Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Ногайский героический эпос: способы эпического изображения героев

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Произведения ногайского героического эпоса на основе сравнительного анализа наиболее полных и художественно совершенных вариантов эпических памятников с привлечением столь обширного фольклорного, исторического и письменно-литературного материалов впервые в отечественной фольклористике получают научное истолкование идейно-художественных особенностей ногайского героического эпоса, социальных… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА. Общественный строй и эпические традиции ногайцев: нравственные идеалы и художественные образы ногайского героического эпоса
    • 1. 1. Из истории образования Ногайской орды, ее развития и распада
    • 1. 2. Общественный строй ногайцев в свете исторических источников
    • 1. 3. Отражение общественного строя ногайцев в героическом эпосе
    • 1. 4. Эпические традиции ногайцев: нравственные идеалы и художественные образы героического эпоса
  • Выводы
  • ГЛАВА 2. Способы эпического изображения героев в ногайском эпосе
    • 2. 1. Эпическая биография героя (Герой и его происхождение)
    • 2. 2. Рождение и детство
    • 2. 3. Способы изображения поступков
    • 1. портретная характеристика героев
    • 2. богатырский конь и вооружение героя
    • 3. боевые эпизоды
      • 2. 4. Основные конфликты
      • 2. 5. Поэтический стиль эпоса
  • Выводы

Ногайский героический эпос: способы эпического изображения героев (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Научное и культурное значение ногайского эпоса даже по дореволюционным немногочисленным публикациям отмечены такими крупными учеными нашей страны, как В. В. Бартольд, А. Н. Самойлович, П. А. Фалев, В. М. Жирмунский и др.

За годы Советской власти кроме просветителя А.-Х.Ш. Джанибекова никто собиранием эпического наследия ногайского народа не занимался. А.-Х.Ш. Джанибековым записаны поэмы «Ахмет, сын Айсула», «Эдиге», «Мамай», Шора батыр", «Адиль-Солтан» .

С конца 50-х годов систематическим собиранием произведений ногайского эпоса занимается автор данной диссертации.

Главными жанрами ногайского эпоса являются богатырские поэмы (баьтир йырлары) и лирические дестаны (ашыклык дестанлары). Как героический, так и лирический эпос ногайцев насчитывает в своем составе десятки поэм, совершенно не связанных друг с другом сюжетно.

Богатырские поэмы в эпическом наследии ногайцев занимают центральное место и составляют наибольшую группу.

В настоящее время из уст народных певцов нами записано около сорока произведений ногайского эпоса. Хотя ногайский эпос, как было сказано выше, давно привлекал к себе внимание собирателей и исследователей, но он до сих пор не стал еще объектом монографического исследования.

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

Ногайская фольклористика до сих пор не располагала достаточным опытом в области исследования жанров ногайского фольклора, в том числе героического эпоса. Главной причиной этого, на наш взгляд, являются отсутствие национальных научных кадров и все еще недостаточная работа по сбору материалов, дающих основательное, широкое представление о богатстве самобытного и оригинального ногайского эпоса, отличающегося ценными художественно-эстетическими качествами, имеющего несомненную культурно-историческую значимость.

Ногайский героических! эпос как эпос исторический особенно тесно связан со средневековой историей, этнографией и художественной литературой ногайцев. Слабая разработанность этих дисциплин ставит исследователя эпоса ногайцев перед необходимостью самостоятельного решения многих вопросов, так или иначе связанных с эпосом.

Данная диссертация является первым монографическим исследованием по ногайскому героическому эпосу.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Произведения ногайского героического эпоса на основе сравнительного анализа наиболее полных и художественно совершенных вариантов эпических памятников с привлечением столь обширного фольклорного, исторического и письменно-литературного материалов впервые в отечественной фольклористике получают научное истолкование идейно-художественных особенностей ногайского героического эпоса, социальных и нравственных проблем, которые в поэмах, прежде всего, реализуются в сюжетах и образах главных героев, в их героических деяниях за счастье, справедливость, за благополучие Родины.

Такая методика дает возможность шире и значительнее показать общественный строй ногайцев и его современное для данной эпохи состояние, изображенные не только в эпосе, но и в исторических источниках, в произведениях ногайских поэтов, современников эпических поэм, осветить классовую борьбу в ногайском обществе Х1У-ХУП вв.

Основной целью данной работы является исследование способов эпического изображения героев, которая, на наш взгляд, является одной из главных проблем поэтики исследуемого жанра фольклора.

