Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Эволюция музейной экспозиции как знаковой системы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Формирование различных видов экспонирования происходило исторически, поэтому существует эволюционная закономерность их возникновения. В современном музее различные виды экспонирования, как правило, сосуществуют и взаимно дополняют друг друга. Систематическое экспонирование применяется на сегодняшний день преимущественно в художественных музеях (чаще систематическую экспозицию художественного… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Музейная экспозиция как знаковая система
    • 1. Экспозиция как вторичная моделирующая система
    • 2. Теория музейной коммуникации
    • 3. Знаковость экспоната и профильные группы музеев
    • 4. Классификации музейных экспозиций
  • Глава 2. Виды музейного экспонирования и семиотический критерий
    • 1. Музейный предмет и типы знаков
    • 2. Традиционная классификация видов музейной экспозиции и типы знаков
      • 2. 1. Систематическая экспозиция
      • 2. 2. Ансамблевая и ландшафтная экспозиции
      • 2. 3. Тематическая экспозиция
      • 2. 4. Семиотическая структура экспозиции отдельных типов музеев
        • 2. 4. 1. Виртуализация экспозиционной деятельности
        • 2. 4. 2. Музеи под открытым небом и экомузеи
        • 2. 4. 3. Музей одной картины
    • 3. Постоянная экспозиция и временная выставка
  • Глава 3. Эволюция музейной экспозиции. Тенденции и перспективы развития
    • 1. Совершенствование и развитие форм музейного экспонирования
    • 2. Восприятие зрителя в смене типов экспозиций
    • 3. Тропы в музейной экспозиции
    • 4. Тенденции и перспективы развития музейной экспозиции

Эволюция музейной экспозиции как знаковой системы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время в связи с активными процессами глобализации, демократизации, релятивизации культуры практически во всех областях жизни общества наблюдается смена ориентиров, пересмотр шкалы ценностей. Приоритеты, ещё недавно казавшиеся незыблемыми, подвергаются сомнению и заменяются другими. Одна из целей музея как института социокультурной памяти — сохранить культурное наследие и аккумулированные в нём духовные ценности и предоставить будущим поколениям возможность дать им оценку. Однако и сам музей функционирует в агрессивном пространстве стремительно трансформирующейся цивилизации. Видоизменяется музейная экспозиция, в предметно-пространственной структуре которой экспонаты зачастую играют лишь вспомогательную роль при решении идеологических или прагматических задач, интерпретируются в силу модных вкусовых предпочтений. Порой подвергается сомнению эксклюзивная ценность подлинных музейных предметов (например, в связи с компьютеризацией, быстрым развитием цифровых технологий).

В современном мире с его технократией, урбанизмом, особенно насущной становится потребность человека в эмоциях. Эта потребность стимулирует активное развитие индустрии развлечений, которая, впрочем, удовлетворяет её на достаточно примитивном уровне. Подлинное решение проблемы возможно при условии изменения отношений человека и культуры, преодолении отчуждения. М. С. Каган указывал на происходящее с середины XX века движение к антропоцентристскому типу культуры, к культуре гуманитарно ориентированной1. Человек как творец культуры и её творение обретает полноту бытия только при «подключении» к ценностям культуры и одновременно — к собственному внутреннему источнику творческой энергии. Музей как институт культуры резонирует на запросы культуры. Об этом свидетельствует начавшийся с середины XX века.

1 Каган М. С. Философия культуры. — СПб.: Петрополис, 1996. — 416 с. музейный бум", продолжающийся в веке XXI. На фоне описанных процессов становится очевидной необходимость определения внутренних закономерностей и ориентиров развития музейной экспозиции, которая реализует центральную социокультурную функцию музея.

Информационно-семиотический подход, в котором культура рассматривается как семиотический процесс, открывает широкий спектр инструментальных, аналитических возможностей для гуманитарных исследований. Настоящее исследование построено на представлении функционирования и эволюции экспозиции музея как знаковой системы, в которой экспонат — элемент «текста» экспозиции — соотносится со знаком определённого типа. Однако, в силу условности и относительности данной знаковой модели (как и любой другой), применительно к музейной экспозиции, будем рассматривать эту модель как фундаментальную метафору, позволяющую вскрыть принципиальные закономерности, но не претендующую на однозначное, строгое описание столь сложного реального процесса.

Культура является способом, механизмом кодирования и трансляции поведенческих программ для человека, который, в отличие от животных, не получает от рождения определённого сценария деятельности в виде комплекса инстинктов. Она позволяет сохранять, накапливать и передавать социальную информацию. Любое целостное явление культуры, рассмотренное с позиций семиотического подхода, представляет собой текст. В семиотике текст — это последовательность знаков, построенная по правилам определённой знаковой системы. В этом исследовании экспозиция музея рассматривается как текст, а в качестве знака выделен экспонируемый музейный предмет, что соответствует точке зрения Н. А. Никишина, указавшего, что «Музейные предметы — это, безусловно, главное, что составляет язык музея. В самом широком смысле это знаки, с помощью которых создаётся основа любого экспозиционного «высказывания» «2. Следует отметить, что экспонат становится знаком определённого типа в зависимости от логики построения конкретной экспозиции, то есть от использованного вида экспонирования.

Целью данного исследования является выявление семиотического характера музейной экспозицииисследование закономерностей её эволюции, которые детерминированы общекультурными тенденциями. Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:

1. Проанализировать различные концепции классификации музейной экспозиции.

2. Определить критерий для классификации видов музейного экспонирования, связанный с семиотической структурой экспозиции.

3. Выявить связь эволюционного механизма развития экспозиции с её свойствами как знаковой системы.

4. Наметить устойчивую тенденцию и предложить прогноз развития музейной экспозиции.

Объектом исследования является музейная экспозиция как знаковая система и музейный экспонат как знак.

Предмет исследования — функциональные принципы музейной экспозиции и свойства экспонатов, характеризующие экспозицию как семиотический феномен.

Степень научной разработанности проблемы.

Изучение феномена «языка музея» было начато на рубеже 1920;х— 1930;х годов. Тогда же возник этот термин, использовавшийся участниками Первого Всероссийского музейного съезда. В 1968 году канадским музеологом Дунканом Ф. Камероном было введено понятие музейной коммуникации. Впоследствии теория музейной коммуникации получила широкое развитие. Попытка применения по отношению к музейной.

