Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Оптическое стекло в декоративно-прикладном искусстве

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность выбранной темы обусловлена прежде всего тем, что несмотря на достаточно длительный период развития, оптическое стекло пока ещё не стало объектом целенаправленного искусствоведческого исследования. Специалисты в области современного художественного стекла решают более общие вопросы, связанные с анализом сегодняшнего состояния художественного стеклоделия, обозначением главных тенденций… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. История развития оптического стекла
    • 1. 1. Появление и развитие оптического стекла
    • 1. 2. Краткий обзор использования оптического стекла в художественном стеклоделии
  • Глава II. Основные свойства оптического стекла, используемые в ху дожественном стеклоделии
    • II. 1. Своеобразие оптического стекла как материала. Его основ ные оптические свойства
    • II. 2. Особенности формообразования в художественном оптиче ском стекле
  • Глава III. Основные выразительные средства художественного языка оптического стеклоделия
  • Глава IV. Основные направления художественного оптического стеклоделия
    • IV. 1. Камерная пластика
    • IV. 1Л Пластика формы
    • IV. 1.2. Пластика иллюзорного пространства
    • IV. 1.3. Пластика внутренней структуры
      • IV. 2. Монументально-архитектурная пластика

Оптическое стекло в декоративно-прикладном искусстве (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современное художественное стекло — одна из тех областей декоративно-прикладного искусства, где идёт постоянный поиск новых путей развития, новых средств выразительности, новых идей организации художественного произведения. Для решения этих задач художники используют самые различные методы и материалы. Особое место среди них занимает оптическое стекло. Оно возникло как материал для производства линз оптических приборов. Со временем увеличивалось число потребителей, совершенствовалась рецептура, отрабатывались технологически совершенные приёмы обработки такого стекла. На сегодняшний день технология изготовления и обработки оптического стекла является одним из высокоточных производств, настолько же определяющих лицо науки и техники XX века, как и освоение космоса, лазерные технологии и создание мировой компьютерной сети.

Но было бы неверно ограничивать сферу применения оптического стекла только наукоёмкими отраслями. Начиная с середины шестидесятых годов оптическое стекло становится объектом творческих изысканий художников. В материале обнаруживаются качества, имеющие большую ценность не только для науки и военного приборостроения, но и для художественного творчества. За те тридцать с небольшим лет, что прошли с начала развития художественного оптического стеклоделия, оно оформилось в самостоятельное направление декоративно-прикладного искусства. Но, к сожалению, относительно малый удельный вес художественных произведений из оптического стекла, рассредо-точенность центров его производства и небольшое количество мастеров препятствует созданию теоретических основ этого направления художественного стеклоделия.

Как уже было сказано выше, оптическое стекло имеет первостепенное значение для оптико-механической промышленности и сопутствующих производств. Это обеспечивает ему высокотехнологичную базу развития, но и ограничивает возможности распространениятак как варка оптического стекла — процесс дорогостоящий, сложный и потому невозможен вне специальных производств. Но этих заводов во всём мире не так много. Они, как правило, узко специализированны на изготовлении стёкол определённых свойств, а художественные изделия из оптического стекла не являются основным видом их продукции.

Так, например, в России художественное оптическое стекло получило развитие лишь на базе Лыткаринского завода оптических приборов, где создан цех художественных изделий. Имеются и другие центры оптического производства, но в них не произошло слияние двух составляющих: художников по стеклу и необходимой материально-технической базы.

Такое слияние произошло в Чехословакии, где был в наличии широкий круг подготовленных художников и большие возможности реализации их творческих исканий в заводских мастерских. Благодаря этому в конце 60-х — середине 70-х возник феномен чехословацкого оптического стекла. Появилась целая плеяда талантливых художников, интересы которых лежали в этой области.

Другим путём развивается художественное оптическое стекло в США. Здесь оптическое стекло для художественных целей выделено в отдельное производство. Рецептура варки стекла несколько упрощена: исключены некоторые процессы, придающие стеклу специальные характеристики, важные для оптико-механического производства, но сохранены его основные оптические свойства, ценные именно для художественного творчества. Такое стекло получило название «новый хрусталь». Самым крупным производителем «нового хрусталя» считается американская фирма «Stueben Glass», ориентированная на создании эксклюзивных образцов камерной пластики.

