Неоклассические тенденции в русской портретной живописи 1900-1910-х годов
Диссертация
Приведенный краткий обзор литературы позволяет сделать вывод о недостаточной изученности проблемы неоклассического портрета в русской живописи первой трети XX в. Исследователи, обращающиеся к этой теме, постоянно сталкиваются с многовариантностью проявлений неоклассицизма в портрете, которая во многом является следствием того, что в определениях неоклассицизма начала XX в. также нет единой точки… Читать ещё >
Содержание
- Глава II. ервая «Русский неоклассицизм начала XX века как теоретическая проблема. История формирования неоклассицизма в русской портретной живописи 1900−1910-х годов
- 1. 1. Проблема стиля и типология неоклассического живописного портрета. Общая характеристика проблемы
- 1. 2. К истории формирования неоклассицизма в русской живописи 1900-х годов
- 1. 3. Неоклассицизм в портретной живописи 1900-х годов. Реминисценции стилей ХУШ-Х1Х веков в творчестве В. А. Серова и
- К.А. Сомова
- Глава вторая. «Неоклассический живописный портрет 1910-х годов. Основные тенденции развития»
- 2. 1. Неоклассицизм в живописном портрете 1910-х годов. Общая характеристика проблемы
- 2. 2. Античность и Ренессанс как иконографические и стилистические источники неоклассического портрета 1910-х гг
- 2. 3. Поиск классических форм воплощения духовных основ русской культуры в портретной живописи Б. М. Кустодиева, З. Е. Серебряковой и К.С. Петрова-Водкина
- 2. 4. Взаимодействие неоклассицизма, модерна и новаторских художественных направлений в портретной живописи 1910-годов
- 2. 5. Основные признаки стилеобразования в неоклассической портретной живописи 1910-х годов и ее место в истории русского портрета
Список литературы
- ОБЩИЕ ТРУДЫ, МОНОГРАФИИ, АЛЬБОМЫ И НАУЧНЫЕ СТАТЬИ
- Азизян И А. Диалог искусств Серебряного века. — М: Прогресс-традиция, 2001. 400 е.: ил.
- Александр Бенуа размышляет. (Статьи, письма, высказывания) / Подг. изд., вступ. ст. и коммент. И. С. Зильберштейна и А. Н. Савинова. М.: Сов. художник, 1968. — 749 е.: ил.
- Александр Головин: Путь художника. Художник и время. / Авт-сост. М. Н. Пожарская. М.: Сов. художник, 1990. — 264 е.: ил. (Новая галерея. 20 век)
- Алёшина Л.С., Стернин Г. Ю. Образы и люди Серебряного века. М.: Галарт, 2005. — 272 е.: ил.
- Аленов М.А. Портретная концепция Сомова. // Советское искусствознание' 81. Вып. 1. М.: Сов. художник, 1982. С. 160−184.
- Алпатов М.В. Очерки по истории мирового портрета. Портрет в мировом искусстве. -М.-Л.: Искусство, 1937. 59 е.: ил.
- Андроникова М.И. Портрет. От наскальных рисунков до звукового фильма. -М.: Искусство, 1980.-423 е.: ил.
- Арбузов Г. С. В.А. Серов. Портретная живопись. Л.: Художник РСФСР, 1968.-90 е.: ил.
- Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. / Пер. с англ. М.: «Архитектура-С», 2007. — 392 е.: ил.
- Ю.Асафьев Б. В. (Игорь Глебов). Русская живопись. Мысли и думы. / Вступ. ст. и коммент. С. Г. Галагановой. М.: Республика, 2004. -392 е.: ил.
- П.Бабияк В. В. Неоклассицизм в художественной жизни России 1910-х годов. К постановке проблемы (на примере творчества А.Е. Яковлева)
- Актуальные проблемы отечественного искусства. Межвуз. сб. науч. трудов. Вып.1. — Москва: Прометей (Mill У им. В. И. Ленина), 1990. -С. 100−110.
- Бажанов Л.А., Турчин B.C. К суждению об авангардизме и неоавангардизме. // Советское искусствознание'77. Вып. 1. М.: Сов. художник, 1978.-С. 16−54.
- Бенуа А.Н. История русской живописи в XIX веке / Сост., вступ. ст. и коммент. В. М. Володарского. 2-е изд. — М.: Республика, 1998. — 448 е.: ил.
- Бенуа А.Н. Мои воспоминания. В 2 кн. М.: Захаров, 2005.
- Бенуа А.Н. Русское искусство XVIII XX веков. — М.: Пресском, Яуза, Эксмо, 2005. — 544 е.: ил.
- Бенуа А.Н. Художественные письма 1908−1917. Газета «Речь». Петербург. В 3 т. / Сост., коммент. Ю. Н. Подкопаевой, вступ ст. Г. Ю. Стер-нина. СПб: Сад искусств, 2006.
- Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и искусства. В 2 томах. / Вступ. ст. и примеч. P.A. Гальцевой. М.: Искусство, 1994.
- Борис Михайлович Кустодиев. Письма. Статьи, заметки, интервью. Встречи и беседы с Кустодиевым (Из дневников Вс. Воинова). Воспоминания о художнике. / Сост.-редактор Б. А. Капралов, вступ. ст. М. Г. Эткинда. Л.: Художник РСФСР, 1967. — 440 е.: ил.
- Борисова Е.А., Каждан Т. П. Русская архитектура конца XIX начала XX века. — М.: Наука, 1971. — 239 е.: ил.
- Борисова Е.А., Стернин Г. Ю. Русский модерн. 2-е изд. — М.: Галарт, 1994.-359 е.: ил.
- Борисова Е.А., Стернин Г. Ю. Русский неоклассицизм. М.: Галарт, 2002. — 288 е.: ил.
- Валентин Серов. 1865−1911. / Авт. вступ. ст. Д. В. Сарабьянов. Л.: Аврора, 1987. — 272с.: ил.
- Валентин Серов в воспоминаниях, дневниках и переписке современников. В 2 томах / Сост. и авторы вступ. ст. И. С. Зильберштейн, В. А. Самков. JL: Художник РСФСР, 1971.
- Валентин Серов в переписке, документах и интервью. В 2 томах. / Сост. И. С. Зильберштейн, В. А. Самков. Л.: Художник РСФСР, 1989.
- Ванслов В.В. Искусство и красота. Статьи по общей теории искусства. М.: Знание, 2006. — 288 с.
- Василий Шухаев. Жизнь и творчество / Сост. и автор вступ. ст. H.A. Элизбарашвили, коммент. Е. П. Яковлевой. М.: Галарт, 2010. — 288 е.: ил.
