Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Сценическая речь и эмоциональный слух

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В данной работе в науку о сценической речи вводится вынесенное в название понятие «Эмоциональный слух» (в тексте диссертации именуемый ЭС). Данное понятие широко используется в теории и практике музыкального исполнительского творчества как способность к адекватному восприятию и интерпретации тонких эмоциональных оттенков музыкальных звуков и певческого голоса. Сам термин был предложен в 1985 году… Читать ещё >

Содержание

  • Введение.стр
  • Глава 1. Слух и его роль в процессе речевого общения
    • 1. 1. Речевой и эмоциональный слух. стр
    • 1. 2. Значение эмоционального слуха в процессе речевого общения. стр
  • Выводы к первой главе. стр
  • Глава 2. Диагностика эмоционального слуха
    • 2. 1. Современные методы тестирования эмоциональной восприимчивости. стр
    • 2. 2. Исследование эмоционального слуха в театральной школе. стр
  • Выводы ко второй главе. стр
  • Глава 3. Развитие эмоционального слуха и эмпатии студентов на уроках сценической речи. Методика и практика. стр
  • Выводы к третьей главе. стр

Сценическая речь и эмоциональный слух (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сценическая речь — важнейший предмет в обучении актера, неразрывно связанный с актерским мастерством. В науке о сценической речи подробно разработана методика обучения навыкам диалогической речи'. Поэтому в театральной школе пристальное внимание уделяется овладению законами сценического диалога, и более всего это связано с работой над текстом. Процесс речевого выражения (видения, словесное действие, подтекст, внутренний монолог) ставится на первый план. Процесс восприятия как бы подразумевается и нередко уходит на второй. Между тем, драматургический диалог строится по законам живого общения и может состояться только при активном участии как говорящего, так и слушающего. По утверждению М. Бахтина, восприятие слушающего «активно ответно и является ни чем иным, как начальной подготовительной стадией ответа». В сценическом диалоге проблема восприятия является ключевой, поскольку действие актера, в том числе словесное, формируется на протяжении всего процесса слушания и понимания реплики партнера, иногда буквально с первого его слова.

Актуальность обращения к исследуемой теме вызвана условиями современной жизни, в которой практически утрачены навыки общения как «размен чувств и мыслей». Процесс общения «расчеловечивается», заменяется обменом информацией. Интернет, мобильная связь, sms-сообщения, агрессивная звуковая среда, информационные потоки способствуют распространению социального «аутизма», символом которого стали наушники. «Мышца общения» (В.Леви) не тренируется,.

1 В современной Программе обучения сценической речи выделена главная методическая установка предмета: овладение навыками диалогической речи на всех этапах обучения, включая тренинг. См.: Сценическая речь: Программа для студентов театральных вузов / Сост. Промптова И. Ю., Кузнецова A.M., Галендеев В. Н., Егорова А. Д., Васильева Т. И. М., 2002.

2 Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1986. С. 260.

3 Лермонтов М. Ю. Герой нашего времени. Соч. в 2-х т. T.2. М., 1990. С. 518. дрябнет — как в жизни, так и на драматической сцене. Нельзя не отметить, что на современной сцене процесс восприятия все чаще становится поверхностным. Он обозначается, а не проживается в полной мере. Привычка к «грубому», номинальному общению не позволяет актеру улавливать чувственные, энергетические импульсы партнера, слышать «сердцевину разговора"1. Завкафедрой сценической речи СПГАТИ, профессор В. Галендеев, выразил общую тревогу театральных педагогов: «Наши студенты не слышат так, как должен слышать артист». Вот что заставляет нас обращать особое внимание на воспитание слухового восприятия.

Важную роль в процессе восприятия играет слух актера — речевой и эмоциональный.

В данной работе в науку о сценической речи вводится вынесенное в название понятие «Эмоциональный слух» (в тексте диссертации именуемый ЭС). Данное понятие широко используется в теории и практике музыкального исполнительского творчества как способность к адекватному восприятию и интерпретации тонких эмоциональных оттенков музыкальных звуков и певческого голоса. Сам термин был предложен в 1985 году доктором биологических наук, автором научных трудов по изучению певческого голоса, речи и слуха В.Морозовым. ЭС, по мнению профессора Морозова, — это способность распознавать эмоциональное состояние говорящего по звуку его голоса (на основе интонации, тембра и т. п.). Мы считаем необходимым соотнести это понятие с предметом «Сценическая речь» и исследовать возможности применения имеющихся знаний об ЭС в развитии слухового восприятия в сценическом общении.

1 Как разбудить лемура. Интервью с М.Дмитревской. В кн.: Галендеев В. Н. Не только о сценической речи. СПб., 2006. С. 356, 357.

2 Там же.

Понятие ЭС как особый род слуховой чувствительности, независимый от понятия «речевой слух», в значительной мере расширяет и углубляет существующее представление о развитии слухового восприятия и речеголосовой выразительности. Научно доказанная, устойчивая связь ЭС с такой психологической характеристикой, как эмпатия1, свидетельствует о важной роли ЭС в сценическом диалоге.

Применение понятия «Эмоциональный слух» к предмету «Сценическая речь» позволяет нам ответить на ряд вопросов, важных в развитии навыков диалогической речи. Каковы особенности слухового восприятия различных видов речевой информации? Какова психофизиологическая природа эмоционального восприятия? Какова роль ЭС в сценическом диалоге, в восприятии эмоциональной жизни партнера? Как слуховая восприимчивость влияет на интонационную выразительность? Можно ли развивать ЭС в рамках предмета «Сценическая речь»?

Степень разработанности проблемы. К проблеме восприятия в сценическом общении в той или иной степени обращаются в своих трудах и статьях крупные режиссеры и театральные педагоги.

Мысли К. Станиславского о «лучеиспускании и лучевосприятии», связанные с восприятием нервной энергии, «волевой волны», излучаемой партнером, нашли продолжение в поисках М.Чехова. К пяти присущим.

