100. КУБЕКИНА С. И. Традиции воспитывающего обучения в московской фортепианной школе // Проблемы комплексного творческого воспитания музыканта-исполнителя: (Школа-училище-вуз): Межвуз. сб. тр. — Новосибирск, 1984. — Вып. 2. — С. 49−54.
  101. КУРТ Эрнст. Музыкальная психология: (Области и границы музыкальной психологии) // Homo musicus'94: Альманах музыкальной психологии / Моск. гос. консерватория- Ред.-сост. М. С. Старчеус. — М., 1994. — С. 7−27.
  102. ЛЕВИТЕСД. Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. —М.- Воронеж, 1998. — 288 с.
  103. ПО. ЛЕЛЬЧУКН., ДОЛИНСКАЯЕ. На уроках Я. В. Флиера // Вопросы фортепианного исполнительства / Ред. М. Соколова. — М.: Музыка, 1968. — Вып. 2, —С. 252−282.
  104. ЛЕОНТЬЕВ А. Н. Деятельность. Сознание. Личность.— М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
  105. ЛИБЕРМАН Е. Я. Работа над фортепианной техникой. — М.: Музыка, 1971. — 144 с.
  106. ЛИБЕРМАНЕ. Я. Творческая работа пианиста с авторским текстом.— М.: Музыка, 1988. — 236 с.
  107. ЛЮБОМУДРОВА Н. Методика обучения игре на фортепиано.— М.: Музыка, 1982, — 143 с.
  108. ЛЮСИ Матис. Теория музыкального выражения: Акценты, оттенки и темпы в музыке вокальной и инструментальной / Пер. с фр. — СПб: Изд-во Вессель и К, 1888. — 186 с.
  109. ЛЯХОВИЦКАЯС. О педагогическом мастерстве.— Л.: Музгиз, 1963. —48 с.
  110. МАЗЕЛЬ Л. А. Вопросы анализа музыки: Опыт сближения теоретического музыкознания и эстетики. — М.: Сов. композитор, 1978. — 351 с.
  111. МАЗЧЕНКО Ю. Н. О психологической подготовке учащихся к концертному выступлению // Проблемы комплексного творческого воспитания музыканта-исполнителя: (Школа-училище-вуз): Межвуз. сб. тр. — Новосибирск, 1984. —Вып. 2. —С. 119−125.
  112. МАККИННОНЛ. Игра наизусть. — Л.: Музыка, 1967. — 144 с.
  113. МАКУРЕНКОВА Е. П. Влияние прогрессивных общепедагогических теорий на решение проблем музыкального образования // Актуальные проблемы музыкальной педагогики: Межвуз. сб. тр.— М., 1977.— Вып. 32.— С. 18−25.
  114. МАЛИНКОВСКАЯА. В. Изучение народной интонационной культуры как один из аспектов воспитания исполнителя // Актуальные проблемы музыкальной педагогики: Межвуз. сб. тр. — М., 1977. — Вып. 32. — С. 9599.
  115. МАЛИНКОВСКАЯ А. В. Принципы построения «моделей специалиста» в современном музыкальном образовании // Проблемы комплексного творческого воспитания музыканта-исполнителя: (Школа-училище-вуз): Межвуз. сб. тр. — Новосибирск, 1984. — Вып. 2. — С. 6−12.
  116. МАЛИНКОВСКАЯ А. В. Фортепианно-исполнительское интонирование. — М.: Музыка, 1990. — 191 с.
  117. МАРТИНСЕН К. А. Индивидуальная фортепианная техника на основе звукотворческой воли. — М.: Музыка, 1966. — 220 с.
  118. МАРТИНСЕН К. А. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано. — М.: Музыка, 1977. — 128 с.
  119. МАТЮНИН Б. Г. Нетрадиционная педагогика. — М.: Школа-пресс, 1994, —96 с.
  120. МАЯРОВСКАЯ Г. В. Педагогическая направленность формирования исполнительских навыков // Вопросы подготовки музыканта-педагога: Межвуз. сб. ст. — Магнитогорск, 1997. — Вып. 2. — С. 113−124.
  121. МЕДУШЕВСКИЙ В. В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. — М.: Музыка, 1976. — 254 с.
  122. МЕДУШЕВСКИЙ В. В. Интонационная форма музыки.— М.: Композитор, 1993. — 268 с.
