Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогические условия формирования лидерских качеств у студентов гуманитарных вузов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении и систематизации теоретических и прикладных положений психолого-педагогического сопровождения формирования и развития лидерских качеств у студентов гуманитарных вузоввыявлении педагогических условий, позволяющих эффективно использовать комплекс средств психолого-педагогического сопровождения формирования лидерских качеств у студентов… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Научные и прикладные основы формирования лидерских качеств у студентов гуманитарных вузов
    • 1. 1. Формирование лидерских качеств у студентов гуманитарных вузов как психолого-педагогическая проблема
    • 1. 2. Педагогическая характеристика процесса формирования лидерских качеств у студентов гуманитарных вузов
  • Выводы по первой главе
  • Глава II. Опытно-экспериментальное исследование формирования лидерских качеств у студентов гуманитарных вузов
    • 2. 1. Специфика проявления лидерских качеств личности в студенческом коллективе в период обучения в вузе
    • 2. 2. Динамика и результаты опытно-экспериментального исследования формирования лидерских качеств у студентов гуманитарных вузов
  • Выводы по второй главе
  • Глава III. Педагогические условия повышение эффективности процесса формирования лидерских качеств у студентов гуманитарных вузов
    • 3. 1. Развитие образовательного пространства в целях формирования лидерских качеств у студентов гуманитарных вузов
    • 3. 2. Формирование готовности студента к профессиональной деятельности руководителя
    • 3. 3. Повышение роли студенческих коллективов в процессе воспитания лидерских качеств у студентов
  • Выводы по третьей главе

Педагогические условия формирования лидерских качеств у студентов гуманитарных вузов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современное российское общество характеризуется существенными и неоднозначными преобразованиями во всех сферах его жизни. В настоящих условиях политического и социально-экономического развития Российской Федерации, в области высшего профессионального образования особенно остро стоит проблема определения эффективных методов личностного развития и профессионального обучения одаренной молодежи, т. е. потенциальных лидеров-профессионалов.

В современной отечественной психолого-педагогической литературе рассматриваются проблемы диагностики и формирования одаренной молодежи в основном применительно к художественному и умственному типам одаренности. Разработка психолого-педагогических основ формирования лидерских качеств у студенческой молодежи в ходе их обучения и воспитания в гуманитарных вузах является актуальным и перспективным направлением, как в теоретическом, так и в практическом плане.

Как свидетельствует анализ теоретической разработанности диссертационной проблемы, в отечественной психолого-педагогической науке по развитию лидерских качеств у молодежи сделано немало. Однако, как показало проведенное исследование, остались в прошлом комсомольские и высшие партийные школы, академии хозяйственного актива, где молодые люди обучались науке лидерства и управления. Прямое перенесение опыта подготовки профессиональных менеджеров из сферы бизнеса в сферу образования невозможно в связи с тем, что необходимо учитывать специфику образовательной деятельности, а также то, что в вузах процесс развития лидерских способностей происходит одновременно с интенсивным личностным ростом молодых людей.

Современной системе профессионального образования России нужны новые психолого-педагогические подходы к процессу формирования лидерских качеств у студенческой молодежи, отвечающие требованиям и системе ценностей гражданского общества.

Актуальность проблемы обусловлена тем, что в настоящее время существенно возросли требования к качеству профессиональной подготовки специалистов в системе высшего образования. Основными условиями обеспечения этих требований являются: ориентация на качественные параметры в подготовке специалистов, применение инновационных технологий в обучении, компетентност-ный подход в оценке результатов образовательной деятельности вузов и др.

Существующее противоречие между необходимостью создания в системе высшего гуманитарного образования психолого-педагогических условий для формирования лидерских качеств студентов и отсутствием научно обоснованных рекомендаций по осуществлению этого процесса дает основание для формулирования научной задачи диссертационного исследования, которая состоит в выявлении и обосновании педагогических условий формирования лидерских качеств у студентов гуманитарных вузов на основе создания личностно ориентированной образовательной конкурентной среды и компетентностного подхода в оценке результатов исследуемого процесса.

Объектом исследования являются профессиональные качества студентов, а его предметом — формирования лидерских качеств у студентов, обучающихся в гуманитарных вузах.

Цель исследования заключается в том, чтобы на основе теоретического анализа и опытно-экспериментальной работы выявить, обосновать и конкретизировать на практике педагогические условия формирования лидерских качеств у студентов гуманитарных вузов.

