Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Русские колокольные звоны в синтезе храмовых искусств: история, стилевые основы, функциональность

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Трубецкой E.H. Умозрение в красках. Вопрос о смысле жизни в древнерусской религиозной живописи. Публичная лекция. М., 1916 // Философия русского религиозного искусства XVI—XX вв. Антология. М.: «Прогресс», 1993. Руководство для сельских пастырей. Журнал, издаваемый при Киевской духовной семинарии. T. I, № 13. Киев, 1871. (В статье дается ссылка на Путешествие в Метеорские монастыри архим… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Исторические и сакральные истоки колокольных звонов
  • Глава II. История возникновения и развития православных колокольных звонов на Руси
  • Об очепном и язычном способах звона
  • Русские государи и колокололитейщики попечители и создатели колокольного искусства: века XV — XVII век XVIII век XIX — начало XX
  • Глава III. Музыкальная стилистика православных колокольных звонов
    • 1. Акустические особенности колокольного звука
    • 2. Канонические формообразующие средства колокольных звонов как основа стилистики
  • Понятие канона в колоклольной музыке
  • Благовест как молитвенный континуум звона (канон-исток)
  • Структурно-техническая каноничность

3. Стилевые особенности формообразующих средств: остинатно-вариативный принцип развертывания музыкальной формы мелодия и лад импровизационность как принцип развития глубинной энергетики формообразующих элементов

4. Народно-национальные основы и целостный анализ православных колокольных звонов

Глава IV. Жанрово-каноническая типизация православных колокольных звонов

Перезвоны

Проводной звон и его типологические варианты

Будничные звоны

Праздничные звоны

Красный звон

Трезвон

Встречный звон

Целодневный звон

Свадебный звон

Малиновый звон

Глава V. О феномене звонаря православного храма 280

Заключение. Колокольные звоны в синтезе храмовых искусств 294 Комментарии 326 Библиография 341 Нотное

приложение

1. Актуальность темы

Православные колокольные звоны в России — высокое достижение сакральной духовности и отечественной культуры. Появившись на Руси тысячу лет назад вместе с христианстким мировоззрением, колокольные звоны органично развивались в контексте храмовых искусств, народного музыкального творчества, прийдя к полному расцвету своих семантических свойств на основе национальных традиций. Но если храмовая архитектура, иконопись, богослужебное пение в своих истоках опиралось на византийское «подобие», то становление стиля русских православных звонов, выявление в них жанровых начал шло по внутренним законам энергии искусства на основе традиционного национального мировоззрения их хранителей — звонарей и общей культуры Древней Руси. В результате возникла новая, уникальная по способу выражения стилевая и жанровая система колокольной музыки, тесно связанная с корпусом храмовых искусств, с народным музыкальным творчеством, бытующая по законам фольклорной концептуальности, но не потерявшая генетической связи с первоистоком. Музыка православных звонов, исполненеие ее музыкантами-звонарями, ее сакральная и эстетическая сущность представляют собой искусство исключительного своеобразия, ценность которого давно осознанна государством, церковью, выдающимися деятелями культуры, композиторами-классиками, как и всем православным народом. Колокольные звоны — это важнейший, уникальный, художественно своеобразный вид искусства, занимающий свое достойное место в национальном наследии отечественной культуры. По всей России высятся колокольни — монументальные музыкальные инструменты, роль которых в истории общества трудно переоценить. Именно колокольни, как важнейший знаковый элемент храмового комплекса, охватывали своей архитектурой и, главное, звуковой энергией все великое пространство страны, выполняя важную коммуникативную функцию, объединяя и сплачивая народ в его помыслах, верности абсолютным ценностям Православия, Родины, духовности, а в целом — священной Соборности. Поэтому социальная роль колоколов и звонов в России в этом аспекте представляется важной и особо значимой.

Являясь неотъемлемой частью христианского богослужения, колокольным звонам отводится особая сакральная роль. Фразу из Чина благословения кампана «О еже подати ему благодать, яко да вси слышащии звенение его, или во дни, или в нощи, возбудятся к славословию имени святаго Твоего.», можно отнести и к самому колоколу — созданию Божественного духа, и к творцу-звонарю, и ко всему православному колокольному искусству.

Как известно, христианская символика являет собой универсальную систему представлений о мире и о человеке в нем. Сакральное воплотилось в символах, в системе христианского богослужения, где колокольному звону отводится важное место. Звон выполняет не только информативную функцию, его главное назначение — «выражать торжество Церкви и ее Богослужения» (Пособие к изучению Устава Богослужения Православной церкви. 1907). В то же время христианская символика, воплотившаяся в музыке, архитектуре, живописи, обрядах, прикладных формах и т. п., стала носителем выдающихся ценностей мирового искусства. Они создавались в большинстве своем анонимными авторами, хотя на этом общем фоне вспыхивали гениальные личности, творившие шедевры. Эта соборность создателей, творцов, привела к поистине феноменальным достижениям в колокольном искусстве. «Самые большие, самые звучные.», «Нет подобного ему (колоколу) в мире.», — эти и множество другие высказываний иностранных путешественников по России указывают на русское «чудо». Кажется, ничем другим так ярко не могла выразить Русь свое стремление к силе, единству, могуществу, как мощным колокольным звоном своих церквей.

Органичное включение звонов в христианское православное богослужение стало решающим фактором их распространения и развития. Невозможно представить русскую землю без храмов, пения церковного хора, храмовой живописи, колокольных звонов. Это неповторимое слияние веры и искусства создано православием, которое оказало влияние на все стороны и образ жизни народа. И колокольный звон является важнейшей частью г^ерковно-го сакрального действа. Об этом еще в начале века писал профессор Духовной академии М. Скабалланович в Толковом типиконе: «духовное и возвышенное богослужение новозаветное в колокольном звоне имеет свою священную музыку» [200].

Другим важнейшим истоком колокольной музыки стала народно-национальная основа. Изначально транспортация колоколов произошла из Западной Европы (возможно через болгар) в период средневековой Руси. В течение столетий происходил процесс их внедрения в национальную среду и развития в естественной народно-певческой и инструментальной атмосфере по законам фольклорных произведений. Это привело к особому национально-специфическому виду искусства с его уникальным художественным стилем, который можно трактовать инструментальной разновидностью русского народного музыкального творчества.

Указанные две ипостаси составляют глубинную сущность православных колокольных звонов, где христианское и народное находится в органичном единстве.

Все это явилось основой для развития русской кампанологии (от древнерусского, церковного названия колокола — кампанъ) — науки о колоколах и звонах. Ее гармоничное развитие от первых чиновников XVII века и печатных «известий» о колоколах и колокольнях конца XVIII столетия до значительных обобщающих трудов начала XX века составило источниковедческую базу, которая дает возможность понять исторический аспект возникновения и развития колокольного искусства в России, его особой значимости и функционирования, услышать «живое» мнение современников о собственно музыкальной его сущности. Тематика данного материала значительна и разнообразна, что дает возможность к ее обобщению и анализу тематических направлений.

