Педагогические условия формирования лидерских качеств у студентов гуманитарных вузов
Диссертация
Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении и систематизации теоретических и прикладных положений психолого-педагогического сопровождения формирования и развития лидерских качеств у студентов гуманитарных вузоввыявлении педагогических условий, позволяющих эффективно использовать комплекс средств психолого-педагогического сопровождения формирования лидерских качеств у студентов… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Научные и прикладные основы формирования лидерских качеств у студентов гуманитарных вузов
- 1. 1. Формирование лидерских качеств у студентов гуманитарных вузов как психолого-педагогическая проблема
- 1. 2. Педагогическая характеристика процесса формирования лидерских качеств у студентов гуманитарных вузов
- Выводы по первой главе
- Глава II. Опытно-экспериментальное исследование формирования лидерских качеств у студентов гуманитарных вузов
- 2. 1. Специфика проявления лидерских качеств личности в студенческом коллективе в период обучения в вузе
- 2. 2. Динамика и результаты опытно-экспериментального исследования формирования лидерских качеств у студентов гуманитарных вузов
- Выводы по второй главе
- Глава III. Педагогические условия повышение эффективности процесса формирования лидерских качеств у студентов гуманитарных вузов
- 3. 1. Развитие образовательного пространства в целях формирования лидерских качеств у студентов гуманитарных вузов
- 3. 2. Формирование готовности студента к профессиональной деятельности руководителя
- 3. 3. Повышение роли студенческих коллективов в процессе воспитания лидерских качеств у студентов
- Выводы по третьей главе
Список литературы
- Абашкина Е.Б., Косолапова Ю. Н. О теориях лидерства в современной политической психологии // США: экономика, политика, идеология. № 4. 1993. -С. 13−21.
- Абдраимов М.Д. Механизмы формирования образа России и ее лидеров на международной арене: Дис. канд. полит, наук. М., 2008
- Адорно В. Исследование авторитарной личности. М.: Серебряные нити, 2001. -416с.
- Алифанов С.А. Основные направления анализа лидерства // Вопросы психологии. 1991. — № 3. — С.90−98.
- Ананишнев В.М. Лидерство в сфере предпринимательской деятельности в условиях формирования рыночной экономики: Дис. канд. соц. наук. М., 1994
- Ананьев Б.Г. Проблема «человеческого фактора» в управлении / Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М.: Наука, — 1976. — С. 41−63.
- Андреева Г. М. Социальная психология. 2-е изд., доп. и перераб. М.: МГУ, 1988.-432с.
- Андриенко Е.В. Социальная психология / под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2000.
- Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. М. 1983.
- Аникин П.В. Лидерство в общественной группе./ П. В. Аникин, A.M. Ерохин, В. Н. Попов Ставрополь, 1996. — 70с.
- Анисимов О.С. Новое управленческое мышление: сущность и пути формирования.-М., 1991.
- Аннекен Г. Тренинг уверенности и контакта в группе: Руководство для тренеров и психотерапевтов./ Г. Аннекен, Л. Эгальмайер, Кесслер. Ростов н/Д. 1992.
- Ашин Г. К. Лидерство: социально-политический и психологический аспекты // Политика: проблемы теории и практики. Вып.7. 4.2. М., 1990. — С. 213−214.
- Атттин Г. К. Проблема лидерства в современной зарубежной эмпирической социологии // Вопросы философии. 1968. — № 5.
- Ашихмин А.Н. Развитие профессиональных лидерских качеств у курсантов вузов МВД России средствами физической подготовки и спорта: Дис. канд. пед. наук. СПб., 2006
- Багрецов С.А. Диагностика социально-психологических характеристик малых групп с внешним статусом. СПб., 1999. — 640 с.
- Бадмаев БД. Формирование общественно-полезных интересов у советских воинов: Дис. канд. псих. наук. -М., 1965.
- Барабанщиков A.B. Проблемы психологии воинского коллектива / Под общ. ред. В. В. Шеляга. М.: Воениздат, 1973. — 302с.
- Барабанщиков A.B. Проблемы психологии воинского коллектива. /A.B.Барабанщиков, А. Д. Глоточкин, Н. Ф. Феденко, В.В. Шеляг-М., 1973.
- Барабанщиков A.B., Военно-педагогическая диагностика. (Теория, опыт, проблемы)./ A.B. Барабанщиков, П. П. Дерюгин. М., 1995.
