Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Семейное чтение как механизм идеологизации немецкой культуры в нач. XX в.: На примере журнала «Гартенлаубе»

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Глава 3. ПРОПАГАНДА ИДЕЙ НАЦИОНАЛ-СОЦИАЛИЗМА В НЕМЕЦКОЙ ПУБЛИЦИСТИКЕ И НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.121. Характеристика литературы для семейного чтения в XIX в. и основные семейные ценности.17. Глава 1. ОСНОВЫ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ В НЕМЕЦКОМ ОБЩЕСТВЕ И ЕГО ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ.17. Глава 2. ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ НЕМЕЦКОЙ ПУБЛИЦИСТИКИ НАЧАЛА XX в.46. Понятие «народ» и его роль в реализации национальной… Читать ещё >

Содержание

Актуальность темы исследования. Современный мир изобилует многообразием политических движений, среди которых продолжают существовать, казалось бы, развенчанные идеологии, в том числе и национал-социализм. Совокупность проблем, связанных с возникновением и живучестью идей национал-социализма, обусловила настоятельную необходимость осмысления последствий подобного рода влияний на социокультурную ситуацию и перспективы социодинамики под воздействием инокультурных влияний. Усиление социокультурной дифференциации современного мирового социума и кризис идентичности возрождает опасность национал-социализма. В современной Германии существует также множество нерешенных проблем, связанных со сложным социоэкономическим положением (особенно это характерно для новых федеральных земель на территории бывшей ГДР). Молодежь этого региона, не нашедшая достойного места в объединенном государстве, старшее поколение немцев, оказавшееся в силу ряда причин не востребованным, — вот база для недовольства современной ситуацией и возможная опора для лидеров, мящихся к возрождению идей национал-социализма. Националистические тенденции и сегодня время от времени демонстрируются (напр., в Австрии и во Франции в 2002 г.- победой неонацистской партии на выборах в ландтаг Саксонии 19 сентября 2004 г. и др.). Население Германии сегодня вновь недовольно медленным ходом решения экономических проблем, оно делает выбор в пользу партии с многообещающими лозунгами (подобными лозунгам Третьего рейха).

В наши дни идеологи национал-социализма, как и прежде, делают ставку на молодежь. Неудовлетворенность молодежи решением ее социальных проблем, бунтарство привели к созданию в Германии в XX в. более 500 новых молодежных организаций. Присущий молодежи патриотизм, очень ловко использован лидерами национал-социализма. В свое время Гитлер показал молодому немцу путь, как стать «героем», вдохновил его захватническими планами. Время показало, что некоторые положения этой идеологии остались в сознании старшего поколения. И в современных условиях социальной, экономической и политической нестабильности вполне могут использоваться как составляющие элементы новых политических течений, которые способствуют актуализации и внедрению в современное массовое сознание идей национал-социализма.

В мировой научной литературе, начиная с 70-х г. прошлого века, появляется значительное количество работ, связанных с научным и политическим анализом прихода к власти национал-социализма. Необходимо отметить, что несколько поколений людей и в нашей стране, и во многих западных странах полагали, что причиной прихода к власти национал-социалистов является прусский милитаризм, вильгельмовский империализм Германии. Однако в современной немецкой историографии наблюдается несколько иная тенденция. Причины национал-социализма его исследователи усматривают также в различных течениях «консервативной революции», а порой — и в психологических особенностях личности Гитлера. Вместе с тем очевидно, что чисто политический или исторический анализ не всегда позволяет выявить специфику умонастроения целого народа (и ответить на вопрос о том, что заставило миллионы немцев признать своим вождем Гитлера, следовать его идеям.

Культурологический анализ, обладающий целостностью и комплексностью подхода к рассматриваемому явлению, позволяет выявить внутренние структуры социально-психологического и культурного состояния немецкого народа и проследить механизмы влияния идеологических концепций через составляющие культуры.

Можно полагать, что социально-психологическая ситуация в стране в определенной степени была обусловлена поражением Германии в Первой мировой войне, что породило в определенных слоях общества реваншистские стремления.

Именно они явились питательной почвой, на которой стали вызревать и распространяться идеи национал-социализма, идеологи которого использовали не только все официальные каналы распространения своих идей, но и традиции немецкой бытовой, семейной культуры, в том числе большую популярность художественной литературы и журналов для семейного чтения.

