Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Феномен смеха в культуре

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Понятие «народная смеховая культура», не является тождественным «смеховой культуре». Оно представляет собой промежуточное переходное звено между смеховым миром и смеховой культурой. В целом ее можно обозначить как социокультурный феномен, внехудожественное эстетическое в культуре. Особенности народной смеховой культуры: природность, синкретичность, нормативность, миросозерцательность… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. МНОГОАСПЕКТНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЙ СМЕХА
    • 1. 1. Философия, эстетика и социология смеха
    • 1. 2. Культурологический подход к изучению смеха
  • ГЛАВА 2. УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ СМЕХА В КУЛЬТУРЕ
    • 2. 1. Общечеловеческие начала смеха
    • 2. 2. Смех как фактор культурной идентификации (на примере смеховых традиций народов ханты и манси)

Феномен смеха в культуре (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Актуальность настоящего исследования обусловлена возрастающей ролью общечеловеческих начал в культуре на фоне процессов глобализации.

Смех связывают с субкультурами различных этносов, для каждой из которых характерны свои смеховые миры. Они неизменно взаимодействуют друг с другом, образуя единое целое.

Смеховая культура XX века обладает рядом особенностей. Расширяется спектр осмеиваемых явлений в сравнении с предыдущими периодами: наряду с бульварным, поверхностным осмеянием всего непонятного возникают новые формы смеховой культуры, ориентированные на высокообразованную аудиторию, на взыскательного читателя и зрителяпародийный смех превращается в орудие самоанализа культуры. Смеховая культура несет на себе отпечаток времени, когда обостряются противоречия между цивилизациями и идет формирование глобальной культуры.

Информационные технологии, приобщая человека к всемирному сообществу, снижают эмоциональную окраску восприятия, со-бытия (человек остается наедине с самим собой). Однако смеховая культура в силу своих особенностей может компенсировать негативные стороны информационного образа жизни, давая «живой» отклик на происходящее.

Общечеловеческие начала смеховой культуры помогают избежать ненужных разногласий, сгладить противостояние в мире. Смех является одним из начал, влияющих на целостность культурной системы.

Смех затрагивает все стороны человеческой жизни. Существуют физиологические, психологические аспекты смеха. И в тоже время смех несет большую социальную нагрузку.

Смех в системе культуры является мерилом соотношения поступков индивида с требованиями социума. Культурой определяются взаимоотношения людей, и смех как её феномен участвует в этом процессе. Смех сопровождает каждый этап развития культуры, оберегая ее целостность, способствует самоидентификации личности в системе культуры.

Современные мировые тенденции глобализации накладывают отпечаток и на российскую культуру, состоящую из множества субкультур (этнокультур). Каждая из них по-своему воспроизводит и воспринимает глобальные тенденции, которые относятся и к смеху, как феномену культуры. Существуют народы, культура которых находится на грани исчезновения, в частности коренные народы Севера. Глобализация ставит под угрозу существование многих этнокультур.

В связи с этим исследования смеховой культуры и смехового мира, их сопоставление, соответствие культурно-историческому процессу приобретают особое значение. Они необходимы и для разработки теории культуры, в частности, проблем соотношения различных видов и уровней культуры в целом.

Степень научной разработанности проблемы. Впервые смех начинают анализировать в античности. Платон в «Филебе», Аристотель в трактатах «Поэтика», «Риторика», «Политика» выявляли причины, вызывающие смех. Для Платона смех — это одновременно боль и удовольствие. По Аристотелю, смех вызывает несчастья и отрицательные явления, никому не причиняющие страдания и ни для кого не пагубные.

Цицерон создал первую классификацию приемов остроумия: во-первых, смешное проистекает из самого содержания предметаво-вторых, некая словесная форма должна включать двусмысленность, каламбуры, пословицы, метафоры, иронию и так далее.

В средние века, несмотря на наличие народной (карнавальнойпо М.М.Бахтину) смеховой культуры, разработки теории смеха практически не велись вплоть до эпохи Возрождения, а затем исследования продолжились в Новое время. В трактате «О страстях души» Р. Декарт определяет смех как следствие радости. В этом же контексте говорит о нем Б.Спиноза. Т. Гоббс в «Левиафане» считает смех выражением внезапного триумфа от чувства превосходства над чем-либо или кем-либо.

И.Кант в «Критике способности суждения» отмечал, что смех (как и музыка) — это «тип игры эстетическими идеями, посредством которого ничего не мыслится, но доставляет живое удовольствие». Он относит шутку скорее к приятному, нежели к прекрасному искусству, а поскольку все, что вызывает веселый неудержимый смех, заключает нечто бессмысленное, его можно понимать как аффект вследствие превращения ожидания ни во что.

Ирония по Ф. Шлегелю — форма парадоксального, выражение и совмещение противоречивого. Он пытался объединить философию с поэзией, искусство с наукой через иронию как художественный метод творчества.

Ф.Шеллинг полагал, что всякое переворачивание (соотношения необходимости и свободы) изначально имеет комическое действие. Он так же, как и Ф. Шлегель, за основу берет комическую ситуацию, в которой присутствует обнаруживающееся противоречие.

К проблеме смеха Г. Гегель в разных разделах «Эстетики» обращается через категорию комического, не давая систематического изложения его теории. Само же комическое характеризует тремя моментами: 1) «нечто в самом себе ничтожное», «ложное и противоречивое явление" — 2) самоуничтожение самого себя- 3) качество «мнимости» комических явлений.

Г. Гегель считал смех индивидов победой их субъективности, остающейся внутри себя устойчивой, несмотря ни на что. Автор «Эстетики» отмечает, что часто путают смешное и собственно комическое, так как всякий контраст может быть смешон. Смех могут вызывать, как самые пошлые вещи, так и значительные явления. К комическому же должны быть предъявлены определенные требования. Например, не будут комичными: пороки людей, глупости, нелепости, заблуждения и так далее.

А.Шопенгауэр в теории познания рассматривал смешное как интеллектуальное порождение. Смех возникает из распознавания несоответствия между физическим ожиданием и абстрактным представлением о некоторых вещах, людях или действиях. Причина смешного в успешном распознавании абсурда, — осознании несовпадения между понятием и реальным объектом.

XIX век приносит усложнение духовного мира личности и ставит ее в центр социальных отношений, что отразилось в направлении критического реализма с использованием эстетических идеалов народных представлений о бытии человека (Н.В.Гоголь, М.Е.Салтыков-Щедрин и другие).

В начале XX века большую известность приобретают книги А. Бергсона «Смех», «Смех в жизни и на сцене», для которого: смехплата злом за зло и в то же время мера человеческого стремления к самоутверждениюусловия смеха — в необщительности' лица, нечувствительности зрителя и автоматизме, источники комическогов наивности, экзальтации и так далее. Назначение смеха А. Бергсону виделось в корректировке социального поведения человека.

В XX столетии с изучением смеха связаны такие имена как З. Фрейд, К. Лоренц, М. М. Бахтин, Д. С. Лихачев, В. Я. Пропп, Б. Дземидок, А. З. Вулис, Л. В. Карасев, А. Н. Лук, А. Панченко, Ю. Борев и другие.

В эпоху постмодернизма в центре внимания исследователей оказалась ирония. И поскольку прошлое нельзя разрушить, его можно иронично пересмотреть (У.Эко). Истинная сущность открывается на уровне самоиронии, самопародии. Пародия связана с комедийной игрой смыслами в отличие от предшествующей ей пародии эпохи модерна, когда драматизм подавлял комедийное начало.

