Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социокультурные основания формирования цивилизационного сознания народов Северного Кавказа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Духовная составляющая цивилизационного социокультурного развития является важнейшим объектом социогуманитарного знания, однако каждая отдельная наука ищет в этом объекте свою грань. Для историков интерес представляет прежде всего «содержания человеческого сознания на всех его уровнях"2, для психологов — архетипы, закодированные в произведениях искусства, фольклоре и традициях конкретных этносов… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Социокультурная сущность цивилизационного сознания 16 1.1 .Теоретико-методологические основы исследования цивилизационного сознания
    • 1. 2. Менталитет как основа цивилизационного сознания
    • 1. 3. Трансформации мифа в системе цивилизационного сознания
  • Глава II. Культура северокавказской цивилизации и особенности цивилизационного сознания народов Северного Кавказа
    • 2. 1. Специфика северокавказской цивилизации
    • 2. 2. Социокультурные условия формирования традиционного менталитета народов Северного Кавказа
    • 2. 3. Мифосознание как элемент цивилизационного сознания северокавказской цивилизации
    • 2. 4. Социокультурная динамика цивилизационного сознания в контексте модернизационных процессов на Северном Кавказе.,

Социокультурные основания формирования цивилизационного сознания народов Северного Кавказа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Необходимость формирования новационной парадигмы социокультурного развития актуализирует проблемы, связанные с реакцией сознаний отдельных этносов или их групп на взаимодействие с новыми для них типами ценностных ориентаций, устремлений, мотивовцелей, — взаимодействие, возникающее неизбежно в условиях интенсификации межэтнических и межцивилизационных отношений.

Процессы глобализации, усиление взаимозависимостей и возрастание возможностей катастрофических рисков в процессе существования современного человечества стимулируют одновременно как внедрение и укоренение универсальных ценностей, так и ренессанс исходных этнических установок и ценностей, общность которых может выступить основой для формирования новой духовной целостности нескольких этносов. Индивидуальный и групповой опыт прошлого, кристаллизующийся в исторической памяти, в системе ценностей, в традиционной картине мира, религиозных верованиях, фобиях, национальных мифах, актуализируется в той мере, в какой современные ситуации интерпретируются по аналогии с ситуациями историческими. Однажды апробированные и закрепленные вековыми привычками образцы мышления и поведения выступают основой настоящих и будущих реакций этноса на «вызовы» внешней среды. В этой связи исследование надэтнических духовных образований представляется весьма актуальной задачей.

Кавказ (по выражению Ю. А. Жданова — «солнечное сплетение Евразии"1) издревле находился на пересечении интересов и коммуникаций нескольких цивилизаций, и сегодня он является объектом разнонаправленных воздействий, в которых основное место занимают противодействующие процессы глобализации и усиления.

1 Жданов Ю. А. Проблемы теории и истории культуры. Изд. 2-е, перераб. / - Ростов н/Д: Наука-пресс, 2005, С. 138. традиционалистских тенденций. На протяжении длительной истории на Северном Кавказе сформировалось множество этносов, каждый из которых уникален, однако общность исторической судьбы, географических условий, интересов, а также механизмов социально-правового регулирования и ряда духовных черт позволяют исследователям говорить о формировании северокавказской цивилизации, способной выступить субъектом исторического развития.

Для многонациональной и поликонфессиональной России, объединяющей множество культурно разнородных этносов, жизненно важно выстроить продуктивную систему межкультурного диалога, творчески переосмыслить имеющийся опыт и выработать новые пути взаимообогащения культур, в том числе — с культурами народов Северного Кавказа. Именно в настоящий момент цивилизационное сознание народов' Северного Кавказа, как и большинства этносов планеты, претерпевает фундаментальные изменения. Это обстоятельно актуализирует задачу изучения менталитетов этносов, находящихся не просто в процессе взаимодействия, но и в состоянии трансформации ценностных и смысловых установок.

Изучение процесса формирования и особенностей цивилизационного сознания народов Северного Кавказа необходимо для выработки взвешенной национальной политики Российской Федерации, позволяет полнее осознать взаимодействие северокавказских этнических культур и российской культуры.

Современные процессы на Северном Кавказе не только определяют возможности сохранения и перспективы развития российской цивилизации, но и превращают Северный Кавказа в модель формирования новых алгоритмов взаимодействия традиционных и модернизирующихся ценностей, межкультурного диалога. Однако сама проблематика цивилизационного сознания все еще остается дискуссионной.

Духовная составляющая цивилизационного социокультурного развития является важнейшим объектом социогуманитарного знания, однако каждая отдельная наука ищет в этом объекте свою грань. Для историков интерес представляет прежде всего «содержания человеческого сознания на всех его уровнях"2, для психологов — архетипы, закодированные в произведениях искусства, фольклоре и традициях конкретных этносов, для политологовдуховные основания региональной культурной политики, для культурологовценностно-смысловые основания общечеловеческой культуры и отдельных типов культуры. Вместе с тем следует отметить, что со времени формирования «Новой исторической науки» или Школы «Анналов» цеховая обособленность отдельных дисциплин социогуманитарного знания преодолевалась, поскольку было осознано существенное, принципиальное единство социального и ментального развития в истории цивилизаций, однако это обстоятельство не должно привести к нивелированию предметов названных наук. Богатство разнообразных подходов, исследовательских установок, научных подходов к анализу проблемы цивилизационного сознания во всем его разнообразии внушает оптимизм. К настоящему времени накоплен разнообразный и богатый материал по истории, этнографии, фольклористике народов Северного Кавказа, но его теоретическое осмысление с системных позиций еще только набирает силу.

Таким образом, актуальность настоящего исследования обусловлена как остротой практических реалий взаимодействия культур различных этносов Северного Кавказа, так и проблемами теоретического характера, связанными с необходимостью целостного, системного анализа многообразных аспектов цивилизационного сознания как важнейшей составляющей культуры.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема сущности и генезиса цивилизационного сознания является комплексной проблемой,.

2 Гуревич А. Я. Исторический синтез и Школа «Анналов». — М.: Изд-во «Индрик», 1993. С. 16. подходы к исследованию которой на основе различных парадигмальных установок можно зафиксировать во многих социогуманитарных науках (культурологии, философии, истории, социальной психологии, этнопсихологии, этнологии, социологии, политологии и др.). Данная проблема рассматривалась как в контексте анализа отдельных цивилизаций, так и в ходе исследования коллективного сознания, анализа «народного духа», «народной души», надиндивидуальных феноменов сознания, национального характера, национального самосознания, этнической картины мира и т. д.

Цивилизационно мыслящие культурологи ставили задачу изучения общего духовного «фона» каждой эпохи (Н.Я.Данилевский, А. Тойнби, Й. Хейзинга, Ж. Ле Гофф и многие другие). При этом наиболее продуктивными являются цивилизационный (Ф.Фукуяма, С. Хантигтон и, др.) и синергетический подходы (И.Р. Пригожин, Э. Гелнер, С. П. Курдюмов, Е. Н. Князева, Н.Н., Моисеев и др.), которые, при всем различии целей и исходных установок исследования, обращаются и к проблеме цивилизационного сознания,.

У истоков изучения коллективной духовной составляющей жизни разных народов стоял Гиппократ, сформулировавший идею зависимости всех различий между народами — в том числе их поведения и нравов — от природы и климата. Особенности жизни и характера разных народов зафиксировал Геродот. В ХУШ веке французские просветители вводят понятие «дух народа». К этой проблеме обращаются Г. В. Гегель, И. Г. Гердер, Г. Лебон, Ш. Монтескье, И. Фихте, Д. Юм и многие другие философы Нового времени.

Большое значение для понимании генезиса цивилизационного сознания имеет разработка понятия ментальности, обозначающего совокупность социально-психологических установок, образов мыслей и верований, «навыков духа» различных групп людей.