  123. МЕЛИК-ПАШАЕВ А. А. Педагогика искусства и творческие способности. — М.: Знание, 1981. — 96 с.
  124. МЕЛИК-ПАШАЕВ А. А. Психологические основы способностей кхудожественному творчеству: Автореф. дис.. д-ра психологических наук. — М., 1994.— 36 с.
  125. МЕЛЬНИКОВА Н. Фортепианное исполнительское искусство как культуротворческий феномен / Новосиб. гос. консерватория. — Новосибирск, 2002.—232 с.
  126. МЕТНЕР Н. К. Повседневная работа пианиста и композитора. — М.: Гос. муз. изд., 1963. — 92 с.
  127. Методологическая культура педагога-музыканта: Сб. ст. / Под ред. Э. Б. Абдуллина. — М.: Академия, 2002. — 272 с.
  128. МЕФОДЬЕВА С. И. Принципы системности в саморегуляции и духовном развитии личности // Эволюция: Человек и образование: Материалы конгресса (1996, 11−14 дек.- Новосибирск). — Новосибирск, 1996. — С. 4344.
  129. МИЛИЧБ.Е. Воспитание ученика-пианиста.— Киев.: Муз. Ук-раша, 1982. —85 с.
  130. МИЛЫНТЕЙНЯ. И. Ф. Лист. — М.: Музгиз, 1956, — Ч. 1.— 540 е.- Ч. 2, —336 с.
  131. МИЛЫНТЕЙН Я. И. К. Н. Игумнов и вопросы фортепианной педагогики // Вопросы фортепианного исполнительства / Ред. М. Соколова. — М.: Музыка, 1965. —Вып. 1, —С. 141−166.
  132. МИЛЬШТЕЙНЯ. И. Советы Шопена пианистам.— М.: Музыка, 1967. — 119 с.
  133. МИЛЫНТЕЙН Я. И. Константин Николаевич Игумнов. — М.: Музыка, 1975. —471 с.
  134. МИНАЕВ Е. В. О применении методов статистики в исследовании организации фортепианного педагогического репертуара // Актуальные проблемы музыкальной педагогики: Межвуз. сб. тр. — М., 1977. — Вып. 32. — С. 40−55.
  135. МОЛЬ А. Теория информации и эстетическое восприятие.— М., 1966.
  136. Музыкальное искусство и наука. — М., 1970. — Вып. 1.
  137. Музыка для детей / Сост. и пед. ред. К. С. Сорокина. — М.: Сов. композитор, 1978. — Вып. 1.
  138. НАЗАЙКИНСКИЙЕ. В., ПУШЕЧНИКОВ И. Акустические исследования влияния музыкальной артикуляции на характер звука // Вопросы методики применения технических средств и программированного обучения. — М, 1966.
  139. НАЗАЙКИНСКИЙ Е. В. О психологии музыкального восприятия. — М.: Музыка, 1972. — 383 с.
  140. НАЗАЙКИНСКИЙЕ. В. Звуковой мир музыки.— М.: Музыка, 1988. —254 с.
  141. НАЗАРОВ И. Т. Основы музыкально-исполнительской техники и метод ее совершенствования. — JL: Музыка, 1969. — 134 с.
  142. НАТАНСОН В. Заметки педагога// Вопросы фортепианной педагогики / Под ред. В. Натансона. — М.: Музгиз, 1963. — Вып. 1. — С. 321. 151 .НА УМОВ Л. Под знаком Нейгауза. — М.: РИФ «Антиква», 2002. — 336 с.
  143. НЕЙГАУЗ Г. Г. Об искусстве фортепианной игры.— М.: Музыка, 1967, —311 с.
  144. НЕЙГАУЗ Г. Г. Размышления, воспоминания, дневники.— М.: Сов. композитор, 1975. — 528 с.
  145. НЕЙГАУЗ Г. Г. Показательный урок и лекция для педагогов: Беседы с Б. Тепловым и А. Вицинским // Вопросы фортепианного исполнительства / Ред. М. Соколова. — М.: Музыка, 1976. — Вып. 4. — С. 28−68.
  146. НЕМОВ Р. С. Психология. — М.: Просвещение, 1990. — 301 с.
  147. НИКИФОРОВ И. С. Творческая лаборатория Шаляпина на службе решения задач безопасности и долголетия певца-исполнителя // Бердск: Прошлое, настоящее, будущее: Науч.-практич. конф.: Сб. ст. и материалов. — Новосибирск, 1998. — Вып. 4. — С. 35−42.
