Татарская народная скрипичная традиция: модус культуры и музыкальный феномен
Диссертация
Ш. Монасыповым рассматриваются условия проникновения в регион скрипки, причины смены смычкового инструментария, формы бытования инструментов и многие другие важные вопросы. Меньшее внимание автором уделяется вопросу появления в Поволжье смычковых инструментов. Исследователь однозначно утверждает, что смычковый кобуз являлся «одним из основных смычковых инструментов древних тюрков, в том числе… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Становление татарской скрипичной традиции
- Глава II. Татарская народная скрипичная культура: функционирование и жанрообразование
- II. 1. Скрипка в музыкальном быту татар
- II. 2. Принципы традиционного обучения музыкантов
- II. 3. Особенности традиционного изготовления скрипки
- II. 4. Жанровые особенности традиционной скрипичной музыки
- II. 5. Традиционная татарская исполнительская стилистика. 80 II. 6. Формирование индивидуальных исполнительских стилей татарских скрипачей
- Глава III. Музыкально-стилевые особенности татарских скрипичных импровизаций
- III. 1. Звукоидеал татарской скрипичной традиции
- III. 2. Особенности мелодического орнаментирования
- III. 3. Традиционное инструментальное многоголосие
- III. 4. Основы формообразования
Список литературы
- Абдуллаева С. Народные* музыкальные инструменты Азербайджана. — Баку, 1972. — 36 с.
- Абдуллин А. Тематика и жанры татарской дореволюционной народной песни // Вопросы татарской музыки. Казань, 1967. -С. 3−80.
- Аджи М. Полынь Половецкого Поля. М., 1994. — 350 с.
- Александров Н.А. Татары: Чтение для народа. -М., 1899. 61 с.
- Алексеев Э. Нотная запись народной музыки: Теория и практика. М., 1990. — 167 с.
- Аллон С., Максимов Н. Музыкальная акустика. М., 1971. -284 с.
- Алпатова А.С. Музыкальные традиции Южной и Юго-Восточной Азии: К проблеме диалога традиционных культур в период древности и средневековья: Автореф. дисс.. канд. искусствоведения. -М., 1996. 18 с.
- Альмеева Н. Ю. Песенная культура татар-кряшен: Жанровая система и многоголосие: Дисс.. канд. искусствоведения. JL, 1986. — 154 с.
- Аристов Н. О земле Половецкой. Киев, 1877. — 26 с.
- Артемьев А. Сабан и джиин, татарские народные праздники: (Из записок о Казанской губернии) // Московитянин. 1850. — № 3. — Отд. 5. — С. 52−62.
- Ахинжанов С.М. Из истории движения кочевых племен евразийских степей в первой половине XI века // Археологические исследования древнего и средневекового Казахстана. Алма-Ата, 1980. — С. 46−53.
- Ахинжанов С.М. Об этническом составе кипчаков средневекового Казахстана // Прошлое Казахстана по археологическим источникам. Алма-Ата, 1976. — С. 81−93.
- Ахмедов М.Ш. Народные музыканты в музыкальной культуре Узбекистана: Дисс.. канд. искусствоведения в форме научного доклада. Л., 1985. — 30 с.
- Ахметжанова Н. Башкирские инструментальные мелодии. -Уфа, 1992. 132 с.
- Барток Б. Народная музыка Венгрии и соседних народов. М., 1966. — 79 с.
- Бартольд В.В. Кипчаки // Сочинения. Т.5. Работы по истории и филологии тюркских и монгольских народов. М., 1968. — С. 550 551.
- Бартольд В. Новый труд о половцах // русский исторический журнал. 1921. — Кн. 7. — С. 138−156.
- Бахман В. Среднеазиатские источники о родине смычковых инструментов // Музыка народов Азии и Африки. М., 1973. -Вып. 2. — С. 349−373.
- Беляев В. Музыкальные инструменты Узбекистана. — М., 1933. 131 с.
- Беляев В. Руководство для обмера народных музыкальных инструментов. М., 1931. — 63 с.
- Березин Н. Булгар на Волге. Казань, 1853. — 91 с.
- Благодатов Г. О сосуществовании музыкальных культур // Теоретические проблемы народной инструментальной музыки: (Музыкальный инструмент и инструментальная музыка): Сб. рефератов. — М., 1974. С. 30−33.
- Бойко Ю. Методика записи народной инструментальной музыки. М., 1986. — 46 с.
- Бойко Ю. Е. Современное состояние народных музыкальных инструментов и инструментально-вокальной музыки русского Северо
- Запада: Дисс.. канд. искусствоведения Рукопись. JL, 1982. -174 с.
- Бояркин Н.И. К вопросу о традиционной мордовской скрипичной музыке // Фольклор в творчестве мордовских писателей и композиторов. Саранск, 1986. — С. 55−71.
- Бояркин Н.И. К проблеме взаимосвязей марийской и мордовской традиционной инструментальной музыки // Традиционное и современное в музыке народов Поволжья. Йошкар-Ола, 1988. -(Вопросы марийского фольклора и искусства. Вып. 6). — С. 59−68.
- Бояркин Н. И. Мордовские инструментальные наигрыши на орнитоморфную тему // Традиционная музыка народов Поволжья и Приуралья: Вопросы теории и истории. Казань, 1989. — С. 49−62.
- Бояркин Н.И. Мордовское народное музыкальное искусство. -Саранск, 1983. 182 с.