1 Эмпатия — понятие философии и психологии. В философии: Эмпатия (от англ. Empathyв чувствование, проникновение) — понятие философии и психологии, означающее восприятие внутреннего мира другого человека как целостное, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков, сопереживание его душевной жизни. (Современная западная философия. Словарь. М., 1991. С.394). В психологии: Эмпатия (от греч. Empatheia — сопереживание) — постижение эмоционального состояния, проникновение — вчувствование в переживание другого человека. «.». В качестве особых форм эмпатии выделяют сопереживание — переживание субъектом тех же эмоциональных переживаний, которые испытывает другой человек, через отождествление с ним, и сочувствие — переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого. Важной характеристикой процессов эмпатии, отличающей ее от других видов понимания (идентификации, принятия ролей, и др.), является замкнутость в рамках непосредственного эмоционального опыта. Установлено, что эмпатическая способность индивидов возрастает, как правило, с ростом жизненного опытаэмпатия легче реализуется в случае сходства поведенческих и эмоциональных реакций субъектов. (Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошенко. 2-е изд. М., 1990. С.463). каждому человеку органам чувств он добавляет шестое актерское чувство — чувство партнера, то есть способность «быть готовым воспринять впечатление, даже самое тонкое, от каждого присутствующего в каждый данный момент"1, совершить внутреннее усилие «открыться» навстречу своим партнерам.

О творческой активности процесса восприятия писал выдающийся режиссер и педагог А.Попов. Часто наблюдаемая им привычка актеров «поддежуривать за репликой» партнера в ожидании своей, пассивно молчать, заставила его обратить внимание на чрезвычайную важность так называемых «зон молчания"2. О важности «акта восприятия» говорил театральный режиссер и педагог А.Гончаров. Он утверждал, что подмена истинного сценического общения его имитацией, порой искусной, возникает, когда актер утрачивает «эффект присутствия"4. О личностном, эмоционально-наполненном восприятии, «особой бдительности чувств» писал и В. Пансо5.

Поиски наиболее эффективных способов развития способности восприятия актеров отражены в трудах и статьях М. Кнебель, Б. Захавы, Г. Кристи, В. Пансо, М. Буткевича, И. Судаковой, С. Гиппиуса, Н. Зверевой, В. Филынтинского6 и др.

Тренинг слухового восприятия занимает особое место в предмете «Сценическая речь». В. Тарасов говорит о трудностях, которые встают перед педагогом в обучении студента с плохо развитым слухом. Такой студент не слышит себя, партнера, для него остаются недоступными.

1 Чехов М. А. Об искусстве актера//Литературное наследие: В 2 т. М., 1986. Т.2. С. 257.

2 Попов А. Д. Художественная целостность спектакля. ГЛ., 1959. С. 143.

3 Гончаров А. Л. Режиссерские тетради. М., 1980. С. 330, 336.

4 Там же. С. 337.

5 Пансо В. Труд и талант в творчестве актера. М., ВТО, 1972. С. 82.

6 Кнебель М. О. Слово в творчестве актера. М., 1954. Поэзия педагогикиО действенном анализе пьесы и роли. М., 2005; Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера. 5-е изд. М., ГИТИС, 2008; Кристи Г. Воспитание актера школы Станиславского. М., 1978; Буткевич М. М. К игровому театру. М., ГИТИС, 2002; Судакова И. И. Восприятие и внимание. / Создание актерского образа. Теоретические основы. М., ГИТИС, 2008; Гиппиус С. В. Актерский тренинг. Гимнастика чувств. СПб., 2006; Зверева Н. А. Восприятие и воображение. / Создание.2008; Фшыитинский В. М. Открытая педагогика. СПб, 2006. изменения эмоциональной жизни персонажа. Он не может воспринять нюансы эмоциональных переживаний партнера в мелодике речи, а, значит, не способен и передать их1. Его речь интонационно бледна и невыразительна. Таким образом, все разделы предмета «Сценическая речь» тесно переплетены со слуховым восприятием. Однако его развитие в рамках предмета «Сценическая речь» прежде было связано, главным образом, с воспитанием речевого слуха. Мы считаем необходимым дополнить воспитание речевого слуха у будущего актера развитием его эмоционального слуха.

Методологическая основа диссертации. Основой исследования стало изучение научных данных, связанных с понятием ЭС и эмпатии: в первую очередь, монографий В. Морозова, а также статей, написанных им в сотрудничестве с И. Вартаняном, В. Галуновым, Е. Дмитриевой, К. Зайцевой, Е. Фетисовой, В. Ждановым и другими.

В ходе исследования анализировались труды К. С. Станиславского, М. Чехова, а также работы выдающихся мастеров театра: А. Попова, М. Кнебель, Е. Гротовского, Г. Товстоногова, А. Гончарова и др.- статьи и книги театральных педагогов: С. Гиппиуса, В. Пансо, И. Судаковой, Н. Зверевой, Л. Хейфеца, В. Филыптинского и др.

Научная основа диссертации базируется на работах психологов: К. Роджерса, К. Изарда, А. Бодадева, А. Леонтьева, Б. Теплова, В. Леви,.

1 Тарасов В. И. Две проблемы и два возможных способа диагностики творческих способностей // Комиссия комплексного изучения художественного творчества. С.184−185.

2 Экспериментально-методическими разработками, связанными с развитием речевого слуха у детей школьного возраста занималась С. Ф. Иванова. В работе педагога кафедры сценической речи ЛГИТМиК (ныне СПбГАТИ) М. П. Прониной «Воспитание фонационного и фонематического слуха будущего драматического актера», посвященной развитию речевого слуха, разработаны способы его совершенствования в процессе обучения в театральном ВУЗе. В некоторых важных аспектах эта тема также рассматривается в трудах педагогов по сценической речи О. Ю. Фрид, Л. Н. Петровой, С. П. Серовой. Изучением интонационно-мелодической природы сценической речи в разные годы занимались С. Иртлач, В. И. Тарасов, В. Н. Галендеев, И. Ю. Промптова. Большое внимание в методической литературе уделено орфоэпии. В работах И. П. Козляниновой, Н. А. Латышевой, И. Ю. Промптовой, Л. Д. Алферовой, и др. предложенные пути овладения правилами орфоэпии способствуют развитию слуха студента. Описание компонентов речевого слуха и практические рекомендации для его развития даны в учебнике РАТИ-ГИТИСа «Сценическая речь», 5-е издание которого состоялось в 2009 г., и института им. М. С. Щепкина «Искусство речи».