  148. НИКОЛАЕВ А. А. Взгляды Г. Г. Нейгауза на развитие пианистического мастерства// Мастера советской пианистической школы.— М.: Муз-гиз, 1961. —С. 167−203.
  149. НИКОЛАЕВ А. А. Исполнительские и педагогические принципы А.Б.Гольденвейзера// Мастера советской пианистической школы.— М.: Музгиз, 1961. —С. 115−166.
  150. НИКОЛАЕВ А. А. Московская фортепианная школа и ее выдающиеся представители // Вопросы фортепианного исполнительства / Ред. М. Соколова.—М.: Музыка, 1965. — Вып. 1. — С. 11−34.
  151. НИКОЛАЕВ А. А. Г. Р.Гинзбург// Вопросы фортепианного исполнительства/ Ред. М.Соколова.— М.: Музыка, 1968.— Вып. 2.— С.173−186.
  152. НИКОЛАЕВ А. А. Очерки по истории фортепианной педагогики и теории пианизма. — М.: Музыка, 1980. — 112 с.
  153. НИКОЛАЕВ Л. В. Статьи и воспоминания современников.— JI.: Сов. композитор, 1979. — 324 с.
  154. ОБОРИН Л. Н. О некоторых принципах фортепианной техники// Вопросы фортепианного исполнительства / Ред. М. Соколова. — М.: Музыка, 1968. — Вып. 2. — С. 71−80.
  155. ОБОРИН Л. Н. Композитор-исполнитель// Вопросы фортепианного исполнительства / Ред. М.Соколова.— М.: Музыка, 1973.— Вып. 3.— С. 138−141.
  156. ОБОРИН Л. Н. Статьи. Воспоминания, — М.: Музыка, 1977,—223 с.
  157. ОБОРИН Л. Н. Воспоминания о К.Н.Игумнове// Пианисты рассказывают/ Общ. ред. М. Соколова. — М.: Сов. композитор, 1979. — С. 6065.
  158. ОБОРИН Л. Н. Горизонты недавнего прошлого// Пианисты рассказывают / Общ. ред. М. Соколова. — М.: Сов. композитор, 1979. — С. 110 122.
  159. ОРЕНТЛИХЕРМАН А. Подготовка ученика к открытому концерту / Вопросы методики начального музыкального образования.— М., 1981.— С. 145−160.
  160. ПЕРЕЛЬМАНН. Е. В классе рояля. — Л.: Музыка, 1970. — 55 с.
  161. ПЕТРОВСКИЙ А. В. Поведение человека в ситуации опасности/ Новые исследования в психологии. — М.: Изд. АПН, 1974. — С. 23−24.
  162. ПЕТРУШИНВ. И. Артистизм— это и тренировка// Сов. музыка. — 1971. — № 2. — С. 67−73.
  163. ПЕТРУШИН В. И. Музыкальная психология. — М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 1977. — 384 с.
  164. ПИСАРЕНКО Ю. Г. Творческая установка и теоретическая работа будущего исполнителя-педагога в музыкальном колледже // Высший музыкальный колледж: Новое в профессиональном художественном образовании. — Магнитогорск- Новосибирск, 1992. — С. 86−105.
  165. ПИСАРЕНКО Ю. Г. Интонационно-творческий подход исполнителя (пианиста) к работе над инструктивно-техническим материалом // Вопросы подготовки музыканта-педагога: Межвуз. сб. ст. — Магнитогорск, 1997. — Вып. 2. — С. 137−147.
  166. ПОДУРОВСКИЙВ. М., СУСЛОВА Н. В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности: Учеб. пособие для вузов. — М.: Владос, 2001. — 320 с.
  167. Проблемы комплексного творческого воспитания музыкантаисполнителя: (Школа-училище-вуз): Межвуз. сб. тр.— Новосибирск, 1984. —Вып. 2. — 151 с.
  168. ПРОКОФЬЕВ Г. П. Формирование музыканта— исполнителя-пианиста. — М.: АПН РСФСР, 1956.—480 с.
  169. Пути развития методики преподавания в музыкальном вузе / Отв. ред. Г. В. Алексеева. — Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 1989. — 175 с.
  170. РАБИНОВИЧ Д. А. Исполнитель и стиль.— М.: Сов. композитор, 1979. —320 с.
