Камерно-инструментальные жанры в музыке для виолончели и фортепиано первой половины XX века
Диссертация
Во второй половине XX века, особенно в последней его трети, актуализируются жанры для виолончели соло, то есть преобладает тенденция к монологичности, обозначенная Ю. Белоусовой «монологическим типом музыкально-художественного мышления». Это свидетельствует о композиторской заинтересованности в раскрытии художественного потенциала сольного звучания виолончели. Даже произведение с таким названием… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ДУЭТ ДЛЯ ВИОЛОНЧЕЛИ И ФОРТЕПИАНО В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА
- 1. Расцвет виолончельного исполнительства
- 2. О роли камерных жанров
- ГЛАВА 2. МОДЕРНИЗАЦИЯ ТИПИЗИРОВАННЫХ ЖАНРОВЫХ МОДЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ НЕОКЛАССИЦИЗМА И ПОЗДНЕГО РОМАНТИЗМА
- 1. Сюита
- 2. Соната
- 3. Влияние концерта на камерные жанры
- ГЛАВА 3. ЖАНРОВАЯ СТИЛИСТИКА
- 1. Трактовка жанров лирико-элегического содержания
- 2. Интерпретация жанров повествовательно-эпической модальности
- 3. Воплощение жанров драматической поэтики
- 4. Иронично-пародийное прочтение жанровых образцов
Список литературы
- Алексеева 1998 — И. Алексеева. Поэтика жанра в «сказках» Н. Метнера // Вопросы этики и семантики музыкального произведения. Сб. трудов. Вып. 144.-М.: РАМ им. Гнесиных, 1998.-С. 141−155.
- Альтман Евгений Альтман, виолончель. Аннотация к пластинке — СЮ 23 837 007. — Мелодия, 1986.
- Арановский 1998 А. Арановский. Музыкальный текст. Структура и свойства. -М.: Композитор, 1998. — 342 с.
- Асафьев 1977 Б. Асафьев. Книга о Стравинском. — Л.: Музыка, 1977. -277 с.
- Асафьев 1925 Б. Асафьев (Игорь Глебов). Хиндемит и Казелла. — Современная музыка. — 1925. — № 11. — С. 11−13.
- Барбер 1971 С. Барбер Ноты. Соната для виолончели и фортепиано, ор. 6. -М.: Музыка, 1971. -27 с.
- Барсова 1975 И. Барсова. Камерный оркестр Пауля Хиндемита // Музыка и современность. Сб статей. Вып. 9. — М.: Музыка, 1975. — С. 226−261.
- Бернандт, Ямпольский 1978 Г. Бернандт, И. Ямпольский. Советские композиторы и музыковеды (А-И). Справочник в 3-х томах. Т. 1. — М.: Советский композитор, 1978. — 270 с.
- Блок 1973 В. Блок. Виолончельное творчество С. Прокофьева. — М.: Музыка, 1973.- 184 с.
- Бобровский 1961 В. Бобровский. Камерно инструментальные ансамбли Д. Шостаковича. -М.: Сов. композитор, 1961. — 257 с.
- Гаврилова 1974 — Н. Гаврилова. Богуслав Мартину. — М.: Музыка, 1974. — 260 с.
- Гайдамович Т. Гайдамович. Валентин Фейгин, виолончель. Аннотация к пластинке — СЮ — 10 603−4.
- Гайдамович 1962 Т. Гайдамович. Советская виолончельная музыка // Сов. музыка. — 1962. — № 1. — С. 96−97.
- Гайдамович 1981 Т. Гайдамович. Виолончельные сонаты Бетховена. -М.: Музыка, 1981.-70 с.
- Гайдамович 1967 Т. Гайдамович. Заметки о виолончельной сонате Рахманинова и ее исполнителях // Вопросы музыкально-исполнительского искусства: Сб. статей. Вып. 4. — М.: Музыка, 1967. — С. 99−123.
- Ганчикова 1986 В. Ганчикова. Владимир Тонха, виолончель. Аннотация к пластинке — С 10 23 721 001. — Мелодия, 1986.
- Гинзбург 1950 Л. Гинзбург. История виолончельного искусства. В 4-х кн. Кн. 1.-М.-Л: Музыка, 1950.-510 с.
- Гинзбург 1965 Л. Гинзбург. История виолончельного искусства. В 4-х кн. Кн. 3. — М.: Музыка, 1965. — 616 с.