Введение

этого понятия Р. Эмерсономисследование «коллективных ментальностей» А. де Токвилемучение Э. Дюркгейма о «коллективных представлениях» (религиозных верованиях, мифах, нормах морали и права) как надиндивидуальных феноменах сознанияпонимание ментальности как сопричастности всех членов данного общества ко всеобщим верованиям или заблуждениям Л. Леви-Брюлемвведение понятия коллективного бессознательного К. Г. Юнгомотождествление ментальностей и «социальных характеров» Э. Фроммоманализ мифа как важнейшего содержания коллективного сознания К. Леви-Строссомизучение истории ментальностей основоположниками Школы «Анналов» М. Блоком и Л. Февром, а также их последователями явились важнейшими этапами, подготавливающими понимание сущности цивилизационного сознания.

В' концепциях А. Кардинера, Д. Левинсона, А. Инкельса и других выделены системы общественных поведенческих стереотипов. Они обосновывали мнение, что каждый представитель этнического образования обладает набором стереотипов, детерминированных этнической принадлежностью, которые наследуются дальнейшими поколениями. По представлению А. Инкельса и Д. Левенсона, национальный характер соответствует устойчиво сохраняющимся личностным чертам и личностным моделям (типам личности), являющимися модальными для взрослых представителей рассматриваемого общества.

Основополагающие идеи для понимания особенностей русской ментальности были сформулированы такими великими мыслителями как П. Я. Чаадаев, B.C. Соловьев, Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, И. М. Бунин, Б. Г. Вышеславцев, И. А. Ильин, К. Д. Кавелин, Л. П. Карсавин, П. А. Сорокин, Н. О. Лосский, Н. Я. Данилевский, В. О. Ключевский, В. С. Соловьев, А. С. Хомяков. Сегодня русская ментальность в контексте изучения социокультурной динамики России исследуется А. С. Ахиезером, В. К. Королевым, А. С. Панариным и др.

В XX веке теоретические и методологические проблемы национального менталитета и характера разрабатывались Г. Д. Гачевым, А. Кардинером, И.С.

Коном, В. А. Лекторским, Д. Левинсоном, И. К. Пантиным, А. С. Панариным, А. П. Огурцовым и др.

Актуальны для данной работы исследования в области этнологии, этнопсихологии, этносоциологии, социальной и культурной антропологии весомый вклад в развитие которой внесли ученые С. А. Арутюнов, Ю. В. Бромлей, Л. Н. Гумилев, Г. С. Денисова, Л. М. Дробижева, С. В:Лурье, Г. П. Отюцкий, А. В. Садохин, А. А. Сусоколов, Т. Г. Стефаненко, В. П. Уланов, Я. В. Чеснов, С. И. Эфендиев, Ф. С. Эфендиев и др. В их трудах были сформулированы базовые теоретико-методологические проблемы этнопсихологии, проанализированы результаты полевых исследований. Этнический менталитет как один из ключевых признаков нации изучался Р. Г. Абдулатиповым, Ю: П. Андреевым, А. Г. Здравомысловым, В. М. Семеновым, Н. Г. Скворцовым и другими, Н. Б-Халилова выделила следующие культурологические индикаторы национального самосознания: этническая самоидентификация, включающая представление об этноконсолидирующих и этнодифференцирующих признакахнациональный характер на уровне автостереотиповэтнические установки, выявляющие уровень и направленность межнациональных отношений, включая проявления этнофобии и национализмасоциокультурные установки, включающие представление и оценочные суждения относительно истории и отдельных элементов традиционной культурыэтнически обусловленные социальные установки и ценности, включающие оценку собственного социального самочувствия в контексте взаимодействия этнофора и государства3.

Проблема собственно цивилизационного сознания разрабатывается И. Н. Ионовым, В. Н. Хачатуряном, В. В'.Агеевым.

Изучение кавказского менталитета к настоящему времени приобрело разнообразные традиции, в том числе осмысление в художественных формах.

См.: Халилова Н. Б. Культурная альтернатива политизации этничности. Автореферат дисс. на соис. уч. степ. канд. филос. наук. Волгоград, 2007.

Безусловно, заметную роль в данном направлении сыграли писатели-просветители Ч. Ахриев, И. М. Базоркин, А. А. Гассиев, А.-Г. Кешев, Ш. Ногмов, С. Х. Сиюхов, К. Хетагуров и другие.

Исследования современных ученых-кавказоведов столь разнообразны, что в них можно выделить ряд ключевых направлений: философскоеА.А.Аштамахова, В. Е. Давидович, О. Н. Дамения, Ю. А. Жданов, G.B. Костылев, А. П. Огурцов, И. К. Пантин, Х. Г. Тхагапсоев, Р. А. Ханаху, Р. Д. Хунагов, А. Ю. Шадже, Ф. С. Эфендиев и др.- культурологическое и этнологическое — В. А. Авксентьев, Б. Х. Бгажноков, М. М. Зязиков, X. М. Казанов, С. Л. Ляушева, Т. А. Мазаева, А. С. Мирзоев, Т. А. Мазаева, В. В. Черноус и др.- психологическое и педагогическое — М. З. Азаматова, И. Г. Дубов, Б. А. Душков, И. А. Шоров и др.- мифологическое и филологическое.

A.M. Гадагатль, 3. Блягоз, А. Схаляхо, Д. Р. Шахмирзоева, Ю. М. Тхагазитов и, др.- социологическое — Ю. Г. Волков, Г. С. Денисова, Л. М. Дробижева, А. А. Хагуров, Е. М. Харитонов, и др.- политологическое и правовое — Т. М. Айтберов, В. Х. Акаев, Е. А. Ануфриев, И. Л. Бабич, И. ПЩобаев, Х. М. Думанов, З. А. Жаде, А. А. Жириков, Г. М.КеримовК.А.Кокурхаев, Л. В. Лесная, Х. М. Манкиева, Т. М. Полякова, Д. М. Тайсаев, Д. Ю. Шапсугов и др.-* историческое — М. Г. Аутлев, Б. М. Беджанов, В. К. Гарданов, С. Х. Мафедзев,.

B.А. Матвеев, Р. Б. Унарокова, К. Х. Унежевэкономическое — Ю. М. Осипов, О. В. Иншаков, В. В. Кашицин. Особое место занимают исследования религиозного сознания народов Северного Кавказа — работы М. А. Абдуллаева, А. В. Авксентьева, В. Х. Акаева, Г. М. Керимова, А. А. Хисматулина.

Таким образом, активно исследуются отечественными и зарубежными авторами как проблемы этноменталитета и национального самосознания, так и специфика культур различных этносов Северного Кавказа. Однако очевидна потребность в философско-культурологическом осмыслении процессов генезиса и эволюции такого надэтнического духовного образования, как цивилизационное сознание народов Северного Кавказа.

Данная диссертационная работа имеет: целью внести вклад в решение данной-проблемы.

Объектом исследования является социокультурное пространство бытия народов Северного Кавказа- '.

Предметом исследования выступает формирующеесяцивилизационноесознание народов Северного Кавказа.

Цель? и задачи исследования. Цельюдиссертационного! исследования является концептуальное определение доминирующих факторов и логики формирования! цивилизационного сознания* в пространстве взаимодействия традиционных культур народов? Северного Кавказа исовременных социокультурных процессов.

Условием достижения поставленной" цели является решение следующих взаимосвязанных исследовательскихзядяч: ^.

— выделить теоретико-методологические, основания исследования, цивилизационного сознанияг.

— определить понятие и структуру цивилизационного сознания;

— эксплицировать социокультурную основу цивилизационного¦ сознания- *.

— определить место мифа в структуре цивилизационного сознания-. -исследовать специфику северокавказской цивилизации;

— выделить социокультурныефакторы детерминации менталитета северокавказских народов;

— проанализировать? этнокультурную специфику менталитета народов северного Кавказа;

— определить доминирующиефакторыэволюции' цивилизационного сознания северокавказской цивилизации в современном обществе.

Теоретические и методологические основы-исследования.

