Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие познавательного интереса учащихся средней школы в условиях экологизации процесса обучения физике

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость исследования заключается в том, что: его выводы и рекомендации служат совершенствованию процесса обучения курса физики с экологической составляющей на базовом уровне и способствуют развитию познавательного интереса учащихсяразработаны образовательные программы курсов физики для 10—11 классов (базовый уровень с вариативным экологическим компонентом) — программы элективных… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Проблема развития познавательного интереса у учащихся посредством экологизации школьного курса физики в дидактике и методике обучения физике
    • 1. 1. Развитие познавательного интереса у учащихся как педагогическая проблема
    • 1. 2. Проблемы овладения учащимися методами и приемами научного познания в учебном процессе
    • 1. 3. Возможности экологизации школьного курса физики
  • Выводы по главе 1
  • Глава II. Реализация экологической составляющей физического образования как условие развития познавательного интереса учащихся
    • 2. 1. Экологизация курса физики, ориентированного на развитие познавательного интереса
    • 2. 2. Система средств и модель развития познавательного интереса у старшеклассников в учебном процессе через экологизацию курса физики
      • 2. 2. 1. Изучение физики с экологической составляющей на основе знакомства с логикой научного познания
      • 2. 2. 2. Формирование исследовательских умений в процессе познавательной деятельности учащихся при решении физических задач с экологическим аспектом
      • 2. 2. 3. Содержание и методика проведения демонстрационного эксперимента по физике с экологическим направлением
      • 2. 2. 4. Содержание и методика проведения лабораторных работ по физике с экологическим направлением
      • 2. 2. 5. Интегративный элективный курс «Физические основы экологии»
    • 2. 3. Развитие познавательного интереса учащихся в процессе внеурочной деятельности на основе курса физики с экологической составляющей
      • 2. 3. 1. Организация исследовательской работы учащихся по физике с экологической тематикой
      • 2. 3. 2. Экскурсия как форма учебного занятия, способствующая развитию познавательного интереса и привлечению внимания учащихся к экологическим проблемам нефтедобывающего комплекса
  • Выводы по главе II
  • Глава III. Методика проведения и результаты педагогического эксперимента
    • 3. 1. Содержание и методика проведения педагогического эксперимента
    • 3. 2. Критерии оценки эффективности развития познавательного интереса у старшеклассников в учебном процессе через экологизацию курса физики
    • 3. 3. Результаты педагогического эксперимента
  • Выводы по главе III

Развитие познавательного интереса учащихся средней школы в условиях экологизации процесса обучения физике (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Концепция модернизации российского образования [82] ориентирует образовательный процесс в средней школе не только на формирование знаний и умений, но и на развитие их личности, обладающей широким набором компетенций. Обучение физике в современной школе предполагает усвоение вопросов методологии науки и развитие творческих способностей учащихся.

Современные тенденции интеграции и взаимопроникновения естественных наук в их стремительном развитии создают предпосылки для совершенствования и обновления системы образования, заставляют пересмотреть роль предметов естественнонаучного цикла в формировании естественнонаучного мировоззрения, мышления, мотивации учения, познавательного интереса, способствующих повышению качества усвоения знаний и умений учащихся. Разработка методик, объединяющих содержание отдельных предметов либо посредством интегративных курсов, либо системным включением межпредметных связей (МПС) в процесс обучения дисциплинам естественнонаучного цикла, является своевременной и целесообразной. Вместе с тем системное решение проблемных задач экологического содержания позволяет перевести теоретические знания в плоскость реальных действий, направленных на оценку состояния и прогнозирования будущего развития экосистем, выявление негативного влияния на них деятельности человека.

Анализ научно-методических публикаций, изучение практического опыта учителей показывают, что в настоящее время сложились определенные традиции в методике обучения физике, связанные с объединением курсов экологии и физики [28- 35- 39- 41- 42- 48- 61- 64- 65- 66- 68- 101- 114- 147- 148- 158- 169- 170- 197]. Однако концентрированного, системного материала по вопросам развития познавательного интереса посредством курса физики с экологической составляющей, способствующего в то же время и оптимизации деятельности именно учителя физики, обучению его трансформировать методические рекомендации по совершенствованию приемов, форм и средств обучения в их оригинальных сочетаниях, в научно-методической печати не представлено.

Анализ методологической, психолого-дидактической, научно-методической литературы, практика обучения физике учащихся средней школы, специфика современного состояния образования приводит к выводу о наличии ряда противоречий:

— между объективным обострением экологических проблем, необратимым изменением природной среды в результате антропогенного воздействия, нарастающими в связи с этим негативными социально-экономическими последствиями и недостаточной подготовленностью общества к их решению, отсутствием экологической направленности содержания современного общего образованиямежду сложным методологическим характером взаимосвязей физики и экологии и невысоким уровнем трансформации их в образовательный процесс, сводящимся в основном к природоохранной деятельности;

— между необходимостью формирования у учащихся системных предметных и межпредметных знаний, обобщенных умений через основные виды учебно-познавательной деятельности в условиях экологизации содержания обучения физике — с одной стороны, и недостаточной разработанностью методики организации этих видов деятельности, приводящих к развитию познавательного интереса старшеклассников, — с другоймежду необходимостью развития познавательного интереса старшеклассников в процессе изучения курса физики с экологической составляющей — с одной стороны, и отсутствием обоснованной методики этого развития, способов ее реализации в разных видах учебно-познавательной деятельности — с другой.

Выделенные противоречия позволили сделать вывод об актуальности нашего исследования, проблема которого заключается в поиске ответов на вопрос: как реализовать экологический подход в обучении физике, чтобы школьникам стало интереснее изучать предмет?

Объектом исследования является процесс обучения физике учащихся средней общеобразовательной школы.

Предмет исследования: методика развития познавательного интереса учащихся средней школы при изучении школьного курса физики с экологической составляющей.

Цель исследования состоит в обосновании и разработке методики развития познавательного интереса учащихся старших классов в условиях экологизации процесса обучения физике.

Гипотеза исследования. Методика формирования познавательного интереса у учащихся старших классов в условиях экологизации процесса обучения физике будет эффективной, если:

• конкретизировать цели обучения курсу физики с экологической составляющей с учетом требований, предъявляемых к подготовке выпускников общеобразовательной школы;

• отобрать содержание экологического материала с учетом развития инте-гративных тенденций в современном естественнонаучном образовании. При этом перенести акцент с информационного на методологический уровень обучения, предполагающий внутреннюю упорядоченностьсогласованность частей целогосовокупность процессов, ведущих к образованию взаимосвязей между частями целогообъединение учителей, реализующих программы и цели развития познавательного интереса в условиях преемственных связей физики с экологией;

• использовать проблемные методы обучения, реализации которых будет способствовать комплекс физических задач с экологической направленностью — экспериментальных, задач с оценкой ситуаций, задач на основе парадоксов и софизмов, заданий проблемного содержания, моделирующих экологические ситуации, позволяющих перевести приобретенные теоретические знания в плоскость реальных действий;

• использовать интегративные формы учебных занятийвнеурочную деятельность учащихся, дающую возможность включать их в творческий, исследовательский поиск, направленный на практическое применение знаний экологического содержания.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены задачи исследования:

1. Изучить состояние проблемы развития познавательного интереса учащихся средней школы на основе методологической взаимосвязи содержательной и процессуальной сторон обучения физике в условиях экологизации образовательного процесса.