На современном этапе развития науки многие стороны «смеха» являются предметом междисциплинарных исследований. Наиболее разработанными оказались темы, связанные с категорией комического.

Представителем социологического подхода можно назвать А. В. Дмитриева, который убежден, что юмор и вызываемый им смех требуют, прежде всего, социологического объяснения, но не общепринятого философского и эстетического.

Некоторые авторы (М.Т.Рюмина) считают, что существуют два пути осмысления истории смеха: во-первых, как исторически обусловленного набора случайных и разрозненных мнений о немво-вторых, как поиска логики в обозначенном процессе, который приближает к пониманию сути смеха.

Большой интерес представляют научные статьи, посвященные проблемам смеха и комического, например, серия исследований С. Зенкина, В. Шкаровской, В. Иваницкого и других авторов.

Феноменологии смеха была посвящена Международная научная конференция «Карикатура, пародия, гротеск: феномены современной культуры», организованная в мае 2001 года на базе Российского института культурологии. По ее материалам вышел сборник статей «Феноменология смеха», в котором была предпринята попытка определения места комического в его разнообразных формах и жанрах современного отечественного искусства и художественной культуры. Комическое здесь определяется как неуловимый феномен, чуткий к социальным переменам, на котором негативно сказываются политические несвободы и идеологическая цензура.

Весьма своевременными, а также значительными по своему содержанию являются исследования последних лет, посвященные смеховым традициям в этнокультурном пространстве. В данном контексте интересны работы Т. Г. Борджановой «Смеховая культура калмыков (предварительные заметки)».

В статье Р. Б. Унароковой «Смех в культуре общения адыгов (по материалам фольклорно-этнографических экспедиций 1997;1999 годов в Турцию)» рассматриваются вопросы, связанные со специфическими для турецких адыгов способами и формами актуализации смеховой культуры, с репрезентативными особенностями смеховых прений, а также с текстами «Историй» поэта-импровизатора Даута Бырса и его исполнительской манерой. Как синкретический элемент народной культуры смех был объектом размышлений некоторых исследователей-адыговедов.

З.Ф.Семенова обращается к основным функциям самоиронии смеховой культуры якутов. А. Г. Козинцев рассматривает национальную специфику и общечеловеческие закономерности в статье «Смех и антиповедение в России.». В этих работах этнокультурные смеховые особенности анализируются в социокультурном контексте. В то же время анализ исследовательских работ по культуре коренных народов Севера (ханты, манси и других) показал полное отсутствие материала об особенностях смеховой реальности данных народов.

В имеющейся научной литературе смех обычно анализируется в психологическом, физиологическом, философском, эстетическом и социологическом (в последние годы социокультурном) аспектах Концепции большинства авторов, разрабатывающих проблемы смеха, также сложно отнести к какому-то одному направлению. Например, исследования З. Фрейда можно рассматривать как в психологическом, так и в социальном и эстетическом планахЛ.В.Карасева — в философском и социологическомМ.М.Бахтина — в философском и культурологическом и так далее.

Тем не менее, какая-то из сторон в рассмотрении данного феномена превалирует, что дает основание для выделения различных аспектов изучения смеха. Смех как сложный феномен может изучаться с разных точек зрения в зависимости от контекста исследования. Некоторые стороны смеха остаются без внимания учёных, например, структура смеховой реальности в культуре. Требует разъяснения та смеховая реальность, которая окружает человека в повседневной жизни. Актуально также исследование бытия смеховых этномиров в эпоху глобализации.

Проблема исследования заключается в необходимости поиска новых подходов к изучению феномена смеха, особенно при исследовании проблемы существования и сохранения этнокультур в глобальном мире.

Культурология как наука, переживающая период становления, имеет неиспользованный потенциал в осознании феноменов культуры. Проблема исследования согласуется с целями и задачами диссертации.

Цель ее состоит в анализе феномена смеха в культуре.

Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:

1) рассмотреть основные направления исследования смеха и выделить культурологический подход;

2) выявить способ существования смеха в системе культуры;

3) определить уровни структуры смеха в культуре, показать их взаимосвязь;

4) проанализировать основания универсальности смеха в культуре;

5) показать роль смеховых традиций в культурной идентификации этноса (на примере народов ханты и манси).

Многие стороны в исследовании смеха (например, проблема соотношения смеха и свободы, смеха и агрессии, смеха и стремления к удовольствию, смеха как средства самоутверждения и так далее) должны стать предметом отдельного разговора, а это не входит в задачи данного исследования. Специфика самого феномена смеха не позволяет полностью отойти от эстетических аспектов, поэтому в диссертационное исследование включен анализ категорий комического, художественного и других.

Для решения указанных задач необходимо было дополнить круг исследуемого научного материала конкретными практическими примерами, взятыми из популярной литературы, а также из средств массовой информации.

Объектом исследования является смех как феномен бытия человека.

Предметом исследования является смех как феномен культуры (на примере смеховых традиций народов ханты и манси).

Методологическими ориентирами диссертационного исследования являются работы Г. Гегеля, З. Фрейда, М. М. Бахтина, Д. С. Лихачева.

Работа выполнена с позиций культурологического подхода. В диссертации использованы культурологические взгляды: Л. Уайта, П. Д. Мердока, Ф. Боаса, П. Сорокина, а также М. С. Кагана, Ю. В. Ларина и других.

Поставленные задачи, объект и предмет исследования определяют круг методов, используемых в работе, в их числе: ряд общенаучных — диалектический, историко-сравнительный, системный и структурно-функциональный методы. На основе деятельностного и системного подходов осуществлялось изучение публикаций в периодической печати, монографий, учебно-методических и справочных материалов. В ходе данного исследования был проведен опрос экспертов. В качестве экспертов выступили представители коренных народов Севера (ханты и манси), сотрудники этнокультурных центров.

Решению поставленных задач способствовал анализ литературно-художественных изданий, сборников песен, былин, частушек, анекдотов и тому подобное.

Научная новизна состоит в осуществлении культурологического подхода в изучении феномена смеха: рассмотрение его в системе культуры как сложной эволюционной реальности. В качестве новых положений также можно назвать следующие:

— определение смеха как универсального элемента культуры, существующего через взаимосвязь субъект-объектно-субъектных отношений, являющихся выражением отрицания и утверждения как двух амбивалентных начал культуры;

— выявление основных уровней смеховой реальности в культуре, разграничение понятий «смеховой мир», «народная смеховая культура», «смеховая культура», не являющихся по сути своей синонимичными;

— рассмотрение смеха как фактора культурной идентификации (на примере народов ханты и манси).

Положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Сложившаяся к настоящему времени система культурологического знания позволяет рассмотреть смех как универсальный феномен культуры, существующий через взаимосвязь субъект-объектно-субъектных отношений, являющихся выражением отрицания и утверждения, как двух амбивалентных начал культуры.

2. Смех является основой формирования таких сложных взаимообусловленных образований как смеховая культура, народная смеховая культура и смеховой мир.

3. Смеховой мир представляет собою биосоциокультурное явление. Народная смеховая культура — более сложный социокультурный феномен. Смеховая культура является профессиональным культурным феноменом.

4. В условиях глобализации сохраняется особая реальность смехового мира коренных народов Севера, имеющая в основе своей миросозерцательный характер, свойственный традиционной культуре.