Теоретическую базу диссертационного исследования составляют идеи отечественных и зарубежных философов и культурологов, определивших развитие, либо внесших значительный вклад в разработку концепций многомерногосравнения высоких культур (А.С. АхиезерП.А. Сорокин, А.Дж. Тойнби, С. Хантингтон, О. Шпенглер и др.) — цивилизационного подхода к проблемам социально-исторического развития (Ш. Айзенштадт, Б. С. Ерасов, А. Н. Ерыгин, Г. С. Померанц, Н. Элиас), теории и истории культуры (В:Е. Давидович, Г. В. Драч, Ю. А. Жданов, М. С. Каган, В. К. Королев, Э. С. Маркарян, В. М. Межуев, Е. Я. Режабек, С. В. Резванов, Л. А. Штомпель и др.), истории ментальностей (Й.Хейзинга, ФгАрьес, Ж. Ле Гофф, М. М. Бахтин, А. Я. Еуревич, Б. Бродель, С. В. Лурье и др.).

Проблематика цивилизационного сознания анализируется в философско-культурологическом аспекте, однако она имеет и интердисциплинарный и полидисциплинарный характер, является предметом исследования этнографии, этносоциологии, психологии, политологии и ряда других наук. Соответственно, в работе для* решения намеченных задач используются аксиологический и деятельностный подходы, сравнительно-исторический и диалектический методы исследования, а также ряд теоретических концептов, сформировавшихся в современной теории культуры: «культурная картина мира» (Р.Редфильд), «цивилизационное сознание» (И.Н. Ионов, В. М. Хачатурян, В.В.Агеев), «культурные константы» (С.В.Лурье), «этнокультурные константы» (М.М.Зязиков), «третичная мифология» (И.М. Дьяконов) и др.

Методологической основой исследования являются цивилизационный и системный подходы к исследованию культуры. Исследование базируется на ключевых философских принципах: детерминизма, историзма, развития, противоречивости, системной организации общества, целостности.

Научная новизна полученных результатов исследования определяется тем, что в работе.

— выделены теоретико-методологические основания исследования цивилизационного сознания;

— с философско-культурологической точки зрения определено понятие «цивилизационное сознание»;

— в качестве нерефлексируемого элемента цивилизационного сознания выделено мифосознание, в качестве его основы экплицированы общие элементы ментальностей составляющих его этносов;

— определена специфика северокавказской цивилизации;

— выделены социокультурные факторы детерминации менталитета северокавказских народов;

— зафиксировано наличие первичной и третичной мифологии в качестве этнокультурной специфики менталитета народов Северного Кавказа;

— определены доминирующие социокультурные факторы, способствующие формированию целостности и, в то же время, трансформации цивилизационного сознания северокавказской цивилизации в современном обществе.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Эволюция идеи цивилизации шла в направлении осознания роли духовных факторов, образующих и скрепляющих цивилизационное единство. Эти факторы все чаще сводят к процессам самоидентификации. Однако такое сведение, во-первых,'сужает сферу духовных регулятивов, а, во-вторых, чреват различного рода искажениями. В связи с этим необходимо ввести в культурологический оборот понятие «цивилизационное сознание».

2. Цивилизационное сознание — это специфическое духовное образование, лежащее в основе высокоэффективной социокультурной адаптации группы этнических культур, составивших цивилизацию, к «вызовам» внешней среды (природной или социальной), сформированное на основе утверждения собственных норм жизнедеятельности, доминировании единых ценностно-смысловых идей и идеалов и ментальных установок, общих для данных этносов. Понятое таким образом цивилизационное сознание не предполагает отказа от социально-культурных, национальных, этнических особенностей, а выражает определенную степень общности этих особенностей, достигаемую на основе самосознания и общих условий жизни, формируемых, в том числе, в условиях городской культуры.

3.При определении оснований цивилизационного сознания необходимо выделить социокультурный опыт его носителей, сформировавшийся в процессе пройденной истории (осмысливающийся в тех или иных формах, в том числе в форме представлений о собственной судьбе), и те общие сюжетные мотивы и архетипические образы, которые закрепляются в мифах. В содержательном аспекте в состав цивилизационного сознания входит не только совокупность культурных картин мира (включающих, согласно Р. Редфильду, видение мироздания, представления членов общества о самих себе и о своей активности в мире) составляющих данную цивилизацию народовно и историческая память, архетипические представления, способы восприятия времени и пространства, системы исторически развивающихся доминантных ценностей, идеалов, целей, «свернутые» программы социального действия, базовые культурные концепты, научные знания и т. д.

Цивилизационное сознание и культурная картинамира не совпадают друг с другом. Во-первых, первое шире по содержанию, а во-вторых, несовпадение обусловлено тем, что, если культурная картина мира — это совокупность наличествующих содержательных образов и представлений (хотя и изменяющихся с течением времени), то цивилизационное сознание — это также совокупность содержательных форм, реализующихся в культурных и этнических константах.

Так понятое цивилизационное сознание отражает системность духовных факторов, регулирующих формирование и становление цивилизации.

4. Структура цивилизационного сознания представляет собой противоречивое единство рефлексируемых и нерефлексируемых элементов. Базовым элементом нерефлексируемой части цивилизационного сознания выступает мифосознание от его архаических до современных форм. Значительную роль в современной эволюции цивилизационного сознания играет фактор так называемой «третичной мифологии». Её воздействие направлено на корректировку базисных элементов исторической памяти народов, касается ключевых элементов этногенеза, осуществляется в интересах национальных элит и имеет, как правило, конъюнктурный характер.

5. Схожие формы хозяйствованияобусловленные своеобразием географических и климатических условий, сохранение традиционных принципов общественного устройства и этических установок, общность психологического склада, ценностей, идеалов и, исторической судьбы народов Северного Кавказа позволяют зафиксировать существование локальной северокавказской цивилизации, которой присуще специфическое цивилизационное сознание, процесс формирования которого продолжается и в настоящее время.

6>. Целостность цивилизационного сознания северокавказской цивилизации в современном обществе обеспечивается следующими обстоятельствами: аппликацией на нормы традиционнаго адатного права современных государственных правовых нормэффективностью моральных кодексов («апсуара» — у абхазов, «адыгэ хабсэ» — у адыгов, «нохчалла» — у, чеченцев, «палгай эздел» — у ингушей и дрОналичием схожих психологических черт у представителей разных этносовобщностью традиционного мифологического сознания и привитием «третичной» мифологииустойчивостью паттерна родственно-клановой взаимосвязи, солидарности и взаимопомощи при решении всех возникающих проблемналожением на элементы языческих верований догматов1 и ритуалов различных течений ислама или христианстваспецифической реакцией на глобализационные и модернизационные процессы.

7. Доминирующими социокультурными факторами эволюции современного цивилизационного сознания народов Северного Кавказа являются: политизация этничности, развитие городов и городской культуры, разновекторность взаимодействия традиционных культур изучаемого региона с широким спектром проявлений модернизационных устремлений российской цивилизации, социоконфессиональных (в т.ч. фундаменталистских) влияний- «мусульманского мира», глобализационным давлением «западной» цивилизации.

Практическая и научно-теоретическая значимость исследования Результаты диссертационной работы позволяют уточнить и углубить теоретические представления в области теории и истории культуры народов Северного5 Кавказа. Практическая1 значимость диссертационного исследования определяется возможностью применения его выводов при разработке различных аспектов социальной и культурной политики. Научно-теоретические положения и выводы, содержащиесяв исследовании, могут найти применение при, подготовке лекционных курсов" по истории и теории культуры, спецкурсов и семинаров по проблемам межкультурных коммуникаций, ментальной и социальной истории народов Северного Кавказа, иных аспектов кавказоведения. *.

Апробация диссертационной работы.

Основные положения диссертационного исследования отражены в 10-^ ти публикациях общим объемом 3,4″ п: л. и выносились на обсуждение на научных конференциях и семинарах, в том числе: Четвертой Южноf.