2. Обосновать необходимость взаимосвязи содержания физического и экологического образования, ее внедрения в единую образовательную область знания с целью развития познавательного интереса учащихся средней школы.

3. Разработать модель развития познавательного интереса учащихся в условиях экологизации обучения физике.

4. Разработать методику развития познавательного интереса учащихся, предполагающую:

• определение комплексных целей обучения физике в условиях экологизации образовательного процесса;

• формулировку принципов отбора содержания физического образования с экологической составляющей;

• составление программ: 1) курса физики с экологической направленностью (вариативной компоненты базового уровня, 10−11 классы) — 2) интегратив-ного элективного курса «Физические основы экологии» с включением практикума по решению физических задач с экологическим содержанием (региональный компонент);

• выбор таких форм организации учебных занятий, форм, методов и средств обучения, которые способствовали бы обобщению и систематизации интегративных знаний и умений, развитию познавательных мотивов изучения физики с экологической составляющей.

5. Провести педагогический эксперимент, в ходе которого проверить гипотезу исследования.

Теоретико-методологической основой исследования явились: на философском уровне — теория естественнонаучного познания (Г. Гегель, И. Кант, А. Пуанкаре, К. Поппер, Б. М. Кедров, В. Г. Разумовский, Г. Г. Гранатов,.

М.В. Мостепаненко, B.C. Степин, и др.) — психолого-педагогическом уровне — психологическая теория деятельности (П.Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, Н. А. Менчинская, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина и др.), теория развивающего обучения (Л.С. Выготский, В. В. Давыдов, Л. В. Занков и др.), теория межпредметных связей (В.Н. Федорова, А. В. Усова, И. Д. Зверев, В. Н. Максимова, З. И. Тюмасева, А. В. Петров, С. Н. Бабина, А. И. Гурьев, B.C. Елагина, Ш. Г. Зиятдинов, М. Н. Мамедов, А. П. Рыженков, С. А. Старченко, О. А. Яворук и др.) — на частнодидактическом — теория формирования научных понятий, обобщенных умений и навыков, познавательного интереса (А.В. Усова, Н. С. Пурышева, Н. Н. Тулькибаева, Т. Н. Шамало, Е. В. Оспенникова, И. С. Карасова, М. Д. Даммер, Ю. П. Дубенский, С. А. Суровикина, А. А. Бобров, В. И. Земцова, В. И. Лырчикова и др.). Некоторые аспекты экологического образования в процессе изучения физики рассмотрены в диссертациях Э.А. Турди-кулова, Т. А. Бадлуевой, О. А. Васильевой, А. В. Сахарова, М. В. Челноковой, К. А. Юрьева и др.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования.

Теоретические: анализ философской, психолого-дидактической, методической литературы по теме исследованиясистемный анализ и синтезабстрагированиеидеализациямоделирование.

Эмпирические: анкетированиетестированиепедагогический эксперимент в разных видахметоды поэлементного и пооперационного анализаметоды математической статистики для определения достоверности выводов, сформулированных по результатам исследования.

Исследования проводились в четыре этапа, каждый из которых был направлен на решение конкретных задач.

1 этап исследования (2001 — 2003 гг.) включал: анализ философской, психолого-педагогической, научно-методической литературы, а также диссертационных работ по проблеме исследования с целью определения методологической и теоретической основы исследования, формулировку гипотезы, цели и задач, определение методики исследования. На данном этапе был начат констатирующий эксперимент.

2 этап (2003 — 2005 гг.): определены критерии и уровень сформированно-сти знаний по физике для проверки эффективности методики развития интереса к научному познанию посредством изучения школьного курса физики с экологической составляющей. Продолжен констатирующий эксперимент и начат зондирующий эксперимент с целью первичной проверки результативности разработанной методики.

3 этап (2005 — 2007 гг.): проводился систематический обучающий педагогический эксперимент с целью уточнения и корректировки разработанной методики с учетом результатов зондирующего эксперимента, осуществлялась обработка экспериментальных данных.

4 этап (2007 — 2009 гг.): проводился контрольный педагогический эксперимент с целью проверки эффективности разработанной методики в целом, осуществлялся анализ, обобщались и публиковались результаты исследования, оформлялась диссертация.

Научная новизна исследования:

1. Обоснованы целесообразность и возможность развития познавательного интереса учащихся средней школы на основе осуществления методологической взаимосвязи содержательных и процессуальных компонентов физического и экологического образования. Эта целесообразность обусловлена обострением экологических проблем в природной среде, нарастающими социально-экономическими последствиями, неподготовленностью общества, в частности школы, решать эти проблемызависимостью характера взаимосвязи физики и экологии от процессов их трансформации в образовательную средузависимостью способов формирования системных знаний и видов деятельности учащихся к изучению физики с экологической составляющей.

2. Разработана методика развития познавательного интереса учащихся в условиях экологизации процесса обучения физике, включающая: таксономию целей (познавательных, нравственно-эстетических, осознанно-избирательных и индивидуальных) — содержание и структуру учебного материала с вариативной экологической составляющей (базовый курс физики старшей школы, элективные курсы по физике с экологическим содержанием) — процессуальные компоненты обучения (формы организации учебных занятий с включением проблемных экологических ситуаций).

3. Разработан элективный курс «Физические основы экологии» по разделам «Молекулярной физике», «Электродинамике», «Квантовой физике», к нему: дидактический материал, включающий планы обобщенного ответа о структурных элементах физических знаний с экологической составляющейфизический эксперимент и задачи проблемного характера — теоретические, экспериментальные, физические задачи с экологической направленностью.

4. Разработаны критерии и показатели оценки сформированности познавательного интереса у учащихся старшей школы к изучению вопросов физики экологической направленности: 1) качество усвоения интегративных понятий- 2) изменение мотивации учения- 3) сформированность умения осуществлять экспериментальные исследования экологических явлений.

Теоретическая значимость исследования:

• определены принципы отбора учебного материала (экологической) составляющей содержательного блока учебного предмета «Физика» (10−11 класс, базовый уровень): преемственности, вариативности, индивидуализации и дифференциации, мотивации и создания положительного отношения к учению;

• разработана модель развития познавательного интереса учащихся в условиях экологизации процесса обучения физике, отражающая связи между эмоционально-волевыми и интеллектуальными качествами личности, уровнями развития познавательного интереса и блочной структурой процесса учебного познания (целевой, мотивационный, содержательный, процессуальный блоки);

• обоснована возможность построения учебного познания школьников в соответствии с гносеологическим циклом в процессе развития исследовательских умений учащихся при выполнении ими творческих экспериментальных работ с экологической тематикой.