5. Смех является одним из факторов культурной идентификации народа, его выживания и самосохранения, что можно наблюдать на примере смехового мира народов ханты и манси.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что ее результаты позволяют обосновать актуальность культурологического подхода (наряду с другими подходами) при изучении феномена смеха. Культурологический подход предполагает признание культуры как эволюционно развивающейся, сложно структурированной системы, как особой реальности человеческого бытияпризнание всеобщности культуры как единства материального и духовного, как универсальности, инвариативности феноменов культуры (одним из которых является смех).

Диссертация дополняет исследования по проблеме поддержания и сохранения традиционной культуры народов Тюменского Севера.

Практическая значимость. Представленный в данной диссертационной работе подход и полученные выводы имеют определенное практическое значение. Материалы исследования могут быть использованы в преподавании теории и истории культуры в учреждениях высшей школы, при подготовке учебных пособий, спецкурсов, семинаров в рамках программных курсов по культурологии.

Положения диссертации могут служить методологической основой для проведения региональных исследований культур коренных народов Севера.

Апробация работы. Результаты данного диссертационного исследования обсуждались на совместном заседании кафедр менеджмента социальной сферы, гуманитарных дисциплин, культурологии Тюменского государственного института искусств и культуры, кафедры философии Тюменского государственного университета.

Выполнена научно-исследовательская работа по гранту губернатора Тюменской области «Особенности смеховой культуры народов ханты и манси» в 2001 году.

Отдельные положения диссертации излагались на • научно-практических конференциях.

Международные конференции: научная конференция «Толерантность в контексте многоукладности российской культуры» (г.Екатеринбург, 29−30 мая 2001 года), V научно-практическая конференция «Реальность этноса. Этнонациональные аспекты модернизации образования» (г.Санкт-Петербург, 18−21 марта 2003 года), научно-техническая конференция «Нефть и газ Западной Сибири» (г.Тюмень, 12−13 ноября 2003 года).

Всероссийские научно-практические конференции: «Язык культуры и культура языка» (г.Тюмень, 15−16 марта 2001 года), «Глобализация, федерализм и региональное развитие» (г.Тюмень, сентябрь 2001 года), «Большой Урал — XXI век: XIII Уральские социологические чтения» (г.Екатеринбург, 13−14 сентября 2001 года),.

Мировоззрение как социокультурный феномен" (г.Екатеринбург, 17 -18 декабря 2002 года), «Загадки жизни и парадоксы познания» (г.Тюмень, 31 мая 2003 года), «Социокультурная динамика и экономическое развитие Тюменского региона. XXI век» (г.Тобольск, октябрь 2004 года), «Культура Тюменской области: история, современное состояние, проблемы и перспективы» (г.Тюмень, 15−16 апреля 2004 года), «Глобализация и региональная культура: методологические проблемы изучения» (г.Тюмень, 28 октября 2004 года).

Региональные научно-практические конференции:

Художественная культура как феномен" (г.Тюмень, 11−12 апреля 2002 года), «Региональная культура» (г.Тюмень, 17−18 апреля 2003 года).

Теоретические положения и выводы настоящей диссертационной работы апробированы также в научных публикациях по теме исследования.

Структура диссертации. Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, библиографии, приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Выделение культурологии как самостоятельной науки позволило перейти к системному рассмотрению феномена смеха в культуре, В диссертации отмечается, что до настоящего времени анализ феномена смеха происходил в основном с позиций философии, эстетики, социологии. Становление культурологии открывает возможности новых подходов, что показано в работе.

Культурологический анализ предполагает признание культуры как эволюционно развивающейся, сложно структурированной системы, как особой реальности человеческого бытия, а также признание всеобщности культуры как единства материального и духовного. Смех является одним из универсальных, инвариативных феноменов культуры.

Изучение смеха в культурологическом контексте позволяет на основе накопленного материала: наиболее полно рассмотреть феномен смеха в культуреопределить сущность смеха в зависимости от способа фиксации собственного бытия культурыпроанализировать соотношение основных уровней структуры смеховой реальностидифференцировать и конкретизировать понятия «смеховой мир», «народная смеховая культура», «смеховая культура" — выявить особенности смеха как универсального элемента культуры.

Культурологический подход не исчерпывается обозначенной выше проблематикой. Смех можно рассматривать в культурно-историческом процессе, как способ межкультурной коммуникации и так далее. Определенные рамки диссертационного исследования не позволяют выявить и рассмотреть весь спектр вопросов, так или иначе связанных с функционированием феномена смеха в культуре.

В результате диссертационного исследования можно констатировать, что культурологический подход к изучению феномена смеха позволяет зафиксировать реальность смеха в культуре в виде следующей формулы: OS/ Si — 0S2 — Os — Osi — S2 /SO, из которой следует, что смех — это универсальный элемент культуры, который существует через взаимосвязь субъект-объектно-субъектных (S-O-S) отношений, являющихся выражением отрицания и утверждения как двух амбивалентных начал культуры одновременно. Предмет отрицания и утверждения будет зависеть от особенностей типа культуры.

Смеховой мир следует понимать как био-социо-культурное явление (исходя из определения человека как биосоциокультурного существа). Смеховой мир содержит в себе практически все аспекты смеха: от зарождения в недрах первобытных общностей, развитой системы народной культуры и вершины своего развития — смеховой культуры. Его качествами являются: синкретичность, 4 природность, импульсивность, относительная статичность, архаичность первоначальных смыслов. Смеховой мир содержит в себе зачатки всех форм смеховой культуры, которая, в свою очередь, предстает более структурированным и профессионально обусловленным явлением культуры. Смеховой мир является пред-эстетическим в культуре.

Смеховая культура является структурным элементом эстетической культуры и, следовательно, культуры в целом. Смеховую культуру можно представить как культурный феномен, для которого характерны целостность и универсальность культурных смыслов, сформировавшихся на базе обширного смехового мира, народной смеховой культуры. В нем выражается способность человека к комической оценке действительности. Смеховую культуру мы представляем как художественно-эстетическое в культуре. Смеховой мир и смеховая культура не могут пониматься тождественно.

Понятие «народная смеховая культура», не является тождественным «смеховой культуре». Оно представляет собой промежуточное переходное звено между смеховым миром и смеховой культурой. В целом ее можно обозначить как социокультурный феномен, внехудожественное эстетическое в культуре. Особенности народной смеховой культуры: природность, синкретичность, нормативность, миросозерцательность, относительная статичность, традиционность, характерная для народной культуры в целом. Отличительной чертой является постепенный отход от архаических первоначальных смыслов смехового мира, их постепенная трансформация на протяжении достаточно длительного времени и появление «полупрофессионального искусства».

В исследовании мы обратились к смеху как фактору культурной идентификации и сохранения культуры (на примере народов ханты и манси), предварительно выявив общечеловеческое и особенное в смеховых мирах разных народов через универсальность смеха в культуре.

Смех является универсальным культурообразующим смыслом: верха и низа, жизни и смерти, плодородия и бесплодия и так далее во всех культурах без исключения. Он способен выступать в качестве универсального культурного паттерна, изменяться во времени, но не исчезать.

Смех выявляет способности человека адаптироваться к любым культурно-историческим формам в короткие временные сроки. И, наконец, его сущность раскрывается не только посредством социализации, но и инкультурации человека.

Во всех этнокультурах существуют начала, характерные для всего человечества, что имеет большое значение в современном мире с его возрастающими тенденциями к противоречивости. Смех помогает выявлению и развитию общечеловеческих начал в культуре и может привести к сглаживанию многих конфликтов в глобальном мире. И в тоже время он является фактором культурной идентификации народа, способом выживания и сохранения его культуры.

