Центрально-азиатский холизм в культуре народов Байкальского региона Центральной Азии: На материалах хори-бурят
Диссертация
Мировоззренческие вопросы этнического компонента в культуре этноса рассматривались в двух проблемных полях: собственно этнографическом и культурологическом. И, по преимуществу, в традиционных и не особенно проблемных темах: «традиционная культура», «религиозные и традиционные верования», «шаманизм» Иногда проблемы мировоззрения исследовались в контексте экологической проблематики — выяснения… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретико-методологические основания изучения мировосприятия этнической культуры
- 1. 1. Теоретико-методологические основы исследования категорий «этнос», «этническая культура»
- §-1.2.Соотношение понятий «традиционная культура» и «этническая культура» в культуре этноса
- 1. 3. Мировоззренческие аспекты феномена этнической культуры
- Глава II. Образ мироустройства людей кочевой культуры (на примере хори бурят)
- §-2.1.Предпосылки и особенности формирования образа жизни хорибурят Внутренней Азии
- 2. 2. Холистический образ мира и отношение человека к миру
- 2. 3. Мировоззренческие принципы центрально-азиатского холизма
- Глава III. Центрально-азиатский холизм в структурировании образа мироустройства народов Байкальского региона (на материалах обрядовой культуры хори-бурят)
- 3. 1. Типологические ряды обрядовой культуры
- §-3.2.Универсализм культурной семантики в мировоззрении кочевников (компаративистский подход)
- З.З.Полисемантизм центрально-азиатского холизма: традиции и инновации
Список литературы
- Абаева, 1986 — Абаева Л. Л. Традиционные обряды предбайкальских родов селенгинских бурят // Традиционная культура народов Центральной Азии. — Новосибирск, 1986.
- Абаева, 1989 Абаева Л. Л. Культ гор в бурятском ламаизме. — Новосибирск, 1989.
- Абай-Гэсэр, 1960 Абай-Гэсэр. — Улан-Удэ, 1960.
- Абдеев, 1994 Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации. -М., 1994.
- Абрамян, 1978 Абрамян Э. Г. Инновация и стереотипизация как механизмы развития этнической культуры // Методологические проблемы исследования этнических культур. — Ереван, 1978.
- Агапитов, 1924 Агапитов Н. Опыт программы для изучения верований инородцев Сибири (так называемый шаманизм). — Чита, 1924.
- Акимов, 1996 Акимов А. Взгляд физика на явления шаманства // Сознание и физическая реальность. — Новосибирск, 1996. — Т. 1. — № 1−2.
- Александров, 1998 Александров И .А. Начала космической философии. — М., 1998.
- Алексеев, 1973 Алексеев Н. А. Традиционные религиозные верования якутов. — М., 1973.
- Алексеев, 1980 Алексеев Н. А. Шаманизм тюркоязычных народов Сибири (опыт ареального сравнительного исследования). — Новосибирск, 1980.
- Алексеев, 1986 Алексеев Н. А. Ранние формы религии и шаманизм тюркоязычных народов Сибири. — М., 1986.
- Алексеев, Гомбожапов, 2000 Алексеев Н. А., Гомбожапов А. Г. Обо тахилган — горное моление агинских бурят // Этнография народов Сибири и Монголии. — Улан-Батор — Улан-Удэ, 2000.
- Алексеенко, 1999 Алексеенко Е. А. Женское начало в традиционной культуре кетов // Женщина в структурах власти архаических и традиционных обществ. — СПб, 1999. Вып. 2.
- Анжиганова, 1996 Анжиганова Л. В. Мировоззрение человечества как целостности: этапы эволюции // Восток-Запад: диалог культур. — Улан-Удэ, 1996. -Ч. 1.
- Анисимов, 1958 Анисимов А. Ф. Религия эвенков в историко-генетическом изучении и проблемы происхождения первобытных верований. — М.-Л., 1958.
- Антонов, 1993 Антонов В. И. Символ в обществе и культуре Востока. -М, 1993.
- Антонова, Раевский и др., 1987 Антонова А. Б., Раевский В. Г. и др. Традиционная культура, содержание понятия и этапы эволюции // Культурное наследие народов Востока и современная идеологическая борьба. -М., 1987.
- Арутюнов, 1995 Арутюнов С. А. Инновации культурные // Этнические и этносоциальные категории / Отв. ред. В. И. Козлов. — М., 1995. — Вып. 6.
- Асалханов, 1963 Асалханов И. А. Социально-экономическое развитие Юго-восточной Сибири во второй половине XIX века. — 1963.
- Асалханов, 1975 Асалханов И. А. Сельское хозяйство Сибири конца XIX начала XX века. Новосибирск. 1975.
- Асеев, Кириллов, Ковычев, 1984 Асеев И. В., Кириллов И. И., Ковычев Е. В. Кочевники Забайкалья в эпоху средневековья. — Новосибирск, 1984.
- Афанасьев, 1865, Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов, М. 1994−1995 гг. -Т. МИ.
- Бабаков, Семёнов, 1999 Бабаков В. Г., Семёнов В. М. Национальное самосознание и национальная культура. М. 1996
- Балдаев, 1970 Балдаев С. П. Родословные предания и легенды бурят. -Улан-Удэ, 1970.
- Балданжапов, 1960 Балданжстов П. Б. Заметки о топонимики Забайкалья // Этнографическое обозрение. — Улан-Удэ, 1960. Вып. 1.
- Балзер, 1998 Балзер М. Б. Шаманы как философы, бунтари и целители: Материалы международного конгресса «Шаманизм и иные традиционные верования и практики». — М., 1998.
- Баллер, 1969, Баллер Э. А. Преемственность в развитии культуры. — М., 1969.
- Банзаров, 1997 Банзаров Д. Собрание сочинений. — 2-е доп. — Улан-Удэ. 1997.
- Барадийн, 1934 Барадийн Б. Б. Шойжид: Драма в 2-х действиях. — Улан-Удэ, 1934.
- Барадин, оп.1, д. 4. Барадийн Б. Б. Великая сестра — шаманка: Драма в 3-х действиях. — Архив ОПП ИМБИТ СО РАН, on. 1, д. 4.
- Байбурин, 1981, Байбурын А. К. Семиотический статус вещей и мифология // Материальная культура и мифология. — М., 1981.
- Бур.-монг. пословицы, on. 1, д. 235 Бурят-монгольские пословицы. -Архив ОПП ИМБиТ СО РАН. On. 1, д. 235.
