Ономафония как феномен имени собственного в музыке второй половины XX — начала XXI веков
Диссертация
Кодирование художественного смысла — явление, идущее из глубины веков, существующее в разных формах и разновидностях. В музыкальном искусстве феномен имени собственного как ключевого семантического знака 1 имел место практически во все эпохи, например, в форме звуковой монограммы, которая служила не только определенным авторским вензелем, но и важным составным элементом музыкального текста и его… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ОНОМАФОНИЯ КАК МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН
- 1. Имя собственное в музыке
- 2. К проблеме терминологии
- 3. Ономафония: этимология и обоснование нового термина
- 4. Формы и принципы ономафонического шифрования
- 5. Интонационная структура и символическая знаковость избранных монограмм как содержательная проекция музыкального текста
- ГЛАВА II. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИМЯ: ФИЛОСОФСКИЙ И ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ
- 1. О некоторых философских концепциях имени в контексте проблемы музыкального символа
- 2. Музыкальное имя в историческом контексте
- 3. Психологические стимулы использования ономафонии современными композиторами
- ГЛАВА III. ОНОМАФОНИЯ В СТРУКТУРЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХХ-ХХ1 ВЕКОВ
- 1. Фактурный уровень
- 1. 1. Ономафоническая тема в гомофонно-гармонической и полифонической фактурах
- 1. 2. Ономафоническая тема-серия в 12-тоновом материале
- 1. 3. Ономафония в сонорно-тематическом комплексе
- 1. 4. Ономаритмическая формула
- 2. Композиционно-драматургический уровень
- 2. 1. Ономафония в структуре музыкальной темы сочинения
- 2. 2. Ономафоническая лейттема
- 2. 3. Ономафония и историко-символический персонаж новой музыки
- 2. 4. Ономафония как имманентная структура композиторского стиля
- 3. Аналитические очерки
- 3. 1. Ономафонические посвящения как новая традиция в музыке XX века (на примере цикла Г. Корчмара «Анаграммы: Четыре посвящения»)
- 3. 2. Ономафония в жанре «краткой истории музыки» (на примере Струнного квартета № б ор. 106 Д. Смирнова)
- 1. Фактурный уровень
- 1. Ономафонические формулы в контексте «диалогического слова» М. Бахтина
- 2. Ономафония сквозь призму постмодернистских тенденций
- 2. 1. Постмодернистский коллаж и цитатность
- 2. 2. Постмодернистская игра
- 2. 3. Ономафония и «смерть автора»
- 2. 4. Ономафония в ракурсе медитативно-постлюдийного мышления
- 3. Аналитические очерки
- 3. 1. «Реквием для Ларисы» В. Сильвестрова: Реинтерпретация жанра
- 3. 2. Цикл «В-А-С-Н: Хроматическая Вселенная» Питера Херберта
Список литературы
- Аверинцев, 20 056: Аверинцев С. Символика раннего Средневековья: (К постановке вопроса) // Аверинцев С. Другой Рим: Избранные статьи. СПб.: Амфора, 2005. С. 59−90.
- Адорно, 2001: Адорно Т. Философия новой музыки / Перевод Б.Скуратова. Вступ. Ст. К.Чухрукидзе. М.: Логос, 2001. 352 с.
- Акишина, 2002: Акишина Е. Символическая сторона музыки Альфреда Шнитке // Музыкальное содержание: Наука и педагогика. Материалы I Российской научно-практической конференции. Москва-Уфа. Уфимский гос. институт искусств, 2002. С. 102−114.
- Акишина, 2003: Акишина Е. Семантические аспекты анализа творчества А. Шнитке: Автореферат дис. .канд. искусствоведения. М., 2003.-39 с. Акопян, 1995: Акопян Л. Анализ глубинной структуры музыкального текста. М.: Практика, 1995. 256 с.
- Акопян, 1997а: Акопян Л. «Художественные открытия» Четырнадцатой симфонии // Муз. академия, 1997. № 4. С. 185−192.
- Алефиренко, 1998: Алефиренко Н. О природе ономастической семантики // Ономастика Поволжья. Тез. докл. VIII межд. конференции / Отв. редактор
- B.И.Супрун. Волгоград: Перемена, 1998. С. 165−168.
- Ананьев, 1997: Ананьев Ю. Новая парадигма мироотношения в культуре конца XX века // Искусство XX века: Уходящая эпоха? Сб. ст. В 2х т. Нижегородская гос. консерватория им. М. И. Глинки. Н. Новгород, 1997. Т.2.1. C.186−201.
- Антипова, 1995: Антипова Т. Пути исследования смыслов музыки: Автореферат дис. канд. искусствоведения. М., 1995. 25 с. Античные., 1996: Античные теории языка и стиля (Антология текстов). СПб.: Алетейя, 1996. — 364 с.
- Арановский, 1974: Арановский М. Мышление, язык, семантика // Проблемы музыкального мышления. М., 1974. С.90−128.
- Арановский, 1979а: Арановский М. 15 симфония Д. Шостаковича и некоторые вопросы музыкальной семантики // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып.15.Л., 1979. С. 55−94.
- Арановский, 19 796: Арановский М. Симфонические искания. Исследовательские очерки. JL, 1979. 287 с.
- Арановский, 1980: Арановский М. Интонация, знак и «новые методы» // Сов. музыка, 1980. № 10. С. 99−109.
- Арановский, 1997: Арановский М. Музыкальные «антиутопии» Д. Шостаковича // Русская музыка и XX век: Русское музыкальное искусство в истории художественной культуры XX века / Ред,-сост. М. Г. Арановский. М., 1997. С. 213−249.
- Арановский, 1998: Арановский М. Музыкальный текст. Структура и свойства. М.: Композитор, 1998. — 342 с.
- Арановский, 2007: Арановский М. Музыка и мышление // Музыка как форма интеллектуальной деятельности /Ред.-сост. М. Г. Арановский. М., 2007. С. 1043.
- Барсова, 1986: Барсова И. Специфика языка музыки в создании художественной картины мира // Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения. Л., 1986. С. 46−58.
- Барт, 19 946: Барт Р. Смерть автора // Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1994. С. 384−391.
- Барт, 1994в: Барт Р. Удовольствие от текста // Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1994. С. 462−519.
- Барт, 2001: Барт Р. Нулевая степень письма // Семиотика: Антология / Сост. Ю. С. Степанов. М.: Академический Проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2001. С. 327−370.
- Барт, 2004: Барт Р. Система Моды. Статьи по семиотике культуры / Пер. с фр., вступ. ст. и сост. С. Н. Зенкина. М., 2004. 512 с.
- Барт, 2008: Барт Р. Мифологии / Пер. с фр., вступ.ст. и коммент. С.Зенкина. М.: Академический проект, 2008. 351 с.
- Басин, 1973: Басин Е. Семантическая философия искусства. М., 1973. 216 с. jБоткин, 1996: Баткин JI. О постмодернизме и «постмодернизме» // Октябрь, 1996. № 10. С. 176−188.
- Батракова, 2007: Батракова С. Проблема интерпретации вчера и сегодня // Западное искусство. XX век: Проблемы интерпретации. М., 2007. С. 5−34. Бауэр, 1995: Энциклопедия символов / В. Бауэр, И. Дюмотц, С.Головин. М., 1995.-512 с.
- Бахтин, 1979а: Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. Изд. 4-е. М.: Сов. Россия, 1979.-320 с.
- Бахтин, 19 796: Бахтин М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. Опыт философского анализа // Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 281−307.
- Безлепкин, 2001: Безлепкин Н. Философия языка в России: К истории русской лингво-философии. СПб., 2001. 390 с.
- Бердяев, 1990: Бердяев Н. Новое средневековье. Размышление о судьбе России и Европы. М., 1990. 346 с.
- Березовчук, 1986: Березовчук JI. О специфике периодов изменения системы музыкального языка (к постановке проблемы) // Эволюционные процессы музыкального мышления. Л., 1986. С. 3−21.
- Берченко, 2005: Берченко Р. В поисках утраченного смысла. Болеслав Яворский о «Хорошо темперированном клавире». М.: Классика-ХХ1, 2005. — 372 с.
- Бершадская, 2004: Бершадская Т. О некоторых аналогиях и структурах языка вербального и языка музыкального // Бершадская Т. Статьи разных лет: Сб. статей / Ред.-сост. О.Руднева. СПб., 2004. С. 234−294.
- Беседы., 1994: Беседы с Альфредом Шнитке / Сост. А.Ивашкин. М.: РИК «Культура», 1994. 304 с.