- Вёльфлин Г. Классическое искусство. Введение в изучение итальянского Возрождения / Пер. с нем. A.A. Константиновой и В.М. Неве-жиной. СПб.: Алетейя, 1997. — 320 с.
- Вёльфлин Г. Основные понятия истории искусств. Проблема эволюции стиля в новом искусстве / Пер. с нем. A.A. Франковского, вступ. ст. Р. Пельше. М.: изд. В. Шевчук, 2002. 344 е.: ил.
- Винкельман И.И. История искусства древности. Малые сочинения / Изд. подготовил И. Е. Бабанов СПб.: Алетейя, Гос. Эрмитаж, 2000. -800 с.
- Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. М.: Изд. В. Шевчук, 2004.-368 с.
- Власов В.Г. Стили в искусстве. Словарь. В 3 томах. СПб.: Кольна, 1995.
- Воинов Вс. Б.М. Кустодиев. Л.: Гос. изд., 1925. — 26 е.: ил.
- Габричевский А.Г. Морфология искусства. -М.: Аграф, 2002. 864 с.
- Галеева Т.А. Б.Д. Григорьев. СПб.: Художник России, 2007. — 480 е.: ил.
- Герман М.Ю. Модернизм. Искусство первой половины XX века. -СПб.: Азбука-классика, 2003. 480 е.: ил.
- Гершензон-Чегодаева Н. М. Нидерландский портрет XV века. Его истоки и судьбы. М.: Искусство, 1972 — 199 е.: ил.
- Гидион 3. Пространство, время, архитектура / Сокр. пер. с нем. М. В. Леонене, И. Л. Черня. 3-е изд. — М.: Стройиздат, 1984. — 455 е.: ил.
- Гор В. Классическое в неклассическую эпоху: Эстетические аспекты модификации языка изобразительного искусства. М.: Индрик, 2010. -248 е.: ил.
- Горячева Т. Малевич и метафизическая живопись. // Вопросы искусствознания, 1993, № 1.-С.49−59.
- Горячева Т. Малевич и Ренессанс. // Вопросы искусствознания, 1993, № 2−3. — С. 107−130.
- Гофман И.М. Головин-портретист. Л.: Художник РСФСР, 1980. -164 е.: ил.
- Грабарь И.Э. Валентин Александрович Серов. Жизнь и творчество. -М.: Кнебель, 1914. 300 е.: ил.
- Грабарь И.Э. Валентин Александрович Серов. Жизнь и творчество. 1865−1911. 2-е изд. -М.: Искусство, 1980. — 547 е.: ил.
- Грабарь И.Э. Моя жизнь: Автомонография. Этюды о художниках / Сост., вступ. ст. и коммент. В. М. Володарского. — М.: Республика, 2001.-495с.: ил.
- Грабарь И.Э. Письма. 1891−1917 / Ред.-сост., авт. введ. и коммент. Л. В. Андреева и Т. П. Каждан. М.: Наука, 1974. — 472 е.: ил.
- Гришина E.B. П.А. Шиллинговский. Л.: Художник РСФСР, 1980. -150 е.: ил.
- Даниэль С.М. Европейский классицизм. Эпоха Пуссена. Эпоха Давида. СПб.: Азбука-классика, 2003. — 304 е.: ил.
- Дмитриев В.А. Валентин Серов. Пг: Свободное искусство, 1917. — 64 е.: ил.
- Дмитриев В.А. К.С. Петров-Водкин. Сб. Пг: изд. журнала «Аполлон», 1916.-36 е.: ил.
- Евреинов H.H. Оригинал о портретистах / Сост., подготовка текста и коммент. Т. С. Джуровой, А. Ю. Зубкова и В. И. Максимова. М.: Совпадение, 2005. — 399 с.
- Елыдевская Г. В. Модель и образ. Концепция личности в русском и советском живописном портрете. М: Сов. художник, 1984. — 216 е., ил. (Искусство: проблемы, история, практика)
- Илья Иванович Машков. 1881−1944. / Авт-сост. и автор вступ. ст. И. С. Болотина. М.: Сов. художник, 1977. — 462 е.: ил.
- Иоффе M.JI. Николай Эрнестович Радлов. (Творческий путь). Н. Э. Радлов. Избранные статьи. -М.: Сов. художник, 1964. — 176 е.: ил.
- Искусство портрета. / Сб. статей под ред. А. Г. Габричевского. — М.: изд. ГАХН, 1928. 192 е.: ил. 63 .Искусство рисунка. / Сб. статей под ред. Г. В. Елыпевской. М.: Сов. художник, 1990. — 365 с. (Галерея искусств)
- Каган М.С. Философия культуры. Становление и развитие. — СПб: изд. «Лань», 1998.-448с.
- Кантор А.М. О стиле и стилистическом анализе. // Советское искусст-вознание'77. Вып. 1. М.: Сов. художник, 1978. — С. 248−255.
- Капланова С.Г. Новое о Кустодиеве: Пути творческих поисков. Воспоминания о Б. М. Кустодиеве. Письма к дочери. М: Изобразит, искусство, 1979. — 190 е.: ил.
- Капланова С.Г. От замысла и натуры к законченному произведению: Суриков, Врубель, Петров-Водкин. -М.: Изобразит, искусство, 1981. -215 е.: ил.
- Капланова С.Г. Роль натурной пггудии в творчестве художников мастерской Д. Кардовского (Б. Григорьев, А. Яковлев, В. Шухаев). // Русское искусство Нового времени. Сб. статей. М.: НИИ теории и истории изобр. искусств, 1993. — С.236−259.
- Кардовская Е.Д. Неизвестный портрет Анны Ахматовой. // Панорама искусств'7. М.: Сов. художник, 1984. — С. 328−331.
- Кардовский Д.Н. Об искусстве. Воспоминания, статьи, письма / Сост. Е. Д. Кардовская. М.: Изд. АХ СССР, 1960. — 340 е.: ил.
- Карпова Т.Л. Смысл лица. Русский портрет второй половины XIX века. Опыт самопознания личности. СПб.: Алетейя, 2000. — 222 е.: ил.
- Киплик Д.И. Техника живописи. М.: «Сварог и К», 1998. — 504 е.: ил.
- Кларк К. Нагота в искусстве. Исследование идеальной формы. / Пер. с англ. М. Куренной, И. Кытмановой, А. Толстовой. СПб.: Азбука-классика, 2004. — 480 е.: илл. (Художник и знаток)
- Кириков Б.М. Архитектура Петербурга конца XIX начала XX века: Эклектика. Модерн. Неоклассицизм. — СПб: Изд дом «Коло», 2006. -448 е.: ил.
