Проблемы оптимизации профессионального становления музыканта-исполнителя: На материале фортепианного искусства
Диссертация
Помимо этого, сам ученик, формирующийся с учетом ориентиров оптимизации как генеральной методологической установки, обретает возможность в каждом конкретном случае более осознанно принимать те или иные решения, касающиеся профессиональных приемов и методов занятий на инструменте. Они могут быть связаны с представлениями о реальных пределах собственного технического развития, о наиболее… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ МУЗЫКАНТА-ИСПОЛНИТЕЛЯ
- 1. 1. Понятие оптимизации и его значение для теории и практики воспитания музыканта
- 1. 2. Подход к проблемам совершенствования подготовки музыканта в историческом прошлом теории исполнительского искусства
- 1. 3. Современные поиски путей эффективного формирования-развития исполнительского мастерства музыканта-инструменталиста
- 1. 4. Опыт методологического обоснования оптимизации в сфере музыкального исполнительства и педагогики
- Глава. 2. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ УСТОЙЧИВОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ПИАНИСТА И ПУТИ ИХ ОПТИМИЗАЦИИ
- 2. 1. Мастерство пианиста: вопросы фундаментализации и устойчивого развития
- 2. 2. Проблемы художественного развития пианиста: системность и преемственность в построении учебного репертуара
- 2. 3. О совершенствовании организации учебно-творческой деятельности пианиста
Список литературы
- АБДУЛЛИН Э. Б. О некоторых проблемах подготовки современного педагога-музыканта // Вопросы подготовки музыканта-педагога / Межвуз. сб. ст. — Магнитогорск, 1997. — Вып. 2. — С. 107−112.
- АВАЗАШВИЛИ М, ВЕДЕНИН И. Об оптимизации теоретической и методической подготовки педагога-инструменталиста // Актуальные проблемы струнно-смычковой педагогики: Тр. / Новосиб. гос. консерватория. — Новосибирск, 1987. — Вып. 5. — С. 58−66.
- Актуальные проблемы музыкальной педагогики: Межвуз. сб. тр. / Сост. Ф. Г. Арзаманов. — М., 1977. — Вып. 32. — 157 с.
- А. АЛЕКСЕЕВ А. Д. Из истории фортепианной педагогики: Хрестоматия. — Киев, 1974.
- АЛЕКСЕЕВ А. Д. Клавирное искусство. — М., 1952.
- АЛЕКСЕЕВ А. Д. О музыкально-теоретическом образовании современного исполнителя// Актуальные проблемы музыкальной педагогики: Межвуз. сб. тр. — М., 1977. — Вып. 32. — С. 56−62.
- АНАНЬЕВ Б. Г. Человек как предмет познания. — Л., 1968. — 339 с.
- АНАНЬЕВ Б. Г. Задачи психологии искусства/ Публикация Л. Л. Бочкарева// Художественное творчество: Вопросы комплексного изучения. — Л.: Наука, 1982. — С. 234−245.
- АНОХИН П. К. Функциональная система— основа физиологической архитектуры поведенческого акта // Системные механизмы высшей нервной деятельности: Избр. тр. — М.: Наука, 1979. — С. 3−99.
- АРАНОВСКИЙМ. Г. Мышление, язык, семантика// Проблемы музыкального мышления. —М.: Музыка, 1974. — С. 90−128.
- АРАНОВСКИЙ М. Г. О психологических предпосылках предметно-пространственных слуховых представлений // Проблемы музыкального мышления. — М.: Музыка, 1974. — С. 252−271.
- АРЗАМАНОВ Ф. Г. Теория музыки и работа исполнителя // Актуальные проблемы музыкальной педагогики: Межвуз. сб. тр.— М., 1977.— Вып. 32. — С. 63−89.
- АСАФЬЕВЕ. В. Музыкальная форма как процесс.— JI.: Музыка, 1971, —376 с.
- БАБАНСКИЙЮ. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: (Методические основы). — М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
- БАБАНСКИЙЮ. К. Избранные педагогические труды/ Сост. М. Ю. Бабанский. — М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
- БАЖАНОВ Н. С. Акустические методы исследования в музыкознании // Теоретические концепции XX века: Итоги и перспективы отечественной музыкальной науки: Всерос. науч. конф. (2000, 14−18 нояб.- Новосибирск): Материалы. — Новосибирск, 2000. — С. 50−63.
- БАРЕНБОЙМJJ. А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. — JL: Музыка, 1969. — 288 с.
- БАРЕНБОЙМJJ. А. Путь к музицированию.— 2-е изд.— JL: Сов. композитор, 1979. — 352 с.
- БАРИНОВА М. Н. О развитии творческих способностей ученика. — Л.: Музгиз, 1961. —60 с.
- БАТЮКИНА Г. И. Межличностные контакты педагога и учащегося в процессе обучения музыке: На материале работы музыкально-исполнительских классов на музыкально-педагогических факультетах: Автореф. дис.. канд. пед. наук. —М., 1992. — 18 с.
- БАШКИРОВ Д. У меня нет итогов // Музыкальное обозрение. — М., 2003. —№ 4. —С. 7.
- БЕРЛЯНЧИК М. М. О развитии культуры мелодического интонирования в процессе воспитания скрипача: Вопросы методологии и теории // Вопросы смычкового искусства: Тр. / ГМПИ им. Гнесиных.— М., 1980.— С. 46−79.
- БЕРЛЯНЧИКМ. М. Воспитание музыканта-исполнителя: Проблема преемственности // Проблемы комплексного творческого воспитания музыканта-исполнителя: (Школа-училище-вуз): Межвуз. сб. тр. — Новосибирск- 1984, —Вып. 2. —С. 13−21.
- БЕРЛЯНЧИК М. М. О рефлексии предпосылок исполнительского интонирования// Рефлексия в науке и обучении: Науч.-метод, конф. (1984, 12−14 нояб.- Новосибирск): Тез. докл. и сообщ.— Новосибирск: ИИФФ, 1984. —С. 84−87.
- БЕРЛЯНЧИК М. М., МАЗЧЕНКО Ю. Н. Проблема преемственности в обучении альтиста // Вопросы музыкальной педагогики.— М.: Музыка, 1987. —Вып. 8. —С. 5−24.
