Сценическая речь и эмоциональный слух
Диссертация
В данной работе в науку о сценической речи вводится вынесенное в название понятие «Эмоциональный слух» (в тексте диссертации именуемый ЭС). Данное понятие широко используется в теории и практике музыкального исполнительского творчества как способность к адекватному восприятию и интерпретации тонких эмоциональных оттенков музыкальных звуков и певческого голоса. Сам термин был предложен в 1985 году… Читать ещё >
Содержание
- Введение.стр
- Глава 1. Слух и его роль в процессе речевого общения
- 1. 1. Речевой и эмоциональный слух. стр
- 1. 2. Значение эмоционального слуха в процессе речевого общения. стр
- Выводы к первой главе. стр
- Глава 2. Диагностика эмоционального слуха
- 2. 1. Современные методы тестирования эмоциональной восприимчивости. стр
- 2. 2. Исследование эмоционального слуха в театральной школе. стр
- Выводы ко второй главе. стр
- Глава 3. Развитие эмоционального слуха и эмпатии студентов на уроках сценической речи. Методика и практика. стр
- Выводы к третьей главе. стр
Список литературы
- Автушенко И.А. Развитие эмоционального слуха на уроках сценической речи // Сценическая речь в театральной школе. М., 2007. Вып.2.
- Алферова Л.Д. Речевой тренинг: дикция и произношение: учеб. пособие / Изд.2. СПб., 2007.
- Баевский P.M. Физиологические изменения в космосе и проблема их автоматизации. М., 1970.
- Бажин Е.Ф., Коренева Т. В. О возможностях узнавания эмоций по интонационным характеристикам речи // Вопросы психологии познания людьми друг друга и общения. Краснодар, 1978. Вып.2.
- Баллонов Л.Я., Деглин B.JT.Cлух и речь доминантного и недоминантного полушарий. JL, 1976-
- Бару А.В. Функциональная специализация полушарий и опознание речевых и неречевых звуковых сигналов // Сенсорные системы. Л., 1977.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986.
- Белый А. Глоссалолия (поэма о звуке). Берлин, 1922.
- Берзницкас А.И. Экспериментальное исследование некоторых характеристик интеллектуальных эмоций. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Л., 1980.
- Бехтерева И.П. Здоровый и больной мозг человека. Л., 1980.
- Бехтерева Н.П. Магия мозга и лабиринты жизни. М.-СПб., 2007.
- Бехтерева Н.П., Бундзен П. В., Гоголицин Ю. В. Мозговые коды психической деятельности. Л., 1977.
- Блинов НЯ. Выразительное чтение и культура устной речи. М., 1946.
- Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.
- Бодалев А.А. Психология общения. М., 1996.
- Буткевич М.М. К игровому театру. М., ГИТИС, 2002
- Бюлер К. Теория языка. М., 1993.18 .Вартанян И. А., Жарская В. Д. Слуховая афферентация центрального серого вещества среднего мозга крысы (морфофункциональное и электрофизиологическое исследование) // Журн. эволюц. биох. и физиол. 1985. Т.21.
- Васильев Ю.А. Голосоречевой тренинг. СПб., 1996.
- Васильев Ю.А. Сценическая речь: ощущения, движение, звучание. Учебное пособие. СПб, 2005
- Вербовая Н.П., Головина О. М., Урнова В. В. Искусство речи. М., 1977.
- Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976.
- Винокур Г. О. Русское сценическое произношение. М., 1948.
- Выготский JI.C. Мышление и речь. Избранные психологические исследования. М., 1963.
- Вундт В. Очерки психологии. М.: Московское книгоиздательство, 1912.
- Галендеев В.Н. Голосоречевая тренировка на старших курсах // Теория и практика сценической речи. JL, 1985.
- Галендеев В. Н. Учение К.С. Станиславского о сценическом слове. Л., 1990.
- Галендеев В.Н. Метод физических действий Станиславского и глубинное порождение речи // Теория и практика сценической речи. Вып. 2. СПб., 1992.
- Галендеев В.Н. Не только о сценической речи. СПб., 2006.
