Элективный курс «Уровневая организация живой природы» как средство повышения эффективности обучения биологии в профильной школе
Диссертация
Апробация работы. Внедрение результатов осуществлялось в рамках публикации статей, разработки элективного курса «Уровневая организация живой природы» для учащихся профильной школы, проведения открытых уроков, выступлений на заседаниях методических объединений учителей биологии г. Саранска и Республики Мордовия. Результаты обсуждались на Открытом семинаре педагогов ПФО «Привлечение подростков… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические основы разработки элективного курса «Уровневая организация живой природы» для старшеклассников профильной школы
- 1. 1. Представления об уровневой организации живой природы в научной литературе
- 1. 2. Отражение идеи использования учебного материала об уровневой организации живой природы в методических источниках
- 1. 3. Диагностика степени сформированности представлений учащихся об уровневой организации живой природы
- 1. 4. Модель методики изучения элективного курса «Уровневая организация живой природы» в профильной школе
- Выводы по главе 1
- Глава 2. Методика изучения элективного курса «Уровневая организация живой природы» старшеклассниками профильной школы
- 2. 1. Содержание учебного материала курса
- 2. 2. Формы, методы и средства изучения курса
- 2. 3. Методические условия изучения курса
- 2. 4. Экспериментальное изучение курса и анализ его результатов
- Выводы по главе 2
Список литературы
- Андреев, В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности / В. И. Андреев. — Казань: Центр инновационных технологий, 1998.- 165 с.
- Андреева, Н. Д. Система эколого-педагогического образования студентов биологов в педагогическом ВУЗе: монография / Н. Д. Андрееева. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. — 111 с.
- Акулова, О. В. Информационная работа в условиях профильного обучения: учеб.-метод. пособие для учителей / О. В. Акулова- Под ред. А. П. Тряпицыной. СПб.: КАРО, 2005. — 80 с.
- Арбузова, Е. Н. Общая методика обучения биологии: курс лекций: учеб. пособие / Е. Н. Арбузова. СПб.: ЛиСС, 2004. — 154 с.
- Артемова, Л. К. «Профильное обучение»: опыт, проблемы, пути решения / Л. К. Артемова // Школьные технологии. 2003. — № 4. — С. 22 — 31.
- Артемова, Л. К. Профиль обучения диктует региональный рынок труда / Л. К. Артемова // Народное образование. 2003. — № 4. — С. 84 — 88.
- Афанасьев, В. Г. Мир живого: системность, эволюция и управление / В. Г. Афанасьев. М.: Политиздат, 1986. — 333 с.
- Афанасьева, Т. П. Профильное обучение: педагогическая система и управление: система профильного обучения старшеклассников: метод, пособие. В 2 кн. Кн. 1 / Т. П. Афанасьева, Н. В. Немова. М.: АПКиПРО, 2004. — 73 с.
- Афанасьева, Т. П. Профильное обучение: педагогическая система и управление: система профильного обучения старшеклассников: метод, пособие. В 2 кн. Кн. 2 / Т. П. Афанасьева, Н. В. Немова. М.: АПКиПРО, 2004. — 84 с.
- Бабанский, Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю. К. Бабанский. М.: Просвещение, 1985. — 208 с.
- Баранников, А. В. Профильное обучение как условие повышения качества образования / А. В. Баранников // Профильная школа. 2006. — № 2. -С. 14 — 23- № 4. — С. — 4 — 9.
- Бауэр, Э. Теоретическая биология / Э. Бауэр. — М. Л.: Наука, 1935.-512 с.
- Бахтин, М. М. Эстетика современного творчества / М. М. Бахтин. — М.: Наука, 1979.-436 с.
- Беклемишев, В. Н. Об общих принципах организации жизни: бюлл. МОИП. Т. 69 / В. Н. Беклемишев. № 2. — 1964. — С. 24 — 25.
- Белова, Н. И. Экология в мастерских: метод, пособие / Н. И. Белова, Н. Н. Наумова. СПб.: Паритет, 2004. — 224 с.
- Бернал, Дж. Биохимическая эволюция / Дж. Бернал. М.: Мир, 1959. — С. 19. (сб.: «Горизонты биохимии»).
- Берталанфи, Л. Проблемы жизни / Л. Берталанфи. М.: Наука, 1949.-442 с.
- Бессарабова, И. С. Проблема интеграции образования и культуры в современной отечественной педагогике / И. С. Бессарабова // Интеграция образования. — Саранск: Изд-во «Краен. Окт.», 2006. — № 1 (46). 190 с.
- Блауберг, И. В. Становление и сущность системного подхода / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. М.: Педагогика, 1973.- 198 с.
- Бондаревская, Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е. В. Бондаревская. Ростов-н/Д.: Изд-во Рост. пед. ун-та, 2000. — 325 с.
- Боровицкий, П. И. Летние занятия по естествознанию в средней школе / П. И. Боровицкий // Естествознание в школе. — 1947. № 3. — С. 41 — 49.
- Боровицкий, П. И. Методика преподавания биологии / П. И. Боровицкий. М.: Высшая школа, 1962. — 284 с.
- Боровицкий, П. И. Методика преподавания естествознания / П. И. Боровицкий, П. Ф. Винниченко, Д. Я. Краморов и др. М.: Учпедгиз, 1955.-688 с.
- Боровицкий, П. И. Рабочая книга по естествознанию: пятый год обучения / П. И. Боровицкий, Г. Н. Боч, С. В. Герд. М.: ГИЗ, 1931.