Н.Рождественской1- физиологов и нейрофизиологов: И. Сеченова, 2.

П.Симонова, А. Лурии, Н. Бехтеревой — лингвистов: К. Ушинского, о.

А.Реформатского, Л. Щербы и др.- на трудах философов, литературоведов и языковедов, рассматривающих вопросы речевой экспрессивности и речевого восприятия: М. Бахтина, Л. Выготского, К. Бюлера, Е. Эткинда4- на исследованиях театральных педагогов, литературе по теории и методике сценической речи: А. Куницына, В. Тарасова, В. Галендеева, Н. Латышевой, А. Петровой, И. Промптовой5.

Автор обращается к работам К. Куракиной, И. Козляниновой, М. Прониной, Н. Вербовой, О. Головиной, В. Урновой, О. Фрид, С. Иртлач, Э. Чарели, Ю. Васильева, Е. Кирилловой6, и др. Использовался практический опыт ведущих педагогов по сценической речи театральных.

1 Роджерс К. Эмпатия // Психология эмоций. Сборник, М., 1984; Изард К. Психология эмоций. СПб., 2003; Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982; Леонтьев А. А. К психологии речевого воздействия. В кн.: Материалы IV Всесоюзного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. М., 1972; Теплое Б. М. Способности и одаренность // Психология индивидуальных различий. М., 1961; Леей В. Л. Исскуство быть другим М., 2003; Рождественская Н. В. Диагностика актерских способностей. СПб., 2005.

2 Сеченов И. М. Рефлексы головного мозга // Избр. философские и психологические произведения. М., 1974; Симонов П. В. Изучение процессов творчества // Творческий процесс и художественное восприятие. Л., 1978. Эмоциональный мозг. М., 1981; Лурш А. Р. Высшие корковые функции человека М., 1969. Основные проблемы нейролингвистики. М., 1975; Бехтерева Н. П. Здоровый и больной мозг человека. Л., 1980.

3 Уишнский К. Д. Психологические и логические основы обучения // Вопросы обучения. T.2.M., 1954. Щерба Л. В. О разных стилях произношения и об идеальном фонетическом составе слов. // Избранные работы по русскому языку. М., 1957. Реформатский А. А. Из истории отечественной фонологии. М., 1970.

4 Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1965. Бюлер К Теория языка. М., 1993. Эткинд Е. Г. Психопоэтпка. «Внутренний человек» и внешняя речь. СПб. 2005.

5 Кушщын А. Н. Из опыта использования сценической методики в моделировании речевого выражения эмоциональных состояний // Речь и эмоции. Материалы симпозиума 11−14 ноября 1974 г. JL, 1975; Тарасов В. И. Чувство речи. СПб., 1977; Петрова А. Н. Сценическая речь M., 1983. Латышева Н. А. Роль воображения в голосоречевом воспитании актера-кукольника. // Автореф. на соиск. уч.ст. к.ис. Л., 1987; Латышева Н. А. Тренировка воображения на занятиях по сценической речи // В профессиональной школе кукольника: Вып. 3. Л. 1987; Латышева Н. А. Воображение актера на уроках сценической речи // Искусство сценической речи. M., 2007; Промптова И. Ю. Интонационная выразительность актера // Культура сценической речи / Сборник статей. M., 1979.

6 Куракина К. В. Основы техники речи в трудах К. С. Станиславского. М., 1959. Козлянинова И. П. Орфоэпия в театральной школе. М., 1967; Вербовая Н. П., Головина О. М., Урнова В. В. Искусство речи. M., 1977; Фрид О. Ю. Работа актера над речевой характерностью // Культура .1979; Иртлач С. Ш. Интонационно-мелодическая природа сценической речи. Л., 1990; Чарели Э. М. Начальные приемы воспитания речевого голоса актера / Культура .1979; Васильев Ю. А. Сценическая речь: ощущения, движение, звучание. Учебное пособие. СПб, 2005; Кириллова Е. И. Сценическая речь в театре кукол и речевое обучение актера-кукольника// Автореф. на соиск. уч.ст. к.ис. Л., 1983; школ Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Ярославля, а также опыт автора диссертации.

Базой исследования явились курсы режиссерского и эстрадного факультетов Российской академии театрального искусства (РАТИ-ГИТИС), где в рамках предмета «Сценическая речь» велось регулярное наблюдение за развитием слуховой чувствительности и эмоциональной отзывчивости студентов, благодаря чему были выявлены наиболее эффективные методы тренировки ЭС.

Также для исследований привлекались группы студентов актерского факультета Всероссийского государственного университета кинематографии им. С. А. Герасимова (ВГИК), Екатеринбургского государственного театрального института (ЕГТИ), педагогов по сценической речи различных театральных вузов — участников научно-практической конференции по сценической речи в г. Екатеринбурге (26−29нояб. 2007) и в г. Москве (13−16 марта 2008).

Основная цель диссертации — введение в методику и практику предмета «Сценическая речь» понятия «Эмоциональный слух» как существенного компонента речевого общения актера и необходимого условия интонационной выразительности речи.

Исходя из этой цели, диссертантом были поставлены следующие задачи:

— изучить научные данные в области слухового восприятия речевой информации;

— разграничить понятия «речевой слух» и «эмоциональный слух» в системе обработки речевой информации, тем самым показать недостаточность развития речевого слуха в овладении навыками диалогической речи;

— обосновать понятие «эмоциональный слух» и применение метода его количественной оценки для выявления степени развитости ЭС у студентов театральных вузов;

— экспериментально доказать способность ЭС улучшаться в результате последовательной целенаправленной работы на уроках сценической речи;

— сформулировать методические и практические рекомендации развития ЭС и эмпатии на уроках сценической речи.

Научная новизна исследования состоит в постановке проблемы. Обращение театральной педагогики к данной теме может рассматриваться как открывающее пути и способы воспитания эмоционального слуха и эмоциональной отзывчивости (эмпатии) будущих актеров. Системное исследование роли эмоционального слуха в сценической речи и методов его развития в театральной педагогике ранее не проводилось. В диссертации выявлена специфика проблемы воспитания слухового восприятияобоснована необходимость воспитания ЭС как существенного компонента диалогической речи на всех этапах обучения сценической речи.