2 Никишин Н. А. Музейные средства: знаки и символы // Музейная экспозиция. Теория и практика. Искусство экспозиции. Новые сценарии и концепции (На пути к музею XXI века): Сб. науч. трудов / РИК. -М., 1997. —с. 26. экспозиции принципов организации двух типов речи — художественной и деловой прагматической — впервые была осуществлена в конце 1970;х годов Н. А. Николаевой, использовавшей литературно-семиотическую теорию Ю. М. Лотмана. Феномен языка искусства и специфические особенности художественных знаков были рассмотрены С. Т. Махлиной. Н. А. Никишин предложил в качестве объекта музееведения рассматривать «язык музея», в котором знаками являются музейные предметы. Музейная экспозиция как семиотическая система, входящая в семиосферу культуры, исследовалась А. Ю. Волькович. Музей в целом был представлен С. В. Пшеничной в информационно-коммуникативной модели. Различные аспекты музейной коммуникации освещены в работах М. Б. Гнедовского, В. Ю. Дукельского, Н. А. Никишина, а также зарубежных исследователей Ю. Ромедера, X. Хелленкемпера, А. Хупер-Гринхилл, Р. Стронга, Дж. Портера.

Тенденции развития экспозиции в различных аспектах рассматриваются в отечественных исследованиях: Т. П. Калугиной, М. Т. Майстровской, Е. Н. Мастеницы, Л. М. Шляхтиной, Т. Ю. Юреневой, А. В. Лебедева, Т. П. Полякова, Н. А. Никишина, В. П. Арзамасцева, а также о исследованиях зарубежных авторов: И. Бенеша, Е. Свецимского, Ю. Ромедера, К. Хадсона, Н. Коссонса.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нём предложен семиотический критерий для классификации видов музейного экспонирования и концепция эволюционного развития экспозиции как семиотического феномена.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что её результаты позволяют провести типологическую дифференциацию экспозиций и могут служить методической рекомендацией для практической разработки концепций новых экспозиций. Предложенная классификация музейных экспозиций, в основу которой положен тип отношения между означаемым и означающим в семиотической структуре экспоната как знака, может быть использована при создании концепций как постоянных экспозиций, так и временных выставок.

Положения, выносимые на защиту:

1. Музейный предмет может рассматриваться как знак в контексте экспозиции как знаковой системы.

2. В экспозиционном пространстве у экспоната можно обнаружить свойства иконического знака, знака-признака или символа.

3. Существует соответствие между видом экспонирования, согласно которому строится экспозиция, и типом знака, преобладающим в семиотической структуре экспозиции.

4. Может быть определён семиотический критерий для классификации музейных экспозиций. Он состоит в соотнесении традиционно выделяемых видов экспозиции и типа знака, определяющего экспозиционную структуру.

5. Эволюционные изменения экспозиции связаны с динамикой знаковых свойств, востребованных культурой.

6. Развитие экспозиции как знаковой системы идёт от доминирования иконического знака к главенству символа в качестве её семиотической основы.

7. Дальнейшее развитие экспозиции музея может быть спрогнозировано как усиление целостного художественного образного экспозиционного решения, которое не только не помешает, но будет способствовать заинтересованному восприятию уникального музейного экспоната.

Методологическая основа исследования. Помимо общенаучных методов и приёмов исследования (анализ, синтез, индукция, дедукция, гипотетико-дедуктивный метод, структурно-функциональный метод) были применены сравнительно-исторический, сравнительно-культурологический, культурно-семиотический методы, использован системный подход как методологическое направление. При исследовании экспозиции современных музеев был применён метод непосредственного наблюдения. В методологическую базу исследования вошли как основные элементы теории музееведения (теория документирования, теория тезаврирования и теория музейной коммуникации), так и методологические основы других научных дисциплин — семиотики и лингвистики.

База исследования: российские и зарубежные музеи (Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Российский этнографический музей, Зоологический музей Российской академии наук, Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского, Государственный музей-заповедник «Царское село», Государственная Третьяковская галерея, Государственный Дарвиновский музей, Государственный музей В. В. Маяковского, Боровичский краеведческий музей, Галерея Тейт Модерн (Великобритания), «Инзель Хомбройх» (Германия), Национальный центр науки и технологий (Нидерланды)).

Апробация работы.

Материалы диссертации были апробированы на научных конференциях СПбГУ: «История и современность российских музеев» (13—14 апреля 2006 г.), «Музей и образование: история и современность» (17−19 апреля 2008 г.), а также на научном семинаре «Эволюция музейной экспозиции» в Санкт-Петербургском Государственном Музее-институте семьи Рерихов (8 мая 2009 г.). В рамках педагогической практики аспиранта прочитана лекция «Семиотика музейной экспозиции» для студентов философского факультета СП6ГУ (7 мая 2009 г.).

По теме диссертации опубликованы статьи в научных сборниках и журналах общим объемом 2,3 п.л.

Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры музейного дела и охраны памятников философского факультета СПбГУ.

Заключение

.

При исследовании структуры, функционирования и эволюции музейной экспозиции в качестве фундаментальной метафоры было использовано представление об экспозиции как знаковой системе, в которой экспонат соотносится со знаком определённого типа.

Это позволило определить критерий для классификации музейных экспозиций, а именно, тип знака, в качестве которого используется экспонат. Кроме того, это дало возможность проследить эволюционное развитие музейной экспозиции как знаковой системы.

Экспозиция музея может рассматриваться как «текст», строящийся из знаков, в качестве которых выступают музейные предметы. Знаки эти — особого рода, так как они не имеют устойчивого, раз и навсегда присвоенного им значения.

Способность экспоната рассказывать об объекте, замещать его, то есть быть знаком, может акцентироваться в большей или меньшей степени. Это связано с наличием большей самостоятельной ценности у уникальных музейных предметов и меньшей — у типовых предметов. Экспонирование уникального предмета должно выявлять наиболее яркие грани его смыслового и эстетического потенциала, существующего независимо от контекста экспозиции, что же касается типового предмета, то он наделяется определённым смыслом только будучи включённым в экспозиционный текст. В связи с этим можно наблюдать определённую закономерность в том, как соотносится мера знаковости экспоната с профилем музея, в коллекцию которого этот экспонат включён в качестве музейного предмета. Наиболее велика роль предмета как знака в музеях, основа коллекции которых — типовые предметы. Это естественнонаучные музеи, музеи науки и техники, промышленные, сельскохозяйственные музеи. Произведение искусства представляет собой целостный самостоятельный художественный образ, и роль его как элемента знаковой системы музейной экспозиции второстепенна. Однако даже в художественном музее, экспонаты которого в большей степени раскрывают собственную палитру смыслов, знаковая функция, пусть и факультативно, присуща экспонируемым предметам.

Использование музейного предмета в качестве знака определённого типа (иконический знак, знак-индекс, знак-символ) может рассматриваться как признак, лежащий в основе классификации экспозиций. Такая классификация позволяет не только определить природу отличий разных видов экспонирования, но и проследить закономерности эволюционного развития экспозиции.