- Бранше, Ж. Биохимическая цитология / Ж. Браше. М.: Наука, 1960.-703 с.
- Вагнер, Ю. И. Учебник зоологии для средних учебных заведений / Ю. И. Вагнер. СПб.: Паритет, 1889. — 461 с.
- Вейсс, П. Взаимодействия между клетками / П. Вейс. М., 1961. (сб.: «Современные проблемы биофизики»).
- Верзилин, Н. М. Общая методика преподавания биологии: учебник для студентов биол. фак-тов пед. ин-тов / Н. М. Верзилин, В. М. Корсун-ская. М.: Просвещение, 1976. — 384 с.
- Вернадский, В. И. Биогеохимические очерки / В. И. Вернадский. -М. Л.: Изд-во АН СССР, 1940. — 250 с.
- Вернадский, В. И. Биосфера / В. И. Вернадский. JL: Науч. хим. техн. изд-во, 1926. — С. 146 — 412.
- Вернадский, В. И. Живое вещество и биосфера / В. И. Вернадский. -М.: Наука, 1994. 672 с.
- Вернадский, В. И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения / В. И. Вернадский. М.: Наука, 1965. — С. 323 — 330.
- Винокурова, Н. Ф. Теория и методика изучения глобальных экологических проблем на основе геоэкологического подхода в школьной географии / Нина Федоровна Винокурова // Автореф. дисс. докт. пед. наук. М., 2000.-41 с.
- Влазнер, А. И. Профильное обучение: варианты решения / А. И. Влазнер // Профильная школа. 2004. — № 2. — С. 39 — 41.155
- Вопросы совершенствования школьного учебника: матер. II пленума Ученого методического совета при Министерстве просвещения СССР. -М.: Просвещение, 1974
- Воронина, Г. А. Проблемы функционирования профильных классов / Г. А. Воронина // Учитель. 2005. — № 2. — С. 81 — 82.
- Воронина, Г. А. Элективные курсы: общие подходы к конструированию / Г. А. Воронина // Биология: прил. к газ. «ПС». 2006. — № 16. — С. 2 — 5.
- Всесвятский, Б. В. Общая методика биологии: учебн. пособие для пед. ин-тов / Б. В. Всесвятский. — М.: Госуд. уч.-пед. изд-во Мин. проев. РСФСР, 1960.-330 с.
- Всесвятский, Б. В. Системный подход к биологическому образованию / Б. В. Всесвятский. М.: Просвещение, 1985. — 264 с.
- Герд, А. Я. Естественноисторические наблюдения для детей / А. Я. Герд // Учитель. 1866. — № 9/10. — С. 13 — 18.
- Герд, А. Я. Учебник зоологии для среднеучебных заведений и самообразования / А. Я. Герд. СПб.: Полубояринов, 1883. — 270 с.
- Гершунский, Б. С. Философия образования для XXI века / Б. С. Гершунский. М.: Знание, 1998. — 204 с.
- Гессен, С. И. Педагогические сочинения / С. И. Гессен. Саранск: Тип. «Краен. Окт.», 2001. — 566 с.
- Гирусов, Э. В. К вопросу о ноокосмологии как науке, системе мышления и образе жизни / Э. В. Гирусов // Экологическое образование: концепции и технологии: сб. науч. тр. Волгоград: Перемена, 1996. — 189 с.
- Глазачев, С. Н. Концепция устойчивого развития и экологическое образование: опыт Германии и России / С. Н. Глазачев, Н. М. Мамедов. М.: ТЭКО Центр, 1999. — С. 38 — 51.
- Горянинов, П. Ф. Зоология / П. Ф. Горяйнов. СПб.: Полубояринов, 1837.-669 с.
- Гребешок, О. С. Теория обучения: учебн. для студ. ВУЗов / О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк. М.: Изд-во ВЛАДОС — ПРЕСС, 2003. — 384 с.156
- Грушевская, Т. Г. Концепция современного естествознания / Т. Г. Грушевская, А. П. Садохин. М.: Высшая школа, 1998. — 364 с.
- Гузеев, А. В. Методика проектов как частный случай интегральной технологии обучения / А. В. Гузеев // Директор школы. 1995. — № 6. -С. 39−47.
- Гузеев, А. В. Содержание образования и профильное обучение в старшей школе / А. В. Гузеев // Народное образование. — 2002. № 9. -С. 113−123.
- Гутник, И. Ю. Организация педагогической диагностики в профильном обучении: учеб.-метод. пособие для учителей / И. Ю. Гутник- Под ред. А. П. Тряпицыной. СПб.: КАРО, 2005. — 128 с.
- Давыдов, В. В. О понятии развивающего обучения / В. В. Давыдов. Томск: Пеленг, 1995.- 144 с.
- Дажо, Р. Основы экологии. / Р. Дажо. М.: Прогресс, 1975.415 с.
- Даль, В. Естественная история / В. Даль. СПб.: Полубояринов, 1849.
- Дереклеева, Н. И. Классный руководитель: основные направления деятельности / Н. И. Дереклеева. М.: Вертум, 2001. — 64 с.
- Дистервег, А. Избр. пед. соч. / А. Дистервег. М.: Учпедгиз, 1956. -С. 190.
- Днепров, Э. Д. Современная реформа образования в России: исторические предпосылки, теоретическое обоснование, этапы подготовки и этапы реализации / Эдуард Дмитриевич Днепров // Автореф. дисс.докт. пед. наук.-СПб., 1994.-88 с.