- Бибихин, 1992: Бибихин В. Символ и «другое» // Апокриф 2. Культурологический журнал. М., 1992. С. 48−59.
- Бобровский, 1997: Бобровский В. О музыкальном мышлении Шостаковича. Три фрагмента // Шостаковичу посвящается: 1906 1996. Сборник статей к 90-летию со дня рождения композитора / Сост. Е.Долинская. М.: Композитор, 1997. С. 39−61.
- Бобринская, 2006: Бобринская Е. Русский авангард: Границы искусства. М., 2006.-304 с.
- Бодки, 1993: Бодки Э. Интерпретация клавирных произведений И. С. Баха. М., 1993.-390 с.
- Бондалетов, 1983: Бондалетов В. Русская ономастика. М.: Просвещение, 1983.-224 с.
- Бонфелъд, 2000: Бонфельд М. Музыкальная герменевтика и проблема понимания музыки // Вопросы музыкознания и музыкального образования. Вологда, 2000. Вып.1. С. 32−39.
- Бонфельд, 2007: Бонфельд М. Семантика музыкальной речи // Музыка как форма интеллектуальной деятельности / Ред.-сост. М. Г. Арановский. М., 2007. С. 82−141.
- Борее, 1983: Интонация как средство художественного общения / Ю. Борев, Т. Радионова // Контекст-1982. М., 1983. С. 224−244.
- Бочкарева, 1990: Бочкарева О. Семиотические понятия в анализе музыкальных произведений. Методическое пособие по курсу введения в музыкознание. Петрозаводск, 1990. С. 12 20.
- Букс, 2004: Букс Н. Имя как прием: К разгадке псевдонима Даниила Хармса // Абсурд и вокруг: Сборник статей. М.: Языки славянской культуры, 2004. С. 375−393.
- Бычков, 1999: Бычков Ю. Проблема смысла в музыке // Музыкальная конструкция и смысл: Сб. научных трудов РАМ им. Гнесиных. Вып. 151. М., 1999. С. 8−21.
- Бялик, 1982: Бялик М. Борис Тищенко // Музыка России: Сб. статей Вып. 4 / Сост. А.Григорьева. М., 1982. С. 71−87.
- Вайнштейн, 1992: Вайнштейн О. Homo deconstructivus: философские игры постмодернизма// Апокриф 2. Культурологический журнал. М., 1992. С. 1231.
- Вайнштейн, 1993: Вайнштейн О. Постмодернизм: История или язык? // Вопросы философии, 1993. № 3. С. 3−7.
- Валъкова, 1992: Валькова В. Музыкальный тематизм мышление — культура. Нижний Новгород, 1992. — 163 с.
- Валъкова, 2000: Валькова В. Сюжет Голгофы в творчестве Д. Шостаковича // Шостакович. Между мгновением и вечностью. Документы. Материалы. Статьи. СПб.: композитор, 2000. С. 679−716.
- Вартанов, 2004: Вартанов С. Альфред Шнитке и Иосиф Бродский // Музыковедение, 2004. № 1. С. 28−35.
- Вартанова, 2001: Вартанова Е. Психологические модусы аллюзийности в музыке А. Шнитке // А. Шнитке посвящается: Из собраний «Шнитке-Центра». Вып.2. М., 2001. С.172−175.
- Васильева, 2005: Васильева Н. Собственное имя в мире текста. М.: Академия гуманитарных исследований, 2005. 224 с.
- Векслер, 1998: Векслер Ю. Символика в музыке Альбана Берга: Автореферат дис.. канд. искусствоведения. М., 1998.-25 с.
- Велъш, 1992: Белый В. Постмодерн. Генеалогия и значение одного спорного понятия // Путь, 1992. № 1. С. 109−136.
- Веришко, 2004: Веришко О. Композиции с интертекстуальной моделью в свете художественной системы Э. В. Денисова: Автореферат дис.. канд. искусствоведения. М., 2004. — 25 с.
- Власов, 2005: Авангардизм. Модернизм. Постмодернизм: Терминологический словарь / В. Г. Власов, Н. Ю. Лукина. СПб: Азбука-классика, 2005. 320 с.
- Власов, 2006: Власов В. Монограмма // Власов В. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: В 10 т. Т. V. СПб.: Азбука-классика, 2006. С. 609−611.
- Воинова, 2006: Воинова М. Символика И. С. Баха в органной музыке XX века // Музыка и проповедь: К интерпретации наследия И. С. Баха: Материалы науч. конф. Научные труды МГК им. П. И. Чайковского. Сб. 56. М., 2006. С. 121−132.
- Восприятие., 1980: Восприятие музыки. Сб. статей / Институт эстет, воспитания при Центр, совете Пед. Общества РСФСР. Ред.-сост. В. Н. Максимов. М., 1980. 256 с.
- Вязкова, 2006а: Вязкова Е. «Искусство фуги» И. С. Баха: Исследование М.: РАМ им. Гнесиных, 2006. 482 с.
- Вязкова, 20 066: Вязкова Е. Загадки «Искусства фуги» И. С. Баха // От Гвидо до Кейджа: Полифонические чтения. Сб. статей по материалам научной конференции / Ред.-сост. Н.И.Тарасевич- Сост. Т. Ф. Генова. М., 2006. С. 125 142.
- Гадамер, 1988: Гадамер X.- Г. Истина и метод. М.: Прогресс, 1988. 704 с. Гадамер, 1991: Гадамер X.- Г. Язык и понимание. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. — 366 с.
- Гаспаров, 1974: Гаспаров Б. О некоторых принципах структурного анализа музыки//Проблемы музыкального мышления. М., 1974. С. 129−152. Гаспаров, 2004: Гаспаров М. Русский стих начала XX века в комментариях., М., 2004.-312 с.
- Геллис, 1994: Геллис Т. А. Локшин Б.Тищенко: К вопросу об общении // Муз. академия, 1994. № 5. С. 33−36.
- Гервер, 1999: Ars combinatoria XVII—XVIII вв.еков прообраз музыкальной техники XX века / Л. Гервер, А. Лебедева // Искусство XX века: Диалог эпох и поколений. Сб. статей. Том II. Нижегород.гос.консерватория им. М. И. Глинки. Н. Новгород, 1999. С. 30−50.
- Герменевтика., 1985: Герменевтика: История и современность. (Критические очерки). М.: Мысль, 1985. 303 с.
- Гершкович, 1991: Гершкович Ф. О музыке: Статьи, заметки, письма, воспоминания. М.: Сов. композитор, 1991. 349 с.
- Гильдинсон, 1986: Гильдинсон Л. К проблеме единства стиля в произведениях А. Шнитке 70-х годов. Сб. трудов РАМ им. Гнесиных. Вып. 82. М., 1986. С. 80−104.
- Гладкова, 2004: Гладкова О. Человек, убежденный в правоте своего творчества//Муз.жизнь, 2004. № 1. С. 19−21.
- Гойови, 2005: Гойови Д. Новая советская музыка 20-х годов. М., 2005. 368 с.
- Головинский, 1980: Головинский Г. О вариантности восприятия музыкального образа // Восприятие музыки. М., 1980. С. 127−140. Голоднова, 1982: Голоднова Н. По заказу музыкантов Лейпцига // Сов. музыка, 1982. № 8. с. 120−121.
- Голомидова, 1998: Голомидова М. Искусственная номинация в ономастике. Екатеринбург, 1998. 232 с.
- Горбаневский, 1987: Горбаневский М. В мире имен и названий. М.: Знание, 1987.-206 с.
- Горяев, 2000: Горяев С. Номинативные интенции субъекта ономастической номинации (на материале русских прагмонимов): Автореферат дис.. кандидата филол. наук. Екатеринбург, 2000. 20 с.
- Готсдинер, 1974: Готсдинер А. О стадиях формирования музыкального восприятия // Проблемы музыкального мышления. Сб.статей. М., 1974. С. 230−252.
- Григорьева, 2002: Григорьева Г. Исследование, востребованное временем // Муз. академия, 2002. № 2. С. 124−127.
- Григорьева, 2004: Григорьева Г. Музыкальные формы XX века. М., 2004. -175 с.
- Гулыга, 1998: Гулыга А. Что такое постсовременность // Вопросы философии, 1998. № 12. С. 153−159.
- Дауноравичене, 2007: Дауноравичене Г. Сакральность современной музыки -миф или реальность? // Миф. Музыка. Обряд. Сборник статей / Ред.-сост. М.Катунян. М, 2007. С. 159−178.