- Гинзбург 1978 Л. Гинзбург. История виолончельного искусства. В 4-х кн. Кн. 4.-М.: Музыка, 1978. — 407 с.
- Гнилов 2007 Б. Гнилов. Акмеологический шпиль абсолютной музыки. Классико-романтический фортепианный концерт. — М.: Преет, 2007 — 426 с.
- Гозенпуд 1984 — А. Гозенпуд. Леош Яначек и русская культура. Л.: Сов. композитор, 1984. — 197 с.
- Григорьев, Модин, Платек 1989 Л. Григорьев, А. Модин, Я. Платек. Советские композиторы и музыковеды (С-Ф). Справочник в 3-х томах. Т. 3. -М.: Сов. композитор, 1989.-215 с.
- Григорьев, Платек 1981 Л. Григорьев, Я. Платек. Советские композиторы и музыковеды (К-Р). Справочник в 3-х томах. Т. 2. — М.: Сов. композитор, 1981.-416с.
- Григорьева 1989 — Г. Григорьева. Стилевые проблемы русской советской музыки второй половины XX века (50−80-е годы). — М.: Сов. композитор, 1989.-206 с.
- Грум-Гржимайло 1997 — Т. Грум-Гржимайло. Ростропович и его современники в легендах, былях и диалогах. М.: Агар, 1997. — 376 с.
- Тулинская 1985 3. Тулинская. Н. Я. Мясковский. — М.: Музыка, 1985. -189 с.
- Дауноравичене 1992 — Г. Дауноравичене. Некоторые аспекты жанровой ситуации современной музыки // ЬА1ЮАМи8: Сб. статей. М.: Композитор, 1992.-С. 99−106.
- Дебюсси 1986 — К. Дебюсси. Избранные письма. Л.: Музыка, 1986. -286 с.
- Дебюсси 1964 К. Дебюсси. Статьи, рецензии, беседы. — Л.: Музыка, 1964.-278 с.
- Дмитриев 1979 А. Дмитриев. Л. В. Николаев — композитор // Л. В. Николаев. Статьи и воспоминания современников. Письма. К 100-летию со дня рождения. — Л.: Сов. композитор, 1979. — С. 61−94.
- Должанский 1973 А. Должанский. Камерно-инструментальные произведения Д. Шостаковича // А. Должанский. Избранные статьи. — Л.: Музыка, 1973.-С. 120−151.
- Долинская Е. Долинская. Ко Ивасаки — Шуку Ивасаки. Аннотация пластинки — 2 501−02. — Мелодия.
- Достоевский 1911 — Ф. Достоевский. Собр. соч. Т. 14. — СПб: Просвещение, 1911.
- Друскин 1979 М. Друскин. Игорь Стравинский. — Л.: Сов. композитор, 1979.-229 с.
- Дуков 2003 Е. В. Дуков. Концерт в истории западноевропейской культуры. — М.: Классика — XXI, 2003. — 256 с.
- Жарков 2002 А. Жарков. Тембр как фактор интонирования музыкального произведения // Музичний TBip як творчий процесс. Науковий вютник НМАУ iM. П. I. Чайковского. Вип. 21. — К., 2002. — С. 270−277.
- Житомирский 1964 Д. Житомирский. Роберт Шуман. Очерк жизни и творчества. — М: Музыка, 1964. — 880 с.
- Завьялова 1999 О. Завьялова. Виолончельные сонаты JI. Ван Бетховена. Жанр, стиль, ансамблевый тип мышления: Монография. — К.: НМАУ им. П. И. Чайковского, 1999. — 92 с.
- Зенкин 1995 К. Зенкин. Фортепианная миниатюра Шопена. — М.: МГК им. П. И. Чайковского, 1995. — 150 с.
- Калашник, 1994 М. П. Калашник. Сюита и партита в фортепианном творчестве украинских композиторов XX века. — Харьков: Форт, 1994. — 187 с.
- Кириллина 1996 JI. Кириллина. Классический стиль в музыке XVIII -начала XIX веков: Самосознание эпохи и музыкальная практика. — М.: МГК, 1996.- 192 с.
- Кнушевицкий 1969 С. Кнушевицкий. Встречи с Мясковским // Н. Я. Мясковский. Статьи. Письма. Воспоминания. Т. 1. — М.: Музыка, 1969. — С. 272−275.
- Ковнацкая 1974 JI. Ковнацкая. Бенджамин Бриттен. — М.: Сов. композитор, 1974.-391 с.