- БЕРЛЯНЧИК М. М. Методологические проблемы воспитания музыканта-исполнителя на смычковых инструментах // Исполнительское искусство: Виолончель, контрабас: Тр. / ГМГТИ им. Гнесиных. — М., 1988. — С. 6079.
- БЕРЛЯНЧИКМ. М. О роли интонационного анализа в интерпрета-торском творчестве музыканта-исполнителя // Проблемы исполнительского искусства: Эстетика, теория, методика: Тр. / Новосиб. гос. консерватория. — Новосибирск, 1989. — С. 27−38.
- БЕРЛЯНЧИК М. М. Оптимизация теоретического образования — резерв подготовки педагога в музыкальном вузе // Пути развития методики преподавания в музыкальном вузе. — Владивосток: изд-во Дальневост. ун-та, 1989.— С. 5−16.
- БЕРЛЯНЧИК М. М. Основы воспитания начинающего скрипача.— СПб.: Лань, 2000. — 256 с.
- БЕРНШТЕЙНН. А. О построении движений.— М.: Гос. медиздат, 1947. — 116 с.
- БЕРНШТЕЙНН. А. Очерки по физиологии движений и физической активности. — М.: Медицина, 1966. — 349 с.
- БЕСНОВАТЫЙ Я. Г. Некоторые вопросы оптимизации учебного процесса// Актуальные проблемы музыкальной педагогики: Межвуз. сб. тр. — М., 1977. — Вып. 32. — С. 26−29.
- БЕСПАЛЬКО В. П. Основы теории педагогических систем. — Воронеж, 1977.
- БИРМАК А. В. О художественной технике пианиста. — М.: Музыка, 1973. — 141 с.
- БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ И, П. Некоторые вопросы музыкального искусства. — Минск: Вышейна школа, 1965. — С. 7−79.
- БЛАГОЙ Д. Д. Значение образных ассоциаций в работе педагога-пианиста // Методические записки по вопросам музыкального образования / Сост. Н. Л. Фишман. — М.: Музыка, 1966. — С. 201−218.
- БЛАГОЙ Д. Д. Роль эстрадных выступлений в обучении музыкантов-исполнителей // Методические записки по вопросам музыкального образования / Ред.-сост. Н. Л. Фишман. — М.: Музыка, 1979. — Вып. 2. — С. 166— 183.
- БЛАГОЙ Д. Д. Роль детских фортепианных пьес в художественном развитии учащихся / Вопросы методики начального музыкального образования, — М, 1981, —С. 190−215.
- БЛИНОВА М. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности. — JL: Музыка, 1974. — 144 с.
- БЛОНСКИЙ П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2 т. — М.: Педагогика, 1979. — Т. 1. — 304 е.- Т. 2. — 399 с.
- БРЕЙТБУРГ А. М. Значение физиологического учения академика И. П. Павлова для музыкальной педагогики и музыкального исполнительства//Вопросы музыкознания.— М.: Музгиз, 1954. — Вып. 1.—С. 108−149.
- БРОНЗ. Н., НЕЧИПОРУКА. Ф. Об интенсификации процесса обучения скрипача // Проблемы комплексного творческого воспитания музыканта-исполнителя: (Школа-училище-вуз): Межвуз. сб. тр. — Новосибирск, 1984. — Вып. 2. — С. 113−119.
- БРОНФИНЕ. Ф. Надежда Иосифовна Голубовская// В фортепианных классах Ленинградской консерватории. — Л.: Музыка, 1968. — С. 5−43.
- БУЛАТОВА Л. Б. Применение музыкально-теоретических знаний в работе исполнителя // Актуальные проблемы музыкальной педагогики: Межвуз. сб. тр. — М, 1977. — Вып. 32. — С. 90−94.
- ВЕРЕМЕЕНКО Н. Н. О креативности в обучении и развитии начинающего музыканта // Вопросы подготовки музыканта-педагога / Межвуз. сб. ст. — Магнитогорск, 1997. — Вып. 2. — С. 217−225.
- ВОРОНИНА Т. А. Моисей Яковлевич Хальфин // В фортепианных классах Ленинградской консерватории. — Л.: Музыка, 1968. — С. 155−187.
- ВОСКРЕСЕНСКИЙМ. О педагогических взглядах Л.Н.Оборина// Вопросы фортепианного исполнительства / Ред. М. Соколова. — М.: Музыка, 1968. — Вып. 2. — С. 215−227.
- ВЫГОТСКИЙ Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. — М.: Просвещение, 1967. — 98 с.
- ВЫГОТСКИЙ Л. С. Психология искусства. — Ростов н/Д: «Феникс», 1998.— 480 с.
- ГАККЕЛЬ Л. Е. Фортепианное творчество С. С. Прокофьева.— М.: Музгиз, I960, —172с.
- ГАККЕЛЬ Л. Е. Натан Ефимович Перельман // В фортепианных классах Ленинградской консерватории. — Л.: Музыка, 1968. — С. 44−85.
- ГАККЕЛЬ Л. Е. Исполнителю, педагогу, слушателю.—Л.: Сов. композитор, 1988. — 168 с.
- ГАЛЬПЕРИН77. Я. К учению об интериоризации: К семидесятилетию со дня рождения Л. С. Выготского// Вопросы психологии. — 1966. — № 6, —С. 25−32.
- Г AT И. Техника фортепьянной игры. — Москва: Музыка- Будапешт: Корвина, 1967. — 244 с.
- ГЕПТЕРП.И. Пути рационализации самостоятельной работы исполнителя // Пути развития методики преподавания в музыкальном вузе. — Владивосток: Изд-во ДВУ, 1989. — С. 16−25.
- ГИЛЬБУРД Г. И. Исполнительство— искусство интерпретации.— Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория, 1991. — 77 с.
- ГИНДИС С. П., ГОЛОВИНА Л. И. Проблема общения в музыкально-педагогическом процессе // Проблемы комплексного творческого воспитания музыканта-исполнителя: (Школа-училище-вуз): Межвуз. сб. тр. — Новосибирск, 1984. — Вып. 2. — С. 42−49.