2. Тематические тиши русской калтаиологии

Постановка вопроса о русской кампанологии как науке не случайна. Его дискуссионность определяется как историко-социальными проблемами общества, так и слабой теоретической разработкой всех составляющих сторон данного предмета. К первому кругу причин следует отнести неоднозначное отношение государства к колоколам и колокольной музыке, как атрибуту церкви. Это выразилось в их апологетике и символизации в период становления и укрепления Российского самодержавия, затем, спустя несколько столетий, почти полном их уничтожении в период борьбы с религией, и, наконец, процессом их повсеместной реанимации в настоящее время, что связано с возрождением духовных национальных традиций, нравственных корней православной религии.

Вначале о терминологии. Как известно, древнерусское, церковное название колокола — кампанъ. Это название возникло от провинции Кампанья на юге Италии, где по преданию отливались первые большие колокола и было организовано их массовое производство. Широкое бытование в Европе колоколов из Кампаньи послужило почвой для возникновения синонима наименования колоколов — кампаны. На Руси в церковной литературе данное название закрепилось. В церковном Уставе (Чине) отдается предпочтение этому названию — кампан, хотя и с пояснением («Чин благословения кам-пана, си есть колокола или звона»). Словарь В. Даля также дает синоним колоколу — црк. «кампан». Поэтому данный термин1 в качестве основы названия науки кампанологии представляется нам применимым и более удобным в лексике (чем, например, «колоколология» или «колоколоведение»).

Но главное, безусловно, не в термине, а в правомерности научного подхода к данному явлению. Вязиэтим обратимся к понятию «наука». Словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона трактует его как «систематическое объединение и изложение объективно-достоверныхедений, принадлежащих к какой-либо области знания» [28, т. 3, 691]. Более основательно раскрывает это понятие философскийоварь Дидье Жюлиа [М., 2000, пер. франц.].

Трактуя науку как «факт познания», автор выявляетедующие этапы формирования научного понятия: 1) различие факта восприятия и научного (измеряемого) факта- 2) научное наблюдение и эксперимент', 3) классификация фактов (поискойств, общих для группы фактов, объектов или опытов) — 4) гипотеза, представляющаябой предвосхищение закона и позволяющая направить наблюдение в нужное русло- 5) закон, устанавливающий постоянные отношения между феноменами и объединяющий факты наблюдения- 6) теория, объединяющая законы и объясняющаястему универсума. Используемый здесь метод — это метод индукции, перехода от частного к общему [63,272].

Выделенные выше этапы формирования научного познания в значительной мере относятся и к колокольному искусству в широком смысле этого понятия, изучение которого уже прошло начальные стадиальные формы. Прежде чем суммировать открытия и методологические поиски в этой области, следует выделить существеннейшую сторону кампанологии — ее комплексность. Опираясь на синкретизм колокола как явления материальной и духовной культуры, кампанология выступает со своими многочисленными сторонами: теологической, исторической, музыковедческой, этнографической, металлургической, акустической, архитектурной, искусствоведческой. К тому же некоторые из них, в свою очередь, раскрываются внутренними составляющими. Например, музыковедческий аспект включает как анализ собственно музыки звонов, так и конструктивную сторону самого инструментария, наряду с фиксацией форм обучения (педагогический аспект) и т. д.

Безусловно, каждая из этих сторон является объектом специального изучения. Их углубленный научный анализ — необходимая грань познания целого. Но на данном этапе имеет особую значимость не только единичная грань этого искусства, но и их совокупность, необходимость иметь целостное представление о музыке колоколов в связи с ее этногенезом, историей, обрядовой стороной и т. д. Комплексное осознание колокольного искусства — это та цель, к которой должен стремиться и ученый-исследователь, и практик звона.

Покажем правомерность существования данной науки и сформулируем ее основные задачи. Начнем с опыта библиографии в этой области — с чего начинается любая наука.

Русские колокольные звоны в синтезе храмовых искусств: история, стилевые основы, функциональность (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

1.