- Днепров, Э. Д. Четвертая реформа / Э. Д. Днепров // Учительская газета.- 1992,-№ 25.
- Донцов, В. И. Фундаментальные механизмы старения живого вещества / В. И. Донцов // Старение и долголетие. 1991. — № 1. — С. 5 — 17.
- Егорова, JI. Л. Структура программы элективного курса / Л. Л. Егорова // Биология: Прил. к газ. «ПС». 2006. — № 16. — С. 5 — 6.
- Ермаков, Д. С. Профильное обучение: проблемы и перспективы / Д. С. Ермаков // Народное образование. 2004. — № 7. — С. 101 — 107.
- Ермаков, Д. С. Организация профильного обучения: сетевая модель, индивидуальный учебный план, зачетные единицы / Д. С. Ермаков // Профильная школа. 2004. — № 6. — С. 31 — 34.
- Ермаков, Д. С. Профилизация и модернизация образования / Д. С. Ермаков // Школьные технологии. 2004. — С. 3 — 10.
- Жафяров, А. Ж. Формирование личности учащегося в контексте проблем профильного обучения / А. Ж. Жафяров // Философия образования. 2004. — № 3. — С. 216 — 222.
- Жолкевич, С. Краткий очерк анатомий и физиологий человека и других животных / С. Жолкевич. СПб.: Наука, 1856. — 351 с.
- Завадский, К. М. Основные формы организации живого и их подразделения / К. М. Завадский // Философские проблемы современной биологии. М. — Л: Наука, 1966. — 160 с.
- Завадский, К. М. Философские проблемы современной биологии / К. М. Завадский, А. С. Мамзин. Л.: Знание, 1970. — 315 с.
- Заварзин, А. А. Очерки по эволюционной гистологии нервной системы / А. А. Заварзин. М. — Л.: Знание, 1950. — 640 с.
- Зайкова, Н. В. Психологическое сопровождение профильного обучения / Н. В. Зайкова // Психологическое сопровождение образовательного процесса. Якутск: Изд-во ИПКРО, 2004. — С. 33 — 36.
- Захарова, Т. Б. Дифференциация содержания образования основное средство осуществления профильного обучения / Т. Б. Захарова // Профильная школа. — 2003. — № 1. — с. 32 — 34.
- Залесский, Г. Е. Психодиагностика убеждений и ориентации личности / Г. Е. Залесский, Е. Б. Редькина. М.: Наука, 1996. — 258 с.
- Залесский, Г. Е. Психологические вопросы формирования убеждений / Г. Е. Залесский. М.: Наука, 1982. — 263 с.
- Захаров, В. Б. Общая биология: 10 кл. / В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин. -М.: Дрофа, 2001 (2005).
- Захаров, В. Б. Общая биология: 11 кл. / В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин. -М.: Дрофа, 2001 (2005).
- Захлебный, А. Н. Охрана природы в школьном курсе биологии / А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев, И. Т. Суравегина. — М.: Просвещение, 1977. -207 с.
- Зверев, И. Д Межпредметные связи в современной школе / И. Д. Зверев, В. Н. Максимова. М.: Педагогика, 1981. — 160 с.
- Зверев, И. Д. О приоритетах экологического образования / И. Д. Зверев // Экологическое образование в России: теоретические аспекты. М.: Ассоциация «Экология и диалектика», 1995. — С. 37 — 51.
- Зверев, И. Д. Развитие системы биологических понятий / И. Д. Зверев, Е. П. Бруновт // Проблемы методики обучения биологии в средней школе.5- М.: Педагогика, 1978. С. 58 — 76.
- Зорина, JI. Я. Выделение ценностных аспектов учебного содержания предметов естественнонаучного цикла / JI. Я. Зорина // Новые исследования в педагогических науках. М., 1990. — С. 56 — 58.
- Зорина, JI. Я. Дидактические аспекты естественнонаучного образования / JI. Я. Зорина. М.: Знание, 1993. — 163 с.
- Иванова, Т. А. Гуманитаризация высшего математического образования: монография / Т. А. Иванова. Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 1998. -206 с.
- Ишкина, И. Ф. Биология: 11 класс: поурочные планы / И. Ф. Иш-кина. М.: Учитель — ACT, 2007. — 150 с.
- Кабанова-Меллер, Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся / Е. Н. Кабанова-Меллер. М.: Просвещение, 1968. — 288 с.
- Каган, М. С. Философия культуры / М. С. Каган. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1966. — 416 с.
- Каган, М. С. Философская теория ценности / М. С. Каган. ТОО ТК «Петрополис», 1997. — 205 с.
- Калмыкова, 3. И. Продуктивность мышления как основа обучаемости / 3. И. Калмыкова. М.: Педагогика, 1981. — С. 5 — 14.
- Камшилов, М. М. Организованность и эволюция / М. М. Камшилов // Общая биология. № 2. — 1970.
- Карпинская, Р. С. Социобиология: критический анализ / Р. С. Карпинская. М.: Мысль, 1988: — С. 203.
- Карпинская, Р. С. Теория и эксперимент в биологии / Р. С. Карпинская. М.: Наука, 1984. — С. 160.
- Карпинская, Р. С. Философские проблемы молекулярной биологии / Р. С. Карпинская. М.: Мысль, 1971.-233 с.
- Касьян, А. А. Гуманитаризация образования: некоторые теоретические предпосылки / А. А. Касьян // Педагогика. № 2. — 1998. — С. 17−22.