Практическая значимость диссертации. Практические рекомендации по развитию ЭС были апробированы в работе с актерскими группами факультета эстрады РАТИ, актерским курсом ВГИКа.

Необходимо подчеркнуть, что кафедра сценической речи РАТИ работает на четырех факультетах. Студенты всех факультетов, прежде всего, овладевают общей базовой программой, а не только спецификой будущей профессии. Представленные в диссертационном исследовании упражнения осваиваются студентами независимо от специализации и могут быть рекомендованы для обучения актеров и режиссеров драмы, музыкального театра, эстрады.

Кроме того, тест на ЭС может быть использован как дополнительная возможность для выявления степени одаренности по показателю эмоциональной восприимчивости абитуриентов при наборе, а также для наблюдения за развитием ЭС студентов на всех этапах обучения.

Апробация работы осуществлялась через освещение ее основных положений в виде докладов на Всероссийской научно-практической конференции в г. Екатеринбурге (ноябрь 2007 г.) — в докладе и занятиях Лаборатории педагогов сценической речи театральных вузов страны под рук. И. Промптовой при СТД РФ в г. Москве (март 2008 г.) — в докладе на XXXI Межвузовской научно-теоретической конференции «Методология современного театроведения» (28.04.2009) — в тезисах доклада, опубликованных в материалах Международного конгресса «Голос» (Москва, октябрь 2007 г.).

Основные положения диссертации были освещены в ряде авторских публикаций.

Структура диссертации. Работа состоит из Введения, трех глав, Заключения, Приложения, списка литературы и источников. Текст диссертации состоит из 153 страниц и 47 страниц приложения.

Выводы:

1.Развитие ЭС в рамках предмета сценической речи не только возможно, но и необходимо.

2.Практическая работа педагогов по сценической речи содержит упражнения, способствующих развитию слуховой восприимчивости и эмоционально-образного мышления. Определяющим фактором в данном.

1 Автушенко И. А. Развитие эмоционального слуха на уроках сценической речи // Сценическая речь в театральной школе. M., 2007. Вып.2. С.36−50. случае является установка педагога не на формальную тренировку звучания, а на соединение звука с воображением, эмоциональной памятью, направленностью на партнера и звуковое взаимодействие с ним.

3 .Предложенный автором метод развития слуховой восприимчивости и ЭС основан на практическом опыте автора и опробован на двух курсах факультета эстрады. Параллельное наблюдение за показателем ЭС студентов подтверждает эффективность метода.

4.Метод содержит три основных направления:

• восприятие и воспроизведение лингвистических и экстралингвистических характеристик в голосе и речи человека;

• восприятие и воспроизведение эмоционального содержания через интонационную мелодику голоса (без слов);

• восприятие и воспроизведение эмоционального содержания звучащей речи другого человека.

5.Каждое из предложенных направлений завершается итоговым комплексным упражнением, соответственно:

• наблюдения за говорами и акцентами;

• воспроизведение мелодики иностранной речи;

• воспроизведение исполнения литературных произведений мастерами сцены (работа с аудиозаписями, сохранившими голоса великих артистов);

6.Разделение на направления достаточно условно и вызвано необходимостью показать комплекс подготовительных упражнений, предшествующих итоговому. Итоговые упражнения тесно связаны друг с другом, промежуточные задачи во многом совпадают, поэтому освоение предложенных направлений ведется не поэтапно, а параллельно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Применение понятия эмоционального слуха к предмету «Сценическая речь» расширяет и углубляет понимание процесса слухового восприятия. Представление о речевом общении как о двухканальной системе фокусирует наше внимание на экстралингвистической коммуникации в акустических, физиологических и психологических характеристиках.

Одним из важнейших принципов работы мозга является принцип параллельной обработки разных видов речевой информации: левое полушарие осуществляет посегментный анализ речевого сигнала, правое — анализирует поступивший сигнал целостно, сравнивая акустический образ сигнала с хранящимися в памяти эталонами. Таким образом, лингвистический и экстралингвистический каналы изначально обособленны по способу восприятия и слухового различения. Соответственно, мы выделили речевой слух, связанный с работой левого полушария, и эмоциональный слух, центр которого находится в правом полушарии.

Важнейшим свойством двухканальной системы речевого общения является взаимодействие каналов лингвистической и экстралингвистической информации: текста и подтекста. В экстралингвистической информации значимую роль играет восприятие эмоциональной интонации голоса. Ряд исследований, проведенных доктором биологических наук, профессором В. Морозовым, позволил представить эмоциональный слух как специфическую обработку в мозгу человека такого рода информации.

Специально разработанный В. Морозовым психоакустический тест позволяет с достаточно высокой степенью объективности выявить способность человека к адекватному восприятию эмоциональной интонации и количественно оценить эту способность в баллах.

Для сценической речи и пения очевидна главенствующая роль экстралингвистической информации. Поэтому развитие только речевого слуха не позволяет воспитать слуховую восприимчивость, необходимую актеру для овладения навыками диалогической речи. Личностное присутствие в диалоге, способность погрузиться в мысли и чувства партнера обусловлено наличием эмоционального слуха. Это подтверждает неоднократно доказанная связь показателя ЭС с эмпатией.

Двухканальный принцип работы мозга проявляется не только в процессе восприятия, но и формирования речевого высказывания. Высокая эмоциональная восприимчивость обусловливает эмоциональную выразительность речи. Количество хранящихся в правом полушарии акустических эталонов зависит от способности слышать их эмоциональным слухом. Интонационное богатство, многообразие интонационно-звуковых выразительных средств связано с уровнем показателя ЭС.

Степень развитости ЭС является одним из объективных критериев принадлежности человека к художественному складу личности и природной предрасположенности его к профессиональной вокальной и актерской деятельности.

Несмотря на то, что ЭС в значительной степени является природным конституционным свойством человека, под воздействием профессиональной деятельности показатель ЭС способен улучшаться, что неоднократно доказано.

В данной работе предложены методы развития ЭС на уроках сценической речи. В практическом опыте, накопленном театральной педагогикой, содержатся комплексные упражнения, прямо или косвенно способствующие развитию слухового восприятия. Автором сделана попытка обобщить имеющийся опыт и вывести общие закономерности педагогического подхода, позволяющего вплести в ткань упражнения эмоционально-образное восприятие звука. Кроме того, на основе своего практического опыта автор предлагает метод целенаправленного развития слуховой восприимчивости. Эффективность данной методики подтверждена систематическими обследованиями уровня ЭС студентов.