- Кокорева 1986 — JI. Кокорева. Дариус Мийо. М.: Сов. композитор, 1986. -335 с.
- Козинцев 1983 Г. Козинцев. Подготовительные материалы к работе о комическом, эксцентрическом и гротескном искусстве // Григорий Козинцев. Собр. соч. в 5-ти томах. Т. 3. — JL: Искусство, 1983. — С. 71−179.
- Конен 1984 В. Конен. История зарубежной музыки. Вып. 3. — М.: Музыка, 1984.-534 с.
- Коробова 1987 А. Коробова. О функционировании отображенных жанров в симфониях советских композиторов: Автореф. дис. .канд. искусствоведения. -Вильнюс, 1987. — 24 с.
- Косенко 1971 В. Косенко Ноты. Соната для виолончели и фортепиано, ор. 10. — Киев: Музична Украша. — 81 с.
- Краткий биографический словарь зарубежных композиторов. Составитель М. Миркин. -М.: Сов. композитор, 1969. -265 с.
- Крейн 1966 -Ю. Крейн. Камерно-инструментальные ансамбли Дебюсси и Равеля. -М.: Музыка, 1966. 110 с.
- Крейн 1960 Ю. Крейн. Мануэль де Фалья. — М.: Гос. муз. изд., 1960.96 с.
- Кремлев 1935 Ю. Кремлев. Виолончельные сонаты Шостаковича и Ко-чурова // Советская музыка. — 1935. — № 11. — С. 60−68.
- Кремлев 1970 — Ю. Кремлев. Камиль Сен-Санс. — М.: Сов. композитор, 1970.-327 с.
- Ксенофонтова 1980 Н. Ксенофонтова. Камерный оркестр Альбана Берга. Роль фактурно-тембровых средств в музыкальной ткани // Вопросы оркестровки: Сб. трудов. Вып. 47. — М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1980. — С. 55−74.
- Кустов 2006 М. Кустов. Виолончельный Мясковский // Неизвестный Николай Мясковский. Взгляд из XXI века: Сб. статей. — М.: Композитор, 2006. -С. 160−171.
- Кустов 1998 М. Кустов. Виолончельный Рахманинов // Международная научно-практическая конференция «Эпоха С. Рахманинова»: Тезисы. — Тамбов, 1998.-С. 24−26.
- Кустов 2003 М. Кустов. Виолончельная соната Рахманинова как интерпретационное поле // Международная практическая конференция «Эпоха Сергея Рахманинова»: Сб. статей. — Тамбов: ТГТУ, 2003. — С. 71−82.
- Кустов 1999 М. Кустов. Жанр виолончельной ансамблевой сонаты в отечественной музыке XX века // Музыка российских композиторов XX века в контексте культуры: Тезисы Всероссийской науч. конференции. — Астрахань: АГК, 1999.-С. 37−38.
- Кустов 1996 М. Кустов. Фортепианные камерно-инструментальные ансамбли Д. Шостаковича. — Саратов: Слово, 1996. — 68 с.
- Левая, Леонтьева 1974 Т. Левая, О. Леонтьева. Пауль Хиндемит. М.: Музыка, 1974. — 448 с.
- Ливанова 1986 Т. Ливанова. История западно-европейской музыки до 1789 г. Кн. 1. От античности к XVIII веку. — М.: Музыка, 1986. — 462 с.
- Литвинская 1990 Н. Литвинская. Игра — как одна из форм композиторского мышления Прокофьева // Московский музыковед: Сб. статей. Вып. I. — М.: Музыка, 1990. — С. 20−3 5.
- Лобанова 1990 М. Лобанова. Музыкальный стиль и жанр. История и современность. — М.: Сов. композитор, 1990. — 312 с.
- Мазель 1986 Л. Мазель. Строение музыкальных произведений: Учебное пособие. — М.: Музыка, 1986. — 528 с.
- Мартынов 1970 И. Мартынов. Золтан Ко дай. — М.: Сов, композитор, 1970.-252 с.
- Мартынов 1964 И. Мартынов. Клод Дебюсси. — М.: Музыка, 1964. — 279с.
- Маяковский 1941 В. Маяковский. ПСС. Т. 10. -М., 1941.
- Мравинский 1967 Е. Мравинский. Тридцать лет с музыкой Шостаковича // Дмитрий Шостакович: Сб. статей. — М.: Сов. композитор, 1967. — С. 103— 116.