Автор решает следующие задачи:

— характеризует ногайское общество Х1У-ХУП вв., которое создало ногайский эпос в общем, героический — в особенности;

— раскрывает нравственные идеалы и художественные образы героического эпоса;

— определяет основные темы, разрабатываемые ногайским героическим эпосом в целом, его идейную направленность, особенности характера главных героев поэм, их социальное происхождение;

— выясняет способы и методы создания художественных образов эпических героев;

— определяет сущность и виды конфликта как художественной категории применительно к данному жанру национального фольклора;

— выявляет некоторые особенности поэтического стиля ногайского героического эпоса.

МЕТОДОЛОГИЯ КАК ОСНОВА РАБОТЫ определяется самим материалом исследования: предполагает системно-сопоставительный анализ ногайских героических дестанов и их вариантов.

При написании диссертации автор руководствовался фундаментальными трудами ведущих отечественных фольклористов-эпосоведов: Ч. Валиха-нова, П. Фалева, В. Жирмунского, X. Зарифова, М. Ауэзова, В. Проппа, Б. Путилова, X. Короглы, Е. Мелетинского, А. Аджиева, А. Алиевой и др.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ. Предметом исследования явились произведения ногайского героического эпоса (эпические поэмы «Ахмет, сын Айсула», «Копланлы батыр», «Эдиге», «Мамай», «Эр Таргыл», «Шора батыр», «Сорок ногайских богатырей», «Адиль-Солтан», «Эр Косай»), записанные самим диссертантом непосредственно у ногайских певцов Северного Кавказа в живом исполнении, а также использованы некоторые записи А-Х.Ш. Джани-бекова и немногочисленные дореволюционные публикации в сильно сокращенных переводах на русский язык.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ. Работа является первой попыткой монографического изучения ногайского героического эпоса.

Научная новизна обусловлена и тем, что автор впервые вводит в научный оборот до него никем не записанные у ногайцев в таком объеме поэмы «Копланлы батыр», «Мамай», «Шора батыр», «Эр Таргыл», «Эр Косай», «Сорок ногайских богатырей», «Эр Шобан» .

Большая часть анализируемых поэм ранее не публиковалась. 5.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ДИССЕРТАЦИИ заключается в следующем:

1) материалы диссертации могут быть использованы и частично уже используются преподавателями, студентами и учащимися общеобразовательной и высшей школы в качестве учебного пособия по спецкурсу «Устное народное творчество и дореволюционная литература ногайцев» ;

2) полученные данные могут быть использованы на занятиях краеведения, на уроках истории и родного языка;

3) полученные выводы найдут применение в дальнейшем исследовании фольклора, литературы, истории и этнографии ногайцев;

4) выводы и заключения, а также иллюстративный материал, содержащиеся в настоящем исследовании, могут быть использованы при написании обобщающих работ по фольклору и культуре, в частности, тюркоязычных народов РФ и СНГ.

АПРОБАЦИЯ ДИССЕРТАЦИИ. Диссертация выполнена в стенах Карачаево-Черкесского ордена «Знак Почета» института гуманитарных исследований и обсуждена в отделе фольклора названного института.

Положения диссертации отражены в опубликованной научной монографии («Ногайский героический эпос». — Черкесск: КЧИГИ, 1994. — 328 с. На рус. яз.), двух отдельно вышедших из печати сборниках статей и очерков, четырех сборниках дестанов, собирателем вошедших в них эпических памятников и составителем которых является автор, ряде статей, опубликованных в сборниках КЧИГИ, докладах на конференциях.

СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ обусловлена целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка использованной литературы.

выводы.

Какое произведение (дестан) ногайского героического эпоса ни возьми, проблемам социального происхождения главного героя, заступника трудового народа, его детству, способам изображения его поступков, богатырскому коню и вооружениям героя, проблемам причин конфликтов между противниками, боевым эпизодам уделяется наибольшее внимание.

И естественно, вторая глава, посвященная вышеназванным вопросам, является главной, основной главой в данной диссертации.

Ногайский эпос чрезвычайно большое значение придает социальному происхождению народного богатыря.

Это — идеологический и нравственней центр любой эпической поэмы.

В отличие от славянской эпики, где социальная принадлежность героев не играет решающей роли, в ногайском героическом эпосе именно это обстоятельство, является и решающим для богатырства. Именно потому, что эпические богатыри и правящая верхушка ногайского общества принадлежат к антагонистическим классам, их интересы непримиримы.

Почти все положительные герои эпоса являются выходцами из трудового народа.

Для эпоса главным является не описание внешности богатыря, а его героические подвиги, показ моральных качеств героя. Его постоянными противниками выступают представители верхов ногайского общества.

Чрезвычайно важное место в эпосе принадлежит богатырскому коню, без которого немыслимо богатырство.

Эпос показывает бесстрашие, мужество народного батыра через единоборство с врагом и через массовое сражение.