- Бояркин Н.И. Феномен традиционного инструментального многоголосия (на материале мордовской музыки): Автореф. дисс.. док. искусствоведения. СПб., 1995. — 38 с.
- Браудо И. Артикуляция: (О произношении мелодии). 2-е изд. -Л., 1973. — 196, 2. с.
- Бусыгин Е., Яковлев В. Музыка в традиционной свадебной обрядности народов Среднего Поволжья // Музыка в свадебном обряде финно-угров и соседних народов. Таллинн, 1986. — С. 66−74.
- Валеев Ф.Х. Орнамент казанских татар. Казань, 1969. -204 с.
- Вертков К. Некоторые вопросы изучения музыкальных инструментов народов СССР // Проблемы музыкального фольклора народов СССР. М., 1973. — С. 262−274.
- Вертков К., Благодатов Г., Язовицкая Э. Атлас музыкальных инструментов народов СССР. 2-е изд. — М., 1975. — 399 с.
- Веселовский Н.И. Современное состояние вопроса о «Каменных бабах» или «Балбалах» // Записки Императорского Одесского Общества Истории и Древностей. Т. 32. — Одесса, 1915. — С. 408 444.
- Викторин В.М. Музыкальный инструмент «кобыз» у астраханских ногайцев и его эволюция // Проблемы этногенеза народов Волго-Камского региона в свете данных фольклористики. Астрахань, 1989. — С. 56−59.
- Виноградов В. Классические традиции иранской музыки. М., 1982. — 182 с.
- Витачек Е.Ф. Очерки по истории изготовления смычковых инструментов. 2-е изд. — М., 1964. — 348 с.
- Влаева-Стоянова И. А. Классическая инструментальная музыка Северной Индии (Хиндустани): Проблемы истории и теории: Авто-реф. дисс.. канд. искусствоведения. М., 1997. — 20 с.
- Воробьев Н.И. Казанские татары: (Этнографическое исследование материальной культуры дооктябрьского периода). — Казань, 1953. 382 с.
- Воробьев Н. И. Кряшены и татары: (Некоторые данные по сравнительной характеристике быта) // Труд и хозяйство. 1929. -№ 5. — С. 76−85.
- Вызго Т. С. Музыкальные инструменты Средней Азии: Исто-рич. очерки. М., 1980. — 190 с.
- Галицкая С.П. Теоретические вопросы монодии. Ташкент, 1981. — 92 с.
- Георги И. Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов. В 4 ч. Ч. 2. О народах татарского племени и других не решенного еще происхождения Северных Сибирских. СПб., 1799. — 178 с.
- Гимади Х.Г. Из истории народов Булгарии под игом Золотой Орды (В связи с этногенезом казанских татар): Автореф. дисс. .канд. историч. наук. М., 1949. — 18 с.
- Гинзбург JI. Русский народный смычковый инструмент гудок и его предшественники // Исследования, статьи, очерки. М., 1971.- С. 5−42.
- Гинзбург Л., Григорьев В. История скрипичного искусства. -М., 1990. Вып. 1. — 284 с.
- Гиппиус Е.В. Общетеоретический взгляд на проблему каталогизации народных мелодий // Актуальные проблемы современной фольклористики. JL, 1980. — С. 23−36.
- Гиршман Я. Пентатоника и ее развитие в татарской музыке. -М., 1960. 176, 3. с.
- Гмелин С.Г. Путешествие по России для исследования трех царств природы. СПб., 1777. — Ч. 2. — 361 е., 46 табл.
- Голден Л. Африканские музыкальные инструменты // Музыка народов Азии и Африки. М., 1973. — Вып. 2. — С. 260−268.
- Голубовский П. Печенеги, торки и половцы до нашествия татар. История южно-русских степей IX—XIII вв. Киев, 1884. -254 с.
- Греков Б., Калинин Н. Булгарское государство до монгольского завоевания // Материалы по истории Татарии. Казань, 1948. -Вып. 1.-С. 97−184.
- Греков Б., Якубовский А. Золотая Орда: (Очерк истории Улуса Джучи в период сложения и расцвета в XIII—XIV вв.). Л., 1941.- 208 с.
- Григорьев В. Истоки польского скрипичного исполнительского искусства // Музыкальное исполнительство. М., 1979. — Вып. 10.- С. 214−236.
- Гусев В.Е. О полифункциональности фольклора // Актуальные проблемы современной фольклористики. Л., 1980. — С. 180−183.
- Далингер А. Медико-статистическое исследование татарского населения Астраханского уезда. СПб., 1887. — 173 с.
- Джами А. Трактат о музыке / Пер. с персид. А.Болдырева. -Ташкент, 1960. 111, 17. с.
- Джуманова Г. У. К вопросу об этногенезе астраханских (нугай-ских) татар // Проблемы этногенеза народов Волго-Камского региона в свете данных фольклористики. Астрахань, 1989. — С. 60−72.
- Древнетюркский словарь. Л., 1969. — 676 с.
- Дудкин А. Джиин у татар Казанского уезда // Северный вестник. 1890. — № 8. — СПб., 1890. — Отд. 2. — С. 26−30.
- Егоров В.Л. Историческая география Золотой Орды в XIII—XIV вв.. М., 1985. — 245 с.
- Елатов В.И. У истоков музыкальной формы // Пямяти К. Квитки (1880−1953). М., 1983. — С. 184−191.
- Жирмунский В.М. Огузский героический эпос и «Книга Корку-та». М.- Л., 1962. — С. 131−258.
