Русский символизм как явление переходной культуры: литературные манифесты
Диссертация
Научная новизна результатов диссертационного исследования состоит в том, что впервые русский символизм представлен как целостное культурное явление переходной эпохи в диалектическом единстве литературных манифестов и эстетических практик, обладающих не только высокой эври-стичностью по отношению к реальностям бытия и способностью интегрировать в себе различные культурно-исторические пласты… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. ЛИТЕРАТУРНЫЕ МАНИФЕСТЫ РУССКОГО СИМВОЛИЗМА КАК ЯВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
- 1. Публицистические манифесты писателей переходного периода
- Д. Мережковский, Н. Минский, А. Волынский
- 2. Литературоведческие манифесты писателей-символистов: А. Белый,
- Вяч. Иванов
- 3. Манифестация поэтов-символистов — В. Брюсов, К. Бальмонт
- Глава 2. ЭСТЕТИКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА РУССКИХ СИМВОЛИСТОВ
- 1. Переходный характер культурно-эстетической жизни России конца XIX начала XX века (аналитика «Мир искусства»)
- 2. Эстетическое самораскрытие истории в культуре: Н. Бердяев и
- К.Леонтьев
- 3. Философско-эстетические концепции русских символистов: Эллис, А. Блок, В. Брюсов
Список литературы
- Бальмонт, К.Д. Элементарные слова о символической поэзии / К. Д. Бальмонт // Серебряный век. В поэзии, документах, воспоминаниях. М.: Локид, 2000. — С. 16−18.
- Белый, А. Единство моих многоразличий / А. Белый // Неотправленное письмо Сергею Соловьеву. Публ., вступ. ст. и коммент. A.B. Лаврова Москва и «Москва» Андрея Белого. М.: РГГУ, 1999. — С. 399−432.
- Белый, А. Душа самосознающая / А. Белый // Сост. и ст. Э. И. Чистяковой. М.: Канон, 1999. — С. 560.
- Белый, А. О теургии / А. Белый // Новый путь. 1903. — № 9. — С. 100−123.
- Белый, А. О смысле познания / А. Белый // Пб.: Эпоха, 1992. — С. 74.
- Белый, А. Письмо к Блоку от 25 марта 1903 г / А. Белый // РГБ.Ф.25. Карт. 30. Ед.хр.1.
- Белый, А. Почему я стал символистом. / А. Белый // Символизм как миропонимание. -М.: Республика, 1994. С. 418−495.
- Белый, А. Критика. Эстетика. Теория символизма / А. Белый // В 2 т. -М.: Искусство, 1994. Т. 1. — С. 447.
- Белый, А. Символизм как миропонимание / А. Белый // Сост., вступ. ст. и примеч. JL А. Сугай. М: Республика, 1994. — С. 528.
- Бердяев, H.A. Собрание сочинений. Типы религиозной мысли в России / H.A. Бердяев // М.: YMCA PRESS, 1989. — Т. 3. — С. 660.
- Бердяев, Н. А. Кризис искусства / H.A. Бердяев О русских классиках. //- М.: Высшая школа, 1993. С. 293−309.
- Бердяев, Н. А. Новое религиозное сознание и общественность /
- Н. А. Бердяев // Сост. и коммент. В. В. Сапова. М.: Канон +, 1999. -С.464.
- Бердяев, H.A. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. В 2 т. / H.A. Бердяев // Русская идея. — М.: Искусство, 1994. Т. 2. — С. 177−203.
- Бердяев, H.A. Творчество и красота. Искусство и теургия / H.A. Бердяев // Смысл творчества. Опыт оправдания человека. М.: Аст, 2002. -С. 199−220.
- Бердяев, H.A. Философия творчества, культуры, искусства. В 2 т. / H.A. Бердяев // - М.: Искусство, 1994. — Т. 2. — С. 510.
- Блок, A.A. «Без божества, без вдохновенья» /A.A. Блок. // Об искусстве.- М.: Искусство, 1980. С. 227−237.
- Блок, A.A. Крушение гуманизма / A.A. Блок // Об искусстве. М.: Искусство, 1980. — С. 379−384.
