Феномен русской оперы в контексте духовной культуры конца XIX-начала XX веков
Диссертация
Все эти черты мы можем видеть в музыкальной материи «Жизни за царя» М. И. Глинки, которая считается «первой русской оперой» отнюдь не хронологически, а скорее «идеологически». Внутри культуры этого времени уже существовали серьезные критерии «художественного качества». Нужна была синтезирующая воля Глинки, чтобы «русское сознание» узнало себя в музыкальном произведении и безоговорочно приняло… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Культурологические аспекты становления и эволюции русской оперы (XVIII — XIX вв.)
- 1. 1. Состояние русской музыкальной культуры в переходный период XVIII века
- 1. 2. Генезис и развитие русской оперы
- Глава II. Русская опера в контексте духовных исканий Серебряного века
- 2. 1. Особенности Серебряного века как переходного типа культуры
- 2. 2. Музыка Серебряного века в контексте философских исканий
- 2. 3. Культурфилософские аспекты трансформации русской оперы рубежа XIX—XX вв.еков
- Глава III. Русские оперные антрепризы первой трети XX века: предпосылки возникновения и культурологическое своеобразие
- 3. 1. Особенности развития русской оперы на рубеже XIX—XX вв.еков
- 3. 2. Товарищество И. П. Прянишникова и оперная реформа С.И. Мамонтова
- 3. 3. Товарищество С.И. Зимина
- 3. 4. Оперная деятельность С.П. Дягилева
- 3. 5. Русские оперные антрепризы в Париже после 1917 года
Список литературы
- Абаренкова Е.А. Подвижники искусства: (К истории художественных студий России конца XIX нач. XX вв.). М.: Фонд им. И. Д. Сытина. 1994. 79 с.
- Абаренкова Е.А. Чудодеи: (Из истории художественной жизни России конца XIX нач. XX вв.). М.: Фонд им. И. Д. Сытина, 1995. 247 с.
- Абрамовский А. Русская опера до Глинки. М., 1940.
- Азизян И.А. Диалог искусств Серебряного века. М.: Прогресс-Традиция, 2001. 399 с.
- Акулов Е. Оперная музыка и сценическое действие. М., 1978. 456 с.
- Александровский Б.Н. Из пережитого в чужих краях. М.: Мысль, 1969. 372 с.
- Александров В. На чужих берегах: Пер. с англ. / Предисл., общ. Ред. JI.K. Шкаренкова. М.: Прогресс, 1987. 232 с.
- Алексеев А.Д. Тема весеннего обновления в русской поэзии, живописи и музыке XIX в. // Типология русского реализма второй половины XIX века. М.: Наука, 1979. С. 35−78.
- Андриссен Л., Шенбергер Э. Часы Аполлона. О Стравинском. СПб.: Академический проект, 2003. 304 с.
- Ансерме Э. Статьи о музыке и воспоминания. М.: Музыка, 1986. 112 с.
- Апрелева В.А. Музыка как эстетическая реальность. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 1999. 326 с.
- Апрелева В.А. Философские и эстетические проблемы в творчестве русских композиторов. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2001. 196 с.
- Аронов А.А. Воспроизводство русской культуры в условиях эмиграции (1917−1939): сущность, предпосылки, результаты. М.: МГУКИ, 1999. 192 с.
- Аронов А.А. Загадки творчества / Международная педагогическая академия. М., 2004. 170с.
- Аронов А.А. Золотой век русского меценатства. М.: МГУКИ, 1995. 115с.
- Аронов А.А. История русской культуры. Узловые вопросы. М.: Издательство ЦНИИС, 1999.
- Аронов А.А. Мировая художественная культура. Россия. Конец XIX—XX вв. М.: Изд-во «Центр A3», 1998. 360 с.
- Асафьев Б.В. М.И. Глинка. JL: Музыка, 1978. 124 с.
- Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. JL: Музыка, 1963. 367 с.
- Асафьев Б.В. Об опере. Избранные статьи. JL: Музыка, 1981. 344 с.
- Асафьев Б.В. Русская музыка. Л.: Музыка, 1968. 328 с.
- Асафьев Б.В. Русская музыка XIX и начала XX века. Л.: Музыка, 1979. 341 с.