- Бараев, 1994 Бараев В. В. От черной веры сквозь черную дыру // Буддийский мир. — М., 1994.
- Бартольд, 1968, Бартольд В. В. Обзор истории тюркских народов // Сочинения. — М., 1968. — Т. 5.
- Басаева, 1974 Басаева К. Д. Преобразования в семейно-брачных отношениях бурят. — Улан-Удэ, 1974.
- Басаева, 1991 Басаева К. Д. Семья и брак у бурят. — Улан-Удэ, 1991.
- Басилов, 1984 Басилов В. М. Избранники духов. — М., 1984.
- Басилов, 1996 Басилов В. М. Одержимые духом. — Якутск, 1996.
- Басилов, 1997 Басилов В. М. Что такое шаманство // ЭО. — 1997. — № 5.
- Белик, 2001 Велик А. А. Культура и личность. Психологическая антропология. Этнопсихология. Психология религии: Учебное пособие. -М., 2001.
- Бенсон, 1998 Бенсон Херберт. Эффект плацебо. — М., 1998.
- Бира, 1978, Бира Ш. Монгольская историография (XIII — XVII вв.) -М, 1978.
- Богатырев, 1970 Богатырёв П. Г. Вопросы теории реконструкции. -М., 1970, 2001.
- Богданов, 1926 Богданов М. Н. Очерки истории бурят-монгольского народа. — Верхнеудинск, 1926.
- Богораз, 1984 Богораз В. Г. Эвенкийский шаманизм // Советская этнография. — 1984. — № 6.
- Борджанова, 1999 Борджанова ИТ. Магическая поэзия калмыков. Элиста, 1999.
- Бромлей, 1983 БромлейЮ. В. Очерки теории этноса. — М., 1983.
- Брунер, Олвер, Гринфилд, 1971 Брунер Д., Олвер Р., Гринфилд П. Исследование развития познавательной деятельности. — М., 1971.
- Будожапова, 2000 Будожапоеа Л. Б. Буддийские термины в современном бурятском языке: Дис. на соиск. учен, степени, канд. филол. наук. -Улан-Удэ, 2000.
- Бураев, 1998 Бураев Д. И. Религия бон. Проблемы происхождения и роли в становлении тибетского государства VII—VIII вв.еков. — Улан-Удэ, 1998.
- Бурятские летописи, 1995 Бурятские летописи. — Улан-Удэ, 1995.
- Бутанаев, 1987 Бутанаев В. Я. К истории семьи и семейного права хакасов (XIX — начало XX вв.) // Традиционные верования и быт народов Сибири. — Новосибирск, 1987.
- Валиханов, 1961 Валиханов Ч. Собр. соч. — Алма-Ата, 1961.
- Ванчикова, 1995 Ванникова Ц. П. К истории 11 хоринских родов // Средневековая культура Центральной Азии: письменные источники. -Улан-Удэ. 1995.
- Вайнштейн, 1964 Вайнштейн С. И. Тувинское шаманство: Материалы международного конгресса антропологических и этнографических наук. -М., 1964.
- Вайнштейн, 1980 Вайнштейн С. И. Этнографические исследования в Горном Алтае и Туве // Полевые исследования Института этнографии 1978 г.-М., 1980.
- Вайнштейн, 1998 Вайнштейн С. И. К проблеме периодизации сибирского шаманизма: Материалы Международного конгресса «Шаманизм и иные традиционные верования и практики». — М., 1998.
- Варламов, 1995 Варламов О. Б. Шаманизм западных бурят. Легенды и обряды. — Иркутск, 1995.
- Вернадский, 1987 Вернадский В. И. Химическое строение биосферы Земли и её окружения. М., 1987.
- Веселовский, 1911, Веселовский А. Н. Собр. соч. СПб., 1913.
- Викторова, 1980 Викторова Л. Л. Монголы. Происхождение народа и истоки культуры. — М., 1980.
- Выготский, 2001 Выготский Л. С. Мышление и речь // Собр. соч. — М., 1982. — Т. 2.
- Водные ресурсы Байкальского региона Водные ресурсы Байальского региона: проблемы формирования и использования на рубеже тысячелетий: Материалы научно-практической конференций. — Иркутск, 1998.
- Волченко, 1996 Волченко В. И. Неизбежность, реальность и постижи-мость тонкого мира// Сознание и физическая реальность. — М., 1996. — Т. 1.
- Вяткина, 1969 Вяткина К. В. Очерки культуры и быта бурят. — Ленинград, 1969.
- Галданова, 1986 Галданова Г. Р. Структура традиционной бурятской свадьбы // Традиционная культура народов Центральной Азии. — Новосибирск, 1986.
- Галданова, 1987 Галданова Г. Р. Доламаистские верования бурят. -Новосибирск, 1987.
- Галданова, 1992 Галданова Г. Р. Семантика архаичных элементов свадьбы у тюрко-монголов // Традиционная обрядность монгольских народов. -Новосибирск, 1992.
- Галданова, 1992 а Галданова Л Р. Эволюция представлений о Тэнгри (по текстам монголоязычных обрядников) // Средневековая культура Центральной Азии: письменные источники. — Улан-Удэ, 1995.
- Галданова, 1997 Галданова Г. Р. Традиционные верования бурят в системе буддизма // Бурятский буддизм: история и идеология. — Улан-Удэ, 1997.
- Галданова, 1998 Галданова Г. Р. Бурятский шаманизм: прошлое и настоящее // Сибирь: этносы и культура (традиционная культура бурят). -Москва-Улан-Удэ, 1998. — Вып. 3.
- Галданова, 1999 Галданова Г. Р. Значимость традиционного мировоззрения в системе воспитания бурят. // Проблемы традиционной культуры народов Байкальского региона. — Улан-Удэ, 1999.
- Галданова, 2000 Галданова Г. Р. Сэргэ как феномен традиционной культуры бурят // Этнография народов Сибири и Монголии. — Улан-Батор — Улан-Удэ, 2000.
- ГАЧО. Ф. 1, on. 1, д 153, 48, 278, 86, 2802, 765.
- Гегель, 1977 Гегель Г. В. Философия духа. Энциклопедия философских наук. -М. 1977.
- Георги, 1799 Георги И. Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов. — СПб., 1799.