- Дворецкий, 1976 Дворецкий И. Латинско-русский словарь. Около 50 000 слов. Изд. 2-е, переработ, и доп. М.: Русский язык, 1976. 1096 с. Декомб, 2000: Декомб В. Современная французская философия. М., 2000. -344 с.
- Денисов, 20 006: Денисов А. О семантике композиции «Страстей по Иоанну» // Муз. академия, 2000. № 4. С. 193−197.
- Денисов, 2003: Денисов А. Музыкальный язык: Структура, функции. СПб., 2003.-206 с.
- Денисов, 1986: Денисов Э. Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники. М., 1986. 205 с.
- Денисов, 1994а: Денисов Э. Встречи с Шостаковичем // Муз. академия, 1994. № 3. С. 90−92.
- Денисов, 19 946: Денисов Э. «Мне нравится жить здесь» // Муз. жизнь, 1994. № 3. С. 11−12
- Денисова, 2003: Денисова Г. В мире интертекста: Язык, память, перевод. М.: Азбуковник, 2003. 298 с.
- Деррида, 1992: Деррида Ж. Письмо японскому другу // Вопросы философии, 1992. № 4. С. 53−57.
- Деррида, 1998: Деррида Ж. Эссе об имени. М.-СПб., 1998. 190 с. Деррида, 1999: Деррида Ж. О почтовой открытке от Сократа до Фрейда и не только. Мн.: Современный литератор, 1999. — 831 с.
- Деррида, 2000: Деррида Ж. О грамматологии / Пер. с франц. и вступ. статья Н.Автономовой. М.: Ad Marginem, 2000. 511 с.
- Друскин, 1982: Друскин М. И. С. Бах. М., 1982. 382 с.
- Друскин, 2005: Друскин Я. О риторических приемах в музыке И. С. Баха. СПб., 2005.- 136 с.
- Дубинец, 1999: Дубинец Е. Знаки звуков: О современной музыкальной нотации. Киев: Гамаюн, 1999. 314 с.
- Дубинец, 2000: Дубинец Е. Метафора XX века предельно организованный хаос //Муз. академия, 2000. № 2. С. 145−154.
- Дубинец, 2003: Дубинец Е. Многоликий провокатор // Музыкальная академия, 2003. № 2. С. 28−35.
- Дъячкова, 1994: Дьячкова JI. Проблемы интертекста в художественной системе музыкального произведения // Интерпретация музыкального произведения в контексте культуры. Сб. трудов РАМ им. Гнесиных. Вып. 129. М., 1994. С. 17−40.
- Екимовский, 2007: Екимовский В. «Макроминимализм» // Миф. Музыка. Обряд. Сборник статей / Ред.-сост. М.Катунян. М., 2007. С. 312−314. Ерохин, 1997: Ерохин В. De musica instrumentalis: Германия. 1960−1990 —. Аналитические очерки. М., 1997. — 400 с.
- Если бы Шуман., 1966: Если бы Шуман вел дневник. Будапешт: Корвина, 1966.-223 с.
- Жабинский, 2003: Жабинский К. «Поэтика» Аристотеля в зеркале «Семиотического романа» Умберто Эко // Жабинский К., Зенкин К. Музыка в пространстве культуры: Избранные статьи. Вып.2. Ростов-на-Дону, 2003. С. 121−132.
- Жаботинская, 1993: Жаботинская С. К вопросу о принципах построения концептуальной модели языковой номинации // Имя: Слово, словосочетание, предложение, текст (именование на различных уровнях языка). Темат. сб. науч. трудов. Киев, 1993. С. 48−56.
- Жаккар, 1995: Жаккар Ж.-Ф. Даниил Хармс и конец русского авангарда / Пер с франц. Ф. А. Перовской. СПб., 1995. 470 с.
- Жбанков, 2001: Жбанков М. Игра // Постмодернизм. Энциклопедия. Минск, 2001. С. 293−294.
- Жолковский, 1992: Жолковский А. Блуждающие сны. Из истории русского модернизма. М., 1992.-432 с.
- Зайделъ, 1991: Зайдель Е. Эстетика парадокса и музыкальный авангард // Сов. музыка, 1991. № 7. С. 28−31.
- Захаров, 1999: Захаров Ю. Истолкование музыки: семиотический и герменевтический аспекты: Автореферат дис. .канд. искусствоведения. М., 1999.-27 с.
- Зеленина, 2004: Зеленина Н. Подтекст музыкального произведения: Формирование и функционирование: Автореферат дис.. канд. искусствоведения. Киев, 2004. 16 с.
- Иванов, 1964: Иванов Вяч.Вс. Древнеиндийский миф об установлении имен и его параллель в греческой традиции // Индия в древности. Сб. статей. М.: Наука, 1964. С. 85−94.
- Иванов, 1990: Иванов Вяч.Вс. Флоренский П. А. и проблемы языка // Механизмы культуры. М., 1990. С. 198−205.
- Ильин, 1996: Ильин И. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996. 256 с.
- Ильин, 1998: Ильин И. Постмодернизм от истоков до конца столетия: Эволюция научного мифа. М., 1998. 256 с.
- Имя., 1995: Имя и судьба / Сост. И.Терлецкая. Б. М.: Дубль-В, 1995. 317 2. с.
- Имя., 1999 Имя собственное / Союз творческой молодежи Санкт-Петербурга «Арт-Петербург». СПб.: Левша, 1999. 272 с. Имя., 2007: Имя. Семантическая аура. Сб. статей. М.: Языки славянских культур, 2007. — 360 с.
- Иршаи, 1993'. Ирщаи Е. Экзистенция в экзистенции. // Муз. академия, 1999. № 3. С. 10−13.
- Иршаи, 2000: Иршаи Е. Иллюзия имиджа // Муз. академия, 2000. № 4. С. 1619.
- Казанцева, 1984: Казанцева Л. О содержательных особенностях музыкальных произведений с тематическими заимствованиями: Автореферат дис.. канд. искусствоведения. Л., 1984. 24 с.
- Казанцева, 1991: Казанцева Л. Полистилистика в музыке. Казань, 1991. -36 с.
- Казанцева, 1998: Казанцева Л. Автор в музыкальном содержании: Автореферат дис.. доктора искусствоведения. М., 1998. 40 с.
- Калашникова, 1999: Калашникова С. Универсальность и лаконизм? Парадоксы и тайны звуковысотного письма Альфреда Шнитке // Муз. академия, 1999. № 2. С. 84−90.
- Катермина, 2004: Катермина В. Номинации человека: национально-культурный аспект (на материале русского и английского языков). Краснодар: КубГУ, 2004. 250 с.
- Катунян, 2007: Катунян М. Новый тривий XX века: звук, число, обряд (А.Пярт, Л. Рубинштейн) // Миф. Музыка. Обряд. Сборник статей / Ред.-сост. М.Катунян. М., 2007. С. 179−194.
- Кац, 1985: Кац Б. К реконструкции замысла «Музыкального приношения» // Сов. музыка, 1985. № 6. С. 67−75.
- Кац, 1986: Кац Б. О музыке Бориса Тищенко: Опыт критического исследования. Л., 1986. 168 с.
- Кац, 1995: Кац Б. Слово, спрятанное в музыке // Муз. академия, 1995. № 4−5. С. 49−56.
- Квятковский, 1966: Квятковский А. Поэтический словарь / Науч. ред. И.Роднянская. М., 1966. 376 с.
- Кельмен, 1977: Кельмен Я. Текст и значение // Семиотика и художественное творчество. М., 1977. С. 104−124.
- Кириллина, 1994: Кириллина Л. Диссиденты становятся классиками // Муз. академия, 1994. № 3. С. 92−93.
- Климовицкий, 1996: Климовицкий А. Еще раз о теме-монограмме D-Es-C-H // Д. Д. Шостакович. Сб.ст. к 90-летию со дня рождения / Сост. Л.Ковнацкая. СПб., 1996. С. 249−268.
- Климовицкий, 1998: Климовицкий А. «Лейтмотив судьбы» Вагнера в Пятой симфонии Чайковского и некоторые проблемы интертекстуальности // Муз. академия, 1998. № 3−4. С. 280−285.
- Кнабе, 1997: Кнабе Г. Проблема постмодерна и фильм П. Гринуэя «Брюхо архитектора» //Вопросы философии, 1997. № 5. С. 80−95.
- Козина, 1989: Козина Ж. Музыкальный постмодернизм химера или реальность // Сов. музыка, 1989. № 9. С. 117−119.
- Композиторы., 2009: Композиторы о современной композиции: Хрестоматия / Сост. Т. С. Кюрегян, В. С. Ценова. М., 2009. 356 с. Кон, 1967: Кон Ю. К вопросу о понятии «музыкальный язык» // От Люлли до наших дней. М., 1967. С. 93−105.
