История и миф в операх Сергея Слонимского
Диссертация
Диссертационное исследование опирается на современные научные работы, затрагивающие вопросы новаторства музыкального языка, проявления на его уровне: характерных свойств мифа и символа, а также рассматривающие проблемы индивидуального стиля. Важными для стилевого, семантического^ и интонационного анализа музыкального материала в ключе проявлений мифологического начала на этих уровнях стали… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. История и миф в древние времена и сегодня
- 1. Древние история и миф: к вопросу синкретизма понятий
- 2. Миф как особая логика осмысления и отражения истории
- 3. Процесс демифологизации истории: причины и последствия
- 4. История и миф в XX веке: к вопросу взаимного притяжения
- 5. Новый этап эволюции современной отечественной оперы в проекции на творчество С. Слонимского
- Глава 2. КОМПОЗИЦИОННО-ДРАМАТУРГИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЕР С. СЛОНИМСКОГО
- 1. Специфика жанровых структур
- 2. Специфика драматургии
- 3. Специфика композиционных’структур
- 4. Драматургия и символика: к вопросу взаимодействия
- Глава 3. МУЗЫКАЛЬНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЕР С. СЛОНИМСКОГО
- §-1.Стилевой плюрализм музыкального языка опер С. Слонимского: от опознавательных знаков времени" к универсальному синтезу
- §-2.Специфика лейтмотивных систем
- 3. Темы-символы
- §-4.Сквозные интонационно-семантические единицы
- §-5.Тембровая драматургия
- §-6.Специфика ладовой организации
Список литературы
- Аладова Р. Белорусская историческая опера: к постановке проблемы // Музыкальный театр XX века: События, проблемы, итоги, перспективы / Ред. А. Баева, Е. Куриленко. — М.: Едиториал УРСС, 2004.- С. 152−161.
- Алексеев П., Панин А. Философия: Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. — 608 с.
- Андреев Д. Роза Мира. — Санкт-Петербург: Издательский Дом «Азбука-классика», 2006. 672 с.
- Андреев Ю. Поэзия мифа и проза истории. Л.: Лениздат, 1990. — 223 с.
- Аракелова А. Творческие принципы И.Стравинского в свете неомифологизма культуры России начала XX века: Автореф. дис.. канд. искусствоведения. — М., 2002. -24 с.
- Арановский М. Мышление, язык, семантика // Проблемы музыкального мышления. — М.: Музыка, 1974. — С. 90−128.
- Баева* А. Музыкальный театр // История современной отечественной музыки: учебное пособие / Ред. Е. Долинская. — Вып. 3. М.: Музыка, 2001. — С. 186−256.
- Баева А. Принципы моделирования жанра и музыкальной драматургии в опере Стравинского «Похождения повесы»// Музыкальный современник: Сб.ст. — М., 1987. — Вып.6. — С. 127−147.
- Ю.Баева А. Русская опера последней трети 20 века: Вопросы эволюции жанра: Автореф. дис. .доктора искусствоведения. — М., 2000.-42 с.
- Баева А. Русская опера 60−90-х годов XX века. Поиски и решения // Музыкальный театр XX века: События, проблемы, итоги, перспективы / Ред. А. Баева, Е. Куриленко. М.: Едиториал УРСС, 2004. С. 175−190. -
- Барсукова Н. Жанрово-стилистические взаимодействия в опере-балладе С. Слонимского «Мария Стюарт"// Музыкальный театр XIX XX веков: вопросы эволюции: Сб. науч. тр. — Ростов-на-Дону: Гефест, 1999. С. 244−251.
- Барсукова Н. Парадоксальность современного художественного мышления (на примере оперного творчества Слонимского): Автореф. дис.. канд. искусствоведения. — Магнитогорск, 1997. -23 с. '
- Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского: М., 1972. — С. 121−122.
- Бачелис Т. Шекспир и Крэг/ Ред. Б. Зингерман. М.:.Наука, 1983. — 350 с.
- Бекетова Н. От сатиры к трагедии к трагедии-сатире // Музыкальный театр XIX — XX веков: вопросы эволюции: Сб. науч. тр. — Ростов н/Д: Гефест, 1999. — С. 49—72.