- Музыкальная культура США XX века Музыкальная культура США XX века: Учебное пособие. Отв. Ред. М. Переверзева. — М.: Науч.-изд. центр «Московская консерватория», 2007. — 478 с.
- Музыкальный словарь Гроува / Пер. с англ. и доп. JI. Акопяна. Второе русское изд., исправл. и доп. — М.: Практика, 2007 — 1103 с.
- Музыкальный энциклопедический словарь. Гл. ред. Г. Келдыш. М.: Сов. энциклопедия, 1991. —671 с.
- Музыкальная энциклопедия / Под ред. Ю. Келдыша. В 6-ти томах. М.: Сов. энциклопедия, 1973—1982.
- Назайкинский 1982 Е. Назайкинский. Логика музыкальной композиции. -М.: Музыка, 1982.-319 с.
- Назайкинский 2009 Е. Назайкинский. Поэтика музыкальной миниатюры // Е. В. Назайкинский. История в музыке: Избранные исследования. — М.: На-уч.-изд. центр «Московская консерватория», 2009. — С. 371−391.
- Назайкинский 2003 Е. Назайкинский. Стиль и жанр в музыке. — М.: Гуманитарный изд. центр «Владос», 2003. — 248 с.
- Нестьев 1973 И. Нестьев. Жизнь Сергея Прокофьева. — М.: Сов. композитор, 1973. — 660 с.
- Овсянникова 2003 Г. Овсянникова. Феномен фортепианной музыки Д. Д. Шостаковича // Музыка и время. — 2003. — № 12 — С. 40−43.
- Одер 2004 А. Одер. Музыкальные формы // Университетская библиотека. — М.: ACT, 2004. — 189 с.
- Павлишин 1990 — С. Павлишин. Василь Барвинский. К.: Музична Укра’ша, 1990. — 87 с.
- Павлишин 1980 — С. Павлишин. Зарубежная музыка XX века. Пути развития. Тенденции. К.: Музична Укра’ша, 1980. — 211 с.
- Пикалова 1989 — Н. Пикалова. Камерно-инструментальная сюита в русской советской музыке 60-х — первой половины 80-х годов /Теоретические аспекты жанра: Автореф. дис. .канд. искусствоведения. Ленинград, 1989. -25 с.
- Польская 2001 — И. Польская. Камерный ансамбль: история, теория, эстетика. Харьков: ХГАК, 2001. — 395 с.
- Прейсман 1987 — Е. Прейсман. Камерный оркестр: Исторический процесс формирования, организация работы: Автореф. дис. канд. искусствоведения. -Вильнюс, 1987.-24 с.
- Прокофьев 1961 — С. Прокофьев. Материалы, документы, воспоминания. Изд. 2-е. М.: Музгиз, 1961.-707 с.
- Прокофьев 1967 С. Прокофьев Ноты. Соната для виолончели и фортепиано ор. 119. — М.: Музыка, 1967. — 52 с.
- Прокофьев 1983 С. Прокофьев Ноты. Сюита из балета «Шут»: Переложение для фортепиано в 4 руки А. Бубельникова. — Л.: Музыка, 1983.
- Пуленк 1970 Ф. Пуленк. Письма. — М.: Сов. композитор, 1970. — 311 с.
- Раабен 1969 Л. Раабен. Жизнь замечательных скрипачей и виолончелистов. — Л.: Музыка, 1969. — 261 с.
- Раабен 1961 Л. Раабен. Инструментальный ансамбль в русской музыке. -М.: Музгиз, 1961.-475 с.
- Раабен 1986 Л. Раабен. Камерная инструментальная музыка первой половины XX века. Страны Европы и Америки. — Л.: Сов. композитор, 1986. -198 с. i
- Раабен 1964 Л. Раабен. Мастера советского камерно-инструментального ансамбля. — Л.: Музыка, 1964. — 180 с.
- Раабен 1963 Л. Раабен. Советская камерно-инструментальная музыка. -Л.: Музгиз, 1963.-340 с.
- Раков 1986 Л. Раков. Наталья Шаховская — Аза Аминтаева. Аннотация пластинки — СЮ 24 253 002. — Мелодия, 1986.
- Раппопорт 1967 Л. Раппопорт. Артур Онеггер. — Л.: Музыка, 1967. — 303с.
- Редя 2004 В. Редя. Интеграционные процессы в искусстве переходных периодов как «художественный прогноз» // Музичне мистецтво. Вып. 4. — Донецк, 2004-С. 15−27.
