Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Принципы сохранения и преемственного развития православной архитектурно-градостроительной традиции региона: На примере Самарского Поволжья

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основные положения исследования были представлены в докладах на 56-й (1999 г.), 57-й (2000 г.), 58-й (2001 г.), 59-й (2002 г.) научно-технических конференциях СамГАСА. Результаты исследования внедрены: в документации к эскизному и рабочему проектам по реконструкции комплекса монастыря и замещающего строительства дома игумении самарского Иверского женского монастыря (разработчик — фирма «Оптимус… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПРЕЕМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ХРИСТИАНСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ ВО ВСЕОБЩЕМ ИСТОРИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
    • 1. 1. Теологические концепции
    • 1. 2. Изученность российской православной архитектуры
    • 1. 3. Особенности архитектуры православия
      • 1. 3. 1. Своеобразие православного храмостроения в сравнении с другой христианской архитектурой (традиции и современность)
      • 1. 3. 2. Ретроспектива специфических особенностей архитектурных школ в храмостроении
      • 1. 3. 3. Традиции включения храмовых построек в окружающий градостроительный контекст
      • 1. 3. 4. Планировочные особенности храмовых построек и специфика организации функционального процесса
      • 1. 3. 5. Семантика формы и цвета в христианской архитектуре
    • 1. 4. Методы реставрации и реконструкции культовой архитектуры
      • 1. 4. 1. Динамика процесса восстановления старых и строительства новых объектов в области храмовой архитектуры во взаимосвязи с социально-экономическим укладом общества в нашей стране
        • 1. 4. 2. 0. пыт реконструкции культовой архитектуры в отечественной и зарубежной практике
      • 1. 4. 3. Изменение приоритетов в функциональной стратификации восстанавливаемых православных объектов
    • 1. 5. Особенности подходов к новому проектированию в храмостроении в нашей стране и за рубежом
  • Выводы по 1 главе
  • ГЛАВА 2. ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ В ПРАВОСЛАВНОМ ХРАМОСТРОЕНИИ САМАРСКОГО ПОВОЛЖЬЯ
    • 2. 1. Истоки архитектурных традиций Самарского Поволжья
    • 2. 2. Типологические особенности храмостроения Самарского Поволжья и его место в общеисторическом процессе развития православной культуры
      • 2. 2. 1. Архитектурные и природно-ландшафтные компоненты православного ансамбля Самарского Поволжья
      • 2. 2. 2. Градостроительная классификация православных ансамблей
      • 2. 2. 3. Административно-иерархическая структура православных построек и типология по фактору вместимости сооружений
      • 2. 2. 4. Историко-хронологическая классификация православного храмостроения
      • 2. 2. 5. Стилистическая классификация православного храмостроения
      • 2. 2. 6. Типология по фактору общности объемно-пространственной структуры сооружений
      • 2. 2. 7. Типология по фактору общности планировочного решения сооружений
      • 2. 2. 8. Типология по степени сохранности объектов православного наследия
      • 2. 2. 9. Функционирование храмовых построек в современных социально-экономических условиях
      • 2. 2. 10. Историко-культурная ценность объектов православного наследия по совокупности факторов
  • Выводы по 2 главе
  • ГЛАВА. ПРИНЦИПЫ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ И СТРОИТЕЛЬСТВА НОВЫХ ОБЪЕКТОВ, АНСАМБЛЕЙ, КОМПЛЕКСОВ ПРАВОСЛАВНОЙ АРХИТЕКТУРЫ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ
    • 3. 1. Комплексный подход к восстановлению старых и строительству новых объектов православия
      • 3. 1. 1. Принципы восстановления и обновления городской православной архитектуры (комплексный подход)
      • 3. 1. 2. Принципы восстановления и обновления негородской православной архитектуры (индивидуальный подход)
    • 3. 2. Задачи восстановления градообразующей роли храмовых построек региона
      • 3. 2. 1. Очередность и приоритетность реконструкции объектов православного наследия исходя из историко-культурных и социально-экономических задач
      • 3. 2. 2. Особенности восстановления традиционных, своеобразных и уникальных православных ансамблей, панорамоформирующих объектов, доминант
    • 3. 3. Принципы ландшафтно-планировочной организации территории в православной архитектуре
    • 3. 4. Особенности пообъектного восстановления православной архитектуры
      • 3. 4. 1. Принципы доподлинной, научной реставрации православного наследия по банку документации
      • 3. 4. 2. Принципы научной реставрации с использованием прототипов и аналогов

      3.4.3. Методика графоаналитической реконструкции архитектурного образа храмового объекта 114 3.5. Стратегия храмостроения в соответствии с режимами градостроительной реставрации, реконструкции и нового проектирования

      Выводы по 3 главе

Принципы сохранения и преемственного развития православной архитектурно-градостроительной традиции региона: На примере Самарского Поволжья (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящий момент мы наблюдаем социально-культурное обновление общества, в связи с этим существует реально возросшая потребность в культовых объектах. В свою очередь, возрождение культовых традиций позволит обогатить тезаурус знаний по этому вопросу.

Проблема сохранения культурного наследия, в том числе и православной архитектурной традиции — одна из важнейших проблем современности. Стремительное преобразование окружающей среды, которое проявляется в ее урбанизации, в изменении сельского ландшафта предполагает новый взгляд на архитектурное наследие как на часть глобального экологического комплекса, от сохранения и использования которого во многом зависит уровень знаний, духовности и историческая память общества.

В контексте религиозного возрождения в Российской Федерации (законы «О свободе вероисповедания» от 26.09.90- «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09. 97. и др.) встает вопрос современной научной и практической заинтересованности религиозных организаций в изучении наследия православного зодчества.