Каждый эпический дестан представляет собой законченное в художественном отношении произведение.

В ногайском эпосе конфликт является движущей силой событий, основой каждого произведения.

В богатырском эпосе ногайцев можно выделить три основных типа конфликтов:

1) «социальный конфликт», связанный со столкновениями идеального героя на его пути к своей возлюбленной;

2) «классовый конфликт», отражающий борьбу батыров с представителями эксплуататорских классов во главе с ханом;

3) «национальный конфликт», отражающий борьбу народных богатырей с внешними врагами.

Стиль эпоса отличается стабильностью, наличием устойчивых зачинов и концовок. В зачинах указываются время действия, место действия, называются конкретные имена, часто исторические, с кем борются и воюют народные герои.

Развитие ногайского эпоса не привело к его циклизации. Многочисленные поэмы не слились в одну эпопею, как целый ряд ногайских государств и княжеств не объединились в одно централизованное государство.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Как известно, народный эпос имеет большое не только научное, но и культурно-воспитательное и эстетическое значение и на него всегда обращалось пристальное внимание как учеными-фольклористами, так и писателями всех народов и времен.

Однако за широкой волной общественного интереса к эпической героике, столь понятного именно в наши дни, — писал академик В. М. Жирмунский, — должна последовать и более углубленная и строгая научная работасистематическое собирание, издание и изучение памятников народного эпоса" (36, 25).

Богатая эпическая поэзия ногайского народа дошла да наших дней в живом бытовании. Уже с этой стороны исследование ее имеет большое значение.

Говоря о значении ныне живых тюркоязычных, в т. ч. ногайского, эпо-сов, В. М. Жирмунский писал: «.с научной точки зрения мы имеем здесь ключ к проблеме эпоса в целом. Изучение живой эпической традиции нашего времени — ключ к пониманию классического эпоса античного мира и средневековья, дошедшего до нас, как на Западе, так и на Востоке, только в письменных памятниках, литературных записях и обработках.» (38, 241).

Как показало исследование ногайского героического эпоса в аспекте исторического развития, народный эпос наравне с художественней литературой является самым значительным творением духовной культуры ногайского народа.

Он обратил на себя внимание собирателей и исследователей еще в XIX в., но научному изучению подвергалась в основном поэма «Эдиге». Ногайский эпос заслужил высокую оценку крупнейших востоковедов нашей страны, но объектом монографического исследования до сих пор не стал.

Возникновение и расцвет ногайского эпоса тесно связаны с процессом формирования ногайской народности, с политической историей ногайского феодального государства, общественной и культурной жизнью ногайского общества в Х1У-ХУП вв. Этот период истории ногайского народа, собственно, и составляет эпическое время поэм.

Формирование ногайского народа в ХШ-ХГ/ веках протекало на огромной территории от Иртыша до Дуная, с участием аланских, гуннских, булгарских, хазарских, огузских, печенежских, половецких, угорских племен, растворившие в своем составе и монгольских завоевателей.

Ко времени образования ногайской этнической общности и создания в 1391 г. Ногайского государства эти племена прошли многовековой путь политической, общественной и культурной жизни.

Прежде чем перейти к характеристике ногайского героического эпоса, как нам думается, уместно коротко остановиться на формах мирового эпоса.

Отечественные эпосоведы (В.М. Жирмунский, В. Я. Пропп, Е.М. Меле-тинский, В. Н. Путилов и др.) различают три основные формы мирового эпоса: мифологический эпос, догосударственный эпос (архаическая форма героического эпоса) и классический героический (исторический) эпос.

Мифологический эпос — плод первобытнообщинного строя. Он пронизан пафосом борьбы с природой, и даже социальные отношения выступают в нем как отношения с природой" (70, 51−53).

Догосударственный эпос генетически связан с мифом (В.Я. Пропп). Исторические мотивы в нем могут отсутствовать, а характерными темами являются борьба с чудовищами и героическое сватовство (70, 71−72).

Классическая форма героического эпоса возникает позднее и там, где этническая консолидация дошла до государственной, и эта последняя более или менее отстоялась и нанесла решительный удар мифологизированию исторического прошлого.

Как утверждает Е. Мелетинский, источником формирования классического эпоса явились не мифы, а исторические предания (70, 71), поскольку эпоха борьбы данного общества с силами природы и примитивные формы производства и общественных отношений остались уже позади.

Поэтому произведениям классической формы героического эпоса характерны объективно-повествовательный тон изображения исторических событий и войн с реальными врагами народа, а не воспоминания о трудовом освоении мира.