Российской научно-практической конференции «Интеграция науки и-> высшего образования в социально-культурной сфере», проводимой на базе Краснодарского государственного университета культуры и искусств (г.Краснодар, 2006 год) — Десятом Международном конгрессе студентов, аспирантов и молодых ученых «Перспектива», организуемом Кабардино-Балкарским государственным университетом (г.Нальчик, 2007 год). Результаты диссертационного исследования были использованы при разработке курса «История народов Северного Кавказа».

Заключение

.

Современный мир находится в точке бифуркации, смены парадигмы социокультурного развития, что требует новых подходов в осознании процессов цивилизационного взаимодействия, принципиально иных способов выявления и предотвращения катастрофических угроз развитию и существованию человечества. Эти обстоятельства актуализируют тему проведенного исследования.

Не претендуя на всеохватность рассмотрения этой чрезвычайно масштабной проблемы, в данной диссертации выделены отдельные аспекты эволюции цивилизационного самосознания на материале трансформации менталитета народов Северного Кавказа. Изученный материал позволяет сделать следующие выводы:

1. Данные этнологии и сведения об историческом развитии народов, населяющих Северный Кавказ, дают основания утверждать, что в начале XVI века сложившиеся в регионе этнополитические объединения эволюционировали в народности, на основе которых сформировалась северокавказская цивилизация, характеризующаяся сочетанием фундаментальных самобытных атрибутов и синкретических воздействий различных культур. Особенности северокавказской локальной цивилизации обусловлены соединением в рамках единого целого множества разнообразных этносов, интеграцией духовных ценностей и поликонфессиональностью. Ключевым признаком существования и развития самобытной северокавказской локальной цивилизации является специфическое цивилизационное сознание, присущий представителям данной социокультурной общности, общность систем социальной регуляции, образа жизни и занятий.

2. Среди источников и факторов формирования цивилизационного сознания северокавказских народов выделяются: влияние природно-географической средыспецифические эмоциональные и культурнонравственные установки, проистекающие из особенностей общинного устройстваархетипические установки самобытной мифоэпической культурыбыт, сочетающий этнические и регионально-типические элементы, связанные с природной средой, содержанием и структурой занятости населениясистема региональных ценностей и интересов совместного проживания и самореализации на данной территории.

3. В ряду социокультурных характеристик, детерминирующих особенности цивилизационного сознания народов Северного Кавказа и определяющих целостность северокавказской цивилизации, а также единство цивилизационной самоидентификации выделяются:

— наличие родственных психологических черт у представителей этносов разного уровня развития, закрепленных в горских кодексах, а также проистекающих из них комплексов * схожих этических установок представителей современного северокавказского социума, имеющих определяющее регулятивное значение в ситуациях широкого-диапазона — от обиходных поведенческих реакций до проявлений цивилизационной самоидентификации;

— доминирование негосударственных форм самоорганизации;

— пролонгированное до наших дней влияние норм адатного права, выразившееся в законах гостеприимства, изначально носившего сакральный характер, превалировании кровно-родственных и личностных интересов даже в ситуациях, регулируемых законами официального права и т. д.- сохранение традиции взаимопомощи в родственно-клановых, территориальных и иных образованиях;

— культ старшинства, проявляющийся в регулировании широкого спектра повседневных вопросов и сущностных ситуаций;

— наложение на элементы языческих верований догматов и ритуалов различных течений ислама или христианствасхожие формы хозяйствования, обусловленные своеобразием географических и климатических условий.

Агрегирующим фактором существованияи развития локальной северокавказской цивилизации является осознание общей исторической судьбы представителями различных этносов региона.

4. Специфической чертой цивилизационного сознания северокавказской цивилизации является особая значимость «малой Родины» для народовСеверного Кавказа, сакрализация родной земликоторая: приобретает качества абсолютной ценностинезависимо от экономической^ или геополитической конъюнктуры.

5. Эволюции цивилизационного сознания народов Северного Кавказа происходит на фоне конструирования' усиления этничности, на основе разновекторных взаимодействийтрадиционных культур изучаемого региона с различными: проявлениями модернизационных устремлений, а такжё социоконфессиональных (в т.ч. фундаменталистских) влияний, «мусульманского мира» и глобализационным давленйемлиберальных ценностей западного мира.

Значительная: политизация? этнического фактора способствует росту этноцентризма, препятствует межкультурным коммуникациям в регионеСегментация культурного пространства Северного Кавказа обуславливает его: мозаичность, синкретическое смешение типологически различных культурных систем:. Они: включают традиционные культуры Северного Кавказа, исламскую, русскую, остатки «советской» и современную западную массовую культуру. Все: они находятся в состоянии скрытой и явной конфликтности.

6. Угрозы утраты этнокультурнойидентичности,. порождаемые процессами глобализации и экспансией массовой культуры, способствуют снижению значимости национальной принадлежности народов Северного Кавказа в геополитическом контексте. Национальная принадлежность становится локальной характеристикой, значимой внутри республик региона, но уже во внутрироссийских и тем более в международных масштабах этнические различия уступают идее единства северокавказских народов в силу близости ценностно-нормативных и мировоззренческих установок.

7. Современные тенденции развития самоидентификации локальной северокавказской цивилизации обусловлены ослаблением влияния российской культуры в регионе, повлекшим попытки её замещения западной массовой культурой, различными политизированными исламскими течениями нетрадиционного толка. Однако, учитывая тот факт, что течения ислама до сего момента не смогли стать реальным интегрирующим фактором, а их конкуренция подталкивает распад северокавказской культуры и рост ксенофобии, возрастает актуальность восстановления системного единства северокавказской и российской культуры в рамках обновленной цивилизационной модели. Преимуществом такого синтеза является тот факт, что русская культура традиционно способствовала сохранению самобытности традиций и культур народов Северного Кавказа, усиливала их общность.