Появляется интерес к культурному наследию вообще и Самарской области в частности, осознается неповторимость образа города и всего региона, огромную роль в формировании которого играли храмовые постройки. Наряду с этим наблюдается недостаточная изученность своеобразия культовых традиций православия Самарской области.

Состояние вопроса:

Православная архитектура провинциальных городов изучена не так основательно, как православная архитектура столичных городов. История культовой архитектуры православия охватывала в основном период древнерусского зодчества ХXVI вв. (П.А. Раппопорт, П. Д. Барановский, A.A. Тиц, Н. И. Брунов, А. Н. Комеч, Г. К. Вагнер, В. В. Косточкин, H.H. Воронин, К. К. Романов и др). Ближайшее историческое прошлое XVIIIначало XX вв. затрагивалось в немногочисленных научных работах (Ю.С. Ушаков, Н. Ф. Гуляницкий, Т. А. Славина, Т. Ф. Саваренская, И. JI. Бусева — Давыдова, Е. И. Кириченко, М. Б. Михайлова и др.). Во многих из этих работ методика изучения православного храмостроения носит искусствоведческий характер.

Системные, объемлющие работы по храмостроению региона относятся к 1869 г.

Извлечение из отчета о состоянии Самарской Епархии") и 1892 г. («Приложение к сборнику постановлений и распоряжений по Самарской епархии»). Разрозненные, но детальные сведения об отдельных храмах содержатся в Самарских Епархиальных ведомостях (1869 -1911 гг.). В последние годы по близким темам проведен ряд исследований региональными историками (А.Н. Жуков, Н. В. Мельникова — церкви г. СамараО.И. Родченко, О. В. Московский, П. Н. Зырянов — монастыриЛ.М.Артамонова — храмы Самарской ЛукиЭ.Л.Дубман — отдельные факты истории храмостроения), краеведами (М.Авдеев, А. Демидов, Е. Гурьянов, О. Струков — отдельные храмы Самары;

H.Г. Лобанова — храмы г. Ставрополя и уезда), сотрудниками архивов (В.С.Блок, A.A. Буданова — монастыри), архитекторами (Г.Н. Рассохина, В. Г. Каркарьян — храмы г. Самара). В последние годы картина начала радикально изменяться. Появились комплексные работы, в которых храмовые объекты рассматриваются как часть историко-культурного потенциала регионов (исследования Н. А. Поповой для г. Балаково Саратовской области, Т. В. Барановой для Самары, И. А Фахрутдиновой для Казани). В 1991;1993 гг. в результате инвентаризации историко-культурного наследия был получен полный свод памятников Самарской области, в роли экспертов выступали архитекторы и историки трех самарских вузов под общим руководством ассоциации «Поволжье» (руководители Пестрикова В. И., Агапов С.А.). Из 4000 объектов, попавших в этот свод, 159 объектов связаны с храмовым строительством. Однако паспорта составлены только на 12 объектов, преимущественно городского храмостроения.

Таким образом, знания о православном храмостроении Среднего Поволжья фрагментировано и носит характер исторических сведений о храмах г. Самары и монастырях региона, храмостроение других поселений региона остается малоизученным.

Выявление принципов сохранения и преемственного развития православной архитектурно-градостроительной традиции региона является актуальными по ниже следующим причинам.

I. Социально-культурное обновление общества, сопровождающееся: возросшей потребностью в храмостроенииинтересом к наследию, к своим историческим корнямвозрождением православных традиций, как одного из способов обогащения духовного мира человека.

2. Активизация историко-архитектурных и историко-градостроительных исследований, объясняющаяся следующими факторами: интересом к культурному наследию края в целомнедостаточной изученностью региональных культовых традицийосознанием неповторимости образа городов и регионов, в формировании которых значительную роль играли объекты православной архитектуры.

3. Физическое «старение» историко-культурного наследия, в том числе ухудшение состояния нефункционирующих православных построек.

4. Открывшиеся социально-экономические возможности к обновлению культового наследия, а именно, спонсорская и благотворительная деятельность в области реконструкции старых и возведении новых храмов.

Объектом исследования является совокупный потенциал православной храмовой архитектуры Самарского Поволжья, что связано с общностью временного диапазона его формирования и сходными процессами освоения данной территории в период «русско-мордовской колонизации» этих мест.

К объекту исследования относятся как отдельные храмовые постройки, так и комплексы городских и сельских соборных площадей, монастырей, пустыней, скитов. Кроме того, в работе рассматриваются архитектурно-градостроительные комплексы, имеющие опосредованную связь с церковью и епархией, это — богадельни, приюты, больницы, учебные заведения и даже тюрьмы, в составе которых обычно предусматривался храм (илл. 1).

Авторство городских и пригородных храмовых построек, ансамблей и комплексов, как правило, принадлежит достаточно известным архитекторам периода эклектики и модерна (Д.И Жилярди, М. П Коринфский, Э. П. Жибер и др.), авторство наиболее удаленных от региональных центров, сельских храмов часто остается неизвестным. Между тем, именно они, как наиболее ранние из сохранившихся в регионе памятников, представляют наибольший интерес.

Границы исследования охватывают регион Самарское Поволжье, который включает не только территорию Самарской области в ее современных границах, но и земли бывшей Самарской губернии на момент «до 1943 г.», которые отошли к Саратовской области — бывшие Новоузенский и Николаевский уезды, к Татарстанучасть бывшего Бугульминского уезда, к Оренбургской области — части бывших.

Бугурусланского и Бузулукского уездов. Регион Самарское Поволжье имеет храмовые постройки разных религий: православные, католические, лютеранские, мусульманские, иудейские и некоторых других конфессий, что связано с многонациональным характером населения (чуваши, мордва, татары, украинцы и т. д.). Поэтому в работе предпринята попытка обнаружения влияния национальной традиции на формирование образа православных построек региона.