- Кон, И. С. Психология старшеклассника: пособие для учителей / И. С. Кон. -М.: Педагогика, 1982. 194 с.
- Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Вестник образования: тематический выпуск. — 2002.
- Коптюг, В. А. Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, июнь 1992 года): информ. обзор / В. А. Коптюг. Новосибирск, 1993. — 63 с.
- Коровин, В. А. Элективные курсы: нормативные документы и учебные пособия / В. А. Коровин // Естествознание в школе. 2004. — № 6. — С. 39−41.
- Корсунская, В.М. Уроки общей биологии / В. М. Корсунская. М.: Просвещение, 1986. -288 с.
- Краевский, В. В. Проблемы научного обоснования обучения: методологический анализ / В. В. Краевский. -М.: Педагогика, 1988. 125 с.160
- Кремянский, В. И. Структурные уровни организации живой материи / В. И. Кремянский. М.: Наука, 1969. — 256 с.
- Круть, И. В. Очерки истории представлений о взаимоотношениях природы и общества / И. В. Круть, И. М. Забелин. М.: Наука, 1988. -415 с.
- Кузнецов, А. А. Базисный учебный план старшего звена школы в условиях введения профильного обучения / А. А. Кузнецов // Вопросы образования. 2004. — № 3. — С. 162 — 192.
- Кузнецов, А. А. Базовые и профильные курсы: цели, функции, содержание / А. А. Кузнецов // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2003.-№ 5.-С. 30−33.
- Кузнецов, А. А. Новый Базисный учебный план и типовые профили обучения / А. А. Кузнецов // Профильная школа. 2006. — № 3. -С. 33−48.
- Кузнецов, А. А. О базисном учебном плане старшей ступени школы / А. А. Кузнецов // Профильная школа. 2003. — № 3. — С. 29 — 31.
- Кузнецов, А. А. Профильное обучение и учебные планы старшей ступени школы / А. А. Кузнецов // Стандарты и мониторинг в образовании. -2003.-№ 3.-С. 54−59.
- Кузнецов, А. А. Профильное обучение, стандарты, ЕГЭ / А. А. Кузнецов // Стандарты и мониторинг в образовании. 2004. — № 4. -С. 41−45.
- Кулев, А. В. Общая биология: 10−11 кл.: метод, пособие / А. В. Кулев. СПб.: Паритет, 2007. — 256 с.
- Лавренко, Е. М. Об уровнях изучения органического мира / Е. М. Лавренко // Изв. АН СССР. Сер. «Биология». — 1964.
- Лапо, А. В. Следы былых биосфер, или Рассказ о том, как устроена биосфера и что осталось от биосфер геологического прошлого / А. В. Лапо. М.: Знание, 1979. — 176 с.
- Лебедев, О. Е. Теоретические основа педагогического целепола-гания в системе образования / Олег Евгеньевич Лебедев // Автореф. дисс. .докт. пед. наук. — СПб., 1992. — 22 с.
- Ледерберг, Дж. Итоги и проблемы генетики / Дж. Ледерберг // Журнал Всесоюзного химического общества. — № 3 (6). — 1961.
- Леднев, B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы / В. С. Леднев М.: Высшая школа, 1991. — 224 с.
- Леонтьев, А. Н. Проблемы психического развития / А. Н. Леонтьев. М.: Изд-во МГУ, 1999. — С. 110 — 139.
- Леонтьев, Д. А. Деятельность. Сознание. Личность / Д. А. Леонтьев. М.: ИЦ «Академия», 2004. — 352 с.
- Лернер, И. Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. -М.: Педагогика, 1981. 185 с.
- Лернер И. Я. Инновационные технологии повышения интерактивности профильного обучения / И. Я. Лернер // Школьные технологии. -2004.-№ 6.-С. 155- 168.
- Лернер, И. Я. Модель самоопределения выпускников профильных классов средней общеобразовательной школы / И. Я. Лернер // Школьные технологии. 2003. — № 4. — С. 50 — 61.
- Лихачев, Б. Т. Структура экологической культуры личности и педагогические основы ее формирования / Б. Т. Лихачев // Экологическое образование: опыт Германии и России. М., 1999. — С. 65 — 80.
- Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды / Сост. Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская. СПб.: Ин-т обр-ния взрослых, 1996. — 175 с.
- Лось, В. А. Взаимоотношения общества и природы / В. А. Лось. М.: Политиздат, 1989. — 59 с.
- Ляпунов, А. А. Об управляющих системах живой природы и общем понимании жизненных процессов / А. А. Ляпуннов. М,. 1962.
- Максимова, В. Н. Межпредметные связи в обучении биологии / В. Н. Максимова, Н. В. Груздева. -М.: Педагогика, 1981. 168 с.
- Мамедов, Н. М. Культура, экология, образование / Н. М. Маме-дов. М.: РЭФИА, 1996. — 51 с.
- Мамедов, Н. М. Основы общей экологии. Программа для старших классов общеобразовательной школы / Н. М. Мамедов, И. Т. Суравеги-на, С. Н. Глазачев // Экологическое образование: концепции и методические подходы. -М.: Агентство «Технотрон», 1996. 136 с.
- Мамедов, Н. М. Экологическое образование: проблемы базовых знаний / Н. М. Мамедов, И. Т. Суравегина // Биология в школе. 1993. — № 1.
- Маркарян, Э. С. Теория культуры и современная наука: логико-методологический анализ / Э. С. Маркарян. М.: Мысль, 1983. — 215 с.
