Импрессионистическое мировоззрение в западноевропейской культуре XIX в.: истоки, сущность и значение
Диссертация
В истории культуры известен еще один тип импрессионистического мировоззрения — он представлен японской культурой. Важнейшим отличием функционирования импрессионистического мировоззрения (и в его восточном варианте, в том числе) от западноевропейского, на напг взгляд, является присущее первому гармоничное, непротиворечивое осуществление человека в мире. Итак, определять импрессионизм исключительно… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ИМПРЕССИОНИЗМ КАК УНИВЕРСАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
- 1. 1. Импрессионистическое видение как особый способ мировосприятия
- 1. 2. Импрессионистическое мировоззрение как выражение кризиса рационалистической картины мира в западноевропейской культуре Нового времени
- 1. 3. Импрессионизм в традициях Запада и Востока: мировоззренческие параллели
- ГЛАВА 2. ИМПРЕССИОНИСТИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПАРАДИГМА ЗАПАДНОЙ КУЛЬТУРЫ НОВОГО ВРЕМЕНИ
- 2. 1. Импрессионистическое понимание пространства и времени
- 2. 2. Гармония и созерцательность как атрибуты импрессионистического мировоззрения
- 2. 3. Импрессионистическое «понимание» как способ постижения и освоения мира
Список литературы
- Алпатов, М.В. Этюды по всеобщей истории искусств / М. В. Алпатов. -М.: Просвещение, 1979. -413с.
- Андреев, Л.Г. Импрессионизм = 1трге85юптзте: Видеть. Чувствовать. Выражать / Л. Андреев. М.: Гелиос, 2005. — 320с.
- Апчинская, Н. Выставка французской живописи из Вашингтона / Н. Апчинская // Пространство картины: сб. статей / сост. Н. О. Тамручи. -М.: Сов. художник, 1989. 368с.
- Арсланов, В.Г. Западное искусствознание XX века / В. Г. Арсланов. -М.: Академический проект- Традиция, 2005. 864с.
- Астахов, О.Ю. Особенности самоидентификации личности в процессе художественного освоения мира в период культурного кризиса России конца XIX начала XX века: автореферат диссертации /О. Ю. Астахов. — Кемерово, 2000. — 18с.
- Бальзак об искусстве: статьи, письма, рецензии и отрывки / сост. В. Р. Гриб. М.-Л.: Искусство, 1941. — 527с.
- Барышникова, Д.В. Языки культуры в художественном произведении как семиотической системе: автореферат дис.. кандидата философских наук: 24.00.01 / Д. В. Барышникова. М., 2005. — 30с.
- Ю.Белый, А. Символизм как миропонимание / А. Белый- сост., вступ. ст. и прим. Л. А. Сугай. М.: Республика, 1994. — 528с.
- П.Бергсон, А. Творческая эволюция / А.Бергсон. СПб.: б. и., 1914.
- Бодлер, Ш. Об искусстве / Ш. Бодлер- сост. Ю. Н. Стефанова, А. Д. Чегодаева, вступ. ст. В. В. Левика. М.: Искусство, 1986. — 421с.
- Божович, В.И. Традиции и взаимодействие искусств. Франция: конец XIX начало XX века / В. И. Божович. — М.: Наука, 1987. — 320с.
- Бореев, Ю.Б. Эстетика: в 2 т. Т. 1./ Ю. Б. Бореев. Смоленск: Русич, 1997.-627с.
- Бранский, В.П. Искусство и философия: роль философии в формировании и восприятии художественного произведения на примере истории живописи / В. П. Бранский. Калининград: Янтарный сказ, 1999.-704с.
- Бродская, Н. Импрессионизм: открытие света и цвета / Н. Бродская. -СПб.: Аврора, 2002. 256с.
- Бродский, В.Е. Японское классическое искусство. Живопись. Графика: очерки / В. Е. Бродский. М.: Искусство, 1969. — 287с.
- Бурлюк, Д. Фрагменты из воспоминаний футуриста / Д. Бурлюк. -СПб.: Питер, 1994. 387с.
- Валери, П. Об искусстве / П. Валерии. М.: Искусство, 1976. — 622с.
- Вальцель, О. Импрессионизм и экспрессионизм в современной Германии (1890 1920гг.) / О. Вальцель- пер. с нем. О. М. Котельниковой, — под ред. В. М. Жирмунского. — Пг.: Academia, 1922. -94с.