- ГИНЗБУРГ Г. Заметки о мастерстве// Вопросы фортепианного исполнительства/ Ред. М. Соколова. — М.: Музыка, 1968. — Вып. 2. — С. 6170.
- ГИНЗБУРГ Г. Беседы с А. Вицинским // Вопросы фортепианного исполнительства / Ред. М. Соколова. — М.: Музыка, 1976. — Вып. 4. —С. 6991.
- ГОЛУБОВСКАЯН. И. О музыкальном исполнительстве. — Л.- Музыка, 1985. — 142 с.
- ГОЛЬДЕНВЕЙЗЕР А. Б. Об исполнительстве// Вопросы фортепианного исполнительства / Ред. М. Соколова. — М.- Музыка, 1965. — Вып. 1. — С. 35−71.
- ГОЛЬДЕНВЕЙЗЕР А. Б. О музыкальном воспитании и обучении детей // Вопросы фортепианной педагогики / Под ред. В. Натансона. — М: Музыка, 1967. — Вып. 2. — С. 5−24.
- ГОЛЬДЕНВЕЙЗЕР А. Б. Советы педагога-пианиста// Пианисты рассказывают / Общ. ред. М. Соколова. — М.: Сов. композитор, 1979. — С. 159 176.
- ГОЛЬДЕНВЕЙЗЕР А. Б. Статьи, материалы, воспоминания.— М.: Сов. композитор, 1969. — 448 с.
- ГОТСДИНЕР А. Л. Музыкальная психология. — М., 1993. — 190 с.
- ГОФМАН И. Фортепьянная игра. Ответы на вопросы о фортепьянной игре. — М.: Гос. муз. изд-во, 1961. — 224 с.
- ГРАЧ Б. Я. Основные методические положения начального периода обучения игре на фортепиано // Вопросы методики преподавания в детской музыкальной школе. — М.- J1.: Музыка, 1965. — С. 17−36.
- ГРИГОРЬЕВ В. Ю. О роли времени в исполнительском творческом процессе // Вопросы исполнительского искусства: Тр. / Моск. гос. консерватория. — М., 1981. — С. 3−14.
- ГРИГОРЬЕВ В. Ю. О некоторых психологических аспектах работы педагога-музыканта// Вопросы музыкальной педагогики.— М.: Музыка, 1987, — Вып. 8. —С. 44−56.
- ГРИГОРЬЕВ В. Ю. Исполнитель и эстрада.— Москва- Магнитогорск, 1998. — 156 с.
- ГРОХОТОВ С. В. Иосиф Левин — пианист и педагог // Профессора исполнительских классов Московской консерватории. — М, 2000. — Вып. 1, —С. 26−52.
- ГУРЕНКО Е. Г. Эстетика: Учеб. курс/ Новосиб. гос. консерватория. — Новосибирск, 2000. — 540 с.
- ГУТЕРМАН В. А. Возвращение к творческой жизни.— Екатеринбург: Гуманитарно-экономический лицей, 1994. — 89 с.
- ДАВЫДОВ Н. А. Исполнительское мастерство баяниста: Автореф. дис.. д-ра искусствоведения. — Киев, 1991. — 49 с.
- ДАНИЛОВ М. А. Всеобщая методология науки и специальная методология педагогики в их взаимоотношениях. — М., 1971.
- Дидактика средней школы / Под ред.: М. А. Данилова, М. Н. Скат-кина. — М., 1975.
- S3. ЖУКОВА О. Воспоминания о занятиях в классе
- B. В. Софроницкого // Вопросы фортепианного исполнительства / Ред. М. Соколова. — М.: Музыка, 1968. — Вып. 2. — С. 187−214.
- ЗАКЯ. Встречи и размышления: Беседы с Г. Цыпиным// Пианисты рассказывают/ Общ. ред. М.Соколова.— М.: Сов. композитор, 1979.—1. C. 123−136.
- ЗАКЯ. Статьи, материалы, воспоминания/ Под ред. М. Г. Соколова. — М.: Сов. композитор, 1980. — 208 с.
- ЗАРИПОВ P. X. Кибернетика и музыка.— М.: «Наука», 1971. — 235 с.
- ЗАУЭР Э. Кто меня сделал музыкантом// Вопросы фортепианного исполнительства/ Ред. М.Соколова.—М.: Музыка, 1976.— Вып. 4.— С. 11−27.
- ЗЕНИНА Л. Л. К вопросу о развитии музыкально-ритмических способностей у начинающих пианистов // Проблемы комплексного творческого воспитания музыканта-исполнителя: (Школа-училище-вуз): Межвуз. сб.тр. — Новосибирск, 1984. — Вып. 2. — С. 96−100.
- ЗИМЯНИНА А. О Рихтере // Юность. — 1984. — № 1. — С. 66−79.
- ИГУМНОВ К. Н. О творческом пути и исполнительском искусстве пианиста: Из бесед с психологами / Сост., предисл. и коммент. М. Смирнова // Вопросы фортепианного исполнительства / Ред. М. Соколова. — М.: Музыка, 1973. — Вып. 3. — С. 11−72.
- ИЛЬИНА Т. А. Педагогика. — М., 1969.
- ИЛЬИНА Т. А. Структурно-системный подход к организации обучения. — М., 1972.— Вып. 1,2, 3.
- КАРПЫЧЕВ М. Г. Заметки педагога фортепиано. — Новосибирск, 2001. —238 с.
- КВАШНИН К. А. Психофизиологические основы обучения игре на духовых инструментах. — Самара, 1993. — 95 с.
- КИРНАРСКАЯД. К Музыкально-языковая способность как компонент музыкальной одаренности: Автореф. дис.. канд. искусствоведения. — Л., 1989. —23 с.
- КОГАН Г. М. Вопросы пианизма.— М.: Сов. композитор, 1968.— 461 с.
- КОГАНГ. М. У врат мастерства. Работа пианиста.— М.: Музыка, 1969. —342 с.
- КОГАН Г. М. Об интонационной содержательности фортепианного исполнения // Сов. музыка. — 1975. — № 11. — С. 94−96.
- КОРТОА. О фортепианном искусстве.— М.: Музыка, 1965.— 363 с.