В качестве гипотезы выдвинуто положение о том, что в современных условиях повышаются требования к профессиональным качествам специалистов гуманитарного профиля, а процесс формирования лидерских качеств у студентов в гуманитарных вузах не отвечает им. Предполагается, что разрешить имеющееся противоречие возможно при соблюдении следующих педагогических условий: повышения роли студенческих коллективов в воспитании лидерских качеств у студентов, формирования готовности студентов к профессиональной деятельности руководителя, развития образовательного пространства гуманитарных вузов в целях формирования лидерских качеств у студентов.

В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследования:

1. Уточнить и обосновать научные и прикладные педагогические основы формирования лидерских качеств у студентов гуманитарных вузов.

2. Провести опытно-экспериментальное исследование повышения эффективности процесса формирования лидерских качеств у студентов гуманитарных вузов.

3. Выявить и обосновать педагогические условия эффективного формирования лидерских качеств у студентов гуманитарных вузов.

Теоретико-методологической базой исследования являются положения и принципы отечественной и зарубежной педагогики и психологии: теории лидерства, системный и личностно-социально-деятельностный подходы, принципы детерминизма и развития, концепция проблемно-деятельностного обучения.

Теоретические основы исследования основываются на разработанной в психолого-педагогической науке теории личности как субъекта творческой деятельности, индивидуальности и ее развития в деятельности (А.Г. Асмолов, JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, В. А. Сластенин, С. Л. Рубинштейн и др.) — теории учебной и профессиональной деятельности (П.Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Т. В. Кудрявцев, А. Н. Леонтьев и др.) — педагогических положениях о сущности, содержании и принципах организации образовательного процесса в гуманитарных вузах (С.И. Архангельский, Ю. К. Бабанский, Л. Я. Зорина, В.И. Загвязин-ский и др.) — концепции профессионального становления личности (Э.Ф. Зеер, Е. А. Климов, Н. С. Пряжников и др.) — теории возрастного развития личности (Л.И. Божович, B.C. Мухина, И. С. Кон, Д.И. Фельдштейн).

Диссертация базируется также на результатах научных исследований по проблеме руководства и лидерства (Н.И.Бирюков, В. В. Бовичев, Е.В. Кудряшо-валичностной стороны лидерства (Э.Б. Воронова, А. Г. Ковалев, Э. Богардус и др.) — особенностей профессионального лидерства и лидерства в учебной вузовской группе (В.И. Власов, Н. В. Голубева, Н. С. Жеребова, А. Н. Жмыриков, Б.И.

Кретов, P.JI. Кричевский, Е. С. Кузьмин, Б. Д. Парыгин, Дж. Берне, М. Макколл, JI. Понди, Р. Стогдилл, Ф. Фидлер и др.) — руководства и лидерства в системе высшего профессионального образования (В.Ф. Ануфриева, У. Беннис, М. Ломбардо, Н. Ф. Маслова, Д. Сиск и X. Россели и др.).

Методы исследования. При проведении исследования использовался широкий спектр методов и методик.

1) Эмпирические. Диагностические: наблюдение, методы опроса, анкетирование и тестирование по методикам (модифицированная методика «Ценностные ориентации» М. Рокичатест-опросник P.C. Немова «Организаторские способности лидера" — тест A.B. Батаршева «Ваша коммуникабельность" — ориентаци-онная анкета Б. Басса «Определение направленности личности" — опросник В. К. Гербачевского «Уровень притязаний личности») — квалиметрические: методы математической статистики, социометрические методыконстатирующий и формирующий эксперименты.

2) Теоретические: анализ научной литературы и исследований по проблемам лидерства как социального явления, молодежного лидерства, лидерства в образовании, формирования профессионально значимых качеств специалиста гуманитарного профиля, развития личностимоделирование психолого-педагогического сопровождения процесса формирования лидерских качеств у студентов, теоретическое обобщение результатов исследования;

Экспериментальную базу исследования составили Военный университет, Международная академия предпринимательства, Российский новый университет, Московская открытая социальная академия, Рязанский государственный университет им. С. А. Есенина. В процессе эмпирического исследования на разных этапах участвовали студенты 1−5 курсов, профессорско-преподавательский состав, члены студенческих общественных организаций и самоуправлений вузов, специалисты комитетов по делам молодежи Москвы и Рязани. На различных этапах работы в исследовании принимали участие свыше 2ООО человек.

Научная новизна исследования:

1. Уточнены и обоснованы теоретические и прикладные педагогические положения формирования лидерских качеств у студентов гуманитарных вузов, выявлена специфика формирования лидерских качеств у студентов в условиях обучения в гуманитарном вузе.

2. Разработана и апробирована Целевая социально-педагогическая программа формирования лидерских качеств у студентов в процессе обучения в гуманитарном вузеопределена критериальная модель становления лидерских качеств личности у студентов в процессе обучения в гуманитарном в вузе.

