Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Монументально-декоративные циклы в творчестве Паоло Веронезе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Во всем блеске и полноте талант Веронезе раскрывается в монументальных полотнах, да и само его имя ассоциируется с грандиозными многофигурными композициями, где действие свободно разворачивается на фоне величественной классической архитектуры, легко и вольно устремленной в пронизанное солнечными лучами голубое небо. Художник, талантливо проявивший себя во всех жанрах, в сфере… Читать ещё >

Содержание

  • Введение. Обзор литературы
  • Глава I.
  • Веронский период творчества
  • Глава II.
  • Социально-политическая и культурная жизнь Венеции 15 401 550 гг. Художественная критика в полемике «disegno versus
  • Глава III.
  • Начало работы Паоло Веронезе в Венеции — плафоны в зале Совета Десяти, Библиотеке св.Марка. Цикл Сан Себастьяно
  • Глава IV.
  • Фресковые циклы Веронезе — росписи палаццо Тревизан, виллы Барбаро. Серия панно Куччина
  • Глава V.
  • Пиры» Веронезе в контексте второго «Renovatio» в Венеции. Последние монументальные работы во Дворце Дожей

Монументально-декоративные циклы в творчестве Паоло Веронезе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Обращение исследователя к творчеству такого мастера, как Паоло Веронезе, не должно вызывать удивления и вполне объяснимо даже с точки зрения личных пристрастий автора, ибо, как написал в свое время Д. Роузенд, «мы всегда любили искусство Паоло Веронезе» (1). Конечно, как и творчество всякого крупного художника, тема эта никогда не будет исчерпана, а представляемая работа имеет свои границы, которые подразумевают рассмотрение лишь какого-то определенного аспекта деятельности художника. Выбор предмета исследования опять-таки зависит от круга интересов и склонностей автора, в данном случае эти интересы находятся в сфере изучения венецианской живописной школы в широких хронологических границах: с XV по XVIII век. Эволюция венецианской живописи, пережитые ею периоды взлетов и кризисов, творчество художников XVII и XVIII вв. богато реминисценциями и непосредственным обращением к произведениям Паоло Веронезе. Нет необходимости говорить, сколь велико было влияние Веронезе на последующие поколения венецианских художников, в особенности мастеров XVIII века — без него невозможно понять ни творчество Себастьяно Риччи, ни Джамбаттисты Тьеполо. И это подводит к основному моменту, который и определяет выбор темы данной работы: что составляет главное наследие Веронезе, что выделяет его среди современников, составляет исключительно его завоевание, принесшее ему славу при жизни и еще большую — в последующие века, что ставит его имя в один ряд с другими великими представителями венецианского Ренессанса — Тицианом и Тинторетто?

Во всем блеске и полноте талант Веронезе раскрывается в монументальных полотнах, да и само его имя ассоциируется с грандиозными многофигурными композициями, где действие свободно разворачивается на фоне величественной классической архитектуры, легко и вольно устремленной в пронизанное солнечными лучами голубое небо. Художник, талантливо проявивший себя во всех жанрах, в сфере монументально-декоративной живописи оказался непревзойденным. Если оценивать творчество Веронезе в исторической перспективе, то придется признать, что воздействие его искусства (проявившееся, правда, не сразу) оказалось гораздо более сильным и долговременным, чем влияние Тициана и Тинторетто.

Все это позволяет говорить о живописи Веронезе как об определенном феномене, и с тем большим основанием, что талант его поначалу развивался вне венецианской художественной традиции, и в Венеции он начал работать уже в значительной степени сформировавшимся мастером. Почему именно его творчество оказалось востребованным в Венеции в середине XVI в., что выделяло его среди венецианских современников?

По сути, Паоло Веронезе стал единственным венецианским художником, кому в то время оказалось под силу создать от начала до конца большие монументально — декоративные ансамбли, подобные росписям виллы Барбаро или церкви Сан-Себастьяно, органично объединившие живописный декор с архитектурой. Ротенберг (2) пишет, что основы венецианской монументальной живописи Позднего Ренессанса складываются в двуединстве Паоло Веронезе и Якопо Тинторетто — этих своеобразных антиподов. Представляется, что подобное объединение в принципе ошибочно. В отношении обоих мастеров верным является лишь то, что оба они развивали основную форму монументальной живописи, утвердившуюся в Венеции — декоративное панно. Доминирование этого вида живописного украшения интерьеров зданий изначально определило специфику развития монументальной живописи в Венеции и иную, отличную от других итальянских школ проблематику, связанную с эволюцией этого жанра изобразительного искусства (3).

Однако, если в творчестве Тинторетто декоративное панно максимально приближается к станковой живописи, поскольку сюжетное повествование, действие ориентировано исключительно на зрителя и независимо от окружающей архитектурной среды, в искусстве Веронезе панно приобретает все признаки монументального жанра, становясь неотъемлемой частью интерьера. Кроме того, именно Веронезе, по сути, не только возродил в Венеции искусство фрески, но и поднял его на новую высоту.

Задача этой работы — показать, что монументальная живопись Веронезе не только с наибольшей полнотой раскрыла все грани дарования этого выдающегося живописца, но и стала зримым воплощением политических, философских и эстетических взглядов правящей верхушки Венеции — основного заказчика Веронезе. Благодаря этому, монументальные композиции Веронезе, имевшие в основе своей определенные программые идеи, отразили целый исторический этап в жизни Венеции не только как художественного центра, но Венецианской республики и ее государственных институтов. Соглашаясь с утверждением Дворжака, что «понятие стиля есть категория мировоззренческая» (4), мы приходим к пониманию, что в творчестве Веронезе происходит рождение собственно венецианского монументального искусства «большого стиля», которое, благодаря неизменности государственного строя, не только сохранило свою жизнеспособность в течение двух столетий, но и стало, подобно искусству Высокого Возрождения, одним из главных элементов официальной идеологии республики Св.Марка.