- Бекетова Н. Праздник русской музыки: „Жизнь за царя“ Глинки как национальный миф // Южно-Российский» музыкальный альманах / Ред. А. ГДукер. — Ростов н/Д.: РГК им. С. В. Рахманинова, 2005. С. 20−31.
- Бердяев Н. Самопознание (Опыт философской автобиографии). — М-: Книга, 1991.-448 с.
- Бёрдяев Н. Смысл творчества: опыт оправдания человека /Сост., вступ.ст. и примеч. М. Блюменкранца- худож. оформ. Б. Бублик. Харьков: Фолио- М.: ООО «Издательство АСТ», 2002: — 688 с. -(Вершины человеческой мысли):
- Бердяев Н. Философия свободы /Сост., вступ.ст. и коммент.
- B. Шкоды- худож. оформ. Б. Бублик. Харьков: Фолио- М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. — 736 с. — (Вершины, человеческой мысли).
- Березовчук Л. Функционально-семиотический подход к теории жанра (Анализ работы композитора с жанром на. основании симфонического наследия Д. Шостаковича) // Сов: музыка 70−80-х годов: Эстетика, теория, практика: Сб. науч. тр. — Л, 1989.1. C. 4−31.
- Болыиой энциклопедический словарь /Гл: ред: А. Прохоров. — 2-е, изд., перераб. и доп. М.: научное изд-во «Большая Российская Энциклопедия», 1998. — 1456 с.
- Булгаков М. Мастер и Маргарита. Роковые яйца. Собачье сердце: Роман, повести. — Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1989. — 560 с.
- Бялик М1 Вселять омерзение к злу есть вселять любовь к добродетели // Муз. Академия. — 1999. —№ 4. — С. 9—14.
- Валькова В. Музыкальный тематизм — мышление — культура: Монография. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 1992. — 161 с.
- Волховская Е. Опера «Мария Стюарт» и основополагающие черты музыкальной драматургии С. Слонимского: Автореф. дис.. канд. искусствоведения. — JL, 1988. — 23 с.
- Гаврилова JI. Музыкально-драматическая поэтика С. Слонимского (парадигмы метатекста): Автореф. дис.. доктора искусствоведения. Санкт-Петербург, 2001. — 41 с.
- Гаврилова JI. Музыкально-драматическая поэтика С. Слонимского (парадигмы метатекста): Исследование / Красноярская государственная академия музыки и театра. — Красноярск, 2003. — 258 с.
- Григорьева Г. К вопросу о неомифологизме в современной музыке (на примере творчества О. Мессиана) // Музыка — культура человек. — Свердловск, 1991. — С. 132−143.
- Григорьева Г. Стилевые проблемы русской советской музыки второй половины XX века. 50−80-е годы. — М.: Сов. Композитор, 1989.-208 с.
- Данько Д. К проблеме синтеза в оперном жанре // Музыкальный современник: Сб.ст. М., 1987. — Вып.6. — С. 68−87.
- Девятова О. «Волшебная флейта» Моцарта и музыкальный театр Сергея Слонимского // Моцарт — XX век: Межвузовский сборник статей. — Ростов н/Д, 1993. — 125—136.
- Девятова О. «Русский Гамлет»: от музыки Чайковского к опере Слонимского // Музыкальный театр XIX — XX веков: вопросы эволюции: Сб. науч. тр. Ростов-на-Дону: Гефест, 1999. — С. 73−87.
- Девятова О. Русская мистерия о царе ироде // Муз. Академия. —1999.- № 3.-С. 47−53.
- Демешко Г. Диалогические традиции ' современного отечественного инструментализма / Новосибирская Государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки. — Новосибирск, 2002. 343 с.
- Демина В. Отечественное музыкознание о проблемах становления русской оперы // Оперный театр: вчера, сегодня, завтра: сборник статей / Ред. А. Цукер. — Ростов н/Д: Издательство РГК им. С. В. Рахманинова, 2010. — С. 251—258.
- Денисов А. К проблеме семиотики музыки // Муз. Академия.2000.- № 1.-С. 211−215.