- Ван Гог, В. Письма к брату Тео / В. Ван Гог- пер П. Мелковой. СПб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2008. — 384с.
- Вартофский, М. Модели. Репрезентация и научное понимание / М. Вартофский. М.: Искусство, 1988. — С.231.
- Вельфлин, Г. Истолкование искусства / Г. Вельфлин. М.: б. и., 1922. -[214 с].
- Вельфлин, Г. Основные понятия истории искусств: проблемы эволюции стиля в новом искусстве / Г. Вельфлин. М.: Изд-во В. Шевчук, 2002. — 290с.
- Вёрман, К. История искусства всех времен и народов (Искусство первобытных племен, народов дохристианской эпохи и населения Азии и Африки с древних времен до XIX столетия): в 3 т. Т.1. / К. Вёрман. -М.: ACT, 2000.-944 с.
- Виппер, Б.Р. Введение в историческое изучение искусства / Б. Р. Виппер. М.: Издательство В. Шевчук, 2004. — 368с.
- Власов, В.Г. Стили в искусстве: словарь (архитектура, графика, декоративно-прикладное искусство, живопись, скульптура). В 3 т. Т.1 / В. Г. Власов. СПб: АОЗТ «Кольна», 1995. — 680 с.
- Воллар, А. Ренуар / А. Воллар, пер. с франц. Н. Тырсы- предисл. A.B. Луначарского СПб.: Аврора, 1992. — 238с.
- Волобуев, В.А. Основные концепции искусства в западноевропейской эстетике: монография / В. А. Волобуев. М.: МГУКИ, 2001. — 296с.
- Волошин, М. Лики творчества / М. Волошин. Л.: Наука, 1988. — 421с.
- Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. М.: Лабиринт, 1999.-350с.
- Гайдукевич, Е.М. Роль Коро в становлении французского пейзажа XIX века: автореферат диссертации / Е. М. Гайдукевич. М., 1964. — 20с.
- Гаман, Р. Импрессионизм в искусстве и жизни / Р. Гаман. М.: Изогиз, Фабрика книги «Красный пролетарий», 1935. — 180с.
- Геворкян, A.B. О двух толкованиях понятия «настроение» в русском символизме / A.B. Геворкян // Вестник Московского университета. — 1998. № 6 — С. 24−33. — (Сер. 9- Филологи).
- Гонкур, Э. и Ж. Дневник. В 2-х тт. Т.1. / Э. и Ж. Гонкур- М.: Худлит, 1964.-711с.
- Гонкур, Э. и Ж. Дневник. В 2-х тт. Т.2. / Э. и Ж. Гонкур М.: Худлит, 1964.-750с.
- Гонкур, Э. и Ж. Жермини Ласерте. Братья Земганно. Актриса Фостен. / Э. и Ж. Гонкур. М.: б. и., 1972. — 489с.
- Горохова, Г. Э. К проблеме интерпретации категорий традиционной китайской философии / Г. Э. Горохова // Методологические проблемы изучения истории философии зарубежного Востока. М., 1987. — С.27−53.
- Грабарь И. В.А. Серов. Жизнь и творчество. М.: б. и., 1914.
- Грибер, Ю.А. Эпистемологические основания художественного творчества: На материале мифологии импрессионизма: автореферат диссертации. кандидата философских наук: 09.00.01 / Ю. А. Грибер -Смоленск, 2004. 24 с.
- Григорьева, Т.П. Дао и логос / Т. П. Григорьева. М.: Наука, 1992. -367с.
- Гришин, Михаил Владимирович. Взаимодействие художественных культур Японии и стран Запада во второй половине XIX—XX вв.еках: автореферат диссертации. кандидата культурологии: 24.00.01 / М. В. Гришин. Москва, 2003. — 24с.
- Данилова, И.Е. Судьба картины в европейской живописи / И. Е. Данилова. СПб.: Искусство — СПБ, 2005. — 294с.
- Даниэль, С.М. Сети для Протея: проблемы интерпретации формы в изобразительном искусстве / С. Даниэль. СПб.: Искусство, 2002. -304с.
- Даниэль, С.М. Искусство видеть: о творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя / С. Даниэль. Л.: Искусство, 1990. — 223с.
- Дворжак, М. История искусства как история духа / М. Дворжак- пер. с немец. A.C. Сидорова, B.C. Сидоровой, А.К. Лепорка- под общ. ред. А. К. Лепорка. СПб.: Академический проект, 2001. — 336с.