- Асмус В.Ф. А.Н. Скрябин в письмах // Скрябин А. Письма. М.: Музыка, 1965. С. 7−8.
- Асмус В.Ф. Философия и эстетика русского символизма. СПб.: Аргус, 1992.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 445 с.
- Бахревский В.А. Савва Мамонтов. М.: Молодая гвардия, 2000. 513 с.
- Белый А. Критика. Эстетика. Теория символизма: В 2 т. М.: Искусство, 1994.
- Белый А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994. 528 с.
- Бенуа А.Н. Мои воспоминания: В 2 т. Т. 2. М.: Наука, 1990. 744 с.
- Бердяев Н.А. Русская идея // Русская идея. Т. 2. М.: Республика, 1994. С. 213.
- Берков Б.Н. и др. Оперная и концертная деятельность в Нижнем Новгороде городе Горьком. Горький, 1980. 224 с.
- Берков В. Золотой петушок: небылица в лицах: опера Н.А. Римского-Корсакова, либретто В. И. Вельского по сказке А. С. Пушкина. М.: Муз-гиз, 1937.132 с.
- Бернандт Г. Александр Бенуа и музыка. М.: Советский композитор, 1969. 229 с.
- Бердяев Н.А. Русская идея // Русская идея. Т. 2. М.: Республика, 1994. С. 214
- Бердяев Н.А. Смысл истории. М.: Мысль, 1990. 175 с.
- Бибихин В.В. Новый ренессанс. М.: МАИК «Наука», «Прогресс-Традиция», 1998. 496 с.
- Блок А. Собр. соч. в 8 т. Т. 6. М.-Л., 1962. С. 112.
- Бордюгов Г. Полет жар-птицы: «Русские сезоны» Сергея Дягилева в Париже // Родина. 2003. № 9. С. 80−81.
- Боровский В.Е. Московская опера Зимина. М.: Советский композитор, 1977. 176 с.
- Боханов А.Н. Коллекционеры и меценаты России. М.: Наука, 1989. 192 с.
- Бронштейн С. Герои одного мгновения. М.: Искусство, 1964. 158 с.
- Бурышкин П.А. Москва купеческая. М.: Современник, 1991. 352 с.
- Вагнер Р. Избранные работы. М.: Искусство, 1978. 696 с.
- Варакина Г. В. Музыка как эстетический феномен: музыкальная культура на страницах русских художественных журналов зарубежья XIX—XX вв.: канд. дисс. М., 1999. 192 с.
- Васильев А.А. Красота в изгнании. Творчество русских эмигрантов. М.: Слово, 1998. 480 с.
- Войтковский С. Сергей Иванович Зимин антрепренер. М.: ЛТИС, 2004. 427 с.
- Волков А.О. направленности развития музыкальной формы в опере второй половины XIX начала XX вв. // Вопросы оперной драматургии. М., 1975.
- Время: Универсалии серебряного века: Третьи Дягилевские чтения. Материалы. Вып. 1 / Сост. В. В. Абашев. Пермь: Перм. ун-т- Арабеск, 1993. 262 с.
- Выжлецов Т.П. Аксиология культуры. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1996. 150 с.
- Вячеслав Иванов: Архивные материалы и исследования. М.: Наука, 1999. 347 с.
- Георгиева Т.С. История русской культуры. М.: Юрайт, 1998. 576 с.1
- Глебов И. Романсы С. И. Танеева // Музыкальная академия. 2000. № 1.С. 114.
- Голынец С.В. Практический идеалист // Наше наследие. 1990. № 1.
- Гозенпуд А. «Борис Годунов» Мусоргского во Франции // Восприятие русской культуры на Западе / Отв. ред. Ю. Д. Левин, К. И. Ровда. Л.: Наука, 1975.380 с.
- Гозенпуд А.А. Музыкальный театр в России. Л.: Госмузиздат, 1959. 782 с.
- Гозенпуд А.А. Русский оперный театр XIX века (1873−1889). Л.: Музыка, 1973. 328 с.
- Гозенпуд А.А. Русский оперный театр между двух революций. 19 051 917. Л.: Музыка, 1975. 328 с.
- Гозенпуд А.А. Русский оперный театр на рубеже XIX—XX вв.еков и Шаляпин. 1890−1904. Л.: Музыка, 1974. 264 с.