Практическая значимость исследования заключается в том, что: его выводы и рекомендации служат совершенствованию процесса обучения курса физики с экологической составляющей на базовом уровне и способствуют развитию познавательного интереса учащихсяразработаны образовательные программы курсов физики для 10—11 классов (базовый уровень с вариативным экологическим компонентом) — программы элективных курсов «Физические основы экологии», «Практикум по решению физических задач с экологическим содержанием». Методика их реализации включает содержательный и процессуальный компоненты, ориентированные на усиление внимания к решению проблемных задачразработаны методические рекомендации по проведению демонстрационного эксперимента, лабораторных работ, научно-практических конференций, экскурсий с экологической тематикойразработан дидактический материал к интегративным занятиям, способствующий осмыслению: характера физических законов, лежащих в основе самоорганизации неравновесных системпредставлений о моделировании природных процессов при исследовании влияния антропогенного воздействия на функционирование экосистем, о катастрофически возрастающих антропогенных и геоэволюционных факторах, оказывающих влияние на биосферуразработан комплекс экспериментальных задач, задач с оценкой ситуаций, задач на основе парадоксов и софизмов, заданий проблемного содержания, моделирующих ситуации экологического содержания и позволяющих перевести приобретенные теоретические знания в плоскость реальных действий, направленных на оценку состояния, прогнозирование развития экосистем, выявление техногенных факторов и поиск выхода из них.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается использованием методов, адекватных целям и задачам исследования, опорой на методологию познания, основные психолого-педагогические концепции и теории обучениявсесторонним анализом поставленной проблемыпроведением педагогического эксперимента в строго контролируемых условияхрепрезентативностью полученных экспериментальных данных, применением методов математической статистики, поэлементного и пооперационного анализа с целью определения достоверности и надежности полученных количественных показателей результативности обучения.

Апробация и внедрение результатов исследования проводились на базе муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 4» г. Радужный, Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, Тюменской области.

Полученные результаты докладывались и обсуждались на научно-методических семинарах, заседаниях методических объединений учителей физики города, на XXXVIII научно-практической конференции преподавателей естественнонаучных дисциплин педвузов зоны Урала и Сибири «Совершенствование профессионально-методической подготовки студентов естественнонаучных специальностей в педвузах» (г. Барнаул, 2005 г.) — на XIII Международной научно-практической конференции «Методология и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов» (г. Челябинск, 15−16 мая 2006 г.), на Международной научно-практической конференции «Теоретико-методологические основы совершенствования естественнонаучного и технологического образования в основной, средней школе и педвузе» (г. Челябинск, 13−14 сентября 2006 г.), на XIV Международной научно-практической конференции «Методология и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов» (г. Челябинск, 14−15 мая 2007 г.), на XV Международной научно-практической конференции «Методология и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов» (г. Челябинск, 12−13 мая 2008 г.), на XVI Международной научно-практической конференции «Методология и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов» (г. Челябинск, 12−13 мая 2009 г.), публикаций в сборниках научных статей «Образование, наука и техника: XXI век» Югорского государственного университета (г. Ханты-Мансийск, 2005 г., 2006 г., 2007 г., 2008 г.), в Вестнике Челябинского государственного педагогического университета (г. Челябинск, 2009 г., № 8), в сборнике научных статей «Актуальные проблемы развития среднего и высшего образования» (г. Челябинск, 2009 г.), в сборнике научных статей «Мир науки, культуры, образования» (г. Горно-Алтайск, 2010), публикации в материалах «Педагогическое мастерство: Сборник материалов лучших учителей образовательных учреждений — победителей конкурсного отбора в рамках приоритетного национального проекта „Образование“ в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре» (г. Ханты-Мансийск, 2006 г.).

Положения, выносимые на защиту.

1. Одним из путей развития познавательного интереса к предметам естественного цикла, престижность которых в последнее время значительно снизилась, является экологизация образовательного процесса в школе. Изучение физики с экологической составляющей позволит рассмотреть социально значимые проблемы, связанные с оценкой природных и техногенных факторов для формирования экологического мировоззрения.

2. Модель развития познавательного интереса учащихся в условиях экологизации обучения физике включает четыре блока: 1 — целевой (таксономию познавательных, нравственно-эстетических, осознанно-избирательных и индивидуальных целей) — 2 — мотивационный (создание положительного эмоционального отношения к учебной деятельности) — 3 — содержательный (содержание и структура учебного материала базового курса физики старшей школы с вариативной экологической составляющей, элективные курсы по физике с экологическим содержанием) — 4 — процессуальный (многообразие форм, методов и средств обучения, направленных на формирование рациональных приемов учебно-познавательной и исследовательской деятельности, способствующей включению учащихся в деятельность по построению комплексных моделей, опытному исследованию индикации загрязнений, экологической экспертизе, решению проблемных задач экологической направленности, а также моделированию экологических ситуаций, разбору софизмов, парадоксов, задач-оценок).

3. Методика, разработанная на основе четырех блоков модели (целевого, мотивационного, процессуального, содержательного), реализуется в процессе обучения физике (10−11 класс, базовый уровень) с экологической составляющей и интегративных элективных курсов «Физические основы экологии» и «Практикум по решению физических задач с экологическим содержанием», которые дополняют друг друга.

4. Ориентация на методологию познания при отборе содержания экологического материала способствует обогащению курса физики проблемными ситуациями, видами познавательной деятельности, стимулирующими мотивацию учения и интерес школьников к изучению физики.

Структура диссертации определяется логикой и последовательностью решения поставленных задач. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка используемой литературы, приложенияпроиллюстрирована рисунками, таблицами, диаграммами.

Выводы по третьей главе.

Результаты педагогического эксперимента по проверке эффективности разработанной методики, направленной на развитие у учащихся старших классов средней школы познавательного интереса посредством курса физики с экологической составляющей, свидетельствуют о ее положительном влиянии на мотивацию, уровень познавательного интереса, а также на качество усвоения знаний, формирование обобщенных умений учащихся.

В ходе педагогического эксперимента выяснилось, что экологический материал, включённый в содержание курса физики, доступен учащимся старших классов. Учащиеся экспериментальных классов показывают результаты более высокие, чем учащиеся контрольных классов. Учащихся экспериментальных классов достаточно успешно овладевают приемами деятельности по систематизации и обобщению знаний, осознают ее необходимость при самостоятельном изучении наук.

Результаты обучения курса физики с экологической составляющей соответствуют поставленным перед ним дидактическим задачам. Экологизация курса физики способствует повышению качества естественнонаучного образования, обобщению и систематизации знаний учащихся на заключительном этапе обучения. Таким образом, в диссертационном исследовании экспериментально обоснована возможность развития познавательного интереса посредством курса физики с экологической составляющей.