  171. РАГСЮ. Н. Проблемы анализа музыкального произведения и интеллектуальные системы // ЭВМ и проблемы музыкальной науки: Межвуз. сб. тр. / Новосиб. гос. консерватория.— Новосибирск, 1988.— Вып. 7.— С. 10−24.
  172. РАГС Ю. Н. Проблемы и перспективы внедрения компьютерных технологий в музыкальное образование // Вопросы подготовки музыканта-педагога: Межвуз. сб. ст. — Магнитогорск, 1997 — Вып. 2. — С. 245−259.
  173. РАЖНИКОВ В. Г. Резервы музыкальной педагогики. — М.: Знание, 1980, —96 с.
  174. РАЖНИКОВ В. Г. Диалоги о музыкальной педагогике. — М.: ЦА-ПИ, 1994. — 141 с.
  175. РАСТОПЧИНА Н. М. Павел Алексеевич Серебряков// В фортепианных классах Ленинградской консерватории.— Л.: Музыка, 1968.— С.123−154.
  176. Ребенок за роялем: Педагоги-пианисты социалистических стран о фортепианной методике / Ред. Ян Достал. — М.: Музыка, 1981. — 334 с.
  177. РОБУСТОВА Л. П. О педагогической профилизации выпускников консерватории // Вопросы подготовки музыканта-педагога: Межвуз. сб. ст. — Магнитогорск, 1997. — Вып. 2. — С. 368−375.
  178. РОЙЗМАНЛ. Спрашивают педагоги-практики// Вопросы фортепианной педагогики/ Под ред. В.Натансона.— М.: Музгиз, 1963.— Вып. 1. —С. 2116.
  179. РОЙЗМАНЛ. Спрашивают педагоги-практики// Вопросы фортепианной педагогики/ Под ред. В.Натансона.— М.: Музыка, 1967.— Вып. 2. — С. 25−66.
  180. РУБИНШТЕЙН С. Л. Человек и мир// Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. — М.: Педагогика, 1973. — С. 255−419.
  181. РУСАК О. Н., ЗАЙЦЕВА В. К. Беседы о безопасности жизнедеятельности. — СПб.: Лесотехническая акад., 1996. — 96 с.
  182. САВШИНСКИЙС. И. Пианист и его работа. — Л.: Сов. композитор, 1961. —270 с.
  183. САВШИНСКИЙ С. И. Режим и гигиена работы пианиста.— Л.: Сов. композитор, 1963. — 119 с.
  184. САВШИНСКИЙ С. И. Работа пианиста над музыкальным произведением. —М.- Л.: Музыка, 1964. — 187 с.
  185. САВШИНСКИЙ С. И. Детская фортепианная педагогика//Вопросы фортепианной педагогики. — М.: Музыка, 1976. — Вып. 4. — С. 3−30.
  186. САВШИНСКИЙ С. И. О работе с музыкально одаренными детьми // Вопросы музыкальной педагогики. — М.: Музыка, 1979. — Вып. 1. — С. 373.
  187. СВЕТОЗАРОВА Н, КРЕМЕНШТЕЙН Б. Педализация в процессе обучения игре на фортепиано. — М.: Музыка, 1965. — 120 с.
  188. СКАТКИНМ. Н. Совершенствование процесса обучения.— М., 1971.
  189. СКРЕБКОВ С. С. Художественные принципы музыкальных стилей. — М.: Музыка, 1973. — 446 с.
  190. СКРЕБКОВ С. С. К вопросу об исполнительской трактовке музыкальных произведений// Скребков С. С. Избранные статьи.— М.: Музыка, 1980. —С. 17−23.
  191. СКРЕБКОВА-ФИЛАТОВА М. Исполнительский стиль и вариантная множественность интерпретаций // Проблемы музыкального стиля: Тр. / Моск. гос. консерватория. — М., 1982. — С. 121−138.
  192. СМИРНОВ М. А. Э. Г. Гилельс-педагог//Вопросы фортепианного исполнительства/ Ред. М. Соколова— М.: Музыка, 1968.— Вып. 2.— С.153−172.
  193. СМИРНОВ М. А. Вновь о вечно юном // Методические записки по вопросам музыкального образования / Ред.-сост. Н. JT. Фишман.— М.: Музыка, 1979, — Вып. 2, —С. 151−165.
  194. СМИРНОВ М. А. Эмоциональный мир музыки.— М.: Музыка, 1990, —320 с.