- Горбов И. За границей. В кн.: Федор Иванович Шаляпин, Т. 2. М.: 1958. С. 535−536
- Горович Б. Оперный театр. Л.: Музыка, 1984. 224 с.
- Грабарь И. Театр и художники // Весы. 1908. № 4. С. 92.
- Гройс Б. Поиск русской национальной идентичности // Россия и Германия: опыт философского диалога. М.: Медиум, 1993. С.45−68.
- Гроссман Л.П. Цех пера: Эссеистика. М.: Аграф, 2000. 560 с.
- Гунст Е. «Князь Игорь» в Опере Зимина // Рампа и жизнь. 1915. № 36. С. 5−6.
- Гуревич Л. История русского театрального быта. Т.1. М—Л.: Искусство, 1939. 304 с.
- Давыдова М.В. Очерки истории русского театрально-декорационного искусства XVIII начала XX в. М.: Наука, 1974. 187 с.
- Дадамян Г. Г. Театр в культурной жизни России (1914−1917). М.: Дар-экспо, 2001. 243 с.
- Державин Г. Р. Сочинения. Л.: Худож. лит., 1987. 504 с.
- Дмитриевская Е.Р., Дмитриевский В. Н. Шаляпин в Москве. М.: Московский рабочий. 1986. 238 с.
- Добровенский Р.Г. Алхимик, или Жизнь композитора Александра Бородина. Рига: Лиесма, 1984. 490 с.
- Долгополов Л. На рубеже веков. Л.: Сов. писатель, 1985. 351 с.
- Друскин М. Игорь Стравинский: Личность, творчество, взгляды. М.: Сов. композитор, 1974. 230 с.
- Думова Н.Г. Московские меценаты. М.: Молодая гвардия, 1992. 333 с.
- Дягилев С.П. В час итогов // Весы. 1905. № 4. С. 47
- Енукидзе Н. Альтернативный музыкальный театр в России первой трети XX века и его влияние на новую оперную эстетику. Автореф. дис. канд. искусствоведения. М., 1999.
- Записи А.Н. Скрябина // Русские Пропилеи. Т.6. М., 1919. С. 171.
- Зарубежная Россия 1917−1939 годы. СПб.: Издательство «Европейский дом», 2000. 460 с.
- Зарубин В. Большой театр. Первые постановки опер на русской сцене. 1825−1993 гг. М.: Эллис Лак, 1994. 288 с.
- Зедльмайр X. Искусство и истина. О теории и методе истории искусства. СПб.: Аксиома, 1999. 272 с.
- Зимина В. Опера Зимина // Москва. 1992. № 5−6.
- Зимина В.М. Опера Зимина. От мануфактуры до театра. М.: Вече- Русский миръ, 1998.
- Зиммель Г. Философия культуры. М.: Юрист, 1996. 670 с.
- Зорина А.П. Александр Порфирьевич Бородин. М.: Музыка, 1987. 190 с.
- Зоркая Н.М. На рубеже столетий: У истоков массового искусства в России 1900−1910 годов. М.: Наука, 1976. 304 с.
- Иванов А.П. Жизнь артиста. М. Советская Россия 1978 г. 285с.
- Иванов В. Чюрленис и проблема синтеза искусств // Иванов В. Борозды и межи. М., 1916. С. 315.
- Иванов В.И. Родное и вселенское. М.: Республика, 1994. 428 с.
- Иванов Вяч. Собрание сочинений: В 2 т. СПб.: Академический проект, 1995.
- Из истории русской культуры. Т. IV (XVIII начало XIX века) / ред. Т. Д. Кузовкина, В. И. Гехтман. М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. 832 с.
- Ипполитов С.С. Три столицы изгнания М.: Издательство «Спас», 1999. 208 с.
- История Оперы Зимина. 1903−1917 гг. М.: МФ «Поколения», 2005. 350 с.
- Карасев В.И. Россия: общее и уникальное в контексте мирового развития. М. ЛХА «Альманах», 1999. 216 с.
- Качанова E.JI. «Иван Сусанин» М.И. Глинки. М., 1986. 96 с.
- Келдыш Ю.В. Русская музыка XVIII века. М.: Музыка, 1984. 336 с.
- Кириченко Е.И. Русский стиль: Поиски выражения национальной самобытности. Народность и национальность. Традиции древнерусского и народного искусства в русском искусстве XVIII начала XX века. М.: Га-ларт- ACT, 1997. 432 с.
- Коваленко Ю. Москва Париж. Очерки о русской эмиграции. Профили и силуэты. М.: Издательство «Известия», 1991.
- Коган Д. Мамонтовский кружок. М.: Изобразительное искусство, 1970. 220 с.
- Комиссаржевской. О Забытое и новое. М.: Всероссийское театральное общество, 1965. С. 22.
- Константин Коровин вспоминает. М.: Изобразительное искусство, 1990. 608 с.
- Копшицер М.И. Савва Мамонтов. М.: Искусство, 1972. 256 с.
- Коровин К.А. Шаляпин. Встречи и совместная жизнь. Рассказы о Шаляпине / Сост., послесл. и коммент. И. П. Хабарова. Предисл. Ю.Ф. Кот-лярова. М.: Московский рабочий, 1993. 222 с.
- Корупаев А.Е. Русская культура как предмет научного исследования: На материалах темы: Художественная культура, интеллигенция, меценаты в России на рубеже XIX—XX вв. М.: Аспект, 1994. 104 с.
- Костиков В.В. Не будем проклинать изгнанье. (Пути и судьбы русской эмиграции.) М.: Международные отношения, 1990, 464 с.
- Кравченко В.В. Владимир Соловьев и София. М.: Аграф, 2006. 384 с.
- Кугель А. Заметки // Театр и искусство. 1915. № 28. С. 510
- Кузмин М.А. Эссеистика. Критика. М.: Аграф, 2000. 768 с.
- Кузьмина-Караваева Е. Ю. Избранное. М.: Классика-ХХ1, 2001. С. 79.
- Культурная миссия Российского Зарубежья. История и современность / Под ред. Шулепова Э. А. М., 1999. 197 с.
- Культурное наследие российской эмиграции: 1917−1940: В 2-х кн. / Под общей ред. акад. Е. П. Челышёва и проф. Д. М. Шаховского. М.: Наследие, 1994- Кн. I 520 е.- Кн. II-ая — 520 с.
- Ласкин А. Долгое путешествие с Дягилевым. Екатеринбург: У-Фактория, 2003. 304 с.
- Лауэнштайн Д. Элевсинские мистерии. М.: Энигма, 1996. 368 с.
- Левая Т. Русская музыка начала XX века в художественном контексте эпохи. М.: Искусство, 1991. 168 с.
- Левик С. Записки оперного певца. М.: Искусство, 1962. 780 с.
- Левик С. Четверть века в опере. М.: Искусство, 1970. 535 с.
- Лешков Д. Партер и карцер. Записки офицера и театрала. М.: Молодая гвардия, 2004. 304 с.
- Ливанова Т., Протопопов Вл. Глинка: Творческий путь. Т. 1. М.: Музгиз, 1955. 232 с.
- Лифарь С. Дягилев и с Дягилевым. М.: Вагриус, 2005. 592 с.
- Лобанов В.М. Накануне. Из художественной жизни Москвы в предреволюционные годы. М.: Советский художник, 1968.
- Лосев А.Ф. Из ранних произведений. М.: Правда, 1990. 655 с.
- Лосев А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. Кн. 2. М., 1994.
- Лосев А.Ф. Мировоззрение Скрябина // Лосев А. Ф. Страсть к диалектике. М.: Мысль, 1990.
- Лосский В. Мемуары, статьи и речи. М.: Госмузиздат, 1959. 326 с.
- Лосский Н. Условия абсолютного добра. М.: Мысль, 1991. С. 336.
- Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб.: Искусство-СПБ, 2000. 704 с.
- Луцкер П.В. Стилевая проблематика в музыкальном искусстве на рубеже XVTII-XIX веков // Эпохальные рубелей в истории искусства Запада. М.: Наука, 1998. С. 139−152.
- Львов М. Из истории вокального искусства. М., 1964.
- Любимов Б.Н. Действо и действие. Т. 1. Русское православие и русская театральная культура. М.: Языки русской культуры. 1997. 520 с.
- Маковский С. Портреты современников. На Парнасе «серебряного века». М.: Аграф, 2000. 768 с.
- Марков П.А. В опере С.И. Зимина // Музыкальное наследство. Т. 4. М.: Музыка, 1979.
- Менегальдо Елена. Русские в Париже 1919 -1939 годы. М.: Издательство «Кстати», 2001.
- Молокова ТА., Фролов В. П. 850 московских знаменитостей: Словарь-справочник. М.: Московский лицей, 1997. 212 с.
- Музыкальная эстетика России IX—XVIII вв.еков / Сост. А. И. Рогова. М.: Музыка, 1973. 244 с.
- Нестеров М. Давние дни. М.: Искусство, 1959. 300 с.
- Нестьев И.В. Дягилев и музыкальный театр XX века. М.: Музыка, 1994. 224 с.
- Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки // Ницше Ф. Сочинения: В 2 т. М.: Мысль, 1996.
- Овчинников В. Феномен таланта в русской культуре. Калининград: Янтарный сказ, 1999. 356 с.
- Озерцковский Н.Я. Путешествие по России 1782−1783 гг.: Дневник / Сост. С. А. Козлов. СПб.: Алетейя, 1996. 207 с.
- О Комиссаржевской. Забытое и новое (Воспоминания. Статьи. Письма). М. Всероссийское театральное общество. 1965. 302 с.
- Опера Зимина // Рампа и жизнь. 1916. № 11. С. 9.
- Опера С.И. Зимина // Театр. 1916. № 1823. С. 6−7.
- Ортега-и-Гассет X. Восстание масс. Дегуманизация искусства // Ор-тега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство, 1991. 699 с.
- Очерки русской культуры XIX века: Т. 1. Общественно-культурная среда. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1998. 382 с.
- Пазовский A.M. Записки дирижера. М.: Сов. композитор, 1968. 558 с.
- Панкратова Е.А. Русская живопись и театр: очерки. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 1997. 323 с.
- Панченко A.M. Русская культура в канун петровских? реформ // Из истории русской культуры. Т.З. (XVII начало XVIII века). М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. С. 11−261.
- Парин А. Хождение в невидимый град. Парадигмы русской классической оперы. М.: Аграф, 1999. 464 с.
- Переписка Н.Н. Римской-Корсаковой с С.И. Зиминым. Письма № 5 и 6. ЦГАЛИ, ф 764, on. 1, ед. хр. 138.
- Переходные процессы в русской художественной культуре: Новое и Новейшее время. М.: Наука, 2003. 495 с.
- Петров Д. «Девятнадцатый век» как понятие истории культуры: Опыт музыкознания 1960−1990-х гг. М., 1999. 60 с.
- Пискунова Л.П. Меценатство как внетекстовая и текстовая реальность художественного творчества: Автореф. дис.. канд. филос. наук / Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького. Екатеринбург, 1997. 23 с.
- Плюханова М.Б. Сюжеты и символы Московского царства. СПб.: Акрополь. 1995. 335 с.
- Пожарская М.Н. Русские сезоны в Париже = The Russian seasons in Paris: эскизы декораций и костюмов, 1908−1929. М.: Искусство, 1988. 291 с.
- Польдяева Е. Посвящается И. А. Вышнеградскому // Музыкальная академия. 1992. № 2. С. 148.
- Попов А.В. Русское Зарубежье и архивы. М.: ИАИ РГГУ, 1998. 392 с.
- Порошин С.А. Записки // Порошин С. А. и др. Русский Гамлет. История России и Дома Романовых в мемуарах современников. XVII—XX вв. М.: Фонд Сергея Дубова, 2004. 608 с.
- Порфирьева А. Магия оперы // Музыкальный театр. Проблемы музыкознания. Вып. 6. СПб., 1991.
- Похитонов Д.И. Из прошлого русской оперы. Л.: Всерос. театр, о-во, 1949. 264 с.
- Пронин В. Частное дело Сергея Зимина // Русское искусство. 2006. № 1.
- Пружанский A.M. Отечественные певцы 1750−1917 г. М.: Советский композитор, 1991. 424 с.
- Рабинович А.С. Русская опера до Глинки. М.: Музгиз, 1948. 268 с.
- Раев М. Россия за рубежом. История культуры русской эмиграции 1919−1939 гг. М.: Прогресс-академия, 1994. 295 с.
- Рапацкая Л.А. Искусство «серебряного века» М.: Просвещение, Вла-дос, 1996. 191 с.
- Раскин А.Г. Шаляпин и русские художники. М.: Искусство, 1963. 164 с.
- Россихина В.П. Оперный театр С. Мамонтова. М.: Музыка, 1985. 238 с.
- Россия и Франция XVIII XX века. Выпуск 2. М.: Издательство «Наука», 1998.
- Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть XX века. Энциклопедический биографический словарь. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1997. 742 с.
- Российское зарубежье: история и современность. М.: Издательство «Звездопад», 1998.
- Русское зарубежье. Хроника научной, культурной и общественной жизни 1920 1940 года. Франция. Под редакцией JI.A. Мухина. М.: Издательство «Э К С М О «, 1995.
- Русская комедия и комическая опера XVIII века / Под ред. П.Н. Бер-кова. M.-JI.: Искусство, 1950. С 253.
- Русская культура XX века на Родине и в эмиграции. М.: Издательство МГУ, 2000.
- Русский Париж / Сост., предисл. и коммент. Буслаковой Т. П. М.: Изд-воМГУ, 1998, 526 с.
- Русская художественная культура второй половины XIX века: Диалог с эпохой / Отв. ред. Г. Ю. Стернин. М.: Наука, 1996. 335 с.
- Русская художественная культура второй половины XIX века: Картина мира / Отв. ред. Г. Ю. Стернин. М.: Наука, 1991. 395 с.
- Рыбакова Ю. Версия // Экран и сцена. 2000. № 6. С. 7
- Рябушинский В.П. Старообрядчество и русское религиозное чувство- Русский хозяин: Статьи об иконе. Москва- Иерусалим: Мосты, 1994. 239 с.
- Сабанеев JI.JI. Воспоминания о России. М.: Классика-ХХЗ, 2005. 268 с.
- Сабанеев JI.JI. Музыкальное творчество в эмиграции // Русский Париж / Сост., предисл. и коммент. Буслаковой Т. П. М: Изд-во МГУ, 1998. С. 247−256.
- Савельева И.М., Полетаев А. В. История и время: В поисках утраченного. М.: Языки русской культуры, 1997. 796 с.
- Санин Д.К. Самые знаменитые эмигранты России. М.: Издательство «Вече», 2000. 512 с.
- Сарабьянов Д.В. Модерн. М.: Галарт, 2001. 343 с.
- Сахарова Е. В.Д. Поленов, Е. Д. Поленова. М.: Искусство, 1964. 581 с.
- Сергеев Д.А. Артист русской оперы Смирнов Дмитрий Алексеевич // Культура Русского зарубежья: сб. статей по материалам вузовской на-учной конференции. М.: МГУКИ, 2003. С. 98−101.
- Сергеев Д.А. Истоки русской частной оперы // Вестник МГУКИ. 2007. № 4. С. 283−286.
- Сергеев Д. А. Поиск национальной идентичности в русском искусстве на рубеже XIX—XX вв.еков (на примере деятельности С. Дягилева) // Вестник МГУКИ. 2008. № 1. С. 249−252.
- Сергеев Д.А. Пропагандист русской музыкальной культуры Агренев-Славянский // Созидательная миссия культуры: сборник статей молодых ученых. М.: МГУКИ, 2005. С. 66−68.
- Сергеев Д.А. Россия и Европа: 'историко-культурные параллели (на примере творчества С.П. Дягилева) // Россия и Европа: историко-культурные параллели: материалы научной конференции. М.: МГУКИ, 2007. С 78−82.
- Сергеев Д.А. Русский Париж в 20−30 годы XX века // Сохранение и преумножение культурного наследия в условиях глобализации: сборник. М.: МГУКИ, 2003. С. 45−48.
- Сергеев Д.А. Русский Париж как воплощение российской менталь-ности // Российская ментальность: теоретические проблемы: материалы научной конференции. М.: МГУКИ, 2004. С. 166−170.
- Сергеев Д.А. «Русская частная опера». М.Н. Кузнецовой-Бенуа // Созидательная миссия культуры. Сборник статей молодых ученых. М.: Изд-во МГУКИ, 2004. С. 99−104.
- Сергей Дягилев и русское искусство: Статьи, открытые письма, интервью. Переписка. Современники о Дягилеве: В 2 т. / Сост. И.
- Зильберштейн, В. Самков. М.: Изобразительное искусство, 1982. Т. 1. 496 с. Т. 2. 576 с.
- Серебрякова JI. «Китеж: откровение Откровения» // Музыкальная академия. 1994. № 2. С. 90−106.
- Серебрякова JI.A. Образ бытия в художественной картине мира Н.А. Римского-Корсакова // Русская художественная культура второй половины XIX века. Картина мира. М.: Наука, 1991. С. 227−256.
- Серебрякова JI. Тема Апокалипсиса в русской музыке XX века // Глаз мира. 1994. № 1.
- Серебряный век в России: Избранные страницы / Сост. В. В. Иванов. М.: Радикс, 1993. 339 с.
- Серегина Н. Древнерусское храмовое действо как предтеча театра в России // Музыкальный театр. Проблемы музыкознания. Вып. 6. СПб., 1991.
- Серман И.З. Русский классицизм. Поэзия. Драма. Сатира. JL: Наука, 1973. 283 с.
- Серов А.Н. Опера в России и русская опера // Серов А. Н. Критические статьи. Т. 4. СПб., 1965.
- Серова С.А. Театральная культура Серебряного века в России и художественные традиции Востока (Китай, Япония, Индия). М.: Наука, 1999. 219 с.
- Соловьев B.C. Оправдание добра // Соловьев B.C. Сочинения: В 2 т. Т.1. М.: Правда, 1989. 688 с.
- Соничева Н.Е. На чужом берегу: К истории русской эмиграции в послеоктябрьский период. М., 1991. 61 с.
- Сорокин П. Социальная и культурная динамика. СПб.: Наука, 2000. 532 с.
- Стасов В.В. Московская частная опера в Петербурге.//Статьи о музыке. Сост. и ред. Вл. Протопопов. М.: Музыка, 1980. 271 с.
- Стернин Г. Художественная жизнь России на рубеже XIX—XX вв.еков. М.: Искусство, 1970. 294 с.
- Стравинский И. Диалоги. Воспоминания. Размышления. Комментарии. Л.: Музыка, 1971. 413 с.
- Стравинский И. Статьи и материалы. М.: Сов. композитор, 1973. 526 с.
- Стравинский И. Хроника. Поэтика. М.: РОССПЭН, 2004. 368 с.
- Сусидко И. Onepa-seria: генезис и поэтика жанра. Дис.. докт. искусствоведения. М., 2000.
- Сыркина Ф. Русское театрально-декоративное искусство второй половины XIX в. М.: Искусство, 1956. 378 с.
- Теляковский В.А. Дневники директора императорских театров. 1898−1901. М.: Артист. Режиссер. Театр, 1998. 484 с.
- Третьякова Е. «Борис Годунов» М.П. Мусоргского в динамике театральных концепций // Спектакль в контексте истории. Л.: Искусство. 1990. С. 99−111.
- Трубецкой Е. Миросозерцание B.C. Соловьева. Т. 2. М.: Медиум, 1995. 622 с.
- Трубецкой С.Н. О природе человеческого сознания // Феномены человека: Антология. М.: Мысль, 1993. С. 77.
- Успенский П.Д. В поисках чудесного. СПб.: Изд-во Чернышева, 1992. 523 с.
- Федор Иванович Шаляпин, Т2. М.: 1977 С. 139
- Федор Иванович Шаляпин. T.l. М.: 1976. С. 241
- Федор Иванович Шаляпин: В 3 т. / Ред. и сост. Е. Грошева. М.: Искусство, 1976.
- Федор Шаляпин. Воспоминания. Статьи. М.: Наталис, 2004. 528 с.
- Федотов Г. П. Святые Древней Руси. М.: Согласие, 544 с.
- Ферман В.Э. Оперный театр. Статьи и исследования. М.: Музгиз, 1961.357 с.
- Фигнер Н.Н. Воспоминания. Письма. Материалы. JL: Музыка, 1968. 191 с.
- Финдейзен Н.Ф. Очерки по истории музыки в России. M.-JL: Муз-сектор, 1929. С 68.
- Флиер А .Я. Культурология для культурологов. М.: Академический проект, 2000. 496 с.
- Флоренский П. Избранные труды по искусству. М.: Искусство, 1996. 416 с.
- Флоровский Г. В. Пути русского богословия. Минск: Изд-во Белорусского экзархата, 2006. 608 с.
- Ходорковская Е. Опера-сериа в России XVIII века // Музыкальный театр. Проблемы музыкознания. Вып. 6. СПб., 1991. С. 146−158.
- Холопова В. «Классицистский комплекс» творчества И.Ф. Стравинского в контексте русской музыки // Стравинский И. Ф. Статьи. Воспоминания. М.: Музыка, 1985. С. 50−64.
- Хренов Н.А. Культура в эпоху социального хаоса. М.: Едиториал УРСС, 2002. 448 с.
- Хренов Н.А. Переходность как следствие колебательных процессов между культурой чувственного и культурой идеационального типа // Переходные» процессы в русской художественной культуре: Новое и Новейшее время. М.: Наука, 2003. С. 19−134.
- Хренов Н.А. Социальная психология искусства: Теория, методология, история. М.: Альфа-М, 2005. 622 с.
- Цодоков Е.С. Опера. Энциклопедический словарь. М.: Композитор, 1999. 592 с.
- Чередниченко Т.Н. Музыка в истории культуры: Курс лекций. Долгопрудный: Аллегро-пресс, 1994. Вып. 1. 218 с. Вып. 2. 175 с.
- Чистякова В. Летописец «Русских сезонов» // Григорьев С. Л. Балет Дягилева. М.: Арт, 1993. С. 5−14.
- Шаляпин Ф.И. Маска и Душа. Минск: Современный литератор, 1999. 296 с.
- Шестаков В.П. Искусство и мир в «Мире искусства». М.: Славянский диалог, 1998. 150 с.
- Ширинян Р. Оперная драматургия Мусоргского. М.: Музыка, 1981. 284 с.
- Шкафер В.П. Сорок лет на сцене русской оперы: Воспоминания, 1890−1930 гг. Л.: Изд-во Театра оперы и балета имени Кирова, 1936. 256 с.
- Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. Т.2. М.: Искусство, 1983.448 с.
- Шлифштейн С.И. Мусоргский. Художник. Время. Судьба. М.: Музыка, 1975. 335 с.
- Штелин Я. Музыка и балет в России XVIII века. СПб.: Союз художников, 2002. 320 с.
- Шубарт В. Европа и душа Востока. М.: Русская идея, 1997. 446 с.
- Шулепова Э.А. Русский некрополь под Парижем. / Российский институт культурологии, МК РФ и РАН. М.: ТОО, 1993. 96 с.
- Щербатов С.А. Художник в ушедшей России. М.: Согласие, 2000. 688 с.
- Элиаде М. Мифы. Сновидения. Мистерии. М.: Рефл-бук- Киев: Вак-лер, 1996. 288 с.
- Элитарное и массовое в русской художественной культуре / Отв. ред. С. Т. Вайман. М.: Гос. ин-т искусствознания, 1996. 140 с.
- Эткинд А. Эрос невозможного. История психоанализа в России. М.: Гнозис- Прогресс-Комплекс, 1994. 376 с.
- Южин (Сумбатов) A.M. Личные заметки об общих вопросах // Театр и искусство. 1902. № 40. С. 716.
- Яворский Б. Избранные труды. Т. 2. Ч. 1. М.: Наука, 1987. С. 202
- Янковский М. Шаляпин и русская оперная культура. М.-Л.: Музгиз, 1947. 224 с.
- Яновский Б. Опера С. И. Зимина // Рампа и жизнь. 1916. № 10. С. 11.
- Ярустовский Б.М. Игорь Стравинский. М.: Советский композитор, 1963. 294 с.
- Besangon A. Le tsarevitch immole. La symbolique de la loi dans la culture russe. Paris: Klincksieck, 1967. 347 p.
- Percival J. The World of Diaghilev. Londres: The Herbert Press, 1979. 144 p.
- Spenser Ch., Dyer Ph., Battersby M. The World of S. Diaghilev. Chicago: Regnery, 1974. 173 p.
- Taruskin R. Opera and Drama in Russia: The Case of Serov’s Judith // Journal of the American Musicological Society. Vol. 32. 1979.