Актуальность темы

Православные колокольные звоны в России высокое достижение сакральной духовности и отечественной культуры. Появившись на Руси тысячу лет назад вместе с христианстким мировоззрением, колокольные звоны органично развивались в контексте храмовых искусств, народного музыкального творчества, прийдя к полному расцвету своих семантических свойств на основе национальных традиций. Но если храмовая архитектура, иконопись, богослужебное пепие в своих истоках опиралось на византийское «подобие», то становление стиля русских православных звонов, выявление в них жаировых начал шло по внутренним законам энергии искусства па основе традиционного национального мировоззрения их хранителей звонарей и общей культуры Древней Руси. В результате возникла новая, уникальная по способу выражения стилевая и жанровая система колокольной музыки, тесно связанная с корпусом храмовых искусств, с народным музыкальным творчеством, бытующая по законам фольклорной концептуальности, но не потерявшая генетической связи с первоистоком. Музыка православных звонов, исполнеиеие ее музыкантами-звонарями, ее сакральная и эстетическая сущность представляют собой искусство исключительного своеобразия, ценность которого давно осознанна государством, церковью, выдающимися деятелями культуры, композиторами-классиками, как и всем православным народом. Колокольные звоны это важнейший, уЕшкальный, художественно своеобразный вид искусства, занимающий свое достойное место в национальном наследии отечественной культуры. По всей России высятся колокольни монументальные музыкальные инструменты, роль которых в истории общества трудно переоценить. Именно колокольни, как важнейший знаковый элемент храмового комплекса, охватывали своей архитектурой и, главное, звуковой энергией все великое пространство страны, выполняя важную коммуникативную функцию, объединяя и сплачивая народ в его помыслах, верности абсолютным ценностям Православия, Родины, духовности, а в целом священной Соборности. Поэтому социальная роль колоколов и звонов в России в этом аспекте представляется важной и особо значимой. Являясь неотъемлемой частью христианского богослужения, колокольным звонам отводится особая сакральная роль. Фразу из Чина благословения камнана «О еже подати ему благодать, яко да вси слышащий звенение его, или во дни, или в нощи, возбудятся к славословию имени святаго Твоего…», можно отнести и к самому колоколу созданию Божественного духа, и к творцу-звонарю, и ко всему православному колокольному искусству. Как известно, христианская символика являет собой универсальную систему представлений о мире и о человеке в нем. Сакральное воплотилось в символах, в системе христианского богослужения, где колокольному звону отводится важное место. Звон выполняет не только информативную функцию, его главное назначение «выражать торжество Церкви и ее Богослужения» (Пособие к изучению Устава Богослужения Православной церкви. 1907). В то же время христианская символика, воплотившаяся в музыке, архитектуре, живописи, обрядах, прикладных формах и т.н., стала носителем вьгдающихся ценностей мирового искусства. Они создавались в большинстве своем анонимными авторами, хотя на этом общем фоне вспыхивали гениальные личности, творившие шедевры. Эта соборность создателей, творцов, привела к поистине феноменальным достижениям в колокольном искусстве. «Самые большие, самые звуч[1ые…», «Пет подобного ему (колоколу) в мире…», эти и множество другие высказываний иностранных путешественников по России указывают на русское «чудо». Кажется, ничем другим так ярко не могла выразить Русь свое стремление к силе, единству, могуществу, как мощным колокольным звоном своих церквей. Органичное включение звонов в христианское православное богослужение стало решающим фактором их распространения и развития. Невозможно представить русскую землю без храмов, пения церковного хора, храмовой живописи, колокольных звонов. Это неповторимое слияние веры и искусства создано православием, которое оказало влияние на все стороны и образ жизни народа. И колокольный звон является важнейшей частью ifepKoeiioго сакралыюго действа. Об этом еще в начале века писал профессор Духовной академии М. Скабалланович в Толковом типиконе: «духовное и возвышенное богослужение новозавет1юе в колокольном звоне имеет свою священную музыку» [200]. Другим важнейшим истоком колокольной музьнси стала народнонациональная основа. Изначально транспортация колоколов произошла из Западной Европы (возможно через болгар) в период средневековой Руси. В течение столетий происходил процесс их внедрения в национальную среду и развития в естественной народно-певческой и ипструментальной атмосфере по законам фольклорных произведений. Это привело к особому национальноспецифическому виду искусства с его уникальным художественным стилем, который можно трактовать инструментальной разновид1юстью русского народного музыкального творчества. Указанные две ипостаси составляют глубинную сущность православных колокольпых звонов, где христианское и народное находится в органичном едиистве. Все это явилось основой для развития русской кампанологии (от древнерусского, церковного названия колокола кампанъ) науки о колоколах и звонах. Ее гармоничное развитие от первых чиновников XVII века и печатиых «известий» о колоколах и колокольнях конца XVHI столетия до значительных обобщающих трудов начала XX века составило источниковедческую базу, которая дает возможность понять исторический аспект возникновения и развития колокольного искусства в России, его особой значимости и функционирования, услышать «живое» мнение современников о собственно музыкальной его сущности. Тематика данного материала значительна и разнообразна, что дает возможность к ее обобщению и анализу тематических направлений. Тематические лииии русской килтаиологии Постановка вопроса о русской кампанологии как науке не случайна. Его дискуссионность определяется как историко-социальными проблемами общества, так и слабой теоретической разработкой всех составляющих сторон данного предмета. К первому кругу причин следует отнести неоднозначное отнощение государства к колоколам и колокольной музыке, как атрибуту церкви. Это выразилось в их апологетике и символизации в период становления и укрепления Российского самодержавия, затем, спустя несколько столетий, почти полном их уничтожении в период борьбы с религией, и, наконец, процессом их повсеместной реанимации в настоящее время, что связано с возрождением духовных национальных традиций, нравственных корней православной религии. Вначале о терминологии. Как известно, древнерусское, церковное название колокола кампанъ. Это название возникло от провинции Кампанья на юге Италии, где по преданию отливались первые большие колокола и было организовано их массовое производство. Широкое бытование в Европе колоколов из Кампаньи послужило почвой для возникновения синонима наименования колоколов кампа11ы. На Руси в церковной литературе данное название закрепилось. В церковном Уставе (Чине) отдается предпочтение этому названию кампан, хотя и с пояснением («Чин благословения кампана, си есть колокола или звона»). Словарь В. Даля также дает синоним колоколу црк. «кампан». Поэтому данный термин в качестве осьювы [1азвания науки кампанологии представляется нам применимым и более удобным в лексике (чем, например, «колоколология» или «колоколоведение»). По главное, безусловно, не в термине, а в правомерности научного подхода к данному явлению. В связи с этим обратимся к понятию «наука». Словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона трактует его как «систематическое объединение и излол<�ение объективно-достоверных сведений, принадлежащих к какой-либо области знания» [28, т. 3, с. 691]. Более основательно раскрывает это понятие философский словарь Дидье Жюлиа [М., 2000, пер. с франц.]. Трактуя науку как «факт познания», автор выявляет следующие этапы формирования научного понятия: 1) различие факта восприятия и научного (измеряемого) факта- 2) научное наблюдение и экснершмент- 3) классификация фактов (поиск свойств, общих для группы фактов, объектов или о[1ытов) — 4) гинотеза, представляющая собой предвосхищение закона и позволяющая направить наблюдение в нужное русло- 5) закон, устанавливающий постоянные отношения между феноменами и объединяющий факты наблюдения- 6) теория, объединяющая законы и объясняющая систему универсума… Используемый здесь метод это метод индукции, перехода от частного к общему [63, 272]. Выделенные выще этапы формирования научного познания в значительной мере относятся и к колокольному искусству в широком смысле этого понятия, изучение которого уже прошло начальные стадиальные формы. Прежде чем суммировать открытия и методологические поиски в этой области, следует выделить существеннейшую сторону кампанологии ее комплексность. Опираясь на синкретизм колокола как явления материальной и духовной культуры, кампанология выступает со своими многочисленными сторонами: теологической, исторической, музыковедческой, этюграфической, металлургической, акустической, архитектурной, искусствоведческой. К тому же некоторые из них, в свою очередь, раскрываются внутренними составляющими. Например, музыковедческий аспект включает как анализ собственно музыки звонов, так и конструктивную сторону самого инструментария, наряду с фиксацией форм обучения (педагогический аспект) и т. д. Безусловно, каждая из этих сторон является объектом изучения. Их углубленный научный анализ специального необходимая грань познания целого. Ио на данном этапе имеет особую значимость не только единичная грань этого искусства, но и их совокупность, необходимость иметь целостное представление о музыке колоколов в связи с ее этногенезом, историей, обрядовой стороной и т. д. Комплексное осознание колокольного искусства это та цель, к которой долл<�ен стремиться и ученый-исследователь, и практик звона. Покажем правомерпость существования данной науки и сформулируем ее основные задачи. Начнем с опыта библиографии в этой области с чего начинается любая наука. Первый СПИСОК_ЛИТЕРАТУРЫ в фундаментальном труде «История колоколов и колокололитейное искусство» принадлежит Н. И. Оловянишникову [153]. Изданный в 1912 году (2-е издание), он представляет собой обобщение темы за прощедщий век. Библиография, вюиочающая 229 наименований на русском языке и 18 на иностранном, является своего рода путеводителем по различным отраслям кампанологии. Ее полноправно можно назвать кладезем данной науки, которая включает ряд источников малоизвестных, а порой вовсе недоступных для современного читателя. Важным этапом библиографического опыта явилась статья Л. Благовещенской [25, с. 197−215], опубликованная в 1987 году. Впервые в отечественной кампанологии предпринята попытка систематизации и оценки накопленпого за два века библиографического материала. Используя хронологический метод описания, автор демонстрирует процесс научного познаЕшя колокольного искусства, цитирует отдельные особо значимые выдержки из работ от XVII века до нащих дней. Безусловно, автор не мог охватить всю литературу и все направления кампанологии, но ценность работы значительна. Объемную библиографию из 180 источников содержит монография А. Бондарепко (1988) «Московские колокола. ХУП век» [29], где oco6i>m интерес представляет тематическая литература по Московии указанного периода. Основную и целенаправленную библиографическую работу на протяжении многих лет ведут А. Ииканоров и Старостенков. В статье «Русская кампанология» [146, с. 172−188] авторы предлагают отдельные материалы к Энциклопедическому словарю музыкальных инструментов. Справедливо отмечая, что «…наука о русских колоколах находится в стадии накопления и 7 упорядочивания материала», авторы, тем не менее, прилагают значительные усилия к ликвидации пробелов в данной области. Особый интерес в указанной статье представляют очерки о кампанологах XIX—XX вв.еков: А. А. Израилеве, В. Смоленском, Г. Рыбакове, К. К. Сараджеве, Е. В. Гиппиусе. Значительную работу по «упорядочиванию материала» проделал А.Ыикапоров.