3. Обоснованы педагогические условия повышения эффективности процесса формирования лидерских качеств у студентов гуманитарных вузов: повышение роли студенческих коллективов в процессе воспитания лидерских качеств у студентовформирование готовности студента к профессиональной деятельности руководителяразвитие образовательного пространства гуманитарных вузов в целях формирования у студентов лидерских качеств.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Уточненные теоретические и прикладные педагогические положения формирования лидерских качеств у студентов гуманитарных вузов: педагогическая сущность процесса формирования лидерских качеств у студентов заключающаяся в создании специально организованной социально-педагогической конкурентной среды в образовательном процессе гуманитарного вуза и его психолого-педагогического сопровождения на основе реализации модели педагогического стимулирования, модели взаимодействия факторов и условий и критериальной модели оценки эффективности исследуемого педагогического процессасодержание исследуемого педагогического процесса и его структура, включающая определение субъект — объектных отношений, постановку целей и задач формирования лидерских качеств, выявление закономерностей и противоречий социально-педагогического процесса, обоснование методов, средств и форм социально-педагогического взаимодействия, а также обоснование результатов социально-педагогического процесса формирования лидерских качеств у студентов гуманитарных вузов.

2. Разработанная и реализованная в опытно-экспериментальной работе Целевая социально-педагогическая программа формирования лидерских качеств у студентов в процессе обучения в гуманитарном вузе, включающая поэтапное сопровождение процесса формирования лидерских качеств на каждом курсе обучения и социально-педагогический процесс приобщения студентов к профессиональным ценностямдля оценки результатов социально-педагогического процесса в критериальной модели становления лидерских качеств личности у студентов в процессе обучения в гуманитарном в вузе, предложены критерии: целевой, содержательный, мотивационный.

3. Выявлены и обоснованы педагогические условия повышение эффективности процесса формирования лидерских качеств у студентов гуманитарных вузов: развитие образовательного пространства в целях формирования лидерских качеств у студентов гуманитарных вузовформирование готовности студента к профессиональной деятельности руководителяповышение роли студенческих коллективов в процессе воспитания лидерских качеств у студентов.

Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении и систематизации теоретических и прикладных положений психолого-педагогического сопровождения формирования и развития лидерских качеств у студентов гуманитарных вузоввыявлении педагогических условий, позволяющих эффективно использовать комплекс средств психолого-педагогического сопровождения формирования лидерских качеств у студентов гуманитарных вузовобосновании педагогической Целевой программы формирования лидерских качеств у студентов гуманитарных вузовопределении критериев оценки эффективности психолого-педагогического сопровождения формирования лидерских качеств у студентов, обучающихся в гуманитарных вузах.

Практическая значимость исследования заключается в том, что в нем апробирована система организационно-методического обеспечения процесса формирования лидерских качеств у студентов в период обучения в гуманитарных вузахреализована Целевая социально-педагогическая программа формирования лидерских качеств у студентов в образовательном процессе гуманитарных вузов, способствующая развитию у студентов системы профессиональных ценностей, созданию лидерского потенциала, профессиональному становлениюразработаны методические рекомендации по обеспечению эффективного психолого-педагогического сопровождения формирования лидерских качеств у студентов гуманитарных вузов.

Достоверность полученных результатов обеспечивается опорой на методологию социально-педагогических исследований, адекватностью и апроби-рованностью используемых методик, соответствующих целям, гипотезе и задачам данного исследования, соблюдением норм и правил социально-педагогического исследования, а также сочетанием количественных и качественных методов анализа и опытно-экспериментальной работы, репрезентативностью выборки исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты диссертационного исследования заслушивались и получили одобрение на заседаниях кафедры педагогики Военного университета, Международной академии предпринимательства, Российского нового университета, Московской открытой социальной академия, Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина, обсуждались на педагогических конференциях и научных семинарах в Самаре, Астрахани, Рязани, Твери в 2005, 2006, 2007, 2008 гг.

Внедрение результатов исследования проходило в процессе проведения специальных семинаров-практикумов для субъектов образовательного процесса, а также при разработке нового учебного курса для аспирантов «Формирование лидерских качеств у студентов в образовательном процессе вузов», а также специальных тем для включения в учебные дисциплины по программе подготовки «Преподаватель высшей школы» (педагогика и психология высшей школы, технология профессионально ориентированного обучения, педагогическая психология, педагогика).

Для слушателей курсов переподготовки и повышения квалификации, организованных на базе Военного университета, Международной академии предпринимательства, Российского нового университета, Московской открытой социальной академии, Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина разработаны и апробированы темы в курсе Социальной педагогики.