- Герасимова, 1957 Герасимова KM. Ламаизм и национально-колониальная политика царизма в Забайкалье в XIX и в первой пол. XX вв. — Улан-Удэ, 1957.
- Герасимова, 1984 Герасимова К. М. Ламаизм в Бурятии.- Новосибирск, 1984.
- Герасимова, 1989 Герасимова К. М. Традиционные верования тибетцев в культовой системе ламаизма. — Новосибирск, 1989.
- Герасимова, 1990 Герасимова К. М. Буддизм и онтология традиционных верований // Буддизм и культурно-психологические традиции народов Востока. — Новосибирск, 1990.
- Герасимова, 1992 Герасимова К. М. Предисловие редактора // Традиционная обрядность монгольских народов. — Новосибирск, 1992.
- Герасимова, 1992 Герасимова К. М. Священные деревья: контаминация разновременных обрядовых традиций // Культура Центральной Азии. Улан-Удэ, 2000.
- Герасимова, 1995 Герасимова К. М. О бурятской «буржуазной» интеллигенции начала XX века // Национальная интеллигенция, духовенство и проблемы социального, национального возрождения народов Республики Бурятия. — Улан-Удэ, 1995. — Вып. 2.
- Герасимова, Галданова, Очирова, 2000 Герасимова К. М., Галданова Г. Р., Очирова Г. Н. Традиционная культура бурят. — Улан-Удэ, 2000.
- Гердер, 1977 Гердер КГ. Идеи к философии истории человечества. М., 1977.
- Геодакян, 1965, Геодакян В. А. Роль полов в передаче и преобразовании генетической информации // Проблемы передачи информации: В 2 т. -М., 1965.-Т. 1.
- Гиренок, 1987, Гиренок Ф. И. Экология. Цивилизация. Ноосфера. — М., 1987.
- Гирусов, 2002 Гирусов Э. В. Социальная экология. — М., 2002.
- Гирченко, 1939 Гирченко В. Русские и иностранные путешественники XVII, XVIII и первой половины XIX веков о бурят-монголах. — Улан-Удэ, 1939.
- Головачёв, 1913 Головачёв Д. М. Труды агинской экспедиции. Население. — Иркутск, 1913. — Вып. VII.
- Головнев, 1995 Головнёв А. В. Говорящие культуры. Традиции само-дийцев и угров. — Екатеринбург, 1995.
- Гришин, 1997 Гришин С. В. Фундаментальная физика и мировоззрение Востока: проблема соотношения // Сознание и физическая реальность. -М., 1997. — Т. 2.
- Григорьев, 1913 Григорьев М. П. Труды Агинской экспедиции. Климат. — Иркутск, 1914.
- Грофф, 1999 Грофф С. За пределами мозга: рождение, смерть, транс-ценденция в психотерапии. — М., 1999.
- Грофф, Беннет, 1999 Грофф С., Беннет X. Холотропное сознание. -М., 1999.
- Гумилёв, 2001 Гумилев J1.H. Конец и вновь начало. — М., 2001.
- Губман, 1991 Губман Б. Л. Смысл истории: очерки современных концепций. — М., 1991.
- ЮО.Давлетшин 1990 Давлетшин Г. М. Волжская Булгария: духовная культура. — Казань, 1990.
- Далай, 198 Далай Ч. Монголия в XIII—XIV вв. — М., 1983.
- ЮЗ.Дашибалов 1995 Дашибалов Б. Б. Археологические памятники курыкани хори. Улан-Удэ, 1995.
- Дашиева, 1998 Дашиееа И. Б. Календарь в традиционной культуре бурят // Сибирь: Этносы и культуры. — М.-Улан-Удэ, 1998. — Вып. 3.
- Деопик, 1978 Деопык Д. В. Восточная Азия. Первобытная периферия классовых обществ до начала Великих географических открытий (проблемы исторических контактов). — М., 1978.
- Юб.Дугаров, 1991 Дугаров Д. С. Исторические корни белого шаманства (на материале обрядового фольклора бурят). — М., 1991.
- Дьяконова, 1997 Дьяконова В. П. Международный симпозиум «Шаман и Вселенная в культурах народов мира» // Курьер Петровской кунцкаме-ры.-СПб, 1997.
- Дюби, 1991 ДюбиЖ. Развитие исторических исследований во Франции после 1950 г. — М., 1991.
- Дюмезиль, 1986 Дюмезиль Д. Верховные боги индоевропейцев. — М., 1986.
- ПО.Евзлин, 1993 Евзлин М. Космология и ритуал. — М., 1993.
- Ш. Егунов, 1984 Егунов Н. П. Прибайкалье в древности и проблема происхождения бурятского народа. — Улан-Удэ, 1984.
- Егунов, 1990 Егунов Н. П. Бурятия до присоединения к России. — Улан-Удэ, 1990.
- ПЗ.Елаев, 2000 Елаев А. А. Бурятский народ: становление, развитие, самоопределение. — М., 2000.
- Ерасов, 1990 Ерасов Б. С. Культура, религия и циилизация на Востоке. -М., 1990.
- Жагварал, 1974 Жагварал Ж. Символика кочевой культуры. — Иркутск, 1974.
- Пб.Жамбалова, 2000 Жамбалова С. Г. Профанный и сакральный миры ольхонских бурят. — Новосибирск, 2000.
- Жамцарано, 2001 Жсшцараио Ц. Путевые дневники 1903−1907 гг. / Отв. ред. Ц.П. Ванникова- Сост. В. Ц. Лыксокова, Ц. П. Ванникова, И.В. Кульга-нек. — Улан-Удэ, 2001.
- Железняков, 2000 Железняков А. С. Монголия в классическмих и современных схемах мировых цивилизаций // Проблемы истории и культуры кочевых цивилизаций Центральной Азии. — История. Философия. Социология. Филология. Искусство. — М., 2000.
- Жуковская, 1977 Жуковская II Л. Ламаизм и ранние формы религии. -М., 1977.
- Жуковская, 1988 Жуковская Н. Л. Категории и символика традиционной культуры монголов. — М., 1988.
- Жуковская, 1992 Жуковская Н. Л. Буддизм (словарь). — М., 1992.
- Жуковская, 1995 Жуковская Н. Л. На перекрёстке трёх религий (из истории духовной жизни бурятского села Торы) // Шаманизм и ранние религиозные представления. К 90-летию доктора исторических наук, профессора Л. П Потапова. — М., 1995.