- КОРЫХАЛОВА Н. П. Самарий Ильич Савшинский // В фортепианных классах Ленинградской консерватории.— Л.: Музыка, 1968.— С. 86 122.
- КОРЫХАЛОВА Н. П. Владению словом— учить специально: К вопросу о воспитании музыкантов-исполнителей) // Проблемы комплексного творческого воспитания музыканта-исполнителя: (Школа-училище-вуз): Межвуз. сб. тр. — Новосибирск, 1984. — Вып. 2. — С. 54−60.
- КОТИК М. А. Психология и безопасность.— Таллинн: Валгус, 1989.— 448 с.
- КРЕМЕНШТЕЙНБ. Л. О педагогике Г. Г. Нейгауза // Вопросы фортепианной педагогики/ Ред. В.Натансона.— М.: Музыка, 1971. Вып. 3. — С. 264−296.
- КРЕМЕНШТЕЙН Б. Л. К вопросу о противоречиях как источнике развития в процессе обучения музыканта-исполнителя // Вопросы музыкальной педагогики. — М.: Музыка, 1985. — Вып. 7. — С. 51−65.
- КУБЕКИНА С. И. Традиции воспитывающего обучения в московской фортепианной школе // Проблемы комплексного творческого воспитания музыканта-исполнителя: (Школа-училище-вуз): Межвуз. сб. тр. — Новосибирск, 1984. — Вып. 2. — С. 49−54.
- КУРТ Эрнст. Музыкальная психология: (Области и границы музыкальной психологии) // Homo musicus'94: Альманах музыкальной психологии / Моск. гос. консерватория- Ред.-сост. М. С. Старчеус. — М., 1994. — С. 7−27.
- ЛЕВИТЕСД. Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. —М.- Воронеж, 1998. — 288 с.
- ПО. ЛЕЛЬЧУКН., ДОЛИНСКАЯЕ. На уроках Я. В. Флиера // Вопросы фортепианного исполнительства / Ред. М. Соколова. — М.: Музыка, 1968. — Вып. 2, —С. 252−282.
- ЛЕОНТЬЕВ А. Н. Деятельность. Сознание. Личность.— М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
- ЛИБЕРМАН Е. Я. Работа над фортепианной техникой. — М.: Музыка, 1971. — 144 с.
- ЛИБЕРМАНЕ. Я. Творческая работа пианиста с авторским текстом.— М.: Музыка, 1988. — 236 с.
- ЛЮБОМУДРОВА Н. Методика обучения игре на фортепиано.— М.: Музыка, 1982, — 143 с.
- ЛЮСИ Матис. Теория музыкального выражения: Акценты, оттенки и темпы в музыке вокальной и инструментальной / Пер. с фр. — СПб: Изд-во Вессель и К, 1888. — 186 с.
- ЛЯХОВИЦКАЯС. О педагогическом мастерстве.— Л.: Музгиз, 1963. —48 с.
- МАЗЕЛЬ Л. А. Вопросы анализа музыки: Опыт сближения теоретического музыкознания и эстетики. — М.: Сов. композитор, 1978. — 351 с.
- МАЗЧЕНКО Ю. Н. О психологической подготовке учащихся к концертному выступлению // Проблемы комплексного творческого воспитания музыканта-исполнителя: (Школа-училище-вуз): Межвуз. сб. тр. — Новосибирск, 1984. —Вып. 2. —С. 119−125.
- МАККИННОНЛ. Игра наизусть. — Л.: Музыка, 1967. — 144 с.
- МАКУРЕНКОВА Е. П. Влияние прогрессивных общепедагогических теорий на решение проблем музыкального образования // Актуальные проблемы музыкальной педагогики: Межвуз. сб. тр.— М., 1977.— Вып. 32.— С. 18−25.
- МАЛИНКОВСКАЯА. В. Изучение народной интонационной культуры как один из аспектов воспитания исполнителя // Актуальные проблемы музыкальной педагогики: Межвуз. сб. тр. — М., 1977. — Вып. 32. — С. 9599.
- МАЛИНКОВСКАЯ А. В. Принципы построения «моделей специалиста» в современном музыкальном образовании // Проблемы комплексного творческого воспитания музыканта-исполнителя: (Школа-училище-вуз): Межвуз. сб. тр. — Новосибирск, 1984. — Вып. 2. — С. 6−12.
- МАЛИНКОВСКАЯ А. В. Фортепианно-исполнительское интонирование. — М.: Музыка, 1990. — 191 с.
- МАРТИНСЕН К. А. Индивидуальная фортепианная техника на основе звукотворческой воли. — М.: Музыка, 1966. — 220 с.
- МАРТИНСЕН К. А. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано. — М.: Музыка, 1977. — 128 с.
- МАТЮНИН Б. Г. Нетрадиционная педагогика. — М.: Школа-пресс, 1994, —96 с.
- МАЯРОВСКАЯ Г. В. Педагогическая направленность формирования исполнительских навыков // Вопросы подготовки музыканта-педагога: Межвуз. сб. ст. — Магнитогорск, 1997. — Вып. 2. — С. 113−124.
- МЕДУШЕВСКИЙ В. В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. — М.: Музыка, 1976. — 254 с.
- МЕДУШЕВСКИЙ В. В. Интонационная форма музыки.— М.: Композитор, 1993. — 268 с.
- МЕЛИК-ПАШАЕВ А. А. Педагогика искусства и творческие способности. — М.: Знание, 1981. — 96 с.
- МЕЛИК-ПАШАЕВ А. А. Психологические основы способностей кхудожественному творчеству: Автореф. дис.. д-ра психологических наук. — М., 1994.— 36 с.
- МЕЛЬНИКОВА Н. Фортепианное исполнительское искусство как культуротворческий феномен / Новосиб. гос. консерватория. — Новосибирск, 2002.—232 с.
- МЕТНЕР Н. К. Повседневная работа пианиста и композитора. — М.: Гос. муз. изд., 1963. — 92 с.
- Методологическая культура педагога-музыканта: Сб. ст. / Под ред. Э. Б. Абдуллина. — М.: Академия, 2002. — 272 с.