Материалы исследования используются на курсах по подготовке вожатых для летних оздоровительных учреждений Московской области. На основе материалов диссертационного исследования изданы статьи в сборниках научных работ, научных журналах и других изданиях. Итоги исследования обсуждались с преподавателями, участвовавшими в педагогическом эксперименте, руководящим составом кафедр, факультетов и вузов.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Глава I. Научные и прикладные основы формирования лидерских качеств у студентов гуманитарных вузовГлава И. Опытно-экспериментальное исследование формирования лидерских качеств у студентов гуманитарных вузовГлава III. Педагогические условия повышение эффективности процесса формирования лидерских качеств у студентов гуманитарных вузов.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

Проведенное исследование дало возможность определить практические рекомендации, учет и реализация которых будет способствовать повышению эффективности процесса формировании лидерских качеств у студентов гуманитарных вузов.

Руководству вузов рекомендуется:

— создание в вузах социальной среды способствующей формированию и развитию лидерских качеств у студентов: атмосферы здоровой конкуренции, расширении и передачи ряда полномочий студенческому совету и др.;

— процесс формирования и развития лидерских качеств у студентов гуманитарных вузов целесообразно планировать и проводить параллельно с реализацией ГОС ВПО в образовательном процессе вуза, факультета, кафедры на весь период обучения, что позволит обеспечить его непрерывность, последовательность и поступательность;

— сформировать в гуманитарных вузах экспертные группы по оценке развития лидерских качеств у студентов;

— разработать систему морального и материального стимулирования студентов за активное участие в общественной работе вуза, связанной с руководством различными секторами и направлениями деятельности вуза;

— включить в процесс формирования лидерских качеств не только руководящий состав вузов, деканатов и кафедр, но и всех преподавателей и руководителей практики студентов.

Руководству факультетов и кафедр целесообразно:

— возродить практику деятельности научных, поисковых, общественных и иных организаций и объединений студенческой молодежи в вузах;

— обеспечить освоение начинающими преподавателями практики взаимодействия со студенческой общественностью во всех видах образовательной деятельности;

— давать поручения студентам и различным группам, которые потребуют от них проявления организаторских способностей.

Преподавателям и студентам гуманитарных вузов рекомендуется:

— практиковать оценку сформированности лидерских качеств студентов по предложенной в диссертации критериальной модели;

— студенческим советам принимать участие в обсуждении организации образовательного процесса в гуманитарных вузах;

— мероприятия по развитию лидерских качеств планировать на каждый семестр с обязательным анализом результатов его выполнения;

— преподавателям в процессе каждого занятия создавать условия для формирования и развития лидерских качеств у студентов, считать это одной из воспитательных целей учебного занятия.