Временные рамки ограничены XVI — началом XI вв., т.к. первые храмовые постройки в регионе Самарское Поволжье и современная система расселения на территории региона начинает складываться с момента образования в 1586 г. города Самара.

Целью исследования является изучение православной архитектуры Самарского Поволжья и определение принципов сохранения и преемственного развития православной архитектурно-градостроительной традиции на основе выявленных уникальных, специфичных и традиционных черт регионального храмостроения.

Задачи исследования:

1) анализ принятой классификации православного храмостроения по хронологии, стилистике, объемно-планировочным решениям, семантике формы и цвета с целью выделить далее черты регионального своеобразия;

2) оценка существующих приемов реконструкции православных сооружений с позиций их применения на региональном уровне и изучение зарубежного и отечественного опыта храмостроения;

3) выявление фактов влияний и заимствований, проведение пофакторной классификации православных сооружений Самарского Поволжья, определение значимости региональных объектов по критериям уникальности, специфичности и типичности, т. е. всего того, что определяет архитектурно-градостроительную традицию региона;

4) разработка принципов сохранения и развития православного храмостроения региона, в том числе реставрации и реконструкции архитектурного облика руинированных православных объектов-памятников на уровне города и регионасоставление рекомендаций к ведению работ на объектах, различающихся по ценностиуказание возможных направлений дальнейшего развития архитектуры православия.

Предметом исследования являются исторические архитектурные традиции православия, типологические особенности православной архитектуры региона, в том числе градостроительная и административно-иерархическая структура православных сооружений, историко-хронологическая, стилистическая классификация, историко-культурная ценность объектов православного наследия, перспективы его восстановления и функционирования, а также новый образ православной архитектуры. Особое внимание уделяется градообразующей роли храмовых построек.

Методика исследования основана на системном комплексном сравнительно-историческом и статистическом анализе планировочных особенностей типологии и стилистики архитектуры православия Самарского Поволжья, учете факторов образности в православной архитектуре, современных методах реставрации и реконструкции и включает в себя:

1) изучение и использование отечественной и зарубежной литературы и периодики, архивных проектных документов и графических материалов;

2) проведение натурных обследований памятников с фотофиксацией;

3) систематизацию научно-исследовательских данных по теме работы и Ф ступенчатую многокритериальную оценку сохранившегося и утраченного регионального православного наследия, а также современного храмостроения;

4) графоаналитическое картирование для выявления ареалов распространения различных региональных архитектурных школ;

5) создание информационной базы данных по памятникам храмового зодчества региона;

6) моделирование образа частично утраченного объекта на основе изучения пропорционального строя сооружений и использование научных и аналоговых методов графических реконструкций (илл. 2).

Научная новизна исследования нашла отражение в выявлении всего потенциала православного наследия региона Самарское Поволжье и создании банка данных православной архитектуры края. Авторская схема структурирования и классификации храмового наследия Самарского Поволжья может служить основой для каталога-классификатора православной архитектуры различных городов и регионов Среднего Поволжья. В ходе работы обобщены различные подходы к доформированию образа православного объекта (научный — по банку данныханалоговый — с использованием ф. прототиповграфоаналитический — базирующийся на изучении пропорционального строя объектов).

В научный обиход на основе архивных материалов введены новые сведения по 250 историческим объектам храмостроения Самарского Поволжья. Проведены графические реконструкции отдельных памятников. При этом в диссертации впервые заявлены следующие положения:

— о месте и роли православного храмостроения Самарского Поволжья в контексте систем влияния (о своеобразии региональных школ);

— о специфичности региональной схемы пропорционирования храма;

— о возможных принципах сохранения и восстановления объектов в зависимости от классификации: уникальные, специфические, типичные;

— о перспективах развития построек православного храмостроения.

Практическая ценность исследования определяется возможным использованием собранных и систематизированных историко-архитектурных данных в практической работе по реставрации, реконструкции и новому проектированию объектов православия. Результаты диссертационной работы расширяют фактологический фонд истории храмостроения и могут найти применение в дальнейших архитектурных, исторических исследованиях, при паспортизации памятников храмостроения, в работе краеведов. Каталог-классификатор православных храмовых объектов Самарского Поволжья, может быть полезен в деятельности архитекторов-практиков. Методика регионального пропорционирования храмовых построек рекомендуется для восстановления руинированных объектов. В работе предлагаются подходы к новому проектированию православных объектов и комплексов как на основе исторических прототипов, так и с учетом объективных закономерностей исторического процесса развития архитектуры.

На защиту выносятся:

1) методика системного комплексного сравнительно-исторического и статистического анализа, в том числе пофакторная оценка объектов, ансамблей и комплексов православной архитектурыкаталог-классификатор православного храмостроения региона и критерии выявления типичных, своеобразных и уникальных памятников храмовой архитектуры с выходом на рекомендации по режимам их восстановления и реконструкции;

2) принципы сохранения и преемственного развития особенностей и традиций храмостроения региона Самарское Поволжье, восстановления руинированных объектов и утраченных частей храмовых построек по региональной схеме пропорционирования.

Апробация работы и внедрение ее научных результатов:

Основные положения исследования были представлены в докладах на 56-й (1999 г.), 57-й (2000 г.), 58-й (2001 г.), 59-й (2002 г.) научно-технических конференциях СамГАСА. Результаты исследования внедрены: в документации к эскизному и рабочему проектам по реконструкции комплекса монастыря и замещающего строительства дома игумении самарского Иверского женского монастыря (разработчик — фирма «Оптимус» при СамГАСА, 1998 г.) — в эскизном проекте часовни в с. Большая Каменка Красноярского района Самарской области (разработчик — фирма «Оптимус» при СамГАСА, 1998 г.) — в материалах к корректуре историко-культурного опорного плана и ПОЗ г. Самара, (разработчик — «Ахмедова-проект», 2000;2003 гг., заказчикДепартамент по строительству и архитектуре Самарской области;

4 «в материалах историко-опорного плана г. Сызрань (разработчик — «Ахмедовапроект», 2000;2003 гг., заказчик — Департамент культуры Самарской области) — в курсовом проектировании студентов архитектурного факультета по дисциплинам «История русской архитектуры» и «История искусства» — в авторских публикациях (12 статей и тезисов в центральной и местной научной печати). и.