В обширной литературе о творчестве Веронезе, особенно за последние десять лет, появились исследования, рассматривающие искусство мастера на широком фоне общественно-политической и культурной жизни Венеции. Однако, пока нет работы, которая ставила бы своей задачей в хронологической последовательности рассмотреть все монументальные программные циклы Паоло Веронезе, созданные как для общественных зданий, так и частных заказчиков. Данная работа призвана не только восполнить этот пробел, но и показать, в чем же причина устойчивости тех художественных идей, которые в XVI столетии вызвали к жизни столь яркое, грандиозное и исключительное по силе художественного воздействия явление, как монументальная живопись Паоло Веронезе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Chastel А. I privilegi di Veronese. In: L’arcipelago di San Marco. Venezia, 1990, p.141 (далее — Chastel, 1990).

2. Pallucchini R. La pittura nel Veneto. II Settecento, vv. I-ll Milano, 1995, I, p.43- Artemieva I. Alcuni considerazioni su di un ciclo dei quadri di Giovanni Battista Pittoni deH’Ermitage — Arte Veneta, 46, 1994, pp.5859.

3. О копировании живописцами XVIII века работ Паоло Веронезе см. Piai M. II «Veronese revival» nella pittura veneziana del Settecento — Atti dell’lstituto Veneto di scienze, lettere ed arti, t. CXXXIII, 1974;1975, pp.295−312- «Нахождение Моисея» Себастьяно Риччи (Мельбурн, Галерея Виктории) долгое время приписывалась самому Веронезенесмотря на то, что атрибуция картины кисти Риччи представляется бесспорной, в недавно вышедшем корпусе живописи Тьеполо (Gemin М., Pedrocco F. Giambattista Tiepolo. I dipinti. Venezia, 1995) полотно опубликовано как работа Тьеполо (cat.n.261).