Сопоставляя различные классификации, можно выделить следующие основные виды музейной экспозиции: систематическая (коллекционная), ансамблевая (и ландшафтная как вариант использования этого метода экспонирования в естественнонаучных музеях) и тематическая, эволюционными формами развития которой являются музейно-образная и образно-сюжетная.

Если использовать классификацию неязыковых знаков, то можно определить, в качестве какого знака предстаёт экспонат в экспозициях различных видов. Предмет может выступать в качестве иконического знака, знака-признака (индексального знака) и знака-символа.

Иконический знак является основой систематической экспозиции, знак-индекс — экспозиции ансамблевой (и ландшафтной, как её профильной разновидности), а символ лежит в основе тематической экспозиции. В таком подходе становится очевидным, что музейно-образная и образно-сюжетная экспозиции являются модификациями тематической экспозиции. В этом случае символ как основа экспозиции становится ядром художественного образа или сюжетно выстроенной последовательности художественных образов.

Формирование различных видов экспонирования происходило исторически, поэтому существует эволюционная закономерность их возникновения. В современном музее различные виды экспонирования, как правило, сосуществуют и взаимно дополняют друг друга. Систематическое экспонирование применяется на сегодняшний день преимущественно в художественных музеях (чаще систематическую экспозицию художественного музея называют коллекционной), а в музеях иных профилей уступает место экспозициям других видов: в естественнонаучных музеях — ландшафтной, тематическойв исторических, литературных, музыкальных, театральных, музеях науки и техники, промышленных, и многих других — ансамблевой, тематической и её модификациями. Существуют отдельные группы музеев, структура экспозиции которых имеет существенные особенности. Это виртуальные музеи, музеи под открытым небом и экомузеи, а также музеи одной картины. В последнем случае (впрочем, следует оговориться, что этот вид музея встречается значительно реже остальных) знаковый характер экспоната как части экспозиционного текста выражен крайне слабо. В виртуальном музее в качестве непременного условия существования экспозиции выступает присутствие иконического знака. Говоря о виртуальном музее, следует обратить внимание на отсутствие значительной базы для анализа. В настоящий момент те черты, которые определят специфику виртуального музея и позволят отделить его от сайтов, представляющих собой виртуальные альбомы, находятся в процессе формирования. В музеях под открытым небом и их сложной комплексной форме — экомузеях всегда велика роль индексального знака.

В качестве базисного принципа, проявляющегося в эволюции музейной экспозиции как знаковой системы, мы можем рассматривать смену типа знака, в качестве которого предстаёт экспонат. Проследив формирование видов музейного экспонирования, возможно зафиксировать постепенный переход от систематической экспозиции, в основе которой — использование иконического знака, к ансамблевому экспонированию, основанному на знаке-индексе, далее к тематической экспозиции, формообразующим элементом которой становится символ, и музейно-образному и образно-сюжетному типам экспозиции, строящимся как художественный образ или сюжетно организованная последовательность художественных образов.

