Развитие познавательного интереса учащихся средней школы в условиях экологизации процесса обучения физике
Диссертация
Практическая значимость исследования заключается в том, что: его выводы и рекомендации служат совершенствованию процесса обучения курса физики с экологической составляющей на базовом уровне и способствуют развитию познавательного интереса учащихсяразработаны образовательные программы курсов физики для 10—11 классов (базовый уровень с вариативным экологическим компонентом) — программы элективных… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Проблема развития познавательного интереса у учащихся посредством экологизации школьного курса физики в дидактике и методике обучения физике
- 1. 1. Развитие познавательного интереса у учащихся как педагогическая проблема
- 1. 2. Проблемы овладения учащимися методами и приемами научного познания в учебном процессе
- 1. 3. Возможности экологизации школьного курса физики
- Выводы по главе 1
- Глава II. Реализация экологической составляющей физического образования как условие развития познавательного интереса учащихся
- 2. 1. Экологизация курса физики, ориентированного на развитие познавательного интереса
- 2. 2. Система средств и модель развития познавательного интереса у старшеклассников в учебном процессе через экологизацию курса физики
- 2. 2. 1. Изучение физики с экологической составляющей на основе знакомства с логикой научного познания
- 2. 2. 2. Формирование исследовательских умений в процессе познавательной деятельности учащихся при решении физических задач с экологическим аспектом
- 2. 2. 3. Содержание и методика проведения демонстрационного эксперимента по физике с экологическим направлением
- 2. 2. 4. Содержание и методика проведения лабораторных работ по физике с экологическим направлением
- 2. 2. 5. Интегративный элективный курс «Физические основы экологии»
- 2. 3. Развитие познавательного интереса учащихся в процессе внеурочной деятельности на основе курса физики с экологической составляющей
- 2. 3. 1. Организация исследовательской работы учащихся по физике с экологической тематикой
- 2. 3. 2. Экскурсия как форма учебного занятия, способствующая развитию познавательного интереса и привлечению внимания учащихся к экологическим проблемам нефтедобывающего комплекса
- 3. 1. Содержание и методика проведения педагогического эксперимента
- 3. 2. Критерии оценки эффективности развития познавательного интереса у старшеклассников в учебном процессе через экологизацию курса физики
- 3. 3. Результаты педагогического эксперимента
Список литературы
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. — JL: Изд. ЛГУ, 1968. 339 с.
- Андреев В.И. Эвристика для творческого саморазвития. Казань: Изд-во Казанского университета, 1994. — 296 с.
- Андреев В.И. Об оценке и развитии исследовательских способностей старшеклассников в обучении физике. — Казань: Татарское книжное издательство, 1975.- 159 с.
- Андрющенко В.А. Активизация мыслительной деятельности учащихся посредством экологизации курса физики с использованием регионального материала // Образование, наука и техника: XXI век: (сб. науч. ст.). Ханты-Мансийск: ЮГУ, 2005. — Вып. 3. — С. 76 — 77.
- Андрющенко В.А. Основы молекулярно-кинетической теории и термодинамики. Термодинамические законы физических систем и открытых экосистем: практикум по экологизированному курсу физики с региональным компонентом. Челябинск: РЕКПОЛ, 2006. — 29 с.
- Андрющенко В.А. Физические основы экологии: программа элективного курса для учащихся 11 классов. Челябинск: РЕКПОЛ, 2007. — 21 с.
- Андрющенко В.А. Результаты реализации программы элективного курса «Физические основы экологии» // Образование, наука и техника: XXI век: (сб. науч. ст.). Ханты-Мансийск: ЮГУ, 2007. — Вып 5. — С. 107 — 112.
- Андрющенко В.А. Основы электродинамики. Оптика. Атомная физика: практикум по экологизированному курсу физики с региональным компонентом Челябинск: РЕКПОЛ, 2008. — 23 с. S
- Андрющенко В.А. Рабочая учебная программа по предмету «Физика» с экологическим содержанием (10 класс). Челябинск: РЕКПОЛ, 2008. — 24 с.
- Андрющенко В.А. Рабочая учебная программа по предмету «Физика» с экологическим содержанием (11 класс). Челябинск: РЕКПОЛ, 2008. — 23 с.