- Жорданиа И.М. Грузинское традиционное многоголосие в международном контексте многоголосных культур: (К вопросу генезиса многоголосия). — Тбилиси, 1989. — 381 с.
- Жубанов X. Исследования по казахскому языку. Алма-Ата, 1966. — 359, 2. с.
- Закиев М.З. Этногенез и основные вехи развития булгаро-татар // Проблемы лингвоэтноистории татарского народа. Казань, 1995. — С. 9−27.
- Зелинский Р.Ф. Композиционные закономерности башкирских программных инструментальных кюев: Дисс.. канд. искусствоведения. Уфа, 1977. — 165, 27, 4 с.
- Земцовский И.И. Кыпчаки и булгары в евразийской музыкальной культуре: (Музыка в этнической истории) // Проблемы этногенеза народов Волго-Камского региона в свете данных фольклористики. Астрахань, 1989. — С. 34−47.
- Земцовский И.И. Проблема варианта в свете музыкальной типологии: (Опыт этномузыковедческой постановки вопроса) // Актуальные проблемы современной фольклористики. Л., 1980. — С. 36−50.
- Земцовский И. И. Человек музицирующий Человек интонирующий — Человек артикулирующий // Музыкальная коммуникация. — СПб., 1996. — (Проблемы музыкознания. Вып. 8). — С. 97 104.
- Зимин П.Н. К вопросу о звукообразовании у смычковых инструментов // Сборник работ по музыкальной акустике. М., 1925. -Вып. 1. — (Труды ГИМН). — С. 91−101.
- Знаменский П. Казанские татары. Казань, 1910. — 67 с.
- Иванов В., Кригер В. Курганы кыпчакского времени на Южном Урале (XII-XIV вв.). М., 1988. — 92 с.
- Исанбет Ю.Н. Две основные формы татарской народной песни // Народная песня: проблемы изучения. Л., 1983. — С. 57−69.
- Исхаков М. Загородное гулянье шакирдов / Пер. с казанско-тат. В. Гордлевского. М., 1914. — 17 с.
- Ихтисамов X. К проблеме сравнительного изучения двухголосного гортанного пения и инструментальной музыки у тюркских и монгольских народов // Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка. В 2 ч. Ч. 2. М., 1988. — С. 197−216.
- Казанская история. М.- Л., 1954. — 191, 3. с.
- Казанская Т. О традиционном искусстве народных скрипачей Смоленщины // Музыкальный фольклор. М., 1974. — (Труды ГМПИ. Вып. 15). — С. 79−111.
- Казанская Т. Традиции народного скрипичного искусства Смоленской области // Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка. В 2 ч. Ч. 2. М., 1988. — С. 78−106.
- Казанская Т.Н. Традиционное искусство русских народных скрипачей (на материале инструментального фольклора Смоленской области): Дисс.. канд. искусствоведения. М., 1990. — 303 с.
- Калилов A.JI. Скрицка белорусская. Минск, 1982. — 93 с.
- Карданова Б.Б. Музыкальный фольклор ногайцев: Автореф.дисс.. канд. искусствоведения. Тбилиси, 1990. — 23 с.
- Катанов Н. Исторические песни казанских татар // Известия общества археологии, истории и этнографии. Т. 15. Вып. 3. — Казань, 1899. — С. 273−306.
- Катанов Н. Отчет о поездке, совершенной с 1 июня 1897 года по 20 августа того же года в Белебеевский и Мензелинский уезды Уфимской губернии. Казань, 1898. — 39 с.
- Кашафутдинов Р. Г. Народные (общественные и семейные) праздники казанских татар: Дисс.. канд. историч. наук Рукопись. Казань, 1969.
- Кашафутдинов Р. Г. Народные праздники // Татары Среднего Поволжья и Приуралья. М., 1967. — С. 293−310.
- Квитка К. В. Избранные труды. В 2 т. Т. 2. — М., 1973. -423 с.
- Квитка К. В. Из статьи «Гудок и скрипка». // Избранные труды. В 2 т. Т. 2. М., 1973. — С. 214−215.
- Квитка К. В. Несколько слов о русском гудке // Избранные труды. В 2 т. Т. 2. М., 1973. — С. 206−214.
- Кибирова С. Н. Музыкальные инструменты в традиционной культуре уйгуров: Дисс.. канд. искусствоведения Рукопись. -Л., 1988. 233 с. г 108 с. прил.
- Кирина К. Ф. Импровизационные традиции в уйгурской народной музыке // Теоретические проблемы внеевропейских музыкальных культур. М., 1983. — (Труды ГМПИ. Вып. 67). — С. 85−99.
- Книга моего деда Коркута: Огузский героический эпос / Пер. В. В. Бартольда. М.- Л., 1962. — 299 с.
- Коблов Я. Д. О татарских мусульманских праздниках. Казань, 1907. — 42 с.
- Коваль JI. Г. Интонирование узбекской традиционной инструментальной музыки: Автореф. дисс.. канд. искусствоведения. -Ташкент, 1983. 22 с.
- Кодай 3. Венгерская народная музыка. Будапешт, 1961. -186 с.
- Козлов И. Пяти-звучные бесполутонные гаммы в татарской и башкирской народной музыке и их музыкально-теоретический анализ // Известия общества археологии, истории и этнографии. Т. 34. Вып. 1−2. Казань, 1928. — С. 160−178.
- Колчин Б. А. Музыкальные смычковые инструменты Древнего Новгорода // Славяне и Русь. М., 1968. — С. 66−71.