- МЕФОДЬЕВА С. И. Принципы системности в саморегуляции и духовном развитии личности // Эволюция: Человек и образование: Материалы конгресса (1996, 11−14 дек.- Новосибирск). — Новосибирск, 1996. — С. 4344.
- МИЛИЧБ.Е. Воспитание ученика-пианиста.— Киев.: Муз. Ук-раша, 1982. —85 с.
- МИЛЫНТЕЙНЯ. И. Ф. Лист. — М.: Музгиз, 1956, — Ч. 1.— 540 е.- Ч. 2, —336 с.
- МИЛЫНТЕЙН Я. И. К. Н. Игумнов и вопросы фортепианной педагогики // Вопросы фортепианного исполнительства / Ред. М. Соколова. — М.: Музыка, 1965. —Вып. 1, —С. 141−166.
- МИЛЬШТЕЙНЯ. И. Советы Шопена пианистам.— М.: Музыка, 1967. — 119 с.
- МИЛЫНТЕЙН Я. И. Константин Николаевич Игумнов. — М.: Музыка, 1975. —471 с.
- МИНАЕВ Е. В. О применении методов статистики в исследовании организации фортепианного педагогического репертуара // Актуальные проблемы музыкальной педагогики: Межвуз. сб. тр. — М., 1977. — Вып. 32. — С. 40−55.
- МОЛЬ А. Теория информации и эстетическое восприятие.— М., 1966.
- Музыкальное искусство и наука. — М., 1970. — Вып. 1.
- Музыка для детей / Сост. и пед. ред. К. С. Сорокина. — М.: Сов. композитор, 1978. — Вып. 1.
- НАЗАЙКИНСКИЙЕ. В., ПУШЕЧНИКОВ И. Акустические исследования влияния музыкальной артикуляции на характер звука // Вопросы методики применения технических средств и программированного обучения. — М, 1966.
- НАЗАЙКИНСКИЙ Е. В. О психологии музыкального восприятия. — М.: Музыка, 1972. — 383 с.
- НАЗАЙКИНСКИЙЕ. В. Звуковой мир музыки.— М.: Музыка, 1988. —254 с.
- НАЗАРОВ И. Т. Основы музыкально-исполнительской техники и метод ее совершенствования. — JL: Музыка, 1969. — 134 с.
- НАТАНСОН В. Заметки педагога// Вопросы фортепианной педагогики / Под ред. В. Натансона. — М.: Музгиз, 1963. — Вып. 1. — С. 321. 151 .НА УМОВ Л. Под знаком Нейгауза. — М.: РИФ «Антиква», 2002. — 336 с.
- НЕЙГАУЗ Г. Г. Об искусстве фортепианной игры.— М.: Музыка, 1967, —311 с.
- НЕЙГАУЗ Г. Г. Размышления, воспоминания, дневники.— М.: Сов. композитор, 1975. — 528 с.
- НЕЙГАУЗ Г. Г. Показательный урок и лекция для педагогов: Беседы с Б. Тепловым и А. Вицинским // Вопросы фортепианного исполнительства / Ред. М. Соколова. — М.: Музыка, 1976. — Вып. 4. — С. 28−68.
- НЕМОВ Р. С. Психология. — М.: Просвещение, 1990. — 301 с.
- НИКИФОРОВ И. С. Творческая лаборатория Шаляпина на службе решения задач безопасности и долголетия певца-исполнителя // Бердск: Прошлое, настоящее, будущее: Науч.-практич. конф.: Сб. ст. и материалов. — Новосибирск, 1998. — Вып. 4. — С. 35−42.
- НИКОЛАЕВ А. А. Взгляды Г. Г. Нейгауза на развитие пианистического мастерства// Мастера советской пианистической школы.— М.: Муз-гиз, 1961. —С. 167−203.
- НИКОЛАЕВ А. А. Исполнительские и педагогические принципы А.Б.Гольденвейзера// Мастера советской пианистической школы.— М.: Музгиз, 1961. —С. 115−166.
- НИКОЛАЕВ А. А. Московская фортепианная школа и ее выдающиеся представители // Вопросы фортепианного исполнительства / Ред. М. Соколова.—М.: Музыка, 1965. — Вып. 1. — С. 11−34.
- НИКОЛАЕВ А. А. Г. Р.Гинзбург// Вопросы фортепианного исполнительства/ Ред. М.Соколова.— М.: Музыка, 1968.— Вып. 2.— С.173−186.
- НИКОЛАЕВ А. А. Очерки по истории фортепианной педагогики и теории пианизма. — М.: Музыка, 1980. — 112 с.
- НИКОЛАЕВ Л. В. Статьи и воспоминания современников.— JI.: Сов. композитор, 1979. — 324 с.
- ОБОРИН Л. Н. О некоторых принципах фортепианной техники// Вопросы фортепианного исполнительства / Ред. М. Соколова. — М.: Музыка, 1968. — Вып. 2. — С. 71−80.
- ОБОРИН Л. Н. Композитор-исполнитель// Вопросы фортепианного исполнительства / Ред. М.Соколова.— М.: Музыка, 1973.— Вып. 3.— С. 138−141.
- ОБОРИН Л. Н. Статьи. Воспоминания, — М.: Музыка, 1977,—223 с.
- ОБОРИН Л. Н. Воспоминания о К.Н.Игумнове// Пианисты рассказывают/ Общ. ред. М. Соколова. — М.: Сов. композитор, 1979. — С. 6065.
- ОБОРИН Л. Н. Горизонты недавнего прошлого// Пианисты рассказывают / Общ. ред. М. Соколова. — М.: Сов. композитор, 1979. — С. 110 122.
- ОРЕНТЛИХЕРМАН А. Подготовка ученика к открытому концерту / Вопросы методики начального музыкального образования.— М., 1981.— С. 145−160.
- ПЕРЕЛЬМАНН. Е. В классе рояля. — Л.: Музыка, 1970. — 55 с.
- ПЕТРОВСКИЙ А. В. Поведение человека в ситуации опасности/ Новые исследования в психологии. — М.: Изд. АПН, 1974. — С. 23−24.