- Кон, 1982: Кон Ю. Вопросы анализа современной музыки. Л., 1982. 152 с. Кон, 1987: Кон Ю. Асафьев и проблема взаимоотношения музыки и языка // Проблемы современного музыкознания в свете идей Б. В. Асафьева. Сб. научных трудов. Л., 1987. С. 5−20.
- Кондратов, 1978: Кондратов А. Звуки и знаки. М., 1978. 208 с. Кондратов, 2002: Кондратов А. Силлабическое письмо // Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. М.: Большая Российская Энциклопедия, 2002. С. 445.
- Кравец, 1996: Кравец Н. Новый взгляд на Десятую симфонию Шостаковича // Д. Д. Шостакович. Сборник статей к 90-летию со дня рождения. СПб., 1996. С. 228−235.
- Кристева, 2000а: Кристева Ю. Бахтин, слово, диалог и роман // Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму / Под ред. Г. К. Косикова. М.: Прогресс, 2000. С. 427−457.
- Кристева, 20 006: Кристева Ю. К семиологии параграмм // Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму / Под ред. Г. К. Косикова. М.: Прогресс, 2000. С. 484−516.
- Крылова, 1975: Крылова Л. Функции цитаты в музыкальном тексте // Сов. музыка, 1975. № 8. С. 92−97.
- Крылова, 1987: Крылова Л. О некоторых приемах выражения авторской позиции в музыкальном произведении: Автореферат дис.. канд. искусствоведения. М., 1987. 17 с.
- Кузнецов, 1999: Кузнецов И. Сонорные аспекты полифонии Эдисона Денисова // Пространство Эдисона Денисова. К 70-летию со дня рождения (1929−1996): Материалы науч. конф. / Науч. труды Моск. гос. консерватории. С6.23.М., 1999. С. 59−72.
- Кузнецова, 2007: Кузнецова М. Медитативность как свойство музыкального мышления (Авет Тертерян, Арво Пярт, Валентин Сильвестров): Автореферат дис.. канд. искусствоведения. М., 2007. 26 с.
- Кузьмина, 2004: Кузьмина Н. Интертекст и его роль в процессах эволюции поэтического языка. М.: Едиториал УРСС, 2004. 272 с.
- Кундера, 2004: Кундера M. Нарушенные завещания: Эссе / Пер. с фр. М.Таймановой. СПб.: Азбука-классика, 2004. 288 с.
- Курбатская, 1996: Курбатская С. Серийная музыка: вопросы истории, теории, эстетики. М., 1996. 389 с.
- Курбатская, 1998: Пьер Булез. Эдисон Денисов: Аналитические очерки / С. Курбатская, Ю.Холопов. М., 1998. С. 137−237.
- Курицын, 1992: Курицын В. Постмодернизм: Новая первобытная культура // Новый мир, 1992. № 2. С. 225−232.
- Кюрегян, 2003: Кюрегян Т. Форма в музыке XVII—XX вв.еков. М.: Композитор, 2003.-312 с.
- Лазутина, 2003: Лазутина Т. Процесс символизации в музыке: Автореферат дис.. канд. искусствоведения. Тюмень, 2003. 21 с.
- Левая, 1988: Левая Т. Музыкальная проблематика в «Докторе Фаусте» Томаса Манна // Современное западное искусство. XX век. М.: Наука, 1988. С. 37−70.
- Левая, 1989: Левая Т. Мгновения духовного единения // Сов. музыка, 1989. № 8. С.11−17.
- Левая, 1991: Левая Т. Русская музыка начала XX века в художественном контексте эпохи: Исследование. М., 1991. 166 с.
- Левая, 1999: Левая Т. Поэтика иносказаний // Муз. академия, 1999. № 1. С. 151−154.
- Левая, 2005: Левая Т. Приметы новой эпохи, или Диалог с 60-ми годами // История отечественной музыки второй половины XX века: Учебник / Отв. ред. Т. Н. Левая. СПб.: Композитор, 2005. С. 177−206.
- Лианская, 2003: Лианская Е. Отечественная музыка в ракурсе постмодернизма: Автореферат дис.. канд. искусствоведения. М., 2004. -21 с.
- Лиотар, 1998: Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М.-СПб., 1998. 160 с. Лобанова, 1990: Лобанова М. Музыкальный стиль и жанр: История и современность. М., 1990. — 312 с.
- Лобанова, 1994: Лобанова М. Западноевропейское музыкальное барокко: проблемы эстетики и поэтики. М., 1994. 320 с.
- Ломаное, 1970: Ломанов М. Элементы симметрии в музыке // Музыкальное искусство и наука. М., 1970. С. 136−165.
- Лосев, 1991а: Лосев А. Логика символа // Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991. С. 247−274.
- Лосев, 19 916: Лосев А. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991.-525 с.
- Лосев, 1993: Лосев А. Философия имени // Лосев А. Бытие имя — космос /
- Сост. и ред. А.А.Тахо-Годи. М.: Мысль, 1993. 958 с.
- Лосев, 1994: Лосев А. Миф. Число. Сущность. М.: Мысль, 1994. 919 с.
- Лосев, 1995а: Лосев А. Диалектика художественной формы // Лосев А.
- Форма. Стиль. Выражение. М.: Мысль, 1995. С. 10−296.
- Лосев, 19 956: Лосев А. Проблема символа и реалистическое искусство. М.:1. Искусство, 1995. 319 с.
- Лосев, 2001: Лосев А. Диалектика мифа: Дополнение к «диалектике мифа». М.: Мысль, 2001.-559 с.
- Лосский, 1994: Лосский Н. История русской философии. М., 1994. 559 с. Лотман, 1972: Лотман Ю. Игра // БСЭ. М., 1972. Т. 10. С. 31.
- Лотман, 2002: Лотман Ю. Текст в тексте // Лотман Ю. Статьи по семиотике культуры и искусства. СПб.: Искусство-СПБ, 2002. С. 58−79. Лотман, 2004а: Лотман Ю. Внутри мыслящих миров // Лотман Ю. Семиосфера. СПб: Искусство-СПБ, 2004. С. 149−390.
- Лотман, 20 046: Лотман Ю. Миф-имя-культура // Лотман Ю. Семиосфера. СПб.: Искусство-СПБ, 2004. С. 525−543.
- Лотман, 2004в: Лотман Ю. Символ «ген сюжета» // Лотман Ю. Семиосфера. СПб.: Искусство-СПБ, 2004. С. 220−240.
- Лотман, 2004г: Лотман Ю. Символ в системе культуры // Лотман Ю. Семиосфера. СПб.: Искусство-СПБ, 2004. С. 240−250.
- Любовский, 2000: Любовский Л. Смысл фуги в европейском музыкальном мышлении. Казань: Хэтер, 2000. 34 с.
- Мазелъ, 1991: Мазель Л. Вопросы анализа музыки. Изд. 2-е, доп. М.: Советский композитор, 1991. 376 с.
- Майкапар, 1990: Майкапар А. Тайнопись Баха // Муз. Жизнь, 1990. № 15. С. 24−27.
- Маклыгин, 2005: Маклыгин А. Сонорика // Теория современной композиции: Учебное пособие. М.: Музыка, 2005. С. 382−401.
- Малахов, 1991: Малахов В. Постмодернизм // Современная западная философия: Словарь / Сост. В. С. Малахов, В. П. Филатов. М.: Политиздат, 1991. С. 164−167.
- Мальцев, 1981: Мальцев С. Семантика музыкального языка: Автореферат дис.. канд.искусствоведения. Вильнюс, 1981. — 17 с.
- Мальцев, 1997: Мальцев С. Семантика музыки: семиотический взгляд // Исследования, публицистика: К ХХ-летию кафедры музыкальной критики. Сб.статей. СПб., 1997. С. 78−90.
- Маньковская, 1995: Маньковская Н. «Париж со змеями»: Введение в эстетику постмодернизма. М., 1995.-219 с.
- Маньковская, 2000: Маньковская Н. Эстетика постмодернизма. СПб.: Алетейя, 2000.-346 с.
- Мартишина, 2007: Мартишина Н. Язык как «дом бытия духа» в культурософии Павла Флоренского // Вопросы культурологии, 2007. № 1. С. 27−28.
- Мартынов, 2002: Мартынов В. Конец времени композиторов. М.: Русский путь, 2002. 294 с.
- Мартынов, 2005: Мартынов В. Зона opus posth, или Рождение новой реальности. М.: Классика-ХХ1, 2005. 288 с.