- Костров Н. А. Очерки быта минусинских татар // Труды четвертого археологического съезда в России, бывшего в Казани с 31 июля по 18 августа 1877 года. Т. 1. Казань, 1884. — С. 208−248.
- Котляров Б. О некоторых особенностях исполнительского стиля молдавского народного скрипичного искусства // Проблемы музыкального фольклора народов СССР. М., 1973. — С. 285−299.
- Котляров Б. Я. О скрипичной культуре в Молдавии. Кишинев, 1955. — 79 с.
- Котляров Б. Я. Проблемы исполнительского искусства в современной фольклористике // Актуальные проблемы современной фольклористики. Л., 1980. — С. 187−189.
- Кривоносов В. М. Краткое описание чувашских музыкальных инструментов и заметки об инструментальной музыке чувашей // Музыкальная фольклористика. М., 1986. — Вып. 3. — С. 258−278.
- Кригер В. А. Кочевники Южного Приуралья и Заволжья в Средние века (X-XIVbb.): Автореф. дисс.. канд. историч. наук. -М., 1985. 26 с.
- Кудряшов К. В. Половецкая степь: Очерки исторической географии. М., 1948. — (Записки Всесоюзного географического общества. Т. 2). — 162 с.
- Кузеев Р. Г. Народы Среднего Поволжья и Среднего Урала. -М., 1992. 345 с.
- Кукляшев С. Словарь к татарской хрестоматии. Казань, 1859. — 106 с.
- Куницын О. И. Изучение ангемитонной пентатоники в фольклорном мелосе // Традиционный фольклор в полиэтнических странах. Улан-Удэ, 1998. — С. 171−174.
- Кушнарев X. С. Вопросы истории и теории армянской моно-дической музыки. JL, 1958. — 626 е., нот.
- Лаптев М. Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами генерального штаба. Казанская губерния. — СПб., 1861. 613 с.
- Летопись по Ипатскому списку. СПб., 1871. — 616 с.
- Макаров Г. М. Домбра татар Среднего Поволжья // Страницы истории татарской музыкальной культуры. Казань, 1991. — С. 626.
- Макаров Г. М. Ислам и некоторые аспекты изучения татарской музыкально-инструментальной культуры // Исламо-христианское пограничье: Итоги и перспективы изучения. Казань, 1994. — С. 186−196.
- Малов Е. А. Миссионерство среди мухаммедан и крещеных татар. Казань, 1892. 462 с.
- Малов Е. А. Сведения о мишарях: Этнографический очерк. -Казань, 1885. 79 с.
- Малькеева А.А. Музыкальный инструментарий народов Среднего Востока в аспекте музыкально-исторических взаимосвязей:
- Автореф. дисс.. канд. искусствоведения. Ташкент, 1983. — 19 с.
- Мамедбеков Д. И. Азербайджанский мугам: Музыкальный язык, форма, симфоническая интерпретация: Автореф. дисс.. канд. искусствоведения. М., 1996. — 33 с.
- Матвеев С. М. Погребальные и поминальные обряды крещеных татар Уфимской губернии. Казань, 1899. — 35 с.
- Матвеев С. М. Свадебные обычаи и обряды крещеных татар Уфимской губернии. Казань, 1896. — 39 с.
- Матякубов О. Фараби об основах музыки Востока. Ташкент, 1986. — 86, 2. с.
- Махмудов М. Практическое руководство к изучению татарского языка. Казань, 1857. — 255 с.
- Мациевский И. В. Гуцульские скрипичные композиции: Дисс.. канд. искусствоведения Рукопись. JL, 1970. — 364 с.
- Мациевский И. В. Инструментализм без специализированных орудий (к вопросу о генезисе инструментальной музыки) // Проблемы генезиса и специфики ранних форм музыкальной культуры. Ереван, 1986. — С. 43−44.
- Мациевский И. Исследовательские проблемы транскрипции инструментальной народной музыки // Традиционное и современное народной музыкальной искусство. — М., 1975. (Труды ГМПИ. Вып. 29). — С. 5−56.
- Мациевский И. В. Народная инструментальная музыка как феномен традиционной культуры: Автореф.. док. искусствоведения. Киев, 1990. — 47 с.
- Мациевский И. В. Народный музыкальный инструмент и методология его исследования: (К насущным проблемам инструменто-ведения) // Актуальные проблемы современной фольклористики. -Л., 1980. С. 143−170.
- Мациевский И. В. О программности в инструментальной народной: музыке // Вопросы теории и эстетики музыки. — JL, 1969.- Вып. 9. С. 205−214.
- Мациевский И. В. О путях формирования инструментального многоголосия у восточных славян и балтов // Вопросы народного многоголосия. — Боржоми, 1986. С. 42−45.
- Мациевский И. В. Основные проблемы и аспекты изучения народных музыкальных инструментов и инструментальной музыки // Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка. В 2 ч. Ч. 1.-М., 1987. — С. 6−38.
- Мациевский И. В. Факторы порождения художественного текста в традиционной инструментальной музыке славянских, тюркских и финно-угорских народов // Фольклор: Проблемы сохранения, изучения и пропаганды. В 2 ч. Ч. 2. М., 1988. — С. 398−400.
- Мациевский И. В. Формирование системно-этнофонического метода в органологии // Методы изучения фольклора. Л., 1983. -С. 54−63.
- Милькович К. Быт и верования татар Синбирской губернии, в 1783 году. Казань, 1905. — 14 с.