- Брюсов, В .Я. В защиту от одной похвалы. Открытое письмо Андрею Белому / В .Я. Брюсов // Весы. 1905. — № 5. — С. 37−39.
- Брюсов, В.Я. Д.С. Мережковский как поэт // Д.С. Мережковский: pro et contra / Сост., вступ. ст. А. Н. Николюкина. СПб.: РХГИ, 2001. -С. 297−306.
- Брюсов, В.Я. Ключи тайн. / В. Я. Брюсов // Серебряный век. В поэзии, документах, воспоминаниях. М.: Локид, 2000. — С. 14−16.
- Гиппиус, З.Н. Из дневника журналиста. Декаденты и сознание H.A. Бердяев: pro et contra./ З. Н. Гиппиус // Кн. 1. СПб.: РХГИ, 1994. -С. 182−186.
- Иванов, В.И. Собр. Соч. / В. И. Иванов // Брюссель: Foyer Oriental Chretien, 1974. — Т. 2. — С. 851.
- Иванов, В. И. Реалистический символизм и мифотворчество / В. И. Иванов // Родное и вселенское. М.: Республика, 1994. — С. 157−159.
- Иванов, В.И. Дионис и прадионисийство. / В. И. Иванов // СПб.: Але-тейя, 2000.-С. 343.
- Иванов, В.И. Идея неприятия мира / В. И. Иванов // Родное и вселенское. М.: Республика, 1994. — С. 51−59.
- Иванов, В.И. Мысли о символизме / В. И. Иванов // Родное и вселенское. -М.: Республика, 1994. С. 218−235.
- Иванов, В.И. О границах искусства / В. И. Иванов // Родное и вселенское. -М.: Республика, 1994.
- Иванов, В.И. Борозды и межи. Опыты эстетические и критические / В. И. Иванов //- М.: Мусагет, 1916. С. 359.
- Лосев, А.Ф. Диалектика художественной формы / А. Ф. Лосев // Форма. Стиль. Выражение. М.: Мысль, 1995. — С. 254−312.
- Лосский, А.О. История русской философии. / А. О. Лосский // М.: Сов. писатель, 1991.-С. 480.
- Мережковский, Д. С. Две тайны русской поэзии. Некрасов и Тютчев / Д. С. Мережковский. // В тихом омуте: Статьи и исследования разных лет. М.: Советский писатель, 1991. — С. 416−483.
- Мережковский, Д.С. Письмо к Белому, август 1903г. / Д. С. Мережковский // Новый путь. 1903. — № 2. — С. 24−31.
- Мережковский, Д.С. Собрание сочинений. Иисус Неизвестный. / Д. С. Мережковский // М.: Республика, 1996. — С. 687.
- Минский, Н. При свете совести (Мысли и мечты о цели жизни). СПб., 1890.
- Минский, Н. Опыт самокритики Ницше Ф. / Н. Минский // Соч.: В 2 т. -М.: Мысль, 1990. Т. 1. — С. 48−56.
- Минский, Н. Философия тоски и жажда воли / Н. Минский // Максим Горький: pro et contra. СПб.: РХГИ, 1997. — С. 305−314.
- Мочульский, К. А. Блок, А. Белый, В. Брюсов. / К. Мочульский // Избранные труды. М.: Республика, 1997. — С. 497.
- Ницше, Ф. Соч.: В 2 т. / Ф. Ницше // Сост., ред., вступ. ст. К.А. Свасья-на. М.: Мысль, 1990. — Т. 1. (Лит. памятники). — С. 829.
- Ницше, Ф. Философия в трагическую эпоху / Ф. Ницше //- М.: REFL-book, 1994.-С. 416.
- Соловьев, B.C. Общий смысл искусства / B.C. Соловьев // Соч. Сост., авт. вст. ст. и прим. A.B. Гулыга. М.: Раритет, 1994. — С. 237−251.
- Соловьев, B.C. Философские начала цельного знания / B.C. Соловьев // Полн. собр. соч. и писем: В 20 т. М.: Наука, 2000. — Т. 2. — С. 185−308.
- Розанов, В. В. Эстетическое понимание истории / В. В. Розанов // Леонтьев К. Н:рго et contra. -СПб: РХГИ, 1995. 121.