Такой характер экспозиционной эволюции обусловлен стремлением воздействовать на посетителя на более глубоком, личностном уровне. Развитие экспозиции связано со смещением акцента к эмоциональному воздействию, к индивидуализации восприятия, к ответу на запрос нового зрителя. Выявленная эволюционная закономерность на данном этапе развития культуры, вероятно, и будет определять многообразные пути развития музея, активно востребованного в современном обществе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. лет Русского Музея в фотографиях 1898−1998. Palace Editions, 1998.-7с., илл.
  2. С. С. Аллегория / С. С. Авериицев // Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С. С. Аверинцев, Э. А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичев и др. 2-е изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1989. -с. 22.
  3. С. С. Символ / С. С. Аверинцев // Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С. С. Аверинцев, Э. А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичев и др. 2-е изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1989. — с. 582.
  4. Антология исследований культуры. Т. 1. Интерпретация культуры. СПб.- Университетская книга, 1997. 728 с.
  5. Ю. А. С учетом конкретных условий / Ю. А. Антонов // Музейное дело в СССР. Актуальные проблемы архитектурно-художественного проектирования экспозиций исторических и краеведческих музеев: Сб. науч. трудов, вып. 13. — М., 1983. — с.35—38.
  6. В. П. О семантической структуре музейной экспозиции / В. П. Арзамасцев // Музееведение на пути к музею XXI века: Сб. науч. трудов / НИИ культуры. — М., 1989. — с. 35−49.
  7. И. Д., Серебренников Б. А., Степанов Г. В., Спиркин А. Г. Язык / И. Д. Арутюнова, Б. А. Серебренников,
  8. Г. В. Степанов, А. Г. Спиркин // Большая Советская Энциклопедия. — 3-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1978. — Т.30. — с. 464—467.
  9. Р. Нулевая степень письма / Р. Барт / Пер. с фр. М.:
  10. Академический проект, 2008 — 431с. (Философские технологии).
  11. Й. Методы экспонирования / Й. Бенеш // Museum. 1983. -№ 138.-с. 30−35.
  12. . В. Знак / Б. В. Бирюков // Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С. С. Аверинцев, Э. А. Араб-Оглы, JI. Ф. Ильичев и др. — 2-е изд. М.: Сов. энциклопедия, 1989. — с. 199.
  13. Бонами 3. А. Музей и проблема трансляции культурно-исторических кодов / 3. А. Бонами // Музейное дело и охрана памятников. Обзорная информация. Вып. 5. — Музей и образование. — М., 1989. — с. 24−28.
  14. Ю. Б. Эстетика: Учебник / Ю. Б. Борев.-М.: Высшая школа, 2002.-511 с.
  15. П. В. Введение / П. В. Боярский //Музейное дело и охрана памятников. Обзорная информация. Вып. 3. — Памятники науки и техники в контексте культуры. — М., 1989. — с. 1—20.
  16. А. А. Современный музей: ценности постоянные и временные / А. А. Будко // В поисках музейного образа: Материалы науч. конф., СПб., 12−13 апреля 2007 г.- СПб., 2007. с.41−48.
  17. В. В. Эстетика: Учебник / В. В. Бычков — М.: Гардарики, 2002. -556 с.
  18. JI. С. Техника и современное музейное дело / JI. С. Бычкова // Музееведение. Искусство Музейной Экспозиции и техническоеоснащение музеев: Сб. науч. трудов / НИИ Культуры / Ред. А. Д. Тимрот. М., 1985. — с.9−25.
  19. Л. С. Технические средства в музеях / Л. С. Бычкова // Российская музейная энциклопедия. — М.: «Прогресс» «Рипол классик», 2001. — Т. 2. с.236−237.
  20. В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости / В. Беньямин // Избранные эссе / Немецкий культурный центр имени Гете. — М.: «Медиум», 1996. — 240 с.
  21. Введение // Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности: Сб. науч. трудов / НИИ культуры. М., 1988. -с.3−6.
  22. А. Ю. Музейная экспозиция как семиотическая система: Диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологии- 24.00.03 / А. Ю. Волькович- науч. рук. С. Т. Махлина- СПбГУКИ. -СПб., 1999.-192 с.
  23. А. Ю. Модель музейной коммуникации в концепциях зарубежных музееведов / А. Ю. Волькович // Музей в современной культуре: Сб. науч. трудов. СПб., 1997. — с. 69−73.
  24. Н. В. Экспозиционный опыт Центрального Выставочного Зала в Москве 1957−1961 / Н. В. Воронов // Художественное оформление музеев: Сб. науч. трудов / НИИ музееведения. — М., 1965. -с. 106−125.
  25. Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский / Под ред. М. Г. Ярошевского. -М.: Педагогика, 1987. 344 с.
  26. Е. Л. Музеи под открытым небом в РСФСР / Е. Л. Галкина // Музееведение. На пути к музею XXI века: Сб. науч. трудов / НИИ Культуры. М., 1989. — с.95−99.
  27. Т. В. Музееведение: основы создания экспозиции. Учебно-методическое пособие для студентов исторических факультетов вузов по специализации «Историческое краеведение и музееведение». /
  28. Т. В. Галкина Томск: Изд-во Томского государственного педагогического университета, 2004. — 56 с.
  29. Я. Г. Управление образами: креатив как принцип либеральной реформы современного музея / Я. Г. Гимилыдтейн // В поисках музейного образа: Материалы науч. конф., СПб., 12—13 апреля 2007 г.- СПб., 2007. с.126−137.
  30. М. Б. Коммуникация музейная / М. Б. Гнедовский // Российская музейная энциклопедия. -М.: «Прогресс» «Рипол классик», 2001.-Т. 1.-C.283.
  31. М. Б. Современные тенденции развития музейной коммуникации / М. Б. Гнедовский // Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности: Сб. науч. трудов / НИИ Культуры.- М., 1989.-е. 16−34.
  32. М. Б., Колганов В. М., Суринов В. М. О направлениях разработки программы музееведческих исследований /
  33. М. Б. Гнедовский, В. М. Колганов, В. М. Суринов // Музейное дело и охрана памятников. Обзорная информация. Вып. 2. — Музей и современная социокультурная ситуация. — М., 1989. — с. 44—50.
  34. А. Цепная реакция / А. Голубовский // Вокруг света. -2003. — № 9. — с.98−105.
  35. Государственный Русский Музей. Путеводитель. — Palace Editions, 2000.-151 с.
  36. JI. Театральный музей: как передать впечатление / Л. Гранжан // Museum. 1997. — № 4. — с.7−12.
  37. Г. Г. Илизаров С. С. Науки и техники музеи / Г. Г. Григорян, С. С. Илизаров // Российская музейная энциклопедия. М.: «Прогресс» «Рипол классик», 2001. — Т. 2 — с. 9−13.