Заключение

.

Диссертационное исследование посвящено разработке, теоретическому обоснованию и экспериментальной проверке эффективности методики развития познавательного интереса учащихся в условиях экологизации обучения физике.

В ходе диссертационного исследования были решены поставленные задачи:

— проведен анализ философской, психологической, педагогической литературы, раскрывающий сущность познавательного интереса, эмпирических и теоретических методов научного познания в процессе изучения экологизированного курса физики;

— на основе анализа содержания учебной, методической и научной литературы по физике и экологии разработана методика развития познавательного интереса учащихся;

— в ходе исследования разработаны и апробированы программы по курсу физики с экологической составляющей для учащихся 10−11 классов и интегра-тивных элективных курсов «Основы физической экологии» и «Практикум по решению физических задач с экологическим содержанием», методические рекомендации по проведению демонстрационного эксперимента, лабораторных работ, научно-практических конференций, экскурсий с экологической тематикой, решению проблемных задач с экологическим аспектомвыполнению научно-исследовательских работ учащихся в рамках социальной программы молодых исследователей «Шаг в будущее», межвузовской конференции молодых исследователей (старшеклассников и студентов) «Образование, наука, профессия», всероссийского заочного конкурса «Научный потенциал-ХХ1».

На основе проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы:

1. Анализ состояния проблемы развития познавательного интереса учащихся средней школы в условиях экологизации содержательной и процессуальной сторон обучения физике показал, что существуют противоречия между необходимостью развития познавательного интереса старшеклассников в процессе изучения курса физики с экологической составляющей — с одной стороны, и отсутствием обоснованной методики способов ее реализации в процессе обучения физике — с другой.

2. Целесообразность разработки методики развития познавательного интереса учащихся средней школы на основе методологической взаимосвязи содержательных компонентов физического и экологического образования обусловлена значимостью развития познавательного интереса к предметам естественного цикла, престижность которых в последнее время значительно снизилась. Изучение физики с экологической составляющей позволяет рассмотреть социально важные проблемы, связанные с оценкой абиотических, биотических и антропогенных факторов для формирования экологического мировоззрения.

3. Модель развития познавательного интереса учащихся в условиях экологизации процесса обучения физике включает четыре блока (целевой, мотиваци-онный, содержательный и процессуальный) и служит основанием для разработки методики развития познавательного интереса. Последняя реализуется с помощью экологической составляющей содержательного блока учебного предмета «Физика» (10−11 класс, базовый уровень) и интегративных элективных курсов «Физические основы экологии» и «Практикум по решению физических задач с экологическим содержанием».

4. Экологизация содержания курса физики, гносеологический цикл учебного познания определяют выбор форм и методов организации учебно-воспитательного процесса, которые способствуют комплексному раскрытию учебных экологических проблем.

5. Условиями обеспечения старшеклассников глубокими и прочными знаниями по физике, а также умениями использовать эти знания при усвоении предметов естественнонаучного цикла являются: организация деятельности по систематизации и обобщению знанийразвитие умений решать проблемные задачи с экологическим направлением, требующие комплексного применения знаний, видеть и анализировать физическую сущность в экологических явленияхорганизация исследовательской деятельности учащихся при выполнении работы с экологической составляющей.

6. Дидактический материал, разработанный к интегративным занятиям, способствует осмыслению: характера физических законов, лежащих в основе самоорганизации неравновесных системпредставлений о моделировании природных процессов при исследовании влияния антропогенного воздействия на функционирование экосистемкатастрофически возрастающих антропогенных и геоэволюционных факторов, оказывающих влияние на биосферу.

7. Результаты педагогического эксперимента подтвердили гипотезу исследования и доказали эффективность разработанной методики развития познавательного интереса учащихся в условиях экологизации обучения физике. Критериями и показателями эффективности являются: 1) качество усвоения интегра-тивных понятий- 2) изменение мотивации учения- 3) сформированность способов деятельности, связанных с экологической экспертизой, исследованием региональных экологических проблем в рамках научных обществ учащихся.

8. Проведенное теоретико-экспериментальное исследование показало методическую значимость внедрения полученных результатов. В то же время данное исследование не исчерпывает содержание рассматриваемой проблемы. К перспективным направлениям дальнейших научных исследований в этой области можно отнести следующие: разработка методики формирования у учащихся умений моделировать экологические ситуации с использованием компьютерных технологийформирование умений проводить вычислительный эксперимент и прогнозировать развитие экосистем.