Культура народов ханты и манси отличается от современной культурной западноевропейской традиции. В ней преобладает природный рационализм, мистицизм, ориентация на вечное, этика абсолютных принципов, статичный характер общественной жизни и медленный темп ее изменений, искупление как главный принцип наказания. Все это в противовес эмпиризму, материализму, этике счастья и множеству изобретений, динамическому характеру общественной жизни западного варианта культуры. То есть всему тому, что характеризует «цивилизованный» мир. Смеховой мир рассматриваемых нами народов также несет отпечаток этих особенностей культуры. Он охраняет и защищает культуру от вторжения чужеродных элементов. В нашем исследовании в этом заключается одна из особенностей смехового мира народов ханты и манси.

Народы ханты и манси являются правомерными субъектами российской культуры и вписаны в смеховое пространство российской культуры. И в то же время современная социокультурная ситуация накладывает отпечаток на весь смеховой мир данных этносов, который предстает как наименее отдаленный от традиционной народной культуры, сохраняет ее архаику, синкретизм и первоначальные смыслы. Именно поэтому, выделяя особенности смехового мира народов ханты и манси, можно называть его природность, синкретичность, традиционность, миросозерцательность. При усилении влияния цивилизационых факторов, процессов ассимиляции изменения смехового мира (как и всей культуры) народов ханты и манси могут носить глубокий, во многих аспектах необратимый характер, когда утрачивается культурная идентичность этноса.

Анализ современной социокультурной ситуации позволяет говорить о тенденциях развития смеховой культуры в двух направлениях: тенденции к проявлению «примитивизации» смеха, существующей в настоящее время, смеха как издевательства, насмешки, кощунства, излучения духовного холода и побеждающей тенденции смеховой культуры над хаосом во имя гармонии будущего развития культуры.

Полученные результаты могут использоваться в преподавании культурологии, спецкурсов, спецсеминаров, в рамках программных курсов.

Результаты настоящей работы могут быть применены при исследовании этнокультур, как в практическом, так и теоретическом плане.