Важное научно-практическое значение данной работы состоит в том, что точно сформулированное понятие слуховой восприимчивости, понимание ее физиологической основы позволят тренировать целенаправленно, последовательно и продуктивно эмоциональный слух, наряду с речевым, на всех этапах обучения, включая тренинг.

Метод исследования эмоционального слуха, предложенный В. Морозовым, представляется адекватным для определения эмоциональной чувствительности человека. Его использование в театральной педагогике с целью контроля за развитием эмоциональной сферы студентов позволяет сделать процесс обучения более эффективным. Предложенный В. Морозовым тест дает возможность наблюдать за развитием эмоционального слуха студента на всех этапах обучения. Результаты теста позволяют педагогу определить стратегию и тактику обучения каждого студента.

Тест на ЭС доказал свою состоятельность при выявлении природной предрасположенности к эмоциональной восприимчивости, и может служить критерием актерской одаренности.

Практические рекомендации по развитию ЭС были апробированы в работе с актерской группой факультета эстрады и могут быть применены в процессе речевого воспитания будущих актеров и режиссеров драматического и музыкального театра.

Необходимо подчеркнуть, что кафедра сценической речи РАТИ работает на четырех факультетах. Независимо от специализации факультета студенты осваивают общую базовую программу («школу») с учетом специфики будущей профессии. Представленные в диссертационном исследовании упражнения находятся в разделе «школы» и могут быть рекомендованы для обучения актеров и режиссеров вне зависимости от их специализации.

Целесообразно выявление уровня ЭС при профотборе абитуриентов на драматические, эстрадные и вокальные факультеты вузов. При наборе абитуриентов в театральные вузы педагогам приходится полагаться на собственную интуицию. Необходимость усовершенствования процедуры отбора сегодня осознается большинством театральных педагогов. Как правило, абитуриентам дают дополнительные задания, в которых можно увидеть способность действовать в изменяющихся предлагаемых обстоятельствах (проверяются чувство веры, эмоциональная возбудимость, способность менять отношение к материалу). Тест на выявление уровня ЭС может быть применим как дополнительная возможность выявления актерской одаренности у абитуриентов.