В качестве перспективного направления дальнейших исследований нам видится исследование взаимного влияния российской культуры и культуры северокавказских народов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.И. Нартовский эпос осетин. — Цхинвали: Иристон, 1982.- 106с.
  2. P.M. Двоеверие в этнокультурной традиции Кавказа // Религия и нравственность в секулярном мире. Материалы научной конференции. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество. 2001. С. 12−13.
  3. Агеев В. В. Цивилизационное сознание как психологическая проблема
  4. А.В. Ислам на Северном Кавказе. Ставропль, 1973. — 166с.
  5. В.А. Теоретические аспекты изучения этнических процессов на Северном Кавказа//Этнические процессы накануне XXI века. Материалы научной конференции (15−20 сентября 1998 г.). Ставрополь, 1998. -С.11.
  6. В.А. Проблемы формирования нового образа неконфликтных этнических отношений в северокавказском регионе//Этнические проблемы современности.: Материалынаучной конференции. Ставрополь: Изд-во СГУ, 1999. — вып.4. — 175с.
  7. В.В. Цивилизационное сознание как психологическая проблема //
  8. JI.T. Динамика ингушской культуры. Автореферат дисс. на соискание уч. степ. канд. филос. наук. Ростов н/Дону, 2005. -22с.
  9. М., Марковин В., Чахкиев Д. Каменная летопись страны вайнахов. М., 1994. 198с.
  10. Ю. Чеченцы: история и современность. М., 1996. 352с.
  11. В.Х. Ислам: социокультурная реальность на Северном Кавказе. Ростов н/Дону: изд-во СКНЦ ВШ, 2004.
  12. В.Х. Национальная идея чеченцев (от постановки до, разработки) /Независимый институт гуманитарных исследований Чеченской Республики и Чеченское отделение Философского общества России. Грозный, 2005. — 84с.
  13. Акиева X М. Этическое и эстетическое в культуре вайнахов. Автореф. дис. канд. филос. наук.- М., 1996. 18с.
  14. Ф.Ю. Проблемы развития традиционной культуры вайнахов: Учебное пособие -М.: Диалог-МГУ, 1999. 26с.
  15. .А. Ингушское «Деалу» и осетинское «Даелаемон». Владикавказ, 1930.
  16. В.П. Происхождение народов Кавказа. М.: АН СССР, 1974.-317с.
  17. В.П. Этногенез. М.: Высшая школа, 1986. — 173с.
  18. Т. А. «Реванш кочевников», или ценностное осмысление глобализации // Космополис. 2003. № 2. С.86−100.
  19. И.Ю. История и культура чеченцев и ингушей. -Грозный: РИК Ичкерия, 1994. 206с.
  20. И.Ю. Язык, история и культура вайнахов.- Грозный: Чечено-Ингушское издательско полиграфическое объединение «Книга», 1990. -364с.
  21. . Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. М.: Канон-Пресс/Кучково поле, 2001. -287с.
  22. Античные историки о Северном Кавказе: Сб. Нальчик: Эльбрус, 1990.-307с.
  23. Антология ингушского фольклора. — Нальчик: Эль-фа, 2003 Т. 1. Мифы. Обрядовый фольклор. 2003. — 343с.
  24. А.А., Крикунов В. П., Невская В. П. Северо-кавказская цивилизация: проблемы типологии' // Актуальные проблемы историографии и методологии истории. Ставрополь, 1997.
  25. С.Н. Некоторые проблемы теории культуры. JL, 1977.-83с.
  26. С.А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. / Отв. ред. Ю. В. Бромлей. М.: Наука, 1989. — 243с.
  27. С.А., Рыжакова С. И. Культурная антропология. М.: Весь мир, 2004.-213с.
  28. Ю.В. Трансформация постсоветских наций: по материалам этносоциологических исследований. М.: Наука, 2003.-205с.
  29. Ю.В., Дробижева JI.M., Кондратьев B.C., Сусоколов А. А. Этносоциология: цели, методы и некоторые результаты исследования М.: Наука, 1984. — 255с.
  30. Атлас социально-политических проблем, угроз и рисков Юга России. Ростов-на-Дону: издательство ЮНЦ РАН, 2006. -150с.
  31. А.С. Россия: критика исторического опыта: В Зт. М.: ФО СССР, 1991.т.1−1991.-318с. Т.2.-1991−378с. т.3,-1991.-470с.
  32. Ч.Э. Ингуши (их предания, верования и поверья) // Ингуши: Сб. ст. и очерков по Истории и культуре ингушского народа. Саратов: Регион. Изд-во. «Дет. Ки.», 1996. — 588с.
  33. Ч.Э. Избранное. Нальчик, 2000. 313с.
  34. А.А. Традиционный менталитет: социально-философский анализ. Краснодар: КубГАУ, 2006.
  35. В.Г., Семенов В. М. Национальное сознание и национальная культура. М., 1996. — 70с.
  36. И.Л. Правовой плюрализм на Северо-Западном Кавказе. М., 2000. 30с.
  37. И.М. Отношение местного населения к мигрантам (на примере Приволжского федерального округа) // СОЦИС. -2003. — С.38−46.
  38. А. Горское паломничество //Ингуши. Саратов, 1996. — С.139−148.
  39. А. Горское паломничество //Сборник сведений о кавказских горцах. Вып.5. Тифлис, 1868−1881.
  40. И.М. Из тьмы веков. М.: ЗАО «ДИОПАН», 2002. -528с.
  41. М.М. История происхождения ингушей. Нальчик: ЭльФа, 2002. 289с.
  42. .Х. Адыгская этика. Нальчик: Эль-фа, 1999. — 96с.
  43. Р. Этническая история адыгов: С древних времен до-XVI в. Нальчик: Эльбрус, 1996. — 245с.
  44. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. / Перевод с немецкого В. Седельникова и Н.Федоровой. — М.: «Прогресс-Традиция», 2000. -383с.
  45. С. Притязания культуры. Равенство и разнообразие в глобальную эру. М.: Логос, 2003. — 350с.
  46. Ю.Е. Мифы глубокой древности// Природа. 2005. — С.55−61.
  47. А.Х. Адыги Северо-Западного Кавказа и кризис восточного вопроса в конце 20 нач. 30-х гг. XIX в. Майкоп, 1994.-328с.
  48. И.Ф. Историческое, топографическое,, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа. Москва: Надыршин А. Г., 2005. 431с.
  49. Ю.В. К разработке понятийно-терминологических аспектов национальной проблематики. // Советская этнография. 1989. № 6. -С.3−17.
  50. Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. М.: Наука, 1987. 333с.
  51. Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983. — 412с.
  52. Г. А., Пантюхин И. Историко-этнографические очерки об ингушах. — Грозный: Чечено-Ингушский Государственный университет, 1990. 72с.
  53. М.Ю. Обычное право народов Северного Кавказа какфеномен культуры. Автореферат дисс.. уч. степ. канд. филос. f наук. Ростов н/Дону, 2003. 13с.
  54. Ю., Хунагов Р., Шадже А. Гуманизм и полиэтническая Россия. Майкоп: Адыгейск. гос. ун-т, 2001. 168с.
  55. Вольнов В: В. Проблема наций в свете теории цивилизаций. 2002. http://www.archipelag.ru/geopolitics/theory-civilization/01.
  56. Воронцов-Дашков И. И. Всеподданнейшая записка по управлению Кавказским краем графа Воронцова-Дашкова. -Спб: Государственная типография, 1907. — 164с.
  57. Л. Изобретая Восточную Европу. Карта цивилизации в сознании эпохи Просвещения. М., 2003. 560с.
  58. A.M. Героический эпос «Нарты» и его генезис. — Краснодар: Кн. Изд-во, 1967. 422с.
  59. A.M. Героический эпос «Нарты» адыгских (черкесских) народов. Майкоп: Краснодар, кн. изд-во. Адыг. отд-ние, 1987.-406с.
  60. К.С. Геополитика Кавказа. М., 2001. 464с.
  61. А. Этническая история Северного Кавказа IV—X вв.. Л., 1979.-216с.
  62. Гаспринский И.-Б. Русское мусульманство. Мысль, заметки и наблюдения мусульманина. Казань: Татарское кн. из-во., 1993. — 130с.
  63. Г. Д. Ментальности народов мира. М.: ЭКСМО, АЛГОРИТМ, 2008. — 544с.
  64. А.Е. Проблемы самоидентификации народов КБР в контексте федерализации общества. // Материалы международного конгресса студентов, аспирантов и молодых ученых «Перспектива-2007″. Том 1. Нальчик. 2007. — С. 110 111.