- Андрющенко В.А. Методика проведения научно-практической конференции с эколого-биологическим содержанием «школа, город, регион территория исследовательских проектов». — Челябинск: РЕКПОЛ, 2008. — 44 с.
- Андрющенко В.А. Использование материала экологического содержания на занятиях по физике при формировании исследовательских умений. — Челябинск: РЕКПОЛ, 2008. 36 с.
- Андрющенко В.А., Яворук О. А. Специфика организации исследовательской работы учащихся по физике с экологической тематикой // Вестн. Челяб. гос. пед. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. Методика преподавания. — 2009. -№ 8.-С. 13−24.
- Андрющенко В.А., Яворук О. А. Содержание и методика проведения лабораторных работ по физике с экологическим содержанием // Актуальные проблемы развития среднего и высшего образования: Челябинск, 2009. С. 102 — 105.
- Аркуша М.И. Элективный курс «Энергетика и окружающая среда» (физика, экология). 11 класс. Волгоград: ИДТ «Корифей», 2006. — 112 с.
- Атлас экологии планеты Земля. Учебное пособие для школ. Под ред. Н. В. Леонтьевой / Н. В. Леонтьева. Волгоград: Книга, Междунар. центр просвещения «Вайленд — Волгоград», 2000. — 189 с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы. -М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
- Бадлуева Т.А. Формирование познавательного интереса у учащихся 8−9 классов к экологии в процессе преподавания естественнонаучных дисциплин: дисс.. канд. пед. наук. Улан-Удэ, 2002. — 139 с.
- Батареев К.Б. Философские вопросы моделирования и аналогии. М.: Знание, 1978.-207 с.
- Беликов Б.С. Решение задач по физике. — М.: Высшая школа, 1988. 256 с.
- Берулава Г. А. Психология естественнонаучного мышления. Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1991. — 185 с.
- Берулава М.Н. Интеграция содержания образования. М.: Педагогика, 1993.- 193 с.
- Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребностям к самообразованию. — М.: Просвещение, 1985. — 144 с.
- Борискин А.Ф., Иванова Н. А. Экология в школьном курсе физике. Учебное пособие. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. пед. ин-та, 1999. — 182 с.
- Бухвалов В.А. Введение в антропоэкологию / В. А. Бухвалов, JI.B. Богданова, Л. З. Купер. М.: ЛА Варяг, 1995.-192 с.
- Важеевская Н.Е. Гносеологические основы науки в школьном физическом образовании: автореф. дис.. канд. пед. наук. — М., 2002. -40 с.
- Васильева О.А. Изучение экологии в курсе физики основной общеобразовательной школы: дисс.. канд. пед. наук. — Рязань. — 2005. — 201 с.
- Веников В.М. О моделировании. -М.: Знание, 1974.
- Вербицкий А.А. Основы концепции развития непрерывного экологического образования // Педагогика. — 1997. № 6. — С. 31 — 36.
- Виноградова Н.Б. Лабораторные работы с экологическим содержанием в практикуме по общей физике педагогического вуза: дисс.. канд. пед. наук. — Москва. 2002. — 218 с.
- Воронин Ю.А., Чудинский P.M. Натурный и модельный эксперимент в учебном познании // Наука и школа. 2002. — № 3. — С. 33 — 36.
- Восканян А.Г. Наглядные средства обучения для изучения вопросов экологии. Физика в школе — 1996. — № 1. — С. 22 — 23.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996. — С. 84 — 87.
- Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии. -М., 1966.-476 с.
- Гегель Г. В. Ф. Философия права. М.: Философское наследие. — 1999. — Т. 113.
- Глазачев С.Н. Теоретические основы формирования экологической культуры учителя: дис. в виде научного доклада. докт. пед. наук. -М., 1998. 68 с.
- Глобальное потепление климата (по материалам журнала «В мире науки» за 2005 год) // Физика в школе. 2006. — № 4. — С. З — 11.
- Голин Г. М. Вопросы методологии физики в курсе средней школы: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1987. 127 с.