- Батаршев A.B. Психодиагностика способности к общению или как определить организаторские и коммуникативные качества личности. М.: ВЛАДОС, 1999.
- Бендас Т.В. Тендерные исследования лидерства // Вопросы психологии. 2000. -№ 1. — С. 87−131.
- Бим-Бад Б. М. Подготовка к власти: документальное повествование о политической педагогике. Ульяновск, 2007
- Блудова А.Г. Имидж политического лидера: роль средств массовой информации в формировании электоральных предпочтений: на материале региональных периодических печатных изданий: Дис. канд. полит, наук. СПб., 2008
- Бовичев В.В. Явление лидерства как объект социального познания: Дис. канд. филос. наук. С., 1986. — 143с.
- Бодалев A.A. Психодиагностические методы (в комплексном лонгитюдном исследовании студентов). /A.A. Бодалев, М. Д. Дворяшина, И. М. Палея Л., 1976.
- Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1979. — № 2. — С.47−56.
- Бондарева Я.В. Формирование и восприятие имиджа политического лидера в России: коммуникативный аспект: Дис. канд. соц. наук. Ростов-на-Дону, 2005
- Варваров В.И., Командир и подчиненные./В.И. Варваров, Л. Б. Мерзляк. М., 1986.
- Вдовюк В.И. Военно-педагогическая этика и совершенствование профессионально-этической подготовки советских офицеров: Автореф. дис. д-ра пед. наук. -М., 1983.
- Вежевич Т.Е. Педагогические условия развития лидерских качеств учащихся: Дис. канд. пед. наук. Улан-Удэ, 2001
- Вейт М.А., Воспитание организованности студентов. /М.А. Вейт, П. Г. Бугаков. Липецк, 1996. — 206с.
- Вендов А.И. Социально-психологическое исследование лидерства в малых группах: Автореф. дис. канд. псих. наук. Л., 1973.
- Викулина М.А. Педагогические условия формирования лидерских качеств личности ребенка: Старший дошкольный возраст: Дис. канд. пед. наук. Н. Новгород, 1997
- Волков И.П. Исследование лидерства как функции групповой задачи / Экспериментальная и прикладная психология / Под ред. Б. Г. Ананьева Л., С. 17 -22.
- Волков И.П. К вопросу о методах оценки организаторских способностей // Вестник ЛГУ Экономика. Философия. Право. № 23 — 1977.
- Волков И.П. Руководителю о человеческом факторе: Социально-психологический практикум. Л.: Лениздат, 1989.
- Волков И.П., Емельянов Ю. Н. К критике «теории игр» лидерства //Человек и общество. Л., 1993. — Вып. 2. — С. 225 -230.
- Воронина Т.В. Макросоциальные факторы формирования образа политического лидера России: Дис. канд. полит, наук. М., 2003
- Выготский JI.C. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М.:
- Педагогика Пресс, 1996. — 536 с. Высотииа О. Н. Социально-коммуникативные технологии как фактор формирования политического лидера: Дис. канд. соц. наук. — СПб., 2006 Галенко М. В. Лидерство как фактор формирования управленческой культуры:
- Деркач A.A. Социально-педагогические основы совершенствования деятельности воспитателя: Автореф. дис. д-ра пед. наук. Л., 1981. — 38с. Джеймс М. Рожденный выигрывать: Трансактный анализ с гештальт упражнениями. /М. Джеймс, Д. Джонгвард. — М., 1993.
- Дизель П.М. Поведение человека в организации. /П.М. Дизель, Мак-Кинли, У. Раньян.-М., 1993.
- Дон Фуллер. Управляй или подчиняйся!: Проверенная техника эффективного менеждмента. М., 1992.
- Донцов А.И. Группа: Психология и этимология // Вопросы психологии. 1983. -№ 4.
- Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности. М.: МГУ, 1979. — 128с.
- Дубовская Е.М. Влияние лидера на сверстников в юношеских группах: Авто-реф. дис. канд. псих. наук. М., 1984. — 22с.
- Дубровина И.В. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. М.: Педагогика, 1987. — 184с.
- Дубровская Е.М. Влияние лидера на сверстников в юношеских группах: Дис. канд. псих. наук. -М., 1984.
- Дьяченко М.Я., Психологические проблемы готовности к деятельности. / М. Я. Дьяченко, JI.A. Кандыбович. Минск: БГУ, 1976. — 49с.
- Дьячук И.А. Влияние лидерских качеств на межличностные коммуникации курсантов: социальный аспект: Дис. канд. социол. наук. Ростов-н/Д, 2001
- Емельянов Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности: Дис. д-ра псих. наук. JL, 1990.
- Ермолаева A.B. Восприятие собственной внешности в формировании личности женщины-лидера: Дис. канд. псих. наук. М., 2004
- Ершов A.A. Лидер и авторитет группы: К постановке проблемы // Экспериментальная и прикладная психология. Л., 1971. — Вып. 4. — С. 13.
- Ершов А.Н., Молодежное самоуправление. /А.Н. Ершов, М. И. Рожков. Казань, 1990. — 168с.
- Жеребова Н.С. К вопросу о выдвижении лидеров в студенческих группах / Личность и группа. Ученые записки, том 468. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1971.-С. 139−157.
- Жеребова Н.С. Лидерство в малых группах как объект социально-психологического исследования // Руководство и лидерство. Сборник научных трудов. Л., 1973. — С. 54−63.
- Жеребова Н.С. Лидерство в малых группах: Автореф. дис. канд. филос. наук. -Л, 1969. 15с.
- Журавлев А.Л. Коммуникативные качества личности руководителя и эффективность руководства коллективом // Психологический журнал. 1983. — № 1.- С.57−67.
- Журавлев А.Л. Социально-психологические проблемы управления // Прикладные проблемы социальной психологии: Сборник статей. М.: Наука, 1983. -С. 173−189.
- Зайцев В. Диагностико-технологическое управление процессом обучения // Народное образование. 2001. — № 5. — С. 104−112.
- Зайцева Е.М. Некоторые особенности лидерства в контактных группах школьников // Психология возрастных коллективов. Кострома, 1978. -С.57−58.
- Зайцева Е.М. Об актуальности одного из видов лидерства в группе / Эмоциональные потенциалы коллектива. Ярославль, 1977.
- Залевская А.Г. Воспитываем ребенка-лидера. Ставрополь, 1999. — 63с.
- Захарова Л.Н. Опыт формирования и выдвижения молодежных лидеров в 20−30-х годах: Дис. канд. ист. наук. М., 1993
- Зейгарник Б.В. Теория личности Курта Левина. М.: МГУ, 1981. — 117с.
- Иванов И.П. Формирование юных общественников и организаторов: Очерки методики воспитательной работы школы. Л., 1969. — 119с.
- Изосимов Н.М. Ученическое самоуправление в средней школе как средство воспитания общественной активности учащихся: Автореферат дис. канд. пед. наук. Л., 1964. — 21с.
- Искусство вести за собой: тренинги и занятия по формированию у юношества социальной инициативности и лидерских качеств / под ред. C.B. Тетерского.- М., 2007
- Калининский Л.П. Методика психодиагностики профессионально значимых и деловых качеств будущего специалиста // Содержание и методы профессионального воспитания студентов. Тюмень, 1989. — С. 77−78.
- Кан-Калик В. А. Педагогическое творчество. / В.А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров.- М.: Педагогика, 1990. 144с.
- Карделл Ф.К. Психотерапия и лидерство. СПб., 2000
- Каширин В.П. Психология самоутверждения лидера в военно-морском воинском курсантском коллективе: Автореф. дис. канд. псих. наук. М., 1979. -18с.
- Корнаева A.C. Психологический анализ процесса формирования лидерских качеств у подростков. М., 2007
- Крикунов A.C. Социально-психологические аспекты работы классного руководителя. / A.C. Крикунов, A.C. Чернышов. Учебное пособие. Курск, 1981. -121с.
- Кричевский Е. Л. Психологические основы руководства и лидерства в первичном коллективе: Автореф. дис. д-ра. психол. наук. М., 1985. — 43с.
- Кричевский Е.Л. Динамика группового лидерства // Вопросы психологии. -1980. № 2. — С. 64−74.
- Кричевский Е.Л. Если вы руководитель: Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. — М.: Дело, 1993. — 348с.
- Кричевский Е.Л. Психология малой группы. / Е. Л. Кричевский, Е.М. Дубов-ская. М.: МГУ, 1991. — 203с.
- Кричевский Е.Л. Психологические факторы эффективности руководства первичным коллективом. / Е. Л. Кричевский, A.B. Маржине. -Кишинев, 1991. -126с.
- Кричевский Е.Л. Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе. / Е. Л. Кричевский, М. М. Рыжак. М.: МГУ, 1985. — 223с.
- Кричевский P.JT. Механизмы лидерства в юношеских коллективах // Проблемы детской и педагогической психологии. Вып. 2. — М., 1976. — 264с.
- Кричевский P.JI. О некоторых механизмах лидерства в коллективах старшеклассников // Новые исследования в психологии. 1977. — № 1. — С. 57−61.
- Крыжко В.В. Организационно-педагогические условия повышения эффективности деятельности руководителя школы нового типа: Дис. канд. пед. наук. -М., 1994.
- Крыжко В.В. Психология в практике менеджера образования. / В. В. Крыжко, Е. М. Павлютенков. СПб.: КАРО, 2001. — 304с.
- Кудряшова Е.В. Лидер и лидерство. Исследования лидерства в современной западной общественно-политической мысли. Архангельск: ГМПУ им М. В. Ломоносова, 1996. -256с.
- Кузьмин Е.С. Руководитель коллектива. / Е. С. Кузьмин, И. П. Волков, Ю. Н. Емельянов. Л., 1974.
- Кузякин А.П. «Блеск и нищета» управленческого аппарата // Образование. -2000. № 4. — С. 83−98.
- Кулиев Т.А. Руководитель и коллектив: взаимодействие. / Т. А. Кулиев, В. Б. Мамедов. М.: Знание, 1990. — 63с.
- Лебедев Б.К. Исторические формы социальных типов личности. Казань, 1976. -89с.
- Левкина Т.И. Воспитание социальной активности детей и подростков в учреждениях дополнительного образования в процессе художественной творческой деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. Вл., 2000. — 23с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1982. — С. 159−189.
- Ломова Л.А. Формирование профессионально значимых лидерских качеств будущих учителей музыки: Дис. канд. пед. наук. Воронеж, 2006.
- Лукьянчиков Э.Е. К вопросу становления лидерских качеств в системе высшего профессионального образования // Теория и практика образования: история и современность. Сборник научных трудов. Вып 4. — Липецк: ЛГПУ, 2000. -С.69−76.
- Лукьянчиков Э.Е. Становление лидерских качеств личности в системе высшего военно-профессионального образования: Дис. канд. пед. наук. Орел, 2003
- Лунев Ю.А. Социально-психологические факторы детерминации поведения группы в межгрупповом взаимодействии: Автореф. дис. канд. псих. наук. -М., 1991.-22с.
- Лутошкин А.Н. Как вести за собой. Старшеклассникам об основах организационной работы. М.: Просвещение, 1981. — 208с.
- Луценко В.К. Психолого-педагогические основы формирования авторитета советского офицера. Дис. канд. пед. наук. М., 1970.
- Макаренко A.C. Методика воспитательной работы. Избр. пед. произ. В 2-х томах. М.: Политиздат, 1977. — Т. 1. — 486 с.
- Мальковская Т.Н. Руководство и лидерство: (Выдвижение лидера в среде старших школьников и его влияние на товарищей) / Под ред. Б. Д. Парыгина Л., 1973.
- Маслова Н. Ф Стили руководства как способ социально-психологического воздействия // Руководство и лидерство. Сборник научных трудов. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1973. — С.45−53.
- Махина Т.В. Особенности использования социально-психологического тренинга в целях развития лидерских качеств студентов будущих менеджеров: Дис. канд. психол. наук. — М., 2003
- Махназарян Н.В. Социально-психологические и личностные характеристики лидеров студенческих групп: Дис. канд. псих. наук. Л., 1984.
- Менегетти А. Психология лидера / пер. с итальянского Славянской ассоциации Онтопсихологии. Изд. 3-е, испр. и дополн. — М.: ННБФ «Онтопсихология», 2001.
- Петровский A.B. Теория деятельностного опосредования и проблема лидерства
- Вопросы психологии. 1980. — № 2. — С. 29−41. Петровский A.B., Социальная психология коллектива. / A.B. Петровский, В. В. Шпалинский. — М.: Просвещение, 1978. — 176с.
- Платонов K.K. Структура и развитие личности / Отв. ред. А. О. Глоточкин. М.: Наука, 1986. — 254с.
- Подоляк Я.В. Личность и коллектив: психология военного управления. М.: ВИ, 1989.
- Полянский М.С. Предупреждение отрицательного лидерства в первичных воинских коллективах: Дис. канд. псих. наук. М., 1991.
- Прутченков A.C. Специализированный тренинг лидерских качеств // Социально-политический журнал. № 1−6. — 1997.
- Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом: Учебник для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2002. — 285с.
- Пять типов лидерства // Директор школы. 1997. — № 2. — С.45−46.
- Развитие идей A.C. Макаренко в теории и методике воспитания / Под ред. В. М. Коротова. М.: Педагогика, 1989. — 320с.
- Рожков М.И. Теория и практика развития самоуправления в ученических коллективах. М., 1990. — 144с.
- Ромашкина Р.Ф. Формирование и функционирование имиджа политического лидера: Дис. канд. псих, наук: М., 1995
- Рубинштейн Л.С. Принцип творческой самодеятельности: К философским основам современной педагогики // Вопросы психологии. 1986. — № 4.
- Сайкина E.H. Современные концепции и тенденции развития лидерских качеств студентов в вузах США: Дис. канд. пед. наук. Казань, 2004
- Сбитнева В.Б. Педагогические условия развития лидерских качеств подростков в детском общественном объединении: Дис. канд. пед. наук. Пермь, 2006
- Свенцицкий А.Л. Социально-психологические проблемы управления. Л.: ЛГУ, 1975. — 120с.
- Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. СПб.: Речь, 2001.
- Скрыпников О.И. Психолого-педагогические условия формирования качеств лидера у курсантов военных институтов: Дис. канд. пед. наук. Саратов, 1999.
- Социально-психологические методы практической работы в коллективе: Диагностика и воздействие / Отв. ред. A.JI. Журавлев, В. А. Хащенко. М., 1990.
- Станкин М.И. Выявление лидеров в коллективе // Специалист. 1997. — № 8. -С. 27−28.
- Стукалова О.В. Формирование профессиональных качеств гуманного лидера у будущих специалистов менеджмента: Дис. канд. пед. наук. Челябинск, 2006
- Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива (методика воспитания коллектива). М.: Молодая гвардия, 1975. — 238с.
- Сухомлинский В.А. О воспитании. М. 1979.
- Уманский Л.И. Организаторские способности и их развитие. Курск, 1967.
- Уманский Л.И. Поэтапное развитие группы как коллектива / Коллектив и личность. М.: Наука, 1975. — 184с.
- Уманский Л.И. Психология организаторских способностей: Автореф. дис. канд. псих. наук. М. 1968.
- Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности. М.: Наука, 1980. -215с.
- Утлик Э.П. Психологические основы руководства курсантским коллективом. -М., 1973.
- Ухтомский A.A. Доминанта. М. Л., 1966.
- Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Педагогика, 1989.-208с.
- Филинов A.B. Формирование готовности будущих офицеров противопожарной службы к лидерству как необходимому условию профессиональной подготовки: Дис. канд. пед. наук: Новокузнецк, 2006
- Фролов П.Т. Педагогическое стимулирование общественной активности старшеклассников в деятельности школьного самоуправления: Дис. канд. пед. наук. М., 1973.
- Хараш А.Я. Руководитель, его личность и деятельность. М., 1981.
- Хацкевич Т.Д. Формирование лидерских качеств подростков в условиях Всероссийского детского центра «Орленок»: Дис. канд. пед. наук. Волгоград, 2002.
- Херманн М.Дж. Стили лидерства в формировании внешней политики // Полис.- 1991. № 1. — С.92.
- Чернышов A.C. Социально-психологические основы организованности первичного коллектива: Автореф. дис. канд. псих. наук. М.: ИП АН СССР, 1980. -18с.
- Шакуров Р.Х. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив. М.: Просвещение, 1990. — 208с.
- Шахназарян Н.В. Социально-психологические и личностные характеристики лидеров студенческих групп.: Дис. канд. псих. наук. Л., 1984.
- Шевченко Т.Н. Социокультурное лидерство в системе формирования педагогической культуры будущего специалиста сферы досуга: Дис. канд. пед. наук. -СПб., 2008.
- Шигапова Л.П. Формирование лидерских качеств студентов вуза в деятельности органов самоуправления: Дис. канд. пед. наук. Казань, 2008
- Щедрин Ю.Н. Развитие лидерских качеств у курсантов военно-учебных заведений в процессе физкультурно-спортивной деятельности: Дис. д-ра пед. наук.- СПб., 2003.
- Юртаева Н.И. Психолого-акмеологические особенности развития лидерских качеств менеджера в процессе профессионального обучения: Дис. канд. пси-хол. наук. Казань, 2004.