Особую роль в распространении идей национал-социализма сыграл журнал для семейного чтения «Гартенлаубе», который считался чисто развлекательным, а обсуждение политической тематики как бы не входило в его задачи. Идея или мечта о Третьем рейхе представлялась обывателям как выражение тоски по прежней Германии — Второму рейху Бисмарка — сильному процветающему государству. Этот журнал целенаправленно и систематически стал подбирать произведения немецких авторов разных лет с целью пропагандировать и развивать идеи национал-социализма.

Учитывая то, что национал-социализм, имеет, как полагают историки и политологи, внеисторический и внефилософский характер, автор, не углубляясь в анализ основных идей национал-социализма как формы политической культуры, сосредоточил свое внимание на механизме внедрения комплекса националистических идей в культуру повседневной жизни немецкого обывателя через популярные произведения художественной культуры и литературу для семейного чтения.

Выбор данной темы обусловлен необходимостью комплексного изучения социокультурного механизма внедрения национал-социализма в массовое сознание, который может воспроизводиться при определенных условиях и не только в рамках немецкой культуры.

Актуальность диссертационного исследования обусловлена живучестью идей национал-социализма, влиянием их на социокультурную динамику, кризисностью личностной идентичности и опасностью возрождения нацизма как мирового феномена. Актуальность исследования определяется необходимостью избавления культуры от внешних влияний разрушительного характера. Культура, являясь носителем (или выражением) смысла человеческого существования, должна обладать защитными механизмами.

Теоретическая значимость исследования определяется недостаточной теоретической и методологической разработанностью проблематики оснований и механизмов идеологизации культуры. Практическое значение исследования связано с противостоянием идеологизации культуры как стремления средствами самой культуры установить в ней жесткие регулятивы. Идеологизация ведет, как показал исторический опыт, к подавлению творческого начала и личной ответственности человека.

Объект исследования. Специфика немецкой национальной культуры- динамика ее развития и становления традиций.

Предмет исследования. Механизм идеологизации национальной культуры через использование традиций семейного чтения.

Цель исследования. Проследить идеологизацию культуры, рассмотреть процесс подчинения культуры определенным идеологическим концепциям, идеям и установкам на примере изменения характера публикаций журнала «Гартенлаубе», проанализировать их содержательную сторону как средство влияния на сознание людей через частную жизнь. Выявить основные составляющие националистической трансформации немецкой культуры.

Задачи исследования'.

— выявить характер трансформации немецкой культуры под влиянием националистических идей, теории «жизненного пространства» и Третьего рейха-

— показать эволюцию идей национал-социализма на базе националистических (фёлькиш) идей после поражения Германии в Первой мировой войне-

— раскрыть содержательные тенденции, направленные на идеологизацию культуры, в деятельности авторов литературы для семейного чтения-

— показать действие культурологического закона, выявленного Лотманом, состоящего в том, что деградация культуры разрушает ее естественное многообразие, репрессируя и отбраковывая любые отклонения от регламентированной нормы-

— представить механизм преодоления националистических идей на основе теоретической научной методологии-

— противопоставить идеологизации немецкой культуры синтез позитивных национальных идей и моделей- показать и актуализировать культурно-исторический потенциал немецкой народной культуры, обозначить перспективы ее развития.

Степень изученности проблемы В основу исследования положены произведения современной культурологической классики, в которых анализируются проблемы социокультурных процессов XX века, категории &bdquo-нация", &bdquo-народ", &bdquo-война" и др. В первую очередь — это труды О. Шпенглера, X. О.-И-Гассета, И. Хейзинги, М Вебераидр.1

Использованную в работе литературу можно разделить на две группы: издания, относящиеся непосредственно к данной теме исследования, и — к общим вопросам, актуальность которых возросла в связи с обращением к данной теме. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории Т. 1. М., 1992- Ортега -и- Гассет X. Восстание масс. В кн. Дегуманизация искусства. М., 1991- Хейзинга И. Homo Ludens. М., 1992- Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. Избр. пр. М., 1992.

В числе источников следует указать на работу Альберта Френкеля, посвященный Эрнсту Кейлю, издателю «Гартенлаубе», и напечатанный в «Гартенлаубе» в 1887 г. 1 Френкель работал вместе с Кейлем в течение многих лет, был редактором журнала и написал краткую биографию Кейля, в которой представлены важнейшие события в истории «Гартенлаубе».