- Чулков, Г. И. На путях свободы / Г. Чулков // Валтасарово царство. М.: Республика, 1998. — С. 343−344.
- Чулков, Г. И. Оправдание символизма / Г. И. Чулков // Валтасарово царство. М.: Республика, 1998. — С. 422-^29.
- Чулков, Г. И. Поэзия Владимира Соловьева / Г. И. Чулков // Вопросы жизни. 1905. -№ 4−5. — С. 18−43.
- Шеллинг, Ф.В. Й. Философия откровения / Ф.В. Й. Шеллинг // СПб.: Наука, 2000.-Т. 1.-С. 699.
- Шеллинг, Ф.В. Й. Философия откровения / Ф.В. Й. Шеллинг // СПб.: Наука, 2002. — Т. 2.- С. 480.
- Шестов, Л. Киргегард и экзистенциальная философия (Глас вопиющего в пустыне) / Л. Шестов // М.: Прогресс — Гнозис, 1992. — С. 304.
- Шопенгауэр, А. Основные идеи эстетики / А. Шопенгауэр // Избранные произведения. М.: Просвещение, 1993. — С. 413−474.
- Эллис, В защиту декадентства Н. А. Бердяев: pro et contra./ Эллис // Кн. 1. СПб.: РХГИ, 1994. — С. 166−168.
- Эллис, О современном символизме, о «черте» и о «действе Мережковский Д. С / Эллис.: pro el contra //. СПб.: РХГИ, 2001. — С. 248−256.
- Эллис, Русские символисты / Эллис //. Томск: Водолей, 1998. — С. 288.1. ИССЛЕДОВАНИЯ
- Абрамов, А.И. Декаданс в социокультурном измерении. / А. И. Абрамов (К характеристике философско-эстетических исканий).// Общественные науки и современность. — 1997. — № 1. — С. 146−152.
- Асоян, Ю.А., Малафеев A.B. Открытие идеи культуры (Опыт русской культурологии середины XIX начала XX веков / Ю. А. Асоян., A.B. Малофеев. -М.: ОГИ, 2001. — С. 344.
- Анненский Ю. Александр Блок / Ю. Анненский // Воспоминания о серебряном веке. М.: Республика, 1993. — С. 74 — 181.
- Азизян, И.А. Диалог искусств Серебряного века. / И. А. Азизян // М.: Прогресс-Традиция, 2001. — С. 400.
- Азизян, И.А. Символизм' в авангарде / И. А. Азизян // Издательст-во.:Наука, 2003. -С.448.
- Апрелева В.А. Музыка как выражение и предвосхищение культуры / В. А. Апрелева // СПб.: Инфо-да, 2004. -С.380.
- Барбачаков, A.C. Проблема традиции в русском символизме. К постановке проблемы / A.C. Барбачков // Традиции в контексте русской культуры. -Череповец, 1992.-С. 123−145.
- Баженов, H.H. Символисты и декаденты: психиатрический этюд. /H.H. Баженов//-М.: Б.и., 1899.-С. 33.
- Баткин, Л.М. О некоторых условиях культурологического подхода // Античная культура и современная наука. М.: Наука, 1985. — С. 303 — 312.
- Бахтин, М. Смелее пользоваться возможностями // Новый мир. 1970. -№ 11.-С. 237−240.
- Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин //- М.: Искусство, 1986. С. 444.
- Бердяев, H.A. О русской философии / H.A. Бердяев /7 Сост. Б. В. Емельянов, А. И. Новиков. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1991. Ч. 2. — С. 42 -44.
- Бельчевичен, С.П. Проблема взаимосвязи культуры и религии в философии Д.С. Мережковского / С. П. Бельчевичен // — Тверь: Изд-во Твер. ун-та, 1999.-С.130.
- Бибихин, В.В. Орфей безумного века. Андрей Белый на Западе. / В. В. Бибихин // Андрей Белый: проблемы творчества: статьи, воспоминания, публикации. Сборник. М.: Советский писатель, 1988. -С. 502−521.