- Грабарь М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях: Непараметрические методы. — М.: Педагогика, 1977.-136 с.
- Гранатов Г. Г. Концепции современного естествознания (картина природы и феномен человека): Учебно-методическое пособие. Магнитогорск: МаГУ, 2004.-351 с.
- Грибова М.В. Физические модели реальных явлений как основа построения школьного курса физики: дис.. канд. пед. наук. СПб, 2004. — 191 с.
- Гурьев А.И. Межпредметные связи в процессе преподавания физики. Монография. — Барнаул: Изд-во Алт. ГТУ, 2002. — 165 с.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. — 544 с.
- Даммер М.Д. Методические основы построения опережающего курса физики основной школы: дис.. докт. пед. наук. Челябинск, 1997. — 443 с.
- Дусавицкий А.К. Формула интереса. М.: Педагогика. — 1989. — 122 с.
- Елагина B.C. Теория и методика реализации межпредметных связей в обучении школьников: учебное пособие к спецкурсу. Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2002. — 157 с.
- Елисеева И.И., Юзбашев М. М. Общая теория статистики. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2000. — 480 с.
- Захлебный А.Н. Содержание экологического образования в средней школе: Теоретическое обоснование и пути реализации: дис.. докт. пед. наук. — М. — 1987.-389 с.
- Зверева Н.М., Клюкина Т. В. Приобщение учащихся к процессу познания // Физика в школе. 1998. — № 5. — С. 43 — 46.
- Зверева Н.М. Активизация мышления учащихся на уроках физики: из опыта работы- пособ. для учителей. -М.: Просвещение, 1980. 112 с.
- Зверев И.Д. Приоритеты экологического образования // Развитие непрерывного экологического образования. Материалы 1-ой Московской науч.-практ. конф. по непрерывному экологическому образованию. Под ред. В. В. Лебединского. М.: МНЭПУ, 1995. — С. 16 — 26.
- Зверев И.Д. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы // Сб.: Экологическое образование: концепции и технологии. — Волгоград: Перемена, 1997.-С. 72−84.
- Зверев И.Д., Максимова В. М. Межпредметные связи в современной школе. -М.: Педагогика, 1981. — 187 с.
- Зимин С.М. Производство и воспроизводство знания: Когнитивно-антропологический аспект: дис.. канд. пед. наук. — Саратов. — 2004. — 217 с.
- Зиятдинов Ш. Г., Миркин Б. М. Экологическая составляющая курса физики // Физика в школе. 2004. — № 3. — С. 23 — 31.
- Зиятдинов Ш. Г. Экологическое образование в процессе обучения физике: Учебное пособие / Под редакцией профессора, доктора пед. наук Н.С. Пурыше-вой. Москва-Бирск: БГСПА, 2005. — 210 с.
- Иванов А.Ф. Физический эксперимент с экологическим содержанием // Физика в школе. 1996. — № 3. — С. 32 — 34.
- Иванов В.Г. Развитие и воспитание позитивных интересов старших школьников. — Л.: Ленинград, ун-т, 1959. 83 с.
- Иванова Л.А. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физики: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1983. — 160 с.
- Ильин B.C. Проблема воспитания потребности в знаниях у школьников. — Ростов н /Д: Кн. изд-во, 1971. 224 с.
- Кант И. Собрание сочинений в восьми томах: Изд-во Чоро. 1994. — Т. 8.
- Касьянов В.А. Физика. 10 кл.: Учебн. для общеобразоват. учреждений. — 5-еизд., дораб. М.: Дрофа, 2003. — 416 с.
- Касьянов В.А. Физика. 11 кл.: Учебн. для общеобразоват. учреждений. — 5-е изд., дораб. М.: Дрофа, 2003. — 416 с.
- Касьянов В.А. Физика. 10 кл. Базовый уровень: Учебн. для общеобразоват. учреждений. М.: Дрофа, 2007. — 286 с.
- Касьянов В.А. Физика. 10 кл. Базовый уровень: Учебн. для общеобразоват. учреждений. М.: Дрофа, 2008. — 288 с.