- Галендеев В.Н., Кирилова Е. И. Групповые занятия сценической речью. Первый актерский курс. Л., 1983.
- Галунов В.И., Королева И. В., Шургая Г. Г. Взаимодействие полушарий мозга в процессе восприятия речевой инфрмации // Восприятие речи. Вопросы функциональной ассиметрии мозга / Под ред. В .П.Морозова. М.-Л.Д988.
- Галунов В.И., Манеров В. Х., Тарасов В. И. Слуховой анализ речи, полученной при использовании различных методов моделирования эмоциональных состояний. Речь и эмоции. Материалы симпозиума 11−14 ноября 1974 г.
- Гёте КВ. Учение о цветах // Лихтенштадт В. О. Гёте. Петербург: Гос. изд-во, 1920.
- Гиппиус С.В. Исследовать актерский талант? // Сценическая педагогика. Л., 1973.
- Гиппиус С.В. Актерский тренинг: гимнастика чувств. СПб., 2007.
- Голубева Э.А. Комплексное исследование способностей // Вопросы психологии. 1986. № 5.
- Голубева Э.А. Исследование способностей и индивидуальности в свете Б.М.Теплова // Способности. К столетию со дня рождения Б.М.Теплова/Под.ред. Э. А. Голубевой. Дубна, 1997.
- Гончаров А. А. Поиски выразительности в спектакле. М., 1964.
- Гончаров А.А. Режиссерские тетради. М., 1980.
- Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М., 1993.
- Гротовский Е. От бедного театра к искусству-проводнику. / Пер. с пол., вст.ст. и прим. Н. З. Башинджагян. М., 2003.
- Гусева Е.П. Психофизиологическое изучение музыкальных способностей // Способности. К столетию со дня рождения Б. М. Теплова. Дубна. 1997.
- Дмитриев А.Б. Основы вокальной методики. М., 1968.
- Дорофеева Э.Т. Сдвиг цветовой чувствительности как индикатор эмоциональных состояний // Психические заболевания / Под ред. Ф. Н. Случевского и др. Л., 1970.
- Жданов В.Ф. Эмоционально-образное мышление певца и его развитие в классе оперной подготовки // Художественный тип человека. Комплексные исследования. М., 1994.
- Журавлев А.П. Звук и смысл. М.: «Просвещение», 1991.
- Завадский Ю.А. Из опыта работы над советской пьесой // Об искусстве театра. М., 1965.
- Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера. 5-е изд. М., ГИТИС, 2008.
- Задоенко Т.П., Шуии Хуан. Ритмическая организация потока китайской речи. М.: Наука, 1980.
- Зверева Н.А. Восприятие и воображение // Создание актерского образа. Теоретические основы. М., 2008.
- Иванова С.Ф. Речевой слух и культура речи: Пособие для учителей. М., 1970.
- Изард К. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2003.
- Ильинская И.С., Сидоров В. Н. О сценическом произношении в московских театрах В сб.: Вопросы культуры речи. Вып.1 М., 1955.
- Иртлач С.Ш. Интонационно-мелодическая природа сценической речи. Л., 1990.
- Кириллова Е.И. Сценическая речь в театре кукол и речевое обучение актера-кукольника// Автореф. дисс. канд.иск. Л., 1983-
- Клике Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта. М., 1983.
- Кнебелъ М.О. Слово в творчестве актера. М., 1954.
- Кнебелъ М.О. Вся жизнь. М., 1967.
- Кнебелъ М.О. О том, что мне кажется особенно важным. М., 1971.
- Кнебелъ М. О. Поэзия педагогики- О действенном анализе пьесы и роли. М., 2005.
- Когнитивные нарушения у детей. Современные подходы к диагностике, коррекции и развитию речи / Материалы I Всероссийской мультидисциплинарной научно-практической конференции с международным участием. 26−28 февраля. Пермь. 2009.
- Козинцев Г. М. Собр. Соч. в 5-ти томах, Л., «Искусство», 1984. Т.4. С. 486.
- Козлянинова И.П. Произношение и дикция. М., 1977.