Положения диссертации могут служить методологической основой для проведения культурологических исследований, связанных с культурой коренных народов Севера.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Аарелайд-Тарт А. Проблемы адаптации к новым культурным реалиям в зеркале биологического метода// Социс. 2003.- № 2. С.59−67.
  2. И.И. Песни народа манси/ Под общ. ред. И. Н. Попова. Омск: Омгиз, 1936. — 128 с.
  3. Е. Международное десятилетие коренных народов мира// Югра. 1995. — № 2. — С.2−3.
  4. Д. Роза мира. М.: Клышников-Комаров и К, 1992.- 288 с.
  5. М.К. Жили-были сосновые братья: Сказка по мотивам сказок народов Обского Севера/ М. Анисимкова- ред. А.В.Чернышов- худож. И.И.Станков- предисл. А. П. Зенько. Тюмень: РУТРА, 1994.-42 с.
  6. М.К. Янгал-Маа. (Тундра): Вольная обр. в прозе мансийского эпоса/ Ред. и вступит, ст. А.В.Чернышова- худож. Р. Н. Сульженко. М.: Столица- Тюмень: Лад, 1990. — 78 е.- ил.
  7. Т. А. Игра в пространстве серьезного. Игра, миф, ритуал, сон, искусство и другие. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2003. -400 с.
  8. А.И. Национальные культуры: современное видение: Лекция. М.: Изд-во МГИК, 1992. — 29 с.
  9. P.M. Русская «восточная экзотика»// Человек. -1998. № 4. — С.43−56.
  10. А.Н. Язык мансийской сказки/ Под ред. А. М. Емельянова. Л.: Изд-во Главсевморпути, 1939. — 80 с.
  11. М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Худож. лит., 1990. — 544 с.
  12. А. Смех/ Предисл. и примеч. И. С. Вдовина. М.: Искусство, 1992. — 128 с.
  13. О.Г. Культурно-исторические предпосылки проблемы развития коренных малых народов Тюменского Севера в условиях современной России// Вестник. 2002. — № 1 — С.39−43.
  14. Ф. Методы этнологии// Антология исследований культуры: Т. 1: Интерпретация культуры. СПб.: Университетская книга, 1997. — С.519−527. — (Культурология XX век).
  15. Т.Г. Смеховая культура калмыков (предварительные заметки)// Смех: истоки и функции. СПб.: Наука, 2002. — С.119−126.
  16. Ю. Комическое, или о том, как смех казнит несовершенство мира, очищает и обновляет человека и утверждает радость бытия. М.: Искусство, 1970. — 272 с.
  17. Ю. Эстетика. М.: Политиздат, 1988. — 496 с.
  18. Ю. Эстетика. В 2-х т. Смоленск: Русич, 1997. — Т.1. — 576 е.: ил.- Т.2. — 640 е.: ил.
  19. Ф.А. Энциклопедический словарь. Современная версия/ Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон М.: Эксмо, 2002. — 672 с.
  20. M.JI. Этологическое исследование смеха и улыбки у младших школьников: роль пола и социального статуса в невербальной коммуникации/ Бутовская M.JI., А.Г. Козинцев// Смех: истоки и функции. СПб.: Наука, 2002. — С.43−61.
  21. Былины/ Вступ. ст. В.Калугина. М.: Терра-Книжный клуб, 1998. — 512 с.
  22. Веселая мудрость: Сб. коротких народных рассказов стран Востока/ Ил.В.Дувидова. М.: Худож. лит., 1991. — 476 е.: ил.
  23. Ю.Г. Человек: Энциклопедический словарь/ Волков Ю. Г., Поликарпов B.C. М.: Гардарики, 2000. — С.289.
  24. Н.Н. Методы исследования архаической культуры в трудах О.М.Фрейденберг и В.Я.Проппа// Исторический ежегодник. 1996. — Омский гос. ун-т. — С.65−73.
  25. А.З. В лаборатории смеха. М.: Худож. лит., 1966. -142 с.
  26. А.З. Метаморфозы комического. М.: Искусство, 1976.- 126 с.
  27. .С. Карманный французско-русский словарь: 9000 слов. 5-е изд., испр. и доп. — М.: Русский язык, 1979. — 287 с.
  28. JI. Их приворожил Север// Тюм. правда в четверг. -2001. авг.
  29. В чем особенности русской души/ М. Желнорова, Д. Макаров, М. Мурзина// Аргументы и факты. 2000. — № 3. — С.12−13.
  30. Г. В. Эстетика в 4-х тт.: Т. 1. М., 1968. — С.31.
  31. Г. В. Эстетика в 2-х тт.: Т. 2. СПб.: Наука, 1999. -603 с.
  32. К. Влияние концепции культуры на концепцию человека// Антология исследований культуры: Т. 1: Интерпретация культуры. СПб.: Университетская книга, 1997. — С. 115−138. -(Культурология XX век).
  33. . Кукольный театр// АиФ. Дет. энциклопедия. 1999. — № 4. — С.18−20- 28−32- 34−39- 43−44- 48−49.
  34. Г. Интерактивный Горин// Аргументы и факты. -2000. -№ 11. С. 12.
  35. Д. Создание национальной письменности// Югра. 1996. — № 5. — С.25−26.
  36. Д. Устное народное творчество народов ханты и манси// Югра. 2000. — № 9. — С.96−98.
  37. Е.А. Словарь русских суеверий, заклинаний, примет и поверий. Нижний Новгород: Русский купец: Братья славяне, 1996. -560 с.
  38. А.Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1984. — 352 с.
  39. П.С. Культурология. М.: Знание, 1996. — 288 с.
  40. П.С. Философия культуры. М.: Аспект Пресс, 1995.- 288 с.
  41. М. Европейцы об автохтонном населении Западной Сибири// Югра. 1999. — № 4. — С. 16−18.
  42. Демьянские остяки: Путевые записи К. Ф. Каръялайнена: (опубл. в 1911 г. в СПб. в журнале «Сибирские вопросы») / Перевод с фин. В. Болотова// Югра. 1996. — № 9. — С. 18−21.
  43. . О комическом/ Пер. С. Свяцкого- послесл. А.Зись. М.: Прогресс, 1974. — 222 с.
  44. О.В. Эстетика. М.: Изд. Центр «Аз», 1995. — 278с.
  45. А.В. Социология юмора: Очерки. М., 1996. -214 с.
  46. Древнегреческо-русский словарь: В 2 т. Ок. 70 000. T. l: А-JI./ Сост. И.X.Дворецкий, под. ред. С. И. Соболевского. М.: Гос. изд-во иностранных и национальных словарей, 1956. — 1043 с.
  47. .С. Социальная культурология. М.: Аспект Пресс, 1997.- 590 с.
  48. Жадность и щедрость. Сказка// Ямальский Меридиан 2000. -№Ю.-С.47.
  49. М.М. Удар с предоплатой. Copyriht: Cobat Телепорт, 1996. — 2 с. — (Архив Михаила Жванецкого).
  50. М. Мыльная опера мировой драматургии// Аргументы и факты. 1999. — № 17. — С.6−7
  51. Л.Н. Уроки Питирима Сорокина // Теория и экология разума: материалы Всерос. науч.-практ. конференции (г. Тюмень, 13−14 апреля 2000 года). Вып. 8. — Тюмень: Изд-во Тюм гос. ун-та, 2000. — С.209−213.
  52. Л.Н. Феномен художественной культуры// Диалог культур: история, современные проблемы и перспективы: материалы Всероссийской научно-практической конференции (г. Тюмень, 15−16 марта 2001 г.). Тюмень: Изд-во Тюм гос. ун-та, 2001. — С. 160 — 164.
  53. И. Высокое назначение культуры// Югра. 1995. -№ 11.-С. 10.
  54. С. Над кем смеемся// Знание-Сила. 1993. — № 2. -С.31−39.
  55. А.В. Искусство и эстетика. М.: Искусство, 1967 — 440с.
  56. М.М. Избранное/ Вступ. ст. и сост. Ю. В. Томашевский. М.: Правда, 1990. — 480 с.
  57. В. Почему смеялась рыба?// Знание-Сила. -1993.-№ 2.-С.9−16.
  58. С. Магическая семерка// Наука и религия. 1990. -№ 3. — С.46−49.
  59. Ине-Хон: Хантыйские героические песни и легенды/ В обработке И.Н.Еланцева- предисл. и комм. И.Панова. Свердловск: Свердлгиз, 1935. — 144 с.
  60. А.А. К вопросу о «соседстве культур»// Югра. 1995. — № 4. — С.2−3.
  61. История, археология и этнография Сибири: Сб. ст. Томск. ГУ. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1997. — 200 с.