- Долинская Е. Русская музыка последней трети XX века. — Магнитогорск, 1999. С. 82.
- Дрижанова С. Знаки" на белом. Отражения Э. Денисова (некоторые принципы формообразования в сонорныхкомпозициях): Курсовая-работа ДВГАИ / Научный руководитель Л. И. Четыркина. Владивосток, 2001. — 18 с.
- Евтушенко Е. Между городом «да» и городом «нет»// Стихотворения № поэмы. — М.: ЭКСМО, 2002. 384 с.
- Иван Грозный и Петр Первый. Царь вымышленный" и царь подложный / Г. Носовский, А. Фоменко. — М.: Астрель: ACT- Владимир: ВКТ, 2010. 123, 5. с.
- Иванова И., Мизитова А. Опера и миф в музыкальном театре И. Стравинского. — Харьков, 1992. — 135'с.
- Игнатьева Т. Опера С.Слонимского «Мастер и Маргарита» как произведение элитарного искусства: Дипломная работа ДВГАИ / Научный руководитель Л. И. Четыркина. Владивосток, 2002. — 90 с.
- Ильинская Л. Античность: Краткий энциклопедический словарь / Ред. А. Немировский. — М.:"Лабиринт", 1999. — 368 с.
- История отечественной музыки второй половины XX века: учебное пособие / Отв.ред. Т. Левая. — СПб.: Композитор, 2005. — 556 с.
- Калошина Г. Основные этапы и тенденции развития французской оперы и оратории в XX веке// Музыкальный театр XIX — XXвеков: вопросы эволюции: Сб. науч. тр. Ростов-на-Дону: Гефест, 1999.-С. 148−163.
- Калошина Г. Религиозно-философская символика в симфониях Рахманинова и его современников /Сергей Рахманинов: от века минувшего к веку нынешнему. Ростов. н/Д: РГК, 1994. — С. 102−1081 -.¦•'.¦"'.¦'
- Карамзин Н. История государства Российского: В 4-х книгах. — Книга 3. М: Книга, 1989. — С. 1−279. У
- Карамзин Н. Предания веков. М., 1988. — С. 572.
- Кириллина Л. Орфизм и опера // Муз- академия. —1992. — № 4. — С. 83−94.
- Кондрашов В. Новейший философский словарь / Ред. А. Ярещенко. Ростов н/Д.: Феникс, 2005. — 672 с. 63 .Костомаров Н: Русская история в жизнеописаниях ее важнейших, деятелей: Т. 1. — СПб: Лениздат- «Ленинград», 2007: — 544 с.
- Куклинская М. Карнавал и оперетта // Музыкальный театр XIX — XX веков: вопросы эволюции: Сб. науч. тр. — Ростов-наг Дону: Гефест, 1999. С. 98−105.
- Кулешова Г. Вопросы драматургии оперы. — Минск: «Наука и техника», 1979.-232 с.
- Кулешова Г. Композиция оперы. Минск: «Наука и техника», 1983.-175 с.
- Культурология. XX век: Энциклопедия /Сост. С. Левит. — Т.1. — СПб: Университетская книга- ООО «Алетейя», 1998. 447 с.
- Культурология. XX век: Энциклопедия /Сост. С. Левит. — Т.2. — СПб: Университетская книга- ООО «Алетейя», 1998. 447 с.
- Куреляк А. Религиозная символика в инструментальной/ музыке' Ю. Буцко: Автореф. дис.. канд. искусствоведения. — М., 2006: — 26 с.
- Курышева Г. Театральность и музыка. — М.: Сов. Композитор, 1984.-200 с.
- Леви-Стросс К. Структурная антропология. — М., 1985. — 511 с.
- Ливанова Т. Западно-европейская музыка в ряду искусств. — М.: Музыка, 1977. 528 с.
- Лихачев Д. «Слово о. полку Игореве» и культура его времени: Монография. 2-е изд., доп. — Л.: Худож. лит., 1985. — 352 с.
- Лобанова М. Западно-европейское музыкальное барокко: проблемы эстетики и поэтики. — М.: Музыка, 1994. — 317 с.
- Лобанова М. Концертные принципы Д. Шостаковича в свете проблем современной диалогистики // Проблемы современной науки: Сб.ст. Вып.6.- М., 1985. — С. 110−129.