- Делакруа, Э. Мысли об искусстве, о знаменитых художниках /
- Э.Делакруа. М.: Изд-во Академии художеств, 1960. — 381с.
- Джуманиязова, Н.С. Генезис русского импрессионизма: автореферат диссертации. кандидата искусствоведения: 17.00.04. / Н.С.
- Джуманиязова. М., 2007. — 24с.
- Дмитриева, H.A. Передвижники и импрессионисты / H.A. Дмитриева // Из истории русского искусства 2-й п. XIX — н. XX века: сб. исследований и публикаций / Всесоюзный науч.-исслед. ин-т искусствознания Министерства культуры СССР. М., 1978. — С. 18−39.
- Дрюк, М.А. Синергетика: позитивное знание и философский импрессионизм / М. А. Дрюк // Вопросы философии. 2004. — № 10. -С.102−113.
- Дьякова, М.Г. Импрессионизм: философская концепция и бытие в культуре: автореферат диссертации / М. Г. Дьякова. Саранск, 1998. -19с.
- Жидков, B.C. Искусство и картина мира / B.C. Жидков, К. Б. Соколов. -СПб.: Алетейя, 2003. 464с.
- Жильсон Э. Живопись и реальность / Э. Жильсон- Пер. с франц. Н. Б. Маньковская. М.: РОССПЭН, 2004. — 367с.
- Завадская, Е.В. Эстетические проблемы живописи старого Китая / Е. В. Завадская. М.: Искусство, 1975. — 440с.
- Западноевропейское искусство второй половины XIX века: сб. ст. / под ред. Б. Р. Виппера, И. В. Даниловой.-М.: Искусство, 1975. 207с.
- Золя, Э. Эдуард Манэ / Э. Золя- пер. с франц. В.Н. Аникеевой- Предисловие М. К. Клеман. Л.: Изд-во Ленинградского обл. союза советских художников, 1935.- 39с.
- Импрессионизм. Письма художников. Воспоминания Дюран-Рюэля. Документы / пер. с франц. П. В. Мелковой. Л.: Искусство, 1996. -227с.
- Импрессионисты, их современники, их соратники / под ред. А. Д. Чегодаева. М.: Искусство, 1975. — 313с.
- Искусство Нового времени. Опыт культурологического анализа / отв. ред. O.A. Кривцун. СПб.: Алетейя, 2000. — 307с.
- История китайской философии / общ. ред. и послесловие МЛТитаренко. -М.: Прогресс, 1989. 552с.
- Калитина, H.H. Французский портрет ХГХ века / H.H. Калитина. М.: Искусство. — 279с.
- Камиль Писсарро: Письма. Критика. Воспоминания современников / авт. вступит, статьи и примеч., сост. К.Богемская. М.: Искусство, 1974.-316с.
- Кандинский, В. Точка и линия на плоскости / В. Кандинский. СПб.: Азбука, 2001.-560с.
- Кантор- А. «Старые мастера» Фромантена и французское искусство-второй половины XIX века / А. Кантор // Западноевропейское искусство- второй половины XIX века: сб. статей' / под ред. Б. Р. Виппера, И. В. Даниловой. -М., 1975. С. 77−91.
- Капустина, Л.Б. Взаимодействие философии и искусства как предмет теоретического осмысления в западной культуре: автореферат дис.. доктора философских наук: 09.00.13 / Л. Б. Капустина / С.-Петерб. гос. ун-т. СПб., 2004. — 30с.
- Кларк, К. Пейзаж в искусстве / К. Кларк- пер. с англ. H.H. Тихонова. -СПб.: Азбука-классика, 2004. 304с.
- Коро художник, человек. Документы. Воспоминания / сост. Е.М. Гайдукевич- пер. с франц. З. К. Манакиной. — М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1963. — 184с.
- Кочик, О. Импрессионизм / О. Кочик // Западноевропейское искусство второй половины XIX века: сб. ст. / под ред. Б. Р. Виппера, И. Е. Даниловой. М.: Искусство, 1975. — С. 17−37.
- Крамской, И.Н. Письма, статьи: в 2 т. Т.1. / И. Н. Крамской. М.: Изд-во Академии художеств, 1965. — 315с.
- Креспель, Ж.-П. Повседневная жизнь импрессионистов / Ж.-П • Креспель. М.: Молодая гвардия, 1999. — 301с.
- Кривцун, O.A. Влияние культурно-исторического процесса на неравномерное развитие видов искусств / O.A. Кривцун // Искусство Нового времени. Опыт культурологического анализа / отв. ред. O.A. Кривцун. СПб.: Алетейя, 2000. — С.28−69.
- Кривцун, O.A. История искусств в свете культурологии / O.A. Кривцун // Современное искусствознание: Методологические проблемы. М.: Наука, 1994.-С. 29−51.
- Кривцун, O.A. Ценности культуры и судьбы искусства / O.A. Кривцун. -М.: Знание, 1989.-64 с.
- Кривцун, O.A. Эстетика: учеб. / O.A. Кривцун. М.: Аспект Пресс, 1998.-430с.
- Круглов, В. Импрессионизм в России / В. Круглов // Русский импрессионизм. Живопись из собрания Русского музея / авторы-сост. каталога и биографий В. Круглов, А. Низамутдинова. СПб.: б. и., 2002. С. 7−40.
- Кузнецова, Е.А. Эстетика импрессионизма / Е. А. Кузнецова // Вестник Московского университета- 2000. № 2. — С.83−90. — (Серия 9. Философия).
- Курбановский, А. История искусства как археология визуальности / А. Курбановский // Искусствознание. 2005. -№ 2. — С.252−273.
- Лангер, С. Философия в новом ключе: Исследование символики разума, ритуала и искусства / С. Лангер- пер. с англ. С.П. Евтушенко- общ. ред. и послесл. В. П. Шестакова. М.: Республика, 2000. — 287с. -(Мыслители XX века).
- Ларионов, М. Лучизм / М.Ларионов. М.: б. и., 1913. — 21с.
- Леонардо да Винчи. Суждения о науке и искусстве / Леонардо да Винчи. СПб.: Азбука, 2001. — 704с.
- Лиманская, Л.Ю. Теория искусства в аспекте культурно-исторического опыта: исследования по теории и методологии искусствознания. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2004. — 223 с.
- Логиш, C.B. Импрессионизм в поэзии Поля Верлена: автореферат диссертации / C.B. Логиш. М., 1987. — 24с.
- Маковский, С.К. Силуэты русских художников / С. К. Маковский. М.: Республика, 1999. — 383с.
- Марцинский, Г. Метод экспрессионизма в живописи / Г. Марцинский- под ред. Н.Э. Радлова- пер. Б. Казанского. Петроград: Academia, 1923.-65с.
- Мастера искусства об искусстве. Т.5 (1). М.: Искусство, 1969. — 874с.
- Матвеева, А. Пространство и материя в пластике Родена / А. Матвеева // Западноевропейское искусство второй половины XIX века: сб. ст. / под ред. Б. Р. Виппера, И. Е. Даниловой. М.: Искусство, 1975. — С.53−64.
- Матисс, А. Заметки живописца / А. Матисс- пер. с фр., англ. СПб.: Азбука, 2001.-640с.
- Медведев, В.А. Принципы концептуализации субъектом познания своих теоретико-методологических оснований / В. А. Медведев // Известия Уральского государственного университета. 2007. — № 54. -С. 9−23.
- Мелик-Пашаев, A.A. Эстетическое отношение к природе как источник творчества / A.A. Мелик-Пашаев // Человек. 1991. — № 6. -С.23−29.
- Мелик-Пашаев, A.A. Мир художника / A.A. Мелик-Пашаев. М.: Прогресс-Традиция, 2000. — 271с.
- Мещеряков, А.Н. Культурные функции японских топонимов / А. Н. Мещеряков // Вестник РГТУ. 2000. — № 2. — С.53−76.
- Моклер, К. Импрессионизм. Его история, его эстетика, его мастера / К.Моклер. -М.: б. и. 1909. 144с.
- ЮЗ.Наливайко, Д. С. Искусство: направления, течения, стили / Д. С. Наливайко. Киев: Мистецтво, 1985. — 240 с.
- Некрасова, Е. Тернер / Е. Некрасова. М.: Изобразительное искусство, 1976. — 208с.
- Немов, P.C. Психологический словарь / P.C. Немов. М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 560с.
- Николаева, Н.С. Япония Европа. Диалог в искусстве. Середина XVI — начало XX в.: автореферат диссертации/ Н. С. Николаева. — М., 1998. -50с.
- Ницше, Ф. По ту сторону добра и зла: Сочинения / Ф.Ницше. М.:
- ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс- Харьков: Изд-во «Фолио», 1998 1056с.
- Новикова, Е.В. Китайский сад модель взаимоотношений Человека и Природы / Е. В. Новикова // Человек и Природа в духовной культуре Востока / ред.-сост. Н. И. Фомина. — М., 2004- С. 396−417.
- Новикова, М.М. История культуры и история искусства / М. М. Новикова // Вопросы культурологии: сб. науч. тр., посвященный 60-летниму юбилею профессора В. И. Полищука / отв. ред. JI.A. Полищук, Г. Т. Тухтиева. Нижневартовск, 2005 — С.126−178.
- Новикова, М.М. Обновление художественного языка как эстетическая проблема / М. М. Новикова // Вопросы этики и эстетики: сб. науч. тр. / отв. ред. Р. А. Бурханов, В. И. Полишук. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. пед. ин-та, 1997. С. 80−85.
- ПЗ.Нордау, М. Вырождение / М. Нордау- пер. с нем. и предисл. Р.И. Сементковского- Современные французы / пер. с нем. A.B. Перелыгиной, послесл. В. М. Толмачева. М.: Республика, 1995. -400с.
- Ортега-и-Гассет, X. Веласкес. Гойя. / X. Ортега-и-Гассет- пер. с исп., вступ. статья И. В. Ершовой, М. Б. Смирновой, комментарий и указ. имен В. М. Володарского. М.: Республика, 1997. — 351с.
- Ортега-и-Гассет, X. О точке зрения в искусстве/ X. Ортега-и-Гассет // X. Ортега-и-Гассет Эстетика. Философия культуры. М., 1991. — С. 35
- Панофский, Э. Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада / Э. Панофский- пер. с англ. А.Г.Габричевского- общ. ред. и послесл. В. Д. Дажиной. М.: Искусство, 1998. — 362с.
- Патен, С. Моне / С. Патен- пер. с франц. М.: Астрель, Изд-во ACT, 2002.- 176с.
- Писсарро, К. Письма. Критика. Воспоминания современников / К. Писсарро- авт. вступит, статьи и примеч., сост. К.Богемская. М.: Искусство, 1974. — 316с.
- По лишу к, В. И. Культура: мир познания и жизни / В. И. Полищук, М. М. Новикова, Б. В. Емельянов Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2008. — 380 с.
- Померанц, Г. Две модели познания / Г. Померанц // Померанц Г. Выход из транса. М.: Юрист, 1996. — С.41−53.
- Прокофьев, В.Н. Постимпрессионизм / В. Н. Прокофьев. М.: Искусство, 1973.-216с.
- Прокофьев, В.Н. Статьи разных лет / В. Н. Прокофьев. М.: Республика, 1985. — 178с.
- Пунин, H.H. Импрессионистический период в творчестве М.Ф. Ларионова / Н. Н. Пунин // Пунин, H.H. Русское и советское искусство. -М.: Советский художник, 1975. С.132−135.
- Раушенбах, Б.В. Геометрия картины и зрительное восприятие / Б. В. Раушенбах. СПб.: Азбука-классика, 2001. — 320с.
- Ревалд, Дж. История импрессионизма / Дж. Ревалд- пер. с англ. В. П. Мелковой- вступ. ст. и общ. ред. М. А. Бессоновой. М.: ТЕРРА-Книжный клуб- Республика, 2002. — 416с.
- Ревалд, Дж. Постимпрессионизм / Дж. Ревалд. М.: Республика, 1996.-465с.
- Рейтерсверд, О. Импрессионисты перед публикой и критикой / О.Рейтерсверд. М.: Искусство, 1974. — 299с.
- Ренуар, Ж. Огюст Ренуар / Ж. Ренуар. М.: Изд-во Академии художеств, 1970. — 314с.
- Руссо, Ж.-Ж. Избранные произведения: в 3 т. Т.З. / Ж.-Ж. Руссо. М.: Просвещение, 1961.-426с.
- Сапего, И. Эстетические принципы импрессионизма / И. Сапего // Искусство. 1974. — № 5. — С.55−83.
- Свечкарева, В.Р. Цивилизационное взаимодействие «Запад-Восток»: философско-методологический анализ: автореферат дис.. кандидата философских наук: 09.00.11 / В. Р. Свечкарева Волгоград, 2008. — 24 с.
- Семилет, Т.А. Проблема кризиса культуры в новоевропейском сознании: автореферат диссертации /Т. А. Семилет.- СПб.: Питер, 1997. -40с.
- Снитко, Т.Н. К вопросу о специфике организации японского культурного пространства / Т. Н. Снитко // История и культура Японии / отв. ред. В. М. Алпатов. М., 2002. — С.252−270.
- Сорокин, П. Человек. Цивилизация. Общество / П. Сорокин. М.: Политиздат, 1992.- 542с.
- Тарнас, Р. История западного мышления / Р. Тарнас. М.: Крон-Пресс, 1995.-448с.
- Трифонова, Л. Импрессионизм в русской скульптуре / Л. Трифонова. СПб.: Петербург — XX век, 2002. — 56с.
- Тугендхольд, Я.А. Проблемы и характеристики: сб. художественнокритических ст. / Я. А. Тугендхольд. — Пг.: Аполлон, 1915. 108с.
- Тугендхольд, Я.А. Эдгар Дега и его искусство / Я. А. Тугендхольд. -М.: Изд-во З. И. Гржебина, 1922. 90с.
- Турчин, В. Судьба пейзажа в эпоху пленэра / В. Турчин // Искусствознание. 1999. — № 2. — С.249−270.
- Тэн, И. Философия искусства / И. Тэн.- М.: Республика, 1996 351с.
- Уоллес, А.Р. Чудесный век. Положительные и отрицательные итоги XIX столетия / А.Р. Уоллес- пер. с англ. JI. Лакиера. СПб.: Изд-во Ф. Павленкова, 1900. — 115с.
- Усенко, Л.В. Импрессионизм в русской прозе начала XX века / Л. В. Усенко. — Ростов-н/Д.: Изд-во Ростовского ун-та, 1988. 240с.
- Федоров-Давыдов, A.A. Русский пейзаж XVIII н. ХХ века: Исследования. Очерки. История. Проблемы. Художники / A.A. Федоров-Давыдов. — М.: Советский художник, 1986. — 300с.
- Федоров-Давыдов, A.A. У истоков русского «импрессионизма"/А. А. Федоров-Давыдов // Русская живопись XIX века: сб.ст. / под ред. В. М. Фриче. — М., 1929.-С. 116−131.
- Федотова, В.Е. Становление импрессионизма в поэзии Поля Верлена: автореферат диссертации. кандидата филологических наук: 10.01.03. /
- B.Е. Федотова. Б.м., 2004. — 24с.
- Фейнберг, Е.Л. Секреты живописи старых мастеров / Е. Л. Фейнберг, Ю. И. Гренберг. М.: Изобразительное искусство, 1989. — 317с.
- Филиппов, В.А. Импрессионизм в русской живописи / В. А. Филиппов. М.: Белый город, 2003. — 320с.
- Фишер, P.E. Искусство буддизма / Р. Е. Фишер. М.: СЛОВО, 2001.224 с.
- Флоренский, П.А. Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии / П.А. Флоренский- сост. игумена Андроника (А.С.Трубачева). М.: Мысль, 2000. — 446с.
- Французская живопись II половины XIX века и современная ей художественная культура: сб. ст. / под ред. И. Е. Даниловой. М.: Советский художник, 1972. — 205с.
- Фриче, В.М. Социология искусства / В. М. Фриче. М.: Едиториал УРСС, 2003.-208с.
- Хилтухина, Е.Г. Проблема «Запад-Восток» в изучении художественной культуры: автореферат диссертации. кандидата философских наук: 09.00.04. / Е. Г. Хилтухина. Л., 1984. — 24с.
- Христиансен, Б. Импрессионизм в изобразительном искусстве /Б.Христансен // Христиансен, Б. Философия искусства. СПб., 1911. — С.255−278.
- Швейцер, А. Благоговение перед жизнью / А. Швейцер. М., 1992. -364с.
- Шпенглер, О. Закат Европы / О. Шпенглер- Вступит, ст. и комм, д.ф.н., проф. Г. В. Драча. -Ростов-н/Д.: Изд-во «Феникс», 1998. 640с.
- Шпенглер, О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории: в 2 ч. 4.1 / О. Шпенглер- пер. с нем., вступ. ст. и примеч. К. А. Свасьяна. -М., 1998.-215с.
- Щедрина, Г. К. Эстетическая мысль и традиционная художественная культура Японии / Г. К. Щедрина // Культура и мировоззрение: методологические и методические вопросы: сб. науч. тр. / ред.-сост. В. И. Смирнов. СПб.: б. и., 1994. — С.62−76.
- Эдгар Дега: Письма. Воспоминанья современников / пер. с франц. М. Казениной, пер. с англ. Т. Полевой, Ю. Полева- сост. и примеч. В. Прокофьева- вступит, статья Я. Тугендхольда. М.: Искусство, 1971. -304с.
- Эдуард Манэ: Письма. Воспоминания. Критика современников. М.: Искусство, 1965. — 296с.
- Элиаде, М. Аспекты мифа / М. Элиаде. М.: Академический проект, 2001.-240с.
- Этюды по всеобщей истории искусств/ под ред. И. Е. Даниловой. -М.: Советский художник, 1979. 305с.
- Юнак, А.Е. Диалог восток-запад как проблема философии культуры: На примере развития диалога культуры Японии и Европы XVIII—XX вв.еков: автореферат диссертации. кандидата философских наук: 09.00.13. / А. Е. Юнак. Ростов-н/Д., 2006. — 24с.
- Яворская, Н.В. Пейзаж барбизонской школы / Н. В. Яворская. М.: Искусство, 1962. — 347с.
- Якимович, А. О построении пространства в современной картине / А. Якимович // Пространство картины: сб. ст. / сост. Н. О. Тамручи. М.: Советский художник, 1989. — 368с.
- Якимович, Е.А. Живопись и фотография во Франции во второй половине XIX веке / Е. А. Якимович. М.: Макс-Пресс, 2001. — 72с.
- Яроциньский, С. Дебюсси, импрессионизм и символизм / С. Яроциньский- пер. с польского С. С. Попковой М.: Прогресс, 1978. — 232с.
- Bazin, G. L’epoque impressionniste/ G. Bazin Paris: Editions Pierre Tisne, 1947.-95p.
- Caurthion, et Cailler. Manet raconte par lui-meme et par ses amis/ Caurthion et Cailler. Geneve: Skira, 1945. — 165p.
- Cogniat Raymond. Le siecle des Impressionnistes / R. Cogniat. Paris: Flammarion, 1959. — 207p.
- Compagnon Antoine. Les cinq paradoxes de la modernite / A. Compagnon. -Paris: Seuil, 1990.- 191p.
- Daix, Pierre. L’Aveuglement devant la peinture/ P. Daix. Paris: Gallimard, 1971.-268p.
- Durand, Pascal. Crises Mallarme via Manet (De «The Impressionists and Eduard Manet» a «Crise de vers»)/ P. Durand. Leuven (?): Peeters Vrin, 1998.-271p.
- Francastel, P. L’Impressionisme /P. Francastel. Paris: Gallimard, 1974. — 218p.
- Francastel, P. Peinture et Societe. Naissance et destruction d’un espace plastique de la Renaissance au /P. Francastel. Paris: Gallimard, 1965.-247p.
- Histoire de la France: des origines a nos jours / Sous la direction de Georges Duby. Paris: Larousse, 2000. — 1208p.
- Huyghe Rene. La releve du reel. Impressionisme, symbolisme. La peinture francaise au 19 siecle/ R. Huyghe. Paris: Flammarion, 1974. — 478p.
- Jullian, Rene. Le mouvement des arts du romantisme au symbolisme: Arts visuals, musique, litterature / R. Jullian. Paris: Albin Michel, 1979. — 589p.
- Larquet, Paul. L’art et l’histoire/ P. Larquet. Paris: Payot, 1922. — 302p.
- Mouton, Jean. Du silence au mutisme dans la peinture/ J. Mouton. Paris: Desclee de Brouwer, 1959. — 182p.
- Picon Gaetan. 1863: naissance de la peinture moderne/ Picon Gaetan. -Geneve: Skira, 1974. 169p.
- Roberts-Jones Philippe. L’alphabet des circonstantes. Essais sur l’art des 19 et 20 siecles / Roberts-Jones Philippe. Bruxelles: Palais des academies, 1981.-458p.
- Roger-Marx C. Les impressionnistes / C. Roger-Marx. Paris: Payot?., 1956.-213p.
- Serullaz M. Les peintres impressionnistes / M. Serullaz. Paris: Payot?., 1959.- 147p.