  195. СОБОЛЬНИКОВА Е. В., СОБОЛЬНИКОВ В. В. «Я-концепция» и развитие личности // Эволюция: Человек и образование: Материалы конгресса (1996, 11−14 дек.- Новосибирск). — Новосибирск, 1996. — С. 15−17.
  196. Советский энциклопедический словарь. — М.: Сов. энциклопедия, 1983. — 1600 с.
  197. Современный пианист/ Ред.-сост.: М. Соколов, В. Натансон, Н. Копчевский. —М.: Музыка, 1970.
  198. СОФРОНИЦКИЙ В. В. О своей работе // Пианисты рассказывают / Общ. ред. М. Соколова. — М.: Сов. композитор, 1979. — С. 104−109.
  199. СОХОР А. Н. Интонация // Музыкальная энциклопедия. — М.: Сов. энциклопедия, 1971. — Т. 2. — Стб. 550−557.
  200. СРАДЖЕВ В. П. Проблемы развития фортепианной техники.— Ташкент: Фан, 1987. — 118 с.
  201. СРАДЖЕВ В. П. Еще раз о свободе игрового аппарата инструменталиста // Исполнительское искусство: Виолончель, контрабас, арфа: Тр. / ГМПИ им. Гнесиных. — М., 1992. — С. 80−101.
  202. СРАДЖЕВ В. П. Развитие беглости в технической работе пианиста: Методич. пособие. — Елец: Муза, 2000. — 32 с.
  203. СРАДЖЕВ В. П. Принципы обучения как дидактический фундамент воспитания пианиста: Методич. пособие. — Елец: Муза, 2000. — 32 с.
  204. СТАНИСЛАВСКИЙ К. С. Работа актера над собой. — М.: Гос. изд. искусство, 1954. — 4.1. — 424 с.
  205. СТАНКИНМ. И. Профессиональные способности педагога.— М.: Флинта, 1998. —364 с.
  206. СТЕПАШКИНВ. Е. Профессии и здоровье.— М.: «Букмэн», 1996. —351 с.
  207. СТУПАКОВА О., МИРВИС Г. Педагогические взгляды Я. И. Зака // Вопросы фортепианного исполнительства / Ред. М. Соколова. — М.: Музыка, 1968. — Вып. 2. — С. 228−251.
  208. ТАЛАЛАЙ Р. Психофизиологические вопросы развития исполнительской моторики виолончелистов // Исполнительское искусство: Виолончель. Контрабас. —М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1988. — С. 41−59.
  209. ТАЛЫЗИНА Н. Ф. Задачи частных методик в высшей школе// Актуальные проблемы музыкальной педагогики: Межвуз. сб. тр. — М., 1977. — Вып. 32, —С. 8−17.
  210. ТЕПЛОВ Б. М. Психология музыкальных способностей // Теплое Б. М. Избранные труды: В 2 т. — М.: Педагогика, 1985. — Т. 1. — С. 42 222.
  211. ТИМАКИН Е. Воспитание пианиста. — 2-е изд. — М.: Сов. композитор, 1989. — 143 с.
  212. ТИМАКИНЕ. Нельзя порывать с традицией// Музыкальное образование. — 1997. — № 1. — С. 18−21.
  213. ТОЛСТЫХН. Г. Ежедневные упражнения Джона Фильда// Актуальные методологические и методические проблемы преподавания курса фортепиано для учащихся разных специальностей в системе школа-училище-вуз. — М., 1997. — Вып. 2. — С. 58−67.
  214. ТЮМАСЕВА 3. И. Валеология и образование: Проблемы и решения. — Челябинск, ЧГПУ, 1999. — 219 с.
  215. ФЕИГИН М. Э. Индивидуальность ученика и искусство педагога. — М.: Музыка, 1968. — 79 с.
  216. ФЕИГИН М. Э. Воспитание и совершенствование музыканта-педагога. — М.: Сов. композитор, 1973. — 159 с.
  217. ФЕЙНБЕРГ С. Е. Пианизм как искусство. — Изд. 2-е, доп. — М.: Музыка, 1969.— 598 с.
  218. ФЕЙНБЕРГ С. Е. О музыке и о себе: Беседа с А. Вицинским// Пианисты рассказывают / Общ. ред. М.Соколова.— М.: Сов. композитор, 1979. —С. 82−103.