- Мартынов, 2007: Мартынов В. Музыка, космос и космическое пространство // Миф. Музыка. Обряд. Сборник статей / Ред.-сост. М. Катунян. М., 2007. С. 26−30.
- Матвеев, 2005: Матвеев А. Ономастика и ономатология: терминологический этюд // Вопросы ономастики. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2005. № 2. С. 34−43.
- Махлина, 2003а: Махлина С. Семиотика культуры и искусства: Словарь-справочник в 2-х книгах. 2-е изд., расш. и испр. Кн. 1. СПб.: Композитор-Санкт-Петербург, 2003. 264 е.-
- Махлина, 20 036: Махлина С. Семиотика культуры и искусства: Словарь-справочник в 2-х книгах. 2-е изд., расш. и испр. Кн. 2. СПб.: Композитор-Санкт-Петербург, 2003. 340 с.
- Меркулов, 1985: Меркулов А. Из наблюдений над звуковой символикой //
- Сов.музыка, 1985. № 8. С. 91−96.
- Мечковская, 1998: Мечковская Н. Язык и религия: Пособие для студентовгуманитарных вузов. М., 1998. 352 с.
- Мечковская, 2004: Мечковская Н. Семиотика: Язык. Природа. Культура: Курс лекций. М., 2004. 432 с.
- Мешкова, 2008: Мешкова А. О судьбе «опуса» в музыкальном авангарде второй половины XX века // Музыковедение, 2008. № 1. С. 15−21.
- Милка, 1999: Милка А. «Музыкальное приношение» И. С. Баха: К реконструкции и интерпретации. М.: Музыка, 1999. — 264 с. Милка, 2001: Занимательная бахиана. / А. Милка, Т.Шабалина. Вып. 1−2. Изд. 2-е. СПб., 2001. Вып. 1−208 е.- Вып.2−304 с.
- Миронов, 1998: Миронов В. Имени тайная власть. М.: Гранд: Фаир, 1998. -347 с.
- Михайлов, 1985: Михайлов А. Возвращение к естественности: Отмечая 100-летие Альбана Берга//Советская музыка, 1985. № 7. С. 106−113. Михайлов, 1997: Михайлов А. Языки культуры. Учебное пособие по культурологии. М., 1997. 912 с.
- Михайлов, 2002: Михайлов А. Слово и музыка. Музыка как событие в истории Слова // Слово и музыка. Памяти А. В. Михайлова. Материалы научных конференций / Научные труды МГК им. П. И. Чайковского. Сб. 36. М., 2002. С. 6−23.
- Мишина, 2006: Мишина А. Жанр постлюдии в творчестве В. Сильвестрова (на примере камерно-инструментальных произведений 1980-х годов) // ЮжноРоссийский музыкальный альманах: Сб. статей. Ростов-на-Дону, 2006. С. 146−154.
- Мишина, 2007: Мишина А. Симфония-постлюдия: Новый жанровый синтез. К 70-летию со дня рождения Валентина Сильвестрова // Музыка и время, 2007. № 10. С. 17−20.
- Можейко, 2001а: Можейко М. Интертекстуальность // Постмодернизм. Энциклопедия. Мн.: Интерпрессервис- Книжный Дом, 2001. С. 333−335.
- Можейко, 20 016: Можейко M. Коллаж // Постмодернизм. Энциклопедия. Мн.: Интерпрессервис- Книжный Дом, 2001. С. 369−370.
- Молчанов, 1980: Молчанов А. Таинственные письмена первых европейцев. М: Наука, 1980.-119 с.
- Молчанов, 1992: Молчанов А. Посланцы погибших цивилизаций: (Письмена древней Эгиды). М.: Наука, 1992. 188 с.
- Морозов, 1979: Эмблематика и ее место в искусстве барокко / А. Морозов- Л. Софронова // Славянское барокко. Историко-культурные проблемы эпохи. М., 1979. С. 84−99.
- Моррис, 1983: Моррис Ч. Основания теории знаков // Семиотика. М., 1983. С. 37−89.
- Музыкальная., 1966: Музыкальная эстетика западноевропейского Средневековья и Возрождения / Сост., общ. вступит, статья В. П. Шестакова.. М., 1966.-571 с.
- Музыкальная., 1978: Музыкальная энциклопедия / Гл. ред. Ю. В. Келдыш. В, 6-ти томах, т. 4. Окунев Симович. М., 1978. — 976 с.
- Музыкально-теоретические., 2006: Музыкально-теоретические системы: Учебник для историко-теоретических и композиторских факультетов музыкальных вузов / Ю. Холопов, Л. Кириллина, Т. Кюрегян, Г. Лыжов, Р. Поспелова, В.Ценова. М., 2006. 632 с.
- Музыкальный., 2001: Музыкальный словарь Гроува / Под ред. Л. О. Акопяна. М.: Практика, 2001. 1095 с.
- Н.З. Памяти., 1978: Н. З. Памяти Шостаковича посвящается.// Сов. музыка, 1978. № 7. С. 72.
- Назайкинский, 1972: Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия. М., 1972. 384 с.
- Назайкинский, 1982: Назайкинский Е. Логика музыкальной композиции. М., 1982.-319 с.
- Назайкинский, 1987: Назайкинский Е. Понятия и термины в теории музыки //
- Методологические проблемы музыкознания: Сб. статей. М., 1987. С. 151−177.212
- Назайкинский, 1988: Назайкинский Е. Звуковой мир музыки. М., 1988. -254 с.
- Назайкинский, 2002: Назайкинский Е. Лейтмотив как имя // Слово и музыка. Памяти А. В. Михайлова. Материалы научных конференций / Научные труды МГК им. П. И. Чайковского. Сб. 36. М., 2002. С. 71−85.
- Назайкинский, 2007: Назайкинский Е. О предметности музыкальной мысли // Музыка как форма интеллектуальной деятельности / Ред.-сост. М. Г. Арановский. М., 2007. С. 44−69.
- Налимов, 1979: Налимов В. Вероятностные модели языка: О соотношении естественных и искусственных языков. М., 1979. 303 с. Налимов, 1993: Налимов В. В поисках иных смыслов. М.: Прогресс, 1993. -260 2. с.
- Никольская, 2002: Никольская Т. Авангард и окрестности. СПб., 2002. 320 с.
- Новая философская энциклопедия, 2010: Новая философская энциклопедия: В 4 т. Т. 2. М.: Мысль, 2010. 634 с.
- Носина, 2006: Носина В. О символике «Французских сюит» И. С. Баха // Яворский Б. Сюиты Баха для клавира. Носина В. О символике «Французских сюит» И. С. Баха. М., 2006. 156 с.
- Орлов, 197 Г. Орлов Г. Симфонизм Шостаковича на переломе // Вопросы теории и эстетики музыки. Сб. статей. Вып. 10. JL, 1971. С. 3−31. Орлов, 1973: Орлов Г. Семантика музыки // Проблемы музыкальной науки. Вып.2. М., 1973. С. 434−479.
- Петриков, 1988: Петриков С. Нетиповые композиционные структуры в инструментальных произведениях Б. Тищенко // Советская музыка: Проблемы симфонизма и музыкального театра / Сб. трудов. ГМПИ им Гнесиных. Вып. 96. М., 1988. С. 5−22.
- Петров, 1990: Петров Ю. Символика и диалектика чисел в «Хорошо темперированном клавире» И. С. Баха (1 том) // Интерпретация клавирных сочинений И. С. Баха. Сб. трудов РАМ им. Гнесиных. Вып. 109. М., 1990. С. 532.
- Петрусёва, 2006: Петрусёва Н. Музыкальная композиция XX века: Структуры, методы анализа. В 2-х частях. Часть 1. Пермь, 2006. 240 с.
- Подольская, 1998: Подольская Н. Словарь русской ономастической терминологии. 2е изд-е. М.: Наука, 1988. 187 2. с.
- Подольская, 2002: Подольская Н. Ономастика // Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. М.: Большая Российская Энциклопедия, 2002. С. 346−347.
- Порфирьева, 1990: Порфирьева А. Фигура и структура. Несколько предварительных замечаний к систематическому описанию эволюции музыкального языка // Проблемы музыкознания. Вып.5: Музыка. Язык. Традиция. Л., 1990. С. 165−177.
- Поспелов, 1991: Поспелов П. «Альтернатива» или широкий выбор возможностей // Сов. музыка, 1991. № 6. С. 11−16.