- Кириллов В.В. Архитектура русского модерна: Опыт формологиче-ского анализа. М.: Изд. МГУ, 1979. — 213 е.: ил.
- Кириченко Е.И. Неоклассицизм и акмеизм в русском искусстве начала XX века. // Вопросы искусствознания, 1994, № 2−3. М.: ПКФ «Квазар», 1994. — С. 358−371.
- Кириченко Е.И. Русская архитектура 1830−1910-х годов. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Искусство, 1982. — 399 е.: ил.
- Князева В.П. Зинаида Евгеньевна Серебрякова. М.: Изобразит, искусство, 1979. — 254 е.: ил.
- Коган Д.З. Новые течения в живописи 1907−1917 годов. // История русского искусства под ред. И. Э. Грабаря. В 12 томах. Том X, кн. 2.- М.: Наука, 1969. С.87−162.
- Кон-Винер Э. История стилей изобразительных искусств / Пер. с нем.- М.: Издательство В. Шевчука, 2001. 222 е.: ил.
- Константин Андреевич Сомов: Письма. Дневники. Суждения современников / Сост., вступ. ст. и примеч. Ю. Н. Подкопаевой и А. Н. Свешниковой. М.: Искусство, 1979. — 624с.: ил. — (Мир художника).
- Короткина Л.В. К.А. Сомов. СПб.: Золотой век. Художник России, 2004. — 264 е.: ил.
- Круглов В.Ф. З.Е. Серебрякова. СПб.: Золотой век. Художник России, 2004. — 376 е.: ил.
- Круглов В.Ф. Борис Кустодиев. СПб: Золотой век. Русские художники. XX век, 2007. — 479 е.: ил.
- Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. 1878−1939. ГРМ. Живопись. Избранное. / Авт. вступ. ст. В. А. Леняшин. СПб.: Palace Edition, 2001.60 е.: ил.
- Лапшина Н.П. «Мир искусства». Очерки теории и творческой практики. М.: Искусство, 1977. — 343 е.: ил.
- Лебедева В.Е. Борис Михайлович Кустодиев. Живопись. Рисунок. Театр. Книга. Эстамп. М.: Наука, 1966. — 243 е.: ил.
- Леняшин В.А. Валентин Александрович Серов. Л.: Художник РСФСР, 1989.-248 е.: ил.
- Леняшин В.А. Портретная живопись В.А. Серова 1900-х годов. Основные проблемы. Л.: Художник РСФСР, 1980. — 260 е.: ил.
- Леняшин В.А. .Художников друг и советник. Современная живопись и проблема критики. Л.: Художник РСФСР, 1985. — 316 е.: ил.
- Лисовский В.Г. Иван Фомин и метаморфозы русской неоклассики. -СПб.: Коло, 2008. 488 е.: ил.
- Лисовский В.Г. Санкт-Петербург. Очерки архитектурной истории города: в 2 тт. Том 2. От классики к современности. СПб.: Коло, 2009.- 584 с: ил.
- Лифарь С. Дягилев: Монография. СПб.: Композитор, 1993. — 352 с.
- Лихачёв Д.С. Контрапункт стилей как особенность искусства. // Лихачёв Д. С. Очерки по философии художественного творчества. / РАН,
- Лосев А.Ф. Проблема художественного стиля. Киев: «Collegium», «Киевская Академия Евробизнеса», 1994. — 288 с.
- Лосев А.Ф. Форма Стиль — Выражение / Сост. А.А. Тахо-Годи. — М: мысль, 1995. — 944 с.
- Маковский С.К. Портреты современников. На Парнасе «Серебряного века». Художественная критика. Стихи / Сост., подготовка текста и коммент. Е. Г. Домогацкой, Ю. Н. Симоненко. М.: Аграф, 2000. -768 с.
- Маковский С.К. Силуэты русских художников. М.: Республика, 1999.-383 е.: ил.
- Ю1.Малинина Т. Г. Формула стиля. Ар деко: истоки, региональные варианты, особенности эволюции. -М.: Пинакотека, 2005. 304 е.: ил.
- Милашевский В.А. Вчера, позавчера.: Воспоминания художника. -2-е изд, испр. и доп. М.: Книга, 1989. — 398 е.: ил.
- ЮЗ.Мислер Н., Боулт Дж. Филонов. Аналитическое искусство. / Пер. с англ. М.: Сов. художник, 1990. — 247 е.: ил.
- Модернизм. Анализ и критика основных направлений. / Под ред. В. В. Ванслова, М. Н. Соколова. М.: Искусство, 1987. — 302 е.: ил.
- Мямлин И.Г. Василий Иванович Шухаев. Л.: Художник РСФСР, 1972.-175 е.: ил.
- Юб.Недошивин Г. А. Из истории зарубежного и отечественного искусства. Избранные труды. / Сост. Н. Г. Недошивина и П. М. Алешковский. М.: Сов. художник, 1990. — 304 е.: ил. (Библиотека искусствознания)
- Неклюдова Г. М. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX начала XX века. — М.: Искусство, 1991. — 396 е.: ил.
- Нерадовский П.И. Из жизни художника. (Воспоминания). Л.: Художник РСФСР, 1965. — 198 с: ил.
- Нестеров M.B. Письма: избранное / Вступ. ст. и коммент. A.A. Русаковой. JL: Искусство, 1988. — 534 е.: ил.
- Нестерова Е.В. Поздний академизм и салон. СПб: Аврора, Золотой век, 2004.-472 е.: ил.
- Николай Ионин. / Альманах ГРМ. Вып. 131. Сост. и автор вступ. ст. А. Слудняков. СПб: Palace Edition, 2006. — 168 е.: ил.
- Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки / Пер. с нем. Г. А. Ра-чинского. СПб.: Азбука-классика, 2007. — 208 с.
- Остроумова-Лебедева А. П. Автобиографические записки. В 4 тт. / Сост. и автор вступ. ст. Н. Л. Пиймак. М.: Изобразит, искусство,
- Орлова Г-В. Малоизвестные портреты A.M. Горького и К. А. Федина работы В. М. Ходасевич. // Панорама искусств'7. М.: Сов. художник, 1984.-С. 332−337.
- От авшгарда до постмодернизма. Мастера искусства XX века. Из коллекции Государственной Третьяковской галереи. — М.: Издательство ГТГ, 2006. 248 е.: ил.
- Очерки истории теории архитектура Нового и Новейшего времени.