- Милькович К. Быт и верования чуваш Синбирской губернии // Никольский Н. В. Этнографический очерк Мильковича, писателя конца XVIII века, о чувашах. Казань, 1906. — С. 7−29.
- Михайлов М. Стиль в музыке: Исследование. Л., 1981. -260, 2. с.
- Монасыпов Ш. X. Истоки формирования татарской смычковой культуры // Музыкальная культура народов Поволжья. — М., 1978.- С. 38−53.
- Монасыпов Ш. X. К вопросу о предшественниках русского гудка // Фольклор: Проблемы сохранения, изучение и пропаганды. В 2 ч. Ч. 2. М., 1988. — С. 379−380.
- Монасыпов Ш. X. К истории татарского смычкового инструментария // Ученые записки. Казань, 1973. — Вып. 5. — С. 210 214.
- Монасыпов Ш. О характерных чертах татарского народного скрипичного исполнительства // Музыкальный фольклор и творчество композиторов Поволжья. М., 1984. — (Труды ГМПИ. Вып. 73). — С. 84−97.
- Монасыпов Ш. Проблемы транскрипции татарских протяжных инструментальных наигрышей // Традиционная музыка народов Поволжья и Приуралья: Вопросы теории и истории. Казань, 1989. — С. 39−49.
- Монасыпов ПГ. X. Развитие татарского профессионального скрипичного искусства устной традиции на рубеже XIX—XX вв.еков // Страницы истории татарской музыкальной культуры. Казань, 1991. — С. 27−43.
- Монасыпов ПГ. Развитие татарской смычковой культуры: Ав-тореф. дисс.. канд. искусствоведения. Вильнюс, 1982. — 20 с.
- МЬстрас К. Интонация на скрипке. 2-е изд.- М"., 1962. -155 с.
- Мошков В. А. Материалы для характеристики музыкального творчества инородцев Волжско-Камского края.
- П. Мелодии ногайских и оренбурских татар [ Известия общества археологии, истории и этнографии. Казань, 1894. — Т. 12. Вып. 1. — С. 1−67.
- ПГ. Мелодии астраханских и оренбургских ногайцев и киргиз // Известия общества археологии, истории и этнографии. Казань, 1901. — Т. 17. Вып. 1. — С. 1−41.
- Музыкальная акустика / Под ред. Н. А. Гарбузова. М.- Л., 1940. — 246 с.
- Муратов С. Н. Страницы пережитого. Через тернии к возрождению. Рожденное в размышлениях. М., 1995. — 245 с.
- Мухаметшин Ю. Г. Татары-кряшены. М., 1977. — 184 с.
- Назайкинский Е. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания // Восприятие музыки. М., 1980. — С. 91−111.
- Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия.- М., 1972. 383 с.
- Назайкинский Е. Стиль как предмет теории музыки // Музыкальный язык, жанр, стиль: Проблемы теории и истории. М., 1987. — С. 175−185.
- Назина И. Д. Белорусские народные музыкальные инструменты: Струнные. Минск, 1982. — 120 е., ил., нот.
- Небольсин П. Очерки Волжскаго низовья. СПб., 1852. -197 с.
- Нигмедзянов М. Н. Исторические сведения о татарской музыке // Нигмедзянов М. Татарские народные песни. Казань, 1984. -С. 22−40.
- Нигмедзянов М. Н. К характеристике жанров татарских народных песен // Музыка и современность: (Актуальные вопросы татарской музыки). — Казань, 1980. С. 98−116.
- Нигмедзянов М. Н. Народная музыка // Татары Среднего Поволжья и Приуралья. М., 1967. — С. 442−480.
- Нигмедзянов М. Народные песни волжских татар. М., 1982.- 135 с.
- Нигмедзянов М. Н. Стилевые особенности музыкального фольклора татар-кряшен. М., 1964. — 11 с.
- Нигмедзянов М. Татарская народная песня в обработке композиторов. Казань, 1964. — 136, 3J с.
- Нигмедзянов М. Н. Татарские народные музыкальные инструменты // Музыкальная фольклористика. М., 1978. — Вып. 2. — С. 266−297.
- Нигмедзянов М. Татарские народные песни. М., 1970. -184 с.
- Никифоров П. Н. Марийские народные музыкальные инструменты. Йошкар-Ола, 1959~ - 92 с", нот.
- Никольский Н. В. Конспект по истории народной музыки у народностей Поволжья. Казань, 1920. — 72 с.
- Овсянников А. Географические очерки и картины. Т. 1. Очерки и картины Поволжья. СПб., 1878. — 335 с.
- Омарова Г. Н. Казахская кобызовая традиция: Дисс.. канд. искусствоведения Рукопись. Алма-Ата, 1989. — 173 с.
- Орлов Г. Древо музыки. Вашингтон- СПб., 1992. — 408 с.
- Орнаментика // Музыкальная энциклопедия. Т. 4. Окунев -Симович / Гл. ред. Ю. Келдыш. М., 1978. — С. 106−107.
- Переверзев Н. Проблемы музыкального интонирования. М., 1966. — 224 с.
- Переверзев Н. Исполнительская интонация. М., 1989. -208 с.
- Пирогов В. Татарская деревня под Костромой // Материалы для статистики Костромской губернии. Кострома, 1981. — Вып. 4.- С. 59−73.
- Плетнева С. А. Кочевники средневековья: Поиски исторических закономерностей. М., 1982. — 188 с.