- Постмодернизм., 1988: Постмодернизм в музыкальной культуре Запада 80-х годов // Музыка: Научно-реферативный сборник. Вып. 4. М., 1988. С. 28−49. Постмодернизм., 1991: Постмодернизм и культура: Сб. статей / Отв. ред. Е. Н. Шапинская. М., 1991. 138 с.
- Постмодернизм., 1993: Постмодернизм и культура: Материалы «круглого стола» //Вопросы философии, 1993. № 3. С. 3−61.
- Постмодернизм., 2001: Постмодернизм. Энциклопедия. Мн.: Интерпрессервис- Книжный Дом, 2001. 1040 с.
- Постмодернисты., 1996: Постмодернисты о посткультуре: Интервью с современными писателями и критиками. М., 1996. 213 с.
- Просняков, 2007: Просняков М. Творчество К. Штокхаузена и Новая мифология в современной музыке // Миф. Музыка. Обряд. Сборник статей / Ред.-сост. М.Катунян. М., 2007. С. 195−204.
- Пузырев, 1981: Пузырев А. Собственные имена в поэтической речи: Автореферат дис.. канд. филологических наук. М., 1981. 14 с. Пузырев, 1995 Пузырев А. Анаграммы как явление языка: Автореферат дис.. доктора филологических наук. Саратов, 1995. — 38 с.
- Пъеге-Гро, 2008: Пьеге-Гро Н. Введение в теорию интертекстуальности: Пер. с фр. / Общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. М., 2008. 240 с. Пярт, 1990: Пярт А. Правда очень проста. Беседа с композитором // Сов. музыка, 1990. № 1. С. 130−132.
- Ратникова, 2002: Ратникова И. Имя собственное: от культурной семантики к языковой. Мн: БГУ, 2002. 226 с.
- Рожновский, 2001: Рожновский В. Постмодернизм: Лебединая песнь или пролог нейрокосмической эры? // Муз. Академия, 2001. № 3. С. 17−23. Ромащюк, 2007: Ромащюк И. Портрет в стиле Еб В II Муз. академия, 2007. № 2. С. 58−60.
- Рубцов, 1991: Рубцов Н. Символ в искусстве и в жизни: Философские размышления. М., 1991. — 176 с.
- Ручъевская, 1977: Ручьевская Е. Функции музыкальной темы. Л., 1977. 160 с.
- Савенко, 1983: Савенко С. Проблема индивидуального стиля в музыке поставангарда // Кризис буржуазной культуры и музыка. Сб. статей. Вып. 5. Л., 1983. С. 96−112.
- Савенко, 1988: Савенко С. И гармонической стихии власть // Сов. музыка, 1988. № 3. С. 26−33.
- Савенко, 1989: Савенко С. Авангард умер да здравствует авангард // Сов. музыка, 1989. № 6. С. 43−48.
- Савенко, 1991: Савенко С. Строгий стиль А. Пярта// Сов. музыка, 1991. № 10. С. 15−19. .
- Савенко, 1994: Савенко С. Рукотворный космос Валентина Сильвестрова // Музыка из бывшего СССР. Сб. статей. Вып.1. М., 1994. С. 72−89. Савенко, 1996: Савенко С. Musica sacra Арво Пярта // Музыка из бывшего СССР. Вып. 2. М., 1996. С. 208−228.
- Савенко, 1999в: Савенко С. Двойной портрет на фоне поставангарда (В.Сильвестров и П. Кнайфель) // Музыка XX века. Московский форум: Материалы международных научных конференций. Научные труды МГК им. П. И. Чайковского. Сб. 25. М., 1999. С. 166−171.
- Савенко, 2000: Савенко С. Сумерки времен // Муз. академия, 2000. № 2. С. 18−20.
- Савенко, 2001: Савенко С. Бах на все времена // Искусство XX века: Парадоксы смеховой культуры: Сб. статей / Сост. и ред. Б. Гецелев, Т.Сиднева. Нижний Новгород, 2001. С. 334−342.
- Савенко, 2004: Савенко С. Владимир Тарнопольский: Восхождение к зрелости // Музыка России: От средних веков до современности. Сб. статей. Вып. 1. М., 2004. С. 325−345.
- Савенко, 2005а: Савенко С. «Оттепель» и музыкальная жизнь 50−60-х годов // История отечественной музыки второй половины XX века. Учебник / Отв. ред. Т. Н. Левая. СПб., 2005. С. 13−38.
- Савенко, 20 056: Савенко С. Арво Пярт // История отечественной музыки второй половины XX века. Учебник / Отв. ред. Т. Н. Левая. СПб., 2005. С. 284 307.
- Савенко, 2005в: Савенко С. В ракурсе постмодерна // История отечественной музыки второй половины XX века. Учебник / Отв. ред. Т. Н. Левая. СПб., 2005. С. 541−554.
- Савенко, 2005г: Савенко С. Валентин Сильвестров // История отечественной музыки второй половины XX века. Учебник / Отв. ред. Т. Н. Левая. СПб., 2005. С. 308−328.
- Сапонов, 2003: Сапонов М. Людвиг Шпор и его петербургский дневник // Муз. академия, 2003. № 2. С.173−186.
- Сардарян, 2007: Сардарян Д. Музыкальные шифры Дмитрия Смирнова // Музыковедение, 2007. № 4. С. 54−59.
- Седакова, 1991: Седакова О. Постмодернизм: Усвоение отчуждения // Московский наблюдатель, 1991. № 5. С. 14−15.
- Сигитов, 2001: Сигитов С. Монографические очерки по философии музыки:
- Флоренский, Лосев, Яворский, Асафьев. СПб., 2001. 194 с.
- Силичев, 1992: Силичев Д. Деррида: Деконструкция, или Философия в стилепостмодерн// Философские науки, 1992. № 3. С. 103−118.
- Сильвестров, 1990: Сильвестров В. Сохранять достоинство. // Сов. музыка, 1990. № 4. С. 11−17.
- Синельникова, 2006: Синельникова О. Семантическая функция цитаты в инструментальной музыке Р. Щедрина 80−90-х годов // Семантика музыкального языка. Материалы научной конференции 29−31 марта 2005 г. / РАМ им. Гнесиных. Выпуск 3. М., 2006. С. 97−108.
- Скоропанова, 2006: Скоропанова И. Цитатные заглавия русских постмодернистов // Поэтика заглавия: Сб. статей. Москва-Тверь, 2006. С. 5964.
- Словарь., 1989: Словарь иностранных слов. 18-е изд. М.: Русский язык, 1989.-622 с.
- Словарь., 1999: Словарь иностранных слов. С грамматическими формами, синонимами, примерами употребления / Сост. И. М. Васюкова, 1999. 632 с. Словарь., 2001: Словарь иностранных слов / Сост. Ю. М. Женило, Е. С. Юрченко. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. — 800 с.
- Словарь., 2002: Словарь «Маятника Фуко» / Сост. О. Логош, В.Петров. СПб., 2002. 553 с.
- Словарь., 2005: Словарь иностранных слов / Отв. ред. В. В. Бурцева, Н. М. Семенова. М.: Русский Язык-Медиа, 2005. 820 с. Смирнов, 2001: Смирнов Д. Постлюдия памяти А. Шнитке // Муз. академия, 2001. № 2. С. 21−24.
- Смирнов, 2002: Смирнов Д. О тайнах творческого процесса в музыке // Муз. академия, 2002. № 2. С. 39−48.
- Сниткова, 1999: Сниткова И. «Немое» слово и «говорящая» музыка (очерк идей московских криптофонистов) // Музыка XX века. Московский форум: Материалы международных научных конференций. Научные труды МГК им. П. И. Чайковского. Сб. 25. М., 1999. С. 98−109.
- Современная., 1998: Современная западная философия: Словарь / Сост.: В. С. Малахов, В. П. Филатов. М., 1998. 544 с.
- Соколов, 1992: Соколов А. Музыкальная композиция XX века: Диалектика творчества. М., 1992. — 230 с.
- Соколов, 1995: Соколов А. О «лирической геометрии» в музыке Эдисона Денисова // Музыка Эдисона Денисова. Сб. научных трудов МГК им. П. И. Чайковского. Сб. 11. М., 1995. С. 65−75.
- Соколов, 1998: Соколов А. Какова же она «форма» музыкального XX века? // Муз. академия, 1998. № 3−4. С. 2−8.
- Соколов, 2004: Соколов А. Введение в музыкальную композицию XX века. М., 2004.-231 с.
- Соколов, 2005: Соколов А. Музыкальная хронология XX века // Теория современной композиции. М., 2005, С. 14−22.
- Соссюр, 1977: Соссюр Ф. де Труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1977. -696 с.