1. Агапкина Т. А. Вещь, образ, символ: колокола и колокольный звон в традиционной культуре славян // Мир звучащий и молчащий: Семиотика звука и речи в традиционной культуре славян. / Отв.ред. С. М. Толстая. М.: Индрик, 1999.

2. Агафонова И. С., Давыдов А. И. Собор Александра Невского в городе Горьком памятник архитектуры второй половины XIX века // Памятники археологии и этнографии Верхнего Поволжья. — Горький, 1989.

3. Адорно Теодор В. Музыка и нация // Избранное: социология музыки. М., 2001.

4. Адрианова В. П. Житие Алексея человека Божия в древней русской литературе и народной словесности. Пг., 1917.

5. Алдошина И. А. Основы психоакустики. Ч. 1. // Звукорежиссер. 1999,6.

6. Алдошина И. А. Основы психоакустики. Ч. 3. Слуховой анализ консонансов и диссонансов // Звукорежиссер, 1999. № 9.

7. Алдошина И. А. Основы психоакустики. Громкость. Ч. 1. // Звукорежиссер, 2000. № 8.

8. Алдошина И. А. Громкость сложных звуков. 4.2 // Звукорежиссер, 2000,9.

9. Алдошина И. А. Основы психоакустики. Тембр. 4.1. // Звукорежиссер, 2001. № 2.

10. Алексеев А. И. Под знаком конца времени. Очерки русской религиозности конца XIV начала XVI вв. СПб., 2002.

11. Алексеев Э. Е. Проблемы формирования лада: На материале якутской народной песни. М.: Музыка, 1976.

12. Алексеев Э. Е. Фольклор в контексте современной культуры. М.: Сов. к-р, 1988.

13. Андреев А. К. К истории европейской музыкальной интонационности. М.: Композитор, 1996.

14. Арановский М. Г. Музыкальный текст. Структура и свойства. М.: Композитор, 1999.

15. Арсений. О царь-колоколе Свято-Троицкой Сергиевой лавры. СПб, 1880.

16. Арсеньев Ю. В. Описание Москвы и Московского государства (по неизданному списку Космографии конца XVII в.). М., 1911.

17. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Кн. I, II. Л.: Музыка, 1971.

18. Асафьев Б. В. Симфония. Очерки советского музыкального творчества. М.-Л.: Музгиз, 1947. Т. 1.

19. Асафьев Б. В. Избранные труды. М.: АН СССР 1957. Т. 1.

20. Афанасьев В. И. Документальные материалы XVII в. о литейном производстве в России в «Основном собрании грамот» // Проблемы источниковедческого изучения рукописных и старопечатных фондов. Л., 1979.

21. Бабин. О русских колоколах. Горный журнал, 1861, ч. IV.

22. БАН Остермановский Т. 1. Л. 456 об.

23. Беляев И. Росписной список Москвы 1638 г. // Труды Московского отделения Русского Военно-исторического общества. М., 1911. Т. 1.

24. Благовещенская Л. Д. Звонница музыкальный инструмент // Колокола. История и современность. Сост. Ю. В. Пухначев. М.: Наука, 1985. (Далее: Колокола. 1985).

25. Благовещенская Л. Д. Печатные и архивные материалы по колокольному звону // Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка. Ч. I. М.: Сов. композитор, 1987.

26. Бобровский В. К вопросу о драматургии музыкальной формы // Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров. М.: Музыка, 1971.

27. Богуславский Г. А. Царь-колокол. М.: Искусство, 1958.

28. Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Малый энциклопедический словарь. Репринтное воспроизведение издания 1907 г. М.: ТЕРРА, 1997.

29. Бондаренко А. Ф. Московские колокола. XVII век. М.: Русская панорама, 1998.

30. Бондарева Е. Д. Сеть культовых объектов исторического города как система градостроительных доминант // Памятники истории и архитектуры Европейской России. Нижний Новгород: Этнос, 1995.

31. Брянчанинов Игнатий (епископ). Многополезное сказание об Авве Филимоне // Добролюбие. М., 1888. Т. III.

32. Булгаков С. Н. Икона, ее содержание и границы // Философия русского религиозного искусства XVI—XX вв. М.: Культура, 1993. Вып. I.

33. Бычков Ю. Н. О диалектике становления и развертывании лада. Исследование. М.: РАМ им. Гнесиных, 1997.

34. Вагнер Г. К. Проблема жанров в древне-русском искусстве. М.: Искусство, 1974.

35. Вагнер Г. К., Владышевская Т. Ф. Искусство Древней Руси. М.: Искусство, 1993.

36. Вейль Г. Симметрия. М.: Искусство, 1968.

37. Виденеева А. Е. Архиепископ Самуил и колокольный набор звонницы // Соборная звонница Ростова Великого. Ростов: Архитектурно-худ. музей-заповедник, 1993.

38. Виденеева А. Е. О колоколах Ростовского Рождественского монастыря //VVЖ-л «Русское возрождение» № 72, Нью-ЙоркМоскваПариж. 1998.

39. Виденеева А. Е. Звонари Ростовского Успенского собора во второй половине XVIII первой четверти XIX вв. // Колокола и колокольни Ростова Великого. Сообщения Ростовского музея. Ярославль, 1995. Вып. VII.

40. Виденеева А. Е. О колокольных наборах церквей Ростова и Ростовского уезда в XVIII начале XX вв. // Колокола и колокольни Ростова Великого. Сообщения Ростовского музея. Ярославль, 1995. Вып. VII.

41. Виноградов B.C. Вопросы развития национальных культур в СССР: Сб. статей, М.: Сов. композитор, 1961.

42. Вкладная книга 1639 г. ЗИХМЗ, рукопись № 5559, л. 53.

43. Вознесенский И. О церковном пении православной Греко-российскойцеркви. Изд. 2-е. Рига, 1890. Вып. I.

44. Волошинов A.B. Синергетичекая парадигма как явление культуры рубежа XX—XXI вв.еков // Синергия культуры. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2002.

45. Волоцкий Иосиф (преподобный). Послание иконописцу. М.: Изобразительное искусство, 1994.

46. Галлеев Б. М. Какого цвета малиновый звон? // Природа, 1989. № 3.