- ПЕТРУШИНВ. И. Артистизм— это и тренировка// Сов. музыка. — 1971. — № 2. — С. 67−73.
- ПЕТРУШИН В. И. Музыкальная психология. — М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 1977. — 384 с.
- ПИСАРЕНКО Ю. Г. Творческая установка и теоретическая работа будущего исполнителя-педагога в музыкальном колледже // Высший музыкальный колледж: Новое в профессиональном художественном образовании. — Магнитогорск- Новосибирск, 1992. — С. 86−105.
- ПИСАРЕНКО Ю. Г. Интонационно-творческий подход исполнителя (пианиста) к работе над инструктивно-техническим материалом // Вопросы подготовки музыканта-педагога: Межвуз. сб. ст. — Магнитогорск, 1997. — Вып. 2. — С. 137−147.
- ПОДУРОВСКИЙВ. М., СУСЛОВА Н. В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности: Учеб. пособие для вузов. — М.: Владос, 2001. — 320 с.
- Проблемы комплексного творческого воспитания музыкантаисполнителя: (Школа-училище-вуз): Межвуз. сб. тр.— Новосибирск, 1984. —Вып. 2. — 151 с.
- ПРОКОФЬЕВ Г. П. Формирование музыканта— исполнителя-пианиста. — М.: АПН РСФСР, 1956.—480 с.
- Пути развития методики преподавания в музыкальном вузе / Отв. ред. Г. В. Алексеева. — Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 1989. — 175 с.
- РАБИНОВИЧ Д. А. Исполнитель и стиль.— М.: Сов. композитор, 1979. —320 с.
- РАГСЮ. Н. Проблемы анализа музыкального произведения и интеллектуальные системы // ЭВМ и проблемы музыкальной науки: Межвуз. сб. тр. / Новосиб. гос. консерватория.— Новосибирск, 1988.— Вып. 7.— С. 10−24.
- РАГС Ю. Н. Проблемы и перспективы внедрения компьютерных технологий в музыкальное образование // Вопросы подготовки музыканта-педагога: Межвуз. сб. ст. — Магнитогорск, 1997 — Вып. 2. — С. 245−259.
- РАЖНИКОВ В. Г. Резервы музыкальной педагогики. — М.: Знание, 1980, —96 с.
- РАЖНИКОВ В. Г. Диалоги о музыкальной педагогике. — М.: ЦА-ПИ, 1994. — 141 с.
- РАСТОПЧИНА Н. М. Павел Алексеевич Серебряков// В фортепианных классах Ленинградской консерватории.— Л.: Музыка, 1968.— С.123−154.
- Ребенок за роялем: Педагоги-пианисты социалистических стран о фортепианной методике / Ред. Ян Достал. — М.: Музыка, 1981. — 334 с.
- РОБУСТОВА Л. П. О педагогической профилизации выпускников консерватории // Вопросы подготовки музыканта-педагога: Межвуз. сб. ст. — Магнитогорск, 1997. — Вып. 2. — С. 368−375.
- РОЙЗМАНЛ. Спрашивают педагоги-практики// Вопросы фортепианной педагогики/ Под ред. В.Натансона.— М.: Музгиз, 1963.— Вып. 1. —С. 2116.
- РОЙЗМАНЛ. Спрашивают педагоги-практики// Вопросы фортепианной педагогики/ Под ред. В.Натансона.— М.: Музыка, 1967.— Вып. 2. — С. 25−66.
- РУБИНШТЕЙН С. Л. Человек и мир// Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. — М.: Педагогика, 1973. — С. 255−419.
- РУСАК О. Н., ЗАЙЦЕВА В. К. Беседы о безопасности жизнедеятельности. — СПб.: Лесотехническая акад., 1996. — 96 с.
- САВШИНСКИЙС. И. Пианист и его работа. — Л.: Сов. композитор, 1961. —270 с.
- САВШИНСКИЙ С. И. Режим и гигиена работы пианиста.— Л.: Сов. композитор, 1963. — 119 с.
- САВШИНСКИЙ С. И. Работа пианиста над музыкальным произведением. —М.- Л.: Музыка, 1964. — 187 с.
- САВШИНСКИЙ С. И. Детская фортепианная педагогика//Вопросы фортепианной педагогики. — М.: Музыка, 1976. — Вып. 4. — С. 3−30.
- САВШИНСКИЙ С. И. О работе с музыкально одаренными детьми // Вопросы музыкальной педагогики. — М.: Музыка, 1979. — Вып. 1. — С. 373.
- СВЕТОЗАРОВА Н, КРЕМЕНШТЕЙН Б. Педализация в процессе обучения игре на фортепиано. — М.: Музыка, 1965. — 120 с.
- СКАТКИНМ. Н. Совершенствование процесса обучения.— М., 1971.
- СКРЕБКОВ С. С. Художественные принципы музыкальных стилей. — М.: Музыка, 1973. — 446 с.
- СКРЕБКОВ С. С. К вопросу об исполнительской трактовке музыкальных произведений// Скребков С. С. Избранные статьи.— М.: Музыка, 1980. —С. 17−23.
- СКРЕБКОВА-ФИЛАТОВА М. Исполнительский стиль и вариантная множественность интерпретаций // Проблемы музыкального стиля: Тр. / Моск. гос. консерватория. — М., 1982. — С. 121−138.
- СМИРНОВ М. А. Э. Г. Гилельс-педагог//Вопросы фортепианного исполнительства/ Ред. М. Соколова— М.: Музыка, 1968.— Вып. 2.— С.153−172.
- СМИРНОВ М. А. Вновь о вечно юном // Методические записки по вопросам музыкального образования / Ред.-сост. Н. JT. Фишман.— М.: Музыка, 1979, — Вып. 2, —С. 151−165.
- СМИРНОВ М. А. Эмоциональный мир музыки.— М.: Музыка, 1990, —320 с.
- СОБОЛЬНИКОВА Е. В., СОБОЛЬНИКОВ В. В. «Я-концепция» и развитие личности // Эволюция: Человек и образование: Материалы конгресса (1996, 11−14 дек.- Новосибирск). — Новосибирск, 1996. — С. 15−17.