- Ковтунович М.Г. Стимулирование домашней экспериментально-исследовательской деятельности учащихся по физике (на материале курса физики VII-VIII классов: дис.. канд. пед. наук. — Челябинск, 1994. — 218 с.
- Кон И. С. Психология в юношеском возрасте: (проблема формирования личности) // Учебное пособие пед. ин-тов. — Н.: Просвещение, 1979. 175 с.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. / Стандарты и мониторинг образования. 2002. — № 1. — С. 3 — 16.
- Концепция общего среднего экологического образования / Под ред. И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной // Программно-методические материалы: Экология. 5−11 кл./Сост. В. Н. Кузнецов.-М.: Дрофа, 1998. С. 3 — 18.
- Косарев Н.Ф. Задачный метод как одно из средств дифференцированного обучения учащихся физике: автореф. дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 2005.-26 с.
- Котляров В.А. Организация исследовательской деятельности учащихся при изучении физики в основной школе: автореф. дис.. канд. пед. наук. Новосибирск, 2004. — 18 с.
- Краткая философская энциклопедия / Под ред. Губского Е. Ф., Кораблева Г. В., Лученко В. А. М.: Издательская группа «Прогресс» — «Энциклопедия», 1994.-576 с.
- Крестников СЛ. Интегративные уроки как одно из средств реализации межпредметных связей физики с математикой (на примере курса физики IX класса): дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 1992. — 217 с.
- Криксунов Е.А., Пасечник В. В. Экология. 10 (11) класс: Учеб. для общеоб-разоват. учеб. заведений. — 5-е изд., дораб. М.: Дрофа, 2001. — 256 с.
- Крутецкий А.Н. Интерес. Педагогическая энциклопедия. Т.2. — М., 1965, С. 225 — 226.
- Крутова И.А. Обучения учащихся постановке и решению познавательных задач в логике научного познания // Наука и школа. — 2007. — № 5. — С. 55 59.
- Крылова Н.Б. Культурология образования. М.: «Народное образование». -2000. — 272 с.
- Кудрявцев В.Г. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. — М.: Знание, 1991.-80 с.
- Левдик И.Ю. Экологически чистый вариант демонстрации диффузии // Физика в школе. 2000. — № 4. — С. 20.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1977. -304 с.
- Лернер И.Я. Проблемное обучение. М., 1974. 180 с.
- Лукьянова М.И. Ценностные ориентации школьников как показатель результативности образовательного процесса // Педдиагностика, 2004. № 2. — С. 68−85.
- Майер В.В. Элементы учебной физики как основа организации процесса научного познания в современной системе физического образования: дис.. докт. пед. наук. Глазов. — 2000. — 409 с.
- Макаренко А.С. Сочинение в семи томах. 1957. — Т. 4.
- Малафеев Р.И. Проблемное обучение физике в средней школе. — М.: Просвещение, 1993. -192 с.
- Малинин А.Н. Методы физического познания (философский и дидактический аспекты). Тамбов: Изд-во ТГУ, 1999. — 190 с.
- Мамедов Н.М. Экологическая культура и образование. Экологическое образование: Концепции и методические подходы. — М.: Технотрон, 1996. С. 10−20.
- Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983. — 96 с.
- Межпредметные связи курса физики в средней школе / Под ред. Ю. Н. Дика, И. К. Турышева. М.: Просвещение, 1987. — 203 с.
- Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка / Под ред. Е. Д. Божович. — М.: Изд-во «Институт практической психологии" — Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1998. 448 с.
- Методика преподавания физики в 7−8 классах средней школы: пособие для учителя / А. В. Усова, В. П. Орехов, С.Е. Каменецкий- под ред. А. В. Усовой. — 4-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1990. 319 с.
- Миркин Б.М., Наумова Л. Г. Экология России: учебник для 9−11-х классов общеобразовательной школы. Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: Устойчивый мир, 2000.-272 с.
- Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. — М.: Знание, 1979. -48 с.
- Мостепаненко A.M. Методологические и философские проблемы современной физики. Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1997. — 168 с.
- Мостепаненко М.В. Философия и методы научного познания. — Л.: Лениз-дат, 1972.-263 с.
- Мултановский В.В. Физические взаимодействия и картина мира в школьном курсе: пособие для учителей. М.: Просвещение, 1997. — 168 с.