- Плетнева С. А. Печенеги, торки и половцы в южнорусских степях // Труды Волго-Донской археологической экспедиции. Т. 1.- М.- JL, 1958. (Материалы и исследования по археологии СССР. № 62). — С. 151−226.
- Плетнева С. А. Половецкая земля // Древнерусские княжества X—XIII вв. М., 1975. — С. 260−300.
- Плетнева С. А. Половецкие каменные изваяния. М., 1974. — (Археология СССР. Свод археологических источников. Е 4−2). -199, 1. с.
- Плетнева С. А. Половцы. М., 1990. — 204, 2. е., ил.
- Пономарев А. Куман-половцы // Вестник древней истории. -1940. № 3−4. — С. 366−370.
- Попов А. И. Кыпчаки и Русь // Ученые записки / ЛГУ им. А.Жданова. Л., 1949. — (Серия исторических наук. Вып. 14). -С. 94−119.ч
- Постоянная выставка музыкальных инструментов: Путеводитель. Л., 1964. — 128 с.
- Привалов Н. И. Гудок, древнерусский музыкальный инструмент, в связи со смычковыми инструментами других стран. СПб., 1904. — 34 с.
- Проблемы генезиса и специфики ранних форм музыкальной культуры: Тез. докл. конф. Ереван, 1986. — 76 с.
- Пропп В. Я. Русская сказка. Л., 1984. — 332, 3. с.
- Путеводитель по Дашковскому этнографическому музею. М., 1877. — 92 с.
- Раабен Л. История русского и советского скрипичного искусства. Л., 1978. — 199 с.
- Раабен Л. Скрипка. М., 1963. — 96 с.
- Рагозин В. Волга. Т. 3. От Оки до Камы. О народах по средней Волге. СПб., 1881. — 495 с.
- Радлов В. В. Опыт словаря тюркских наречий. В 4 т. СПб., 1893−1911. Т. 2. Ч. 1. СПб., 1899. — 1052 стб.
- Райымбергенов А., Аманова С. Голоса народных муз. Алма-ты, 1990. — 288 с.
- Расултаев Ж. К. Бесписьменная дутарная исполнительская традиция узбеков: Дисс.. канд. искусствоведения Рукопись. -Л., 1985. 200 е.: нот.
- Ремпель Л. И. Архитектурный орнамент Узбекистана. Ташкент, 1961. — 602, 4. с.
- Рыбаков С. Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта, — СПб., 1897. — 330 с.
- Рыбаков С. О народных песнях Татар, Башкир и Тептярей // Живая старина. СПб., 1894. — Вып. 3, 4. — С. 325−364.
- Рыбаков С. О поэтическом творчестве уральских мусульман:
- Татар, Башкир и Тептярей). СПб., 1895. — 40 с.
- Рыбаков С.Г. 50 песен татар и башкир с текстами, переводами и гармонизациями. М., 1922. — 37 с.
- Сарыбаев Б. Казахские музыкальные инструменты. Алма-Ата, 1978. — 174 с.
- Свободов В. Становление и эволюция строя западноевропейских смычковых инструментов // Исполнительское искусство: виолончель, контрабас. М., 1988. — (Труды ГМПИ. Вып. 99). — С. 2640.
- Семенов А. Ксилотомический анализ музыкальных инструментов по данным археологических раскопок // Вопросы инстру-ментоведения: Сб. рефератов. СПб., 1997. — Вып. 3. — С. 88−89.
- Сердюков Д. Раскопка кургана близ хутора Ново-Васильевка (Агаржан-куя) Ново-Троицкой волости, Днепровского уезда Таврической губернии // Известия таврической ученой архивной комиссии. Симферополь, 1902. — № 34. — С. 18−21.
- Сказание о царстве Казанском. М., 1959. — 526 с.
- Скоробогатченко А. В. Профессиональная народно-инструментальная ансамблевая культура Западного Поозерья: (К проблеме звукоидеала в традиции Белорусов): Дисс.. канд. искусствоведения Рукопись. СПб., 1994. — 152 е., 282 с. прил.
- Смирнов А. П. Некоторые вопросы средневековой истории Поволжья. Казань, 1957. — 35 с.
- Смирнов Б. Монгольская народная музыка. М., 1971. -365 с.
- Смирнов Б. Народные скрипичные наигрыши. М., 1961. -80 с.
- Смирнов JI. М. Жизнь в музыке. Казань, 1972. — 75 с.
- Соколова А. Н. Народная инструментальная культура адыгов: Дисс.. канд. искусствоведения Рукопись. СПб., 1993. — 240 е., 33 с. прил.
- Спиридонов П. С. Один из вариантов легенды о Хор-Хуте // Протоколы Туркестанского кружка любителей археологии. Год 13.- Ташкент, 1909. С. 18−19.
- Стеныпевский Я. Скрипка и игра на скрипке в польской народной традиции // Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка. В 2 ч. Ч. 2. М., 1988. — С. 48−77,
- Степи Евразии в эпоху Средневековья / Отв. ред. С. А. Плетнева. М., 1981. — (Археология СССР). — 303 с.
- Струве Б. А. Процесс формирования виол и скрипок. М., 1959.- 267 с.
- Субаналиев С. Киргизские музыкальные инструменты: Идио-фоны, мембранофоны, аэрофоны. Фрунзе, 1986. — 167 е.: нот, ил.
- Сузукей В. Ю. Бурдонно-обертоновая основа традиционного инструментального музицирования тувинцев. Кызыл, 1993. -93 с.