47. Гастроль звонаря Ионова // Петербургская газета. 1913, 21 февраля. № 5Г.

48. ГБЛ, Ф.67, карт. 29, д. 57, л. 1.

49. Гельмгольц Г. Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа для теории музыки. С-Пб, 1875.

50. Гиппиус Е. В. Ростовские колокольные звоны // Муз. жизнь. 1966, № 18.

51. ГИМ Син. 149, л. 68 об. // Колокола. История и современность. М., 1985. С. 47. (Публикация В.В. Кавельмахера).

52. Гончаренко С. С. Зеркальная симметрия в музыке (на материале творчества композиторов XIX и первой половины XX века). Новосибирск, 1993.

53. Горкина А. Н. «Музыкальная организация традиционных колокольных звонов». Диссертация на соискание канд. искусствоведения, 2003 г. (рукопись).

54. Грек Максим. О святых иконах // Философия русского религиозногоискусства XVI—XX вв. Антология. / сост. Гаврюшина H.K. М.: Прогресс, 1993.

55. Гринченко Б. Д. Этнографические материалы, собранные в Черниговской и соседних с ней губерниях. Чернигов, 1889, Вып. 3.

56. Гуляницкая Н. С. Русское «гармоническое пение» (XIX век). М.: РАМ им. Гнесиных, 1995.

57. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры-М.: Искусство, 1984.

58. Гуренко Е. Г. Эстетика. Новосибирск: НТК им. Глинки, 2000.

59. Давыдов А. Н. Колокола на русском Севере // Колокола. История и современность. М., 1985.

60. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Репринтное воспроизведение издания 1903 г., М.: ТЕРРА, 1998.

61. Даркевич В. П. Народная культура Средневековья: светская праздничная жизнь в искусстве IX XVI веков. М.: Сов. композитор, 1988.

62. Демина H.A. Андрей Рублев и художники его круга М.: Наука, 1972.

63. Дидье Жулиа. Философский словарь. Пер. с франц. М.: Международные отношения, 2000.

64. Дмитриевский А. Архиепископ Елассонский Арсений и мемуары его из русской истории по рукописи трапезунтского Сумелийского монастыря. Киев, 1889.

65. Древняя Российская вивлиофика, .издаваемая Николаем Новиковым, ч. Н, м-ц юлий. СПб, 1773.

66. Древняя Российская вивлиофика, .издаваемая Николаем Новиковым. / Изд. Второе. М., 1789. Часть XI.

67. Духин И. А. Тайна царского серебряного колокола // Знаменитые колокола России. М., «Отечество — Крайтур», 1994.

68. Дьякова М. А., Егошин А. В. «Духовные ядра» и образы как субстанции культуры // Синергия культуры: Труды Всероссийской конференции. Саратов: гос. техн. Ун-т. 2002.

69. Дьячкова JI.C. Гармония в музыке XX века: Учебное пособие. М.: РАМ им. Гнесиных, 2003.

70. Есипова М. В. Колокола Восточной Азии их функции и семантика // Колокола. История и современность. Сост. Ю. В. Пухначев. М.: Наука, 1993 (Далее: Колокола. 1993).

71. Жолтовский П. Н. Колокола на Украине // Колокола. История и современность, 1985.

72. Журнал Министерства народного просвещения. СПб., 1836, № 11−12.

73. Забелин И. Е. Опыты изучения русских древностей и истории. М.: изд. К. Солдатенкова. 1873. ЧII.

74. Забелин И. Е. Дополнения к Дворцовым разрядам. М., 1882. Т. I.

75. Заболотная Н. В. Церковно-певческие рукописи Древней Руси XI—XIV вв.еков: основные типы книг в историко-функциональном аспекте. М.: РАМ им. Гнесиных, 2001.

76. Записка для обозрения русских древностей. С Пб.: тип. Я. Троя, 1851.

77. Записки о Московии XVI века сэра Джерома Горсея. Пер. с англ. H.A. Белозерской. С предисл. и примеч. Н. И. Костомарова. (Изд. 2-е, заверш.). СПб: A.C. Суворин. 1909.

78. Записки звонаря. СПб.: Штаб воен.-учеб. заведений, 1862.

79. Захаров H.H. Кремлевские колокола. Изд. 2. М.: Искусство, 1980.

80. Звонарский устав Оптиной пустыни // Никаноров А. Б. Колокола и колокольные звоны Псково-Печерского монастыря. СПб.: РИИИ, 2000.

81. Земцовский И. И. Человек музицирующий человек интонирующийчеловек артикулирующий // Музыкальная коммуникация, сб. научных трудов. СПб., РИИИ, 1996.

82. Земцовский И. И. Текст культура — человек: опыт синтетической парадигмы // Музыкальная академия, 1992. № 4.

83. Зинченко В. И., Антомошкин А. Ю., Никаноров А. Б. Акустические характеристики колоколов звонницы Ростовского Успенского собора // Музыка колоколов. Сост. А. Б. Никаноров. СПб.: РИИИ, 1999 (Далее: Музыка колоколов. 1999).

84. Иванова О. Ю. Монастыри России. Смоленск: Русич, 2004.

85. Израилев A.A. Ростовские колокола и звоны // Музыка колоколов. СПб, 1999.

86. Ильин В. Н. Эстетический и богословско-литургический смысл колокольного звона // Музыка колоколов. 1999.

87. Имханицкий М. И. История исполнительства на русских народных инструментах. Учебное пособие для муз. ВУЗов и уч-щ. М.: Изд-во РАМ им. Гнесиных, 2002.

88. Иофан H.A. Становление протоканона в изобразительном искусстве Японии // Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки: Сб. ст. М.: Искусство, 1973.

89. История первоклассного ставропигиального Соловецкого монастыря. М, 1862.

90. Кавельмахер B.B. Большие благовестники Москвы XVI первой половины XVII в. // Колокола. 1993.

91. Кавельмахер В. В. Способы колокольного звона и древнерусские колокольни//Колокола. 1985.

92. Казанский П. С. О призыве к богослужению в Восточной Церкви // Труды первого археологического съезда в Москве в 1869 г. М., 1871. Т. 1.

93. Казанский П. С. История православного русского монашества от основания Печерской обители преподобным Антонием до основания Лавры святой Троицы преподобным Сергием. Соч. проф. Моск. Духовной акад. П. Казанского. М.: тип. Александра Семена, 1855.

94. Казанцева Л. П. Основы теории музыкального содержания: Учебное пособие. Астрахань: АГК, 2001.

95. Караулов Б. И. Симметрия музыкальной системы (о мелодии). Алма-Ата, 1989.

96. Карташев A.B. Очерки по истории Русской церкви. М.: ТЕРРА, 1993. Т. 1.

97. Климовицкий А. И., Никитенко О. Б. Жанр и коммуникативные аспекты музыки: музыкальная деятельность, музицирование, музыкальный язык // Музыкальная коммуникация. СПб.: РИИИ, 1996.