  65. Л.Н. Письмо в редакцию. // Вопросы философии. 1989. № 5. С.157−160.
  66. Л.Н. Сочинения. Этногенез и биосфера земли. М., 1994.-637с.
  67. А .Я. Марк Блок и „Апология истории, или Ремесло историка“ // Марк Блок. Апология истории, или Ремесло историка, изд. 2. М., 1986.
  68. А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1972. -318с.
  69. А.Я. Исторический синтез и Школа „Анналов“. М.: Изд-во „Индрик“, 1993. -328с.
  70. У.Б. Героический- эпос чеченцев и ингушей: Исследования и тексты. М.: Наука, 1972. — 466с.
  71. Г. В., Королев В. К., Штомпель О. М. История мировой культуры (мировых цивилизаций). Изд. 3. Ростов-на-Дону:, Феникс, 2004. 533с.
  72. Г. В. Рождение античной философии и начало антропологической проблематики. — Ростов-на-Дону, 2001. — 315с.
  73. Г. В., Королев В. К., Штомпель JI.A. и др. Культурология. -Конспект лекций. Ростов н/Дону: Феникс, 2008. — 160с.
  74. Н.Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому. М.: ЭКСМО- „АЛГОРИТМ“, 2003. 816с.
  75. А.В. Национальная идея в образовании // Инновационная школа. 1997. № 1. С. 15−23.
  76. И.А. Мифы и легенды вайнахов. — Грозный: Книга, 1991.-336с.
  77. И.А. Исторический фольклор чеченцев и ингушей. Грозный, 1978.
  78. И.А. Адыго-вайнахские фольклорные связи по легендам и преданиям //Известия Кабардино-Балкарского НИИ. Вып. XXII. Филология. Нальчик, 1985.
  79. И .А. Чечено-ингушские предания об адыго-вайнахских связях. М., 1978.
  80. В. Большая игра на Кавказе: история и современность. М., 2001.-444с.
  81. Г. С., Радовель М. Р. Этносоциология. Ростов н/Дону: Изд-во ООО „ЦВВР“, 2000. 200с.
  82. Г. С., Уланов В. П. Русские на Северном Кавказе: анализ трансформации социокультурного статуса. Ростов-на-Дону, 2003.-352с.
  83. М. Х.-М. Проблема формирования экологической культуры народов Северного Кавказа. Автореферат дисс.. канд. филос. наук. Ростов н/Дону, 2003. 22с.
  84. X. Эволюция осетинской семьи и межсемейных отношений. М., 2001. 248с.
  85. В.А. Типология русско-северокавказских заимствований в материальной культуре // Россия и Кавказ сквозь два столетия. СПб., 2001. С.61−63.
  86. Р.А. Этническая ментальность: опыт социально-философского исследования. — Запорожье: РА* „Тандем-У“, 1998.-205с.
  87. Д.В. Навязанная этничность // Политические исследования. 1993. № 5. С.24−30.
  88. Т.М. Экоантропоцентрическая парадигма в социальном познании и социальном управлении // Журнал „Человек“ № 2. 1998. С.95−105.
  89. JI.M. Этничность в современном обществе // Мир России. 2001. № 2. С.96−116.
  90. JI.M. Российская и этническая идентичность: противостояние или совместимость // Россия реформирующаяся: Сб. ст. М.: Академия, 2002. — 365с.
  91. А.Н. Этнонационализм как культурная доминанта модернизации традиционного общества (на примере Республики Ингушетии). Автореферат дисс.. канд. социол. наук. Ростов н/Дону, 2004. 182с.
  92. И.М. Архаические мифы Востока и Запада. М., 1990. -247с.
  93. Э. Элементарные формы религиозной жизни // Религия и общество: Реф. сб. -М.: ИНИОН, 1999. 166с.
  94. Э. Социология: ее предмет, метод, предназначение/: пер. прим. А. В. Гофмана. М., 2006. 352с.
  95. .С. Социальная культурология: Пособие для студ. Вузов: В 2-х частях. М.: АО „Аспект Пресс“, 1994.4.1−379с.4.2−238с.
  96. А.Н. Восток — Запад Россия (Становление цивилизационного подхода в исторических исследованиях)/Отв.
  97. Ред Нарежный А. И. Ростов н/Дону: Изд-во Рост, ун-та, 1993. -118с.
  98. А.Н. Россия в пределах только разума: в сторону философского россиеведения//Восточнохристианская цивилизация: философия, культура. EN АРХН: 2005:5//Философское и культурлогическое россиеведение. Вып. 14. Ростов н/Дону: Изд-во ЦВВР, 2008.
  99. З.А. Региональная идентичность в российском пространстве (на примере Северного Кавказа) // Национальная идентичность России и демографический кризис. Материалы Всероссийской научной конференции. М.: Научный эксперт, 2007. — С.527−537.
  100. Ю.А. Проблемы теории и истории культуры. Жданов Ю. А., Давидович В. Е. Сущность культуры. Изд. 2-е, перераб. / -Ростов н/Д: Наука-пресс, 2005. 432с.
  101. Ю.А. Солнечное сплетение Евразии. Майкоп, 1999.
  102. А.Г. Этнополитические процессы и динамика национального сознания россиян // Социологические исследования. 1996. № 12. -С.23−33.
  103. В.Б. Латинская Америка и Россия (проблема культурного синтеза в пограничных цивилизациях) // Общественные науки и современность. 2000. № 5. С.96−103.
  104. М.М. К вопросу о кавказской цивилизации. Магас: Изд-во „Сердало“, 2004.
  105. М.М. Этноконцепты культуры ингушского народа. — Ростов-на-Дону, 2005. 279с.
  106. А. Личность и социальная установка // В сб. Т. Парсонс (ред.) Американская социология. М.: Прогресс, 1972. 392с.
  107. И.Н., Хачатурян В. М. Теория цивилизаций от античности до конца XIX века. С.-Петербург, 2002. — 384с.114.115 116,117118119120121122,123,124 125 126,127,
  108. И.Н. Цивилизационное сознание- и историческое знание.
  109. Проблема взаимодействия: М.: Наука, 2007. 499с.
  110. И.Н. Цивилизационная самоидентификация как формаисторического сознания// Искусство и цивилизационнаяидентичность: Сб. -М.: Наука, 2007. 603с.
  111. История народов Северного Кавказа с древнейших времен доконца XVIII в. М., 1988. — 543с.
  112. История народов Северного Кавказа (конец XVIII—1917 г.). М.: Наука, 1988.-659с.
  113. История Северного Кавказа с конца XVIII века, до 1917 года. -М., 1988.
  114. Кавказ и Восточная Европа-в древности: Сб. статей. М., 1973. Кавказ: проблемы культурно-цивилизационного развития -Ростов н/Дону: РГУ, 2000. 191с.
  115. Кавказ сквозь призму тысячелетий. Парадигмы культуры -Нальчик: „Полиграфсервис и Т.“, 2004. 268с. Кавказский регион: пути стабилизации. Доклады международной научной конференции. — Ростов н/Дону: Изд-воРГУ, 2004.-288с.
  116. М.С. Философия культуры. Становление и развитие. С. Петербург: издательство „Лань“, 1998. -445с. Каган М. С. Цивилизация // Теоретическая культурология. М., 2005.
  117. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. М.: Изд-во Эксмо-Пресс, 2007. — 862с.
  118. Т.М. Россия и Кавказ (проблема культурной ориентации) М.: Изд-во Мск. ун-та, 2001. 246с.
  119. М.Д. Из традиционной обрядово-культовой жизни* карачаевцев. М.: Наука, 1995. — 343с.
  120. Карачаевцы. Историко-этнографический очерк. Черкесск, 1978.-335с.
  121. Ю.Ю. Взгляд на горцев. Взгляд с гор: Мировоззренческие аспекты культуры и социальный опыт горцев Дагестана. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2007. -655с.
  122. М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. Пер. с англ. под ред. О. И. Шкаратана. М.: ГУ-ВШЭ, 2000. — 607с.
  123. А.С. Осмновы культурологии: морфология культуры. -Санкт-Петербург: Изд-во „Лань“, 1997. — 509с.
  124. Ю.Ю. Взгляд на горцев. Взгляд с гор: Мировоззренческие аспекты культуры и социальный опыт горцев Дагестана. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2007. — 656с.
  125. В.Ж. Цивилизационные механизмы и их социальные функции //Теоретическая культурология. М., 2005. 622с.
  126. Г. М. Шариат. Закон жизни мусульман. М.: Диля, 2007. -501с.