- Богданов, В.А. Самокритика символизма (из истории проблемы соотношения идеи и образа) / В. А. Богданов // Контекст. 1984. М.: Наука, 1986. — С. 164−194.
- Бойчук, А. Г. Андрей Белый и Николай Бердяев: к истории диалога / А.Г. Бойчук//Изв. Академии наук. -1992. Т. 51.-№ 2. -С. 18−35.
- Борисова, Е. А. Стернин Г. Ю. Русский модерн /Е.А. Борисова., Г. Ю.Стернин//-М.:Галарт: АСТ-ЛТД, 1998. -С.360.
- Бычков, В.В. Эстетические пророчества русского символизма / В. В. Бычков // Полигнозис. № 1. — С. 83−104.
- Валентинов, Н. Два года с символистами / Н. Валентинов // М.: XXI -Согласие, 2000.-С. 384.
- Вековцева, Т.А. «Мир искусства"-новый журнал русской художественной интеллигенции на рубеже XIX -XX веков / Т. А. Вековцева // Из истории российской интеллигенции. Сборник научных статей. Вып. З. Челябинск:Изд-во «Арбис», 2000.
- Виноградов, С.А. О странном журнале, его талантливых сотрудниках и московских пирах / С. А. Виноградов // Воспоминания о серебряном веке. — М.: Республика, 1993. С. 430 — 439.
- Вислова, A.B. На грани игры и жизни: (Игра и театральность в художественной жизни России «серебряного века») /A.B. Вислова // Вопросы философии. 1997. -№ 12.-С. 28−38.
- Волошин, М. История моей души. М.: Аграф, 1999. — С.480.
- Волынский, A.JI. Декадентство и символизм / A.JI. Волынский // Северный вестник. 1896. — № 12. — С. 247 — 255.
- Габинский, Г. А. Божественное откровение и человеческое познание / Г. А. Габинский. //-М.: Политиздат, 1989. С. 127.
- Галеви, Д. Жизнь Фридриха Ницше. / Д. Галеви // Рига.: Спридитис, 1991.-С. 272.
- Гервер, JI.JI. Андрей Белый «композитор языка» / JI.JI. Гервер // Музыкальная академия. — 1994. -№ 3. — С. 102−112.
- Гофман, Н. Петербургские воспоминания / Н. Гофман // Воспоминания о серебряном веке. М.: Республика, 1993. — С. 367 — 378.
- Герцык, Е. Волошин / Е. Герцык // Воспоминания о серебряном веке. -М.: Республика, 1993. С. 223 — 235.
- Гиппиус, 3. Об Александре Добролюбове / 3. Гиппиус // Воспоминания о серебряном веке. М.: Республика, 1993. — С. 19−20.
- Гиппиус-Мережковская, З. Н. Дмитрий Мережковский / З.Н. Гиппиус-Мережковская // Серебряный век: Мемуары. М.: Известия, 1990. — С. 15 -110.
- Емельянов, Б.В. Русская философия Серебряного века / Б. В. Емельянов // Екатеринбург. Изд-во Урал, ун-та, 1995 г.-С. 284.
- Емельянов, Б.В. Этюды о русской философии./ Б. В. Емельянов // Екатеринбург. Изд-во Урал, ун-та, 1995 г.-С. 264.
- Емельянов, Б.В. Три века русской философии: русская философия XX века./ Б. В. Емельянов // Екатеринбург. Изд-во Урал, ун-та, 2003 г. С. 692.
- Емельянов, Б.В. О русских философах, хороших и разных. Историко-философские очерки / под. ред. А. В. Перцева / Б. В. Емельянов // Екатеринбург: Издательство АТгрупп, 2005. С. 288.
- Ермилова, Е.В. Теория и образный мир русского символизма. / Е. В. Ермилова // М.: Наука, — 1989. — С. 176.
- Жукоцкая, З.Р. Предтечи Серебряного века. / 3. Р. Жукоцкая // Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2002. С. 183.
- Жукоцкая, З.Р. Свободная теургия: культурофилософия русского символизма / З. Р. Жукоцкая // М.: РГГУ, 2003. — С. 288.
- Зайцев Б. Побежденный / Б. Зайцев // Воспоминания о серебряном веке. М.: Республика, 1993. — С. 171 — 173.