В других странах художественное оптическое стекло также не стало массовым явлением. Работают с ним единичные мастера, а их творения занимают особое место в галерее произведений современного художественного стекла.

Актуальность выбранной темы обусловлена прежде всего тем, что несмотря на достаточно длительный период развития, оптическое стекло пока ещё не стало объектом целенаправленного искусствоведческого исследования. Специалисты в области современного художественного стекла решают более общие вопросы, связанные с анализом сегодняшнего состояния художественного стеклоделия, обозначением главных тенденций его развития. Так, монографии по современному искусству стекла представляют собой некое подобие энциклопедического справочника или рекламного каталога, где важно не упустить ничего хоть сколь-нибудь значимого и оригинального из всего обилия идей и подходов, применяемых на сегодняшний день художниками. Они дают объективную картину направлений современного стекла, но не анализируют, да и не ставят задач проанализировать какое-то из этих направлений детально.

Происходит обращение к проблемам оптического стеклоделия и в периодических изданиях, таких как Декоративное Искусство СССР, Стекло и керамика, Glass Review, Umeni a Remesla, Sklar a Keramik, Glass, American Glass Review и других. Внимание искусствоведов привлекают не главные тенденции, а конкретные события, произведения, художники. Здесь важен фактический материал, а не общие закономерности. В периодической печати с большей вероятностью можно найти анализ какого-нибудь конкретного произведения, обзор творчества какого-либо из мастеров, обращение к новостям выставочной жизни. Но и в журнальных статьях нереально ожидать подробного исследования вопросов, которые важны для нас в этой работе.

Художественное оптическое стекло с момента своего возникновения находилось на границе науки и искусства. И для того, чтобы раскрыть всё своеобразие этого материала, его значение для художественного творчества, не достаточно находиться на позиции искусствоведанеобходимо привлечь понятия и законы оптики, определить свойства оптического стекла и его специфические отличия от обычного стекла или хрусталя. Эти сведения до сегодняшнего момента разбросаны по десяткам узкоспециализированных книг. Но все они раскрывают лишь некоторые проблемы оптического стеклоделия, преимущественно технические.

Следовательно, для создания теоретических основ художественного оптического стекла необходимо объединить в одно целое результаты научных исследований в области физической оптики (конечно, в той только части, которая интересует нас применительно к художественному стеклоделию) и выводы, сделанные искусствоведением при рассмотрении произведений из оптического стекла в контексте современного декоративно-прикладного искусства.

Наша работа ни в коей мере не претендует на создание глобальной теории. Но нам представляется очень важным восполнить пробел в той части искусствоведения, который касается этой пограничной области на стыке искусства и науки, объясняет своеобразие именно оптического стекла, проявляет все его характерные свойства и обозначает все те возможности, которые этот материал открывает для художников.

Таким образом, целью данной работы является определение своеобразия художественного оптического стекла в современном декоративно-прикладном искусстве, раскрытие его особых свойств и анализ художественно-выразительных средств оптического стеклоделия.

В рамках обозначаемой цели требуется решение следующих задач:

1. Исторический обзор оптического стеклоделия, что позволит определить истоки художественного оптического стекла.

2. Анализ исторического развития художественного оптического стеклоделия, выявление его основных центров.

3. Анализ основных оптических свойств и их влияние на приемы формообразования в оптическом стеклоделии.

4. Выявление основных художественно-выразительных средств оптического стеклоделия, сопоставление их с художественным языком других видов искусств, определение их значимости для художественного языка оптического стекла.

5. Систематизация основных направлений и формальных течений, существующих в оптическом стекле. Выявление взаимосвязей материальных свойств стекла, выразительных средств и композиционных приемов при анализе произведений художественного оптического стекла.

Как говорилось выше, оптическое стекло лежит в пограничной области между искусством и техникой уже по своему происхождению. Но и по художественной природе оптическое стекло является своеобразной коммуникативной зоной, где происходит взаимообмен самых различных видов искусства. В этом слиянии очень ярко проявляется своеобразие оптического стекла.