- Мякишев Г. Я., Буховцев Б.Б, Н. Н. Сотский Н.Н. Физика: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений, 12-е изд. М.: Просвещение, 2004. — 336 с.
- Мякишев Г. Я., Буховцев Б.Б, Н. Н. Сотский Н.Н. Физика: Учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений, 12-е изд. М.: Просвещение, 2004. — 336 с.
- Назаров В.К. Развитие экологической культуры школьников в процессе обучения физике: автореф. дис.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2001. — 17 с.
- Нечаев А.П. Психология и школа. Избранные психологические труды / Под ред. Никольской А. А. Москва — Воронеж. — 1997. — 352 с.
- Нечаева Г. А., Федорос Е. И. Основы методологии и методики биоэкологических исследований: программа Факультативного курса физики для 9−11 классов. Методические материалы. СПб.: Летний сад, 2001. — 76 с.
- Никитин А.А. Обучение учащихся методам и приемам научного познания на уроках физики: дис.. канд. пед. наук. М., 1984. — 241 с.
- Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по физике // Физика: Еженедельная метод, газета для препод. Физика, астрономия и естествознания. М.: Издательский дом «Первое сентября», 2004. — № 34. -С. 9−13.
- Общая психология / Под ред. В. В. Богословского, А. Г. Ковалева, А. А. Степанова. М., 1981. — С. 85 — 88.
- Обязательный минимум содержания и программа для основной общеобразовательной школы // Вестник Образования. 2004. — № 15. — С. 65 — 76.
- Одинцова Н.И. Обучение учащихся средних общеобразовательных учреждений теоретическим методам получения физических знаний: автореф. дис. докт. пед. наук. М., 2002. — 32 с.
- Орел А.Е. Дидактические основы построения и организации системы самостоятельных работ, направленной на развитие творческих способностей учащихся (на материале курса физики 7−8 классов): автореф. дис. канд. пед. наук. Челябинск, 2000. — 21 с.
- Орлов В.А. Концепция преподавания физики в старших классах на базовом и профильном уровне // Физика в школе. 2005. — № 8. — С. 5 — 7.
- Основы методики преподавания физики в средней школе / Под ред. А. В. Перышкина, В. Г. Разумовского, В. А. Фабриканта. М.: Просвещение, 1984. -398 с.
- Оспенникова Е.В. Формирование у учащихся познавательного интереса к физике на начальном этапе ее изучения (6−7 классы): дис.. канд. пед. наук. -Челябинск: изд-во ЧГПИ, 1980. 248 с.
- Осяк С.А. Изучение причин снижения познавательного интереса к физике у учащихся IX классов общеобразовательных школ и путей его повышения: ав-тореф. дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 1999. — 17 с.
- Павлов И.П. Собрание сочинений: 2-е изд. доп., т. 4. М. — Л.: Изд-во АН СССР, 1951.-452 с.
- Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад- Ред-кол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. — 528 с.
- Петросова Р.А., Голов В.П., В.И. Сивоглазов В.И., Строуд Е. К. Естествознание и основы экологии. М., 1998. — 197 с.
- Поваляев О.А., Степанов С.В, Хоменко С. В. Физика в ученическом эксперименте. Электродинамика. Практикум. Руководство по выполнению работ. — М.: МГИУ, 2006.-35 с.
- Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д. Щад-рикова. — М.: Просвещение. — 1990. — 142 с.
- Проблемы экологической безопасности нефтегазового комплекса Среднего Приобья: Федеральное совещание, г. Нижневартовск, 17.02.-18.02. 1999 г.: Избранные научно-практические материалы // Н. Я. Крупинин. — Мегион: Мега ойл, 2000. 132 с.
- Программы для общеобразоват. учреждений: Физика. Астрономия. 7—11 кл. / Сост. Ю. И. Дик, В. А. Коровин. М.: Дрофа, 2000. — 256 с.
- Протасова М.А. Структура вводных тем систематических курсов физики основной и средней профильной школы // Проблемы формирования теоретических и вариативных технологий обучения физике. М.: МГОУ, 2003 — С. 102 — 104.