Общие выводы и рекомендации:

1. Актуальность храмостроения в нашей стране объясняется тем, что религия входит в структуру базисных потребностей человека. При обозначившейся потребности отмечается отсутствие комплексных работ, охватывающих весь совокупный потенциал храмостроения Самарского Поволжья.

2. В работе рассмотрена классификация построек православного храмостроения и сделан вывод о том, что при различном объемно-планировочном и стилистическом решении общая функциональная схема православного храма оставалась на протяжении всей истории развития храмостроения неизменной. Выявлены черты своеобразия православной архитектуры в сравнении с другими христианскими религиями. Православные храмы отличаются от европейских аналогов всефасадностью, что характерно для стран с преобладанием исторической не городской культуры и отсутствием дефицита территорий. Анализ традиций включения храмовых объектов в окружающий градостроительный контекст по историческим срезам показал движение в направлении от замкнутой к разомкнутой схеме организации храмовой площади.

3. В последние годы наблюдается положительная динамика процесса восстановления старых и строительства новых храмов (в 1989 году более 2000 православных храмов было передано в ведение Патриархии), в нашей стране и за рубежом накоплен значительный опыт реконструкции храмовых объектов (метод «каменщика», снятия наслоений, макетирования, реновации, фрагментированной реконструкции). Однако, храмостроение в нашей стране в годы Советской власти было директивно прервано, что является на сегодняшний день одной из причин каноничного нового строительства храмов в нашей стране в сравнении с зарубежьем, где храмостроение продолжало развиваться на фоне становления модернистского языка в архитектуре. В нашей стране новое строительство имеет характер стилизаций.

Строить отношение к новому храмостроению нужно на положении о возможности совершенствования и обновления образа православного храма в соответствии с современными тенденциями в архитектуре, при сохранении канонично устойчивой схемы функционирования «алтарь-храм-притвор» и необходимости размещения алтарной преграды в интерьере.

4. Истоки архитектурных традиций региона Самарское Поволжье относятся к Владимиро-Суздальской и Московской архитектурным школам. В условиях многонациональных регионов «классические» образцы разнообразных стилей перерабатывались, приобретая своеобразные формы и пропорции. В ряде этнически смешанных сел региона в отдельных храмовых постройках проявились поликультурные черты. Влияние академической школы (связанное с преимущественным использованием классицистического языка) сказалось в основном на архитектуре Правобережья Волги, в Левобережье оно проявляется по основным транспортным коридорам в направлении от Самары на Уфу и Оренбург. В работе выявлены ареалы распространения традиций различных «анонимных» школ региона. Наибольший интерес в Самарском Поволжье с позиций исторической ценности представляют относительно ранние постройки, датируемые началом XVIII в., их восстановление является приоритетным.

Своеобразие региона Самарское Поволжье складывается из совокупности качеств храмовой архитектуры: ее древности, стилистики (редкие для региона стилинеобарокко, византийский, модерн), объемно-пространственного решения (бесстолпные, центричные ярусные, храмы-ротонды), нетипичных планировочных решений (зальные или многозальные).

По роли в градостроительной ткани города храмы подразделяются на панорамоформирующие объекты, доминанты и церкви, размещенные в структуре, А застройки. При восстановлении храма необходимо учитывать все исторически сложившиеся составляющие элементы православных ансамблей и комплексов, непосредственно обеспечивающих данную функцию (часовни, крестильни, школы, лавки и т. п.), а также окружающий ландшафт и застройку.

5. В ходе исследования был сделан вывод о том, что при родстве стилей пропорциональный строй объектов в разных регионах и даже в разных районах одного региона может быть различен. Представления о красоте, об «эстетическом пространстве» трансформируются под воздействием местных специфических особенностей, например, ландшафта, народных традиций (возможно, даже народного орнамента). Это позволяет выявить отношения величин, воспринимаемые как закономерные для каждого конкретного региона и территорий внутри региона.

Принципы сохранения и преемственного развития православной традиции носят следующий характер: а) планировочный, включающий схемы пропорционирования городского и сельского храмостроенияб) методический характер, оговаривающий порядок ведения работ на уникальном, специфичном и типичном объектах храмостроения.

Уникальные церкви предлагается рекомендовать к восстановлению в первоначальном виде, с сохранением интерьеров и фасадов, а также позднейших наслоений, если таковые признаются ценными. Для своеобразных церквей необходимо определить к сохранению специфические черты каждого из объектов с восстановлением преимущественно реставрационными методами, для типичных требуется обеспечить сохранение (путем научной реставрации) только штучных объектов-представителей, с возможностью осуществления капремонотов на прочих храмовых постройках.