4. Artemieva, 1996, р.24 — копия Франческо Гварди (Париж, частная коллекция) с эрмитажного «Воскрешения Лазаря» .

5. Algarotti F. Saggio sopra la pittura. Livorno, 1763, p.78.

6. Ibid., p.79.

7. Pallucchini, 1995, II, p.274.

8. Algarotti, 1763, pp. 163−164.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.С. 1994. О месте картины «Воскрешение Лазаря» в творчестве Паоло Веронезе. Эрмитажные чтения памяти В.Ф.Левинсона-Лессинга. Тезисы докладов Санкт-Петербург, 1994, с. 5−7.
  2. Л.М. Культ государства в Венеции XV в. В сб.: Материалы научной конференции «Випперовские чтения 1986″ (XIX) — Искусство Венеции и Венеция в искусстве. Москва, 1988, с. 125−137.
  3. .Р. Курс лекций по истории изобразительного искусства и архитектуры. Тт. 1−2, Москва: Искусство, 1977, 1 223 с. с илл., 2 — 243 с. с илл.
  4. М. История итальянского искусства в эпоху Возрождения. Тт. 1−2 Москва: Искусство, 1978, 1 305с. с илл., 2 — 395 с. с илл.
  5. Дживелегов А. К, Бояджиев Г. А. История западноевропейского театра от возникновения до 1759 г. Москва Ленинград: Искусство, 1941,614 с.
  6. А.Л. Пространственные структуры в живописи Веронезе: Опыт интерпретации Советское искусствознание, 1982, сс.213−233.
  7. Ротенберг Е. И. Искусство Италии XVI века. Москва: Искусство, 1967, 333 с. с илл.
  8. Е.И. Макс Дворжак и его „История итальянского искусства в эпоху Возрождения“ Послесловие к изданию Москва: Искусство, 1978, т.2. 395 с. с илл.
  9. И.А. Тициан и венецианский портрет XVI века. К вопросу о Высоком и позднем Возрождении. Москва: Искусство, 1964, 326 с. с илл.
  10. И.А. Якопо Бассано и Позднее Возрождение в Венеции. Москва: 1976, 191 с, с илл.
  11. И. А. Монументальная живопись Итальянского Ренессанса. Москва: Изобразительное искусство, 1987, 511 с. с илл.
  12. И. А. История и современность в искусстве ренессансной Венеции. В сб.: Материалы научной конференции „Випперовские чтения 1986 (XIX)“, Москва, 1988, с. 6 27.
  13. И.А. „Пиры“ Веронезе (опыт культурно-исторической интерпретации). В сб.: Искусство Возрождения. Москва: Научно -исследовательский институт теории и истории искусств Академии художеств СССР, 1991, сс.5−41.
  14. Т.Д. Государственный Эрмитаж. Собрание западноевропейской живописи. Каталог „Венецианская живопись XIV—XVIII вв.ека. Москва: Искусство, 1992, 406 с, с илл.
  15. Ackerman S. Palladio’s Villas New York: Columbian Univ. Press, 1967, 249 c.
  16. Algarotti F. Saggio sopra la pittura. Livorno: M. Coltellini, 1763, 184 c.
  17. Aretino P. Lettere suH’arte. Commentate da F. Pertile, a cura di E Camesasca. Milano: Ed. del Milione, 1957 1960, 1 (1526−1542) — 259 c., 2 (1543−1555) -471 c., 3 — 272 c.
  18. Arslan W. I Collateral!' di Paolo Veronese. Pavia (dispense universitarie), 1946, 57 c.
  19. Artemieva I. Su di un probabile autoritratto di Paolo Veronese -- Arte Veneta, XLIII, 1989−1990, pp.80−84.
  20. Artemieva I. Alcuni considerazioni su di un ciclo dei quadri di Giovanni Battista Pittoni dell’Ermitage Arte Veneta, 46, 1994, pp.54−61.
  21. Artemieva I. Una „Resurezzione di Lazzaro“ di Paolo Veronese Arte Veneta, 48, 1996, pp. 18−25.
  22. Artemieva I. Paolo Veronese, Diane In: El Greco in Italy and Italian Art. Catalogue., Athene: Biblos, 1995, pp.471−472.
  23. Aurigemma M. La teoria dei Modelli e i trattati d’amore. In: Lirica, poemi e trattati civili del Cinquecento. Roma/Bari: Istituto Poligrafico dello Stato, 1973, 301 c.
  24. Ballarin A. Osservazioni sui dipinti veneziani del Cinquecento nella Galleria del Castello di Praga Arte Veneta, 1965, XIX, pp.71−83.
  25. Bardi G. Dichiarazioni di tutte le istorie che si contengono nei quadri posti novamente nelle sale dello Scrutinio e del Gran Consiglio. Venezia: Fr. Stagnini, 1587, 144 c.
  26. Battisti G.A. Raccolta di Istruzioni di architettura civile. Venezia:Tip.Visentini, 1779, 154 c.
  27. Berenson B. The Venetian Painters of the Renaissance. London-New York: G.P.Putnam's Sons, 1894, 141 c.
  28. Berenson, B. Italian Pictures of the Renaissance. Venetian School. London.: Phaidon, 1957, v. l 206 c., v. ll — 44 c“ 705 ill.
  29. Bettagno A. Paolo Veronese a San Giorgio. In: Paolo Veronese. Disegni e dipinti. 26 marzo 10 luglio 1988, Fondazione Giorgio Cini, Venezia: Neri Pozza Editore, 114 c., 97 ill.
  30. Bordaz O., Joannis C. Tissus, costumes et bijoux: invention ou realitex? In: Les Noces de Cana de Veronese. Une oeuvre et sa restauration. 4. Etudes iconographiques. Musee du Louvre. Paris, 16 novembre 1992 29 mars 1993, pp. 257−279.
  31. Borghini R. II Riposo di Raffaello Borghini. Vol.1 3. Firenze, 1584 -Edizione dalla Societa' tipografica de’Classici italiani, Milano, 1807, I -288 c» 11−261 c., Ill-258 c.
  32. Boschini M. La carta del Navegar pittoresco. Venetiis, 1660 Ed. a cura di A. Pallucchini, Venezia/Roma: Istituto per la collaborazione culturale, 1966, 810 c.