- Иванова, 2000 Иванова Ю. В. Этнос как социокультурная динамика: Рукопись докторской дисс. — М., 2000.
- Иванов, 1985 Иванов В. В. Леви-Стросс К. и структурная антропология. -М., 1985.
- Ильин, 1993 Ильин И. А. Путь к оочевидности. — М., 1993.
- Исаев, 2001 Исаев М. И. Словарь этнолингвистических понятий и терминов. — М., 2001.
- История Бурят-Монгольской АССР, 1954 История Бурят-Монгольской АССР. — Улан-Удэ, 1954. — Т. 1.
- История и культура, 1999 История и культура бурятского народа / Под ред. Т. М. Михайлова: Учебное пособие. — Улан-Удэ, 1999.
- История ментальностей, историческая антропология. История мен-тальностей, историческая антропология // Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. М., 1996.
- История Сибири, 1968 История Сибири. — Л., 1968.
- История философии, 2000 История философии. Запад-Россия-Восток. — 3-е изд-е. — М., 2000.
- Итц, 1987 Итц Р. Молчание Неба. — М., 1987.
- Калашников, 1999 Калашников В. П. Проблемы стабилизации и развития АПК и пути совершенствования подготовки кадров в современных социально-экономических условиях. — Чита, 1999.
- Казначеев, 1989 Казначеев В.11. Учение В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере. — Новосибирск. 1989.
- Касавин, 1998 Касавин И. Т. Миграция. Креативность. Проблемы неклассической теории познания. — СПб, 1998.
- Касавин, 2000 Касавин И. Т. Традиции и интерпретации: Фрагменты исторической эпистемологии. — СПб, 2000.
- Каримский, 1988 Карымскгш A.M. Философия истории Гегеля. М. 1988.
- Катасонов, 1997 Катасонов В. Н. Интеллектуализм и волюнтаризм: религиозно-философские горизонты. — М., 1997.
- Категории буддийской культуры, 2000 Категории буддийской культуры / Ред. сост. Е. П. Островская. — СПб., 2000.
- Крёбер, Клакхон, 2000 Крёбер А. Л., Клакхон К. Культура: Критический обзор понятий и определений // Дайджест. — 2000.
- Клизовский, 1994 Кпизовский А. Основы миропонимания новой эпохи. -Магнитогорск, 1994.
- Ковалёв, 2000 Ковалёв A.M. Общество — развивающийся организм. — М., 2000. — Т. 4.
- Козин, 1941 Козин С. А. Сокровенное сказание. Монгольская хроника 1240 г.-М.-Л., 1941.-Т. 1.
- Копылов, 1924 Копылов В. (протоирей). Религиозные верования бурят-шаманистов. — Иркутск, 1924.
- Коновалов, 1999 Коновалов Г1.Б. Этнические аспекты истории Центральной Азии (древность и средневековье) — Улан-Удэ, 1999.
- Корытный, 2001 Корытный Л. М. Бассейновая концепция в природопользовании. — Иркутск. 2001.
- Корнев, 1983 Корнев В. И. Буддизм и его роль в общественной жизни стран Азии. — М., 1983.
- Корнев, 1992 Корнев В. И. Буддизм (словарь). — М., 1992.
- Коренные малочисленные народы., 1999 Коренные малочисленные народы Севера и Сибири: Руководство для исследователей. — М., 1999.
- Косарев, 2000 Косарев А. Ф. Философия мифа. — М., 2000.
- Костецкий, 1998 Костецкш) В. В. Гносеология экстаза. Автореф. дис. д-ра филос. наук. — Екатеринбург, 1998.
- Коуэл, 1999 Коуэл М. Кросскультурная психология. — М., 1999.
- Кочетов, 1965 Кочетов А. И. Буддизм. — М., 1965.
- Кляшторный, Султанов, 2000 Кляшторный СТ., Султанов Т. И. Государства и народы евразийских степей. Древность и средневековье. — СПб, 2000.
- Кляшторный, Савинов, 1994 Кляшторный С. Г., Савинов Д. Г. Степные империи Евразии. — СПб, 1994.
- Крадин, 1999 Крадин Н. Н. Кочевые империи. — Владивосток, 1999.
- Криппнер, 1999 Криппнер. С. Изменённые состояния сознания и шаманские ритуалы // «Избранники духов». «Избравшие духов». Традиционное шаманство и неошаманизм (Памяти В.Н.Басилова) — М., 1999.
- Крылова, 1998 Крылова Т. А. Тэпгрианские храмы в Японии. М. 1998.
- Кроль, 1893 Кроль М. А. Брачное право инородцев Селенгинского округа. — Иркутск, 1893.
- Крюкова, 1994 Крюкова С. С. Имущественно-правовое положение женщины в русской крестьянской семье (на материалах южнорусского региона России) // Женщина и свобода. — М., 1994.
- Ксенофонтов, 1929 Ксенофонтое Г. В. Шаманизм и христианство: Хрест. — Иркутск, 1929.
- Ксенофонтов, 1930 Ксенофонтое. Г. В. Легенды и рассказы о шаманах у бурят, якутов, тунгусов. — Иркутск, 1 930.
- Ксенофонтов, 1977 Ксегкн^оитов Г. В. Эллейада: Материалы по мифологии и легендарной истории якутов. — М., 1977.
- Ксенофонтов, 1992 Ксенофонтое Г. В. Шаманизм // Избранные труды. -Якутск, 1992.7 73. Кызласов, 1998 Кызласов И. Л. Изображение Тэнгри и Умай на сулек-ской писанице // ЭО. — 1998. — № 4.
- Кызласов, 1998 Кызласов И. Рунические письменности евразийских степей. М. 1994.
- Кычанов, 1997 Кычанов Е. И. Кочевые государства от гуннов до ман-чжуров. — М., 1997.
- Культура Центральной Азии, 2000 Культура Центральной Азии: Письменные источники. — Улан-Удэ, 2000.
- Культурология // Дайджест. 2000. — 1 (13).
- Кутахов, Янчуновская, 1998 Кутахое Ю., Янчуновская Р. Человек. Полиэтнический мир. Безопасность. — СПб., 1998.
- Ламаизм в Бурятии., 1983 Ламаизм в Бурятии XVIII — в нач. XX в. -Новосибирск, 1983.
- Лесков, 1996 Лесков Л. В. На пути к новой парадигме мира // Сознание и физическая реальность. — Новосибирск, 1996. — № 1−2.