Цель настоящего исследования — не решить все проблемы, а привлечь внимание педагогов по сценической речи к этой важнейшей и не разработанной в методологии области слухового воспитания. Предложенные упражнения, безусловно, не исчерпывают всех возможностей воспитания слуховой восприимчивости и развития эмоционального слуха. Намечены основные направления, которые будут уточняться и развиваться в педагогической практике.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.А. Развитие эмоционального слуха на уроках сценической речи // Сценическая речь в театральной школе. М., 2007. Вып.2.
  2. Л.Д. Речевой тренинг: дикция и произношение: учеб. пособие / Изд.2. СПб., 2007.
  3. P.M. Физиологические изменения в космосе и проблема их автоматизации. М., 1970.
  4. Е.Ф., Коренева Т. В. О возможностях узнавания эмоций по интонационным характеристикам речи // Вопросы психологии познания людьми друг друга и общения. Краснодар, 1978. Вып.2.
  5. Л.Я., Деглин B.JT.Cлух и речь доминантного и недоминантного полушарий. JL, 1976-
  6. А.В. Функциональная специализация полушарий и опознание речевых и неречевых звуковых сигналов // Сенсорные системы. Л., 1977.
  7. М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986.
  8. А. Глоссалолия (поэма о звуке). Берлин, 1922.
  9. А.И. Экспериментальное исследование некоторых характеристик интеллектуальных эмоций. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Л., 1980.
  10. И.П. Здоровый и больной мозг человека. Л., 1980.
  11. Н.П. Магия мозга и лабиринты жизни. М.-СПб., 2007.
  12. Н.П., Бундзен П. В., Гоголицин Ю. В. Мозговые коды психической деятельности. Л., 1977.
  13. НЯ. Выразительное чтение и культура устной речи. М., 1946.
  14. А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.
  15. А.А. Психология общения. М., 1996.
  16. М.М. К игровому театру. М., ГИТИС, 2002
  17. К. Теория языка. М., 1993.18 .Вартанян И. А., Жарская В. Д. Слуховая афферентация центрального серого вещества среднего мозга крысы (морфофункциональное и электрофизиологическое исследование) // Журн. эволюц. биох. и физиол. 1985. Т.21.
  18. Ю.А. Голосоречевой тренинг. СПб., 1996.
  19. Ю.А. Сценическая речь: ощущения, движение, звучание. Учебное пособие. СПб, 2005
  20. Н.П., Головина О. М., Урнова В. В. Искусство речи. М., 1977.
  21. В.К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976.
  22. Г. О. Русское сценическое произношение. М., 1948.
  23. JI.C. Мышление и речь. Избранные психологические исследования. М., 1963.
  24. В. Очерки психологии. М.: Московское книгоиздательство, 1912.
  25. В.Н. Голосоречевая тренировка на старших курсах // Теория и практика сценической речи. JL, 1985.
  26. В. Н. Учение К.С. Станиславского о сценическом слове. Л., 1990.
  27. В.Н. Метод физических действий Станиславского и глубинное порождение речи // Теория и практика сценической речи. Вып. 2. СПб., 1992.
  28. В.Н. Не только о сценической речи. СПб., 2006.
  29. В.Н., Кирилова Е. И. Групповые занятия сценической речью. Первый актерский курс. Л., 1983.
  30. В.И., Королева И. В., Шургая Г. Г. Взаимодействие полушарий мозга в процессе восприятия речевой инфрмации // Восприятие речи. Вопросы функциональной ассиметрии мозга / Под ред. В .П.Морозова. М.-Л.Д988.
  31. В.И., Манеров В. Х., Тарасов В. И. Слуховой анализ речи, полученной при использовании различных методов моделирования эмоциональных состояний. Речь и эмоции. Материалы симпозиума 11−14 ноября 1974 г.
  32. КВ. Учение о цветах // Лихтенштадт В. О. Гёте. Петербург: Гос. изд-во, 1920.
  33. С.В. Исследовать актерский талант? // Сценическая педагогика. Л., 1973.
  34. С.В. Актерский тренинг: гимнастика чувств. СПб., 2007.
  35. Э.А. Комплексное исследование способностей // Вопросы психологии. 1986. № 5.
  36. Э.А. Исследование способностей и индивидуальности в свете Б.М.Теплова // Способности. К столетию со дня рождения Б.М.Теплова/Под.ред. Э. А. Голубевой. Дубна, 1997.
  37. А. А. Поиски выразительности в спектакле. М., 1964.
  38. А.А. Режиссерские тетради. М., 1980.
  39. Э.А. Способности и индивидуальность. М., 1993.
  40. Е. От бедного театра к искусству-проводнику. / Пер. с пол., вст.ст. и прим. Н. З. Башинджагян. М., 2003.
  41. Е.П. Психофизиологическое изучение музыкальных способностей // Способности. К столетию со дня рождения Б. М. Теплова. Дубна. 1997.
  42. А.Б. Основы вокальной методики. М., 1968.
  43. Э.Т. Сдвиг цветовой чувствительности как индикатор эмоциональных состояний // Психические заболевания / Под ред. Ф. Н. Случевского и др. Л., 1970.
  44. В.Ф. Эмоционально-образное мышление певца и его развитие в классе оперной подготовки // Художественный тип человека. Комплексные исследования. М., 1994.
  45. А.П. Звук и смысл. М.: «Просвещение», 1991.
  46. Ю.А. Из опыта работы над советской пьесой // Об искусстве театра. М., 1965.
  47. .Е. Мастерство актера и режиссера. 5-е изд. М., ГИТИС, 2008.
  48. Т.П., Шуии Хуан. Ритмическая организация потока китайской речи. М.: Наука, 1980.
  49. Н.А. Восприятие и воображение // Создание актерского образа. Теоретические основы. М., 2008.
  50. С.Ф. Речевой слух и культура речи: Пособие для учителей. М., 1970.
  51. К. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2003.
  52. И.С., Сидоров В. Н. О сценическом произношении в московских театрах В сб.: Вопросы культуры речи. Вып.1 М., 1955.
  53. С.Ш. Интонационно-мелодическая природа сценической речи. Л., 1990.
  54. Е.И. Сценическая речь в театре кукол и речевое обучение актера-кукольника// Автореф. дисс. канд.иск. Л., 1983-
  55. Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта. М., 1983.
  56. М.О. Слово в творчестве актера. М., 1954.
  57. М.О. Вся жизнь. М., 1967.
  58. М.О. О том, что мне кажется особенно важным. М., 1971.
  59. М. О. Поэзия педагогики- О действенном анализе пьесы и роли. М., 2005.
  60. Когнитивные нарушения у детей. Современные подходы к диагностике, коррекции и развитию речи / Материалы I Всероссийской мультидисциплинарной научно-практической конференции с международным участием. 26−28 февраля. Пермь. 2009.
  61. Г. М. Собр. Соч. в 5-ти томах, Л., «Искусство», 1984. Т.4. С. 486.
  62. И.П. Произношение и дикция. М., 1977.
  63. И.П., Чарели Э. М. Речевой голос и его воспитание. М., 1985.
  64. Г. В. Паралингвистика. М., 1974.
  65. З.Я. Из наблюдений о наборе будущих актеров // АН СССР Комиссия комплексного изучения художественного творчества. Л., 1983.
  66. Г. М. Исследование акустических средств выражения эмоциональных состояний в вокальной речи: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. Л., 1977.