- Ростропович 1962 — М. Ростропович. Любовь к искусству — любовь к людям // Советская музыка. 1962. — № 2. — С. 14−18.
- Сабинина 1976 М. Сабинина. Шостакович-симфонист. Драматургия, эстетика, стиль. — М.: Музыка, 1976. — 476 с.
- Слепнев 1983 И. Слепнев. Лев Евграфов, виолончель: Дж. Валентини, Н. Паганини, П. Локателли. Аннотация к пластинке — СЮ 19 589 000. — Мелодия, 1983.
- Соколов 2004 А. Соколов. Введение в музыкальную композицию XX века: Учеб. пособие. — М.: Владос, 2004. — 231 с.
- Соколов 1992 А. Соколов. Музыкальная композиция XX века. Диалектика творчества. -М.: Музыка, 1992. — 230 с.
- Соколов 1977 О. Соколов. К проблеме типологии музыкальных жанров // Проблемы музыки XX века: Сб. статей. — Горький: Волго-Вятское кн. изд-во., 1977.-С. 12−58.
- Соколов 1994 О. Соколов. Морфологическая система музыки и ее художественные жанры: Монография. — Н. Новгород: Изд-во НГГУ, 1994. — 216 с.
- Соколов 1995 О. Соколов. Морфологическая система музыки и ее художественные жанры: Автореф.. д-ра искусствоведения. — М., 1995. — 39 с.
- Советское искусство Советское искусство. — 1934. — 5 ноября.
- Сохор 1967 А. Сохор. Большая правда о «маленьком» человеке // Дмитрий Шостакович: Сб. статей. — М.: Сов. композитор, 1967. — С. 241−259.
- Сохор 1971 А. Сохор. Теория музыкальных жанров: задачи и перспективы // Теоретические проблемы музыкальных жанров и форм: Сб. статей. -М.: Музыка, 1971. — С. 292−309.
- Стравинский 1968 И. Стравинский Ноты. Итальянская сюита для виолончели и фортепиано. — М.: Музыка, 1968. — 38 с.
- Стравинский 1963 И. Стравинский. Хроника моей жизни. — Л.: Музгиз, 1963.-275 с.
- Теория современной композиции 2005 Теория современной композиции: Учеб. пособие. — М.: Музыка, 2005. — 624 с.
- Уткин 1979 А. Уткин. О концертировании и его формах в современной инструментальной музыке // Стилевые тенденции в советской музыке 19 601 970-х годов: Сб. науч. трудов. — Л.: ЛГИТМиК, 1979. — С. 63−84.
- Фрейденберг 1973 О. Фрейденберг. Происхождение пародии // Труды по знаковым системам VI. — Тарту: Тартуский гос. университет, 1973. — С. 491−497.
- Хентова 1993 С. Хентова. Ростропович. — СПб: МП РИЦ «Культ-Информ-Пресс», 1993. — 301 с.
- Хентова 1985 С. Хентова. Шостакович. Жизнь и творчество. Т. 1. — JL: Сов. композитор, 1985. — 543 с.
- Холопов 2008 Ю. Холопов. Введение в музыкальную форму. — 2-е изд. — М.:МГК, 2006.-432 с.
- Холопова 1999 В. Холопова. Формы музыкальных произведений: Учеб. пособие. — СПб.: Лань, 1999. — 496 с.
- Ценова 1992 В. Ценова. О современной систематике музыкальных форм // LAUDAMUS: Сб. статей. — М.: Композитор, 1992. — С. 99−106.
- Цуккерман 1964 В. Цуккерман. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм. — М.: Музыка, 1964. — 159 с.
- Шевляков 2008 Е. Г. Шевляков. Творческие принципы музыкального неоклассицизма. — Ростов-на-Дону: Изд-во РГК им. Рахманинова, 2008. — 67 с.
- Шнитке 1971 А. Шнитке. Полистилистические тенденции в современной музыке (Конгресс ММС: 8 октября 1971) // В. Холопова, Е. Чигарева. Альфред Шнитке. Очерк жизни и творчества. — М.: Сов. композитор, 1990. -С. 327−331.
- Шостакович 1961 D. Schostakowitsch Ноты. Sonate, op. 40 fur Violoncello und Klavier. — Leipzig: Edition Peters, 1961. — 36 c.
- Шохман 1982 Г. Шохман. Пятьдесят лет и семь вечеров // Сов. музыка. — 1982.-№ 5.-С. 79−86.