- Махмутов, М. И. Современный урок / М. И. Махмутова. — М.: Педагогика, 1985. 184 с.
- Межпредметные связи естественно-математических дисциплин: пособие для учителей / Под ред. В. Н. Федоровой. М.: Просвещение, 1980. — 208 с.
- Ашихмина, JI. П. Методика выявления готовности старшеклассников к выбору профиля обучения / JI. П. Ашихмина, С. О. Кропивянская, О. В. Кузина и др.- Под ред. С. Н. Чистяковой. М., 2003. — 83 с.
- Методическое письмо о проведении элективных курсов // Профильная школа. — 2003. — № 3. — С. 3 4.
- Миллер, С. Образование органических соединений на первичной Земле / С. Миллер // Возникновение жизни на Земле. — М.: Прогресс, 1964.
- Мирзоян, Э. Н. Теоретическая биология на рубеже веков / Э. Н. Мирзоян // Биология в школе. № 1. — 2002. — С. 7 — 12.
- Мировоззренческая культура личности: философские проблемы формирования. — Киев: Наук думка, 1986. С. 236.
- Михайлов, Д. С. Курс естественной истории / С. Д. Михайлов. -СПб., 1862.-264 с.
- Моисеев, Н. Н. Историческое развитие и экологическое образование / Н. Н. Моисеев. М.: Изд-во МНЭПУ, 1995. — 54 с.
- Сеньчукова, И. В. Мониторинг профильной ориентации учащихся: метод, рекомендации / И. В. Сеньчукова. — Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2004. 46 с.
- Мудрик, А. В. О воспитании старшеклассников: кн. для классн. руководителей / А. В. Мудрик. М.: Просвещение, 1981. — 176 с.
- Мягкова, Е. Н. Методика обучения общей биологии: пособие для учителя / Е. Н. Мягкова, Б. Д. Комисаров. М.: Просвещение, 1985. — 328 с.
- Мясищев, В. Н. Психология отношений / В. Н. Мясищев- Под ред. А. А. Бодалева. — Москва Воронеж: Московский психолого-социальный ин-т, 1995. — 356 с.
- Назарова, Н. С. Охрана окружающей среды и экологическое воспитание студентов: учеб.-метод. пособие / Н. С. Назарова. — М.: Педагогика, 1989.-212 с.
- Найдеш, В. М. Концепция современного естествознания / В. М. Найдеш. М.: Гароарика, 2003. — 468 с.
- Натали, В. Ф. Зоология: учебник для средней школы / В. Ф. Натали. М.: Учпедгиз, 1956. — 362 с.- ¦ 144. Наумов, Н. П. О методологических проблемах биологии: науч. доклад высш. школы (философские науки). — № 1. 1964.
- Нейматов, Я. М. Образование в XXI веке: тенденции и прогнозы / Я. М. Нейманов. М.: Алгоритм, 2002. — 202 с.
- Немова, Н. П. Профильное обучение старшеклассников новая педагогическая стратегия российской школы / Н. П. Немова // Директор школы. — 2004. — № 10. — С. 49 — 58.
- Николина, В. В. Аксиологический подход к личности как методологический принцип воспитания будущего учителя: учебн. пособие / В. В. Николина // Воспитание учителя: идеи, ценности, ориентации. -Н. Новгород, 2001.- 160 с.
- Никишов, А. И. Теория и методика обучения биологии / А. И. Никишов М.: КолосС, 2007. — 310 с.
- Носова, Т. М. Система методической подготовки учителя начальных классов к экологическому образованию / Т. М. Носова // Автореф. дисс.. докт. пед. наук. Самара, 1998. — 39 с.
- Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования: Приказ Министерства образования Российской Федерации от 18.07. 02 г. № 2783 // Официальные документы в образовании. -2002.-№ 27.-С. 12−34.
- Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе. Постановление ЦК ВКП (б) от 25 августа 1932 г. М.: Госиздат, 1932.
- Об эксперименте по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования: Письмо МО РФ от 03.02.04 № 03−51−12ин/14−03 // Вестник образования. 2004. — № 6. — С. 57 — 58.
- Захаров, В. Б. Общая биология: X XI классы / В. Б. Захаров // Программы общеобразовательных учреждений: биология. — М.- Просвещение, 1996.-С. 149−162.
- Пономарева, И. Н. Общая биология: 10 11 кл. / И. Н. Пономарева. — М.: Вентана-Граф, 2005. — 231 с.
- Общая биология: учебник для 10−11 классов школ с углубленным изучением биологии / Под ред. проф. А. О. Рувинского. М.: Просвещение, 1993.-240 с.
- Одум, Ю. Основы экологии / Ю. Одум. М.: Мир, 1975. — 740 с.
- Опорные конспекты по биологии: кн. для учителя / Сост. JI. В. Реброва, Е. В. Прохорова. М.: Просвещение, 2006. — 159 с.
- Орлов, В. И. Знания, умения и навыки учащихся / В. И. Орлов // Педагогика. 1997. — № 2. — С. 32−36.
- Отношение школьников к природе / Под ред. И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной. -М.: Педагогика, 1988. С. 128.
- Пасечник, В. В. Биология: введение в общую биологию и экологию: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник, А. А. Каменский, Е. Е. Криксунов. -М.: Дрофа, 2006. 303 с.
- Педагогика: учебн. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / Под. ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 1998.-640 с.