- Стайнер, 1996: Стайнер П. «Формализм» и «структурализм» // Имя сюжет — миф: Межвузовский сб. / Санкт-Петербургский гос. университет- Под ред. Н. М. Герасимовой. СПб., 1996. С. 221−238.
- Стахов, 2007: Код да Винчи и ряды Фибоначчи / А. Стахов, А. Слученкова, И.Щербаков. СПб., 2007. 320 с.
- Степанов, 1985: Степанов Ю. Семантическая парадигма («Философия имени» как выражение семантического подхода к языку) // Степанов Ю. В трехмерном пространстве языка: Семиотические проблемы лингвистики, философии, искусства. М., 1985. С. 9−89.
- Степанова, 2007: Степанова И. К 100-летию Шостаковича. Вступая в век второй: споры продолжаются. М., 2007. 320 с.
- Суперанская, 1973: Суперанская А. Общая теория имени собственного. М., 1973.-366 с.
- Суперанская, 1986: Суперанская А. Теория и методика ономастических исследований. М., 1986. 254 с.
- Суперанская, 1988: Суперанская А. Ономастика: Типология. Стратиграфия:
- Сб.ст. / АН СССР, Ин-т языкознания. М., 1988. 263 с.
- Сыров, 1976: Сыров В. Борис Тищенко и его симфонии // Композиторысоюзных республик: Сб. статей. Вып.1 М., 1976. С. 3−48.
- Сыров, 1999: Сыров В. Жизнь музыкального шедевра в изменившемся миредиалог или потребление) // Искусство XX века: Диалог эпох и поколений.
- Сб. статей. Том II. Нижегород.гос.консерватория им М. И. Глинки.
- Н.Новгород, 1999. С. 205−221.
- Тараева, 1988а: Тараева Г. Общие проблемы теории музыкального языка. Система музыкального языка. М., 1988. 36 с.
- Тараева, 19 886: Тараева Г. Проблемы теории музыкальной семантики. М., 1988.-26 с.
- Тараканова, 2007: Тараканова Е. Числовая символика в музыке Альбана Берга // Число в науке и искусстве: Сб. материалов 9-й конференции из цикла «Григорьевских чтений». М.: АСМ, 2007. С. 61−66.
- Тарасти, 1999: Тарасти Э. Музыка как знак и как процесс // Homo musicus' 99. Альманах музыкальной психологии. М., 1999, С.61−78. Тарнополъский, 2000: Тарнопольский В. «Когда время выходит из берегов» // Муз. академия, 2000. № 2. С. 14−17.
- Тахо-Годи, 1997: Тахо-Годи А. От диалектики мифа к абсолютной мифологии // Вопросы философии, 1997. № 5. С. 167−183. Теория., 1986: Теория фуги: Сб. научн. трудов / Ленингр. гос. коне. Л., 1986. -227 с.
- Теория., 2005: Теория современной композиции: Учебное пособие. М.: Музыка, 2005. 624 с.
- Терещенко, 2003: Постмодерн как ситуация философствования / Н. А. Терещенко, Т. Н. Шатунова. СПб, 2003. 192 с.
- Тиба, 2003: Тиба Д. Метод интертекстуального анализа и музыка Альфреда Шнитке // Альфреду Шнитке посвящается. Вып.З. М., 2003. С.181−187. Тиба, 2004а: Тиба Д. Симфоническое творчество Альфреда Шнитке: Опыт интертекстуального анализа. М., 2004. 160 с.
- Тиба, 20 046: Тиба Д. Теория анаграмм в творчестве Альфреда Шнитке // Семантика музыкального языка: Материалы межд. научной конференции 2728 февраля 2002 г. М., 2004. С. 47−63.
- Тищенко, 1989: Тищенко Б. Мы слишком мало думаем о космосе // Сов. музыка, 1989. № 2. С. 15−18.
- Тодоров, 1998: Тодоров Ц. Теория символа / Перевод с фр. Б.Нарумова. М, 1998.-408 с.
- Топоров, 1979: Топоров В. Об одном способе сохранения традиции во времени: Имя собственное в мифопоэтическом аспекте // Сборник памяти Д. К. Зеленина. Л., 1979. С. 141−149.
- Топоров, 1988: Топоров В. К исследованию анаграмматических структур //
- Исследования по структуре текста. М., 1988. С. 193−238.
- Топоров, 1991а: Топоров В. Имена // Мифы народов мира. Том I. М., 1991. С. 508.510.
- Топоров, 19 916: Топоров В. Крест // Мифы народов мира. Том I. М., 1991. С. 12−14.
- Топоров, 1995: Топоров В. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. М.: Прогресс- Культура. 1994. -623 с.
- Торсуева, 1979: Торсуева И. Интонация и смысл высказывания. М., 1979. -112 с.
- Трайнина, 2008: Трайнина Е. «Постмодернистская чувствительность» и ее проявление на разных этапах эволюции стиля Дьёрдя Лигети // Музыковедение, 2008. № 8. С. 66−72.
- Трембовелъский, 1995: Трембовельский Е. Порождающее описание // Муз. академия, 1995. № 1. С. 121−131.
- Трубачев, 1988: Трубачев С. Музыкальный мир П. А. Флоренского // Сов. музыка, 1988. № 9. С. 99−103.
- Трубачев, 1999: Трубачев С. Музыка и символ в творческом преломлении П. А. Флоренского // Муз. академия, 1999. № 3. С. 83−88. Уваров, 2001: Уваров А. Христианская символика, ч.1. Символика древнехристианского периода. М., 2001. 241 1. с.
- Усманова, 2000: Усманова А. Умберто Эко: Парадоксы интерпретации. Мн., 2000. 200 с.
- Фисейский, 2006: Фисейский А. Третья часть «Клавирных упражнений» И. С. Баха. Теология в звуке и числе // Муз. академия, 2006. № 1. С. 142−151- 2006. № 2. С. 144−151.
- Флоренский, 1971: Флоренский П. Simbolarium: (Словарь символов) // Труды по знаковым системам. Т. 5. Тарту, 1971. С. 56−69.
- Флоренский, 1990: Флоренский П. Имяславие как философская предпосылка
- Собр. Соч.: В 2-х т. Т. 2. М., 1990. С. 281−341.
- Флоренский, 2003: Флоренский П. Имена. М., 2003. 330 с.
- Фоли, 1997: Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М.: АО: «Вече"-1. ТКО „ACT“, 1997.-428 с.
- Форкелъ, 2008: Форкель И. О жизни, искусстве и произведениях Иоганна Себастьяна Баха. М., 2008. 144 с.
- Франтова, 2007: Франтова Т. Об одной современной художественной универсалии // Festschrift Валентине Николаевне Холоповой: Матер, научной конференции / Ред.-сост. О. В. Комарницкая. Научные труды МГК им. П. И. Чайковского. Сб. 63. М., 2007. С. 17−24.
- Французская., 2000: Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму. М., 2000. 536 с.
- Фрейденберг, 1997: Фрейденберг О. Поэтика сюжета и жанра. М.: Лабиринт, 1997. -448 с.
- Фрумкис, 1991: Фрумкис Т. „Ландшафты для слуха“ Валентина Сильвестрова // Творчество современных композиторов. А. Караманов, В. Сильвестров, Ф.Гласс. М., 1991. С. 56−64.
- Фуко, 1991: Фуко М. Что такое автор? // Лабиринт. Эксцентр, 1991. № 3. С. 25−43.
- Фуко, 1994: Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук. СПб.: A-cad, 1994. 408 с.
- Хабермас, 2003: Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне Сб. лекций. М., 2003.-416 с.
- Ханнанов, 2007: Ханнанов И. О знаках и значениях: Международный конгресс по музыкальной семиотике в Риме // Муз. академия, 2007. № 2. С. 182−186.
- Хёйзинга, 1988: Хёйзинга Й. Осень Средневековья: Исследования форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV вв. во Франции и Нидерландах. М.: Наука, 1988. 539 с.
- Хёйзинга, 2003: Хёйзинга Й. Homo Ludens / Человек играющий. Статьи по истории культуры / Пер. с нидерландского и сост. Д. В. Сильвестрова. М., 2003.-496 с.
- Холл, 2004: Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве / Пер. с англ. А.Майкапара. М., 2004. 655 с.
- Холопова, 1990а: Альфред Шнитке. Очерк жизни и творчества / В. Холопова, Е.Чигарева. М., 1990. 350 с.
- Холопова, 19 906: Холопова В. Исследования по музыкальной ритмике в СССР // Сов. Музыка, 1990. № 5. С. 52−57.