- Лосев А. Философия. Мифология. Культура. — М.: Политиздат, 1991.-524 с.
- Лосев А. Бытие — Имя — Космос/ Сост. и ред. А. Тахо-Годи. — М.: Мысль, 1993.-958 с.
- Маклыгин А. Сонорика в музыке советских композиторов: Автореф. дис.. канд. искусствоведения. М., 1985. -24 с.
- Мизигова А. Мифологизм художественной концепции «Пены дней» Э. Денисова // Музыкальный^ театр XX века: События- проблемы, итоги- перспективы/ Ред. А. Баева, Е. Куриленко. — М.: Едиториал УРСС, 2004.- С. 215−227.
- Милка А., Сергей Слонимский: Монографический очерк. — Л.: Советский композитор, 1976. 109 с. ' ' • ,
- Мудрость тысячелетий: Энциклопедия, / Ред. В. Бал язи п. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. — 848 с.
- Музыка и миф: Сб. статей / Ред. В. Валькова М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1992. — Вып.118. — 164 с.
- Музыкальный энциклопедический словарь / Гл. ред. Г. Келдыш. М.: Советская энциклопедия, 1990. — 672 с.
- Мюррей А. Кто-, есть кто в мифах и легендах / Пер. с англ. А. Н. Степановой. М.: ООО ТД Издательство Мир книги, 2006.-352 с.
- Назайкинский Е. Стиль и жанр: в музыке: учебное пособие для ВУЗов -М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003- 248 с.
- Никольская И. «Люденские дьяволы» Криштофа Пендерецкого и его поиски в оперном жанре // Музыкальный театр XX века: События, проблемы, итоги, перспективы / Ред. А. Баева, Е. Куриленко. М.: Едиториал УРСС, 2004. — С. 61−96.
- Полная энциклопедия символов и знаков / Авт. сост. В. Адамчик. — Минск: Харвест. — 607 с.
- Поповская О. Символическая программность в музыке 70−80-х годов: Автореф. дис.. канд. искусствоведения. — JL, 1990. — 17 с.
- Порфирьева А. Археология мифа / О премьере «Кольца нибелунга» Вагнера в Мариинском театре в июне 2003 года. -http: //arsl.ru.
- Порфирьева А. Магия оперы // Музыкальный театр: Сб. науч. тр. -СПб, 1991.-С. 9−35.
- Порфирьева А. Традиция в истории музыкальной культуры // Античность. Средневековье. Новое время: Сб. науч. тр. /Ленинград. Гос. инст-т театра, музыки и кинематографии. — Л., 1989.-С. 108−128.
- Порфирьева А. Драматургия Вячеслава Иванова (Русская символистская трагедия и мифологический театр Вагнера) // Проблемы музыкального романтизма. Л.: ЛГИТМиК, 1987. — С. 31−58.
- Предоляк А. Из истории жанра мистерии // Старинная музыка сегодня: Материалы научно-практической конференции. — Ростов н/Д.: РГК им. С. В. Рахманинова, 2004. С. 167−173.
- Предоляк А. Сказочные мотивы в творчестве М. И. Глинки и его западноевропейских современников// Художник и время: Сборник материалов конференции. — Краснодар — Геленджик. — Вып. 1., 2004. — С. 128−137.
- Предоляк А. Опера и миф в интерпретации Р. ВагЕЕ^ра- и М. И. Глинки // Наука о музыке. Слово молодых у^зг^ных: Материалы I Всероссийского конкурса научных работ молодых ученых в области музыкального искусства. — Казань, 2004. — С. 606−632.
- Предоляк А. «Парсифаль» Рихарда Вагнера как мсодель социокультурного синтеза своего времени // Социально-гуманитарное знание: практический аспект: Матегрхталы конференции. — Ростов-на-Дону: Институт управления, бизнеса и права, 2005. С. 263−272. 1
- Предоляк А. Историческая проблематика как составная часть мифологического театра Рихарда Вагнера // Художник и время: взаимодействие культур в современном мире: Сборник материалов конференции. — Вып. 2. — Краснодар — Анапа, !2.005.— С. 112−120.