98. Колокола. История и современность. / Сост. Ю.Пухначев. М., Наука, 1985,1993. (Далее: Колокола, 1985; Колокола, 1993).

99. Колокольчик для шамана // Колокольный мир. Информационный бюллетень музея колоколов № 6 (15). Валдай, 2002.

100. Коляда Е. И. Музыкальные инструменты в Библии. Энциклопедия. М.: Композитор, 2003.

101. Кондрашина В. А. Государев пушечный и колокольный мастер Александр Григорьев // Колокола. 1985.

102. Кондрашина В. А. Звенигородские колокола // Знаменитые колокола России. М.: Отечество-Крайтур, 1994.

103. Кондрашина В. А. Обучение колокольному ремеслу на МосковскомПушечном дворе во второй половине XVII века// Колокола. М., 1993.

104. Короленко В. Г. Слепой музыкант. М.: Худ. лит-ра, 1973.

105. Корсунский Н. Благовест. Ярославль, 1887.

106. Костина И. Д. Орнаментация русских колоколов XVI начала XIX вв. из коллекции Гос. Музеев Московского кремля // Колокола, 1985.

107. Костина И. Д. К истории создания «Царь-колокола» // Колокола, 1993.

108. Крапивина И. В. Проблемы формообразования в музыкальном минимализме. Автореферат дисс. на соиск. уч. ст. Кандидата искусствоведения. Новосибирск, 2003.

109. Красовский И. С. Колокольни Спасо-Андроникова монастыря // Русское возрождение. Нью-ЙоркМоскваПариж. 1998. № 72.

110. Крайнов-Рытов Л. Л. Колокола колокольчики: Сб. материалов. Нижний Новгород: Ангел с трубой, 2002.

111. Кремлева И. А. Похоронно-поминальные обряды у русских: традиции и современность // Похоронно-поминальные обычаи и обряды. М.: Наука, 1993.

112. Крылов И. Историческое описание всех коронаций Великих князей и царей Российских. М., 1856. Ч. II.

113. Курт Э. Основы линеарного контрапункта. М.: Гос. муз. изд-во, 1931.

114. Лазарев В. Н. Живопись и скульптура Новгорода // История русского искусства. М.: Искусство, 1954. Т. 2.

115. Ленинградское отделение Института истории АН СССР, Ф.175, оп. 3, Д. 27.

116. Лепахин В. Икона и иконопись. СПб.: Искусство, 2002.

117. Лер А. Проектирование качающихся и карильонных колоколов в прошлом и в настоящее время. Пер. с англ. М., 2000.

118. Лихачев Д. С. Россия // Литературная газета. 1988. 12 окт., № 41.

119. Лихачев Д. С. Книга беспокойств. М.: Новости, 1991.

120. Лихачев Д. С. Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого. М.-Л.: Наука, 1962.

121. Лосев А. Ф. О понятии художественного канона // Проблема канона вдревнем и средневековом искусстве Азии и Африки: Сб. ст. М.: Искусство, 1973.

122. Лотман Ю. М. Каноническое искусство как информационный парадокс // Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки: Сб.ст. М.: Искусство, 1973.

123. Лукьянов Р. Колокольный звон на Руси // Русское возрождение. М., 1987.

124. Макарий (Миролюбов) Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях: в 2 ч. М., 1860. 4.2.

125. Макаров М. На Даниловской колокольне // Православный колокольный звон. Теория и практика. М.: Триада плюс, 2002.

126. Макарова С. Е. Трубы, била и колокола как сакральные музыкальные инструменты // Музыка колоколов. 1999.

127. Мальцев С. М. О психологии музыкальной импровизации. М.: Сов. композитор, 1991.

128. Мальцев С. М. Музыкальная импровизация как вид творческой деятельности. Теория, психология, методика обучения. Автореф. Дисс.. д-ра искусствоведения. С-Пб., 1995.

129. Манускрипт Теофила «Записка о разных искусствах». Сообщения ВЦНИЛКР, 1963. Вып. 7.

130. Мартынов В. И. Культурй, иконосфера и богослужебное пение Московской Руси. М: Прогресс-Традиция, Русский путь, 2000.

131. Мациевский И. В. Основные проблемы и аспекты изучения народных музыкальных инструментов и инструментальной музыки // Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка. М.: Сов. композитор, 1987. 4.1.

132. Мациевский И. В. Формирование системно-этнофонического метода в органологии // Методы изучения фольклора. Сб. научных трудов. Л.: ЛГИТМиК, 1983.

133. Мельник А. Г. Звонари конца XVII начала XX вв. // Соборная звонница Ростова Великого. Сообщения Ростовскрго музея. Ростов: Музей-заповедник, 1993. Вып. IV.

134. Мельник А. Г. О Ростовских колокольнях середины XVIII начала XX вв. // Колокола и колокольни Ростова Великого. Ярославль, ФГИ «Содействие», 1995. Вып. VII.

135. Михей, игумен. Звон в Троице-Сергиевой Лавре // Православный колокольный звон. Теория и практика. М.: Триада плюс, 2002.

136. Можаровский А. Казанская старина. Нечто из церковной археологии города Чебоксар. Казань, 1881.

137. Московские Церковные Ведомости. 1895, № 42.

138. Музыкальная акустика. / Общая ред. H.A. Гарбузова. М.: Музгиз, 1954.

139. Назайкинский Е. В. Звуковой мир музыки. М.: Музыка, 1988.

140. Нарекаци Г. Книга скорбных песнопений. М.: Музыка, 1988.

141. Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. М.: Музыка, 1988.

142. Нефедов Г. Н. (протоиерей). Таинства и обряды православной церкви. М.: Фолиум, 1992. Ч. 4.

143. Нечволодов А. Сказания о русской земле. СПб: Государствен, тип. 1913. (репринтное издание 1992 г.). Ч. III.

144. Никаноров А. Б. Колокола и колокольные звоны Псково-Печерского монастыря. СПб.: РИИИ, 2000.

145. Никаноров А. Б. Материалы к библиографии и фонографии // Музыкаколоколов. 1999.

146. Никаноров А. Б., Старостенков С. А. Русская кампанология // Материалы к энциклопедическому словарю музыкальных инструментов. СПб.: РИИИ, 1998.

147. НиканоровА.Б., Старостенков С. А. Опыт библиографии по русской кампанологии // Рукописные памятники РНБ. СПб.: РИИИ, 1999. Вып. 5.

148. Нюнин Б. Н. Колокола храма Христа Спасителя // Русское возрождение. Независимый русский православный национальный журнал. Нью-Йорк, Москва, Париж. 1998. № 72.

149. Нюнин Б. Н., Ларюков A.C., Юдин С.И.- Расчетно-эксперименталыюе исследование виброакустических характеристик старых русских колоколов // Музыка колоколов. 1999.

150. О Великих Господских и Богородичных праздниках. М.: изд. объед. «Культура» 1990. Репринт изд. 1835.1510 колоколах и колокольном искусстве // М-ва нар. просвещения. 1850. Ч. 67, № 9, разд.6.