- Летописи хоринских бурят, 1940 Летописи хоринских бурят: Хроники Тугулдур Тобоева и Вандана Юмсунова. — М.-Ленинград, 1940.
- Леви-Брюлль, 1930 Леви-Брюлль Л. Первобытное мышление. — М., 1930.
- Леви-Стросс, 1983 Леви-С.тросс К. Структурная антропология. — М., 1983.
- Лебедева, 1999 Лебедева Н. М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. — М., 1999.
- Линховоин, 1972 Линховоин Л. Заметки о дореволюционном быте агинских бурят. — Улан-Удэ, 1972.
- Лимбай, Муканов, Аргынбаев, 1998 Лимбай Н. А., Муканов М. С., Ар-гынбаев X. Традиционная культура жизнеобеспечения казахов. Очерки теории и истории. — Алматы, 1998.
- Личность. Культура. Этнос, 2001 Личность. Культур. Этнос. Современная психологическая антропология. — М., 2001.
- Ломмель, 1997 Ломмель А. Эстетическая природа шаманизма. — М., 1997.
- Лосев, 1991 Лосев А. Ф. Философия, мифология, культура. — М., 1991.
- Лосев, 1994 Лосев А. Ф. Диалектика мифа. — М., 1994.
- Лотман, 1967 Лотман Ю. М. К проблеме типологии культур. // Труды по знаковым системам. — Тарту, 1967. — Т. 3.
- Лотман, 1992 Лотман Ю. М. Культура и взрыв. — М., 1992.
- Лубсан Данзан, 1973 Лубсан Данзан, Алтан тобчи (Золотое сказание). -М., 1973.
- Лурия, 1974 Лурия А. Р. Об историческом развитии познавательных процессов. — М., 1974.
- Лурье, 1998 Лурье С. В. Восприятие народом осваиваемой территории // Общественные науки и современность. — 1998. — № 5.
- Маковский, 1996 Маковский М. М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках. Образ мира и миры образов. — М., 1996.
- Малиновский, 1992 Малиновский Б. Магия, наука и религия // Магический кристалл: магия глазами учёных и чародеев. — М., 1992.
- Манжигеев, 1960 Манжигеев М. Н. Янгутский бурятский род. — Улан-Удэ, 1960.
- Манжигеев, 1978 Манжигеев М. Н. Бурятские шаманистические и до-шаманистические термины. — М., 1978.
- Маркарян, 1989 Маркарян Э. С. Проблема целостного исследования культуры в антропологии США // Этнология в США и Канаде. — М., 1989.
- Марков, 1976 Марков Г. Е. Кочевники Азии. — М., 1976.
- Мархинин, 1996 Мархинин В. В. Социально-философская теория этноса. — Новосибирск, 1996.
- Материалы., 1892 Материалы по исследованию землепользования и хозяйственного быта сельского населения Иркутской и Енисейских губерний. — Иркутск, 1892. — Т.П. — Вып. 2.
- Масанов, 1995 Масанов Н. Э. Кочевая цивилизация казахов. — Алматы-Москва, 1995
- Масанов, 1995а Масанов Н. Э Проблемы социально-экономической истории Казахстана на рубеже XVIII — XIX веков — Алма-Ата. 1984.
- Мелетинский, 2000 Мелетннский Е. М. Поэтика мифа. — М., 2000.
- Мечников, 1995 Мечников Л. И. Цивилизации и великие исторические реки. — СПб, 1995.
- Миллер, 1816 Миллер И. Е. Путешествие из Иркутска в Нерчинск в августе 1811 года// Дух журналов. — 1816. — Ч. 13.
- Миллер, 1924, Миллер В. Ф. Очерки русской народной словесности. -М., 1924. — Т. III.
- Миронов, Бабинов, 1999 Миронов А. В, Бабинов Ю. А. Основы религиеведения. Эволюция религии в современном мире // Социально-гуманитарные знания. — М, 1999. — № 2.
- Михайлов, 1980 Михайлов Т. М. Из истории бурятского шаманизма. С древнейших времён по XVIII век. — Новосибирск, 1980.
- Михайлов, 1987 Михайлов Т. М. Бурятский шаманизм: история, структура, социальные функции. — Новосибирск, 1987.
- Михайлов, 19 876 Михайлов Т. М. Структура бурятского шаманизма // Традиционные верования и быт народов Сибири (XIX — нач. XX вв.) -Новосибирск, 1987.
- Михайлов, 1990 Михайлов Т. М. Национальная культура и религия в Сибири: реальность и проблемы // Традиционное мировоззрение и культура народов Сибири и сопредельных территорий. — Улан-Удэ, 1990.
- Михайлов, 1997 Михайлов Т. М. Религиозная мифология / Подготовка текста и ком. Г. Р. Галдановой, А. З. Хамарханова. — Улан-Удэ, 1997.
- Михайлов, 1998 Михайлов Т. М. Бурятская традиционная культура: история и факторы её формирования // Методологические и теоретические аспекты изучения культуры Востока. — Улан-Удэ, 1998. Вып. 3.
- Михайлов, 1998 Михайлов Т. М. Бурятская традиционная культура: история и факторы формирования. — Улан-Удэ, 1998.
- Морохоева, 1992 Морохоева З. П. Философия и история культуры: национальный аспект. — Улан-Удэ, 1992.
- Морохоева, 1994 Морохоева З. П. Личность в культурах Востока и Запада. Новосибирск. 1994.
- Молдобаев, 1995 Молдобаев И. «Манас» — историко-культурный памятник киргизов. — Бишкек, 1995.
- Мотрошилова, 1991 Мотроишлова Н. В. Рождение и развитие философских идей. — М., 1991.
- Миллер-Виртмани, 1996 Мыллер-Виртмани Б. Драки. Насилие и честь в деревне // История ментальностей. Историческая антропология. — М., 1996.
- Налимов, 1989 Налимов В. В. Спонтанность сознания. Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. — М., 1989.
- Налимов, Дрогалина 1995 Налимов В. В., Дрогалына Ж. А. Реальность нереального. — М., 1995.
- Нам, 1999 Нам Е. В. Сибирский шаманизм и «шаманский комплекс в античной культурной традиции: опыт сравнительного анализа: Автореф. дис.. канд. ист. наук. — Томск, 1999.
- Национальные отношения., 1997 Национальные отношения: Словарь. — М., 1997.