Источниками формирования ногайского героического эпоса являлись не мифы, а исторические предания Х1У-ХУП веков, отразившие политическую и духовную жизнь ногайцев.

Героический эпос ногайцев был создан относительно позднов XIV—XVII вв., т. е. после того, как сложились ногайская народность и ее государственность, когда социальное развитие и классовое расслоение ногайского феодального общества достигло значительных высот.

И как следствие этого, ногайский народный эпос отражает политическую, общественную и культурную жизнь конкретно ногайцев и отличается реальным изображением действительности, историчностью.

Ногайский героический эпос насыщен отзвуками реальных исторических событий, что придает ему ценность исторического источника, а это справедливо подчеркивают разные исследователи. А. Н. Кононов и Е.М. Ме-летинский так пишут об историчности ряда произведений ногайского эпоса: «Кое в чем уточняя летописные данные, эти сказания служат своего рода рекордом соответствия эпического предания историческим фактам.

Это один из тех редких случаев, когда можно представить себе формирование существенных фрагментов сюжета непосредственно по следам исторических событий" (40, предисловие, 10−11).

Эпос глубоко народен — он выражает чаяния народных масс. В ногайском эпосе чрезвычайно сильно отразился классовый антагонизм в ногайском обществе на протяжении ряда веков.

Основным содержанием ногайского героического эпоса является изображение народного героизма, преобладание идеи борьбы с эксплуататорами и защиты Родины от вполне реальных и конкретных внешних врагов. Наиболее крупными периодами подъема активности народных масс ногайских племен, отраженных в эпосе, были борьба с монгольскими завоевателями за родные земли в XIII в., борьба с золотоордынскими ханами за создание своей национальной государственности в XIV в., борьба с междоусобной войной ногайских князей в XVI в. и борьба с джунгарскими ханами за независимость ногайского народа в XVII в.

Ногайский героический эпос, как и всякий другой, запечатлел не только реальные ратные подвиги трудового народа против классовых и национальных врагов, но и общественный строй, быт, хозяйство, образ жизни и обычаи, идеалы ногайцев давно минувших эпох.

Наиболее многочисленную группу составляют поэмы, в которых народ воспевает героев — батыров, выходцев из трудового народа, поднявшихся на борьбу против несправедливости хана, против социального неравенства.

В ногайском обществе XIV—XVII вв.еков эпическое творчество было явлением не долитературным, а внелитературным, т.к. в среде ногайцев до эпоса и наравне с ним развивалась и художественная литература.

Создатели ногайских эпических дестанов достигли высокого мастерства в изображении как положительных, так и отрицательных героев.

Действия почти всех дестанов происходят в рамках ногайского государства, ногайской страны.

Почти все положительные герои представляются ногайцами. Эпос совершенно не говорит, к какому ногайскому племени принадлежит абсолютное большинство богатырей. Всюду, где герой хочет сказать о своей этнической принадлежности, он представляется ногайцем, сыном и богатырем ногайского народа.

Ногайский эпос придает чрезвычайно большое значение социальному происхождению богатыря и социальной оценке его подвигов. Это — идеологический и нравственный центр любой эпической поэмы. Именно потому, что эпические богатыри и правящая верхушка ногайского государства принадлежат к антагонистическим классам, их интересы непримиримы.

Герои растут в бедности, переносят немало лишений.

Ногайский героический эпос не дает подробного описания внешности богатыря, его точного портрета, характерного для письменной литературы.

Для эпоса главным являются его героические подвиги, показ моральных качеств героя. Эпос часто показывает качество своих положительных героев через сравнение с их противниками. Эпос не забывает показать мужество, бесстрашие героя, защитника народа, в единоборстве с врагами и в общих батальных сражениях.

Чрезвычайно важное место в эпосе принадлежит богатырскому коню. Конь является ближайшим помощником и другом богатыря во всех его делах и подвигах.

Большое место в ногайских эпических памятниках уделяется боевым эпизодам. Именно в боях с жестокими недругами народа со всей силой и яркостью проявляются качества героев.

Героический эпос ногайцев состоит из десятков отдельных поэм, сю-жетно не связанных между собой. Каждая из них представляет собой законченное в художественном отношении произведение.

Для композиции произведений ногайского эпоса характерно развертывание действия в биографическом плане. А биографии героев состоят, как правило, из целой цепи подвигов. При этом в одной и той же поэме повествуется обо всех основных эпизодах жизни батыра — от рождения до смерти. Не всегда повествование начинается с рождения батыра, но, встретившись с героем, слушатели знакомятся со всеми его подвигами.

Таким образом, каждое произведение создает законченную биографию богатыря.

В ногайском героическом эпосе движущей силой воспроизводимых образов и событий является конфликт, составляющий основу каждого произведения.