В диссертации Евы Киршштайн «Журнал для семейного чтения» (1935)2 содержится подробный анализ, связанный с возникновением журнала для семьи, и указывается на его культурно-историческую необходимость в середине XIX в. Однако эта работа посвящена другим проблемам и задачам. В этой работе речь идет об исследовании Familienzeitschrift (нем. журнал для семейного чтения). При этом автор считает его самым удачным среди развлекательных журналов. Выходившие до «Гартенлаубе» развлекательные журналы, такие как «Unterhaltungen am hauslichen Herd» или Pfenningmagasin", являются, по ее мнению, удачной концентрацией всего нового в мире, которые отвечают разнообразным вкусам читателей и именно благодаря этому они имели успех. Исследователь подробно анализирует успех «Гартенлаубе», его историю, но считает, что этот журнал не занимался политическими проблемами и задачами. Киршштайн привела полный

список журналов, выходивших с 1790 г. в Германии и их подробную библиографию.

Научное исследование Ханса Группе «Народ между политикой и идиллией в &bdquo-Гартенлаубе» в 1853—1914 гг." (1976), представляет особый интерес, поскольку помогает дать ответ на ключевой и спорный вопрос о том, насколько журнал для семейного чтения занимался политическими проблемами своей страны и почему в программе «Гартенлаубе» отсутствует постановка политических требований. Подробный анализ культурно-политической обстановки XIX в., сделанный Группе, и убедительные аргументы в пользу того, что в «Гартенлаубе» уже в этот

1 Frankel A. Emst Keil. Ein Lebens und Charakterbild. Die «Gartenlaube», 1878.

2 Kirschstein E. Die Familienzeitschrift. Scharlottenburg, 1937.

3 Gruppe H. Volk zwischen Politik und Jdylle in der «Gartenlaube» 1853−1914. Munchen, 1975. период присутствовала политическая программа, позволяют продолжить ее анализ и проследить ее изменение. X. Группе раскрывает многозначность понятия «народ», имея в виду не его философское, а лингвистическое и историческое понятие, следовательно, тесно связанное с общественно-политической ситуацией. Исследователь подчеркивает тесную связь между «народом» и «народной культурой», что указывает на культурологическое значение и использование этого понятия. В целом работа позволяет проследить дальнейшее использование понятия «народ» различными политическими партиями в своих политических интересах.

Каким видел «Гартенлаубе» его сотрудник, об этом написал в 1902 г. Генрих Проэльс.1 Речь идет о краткой истории «Гартенлаубе», где представлены главные задачи журнала. Согласно Проэльсу, на первое место ставились развлечение и просвещение в области естествознания.

Другой задачей журнала, как показывает автор, было содействие и укрепление жизни немецкой семьи. Далее автор подчеркивает, что журнал занимался также такими национальными вопросам, как поддержкой социальных требований рабочих, содействовал стремлению женщин к эмансипации.

Необходимо упомянуть также изданные отдельной книгой в 1982 г. в ГДР отрывки романов, стихов, иллюстраций из «Гартенлаубе». Автор этого издания Гюнтер Квойдрак, 2 хотя и считает его развлекательным, но во введении затрагивает круг социальных и политических вопросов, которыми занимался журнал.

В 1967 г. появилась книга Магдалены Циммерман, куда включены различные рубрики из «Гартенлаубе» с указанием названий статей и их авторов. Она отмечает важную роль издателя в популярности журнала.