- Нацов, 1995 Нацов Г. Д. Материалы по истории и культуре бурят. -Улан-Удэ, 1995.
- Нимаев, 1988 Нимаев Д. Д. Проблемы этногенеза бурят. — Новосибирск, 1988.
- Новик, 1984 Новик Е. С. Типология и функция шаманского обряда. -М., 1984.
- Новик, 1984 а Новик Е. С. Обряд и фольклор в сибирском шаманизме. -М., 1984.
- Основы национальных и федеративных отношений М., 2001.
- Пекарский, 1959 Пекарский Э. К Словарь якутского языка. — М.-Л.Д959. — Т. 1.
- Паршин, 1844 Паршин В. Поездка в Забайкальский край. — М., 1844. -Ч. I, II.
- Петри, 1923 -Петри Б. Э. Школа шаманов у северных бурят. Иркутск, 1923.
- Петри, 1923 Петри Б. Э. Старая вера бурятского народа. — Иркутск, 1923.
- Петри, 1925 Петри Б. Э. Внутриродовые отношения у северных бурят. -Иркутск, 1925.
- Петри, 1926 Петри Б. Э. Степени посвящения монголо-бурятских шаманов. — Иркутск, 1926.
- Платонов, 2001 Платонов Ю. П. Этническая психология. — СПб., 2001.
- Плотинский, 1998 Плотынский Ю. М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов. — М., 1998.
- Плужников, 1999 Плужников Н. В. Отражение межэтнических контактов в сибирском шаманстве XIX — XX вв. Автореф. дис. учен, степени канд. ист. наук. — М., 1999.
- Подгорбунский, 1908 Подгорбунекий И. А. Каталог буддийской коллекции Вост-Сиб. отдела импер. рус. геогр.общества. Отдел XVII. — Иркутск, 1908.
- Позднеев, 1900 Позднеев A.M. Монгольская хрестоматия. — СПб., 1900.
- Поппе, 1940 Поппе Н. Н. Предисловие // Летописи хорнинских бурят. Хроники Тугулдур Тобоева и Вандана Юмсунова. — М-Л., 1940.
- Помус, 1937 Помус М. И. Бурят-Монгольская АССР. — М., 1937.
- Потанина, 1890 Потанина А. В. Из наблюдений над жизнью бурят // Сиб.сб. — Иркутск, 1890. — Вып. 1.
- Потанина, 1895 Потанина А. В. Буряты // Из путешествий по Восточной Сибири, Монголии, Тибету и Китаю. — М., 1895.
- Потебня, 1989 Потебня А. А. Слово и миф. — М. 1989.
- Потапов, 1970 Потапов Л. П. К семантике названий шаманских бубнов у народностей Алтая // Современная тюркология. — М., 1970. — № 3.
- Потапов, 1991 Потапов Л. /7. Алтайский шаманизм. — Ленинград, 1991.
- Пост-модернизм, 2001 Пост-модернизм: Энциклопедия. — Минск, 2001.274
- Пригожин, 1995 Пригожий А. И. Современная социология организаций. -М., 1995.
- Проблемы истории и культуры., 2000 Проблемы истории и культуры кочевых цивилизаций Центральной Азии: Материалы международной научной конференции. — Улан-Удэ, 2000. T. II
- Проблемы стабилизации и развития АПК., 1999 Проблемы стабилизации и развития АПК и пути совершенствования подготовки кадров в современных социально-экономических условиях. — Чита, 1999.
- Прокофьева, 1961 Прокофьева Е. Д. Шаманские бубны // Историко-этнографический атлас Сибири. — M.-JL, 1961.
- Прокофьева, 1971 Прокофьева Е. Д. Шаманские костюмы народов Сибири // Религиозные представления и обряды народов Сибири в XIX-нач. XX веков. — М., 1971.
- Пропп, 1969 Пропп В. Я. Морфология сказки. — М., 1969.
- Психиатрия, 1984 Психиатрия: Учебник. — М., 1984.
- Пурэвжав, 1975 Пурэвжав С. К вопросу о стадиях развития идеологической концепции древнемонгольского шаманизма // Труды монгольских историков. — Улан-Батор, 1975.
- Путешествие., 1911 Путешествие в восточные страны Плано Карпи-ни и Рубрука. — СПб., 1911.
- Радклифф-Браун, 2001 Радклифф-Брауы А.Р. О понятии функции в социальных науках. — М., 2001.
- Раевский, 1985 Раевский Д. С. Модель мира скифской культуры. — М., 1985.
- Ревуненкова, 1996 Ревуненкова Е. В. Опыт этнических культур в современной науке. — СПб, 1996.
- Рыбаков, 1981 Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. -М., 1981.
- Рыбаков, 1998 Рыбаков С. Е. К вопросу о понятии «этнос" — философ-ско-антропологический аспект// ЭО. — 1998. — № 6.
- Рыбаков, 2001 Рыбаков С. Е. Нация и национализм. — М., 2001.
- Романова, 1994 Романова Е. Н. Якутский праздник ысыах истоки и представления. — Новосибирск, 1994.
- Румянцев, 1962 Румянцев Г. И. Происхождение хоринских бурят. -Улан-Удэ, 1962.
- Русские старожилы Сибири, 1973 Русские старожилы Сибири. Ис-торико- антропологический очерк. — М., 1973.
- Рязановский, 1932 Рязаиовский В. А. Обзор памятников монгольского права (исторический очерк) // Библиографический бюллетень. — Харбин, 1932.
- Рубин, 1999 РубинВ.А. Личность и власть в Древнем Китае. — М., 1999.
- Самоквасов, 1876 Самоквасов Д. Я. Сборник обычного права сибирских инородцев. — Варшава, 1876 .
- Севортян, 1974 Севортян Э. В. Этимологический словарь тюркских языков. Общетюркские, межтюркские основы на гласные. — М., 1974.
- Серошевский, 1896 Серошевский В. Л. Якуты: опыт этнографического исследования. — СПб, 1896. — Т. 1.
- Сидоров, 1994 Сидоров Е. С. Шаман: человек, религия. — Якутск, 1994.
- Симченко, 1993 Симченко Ю. С. Обычная шаманская жизнь. — М., 1993.
- Солдатов, 1911 Солдатов В. В. Труды Агинской экспедиции. Хозяйственный быт. — Иркутск, 1911.- Вып. VII.