  38. ЗБ.Димогло М. В. Дизайн как средство проектирования современной музейной экспозиции / М. В. Димогло // В поисках музейного образа: Материалы науч. конф., СПб., 12−13 апреля 2007 г.- СПб., 2007. -с. 236−242.
  39. Е. К. Музей — культура общество (обзор материалов проектного семинара-игры) / Е. К. Дмитриева // Музейное дело и охрана памятников. Обзорная информация. — Вып. 5. — Музей и образование. — М., 1989. — с. 8—23.
  40. Е. К. Язык архитектуры как один из путей расширения коммуникативных возможностей мемориального музея /
  41. Е. К. Дмитриева // Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности: Сб. науч. трудов / НИИ культуры. М., 1988. — С. 55−67.
  42. О. С. Музеи и аттракционы: альтернатива в режиссуре музейного пространства / О. С. Дмитриева // Собор лиц: сборник статей / под ред. М. Б. Пиотровского и А. А. Никоновой. СПб., 2006.с. 191−194
  43. А. С. Эволюция культуры: информационный отбор /
  44. A. С. Дриккер. СПб.: Академический проект, 2000. — 184 с.
  45. В. Ю. В поисках музейной концепции истории /
  46. B. Ю. Дукельский // Музейная экспозиция. Теория и практика. Искусство экспозиции. Новые сценарии и концепции (На пути к музею XXI века): Сб. науч. трудов / РИК. М., 1997. — с.34−42.
  47. В. Ю. Музей и культурно-историческая среда / В. Ю. Дукельский // Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности: Сб. науч. трудов / НИИ Культуры. -М., 1989. с. 109−139.
  48. В. Ю. Музейный предмет / В. Ю. Дукельский // Российская музейная энциклопедия. М.: «Прогресс» «Рипол классик», 2001. — Т. 1. — с.405.
  49. В. Ю. Пространство публичного одиночества/
  50. В. Ю. Дукельский // Музей и личность / отв. ред. А. В. Лебедев, сост. М. Ю. Юхневич. М., 2007. — с.6−14
  51. А. Е. Ермолаев, Т. О. Шулика // Музейная экспозиция. Теория и практика. Искусство экспозиции. Новые сценарии и концепции (На пути к музею XXI века): Сб. науч. трудов / РИК. М., 1997. — с. 78−90.
  52. Ю. В. О функциях музея / Ю. В. Зиновьева // Музей всовременной культуре: Сб. науч. трудов. СПб., 1997. — с. 259−269. 59.3оологический музей Российской академии наук. — СПб. — 28 с.
  53. В. В. Текст / В. В. Иванов // Большая Советская Энциклопедия.- 3-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1976. — Т.25. — с.364.
  54. Ю. В. Новые художественные музеи как гипертекстуальное пространство / Ю. В. Иванова // В поисках музейного образа: Материалы науч. конф., СПб., 12−13 апреля 2007 г.— СПб., 2007.с. 247−256.
  55. М. С. Философия культуры / М. С. Каган. СПб.: Петрополис, 1996.-416 с.
  56. М. С. Человеческая деятельность. (Опыт системного анализа) / М. С. Каган. М.: Политиздат, 1974. — 328 с.
  57. С. Ф. Выставка и ее образное решение. / С. Ф. Казакова // Музейное дело в СССР. Актуальные проблемы архитектурно-художественного проектирования экспозиций исторических и краеведческих музеев: Сб. науч. трудов, вып. 13. М., 1983. — с.101−103.
  58. Т. П. Истоки культурно-коммуникативной функции экспозиции художественного музея / Т. П. Калугина II Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности: Сб. науч. трудов / НИИ Культуры. -М., 1989. с.68−108.
  59. Т. П. Художественный музей как феномен культуры /
  60. Т. П. Калугина СПб: Издательский дом «Петрополис», 2008. — 244 с.
  61. И. Основы метафизики нравственности. Критика практического разума. Метафизика нравов / И. Кант — СПб: Наука, 1995. — 528 с.
  62. Р. А. К вопросу об организации экспозиционного пространства / Р. А. Карпов // Художественное оформление музеев: Сб. науч. трудов / НИИ музееведения. М., 1965- с. 137−189.
  63. М. Е. Мавлеев Е. В Музей / М. Е. Каулен, Е. В. Мавлеев // Российская музейная энциклопедия. — М.: «Прогресс» «Рипол классик», 2001. — Т. 1. — с.395.
  64. М. Е.Подлинник / М. Е. Каулен // Российская музейная энциклопедия. — М.: «Прогресс» «Рипол классик», 2001. — Т. 2 — с. 100.
  65. С. В.Опыт построения концептуальной модели музея как феномена культуры / С.В. Киршина // Музей в современной культуре: Сб. науч. тру-дов / СПбГАК. СПБ., 1997. — с. 251−258.
  66. М. Ю. Об одном социально-психологическом исследовании в музее / М. Ю. Коваль // Музейное дело в СССР. Актуальные проблемы совершенствования музейной экспозиции: Сб. науч. трудов вып. 12 -М., 1982.-с. 84−93.
  67. А. В. Музеи моды: историческое знание или каноны искусства? / А. В. Конева// В поисках музейного образа: Материалы науч. конф., СПб, 12−13 апреля 2007 г. СПб., 2007. — с. 257−263.
  68. М. А. Музей как единство науки и искусства / М. А. Коник // Музейное дело в СССР. Актуальные проблемы архитектурно-художественного проектирования экспозиций исторических и краеведческих музеев: Сб. науч. трудов, вып. 13. М., 1983. — с.29−34.
  69. В. И. Метонимия / В. И. Корольков // Большая Советская Энциклопедия. 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1974. — Т. 16 -с. 166.
  70. Н. Новые тенденции / Н. Коссонс // Museum. 1983. — № 138. -с.11−18.
  71. Л. В .Выставки / Л. В. Кошман // Российская музейная энциклопедия. — М.: «Прогресс» «Рипол классик», 2001. Т. 1.- с. 128.
  72. А. А. Философия культуры Э. Кассирера / А. А. Кравченко // Кант и кантианцы: критические очерки одной философской традиции. М.: Наука, 1978. — 360 с.
  73. А. 3. Жизнь в музее./ А. 3. Крейн М.: ОАО Издательство «Радуга», 2002. — 608 с.
  74. Ф. Г. О задачах исторических и краеведческих музеев на современном этапе / Ф. Г. Кротов // Музейное дело в СССР.
  75. Актуальные проблемы совершенствования музейной экспозиции: Сб. науч. трудов вып. 12 -М., 1982.-е. 14−23.
  76. Ф. Г. О задачах совершенствования экспозиций исторических и краеведческих музеев / Ф. Г. Кротов // Музейное дело в СССР. Актуальные проблемы совершенствования музейной экспозиции: Сб. науч. трудов, вып. 13. -М., 1983. с. 3—12.
  77. И. В. создание музейных экспозиций как способ передачи исторического знания / И. В. Крылова // Собор лиц: сборник статей / под ред. М. Б. Пиотровского и А. А. Никоновой. СПб., 2006. — с. 172 175
  78. А. С. Класс / А. С. Кузичев // Большая Советская Энциклопедия. 3-е изд.- М.: Советская энциклопедия, 1973. — Т. 12. -с. 267.
  79. Культурология: Учебник / Под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Кагана. -М.: Высшее образование, 2005. — 566 с.