Исходя из актуальности проблемы исследования ее дальнейшее исследование целесообразно проводить по следующим направлениям: использование потенциала студенческого совета в развитии лидерских качеств у студентовразвитие системы внутривузовского взаимодействия для формирования лидерских качеств у студентовисследование возможностей активного взаимодействия студенческих объединений и ученых советов вузов для координации усилий по профессиональной подготовки молодежи и др.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е.Б., Косолапова Ю. Н. О теориях лидерства в современной политической психологии // США: экономика, политика, идеология. № 4. 1993. -С. 13−21.
  2. М.Д. Механизмы формирования образа России и ее лидеров на международной арене: Дис. канд. полит, наук. М., 2008
  3. В. Исследование авторитарной личности. М.: Серебряные нити, 2001. -416с.
  4. С.А. Основные направления анализа лидерства // Вопросы психологии. 1991. — № 3. — С.90−98.
  5. В.М. Лидерство в сфере предпринимательской деятельности в условиях формирования рыночной экономики: Дис. канд. соц. наук. М., 1994
  6. .Г. Проблема «человеческого фактора» в управлении / Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М.: Наука, — 1976. — С. 41−63.
  7. Г. М. Социальная психология. 2-е изд., доп. и перераб. М.: МГУ, 1988.-432с.
  8. Е.В. Социальная психология / под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2000.
  9. Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. М. 1983.
  10. П.В. Лидерство в общественной группе./ П. В. Аникин, A.M. Ерохин, В. Н. Попов Ставрополь, 1996. — 70с.
  11. О.С. Новое управленческое мышление: сущность и пути формирования.-М., 1991.
  12. Г. Тренинг уверенности и контакта в группе: Руководство для тренеров и психотерапевтов./ Г. Аннекен, Л. Эгальмайер, Кесслер. Ростов н/Д. 1992.
  13. Г. К. Лидерство: социально-политический и психологический аспекты // Политика: проблемы теории и практики. Вып.7. 4.2. М., 1990. — С. 213−214.
  14. Г. К. Проблема лидерства в современной зарубежной эмпирической социологии // Вопросы философии. 1968. — № 5.
  15. А.Н. Развитие профессиональных лидерских качеств у курсантов вузов МВД России средствами физической подготовки и спорта: Дис. канд. пед. наук. СПб., 2006
  16. С.А. Диагностика социально-психологических характеристик малых групп с внешним статусом. СПб., 1999. — 640 с.
  17. БД. Формирование общественно-полезных интересов у советских воинов: Дис. канд. псих. наук. -М., 1965.
  18. A.B. Проблемы психологии воинского коллектива / Под общ. ред. В. В. Шеляга. М.: Воениздат, 1973. — 302с.
  19. A.B. Проблемы психологии воинского коллектива. /A.B.Барабанщиков, А. Д. Глоточкин, Н. Ф. Феденко, В.В. Шеляг-М., 1973.
  20. A.B., Военно-педагогическая диагностика. (Теория, опыт, проблемы)./ A.B. Барабанщиков, П. П. Дерюгин. М., 1995.
  21. A.B. Психодиагностика способности к общению или как определить организаторские и коммуникативные качества личности. М.: ВЛАДОС, 1999.
  22. Т.В. Тендерные исследования лидерства // Вопросы психологии. 2000. -№ 1. — С. 87−131.
  23. Бим-Бад Б. М. Подготовка к власти: документальное повествование о политической педагогике. Ульяновск, 2007
  24. А.Г. Имидж политического лидера: роль средств массовой информации в формировании электоральных предпочтений: на материале региональных периодических печатных изданий: Дис. канд. полит, наук. СПб., 2008
  25. В.В. Явление лидерства как объект социального познания: Дис. канд. филос. наук. С., 1986. — 143с.
  26. A.A. Психодиагностические методы (в комплексном лонгитюдном исследовании студентов). /A.A. Бодалев, М. Д. Дворяшина, И. М. Палея Л., 1976.
  27. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1979. — № 2. — С.47−56.
  28. Я.В. Формирование и восприятие имиджа политического лидера в России: коммуникативный аспект: Дис. канд. соц. наук. Ростов-на-Дону, 2005
  29. В.И., Командир и подчиненные./В.И. Варваров, Л. Б. Мерзляк. М., 1986.
  30. В.И. Военно-педагогическая этика и совершенствование профессионально-этической подготовки советских офицеров: Автореф. дис. д-ра пед. наук. -М., 1983.
  31. Т.Е. Педагогические условия развития лидерских качеств учащихся: Дис. канд. пед. наук. Улан-Удэ, 2001
  32. М.А., Воспитание организованности студентов. /М.А. Вейт, П. Г. Бугаков. Липецк, 1996. — 206с.
  33. А.И. Социально-психологическое исследование лидерства в малых группах: Автореф. дис. канд. псих. наук. Л., 1973.
  34. М.А. Педагогические условия формирования лидерских качеств личности ребенка: Старший дошкольный возраст: Дис. канд. пед. наук. Н. Новгород, 1997
  35. И.П. Исследование лидерства как функции групповой задачи / Экспериментальная и прикладная психология / Под ред. Б. Г. Ананьева Л., С. 17 -22.
  36. И.П. К вопросу о методах оценки организаторских способностей // Вестник ЛГУ Экономика. Философия. Право. № 23 — 1977.
  37. И.П. Руководителю о человеческом факторе: Социально-психологический практикум. Л.: Лениздат, 1989.
  38. И.П., Емельянов Ю. Н. К критике «теории игр» лидерства //Человек и общество. Л., 1993. — Вып. 2. — С. 225 -230.
  39. Т.В. Макросоциальные факторы формирования образа политического лидера России: Дис. канд. полит, наук. М., 2003
  40. JI.C. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М.:
  41. Педагогика Пресс, 1996. — 536 с. Высотииа О. Н. Социально-коммуникативные технологии как фактор формирования политического лидера: Дис. канд. соц. наук. — СПб., 2006 Галенко М. В. Лидерство как фактор формирования управленческой культуры:
  42. A.A. Социально-педагогические основы совершенствования деятельности воспитателя: Автореф. дис. д-ра пед. наук. Л., 1981. — 38с. Джеймс М. Рожденный выигрывать: Трансактный анализ с гештальт упражнениями. /М. Джеймс, Д. Джонгвард. — М., 1993.
  43. П.М. Поведение человека в организации. /П.М. Дизель, Мак-Кинли, У. Раньян.-М., 1993.
  44. Дон Фуллер. Управляй или подчиняйся!: Проверенная техника эффективного менеждмента. М., 1992.
  45. А.И. Группа: Психология и этимология // Вопросы психологии. 1983. -№ 4.
  46. А.И. Проблемы групповой сплоченности. М.: МГУ, 1979. — 128с.
  47. Е.М. Влияние лидера на сверстников в юношеских группах: Авто-реф. дис. канд. псих. наук. М., 1984. — 22с.
  48. И.В. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. М.: Педагогика, 1987. — 184с.
  49. Е.М. Влияние лидера на сверстников в юношеских группах: Дис. канд. псих. наук. -М., 1984.
  50. М.Я., Психологические проблемы готовности к деятельности. / М. Я. Дьяченко, JI.A. Кандыбович. Минск: БГУ, 1976. — 49с.
  51. И.А. Влияние лидерских качеств на межличностные коммуникации курсантов: социальный аспект: Дис. канд. социол. наук. Ростов-н/Д, 2001
  52. Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности: Дис. д-ра псих. наук. JL, 1990.
  53. A.B. Восприятие собственной внешности в формировании личности женщины-лидера: Дис. канд. псих. наук. М., 2004
  54. A.A. Лидер и авторитет группы: К постановке проблемы // Экспериментальная и прикладная психология. Л., 1971. — Вып. 4. — С. 13.
  55. А.Н., Молодежное самоуправление. /А.Н. Ершов, М. И. Рожков. Казань, 1990. — 168с.
  56. Н.С. К вопросу о выдвижении лидеров в студенческих группах / Личность и группа. Ученые записки, том 468. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1971.-С. 139−157.
  57. Н.С. Лидерство в малых группах как объект социально-психологического исследования // Руководство и лидерство. Сборник научных трудов. Л., 1973. — С. 54−63.
  58. Н.С. Лидерство в малых группах: Автореф. дис. канд. филос. наук. -Л, 1969. 15с.
  59. А.Л. Коммуникативные качества личности руководителя и эффективность руководства коллективом // Психологический журнал. 1983. — № 1.- С.57−67.
  60. А.Л. Социально-психологические проблемы управления // Прикладные проблемы социальной психологии: Сборник статей. М.: Наука, 1983. -С. 173−189.
  61. В. Диагностико-технологическое управление процессом обучения // Народное образование. 2001. — № 5. — С. 104−112.
  62. Е.М. Некоторые особенности лидерства в контактных группах школьников // Психология возрастных коллективов. Кострома, 1978. -С.57−58.
  63. Е.М. Об актуальности одного из видов лидерства в группе / Эмоциональные потенциалы коллектива. Ярославль, 1977.
  64. А.Г. Воспитываем ребенка-лидера. Ставрополь, 1999. — 63с.
  65. Л.Н. Опыт формирования и выдвижения молодежных лидеров в 20−30-х годах: Дис. канд. ист. наук. М., 1993
  66. .В. Теория личности Курта Левина. М.: МГУ, 1981. — 117с.
  67. И.П. Формирование юных общественников и организаторов: Очерки методики воспитательной работы школы. Л., 1969. — 119с.
  68. Н.М. Ученическое самоуправление в средней школе как средство воспитания общественной активности учащихся: Автореферат дис. канд. пед. наук. Л., 1964. — 21с.
  69. Искусство вести за собой: тренинги и занятия по формированию у юношества социальной инициативности и лидерских качеств / под ред. C.B. Тетерского.- М., 2007
  70. Л.П. Методика психодиагностики профессионально значимых и деловых качеств будущего специалиста // Содержание и методы профессионального воспитания студентов. Тюмень, 1989. — С. 77−78.
  71. Кан-Калик В. А. Педагогическое творчество. / В.А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров.- М.: Педагогика, 1990. 144с.
  72. Ф.К. Психотерапия и лидерство. СПб., 2000
  73. В.П. Психология самоутверждения лидера в военно-морском воинском курсантском коллективе: Автореф. дис. канд. псих. наук. М., 1979. -18с.
  74. A.C. Психологический анализ процесса формирования лидерских качеств у подростков. М., 2007
  75. A.C. Социально-психологические аспекты работы классного руководителя. / A.C. Крикунов, A.C. Чернышов. Учебное пособие. Курск, 1981. -121с.
  76. Е. Л. Психологические основы руководства и лидерства в первичном коллективе: Автореф. дис. д-ра. психол. наук. М., 1985. — 43с.
  77. Е.Л. Динамика группового лидерства // Вопросы психологии. -1980. № 2. — С. 64−74.
  78. Е.Л. Если вы руководитель: Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. — М.: Дело, 1993. — 348с.
  79. Е.Л. Психология малой группы. / Е. Л. Кричевский, Е.М. Дубов-ская. М.: МГУ, 1991. — 203с.
  80. Е.Л. Психологические факторы эффективности руководства первичным коллективом. / Е. Л. Кричевский, A.B. Маржине. -Кишинев, 1991. -126с.
  81. Е.Л. Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе. / Е. Л. Кричевский, М. М. Рыжак. М.: МГУ, 1985. — 223с.
  82. P.JT. Механизмы лидерства в юношеских коллективах // Проблемы детской и педагогической психологии. Вып. 2. — М., 1976. — 264с.
  83. P.JI. О некоторых механизмах лидерства в коллективах старшеклассников // Новые исследования в психологии. 1977. — № 1. — С. 57−61.
  84. В.В. Организационно-педагогические условия повышения эффективности деятельности руководителя школы нового типа: Дис. канд. пед. наук. -М., 1994.
  85. В.В. Психология в практике менеджера образования. / В. В. Крыжко, Е. М. Павлютенков. СПб.: КАРО, 2001. — 304с.
  86. Е.В. Лидер и лидерство. Исследования лидерства в современной западной общественно-политической мысли. Архангельск: ГМПУ им М. В. Ломоносова, 1996. -256с.
  87. Е.С. Руководитель коллектива. / Е. С. Кузьмин, И. П. Волков, Ю. Н. Емельянов. Л., 1974.
  88. А.П. «Блеск и нищета» управленческого аппарата // Образование. -2000. № 4. — С. 83−98.
  89. Т.А. Руководитель и коллектив: взаимодействие. / Т. А. Кулиев, В. Б. Мамедов. М.: Знание, 1990. — 63с.
  90. .К. Исторические формы социальных типов личности. Казань, 1976. -89с.
  91. Т.И. Воспитание социальной активности детей и подростков в учреждениях дополнительного образования в процессе художественной творческой деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. Вл., 2000. — 23с.
  92. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1982. — С. 159−189.
  93. Л.А. Формирование профессионально значимых лидерских качеств будущих учителей музыки: Дис. канд. пед. наук. Воронеж, 2006.
  94. Э.Е. К вопросу становления лидерских качеств в системе высшего профессионального образования // Теория и практика образования: история и современность. Сборник научных трудов. Вып 4. — Липецк: ЛГПУ, 2000. -С.69−76.
  95. Э.Е. Становление лидерских качеств личности в системе высшего военно-профессионального образования: Дис. канд. пед. наук. Орел, 2003
  96. Ю.А. Социально-психологические факторы детерминации поведения группы в межгрупповом взаимодействии: Автореф. дис. канд. псих. наук. -М., 1991.-22с.
  97. А.Н. Как вести за собой. Старшеклассникам об основах организационной работы. М.: Просвещение, 1981. — 208с.
  98. В.К. Психолого-педагогические основы формирования авторитета советского офицера. Дис. канд. пед. наук. М., 1970.
  99. A.C. Методика воспитательной работы. Избр. пед. произ. В 2-х томах. М.: Политиздат, 1977. — Т. 1. — 486 с.
  100. Т.Н. Руководство и лидерство: (Выдвижение лидера в среде старших школьников и его влияние на товарищей) / Под ред. Б. Д. Парыгина Л., 1973.
  101. Маслова Н. Ф Стили руководства как способ социально-психологического воздействия // Руководство и лидерство. Сборник научных трудов. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1973. — С.45−53.
  102. Т.В. Особенности использования социально-психологического тренинга в целях развития лидерских качеств студентов будущих менеджеров: Дис. канд. психол. наук. — М., 2003
  103. Н.В. Социально-психологические и личностные характеристики лидеров студенческих групп: Дис. канд. псих. наук. Л., 1984.
  104. А. Психология лидера / пер. с итальянского Славянской ассоциации Онтопсихологии. Изд. 3-е, испр. и дополн. — М.: ННБФ «Онтопсихология», 2001.
  105. Петровский A.B. Теория деятельностного опосредования и проблема лидерства
  106. Вопросы психологии. 1980. — № 2. — С. 29−41. Петровский A.B., Социальная психология коллектива. / A.B. Петровский, В. В. Шпалинский. — М.: Просвещение, 1978. — 176с.
  107. K.K. Структура и развитие личности / Отв. ред. А. О. Глоточкин. М.: Наука, 1986. — 254с.
  108. Я.В. Личность и коллектив: психология военного управления. М.: ВИ, 1989.
  109. М.С. Предупреждение отрицательного лидерства в первичных воинских коллективах: Дис. канд. псих. наук. М., 1991.
  110. A.C. Специализированный тренинг лидерских качеств // Социально-политический журнал. № 1−6. — 1997.
  111. В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом: Учебник для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2002. — 285с.
  112. Пять типов лидерства // Директор школы. 1997. — № 2. — С.45−46.
  113. Развитие идей A.C. Макаренко в теории и методике воспитания / Под ред. В. М. Коротова. М.: Педагогика, 1989. — 320с.
  114. М.И. Теория и практика развития самоуправления в ученических коллективах. М., 1990. — 144с.
  115. Р.Ф. Формирование и функционирование имиджа политического лидера: Дис. канд. псих, наук: М., 1995
  116. Л.С. Принцип творческой самодеятельности: К философским основам современной педагогики // Вопросы психологии. 1986. — № 4.
  117. E.H. Современные концепции и тенденции развития лидерских качеств студентов в вузах США: Дис. канд. пед. наук. Казань, 2004
  118. В.Б. Педагогические условия развития лидерских качеств подростков в детском общественном объединении: Дис. канд. пед. наук. Пермь, 2006
  119. А.Л. Социально-психологические проблемы управления. Л.: ЛГУ, 1975. — 120с.
  120. Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. СПб.: Речь, 2001.
  121. О.И. Психолого-педагогические условия формирования качеств лидера у курсантов военных институтов: Дис. канд. пед. наук. Саратов, 1999.
  122. Социально-психологические методы практической работы в коллективе: Диагностика и воздействие / Отв. ред. A.JI. Журавлев, В. А. Хащенко. М., 1990.
  123. М.И. Выявление лидеров в коллективе // Специалист. 1997. — № 8. -С. 27−28.
  124. О.В. Формирование профессиональных качеств гуманного лидера у будущих специалистов менеджмента: Дис. канд. пед. наук. Челябинск, 2006
  125. В.А. Мудрая власть коллектива (методика воспитания коллектива). М.: Молодая гвардия, 1975. — 238с.
  126. В.А. О воспитании. М. 1979.
  127. Л.И. Организаторские способности и их развитие. Курск, 1967.
  128. Л.И. Поэтапное развитие группы как коллектива / Коллектив и личность. М.: Наука, 1975. — 184с.
  129. Л.И. Психология организаторских способностей: Автореф. дис. канд. псих. наук. М. 1968.
  130. Л.И. Психология организаторской деятельности. М.: Наука, 1980. -215с.
  131. Э.П. Психологические основы руководства курсантским коллективом. -М., 1973.
  132. A.A. Доминанта. М. Л., 1966.
  133. Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Педагогика, 1989.-208с.
  134. A.B. Формирование готовности будущих офицеров противопожарной службы к лидерству как необходимому условию профессиональной подготовки: Дис. канд. пед. наук: Новокузнецк, 2006
  135. П.Т. Педагогическое стимулирование общественной активности старшеклассников в деятельности школьного самоуправления: Дис. канд. пед. наук. М., 1973.
  136. А.Я. Руководитель, его личность и деятельность. М., 1981.
  137. Т.Д. Формирование лидерских качеств подростков в условиях Всероссийского детского центра «Орленок»: Дис. канд. пед. наук. Волгоград, 2002.
  138. М.Дж. Стили лидерства в формировании внешней политики // Полис.- 1991. № 1. — С.92.
  139. A.C. Социально-психологические основы организованности первичного коллектива: Автореф. дис. канд. псих. наук. М.: ИП АН СССР, 1980. -18с.
  140. Р.Х. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив. М.: Просвещение, 1990. — 208с.
  141. Н.В. Социально-психологические и личностные характеристики лидеров студенческих групп.: Дис. канд. псих. наук. Л., 1984.
  142. Т.Н. Социокультурное лидерство в системе формирования педагогической культуры будущего специалиста сферы досуга: Дис. канд. пед. наук. -СПб., 2008.
  143. Л.П. Формирование лидерских качеств студентов вуза в деятельности органов самоуправления: Дис. канд. пед. наук. Казань, 2008
  144. Ю.Н. Развитие лидерских качеств у курсантов военно-учебных заведений в процессе физкультурно-спортивной деятельности: Дис. д-ра пед. наук.- СПб., 2003.
  145. Н.И. Психолого-акмеологические особенности развития лидерских качеств менеджера в процессе профессионального обучения: Дис. канд. пси-хол. наук. Казань, 2004.
Заполнить форму текущей работой