  62. История мировой культуры: Наследие Запада: Античность. Средневековье. Возрождение/ Под ред. С. Д. Серебряного. М.: Рос. гуманит. ун-т, 1998. — 430 с.
  63. История России в частушках, преимущественно смешных// Знание-Сила. 1993. — № 2. — С.31−39.
  64. М.С. Музыка в мире искусств. Спб.: Vt, 1996. — 232с.
  65. М.С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996. -416 с.
  66. И. Критика способности суждения/ Пер. с нем. М.: Искусство, 1994. — 367 с. — (История эстетики в памятниках и документах).
  67. И.А. Языки соседей (о хантыйском и ненецком)/ ИПОС Тюмень: Изд. ИПОС СО РАН, 1996. — 124 с.
  68. Л. Лики смеха// Человек. 1993. -№ 4. — С. 168−180.
  69. Л. Мифология смеха// Вопр. философии. 1991. -№ 7. — С.68−86.
  70. Л. Парадокс о смехе// Вопр. философии. 1998. -№ 5.-С.47−65.
  71. Л. Смех вестник нового мира// Человек. — 1999. -№ 6. -С.52−55.
  72. Л. Смех и грех (О сути комизма)// Знание-Сила. -1993. -№ 2. С.121−125.
  73. Л. Феноменология смеха// Человек. 1990. — № 2. -С.175−183.
  74. Л. Философия смеха. М.: Рос. гуманит. ун-т, 1996. — 224 с.
  75. А.С. Народная художественная культура: Курс лекций. М.: Рос. респ. центр рус. фольклора, 1997. — 288 с.
  76. А.С. Основы культурологии: морфология культуры. -СПб.: Лань, 1997.- 512 с.
  77. Л.Р. Культурный процесс// Антология исследований культуры: Т. 1: Интерпретация культуры. СПб.: Университетская книга, 1997. — С.421−438. — (Культурология XX век).
  78. И. Ф. Культурология в системе социогуманитарного знания// Социально-политический журнал. 1994. — № 10. — С.75−82.
  79. Л.Н. Социология культуры: Учеб. пособие. -Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 1992. 120 с.
  80. А.Г. Смех и антиповедение в России: национальная специфика и общечеловеческие закономерности// Смех: истоки и функции. СПб: Наука, 2002. — С.147−174.
  81. О. И. Социокультурные изменения: определение и выбор стиля// Социально-гуманитарные знания. 2000. — № 4. — С.272−286.
  82. В.А. Этика. Эстетика /Кондратов В.А., Чичина Е. А. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. 512 с.
  83. .И. Культурология: Альбом схем: Учеб. пособие/ Кононенко Б. И., Болдырева М. Г. М.: Щит-М, 1998. — 112 с.
  84. A.M. Сказки бабушки Аннэ: Сказки, легенды. -Свердловск: Сред.-Урал. Кн. Изд-во, 1985. 128 е.: ил.
  85. В.Е. Окрик памяти. Кн. первая. Тюмень: Слово, 2000. — 336 е.: ил.
  86. А. Философия мифа: Мифология и ее эвристическая значимость: Учеб. пособие для вузов. М.: ПЕР СЭ: СПб.: Университетская книга, 2000. — 304 с. — (Humanitas).
  87. А.В. Социокультурное развитие малочисленных народов севера России/ Автореф.. канд. соц. наук. -М.-2000.- 36 с.
  88. О.А. Эстетика. М.: Аспект Пресс, 1998. — 430 с.
  89. Е. Сходство и различие рун «Калевалы» и мансийского фольклора// Югра. 1995. — № 2. — С.45.
  90. В.М. Некоторые наблюдения над деградацией культуры челымцев, селькупов и ханты// Модель в культурологии
  91. Сибири и Севера: Сб. науч. трудов. Екатеринбург: УрО РАН, 1992. -С.126−129.
  92. Культурология: Учеб. пособие/ Под ред. Г. Д. Драча. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. 576 с.
  93. В.А. Культура в объятиях культурологии// Человек. 1998. — № 5. — С.22−34.
  94. Кушель К.-Й. Смех. Теологическое эссе. Рец.: Карасев Л.// Вопр. философии. 1997. — № 1. — С.184−185.
  95. Д.А. Культурология: Экзаменационные вопросы с ответами: Экспресс-пособие для студ. вузов/ Д. А. Лалетин, И. Т. Пархоменко. Воронеж: Учитель, 1999. — 264 с.
  96. В. Этнографические замечания и наблюдения Кастрена о лопарях и др. М., 1838. — 93 с.
  97. М.А. Этика и этикет хантов. Томск, 1998. — С.6970.
  98. Ю.В. Культура в системе детерминант бытия человека// Теория и экология разума/ Под ред. Ю. В. Ларина. Вып. 5. — Тюмень. — Софт Дизайн, 1996. — С.23−30.
  99. Ю.В. Культура как основа бытия человека// Культура малой деревни. Тюмень: Изд-во ТГУ, 1997. — С.6−8.
  100. Ю. В. Пролегомены к культурологии. Монография. -Тюмень: Изд-во ТГУ, 2002. 144 с.
  101. Ю. В. Онто-логика культуры. Монография. Тюмень: Изд-во ТГУ, 2004. — 164 с.
  102. Ю.В. Проблемы модели человеческой деятельности// Теория и экология разума: материалы Всерос. науч.-практ. конференции (г. Тюмень, 13−14 апреля 2000 г.). Вып. 8. — Тюмень: Изд-во ТГУ, 2000. — С.120−129.
  103. Ю.В. Человек как целостное существо// Проблемы философской антропологии и философии культуры: Альманах. -Екатеринбург: Изд-во УрГЮА 1999. С.39−45
  104. И.Я. Культурология: Курс лекций. Минск: Терра Системс, 1999. — 544 с.
  105. Легенды голубых озер/ Сост., предисл., примеч., обр. новых текстов Н. Бабушкина, Я.Кошелева. Томск: Томск, кн. изд-во, 1961. -46 с.
  106. Легенды и сказки хантов/ Под ред. А.П.Дульзон- худ. оформ. С. Бардина- записи, введение и примеч. В. М. Кулемзина и Н. В. Лукиной. Томск: Изд-во ТГУ, 1973. — 60 с.
  107. Д. Память культуры// Югра. 1995. — № 12. — С.2.
  108. Д.С. Смеховой мир Древней Руси/ Лихачев Д. С., Панченко A.M. Л.: Наука, 1976. — 204 с. — (Из истории мировой культуры).
  109. Д.С. Смеховой мир Древней Руси// Искусство. -1997.-№ п. с. 14−15.
  110. И. Я. Отражение как высший принцип марксистско-ленинской гносеологии. Свердловск: Изд-во Урал, унта, 1987. — 116 с.
  111. К. Агрессия (так называемое «зло»): пер. с нем. -М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. — 272 с. — (Б-ка зарубежной психологии).
  112. Лук А.Н. О чувстве юмора и остроумии. М.: Искусство, 1968. — 190 с.
  113. Лук А. Н. Эмоции и личность. М.: Знание, 1982. — 176 с.
  114. Лук А. Н. Юмор, остроумие, творчество. М.: Искусство, 1977. — 182 с.
  115. С.Д. Духовная культура финно-угорских народов// Югра. 1999. — № 9. — С. 2−5.
  116. О.В. О связи мифоритуальной традиции и музыкально-танцевальной составляющей в медвежьих игрищах казымских хантов// Музыка и танец в культуре обско-угорских народов/ Под ред. Н. В. Лукиной. Томск: Изд-во Томск, ун-та, 2001. -С.24−29.
  117. В. Межэтническое добротолюбие начинается с познания культуры// Югра. 1996. — № 6. — С.4−5.
  118. М.А. Эволюция природосообразных традиций обских угров в контакте с цивилизацией/ Дис.. канд. культурологии. -Нижневартовск, 2003. 25 с.
  119. Е.А. Эстетика наука о прекрасном. — М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  120. МАНЬСИ МОЙТЫТ = мансийские сказки./ Сост. А.Баландин. Л.: Худож. лит., 1938. — 160 с.
  121. МАНЬСИ МОЙТЫТ: Мансийские сказки для детей дошк. возраста/ Сост. Е.И.Ромбандеева- ил. худож. А. М. Гусарова. СПб.: Просвещение, 1992. — 24 е.: ил.
  122. Мансийские загадки// Сост. Е. И. Ромбандеева. Икар, 1996. -20 с.
  123. Е. Царевна-Лягушка и Царевна-Лебедь// Югра. -1996.-№ 7.-С.21−22.
  124. Н.А. Поэтика Даниила Хармса (лирика и эпос)/ Дис.. канд. филол. н. Самара, 2000. — С. 145.