Эпический конфликт всегда обуславливается действительной динамикой классовых и национальных противоречий. Конфликт в эпосе проявляется, как и в жизни, многообразно. В богатырском эпосе ногайцев можно выделить три основных типа конфликтов.

1. Социальный конфликт, связанный со столкновениями идеального героя на его пути к своей возлюбленной.

2. Классовый конфликт, отражающий борьбу положительных героев против представителей эксплуататорских классов во главе с ханом.

3. Национальный конфликт, отражающий борьбу народных героев с внешними врагами Родины ради благосостояния и независимости родного народа.

Особенности поэтического стиля ногайского героического эпоса определяются его историческими условиями возникновения и выполняемой функцией.

Стиль эпоса отличается стабильностью, наличием устойчивых зачинов и концовок. В зачинах указываются время действия (хронологический зачин), место действия (географический зачин), называются конкретные имена, часто исторические, с кем имеют дело положительные герои (исторический зачин).

Ногайская эпическая традиция предполагает несколько важнейших приемов развития композиции и создания образа положительных героев.

Во-первых, «авторская» характеристика, т. е. характеристика героев певцом-исполнителем.

Во-вторых, самохарактеристика, самооценка героя, обнажающаяся в монологах и диалогах героев.

Развитие ногайского эпоса не привело к его циклизации. Многочисленные поэмы не слились в одну эпопею.

Искусство певца у ногайцев, как у всех народов, своими корнями уходит в глубокую древность. Исполнение эпических поэм было частью театрального искусства, средством познания прошлого, патриотического воспитания населения и повышения боевого духа воинов перед сражениями.

С развитием феодализма в ногайском обществе эпическое творчество и сказительство сосредотачиваются в народных низах.

В ногайском эпосе представлены не только героические поэмы, но и лирические дестаны. Каждому жанру ногайского эпоса соответствует свой исполнитель. «Иырау» исполнял только богатырские поэмы, а «бахшы» был исполнителем лирических дестанов. Это, надо думать, способствовало высокому профессиональному мастерству ногайских сказителей, достигнутому и благодаря разделению труда.