- Зелинский, Ф.Ф. Ницше и античность / Зелинский // Философия в трагическую эпоху. М.: REFL-book, 1994. — С. 6−36.
- Ивонин, Ю.П. Между гармонией и восстанием: (Проблема социального идеала в русской философии «серебряного века»)/ Ю. П. Ивонин // Новосибирск: Б.и., 1997.-С.200.
- Иванов, В.И. Архивные материалы и исследования. / В. И. Иванов // -М.: Русские словари, 1999. С. 488.
- Ивонин, Ю.П. Между гармонией и восстанием: (Проблема социального идеала в русской философии «серебряного века») / Ю.П.Ивонин// Новосибирск: Б.и., 1997.-200 с.
- Ивонин, Ю.П. Русская философия «серебряного века» /Ю.П. Ивонин // -Новосибирск: Б.и., 1995.-С.62.
- Ильев, С.П. Русский символистский роман: аспекты поэтики / С.П. Иль-ев// Киев: Лыбидь, 1991.-С.168.
- Исаев, И. Русская буржуазная культура начала XX века: эстетические тенденции и тупики развития / И. Исаев // Социально-культурный контекст искусства: историко-теоретический анализ. М.: Б. и., 1987. — С. 134 — 152.
- Каверина Е.А. Художественный журнал как эстетический феномен (Россия. Конец XIX- ХХвеков) /Е.А. Каверина// Автореф. дисс. .уч.ст.к.филос.н. СПб., 2000.
- Казин, A.JI. Андрей Белый: начало русского модернизма / A.JI. Казин / / Критика. Эстетика. Теория символизма: В 2-т. М.: Искусство, 1994. Т. 1. -С. 6−41.
- Клюс, Э. Ницше в России. Революция морального сознания. / Э. Клюс //- СПб.: Академический проект, 1991. С. 240.
- Козырев, А.П. Смысл любви в философии Владимира Соловьева и гностические параллели /А.П. Козырев // Вопросы философии. -1995. -№ 7. С. 59−78.
- Кондаков, И.В. Введение в историю русской культуры./ И. В Кондаков //- М.: Аспект Пресс, 1997. С. 687.
- Кондаков, И.В. Культурология: история культуры России. / И. В. Кондаков // М.: ИКФ Омега — М.: Высшая школа, 2003. — С. 616.
- Кондаков, И.В. Русская культура: краткий очерк истории и теории. /И. В. Кондаков //-М.: Книжный дом «Университет», 1999. С. 360.
- Кондаков, И.В., Корж Ю. В. Символизм / И. В. Кондаков, Ю. В. Корж // Культурология. XX век. Энциклопедия. СПб.: 1998. Т. 2. — С. 413−418.
- Костюк, К. Философия символизма в русской культуре начала XX века / К. Костюк //- М.: 1999. Деп. В ИНИОН. С. 28.
- Кувакин, В.А. Религиозная философия в России / В. А. Кувакин // М.: Мысль, 1980.-С. 309.
- Кураченко, В.А. Искусство и миф в эстетике Вячеслава Иванова / В. А. Кураченко // Философский анализ явлений духовной культуры (теоретический и исторический аспекты). М.: Изд-во МГУ, 1984. — С. 104 — 112.
- Кривцун, O.A. Художник в русской культуре XX века: трансформация самосознания и творческих стратегий / O.A. Кривцун // Современные трансформации российской культуры / отв.ред. И. В. Кондаков. -М.:Наука, 2005. -С.416.
- Ликова, Р. Проблеми на европейския символизъм / Р. Ликова // София: Наука и изкуство, 1984. — С. 572.
- Мазаев А.И. Проблема синтеза искусств в эстетике русского символизма / А. И. Мазаев // РАН, Рос. ин-т искусствознания Министерства культуры Рос. Федерации, М.: Наука1992. С. 326.
- Мамардашвили, М.К., Пятигорский A.M. Символ и сознание. М.: Языки культуры, 1997. -С. 217.
- Мандельштам, А.И. Серебряный век: русские судьбы. СПб.: Предприниматель Громов A.A., 1996. — 320с.146