- Пепеляева, О. А. Поурочные разработки по общей биологии: 9 класс / О. А. Пепеляева, И. В. Сунцова. М.: ВАКО, 2006. — 464 с.
- Петров, К. М. Экология и культура: учеб. пособие / К. М. Петров. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. — 368 с.
- Петунии, О. В. Формы и методы работы в профильных классах // Биология в школе. 2005. — № 3. — С. 25 — 30.
- Петунин, О. В. Содержание профильного биологического образования школьников / О. В. Петунин // Народное образование. 2004. — № 7. -С. 108−118.
- Петунин, О.В. Старшеклассники выбирают: роль элективных курсов в предпрофильном и профильном биологическом образовании школьников / О. В. Петунин // Учитель. 2004. — № 1. — С. 22 — 25.
- Петунии, О. В. Уроки биологии в классах естественнонаучного профиля: расширенное планирование: 10 кл. / О. В. Петунин // «ПС» Биология.-2005.-№ 11.-С. 21−28- № 12.-С. 21−28.
- Петунин, О. В. Элективные курсы для профильного биологического образования / О. В. Петуннин // Народное образование. — 2003. — № 9. — С. 107−111.
- Пири, Н. Химическое многообразие и проблема происхождения жизни / Н. Пири // Возникновение жизни на Земле. М. 1959.
- Плюснин, Ю. М. Инвариантные структуры отношений в биологических и социальных системах / Юрий Михайлович Плюснин // Автореф. дис. д-ра филос. наук. Новосибирск, 1993. — 42 с.
- Половцов, В. В. Практические занятия по ботанике / В. В. Полов-цов. СПб., 1910.
- Программа по общей биологии на 1966 / 67 учебный год М.: Изд-во МГУ, 1966.
- Половцов, В. В. Учебник ботаники для средних учебных заведений / В. В. Половцов. СПб., 1924.
- Пономарева, И. Н. Из истории становления и развития экологического образования в России и Санкт-Петербурге / И. Н. Пономарева // Экология и образование. № 1. — 1998. — С. 30 — 33.
- Пономарева, И. Н. Общая методика обучения биологии: учеб. пособие для студ. педвузов / И. Н. Пономарева. М.: ИЦ «Академия», 2003. -321 с.
- Пономарева, И. Н. Уровни организации жизни / И. Н. Пономарева // Биология в школе. № 5. — 1996. — С. 10—12.
- Пономарева, О. Н. Основные направления реализации непрерывного экологического образования в системе многоуровневого педобразова-ния / О. Н. Пономарева // Подготовка специалиста в области образования. — СПб., 1994.-121 с.
- Пономарева, О. Н. Система развития экологических понятий в курсе биологии средней школы / Ольга Николаевна Пономарева // Автореф. дисс.докт. пед. наук. — Л., 1981. -35 с.
- Поташник, М. И. Проблемы оптимизации в педагогике / М. И. Поташник // Сов. педагогика. 1985. — № 2. — С. 5 — 12.
- Поташник, М. М. Как подготовить проект на получение грантов: методическое пособие / М. М. Поташник. — М.: Педагогическое общество России.-2005.-192 с.
- Каспаржак, А. Проблема выбора: элективные курсы в школе /
- A. Каспржак. М.: Новая школа, 2004.
- Проблемы учебника биологии в средней школе: сборник статей // Под ред. проф. Д. И. Трайтака. М.: Просвещение, 1975.
- Прогностическая концепция целей и содержания образования / Под ред. И. Я. Лернера, И. К. Журавлевой. М.: Педагогика, 1994. — 182 с.
- Программы и методические записки единой трудовой школы. — М.: Госиздат, 1927. Вып. 1 — 3, 6.
- Программа по общей биологии на 1966 / 67 учебный год. М.: Изд-во МГУ, 1966.
- Программы восьмилетней и средней школы: биология. М., 1982.-48 с.
- Программно-методические материалы: биология 6 11 кл. / Сост.
- B. С. Кучменко. -М.: Дрофа, 1999.
- Программы элективных курсов: биология: профильное обучение: 10 11 кл. / Авт.-сост. В. И. Сивоглазов, И. Б. Морзунова. — М.: Дрофа, 2006. — 160 с. (сер.: «Элективные курсы»).
- Профильное образование: опыт, проблемы, перспективы // Сб. науч. ст. по материалам регион, конференции. — Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2006. 63 с.
- Пугал, Н. А. Уровни организации живой природы: экспозиционный материал для кабинетов / Н. А. Пугал. — М.: Школа-пресс, 2007.
- Пузанов, И. И. Книга по общим вопросам таксономии / И. И. Пузанов // Вестник ЛГУ. № 3. — 1963.
- Рабочая книга по естествознанию: шестой год обучения в городской школе / Под ред. Б. В. Всесвятского, Б. В. Игнатьева. М. — Л.: Госиздат, 1931.
- Радищев, А. Н., О человеке, его смертности и бессмертии / А. Н. Радищев. -М., 1907.
- Реймерс, Н. Ф. Охрана природы и окружающей среды (словарь -справочник) / Н. Ф. Реймерс. М.: Просвещение, 1992. — С. 113.
- Реймерс, Н. Ф. Природопользование: словарь справочник / Н. Ф. Реймерс. — М.: Мысль, 1990. — 259 с.
- Рекомендации по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся: прил. к письму Департамента общего и дошкольного образования от 20.04.04 г. № 14−51−102/13 // Вестник образования. 2004. — № 11. — С. 67 — 76.