- Советский энциклопедический словарь. — М.: Сов. энциклопедия, 1983. — 1600 с.
- Современный пианист/ Ред.-сост.: М. Соколов, В. Натансон, Н. Копчевский. —М.: Музыка, 1970.
- СОФРОНИЦКИЙ В. В. О своей работе // Пианисты рассказывают / Общ. ред. М. Соколова. — М.: Сов. композитор, 1979. — С. 104−109.
- СОХОР А. Н. Интонация // Музыкальная энциклопедия. — М.: Сов. энциклопедия, 1971. — Т. 2. — Стб. 550−557.
- СРАДЖЕВ В. П. Проблемы развития фортепианной техники.— Ташкент: Фан, 1987. — 118 с.
- СРАДЖЕВ В. П. Еще раз о свободе игрового аппарата инструменталиста // Исполнительское искусство: Виолончель, контрабас, арфа: Тр. / ГМПИ им. Гнесиных. — М., 1992. — С. 80−101.
- СРАДЖЕВ В. П. Развитие беглости в технической работе пианиста: Методич. пособие. — Елец: Муза, 2000. — 32 с.
- СРАДЖЕВ В. П. Принципы обучения как дидактический фундамент воспитания пианиста: Методич. пособие. — Елец: Муза, 2000. — 32 с.
- СТАНИСЛАВСКИЙ К. С. Работа актера над собой. — М.: Гос. изд. искусство, 1954. — 4.1. — 424 с.
- СТАНКИНМ. И. Профессиональные способности педагога.— М.: Флинта, 1998. —364 с.
- СТЕПАШКИНВ. Е. Профессии и здоровье.— М.: «Букмэн», 1996. —351 с.
- СТУПАКОВА О., МИРВИС Г. Педагогические взгляды Я. И. Зака // Вопросы фортепианного исполнительства / Ред. М. Соколова. — М.: Музыка, 1968. — Вып. 2. — С. 228−251.
- ТАЛАЛАЙ Р. Психофизиологические вопросы развития исполнительской моторики виолончелистов // Исполнительское искусство: Виолончель. Контрабас. —М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1988. — С. 41−59.
- ТАЛЫЗИНА Н. Ф. Задачи частных методик в высшей школе// Актуальные проблемы музыкальной педагогики: Межвуз. сб. тр. — М., 1977. — Вып. 32, —С. 8−17.
- ТЕПЛОВ Б. М. Психология музыкальных способностей // Теплое Б. М. Избранные труды: В 2 т. — М.: Педагогика, 1985. — Т. 1. — С. 42 222.
- ТИМАКИН Е. Воспитание пианиста. — 2-е изд. — М.: Сов. композитор, 1989. — 143 с.
- ТИМАКИНЕ. Нельзя порывать с традицией// Музыкальное образование. — 1997. — № 1. — С. 18−21.
- ТОЛСТЫХН. Г. Ежедневные упражнения Джона Фильда// Актуальные методологические и методические проблемы преподавания курса фортепиано для учащихся разных специальностей в системе школа-училище-вуз. — М., 1997. — Вып. 2. — С. 58−67.
- ТЮМАСЕВА 3. И. Валеология и образование: Проблемы и решения. — Челябинск, ЧГПУ, 1999. — 219 с.
- ФЕИГИН М. Э. Индивидуальность ученика и искусство педагога. — М.: Музыка, 1968. — 79 с.
- ФЕИГИН М. Э. Воспитание и совершенствование музыканта-педагога. — М.: Сов. композитор, 1973. — 159 с.
- ФЕЙНБЕРГ С. Е. Пианизм как искусство. — Изд. 2-е, доп. — М.: Музыка, 1969.— 598 с.
- ФЕЙНБЕРГ С. Е. О музыке и о себе: Беседа с А. Вицинским// Пианисты рассказывают / Общ. ред. М.Соколова.— М.: Сов. композитор, 1979. —С. 82−103.
- ФЛИЕР Я. Статьи. Воспоминания. Интервью. — М.: Сов. композитор, 1983. —272 с.
- Фортепианное искусство: Аннотированный библиографический указатель, 1945−1975 / Новосиб. гос. консерватория- Сост.: М. М. Берлянчик (общ. ред.), Е. О. Пашкова, Г. И. Сушон. — Новосибирск, 1977. — 184 с.
- ХАНАНАЕВА В. Е. Развитие педагогического мышления у студентов музыкальных вузов // Проблемы комплексного творческого воспитания музыканта-исполнителя: (Школа-училище-вуз): Межвуз. сб. тр. — Новосибирск, 1984.—Вып. 2. —С. 60−65.
- ХЕНТОВАС.М. Эмиль Гилельс. — М.: Гос. муз. изд., 1959. — 183 с.
- ХЕНТОВАС.М. Маргарита Лонг.— М.: Гос. муз. изд., 1961.— 104 с.
- ХЛУДОВА Т. О педагогических принципах Г. Г. Нейгауза // Вопросы фортепианного исполнительства/ Ред. М. Соколова— М.: Музыка, 1965. —Вып. 1. —С. 167−201.
- ХОЛИНА Л. И. Проблема развития личности в дидактике // Эволюция: Человек и образование: Материалы конгресса (1996, 11−14 дек.- Новосибирск). — Новосибирск, 1996. —С. 40−42.
- ХОЛОПОВЛ В. Н. Музыка как вид искусства: Учеб. пособие. — М.: Моск. гос. консерватория, 1990. — 260 с.
- ЦУККЕРМАНВ. А. Музыкально-теоретические очерки и этюды. — М.: Сов. композитор, 1970. — 559 с.
- ЦУККЕРМАН В. А. Соната си минор Ф. Листа. — М.: Музыка, 1984.— 112 с.
- ЦЫПИН Г. М. Обучение игре на фортепиано. — М.: Просвещение, 1984. — 176 с.
- ЦЫПИН Г. М. Музыкант и его работа: Проблемы психологии творчества. — М., 1988.
- ЦЫПИН Г. М. Психология музыкальной деятельности.— М.: Ин-терпракс, 1994. — 384 с.
- ЦЫПИН Г. М. Исполнитель и техника: Учебное пособие.— М.: Академия, 1999. — 192 с.