В целях сохранения и развития традиций регионального храмостроения предлагается: 1) рекомендовать доподлинное восстановление храмов в их прежних границах, если кроме сохранившихся руин церкви есть возможность обнаружить архивные планы- 2) при восстановлении объекта следовать историческому региональному строю пропорций и силуэтов храма, воспринимающимся со средних и дальних точек- 3) определять очередность реконструкции храмов в зависимости от их положения относительно территорий историко-культурного назначения, размещения в структуре поселения, близости мест религиозной памяти, экономической и демографической ситуации в населенных пунктах, близости транспортных коммуникаций.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О. Символ нашей веры// Волжская заря. 1995. 31 октября.
  2. М. Молебен в Вознесенском соборе// Солдат Отечества. 1993. 17 апреля.
  3. М. Освящение// Волжская заря. 1993. 4 мая.
  4. Е. Праздник на Вознесенской улице (ул. Степана Разина, 78)// Благовест. 1993. № 5.
  5. Е. Состоялась закладка первого камня часовни Св. Алексия (в районе речного вокзала г. Самары)// Дело. 1995. 22 декабря, с. 4.
  6. Архитектура Западной Европы. Средние века. 4 том./Под. ред. Губера A. A. JL-М., 1966.
  7. Архитектура Самарской губернии на рубеже времен XX-XXI. Самара., 2003. 128 с.
  8. К. Н. Построение архитектурной формы древнерусскими зодчими. М., 2001.269 с.
  9. Д. Новгород быть или не быть?// Север. 1991. № 8. С. 2−12.
  10. Ю.Балдин В. Н. Троице-Сергиева Лавра. Архитектурный ансамбль и его реставрация// Архитектура и строительство России. 1993. № ¾. С. 12−17.
  11. Т.В. Архитектурно-планировочные принципы сохранения и развития историко-культурного потенциала региона (на примере Самарской области)// Автореф. дис.. канд. арх. СПб., 1994. 35 с.
  12. Т.В. Архитектурно-планировочные принципы сохранения и развития историко-культурного потенциала региона (на примере Самарской области)// Дис.. канд. арх.- Самара, 1994. 321 с.
  13. З.Барановский Г. В. Архитектурная энциклопедия XIX века. Т.1. Архитектура исповеданий. 500 с.
  14. Ю.А. Новая Голландия: история повторяется?// Архитектура и строительство России. 1992. № 7. С. 11.
  15. И.А., Батажкова В. Н. Очерки истории архитектурных стилей. М., 1993.
  16. К. Судьба Коломенского// Декоративное искусство СССР. 1989. № 4. С. 11−15.
  17. B.C., Буданова А. А. Главная площадь города// Охрана и изучение памятников истории и культуры в Самарской области. Вып. 1./ Сост. Д. А. Сташенков. Самара, 1999, С. 255−266.
  18. И. А. Реконструкция соборной площади Московского Кремля в конце• XV- начале XVI вв. и творческий метод итальянских-мастеров// Архитектурноенаследство. М.: Стройиздат, 1995. Вып. 38. С. 196−201.
  19. О.И. Новое в композиции входов русских храмов XVII в.// Архитектурное наследство. М.: Стройиздат, 1975. Вып. 23. С. 37−51.
  20. Ващев Н. В подарок Безымянке Воскресенский собор// Самарская газета. 1992. 4 июля.
  21. Ю. Репрессированная икона// Самарские известия. 1993. 22 января.
  22. Т., Лосицкий Ю. Церковная архитектура Радослава Жука// Архитектура СССР. 1991. № 3. С. 116−119.
  23. Н. Многие лета//Вольнодумец. 1996. 17 февраля. С. 6.
  24. Всеобщая история архитектуры в 12 томах. Архитектура России, Украины и Белоруссии XIV-! п. XIX вв. /под ред. Максимова П. Н.М., 1968. Изд-во лит. по стр-ву.
  25. Всеобщая история архитектуры в 12 томах, /под ред. Бунина А. В., Каплуна А. И., Максимова П. Н. М., 1969. Изд-во лит. по стр-ву. Том 7. С.484−485.9 26. Выголов В. П. Архитектура Московской Руси середины XV в., М., 1988. 230 с.
  26. Ю. История формирования этноконтактной зоны (на примере русских и татар Самарской области)// Самарская область. Этнос и культура. 2001. № 3. С. 30−36.
  27. Ю. Н., Рабинович В. Н. Зодчество и православие. М., 1986, 63 с.
  28. А. Алваро Аалто. М., 1976, с.66−67, 167.
  29. Н. Ф. Колокол в древнерусской архитектуре// Архитектурное наследство. 1988. № 36. С. 64−93.
  30. Н. Ф. О своеобразии и преемственных связях ордерного языка в русской архитектуре// Архитектурное наследство. М.: Стройиздат, 1975. Вып. 23. С. 14−29.
  31. Н. Ф. О формирующих основах внутреннего пространства храмов XV-середины XVI веков (функция, структура, иконостас)// Архитектурное наследство, 1995. № 38.
  32. Л. Н. Этногенез и биосфера земли. Л., 1983.
  33. Д. Образа возвращены церкви// Самарские известия. 1995. 11октября. С. 4.
  34. В. Петр Дмитриевич Барановский// Россияне. 1992., № ¾. С. 30−36.
  35. А. Через тернии на круги своя// Молодежная волна. 1991. 17 июля.