151. Олеарий Адам. Подробное описание путешествия голштинского посольства в Московию и Персию в 1633, 1636 и 1638 гг. / Пер. с нем. П. Барсов. М.: Изд. ИОН и ДР при МУ, 1870.

152. Оловянишников Н. И. История колоколов и колокололитейное искусство. / Изд.2-е, доп. М.: Издание Т-ва П. И. Оловянишникова С-вей, 1912.

153. Олсуфьев Ю. А. Иконописные формы как формулы синтеза // Троица Андрея Рублева. Антология. М.: Искусство, 1981.

154. Опись Троице-Сергиева монастыря 1641 г. Загорский музей, рукопись № 289, лл. 269 об.

155. Орджоникидзе Г. Некоторые характерные особенности национального стиля в музыке // Музыкальный современник. M.: СК, 1973. Вып. 1.

156. Орельская О. В. Национально-исторические тенденции в нижегородской архитектуре XIX XX веков // Памятники историии архитектуры Европейской России. — Нижний Новгород, 1995. р

157. Петербургское отделение Института истории РАН. Ф. 175, Гамеля И. Х. № 1.

158. Пискаревский летописец. Материалы по истории СССР, ч.П. М.: Наука, 1955.

159. Писания святых отцов и учителей церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения: в 3-х т. СПб, 1855 1857. Т.1.

160. Плешанова И. И. Колокола псковских литейщиков XVI начала XVII в. // Колокола. 1985.

161. Полный церковно-славянский словарь. / Сост. Г. Дьяченко (Репринтное воспроизведение издания 1900 г.). М., 1993.

162. Полное собрание русских летописей (далее ПСРЛ), T.I. Лаврентьевекая летопись, вып. 3. изд. 2-е, Л.: Академия наук СССР, 1928.

163. ПСРЛ. Т. I. М: Наука, 1962.165. ПСРЛ,-т. 2. СПб, 1843.

164. ПСРЛ. Псковские летописи, Т.Н., М., 1955.

165. ПСРЛ. Т. III С. 246. 1530 г. 168. ПСРЛ, т. VI, стлб. 140.

166. ПСРЛ. Т. 11−12.М.: Наука, 1965.170. ПСРЛ. Т. XIII.

167. ПСРЛ, т. XV, стлб. 470−471.172. ПСРЛ.-Т. 23. 1963.173. ПСРЛ т. XXIV.

168. ПСРЛ. Т. 25. М. Л.: Наука, 1949.175. ПСРЛ т. XXVIII176. ПСРЛ. Т. XXXIV.177. ПСРЛ.-Т. 37. 1982.

169. Попова Т. В. Русское народное музыкальное творчество. М.: Музыка, 1964. Т. 1.

170. Порфирьева A JI. Магия игра — организация // Музыкальная коммуникация. Серия: проблемы музыкознания. СПб, 1996. Вып. 8.

171. Православный колокольный звон. Теория и практика. / Сост. Коновалов И. В., Завьялов Н. И. М.: Триада плюс, 2002.

172. Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Москву в XVII веке. Пер. с арабского Г. Муркоса (Извлечение). СПб.: П. П, Сайкина. 1898.

173. Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века, описанное его сыном, архидиаконом Павлом Алеппским. Пер. с арабского Г. Муркоса. М.: Университетская тип. Изд. Имп. Об. Ист. И Др. Р. при М. Ун. 1896.

174. Путешествие через Московию Корнилия де Бруина. / Пер. с франц. П. П. Барсова. Издание Импер. Общ. Ист. И Др. Российских при Моск. Ун-те. М., 1873.

175. Путилов Б. Н. К морфологии фольклорной культуры // Искусство устной традиции. Историческая морфология. СПб.: РИИИ, 2000.

176. Пухначев Ю. В. История колоколов // Искусство колокольного звона. Материалы к курсу по специальности № 21.03 «Духовые и ударные инструменты» М.: Минкульт РСФСР, 1990.

177. Пухначев Ю. В. Загадки звучащего металла. М.: Наука, 1974.

178. Пыдяев М. Исторические колокола // Старое житье. СПб., 1892.

179. Пьянкова С. П. Колокол: от музыкального инструмента к Божьему гласу // Вопросы инструментоведения: Статьи и материалы. С-Пб.: РИИИ, 2004. Вып. 5 4. 1.

180. Рагс Ю. Н. Методологические вопросы акустического анализа колокольного звона // Музыка колоколов. СПб, 1999.

181. РГАДА. Ф. 1183. Оп. 1/1849. Д. 101. Л. 1−1 об., 3−3 об.

182. Решетникова Т. П. Онтологические модусы осмысления богослужебного пения и колокольного звона // Вопросы инструментоведения: Статьи материалы. Вып. 5. ч. I СПб.: РИИИ, 2004.

183. Рубцов H.H. История литейного производства в СССР. 2-е издание. Ч. I. М.: Машиностроение, 1962.

184. Руководство для сельских пастырей. Журнал, издаваемый при Киевской духовной семинарии. T. I, № 13. Киев, 1871. (В статье дается ссылка на Путешествие в Метеорские монастыри архим. Порфирия Успенского).

185. Римский-Корсаков H.A. Летопись моей музыкальной жизни. 9-е изд.М.: Музыка, 1982.

186. Рыбаков С. Г. Церковный звон в России // Музыка колоколов. 1999.

187. Сараджев К. К. Колокол // Музыка колоколов. 1999.

188. Сергеев В. Н. Малиновый звон // Современная русская лексикография 1977. Л., Наука. 1979.

189. Сикевич З. И. Национальное самосознание русских (социологический очерк): Учеб. пособие. М.: Механик, 1996.

190. Скабалланович М. Толковый Типикон. Киев: Акционерное об-во печатного издательского дела. Вып. 1, 2, 3. 1910. Репринт: М.: Паломник, 1995.

191. Скребков С. С. Художественные принципы музыкальных стилей. М.: Музыка, 1973.

192. Скребкова-Филатова М. С. Фактура в музыке. М.: Музыка, 1985.

193. Слово о полку Игореве. Пер., коммент. и статьи А. Югова. М.: Московский рабочий, 1970.

194. Смирнов В. Потонувшие колокола // Труды Костромского научного об-ва по изучению местного края. Кострома, 1923. Вып. 29.

195. Смоленский C.B. О колокольном звоне в России // Музыка колоколов.1999.

196. Смоленский С. С. Красный звон // Музыка колоколов. 1999.

197. Соколов С. Н. К вопросу о структуре и функции канона и др. // Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки: Сб. ст. М.: Искусство, 1973.

198. Спирина Л. М. О колоколах Троице-Сергиева монастыря // Колокола.1985.

199. Стрэтт В. Д. (Лорд Рэлей) Теория звука. М-Л., 1940. Т. 1.210. Стоглав. Казань, 1887.

200. Стоглав. Российское законодательство X XX веков. В 9 т. М., 1985.Т. 2.

201. Суздальская летопись по лаврентьевскому списку. Л.: Академия наук СССР, 1927. Вып. 2.