- Под ред. И. А. Азизян. СПб.: Коле! 2009. — 656 с. J «
- Очерки по истории русского портрета конца XIX начала XX века.
- Под ред. Н. Г. Машковцева и Н. И. Соколовой. М.: Искусство, 1964. -472 е.: ил.
- Пайман А. История русского символизма. / Пер. с англ. В.В. Исако
- Петров В. Н. «Мир искусства». // История русского искусства подред. И. Э. Грабаря в 12 томах. Т. Х, кн.1. М.: Наука, 1968. — С. 341
- Петров В.Н. Очерки и исследования. Избранные статьи о русском1974.вич. М.: Республика, 2000. — 415 с. 485.ч
- Петров-Водкин К. С. Письма. Статьи. Выступления. Документы / Сост. сб., вступ. ст. и коммент. E.H. Селизаровой. М.: Сов. художник, 1991.-384 е.: ил.
- Петров-Водкин К. С. Пространство Эвклида / Вступ. ст. и коммент. Ю. А. Русакова, послесловие С. М. Даниэля. СПб.: Азбука, 2000. -768 е.: ил.
- Письма В.И. Шухаева к А.Е. Яковлеву из Италии (1912−1913) и Петербурга (1914−1915). Публикации и комментарии H.A. Элизбарашви-ли/Панорама искусств'8 -М.: Сов. художник. 1985. С. 173−190.
- Подобедова О.И. Дмитрий Николаевич Кардовский. М.: Сов. художник, 1957. — 183 е.: ил.
- Полевой В.М. Искусство XX века. 1901−1945. М.: Искусство, 1991.- 304 е.: ил. (Малая история искусств)
- Поспелов Г. Г. Новые течения в станковой живописи и рисунке. // Русская художественная культура конца XIX начала XX века (1908- 1917). Кн. 4.-М.: Наука, 1980. С.100−171.
- Поспелов Г. Г. Русское искусство начала XX века: Судьба и облик России. М.: Наука, 1999. — 128 е.: ил.
- Поспелов Г. Г., Реформатская М. А. Творчество К.С. Петрова-Водкина 1910-х годов (судьба монументальной картины) // Из истории русского искусства второй половины XIX начала XX века. Сб. исследований и публикаций. -М.: Искусство, 1978. — 137−147.
- Проблемы портрета. Материалы научной конференции Института истории искусств. 1972. М.: Сов. художник, 1973. — 328 с.
- Пружан И.Н. Лев Самойлович Бакст. Л.: Искусство, 1975. — 232 е.: ил.
- Пружан И.Н., Князева В. П. Русский портрет конца XIX начала XX века: Живопись. Графика. — М.: Изобразительное искусство, 1980. -295 е.: ил.
- Пунин А.Л. Неоклассическое направление в архитектуре Петербурга начала XX века. // Архитектура. Доклады XXI науч. конф. ЛИСИ, 1963.-С. 46−50.
- Пунин H.H. Русское и советское искусство. Избранные труды о русском и советском искусстве / Сост. И. Н. Лунина. М.: Сов. художник, 1976.-264 е.: ил. (Библиотека искусствознания)
- Пути развития русского искусства конца XIX начала XX века. Живопись, графика, скульптура, театрально-декорационное искусство. Под ред. Н. И. Соколовой и В. В. Ванслова. — М.: Искусство, 1972. -272 е.: ил.
- Радлов Н. От Репина до Григорьева. Ст. о русских художниках. -Пб: Брокгауз-Ефрон, 1923. 58 е.: ил.
- Раздольская В.И. Европейское искусство XIX века. Классицизм, романтизм. СПб.: Азбука-классика, 2009. — 368 е.: ил.
- Ревзин Г. И. Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века. -М.: ВНИИТАГ, 1992.-185 е.: ил.
- Рисунки Петрова-Водкина. / Автор вступ. ст. Ю. А. Русаков. М.: Искусство, 1978. — 128 е.: ил.
- Рудницкий К.Л. Мейерхольд. М.: Искусство, 1981. — 423 е.: ил. -(Жизнь в искусстве)
- Русаков Ю.А. Петров-Водкин. Л.: Искусство, 1975. — 135 е.: ил.
- Русакова A.A. Зинаида Евгеньевна Серебрякова. М.: Искусство -XXI век, 2006. — 374 е.: ил.
- Русакова A.A. Символизм в русской живописи. М.: Искусство, 1995.-450 е.: ил.
- Савинов А.Н. Зинаида Евгеньевна Серебрякова. Л.: Художник РСФСР, 1973.-56 е.: ил.
- Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца XIX начала XX века. — М.: АСТ-пресс, Галарт. — 2001. — 301 е.: ил.
- Сарабьянов Д.В. Русская живопись конца 1900-х начала 1910-х годов. Очерки. — М.: Искусство, 1971. — 144 е.: ил.
- Сарабьянов Д.В. Русская живопись. Пробуждение памяти (Библиотека журнала «Искусствознание»). М.: Искусствознание, 1998. — 432 е.: ил.
- Сарабьянов Д.В. Стиль модерн. Истоки. История. Проблемы. М.: Искусство, 1989. — 294 е.: ил.
- Сарабьянов Д.В., Шатских A.C. Казимир Малевич: Живопись. Теория. М.: Искусство, 1993. — 413 е.: ил.
- Северюхин Д.Я., Лейкинд О. Л. Золотой век художественных объединений в России и СССР (1820−1932). Справочник. СПб.: Изд. Чернышёва, 1992.-400 с.
- Соколова Н.И. «Мир искусства» М.-Л.: Гос. изд. изобразит, искусств, 1934. — 218 е.: ил.
- Степанян Н.С. Искусство России XX века. Взгляд из 90-х. М.: Эксмо-Пресс, 1999.-416 е.: ил.
- Стернин Г. Ю. Из истории русской художественной жизни на рубеже 1900 и 1910-х годов: К проблеме неоклассицизма. // Советское искусствознание'82/2. -М.: Сов. художник, 1984. С. 120−149.
- Стернин Г. Ю. Проблемы развития русского изобразительного искусства на рубеже XIX XX веков. // Художественные процессы в русском и польском искусстве XIX — начала XX века. Сб. статей под ред. Е. А. Борисовой. — М.: Наука, 1977. — 270 е.: ил.
- Стернин Г. Ю. Русская художественная культура второй половины XIX начала XX века. Исследования. Очерки. — М.: Сов. художник, 1984. — 185 е.: ил. (Библиотека искусствознания)
- Стернин Г. Ю. Художественная жизнь России на рубеже XIX XX веков. — М.: Искусство, 1970. — 293 с.