- Репина, Р. К. Развитие экологических знаний и умений у школьников в кружках юных натуралистов / Р. К. Репина // Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Л., 1986. — 17 с.
- Риккерт, Г. Науки о природе и науки о культуре / Г. Риккерт. -М.: Республика, 1998. 413 с. (Мыслители XX века).
- Рикфлекс, Р. Основы общей экологии / Р. Рикфлекс. М.: Мир, 1979.-424 с.
- Роботова, А. С. Элективный курс в профильной школе как введение в науку: учеб.-метод. пособие / А. С. Роботова, И. Н. Никонов- Под ред. А. П. Тряпицыной. СПб.: КАРО, 2005. — 80 с.169
- Российская педагогическая энциклопедия / Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Науч. изд-во «Большая Российская энциклопедия», 1993. — Т. 1 -А-М. — 608 с.
- Рубинштейн, С. JI. О мышлении и путях его исследования / С. JI. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1958. — 220 с.
- Рубинштейн, С. JI. Проблемы общей психологии / С. JI. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1973. — 226 с.
- Рулье, К. Ф. Жизнь животных по отношению к внешним условиям / К. Ф. Рулье. СПб., 1852. — 364 с.
- Сборник нормативных документов: биология. М.: Дрофа, 2004,2006.
- Северцов, Н. А., Зоологическая этнография, исследование о видоизменениях зверей и птиц / Н. А. Северцов // Русское слово. М., 1860.
- Семчук, Н. М. Теоретические и методические основы воспитания в биологическом образовании школьников: дис.. д-ра пед. наук: 13.00.02 / Н. М. Семчук. СПб., 2003. — 341 с.
- Сериков, В. В. Личностно ориентированное образование: поиск новой парадигмы / В. В. Сериков. М.: Просвещение, 1999. — 196 с.
- Сериков, В. В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии / В. В. Сериков. Волгоград: Перемена, 1994. — 203 с.
- Сериков, В. В. Личностный подход в системе принципов экологизации естественнонаучного образования / В. В. Сериков, В. И. Данильчук // Экологическое образование: концепции и технологии: сб. научн. тр. Волгоград: Перемена, 1996. — С. 84 — 91.
- Сетров, М. И. Информационные процессы в биологических системах / М. И. Сетров. Л., 1975. — 148 с.
- Симашко, Ю. Руководство к зоологии для гимназий / Ю. Симаш-ко. СПб., 1852.
- Скаткин, М. Н. Проблемы современной дидактики / М. Н. Скат-кин. М.: Педагогика, 1980. — 213 с.
- Сластенин, В. А. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин. — М.: Школа-Пресс, 1997.-512 с'.
- Соломина, Н. С. Взаимодействие общества и природы / Н. С. Соломина. М.: Просвещение. — 1992. — С. 63.
- Спенсер, Г. Соч. Т. 5. / Г. Спенсер. СПб., 1899. — С. 2 — 3- 39.
- Стандарт среднего биологического образования: проект // Биология в школе. № 6. — 1999. — С. 20 — 24.
- Станис, Е. В. Проблема философского статуса экологической формы общественного сознания / Е. В. Станис, Л. Я. Станис // Философские проблемы социальной экологии. М.: Б.И. 1989. — 47 с.
- Стенограмма научно-методического семинара на тему «Проблема учебников биологии для средней школы. — Волгоград, 1973.
- Сукачев, В. Н. Основы лесной биогеоценологии / В. Н. Сукачев. -М.: Наука, 1964.-295 с.
- Суравегина, И. Т. Система экологического образования в школе: концепция и модель / И. Т. Суравегина // Экология, культура, образование. -М., 1989.-С. 204−209.
- Сухомлинский, В. А. Методика воспитания коллектива / В. А. Сухомлинский. -М.: Просвещение, 1981. 192 с.
- Сухорукова, Л. Н. Личностно-ориентированное обучение биологии в старших классах: монография / Л. Н. Сухорукова. — Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 1999. 206 с.
- Тимофеев-Ресовский, Н. В. Третья точка опоры / Н. В. Тимофеев-Ресовский // Знание — сила. — № 5. — 1981.
- Трайтак, Д. И. Формирование познавательного интереса учащихся к ботанике / Д. И. Трайтак. М.: Педагогика, 1975. — 173 с.
- Технология модульного обучения в школе: практико-ориентированная монография / Под ред. П. И. Третьякова, И. Б. Сенновского. М.: Изд-во МГУ, 1997. — 287 с.
- Уиттекер, P. X. Сообщества и экосистемы / P. X. Уиттекер. М.: Прогресс, 1980. -326 с.
- Ушаков, Б. П. О классификации приспособлений животных и растений и о роли цитоэкологии в разработке проблем адаптации / Б. В. Ушаков // Проблемы цитоэкологии животных. — М.: Прогресс, 1964.
- Учебные стандарты школ России: Государственные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования / Ред. B.C. Леднев, Н. Д. Никандров, М. Н. Лазутова. М.: ТЦ Сфера, Прометей, 1998.-Кн. 1.-380 е.- Кн. 2.-391 с.
- Фролов, И. Т. Дарвинизм и телеология / И. Т. Фролов // Вопросы философии. № 2. — 1958.
- Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. М.: Прогресс, 1990.-С. 10.
- Фоменко, Е. В. О том, чему нас не учили: создание программ элективных курсов как педагогическая проблема / Е. В. Фоменко // Управление в образовании. 2005. -№ 3.-С. 23 -33.