  80. Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных учреждений. Изд. 5-доп. и перер. Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 576 с. (Серия «Высшее образование»)
  81. А. В. Музей для своих / Лебедев А. В. // Музей и личность / отв. ред. А. В. Лебедев, сост. М. Ю. Юхневич. М., 2007. — с. 93−100.
  82. И. Образные решения как отражение концепции музея / И. Лебедева // В поисках музейного образа: Материалы науч. конф., СПб., 12−13 апреля 2007 г.- СПб., 2007. с. 74−81.
  83. К. Г., Хербст В.Музееведение. Музеи исторического профиля: Учеб. Пособие для Вузов / ред К. Г. Левыкин, В. Хербст. — М.: Высшая школа, 1988. 431с.
  84. В. В. Практика современной экспозиции / В. В. Литвинов — М.: Плакат, 1989. 192 е.: ил.
  85. В. В. Практика современной экспозиции. / В. В. Литвинов -М.: Плакат, 1989. 192 е.: ил.
  86. А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство / А. Ф. Лосев 2-е изд., испр. — М.: Искусство, 1995. — 320 с.
  87. А.Ф. Философия. Мифология. Культура / А. Ф. Лосев — М.: Политиздат, 1991.-е. 525.
  88. Ю. М. Об искусстве. /Ю. М. Лотман — СПБ.: «Искусство-СПб», 2000. 704 е., ил.
  89. Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек — текст — семиосфера история. / Ю. М. Лотман. — М.: «Языки русской культуры», 1999 — 464 с.
  90. И. Ф., Чурилин В. М. Художественное конструирование экспозиционного оборудования музеев: Методические рекомендации для студентов / И. Ф. Лукоянов, В. М. Чурилин. — СПб.: 1993. — 89 с.
  91. И. В., Поляков Т. П., Шулепова Э. А. Музейная выставка. История, проблемы, перспективы / И. В. Мазный, Т. П. Поляков, Э. А. Шулепова —М.: б.и., 1997.-211 с.
  92. М. Т. Архитектурно-художественные компоненты в музейной экспозиции / М. Т. Майстровская // Музееведение. Искусство Музейной Экспозиции и техническое оснащение музеев: Сб. науч. трудов / НИИ Культуры / Ред. А. Д. Тимрот. М., 1985. -с.33−52.
  93. М. Т. Введение / М. Т. Майстровская // Музейная экспозиция. Теория и практика. Искусство экспозиции. Новые сценарии и концепции (На пути к музею XXI века): Сб. науч. трудов / РИК. — М. Д997. — с.4−5.
  94. М. Т. Искусство музейной экспозиции в контексте общих тенденций стилеобразования / М. Т. Майстровская // Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности: Сб. науч. трудов / НИИ Культуры. М., 1989. — с.175−189.
  95. М. Т. Музейная экспозиция: тенденции развития / М. Т. Майстровская // Музейная экспозиция. Теория и практика. Искусство экспозиции. Новые сценарии и концепции (На пути к музею XXI века): Сб. науч. трудов / РИК. М., 1997. — с.7−23.
  96. М. Т. Очерк развития современного экспозиционного дизайна (музеи искусств) / М. Т. Майстровская // Музееведение. На пути к музею XXI века: Сб. науч. трудов / НИИ Культуры. М., 1989. — с.50−65.
  97. К.С. Чёрный квадрат / К. С. Малевич. СПб.: Азбука-классика, 2003. — 576 с.
  98. О. Б., Майстровская М. Т. Обзор выставочной деятельности Государственного музея изобразитльных искусств им. А. С. Пушкина (1980−1990 гг.) / О. Б. Малинковская,
  99. М. Т. Майстровская // Музейная экспозиция. Теория и практика. Искусство экспозиции. Новые сценарии и концепции (На пути к музею XXI века): Сб. науч. трудов / РИК. М., 1997. — с. 176−189.
  100. Е. Н. Наследие и музей: проективная модель культурного комплекса / Е. Н. Мастеница // В поисках музейного образа: Материалы науч. конф., СПб., 12−13 апреля 2007 г.- СПб., 2007. с. 96−107.
  101. Е. Н. Новые тенденции в развитии музея и музейной деятельности / Е. Н. Мастеница // Собор лиц: сборник статей / под ред. М. Б. Пиотровского и А. А. Никоновой. СПб., 2006. — с. 138−145
  102. С. Т. Семиотический аспект музейной экспозиции / С. Т. Махлина // Музей в современной культуре: Сб. науч. трудов. -СПб., 1997.-с. 109−119.
  103. С. Т. Язык искусства в контексте культуры / С. Т. Махлина СПб., 1995.-217 с.
  104. Н. В. Экспозиционные приемы и новые технические средства, применяемые в зарубежных музеях гуманитарного профиля / Н. В. Минц. М., 1968. — 44с.
  105. А. И. Вопросы художественного оформления экспозиций музеев на современном этапе / А. И. Михайловская // Художественное оформление музеев: Сб. науч. трудов / НИИ музееведения. — М., 1965. с. 5—46.
  106. А. И. Музейная экспозиция (организация и техника) / А. И. Михайловская, под ред. Ф. Н. Петрова, К. Г. Митяева. 2-е изд. -М.: Советская Россия, 1964. — 518 е.: ил.
  107. Н. Империя стиля / Н. Молок // Вокруг света. 2003. -№ 3. -с.123−131.
  108. Музей и власть. Государственная политика в области музейного дела (XVHI-XX вв.): Сб. науч. трудов / НИИ Культуры. М., 1991. -323 с.
  109. Музейное дело в России / под. ред. М. Е. Каулен (отв. ред.),
  110. И. М. Косовой, А. А. Сундиевой. 2-е изд. -М.: Издательство «ВК», 2005. — 614 с.
  111. Е. С. Семиотика. Курс лекций: Учебное пособие для вузов. / Е. С. Никитина М.: Академический Проект- Трикста, 2 006 528 с. («Gaudeamus»).
  112. Н. А.Музейные средства: знаки и символы /
  113. Н. А. Никишин // Музейная экспозиция. Теория и практика. Искусство экспозиции. Новые сценарии и концепции (На пути к музею XXI века): Сб. науч. трудов / РИК. М., 1997. — с.24−33.
  114. Н. А. Экспозиция ландшафтная / Н. А. Никишин // Российская музейная энциклопедия. М.: «Прогресс» «Рипол классик», 2001. — Т. 2 — с.354—355.
  115. Н. А. «Язык музея» как универсальная моделирующая система музейной деятельности / Н. А. Никишин // Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности: Сб. науч. трудов / НИИ Культуры. М., 1989. — с. 11−15.
  116. Н. А. Музейная экспозиция как художественная структура / Н. А. Николаева // Искусство музейной экспозиции: Сб. науч. трудов НИИ культуры. М., 1977 — № 45. — с. 65−94.
  117. А. А. Загадка музейного предмета / А. А. Никонова // Вестник Санкт-Петербургского университета. СПб.: 2009. — Серия 6. Выпуск 2.-с. 11−18.
  118. А. А. Когнитивные структуры художественного музея / А. А. Никонова // В поисках музейного образа: Материалы науч. конф., СПб., 12−13 апреля 2007 г.- СПб., 2007. с.49−60.
  119. Е. А., Махлина С. Т. Музейный предмет и его семиотический дискурс / Е. А. Окладникова, С. Т. Махлина // Собор лиц: сборник статей / под ред. М. Б. Пиотровского и А. А. Никоновой. -СПб., 2006.-с. 84−103