  67. Г. М., Морозов В. П. Временные и динамические характеристики вокальной речи как акустические корреляты ее эмоциональной выразительности. // Речь и эмоции. Материалы симпозиума 11−14 ноября 1974 г.
  68. В.И. Некоторые психофизиологические компоненты актерских способностей // Сценическая педагогика. Вып.2. Л., 1976.
  69. В.И. К проблеме изучения актерских способностей // Вопросы психологии. 1983. № 1
  70. ПЪ.Кочнев В. И. Исследование динамических характеристик эмоциональной реактивности в связи с проблемой актерских способностей //Вопросы психологии. 1986. № 6
  71. JT.M., Михайлова E.JJ. Человек-оркестр. М., 1993.
  72. С.М. О состояниях и задачах изучения сценической речи / Русское сценическое произношение. М., 1986.
  73. АН. О сценической речи // Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии. Л., 1971
  74. А.Н. Из опыта использования сценической методики в моделировании речевого выражения эмоциональных состояний // Речь и эмоции. Материалы симпозиума 11−14 ноября 1974 г.
  75. А.Н. Первая встреча со словом // Сценическая педагогика. Вып. 2. Л., 1976-
  76. К.В. Основы техники речи в трудах К.С.Станиславского. М., 1959.
  77. КВ. Восемнадцать упражнений вокального характера по воспитанию голоса и дикции драматического актера // Теория и практика сценической речи: Сборник научных трудов. Л., 1985.
  78. В.А. Невербальное поведение. Ростов-на-Дону. 1986.
  79. Н.А. О механизмах актерского воображения // Теория и практика сценической речи. Л., 1985.
  80. S3. Латышева Н. А. Роль воображения в голосоречевом воспитании актера-кукольника. // Автореф. дисс. канд.иск. Л., 1987.
  81. Н.А. Роль воображения в голосо-речевом восприятии актера // Теория и практика сценической речи. Вып.2. СПб, 1992.
  82. НА. Воображение актера на уроках сценической речи // Искусство сценической речи. М., 2007.
  83. В.Л. Искусство быть другим. М., 2003.
  84. К. Освобождение голоса. М., 1993.
  85. А.Н., Фролов М. В. Сигналы состояния человека-оператора. М., 1970.
  86. ЛурияА.Р. Высшие корковые функции человека. М., 1969.
  87. В.Х. Проблемы взаимоотношения эмоционального и индивидуального в эмоциональной речи // Материалы 5-го Всесоюзного совещания. Акустика речи и слуха — Одесса, 1989.
  88. В.П. Вокальный слух и голос. М.- Л., «Музыка», 1965.
  89. В.П. Тайны вокальной речи. М.- Л., 1965.
  90. В.П. Биофизические основы вокальной речи. М.- Л., 1977.
  91. В.П. Эмоциональный слух человека // Журн. эволюц. биох. и физиол. 1985. № 6.
  92. В.П. Психоакустические аспекты восприятия речи // Механизмы деятельности мозга / Под. ред. Н. П. Бехтеревой. М., Наука, 1988.
  93. В.П. Художественный тип человека. Новые комплексные исследования // материалы Ломовских чтений. М., 1991.
  94. В.П. Эмоциональный слух и методы его исследования // Проблемы экологической психоакустики. М., 1991.
  95. В.П. Исследование способности человека к восприятию инвертированной во времени речи // Психол. журн. 1992. № 1.
  96. В.П. Художественный тип личности: Новые критерии в системе комплексного подхода в разработке проблемы // Художественный тип человека: Комплексные исследования. М., 1994.
  97. В.П. Искусство и наука общения: невербальная коммуникация. М., 1998.
  98. В.П. Эмоциональная выразительность голоса: роль макроструктурных форм и микроструктурных изменений спектра //
  99. Музыка и информатика. Научные труды Московской государственной консерватории. Сб.24, М., 1998.
  100. В.П. Психологический портрет человека по невербальным особенностям его речи. // Психол. журн. 2001, т.22, № 6.
  101. В.П. Искусство резонансного пения. М., 2008.
  102. В.П., Васильева А. Г. Художественный тип личности и эмпатия // Художественный тип человека: Комплексные исследования. М., 1994.
  103. В.П., Васильева А. Г. Невербальный слух и эмпатия // Труды института психологии РАН. Т.1. Кн.2. М., 1995.
  104. В.П., Жданов В. Ф., Фетисова Е. В. Эмоциональный слух и проблемы профессионального отбора в вокально-музыкальном искусстве // Художественное творчество и психология / Под ред. А. Я. Зися и М. Г. Ярошевского. М., 1991.
  105. В.П., Кузнецов Ю. М., Сафонова В. И. Эмоциональный слух и музыкально-эстетические характеристики хорового пения // Художественный тип человека: Комплексные исследования. М., 1994.
  106. В.П., Муравьёв Б. Л. Эмоциональный слух как критерий профотбора вокалистов и актёров // Вопросы методики отбора на исполнительские отделения музыкальных вузов страны. Клайпеда, 1985.
  107. В.П., Нестеренко Е. Е. Составляющие таланта (об эмоциональном слухе музыкантов) // Сов. музыка. 1989. № 1.
  108. В.П., Черниговская Т. В. Об избирательной чувствительности слуха человека к амплитудной модуляции речи // Журн. эвол. биох. и физиол. 1975. № 5.
  109. А.В. К вопросу о возможности непрерывной оценки эмоционального состояния человека-оператора во время полета по его речевым сообщениям // Речь и эмоции: Материалы симпозиума 11−14 ноября 1974 г. Л., 1975.
  110. А.В., Попов В. А. Особенности структуры речи человека-оператора в стрессовых условиях // Речь и эмоции: Материалы симпозиума 11−14 ноября 1974 г. JL, 1975.
  111. Э.Л., Величко Л. Ф. Некоторые особенности речи как индикатора эмоциональной напряженности // Тезисы к 4 Всесоюзной конференции по инженерной психологии и эргономике. Вып.З. Ярославль, 1974.
  112. Э.Л., Чугай А. А., Карпов О. Н. Система автоматического определения эмоционального состояния человека по акустическим и темпоральным характеристикам речи. // Речь и эмоции: Материалы симпозиума 11−14 ноября 1974 г. JL, 1975.
  113. Э.А. Роль тональных характеристик в передаче эмоционального состояния говорящего. // Речь и эмоции: Материалы симпозиума 11−14 ноября 1974 г. JL, 1975.
  114. Э.А. Типология интонации эмоциональной речи. Киев- Одесса, 1986.
  115. Э.А., Колымба С. Н., Пирогова А. А. Акустические корреляты эмоционально окрашенных фраз, выражающих зону гнева, одобрения и иронии в современном английском языке. // Речь и эмоции: Материалы симпозиума 11−14 ноября 1974 г. JL, 1975.
  116. Основы общей психологии. Составители, авторы комментариев и послесловия: А. В. Брушлинский, К.А.Абульханова-Славская СПб., 2000.
  117. М.В. Экспериментальное исследование образных структур на разных уровнях мыслительной деятельности: Автореф. дисс. канд. психол. наук. JL, 1976.
  118. В. Труд и талант в творчестве актера. М., ВТО, 1972.
  119. А.Х. Особенности распознавания эмоционального контекста звуковой речи // Вопросы психологии. 1991. № 1
  120. А.Х. О структуре эмоционального слуха // Психол. журн. 1992. № 3.
  121. А.Х., Морозов В. П. Опознавание личности по голосу на основе его нормального и инвертированного звучания // Психол. журн. 1990. Т.Н.№ 3-
  122. А.Н. Сценическая речь в современном театре и задачи педагога-консультанта по слову // Культура сценической речи. Сборник статей. М., 1979.
  123. А.Н. Сценическая речь. М., 1983.
  124. А.Д. Художественная целостность спектакля. ГЛ., 1959.
  125. В.А., Симонов П. В., Тищенко А. Г. и др. Анализ интонационных характеристик речи как показателя эмоционального состояния человека в условиях космического полета // Журнал высшей нервной деятельности. 1966. Вып. 6.
  126. А.А. Мысль и язык. Киев. 1993.
  127. И.Ю. Диалектное и акцентное произношение как выразительное средство драматического актера. М., 1972.
  128. И.Ю. Интонационная выразительность актера // Культура сценической речи / Сборник статей. М., 1979.
  129. И.Ю. Мелодия живой души // Внутренняя жизнь роли: Труд актера. Вып.24 / Сост. О. Л. Кудряшов. М.: Б-чка «В помощь худож. самодеятельности» № 16, 1981.
  130. Пронина М. И Речевой слух и некоторые способы его совершенствования. В кн.: Проблемы сценической речи. Л., Изд-во ЛГИТМИК, 1979.
  131. МП. Речевой слух актера. // Автореф. дисс. канд.иск. Л., 1987.
  132. МП. Воспитание фонационного и фонематического слуха будущего драматического актера. Л., 1989.
  133. Психогимнастика в тренинге / Под. ред. Н. Ю. Хрящевой. СПб., 2001.
  134. Г. С. Автоматическое опознавание говорящего по голосу. М., 1981.
  135. А.А. Из истории отечественной фонологии. М., 1970
  136. Речь, эмоции, личность / Под.ред. В. И. Галунова. JL, 1978.
  137. Родэ/серс К. Эмпатия // Психология эмоций. Сборник, М., 1984.
  138. Н.В. Диагностика актерских способностей. СПб., 2005.
  139. В. Мозг. Стратегия полушарий // Наука и жизнь. 1984, № 6.
  140. В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М., 1979.
  141. М.Н. Экспериментальное исследование эмоциональных реакций человека. М., 1979.
  142. Русские народные говоры. / Звучащая хрестоматия. М., 1999.
  143. .М. Слух, голос и речь как единая функциональная система. XVII конгресс Союза европейских фониатров. Тезисы докл. М., 1991.
  144. Е.И. Особенности эмоционального слуха у людей, страдающих алкоголизмом // Психол. журн. 1995(6).
  145. И.М. Рефлексы головного мозга // Избр. философские и психологические произведения. М., 1974.
  146. П.В. Метод К.С.Станиславского и физиология эмоций. М, 1962.
  147. П.В. Изучение процессов творчества // Творческий процесс и художественное восприятие. JL, 1978.
  148. П.В. Эмоциональный мозг. М., 1981.
  149. В.М., Резникова Т. Н. Право-левополушарные отношения // Методы психологической диагностики и коррекции в клинике / Под.ред. М. Кабанова, А. Е. Личко, В. М. Смирнова. Л., 1983.
  150. Ю.А., Тарасов Е. Ф., Шахнорович A.M. Теоретические и прикладные проблемы речевого общения. М., 1979.
  151. СоперП.В. Искусство речи. М., 1989.
  152. Н.К. Исследование эмоционального актера // Наука о театре. Л., 1975.
  153. И.И. Восприятие и внимание // Создание актерского образа. Теоретические основы. М., 2008.
  154. КС. Работа актера над собой. Собр.соч.: В 8 т. Т.2. 4.1. М., 1954.
  155. КС. Работа актера над собой. Собр.соч.: В 8 т. Т.З. Ч.2.М., 1955.
  156. КС. Моя жизнь в искусстве. М., 1983.
  157. Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М., 2004.
  158. Сценическая речь. Программа для студентов театральных вузов. М., «ГИТИС», 2002.
  159. Сценическая речь. Учебник. М., «ГИТИС», 2009.
  160. В.И. Чувство речи. СПб., 1977.
  161. В.И. Две проблемы и два возможных способа диагностики творческих способностей / АН СССР Комиссия комплексного изучения художественного творчества. Л., 1983.
  162. .М. Психология музыкальных способностей. М., Л., 1947.
  163. .М. Способности и одаренность // Психология индивидуальных различий. М., 1961.
  164. Г. А. Зеркало сцены. В 2 т. Л., 1980.
  165. Г. А. О критериях актёрского и режиссёрского дарования // АН СССР Комиссия комплексного изучения художественного творчества. Л., 1983.
  166. Т.Н. Системно-структурная организация вербальных процессов человека // Психология высших когнитивных процессов. Под ред. Т. Н. Ушаковой, Н. И. Чуприковой. М., 2004.
  167. К.Д. Психологические и логические основы обучения //Вопросы обучения. Т.2. М., 1954.
  168. Е.Ф. Эмоциональный слух в комплексе психологических характеристик личности артиста балета // Художественный тип человека: Комплексные исследования. М., 1994.
  169. Е.В. К вопросу о восприятии и определении эмоционального состояния по выразительным движениям. // Психологический журн. Т.2. № 2. 1981.
  170. В.М. Открытая педагогика. СПб, 2006.
  171. О.Ю. Работа актера над речевой характерностью // Культура сценической речи / Сборник статей. М., 1979.
  172. Э. Душа человека. М., 1992.
  173. М.В., Табукин В. Л. О влиянии эмоционального состояния диктора на некоторые параметры речевого сигнала. // Речь и эмоции. Материалы симпозиума 11−14 ноября 1974 г.
  174. Л.Е. Музыка в лифте" М., Изд. «МИК», 2005.
  175. Э.М. Начальные приемы воспитания речевого голоса актера // Культура сценической речи / Сборник статей. М., 1979.
  176. Л.А., Кожевников В. А. Речь, артикуляция и восприятие. М.- Д., 1965.
  177. Е. Ф. Выявление творческой одаренности будущих актеров и режиссеров. Дисс.канд.иск. М.: «ГИТИС», 1987.
  178. Шах-Азизова Т. К. Чайка сегодня и прежде. // Театр. 1980. № 7.
  179. К. «Когда вы спросите меня.» М., 1985.
  180. М. С. Записки. Письма. Современники о М. С. Щепкине, 1952.
  181. Л.В. О разных стилях произношения и об идеальном фонетическом составе слов. // Избранные работы по русскому языку. М., 1957.
  182. A.M. Цветовой тест отношений. // Общая психодиагностика. М., 1987.
  183. Е.Г. Психопоэтика. «Внутренний человек» и внешняя речь. СПб. 2005.
  184. Л.П. Избранные работы: Язык и его функционирование. М., 1986.
  185. Berdwhistell R.L. Kinesics and Context. Philadelphia, 1970.
  186. Bryden M. Laterality. Functional asimmetry in the intact brain. New-York-London, 1982.
  187. Darwin C. Auditory perception and cerebral dominance. Ph.D.Thesis. Cambridge, 1969.
  188. Kries J. Uber das absolute Gehor // Zeitschrift fur die Psychologie. 1892. № 3.
  189. Lundholm H. The affective tone of lines: experimental researches 11 Psychological Review. 1912. № 28.
  190. LuscherM. Color-Test. Basel, 1974.
  191. Obonai Т., Matsuoka Т. The colour symbolism personality test // Journal of General Psychology, 1956. Vol. 55.
  192. Winterer M.T. Grafisher Ausdruckvon Gefuhlen. Leipzig, 1936.
Заполнить форму текущей работой