Показать весь текст

Список литературы

  1. .Г. Человек как предмет познания. — JL: Изд. ЛГУ, 1968. 339 с.
  2. В.И. Эвристика для творческого саморазвития. Казань: Изд-во Казанского университета, 1994. — 296 с.
  3. В.И. Об оценке и развитии исследовательских способностей старшеклассников в обучении физике. — Казань: Татарское книжное издательство, 1975.- 159 с.
  4. В.А. Активизация мыслительной деятельности учащихся посредством экологизации курса физики с использованием регионального материала // Образование, наука и техника: XXI век: (сб. науч. ст.). Ханты-Мансийск: ЮГУ, 2005. — Вып. 3. — С. 76 — 77.
  5. В.А. Основы молекулярно-кинетической теории и термодинамики. Термодинамические законы физических систем и открытых экосистем: практикум по экологизированному курсу физики с региональным компонентом. Челябинск: РЕКПОЛ, 2006. — 29 с.
  6. В.А. Физические основы экологии: программа элективного курса для учащихся 11 классов. Челябинск: РЕКПОЛ, 2007. — 21 с.
  7. В.А. Результаты реализации программы элективного курса «Физические основы экологии» // Образование, наука и техника: XXI век: (сб. науч. ст.). Ханты-Мансийск: ЮГУ, 2007. — Вып 5. — С. 107 — 112.
  8. В.А. Основы электродинамики. Оптика. Атомная физика: практикум по экологизированному курсу физики с региональным компонентом Челябинск: РЕКПОЛ, 2008. — 23 с. S
  9. В.А. Рабочая учебная программа по предмету «Физика» с экологическим содержанием (10 класс). Челябинск: РЕКПОЛ, 2008. — 24 с.
  10. В.А. Рабочая учебная программа по предмету «Физика» с экологическим содержанием (11 класс). Челябинск: РЕКПОЛ, 2008. — 23 с.
  11. В.А. Методика проведения научно-практической конференции с эколого-биологическим содержанием «школа, город, регион территория исследовательских проектов». — Челябинск: РЕКПОЛ, 2008. — 44 с.
  12. В.А. Использование материала экологического содержания на занятиях по физике при формировании исследовательских умений. — Челябинск: РЕКПОЛ, 2008. 36 с.
  13. В.А., Яворук О. А. Специфика организации исследовательской работы учащихся по физике с экологической тематикой // Вестн. Челяб. гос. пед. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. Методика преподавания. — 2009. -№ 8.-С. 13−24.
  14. В.А., Яворук О. А. Содержание и методика проведения лабораторных работ по физике с экологическим содержанием // Актуальные проблемы развития среднего и высшего образования: Челябинск, 2009. С. 102 — 105.
  15. М.И. Элективный курс «Энергетика и окружающая среда» (физика, экология). 11 класс. Волгоград: ИДТ «Корифей», 2006. — 112 с.
  16. Атлас экологии планеты Земля. Учебное пособие для школ. Под ред. Н. В. Леонтьевой / Н. В. Леонтьева. Волгоград: Книга, Междунар. центр просвещения «Вайленд — Волгоград», 2000. — 189 с.
  17. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы. -М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  18. Т.А. Формирование познавательного интереса у учащихся 8−9 классов к экологии в процессе преподавания естественнонаучных дисциплин: дисс.. канд. пед. наук. Улан-Удэ, 2002. — 139 с.
  19. К.Б. Философские вопросы моделирования и аналогии. М.: Знание, 1978.-207 с.
  20. .С. Решение задач по физике. — М.: Высшая школа, 1988. 256 с.
  21. Г. А. Психология естественнонаучного мышления. Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1991. — 185 с.
  22. М.Н. Интеграция содержания образования. М.: Педагогика, 1993.- 193 с.
  23. В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребностям к самообразованию. — М.: Просвещение, 1985. — 144 с.
  24. А.Ф., Иванова Н. А. Экология в школьном курсе физике. Учебное пособие. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. пед. ин-та, 1999. — 182 с.
  25. В.А. Введение в антропоэкологию / В. А. Бухвалов, JI.B. Богданова, Л. З. Купер. М.: ЛА Варяг, 1995.-192 с.
  26. Н.Е. Гносеологические основы науки в школьном физическом образовании: автореф. дис.. канд. пед. наук. — М., 2002. -40 с.
  27. О.А. Изучение экологии в курсе физики основной общеобразовательной школы: дисс.. канд. пед. наук. — Рязань. — 2005. — 201 с.
  28. В.М. О моделировании. -М.: Знание, 1974.
  29. А.А. Основы концепции развития непрерывного экологического образования // Педагогика. — 1997. № 6. — С. 31 — 36.
  30. Н.Б. Лабораторные работы с экологическим содержанием в практикуме по общей физике педагогического вуза: дисс.. канд. пед. наук. — Москва. 2002. — 218 с.
  31. Ю.А., Чудинский P.M. Натурный и модельный эксперимент в учебном познании // Наука и школа. 2002. — № 3. — С. 33 — 36.
  32. А.Г. Наглядные средства обучения для изучения вопросов экологии. Физика в школе — 1996. — № 1. — С. 22 — 23.
  33. Л.С. Педагогическая психология. М., 1996. — С. 84 — 87.
  34. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии. -М., 1966.-476 с.
  35. Гегель Г. В. Ф. Философия права. М.: Философское наследие. — 1999. — Т. 113.
  36. С.Н. Теоретические основы формирования экологической культуры учителя: дис. в виде научного доклада. докт. пед. наук. -М., 1998. 68 с.
  37. Глобальное потепление климата (по материалам журнала «В мире науки» за 2005 год) // Физика в школе. 2006. — № 4. — С. З — 11.
  38. Г. М. Вопросы методологии физики в курсе средней школы: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1987. 127 с.
  39. М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях: Непараметрические методы. — М.: Педагогика, 1977.-136 с.
  40. Г. Г. Концепции современного естествознания (картина природы и феномен человека): Учебно-методическое пособие. Магнитогорск: МаГУ, 2004.-351 с.
  41. М.В. Физические модели реальных явлений как основа построения школьного курса физики: дис.. канд. пед. наук. СПб, 2004. — 191 с.
  42. А.И. Межпредметные связи в процессе преподавания физики. Монография. — Барнаул: Изд-во Алт. ГТУ, 2002. — 165 с.
  43. В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. — 544 с.
  44. М.Д. Методические основы построения опережающего курса физики основной школы: дис.. докт. пед. наук. Челябинск, 1997. — 443 с.
  45. А.К. Формула интереса. М.: Педагогика. — 1989. — 122 с.
  46. B.C. Теория и методика реализации межпредметных связей в обучении школьников: учебное пособие к спецкурсу. Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2002. — 157 с.
  47. И.И., Юзбашев М. М. Общая теория статистики. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2000. — 480 с.
  48. А.Н. Содержание экологического образования в средней школе: Теоретическое обоснование и пути реализации: дис.. докт. пед. наук. — М. — 1987.-389 с.
  49. Н.М., Клюкина Т. В. Приобщение учащихся к процессу познания // Физика в школе. 1998. — № 5. — С. 43 — 46.
  50. Н.М. Активизация мышления учащихся на уроках физики: из опыта работы- пособ. для учителей. -М.: Просвещение, 1980. 112 с.
  51. И.Д. Приоритеты экологического образования // Развитие непрерывного экологического образования. Материалы 1-ой Московской науч.-практ. конф. по непрерывному экологическому образованию. Под ред. В. В. Лебединского. М.: МНЭПУ, 1995. — С. 16 — 26.
  52. И.Д. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы // Сб.: Экологическое образование: концепции и технологии. — Волгоград: Перемена, 1997.-С. 72−84.
  53. И.Д., Максимова В. М. Межпредметные связи в современной школе. -М.: Педагогика, 1981. — 187 с.
  54. С.М. Производство и воспроизводство знания: Когнитивно-антропологический аспект: дис.. канд. пед. наук. — Саратов. — 2004. — 217 с.
  55. Ш. Г., Миркин Б. М. Экологическая составляющая курса физики // Физика в школе. 2004. — № 3. — С. 23 — 31.
  56. Ш. Г. Экологическое образование в процессе обучения физике: Учебное пособие / Под редакцией профессора, доктора пед. наук Н.С. Пурыше-вой. Москва-Бирск: БГСПА, 2005. — 210 с.
  57. А.Ф. Физический эксперимент с экологическим содержанием // Физика в школе. 1996. — № 3. — С. 32 — 34.
  58. В.Г. Развитие и воспитание позитивных интересов старших школьников. — Л.: Ленинград, ун-т, 1959. 83 с.
  59. Л.А. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физики: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1983. — 160 с.
  60. B.C. Проблема воспитания потребности в знаниях у школьников. — Ростов н /Д: Кн. изд-во, 1971. 224 с.
  61. И. Собрание сочинений в восьми томах: Изд-во Чоро. 1994. — Т. 8.
  62. В.А. Физика. 10 кл.: Учебн. для общеобразоват. учреждений. — 5-еизд., дораб. М.: Дрофа, 2003. — 416 с.
  63. В.А. Физика. 11 кл.: Учебн. для общеобразоват. учреждений. — 5-е изд., дораб. М.: Дрофа, 2003. — 416 с.
  64. В.А. Физика. 10 кл. Базовый уровень: Учебн. для общеобразоват. учреждений. М.: Дрофа, 2007. — 286 с.
  65. В.А. Физика. 10 кл. Базовый уровень: Учебн. для общеобразоват. учреждений. М.: Дрофа, 2008. — 288 с.
  66. М.Г. Стимулирование домашней экспериментально-исследовательской деятельности учащихся по физике (на материале курса физики VII-VIII классов: дис.. канд. пед. наук. — Челябинск, 1994. — 218 с.
  67. Кон И. С. Психология в юношеском возрасте: (проблема формирования личности) // Учебное пособие пед. ин-тов. — Н.: Просвещение, 1979. 175 с.
  68. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. / Стандарты и мониторинг образования. 2002. — № 1. — С. 3 — 16.
  69. Концепция общего среднего экологического образования / Под ред. И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной // Программно-методические материалы: Экология. 5−11 кл./Сост. В. Н. Кузнецов.-М.: Дрофа, 1998. С. 3 — 18.
  70. Н.Ф. Задачный метод как одно из средств дифференцированного обучения учащихся физике: автореф. дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 2005.-26 с.
  71. В.А. Организация исследовательской деятельности учащихся при изучении физики в основной школе: автореф. дис.. канд. пед. наук. Новосибирск, 2004. — 18 с.
  72. Краткая философская энциклопедия / Под ред. Губского Е. Ф., Кораблева Г. В., Лученко В. А. М.: Издательская группа «Прогресс» — «Энциклопедия», 1994.-576 с.
  73. СЛ. Интегративные уроки как одно из средств реализации межпредметных связей физики с математикой (на примере курса физики IX класса): дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 1992. — 217 с.
  74. Е.А., Пасечник В. В. Экология. 10 (11) класс: Учеб. для общеоб-разоват. учеб. заведений. — 5-е изд., дораб. М.: Дрофа, 2001. — 256 с.
  75. А.Н. Интерес. Педагогическая энциклопедия. Т.2. — М., 1965, С. 225 — 226.
  76. И.А. Обучения учащихся постановке и решению познавательных задач в логике научного познания // Наука и школа. — 2007. — № 5. — С. 55 59.
  77. Н.Б. Культурология образования. М.: «Народное образование». -2000. — 272 с.
  78. В.Г. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. — М.: Знание, 1991.-80 с.
  79. И.Ю. Экологически чистый вариант демонстрации диффузии // Физика в школе. 2000. — № 4. — С. 20.
  80. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1977. -304 с.
  81. И.Я. Проблемное обучение. М., 1974. 180 с.
  82. М.И. Ценностные ориентации школьников как показатель результативности образовательного процесса // Педдиагностика, 2004. № 2. — С. 68−85.
  83. В.В. Элементы учебной физики как основа организации процесса научного познания в современной системе физического образования: дис.. докт. пед. наук. Глазов. — 2000. — 409 с.
  84. А.С. Сочинение в семи томах. 1957. — Т. 4.
  85. Р.И. Проблемное обучение физике в средней школе. — М.: Просвещение, 1993. -192 с.
  86. А.Н. Методы физического познания (философский и дидактический аспекты). Тамбов: Изд-во ТГУ, 1999. — 190 с.
  87. Н.М. Экологическая культура и образование. Экологическое образование: Концепции и методические подходы. — М.: Технотрон, 1996. С. 10−20.
  88. А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983. — 96 с.
  89. Межпредметные связи курса физики в средней школе / Под ред. Ю. Н. Дика, И. К. Турышева. М.: Просвещение, 1987. — 203 с.
  90. Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка / Под ред. Е. Д. Божович. — М.: Изд-во «Институт практической психологии" — Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1998. 448 с.
  91. Методика преподавания физики в 7−8 классах средней школы: пособие для учителя / А. В. Усова, В. П. Орехов, С.Е. Каменецкий- под ред. А. В. Усовой. — 4-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1990. 319 с.
  92. .М., Наумова Л. Г. Экология России: учебник для 9−11-х классов общеобразовательной школы. Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: Устойчивый мир, 2000.-272 с.
  93. Н.Г. Учителю о познавательном интересе. — М.: Знание, 1979. -48 с.
  94. A.M. Методологические и философские проблемы современной физики. Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1997. — 168 с.
  95. М.В. Философия и методы научного познания. — Л.: Лениз-дат, 1972.-263 с.
  96. В.В. Физические взаимодействия и картина мира в школьном курсе: пособие для учителей. М.: Просвещение, 1997. — 168 с.
  97. Г. Я., Буховцев Б.Б, Н. Н. Сотский Н.Н. Физика: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений, 12-е изд. М.: Просвещение, 2004. — 336 с.
  98. Г. Я., Буховцев Б.Б, Н. Н. Сотский Н.Н. Физика: Учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений, 12-е изд. М.: Просвещение, 2004. — 336 с.
  99. В.К. Развитие экологической культуры школьников в процессе обучения физике: автореф. дис.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2001. — 17 с.
  100. А.П. Психология и школа. Избранные психологические труды / Под ред. Никольской А. А. Москва — Воронеж. — 1997. — 352 с.
  101. Г. А., Федорос Е. И. Основы методологии и методики биоэкологических исследований: программа Факультативного курса физики для 9−11 классов. Методические материалы. СПб.: Летний сад, 2001. — 76 с.
  102. А.А. Обучение учащихся методам и приемам научного познания на уроках физики: дис.. канд. пед. наук. М., 1984. — 241 с.
  103. Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по физике // Физика: Еженедельная метод, газета для препод. Физика, астрономия и естествознания. М.: Издательский дом «Первое сентября», 2004. — № 34. -С. 9−13.