- Тамбурист Арутин. Руководство по восточной музыке / Пер. с тур^ предисл^и комм^НЛагмизяна* Ереван, 1968. — 147, 2. с.
- Татарские народные песни / Под общ. ред. А. С. Ключарева. -Казань, 1941. 204 с.
- Теоретические проблемы народной инструментальной музыки: (Музыкальный инструмент и нас тру мен талъная музыка) / Ред.-сост. И. В. Мациевский. М., 1974. — 233 с.
- Тизенгаузен В. Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. В 2 т.
- Т. 1. Извлечения из сочинений арабских. СПб., 1884.563 с.
- Т. 2. Извлечения из персидских сочинений. М.- Л., 1941.308 с.
- Тодоров М. Гадулка в Болгарии // Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка. В 2 ч. Ч. 2. М., 1987. -С. 107−121.
- Трофимова Т. А. Этногенез татар Поволжья в свете данных антропологии. М.- JL, 1949. — 264 с.
- Тэйлор Ч. А. Физика музыкальных звуков. М., 1976. -184 с.
- Уразманова Р. К. Современные обряды татарского народа. -Казань, 1984. 143, {2} с.
- Фахрутдинов Р. Г. Археологические памятники Волжско-Камской Булгарии и ее территория. Казань, 1975. — 217, {2. с.
- Фахрутдинов Р. Золотая Орда и татары- Что в душе у народа.- Наб. Челны, 1993. 63 с.
- Фахрутдинов Р. Г. Об анализе письменных источников по истории Волжской Булгарии // Исследования по источниковедению истории Татарии. Казань, 1980. — С. 109−121.
- Федоров-Давыдов Г. А. Кочевники восточной Европы под властью золотоордынских ханов: Археологические памятники. ХМ., 1966. — 274 с.
- Федоров-Давыдов Г. А. Общественный строй Золотой Орды. -М., 1973. 180 с.
- Флеш К. Искусство скрипичной игры. М., 1964. — Т. 1. — 268, 3. с.
- Фукс К. Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях. Казань, 1844. — 132 с.
- Халиков А. X. Монголы, татары, Золотая Орда и Булгария. -Казань, 1994^- 162^ Щ с.
- Халиков А. X. Татарский народ и его предки. Казань, 1989.- 220, 2. с.
- Халитов Р. Ф. К изучению татарского народного инструментария // Музыка и современность: (Актуальные вопросы татарской музыки). Казань, 1980. — С. 117−125.
- Халитов Р. Ф. Татарские народные духовые инструменты // Музыка и современность: (Актуальные вопросы татарской музыки).- Казань, 1980. С. 126−143.
- Халитов Р. Ф. Татарские народные музыкальные инструменты: Дисс.. канд. искусствоведения Рукопись. Казань, 1987. -205 с.
- Халитов Р. Ф. Формы инструментального музицирования на народных праздниках и встречах молодежи у татар // Традиционная музыка народов Поволжья и Приуралья: Вопросы теории и истории. Казань, 1989. — С. 62−70.
- Халтаева JI. Генезис и эволюция бурдонного многоголосия в контексте космогонических представлений тюрко-монгольских народов: Автореф. дисс.. канд. искусствоведения. Алма-Ата, 1991. — 19 с.
- Хашба И. М. Народные музыкальные инструменты абхазов: Автореф. дисс.. канд. историч. наук. Тбилиси, 1966. — 19 с.
- Хисамутдинов Г. М. Общественные отношения // Татары Среднего Поволжья и Приуралья. М., 1967. — С. 178−234.
- Холопова В. Музыка как вид искусства. 2-е изд. — М., 1994.- 257, 3} с.
- Хорнбостель Э., Закс К. Систематика музыкальных инструментов // Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка. В 2 ч. Ч. 2. М., 1987. — С. 229−261.
- Хузин Ф. Ш. Волжская Булгария в домонгольское время (X — начало XIII веков). Казань, 1997. — 183 с.
- Цицикян А. Древцее изображение смычкового инструмента из раскопок Двина // Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка. В 2 ч. Ч. 1. М., 1987. — С. 164−188.
- Цицикян А. Древние истоки армянской смычковой культуры // Музыкальное исполнительство. М., 1976. — Вып. 9. — С. 176 196.
- Чариков А. А. Каменные скульптуры средневековых кочевников Прииртышья // Археологические исследования древнего исредневекового Казахстана. Алма-Ата, 1980. — С. 130−140.
- Чекановска А. Музыкальная этнография: Методология и методика. М., 1983. — 190 с.
- Чисталев П. И. Коми народные музыкальные инструменты: Дисс.. канд. искусствоведения Рукопись. Сыктывкар, 1974. -172 с.
- Чисталев П. И. Коми сигудок и русский гудок // Финно-угорский музыкальный фольклор и взаимосвязи с соседними культурами. Таллинн, 1980. — С. 38−49.
- Чисталев П. Сигудэк струнный смычковый инструмент народа коми // Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка. В 2 ч. Ч. 2. — М., 1988. — С. 149−163.
- Чистов К. В. Пратекст, «нормальный текст и инвариант как фольклористические категории // Краткое содержание докладов годичной научной сессии Института этнографии АН СССР: 19 741 976. Л., 1977. — С. 28−30.
- Чистов К. В. Специфика фольклора в свете теории информации // Вопросы философии. 1972. — № 6. — С. 108−118.