1 Proelss H. Zur Geschichte der «Gartenlaube». Berlin, 1902.

2 Cwojdrak G. Die Gartenlaube. Berlin- 1982.

Особо следует отметить фундаментальную работу американского культуролога Гордона Крейга «Немцы» (1982), 1 который сам был свидетелем крушения Веймарской республики, и собрал огромный материал о стране и немцах. Его исследование может служить справочным материалам по всем ключевым вопросам, затрагивающим причины прихода нацизма, историческую обстановку, культуру, различные литературные течения как составную часть консервативного движения Германии после Первой мировой войны. Г. Крейгу весьма важно было разобраться в немецкой традиции анализа истории бисмарковского рейха, который до Первой мировой войны был идеалом исторического развития Германии, а после Первой мировой войны стал для большинства немцев и политических течений ностальгической потребностью и представлялся средством выхода из кризиса. Существенную роль в понимании этого сложного периода Веймарской республики сыграли исследования Гордона Крейга, Клауза Вондунга, 2 Эрнста Келлера. В особую группу следует выделить исследования, относящиеся к журналу для семейного чтения, и среди них необходимо прежде всего назвать монографию Вольфганга Лангенбухера «Современный развлекательный роман» (1964).3 В ней содержится подробный анализ роли развлекательного романа, его социальной функции и места книги в литературной политике национал-социалистов. В работу включены также списки авторов, чьи произведения были признаны официальной национал-социалистической литературой.

Необходимо отметить, что списки с политическими и развлекательными романами представлены раздельно и это существенно облегчает сравнительный анализ их тиражей в разные годы. Дитрих Штротманн в исследовании «Национал-социалистическая литературная политика» (1985)4 дает подробный анализ того,

1 КрейгГ. Немцы. М., Ладомир, 1999.

2 Vondung К. Volkisch nationale und nationalsozialistische Literaturteorie. Munchen, 1973.

3 Langenbucher W. Der aktuelle Unterhaltungsroman. Bonn, 1964.

4 Strothmann D. Nationalsozialistische Literaturpolitik. Bonn, 1985, как многие авторы и их произведения были признаны «народными произведениями» и почему национал-социалисты признали их своими. Д. Штротманн еще раз подтвердил мысль Вондунга и Кетельзена1 о том, что национал-социалисты воспользовались всем тем, что было написано до их прихода, несмотря на то, что они очень хотели иметь писателей из своих рядов.

Различные литературные и политические течения после Первой мировой войны в Германии были объединены под общим названием «консервативная революция». Сюда входили движение «фёлькиш», «бюндиш» и другие. Общим для них был поиск пути выхода из послевоенного кризиса. Произошла идеологизация романа, и это подтверждают также романы в семейном журнале «Гартенлаубе», называемые развлекательными. Без помощи Уве Кетельзена и Клауза Вондунга невозможно разобраться во всем многообразии этих течений и направлений, так как они четко выделяют из огромного количества произведений тех авторов, которые послужили образцом для подражания в качестве политических романов. Этой же теме посвящены другие научные исследования, раскрывающие истоки немецкого национализма и их перерождение в национал-социализм, а также отвечающие на вопрос, почему конкретные произведения оказались программными и необходимыми в Третьем рейхе. К ним относятся у

Национализм и

литература" Эрнста Келлера (1970), «Литература и поэзия в Третьем рейхе» Иозефа Вульфа (1963), 3 «Лексикон национал-социалистических писателей» Юргена Хиллесхейма (1993), 4 и «История германской литературы» авторского коллектива во главе с Вольфгангом Бётингом (1992), 5 «История германской литературы» Виктора Цмегача (1980).6

1 Ketelsen U. Volkisch nationale und nationalsozialistische Literatur in Deutschland 1890 -1945. Stuttgart, 1976.

2 Keller E. Nationalismus und Literatur. Bern und Munchen, 1970.

3 Wulf J. Literatur und Dichtung im Dritten Reich. Eine Dokumentation. Mohn, 1963.

4 Hillesheim J., Michael E. Lexikon nationalsozialistischer Dichter. Wurzburg, 1993.

5 Beutin W., Ehlert K. Deutsche Literaturgeschichte. Stuttgar, 1992.

6 Zmegac V. Geschichte der deutschen Literatur vom 18. Jahrhundert bis zur Gegenwart. Band 2. Regensburg, 1980. и

Тема данной работы тесно связана с исследованием Фрица Шлаве «Литературные журналы 1885−1910» (1961), 1 в котором автор дает четкое представление о возникновении литературного журнала и его отличии от журнала для семейного чтения. Сюда вошли также определение журнала и программы.

Исследование Альфреда Эстерманна «Немецкие литературные журналы л

1850−1880″ (1988) содержит полные программы журналов для семейного чтения, библиографию. Дополнением к этой работе служит его же труд «Библиографический анализ содержания немецких журналов по культуре XIX в.» (1995).3 Это десятитомный труд и «Гартенлаубе» специально посвящен третий том, где всё его содержание подразделяется на ключевые рубрики с названиями романов и статей. К сожалению, данный том охватывает

список содержания «Гартенлаубе» лишь до 1880 г., с 1880 по 1944 г. такого списка не существует.