  219. ФЛИЕР Я. Статьи. Воспоминания. Интервью. — М.: Сов. композитор, 1983. —272 с.
  220. Фортепианное искусство: Аннотированный библиографический указатель, 1945−1975 / Новосиб. гос. консерватория- Сост.: М. М. Берлянчик (общ. ред.), Е. О. Пашкова, Г. И. Сушон. — Новосибирск, 1977. — 184 с.
  221. ХАНАНАЕВА В. Е. Развитие педагогического мышления у студентов музыкальных вузов // Проблемы комплексного творческого воспитания музыканта-исполнителя: (Школа-училище-вуз): Межвуз. сб. тр. — Новосибирск, 1984.—Вып. 2. —С. 60−65.
  222. ХЕНТОВАС.М. Эмиль Гилельс. — М.: Гос. муз. изд., 1959. — 183 с.
  223. ХЕНТОВАС.М. Маргарита Лонг.— М.: Гос. муз. изд., 1961.— 104 с.
  224. ХЛУДОВА Т. О педагогических принципах Г. Г. Нейгауза // Вопросы фортепианного исполнительства/ Ред. М. Соколова— М.: Музыка, 1965. —Вып. 1. —С. 167−201.
  225. ХОЛИНА Л. И. Проблема развития личности в дидактике // Эволюция: Человек и образование: Материалы конгресса (1996, 11−14 дек.- Новосибирск). — Новосибирск, 1996. —С. 40−42.
  226. ХОЛОПОВЛ В. Н. Музыка как вид искусства: Учеб. пособие. — М.: Моск. гос. консерватория, 1990. — 260 с.
  227. ЦУККЕРМАНВ. А. Музыкально-теоретические очерки и этюды. — М.: Сов. композитор, 1970. — 559 с.
  228. ЦУККЕРМАН В. А. Соната си минор Ф. Листа. — М.: Музыка, 1984.— 112 с.
  229. ЦЫПИН Г. М. Обучение игре на фортепиано. — М.: Просвещение, 1984. — 176 с.
  230. ЦЫПИН Г. М. Музыкант и его работа: Проблемы психологии творчества. — М., 1988.
  231. ЦЫПИН Г. М. Психология музыкальной деятельности.— М.: Ин-терпракс, 1994. — 384 с.
  232. ЦЫПИН Г. М. Исполнитель и техника: Учебное пособие.— М.: Академия, 1999. — 192 с.
  233. ЦЫПИН Г. М. Музыкально-исполнительское искусство: (Теория и практика). — СПб.: «Алетейя», 2001. — 320 с.
  234. ШАЙМУХАМЕТОВА Л. Н, ЮСУФБАЕВА Г. А. Инструктивные сочинения И. С. Баха для клавира в практике обучения творческому музицированию. — Уфа, 1998. — 111 с.
  235. ШАЙМУХАМЕТОВА Л. Н. Мигрирующая интонационная формула и семантический контекст музыкальной темы. — М., 1999. — 318 с.
  236. ШАЦКЕС А. Воспоминания о Н. К. Метнере-педагоге// Вопросы фортепианного исполнительства / Ред. М. Соколова. — М.: Музыка, 1965. — Вып. 1, —С. 237−245.
  237. Школа игры на фортепиано / Под общ. ред. А. Николаева- Сост.: Э. Кисель, В. Натансон, А. Николаев, Н. Сретенская. — М.: Музыка, 1970.
  238. ШМИДТ-ШКЛОВСКАЯ А. О воспитании пианистических навыков. — Л.: Музыка, 1985. — 70 с.
  239. ШУЛЬПЯКОВ О. Ф. Вопросы методологии развития двигательной техники музыканта-исполнителя (преимущественно на материале скрипичной техники) // Вопросы теории и эстетики музыки. — Л.: Музыка, 1968. — Вып. 12. — С. 186−206.
  240. ШУЛЬПЯКОВ О. Ф. Техническое развитие музыканта-исполнителя. — Л.: Музыка, 1973. — 104 с.
  241. ШУЛЬПЯКОВ О. Ф. О психофизическом единстве исполнительского искусства// Вопросы теории и эстетики музыки.— Л.: Музыка, 1973, —Вып. 12. —С. 187−222.
  242. ШУЛЬПЯКОВ О. Ф. О характере слухо-моторных отношений в исполнительском процессе //Сов. музыка. — 1976. —№ 9. — С. 113−120.