  104. Общая психология / Под ред. В. В. Богословского, А. Г. Ковалева, А. А. Степанова. М., 1981. — С. 85 — 88.
  105. Обязательный минимум содержания и программа для основной общеобразовательной школы // Вестник Образования. 2004. — № 15. — С. 65 — 76.
  106. Н.И. Обучение учащихся средних общеобразовательных учреждений теоретическим методам получения физических знаний: автореф. дис. докт. пед. наук. М., 2002. — 32 с.
  107. А.Е. Дидактические основы построения и организации системы самостоятельных работ, направленной на развитие творческих способностей учащихся (на материале курса физики 7−8 классов): автореф. дис. канд. пед. наук. Челябинск, 2000. — 21 с.
  108. В.А. Концепция преподавания физики в старших классах на базовом и профильном уровне // Физика в школе. 2005. — № 8. — С. 5 — 7.
  109. Основы методики преподавания физики в средней школе / Под ред. А. В. Перышкина, В. Г. Разумовского, В. А. Фабриканта. М.: Просвещение, 1984. -398 с.
  110. Е.В. Формирование у учащихся познавательного интереса к физике на начальном этапе ее изучения (6−7 классы): дис.. канд. пед. наук. -Челябинск: изд-во ЧГПИ, 1980. 248 с.
  111. С.А. Изучение причин снижения познавательного интереса к физике у учащихся IX классов общеобразовательных школ и путей его повышения: ав-тореф. дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 1999. — 17 с.
  112. И.П. Собрание сочинений: 2-е изд. доп., т. 4. М. — Л.: Изд-во АН СССР, 1951.-452 с.
  113. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад- Ред-кол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. — 528 с.
  114. Р.А., Голов В.П., В.И. Сивоглазов В.И., Строуд Е. К. Естествознание и основы экологии. М., 1998. — 197 с.
  115. О.А., Степанов С.В, Хоменко С. В. Физика в ученическом эксперименте. Электродинамика. Практикум. Руководство по выполнению работ. — М.: МГИУ, 2006.-35 с.
  116. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д. Щад-рикова. — М.: Просвещение. — 1990. — 142 с.
  117. Проблемы экологической безопасности нефтегазового комплекса Среднего Приобья: Федеральное совещание, г. Нижневартовск, 17.02.-18.02. 1999 г.: Избранные научно-практические материалы // Н. Я. Крупинин. — Мегион: Мега ойл, 2000. 132 с.
  118. Программы для общеобразоват. учреждений: Физика. Астрономия. 7—11 кл. / Сост. Ю. И. Дик, В. А. Коровин. М.: Дрофа, 2000. — 256 с.
  119. М.А. Структура вводных тем систематических курсов физики основной и средней профильной школы // Проблемы формирования теоретических и вариативных технологий обучения физике. М.: МГОУ, 2003 — С. 102 — 104.
  120. Психолого-педагогический словарь / Под ред. П. И. Пидкасистого. — Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс». — 1998. — 554 с.
  121. А.Э. Тесты по физике как одно из средств управления познавательной деятельностью учащихся: дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 1999. — 187 с.
  122. В.Г. Физика в школе: Научный метод познания и обучения. -М.: Владос, 2004. 463 с.
  123. В.Г. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физике: пособие для учителей. М.: Просвещение, 1975. — 272 с.
  124. Н.Ф. Экология (теория, законы, правила, принципы и гипотезы). — М., 1994.-215 с.
  125. В.Г. Методика формирования интереса учащихся к решению физических задач средствами учебно-экспериментального конструктора (на примере механики): автореф. дис.. канд. пед. наук. — Челябинск, 2004. — 24 с.
  126. В.И. Развитие логического мышления учащихся при обучении физике. М.: Просвещение, 1985. — 94 с.
  127. Российская педагогическая энциклопедия / В 2 т. / Гл. ред. В. В. Давыдов. -М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. 608 с.
  128. C.JI. Проблемы общей психологии. — 2-ое издание. — М.: Педагогика, 1976. 416 с.
  129. Г. И. Методы научного исследования. — М.: Мысль, 1974. 237 с.
  130. А.П. Физика. Человек. Окружающая среда: прил. к учеб. физики для 8 кл. общеобразоват. учреждений. -М.: Просвещение, 1998. -34 с.
  131. А.П. Проблема устойчивой окружающей среды в преподавнии физики // Экологическое образование: концепции и технологии: сб. науч. тр. / Под ред. Р. Д. Миньковой. — М.: Просвещение. — 1996. — 48 с.
  132. А.В. Развитие познавательного интереса учащихся к изучению физики на основе экспериментальных заданий экологической направленности: автореф. дис.. канд. пед. наук. — Арзамас, 2000. — 24 с.
  133. Сборник задач по физике: учеб. пособие / Л. П. Баканина, В. Е. Белонучкин, С. М. Козел, И.П. Мазанько- Под ред. С. М. Козела. — 2-е изд., испр. — М.: Наука. Гл. ред. Физ.-мат. лит., 1990. 352 с.
  134. Л.П. Методология и логика познания как средства воспитания обучаемых физике. М.: МПУ, 1998. — 52 с.
  135. И.Н., Телегина И. В. Система заданий по развитию творческого мышления // Дополнительное образование. — 2001. — № 7 — С. 8 — 12.
  136. Р.Я. Управление учебно-познавательной деятельностью учащихся основной школы в условиях предпрофильного образования: метод, рек. пе-даг. работникам. Челябинск, ИДППО, 2004. — 49 с.
  137. В.А., Исаев И. Ф. и др. Педагогика // Учебное пособие. — М.: Школа-Пресс. 1997. — 512 с.
  138. А.Г., Тюхтин B.C. О взаимосвязи наук в современном естествознании // Синтез современного научного знания. — М.: Наука, 1973. — С. 60−73.
  139. Состояние окружающей среды и природных ресурсов в Нижневартовском районе: (аналитический обзор) // Ежегодник, вып. 3 / Н. Я. Крупинин. — Нижневартовск, 1999. 99 с.
  140. М.И. Формирование учебной исследовательской деятельности школьников в условиях информатизации процесса обучения (на материале курса физики): автореферат дис.. докт. пед. наук. — Челябинск. — 2007. — 42 с.
  141. B.C., Елсуков А. Н. Методы научного познания. — Минск: Вышэй-шая школа, 1994. 152 с.
  142. И.Т., Сенкевич В. М., Кучер В. Т. Экологическое образование в школе // Советская педагогика. № 12. -1990. — С. 47 — 51.
  143. С.А. Теория деятельностиого развития естественнонаучного мышления учащихся в процессе обучения физике: теоретический и практический аспекты // Монография. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2006. — 238 с.
  144. В.А. Избранные педагогические сочинения в трех томах. — М., 1980.
  145. Н.Ф. Педагогическая психология. М.: Академия, 1998. — 288 с.
  146. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. — М.: Изд-во МГУ, 1975.-343 с.
  147. JI.B. Новая модель общего образования «Экология и диалектика».- М.: Авангард, 1993. 51 с.
  148. Теория и методика обучения физике в школе: Общие вопросы: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / С. Е. Каменецкий, Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская и др. -М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 368 с.
  149. Е.Н. Педагогические условия развития познавательного интереса школьников в процессе дополнительного образования: дис.. канд. пед. наук. -Тула.-2007.- 171 с.