- Стернин Г. Ю. Художественная жизнь России начала XX века. М.: Искусство, 1976. — 222 с.
- Стернин Г. Ю. Художественная жизнь России 1900−1910-х годов. -М.: Искусство, 1988.-285 с.
- Судьбы неоклассицизма в XX веке. Сб. ст. Гос. института искусствознания / Сост. Е. А. Борисова, В. Э. Хазанова. М.: Наука, 1997. -149 е.: ил.
- Тома JI.A. К вопросу о дифференциации портрета как жанра живописи. Советское искусствознание' 77/1. — С. 233−247.
- Тугендхольд Я.А. Из истории западноевропейского, русского и советского искусства. Избранные статьи и очерки / Сост. сб., примечаний и приложений Т. П. Каждан. М.: Сов. художник, 1987. — 320 е.: ил. (Библиотека искусствознания)
- Турчин B.C. Два кубизма: Диалог «Париж Москва и Петербург». // Пикассо и окрестности. Сб. ст. под ред. М. А. Бусева. — М.: Прогресс-традиция, 2006. — С. 25−41.
- Турчин B.C. «Новая вещественность» искусство потерянного поколения. // Советское искусствознание'26. — М.: Сов. художник, 1990. -С. 99−150.
- Турчин B.C. Образ двадцатого . в прошлом и настоящем. Художники и их концепции. Произведения и теории. М.: Прогресс — Традиция, 2003. — 648 е.: ил.
- Устюгова E.H. Стиль и культура: Опыт построения общей теории стиля. 2-е изд. — СПб: Изд. С.-Петерб. ун-та, 2006. — 206 с.
- Фёдоров-Давыдов A.A. Русское и советское искусство. Статьи и очерки. -М.: Искусство, 1975. 740 е.: ил.
- Фёдоров-Давыдов A.A. Русское искусство промышленного капитализма. М.: ГАХН, 1929. — 247 е.: ил.
- Ходасевич В.М. Портреты словами. Очерки. М.: Сов. писатель, 1987.-318 е.: ил.
- Хофмаи В. Основы современного искусства. Введение в его символические формы / Пер. с нем. А. Белобратова. СПб.: Академический проект, 2004. — 560 е.: ил.
- Шапошников Б.В. Эстетика числа и циркуля. Неоклассицизм в современной живописи. М.: ГАХН, 1926. — 70 е.: ил.
- Шмидт И.М. Русская скульптура второй половины XIX начала XX века. — М.: Искусство, 1989. — 301 е.: ил. (Из истории мирового искусства).
- Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. / Пер. с нем. вступ. ст. и примеч. К. А. Свасьяна. В 2 томах. М.: Мысль, 1998.
- Щербатов С.А. Художник в ушедшей России. М.: Согласие, 2000. — 687 е.: ил. (Достояние России).
- Эрнст С.Р. З.Е. Серебрякова. -Пг.: Аквилон, 1922. 32 е.: ил.
- Эрнст С.Р. В.А. Серов. Очерк жизни и деятельности. Пг.: Комитет популяризации худ. изд. при Рос. академии истории материальной культуры, 1921. — 115 е.: ил.
- Эрнст С.Р. К.А. Сомов. СПб.: Община Св. Евгении б.г. — 111с.: ил.
- Эткинд М.Г. Александр Николаевич Бенуа. 1870−1960. Л.-М.: Искусство, 1965. — 216 е.: ил.
- Эткинд М.Г. А.Н. Бенуа и русская художественная культура конца XIX начала XX века. — Л.: Художник РСФСР, 1989. — 478 е.: ил.
- Эткинд М.Г. Борис Михайлович Кустодиев. Л.-М.: Искусство, 1960.-219 е.: ил.
- Эткинд М.Г. Натан Альтман. М.: Сов. художник, 1971. — 132 е.: ил.
- Эфрос A.M. Мастера разных эпох. Избранные историко-художественные и критические статьи / Сост. М. В. Толмачёв. М.: Сов. художник, 1979. — 336 е.: ил. (Библиотека искусствознания)
- Эфрос A.M. Профили. Очерки о русских художниках. СПб.: Азбука-классика, 2007. — 320 е.: ил.
- Ягодовская Т.А. Заметки о советской живописи 1930-х годов. // Советское искусствознание' 82 / 2 М.: Сов. художник, 1984. — С. 150 170.1. На иностранных языках
- Arnason H. History of modern art. Painting. Sculpture. Architecture. Photography. -N-Y: Penguin, 1988.-418 pp.: il.
- Bouillon J.-P., Rinuy P.-L., Baudin A. L’Art du XXe siecle.1900−1939. — Paris: Ed. Citadelles & Mazenod, 1996. — 609 pp.: il.
- Brumfield W.C. The Origins of Modernism in Russian Architecture. -Berkeley, Los Angeles, Oxford: University of California Press, 1991. -344 pp.: il.
- Duncan A. Art Deco and Art nouveau Lighting. London: Thames and Hudson, 1978. — 256 pp.: il.
- Elliot D. New worlds: Russian Art and Society, 1900−1935. N-Y: Rizzoli International Publications, 1986. 238 pp.: il.
- Gray C. The Russian Experiment in Art. 1863−1922. London: Thames and Hudson, 1986. — 205 pp.: il.
- Severini G. Du cubisme au classicisme. Paris, 1921. — 37 pp.
- Veronesi G. Style and design 1909−1929. New-York, 1968. — 357 pp.: il.1. КАТАЛОГИ ВЫСТАВОК
- Валентин Александрович Серов. 1865−1911. Живопись, графика из собрания ГРМ / Альманах ГРМ. Вып. 69. Авторы ст. В. Леняшин, В. Круглов. СПб: Palace Edition, 2005.-256 е.: ил,
- Валентина Михайловна Ходасевич. 1894−1970: Каталог выставки / Вступ. ст. В. Ракитиной. М.: Сов. художник, 1979. — 30 е.: ил.
- Двое / Альманах ГРМ. Вып. 26. Авторы ст. В. Леняшин, Г. Голдовский, Е. Евсеева, П. Климов, А. Низамутдинова. СПб: Palace Edition, 2002.-280 е.: ил.
- Дягилев и его эпоха: Альманах ГРМ. Вып.11 / Вступ. ст. В. Леняши-на. СПб.: Palace Edition, 2001. — 320 е.: ил.
- Зинаида Серебрякова. Обнажённые. / Альманах ГРМ. Вып. 179. Авторы ст. В. Леняшин, В. Круглов. СПб.: Palace Edition, 2007. — 118 е.: ил.