  36. Н. А. Русская архитектура в эпоху Екатерины II. М., 1994.223 с.• 38. Жаров Н. Возрожденный скит// Культура. 1995. № 51−52. С. 6.
  37. В. Во имя небесной покровительницы Сызрани// Волжская коммуна. 1995.15 февраля.
  38. Е. К. Рене Саржер. М., 1971. С. 110−125.
  39. Ю. Возвращена Михайло-Архангельская церковь// Самарские известия. 1991. 13 марта.
  40. А. В. Архитектура США: архитектура в системе буржуазной культуры. М., Искусство, 1979. 199 с. ф 47. Иконников А. В. Историзм в архитектуре. М., 1997.
  41. А. В. Лондон. Л., 1972.
  42. А. В. Новая архитектура Финляндии. М., 1972.
  43. А. В. Нью-Йорк. Л., 1980.
  44. А. В. Современная архитектура Швеции. М., 1978.152 с.
  45. М. А. Избранные работы об искусстве народных промыслов и архитектурном наследии XVI XX вв., М., 1976, 286 с.
  46. Исследование, реставрация и использование интерьеров памятников архитектуры: Сб. науч. тр. М., 1992. 124 с.
  47. История русской архитектуры/ Под ред. Ю. С. Ушакова, Т. А. Славиной. СПб., 1994. 600 с.
  48. Казанский собор на Красной площади в Москве в реставрации П. Д. Барановского// Архитектурное наслецство, 1988. № 36.
  49. Календарь и памятная книжка Самарской губернии на 1903 г. Самара, 1902. 276 с.
  50. Е. Д. Особенности средневековых храмов Белоруссии// Архитектурное наследство. М.: Стройиздат, 1975. Вып. 23. С. 79−87.
  51. Т. П. Основы архитектуры. М., 1984 .
  52. Е. И. Архитектурные теории XIX века в России. М., 1986. • бО. Комеч А. И. Древнерусское зодчество конца X начала XII веков. — М.: Наука, 1987. -318 с.
  53. Комплексная охрана и реставрация ансамблей и историко-культурных заповедников: Сб. научн. тр. М., 1989. 156 с.
  54. В. В. Проблемы воссоздания в архитектурном наследии. М., 1984.
  55. Р. П. Пересторонина Г. Ф. Петербургские архитектурные стили (ХУШ -нач. XX в.). СПб.: «Паритет», 2002. 256 с. илл.
  56. Т. П. К вопросу о «романских» влияниях во владимиро-суздалъском зодчестве// Архитектурное наследство. М.: Стройиздат, 1975. Вып. 23. С. 30−36.
  57. В. Лицом к верующим// Волжская заря. 1990. 13 декабря.
  58. В. Развитие планировочной структуры исторически сложившихся городов. М., 1972.
  59. М. Что имеем, не храним .// Городское хозяйство Москвы. 1990. № 4. С. 32−33.
  60. И.И. Данилов монастырь в Москве// Успехи в реставрации: Сб. тр. М., ф 1989.
  61. Я. В. Древнерусское деревянное зодчество. М., 1977. 183 с.
  62. В. Возрождение или еще раз о культах и культуре// Самарская газета. 1994. 19 апреля.
  63. С. «И построим церковь чюдну вельми ."// Родина. 1991. № 9/10. С. 5455.
  64. М. Строка каменной летописи// Наука и жизнь. 1990. № 4. С. 103−106.
  65. М. Б. Соборные площади новых городов юга России периода • классицизма// Архитектурное наследство.№ 36. М., 1988.
  66. Г. Я. Черты своеобразия в структурах городов восточных и западных славян// Архитектурное наследство. М.: Стройиздат, 1975.Вьш. 23. С. 3−13.
  67. А. Г. От крепости Самара до города Куйбышева: Заметки об архитектуре. -Куйб. Книжн. Издательство, 1986. С. 34−38
  68. М. Г. Самарская площадь// Охрана и изучение памятников истории и культуры в Самарской области. Вып. 1./ Сост. Д. А. Сташенков. Самара. 1999. С. 248 254.
  69. Н. Вторая жизнь памятника// Архитектура и строительство Москвы. 1987. № 6. С. 21.
  70. Н. Строится православный храм// Архитектура СССР. 1991. № 1. С. 116−121.
  71. Н. А. Завещанная память. М., 1989. 93 с.
  72. Н. Взорванный лик Самары// Народная трибуна. 1992. № 5.
  73. Новое в реставрации памятников архитектуры: Сб. тр. М., 1990.
  74. Новый дом. 1998. Ноябрь-деакбрь. С. 30.
  75. А. Памятный камень// Волжская коммуна. 1993. 22 июня.
  76. А. Что за глухим забором?// Волжская коммуна. 1989. 15 октября.
  77. В. Быть дому Божьему// Вечерняя Самара. 1993. 17 апреля.
  78. Пав лова М. Волга. Самара. 2000 г// Культура. 1994. № 10.С. 7.
  79. Памятная книжка Самарской губернии за 1863−1864 гг. Самара. 1864. С. 16.
  80. Ю., Шамаро А. Нартекс: (о российской церковной архитектуре)// Наука и религия. 1992. № 3. С. 62−64.
  81. Ю., Шамаро А. Ориентация храма по странам света// Наука и религия. 1992. № 8. С. 62−64.
  82. А. С. Архитектурные термины. М., 1994. 205 с.
  83. А. Очистит ли молитва душу преступника?// Труд. 1995. 29 марта.
  84. План регулярной Самары. Проект инженера Зимина Н. П. Самара, 1880.
  85. В. И. Типология объемных композиций в культовом зодчестве конца XVII начала XX веков на территории Брянской области: Сб.: Памятники русской архитектуры и монументального искусства. Под редакцией Власюка А. И. М., 1983. С. 157−198.