  127. М.М. Закон и обычай на Кавказе. Т.1. — М., 1890. -290с.
  128. М.М. Родовой быт. СПб., 1911.
  129. С.А. Кавказ в судьбах казачества (XVI-XVIII в.). С. Петербург: Кольна, 1996. — 263 с.
  130. М.О. Очерки истории первобытной культуры. М.: Изд-во Акад. Наук СССР, 1953. — 216с.
  131. М.О. Этнография и история Кавказа. Исследования и материалы. М.: Изд. вост. лит., 1961. — 260с.
  132. М. Культурные механизмы развития // Вопросы психологии. 1995, № 3. С.5−20.
  133. М. Культурно-историческая психология. М.: Когито-центр: Ин-т психол., 1997. 431с.
  134. М.П. Региональная идентичность в историческом ядре европейской России // СОЦИС. 2005. — № 3. — С. 13−23.
  135. В.А. Введение в кавказоведение. Владикавказ, 2004.
  136. Культурология. XX век. Словарь. СПб.: Университетская книга, 1998.т.1 А-Л. -446с. т.2 — М-Я. — 446с.
  137. Культурология /Под ред. Ю. Н. Солонина и М. С. Кагана. М.: Высшее образование, 2007. — 566с.
  138. М.А., Кумахова З. Ю. Нартовский эпос: язык и культура. М.: Наследие, 1998. — 311с.
  139. Т.У. Кавказский суперэтнос // Эхо Кавказа. 1994. № 2. -С.50−51.
  140. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. — М.: Республика, 1994.-382с.
  141. Леви-Стросс К. Структурная антропология: М.: Наука, 1983. -536с.
  142. Г. Г. Кавказский комитет 1845−1882гг. // КЛИО, 1997. — № 2.
  143. А. Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. -М.: Учпедгиз, 1957. 620с.
  144. ЛосскийН.О. Характер русского народа: В 2-х кн., М.: Ключ, 1990.кн.1 — 62с. кн.2 90с.
  145. С.В. Историческая этнология. Уч. пособие. Москва: Аспект Пресс, 1997. -445с.
  146. С.В. Психологическая антропология: история, современное состояние, перспективы. 2-е изд. — М.: Академический Проект: Альма Матер, 2005. — 622с.
  147. С.А. Эволюция религиозных верований адыгов: история и современность (философско-культурологический анализ). Ростов н/Дону: СКНЦ ВШ, 2002. — 184с.
  148. Н.Р. Этносоциологическое исследование трансформации постсоветских наций // СОЦИС. 2004. — № 5.
  149. A.M. Системность традиции этнической культуры: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д-ра филос. Наук: специальность 24.00.01 „Теория и история культуры“. Ростов-на-Дону, 2005. -41с.
  150. Г. Х. Национальная государственность и культура народов Северного Кавказа // Национально-государственное строительство в Российской Федерации: Северный Кавказ (1917−1941).-Майкоп, 1995.
  151. И.И. Архетипы кавказской ментальности в межэтническом диалоге//Кавказ сквозь призму тысячелетий. Парадигмы культуры. Материалы Первой междунгародной научно-практической конференции (101−13 мая 2004 г.). -Нальчик: „Полиграфсервис и Т“, 2004.
  152. Э.С. Теория культуры и современная наука: (логико-методол. анализ). -М.: Мысль, 1983. -284с.
  153. Марковин В. И Дагестан и Горная Чечня в древности. Каякентско-Хорочоевская культура. М.: Наука, 1969. — 116с.
  154. В.М. Идея культуры. Очерки по философии культуры. -М.: Прогресс-Традиция, 2006. -405с.
  155. И.М. Очерки истории и культуры Балкарии и Карачая в XIII—XVIII вв.. Нальчик: Нарт, 1991. — 190с.
  156. А. Предисловие// Вульф Л. Изобретая Восточную Европу. Карта цивилизации в сознании эпохи Просвещения. М.: Новое лит. обозрение, 2003. 548с.
  157. Г. Общность судьбы и национальное самосознание // МЭиМО. 1998. № 4. С.5−16.
  158. Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х т. / Гл. ред. С. А. Токарев. 2-е изд. -М.: Сов. Энциклопедия „Останкино“, 1991. т.1.:А-К.- 1991.-671с.т.2.:К-Д.~ 1992. -719с.
  159. С. Машина, творящая богов. М.: Центр психологии и психотерапии: изд-во „КСП+“, 1998. 559с.
  160. С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс. М.: Центр психологии и психотерапии, 1996. — 478с.
  161. М.Б. Ингуши: Страницы истории, вопросы матеральной и духовной культуры. — Саратов: Регион. Приволж. изд-во „Детская книга“, 1995. 121с.
  162. М.Г. Межнациональное общение в контексте этнокультурного анализа. Дисс. на соискание уч. степ, доктора филос. наук. Ростов н/Дону, 2002.
  163. М.Г. Этнокультурные основы теории межнационального общения. Махачкала, 2002.
  164. А.И. Традиционное гостеприимство кабардинцев и балкарцев. Нальчик: Эльбрус, 1990. — 110с.
  165. А. Средневековая Кабарда. Нальчик: Эль-фа, 2000. -227с.
  166. А.П. Цивилизационные кризисы в контексте Универсальной истории (синергетика, психология и футурология). М.: Персэ, 2001. 239с.
  167. Народы Дагестана. Сборник статей/ Под ред. М. О. Косвена, X.-М. О.Хашаева. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1955. -248с.
  168. Народы Дагестана /Под ред. С. А. Арутюнова, А. И. Османова, Г. А. Сергеевой. М.: Наука, 2002. 587с.
  169. Народы Кавказа. Т. 1. Сер. „Народы мира“. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1960.т.1 -612с.
  170. Нарты. Гагагатль A.M. Память нации: идейно-тем. и худ. Своеобр. Черты эпоса Адыгейского народа Майкоп: Адыгея, 2002.-435с.
  171. Нарты. Осетинский героический эпос. В 3 кн. М.: Наука, 1989.1. Кн.З.-1991.-174с.
  172. Ф. О пользе и вреде истории для жизни. Соч. в 2-х т. — М., 1990.т.1.-831с. т.2. 829с.
  173. Т.А. Национальное и этническое в культуре адыгского народа. Майкоп: изд-во МГТУ, 2004. — 159с.
  174. Омельченко И^ Терское казачество. Владикавказ, 1991. 301с.
  175. Осетины глазами русских и иностранных путешественников (XIII-XIX вв.). Орджоникидзе, 1967.
  176. Г. П. История социальной (культурной) антропологии. М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2003. — 398с.
  177. А.С. Россия в цивилизационном процессе (между атлантизмом и евразийством). -М.: ИФРАН, — 1995. —261с.
  178. А.С. Православная цивилизация в глобальном мире. -М.: АЛГОРИТМ, 2002. 492с.
  179. А. С. Глобальное политическое прогнозирование в условиях стратегической нестабильности. — М.: Эдиториал УРСС, 1999.-270с.
  180. И.К. Национальный менталитет и история России // Вопросы философии, 1994. № 1. — С.25−53.
  181. Д.П. Смыслы мифа: мифология в истории и культуре.
  182. Проблема самодостаточности этносов: теоретико-методологические вопросы. Казань: Изд-во Казанского ун-та^ 1996. вып. 1.-1996.-263с.
  183. Проблемы национальной культуры на рубеже тысячелетий: поиски и решения • Нальчик: Кааб.-Балк. ун-т, 2001. — 246с.
  184. Пути мира на Северном Кавказе: независ, эксперт, допл. М.: Ин-т этнологии и антропологии, 1999. — 184с.
  185. Ф. Народовъдъние: 3-е изд. со стереотипа т.1−2. — СПб., 1903. — 2т: ил, карт, на отд. л.
  186. Регионоведение (Юг России: краткий тематический словарь) / Под общ. ред. Ю. Г. Волкова, А. В. Попова. Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ, 2004. — 688с.
  187. Режабек Е. Я: Становление понятия организации: очерки развития философских и естественнонаучных представлений. -Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 1991. 130с.
  188. Российский Кавказ: книга для политиков. — Москва: б. и, 2007. — 384с.
  189. С.В. Современный демографический и миграционный портрет Северного Кавказа. Ставрополь: Сервисшк., 2003. -375с.
  190. А.П. Этнология: учебн. для студ. Калуга: Изд-во КГПУ, 1999.-267с.
  191. В.А. Аналитика конфликта: уч. пос- СПб: Росток, 2001.-511с.209! Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. -М.: Смысл, 1998. 389с.