Для решения основных задач диссертационной работы предлагается использовать следующие методы исследования:

— изучение современных теоретических работ по вопросам этого раздела художественного стеклоделия как отечественных авторов, так и зарубежных специалистов в периодической печати и монографических исследованиях;

— привлечение законов физической и геометрической оптики для объяснения основных свойств оптического стекла, имеющих особое значение для художественного стеклоделия;

— комплексное искусствоведческое исследование проблем оптического стеклоделия, включающее всесторонний анализ произведений декоративного искусства из оптического стекла;

— проведение экспериментальной части исследования. Создание образцов изделий, подтверждающих результаты научных изысканий. Выполнение творческих работ, использующих палитру выразительных свойств оптического стекла.

Раскрытие основной идеи диссертации — определение эстетических качеств оптического стекла, используемых в художественном стеклоделии — диктует нам следующую структуру работы:

1.

Введение

 — где автор обосновывает причину своего интереса к избранной теме, очерчивает современную ситуацию в искусствоведении по этому вопросу и определяет свои задачи в данной работе. Здесь же описываются методы ведения научного исследования.

2. В первой главе даётся краткий исторический обзор оптического стеклоделия, описывается история его возникновения и развития. В отдельную часть выделяется история использования оптического стекла в художественном творчестве.

3. Вторая глава целиком посвящена характерным свойствам оптического стекла и их взаимосвязи с формообразованием в художественном оптическом стеклоделии. Без этих базовых сведений не прояснить художественной природы данного материала.

4. В третьей главе раскрывается художественная природа оптического стекла, сопоставляются его художественно-выразительные средства с формальным языком других видов искусств и архитектуры, выявляется их взаимовлияние.

5. В четвертой главе анализируются основные направления оптического стеклоделия, его основные формальные течения. Делаются выводы на основе анализа художественных произведений ведущих художников.

В заключительной части проводится подытоживание исследования, определяется его практическая значимость для художников, искусствоведов и намечаются дальнейшие шаги в развитии данной области.

После заключительной части приводится библиографический список литературы, использованной в работе над диссертацией. Он включает в себя труды по вопросам физической и геометрической оптики, литературу по технологии обработки оптического стекла. Но основную часть библиографического списка составляют работы художественных критиков и теоретиков искусства по проблемам современного декоративно-прикладного искусства и дизайна.

В приложение автором вынесены сведения технологического характера, необходимые для прояснения природы стекла, но уводящие от главной мысли исследования несколько в сторону.

Также, в приложение вынесена экспериментальная часть диссертации, где мы предполагаем проиллюстрировать положения основной часта исследования практическим выполнением образцов в материале. Автором были созданы изделия элементарных форм, которые демонстрируют в действительности основные свойства оптического стекла. Так же и в творческих работах диссертанта стремление проявить эстетические качества художественного оптического стекла привело к ряду интересных результатов. Анализ этих результатов, выводы из практической работы, подтверждённые фотоматериалам^ составляют основное содержание этого раздела диссертации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Безусловно круг проблем оптического стелоделия значительно шире, чем нам удалось раскрыть в этом исследовании. Оно затрагивает лишь наиболее злободневную часть вопросов такого разностороннего явления, каким является художественное оптическое стекло. Очевидно, что это лишь первый этап большой работы теоретиков искусства, начало длительной дискуссии всех заинтересованных в судьбе этого направления декоративного искусства специалистов.

В нашей работе нам пришлось преодолеть немало объективных и субъективных трудностей.

— Отсутствие единой, общепринятой терминологии.

— Недостаток публикаций, глубоко и всесторонне рассматривающих проблемы оптического стекла.

— Обращение к художественному оптическому стеклу, только лишь как к одной из существующих областей художественного стеклоделия.

— Краткий срок развития оптического стекла, как художественной дисциплины, также доставляет определенные трудности для исследователя.

— Большинством специалистов оно по-прежнему воспринимается как наукоемкое производство, а потому малочисленны статистические выводы именно по вопросам художественного использования оптического стекла.

В этой связи неоценимое значение приобретает опыт самостоятельной творческой работы автора с оптическим стеклом. Многие выводы этой диссертации сделаны на основании практических опытов и художественных экспериментов (см. приложение 4). Возможность делать заключения, опираясь не только на теоретические исследования, но и на результаты собственной практической работы, увеличила научную достоверность диссертации.

1. Изучение генезиса оптического стекла, его развитие, позволяет сделать вывод, что использование данного материала в художественной деятельности, как достаточно широкой практике, можно говорить не ранее середины 60-х годов XX века. До этого периода условий для его культивирования просто не существовало. Лишь с приходом новой научно-технической революции появилась возможность использовать излишки оптического стекла в непроиводственной сфере, такой, как декоративно-прикладное искусство.

Таким образом, художественное оптическое стекло — одно из самых.

Я&ЛеНУН & молодыхиекуеет-в современной художественной культуры. Многочисленные современные художественные течения не в счет, так как они обладают качествами, скорее, некоего рода художественной деятельности, но не искусства.

Уже на первом этапе своего развития художественное оптическое стекло проявило своеобразие и исключительную выразительность. За тридцать с небольшим лет ему удалось утвердиться в современном мире искусства, и, миновав период начальных экспериментов, расширить свой ареал. В некоторых странах, таких как Чехия, Словакия и США, сложились устойчивые традиции работы с оптическим стеклом, была создана система подготовки художников работающих с данным материалом.

2. Оптическогег стеклоделие имеет ряд принципиальных отличий от традиционного. Всестороннее исследование оптического стекла, как материала с определенными физическими и оптическими свойствами, позволило выявить эти определяющие качества. Оптическое стекло обладает высокими декоративными свойствами: оно однородно, прозрачно, бесцветно, а цветное оптическое стекло имеет огромное разнообразие цветовой гаммы. Но главные свойства данного материала, составляющие его основную ценность для художественного творчества — это его оптические свойства, способность к дисперсии, преломлению, отражению и рассеиванию светового потока. Конечно, эти свойства — лишь потенция, одна из возможностей существования стекломассы. Чтобы выявить эти возможности необходимо особое формообразование.

3. Нам удалось определить основные типологические формы изделий, существующие в оптическом стекле. Эти элементарные геометрические тела служат для создания более сложных пространственных структур, сохраняя при этом способность генерировать соеобразные световые эффекты, характерные для данного материала.

Этим проблемам не находится места на страницах искусствоведческой литературы. В научной же рассматриваются лишь аспекты физической и геометрической оптики. Но, естественно, наивно ожидать найти здесь анализ взаимосвязи световых оптических эффектов с художественным формообразованием. В нашей работе этот пробел восполняется, синтезируя знание научное и искусствоведческое.

Основным итогом исследования этих проблем стал вывод, что художественное формообразование оптического стекла во многом схоже с конструированием. Положительный результат, под которым мы понимаем создание произведения из оптического стекла, обеспечивает не только интуиция художника, но и точный предварительный расчет.

4. Эта часть творческой работы осложняется отсутствием отработанной методики подобных расчетов. На сегодняшний день такого инструмента не существует. Актуальность разрешения этой проблемы побудила нас обратиться в Белгородский технологический институт строительных материалов. В лаборатории моделирования и автоматизации проектирования, под руководством Блинцовского A.C., сделаны первые шаги к созданию программного обеспечения для художников, которое позволит с высокой степенью точности проводить эскизную работу, с акцентом на оптические свойства стекла, даст возможность спрогнозировать появление отражения, преломления и дисперсии в блоке стекломассы.

5. Художественное оптическое стекло, несмотря на ряд особенностей, находится в общих рамках художественного стеклоделия. Изменения, произошедшие в декоративно-прикладном искусстве в середине 60-х годов, выразившиеся в отходе от утилитарности, в обращении к архитектуре и интерьеру, в смещении в сторону станкового искусства, пластио ки определяют и художественный язык оптического стекла.

6. В своей работе художники по стеклу используют весь широкий спектр художественно-выразительных средств, существующих в декоративно-прикладном искусстве. Внимательное исследование художественного языка оптического стекла позволяет сделать вывод, что в нем наряду с традиционными для художественного стекла широко используются выразительные средства, заимствованные из других видов искусства, таких как архитектура, скульптура, живопись, графика, дизайн. Среди основных выразительных средств особое значение имеют фигуративность, пластичность и пространственность, более ассоциируемые с архитектурой и скульптурой, а также присущие оптическому стеклу кинетичность, светоносность, иллюзорность.

7. Определение основных направлений искусства стекла было сделано искусствоведами раньше. Мы лишь аккумулировали разрозненные сведения по этому вопросу, проверили закономерность такого деления применительно к оптическому стеклу. На основании этих исследований можно говорить, что направления художественного оптического стеклоделия — это камерная пластика, монументально-архитектурная пластика и утилитарная пластика.

8. В утилитарной и монументально-архитектурной пластике более глубокая классификация сводится к определению жанров, что вполне справедливо, так как произведения этих направлений не столь многочисленны. Но камерная пластика, которая является самым развитым направлением оптического стекла, заслуживает более внимательного изучения. Поэтому справедливо стремление систематизировать все разнообразие и кажущуюся разнородность этого направления, определить исходные отправные точки для такой классификации. В основу нашей классификации положено деление камерной пластики по внешним формальным приемам на три течения: «пластика формы», «пластика иллюзорного пространства» и «пластика внутренней структуры». Таким образом обозначаются три существующих подхода к передаче в пластике пространственных отношений: между объектом и окружающей средой, между объектом и возникающим в нем иллюзорным пространством, а также пространства внутри объекта.

Таким образом современное оптическое стекло представляет собой самостоятельную область художественного стеклоделия, где происходит поиск новых перспективных путей развития декоративно-прикладного искусства. Оптическое стекло обладает всеми качествами для более глубокого освоения таких областей применения, как декоративное искусство, архитектура и интерьер.

В этой связи представляется, что результаты нашего исследования будут иметь немаловажное значение для работы многих специалистов. Они должны способствовать более полному пониманию художниками, теоретиками исскуства специфических проблем, присущих художественному оптическому стеклоделиюосознанию его места в современном декоративном искусствеактивизации дальнейших творческих поисков художников, работающих с этим материалом.

Основные положения диссертации могут найти практическое применение:

— как теоретическое пособие для художников-практиков в их работе с оптическим стеклом;

— как справочная информация для искусствоведов при анализе произведений художественного оптического стеклоделия;

— как теоретическое пособие в процессе подготовки специалистов в области художественного стеклоделия;

— как исходные тезисы при создании программного обеспечения для художников оптического стекла.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. Современное художественное стекло. Прага: Одеон, 1979. -71 с.
  2. А. Чехословацкие художники на II Кобургской выставке стекла.П Стекло-ревю. 1986. — № 1. — С. 18−23
  3. В.Г. Лучи. Яркость. Идеальная оптика. М.: МИФИ, 1993. -30 с.
  4. Ю.Л. Магический кристалл профессора Качалова. Л.: Лен-издат, 1996. — 230 с.
  5. К.С. Материаловедение оптического производства. -Минск: Вышейшая школа, 1988. 141 с.
  6. М.А. Очерки по истории Русского стеклоделия. М.: Промстройиздат, 1952.- 168с.
  7. В.Н. Исследование технологического процесса обработки стекла методом оптического моделирования. Автореф. дис. канд. тех. наук. М., 1975.- 18 с.
  8. Ю.Б. Эстетика. М.: Политиздат, 1989. — 496 с.
  9. A.M. Интересно об оптике. Киев: Вища школа, 1980. — 96 с.
  10. В. Творчество Павла Трнки.Н Стекло-Ревю. 1989. — № 1. — С.18−19
  11. Всесоюзный симпозиум по оптическим и спектральным свойствам стёкол.: Тез. Докл. Л.: ГОИ, 1989. — 395 с.
  12. А. Выставка молодых.Н Стекло-Ревю. 1985. — № 10. — С.19−21
  13. А. Выставка чешского художественного стекла в Эссене.Н Стекло-Ревю. 1986. — № 9. — С.18−23
  14. Уб. Гартман А. Кеадриенале художественных ремёсел в Эрфурте. П Стекло-Ревю. 1987. — № 9. — С. 17−24
  15. А.Н., Брандон В. Электричество, оптика и квантовые явления.! Учебное пособие. М.: Изд-во Ун-та дружбы народов, 1986. — 79 с.
  16. Ю.А. Декоративная обработка стекла и стеклоизделий. М.: Высшая школа, 1989. — 223 с.
  17. Ю.А., Голозубов O.A. Справочник молодого рабочего по производству и обработке стекла и стеклоизделий. Москва, 1989.
  18. А.Н. Хрустальные, цветные и опаловые стёкла. М.: Гиз-легпром, 1957. — 235 с.
  19. Декоративно-прикладное искусство США сегодня. Каталог выставки. -Нью-Йорк, 1989. 158 с.
  20. Декорирование стекла лазером. Пер. ст. Urbanek F., Faskova МЛ Sklar, а Keramik. 1983.-№ 3.
  21. П. Авторская работа по созданию уникального стекла.17 Стекло-Ревю. 1984. — № 12. — С. 17−43
  22. П. Сочетать логику мышления с художественной интуицией.!! Стекло-Ревю. 1982. — № 3. — С. 18−23
  23. П. Шлифованное стекло Франтишека Янака.И Стекло-Ревю. -1985.-№ 8.-С. 16−20
  24. Т. Интимная жизнь стекла.!! Салон-интерьер. 1996. — № 6. -С.118−119
  25. В.И., Ильичёва E.H., Рыжиков Б. Д. Разработка семинаров по оптике. М.: МГУ, 1990. — 85 с.
  26. Ф., Савельева JI. В гостях у американских художников.!! Декоративное искусство СССР. 1989. — № 2. — С.42−45
  27. М. Магический кристалл.// Декоративное искусство СССР. -1981. № 5. — С.4
  28. JI.B. Декоративное стекло в Советской архитектуре. М.: Изобразительное искусство, 1989. — 240 с.
  29. JI.B. Звёзды мирового стекла.П Декоративное искусство СССР. 1991.-№ 4.-С.44−47
  30. JI.B. Павел Глава лидер чешского стекла.II Декоративное искусство СССР. — 1987 — № 8. — С42−43
  31. JI.B. Стекольная олимпиада.!! Декоративное искусство СССР. 1989.- № 5.-С.7
  32. Калабисова 3. Интересная конфронтация.// Стекло-Ревю. 1985. — № 2. — С. 20−25
  33. Каталог светорассеивающих стёкол (оптических). 1Гос. Опт. Ин-т им. С. И. Вавилова. JL, 1975. 55 с.
  34. Ю.Г. Оптические призмы. М.: Машиностроение, 1975. -192 с.
  35. В.Ф. Кинетизм. М.: Галарт, 1994. -160 с.
  36. .П. Геометрическая оптика. Томск: изд-во Томского унта, 1989.-222 с.
  37. Л. Художники в российской провинции.!! Декоративное искусство СССР. -1991. № 4. — С.2−10
  38. A.A. Стекло -материал будущего. М., 1980.
  39. В.И. Свет. М.: Педагокика, 1977. — 126 с.
  40. С.М. Конспект лекций по курсу «Оптические материалы». Бесцветное оптическое стекло. Л.: ЛИТМО, 1984. — 56 с.
  41. Лазерная художественная обработка материалов. Каталог-справочник Лазерной ассоциации. М.: ЛИУЦ ЛАС, 1993. — 67 с.
  42. А.Г., Нестеренко М. Л. Изготовление художественного стекла. М.: Высшая школа, 1987. — 304 с.
  43. В.И. Оптика и стекло. Опыт истории. Вологда: Северный печатник, 1928. — 186 с.
  44. Лекционный эксперимент по курсу общей физики: Оптика. Свердловск: УПИ, 1981.-43 с.
  45. О.В., Порай-Кошиц Е.А., Шульц М. М. Стекло: природа и строение. JI.: Знание, 1985. — 29 с.
  46. В.В. Полное отражение света в простых опытах. М.: Наука, 1986.- 127 с.
  47. К. Две традиции.!! Декоративное искусство СССР. 1972. -№ 6. — С.23−27
  48. Я. Стекло из художественных мастерских молодых художников.!! Стекло-Ревю. 1980 — № 3. — С. 15−16
  49. . Магический кристалл.!! Декоративное искусство СССР.- 1988.-№ 10.-С.35−37
  50. Г. А. Лазерная обработка стекла. М.: Сов. радио, 1979. -135 с.
  51. И. Брненское триеннале гравированного и резного стекла.!! Стекло-Ревю. 1981. — № 10. — С.9−11
  52. И., Лангхамер А., Кливар М. Стеклянная пластика в Брно глазами ведущих чехословацких теоретиков.!! Стекло-Ревю. 1987. -№ 11.-С.11−22
  53. Механическая обработка оптики нестандартной формы. Пер. ст. Arnold J.B.// Optical Engineering. -1977. № 4.
  54. M. Свет и цвет в природе. М.: Гос. из-во физико-математической лит-ры, 1959. — 440 с.
  55. Н.И., Губарев A.B., Островной М. И. Оптические свойства стекла. М., 1985. — 111 с.
  56. А. и др. Искусство и ЭВМ. М.: Наука, 1975. — 187 с.
  57. Л. Пластическое пространство и художественное сознание.! ! Декоративное искусство СССР. -1981. № 5. — С.22−25
  58. Наука о стекле и технология стекла в Японии. Пер. ст.// American Ceramic Society. -1987. -№ 11.
  59. Н. Пространственные лики стекла. II Декоративное искусство СССР. 1982. — № 2. — С.11−15
  60. Новая технология декорирования стекла. Пер. ст.// American Glass Review. 1983.-№ 3.
  61. Оптическое стекло.1 Сборник статей- под ред. Г. Т. Петровского. Л.: Машиностроение, 1972. — 384 с.
  62. С. Выставка современного чешского стекла в Финляндии.II Стекло-Ревю. 1989. — № 1. — С.11−13
  63. Е.И. Оптика Ньютона. М.: Наука, 1981. — 135 с.
  64. ЕМ. Дисперсия света. М.: Наука, 1980. — 165 с.
  65. В.М. Двадцатый век. М.: Советский художник, 1989. — 456 с.
  66. Т. Магия кристалла.II Архидом. 1998. — № 5. — С. 102−105
  67. Прикладное искусство и дизайн молодых художников Чехословакии. -М., 1979.
  68. Разработка новых стёкол фирмы «Корнинг». Пер. ст.// American glass review. 1976.-№ 1.-С.12−13
  69. В. Вазарели и пространственные искусства.П Декоративное искусство СССР. 1970. — № 8. — С.36−37
  70. Я. Мир воображения Яш Мытного.И Стекло-Ревю. 1990. -№ 5. — С22−25
  71. Д.С. Записка об оптическом стекле. Л.: ГОИ, 1932.
  72. Г. Об элементарном эстетическом восприятии.II Декоративное искусство СССР. 1977. — № 2. — С.28−31
  73. A.B. Новые горизонты архитектурного творчества 1970 -1980-е годы, М.: Стройиздат, 1990. — 327 с.
  74. Свойства и разработка новых оптических стёкол.: Сб. науч. тр./ Отв. ред. Е. Н. Царевский. JL: Машиностроение, 1977. — 214 с.
  75. В.А. Обработка оптического стекла. Л.: Машиностроение, 1980.- 183 с.
  76. Специальные стёкла формы «Корнинг «. Пер. ст.// American glass review. -1978. № 1. — С.16,18,47
  77. О.П. Свет: физика, информация, жизнь. М.: Просвещение, 1993.- 174 с.
  78. Стекло в 2000 г. Пер.ст. Kreidl N.// International Congress on Glass. Prague. 1977.
  79. Стекло вчера, сегодня, завтра. Пер. ст.// Glass. -1986. — № 4.
  80. Стекло мира. М.: ЦНИИ этоминформ, 1995. вып. 1−2. — 20 с.
  81. Стекло нужно всем./ Сборник. М.: Моск. раб., 1973. — 109 с.
  82. Стекло. Образ. Пространство. Каталог выставки./ сост. Полешова О.М.-М., 1987.-56 с.
  83. Стекло оптическое. М.: Стандартгиз, 1959. — 126 с.
  84. Стекло. Справочник./ под ред. Н. М. Павлушкина. М.: Стройиздат, 1973.-487 с.
  85. .Н. Очерки по истории оптической науки. Минск: Наука и техника, 1978. -175 с.
  86. Л.В., Тарасова А. Н. Беседы о преломлении света. М.: Наука, 1982.- 175 с.
  87. Л.В. Оптика рождённая лазером. Москва, 1977.
  88. С. Революция в оптике. М.: Мир, 1971. — 211 с.
  89. С. Удивительные свойства света. М.: Мир, 1969. — 136 с.
  90. С. Оптические иллюзии. М.: Мир, 1967. 127 с.
  91. Третий международный симпозиум по стеклу.!! Стекло-Ревю. 1989. -№ 3.
  92. М. Критическое оптическое. М.: Ad Margnem, 1997. 222 с.
  93. А. Кибернетика, логика, искусство. М., 1981.
  94. С.Э. Современная оптика. М.: Знание, 1968. — 64 с.
  95. Цветное оптическое стекло и особые стёкла. I Каталог- под ред. Г. Т. Петровского. М., 1990. — 227 с.
  96. . Ярослав Свобода творец и педагог.Н Стекло-Ревю. — 1988. -№ 5.-С.21−25
  97. Шедевры Американского стекла. I Каталог выставки./ сост. Д. Шейдл Спилмэн, С. К. Франц. М.: Советский художник, 1990. — 127 с.
  98. ЮЗ.Шукурова А. Н. Архитектура Запада и мир искусства XX века. М.: Стройиздат, 1990. — 318 с.
  99. Adlerova A. Shapes, colour and space in the work of Oldrich Pliva. ll Glass Review. 1988. — № 10. — P.24−27
  100. Architectural glass. H The Architect’s Sourcebook 12. The Guild, USA, 1997. — P.58−87
  101. Berets Chuck, Kyle Cardin. Stained glass designing with bevels. Palo Alto: Hidden House, 1981. -112p.
  102. Cousins Mark. 20-th century Glass. London: Grange Books, 1995. — 127 P
  103. Drdacka P. A search for new ways of communication in glass.!/ Glass Review. 1982.-№ 7.-P.2−38
  104. Kalabisova Z. The International «Glass in Architecture"simposium.11 Glass Review.- 1984.-№ 11. -P.7−11
  105. B.Klein Dan. Glass a contemporary art. Collins, 1989. — 224 p. i 14. Klivar M. The art glass of Jozef Tomecko. H Glass Review. 1982.- № 2. -P.16−19
  106. Langhamer A. Reminiscences of Jindrich Tockstein. ll Glass Review. -1984. -№ 11. P. 14−18
  107. Layton P. Glass Art. London, 1995. — 284p.
  108. Madigan Mary Jean. Steuben Glass. N.Y.: Abrams, 1982. — 320 p.
  109. Marsikova J. Glass from the studios of young artists. Ales Vasicek. H Glass Review. 1979. -№ 11.- P.2−5
  110. Marsikova J. Glass from the studios of young artists. Marian KareU! Glass Review. 1980. — № 7. — P.6−9
  111. Marsikova J. Glass from the studios of young artists. Vladimir Klein. H Glass Review. 1980. — № 5. — P. 10−12
  112. Moor Andrey. Architectural Glass Art. London: Mitchel Beazley, 1997. -160 p.
  113. Moor Andrey. Contemporary Stained Glass. London: Mitchel Beazley, 1996.- 144 p.
  114. Morris Elizabeth. Stained and decorative glass. London: Grange Books, 1995.- 128 p.
  115. Petrova Sylva, Olivie Jean-Luc. Bohemian Glass 1400−1989. New York: Harry N. Abrams, 1990. — 239 p.
  116. Radimakova E. The International arts and crafts exhibition in Bratislava. H Glass review. -1985. № 7. — P. 14−21
  117. Ricke Helmut. Neues Glas in Europa. Dusseldorf: Handwerk, 1990. — 3521. P
  118. Zackova A. The artistic tendencies of contemporary household and art glass. I I Glass Review. 1987. — № 2. — P.27−37// / / / >
  119. МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  120. МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ
  121. УНИВЕРСИТЕТ им. С.Г.СТРОГАНОВА1. Т2.1. На правах рукописи
  122. МЕРЗЛИКИНА ЮЛИЯ НИКОЛАЕВНА
  123. ОПТИЧЕСКОЕ СТЕКЛО В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ1700.04. Изобразительное, декоративно-прикладное искусство и архитектура
  124. ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения
Заполнить форму текущей работой