- Холопова, 19 956: Холопова В. Суперсимфония Губайдулиной, Пярта, Сильвестрова, режиссированная Кремером // Муз. академия, 1995. № 3. С. 3041.
- Холопова, 1997: ХолоповаВ. Икон. Индекс. Символ // Муз. академия, 1997. № 4. С. 159−162.
- Холопова, 1999: Музыка Веберна / В. Холопова, Ю.Холопов. М.: „Композитор“, 1999. 320 с.
- Ценова, 2000: Ценова В. Числовые тайны музыки Софии Губайдуллиной: Автореферат дис. доктора искусствоведения. М., 2000. -46 с. Чередниченко, 1998: Диалоги о постсовременности. / Т. Чередниченко, М. Аркадьев//Муз.академия, 1998. № 1. С. 1−12.
- Чигарееа, 1989: Чигарева Е. Семантическая организация в произведениях А. Шнитке 70-х -80-х годов // Аспекты теоретического музыкознания. Л., 1989. С. 144−166.
- Чигарева, 1991: Чигарева Е. „Ощущение бесконечно продолжающейся жизни.“ // Сов. Музыка, 1991. № 9. С. 13−19.
- Чигарева, 2001: Чигарева Е. Шнитке и Шенберг // А. Шнитке посвящается. Вып.2.М., 2001. С. 71−81.
- Чигарева, 2002: Чигарева Е. О том, что в музыке (по лекциям и наброскам А.В.Михайлова) // Слово и музыка. Памяти А. В. Михайлова. Материалы научных конференций / Научные труды МГК им. П. И. Чайковского. Сб. 36. М., 2002. С. 23−32.
- Шаймухаметова, 1999: Шаймухаметова Л. Мигрирующая интонационная формула и семантический контекст музыкальной темы. М., 1999. 318 с. Швейцер, 2002: Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах: Монография / Пер. Я. Друскина, Х.Стрекаловской. М., 2002. — 807 с.
- Шенберг, 2006: Арнольд Шенберг. Стиль и мысль. Статьи и материалы. М.: Композитор, 2006. 528 с.
- Шенкао, 2000: Шенкао Г. Имя как социокультурный феномен. М.: Изд-во КЧФ МОСУ, 2000. 266 с.
- Шестаков, 1975: Шестаков В. От этоса к аффекту. История музыкальной эстетики от античности до XVIII века: Исследование. М., 1975. 351 с.
- Шинкарева, 2006: Шинкарева М. Герменевтические аспекты изучения музыкального произведения // Семантика музыкального языка. Материалы научной конференции 29−31 марта 2005 г. / РАМ им. Гнесиных. Вып. 3. М., 2006. С. 18−24.
- Шинкаренко, 2005: Шинкаренко В. Смысловая структура социокультурного пространства: Игра, ритуал, магия. М., 2005. 232 с.
- Шнитке, 200 Г. Шнитке А. „Реальность, которую ждал всю жизнь.“. Беседы с Ю. Макеевой и Г. Цыпиным // А. Шнитке посвящается. Вып. 2. М., 2001. С. 17−28.
- Шнитке, 2004: Шнитке А. Статьи о музыке. М.: „Композитор“. 408 с. Шостакович, 1976: Д. Д. Шостакович. Статьи и материалы. М., 1976. — 336 с. Шостакович, 1996: Д. Д. Шостакович. Сборник статей к 90-летию со дня рождения. СПб., 1996. — 392 с.
- Шостакович, 1997: Шостаковичу посвящается: 1906 1996. Сборник статей к 90-летию со дня рождения композитора / Сост. Е.Долинская. М.: Композитор, 1997. — 224 с.
- Штокхаузен, 1995: Штокхаузен К. Ситуация ремесла (Критериипуантилистической музыки») // XX век: Зарубежная музыка: Очерки идокументы. Вып.1. М., 1995. С. 37−39.
- Шульгин, 1993: Шульгин Д. Годы неизвестности Альфреда Шнитке (Беседы с композитором). М.: Деловая Лига, 1993. 112 с.
- Эко, 1998: Эко У. Отсутствующая структура: Введение в семиологию. СПб.: Петрополис, 1998.-432 с.
- Эко, 2002: Эко У. Маятник Фуко / Пер. с итал. Е.Костюкович. СПб.: Симпозиум, 2002. 730 с.
- Эко, 2003: Эко У. Поэтики Джойса / Пер. с итал. А Коваля. СПб.: Симпозиум, 2003.-496 с.
- Эко, 2004: Эко У. Открытое произведение: Форма и неопределенность в современной поэтике / Пер. с итал. А.Шурбелева. СПб: Академический проект, 2004. 384 с.
- Элиаде, 2000: Элиаде М. Избранные сочинения: Миф о вечном возвращении.
- Образы и символы. Священное и мирское. М., 2000. 414 с.
- Элиаде, 2005: Элиаде М. Аспекты мифа. М., 2005. 224 с.
- Эпштейн, 1996: Эпштейн М. Прото-, или Конец постмодернизма // Знамя, 1996. № 3. С. 196−209.
- Юферова, 20 066: Юферова О. Монограмма в музыкальном искусстве XVII—XX вв.еков. Диссертация. канд. искусствоведения. Новосибирск, 2006. 239 с.
- Яворский, 1972: Яворский Б. Статьи. Воспоминания. Переписка. Т. 1. М., 1972.-712 с.
- Яворский, 1974: Яворский Б. Сюиты Баха для клавира. М.-Л., 1974. 74 с.
- Якимоеич, J993: Якимович А. Магические игры на горизонтальной плоскости: Картина мира в конце XX века // Arbor mundi / Мировое древо, 1993. № 2. С. 48−61.
- Якобсон, 1972: Якобсон Р. К вопросу о зрительных и слуховых знаках // Семиотика и искусствометрия. М., 1972. С. 82−172.
- Якупов, 1995: Якупов А. Музыкальная коммуникация: Автореферат дис.. доктора искусствоведения. М., 1995. — 49 с.
- Ямпольский, 1993: Ямпольский М. Память Тиресия: Интертекстуальность и кинематограф. М., 1993. 464 с.
- Ямпольский, 1998: Ямпольский М. Предмет, имя, случай // Беспамятство как исток (Читая Хармса). М., 1998. С. 17−41.
- Ямпольский, 2007: Ямпольский М. Ткач и визионер: Очерки истории репрезентации, или о материальном и идеальном в культуре. М., 2007. -616 с.
- Яняляускас, 2004: Яняляускас Р. Композиция как символ // Новое сакральное пространство. Духовные традиции и современный культурный контекст: Материалы науч. конференции / Научные труды МГК им. П. И. Чайковского. Сб. 47. М., 2004. С. 22−54.
- Boyd, 1999: Boyd M. BACH. Bach, Oxford Composer Companions. Oxford, 1999. — 626 p.
- Eco, 1990a: Eco U. A Theory of Semiotics. Bloomington: Indiana Univ. Press, 1990.-354 p.
- Eco, 1990b: Eco U. The Limits of Interpretations. Bloomington: Indiana Univ. Press, 1990.-295 p.
- Foller, 2004: Foller H. B-A-C-H: Verarbeitungen eines Motivs in der Orgelmusik des 19. Jahrhunderts. Sinzig: Studio-Verlag, 2004. 309 s.
- Geiringer, 1956: Geiringer K. Symbolism in the music of Bach. Washington, 1956.-16 p.
- Griffiths, 1984: Griffiths P. Modern music: A concise history from Debussy to Boulez. London: Thames and Hudson, 1984. — 216 p.
- Hucker, 1989: Hacker W. Erberezeption im Sozialismus: das Tonsymbol B-A-C— H im Musikschaffen der DDR, BMw, xxxi (1989), S. 266−78. Postmodern., 2001: Postmodern debates / Edition By Simon Malpas. -Basingstoke (Hants) — New York: Palgrave, 2001. — 181 p.
- Sams, 1980: Sams E. Criptography musical // The New GROVE Dictionary of Music and musicians / Edition by Stanley Sadie. 20 T. Volume Five. London, 1980. P. 78 -82.
- Schering, 1925: Schering A. Bach und das symbol. Leipzig, 1925. — 139 s. Seyoung, 2009: Seyoung J. Four Modern Piano Compositions Incorporating the B-A-C-H Motive. VDM Verlag, 2009. — 120 p.
- Unger, 1956: Unger U. Die Klavierfuge im zwanzigsten Jahrhandert. Gustav Bosse Verlag, Regensburg. 1956. S. 96−97.