Из всего сказанного становится ясно, что произведения ногайского эпоса являются памятниками феодальной эпохи и относятся к классической форме героического эпоса. Нет сомнения, что народ, создавший этот эпос, жил при феодализме, государственная консолидация была достигнута им еще в XIV в. Все это не могло не найти своего отражения в эпосе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. A.M. Героико-исторические песни кумыков: Монография. -Махачкала, 1971.
  2. A.M. Дальные дороги песни: Монография. Махачкала, 1977.
  3. A.M. Историко-типологический анализ образов и сюжета кумыкского эпоса о Минкюллю//Поэтика фольклора народов Дагестана. -Махачкала, 1981. С. 5−24.
  4. A.M. Нартский прозаический фольклор кумыков и его место в кавказской нартиаде//Дагестанская народная проза. Махачкала, 1982. -С. 4−23.
  5. A.M. Кумыкская народная поэзия: Вопросы типологии и связей в историческом освещении. Махачкала, 1983.
  6. Айт десенъиз, айтайым: Ногайские народные песни/ Зап. и сост. Си-калиева А. И. Черкесск, 1971.
  7. Авыл поэзиясы яде ногай эл адебияты: Ногайские народные пес-ни/Зап. и сост. Джанибекова А.-Х.Ш. Предисловие Джанибекова А.-Х.Ш. и Курманалиева М. Махачкала, 1935.
  8. Е.П. Очерки по экономике и культуре народов Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1957.
  9. Е.П. Ногайцы/Ючерки истории Карачаево-Черкесии. -Ставрополь, 1967. Т. I. С. 141−148.
  10. Ю.Алексеева Е. П. Древняя и средневековая история Карачаево-Черкесии. М.: Наука, 1971.
  11. А.И. Адыгский нартский эпос. М.- Нальчик, 1969.
  12. В.В. Отец Едигея/УБартольд В. В. Сочинения. Т. 2, ч. 1. -М., 1963.-С. 797−804.
  13. H.A. Введение в изучение тюркских языков. М., 1969.
  14. Р. Казахский эпос: Монография. Алма-Ата: Гылым, 1982. На каз. яз.
  15. Г. Описание Украины: Пер. с фран. СПб., 1832.
  16. Ч. Сочинения. СПб., 1904.
  17. А. Кадрашова поэмы «Эр Таргун». Фонды КЧНИИИФЭ. Полевые материалы, собранные А. Сикалиевым в 1968 г.
  18. Вариант 3. Кайбалиева поэмы «Эр Таргын"/3ап. А. Сикалиева. -Личный архив автора.
  19. А.П. Народная поэзия Азербайджана// Народная поэзия Азербайджана/Вступ. ст., сост. и прим. А. П. Векилова. Л.: Сов. пис., 1978.
  20. Н.И. Хан из темников Золотой орды Ногай и его время// Записки Российской АН. Петроград, 1922. — Т. ХШ, № 6.
  21. Н.Г. Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа. -М., 1973.
  22. Р.Г. Речь//Второй Всесоюзный съезд советских гоюателей. -М., 1956.-С. 452.
  23. С. Записки о Московских делах. СПб., 1908.
  24. Горская свирель: Дагестанские народные песни/Переводы Н. Калиевой. Махачкала, 1969. — С.30−36.
  25. .Д., Якубовский А. Ю. Золотая Орда и ее падение. М.- Л., 1950.
  26. Десятиудельный Ногай (по-ногайски «Он сан Ногай») территория Ногайского ханства между Волгой и Тоболом, разделенная на десять административных единиц.
  27. Джанибеков А.-Х.Ш. Соьз казнасы. ТТ. 1−4: Рукописный фонд Карачаево-Черкесского научно-исследовательского института истории, филологии и экономики (КЧНИИИФЭ).
  28. Джанибеков А.-Х.Ш. Соьз казнасы. Т.1. — Поэма «Шора баьтир». -Рукоп. фонд КЧНИИИФЭ.
  29. В некоторых вариантах Шора тонет в реке при попытке перепрыгнуть ее и вернуться к отцу в Крым. В других его самоубийство мотивировано тем, что он в юноше из Московского войска опознал своего собственного сына от русской жены.
  30. Домбра: Сб. ног. нар. дестанов/Зап., подгот. текстов, сост., пред. и словарь Сикалиева А. И. Кн. 1. — Черкесск: Карачаево-Черкесское книжное изд-во, 1993.
  31. Едигей имел постоянное войско более 200 тыс. всадников.
  32. В.М., Зарифов Х. Т. Узбекский народный героический эпос. М: ГИХЛ, 1947.
  33. В.М. Некоторые итоги изучения героического эпоса народов Средней Азии//Вопросы изучения эпоса народов СССР. М.: Изд-во АН СССР, 1958.-С. 24−65.
  34. В.М. Введение в изучение эпоса «Манас'7/Киргизский героический эпос «Манас». М.: Изд-во АН СССР, 1961. — С. 85−196.
  35. В.М. Народный героический эпос: Сравнительно-историче-ские очерки. М.- Л.: ГИХЛ, 1962.
  36. В. М. Мелиоранский П.М. и изучение эпоса «Едигей» // Тюркологический сборник. М.: Наука, 1972. — С. 141−185.
  37. В.М. Тюркский героический эпос: Избранные труды. -Л.: Наука, 1974.
  38. Западно-Кавказские горцы и ногайцы в XVIII столетии по Пейсоне-лю//Кубанский сборник. Екатеринодар, 1891. — Т.2.
  39. П.П. Очерк истории каракалпаков//Материалы по истории каракалпаков. М.- Л., 1935. — С. 20.
  40. История Узбекской ССР. Ташкент, 1955. — Т. 1., кн. 1.44. «Кавказ», Тифлис, 1863, №№ 51, 52.
  41. Н.М. История Государства Российского. Т.8, изд. II. СПб., 1819.
  42. Караногайские народные исторические предания//Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Тифлис: Издание Управления Кавказского Учебного Округа. — Вып. XXVII. — Отдел третий. -С. 1−38.
  43. Кешев А.-Г. Характер адыгских песен//Избранные произведения адыгских просветителей/Вступ. ст., подгот. текстов и комм. Р.Х. Хашхоже-вой. Нальчик: Эльбрус, 1980. — С. 123−142.
  44. А.Н. Башкирский народный героический эпос: Монография. -Уфа, 1970.
  45. Г. Путешествие ко двору Тимура. СПб., 1880.
  46. Книга большому чертежу/Издание H.H. Сербиной. М.- JL, 1950. -С. 140, 147.
  47. Книга Марко Поло: пер. со старофранц. И. П. Минаева. М.: Гео-графиздат, 1956.
  48. Кобланды батыр: Казахский героический эпос/Сост. тома, авторы исслед. и комм. Н.В. Кидайш-Покровская и O.A. Нурмагамбетова. М.: Наука, 1975.
  49. А. О казахском эпосе «Козы Корпеш и Баян-Слу»: Исследование. Алма-Ата, 1959.54. «Копланлы батыр»: Поэма /Вариант К.-Г. Туркменова/Зап. А. Сика-лиева. Личный архив автора.
  50. Х.Г. Этногенетические мифы древних тюрков//Народы Азии и Африки. М., 1972. — № 1. — С. 134−138.
  51. Х.Г. Огузский героический эпос: Монография. М.: Наука, 1976.
  52. Х.Г. Взаимосвязи эпоса народов Средней Азии, Ирана и Азербайджана: Монография. М.: Наука, 1983.
  53. Н.И. Сербохорватский эпос. М.: Наука, 1985.
  54. Культура и быт народов Северного Кавказа: 1917−1967 гг.//Под ред.
  55. B.К. Гарданова. М.: Наука, 1968.
  56. Р.З. Генезис эпоса «Манас»: Монография. Фрунзе: Илим, 1980.
  57. Р.З. Сказительское мастерство манасчи: Монография. -Фрунзе: Илим, 1984.
  58. Легенда говорит: Песни и сказания народов Дагестана/ Сост. Лип-кинС.-М., 1959.-С. 41−46.
  59. К. Каракалпакский эпос. Ташкент: Фан, 1976.67. «Мамай"/3ап. А. Сикалиева. Личный архив автора.
  60. Манан ногайское название реки Дунай.
  61. А. О носителях древней поэтической культуры казахского народа//М.О. Ауэзову: Сб. ст. к его шестидесятилетию. Алма-Ата: Изд-во АН Казахской ССР, 1959. — С. 70−89.
  62. П. М. Предисловие к. тексту «Сказание об Едигее и Тохтамыше»: Записки Императ. Рус. Географ. Общ-ва по отделению этнографии. Приложение к тому XXIX. СПб., 1905. — С. 17.
  63. М. Трактат о двух Сарматиях. М.- Л., 1936.73. «Москвитянин»: журнал, 1853. № 2.
  64. Народы Кавказа. М., 1960. — Т. 1.
  65. Ногайская орда отделилась от Золотой орды в 1391 г., т. е. раньше всех остальных ханств//См.: Сафаргалиев М. Г. Распад Золотой орды. Саранск, 1960. — С. 158, 176, 227.
  66. Ногай халк йырлары: Ногайские народные песни/Запись Калмыковой С. А-Х. и Сикалиева А. И. Предисловие (на ног. и рус. яз.) Сикалиева А. И. М.: Наука, 1969.
  67. Ногайдынъ кырк баьтири: Сб. ног. нар. дестанов/Зап., подгот текстов, сост., предис. и словарь А. Сикалиева. Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1991.
  68. М. Ногайские и кумыкские тексты. СПб, 1883. — С. 1−105.
  69. Очерки истории СССР: XIV—XV вв. М., 1953. ч. 2.
  70. Оьсиет: Сб. произв. ног. поэтов XV нач. XX вв./Сбор, подгот. текстов, биограф, справки, предис. и словарь А. И. Сикалиева. — Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1991.
  71. Песни ногайцев/Сост. и пер. Н. Калиевой. Ставрополь, 1949.
  72. К.И. Очерк происхождения киргизского народа. Фрунзе, 1963.
  73. М.М. Историзм русских былин. М.: Выс. шк., 1962.
  74. Под киргизами до Октябрьской революции разумелись казахи.
  75. Полевые материалы, собранные А. Сикалиевым. Вариант А. Кад-рашова. — Фонды КЧНИИИФЭ.
  76. Л.П. Особенности материальной культуры казахов, обусловленные кочевым образом жизни//Сборник Музея антропологии и этнографии. М.- Л., 1949. — Вып. XII. — С. 47.
  77. Поэма «Эр Кокше"/Зап. А. Сикалиева. Личный архив автора.
  78. Предание «Ахмет» Полевые материалы А. Сикалиева 1968 г. -Фонды КЧНИИИФЭ.
  79. В.Я., Путилов Б. Н. Эпическая поэзия русского народа/былины. М, 1958. — Т. 1.
  80. В.Я. Русский героический эпос. М: ГИХЛ, 1958.
  81. .Н. Русский и южно-славянский героический эпос. М.: Наука, 1971.
  82. Рашид-ад-дин. Сборник летописей. Т.1., кн. 1. — М.- Л., 1952.
  83. В. Путешествия в восточные страны/Пер. А. Малеина. -СПб, 1911.
  84. А. О Караногайской степи и кочующих на ней племенах// Газ. «Кавказ», 1863, № 50.
  85. Русское народное поэтическое творчество. М.- Л.: Изд-во АН СССР, 1955. — Т.2., кн. 1.
  86. .А. Куликовская битва//Куликовская битва в истории и культуре нашей Родины: Материалы юбилейной научной конференции. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. — С. 5−15.
  87. И.Т. Каракалпак халкынын кахарманлык эпосы. Нукус, 1963.
  88. М.Г. Ногайская орда во II половине XVI в.//Сборник научных трудов Мордовского госпединститута. Саранск, 1949. — С. 32−56.
  89. М.Г. Распад Золотой орды. Саранск, 1960.
  90. Сборник музея антропологии и этнографии при Российской Академии наук. Петроград, 1917.-Т. 5.- Вып. 1.
  91. Ф.М. Искусство изображения внутреннего мира человека в былинах//Фольклор как искусство слова: Психологическое изображение в русском народном поэтическом творчестве. М.: Изд-во МГУ, 1969. -Вып. 2.- С. 85−107.
  92. Ф.М. Изображение человека в былинах//Фольклор: Поэтическая система. М.: Наука, 1977. — С. 193−214.
  93. Ф.М. Русский эпос. М.: Высш. шк., 1988.
  94. Н. Туземцы Северо-Восточного Кавказа. СПб., 1895.
  95. Сербский эпос/Ред., исслед. и комм. Н. Кравцова. М.- JL: Академия, 1933.
  96. А.И. Фольклор ногайцев/Ючерки истории Карачаево-Черкесии. Ставрополь, 1967. — Т.1. — С. 585−588.
  97. А.И. История собирания и публикации ногайского фолышора//Труды КЧНИИИФЭ. Черкесск, 1970. — Сер. фил. — Вып. 6. -С.3−23.
  98. А.И. Жизнь и деятельность ногайского просветителя А.-Х.Ш. Джанибекова//Труды КЧНИИИФЭ. Черкесск, 1973. = Сер. Фил. -Вып. 7.-С. 156−163.
  99. А.И. Сынап карап, сырласып.: Сб. ст. Черкесск, 1975.
  100. А.И. Ногайская героическая поэма «Копланлы батыра/Вопросы фольклора народов Карачаево-Черкесии. Черкесск: КЧНИИИФЭ, 1983. — С. 20−41.
  101. Здесь и далее, когда не оговорено, цитируемые тексты взяты из личного архива автора и подстрочные переводы принадлежат ему же.
  102. А.И. Состояние и перспективы развития ногайской филологии (в соавторстве)//Советская тюркология. 1986. — № 3. — С. 61−68.
  103. А.И. Ногайские народные сказители//Фольклор народов Карачаево-Черкесии: Традиционные жанры и сказительское мастерство. -Черкесск: КЧНИИИФЭ, 1991. С. 81−112.
  104. Сказание о царстве Казанском. М., 1959. — С. 69−70.
  105. А.О. О ногайских татарах, живущих в Таврической губернии/Журнал Министерства народного просвещения. СПб., 1843. — Ч. XI.
  106. В.Д. Крымское ханство под верховенством Отоманской Порты до начала XVIII в. СПб., 1887.
  107. Так, ногайский мурза Демир имел более 400 тыс. голов скота//См.: Алексеева Е. П. Древняя и средневековая история Карачаево-Черкесии. М.: Наука, 1971. — с. 255.
  108. В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой орды. СПб., 1884. — Т. I.
  109. Ф. Эпические сказания татарского народа: Сравнительно-исторические очерки. Казань, 1980.
  110. Ф. Героический эпос татарского народа: Монография. -Казань, 1984.
  111. П.А. Арабская новелла в ногайском эпосе. Симферополь, 1915.
  112. Федоров-Давыдов Г. А. Общественный строй Золотой орды. М., 1973.
  113. Художественная проза Киевской Руси Х1-Х1П вв./Сост., перев. и примеч. И. П. Еремина и Д. С. Лихачева. Вст. ст. Д. С. Лихачева. М.: ГИХЛ, 1957.
  114. Центральный государственный архив древних актов, кл. 414, д. 434, л. 276 (Москва).
  115. Цитировано по книге: Перетяткович Г. Поволжье в ХУ-ХУП вв. -М., 1877.-С. 138.
  116. Цитировано по книге: Иванов П. П. Очерк истории каракалпа-ков//Материалы по истории каракалпаков. М.- Л., 1935. — С. 20.
  117. Цитировано по книге: Сафаргалиев М. Г. Ногайская орда во II половине XVI в.//Сборник научных трудов Мордовского госпединститута. -Саранск, 1949. С. 40.
  118. Н.Г. Песни разных народов//Устное поэтическое творчество русского народа: Хрестоматия/Составители Василенок С. И. и Си-дельников В.М. М.: Изд-во МГУ, 1954. — С. 382−396.
  119. Чтения общества истории и древностей Российских. М., 1918.1. Т. I.
Заполнить форму текущей работой