- Хайлов, К. М. Системы и систематизация в биологии / К. М. Хайлов // Проблемы методологии системного исследования. М., 1970. -С. 136.
- Харламов, И. Ф. Педагогика: учебн. пособие / И. Ф. Харламов. -М.: Гардарика, 2002. 519 с
- Холдейн, Дж. Факторы эволюции / Дж. Холдейн. М. — Л.: Био-медгиз, 1935. — С. 75- 114−116.
- Циолковский, К. Э. Жизнь в межпланетарной среде / К. Э. Циолковский. М.: Мысль, 1964. — 156 с.
- Чередов, И. М. Система форм организации обучения в советской школе / И. М. Чередов. М.: Педагогика, 1987. — 264 с.
- Черемных, М. П. Профильное обучение старшеклассников на основе индивидуальных планов / М. П. Черемных // Практика административной работы в школе. — 2005. -№ 5.-С. 3−21.
- Черникова, Т. В. Методические рекомендации по разработке и оформлению программ элективных курсов / Т. В. Черенкова // Профильная школа.-2005.-№ 5.-С. 11−16.
- Чижек, Ф. Философские проблемы современной биологии / Ф. Чижек// Философия и естествознание. -М., 1987.
- Шадриков, В. Д. Проблемы системогенеза в профессиональной деятельности / В. Д. Шадриков. М.: Логос, 1996. — 186 с.
- Шалаев, В. Ф. Методика обучения зоологии: пособие для учителей / В. Ф. Шалаев. М.: Просвещение, 1979. — 271 с.
- Шварц, С. С. Эволюция и биосфера / С. С. Шварц // Проблемы биогеоценологии. -М., 1973. С. 213 — 228.
- Швейцер, А. Культура и этика / А. Швейцер. М.: Прогресс, 1973.-347 с.
- Шиховский, И. Н. Краткая ботаника / И. Н. Шиховский. СПб., 1853.
- Шкловский, И. С. Вселенная, жизнь, разум / И. С. Шкловский. — М.: Наука, 1980.-285 с.
- Шмальгаузен, И. И. Интеграция биологических систем и их саморегуляция / И. И. Шмальгаузен. Бюлл. МОИП. — 1961.
- Элективные курсы в профильном обучении: Информационное письмо от 13.11.2003 № 14−51−277/13 // Официальные документы в образовании. 2004. — № 2. — С. 82−85.
- Элективные курсы в профильном обучении. М.: Вита-Пресс, 2004. — 144 с.
- Юдин, Э. Г. Системный подход и принцип деятельности: методологические проблемы современной науки / Э. Г. Юдин. — М.: Наука, 1978. -392 с.
- Яблоков, А. В. Уровни охраны живой природы / А. В. Яблоков, С. А. Остроумов. М.: Наука, 1985. — 175 с.
- Ягодовский, К. П. Основные цели преподавания естествознания в советской школе / К. П. Ягодовский // Естествознание в школе. № 1. — 1947. -С. 8−12.
- Якиманская, И .С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. М.: ИФ Сентябрь, 1996. — 96 с.
- Якиманская, И. С. Требования к программам, ориентированным на развитие / И. С. Якиманская //Вопросы психологии. — 1994. — № 2. 68 с.
- Якунчев, М. А. Регионализация экологического образования в средней общеобразовательной школе: теория и практика / М. А. Якунчев. — Саранск: Мордовское книжное издательство. 2002. — С. 50 — 56- 165 — 166.
- Яхонтов, А. А. Ближняя осенняя экскурсия по изучению насекомых (VII IX кл.) / А. А. Яхонтов // Естествознание в школе. — 1953. — № 4. -С. 76−83.
- Eulefeld, G. Empfehlungen und Arbeitsdokumente zur Umwelterzie-hung / G. Eulefeld, T. Kapune. Muenhen, 1978. — 112 s.
- Lutts, R. Place, home and story in environmental education / R. Lutts //J. Environ.-Educ.- 1985.-Vol. 17.-№ l.-S. 37−41.
- Молекулярно-клеточный уровень организации жизни Неорганические вещества1. Органические вещества
- Физико-химические реакции Кумулирование энергии в хим. связях
- Репликация Передача информации1. Биосинтез Мутации1. С^ Стратегии жизни
- Способность создавать живое вещество и кодировать информацию
- Вовлечение химических элементов и энергии в живые биосистемы
- Организменный уровень организации жизни1. Питание1. Дыхание1. Раздражимость1. Рост1. Развитие1. Взаимодействие1. Плодовитость1. Поведение
- Передача генетической информации
- Положение в уровневой структуре организации живой природы1. Организменный уровень
- Молекулярно-клеточный уровень
- Популяционно-видовой уровень организации жизни1. Возрастная
- Соотношение численности или биомассы особей различного возраста: молодых, средневозрастных и старых1. Половая
- Соотношение численности особей различного пола: соотношение количества самок и самцов в популяцииструктура1. Поведенческая1. Структура популяцииструктура
- Взаимоотношения между особями одной популяции: наследственные, пищевые, информационные, территориальныеструктура1. Про стран ств енная
- Распределение особей популяций в пространстве: неравномерное, относительно равномерное, редко равномерноеструктура1. Стратегии жизни
- Динамическое равновесие численности
- Устойчивое воспроизводство особей
- Обеспечение эволюционных процессов
- Положение в уровневой структуре организации живой природы
- Популяционно-видовой уровень1. Организменный уровень
- Молекулярно-клеточный уровень
- Биоценотический уровень организации жизни1.