  125. Материалы по фольклору хантов/ Записи, введение и примеч. В. М. Кулемзина, Н. В. Лукиной. Томск: Изд-во ТГУ, 1978. -216 с.
  126. А. Кино, театр, бессознательное: Т.2./ Пер. с итальянского ННБФ «Онтопсихология». М.: ННБФ, 2003. — 224 с. -ил.
  127. П.Д. Фундаментальные характеристики культуры/ Антология исследований культуры: Т. 1: Интерпретация культуры. -СПб.: Университетская книга, 1997. С.49−55. — (Культурология XX век).
  128. Мир русской культуры. М.: Вече, 1997. — 624 с.
  129. Мировая художественная культура: Художественная культура первобытного общества: Хрестоматия / Сост. И. А. Химик -СПб.: Славия, 1994. 416 с.
  130. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т. Т 2. К-Я/ Гл. ред. С. А. Токарев. — М.: Сов. Энциклопедия, 1992. — 719 е.- ил.
  131. Мифы, предания, сказки хантов и манси/ Пер. с хантыйс., маньсийс., ненец, языков. Сост., предисл. и примеч. Н. В. Лукиной, под общ. ред. Е. С. Новик. М.: Наука: Гл. редакция восточ. лит., 1990. -658 с. — (Сказки и мифы народов Востока).
  132. Михайлов Ф.Т. Homo sapiens: культура и натура его бытия две парадигмы теоретического осмысления человеческого типа жизни// От философии жизни к философии культуры: Сб. ст./ Под ред. В. П. Визгина СПб.: Алетейя, 2001. — С.107−136.
  133. Т.А. Орнамент хантов Казымского Приобья: семантика, мифология, генезис. Томск: Изд-во ТГУ, 1996. — 261 с.
  134. А. Краски и цвета у ханты// Югра. 1996. -№ 3. — С.37.
  135. В. К. Англо-русский словарь: 53 000 слов. 18-е изд., стереотип. — М.: Рус. яз., 1981. — 888 с.
  136. Некруглый стол// Знание-Сила. 1993. — № 2. — С.1−121.
  137. Д. Смех оружие сатиры. — М.: Искусство, 1962.222 с.
  138. Новая философская энциклопедия: В 4 тт.: Т. 2.: Е-М. М.: Мысль, 2001. — 634 с.
  139. Новая философская энциклопедия: В 4-х тт.: Т. 3: Н-С. М.: Мысль, 2001. — 696 с.
  140. К.Д. У вогулов: Очерки и наброски. СПб.: Издание А. С. Суворина, 1904. — 255 с.
  141. К.Д. У вогулов: Очерки и наброски/ Сост. тома Ю. Л. Мандрика. Тюмень: СофтДизайн, 1997. — 304 с.
  142. Обряды народов Западной Сибири/ Под ред.
  143. B.М.Кулемзина. Томск: Изд-во ТГУ, 1990. — 232 с.
  144. Огонь-камень: Сказки народов Тюменского Севера. — Свердловск: Сред.- Урал. кн. изд-во, 1980. 144 е.- ил.
  145. С.И. Словарь русского языка/ Под ред. Н. Ю. Шведовой. М.: Рус. яз., 1984. — 780 с.
  146. Э.А. Основания специализированного познания культурных феноменов// От философии жизни к философии культуры: Сб. ст./ Под ред. В. П. Визгина СПб.: Алетейя, 2001. — С.41−63.
  147. Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства// Человек. -1990. № 2. — С.85−111.
  148. От Матисса до Андеграунда// Искусство. 1999. — № 8.1. C.1−6- 11.-13.
  149. От философии жизни к философии культуры: Сборник статей/ Под ред. В. П. Визгина СПб.: Алетейя, 2001. — 395 с.
  150. Очерки истории Тюменской области. Тюмень, 1994. — 270с.
  151. Очерки культурогенеза народов Западной Сибири. В 3-х т. -Т.2. Мир реальный и потусторонний. Томск: Изд-во ТГУ, 1994. — 475 с.
  152. А. Веселые люди скоморохи// Знание-Сила. -1993. № 2. — С.21−29.
  153. Е. Наступит ли будущее?. М.: Терра, 1999. — 624с.
  154. А.А. Культура как система/ Пелипенко А. А., Яковенко И. Г. М.: Язык рус. культуры, 1998. — 376 с.
  155. Е. Твоя мать в честь меня плясала.// Югра. -1996. № 7. — С.36−37.
  156. Политики отбивают у клоунов хлеб: Клоун-мим-театр «Лицедеи"/ Интервью Н. Логинова// Культура. 1999. — № 31. -С.2.
  157. В. Вопрос культуры// Югра. 1996. — № 1. — С.4−5.
  158. Постмодернизм. Энциклопедия. Минск: Интерпрессервис- Книжный Дом, 2001. — 1040 с.
  159. Ю. Подвижники Земли Ямальской// Ямал, меридиан. 2000. — № 10. — С.13−17.
  160. Природа и функции эстетического/ Под ред. В. А. Аронова. -М.: Искусство, 1968. 288 с.
  161. Л.А. Проблема „Восток-Запад“ и ситуация всемирной отзывчивости// Теория и экология разума: материалы Всерос. науч.-практ. конф., г. Тюмень. 13−14 апр.2000г./ Тюм.гос.ун-т. -Вып.8. -Тюмень, 2000. С.130−135.
  162. В.Я. Проблемы комизма и смеха. М.: Искусство, 1976. — 184 с.
  163. Пропп В. Я Ритуальный смех в фольклоре// Фольклор и действительность. М.: Искусство, 1976.
  164. И.Г. История нищенства, кабачества и кликушества на Руси/ Вступ. ст. и коммент. М. Альтмана. М.: Терра: Кн. лавка-РТР, 1997. — 240 с.
  165. К.Г. Формы общественной духовности и виды культуры: метод, пособие/ Отв. ред. М. А. Капеко. Тюмень: Тюм. инт искусств и культуры, 1999. — С.32.
  166. К.Г. Принцип деятельности. Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1983. — 211 с.
  167. Розеншток-Хюсси О. Значение юмора для выживания// Вопр. философии. 1997. -№ 8. — С. 147−150.
  168. Е.И. История народа манси (вогулов) и его духовная культура (по данным фольклора и обрядов). Сургут: Северный дом, 1993. — 208 с.
  169. Э. Похвала глупости/ Сост., вступ. ст., примеч. А. Л. Субботина. М.: Сов. Россия, 1991. — 464 с.
  170. М.Т. Эстетика смеха. Смех как виртуальная реальность. М.: Едиториал УРСС, 2003. — 320 с.
  171. Г. К. И лун медлительных поток.: Роман-сказание/ Сазонов Г. К., Конькова A.M. Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1990.- 272 с. t
  172. В.В. Сдержанный оптимизм Питирима Сорокина// Человек. 1998. — № 6. — С.48−50.
  173. Ф.А. Избранное. Тюмень: Изд-во гос. ун-та, 1998.- 240 с.
  174. Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М.: Интерпракс, 1994. — 608 с.
  175. З.Ф. Основные функции самоиронии (на якутском материале)// Смех: истоки и функции. СПб.: Наука, 2002. — С. 142 146.
  176. М. Защитить права народов Севера/ Ямал сегодня. -2002. Янв.-фер. — С.13.
  177. А. Сургутские ханты (из записок 1932−40 годов)// Югра. 1999. — № 5. — С.29−31- № 6. — С.32−33.
  178. А. Иван-дурак// Знание-Сила. 1993. — № 2. -С.33−38.
  179. Сказка жизни: Хантыйские сказки/ Запись и обработка В.Пухначева. М.: Л.: Детгиз, 1950. — 32 с.
  180. Сказки и предания Северного края/ Запись, вступ. ст. и комм. И.В.Карнауховой- предисл. Ю. М. Соколова. М.: Л.: Academia, 1934.-446 с.
  181. Сказки народов СССР: В 2-х т. Т.2/ Сост. к прим. В. П. Аникина, Ш. Д. Брюханова, Л. Ионовой, И. Кузнецова и др. — М.: Правда, 1986. — 592 е.: ил.
  182. Сказки народов Севера/ Сост. М. Г. Воскобойников, Г. А. Меновщиков. М.-Л.: ГИХЛ, 1951. — 670 с.
  183. Г. Как Мышата и Лягушата внучатами стали: Хантыйские сказки. Екатеринбург: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1992. -144 с.
  184. Н. Социология: пер. с англ. М.: Феникс, 1994.688 с.
  185. А. Третий пояс мудрости: Блеск языческой Европы. JI.: Лениздат, 1989. — 286 е.: ил.
  186. З.П. Страна Югория. М.: Мысль, 1976. — 119 е.: рис.: 8 л. ил.
  187. Е.Г. Субъект культуры// Культуролрогия: Учебник/ Под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Кагана. М.: Юрайт-Издат, 2005. -С.82−110.