  150. М.Е. Занимательные задачи парадоксы и софизмы. М., Просвещение, 1972. — 168 е.
  151. Э.А. Экологическое образование и воспитание учащихся в процессе обучения физике: кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1988. 124 с.
  152. Э.А., Хакимов Э. Х. Роль межпредмедметных связей при формировании экологических знаний // Физика в школе. -1985.-№ 5. — С.52−53.
  153. Э.А. Экологическое образование учащихся в процессе изучения предметов естественнонаучного цикла: дис.. докт. пед. наук. — Ташкент.- 1982.-453 с.
  154. З.И. Экология, образовательная среда и модернизация образования // Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Челяб. гос. пед. ун-т». — Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2006. 321 с.
  155. Углубленное изучение физики в 10−11 классах: Кн. Для учителя / О.Ф. Ка-бардин, С. И. Кабардина, В. А. Орлова. — М.: Просвещение, 2002.- 270 с.
  156. Дж. Физический фейерверк / Дж. Уокер. 2 изд. Пер с англ. / под ред. И. Ш. Слободецкого, — М., Мир, 1988 — 268 с.
  157. А.В. Методология научных исследований: Курс лекций. — Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2004. 130 с.
  158. А.В. Влияние системы самостоятельных работ у учащихся научных понятий (на материале физики первой ступени): дис.докт. пед. наук: В 2 т. JL, 1970.- 1004 с.
  159. А.В. Психолого-дидактические основы формирования физических понятий: учебное пособие к спецкурсу. — Челябинск: Изд-во ЧГПИ, 1986. — 88 с.
  160. А.В. Место и роль физики в естественнонаучном образовании // Межвузовский сб. науч. тр. «Актуальные проблемы развития среднего и высшего образования». Челябинск, 2009. — С. 7 — 13.
  161. А.В. Формирование обобщенных умений и навыков // Народное образование. 1974.-№ 3. — С. 117−123.
  162. А.В. Формирование у учащихся общих учебно-познавательных умений в процессе изучения предметов естественного цикла: пособие к спецкурсу. Челябинск: изд-во ЧГПИ «Факел», 1994. — 25 с.
  163. А.В. Формирование у учащихся учебных умений и навыков // Физика в школе. 1984. — № 1.-С. 55−60.
  164. А.В., Бобров А. А. Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики. М.: Просвещение. -1988.-112с.
  165. А.В., Тулькибаева Н. Н. Практикум по решению физических задач. — 2-е изд. М.: Просвещение. — 2001. — 207 с.
  166. А.В. Новая концепция естественнонаучного образования, педагогические условия ее реализации. Челябинск: Изд-во ГОУ ВПО «ЧГПУ», 2008. — 44 с.
  167. А.В. Межпредметные связи в условиях стандартизации образования // Физика в школе. 2000. — № 3. — С. 46 — 48.
  168. А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. — 2-е изд., испр. М.: Издательство Ун-та РАО, 2007. — 309 с.
  169. А.В. Межпредметные связи в преподавании основ наук в школе. 3-е изд., доп. и перераб. Челябинск: Изд-во ГОУ ВПО «Челябинский гос. пед. университет», 2005. — 21 с.
  170. А.В. Теория и методика обучения физике. Общие вопросы: курс лекций. Санкт-Петербург: Изд-во «Медуза», 2002. — С. 15.
  171. К.Д. Педагогические сочинения в 6 томах. -М., 1990. — Т. 6.
  172. А.А. Физика и экология (7−11 класс). Материалы для внеурочной работы. Изд. «Образование и наука», 2006. — 143 с.
  173. Физика и экология. 7−11 классы. Материалы для проведения учебной и внеурочной работы по экологическому воспитанию / Сост. Г. А. Фадеева, В. А. Попова. — Волгоград: Учитель, 2005. — 74 с.
  174. Физика: Учеб. для 10 кл. шк. и кл. с углубл. изуч. физики / Ю. И. Дик, О. Ф. Кабардин, В. А. Орлов и др.- Под ред. А. А. Пинского. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 1998.-416 с.
  175. Физика: Учеб. для 11 кл. шк. и кл. с углубл. изуч. физики / А. Т. Глазунов, О. Ф. Кабардин, А. Н. Малинин и др.- Под ред. А. А. Пинского. 3-е изд. — М.: Просвещение, 1998. — 432 с.
  176. Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С. С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичев и др. М.: Сов. энциклопедия, 1989. — 815 с.
  177. Формирование интереса к учению у школьников / Под ред. А. К. Марковой. М.: Педагогика. — 1986. — 192 с.
  178. Л.С. Формирование теоретического способа мышления при изучении курса физики основной школы // Проблема теоретических обобщений на уровне законов при обучении физике. — М.: МПУ, 2002. С. 6 — 10.
  179. Ю.Л. Человек, технология, окружающая среда. — М.: Устойчивый мир, 2001. 204 с.
  180. В.В., Мизгирев И. В. Экологически опасные факторы. — СПб., 1996.-189 с.
  181. Цифровая лаборатория «Архимед». Методические материалы к цифровой лаборатории по физике. — М.: ИНТ, 2001. — 215 с.
  182. Н.М., Галунин В. М., Константинов В. М. Основы экологии, 10−11 классы // Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. М.: Дрофа, 2000. — 286 с.
  183. A.JI. Земное эхо солнечных бурь. — М.: Мысль, 1973.
  184. Т.Н. Учебный эксперимент в процессе формирования физических понятий. М.: Просвещение, 1986. — 96 с.
  185. А.А. Педагогические цели и пути их достижения: Учебное пособие. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2004. — 79 с.
  186. В.А. Задачи для подготовки к олимпиадам по физике в 10—11 классах. Электростатика. — Волгоград, 2001. 71 с.
  187. О.Р. Методика формирования элементов творческой деятельности в процессе решения задач комплексного характера (на материале физики X класса): Методические рекомендации. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1999. — 32 с.
  188. В.Ф. Основы экологии и природопользования: Компьют. курс: учебн. пособие для 9−11 кл. общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2000. 201 с.
  189. В.А. Моделирование и философия. — М. Л-д.: Наука, 1966. — 312 с.
  190. Г. И. Формирование познавательных интересов у учащихся в процессе обучения (в восьмилетней школе). — М.: Учпедгиз, 1962. — 230 с.
  191. Г. И. Психолого-педагогические основы формирования познавательных интересов учащихся. — Л.: ЛГПИ, 1967. — 20 с.
  192. Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М., Педагогика, 1971.-351 с.
  193. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. — 208 с.
  194. М.Н. Экологическое образование: концепции и методические подходы. М.: Экономика и информатика, 1996 — 74 с.
  195. Элективный курс «Энергетика и окружающая среда» (физика, экология). 11 класс / М. И. Аркуша. Волгоград: ИДТ «Корифей», 2006. — 112 с.
  196. .Г. Развитие научного знания как объект методологического исследования: дис.. докт. филос. наук. — М., 1985. — 296 с.
  197. К.А. Формирование когнитивных элементов экологической культуры личности в процессе обучения физике: дис.. канд. пед. наук. Новосибирск. — 2002. — 200 с.
  198. О.А. Теория и практика интегративных курсов (в системе школьного естественнонаучного образования): Монография. — Челябинск: Изд-во ЧГПИ «Факел», 1998. 185 с.
  199. В.Н. Межпредметные связи в задачах по физике // Учебное пособие для студентов и преподавателей физико-математических факультетов пединститутов / 2-е издание. Куйбышев. — 1987. — 120 с.
Заполнить форму текущей работой