- Зинаида Серебрякова: Сб. материалов и каталог экспозиции к столетию со дня рождения художника. / ГТГ, Союз художников СССР. Сост. и авт. вступ. ст. Н. Сеньковская. М.: Сов. художник, 1986. -256 е.: ил.
- Кардовский Дмитрий Николаевич. Выставка произведений. Ленинград. 1967. Каталог. К столетию со дня рождения. 1866−1943. / Вступ. ст. А. Русаковой. Л.: Художник РСФСР, 1967. — 76 е.: ил.
- Неоклассицизм в России. /Альманах ГРМ, вып. 212. Авторы ст. В. Леняшин, В. Круглов, О. Мусакова. СПб.: Palace Editions, 2008. -216 е.: ил.
- Шухаев Василий Иванович. Выставка картин. Москва-Ленинград: Каталог и автобиография. Л.: Изд. В АХ, 1936. — 14 е.: ил.
- Шухаев Василий Иванович. Выставка произведений. К 80-летию со дня рождения. Л.: Сов. художник, 1968. — 25 е.: ил.
- Яковлев Александр Евгеньевич, 1887 1938. Шухаев Василий Иванович, 1887 — 1973: Кат. выст. к столетию со дня рождения / Сост. Н. Уварова, авт. вступ. ст. В. Князева. — Л.: Художник РСФСР, 1988. — 76 е.: ил. 1. ЖУРНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
- Бабияк В. А.Е. Яковлев. // Искусство, 1988, № 8. С.62−68.
- Бакст Л. Пути классицизма в искусстве. // Аполлон, 1909, № 2. С. 63−78- № 3. С. 46−61.
- Бенуа А. В ожидании гимна Аполлону. // Аполлон, 1909, № 1. С. 2−5.
- Бенуа А. Портреты Энгра. // Мир искусства, 1903, № 7−8. С. 57−60.
- Дмитриев Вс. По поводу выставок бывших и будущих. // Аполлон, 1914, № 10, С. 10−21.
- Из неопубликованных писем В. И. Шухаева и А. Е. Яковлева Д.Н. Кардовскому и О.Л. Делла-Вос-Кардовской (1909−1915). // Советский музей, 1990, № 3. С. 48−56.
- Леняшин В. Проблемы портрета. // Художник, 1976, № 3. -С.39−64.
- Маковский С. Проблема «тела» в живописи. Аполлон, 1910, № 11. -С. 5−16.
- Радлов Н. Будущая школа живописи. // Аполлон, 1915, № 1. С. 1423.
- Радлов Н. Современная русская графика и рисунок. // Аполлон, 1913, № 6. С.5−12.
- Ромм А. Портрет Е. П. Олив // Художник. № 6.1987. С. 45−46
- К.А. Сомов. Портрет А. А. Сомовой-Михайловой. 1897. Бумага серая, граф., цв. кар., мел. 36,5×28,8 (овал). Санкт-Петербург, част. собр.
- К.А. Сомов. Портрет А. К. Бенуа. 1896. Пастель, картон. 100×72 (овал). Санкт-Петербург, ГРМ.
- К.А. Сомов. Портрет Е. М. Мартыновой. («Дама в голубом»). 18 971 900. X., м. 103×103. Москва, ГТГ.
- К.А. Сомов. Портрет А. П. Остроумовой. 1901. X., м. 87×63. Санкт-Петербург, ГРМ.
- В.А. Серов. Портрет Е. С. Карзинкиной. 1906. X., м., 104×73,7. Таганрогская картинная галерея.
- Ф.С. Рокотов. Портрет графини Е. В. Санти. 1785. X., м. 60,96×78,74. Санкт-Петербург, ГРМ.
- Д.Г. Левицкий. Портрет М. А. Львовой (рожд. Дьяковой). 1781. X., м. 63×49. Москва, ГТГ.
- В.А. Серов. Портрет Е. П. Олив. 1909. К., гуашь, акв., пастель. 94×66,2 (овал). Санкт-Петербург. ГРМ.
- В.А. Серов. Портрет артистки М. Н. Ермоловой. 1905. X., м. 224×120. Москва, ГТГ.
- В.А. Серов. Портрет П. И. Щербатовой. 1911. X., темп., уголь, пастель. 242×184. Москва, ГТГ.
- В.А. Серов. Портрет кн. O.K. Орловой. 1911. X., темпера. 235×156. Санкт-Петербург. ГРМ.
- Д.Г. Левицкий. Портрет Е. И. Молчановой. 1776. X., м. 81,5×142,5. Санкт-Петербург, ГРМ.
- Ж.-0.-Д. Энгр. Портрет госпожи де Сеннон. 1814. X., м. 83,8×105,9. Нант, Художественный музей.
- В.А. Серов. Портрет Г. Л. Гиршман. 1907. X., темпера, 140×140. Москва. ГТГ.
- Ж.-0.-Д. Энгр. Портрет Луизы д’Оссонвиль. 1845. X., м. 126×90. Нью-Йорк, галерея Фрик.
- В.А. Серов. Портрет Г. Л. Гиршман. 1911. К., пастель, 96,4×76. Москва, ГГГ.
- Рафаэль. Портрет юноши (Автопортрет?). 1498. Тонированная бумага, серый мел. 38,1×26,7. Оксфорд, Музей Ашмолеан.
- Ж.-0.-Д. Энгр. Семья Форестье. 1806. Б., графит, карандаш. 23,3×30.9. Монтабан, Музей Энгра.
- Ж.-0.-Д. Энгр. Купальщица. 1807. X., м. 51×42,5. Байонна, Музей Бонна.
- К.А. Сомов. Портрет Е. П. Носовой. 1911. X., м. 138,5×88. Москва, ГТГ.
- А. Рослин. Портрет великой княжны Марии Фёдоровны. 1777. X., м. 265×178. Санкт-Петербург, ГЭ.
- В.А. Серов. Портрет Е. А. Балиной. 1911. X., м. 107×77. Нижегородский государственный художественный музей.
- В.А. Серов. Портрет кн. З. Н. Юсуповой. 1900−1902. X., м. 183,5×135. Санкт-Петербург, ГРМ.
- К.А. Сомов. Портрет Г. Л. Гиршман. 1900−1911. X., м. 118,3×74,5. Владивосток, Приморский краевой музей им. В. В. Арсеньева.
- К.А. Сомов. Портрет М. Г. Лукьянова. 1918. X., м. 91,7×102,5 (овал). Санкт-Петербург, ГРМ.
- К.А. Сомов. Портрет Е. С. Михайлова. 1916. X., м. 72×55. Оксфорд, Музей Эшмолеан.