Вопрос об идеологической направленности «Гартенлаубе» очень важен еще и по той причине, что в программе журнала для семейного чтения, как уже говорилось, он отсутствовал. Очень интересно было бы познакомиться с диссертацией Германа Цанга «&bdquo-Гартенлаубе», как политический орган" (1935), но, по-видимому, она утрачена. Что же касается Киршштайн, то она этот вопрос исключила из своего исследования. Поэтому работы Ханса Группе «Народ между политикой и идиллией» и Гюнтера Квойдрака «Гартенлаубе» (1982) являются единственными, раскрывающими важные стороны политических настроений журнала. Других исследований, связанных напрямую с политической позицией «Гартенлаубе» после 1914 г. пока нет.

Для обсуждения вопроса о расе и пространстве, также являющегося темой данной работы, существенную роль сыграли труды Юргена Лутцхофта «Нордическая идея в Германии 1920−40гг. (1971), 4 «Гитлер» (1997) Харальда

1 Schlawe F. Literarische Zeitschriften 1885−1910. Stuttgart, 1961.

2 Estermann A. Die deutschen Literatur-Zeitschriften 1850 -1880. Munchen- 1988.

3 Estermann A. Inhaltsanalytische Bibliographien deutscher Kulturzeitschriften des 19. Jahrhunderts. Band 3. Munchen, 1995.

4 Lutzhoft H. Der nordische Gedanke in Deutschland 1920 -1940. Stuttgart, 1971.

1 Л

Штеффана, «Психограмма диктатора» (2003) Манфреда Коха-Хиллебрехта, л

Нацизм и культура" (2003) Джорджа Моссе. Лекционный курс проф. МГУ Е. Г. Языкова, посвященный важнейшим проблемам нацизма между Первой и Второй мировыми войнами, позволяет без идеологических штампов определить позицию нашей страны в этот период. Исследования продолжателя идей расового учения в Германии Отто Аммона были опубликованы в «Гартенлаубе», поэтому они рассматриваются в контексте журнала.

Среди общих рассматриваемых вопросов выделяется проблема предыстории журнала для семейного чтения, культурно-исторической обстановки, которая применительно к указанной теме важна тем, что она сыграла важную роль в политической стабильности страны. Сориентироваться в данной проблеме помогли исследования Мартина Варнке «О ситуации с уголком» (1979), 4 фундаментальный труд Георга Штейнхаузена «История немецкой культуры» (1936), 5 «Карл Гуцков и его время» (1968) Доберта Вольфа.6 Ученые и писатели занимались деидеологизацией культуры в теоретическом плане- эти вопросы интересовали деятелей культуры и писателей нашей страны — А. Солженицына, А. Сахарова и др.

По новейшей истории Германии, истории Веймарской республики применительно к рассматриваемой теме наиболее ценными являются монография известного немецкого историка Карла Брахера «Уничтожение Веймарской республики» (1957) и его статья «Демократия и захват власти: Путь к 30 января 1933» (1983). Представляют интерес также остальные статьи, вошедшие в общий

Ар сборник под редакцией Брахера «Национал- социалистическая диктатура» (1983).

1 Steffahn H. Hitler. Reinbek bei Hamburg, 1983.

2 Кох -Хиллебрехт M. Гитлер: Психограмма диктатора. Мн, Попурри, 2003.

3 Моссе Д. Нацизм и культура. М., Центрполиграф, 2003.

4 In: Habermas J. Stichworte zur geistigen Situation der Zeit. Frankfurt, 1976.

5 Steinhausen G. Geschichte der deutschen Kultur. Bd.1−2. Leipzig, 1936.

6 Wolf D. Karl Gutzkow und seine Zeit. Bern, 1968.

7 Bracher K., Funke M. Notionalsozialistische Diktatur 1933 -1945. Dusseldorf, 1983.

В диссертации довольно подробно анализируется интеллектуальное и идеологическое влияние журнала и других политических романов на немецкий народ и мировую общественность в период непосредственно перед приходом к власти национал-социалистов. Но эта тема также тесно переплетается и неразрывно связана с периодом накануне Первой мировой войны, поэтому это также нашло своё отражение в данной работе. Эта группа источников чрезвычайно важна, поскольку публикации в журнале оказали огромное влияние на общественное сознание межвоенной Германии. В публикациях содержался призыв поддержать Первую мировую войну, объяснялась ее необходимость для государства и всё это на фоне расовых различий народов. После Первой мировой войны эта тенденция, как свидетельствуют источники «Гартенлаубе», усилилась.