- Предоляк А. Мистерия в культуре Романтизма. // Гуманитарные и социально-экономические науки. — 2006. — 10. -С. 253−256.
- Предоляк А. Черты мистерии в «Саломее» Р. Штрауса // Художественный текст. Автор и исполнитель: материалы российской научной конференции молодых ученых от 10 февраля 2006 г/ Отв. ред. В.А. Шуранов- — Уфа: УТАИ им. 3. Исмагилова, 2007. С. 235−247.
- Присяжнюк Д. Музыкальный риторизм и композиторская практика XX века: Автореф. дис.. канд. искусствоведения. — Нижний Новгород, 2004. — 21 с.
- Путечева О. Музыка в отечественном драматигческомтеатре 80−90-х годов XX века: Автореф. дис. канд.искусствоведения. — Ростов-на—Дону, 2000. — 19 с.
- Раабен JT. О духовном ренессансе в русской музыке 196 080-х годов. СПб: Бланка, 1998. — 352 с.
- Раку М. «Авторское слово» в оперной драматургии: Автореф. дис.. канд. искусствоведения. — М., 1993. — 25 с.
- Раку М. Кризис современной, оперы: между социологией и эстетикой// Музыкальный театр XX века: События, проблемы, итоги, перспективы / Ред. А. Баева, Е. Куриленко. М.: Едиториал УРСС, 2004. — С. 236−253.
- Рефуле Ф. Миф и история: Оп.:"Символ", № 15. 1986. -С. 43−51.
- Ромащук И. Опера «Александр Невский» Гавриила Попова: в поисках новой реальности // Музыкальный театр XX века: События, проблемы, итоги, перспективы/ Ред. А. Баева, Е. Куриленко. М.: Едиториал УРСС, 2004. — С. 200−214.
- Руднев В. Словарь культуры XX века. — М.: Аграф, 1997. -С. 384.
- Руднев В. Энциклопедический словарь культуры XX века. -М., 2003.-С. 270.
- B. Агеносов. М.: Дрофа, 1996. — Вып.1 — С. 424.
- Рыцарева М. Композитор С. Слонимский. Л., 199 Г. — 256 с.
- Сабинина М. Заметки об опере // Советская музыка на современном этапе: Сб.ст. М.: Сов. композитор, 1981.1. C. 70−100.
- Скрынников Р. Царство террора. СПб!-: Наука- 1992. -576 с. '
- Словарь античности / Ред. Йоханнес Ирмшер. — пер. с нем. -М.: Прогресс, 1989.-С. 358−359.
- Слонимский С. Бурлески, элегии, дифирамбы в презренной прозе.// Муз. Академия. — 1993. № 3. — С. 44−46.
- Смагина Е. Оперная, поэтика Глинки в контексте жанрово-стилевых- исканий русского музыкального театра первой половины XIX века// Южно-Российскиймузыкальньтй альманах / Ред. А. Цукер. Ростов н/Д.: РГК им. С. В. Рахманинова- 2005. -С. 32−38.
- Сниткова И., Картина мира, запечатленная в музыкальной структуре (О концептуально-структурных парадигмах современной музыки) // Музыка в- контексте духовной культуры: Сб. трудов.-М.: 1992. — Вып. 120. -С. 8−31.
- Соколов А. Музыкальная* композиция XX века: диалектика творчества. М.: Музыка, 1992. — 227 с.
- Старчеус: М. Новая жизнь жанровой традиции// Муз. Современник: Сб. статей М., 1987.- Вып.6. — С. 45 68.
- Стилевые искания в музыке 70−80-х годов XX века: сб.ст./ Ред. Е. Шевляков. — Ростов-на-Дону: РГК им. С. В Рахманинова, 1994.- С. 21—33.
- Тараева Г. Режиссер в современном оперном- театре // Оперный театр: вчера, сегодня, завтра: сборник статей / Ред.
- А. Нукер. — Ростов н/Д: Издательство РГК им. С. В. Рахманинова, 2010. С. 26−39.
- Тахо-Годи А. Греческая мифология. М.: Искусство, 1989. -304 с.