  243. ШУЛЬПЯКОВ О. Ф. Фактор обобщения в процессе воспитания исполнительского мастерства // Вопросы воспитания музыканта-исполнителя: Тр. / ГМПИ им. Гнесиных. — М., 1983. — С. 42−63.
  244. ШУЛЬПЯКОВ О. Ф. Роль деятельности в развитии творческой индивидуальности исполнителя // Проблемы комплексного творческого воспитания музыканта-исполнителя: (Школа-училище-вуз): Межвуз. сб. тр. — Новосибирск, 1984. — Вып. 2. — С. 34−42 с.
  245. ШУЛЬПЯКОВ О. Ф. Музыкально-исполнительская техника и художественный образ. — Л.: Музыка, 1986. — 124 с.
  246. ШУЛЬПЯКОВ О. Ф. Проблема единства «художественного» и «технического» в теории и практике музыкального исполнительства // Актуальные вопросы струнно-смычковой педагогики: Тр. / Новосиб. гос. консерватория. — Новосибирск, 1987. — С. 7−24.
  247. ЩАПОВ А. П. Некоторые вопросы фортепианной техники.— М.: Музыка, 1968. —248 с.
  248. Юный пианист / Сост. Л. И. Ройзман и В. А. Натансон. — М.: Сов. композитор, 1972. — Вып. 1.
  249. Юный пианист / Сост. JI. И. Ройзман и В. А. Натансон. — М.: Сов. композитор, 1976. — Вып. 2.
  250. ЮРОВА Т. В., СУШОНГ. И. О новых формах проверки профессиональной подготовленности учащихся // Проблемы комплексного творческого воспитания музыканта-исполнителя: (Школа-училище-вуз): Межвуз. сб. тр. — Новосибирск, 1984. — Вып. 2. — С. 144−149.
  251. ЯВОРСКИЙ Б. Л. Статьи, воспоминания, переписка. — 2-е изд. — М.: Сов. композитор, 1972. — Т. 1. — 711 с.
  252. ЯКУПОВ А. Н. О подготовке специалистов-музыкашов в свете современных социокультурных задач // Высший музыкальный колледж: Новое в профессиональном художественном образовании. — Магнитогорск- Новосибирск, 1992, —С. 12−26.
  253. ЯКУПОВ А. Н, ВЕРЕМЕЕНКО Н. Н. Образовательно-профессиональные программы подготовки специалиста в музыкальном колледже // Высший музыкальный колледж: Новое в профессиональном художественном образовании. —Магнитогорск- Новосибирск, 1992. — С. 41−48.
  254. ЯКУПОВ А. Н. Теоретические проблемы музыкальной коммуникации. — М., 1994, —292 с.
  255. ЯКУПОВА О. А. Аспекты творчества Альфреда Корто: Исполнительство. Педагогика. Редакторская деятельность: Автореф. дисс. канд. искусствоведения. — Магнитогорск, 1998.
  256. ЯМПОЛЬСКИЙА. И. О методе работы с учениками // Вопросы скрипичного исполнительства и педагогики. — М.: Музыка, 1968. — С. 6−21.
  257. COOK Nicholas. Music. Imagination and Culture. — London: Oxf. Clarendon Press, 1999. — 265 p.
  258. COOKE Deryck. The Language of Music. — London: Oxf. Univ. Oress, 1962, —283 p.
  259. GERIG R. Famous pianists and their technigue. — Washington, 1975.
  260. KARNESM., SHWEDEL A., L1NNEMEIERS. The young gifted / Talented child: Programs at the University Illinois // The Elementary School Journal. — 1982.—№ 3.—P. 195−213.
  261. MACHE. The Great Pianist speak for Themselves. — London, 1981.
  262. RENZULLIJ. What makes giftedness? Reexamining a definition// Phi Delta Kapaan, 1960. — № 60. — P. 180−194.
  263. ROBERTS J. P. L. The Art of Glenn Gould: Reflections of a musical genius. Toronto, 1999.
  264. SACHS C. Virtuoso. — London, 1982.
  265. SACHS C., RHYTHM A. Studi in Musik History. — New York, 391 r.
  266. SCHONBERGH. The great pianists. From Mozart to the present.— N. Y., 1963.
  267. TAKACS Garol Addison. Enjoy Your Gifted child. — N. Y.: Syracuse Univ. Press, 1986.— 160 p.
Заполнить форму текущей работой