  120. Н. В. Музей: вещная память о вечном / Н. В. Осташова //В поисках музейного образа: Материалы науч. конф., СПб., 12—13 апреля 2007 г.- СПб., 2007. с.27−32.
  121. О. О коллекциях исполнительских искусств / О. Пауш // Museum. 1997. — № 4. — с. 4−6.
  122. С. Искусство видеть / С. Петрийчук // Ваш досуг. -2004. № 10. — с.64— 67.
  123. С. Новый взгляд на старые вещи / С. Пирс // Museum. -1999. — № 4. с. 12−23.
  124. Ч. Начала прагматизма / Ч. Пирс / Перевод с английского, предисловие В. В. Кирющенко, М. В. Колопотина, СПб.: Лаборатория метафизических исследований философскогофакультета СПбГУ- Алетейя, 2000. -352с.
  125. Т. П. Как делать музей? (О методах проектирования музейной экспозиции). / Т. П. Поляков М., 1997. — 174 с.
  126. Т. П. Мифология музейного проектирования или «Как делать музей?"-2. / Т. П. Поляков — М.: Издательство Министерства
  127. Р.Ф. Академия переподготовки работников искусства, культуры и туризма- М: РИК, 2003. — 457с.
  128. Т.П. Образно-сюжетный метод в системе взаимосвязей традиционных методов построения экспозиции / Т. П. Поляков // Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности: Сб. науч. трудов / НИИ Культуры. М., 1989. — с. 35−54.
  129. Д. Роль музея как средства коммуникации / Д. Портер // Museum. 1983. -№ 138. — с.Ю.
  130. Г. Н. Сюжет / Г. Н. Поспелов // Большая Советская Энциклопедия. 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1976. — Т. 25. -с. 150.
  131. М. В. Художественный музей и публика: проблемы взаимодействия / М. В. Потапова // В поисках музейного образа: Материалы науч. конф., СПб., 12−13 апреля 2007 г.- СПб., 2007. -с. 224−235.
  132. М.В. Художественный музей и публика: проблемы взаимодействия / М. В. Потапова // В поисках музейного образа: Материалы науч. конф., В 11 СПБ., 12−13 апреля 2007 г. СПБ., 2007. — с.224.
  133. А. А. Мысль и язык / А. А. Потребня // Полное собр. трудов. М.: «Лабиринт», 1999 — 300 с.
  134. Приключения «Чёрного квадрата» / Альманах. Вып.175. СПб: Palace Editions, 2007. — 156 с.
  135. Принцип // Большая Советская Энциклопедия. — 3-е изд.- М.: Советская энциклопедия, 1975 Т.20.- с. 588.
  136. Т. М. Музеи и музейные экспозиции в новом спектре сетевых коммуникаций / Т. М. Пчелянская // Собор лиц: сборник статей / под ред. М. Б. Пиотровского и А. А. Никоновой. СПб., 2006. -с. 146−159
  137. С. В. Музей как социокультурный феномен. Информационно — коммуникативная модель. / С. В. Пшеничная — СПб.: Образование, 1999. 196 с.
  138. А. М. Музееведение / А. М. Разгон // Большая Советская Энциклопедия. — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1974. — Т. 17. -с. 84
  139. А. М., Ревякин В. И. Музеи / А. М. Разгон // Большая Советская Энциклопедия. — 3-е изд.— М.: Советская энциклопедия, 1974—Т. 17 с.84−86.
  140. Рациональность как предмет философского исследования / отв. ред. Б. И. Пружинин, B.C. Швырёв. -М., 1995.- 225 с.
  141. Н.К. Держава света. / Н. К. Рерих -: Изд-во Эксмо, 2006. -848 с. (Антология мысли)
  142. В. JI. Художник и музей / В. JI. Ривин // Музейное дело в СССР. Актуальные проблемы архитектурно-художественного проектирования экспозиций исторических и краеведческих музеев: Сб. науч. трудов, вып. 13. — М., 1983. с.44−50.
  143. И. Б. Художественный образ / И. Б. Роднянская // Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С. С. Аверинцев, Э. А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичев и др. — 2-е изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1989. с. 729.
  144. К. И. Музейная экспозиция /
  145. К. И. Рождественский // Музейное дело в СССР. Актуальные проблемы архитектурно-художественного проектирования экспозицийисторических и краеведческих музеев: Сб. науч. трудов, вып. 13. — М., 1983. — с.17−22.
  146. Е. А. Время и пространство в музейной экспозиции / Е. А. Розенблюм // Музейная экспозиция. Теория и практика. Искусство экспозиции. Новые сценарии и концепции (На пути к музею XXI века): Сб. науч. трудов / РИК. М., 1997. — с. 110−120
  147. Е. А. Искусство экспозиции / Е. А. Розенблюм // Музейное дело в СССР. Актуальные проблемы архитектурно-художественного проектирования экспозиций исторических и краеведческих музеев: Сб. науч. трудов, вып. 13. — М., 1983. с.23−28.
  148. Е. А., Воронихина Т., Шейр Е., Грачев Я., Бодров В., Коник М., Решетников В. А. Художники о сценарии музейной экспозиции / Е. А. Розенблюм, Т. Воронихина, Е. Шейр, Я. Грачев,
  149. В. Бодров, М. Коник, В. А. Решетников // Искусство музейной экспозиции: Сб. науч. трудов НИИ культуры. М., 1977 — № 45. — с. 126−135.
  150. В. Семиотические исследования / В. Розин. М.: ПЕР СЭ- СПб.: Университетская книга, 2001. — 256 с. (Humanitas)
  151. Российская музейная энциклопедия: В 2 Т.-М.: Прогресс, «Рипол Классик», 2001.
  152. В. П. Одной картины музей в г. Пенза / В. П. Сазонов // Российская музейная энциклопедия. М.: «Прогресс» «Рипол классик», 2001. — Т. 2 — с. 46−47.
  153. О. С. Современный художественный музей: на службе человечеству или человеку? / О. С. Сапанжа // В поисках музейного образа: Материалы науч. конф., СПб., 12−13 апреля 2007 г.— СПб., 2007.-с. 6−17.
  154. О. С. Стратегии коммуникационных процессов в контексте модернизации музейной деятельности / О. С. Сапанжа // Собор лиц: сборник статей / под ред. М. Б. Пиотровского и
  155. А. А. Никоновой. СПб., 2006. — с. 160−171
  156. Е. Модернизация музейных экспозиций. Методические рекомендации / Е. Свецимский / составитель и переводчик М. Б. Гнедовский М., 1989. — 83 с.
  157. Семиотика: Антология / Сост. Ю. С. Степанов. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Академический Проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2001. -702 с.
  158. А. В. Отражение новой парадигмы гуманитарного знания в экспозиции художественного музея / А. В. Смирнов //
  159. В поисках музейного образа: Материалы науч. конф., СПб., 12−13 апреля 2007 г.- СПб., 2007. с. 151−157.
  160. Соде Функ Б. Сотрудничество художественного музея со школами / Б. Соде Функ // Museum. 1997. — № 4. — с.38−42.
  161. Е. Г. Пространство чистых знаков, или кепка Ильича / Е. Г. Соколов // Собор лиц: сборник- статей / под ред.