- ЦЫПИН Г. М. Музыкально-исполнительское искусство: (Теория и практика). — СПб.: «Алетейя», 2001. — 320 с.
- ШАЙМУХАМЕТОВА Л. Н, ЮСУФБАЕВА Г. А. Инструктивные сочинения И. С. Баха для клавира в практике обучения творческому музицированию. — Уфа, 1998. — 111 с.
- ШАЙМУХАМЕТОВА Л. Н. Мигрирующая интонационная формула и семантический контекст музыкальной темы. — М., 1999. — 318 с.
- ШАЦКЕС А. Воспоминания о Н. К. Метнере-педагоге// Вопросы фортепианного исполнительства / Ред. М. Соколова. — М.: Музыка, 1965. — Вып. 1, —С. 237−245.
- Школа игры на фортепиано / Под общ. ред. А. Николаева- Сост.: Э. Кисель, В. Натансон, А. Николаев, Н. Сретенская. — М.: Музыка, 1970.
- ШМИДТ-ШКЛОВСКАЯ А. О воспитании пианистических навыков. — Л.: Музыка, 1985. — 70 с.
- ШУЛЬПЯКОВ О. Ф. Вопросы методологии развития двигательной техники музыканта-исполнителя (преимущественно на материале скрипичной техники) // Вопросы теории и эстетики музыки. — Л.: Музыка, 1968. — Вып. 12. — С. 186−206.
- ШУЛЬПЯКОВ О. Ф. Техническое развитие музыканта-исполнителя. — Л.: Музыка, 1973. — 104 с.
- ШУЛЬПЯКОВ О. Ф. О психофизическом единстве исполнительского искусства// Вопросы теории и эстетики музыки.— Л.: Музыка, 1973, —Вып. 12. —С. 187−222.
- ШУЛЬПЯКОВ О. Ф. О характере слухо-моторных отношений в исполнительском процессе //Сов. музыка. — 1976. —№ 9. — С. 113−120.
- ШУЛЬПЯКОВ О. Ф. Фактор обобщения в процессе воспитания исполнительского мастерства // Вопросы воспитания музыканта-исполнителя: Тр. / ГМПИ им. Гнесиных. — М., 1983. — С. 42−63.
- ШУЛЬПЯКОВ О. Ф. Роль деятельности в развитии творческой индивидуальности исполнителя // Проблемы комплексного творческого воспитания музыканта-исполнителя: (Школа-училище-вуз): Межвуз. сб. тр. — Новосибирск, 1984. — Вып. 2. — С. 34−42 с.
- ШУЛЬПЯКОВ О. Ф. Музыкально-исполнительская техника и художественный образ. — Л.: Музыка, 1986. — 124 с.
- ШУЛЬПЯКОВ О. Ф. Проблема единства «художественного» и «технического» в теории и практике музыкального исполнительства // Актуальные вопросы струнно-смычковой педагогики: Тр. / Новосиб. гос. консерватория. — Новосибирск, 1987. — С. 7−24.
- ЩАПОВ А. П. Некоторые вопросы фортепианной техники.— М.: Музыка, 1968. —248 с.
- Юный пианист / Сост. Л. И. Ройзман и В. А. Натансон. — М.: Сов. композитор, 1972. — Вып. 1.
- Юный пианист / Сост. JI. И. Ройзман и В. А. Натансон. — М.: Сов. композитор, 1976. — Вып. 2.
- ЮРОВА Т. В., СУШОНГ. И. О новых формах проверки профессиональной подготовленности учащихся // Проблемы комплексного творческого воспитания музыканта-исполнителя: (Школа-училище-вуз): Межвуз. сб. тр. — Новосибирск, 1984. — Вып. 2. — С. 144−149.
- ЯВОРСКИЙ Б. Л. Статьи, воспоминания, переписка. — 2-е изд. — М.: Сов. композитор, 1972. — Т. 1. — 711 с.
- ЯКУПОВ А. Н. О подготовке специалистов-музыкашов в свете современных социокультурных задач // Высший музыкальный колледж: Новое в профессиональном художественном образовании. — Магнитогорск- Новосибирск, 1992, —С. 12−26.
- ЯКУПОВ А. Н, ВЕРЕМЕЕНКО Н. Н. Образовательно-профессиональные программы подготовки специалиста в музыкальном колледже // Высший музыкальный колледж: Новое в профессиональном художественном образовании. —Магнитогорск- Новосибирск, 1992. — С. 41−48.
- ЯКУПОВ А. Н. Теоретические проблемы музыкальной коммуникации. — М., 1994, —292 с.
- ЯКУПОВА О. А. Аспекты творчества Альфреда Корто: Исполнительство. Педагогика. Редакторская деятельность: Автореф. дисс. канд. искусствоведения. — Магнитогорск, 1998.
- ЯМПОЛЬСКИЙА. И. О методе работы с учениками // Вопросы скрипичного исполнительства и педагогики. — М.: Музыка, 1968. — С. 6−21.
- COOK Nicholas. Music. Imagination and Culture. — London: Oxf. Clarendon Press, 1999. — 265 p.
- COOKE Deryck. The Language of Music. — London: Oxf. Univ. Oress, 1962, —283 p.
- GERIG R. Famous pianists and their technigue. — Washington, 1975.
- KARNESM., SHWEDEL A., L1NNEMEIERS. The young gifted / Talented child: Programs at the University Illinois // The Elementary School Journal. — 1982.—№ 3.—P. 195−213.
- MACHE. The Great Pianist speak for Themselves. — London, 1981.
- RENZULLIJ. What makes giftedness? Reexamining a definition// Phi Delta Kapaan, 1960. — № 60. — P. 180−194.
- ROBERTS J. P. L. The Art of Glenn Gould: Reflections of a musical genius. Toronto, 1999.
- SACHS C. Virtuoso. — London, 1982.
- SACHS C., RHYTHM A. Studi in Musik History. — New York, 391 r.
- SCHONBERGH. The great pianists. From Mozart to the present.— N. Y., 1963.
- TAKACS Garol Addison. Enjoy Your Gifted child. — N. Y.: Syracuse Univ. Press, 1986.— 160 p.