- Умнова И. Семантика фольклорных и храмовых форм ритуала в контексте симфонического творчества С.Слонимского// Музыка и ритуал: Материалы международной научной конференции 3−6 октября 2004 г. — Новосибирск, 2004. — С.527−538.
- Умнова И. Симфоническое творчество С. Слонимского: стилевое своеобразие в контексте театральных исканий и музыковедческие воззрения композитора: Автореф. дис. .'. канд. искусствоведения. М., 1995.—21 с.
- Фарбштейн А. Музыкальная эстетика и семиотика // Проблемы музыкального мышления: Сб. ст. М.: Музыка, 1974. — С. 75−90.
- Философский словарь. М.: ИНФА-М, 1998. — 576 с.
- Франтова Т. Полифония А. Шнитке и новые тенденции в музыке второй половины XX века. — Ростов н/Д.:СКНЦ В1П АПСН, 2004. 404 с.
- Холопова В. Икон. Индекс. Символ // Муз. Академия. — 1997.-№ 4.-С. 159−161.
- Холопова В. Импульс творчества и культурный синтез в творчестве С. Слонимского // Музыка из бывшего СССР: Сб.ст. — М.: Композитор, 1994. Вып. 4. — С. 41−51.
- Холопова В. Мелодика: Науч. метод, очерк. — М.: Музыка, 1984. 88 с.
- Холопова В. Музыкальный тематизм: Науч. метод, очерк. — М.: Музыка, 1983. 88 с.
- Холопова В. Теория музыки: мелодика, ритмика, фактура, тематизм. — СПб.: Лань, 2002. — 368 с.
- Холопова В. Философская камерата Сергея Слонимского // Сов. музыка, № 10, 1989. С. 22−25.1 143. Холопова В. Формы музыкальных произведений: Учеб.пособие. 2-е изд., испр. СПб: Лань, 2001. — 496 с.
- Холопов Ю. Гармония: Теоретический курс: Учебник. -СПб.: Издательство «Лань», 2003. 544 с.
- Хюбнер К. Истина мифа. М., 1996. С. 21−38.
- Цвейг С. Мария Стюарт. Звездные часы человечества. Новеллы и легенды. М.: ACT НФ «Пушкинская библиотека», 2003. — 1003 с.
- Цукер А. Массово-бытовые жанры в русской опере последних десятилетий // Музыкальный театр XIX — XX веков: вопросы эволюции: Сборник научных трудов. — Ростов-на-Дону: Гефест, 1999. С. 213−229.
- Цукер А. Рефлексии оперного театра и современное опероведение (От редактора-составителя) // Оперный театр: вчера, сегодня, завтра: сборник статей / Ред.' А. Цукер. — Ростов н/Д: Издательство РГК им. С. В. Рахманинова, 2010. — С. 6—12.
- Цукер А. Тема народа у Шостаковича и традиции Мусоргского // Вопросы теории и эстетики музыки: Сб. ст. — Вып. 10. Л., 1971. — С. 32−59.
- Черкашина М. Историческая опера эпохи романтизма: (Опыт исследования). К.: Муз. Украина, 1986. — 150 с. I
- Шаймухаметова JI. Семантический анализ музыкальной темы: Учеб. пособие. М.: РАМ им. Гнесиных, 1998. — 265 с.
- Шаймухаметова JI. Мигрирующая интонационная формула и семантический контекст музыкальной темы. — М.: РАМ им. Гнесиных, 1999. 311 с.
- Шлегель Ф. Речь о мифологии // Эстетика, философия, критика: в 2 тг. T.l. -М., 1983. — С. 387.
- Шнитке А., Слонимский С. Взгляд из предыдущего десятилетия (интервью М. Нестьевой) // Муз. Академия. — 1992. -№ 1.-С. 20−26.
- Элиаде М. Аспекты мифа. М., 2005. — С. 62−81.
- Элиот Т. Бесплодная земля. М., 1971. — 163 с.
- Энциклопедия символов / Ред. В. Рошаль. — СПб.: Сова, 2006. -1007 с.
- Эрлих Г. Иван Грозный многоликий тиран? — М.: Яуза, Эксмо, 2006. — 480 с.