- Шароши Б. Популярная венгерская народная инструментальная мелодия // Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка. В 2 ч. Ч. 2. М., 1988. — С. 176−183.
- Швецов М. Л. Половецкие святилища // Советская археология. 1979. — № 1. — С. 199−209.
- Шегебаев П. Домбровые кюи Западного Казахстана: Традиционная форма и индивидуальный стиль: Дисс.. канд. искусствоведения Рукопись. Л., 1987. — 160 е., 11с. нот.
- Шейкин Ю. Практика традиционного музицирования Удэ на однострунном смычковом инструменте // Народные музыкальныеинструменты и инструментальная музыка. В 2 ч. Ч. 2. М., 1988.- С. 137−148.
- Шилакадзе М. И. Грузинский народный смычковый инструмент „чунири“ // Всесоюзная сессия, посвященная итогам полевых этнографических и антропологических исследований 1976−1977 гг.- Ереван, 1978. С. 236−237.
- Шйно П. А. Волжские татары // Современник. 1860. № 4. С. 255−290.
- Ширинский А. Штриховая техника скрипача. М., 1983. -82, 3. с.
- Эйхгорн А. Музыкально-этнографические материалы. Ташкент, 1963. — (Музыкальная фольклористика в Узбекистане). -179 с.
- Эмсхаймер Э. Шведские народные музыкальные инструменты // Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка. В2чЛ. 2.- М., 1988. С. 3−17.
- Эолян И. Очерки арабской музыки. М., 1977. — 190, 2. е., 8 л. ил.
- Юнусова В. Н. Творческий процесс в классической музыке Востока: Автореф. дисс.. док. искусствоведения. М., 1995. -35 с.
- Юсупов Г. В. Верования и их пережитки // Татары Среднего Поволжья и Приуралья. М., 1967. — С. 342−372.
- Юсфин А. Г. Об изучении ладовой функциональности моноди-ческой музыки // Памяти К. Квитки (1880−1953). М., 1983. — С. 195−202.
- Яковлев В. И. Традиционные музыкальные инструменты народов Среднего Поволжья. Казань, 1991. — 115 с.
- Ямпольский И. Основы скрипичной аппликатуры. М., 1977.- 183 с.
- Ямпольский И. Русское скрипичное искусство. М., 1951. -516 с.
- Зэкиев М. 3. Татар халкы теленен, барлыкка килуе. Казан, 1977. — 207 б.
- Монасыйпов Ш. Сызылып кына мон чыкканда.: Татаркыллы музыка свнгате тарихыннан // Казан утлары. 1977. — № 2. — Б. 152−160.
- Монасыйпов Ш. Татар скрипка сэнгате // Казан утлары. -1979. № 2. — Б. 149−154.
- Нигъметщанов М. Татар халык ж-ырлары. Казан, 1976. -215 б.
- Татар халык кейлэре / Тез. Ьэм щыючысы А. С. Ключарев. -Казан, 1955. 248 б.
- Татар халык мэкальлвре. 3 томда. Т. 3 / Я^ыючысы Ьвм тез. Н. Исэнбэт. Казан, 1967. — 1014 б.
- Фэхретдин Р. Асарь: Мэмлвкэтемездв улан ислам гавафатла-ры, вэ башка эхвальлвре хакында язылмыш китапдыр. Оренбург, 1901.
- Хисам Кятиб. 53^емж-емэ солтан // Татар поэзиясе антологиясе. 1 к. — Казан, 1992. С. 84−89.
- Хущин Ф. Алтын Урда Болгар-Кыпчак иле // Мирас. -1993. — № 7. — Б. 136−141.
- Кошгарий М. Туркий сузлар девони (Девону луготит турк). -3 томлик / Тарж. ва тайёрловчи С. Муталлибов
- Т. 1. Тошкент, 1960. — 499 б. Т. 2. — Тошкент, 1961. — 427 б. Т. 3. — Тошкент, 1963. — 461 б.
- Евдокимов Г. Л. ».Сшвай же йому nicrn половецыи" (Лггопис Нестора) // Золото степу. Археолопя Украши. Кшв, 1991. — С. 281−283.
- Bachmann A. An Encyclopedia of the Violin. N.-Y., 1966. -470 p.
- Bartok В., Lord A. Serbo-Croatian Folk Songs. N.-Y., 1951. -431 p.
- Hayes G. R. The Viols and Other Bowed Instruments. N.-Y., 1969. — 265 p.
- Kaufmann W. Musical Notations of the Orient: Notational
- Systems of Continental East, South and Central Asia. — Bloomington- London, 1967. (Indiana University Humanities Series. № 60). -498 p.
- Mellers W. From the Folk Fiddle to Jass Violin. N.-Y., 1984. -P. 211−231.
- Menuhin Y., Primrose W. Violin and Viola. London, 1976. -250 p.
- Merriam A. The Anthropology of Music. Northwestern University Press, 1964. — 358 p.
- The Book of the Violin / Ed. by D. Gill. N.-Y., 1984. — 256 p.
- Turnerelli E.T. Kazan, the Ancient Capital of the Tartar Khans- with an account of the Province to which it Belongs, the Tribes and Races which Form its Population, etc. In 2 vol.
- Vol. 1. London, 1854. — 338 p. Vol. 2. — London, 1854. — 316 p.
- Vambery H. Das Turkenvolk in seinen Ethnologischen und Ethnographischen Beziehungen geschildert von Hermann Vambery. -Leipzig, 1885. 638 s.