  33. Briganti S. La Venere di Casa Colonna di Paolo Veronese Arte Veneta, 1958, XIII, pp.91−96.
  34. Brizio A.M. Note per la definizione critica dello stile di Paolo Veronese. Parte I, L’Arte, XXIX, fasc. V-VI, 1926, pp.32 48- Parte II, L’Arte, XXXI, fasc. l, 1928, pp.1−10.
  35. Brizio A.M. La pittura di Paolo Veronese in rapporto con Topera del Sanmichele e del Palladio Bolletino del Centra Internazionale di Studi di Architettura Andrea Palladio, II, 1960, pp.19−25.
  36. Cajani A. Un palazzo Veronese a Murano: note e aggiunte Arte Veneta, 1968, XXII, pp.47−59.
  37. Caliari P. Paolo Veronese. Roma: Fotzani e C., 1888, 421 c.
  38. Cartari V. Le immagini de i Dei degli antichi. Venezia, 1571 New York and London: Ed. Garland Publishing, 1974, 433 c.
  39. Castiglione B. II libra di Cortigiano. Vol.11 Milano: Tipografia Arese Lucini, 1803, 107 c.
  40. Cavalcaselle G.B., Crowe J.A. A History of Painting in Noth Italy. Vols.1 3. London: Ed. by Tancred Borenius, 1912, v.1 — 441 c., v.2 — 408 c" v. lll-432 c.
  41. Chastel A. I privilegi di Veronese. In: L’arcipelago di San Marco. Venezia: Consorzio Venezia Nuova, 1990, 147 c.
  42. Cocke R. Veronese and Daniele Barbara: the Decoration of Villa Maser Journal of Warburg and Courtauld Institutes, XXXV, 1972, pp.226−246.
  43. Cocke R. Veronese’s Omnia Vanitas and Honor et Virtus post mortem floret- Pantheon, 1977, 35, pp. 120−125.
  44. Cocke R. Veronese’s «Family of Darius' at the National Gallery The Burlington Magazine, 1978, CXX, pp.325−327.
  45. Cocke R. Veronese’s Drawings London: Sotheby, 1984, 415 c.
  46. Cocke R. Venice, Decorum and Veronese. In: Nuovi studi di Paolo Veronese. A cura di Massiimo Gemin. Venezia: Arsenale Ed., 1990, pp.241−255.
  47. Coletti L. Paolo Veronese e la pittura a Verona del suo tempo. Pisa: Edizione Universitaria, 1941, 52c.
  48. Cornaro A. Discorsi intorno alia vita sobria. Venezia: Tipografia Aldo Manuzio, 1545, 114 c.
  49. Cozzi G. La venuta di Alessandro III a Venezia nel dibattito religioso e politico tra il '500 e '600 Ateneo Veneto, 15, 1977, pp.119−132.
  50. Cozzi G. La politica del diritto nella repubblica di Venezia A.A.V.V., Roma, 1980, pp.235−260.
  51. Crosato Larcher L. Per Gabriele Caliari Arte Veneta, XVIII, 1964, pp. 174−175.
  52. Crosato Larcher L. Per Carletto Caliari Arte Veneta, XXI, 1967, pp. 108−124.
  53. Crosato Larcher L. Note su Benedetto Caliari Arte Veneta, XXIII, 1969, pp.115−130.
  54. Crosato Larcher L. Nuove contributi per la decorazione della Soranza Arte Veneta, XXXI, 1977, pp.72−79.
  55. Crosato Larcher L. Considerazioni sul programma iconografico di Maser Mitteilungen des Kunsthistorischen Institutes in Florenz, XXVI Band, 1982, pp.211−255.
  56. De Pyles R. Cours de peinture par principes. Paris:Ed.Cochin, 1707, 338 c.
  57. Dolce L. L’Aretino o dialogo della pittura. In: Trattati d’arte del Cinquecento fra manierismo e Controriforma. Vol.1, Bari: Gius. Laterza e Figli, 1960, 542 c.
  58. Ericani G. Le stagioni preveronesiana e la pittura di paesaggio a Verona. In: Veronese e Verona. Verona: Neri Pozza Editore, 1988, pp.729.
  59. Favier M. Le repas. In: Les Noces de Cana de Veronese. Une oeuvre et sa restauration. 4. Etudes iconographiques. Musee du Louvre. Paris, 16 novembre 1992 29 mars 1993, pp. 200−210.
  60. Fehl P. Veronese and the Inquisition: A study of the subject matter of the so-called „Feast in the House of Levi“ Gazette des Beax-Arts, 58, 1961, pp. 325−354.
  61. Fehl P. Veronese’s Decorum: Notes on the Marriage at Cana. In: Art the Ape of Nature. Essays in Honor of H.W.Janson. New York: Columbian University Press, 1981, pp.341−365.
  62. Felibien. Entretiens sur les vies et sur les ouvrages des plus excellents peintres.T.I, 1660−1685 (Trevoux, 1725) London: ed. Gregg Press, 1967, 387 c.
  63. Fiocco G. Paolo Veronese. Roma: casa editrice d’arte „Valori plastici“, 1934, 145 c.
  64. Fogolari G. ll Processo dell’lnquisizione a Paolo Veronese -- Archivio Veneto. Serie 5 (17/1935), p.352−386.
  65. Forssman E. Uber Architekturen in der venezianischen Malerei des Cinquecento Wallraf-Richartz Jahrbuch, XXIX, 1967, s.112ff.
  66. Fossati G. Storia dell’architettura. Venezia: Leonardo di Giorgi, 1740, 204 c.
  67. Fortini Brown P. Venetian narrative painting in the age of Carpaccio. New Haven London: Yale University Press, 1988, 310 c.
  68. Franzoni, L. II tema dell’apoteosi nelle architetture dipinte di Paolo Veronese. In: Veronese e Verona. Catalogo a cura di Sergio Marinelli. Museo di Castelvecchio, Verona: Neri Pozza Editore, 1988, pp. 125−129
  69. Gallo R. Per la datazione delle opere di Paolo Veronese -Emporium, I, 1939, pp. 145−152.
  70. Gallo R. Una Famiglia Patrizia: i Pisani ed i Palazzi di S. Stefano e di Stra -- Archivio Veneto, XXIV- XXXV, 1944−45, pp.65−228.
  71. Garas K. Veronese e il collezionismo del Nord nel XVI-XVII secolo. In: Nuovi studi di Paolo Veronese. A cura di Massiimo Gemin, Venezia: Arsenale Ed., 1990, pp. 16−24.
  72. Gentili, A. Da Tiziano al Tiziano. Milano: Mondadori, 1980, 189 c.
  73. Gemin M. Riflessioni iconografiche sulla Cena in Casa di Levi. In: Nuovi studi. di paolo Veronese. A cura di Massimo Gemin, Venezia: Arsenale Ed., 1990, pp.367−370.
  74. Getreau F. La musique. In: Les Noces de Cana de Veronese. Une oeuvre et sa restauration. 4. Etudes iconographiques. Musee du Louvre. Paris, 16 novembre 1992 29 mars 1993, pp.239−255.
  75. Gould C. Sebastiano Serlio and Venetian Painting — Journal of Warburg and Courtauld Institites, XXV, 1962, pp.56−64.
  76. Gould C. Observations on the role of Decoration in the Formation of Veronese’s Art. In: Essays in the History of Art presented to Rudolph Wittkower, London: Phaidon, 1967, p.123ff.
  77. Gould C. The Family of Darius before Alexander by Paolo Veronese London: The National Gallery, 1977, 23 c.
  78. Gould C. Veronese’s greatest Feast: the inter-action of iconographie and aesthetic factors Arte Veneta, XLIII, 1989−1990, pp.85−88.
  79. Gourarier Z. Le service de la table au service de Dieu. In: Les Noces de Cana de Veronese. Une oeuvre et sa restauration. 4. Etudes iconographiques. Musee du Louvre. Paris, 16 novembre 1992 29 mars 1993, pp. 186−199.
  80. Grendler P.F. The Tre Savii sopra Resia 1545−1605: A Prosopographical Study -- Studi Veneziani, n.s. (3/1979), p.286−291.
  81. Guerrini R. Dalla Soranza a casa Pisani. La figura di Alessandro Magno in Veronese. In: Nuovi studi Di Paolo Veronese. A cura di Massimo Gemin. Venezia: Arsenale Ed., 1990,.pp.371−379.
  82. Haber J. L’oeuvre. La commande et la realisation. In: Les Noces de Cana de Veronese. Une oeuvre et sa restauration. 4. Etudes iconographiques. Musee du Louvre. Paris, 16 novembre 1992 — 29 mars 1993, pp. 34−78.
  83. Hadeln D.von. Wann ist Paolo Veronese geboren? Kunstchronik, 1910−1911, pp.257−260.
  84. Hadeln D. von Paintings by Veronese from the collection of Kaiser Rudolph the Second Art in America, I, 1913, pp.234−244.
  85. Hadeln D.von.Veronese and Zelotti Jahrbuch der Preussischen Kunstsammlungen, 1915, pp.97−218.
  86. Hadeln D.von. An unknown Masterpiece by Paolo Veronese -Apollo, June 1926, pp.311 -315.
  87. Hadeln D.von. Two Paintings of the Baptism by Paolo Veronese -Apollo, September 1926, pp. 104−106.
  88. Hadeln D.von. Paolo Veronese Firenze: Kunsthistorisches Institut in Florenz, 1978, 268 c.
  89. Haynes A. Daniele Barbara: A Venetian Patron. History Today, XXV, 1975, n.12, pp.818−825.
  90. Hirthe T. Die Libreria des Jacopo Sansovino Munchner Jahrbuch der bildenden Kunst, XXXVII, 1986, pp.156−161.
  91. C. 'Poesie' and Painted Allegories. In: The Genius of Venice. 1500−1600. Royal Academy of Arts, London: Weidenfeld and Nicolson, 1983, pp.35−37.
  92. Hope C. Veronese and the Venetian Tradition of Allegory -Proceedings of the British Academy, 71, 1985, pp.389−428.
  93. Hope C. The Ceiling Paintings in the Libreria Marciana. In: Nuovi studi Di Paolo Veronese. A cura di Massimo Gemin, Venezia: Arsenale Ed., 1990, .pp.290−298.
  94. Ivanoff N. II ciclo allegorico della Libreria Sansoviniana Arte Antica e Moderna, IV, 1961, p.249−258.
  95. Ivanoff N. ll sacro e il profano negli affreschi di Maser Ateneo Veneto, 145, no.1, 1961, pp.99−104.
  96. Ivanoff N. La Libreria Marciana. Arte e iconologia. Saggi e Memorie di storia deN’arte, VI, 1968, p.65−89.
  97. Ivanoff N. La tematica degli affreschi di Maser Arte Veneta, XXIV, 1970, pp.210−213.
  98. Ivanoff N. Genio et Laribus (postilla all’iconologia degli affreschi di Maser Ateneo Veneto, 14, 1976, pp.27−31.
  99. Jackson Reist I. Divine Love and Veronese’s Frescoes at the Villa Barbara -- Art Bulletin, 1985, pp.614−635.
  100. Joannis C. Orfevrerie, cristal et mobilier: plaisir des yeux d’un festin venetien In: Les Noces de Cana de Veronese. Une oeuvre et sa restauration. 4. Etudes iconographiques. Musee du Louvre. Paris, 16 novembre 1992 29 mars 1993, pp.239−255.
  101. Kahr M. The Meanings of Veronese’s Paintings in the church San Sebastiano in Venice Journal of the Warburg and Courtauld Institutes, 1972, pp.235−247.
  102. Lenz Chr. Veronesis Bildarchitektur. Munchen: Munchen Prestel, 1969, 159 c.
  103. Lenz Chr. La destination de tableau et son architecture. In: Les Noces de Cana de Veronese. Une oeuvre et sa restauration. 4. Etudes iconographiques. Musee du Louvre. Paris, 16 novembre 1992 29 mars 1993, pp. 210−234.
  104. Lewis D. Il significato delia decorazione pLastica e pittorica a Maser Bolletino del C.I.S.A., vol. XXII, parte I, Vicenza, 1985, pp.203−213.
  105. Lewis D. The Iconography of Veronese’s Frescoes in the Villa Barbara at Maser. In: Nuovi studi. di Paolo Veronese. A cura di Massimo Gemin. Venezia: Arsenate Ed., 1990, pp.317−322.
  106. Logan O. La committenza artistica pubblica e privata. In: Culturae societa' nel Rinascimento tra riforme e manierismi. Firenze: Leo Oschki Ed., 1984, pp.271−288.
  107. Longhi R. Viatico per cinque secoli di pittura Veneziana Firenze: Sansoni Ed. 1946, 31 c.
  108. Lorenzi G.B. Monumenti perservire alia storia del Palazzo Ducale a Venezia. Venezia: Tipografia di Alviso Pola, 1868, 137 c.
  109. Ludvig G. Archivalische Beitrage zur Geschichteder venezianischen Kunst Italienische Forschungen des Kunsthistorischen Institutes in Florenz, IV, 21, pp.168−190.
  110. Marinelli S. I collaboratori veronesi di Palladio. Figure e sfondi: aspetti della pittura Veronese alia meta del Cinquecento. In: Palladio e Verona. Catalogo della mostra a cura di Paola Marini. Verona: Neri Pozza Editore, 1980, 389 c.
  111. Marini R. Tutta la pittura di Paolo Veronese. Milano: Rizzoli, 1968, 144 c.
  112. Mazzaroto B.T. Le feste veneziane: i giochi popolari, le ceremonie religiose e di governo. Firenze. Leo Olschki ed., 1961, 234 c.
  113. Mazzotti G. Vi lie Venete. Roma: Carlo Bestetti Edizioni d’Arte, 1963, 509 c.
  114. Medea A. Guida agli affreschi. In: Palladio, Veronese e Vittoria a Maser. Milano: Silvana ed., 1960, 122 c.
  115. Meissner F.H. Veronese. Leipzig: Velhagen und Klasig, 1897, 96 c.
  116. Merkel E. Gli „Exempla Virtutis“. Una riconsiderazione dopo il restauro del soffitto del Collegio. In: Nuovi studi. di Paolo Veronese. A cura di Massimo Gemin. Venezia: Arsenale Ed., 1990, pp.380−390.
  117. Michiel M. Notizie d’opere di disegno nella prima meta del secolo XVI. scritta da un anonimo di quel tempo pubblicata e illustrata da D. Jacopo MorellL.Bassano, 1800, 272 c.
  118. Molmenti, P. Moretto da Brescia. Firenze: Tipografia della Perseveranza, 1898, 211 c.
  119. Muir E. Civic Ritual in Renaissance Venice. Princeton: Princeton University Press, 1981, 401 c.
  120. Muraro M. Civilta delle Ville Venete. In: Arte in Europa, 1966, pp.533−543.
  121. Niero A. II programma teologico di Paolo Veronese in San Sebastiano. In: Da Tiziano a El Greco. Per la storia del Manierismo a Venezia. 1540−1590. Milano: Electa, 1981, pp.272−276.
  122. Niero A. Riforma cattolica e Concilio di Trento a Venezia. In: Cultura e societa' nel Rinascimento tra riforme e manierismi. Firenze: Leo Olschki Editore, 1984, pp.77−96.
  123. Oberhuber K. Gli Affreschi di Paolo Veronese nella villa Barbaro -Bolletino del Centro Internazionale di Studi di Architettura Andrea Palladio, X, 1968, pp. 188−202.
  124. Oberhuber K. H. Cock, Battista Pittoni and Paolo Veronese in Villa Maser. In: „Munuscula Discipulorum“. Festschrift fur Hans Kauffmann zum 70. Geburtstag, Berlin, 1968, pp.207−225
  125. Osmond P. Paolo Veronese. His career and work. London: The Sheldon Press, 1927, 124 c.
  126. Padoan Urban L. Teatri e „Teatri del Mondo“ nella Venezia del Cinquecento Arte Veneta, XX, 1966, pp. 137−146.
  127. Padoan Urban L. Apparati scenografici nelle feste veneziane del Cinquecento Arte Veneta, XXIII, 1969, pp. 145−155.
  128. Pagan P. Sulla Accademia „Venetiana“ o della „Fama“ — Atti dell’lstituto Veneto di Scienza, Lettere ed Arti. Anno acc. 1973−74, t. CXXXII, 1974, p.359−392.
  129. Pallucchini R. Paolo Veronese. Catalogo della mostra. Venezia: Ca’Giustinian, 1939, 239 c.
  130. Pallucchini R. Gli Affreschi di Paolo Veronese a Maser. Bergamo: Aldo Martello Ed., 1939, 75 c.
  131. Pallucchini R. La critica d’arte a Venezia nel Cinquecento. Quaderni del Rinascimento veneto. n.1, Venezia: Centro Veneto-Dalmato, 1943, 32 c.
  132. Pallucchini R. La giovinezza del Tintoretto Milano: A. Pizzi, Arti Grafiche, 1950, 63 c.
  133. Pallucchini R. Veronese. Bergamo: Istituto Italiano d’Arti Grafiche, 1953, 215 c.
  134. Pallucchini R. Gli affreschi di Paolo Veronese. In: Palladio, Veronese e Vittoria a Maser, Milano: Ed. Mondadori, 1960, pp.69−83.
  135. Pallucchini R. Per la storia del Manierismo nel Veneto. Bolletin du Musee National de Varsovie, vol. IX, 1968, nn.3−4, pp. 11−43.
  136. Pallucchini R. Per la storia del Manierismo a Venezia. In: Da Tiziano a El Greco. Per la storia del Manierismo a Venezia. 1540−1590. Catalogo della mostra. Venezia, Palazzo Ducale, Setiembre Dicembre 1981, Milano: Electa, pp.7−42.
  137. Pallucchini R. Veronese. Milano: Electa, 1984, 308 c.
  138. Pallucchini R. Paolo Veronese e il manierismo. In: Nuovi studi di Paolo Veronese. A cura di Massimo Gemin. Venezia: Arsenate Ed., 1990, pp.3−15.
  139. Pallucchini R. La pittura nel Veneto. II Settecento, vv. l-ll. Milano: Electa, 1995, 1−617 c» ill- II 643 c., ill.
  140. Pavanello G. Venezia nell’eta' di Canova. 1780−1830. Catalogo della mostra. Venezia: Ed. Regione Veneto- 1978, 271 c.
  141. Pavanello G. L’immagine di Venezia da Canova a Byron. In: Venezia da stato a mito. Catalogo della mostra. Venezia, isola San Giorgio Maggiore. 30 agosto 30 novembre 1997. Venezia: Marsilio, 1997, pp.7693.
  142. Pedrocco F., Pignatti T. Veronese. L’opera completa. Vol. 1−2. Milano: Electa, 1995, v. l 297 c., v. ll — 299 c.
  143. Pesenti F.R. La promessa della rinascita. Per l’indagine iconografica degli affreschi veronesiani a Maser Quaderni di Palazzo Te, 3, 1996, pp.38−53.
  144. Pignatti T. Paolo Veronese a Maser. Milano-Geneve: Fr. Fabbri ed., 1965,68 c.
  145. Pignatti T. Le Pitture di Paolo Veronese nella chiesa di San Sebastiano in Venezia. Con una notizia tecnica sui restauri di L.Tintori. Milano: Rizzoli, 1966,79 c.
  146. Pignatti T. Veronese. La villa Maser. Milano-Ginevra: Fr. Fabbri ed., 1968, 71 c.
  147. Pignatti T. Veronese. L’opera completa. Vol. 1−2. Venezia: Alfieri, 1976, v. l-419 c., v. ll- 1079 ill.
  148. Pignatti T. Veronese e il Manerismo. In: Cultura e societa' nel Rinascimento tra riforme e manierismi. Firenze: Leo Olschki Editore, 1984, pp. 151−166.
  149. Pignatti T. Gli esordi pre-veneziani di Paolo Veronese Arte Veneta, XL, 1986, pp. 73−84.
  150. Pignatti T. Paolo Veronese: his Life and Art. In: The Art of Paolo Veronese. 1528−1588. National Gallery of Art, Washington: Cambridge University Press, 1988, pp.2 -18.
  151. Pino P. Dialogo di pittura. In: Trattati d’arte del Cinquecento fra manierismo e Controriforma. Vol.2 Bari: Gius. Laterza e Figli, 1961, 699 c.
  152. Popham H. Catalogue of the Drawings by Parmigianino. In 3 vols. completely illustrated. New haven London: Yale University Press, 1971, v. l — 283 c., v. ll — 242 c., v. lll — 232 c.
  153. Posner D. Annibale Carracci. A Study in the Reform of Italian Painting around 1590. Vol.1 2. London: Phaidon, 1971, v. l — 183 c., c. ll- 351 c.
  154. Prinz W. Das Motiv «Pallas Athena fuhrt die Pictura in der Kreis der septem artes limeralis ein». In: Festschrift fur P.W.Meister, Hamburg, 1975, pp. 165−168.
  155. Puppi L. Andrea Palladio L’opera completa., vols.1−2.Milano: Electa, 1973, v. l 230 c., v. ll — 238 c.
  156. Puppi L. Per Paolo Veronese architetto. Un documento inedito, una firma e uno strano silenzio del Palladio Palladio, III, 1980, p.63.
  157. Puppi L. Paolo Veronese e I’Architettura. In: Paolo Veronese. Disegni e dipinti. 26 marzo-10 luglio 1988, Fondazione Giorgio Cini Venezia: Neri Pozza Editore, 1988, pp.31−39.
  158. Puttfarken Th. Bacchus and Hymenaeus: Bemerkungen zu zwei Fresken von Veronese in der villa Barbaro in Maser Mitteilungen des Kunsthistorisches Institutes in Florenz, XXIV, 1980. pp.1−14.
  159. Rearick R. Paolo Veronese disegnatore. In: Paolo Veronese. Disegni e dipinti.26 marzo-10 luglio 19 881, Fondazione Giorgio Cini. Venezia: Neri Pozza Editore, 1988, pp.41−45.
  160. Rearick R. The Art of Paolo Veronese. 1528−1588. National Gallery of Art, Washington: Cambridge University Press, 1988, pp.20−203.
  161. Reist I.J. Divine Love and Veronese’s Frescoes at the Villa Barbaro- Art Bulletin, vol. LXVII, no.4, 1985, pp.614−635.
  162. Reynolds J. Discours on Art. Ed. by Robert R. Wark, New Haven -London: Yale University Press, 1975.
  163. Richardson F. Andrea Schiavone. Oxford: Oxford University Press, 1980,356 c.
  164. Ridolfi C. Le Maraviglie deH’Arte.1648. Berlin: Ed. von Hadeln, 1914, Tt. l-ll, t. l 385 c., t. ll — 591 c.
  165. Rigaux D. A la table du Seigneur, I’Eucharistie chez les primitifs italiens, 1250−1497 Paris: Flammarion, 1989, 214 c.
  166. Romano S. I paesaggi di Paolo Veronese in palazzo Trevisan Arte Veneta, XXXV, 1981, pp.150−152.
  167. Rosand D. Theatre and Structure in the Art of Paolo Veronese Art Bulletin, LV, 1973, pp.217−239.
  168. Rosand D. Painting in Cinquecento Venice: Titian, Veronese, Tintoretto. New Haven London: Yale University Press, 1982, 241 c.
  169. Rosand D. Painting in Sixteenth Century Venice. Titian. Veronese. Tintoretto. Revised edition. Cambridge, Mass.: Cambridge University Press, 1997, 287 c.
  170. Rosand E. Music in the Myth of Venice Renaissance Quarterly 30, no.4, 1977, pp.511−537.
  171. Roskill M. Dolce’s Aretino and Venetian art theory of the Cinquecento. New York: Columbian University Press, 1968, 442 c.
  172. Rossi P. In margine a una nuova monografia su Andrea Schiavone e qualche aggiunta al catalogo dell’artista Arte Veneta, 1980, XXXV, pp.78−95.
  173. Ruggeri U. La decorazione pittorica della Libreria Marciana. In: Cultura e societa' nel Rinascimento tra riforme e manierismi. Firenze: Leo Olschki Editore, 1984, pp.313−334.
  174. Rupprecht B. Sanmichelis Villa Soranza. In: Festbricht U.Middeldorf. Berlin: Heinrich Keller, 1968, pp.324−332.
  175. Rupprecht B. L’iconologia nelle Ville Venete -- Bolletino del Centro Internazionale di studi d’Architettura d’Andrea Palladio, 1968, pp.200−241
  176. F. (Guisconi, A.) Delle cose notabili che sono in Venetia. Venezia: Marchio Sessa, 1556, 158 c.
  177. Sansovino F. Venezia: Pr. Stagnini, 1581, 164 c.
  178. Sansovino F. Martinioni, G. Venetia citta nobilissima e singolare con le aggiunte di Giustiniano Martinioni (ristampa dell’edizione del 1663). Indice analitico a cura di Lino Moretti. Venezia: Marsilio, 1968, 457 c.
  179. Sarrarlo-Aguareles E. La Cultura y el arte Venecianos en sus relaciones con Espana -- Rivista de Archivos Bibliothecas y Museos, 53, 1956, pp.642−663.
  180. Schlosser-Magnino J. La letteratura artistica. Manuale delle fonti della storia dell’arte moderna. Firenze: Tipografia Fontanari, 1935, 341 c.
  181. Scherzer R. La perspective In: Les Noces de Cana de Veronese. Une oeuvre et sa restauration. 4. Etudes iconographiques. Musee du Louvre. Paris, 16 novembre 1992 29 mars 1993, pp. 235−238.
  182. Schulz J. Vasari at Venice The Burlington Magazine, CIN, N 705, dec. 1961, pp.500−511.
  183. Schulz J. Venetian Painted Ceilings of the Renaissance Berkeley -Los Angeles: Edited by Berkeley University, 1968, 284 c.
  184. Schweikhart G. Paolo Veronese in der villa Soranza -- Mitteilungen der Kunsthistorischen Institutes in Florenz, 1971, pp.39−53.
  185. Serlio S. Regoli generali di architettura sopra le cinque maniere de gli edifici. Venezia: Aldo Manuzio, 1537, 65 c.
  186. Serlio S. II secondo libro di prospettiva. Venezia. Cornelio di Nicolini da Sabbia, 1545, 163 c.
  187. Sinding-Larsen S. Christ in the Council Hall. Studies in the Religious Iconography of the Venetian Republic Institutum Romanum Norvegiae. Acta ad archaeologiam et artium historiam pertinentia. Vol. V Roma, 1974, pp.4−95.
  188. Sinding-Larsen S. The Paradise controversy: a note on argumentation. In: Interpretazione veneziane. Studi di storia dell’arte in onore di Michelangelo Muraro. Venezia: Neri Pozza Ed., 1984, 202 c.
  189. Sinding-Larsen S. Paolo Veronese a Palazzo Ducale. In: Paolo Veronese. Disegni e dipinti. (Catalogo della mostra). 26 marzo-10 luglio 1988, Fondazione Giorgio Cini, San Giorgio Maggiore. Venezia: Neri Pozza Editore, 1988, pp.23−30.
  190. Sinding-Larsen, S. Paolo Veronese tra rituale e narrativo. Note a proposito di un disegno per il Palazzo Ducale. In: Nuove studi di Paolo Veronese. A cura di Massimo Gemin. Venezia: Arsenale Ed., 1990, pp.317−322.
  191. Smirnova I. Le cene veronesiane. Problemi iconografici. In: Nuovi studi. di Paolo Veronese. A cura di Massimo Gemin. Venezia: Arsenale Ed., 1990, pp.359−364.
  192. Smith R. A Matter of Choice: Veronese, Palladio and Barbara Arte Veneta, XXXI, 1977, pp.60−71.
  193. Sorte M.C. Osservazione nella pittura. Venetia: Pr. Stagnini, 1588, 85 c.
  194. Tafuri M. Teatro e citta' nell’architettura palladiana -- Bolletini di Centro Internazionale di Studi di Architettura Andrea Palladio, 10, 1968, pp.65−78.
  195. Tafuri M. Politica, scienza e architettura nella Venezia del '500. In: Cultura e societa' nel Rinascimento tra riforme e manierismi. Firenze: Leo Olschki Ed., 1984, pp.97−134.
  196. Tafuri M. Venezia e il Rinascimento. Torino: Ed. Rinaldi, 1985, 298 c.
  197. Tafuri M. Venice and the Renaissance. Cambridge, Mass. London: Harvard University Press, 1995, 313 c.
  198. Urbani de Gheltoff G.M. Il Palazzo di Camillo Trevisan di Murano. Venezia: Presso Francesco Tosi, 1890, 38 c.
  199. Valcanover F. Le dernier Titien et la fin du siecle a Venise. In: Le siecle de Titien. L’age d’or de la peinture a Venise. Grand Palais, 9 mars-14 juin 1993, Paris: Reunion des Musees Nationaux, 1993, pp.595−610
  200. Vasari G. Le Vite de' piu* eccelenti pittori, scultori ed architetti. Firenze (1568), 9 vols., ed. Milanesi, 1878−1885.
  201. Versini C. Les Noces de Cana Les Cahiers de l’Academie Anquetin, n. XXI, 1975, pp.45−51.
  202. Wolters W. Der Bilderschmuck des Dogenpalastes. Wiesbaden: Hoffmann Vrlg., 1983, 175 c.
  203. Wolters W. Storia e politica nei dipinti di Palazzo Ducale. Venezia: Marsilio, 1987, 203 c.
  204. Wolters W. Paolo Veronese e I’architettura di San Sebastiano. In: Nuove studi di Paolo Veronese. A cura di Massimo Gemin. Venezia: Arsenale Ed., 1990, pp. 183−189.
  205. Yriarte C. Les Artistes celebres. Paul Veronese. Paris: Librairie de l’art, 1888, 78 c.
  206. Zampetti P. Guida aile opere d’arte delia Scuola di S. Fantin (Ateneo Veneto) Venezia: Ed. Ateneo Veneto, 1973, 187 c.
  207. Zorzi A. La vita quotidiana a Venezia nel secolo di Tiziano. Milano: Electa, 1990, 310 c.
  208. Zorzi M. La Libreria di San Marco. Milano: Mondadori, 1987, 154 c.
Заполнить форму текущей работой