  188. Г. Е. Обрядовая музыка манси: контекст, функционирование, структура / Автореф.. канд. искусствоведения. Новосибирск, 2001. — 23 с.
  189. П. О дихотомных типологиях культуры// Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов вузов/ Сост., ред. и вступ. ст. Б. С. Ерасов. М.: Аспект Пресс, 2001. — С.255−265.
  190. П. Социальная и культурная динамика: Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений/ Пер. с англ., комментарии и статья В. В. Сапова. СПб.: РХГИ, 2000. — 1056 е., илл.
  191. Л.Н. Философия. Эстетика. Смех. СПб.: Тарту, 1999.- 384 с.
  192. Ф.А. Дух, лицо и стиль русской культуры: предисл. к публ. Р.Е. Гергеля// Вопр. философии. 1997. — № 1. — С.154−165.
  193. A.M. Орнамент и вещь в культуре хантов Нижнего Приобья. Томск: Изд-во ТГУ, 2000. — 248с.
  194. О. Свобода и независимость дорогого стоят// Аргументы и факты. 1999. — № 51. — С.6.
  195. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.: Наука, 1987. -240 с.
  196. Г. Медвежий праздник на Северной Сосьве// Югра. 1996. -№ 6. — С.28−31.
  197. Г. Медвежий праздник// Югра. 1999. — № 11. -С.247−49.
  198. С.К. Этнопедагогические основы сохранения и развития традиционного декоративно-прикладного творчества народов Крайнего Севера/ Дис.. канд. пед. наук. М.: Моск. гос. ун-т культуры, 1997. — 238 с.
  199. М.Б. Философские основания культурологии.-М.: Росс, полит, энциклопедия, 1997. 440 с.
  200. И. Человек, который смешит// Знание-Сила. 1993. — № 2. — С.5−7.
  201. JI.A. Понятие культуры// Антология исследований культуры: Т. 1: Интерпретация культуры. СПб.: Университетская книга, 1997. — С. 17−48. — (Культурология XX век).
  202. Р.Б. Смех в культуре общения адыгов (по материалам фольклорно-этнографических экспедиций 1997−1999 годов в Турцию)// Смех: истоки и функции. СПб.: Наука, 2002. — С. 126−142
  203. Н.М. Жанры в меняющемся мире. М.: Сов. Россия, 1989.- 544 с.
  204. Н.М. Искусство комедии, или Мир сквозь смех. М.: Наука, 1978. — 216 с.
  205. Ю.М. Сумма антропологии: Кн.1: Расширяющаяся вселенная Абсолюта. Новосибирск: Наука, Сибирская издательская фирма, 1994. — 402 с.
  206. Н. Жизнь как ритуал// Ямал-сокровищница России. 1997. — № 4. — С.34−35.
  207. Феноменология смеха: карикатура, пародия, гротеск в современной культуре: Сб. ст./ М-во культуры РФ, Рос. Ин-т культурологии. -М., 2002. 272 с.
  208. JI. Любовь к трем апельсинам. Сказки. Повести. Пародии. Киносценарии. М.: ЭКСМО-Пресс, 1998. — 416 с.
  209. Л. О пользе шутов// Аргументы и факты в Зап. Сибири. 1995. — № 14. — С.9.
  210. М.М. Бахтина и этика современного» мира: Сб. науч. ст. Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 1992. — 112 с.
  211. Философские забавы: Науч.-метод. изд./ Сост. Н. В. Блажевич, В. В. Ким, Ф. А. Селиванов. Вып.6. — Псков: Изд-во Псковского обл. ин-та повышения квалификации работников образования, 1995. — 233 с. — (Философская библиотечка учителя).
  212. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энцикл., 1983. — 840 с.
  213. В.П. Социальная деятельность как система. -Новосибирск. 1981.
  214. Фрейд 3. Остроумие и его отношение к бессознательному. -СПб., 1997. 238 с. 230. 3. Фрейд: Хроника-хрестоматия: Учеб. пособие/ Сост. В. А. Луков, Вл.А. Луков М.: Флинта: Моск. псих.-соц. ин-т, 1999. -416 с.
  215. О.М. Поэтика сюжета и жанра. Л., 1936. -С.118−120.
  216. О. Рубай/ Пер с перс.-тадж. М.: Терра-Книжный клуб, 1999. — 288 с.
  217. Ханты. Манси. Кто мы?: Фотоальбом/ Вступ. и закл. ст. Ю.Шесталова. СПб.: Стерх, 1993. — 176 с.
  218. Хейзинга Й. Homo ludens. М., 1992. С. 231.
  219. И.П. Новогреческо-русский словарь. Около 67 000 слов/ И. П. Хориков, М.Г.Малев- под ред. П. Пердикиса и Т.Пападопулоса. М.: Рус. язык, 1980. — 856 с.
  220. А. Человек, который смеялся// Культура. 1998. — № 9. -С.9.
  221. К.М. Культурология: Энцикл. словарь. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. — 640 с.
  222. О.Б. Функции смеха в ритуале: смех как знак// Смех: истоки и функции. СПб.: Наука, 2002. — С. 75−82.
  223. М.М. Мир театра / Вступ. ст. Ю. Бондарева. М.: Просвещение, 1987. — 256 с.
  224. А. Значение сказки// Югра. 1999. — № 4. — С. 46−48.
  225. Я.В. Лекции по исторической этнологии. М.: Гардарика, 1998.-400 с.
  226. В. Вогульские сказки: Сб. фольклора народа манси (вогулов)/ Под ред., предисл. В.Г. Богораза-Тана. Л.: Худож. лит., 1935. — 143 с.
  227. Н. О местах жительства и образе жизни вогул. Извлечено из первой книжки «Сборника Пермского Земства» за 1874 год. Б.м., б.г. — 19 с.
  228. Л.Н. Онтогенез традиции. Монография. -Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2002. 264 с.
  229. Л.Н. Социогенез традиции. Монография. -Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2003. 209 с.
  230. Д. Смех и слезы Евгения Леонова// Тюм. правда. -1999. 21 дек.
  231. В. Комедии, хроники, трагедии, сонеты. В 2 тт. Т.2./ Коммент. Д.Урнова. М.: РИПОЛ, 1994. — 744 с.
  232. Ф. Эстетика, философия, критика: В 2-х тт.: Т.1. -М., 1983. С. 282.
  233. Ф. Философия искусства. М., 1966. С.422−423.
  234. Ю.Н. Избранное/ Вступит, ст. Ю. Прокушева, оформл. худож. О.Титова. Л.: Худож. лит. — 1976.
  235. Ю. Избранные произведения: Пер. с манс./ Вступ. ст. В.Лаврова. Л.: Худож. лит., 1987. — 576 с.
  236. Ю. Крик журавля. Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1990. — 224 е.: ил.
  237. Ю. Собрание сочинений. В 4-х т. СПб.: X.- М.: Фонд Космического Сознания, 1997.
  238. Т. 1./ Вступ. ст. Ю. Прокушева- сост. и примеч. Ю. Ю. Шесталова. 480 с.
  239. Т. 3./ Вступ. ст. А.Пошатаевой. 528 с.
  240. Т. 4./ Вступ. ст. Н. Страшковой-Крестовской- сост. и примеч. Ю.Шесталова. 416 с.
  241. П.Е. Мансийские орнаменты/ Шешкин П. Е., Шабалина И.Д.- Отв. ред. Е. И. Ромбандеева. СПб.: Просвещение, 1993. — 88 е.: ил.
  242. Э. О содержании термина традиция/ Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов вузов/ Сост., ред. и вступ. ст. Б. С. Ерасов. М.: Аспект Пресс, 2001. -С.240−245.
  243. Шкаровская В./ Шкаровская В., Осипов С. Смех это лекарство// Аргументы и факты. — 1999. — № 13. — С.23.
  244. В. Ха-ха по рецепту// Аргументы и факты. -2000. -№ 13. -С.21.
  245. А. Мир как воля и представление. М.-, 1990.
  246. Энциклопедический словарь по культурологии/ Под общ. ред. А. А. Радугина. М.: Центр, 1997. — 478 с.
  247. Эстетика: Словарь/ Под общ. ред. А. А. Беляева. М.: Политиздат, 1989. — 448 с.
  248. Эстетика/ Науч. ред. А. А. Радугин. М.: Центр, 1998. — 240с.
  249. Языком цифр: Кто или что вас может рассмешить?// Аргументы и Факты.- 2003. № 29. — С.22.
  250. Якутские народные сказки/ Пер. с якут. С. Шуртаков. М.: Дет. лит., 1983. — 144 с.
  251. М.Е. Толковый словарь обществоведческих терминов. СПб.: Лань, 1999. — 528 с.
Заполнить форму текущей работой