  86. ЮО.Под общей редакцией Гуляницкого Н. Ф. Градостроительство Московского государства XVI XVII вв. М., 1994. 317 с.
  87. Под общей редакцией Гуляницкого Н. Ф. Древнерусское градостроительство X -XV вв. М&bdquo- 1993.392 с.
  88. Под общей редакцией Гуляницкого Н. Ф. Петербург и другие новые российские города XVIII -1 п. XIX вв. М., 1995. 404 с.
  89. ЮЗ.Подмарицын А. Время собирать камни// Волжский комсомолец. 1989. 27 августа.
  90. Ю4.Понкин В. В память поколений// Городское хозяйство Москвы. 1989. № 9. С. 20−21.
  91. А. В Самаре строят церковный комплекс// Комсомольская правда-Самара. 2003. 22 мая. С. 7.
  92. Юб.Православный храм: Учебн. пособие/ Крадин П. А. Хабаровск, 1992. 84 с.
  93. Ю7.Проблемы исследования, реставрации и использования архитектурного наследия Русского Севера: Межвуз. сб., Петрозаводск, 1991. 180 с.
  94. Проект Россия. 1998. № 8. С. 24−27.
  95. Ю9.Проектирование реконструкции исторической среды крупнейшего города. Куйбышев. 1990.
  96. ПО.Пруцын О. И., Рымашевский Б., Борусевич В. Архитектурно-историческая среда. М., 1990. 408 с.
  97. Ю. В. Памятники архитектуры и градостроительства. М., 1982.
  98. Г. Н. Златоглавая Самара// Самарские известия. 1990. 4 октября.
  99. Г. Н. Путь святителя Алексия был вызолочен главами церквей// Край Самарский. 1995. № 7−8.
  100. Резервы прогресса в архитектуре и строительстве: Сб. Львов. 1987.
  101. Реконструкция центров исторических городов. Сб. статей. Киев, 1974.
  102. Пб.Реконструкция центров исторических городов: Сб. М., 1987. 223 с.
  103. Реконструкция центров исторических городов: Сб. тр. М., 1987.
  104. Реставрация и исследование памятников культуры. Сб. ст. Вып. 1. М., 1975.
  105. Реставрация и исследование памятников культуры: Сб. ст. Вып. 9. М.: Стройиздат., 1990.
  106. Реставрация памятников архитектуры: Учебн. пособие для вузов/ С. С.• Подьяпольский, Г. Б. Бессонов, J1. А. Беляев, Т. М. Постникова- Под общ. ред. С.С.
  107. Подьяпольского. М.: Стройиздат, 1988. 264 с.
  108. . В. В. Собрание сочинений. Около церковных стен./ Под общей редакцией Николюкина Н. А./ М., 1995. 557 с.
  109. В. Церкви Китай-города: путеводитель по памятникам архитектуры// Архитектура и строительство Москвы. 1990. № 5. С. 12−14.
  110. Самарский край: история и современность. Средневолжское АГП Роскартографии. 2001.
  111. Самарская область. 1996 г. Официальный справочник. Самара, 1997. 298 с.
  112. В. А., Пастушенко В. А. Воскресенский собор в Самаре// ARCHITECTON. Екатеринбург, 1993. С. 41−55.
  113. С. Дорога приведет к храму: даже не одна, а две ул. Ново-Садовая и пр. Кирова// Моя газета. 1994. 27 сентября. С. 1.
  114. Ю. Строим ГЭС и строим храмы// Самарские известия. 1996. 5 мая. С. 11.
  115. К. Храм в Автограде// Строительная газета. 1994. 9 декабря. С. 5. 9 129.Седов В. Координаты влияний// Проект Россия. 1999. № 14. С. 97−100.
  116. П. В. и др. Происхождение духовности. М., 1989. 200 с.
  117. Т. А. Исследователи русского зодчества. Русская историко-архитектурная наука. Л., 1983. 127 с.
  118. Т. А. Константин Тон. Л., 1989. 224 с.
  119. Н. С. Мастер-реставратор: (Творческая биография В. Н. Балдина)// Архитектура и строительство России. 1993. № ¾. С. 18−19.
  120. А. С. К вопросу о приспособлении памятников архитектуры под музей// Вопросы охраны, реставрации и пропаганды памятников истории и культуры: Сб. тр. М., 1982.
  121. Ю. Благовещение в госпитальной часовне// Самарские известия. 1996. 19 апреля. С. 3.
  122. F 138. Терехин С. Столикий город// Волга. 1990. № 5. С. 168−178.
  123. Технологии строительства. 2002. 1 (17). С. 28−29, 35−36.
  124. НО.Тиц А. А. Загадки древнерусского чертежа. М., 1978.
  125. М. Польский костел// Архитектура СССР. 1990. № 3. С. 45−51.
  126. И. А. Архитектура сельского православного прихода Казанской Епархии середины XIX начала XX вв.// Автореф. дис. .канд. арх. Казань, 2000. 31с.
  127. НЗ.Фесенко Д. Церковная архитектура сегодня: московские зодчие Ю. Алонов и 3. Осипова// Московский журнал. 1991. № 10. С. 38−42.
  128. С.А. Архитектура городской среды. М.:Стройиздат, 2001. С
  129. В. П. Д. Барановский// Россияне. 1992. № ½. С. 64 79.
  130. Ю. Д. Приход духовного общения// Самарские известия. 1991. 22 октября.
  131. И. Новый храм в Самаре// Дело. 1993. 20 августа.
  132. Е. Детский православный центр в Самаре// Самарские известия. 1993. 20 марта.
  133. В. «Благослови начало здания сия»// Самарская газета. 1992. 22 июля.
  134. В. Золотом сияют купола// Волжская коммуна. 1994. 9 ноября.