- Сравнительное изучение цивилизаций, 1999 Сравнительное изучение цивилизаций: Хрест. М., 1999.
- Скоробогатов, 1991 Скоробогатов В. А. Развитие форм отражения. Ленинград, 1991.
- Скрынникова, 1997 Скрынникова Т. Д. Традиционное мировоззрение бурят и шаманизм // Методологические и теоретические аспекты изучения духовной культуры Востока. — Улан-Удэ, 1997. — Вып. 2.
- Скрынникова, 1997а Скрынникова Т. Д. Харизма и власть в эпоху Чин-гис-хана. — М., 1997.
- Скрынникова, 19 976 Скрынникоеа Т. Д. Изучение традиционной культуры бурят (новый подход) // Монголоведные исследования. — Улан-Удэ, 1997.-Вып. 2.
- Скрынникова, 1998 Скрынникоеа Т. Д. Восточноазиатская традиция и буддизм у монголов // Методологические и теоретические аспекты изучения духовной культуры Востока. — Улан-Удэ, 1998. — Вып. 3.
- Скрынникова, 1998а Скрынникоеа Т. Д. Божества и исполнители обрядов у монголоязычных народов // Сибирь: этносы и культуры. — М,-Улан-Удэ, 1998. — Вып. 3.
- Смирнов, 1991 Смирнов В. Б. Новаторство в познании. — Л., 1991.
- Смирнов, 2000 Смирнов Ю. М. Мифология и религия в российском сознании // Метологические вопросы исследования. — СПб, 2000.
- Смоляк, 1991 Смоляк А. В. Шаман: личность, функции, мировоззрение. -М., 1991.
- Современные проблемы., 1980 Современные проблемы буддизма, шаманизма, православия / Отв. ред. Т. М. Михайлов. — Улан-Удэ, 1980.
- Соколов, 1952 Соколов Ю. М. Русский фольклор. — М., 1952.
- Стёпин, 1999. Стёпин B.C. Культура // Вопросы философии. — 1999. — № 8.
- Стуков, 1911 Стуков Г. А. Растительный мир. Труды Агинской экспедиции: Материалы по исследованию Агинской степи Забайкальской области, произведённому в 1908 году Читинским отделением Русского Географического Общества. — Чита, 1911.
- Сулейменов, 1974 Сулейменов О. Аз и Я. Записки благонамеренного читателя. — Алма-Ата, 1974.
- Су соколов, 1990 Сусоколов А. А. Структурные факторы самоорганизации этноса // Расы и народы. — М., 1990. — Вып. 20.
- Таусенд, 1999 Таусенд Дж. Опытный шаманизм и его импликация для мира знаний: Материалы международного конгресса «Шаманизм и иные традиционные верования и практики». — М., 1999.50б.Тинлэй, 1998 Тинлэй Г. Д. К ясному свету. — Омск, 1998.
- Тойч, 1995 ТойчД. Второе рождение или искусство познать и изменить себя. -М., 1995.
- Токарев, 1964 Токарев С. А. Проблемы типологии этнических общностей: к методологической проблеме этнографии // Вопросы философии. -1964.-№ п.
- Токарев, 1964 Токарев С. А. Ранние формы религии и их развитие. — М., 1964.
- ЗЮ.Токарев, 1966 Токарев С. А. История русской этнографии (дооктябрьский период). — М., 1966.
- Токарев, 1999 Токарев С. А Избранное. Теоретические и историографические статьи по этнографии и религиям мира. — М., 1999. — Т. 1,2.
- Топоров, 1983 Топоров В. Н. К семантике троичности // Этимология, 1977: Сб. статей. — М., 1978.
- Топоров, 1995 Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического. — М., 1995.
- Торчинов, 1998 Торчинов Е. А. Религии мира. Опыт запредельного. -СПб., 1998.
- Традиции и инновации, 1999 Традиции и инновации в этнической культуре бурят. — Москва-Улан-Удэ, 1999.
- Традиционная культура., 1999 Традиционная культура народов Байкальского региона: Материалы международной конференции. — Улан-Удэ, 1999.
- Традиционная культура народов., 1986 Традиционная культура народов Центральной Азии. — Новосибирск, 1986.
- Традиционное мировоззрение., 1988 Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Пространство и время. Вещный мир. — Новосибирск, 1988.
- Традиционные веровали., 1997 Традиционные верования и быт народов Сибири. — Новосибирск, 1997.
- Трепавлов, 1993 Трепавлов ВВ. Государственный строй монгольской империи XIII века. — М., 1993.
- Труды агинской экспедиции, 1911 Труды Агинской экспедиции // Вестник ИРГО, 1909. — Чита, 191 1,-Вып. VI.
- Тульвисте, 1987, Тульвисше П. К объяснению явлений гетерогенности вербального мышления // Когнитивные стили: Тезисы научно-практического семинара. Таллин, 1986.
- Тумунов, 1988 Тумунов Ж. Т. Очерки из истории агинских бурят. -Улан-Удэ, 1988.
- Тумунов, 1993 Тумунов Ж. Т. Ага и агинцы (1917−1990). — Улан-Удэ, 1993.
- Тэйлор, 1939 Тэйлор Э. Первобытная культура. — М., 1939.
- Тэрнер, 1983 Тэрнер В. Символ и ритуал. — М., 1983.
- Уолш, 1996 Уолш Р. Дух шаманизма. — М., 1996.
- Урбанаева, 1998 Урбанаева И. С. Посвящение в традиции боо-мургэл и медитативная практика // Проблемы традиционной культуры народов Байкальского региона. — Улан-Удэ, 1998.
- Файдыш, 1998 Файдыш Е. Сверхсознание. — М., 1998.
- Философский словарь, 2001 Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. — М., 2001.
- Фромм, 2001 Фромм Э. Искусство любить. — СПб., 2001.
- Фромм, 1994 Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. — М., 1994.
- Фрэзер, 2001 Фрэзер Д. Д. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. — М., 2001.
- Хазанов, 2000 Хазанов A.M. Кочевники и внешний мир. М. 2000.
- Хабермас, 2000 Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. — СПб., 2000.
- Хангалов, 1958 -Хангалов М. Н. Собрание сочинений. Улан-Удэ, 1958.
- Харитонова, 1999 Харитонова В. И. Шаманство или шаманизм? // «Избранники духов». «Избравшие духов». Традиционное шаманство и неошаманизм. (Памяти В.Н.Басилова). — М., 1999.