- Козлянинова И.П., Чарели Э. М. Речевой голос и его воспитание. М., 1985.
- Колшанский Г. В. Паралингвистика. М., 1974.
- Корогодский З.Я. Из наблюдений о наборе будущих актеров // АН СССР Комиссия комплексного изучения художественного творчества. Л., 1983.
- Котляр Г. М. Исследование акустических средств выражения эмоциональных состояний в вокальной речи: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. Л., 1977.
- Котляр Г. М., Морозов В. П. Временные и динамические характеристики вокальной речи как акустические корреляты ее эмоциональной выразительности. // Речь и эмоции. Материалы симпозиума 11−14 ноября 1974 г.
- Кочнев В.И. Некоторые психофизиологические компоненты актерских способностей // Сценическая педагогика. Вып.2. Л., 1976.
- Кочнев В.И. К проблеме изучения актерских способностей // Вопросы психологии. 1983. № 1
- ПЪ.Кочнев В. И. Исследование динамических характеристик эмоциональной реактивности в связи с проблемой актерских способностей //Вопросы психологии. 1986. № 6
- Кроль JT.M., Михайлова E.JJ. Человек-оркестр. М., 1993.
- Кузьмина С.М. О состояниях и задачах изучения сценической речи / Русское сценическое произношение. М., 1986.
- Куницыи АН. О сценической речи // Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии. Л., 1971
- Куницын А.Н. Из опыта использования сценической методики в моделировании речевого выражения эмоциональных состояний // Речь и эмоции. Материалы симпозиума 11−14 ноября 1974 г.
- Куницын А.Н. Первая встреча со словом // Сценическая педагогика. Вып. 2. Л., 1976-
- Куракина К.В. Основы техники речи в трудах К.С.Станиславского. М., 1959.
- Куракина КВ. Восемнадцать упражнений вокального характера по воспитанию голоса и дикции драматического актера // Теория и практика сценической речи: Сборник научных трудов. Л., 1985.
- Лабунская В.А. Невербальное поведение. Ростов-на-Дону. 1986.
- Латышева Н.А. О механизмах актерского воображения // Теория и практика сценической речи. Л., 1985.
- S3. Латышева Н. А. Роль воображения в голосоречевом воспитании актера-кукольника. // Автореф. дисс. канд.иск. Л., 1987.
- Латышева Н.А. Роль воображения в голосо-речевом восприятии актера // Теория и практика сценической речи. Вып.2. СПб, 1992.
- Латышева НА. Воображение актера на уроках сценической речи // Искусство сценической речи. М., 2007.
- Леей В.Л. Искусство быть другим. М., 2003.
- Линклейтер К. Освобождение голоса. М., 1993.
- Лукьянов А.Н., Фролов М. В. Сигналы состояния человека-оператора. М., 1970.
- ЛурияА.Р. Высшие корковые функции человека. М., 1969.
- Манеров В.Х. Проблемы взаимоотношения эмоционального и индивидуального в эмоциональной речи // Материалы 5-го Всесоюзного совещания. Акустика речи и слуха — Одесса, 1989.
- Морозов В.П. Вокальный слух и голос. М.- Л., «Музыка», 1965.
- Морозов В.П. Тайны вокальной речи. М.- Л., 1965.
- Морозов В.П. Биофизические основы вокальной речи. М.- Л., 1977.
- Морозов В.П. Эмоциональный слух человека // Журн. эволюц. биох. и физиол. 1985. № 6.
- Морозов В.П. Психоакустические аспекты восприятия речи // Механизмы деятельности мозга / Под. ред. Н. П. Бехтеревой. М., Наука, 1988.
- Морозов В.П. Художественный тип человека. Новые комплексные исследования // материалы Ломовских чтений. М., 1991.
- Морозов В.П. Эмоциональный слух и методы его исследования // Проблемы экологической психоакустики. М., 1991.
- Морозов В.П. Исследование способности человека к восприятию инвертированной во времени речи // Психол. журн. 1992. № 1.
- Морозов В.П. Художественный тип личности: Новые критерии в системе комплексного подхода в разработке проблемы // Художественный тип человека: Комплексные исследования. М., 1994.
- Морозов В.П. Искусство и наука общения: невербальная коммуникация. М., 1998.
- Морозов В.П. Эмоциональная выразительность голоса: роль макроструктурных форм и микроструктурных изменений спектра //
- Музыка и информатика. Научные труды Московской государственной консерватории. Сб.24, М., 1998.
- Морозов В.П. Психологический портрет человека по невербальным особенностям его речи. // Психол. журн. 2001, т.22, № 6.
- Морозов В.П. Искусство резонансного пения. М., 2008.
- Морозов В.П., Васильева А. Г. Художественный тип личности и эмпатия // Художественный тип человека: Комплексные исследования. М., 1994.
- Морозов В.П., Васильева А. Г. Невербальный слух и эмпатия // Труды института психологии РАН. Т.1. Кн.2. М., 1995.
- Морозов В.П., Жданов В. Ф., Фетисова Е. В. Эмоциональный слух и проблемы профессионального отбора в вокально-музыкальном искусстве // Художественное творчество и психология / Под ред. А. Я. Зися и М. Г. Ярошевского. М., 1991.
- Морозов В.П., Кузнецов Ю. М., Сафонова В. И. Эмоциональный слух и музыкально-эстетические характеристики хорового пения // Художественный тип человека: Комплексные исследования. М., 1994.
- Морозов В.П., Муравьёв Б. Л. Эмоциональный слух как критерий профотбора вокалистов и актёров // Вопросы методики отбора на исполнительские отделения музыкальных вузов страны. Клайпеда, 1985.
- Морозов В.П., Нестеренко Е. Е. Составляющие таланта (об эмоциональном слухе музыкантов) // Сов. музыка. 1989. № 1.
- Морозов В.П., Черниговская Т. В. Об избирательной чувствительности слуха человека к амплитудной модуляции речи // Журн. эвол. биох. и физиол. 1975. № 5.
- Никонов А.В. К вопросу о возможности непрерывной оценки эмоционального состояния человека-оператора во время полета по его речевым сообщениям // Речь и эмоции: Материалы симпозиума 11−14 ноября 1974 г. Л., 1975.
- Никонов А.В., Попов В. А. Особенности структуры речи человека-оператора в стрессовых условиях // Речь и эмоции: Материалы симпозиума 11−14 ноября 1974 г. JL, 1975.
- Носенко Э.Л., Величко Л. Ф. Некоторые особенности речи как индикатора эмоциональной напряженности // Тезисы к 4 Всесоюзной конференции по инженерной психологии и эргономике. Вып.З. Ярославль, 1974.
- Носенко Э.Л., Чугай А. А., Карпов О. Н. Система автоматического определения эмоционального состояния человека по акустическим и темпоральным характеристикам речи. // Речь и эмоции: Материалы симпозиума 11−14 ноября 1974 г. JL, 1975.
- Нукишкян Э.А. Роль тональных характеристик в передаче эмоционального состояния говорящего. // Речь и эмоции: Материалы симпозиума 11−14 ноября 1974 г. JL, 1975.
- Нушикян Э.А. Типология интонации эмоциональной речи. Киев- Одесса, 1986.
- Нукишкян Э.А., Колымба С. Н., Пирогова А. А. Акустические корреляты эмоционально окрашенных фраз, выражающих зону гнева, одобрения и иронии в современном английском языке. // Речь и эмоции: Материалы симпозиума 11−14 ноября 1974 г. JL, 1975.
- Основы общей психологии. Составители, авторы комментариев и послесловия: А. В. Брушлинский, К.А.Абульханова-Славская СПб., 2000.
- Осорина М.В. Экспериментальное исследование образных структур на разных уровнях мыслительной деятельности: Автореф. дисс. канд. психол. наук. JL, 1976.
- Пансо В. Труд и талант в творчестве актера. М., ВТО, 1972.
- Пашина А.Х. Особенности распознавания эмоционального контекста звуковой речи // Вопросы психологии. 1991. № 1
- Пашина А.Х. О структуре эмоционального слуха // Психол. журн. 1992. № 3.
- Пашина А.Х., Морозов В. П. Опознавание личности по голосу на основе его нормального и инвертированного звучания // Психол. журн. 1990. Т.Н.№ 3-
- Петрова А.Н. Сценическая речь в современном театре и задачи педагога-консультанта по слову // Культура сценической речи. Сборник статей. М., 1979.
- Петрова А.Н. Сценическая речь. М., 1983.
- Попов А.Д. Художественная целостность спектакля. ГЛ., 1959.
- Попов В.А., Симонов П. В., Тищенко А. Г. и др. Анализ интонационных характеристик речи как показателя эмоционального состояния человека в условиях космического полета // Журнал высшей нервной деятельности. 1966. Вып. 6.
- Потебня А.А. Мысль и язык. Киев. 1993.
- Промптова И.Ю. Диалектное и акцентное произношение как выразительное средство драматического актера. М., 1972.
- Промптова И.Ю. Интонационная выразительность актера // Культура сценической речи / Сборник статей. М., 1979.
- Промптова И.Ю. Мелодия живой души // Внутренняя жизнь роли: Труд актера. Вып.24 / Сост. О. Л. Кудряшов. М.: Б-чка «В помощь худож. самодеятельности» № 16, 1981.
- Пронина М. И Речевой слух и некоторые способы его совершенствования. В кн.: Проблемы сценической речи. Л., Изд-во ЛГИТМИК, 1979.
- Пронина МП. Речевой слух актера. // Автореф. дисс. канд.иск. Л., 1987.
- Пронина МП. Воспитание фонационного и фонематического слуха будущего драматического актера. Л., 1989.
- Психогимнастика в тренинге / Под. ред. Н. Ю. Хрящевой. СПб., 2001.
- Рамишвили Г. С. Автоматическое опознавание говорящего по голосу. М., 1981.
- Реформатский А.А. Из истории отечественной фонологии. М., 1970
- Речь, эмоции, личность / Под.ред. В. И. Галунова. JL, 1978.
- Родэ/серс К. Эмпатия // Психология эмоций. Сборник, М., 1984.
- Рождественская Н.В. Диагностика актерских способностей. СПб., 2005.
- Ротенберг В. Мозг. Стратегия полушарий // Наука и жизнь. 1984, № 6.
- Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М., 1979.
- Русалова М.Н. Экспериментальное исследование эмоциональных реакций человека. М., 1979.
- Русские народные говоры. / Звучащая хрестоматия. М., 1999.
- Сагалович Б.М. Слух, голос и речь как единая функциональная система. XVII конгресс Союза европейских фониатров. Тезисы докл. М., 1991.
- Серебрякова Е.И. Особенности эмоционального слуха у людей, страдающих алкоголизмом // Психол. журн. 1995(6).
- Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга // Избр. философские и психологические произведения. М., 1974.
- Симонов П.В. Метод К.С.Станиславского и физиология эмоций. М, 1962.
- Симонов П.В. Изучение процессов творчества // Творческий процесс и художественное восприятие. JL, 1978.
- Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М., 1981.
- Смирнов В.М., Резникова Т. Н. Право-левополушарные отношения // Методы психологической диагностики и коррекции в клинике / Под.ред. М. Кабанова, А. Е. Личко, В. М. Смирнова. Л., 1983.
- Сорокин Ю.А., Тарасов Е. Ф., Шахнорович A.M. Теоретические и прикладные проблемы речевого общения. М., 1979.
- СоперП.В. Искусство речи. М., 1989.
- Суворова Н.К. Исследование эмоционального актера // Наука о театре. Л., 1975.
- Судакова И.И. Восприятие и внимание // Создание актерского образа. Теоретические основы. М., 2008.
- Станиславский КС. Работа актера над собой. Собр.соч.: В 8 т. Т.2. 4.1. М., 1954.
- Станиславский КС. Работа актера над собой. Собр.соч.: В 8 т. Т.З. Ч.2.М., 1955.
- Станиславский КС. Моя жизнь в искусстве. М., 1983.
- Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М., 2004.
- Сценическая речь. Программа для студентов театральных вузов. М., «ГИТИС», 2002.
- Сценическая речь. Учебник. М., «ГИТИС», 2009.
- Тарасов В.И. Чувство речи. СПб., 1977.
- Тарасов В.И. Две проблемы и два возможных способа диагностики творческих способностей / АН СССР Комиссия комплексного изучения художественного творчества. Л., 1983.
- Теплое Б.М. Психология музыкальных способностей. М., Л., 1947.
- Теплое Б.М. Способности и одаренность // Психология индивидуальных различий. М., 1961.
- Товстоногов Г. А. Зеркало сцены. В 2 т. Л., 1980.
- Товстоногов Г. А. О критериях актёрского и режиссёрского дарования // АН СССР Комиссия комплексного изучения художественного творчества. Л., 1983.
- Ушакова Т.Н. Системно-структурная организация вербальных процессов человека // Психология высших когнитивных процессов. Под ред. Т. Н. Ушаковой, Н. И. Чуприковой. М., 2004.
- Ушинский К.Д. Психологические и логические основы обучения //Вопросы обучения. Т.2. М., 1954.
- Фетисова Е.Ф. Эмоциональный слух в комплексе психологических характеристик личности артиста балета // Художественный тип человека: Комплексные исследования. М., 1994.
- Фетисова Е.В. К вопросу о восприятии и определении эмоционального состояния по выразительным движениям. // Психологический журн. Т.2. № 2. 1981.
- Фильштинский В.М. Открытая педагогика. СПб, 2006.
- Фрид О.Ю. Работа актера над речевой характерностью // Культура сценической речи / Сборник статей. М., 1979.
- Фромм Э. Душа человека. М., 1992.
- Фролов М.В., Табукин В. Л. О влиянии эмоционального состояния диктора на некоторые параметры речевого сигнала. // Речь и эмоции. Материалы симпозиума 11−14 ноября 1974 г.
- Хейфец Л.Е. Музыка в лифте" М., Изд. «МИК», 2005.
- Чарели Э.М. Начальные приемы воспитания речевого голоса актера // Культура сценической речи / Сборник статей. М., 1979.
- Чистович Л.А., Кожевников В. А. Речь, артикуляция и восприятие. М.- Д., 1965.
- Шангина Е. Ф. Выявление творческой одаренности будущих актеров и режиссеров. Дисс.канд.иск. М.: «ГИТИС», 1987.
- Шах-Азизова Т. К. Чайка сегодня и прежде. // Театр. 1980. № 7.
- Шульженко К. «Когда вы спросите меня.» М., 1985.
- Щепкин М. С. Записки. Письма. Современники о М. С. Щепкине, 1952.
- Щерба Л.В. О разных стилях произношения и об идеальном фонетическом составе слов. // Избранные работы по русскому языку. М., 1957.
- Эткинд A.M. Цветовой тест отношений. // Общая психодиагностика. М., 1987.
- Эткинд Е.Г. Психопоэтика. «Внутренний человек» и внешняя речь. СПб. 2005.
- Якубинский Л.П. Избранные работы: Язык и его функционирование. М., 1986.
- Berdwhistell R.L. Kinesics and Context. Philadelphia, 1970.
- Bryden M. Laterality. Functional asimmetry in the intact brain. New-York-London, 1982.
- Darwin C. Auditory perception and cerebral dominance. Ph.D.Thesis. Cambridge, 1969.
- Kries J. Uber das absolute Gehor // Zeitschrift fur die Psychologie. 1892. № 3.
- Lundholm H. The affective tone of lines: experimental researches 11 Psychological Review. 1912. № 28.
- LuscherM. Color-Test. Basel, 1974.
- Obonai Т., Matsuoka Т. The colour symbolism personality test // Journal of General Psychology, 1956. Vol. 55.
- Winterer M.T. Grafisher Ausdruckvon Gefuhlen. Leipzig, 1936.