- К.А. Сомов. Портрет Е. К. Сомовой. 1924. X., м. 70×55,5 (овал). Санкт-Петербург, ГРМ.
- Л.С. Бакст. Автопортрет. 1893. Картон, масло. 43×21. Санкт-Петербург, ГРМ.
- Рафаэль. Автопортрет. Ок. 1506. Д., м. 47,5×33. Флоренция, Галерея Уффици.
- Рембрандт. Автопортрет с Саскией. Ок. 1635. X., м. 161×131. Дрезден, Картинная галерея.
- К.А. Сомов. Портрет М. В. Добужинского. 1910. Бумага, граф. кар., сангина. 44,5×31. Москва, ГТГ.
- В.И. Шухаев, А. Е. Яковлев. Автопортреты (Пьеро и Арлекин). 1914. X., м., 210×142. Санкт-Петербург, ГРМ.
- Д.Г. Левицкий. Портрет E.H. Хрущёвой и E.H. Хованской. 1773. X., м. 164×129. Санкт-Петербург, ГРМ.
- Поль Сезанн. «Mardi Gras» («Пьеро и Арлекин»). 1888. X., м. 123×81. Москва, ГМИИ им. А. С. Пушкина.
- В.И. Шухаев. Портрет E.H. Шухаевой. 1917. Дерево, масло, золото, 194×119. Санкт-Петербург, ГРМ.
- Ганс Гольбейн Младший. Портрет Кристины Датской, герцогини Миланской. Ок. 1538. Дерево, масло. 179,1×82,6. Лондон, Национальная галерея.
- Пармиджанино. Антея. 1535−39. X., м. 135×88. Неаполь, Музей Капо-димонте.
- В.И. Шухаев. Портрет Ларисы Рейснер. 1915. Дерево, масло, энкаустика, золото, 107×75. Москва. Гос. лит. музей.
- Леонардо да Винчи. Мона Лиза («Джоконда»). 1503−1505. Д., м. 76,8×53. Париж, Лувр.
- Ганс Гольбейн Младший. Портрет Доротеи Канненгиссер. 1516. Д., м. 38,5×31. Базель, Художественный музей.
- Лукас Кранах Старший. Женский портрет. 1526. Д., м. 88,5×58,6. Санкт-Петербург, ГЭ.
- А.Е. Яковлев. Скрипач. 1915. X., м., 201×69. Санкт-Петербург, ГРМ.
- Ян Ван Эйк. Голова каноника ван дер Пале. Деталь картины «Мадонна каноника ван дер Пале». 1436. Д., м. 122×157. Брюгге, Музей изящных искусств Грунинге.
- А.Е. Яковлев. Портрет художника Р. Монтенегро. 1915. Холст, темпера, графит, гуашь. 221×112. Санкт-Петербург, ГРМ.
- В.И. Шухаев. Полк на позициях. 1917. X., м. 356×460. Санкт-Петербург, ГРМ.
- И.Е. Репин. Запорожцы пишут письмо турецкому султану. 1880−1891. X., м. 358×203. Санкт-Петербург, ГРМ.
- А.А. Иванов. Явление Христа народу. 1837−1857. X., м. 540×750. Москва, ГТГ.
- Дирк Якобе. Групповой портрет корпорации амстердамских стрелков. 1532. X., м. 115×160. Санкт-Петербург, ГЭ.
- Пармиджанино. Обращение Савла. Ок. 1528. X., м. 177,5×128,5. Вена, Художественно-исторический музей.
- Беноццо Гоццоли. Шествие волхвов. Фреска Капеллы Медичи в Палаццо Медичи-Рикарди во Флоренции. Процессия молодого короля (восточная стена). 1459−1460. Фреска. Флоренция, Капелла Медичи, Палаццо Медичи-Рикарди.
- Б.М. Кустодиев. Купчиха. 1915. X., м. 204×109. Санкт-Петербург, ГРМ.
- Б.М. Кустодиев. Портрет Ф. И. Шаляпина. 1921. Бумага, акв., гуашь, уг. санг. 65×46,5. Москва, ГТГ.
- П. Брейгель старший. Охотники на снегу. 1565. Дерево, масло. 117×162. Вена, Музей истории искусств.
- Н.Э. Радлов. Портрет М. А. Кузмина. 1926. X., м., 76×58. Санкт-Петербург, ГРМ.
- Б:В. Пестинский. Автопортрет в шляпе. 1924. Картон, масло. 53×37. Санкт-Петербург, ГРМ.
- Пинтуриккьо. Портрет мальчика. Ок. 1500 г. Дерево, м. 35×28. Дрезден, Картинная галерея.
- К.С. Малевич. Автопортрет (Художник). 1933. X., м., 73×66. Санкт-Петербург. ГРМ.
- К.С. Малевич. Работница. 1933. X., м. 70×58. Санкт-Петербург, ГРМ.
- К.С. Малевич. Портрет Н. Н. Лунина. 1933. X., м. 69×57. Санкт-Петербург, ГРМ.
- Б.М. Кустодиев. Портрет М. А. Волошина. 1924. X., м. 111×80. Москва, Гос. Лит. Музей.
- Ж.-0.-Д. Энгр. Юпитер и Фетида. 1811. X., м. 327×260. Экс-ан-Прованс, музей Гране.
- Голова Зевса из Отриколи. 4 в. до н. э. Ватикан, Музей Пия-Климента.
- Б.М. Кустодиев. Портрет Н. С. и Г. А. Кук. 1924. Бумага, цв. кар., бе> лила. 53×48. Санкт-Петербург, част. собр.
- Камея Гонзага. III век до н. э. Александрия. Сардоникс. 15,7×11,8. Санкт-Петербург, ГЭ.
- Ф. Клуэ. Портрет Карла IX. 1560-е гг. Б., ит. карандаш, сангина. 33,5×22,5. Санкт-Петербург, ГЭ.
- Б.М. Кустодиев. Красавица. 1915. X., м. 141×185. Санкт-Петербург, ГРМ.
- Питер Пауль Рубенс. «Шубка» (Портрет Елены Фоурмен). 1635−1640. X., м. 176×83. Вена, Историко-художественный музей.
- Б.М. Кустодиев. Портрет реставратора А. И. Анисимова. 1915. Картон, м. 41,5×33. Санкт-Петербург, ГРМ.
- Б.М. Кустодиев. Автопортрет (в шубе). 1912. К., темп. 100×85. Флоренция, галерея Уффици.
- Пьетро Перуджино. Портрет Франческа делле Опере. 1494. Дерево, м. 52×44. Флоренция, Галерея Уффици.
- В.А. Тропинин. Автопортрет с кистями и палитрой на фоне окна с видом на Кремль. 1844. X., м. 106×83,5. Москва, музей Тропинина.
- Б.М. Кустодиев Портрет Р. И. Нотгафт. 1914. X., м. 110×82. Санкт-Петербург, ГРМ.
- З.Е. Серебрякова. Купальщица. 1911. X., м. 98×89. Санкт-Петербург, ГРМ.
- З.Е. Серебрякова. Искусство. Панно для виллы барона Ж.-А. Броуэра Мануар дю Реле в Помрейле близ Монса, Бельгия. 1936−1937. 165×100. Москва, галерея «Триумф».
- З.Е. Серебрякова. За туалетом. Автопортрет. 1909. X. на к., м., 75×65. Москва. ГТГ.
- Джованни Беллини. Обнажённая перед зеркалом. 1514−1516. Дерево, м. 62×79. Вена, музей истории искусства.
- Тициан. Женщина перед зеркалом. Ок. 1512−1515. X., м. 96×76. Париж, Лувр.
- Тициан. Венера Анадиомена. ок. 1525. X., м. 75,8×57,6. Эдинбург, Национальная галерея Шотландии.
- З.Е. Серебрякова. Портрет А. Н. Черкесовой-Бенуа с сыном. 1922. X., м. 79×67. Санкт-Петербург, ГРМ.
- З.Е. Серебрякова. Портрет O.K. Лансере. 1910. X., м. 69×61. Москва, част. собр.
- З.Е. Серебрякова. Автопортрет. (Этюд девушки). 1911. X., м. 72×58. Санкт-Петербург, ГРМ.
- В.А. Тропинин. Девушка со свечой. 1840-е годы. X., м. 56×47. Санкт-Петербург. ГРМ.
- Жорж де Ла Тур. Св. Магдалина. Ок. 1640. X., м. 117×92. Лос-Анджелес, Музей искусств.
- Вермер. Девушка с жемчужной серёжкой. Ок. 1665. X., м. 45×40. Гаага, Маурицхёйс.
- З.Е. Серебрякова. За обедом. 1914. X., м. 88.5×107. Москва. ГТГ.
- Ж.-Б.-С. Шарден. Молитва перед обедом. 1744. X., м. 49,8×38,4. Санкт-Петербург, ГЭ.
- З.Е. Серебрякова. Автопортрет с дочерьми. 1921. X., м. 90×62. Рыбинский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.
- B.JI. Боровиковский. Портрет А. И. Безбородко с дочерьми Любовью и Клеопатрой. 1803. X., м. 134×104,5. Санкт-Петербург, ГРМ.
- З.Е. Серебрякова. Катя с натюрмортом. 1923. X., м. 101,7×76. Минск, национальный художественный музей Республики Беларусь.
- Франс Снейдерс. Овощная лавка. 1618−1621. X., м. 208×341. Санкт-Петербург, ГЭ.
- Б.М. Кустодиев. Портрет К. Б. Кустодиева, сына художника. 1922. X., м. 90×90. Минск, национальный художественный музей Республики Беларусь.
- В.А. Тропинин. Портрет К. Г. Равича. 1823. X., м. 66×52. Москва, ГТГ.
- К.С. Петров-Водкин. Портрет М. Ф. Петровой-Водкиной, жены художника. 1913. X., м. 67,5×58. Москва. ГТГ.
- К.С. Петров-Водкин. Портрет Рии (Портрет A.A. Холоповой). 1915. X., м. 65,4×81. Киров, Вятский художественный музей им. В.М. и A.M. Васнецовых.
- К.С. Петров-Водкин. Автопортрет. 1918. 71×58. Санкт-Петербург, ГРМ.
- А. Дюрер. Автопортрет. 1500. Дерево, м. 67×49. Мюнхен, Старая Пинакотека.
- К.С. Петров-Водкин. Портрет A.A. Ахматовой. 1922. X., м. 54,5×43,5. Санкт-Петербург, ГРМ.
- И.И. Машков. Автопортрет и портрет Петра Кончаловского. 1910. X., м. 59,7×81,5. Санкт-Петербург, ГРМ.
- П.Н. Филонов. Портрет E.H. Глебовой. 1915. X., м., 97,5×77,5. Санкт-Петербург. ГРМ.
- Н.И. Альтман. Портрет Анны Ахматовой. 1914. X., м., 123,5×103,2. Санкт-Петербург. ГРМ.
- Б.Д. Григорьев. Портрет Ф. И. Шаляпина. 1918. X., м. 195×249. Санкт-Петербург, НИМРАХ, из коллекции отдела «Музей-квартира И.И. Бродского».
- Б.Д. Григорьев. Портрет A.M. Горького. 1926. X., м. 104×92. Москва, музей A.M. Горького.
- Б.Д. Григорьев. Портрет H.A. Пешковой с дочерью Марфой. 1926. X., м. 77×63,5. Частн. собр.
- Б.Д. Григорьев. Портрет В. Э. Мейерхольда. 1916. X., м., 247×168. Санкт-Петербург, ГРМ.
- А .Я. Головин. В. Э. Мейерхольд. 1917. Д., темпера. 80×67. Санкт-Петербург, Государственный театральный музей.
- А.Я. Головин. Автопортрет на фоне золотистого платка. 1920. X., темпера. 71×66. Санкт-Петербург, част. собр.1. Альбом иллюстраций.
- В.А. Серов. Портрет кн. O.K. Орловой. 1911
- Д.Г. Левицкий. Портрет Е. И. Молчановой. 1776
- Ж.-О.-Д. Энгр. Портрет госпожи де Сеннон. 18 141. ЗДЕ1ПМ
- А.Е. Яковлев. Скрипач. 1915
- Ян Ван Эйк. 1 олова каноника ван дер Пале. Деталь картины «Мадонна каноника ван дер Пале». 1436 м
- В.А. Тропинин. Девушка со свечой. 1840-е годы
- Жорж де Ла Тур. Св. Магдалина. Ок. 1640
- Вермер. Девушка с жемчужной серёжкой. Ок. 1665
- К.С. Петров-Водкин. Портрет Рии (Портрет А.А. Холоповой). 1915
- Н.И. Альтман. Портрет Анны Ахматовой. 1914
- Б.Д. Григорьев. Портрет A.M. Горького. 1926
- Б.Д. Григорьев. Портрет H.A. Пешковой с дочерью Марфой. 1926
- А.Я. Головин. Автопортрет на фоне золотистого платка. 1920