- Харнер, 1996 -ХарнерМ. Путь шамана. М., 1996.
- Харнер, Харнер, 1997 Харнер М, Харнер С. Основы методики шаманской практики. — Ростов на Дону, 1997.
- Хексли, 1994 Хексли В. Кризис индивидуальной и социальной идентичности // Вопросы философии. — 1994. — № 10.
- Хилханов, 1996 Хилханов Д. Л. Социально-экономический строй в Бурятии (кон. XIX — нач. XX вв.) // Восток-Запад: диалог культур. — Улан-Удэ, 1996.-Ч. 1.
- Хоппал, 1999 -Хоппал М. Городской неошаманизм. М., 1999.
- Хозяйственное освоение Сибири: вопросы истории. Томск. 1994
- Хухэ Мунхэ Тэнгэри, 1996 Хухэ Мунхэ Тэнгэри. Сборник шаманских призываний. — Улан-Удэ, 1996.
- Цибиков, 1992 Цибиков Б. Д. Обычное право хоринских бурят. — Новосибирск, 1992.
- Цыбиков, 1981 Цыбиков Г. Ц. Культ огня у восточных бурят-монголов // Собр. соч., — Новосибирск, 1981. — Т.П.
- Цыбиков, 1981а Цыбиков Г. Ц. Шаманизм у бурят-монголов. — Новосибирск, 1981.
- Цивьян, 1990 Цивъяи Т. М. Лингвистические основы балканской модели мира. — М., 1990.
- Цивьян, 1973 Цивъян Т. М. К семантике пространственных и временных показателей в фольклоре // Сборник статей по вторичным моделирующим системам. — Тарту, 1973.
- Цыдендамбаев, 1993 Цыдендамбаев Ц. Б. Бурятские исторические хроники. — Улан-Удэ, 1993.
- Чеснов, 1997 Чеснов Я. В. Женщина и культурогенез // Семья, тендер, культура. — М., 1997.
- Чимитдоржиев, 1991 Чимитдоржиев Ш. Б. Кто мы — бурят-монголы? -Улан-Удэ, 1991.
- Чистов, 1997 Чистов К. В. Этнос и этногенез. — М., 1997.
- Шаманизм и ранние религиозные представления, 1995 Шаманизм и ранние религиозные представления // Этнологические исследования по шаманизму и иным ранним верованиям и практикам. — М., 1995. -Т. VI.
- Швейцер, 1978 Швейцер А. Этика и культура. — М., 1978.
- Широкогоров, 1919 Шырокогоров С. М. Опыт исследования основ шаманства у тунгусов // Ученые записки историко-филологического факультета. — Владивосток, 1919. — Т. 1.
- Шрадер, 1913 Шрадер О. Индоевропейцы. — СПб., 1913.
- Шпет, 1996 Шпет Г. Г. Введение в этническую психологию. — СПб., 2000.
- Шпенглер, 1993 Шпенглер О. Закат европы. — М., 1993.
- Щапов, 1937 Щапов А. П. Собр. соч. — Иркутск, 1937.
- Щукин, 1849 Щукин И. С. Буряты // Журнал министерства внутренних дел. — 1849. -Ч. 26.
- Экология, 2002 Экология. Экономика природопользования: Учебник. -М., 2002.
- Элиаде, 1998 Элиаде Мирна. Шаманизм: древние техники экстаза. — М., 1998.
- Энциклопедия Забайкалья, 2000 Энциклопедия Забайкалья. Читинская область. — Новосибирск, 2000.
- Збб.Эриксен, 1999 Эриксен Т. Этничность и национализм: антропологические перспективы. — М., 1999.
- Юдин, 1983 Юдин В. П. Орды: Белая, Синяя, Серая, Золотая — Казахстан, Средняя и Центральная Азия в XVI — XVIII вв. — Алма-Ата, 1983.
- Юзвишин, 1996 Юзеиишн И. И. Информациология. — М., 1996.
- Юмсунов, 1995 Юмсуное В. История происхождения одиннадцати хоринских родов / Пер. Н. Поппе // Бурятские летописи. — Улан-Удэ, 1995.
- Яблоков, 1979 Яблоков И. /7 Социология религии. — М., 1979.
- Яблоков, 1982 Яблоков И. /7. Религия: сущность и явление. — М., 1982
- Ядринцева, 1891 Ядрннцева Н. М. Сибирские инородцы, их быт и современное положение. — СПб., 1891.
- Янгутов, 1997. Янгутов Л. Е. Бурятский буддизм: проблемы и перспективы исследований // Бурятский буддизм: история и идеология. — Улан-Удэ, 1997.
- Berry and Plesants, 1992 Berry J/ and Pies ants M. Cross — cultural psychology: Researeh and applicanion. N.Y. 1992. P. 37.)
- Eriksen, 1993 Eriksen Т. E. Ethnicity and nationaism: Anthopoioqical pep-spectives — L., East Hauen, 1993.
- Smith, 1986 Smith A. D. The ethnic origin of nations. — Oxf., 1986.
- SiikaIa, Hoppal, 1998 Siikala Anna-Leena. Hoppal Mi.ha.ly. Studies on shamanism. — Helsinki, 1998.
- SiikaIa, 1998 Siikala Anna-Leena. Siberian and Asian Shamanism. — Helsinki, 1998.
- Marjorie, 1998 Marjorie M. Balser. Shamans as Healers, Rebels and Philosophers: Exploring Cultural Repression and Resilience in Siberia. — Baston, 1998.
- Malinowski, 1944 Malinowski В. A. Scientific theory of culture // Scientific theory of culture, and other essays. — Chapel Hill, 1944.
- UlIa Johansen, 1999 Uila Johcmsen. Furthter Thoughts on the History of Shamanism // Shaman. Journal of the Intenational Society for Shamanistic Research. — Vol. 7. — 1999.
- Herder, 1966 Herder J. M. Outlines of a Philosophy of the History of Man. -New York: Bergman Publishers, 1966.
- Humphrey, Sneath, 1996 Humphrey C., Sneath D. Culture and Environment in Inner Asia: 1. The Pastoral Economy and the Environment. Cambridge. 1996.
- Havnevik, 1989 -Havnevik H. Tibetan buddhist nuns. Oslo, 1989.
- Segalen, 1983 Segalen M. Love and power in peasant family. Rural Francein the 19th centery. Chicago, 1983.