202. Сулоцкий А. Замечательные по Сибири колокола // Чтения в Императорском обществе истории древностей российских. при Московском университете. М., 1871, № 1.

203. Тальберг Н. История христианской церкви. М.: СП «Интербук», 1991. Репринтное издание.

204. Таннер Бернгард-Леопольд. Описание путешествия польского посольства в Москву в 1678 году. Пер. лат. М.: Унив. тип, 1891.

205. Титов A.A. Ростов Великий и его церковно-археологические памятники. М, 1811.

206. Тосин С. Г. Русская звонница: конструктивные особенности и вопросы исполнительства. Диссерт. соискания канд. ис-ведения (рукопись). Новосибирск, 2000.

207. Трубецкой E.H. Умозрение в красках. Вопрос о смысле жизни в древнерусской религиозной живописи. Публичная лекция. М., 1916 // Философия русского религиозного искусства XVI—XX вв. Антология. М.: «Прогресс», 1993.

208. Тюлин Ю. Н. Учение о гармонии. М.: Музыка, 1966.

209. Успенский Н. Д. Древнерусское певческое искусство. М.: Сов. к-р, 1971. 221. Успенский Н. Д. Православная вечерня: историко-литературный очерк. Чин всенощного бдения на православном востоке и в русской церкви. М.: Издательский Совет РПЦ, 2004.

210. Успенский Л. А. Московские соборы XVI века и их роль в церковномискусстве // Философия русского религиозного искусства XVI—XX вв. М.: Культура, 1993. Вып. I.

211. Успенский Л. А. Богословие иконы православной церкви. М.: Из-во Западно-Европейского экзархата. Московский патриархат, 2001.

212. Федотов Г. П. Из статьи «Национальное и вселенское» (1928) // Альманах Памятники Отечества, № 2−3. М.: Русская книга, 1992.

213. Флоренский П. А. священник. Из богословского наследия. Богословские труды. М.: Искусство, 1977. Т. 17.

214. Флоренский П. А. священник Записка о христианстве и культуре. Соч. в 4-х тт. М.: Мысль, 1996. Т. 2.

215. Флоренский П. А. священник. Избранные труды по искусству. М.:Изобразительное искусство, 1996.

216. Фрэзер Дж. Золотая ветвь. М., 1983.

217. Фрэзер Д. Фольклор в Ветхом завете. М., 1990.о.

218. Хазен Ио. Тайны колоколов // Музыка колоколов. 1999.

219. Харлап М. Г. Народно-русская музыкальная система и проблема происхождения музыки//Ранние формы искусства. М.: Сов. композитор, 1971.

220. Холопов Ю. Эдисон Денисов и музыка конца века // Свет. Добро. Вечность. Памяти Эдисона Денисова. М.: Композитор, 1999.

221. Холопов Ю. Н. Канон: генезис и ранние этапы развития // Теоретические наблюдения над историей музыки. М.: Музыка, 1978.

222. Хоун Г. Сокровенный лик музыки // Аум: Синтез мистических учений Запада и Востока. М., 1990. № 2.

223. Худоносов Максим (священник). О значении колокольного звона в православной русской церкви // Оренбургские епархиальные ведомости, 1900, № 23−24.

224. Цветаева А. И., Сараджев Н. К. Мастер волшебного звона. М.: Музыка, 1988.

225. Церковно-исторический месяцеслов Свято-Троицкой Сергиевой лавры. М.: Тип. В. Готье, 1854.

226. Чиновник Нижегородского Преображенского собора. С предисловием и указателем А. Голубцова. М.: Университет, 1905.

227. Чиновная книга // Временник Общества истории и древностей российских. 1852. Кн. 15. с. 22. (гл. V).

228. Чиновник Новгородского Софийского собора. А. Голубцов. М.И.О.И. и Д.Р. при М. Ун-те. 1899.

229. Чудинова И. А. Кампанологические данные в рукописных монастырских уставах XVII века // Материалы к «Энциклопедии музыкальных инструментов народов мира». СПб.: РИИИ, 2003. Вып. 2.

230. Чудинова И. А. День Соловецкого клирошанина. // Наследие монастырской культуры. Ремесло, художество, искусство. Статьи, рефераты, публикации. СПб., РИИИ, 1998. Вып. 3.

231. Чудинова И. А. «Якоже град неогражден.» (Петербургские колокола и клокшпили) // Ж-л любителей искусства СПб, 1998. № 1.

232. Шахназарова Н. Г. Проблемы народности в советском искусстве на современном этапе. М.: Музыка, 1987.

233. Шашкина Т. Б. Модульный метод колокололитейного ремесла // Колокола, 1985.

234. Шашкина Т. Б. Колокольная бронза// Колокола, 1985.

235. Шашкина Т. Б. Древнерусские колокола домонгольского времени // Колокола. 1993.

236. Шейн П. В. Материалы для характеристики быта и языка русского населения Северо-Западного края. СПб., 1890. Т.1. 4.2.

237. Шершнев М. Н. Искусство колокололитейных мастеров Вятской губернии//Колокола, 1985.

238. Штаден Г. О Москве Ивана Грозного: Записки немца-опричника. М., 1925.

239. Шишаков В. Колокола на индустриализацию // Антирелигиозник. М., 1930. № 2.

240. Щуров В. М. Стилевые основы русской народной музыки. М.: Московская гос. консерватория, 1998.

241. Эйзен И. М. Колокол. Исторический обзор по поводу его 1500-летия // Литературные приложения при журнале «Нива» на 1894 г. С-Пб.: издание А. Ф. Маркса. № 8. Стб. 717−734- № 9. — Стб. 113−127- № 10. — Стб. 334−346.

242. Энциклопедический словарь. Издание Брокгауз, Ефрон, т. XV. СПб., 1895. («Колокола»).

243. Юсфин А. О целостности композиции в остинатных формах народной музыки (тезисы к проблеме) // Проблемы традиционной инструментальной музыки народов СССР. Л.: ЛГИТМиК. 1986.

244. Яковлева Н. П. Колокололитейное производство в Валдае // Колокола.

245. Ямпольский A.M. Импровизация // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. М, 1974. Т. 2.

246. Ярешко А. С. Колокольные звоны России. М.: Глаголь. Республ. центр русского фольклора, 1992.

Литература

на иностранном языке:

247. Die Musik in Geschichte und Gegenwart, Bd. 5. Kassel und Basel, 1956.

248. ElphickG. The craft ofthe bellfounder. London, 1988;

249. Van Heuven E. W. Acoustical Measurements on Church Bells and Carillons. Amsterdam, 1949;

250. Williams E. V. The bells of Russia: History and Technology. Princeton, 1985.

251. Rayleigh On Bells // Philosophial Magazine and Journal of Science. 1890. Series 5, No. 176.

252. NjuninB.N., Larucow A.S. Russian church bell // Second international congress on recent development in airand structure-borne sound and vibration. March 4−6, 1992, Auburn University. Auburn, 1992. Vol. 2.

253. Price P. Bell and man. Oxford, 1983.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой