Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Театры Древней Греции

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актёры в Древней Греции считались людьми уважаемыми. Только свободнорождённый мужчина мог играть в театре. Сначала в спектаклях принимали участие хор и только один актёр; Эсхил ввёл второго актёра, Софокл — третьего. Один исполнитель обычно играл несколько ролей. Актёры должны были не только хорошо декламировать, но и петь, владеть отточенной, выразительной жестикуляцией. В трагедии хор состоял… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Происхождение древнегреческой драмы и театра
    • 1. 1. Основа древнегреческой драматургии
    • 1. 2. Возникновение драмы
    • 1. 3. Комедии Древней Греции
  • Глава 2. Организация театральных представлений
    • 2. 1. Театр в Древней Греции
    • 2. 2. Актёры в Древней Греции
    • 2. 3. Архитектура древнегреческого театра
  • Глава 3. Театр эпохи эллинизма
    • 3. 1. Театр новых исторических условий
    • 3. 2. Идеология эллинистического общества
    • 3. 3. Новая аттическая комедия
  • Заключение
  • Список литературы

Драма родилась в Греции в VI в. до н. э., когда окончательно установился рабовладельческий строй.

Рабство, как пишет Энгельс, на первых порах играло прогрессивную роль в развитии общества: «Только рабство сделало возможным в более крупном масштабе разделение труда между земледелием и промышленностью и таким путем создало условия для расцвета культуры древнего мира — для греческой культуры. Без рабства не было бы греческого государства; греческого искусства и греческой науки…».

Распад родового строя привел почти во всей Элладе к созданию городов-государств, которые представляли собой общины свободных граждан, связанных племенным родством. Каждое такое государство состояло из небольшого города и примыкавших к нему деревень. Вся территория считалась собственностью государства, земельные наделы могли получать только свободные члены общины.

В каждом полисе был свой уклад жизни, существовали свои политические и этические нормы. Были полисы аристократические, власть в которых принадлежала родовой аристократии. Были полисы демократические, где все государственные вопросы решались народным собранием, где соблюдались равенство граждан перед законом, свобода слова, право каждого гражданина быть избранным на государственные должности.

Развитие драмы происходит именно в демократических полисах. В Спарте никогда не было ни драматургов, ни театра. Зато Афины становятся центром культурной жизни всей Греции. Здесь, на аттической земле, расцветают науки и искусства.

Это происходит потому, что именно в демократическом полисе, несмотря на недостатки и противоречия афинской рабовладельческой демократии, были возможности для выявления способностей человека: каждый афинский гражданин в пределах своего государства считал себя равноправным и полноправным членом общества.

Связь с общественно-политической жизнью, служение интересам народа, внимание к человеку со всем богатством его духовной жизни, использование лучших достижений греческого эпоса и лирики — все это сделало афинский театр театром больших идей и прекрасной художественной формы.

Такие идеи, как страстный протест против всякого насилия и угнетения, проповедь горячей любви к родине, непоколебимость в отстаивании гражданских и гуманистических убеждений, были всегда близки и понятны прогрессивному человечеству.

Глава 1. Происхождение древнегреческой драмы и театра

§ 1.1. Основа древнегреческой драматургии

В основе древнегреческой драматургии лежат мифы. Они были известны каждому греку, и зрителям особенно интересна и важна была трактовка событий автором пьесы и актёрами, нравственная оценка поступков героев.

Расцвет античного театра приходится на V в. до н. э. Именно в это время творили великие поэты-драматурги — Эсхил, Софокл и Еврипид. Персонажи их трагедий — Эдип, Антигона, Прометей — стали вечными образами мирового сценического искусства. К сюжетам античных пьес не раз обращались драматурги последующих эпох. До наших дней дошли и сочинения Аристофана — создателя политической комедии.

Тип театрального здания сложился в Греции под влиянием климатических условий и рельефа. Зрители первых спектаклей рассаживались по склонам холмов, внизу, на поляне, выступали актёры. Театр Диониса в Афинах, появившийся в конце VI в. до н. э, располагался на южном склоне Акрополя.

На склонах холмов были устроены театры и в других городах — Мегаполисе и Эпидавре. Театр в Афинах вмещал семнадцать тысяч человек, в Эпидавре — десять тысяч.

Огромные размеры театров привели к необходимости использовать маски. Черты лица актёра зрители просто не смогли бы разглядеть. Каждая маска выражала определённое состояние, и в соответствии с сюжетом актёр в течение спектакля менял собственные «лики».

Маски были своеобразными крупными планами персонажей и одновременно служили резонаторами — усиливали звучание голосов. Маска меняла пропорции тела, поэтому исполнители вставали на котурны, а под одежду надевали толщинки. Котурны делали фигуру выше, а движения — значительнее. До сих пор в театре существует выражение «на котурнах» — оно означает излишнюю величавость, даже выспренность игры.

Ярко окрашенные природными красителями ткани, из которых шили сложные костюмы, также укрупняли и подчёркивали фигуру. Цвет одежды наделялся символическим значением.

Цари появлялись в длинных пурпурных плащах, царицы — в белых, с пурпурной полосой. Чёрный цвет означал траур или несчастье. Короткая одежда полагалась вестникам. Также символичны были атрибуты, например оливковые ветви в руках просящих.

Маски в комедиях были карикатурными или являлись шаржированными портретами известных людей. Костюмы обычно подчёркивали непомерный живот, толстый зад. Артистов хора иногда одевали в костюмы животных, например лягушек и птиц в пьесах Аристофана.

В древнегреческом театре использовали простейшие машины: эккиклему и эорему. Последняя представляла собой подъёмный механизм, с помощью которого персонажи «взлетали под небеса"или опускались на землю. Именно в греческом театре родилось знаменитое выражение «Бог из машины».

Позже этот термин стал означать немотивированную развязку, внешнее, не подготовленное развитием действия разрешение конфликта, как в трагедии, так и в комедии.

§ 1.2. Возникновение драмы

Появлению драмы в Греции предшествовал длительный период, на протяжении которого ведущее место занимали сначала эпос, а затем лирика. Эпосу и лирике в свою очередь предшествовал фольклор — пословицы и поговорки, трудовые и обрядовые песни, гимны богам, мифы и другие виды устного народного творчества.

Мифология занимала в греческом фольклоре особое место. Эта форма народного творчества возникла на ранней стадии развития человеческого общества и сыграла огромную роль в эволюции всех видов античного искусства; она, как писал К. Маркс, «составляла не только арсенал греческого искусства, но и его почву».

Сюжеты и герои греческих мифов преобладают во всех родах и видах античной литературы, в том числе в драме.

Мифология греков, как и других древних народов, выросла из стремления понять и объяснить окружающий мир. Греческие мифы разнообразны по содержанию: в них рассказывается о происхождении мира, о греческих богах и героях, о возникновении обычаев, обрядов. Миф был тесно связан с языческой религией.

При этом в Греции не было замкнутой касты жрецов, которая препятствовала бы изображению богов в образе людей и мешала бы свободному созданию мифов и их поэтизации. Поэтому греческие мифы богаты жизненными мотивами, наблюдениями, деталями.

Возникновению драмы, как уже отмечалось, предшествовали эпос и лирика. Это богатый героический эпос — поэмы «Илиада» и «Одиссея», дидактический эпос — поэмы Гесиода; это произведения лирических поэтов VI в. до н. э. Драма стала как бы синтезом достижений ранее сложившихся родов литературы, вобрав в себя монументальный, героический характер эпоса и индивидуальное начало, идущее от лирики.

Рождение греческой драмы и театра связано с обрядовыми играми мимического характера, которые возникли у многих народов на ранней ступени развития и сохранялись на протяжении веков. У земледельческих народов мимические игры входили в состав праздников, посвященных умирающим и воскресающим богам плодородия. Праздники этого типа имели две стороны: «страстную», серьезную, и карнавальную, прославляющую победу светлых сил жизни.

В Греции обряды были связаны с культом богов — покровителей земледелия: Деметры, ее дочери Коры, Диониса. Такие обряды превращались иногда в культовую драму. Например, в городе Элевсине во время мистерий устраивались игры, во время которых изображалось бракосочетание Зевса и Деметры, похищение Коры Плутоном, скитания Деметры в поисках дочери и возвращение Коры на землю.

Мимическими элементами был богат и культ Диониса. Дионис считался богом творческих сил природы; позднее он стал богом виноделия, а потом богом поэзии и театра. Символами Диониса считались растения, особенно виноградная лоза. Его часто изображали в виде быка или козла.

Трагедия отражала страстную сторону дионисийского культа, комедия — карнавально-сатирическую. Сатировская драма представляется средним жанром. Веселый игровой характер и счастливый коец определили ее место на праздниках в честь Диониса: сатировскую драму ставили как заключение к представлению трагедий.

Трагедия, по свидетельству Аристотеля, ведет свое начало от запевал дифирамба, комедия — от запевал фаллических песен. К диалогу, который вели эти запевалы с хором, примешивались элементы актерской игры, и миф как бы оживал перед участниками праздника.

Проливают свет на происхождение греческой драмы и сами слова трагедия и комедия. Слово трагедия происходит от двух греческих слов: трагос — «козел» и одэ — «песнь», т. е. «песнь козлов». Это название вновь ведет нас к сатирам — спутникам Диониса, козлоногим существам, прославлявшим подвиги и страдания бога.

Греческая трагедия, как правило, брала сюжеты из мифологии, которая хорошо была известна каждому греку. Интерес зрителей сосредоточивался не на фабуле, а на трактовке мифа автором, на той общественной и нравственной проблематике, которая разворачивалась вокруг всем известных эпизодов мифа. Используя мифологическую оболочку, драматург отражал в трагедии современную ему общественно-политическую жизнь, высказывал свои этические, философские, религиозные воззрения. Поэтому роль трагических представлений в общественно-политическом и этическом воспитании граждан была огромна.

Театры Древней Греции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

§ 2.1. Театр в Древней Греции

Театр в Древней Греции был государственным учреждением, и организацию театральных представлений брало на себя государство, назначая для этой цели специальных лиц.

Драмы ставились на трех праздниках в честь Диониса: на Малых, или Сельских, Дионисиях; Ленеях; на Великих, или Городских, Дионисиях.

Драматические представления проходили как состязания драматургов, хорегов, актеров. В них участвовали три трагических и три комических поэта. Каждый из трагиков должен был представить четыре пьесы: три трагедии и одну сатировскую драму. Трагедии были связаны единым сюжетом. После них ставилась сатировская драма на тот же сюжет, что и трагедии. Трагическая трилогия и сатировская драма составляли тетралогию. Комические поэты представляли по одной комедии.

Состязания продолжались три дня. Каждый день с утра играли тетралогию одного драматурга; под вечер исполняли одну комедию. К участию в состязаниях допускались только новые произведения; если ставились старые, уже игравшиеся, то они шли вне конкурса.

Разрешение на постановку пьесы драматурги получали от архонта. Он же давал драматургам разрешение набрать хор. Все издержки, связанные с обучением хора, изготовлением костюмов, репетициями и т. д., брали на себя богатые граждане Афин. Гражданин, подготовивший хор для драматических состязаний, назывался хорёгом.

Для драматических состязаний требовалось шесть хорегов, так как у каждого драматурга был свой хор. Хотя расходы по организации и подготовке хора составляли весьма значительную сумму, недостатка в хорёгах в период расцвета афинской демократии не наблюдалось. Исполнение обязанностей хорега было делом весьма почетным. Считалось, что хореги, актеры и члены хора находятся под особым покровительством божества. Все они на время подготовки к драматическим состязаниям освобождались даже от военной службы.

Судили на состязаниях особые выборные лица. Для победивших драматургов были установлены три награды.

Победившие драматурги получали от государства гонорар и награждались венком из плюща. На долю хорегов, которые подготовили хор для победивших драматургов, выпадала еще большая честь: хорег имел право воздвигнуть памятник в ознаменование своей победы.

На пьедестале памятника указывалось время представления, имя победившего драматурга, название его пьесы и имя хорега. Результаты состязаний вносились, кроме того, в особый протокол, который хранился в государственном архиве Афин. Такие протоколы назывались дидаскалиями.

§ 2.2. Актёры в Древней Греции

Актёры в Древней Греции считались людьми уважаемыми. Только свободнорождённый мужчина мог играть в театре. Сначала в спектаклях принимали участие хор и только один актёр; Эсхил ввёл второго актёра, Софокл — третьего. Один исполнитель обычно играл несколько ролей. Актёры должны были не только хорошо декламировать, но и петь, владеть отточенной, выразительной жестикуляцией. В трагедии хор состоял из пятнадцати человек, а в комедии мог включать двадцать четыре.

Обычно хор не принимал участия в действии — он обобщал и комментировал события. В комедиях Аристофана появилась особая партия — парабаза, когда хор снимал маски и от своего имени обращался к залу.

Актеры должны были не, только хорошо декламировать стихи, но и владеть вокальным мастерством: в наиболее патетических местах актеры исполняли арии — монодии. Путем постоянных упражнений греческие актеры вырабатывали звучность и выразительность голоса, безукоризненность дикции и доводили до большого совершенства искусство пения. Греческие актеры должны были владеть и искусством танца, искусством движения. Они много работали над гибкостью и выразительностью тела. Актеры выступали в масках, так что мимика была исключена из игры. Тем больше внимания приходилось уделять жесту.

Искусство сцены, родившееся в Древней Греции, стало основой европейского театра. Именно в ту далёкую пору сформировались ведущие жанры драматургии, возник сам тип зрелища. На пороге III тысячелетия лучшие театральные режиссёры всего мира обращаются к древнегреческой драматургии, стремятся воссоздать формы античного театра, приспособив их к требованиям современной сцены.

Яркий пример такого подхода — спектакль «Орестея». Это режиссёрская версия трилогии Эсхила, осуществлённая выдающимся немецким режиссёром Петером Штайном в 1979 г. в Германии и в 1998 г. в России.

§ 2.3. Архитектура древнегреческого театра

Первоначально место для представлений устраивалось в Древней Греции крайне просто: хор со своими песнопениями и плясками выступал на круглой утрамбованной площадке — орхестре, вокруг которой и собирались зрители.

Но по мере того как возрастало значение театрального искусства в общественной и культурной жизни Греции и по мере усложнения драмы возникла необходимость в усовершенствованиях. Холмистый ландшафт Греции подсказал наиболее рациональное устройство сценической площадки и зрительсих мест: орхестра стала располагаться у подножия холма, а зрители размещались по его склону.

Театральные сооружения не были самостоятельными постройками, типа городского здания или храма: они, как правило, входили в какой-нибудь архитектурный ансамбль.

Например, театр Диониса в Афинах расположен на склоне Акрополя; театр в Эпидавре входил в ансамбль святилища бога-врачевателя Асклепия.

Все древнегреческие театры были открытыми и вмещали огромное количество зрителей. Афинский театр Диониса, например, вмещал до 17 тысяч человек, театр в Эпидавре — до 10 тысяч.

В V в. до н. э. в Греции сложился устойчивый тип театрального сооружения, характерный для всей эпохи античности.

Театр имел три главные части: орхестру, тёатрон (места для зрителей, от глагола теаомай-«смотрю») и скёну (скенэ-«палатка», позже — деревянное или каменное строение).

Размер театра определялся диаметром орхестры. Скена располагалась по касательной к окружности орхестры. Передняя стена скены — проскёний, имевший обычно вид колоннады, — изображал фасад храма или дворца.

К скене примыкали два боковых строения, которые назывались параскёниями. Параскении служили местом для хранения декораций и другого театрального имущества; при необходимости параскении, как и проскёний, могли изображать фасад жилища или храма и обыгрываться по ходу действия драмы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.В., История античного театра, Искусство, М., 1998
  2. История зарубежного театра. Театр Западной Европы от античности до Просвещения. Учебн. Пособие, под редакцией Г. Н. Бояджиева, М., 1981
  3. Д.П., Античный театр, 4-е издание, М., 2001
  4. Кун Н., Легенды и мифы Древней Греции, 3-е издание, М., 1999
  5. Маркс К, Энгельс Ф. Сочинения, 2-е издание, т. 20.
  6. В.Н., Драматургия Эсхима и некоторые проблемы древнегреческой трагедии, М., 1989
Заполнить форму текущей работой