  192. Американская социологическая мысль. М.: Международ, ун-т бизнеса и упр. 1996. — 556с.
  193. П. А. Национальность, национальный вопрос и социальное равенство// Экономический вестник России. 1992. -№ 2.
  194. П.А. Социальная и культурная динамика. — Москва: Астрель, 2006. 1175с.
  195. Социальная психология и общественная практика. М.: Наука, 1985.-233с.
  196. Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Академический Проект, 2001. — 898с., ил.
  197. Т. Г. Этнопсихология: Учеб. для студ. ВУЗов по спец. „Психология“ М.: Ин-т психологии РАН: Академический проект, 1999. — 320с.
  198. Страны мира. 2000: Стат. Справ. ООН. М.: Весь Мир, 2001. -239с.
  199. В.Ю. Особенности конституирования национальной Hi этнической идентичности в современной России // Национальная идентичность теория и реальность. СПб.: Гражданская инициатива, 1999. — С.30−37.
  200. А.А. Культура и обмен: введение в экономическую антропологию. Москва: Русская панорама: $PSU, 2006. — 445с.
  201. Э.Б. Первобытная культура. М.: Политиздат, 1989. -572с.220:. Тайсаев Д. М. Эволюция. Этничность. Культура: на пути к построению постнеклассической теории этноса. — Нальчик: Изд-во М. и В. Котляровых, 2005. 197с.
  202. А.Х. Духовные башни ингуского народа: Сб. ст. и матер, по нар. культуре. Саратов: Дет. кн., 1997. — 293с.
  203. Теория культуры: уч.пособ./под ред. С. Н:Иконниковой, В. П. Большакова. Санкт-Петербург.: Питер, 2008. — 592с.
  204. А. Цивилизация перед судом истории: Сборник. М.: Прогресс. Культура: С.-Петербург: ЮВЕНТА, 1995. -477с.
  205. А.Дж. Постижение истории: Избранное. М.: Айрис-пресс, Ромф, 2001. — 637с.
  206. С.А. Ранние формы религии. — М.:Политиздат, 1990. -621с.
  207. Л. Избранное: Эволюция культуры. М.: РОССПЭН, 2004. -1062 е., ил.
  208. С. Архитектура позднесредневековой горной Чечено-Ингушетии // Памятники Отечества. Кн.2. М., 1975.
  209. Умаров» С. Ц. Эволюция основных течений ислама в' Чечено-Ингушетии. Грозный: Чеч.-Инг. кн. Изд-во, 1985. — 32с.
  210. М. О терпимости. М.: Идея-Пресс: ДИК, 2000. -159с.
  211. С.Б. Народное образование и педагогическая мысль в Карачаево-Черкесии (до октября 1917 года). — Пятигорск, 1994:
  212. C.JI. Факт и миф в истории // Вестник древней истории: 1998. № 4: — С.4−14.
  213. Я.А. Историческая этнография Северного Кавказа. -М.: Изд-во МГУ. 1983. 125с.
  214. О.В. Некоторые методологические проблемы исторической психологии // Историческое познание: традиции и* новации. Тезисы Международной теоретической конференции. -Ижевск, 1993-Часть 2.
  215. Э. Иметь или быть. Киев: Ника-Центр Вист-С, 1998. -392с:
  216. Ф. Конец истории? // Вопросы философии. 1990. № 3. -С.134−148.
  217. Ф. Великий разрыв. М.: Аст, 2003. — 476с.
  218. Н.Б. Культурная альтернатива политизации этничности. Автореферат дисс. на соис. уч. степ. канд. филос. наук. Волгоград, 2007.
  219. Р.А. Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы времени: Ростов н/Д: Аякс, 2001. 190с.
  220. С. Столкновение цивилизаций? // Полис. 1994. № 1. — С.33−48.
  221. С. Столкновение цивилизаций. М.: Аст- СПб- Terra fantastica, 2003. — 603с., ил.
  222. .М. Ингушские адаты как феномен правовой культуры: автореф. Ростов н/Д, 2003.- 24с.
  223. Харсиева JI.M.-T. Специфика ингушской культуры: автореф. Ростов н/Д, 2003.- 35с.
  224. .И. Психотехника конфликта и конфликтная компетентность. Красноярск: Фонд ментального здоровья, 1996. — 157с.
  225. А.А. Суфийская ритуальная практика (на примере братства накшбандийа). СПб., 1996.
  226. Р.Д., Шадже А. Ю. Кавказский фактор в современной России // СОЦИС. 2001. — № 3. — С.77−80.
  227. B.C. Странная цивилизация.—М.: ACT: Астрель: ACT, 2006.-638с.
  228. П.Я. Сочинения. М.: Правда, 1989. — 655с.
  229. И.П. Этнонациональный конфликт: природа, типы и социальный контроль. — Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 2003.-190с.
  230. В.В. Кавказ контактная зона цивилизаций и культур//Кавказ: проблемы культурно-цивилизационного развития. Ростов н/Д, 2000.
  231. Черноус В. В. Кавказская горская цивилизация субъект цивилизационно-культурного взаимодействия в Черноморско
  232. Каспийском регионе // Южно-Российское обозрение. 2004. -Вып. 23.
  233. В.В. К вопросу о горской цивилизации // Россия в XIX -начале XX вв. Ростов н/Д. 1992.
  234. М.Ф. Национальная идентичность: особенности эволюции // Социологический журнал. — 1995. № 2.
  235. Я.В. Лекции по исторической этнологии. Уч.пос.-М.: Гардарика, 1998.-398с.
  236. Я.В. Горская демократия // Азия и Африка сегодня. -1995. № 8. — С.7−9.
  237. Я.В. Чеченцем быть трудно. Тейпы, их прошлое и роль в настоящем // Независимая газета, 22 сентября 1994. № 181.
  238. ШаваеваМ.О. Этнокультура как многофункциональная система взаимодействия: автореф. Ростов н/Д, 2004. 20с.
  239. А.Ю., Дамения О. Н. Динамика социокультурных трансформаций на Северном Кавказе // Социально-экономические науки. М., 2002. — № 1.
  240. Кавказский регион: пути стабилизации. Доклады международной научной конференции. — Ростов н/Дону: Изд-во РГУ, 2004.-287с.
  241. Я.Г. Отличительные особенности «пограничных цивилизаций»: Латинская Америка и Россия в сравнительно-историческом освещении // Общественные науки и современность. 2000. № 3. С.96−114.
  242. М.А. Проблемы возрождения религиозной ментальности у народов Карачаево-Черкессии // Философские ирелигиозные проблемы истории и современности. Ставрополь, 1996.
  243. О.И. Российский порядок: вектор перемен. -М.: Вита пресс, 2004. 207с.
  244. В.А. Психика. Культура. История- Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 1990. -251с.
  245. Постмодернизм и исторические мифы в современной России // Вестник Омского Университета, 1998, № 1.
  246. В. А. Националистический миф: основные характеристики // Славяноведение. 1995. № 6. С.3−13.
  247. В.А. Борьба за аланское наследство (этнополитическая подоплека современных этногенетических мифов) // Восток. 1996. № 5. С.100−113.
  248. В.А. Постмодернизм и исторические мифы в современной России // Вестник Омского Университета, 1998. № 1.
  249. О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. -М.: Мысль, 1993. Т. 1,2
  250. Гештальт и действит. 1993. — 668с.
  251. Эко У. Несколько сценариев глобальной войны // На Невском. 2001. № 11.
  252. Энциклопедия культур народов Юга России: в 9-ти т. -Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2005.
  253. Т.1. Народы Юга России. — 2005. — 242с.277.278.279.280. 281.282.283.284.285.
  254. С.И., Эфендиев Ф. С. Общетюркская мифология и ее фольклорные связи: фольклор как социокультурный феномен. Нальчик: Изд-во М. и В. Котляровых, 2005. — 68с. Эфендиев Ф. С. Этнокультура и национальное самосознание. — Нальчик: Эль-Фа, 1999. 303с.
  255. Юнг К. Г. Душа и миф. Шесть архетипов. — Минск: Харвест, 2004.-398с.
  256. Юнг К. Г. Очерки по психологии бессознательного. М: Cogito-centre, 2006. — 350с.
  257. Schoenhut M. Glossar Kultur und Entwicklung. Ein Vademecum durch den Kulturdschungel // «Trier Materialien zur Ethnologie». GTZ. Universitaet Trier, Ausgabe 4. April 2005.
Заполнить форму текущей работой