  162. М. Б. Пиотровского и А. А. Никоновой. СПб., 2006. — с. 112—123
  163. А. Основные принципы архитектурной организации экспозиции / А. Соустин // Искусство музейной экспозиции: Сб. науч. трудов НИИ культуры М., 1977.- № 45. — с. 30−64.
  164. А. С. Выставочная деятельность музеев: некоторые пути интенсификации и повышения интенсивности / А. С. Соустин // Музееведение. На пути к музею XXI века: Сб. науч. трудов / НИИ Культуры. М., 1989. — с.127−134
  165. . А., Соколова Н. Д., Алексеева Н. А. Основы экскурсионного дела. Учебное пособие для студентов педагогических вузов. / Б. А. Столяров, Н. Д. Соколова, Н. А. Алексеева СПб.: «Борей Арт», 2001. — 144 с.
  166. Т. К. Современное понимание искусства музейной экспозиции / Т. К. Стриженова // Искусство музейной экспозиции: Сб. науч. трудов НИИ культуры — М., 1977 — № 45. — с. 6−29.
  167. С. Е., Поляков Т. П., Аксёнкин А. П. Путеводитель по экспозиции Государственного музея В.В. Маяковского /
  168. С. Е. Стрижнёва, Т. П. Поляков, А. П. Аксёнкин М.: «Радис PPJI», 2007. — 64 е., ил.
  169. Р. Музей и коммуникация / Р. Стронг // Museum. 1983. -№ 138.-с. 3−9.
  170. А. Д. Основы музейного дела. Введение в специальность: курс лекций. Учебник для высшей школы /
  171. А. Д. Тельчаров / послесл. И. В. Кондакова. М: Омега-Л, 2005. -184 с. (Humanitas)
  172. А. Д. Введение / А. Д. Тимрот // Музееведение. Искусство Музейной Экспозиции и техническое оснащение музеев: Сб. науч. трудов / НИИ Культуры- Ред. А. Д. Тимрот-М., 1985.- с. 3−5.
  173. Л. А. Антология исследований культуры. Т. 1. Интерпретация культуры. / Л. А. Уайт СПб.: Университетская книга, 1997. — 728 с. — (Культурология XX век)
  174. Р. С. Экспозиция. Проектирование и практика / Р. С. Фаерштейн. — М.: Панорама, 1990. 32с.: ил. — (Библиотечка «Школа художника-оформителя»)
  175. М. В. Техника экспозиции в историко-бытовых музеях. / М. В. Фармаковский. — Л.: Издание Государственного Русского музея, 1928. 82 с.
  176. Философия культуры. Становление и развитие / Под ред. М. С. Кагана, Ю. В. Перова, В. В. Прозерского, Э. П. Юровской. -СПб.: Издательство «Лань», 1998.-448 с.
  177. Н. П. Фонды музея / Н. П. Финягина // Российская музейная энциклопедия.-М.: «Прогресс» «Рипол классик», 2001—Т.2.— с. 292.
  178. П. А.Храмовое действо как синтез искусств /
  179. П. А. Флоренский // Флоренский П. А. Сочинения .В 4 Т.Т.2 / сост. и общ. Ред. игумена Андроника (А. С. Трубачева), П. В. Флоренской, М. С. Трубачева. М.: Мысль, 1996. — с. 370−382 (философское наследие)
  180. К. Влиятельные музеи / К. Хадсон / Пер. с англ. — Новосибирск: «Сибирский хронограф», 2001. — 196 с.
  181. О. С. Метод моделирования в создании музейных экспозиций (на материалах Государственного музея истории религии / О. С. Хижняк // Музей в современной культуре: Сб. науч. трудов / СПбГАК. СПБ., 1997. — с. 128−139.
  182. Хлебников Велимир. Творения / Велимир Хлебников М.: Сов. писатель, 1987. — 736 с.
  183. Н.В. Сценарий и сценическая постановка в музее как способ реконструкции объектов нематериального наследия /
  184. Н. В. Чиркова // Собор лиц: сборник статей / под ред.
  185. М. Б. Пиотровского и А. А. Никоновой. СПб., 2006. — с. 184−190
  186. JI. М. Музей в современном мире. Новые подходы к музейной работе / Л. М. Шляхтина // Музей в современной культуре: Сб. науч. трудов. СПб., 1997. — с. 233−238.
  187. Л. М. Образ в образовательном пространстве музея / Л. М. Шляхтина // В поисках музейного образа: Материалы науч. конф., СПб., 12−13 апреля 2007 г.- СПб., 2007. с.138−144.
  188. JI. М., Фокин С. В. Основы музейного дела: Учеб. Пособие для студентов педагогических и гуманитарных вузов / JI. М. Шляхтина, С. В. Фокин. СПБ.: СпецЛит, 2000. — 160 с.
  189. Ф. И. Музейное дело. Вопросы экспозиции. / Ф. И. Шмит -Л.: Academia, 1929.-248 с.
  190. Ф.И. Исторические, этнографические, художественные музеи. Очерк истории и теории музейного дела. / Ф. И. Шмит -Харьков: «Союз», 1919. с. 50 (Школьная и внешкольная библиотека под редакцией Д.Г. Панадиади)
  191. И. А. Феномен «театрализации музея» / И. А. Щепеткова // Собор лиц: сборник статей / под ред.
  192. М. Б. Пиотровского и А. А. Никоновой. СПб., 2006. — с. 244−257
  193. . В. Временные экспозиции музеев Московского Кремля XIX—XX вв.еков: проблематика и исторический анализ: Автореф. Дис. канд. ист. наук: 24.00.03. РГГУ / Е. В. Щербина М., 2003.-16 с.
  194. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию / У. Эко ТОО ТК «Петрополис», 1998. — 432 с.
  195. Т. Ю. Музей в мировой культуре / Т. Ю. Юренева — М.: «Русское слово-РС», 2003. 536 е., илл.
  196. Т.Ю. Музееведение: Учебник для высшей школы / Т. Ю. Юренева. М.: Академический Проект, 2003. — 560 с.
  197. Е. В. Ikonen-Museum Frankfurt am Main, Stiftung
  198. Dr E. В. Юркова / Schmidt-Voigt. Музей как со-бытие от концепции к методологии // В поисках музейного образа: Материалы науч. конф., СПб., 12−13 апреля 2007 г.- СПб., 2007. с. 280−289.
  199. В. В. Современный словарь по психологии / Авт.-сост. В. В. Юрчук. Мн.: Элайда, 2000. — 704 с.
  200. Р. Язык и бессознательное7/ Р. Якобсон / Пер. с англ., фр., К. Голубович, Д. Епифанова, Д. Кротовой, К. Чухрукидзе.
  201. В. Шеворошкина- составл., вст. слово К. Голубович, К. Чухрукидзе- ред. пер. Ф. Успенский. М.: Гнозис, 1996. — 148 с.
  202. Heritage, Museums And Galleries: An Introductory Reader / Edited by Gerard Corsane. Routledge, 2005. 400 pp.
  203. Виртуальный музей русского примитива Электронный ресурс. -Режим доступа: http://www.museiim.ru/museiim/primitiv/
  204. Д. Музеи в сети Интернет / Д. Иванов // Меценат Электронный ресурс. — Интернет журн. 2005. — № 1. — Режим доступа: http: // www.maecenas.ru / doc / 2005l15. html
  205. Интернет на телеканале культура. «Загрузка» 8 февраля 2010 года Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.tvkultura.ru/news.html?id==422 568
  206. Л. В. Виртуальный музей: новая коммуникационная модель / Л. В. Нургалеева Электронный ресурс. Режим доступа: http: // confifap.cpic.ru / upload / spb2004 / reports / doklad197. doc
  207. Современная галерея Тейт Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.tate.org.uk/home/ languages/russiantm.pdf
Заполнить форму текущей работой