Литература, посвященная «Гартенлаубе», свидетельствует о разнообразии содержания журнала. Его исследованием занимались публицисты, германисты, социологи и политологи. Необходимо иметь в виду, что исследование журналов для семейного чтения XIX в. началось в 30-е годы XX в. После Второй мировой войны новые исследования по этой теме не появлялись. Однако, начиная с 1960 г. интерес к этой проблеме стал актуальным, и новые работы как раз свидетельствуют о многогранности и разнообразии содержания журнала.

Научная новизна исследования:

Впервые предметом научного исследования истоков националистических идей в немецком массовом сознании стал механизм семейного чтения, его специфика именно для немецкой культурной традиции. Анализ привлеченных к исследованию источников журнала «Гартенлаубе» с 1853 по 1944гг. позволил сделать важнейшие

выводы об особой культурно-политической миссии литературы для семейного чтения, показана эволюция идей национал — социализма накануне нацизма, ставших основой культуры.

Впервые в отечественной культурологии:

— раскрыт генезис националистических, «фёлькиш» идей и их влияние на культурное развитие немецкого народа-

— раскрыт механизм внедрения нацистской идеологии в немецкую культуру на примере анализа литературы для семейного чтения-

— доказана деградирующая роль нацистской идеологизации для немецкой культуры-

— выявлены закономерности эволюции националистических идей в молодежном движении Германии-

— выявлены опасности перерастания в массовом сознании националистических идей в идеологию тоталитаризма.

Методологические основы исследования

Многоаспектное осмысление целостного механизма семейного чтения и его влияния на немецкую культуру накануне Второй мировой войны- выделение его традиционных оснований, принципов исторической эволюции в культурогенезе и проявление в локальной культуре немецкого народа стало возможным благодаря методологии системно-культурологического анализа, принципам историзма и конкретного социологизма. Исследование опирается на совокупность сравнительно-исторического, историко-типологического подходов, методы моделирования и культурного реконструирования, являющихся первостепенными для теоретических обобщений и анализа процессов социокультурной динамики.

Методологическим основанием к выделению ценностных моделей массового сознания и массовой культуры явились труды ученых культурологов: X. Ортеги-И-Гассета (модель &bdquo-человека- массы"), М. Вебера (идеи поляризации массового сознания и &bdquo-духа капитализма"), О. Шпенглера (критика идеологии войны как постоянной спутницы человеческой истории) — И. Хейзинги (идея опасности утраты игрового аспекта национальной культуры и возрождения варварства и хаоса) и т. п. Идеи классиков современной культурологической науки позволили сделать анализ системным и многоплановым.

Для разработки генетического принципа анализа своеобразным методологическим ключом послужили работы («Национализм и

литература" Э. Келлера, «Литература и поэзия в Третьем рейхе» И. Вульфа, «Лексикон национал-социалистических писателей» Ю. Хиллесхейма). Эти и другие аналогичные исследования, способствовали формированию принципов конкретного историзма, целостного подхода к исследованию индивидуально-личностной и общественной жизни.

В данном исследовании был использован компаративный и кросскультурный метод, необходимый для выявления всей сложности отношений нацистов к интеллектуалам, сближения Германии и Италии после Первой мировой войны, изменившие культурный и социальный облик обеих стран («Немцы» Г. Крейга, «Гитлер» X. Штеффана, «Национал-социалистическая диктатура» под ред. К. Брахера).

Практическая значимость работы. Материалы диссертации представляют интерес для культурологов, политологов, литературоведов. Материалы исследования могут быть использованы в научно-исследовательской работе по истории культуры XX века, изучению процессов идеологизации и деидеологизации национальной культуры (напр., семейного чтения), по проблемам критики расовой теории, а также эволюции немецкой культуры в переломные эпохи- политической (националистической) литературы после Первой мировой войны. Материалы исследования послужат основой для дальнейшего изучения механизма идеологизации массового сознания, психологии и культуры, а также могут быть использованы в педагогической деятельности для разработки спецкурсов по истории немецкой культуры XX в.