- Психолого-педагогический словарь / Под ред. П. И. Пидкасистого. — Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс». — 1998. — 554 с.
- Пушкарев А.Э. Тесты по физике как одно из средств управления познавательной деятельностью учащихся: дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 1999. — 187 с.
- Разумовский В.Г. Физика в школе: Научный метод познания и обучения. -М.: Владос, 2004. 463 с.
- Разумовский В.Г. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физике: пособие для учителей. М.: Просвещение, 1975. — 272 с.
- Реймерс Н.Ф. Экология (теория, законы, правила, принципы и гипотезы). — М., 1994.-215 с.
- Речкалов В.Г. Методика формирования интереса учащихся к решению физических задач средствами учебно-экспериментального конструктора (на примере механики): автореф. дис.. канд. пед. наук. — Челябинск, 2004. — 24 с.
- Решанова В.И. Развитие логического мышления учащихся при обучении физике. М.: Просвещение, 1985. — 94 с.
- Российская педагогическая энциклопедия / В 2 т. / Гл. ред. В. В. Давыдов. -М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. 608 с.
- Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии. — 2-ое издание. — М.: Педагогика, 1976. 416 с.
- Рузавин Г. И. Методы научного исследования. — М.: Мысль, 1974. 237 с.
- Рыженков А.П. Физика. Человек. Окружающая среда: прил. к учеб. физики для 8 кл. общеобразоват. учреждений. -М.: Просвещение, 1998. -34 с.
- Рыженков А.П. Проблема устойчивой окружающей среды в преподавнии физики // Экологическое образование: концепции и технологии: сб. науч. тр. / Под ред. Р. Д. Миньковой. — М.: Просвещение. — 1996. — 48 с.
- Сахаров А.В. Развитие познавательного интереса учащихся к изучению физики на основе экспериментальных заданий экологической направленности: автореф. дис.. канд. пед. наук. — Арзамас, 2000. — 24 с.
- Сборник задач по физике: учеб. пособие / Л. П. Баканина, В. Е. Белонучкин, С. М. Козел, И.П. Мазанько- Под ред. С. М. Козела. — 2-е изд., испр. — М.: Наука. Гл. ред. Физ.-мат. лит., 1990. 352 с.
- Свитков Л.П. Методология и логика познания как средства воспитания обучаемых физике. М.: МПУ, 1998. — 52 с.
- Семчинова И.Н., Телегина И. В. Система заданий по развитию творческого мышления // Дополнительное образование. — 2001. — № 7 — С. 8 — 12.
- Симонян Р.Я. Управление учебно-познавательной деятельностью учащихся основной школы в условиях предпрофильного образования: метод, рек. пе-даг. работникам. Челябинск, ИДППО, 2004. — 49 с.
- Сластенин В.А., Исаев И. Ф. и др. Педагогика // Учебное пособие. — М.: Школа-Пресс. 1997. — 512 с.
- Спиркин А.Г., Тюхтин B.C. О взаимосвязи наук в современном естествознании // Синтез современного научного знания. — М.: Наука, 1973. — С. 60−73.
- Состояние окружающей среды и природных ресурсов в Нижневартовском районе: (аналитический обзор) // Ежегодник, вып. 3 / Н. Я. Крупинин. — Нижневартовск, 1999. 99 с.
- Старовиков М.И. Формирование учебной исследовательской деятельности школьников в условиях информатизации процесса обучения (на материале курса физики): автореферат дис.. докт. пед. наук. — Челябинск. — 2007. — 42 с.
- Степин B.C., Елсуков А. Н. Методы научного познания. — Минск: Вышэй-шая школа, 1994. 152 с.
- Суравегина И.Т., Сенкевич В. М., Кучер В. Т. Экологическое образование в школе // Советская педагогика. № 12. -1990. — С. 47 — 51.
- Суровикина С.А. Теория деятельностиого развития естественнонаучного мышления учащихся в процессе обучения физике: теоретический и практический аспекты // Монография. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2006. — 238 с.
- Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения в трех томах. — М., 1980.
- Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М.: Академия, 1998. — 288 с.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. — М.: Изд-во МГУ, 1975.-343 с.
- Тарасов JI.B. Новая модель общего образования «Экология и диалектика».- М.: Авангард, 1993. 51 с.
- Теория и методика обучения физике в школе: Общие вопросы: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / С. Е. Каменецкий, Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская и др. -М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 368 с.
- Трифонов Е.Н. Педагогические условия развития познавательного интереса школьников в процессе дополнительного образования: дис.. канд. пед. наук. -Тула.-2007.- 171 с.
- Тульчинский М.Е. Занимательные задачи парадоксы и софизмы. М., Просвещение, 1972. — 168 е.
- Турдикулов Э.А. Экологическое образование и воспитание учащихся в процессе обучения физике: кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1988. 124 с.
- Турдикулов Э.А., Хакимов Э. Х. Роль межпредмедметных связей при формировании экологических знаний // Физика в школе. -1985.-№ 5. — С.52−53.
- Турдикулов Э.А. Экологическое образование учащихся в процессе изучения предметов естественнонаучного цикла: дис.. докт. пед. наук. — Ташкент.- 1982.-453 с.
- Тюмасева З.И. Экология, образовательная среда и модернизация образования // Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Челяб. гос. пед. ун-т». — Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2006. 321 с.
- Углубленное изучение физики в 10−11 классах: Кн. Для учителя / О.Ф. Ка-бардин, С. И. Кабардина, В. А. Орлова. — М.: Просвещение, 2002.- 270 с.
- Уокер Дж. Физический фейерверк / Дж. Уокер. 2 изд. Пер с англ. / под ред. И. Ш. Слободецкого, — М., Мир, 1988 — 268 с.
- Усова А.В. Методология научных исследований: Курс лекций. — Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2004. 130 с.
- Усова А.В. Влияние системы самостоятельных работ у учащихся научных понятий (на материале физики первой ступени): дис.докт. пед. наук: В 2 т. JL, 1970.- 1004 с.
- Усова А.В. Психолого-дидактические основы формирования физических понятий: учебное пособие к спецкурсу. — Челябинск: Изд-во ЧГПИ, 1986. — 88 с.
- Усова А.В. Место и роль физики в естественнонаучном образовании // Межвузовский сб. науч. тр. «Актуальные проблемы развития среднего и высшего образования». Челябинск, 2009. — С. 7 — 13.
- Усова А.В. Формирование обобщенных умений и навыков // Народное образование. 1974.-№ 3. — С. 117−123.
- Усова А.В. Формирование у учащихся общих учебно-познавательных умений в процессе изучения предметов естественного цикла: пособие к спецкурсу. Челябинск: изд-во ЧГПИ «Факел», 1994. — 25 с.
- Усова А.В. Формирование у учащихся учебных умений и навыков // Физика в школе. 1984. — № 1.-С. 55−60.
- Усова А.В., Бобров А. А. Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики. М.: Просвещение. -1988.-112с.
- Усова А.В., Тулькибаева Н. Н. Практикум по решению физических задач. — 2-е изд. М.: Просвещение. — 2001. — 207 с.
- Усова А.В. Новая концепция естественнонаучного образования, педагогические условия ее реализации. Челябинск: Изд-во ГОУ ВПО «ЧГПУ», 2008. — 44 с.
- Усова А.В. Межпредметные связи в условиях стандартизации образования // Физика в школе. 2000. — № 3. — С. 46 — 48.
- Усова А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. — 2-е изд., испр. М.: Издательство Ун-та РАО, 2007. — 309 с.
- Усова А.В. Межпредметные связи в преподавании основ наук в школе. 3-е изд., доп. и перераб. Челябинск: Изд-во ГОУ ВПО «Челябинский гос. пед. университет», 2005. — 21 с.
- Усова А.В. Теория и методика обучения физике. Общие вопросы: курс лекций. Санкт-Петербург: Изд-во «Медуза», 2002. — С. 15.
- Ушинский К.Д. Педагогические сочинения в 6 томах. -М., 1990. — Т. 6.
- Фадеева А.А. Физика и экология (7−11 класс). Материалы для внеурочной работы. Изд. «Образование и наука», 2006. — 143 с.
- Физика и экология. 7−11 классы. Материалы для проведения учебной и внеурочной работы по экологическому воспитанию / Сост. Г. А. Фадеева, В. А. Попова. — Волгоград: Учитель, 2005. — 74 с.
- Физика: Учеб. для 10 кл. шк. и кл. с углубл. изуч. физики / Ю. И. Дик, О. Ф. Кабардин, В. А. Орлов и др.- Под ред. А. А. Пинского. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 1998.-416 с.
- Физика: Учеб. для 11 кл. шк. и кл. с углубл. изуч. физики / А. Т. Глазунов, О. Ф. Кабардин, А. Н. Малинин и др.- Под ред. А. А. Пинского. 3-е изд. — М.: Просвещение, 1998. — 432 с.
- Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С. С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичев и др. М.: Сов. энциклопедия, 1989. — 815 с.
- Формирование интереса к учению у школьников / Под ред. А. К. Марковой. М.: Педагогика. — 1986. — 192 с.
- Хижнякова Л.С. Формирование теоретического способа мышления при изучении курса физики основной школы // Проблема теоретических обобщений на уровне законов при обучении физике. — М.: МПУ, 2002. С. 6 — 10.
- Хотунцев Ю.Л. Человек, технология, окружающая среда. — М.: Устойчивый мир, 2001. 204 с.
- Худолей В.В., Мизгирев И. В. Экологически опасные факторы. — СПб., 1996.-189 с.
- Цифровая лаборатория «Архимед». Методические материалы к цифровой лаборатории по физике. — М.: ИНТ, 2001. — 215 с.
- Чернова Н.М., Галунин В. М., Константинов В. М. Основы экологии, 10−11 классы // Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. М.: Дрофа, 2000. — 286 с.
- Чижевский A.JI. Земное эхо солнечных бурь. — М.: Мысль, 1973.
- Шамало Т.Н. Учебный эксперимент в процессе формирования физических понятий. М.: Просвещение, 1986. — 96 с.
- Шаповалов А.А. Педагогические цели и пути их достижения: Учебное пособие. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2004. — 79 с.
- Шевцов В.А. Задачи для подготовки к олимпиадам по физике в 10—11 классах. Электростатика. — Волгоград, 2001. 71 с.
- Шеффер О.Р. Методика формирования элементов творческой деятельности в процессе решения задач комплексного характера (на материале физики X класса): Методические рекомендации. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1999. — 32 с.
- Шолохович В.Ф. Основы экологии и природопользования: Компьют. курс: учебн. пособие для 9−11 кл. общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2000. 201 с.
- Штоф В.А. Моделирование и философия. — М. Л-д.: Наука, 1966. — 312 с.
- Щукина Г. И. Формирование познавательных интересов у учащихся в процессе обучения (в восьмилетней школе). — М.: Учпедгиз, 1962. — 230 с.
- Щукина Г. И. Психолого-педагогические основы формирования познавательных интересов учащихся. — Л.: ЛГПИ, 1967. — 20 с.
- Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М., Педагогика, 1971.-351 с.
- Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. — 208 с.
- Мамедов М.Н. Экологическое образование: концепции и методические подходы. М.: Экономика и информатика, 1996 — 74 с.
- Элективный курс «Энергетика и окружающая среда» (физика, экология). 11 класс / М. И. Аркуша. Волгоград: ИДТ «Корифей», 2006. — 112 с.
- Юдин Б.Г. Развитие научного знания как объект методологического исследования: дис.. докт. филос. наук. — М., 1985. — 296 с.
- Юрьев К.А. Формирование когнитивных элементов экологической культуры личности в процессе обучения физике: дис.. канд. пед. наук. Новосибирск. — 2002. — 200 с.
- Яворук О.А. Теория и практика интегративных курсов (в системе школьного естественнонаучного образования): Монография. — Челябинск: Изд-во ЧГПИ «Факел», 1998. 185 с.
- Янцен В.Н. Межпредметные связи в задачах по физике // Учебное пособие для студентов и преподавателей физико-математических факультетов пединститутов / 2-е издание. Куйбышев. — 1987. — 120 с.