- Щелкановцева 2003 Е. Щелкановцева. Валентин Фейгин и его время. -Харьков: Изд. дом «Райдер», 2003. — 222 с.
- Щелкановцева 1997 Е. Щелкановцева. Сюиты для виолончели соло И. С. Баха. -М.: Музыка, 1997. — 112 с.
- Юзефович В. Юзефович. Д. Шостакович. Соната для виолончели и фортепиано. Запись Шостакович — Шафран 1946 г. Аннотация к пластинке — Мелодия, М 10 — 42 045 — 46.
- Ямпольский И. Ямпольский. Даниил Шафран (виолончель) — Антон Гинзбург (фортепиано). Аннотация к пластинке — СМ 1 937−8. — Мелодия.
- Ярустовский 1982 Б. Ярустовский. Игорь Стравинский. — JL: Музыка, 1982.-261 с.
- Арсешчева 1997 — Т. Арсешчева. До питания штерпретацп' сонати для вюлончел1 та фортешано В. С. Косенка // В. С. Косенко: погляд з 90-х роюв. До 100-р1чного ювшею. К., 1997. — С. 57−60.
- Зав’ялова 2009 — О. Зав’ялова. Вюлончель у камерно-ансамблевий культу pi Украши: Moнoгpaфiя. Кшв: 1нститут мистецтвознавства, фольклористики та етнолоп'1 iM. М. Т. Рильского НАН УКРА1НИ, 2009. — 243 с.
- Менцшський 2005 Т. Менцшський. Вюлончельна соната В. Косенка (до проблеми композицшно-образшн щлюност1) // Науковий вюник НМАУ iM. П. I. Чайковського. Вип. 48. — К., 2005. -С. 147−154.
- Anderson 1980 Robert Anderson. Casals, Pablo // The new Growe. Dictionary of Music and Musicians. Bd. 3. — London, New York: Edited by Stanley Sadie, 1980.-P. 846−848.
- Cantrell 1980 Barton Cantrell. Brockway, Howard // The new Growe. Dictionary of Music and Musicians. Bd. 3. — London, New York: Edited by Stanley Sadie, 1980.-P. 327.
- Goodwin 1980 — Noel Goodwin. Rostropovich, Mstislav // The new Growe. Dictionary of Music and Musicians. Bd. 16. London, New York: Edited by Stanley Sadie, 1980. — P. 254−255.
- Griffiths 1980 Paul Griffiths. Sonata 20th century // The new Growe. Dictionary of Music and Musicians. Bd. 17. — London, New York: Edited by Stanley Sadie, 1980.-P. 494−495.
- Haglund 1980 Rolf Haglund. Frumerie, (Per) Gunnar (Fredrik) de // The new Growe. Dictionary of Music and Musicians. Bd. 6. — London, New York: Edited by Stanley Sadie, 1980. — P. 875.
- Hoeree 1980 Arthur Hoeree. Harsanyi, Tibor // The new Growe. Dictionary of Music and Musicians. Bd. 8. — London, New York: Edited by Stanley Sadie, 1980.-P. 258.
- Kummerling 1962 — H. Kummerling. Die Suite im Barock // Die Musik in Geschichte und Gegenwart: Allgemeine Enzqklopadie der Music. Bd. 12. KasselBasel, 1962.
- Marx 1980 Klaus Marx. Violoncello // The new Growe. Dictionary of Music and Musicians. Bd. 19. — London, New York: Edited by Stanley Sadie, 1980. — P. 856−862.
- Newman, Tilmouth 1980 William S. Newman, Michael Tilmouth. Sonata // The new Growe. Dictionary of Music and Musicians. Bd. 17. — London, New York: Edited by Stanley Sadie, 1980. — P. 47994.
- Tilmouth 1980 Michael Tilmouth. Chamber music // The new Growe. Dictionary of Music and Musicians. Bd. 4. — London, New York: Edited by Stanley Sadie, 1980.-P. 113−118.
- Trojan 1980 Jan Trojan. Kunc, Jan // The new Growe. Dictionary of Music and Musicians. Bd. 10. — London, New York: Edited by Stanley Sadie, 1980. — P. 306.
- Wilson 1980 Conrad Wilson. Gal, Hans // The new Growe. Dictionary of Music and Musicians. Bd. 7. — London, New York: Edited by Stanley Sadie, 1980. -P. 90−91.