  135. .М., Ярошенко Н. Н. Зарубежная история архитектуры с древнейших времен до эпохи просвещения. Самара: СамГАСА, 2001. 400с.
  136. J.G. 40 architects under 40. TASCHEN, 2000. p. 19, 26, 34−35, 100−103, 388 391.
  137. Jodidio P. Building new millennium. TASCHEN, 1999. p. 110−113, 352 353, 448−453.
  138. ГАСО фонд 1 опись 12 дело 147 (церковь д. Благодаровка Бузулукского уезда)
  139. ГАСО фонд 1 опись 12 дело 261 (церковь г. Самара)
  140. ГАСО фонд 1 опись 12 дело 280 (церковь с. Озерки Ставропольского уезда)
  141. ГАСО фонд 1 опись 12 дело 296 (церковь с. Александровка Николаевского уезда)
  142. ГАСО фонд 1 опись 12 дело 338 (церковь д. Беленькая Николаевского уезда)
  143. ГАСО фонд 1 опись 12 дело 347 (церковь д. Кирсановка Николаевского уезда)
  144. ГАСО фонд 1 опись 12 дело 775 (церковь с. Сергиевские Минеральные Воды)
  145. ГАСО фонд 1 опись 12 дело 881 (церковь д. Тамбовка Новоузенского уезда)
  146. ГАСО фонд 1 опись 12 дело 1856 (церковь с. Ключевка Бузулукского уезда)
  147. ГАСО фонд 1 опись 12 дело 1869 (церковь с. Парфеновка Бузулукского уезда)
  148. ГАСО фонд 1 опись 12 дело 1893 (церковь с. Александровый Гай Новоузенскогоуезда)
  149. ГАСО фонд 1 опись 12 дело 1997 (церковь д. Новая Порубежка Николаевского уезда)
  150. ГАСО фонд 1 опись 12 дело 2005 (церковь с. Бузаевка Самарского уезда)
  151. ГАСО фонд 1 опись 12 дело 2013 (церковь с. Подстепное Ставропольского уезда) ПО. ГАСО фонд 1 опись 12 дело 2020 (церковь д. Благодатная Николаевского уезда)
  152. ГАСО фонд 1 опись 12 дело 2129 (церковь хут. Домашкинские Вершины Самарского уезда)
  153. ГАСО фонд 1 опись 12 дело 2130 (церковь с. Березовка Самарского уезда)
  154. ГАСО фонд 1 опись 12 дело 2234 (церковь д. Кодяковка Бузулукского уезда)
  155. ГАСО фонд 1 опись 12 дело 2256 (церковь г. Бугуруслан)
  156. ГАСО фонд 1 опись 12 дело 2523 (церковь д. Курнаевка Новоузенского уезда)
  157. ГАСО фонд 1 опись 12 дело 2658 (церковь д. Ишуткино Бу гуру с ланского уезда)
  158. ГАСО фонд 1 опись 12 дело 2660 (церковь с. Барабановка Бузулукского уезда)
  159. ГАСО фонд 1 опись 12 дело 2684 (церковь с. Кинель Черкассы Бугульминского уезда)
  160. ГАСО фонд 1 опись 12 дело 2751 (церковь с. Съезжее Бузулукского уезда)
  161. ГАСО фонд 1 опись 12 дело 2758 (церковь с. Воскресенка Новоузенского уезда)
  162. ГАСО фонд 1 опись 12 дело 2759 (церковь д. Красноярка Бугурусланского уезда)
  163. ГАСО фонд 1 опись 12 дело 2780 (церковь г. Николаевск)
  164. ГАСО фонд 1 опись 12 дело 2784 (церковь с. Борское Бузулукского уезда)
  165. ГАСО фонд 1 опись 12 дело 2807 (церковь с. Семеновка Бузулукского уезда)
  166. ГАСО фонд 1 опись 12 дело 2817 (церковь с. Малая Черниговка Николаевского уезда)
  167. ГАСО фонд 1 опись 12 дело 2841 (церковь с. Среднее Якушкино Ставропольского уезда)
  168. ГАСО фонд 1 опись 12 дело 2842 (часовня д. Озерки Самарского уезда)
  169. ГАСО фонд 1 опись 12 дело 2844 (церковь с. Архангельское Ставропольского уезда)
  170. ГАСО фонд 1 опись 12 дело 2845 (церковь с. Новозахаркино Николаевского уезда)
  171. ГАСО фонд 1 опись 12 дело 2877а (церковь д. Контантиновка Николаевского уезда)
  172. ГАСО фонд 1 опись 12 дело 2896 (церковь с. Боровка Бугурусланского уезда)
  173. ГАСО фонд 1 опись 12 дело 2898 (церковь д. Исаковка Бугульминского уезда)
  174. ГАСО фонд 1 опись 12 дело 2955 (церковь с. Кануевка)
  175. ГАСО фонд 1 опись 12 дело 2956 (церковь с. Каменка Бузулукского уезда)
  176. ГАСО фонд 1 опись 12 дело 2957 (церковь с. Красноярка Бугурусланского уезда)
  177. ГАСО фонд 1 опись 12 дело 2963 (церковь д. Елховка)
  178. ГАСО фонд 1 опись 12 дело 2985 (церковь с. Колыван Самарского уезда)
  179. ГАСО фонд 1 опись 12 дело 3004 (церковь с. Коноваловка Бузулукского уезда)
  180. ГАСО фонд 1 опись 12 дело 3089 (женский монастырь с. Чагра)
  181. ГАСО фонд 1 опись 12 дело 3089 (церковь в Чагринской Покровской общине Николаевского уезда)
  182. ГАСО фонд 1 опись 12 дело 3157 (церковь с. Балаково Николаевского уезда)
  183. ГАСО фонд 1 опись 12 дело 3170 (церковь с. Чердаклы Ставропольского уезда)
  184. ГАСО фонд 1 опись 12 дело 3171 (церковь д. Барабановка Бузулукского уезда)
  185. ГАСО фонд 1 опись 12 дело 3173 (церковь д. Кирюшкино Бугурусланского уезда)
  186. ГАСО фонд 1 опись 12 дело 3274 (церковь д. Высокий Колок Ставропольского уезда)
  187. ГАСО фонд 1 опись 12 дело 3280 (церковь с. Грачевка) ф
  188. ГАСО фонд 1 опись монастыря)262. ГАСО фонд 1 опись
  189. ГАСО фонд 1 опись г. Самара)264. ГАСО фонд 1 опись
Заполнить форму текущей работой