Апробация работы

Основные положения и результаты диссертационного исследования нашли отражение в докладах на VII и VIII Международных ежегодных научных конференциях «Россия и Запад: диалог культур» (МГУ, ФИЯ Центр по изучению взаимодействия культур, 2000 и 2001, Университетских чтениях (ИППК МГУ), а также на Ломоносовских чтениях (2003, 2004, 2005 гг. МГУ), на отделениях и факультетах МГУ, РГИ культуры МГУ.

По теме диссертации сделаны следующие публикации:

1. Анализ взаимосвязи социокультурных факторов и политической ситуации в преподавании иностранных языков // Россия и Запад: диалог культур. М., 2000 г. (0, 5 п. л.).

2. Народно- национальная и национал-социалистическая тенденция журнала «Гартенлаубе» (журнал для семейного чтения) // Россия и Запад: диалог культур М., 2001 г. (0, 6 п. л.).

3. Политическая направленность журнала «Гартенлаубе» // Вестник Московского университета. Сер. 19. лингвистика и межкультурная коммуникация. 2003 г. (0, 5 п. л.).

4. Литература для семейного чтения в немецкой культуре XIX века. М.: МАКС Пресс, 2006 г. (1, 2 п. л.).

Семейное чтение как механизм идеологизации немецкой культуры в нач. XX в.: На примере журнала «Гартенлаубе» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Основные выводы диссертационного исследования состоят в следующем: Немецкие национальные традиции и национальные ценности получили новое дополнение, благодаря развитию культурной традиции в литературе для семейного чтения. Формирование национального духа — важная задача любой идеологии, однако в данной ситуации в ней ясно прозвучала идея о захвате колоний с помощью оружия. Идеологическая направленность публицистики была обусловлена идеями расовой теории, в которой только нордическая раса могла быть творцом и двигателем более высокой культуры. Немецкая публицистика способствовала пропаганде идей расизма, Третьего рейха, о захвате &bdquo-жизненного пространства" для арийцев (&bdquo-народа без пространства"). По сути, она спекулировала на важных для любого народа ценностях и манипулировала народом. Литературу для семейного чтения после Версальского договора можно характеризовать как «фёлькиш литература» (общее название, в котором объединены различные литературные, национальные и консервативные направления). Эта литература, которая до 1933 г. была лишь одним из литературных направлений среди многих других, была доведена национал-социалистами до уровня государственной литературы.

Программа «Гартенлаубе» расширялась, выражая многие духовные тенденции в течение 85 лет, и стала составной частью политической жизни страны и всей нации, выполнив тем самым свою культурную миссию. Данное исследование выявило роль и влияние массовой литературы для семейного чтения как особого механизма идеологизации немецкой культуры, и в частности, механизма формирования националистической идеологии.

ВВЕДЕНИЕ

2.

Глава 1. ОСНОВЫ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ В НЕМЕЦКОМ ОБЩЕСТВЕ И ЕГО ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ.17.

1.1. Характеристика литературы для семейного чтения в XIX в. и основные семейные ценности.17.

1.2. Отличительные особенности литературы для семейного чтения и воспитание национального духа.32.

Глава 2. ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ НЕМЕЦКОЙ ПУБЛИЦИСТИКИ НАЧАЛА XX в.46.

2.1. Политика поддержки Первой мировой войны.46.

2.2. Идеологизация культурных традиций и общественного сознания как средство выхода из послевоенного кризиса.79.

2.3. Роль критики Версальского договора и пропаганды образа Муссолини для создания новой, национальной идеи.88.

2.4. Идеи консерватизма и их влияние на изменение идеологической и культурной ситуации в годы Веймарской Республики.99.

Глава 3. ПРОПАГАНДА ИДЕЙ НАЦИОНАЛ-СОЦИАЛИЗМА В НЕМЕЦКОЙ ПУБЛИЦИСТИКЕ И НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.121.

3.1. Расовая теория и теория «жизненного пространства».121.

3.2. Идея Третьего рейха и деятельность журнала «Гартенлаубе».147.

3.3. Понятие «народ» и его роль в реализации национальной идеологии.174.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

185.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой