Художественно-эстетическое образование в профильной школе: эволюция и перспективы развития
Диссертация
Актуальность исследования. На всем протяжении развития человеческой цивилизации образование как таковое было предметом постоянных дискуссий. Все разногласия в целом сводились к поиску универсальной системы, способной за достаточно ограниченное время, по сравнению с глобальными процессами общественного развития, вырастить не просто грамотного человека, но интеллектуально-творческую личность… Читать ещё >
Содержание
- 1. ГЛАВА. Становление и развитие художественно-эстетического образования в старшей школе
- 1. 1. Предпосылки возникновения специализированной подготовки в области искусства на старшей ступени школы
- 1. 2. Специфика художественно-эстетического образования в советской школе 20-х и 30-х годов XX столетия
- 1. 3. Предметы искусства и общее среднее образование в стране 40-х -90-х годов XX века
- 2. ГЛАВА. Теоретико-методологические основы специализированной подготовки в области искусства
- 2. 1. Художественно-эстетическое образование в профильной школе на современном этапе ее реформирования
- 2. 2. Концептуальные идеи педагогики искусства как фундамент образования старшеклассников
- 2. 3. Психологическая теория деятельности и обучение искусству на завершающей ступени школы
- 3. ГЛАВА. Стратегия развития художественно-эстетического образования в профильной школе
- 3. 1. Художественно-эстетическое образование: сущность и основные функции
- 3. 2. Общие содержательные подходы к реализации профильного обучения искусству в школе
- 3. 3. Основные направления развития специализированной подготовки старшеклассников в области искусства
- 4. ГЛАВА. Дидактические аспекты обучения искусству на третьей ступени школы
- 4. 1. Формы и методы обучения в целостном художественно-педагогическом процессе
- 4. 2. Оценка качества художественно-эстетического образования на старшей ступени школы
- 4. 3. Интерпретация результатов опытно-экспериментального исследования в профильном обучении искусству
Список литературы
- АВПК и Б. Фонд департамента народного просвещения, д. № 324, 1906, л. 232.
- АВПК и Б. Фонд департамента народного просвещения, д. № 209, ч. И, 1911−1016.
- АВПК и Б. Фонд Министерства Народного Просвещения. Департамент Народного Просвещения. Совещан. попечителей учебных округов в феврале 1915 г., д. № 210.
- Адаскина А.А., Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З. Н. и др. Художественная одаренность детей, ее выявление и развитие. М.: Феникс, 2006. -112 с.
- Алексеева Л.Л. Воспитание культуры пения в общеобразовательной школе (некоторые вопросы теории и практики): Науч.-метод. пособие для учителей музыки и студентов средних и высших учебных заведений. — М.: «Спутник +», 2003. 115 с.
- Алексеева Л.Л. Эволюция художественно-эстетического образования на старшей ступени школы: Монография. — М.: Спутник+, 2009. 193 с.
- Андреевский И.С. Классическое и реальное образование. — Глухов, 1900.-52 с.
- Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2119 «Музыка и пение». М.: Просвещение, 1983. — 224 с.
- Аристотель. Поэтика. -М.: АН СССР- 1957. 328 с.
- Арнольдов А.И. Культура и современность. М.: АН СССР, 1973.225 с.
- Арнольдов А.И. Человек и мир культуры: Введение в культурологию. М.: Изд-во МГИК, 1992. — 240 с.
- Асафьев Б.В. Музыка в современной общеобразовательной школе // В сб.: Вопросы музыки в школе / Под ред. И. Глебова. Л.: Изд-во Брокгауз-Ефрон, 1926.-290 с.
- Асафьев Б.В. Избранные труды, т. 1−5. М., 1952 — 1957 гг.
- Асафьев Б.В. Музыка в современной общеобразовательной школе // В сб.: Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. 2-е изд. -Л.: Музыка, 1973. с. 47−59.
- Асафьев Б.В. Организация преподавания музыки в общеобразовательной школе // В сб.: Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. 2-е изд. — Л.: Музыка, 1973. — с. 61 — 70.
- Баженова Л.М., Некрасова Л. М. и др. Мировая художественная культура. XX век. Кино. Театр. Музыка. Том 4, часть 2. / Ред. сост. Кабкова Е. П. — М.: Питер, 2008. — 594 с.
- Бакушинский А.В. Художественная организация школьной жизни /V
- В сб.: Исследования и статьи. М.: ГИЗ, 1921. — 352 с.
- Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. Опыт исследования на материале пространственных искусств. — М.: Новая Москва, 1925.-240 с.
- Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание / Сост. Н. Н. Фомина, вступительные статьи Н. Н. Фомина, Т. А. Копцева. — М.: Карапуз, 2009. — 304 с. (Педагогика детства).
- Белинский В.Г. Ничто о ничем // В Сб.: Статьи и рецензии. Полн. собр. соч. Т.2. М: Изд-во АН СССР, 1953. — 762 с.
- Белинский В.Г. Менцель, критик Гете // В Сб.: Поли. собр. соч. Т.З. -М: Изд-во АН СССР, 1953. 683 с.
- Библер B.C. Творческое мышление как предмет логики (проблемы и перспективы) // В кн.: Научное творчество. — М.: Педагогика, 1969. С. 171−238.
- Бименова Т.Н. Мировая художественная культура: 10—11 классы: Русская культура IX—XVII вв.- Русская культура XVIII—XIX вв.: Элективные курсы. -М.: Учитель, 2008. 173 с.
- Блонский П.П. Из книги «Трудовая школа» / Избранные педагогические и психологические произведения: В 2-х т. М., 1979. — Т.1. — С. 141— 153, 164.
- Блуменау М. Индивидуализация преподавания как основная проблема реформы средней школы. Москва — Рига: Издание К. Г. Зихмана, 1916. — 14. с. (Проблемы науки и жизни. Сб. статей в отдельных выпусках. Выпуск 1).
- Бодина Е.А. Воспитательная функция музыки: (Эволюция и соврем, тенденции реализации): Дисс.. д-ра пед. наук. — М., 1992. 420 с.
- Большой психологический словарь. Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. 4-е изд. М.: ACT, 2009. — 816 с.
- Борев Ю.Б. Основные эстетические категории. — М.: Высшая школа, 1960.-446 с.
- Борев Ю.Б. Эстетика. Изд. 2-е. М.: Политиздат, 1975. — 399 с.
- Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. — М.: Прогресс, 1983. 158 с.
- Броневщук С.Г. Профильное обучение в школе. Вопросы организации и содержания. М.: Издательский дом «Витязь — М», 2004. — 208 с.
- Брюсова Н.Я. Лекции, прочитанные на курсах по преподаванию музыки в общеобразовательных школах, по хоровому пению и слушанию музыки. Лекция II. Как работать с хором. ЦГАЛИ. Ф. 2009.0. 1. Ед. хр. 17. Л. I-II (1917 г.).
- Брюсова Н.Я. За искусство // Новая школа. — 1918. № 4. — С. 193—196.
- В мире искусства. Словарь основных терминов по искусствоведению, эстетике, педагогике и психологии искусства / Сост. Т. К. Каракаш, А.А. Мелик-Пашаев, науч. ред. А.А. Мелик-Пашаев. М., 2001. — 384 с.
- Викторов П.П. Живые вопросы текущей современности.—1901.—45с.
- Волков Г. Н. Три лика культуры. М.: Молодая гвардия, 1986.-335с.
- Вульфсон Б.Л. Мировое образовательное пространство на рубеже веков. М.: Изд-во Московского психолого-социального университета, 2006. -235 с.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. Психологические исследования // Под ред. и вступ. ст. В. Колбановского. — М.-Л.: Гос. соц. эконом, издат., 1934.-278 с.
- Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6-ти т. Т. 3. Проблемы развития психики / Под ред. A.M. Матюшкина. М.: Педагогика, 1983. — 368 с.
- Выготский Л.С. Психология искусства / Под ред. М.Г. Ярошевско-го. -М.: Педагогика, 1987. 344 с.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 536 с. — (Психология: Классические труды).
- Выготский Л.С. Лекции по психологии. — СПб., 1997. 144 с.
- Галкина Т.И. Организация профильного обучения в школе. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Феникс, 207. — 288 с.
- Гегель Г. Эстетика в 4-х т. Т. 3. М., 1971. — 621 с.
- Гладкая И.В., Ильина С. П., Ривкина С. В. Основы профильного обучения и предпрофильной подготовки: Учебно-методическое пособие для учителей / Под ред. А. П. Тряпицыной. СПб.: Каро, 2005. — 128 с.
- Гладунцова М.А., Замятина И. А., Школяр В. А., Школяр J1.B. Музыкальное искусство. I класс (программа и методика). — М., 1994. — 98 с.
- Голубева Т. История и теория культуры: Программа курса для 1011-х кл. / Науч. метод, объединение «Творческая педагогика" — «Новая школа», 1993. — 23 с.
- Гольденвейзер А.Б. О музыкальном искусстве // Сб. статей. — М.: Музыка, 1975.-С. 288.
- Горюнова JT.B. Говорить языком самого предмета. — М.: Прометей, 1989. 143 с.
- Горюнова Л.В., Горюнова О. А., Литвина О. Л. Наука о развивающемся ребенке. Хрестоматия по педологии. В 2-х кн. Кн. 1. М.: Прометей -МПГУ им. В. И. Ленина, 1990. — 214 с.
- Горюнова Л.В., Горюнова О. А., Литвина О. Л. Наука о развивающемся ребенке. Хрестоматия по педологии. В 2-х кн. Кн. 2. — М.: Прометей — МПГУ им. В. И. Ленина, 1991. 162 с.
- Горюнова Л.В. Развитие ребенка как его жизнетворчество // Искусство в школе. 1993. 1.-С. 15−21.
- Горюнова Л.В. Пение как состояние души // Искусство в школе. — 1994.-№ 1.-С. 30−34.
- Государственный Архив Российской Федерации, ф. 10 049, on. 1А, № 1664, № 1932, № 2509, № 2825, № 3067, № 3272, № 3462.
- Гуревич Я.Г. К вопросу о реформе системы среднего образования в особенности же классических гимназий. — СПб., 1900. — 55 с.
- Гусейнов А.А., Запесоцкий А. С. Культурология Дмитрия Лихачева: комментарии к книге Д. С. Лихачева «Избранные труды по русской и мировой культуре». СПб.: Изд-во СПбГУП, 2006. — 36 с.
- Гущин А.С. Вводная статья к переводу Трактата о живописи «Салонов Дидро «Дени Дидро об искусстве», т. I. — М.: Искусство, 1936.-235 с.
- Гущин А.С. Происхождение искусства. — М—Л. Искусство, 1937. —112 с.
- Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении (логико-психологические проблемы построения учебных предметов) — М.: Педагогика, 1972.-424 с.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения (Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования) М.: Педагогика, 1986.-240 с.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Интор, 1996. —375 с.
- Давыдов В.В., Кудрявцев В. Т. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней // Вопросы психологии. — 1997. № 1. — С. 3−18.
- Давыдов В.В. Новый подход к пониманию структуры и содержания деятельности // Психологический журнал. Т. 19 — 1998. № 6. — С. 20−28.
- Давыдов В.В. Что такое учебная деятельность // Начальная школа. -1999.-№ 7.-С. 12−18.
- Давыдов В.В. Лекции по общей психологии: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2005. —176 с.
- Данилова Г. И. Мировая художественная культура. От истоков до XVII века. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений гуманитарного профиля / Г. И. Данилова. 2-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2005. -333 с.
- Движение мировой художественной культуры. Очерки истории: Книга для учителя, Т.З., часть 1 / Под ред. Е. П. Кабковой. Санкт-Петербург: Питер, 2006. — 375 с.
- Демин В.П. О педагогическом даре А.С. Пушкина // Педагогика искусства: электронный научный журнал. 2008. — № 3. — URL: http://www.art— education.ru/AE-magazine/.
- Демин В.П. Лев Толстой как зеркало русской педагогики // Педагогика искусства: электронный научный журнал. — 2009. № 1. — URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/.
- Директивы ВКП (б) и постановления Советского правительства о народном образовании за 1917 1947 гг. Вып.2. — М. — Л., 1947, с. 262−272.
- Директивы ВКП (б) и Постановления Советского Правительства о народном образовании. Сборник документов за 1917 — 1947 гг. Приложение к журналу «Советская педагогика». Вып.1, сост. Н. И. Болдырев. М. — Л.: АПН РСФСР, 1949.-320 с.
- Дистервег А. Избр. пед. соч. М.: Гос. Уч.-пед. изд-во. Мин. Проев. РСФСР, 1956. — 375 с.
- Дмитриев С.Н. Стенограмма вступительной речи на организационном заседании секции по вопросу об эстетическом воспитании в школе и семье, произнесенной председателем секции С.Н. Дмитриевым.-Б.м., б. г — 12 с.
- Днепров Э.Д. Образовательный стандарт — инструмент обновления содержания общего образования / Временный научный коллектив «Образовательный стандарт» Министерства образования Российской Федерации. — М., 2004. -104 с.
- Добролюбов Н.А. О значении авторитета в воспитании // В Сб.: Педагогические сочинения. 2-е переработанное и расширенное издание. — М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР, 1949. 623 с. — С. 126 — 147.
- Доклад Комиссии и губернской земской управы о школах с повышенным курсом им. Д. Н. Шилова. -М., 1906. 15 с. (Московское губернское земское собрание. Очередная сессия 1906 г.).
- Доклад соединенного совещания председателей управ, комиссии по народному образованию и губернской управы о школах повышенного типа. -М., 1912.-42 с.
- Единая трудовая школа (Программы, объяснительные записки к ним и пр.). Программы школ II ступени. Б.м. и г. — 36 с. (Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика).
- Единая трудовая школа и примерные планы занятий в ней (I ступень обучения). Вятка: Изд-во Вятского Губернского отдела народного образования, 1918. — 127 с.
- Еремеев А.Ф. Происхождение искусства. М.: Молодая гвардия, 1970. — 272 с.
- Ермолинская Е.А. Программа по изобразительному искусству. 1 -9 классы // Изобразительное искусство в школе. 2002. — № 5. — с. 18 — 26.
- Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003.-208 с.
- Законопроекты и постановления Государственного Комитетапо народному образованию при Министерстве Народного Просвещения1 (Май — декабрь 1917 г.). Систематизировано В: И. Чарнолуским. — Б.м., 1917. — 349 с.
- Занков Л.В., Избр. пед. труды / вступ. ст. Ш. А. Амонашвили. — М.: Новая школа. 1996. — 432 с.
- Запесоцкий А.С. Образование: философия, культурология, политика. М.: Наука, 2002. — 456 с.
- Зинченко В.П. Саморазвитие духа. (Памяти друга) // Вопросы психологии. 1998. — № 5. — С. 5−12.
- Изобразительное искусство и художественный труд. Программы общеобразовательных учреждений с краткими методическими рекомендациями. 1−9 классы. Под руководством Б. М. Неменского. — 5-е изд. — М.: Просвещение, 2009. 141 с.
- Ильенков Э.В. Диалектическая логика: Очерки истории и теории. — 2-е изд., доп. М.: Политиздат, 1984. — 320 с.
- Ильенков Э.В. Философия и культура / Мыслители XX века /. М.: Политиздат, 1991. -464 с.
- Ильенков Э.В. Школа должна учить мыслить! // Хрестоматия по педагогической психологии. М., 1995. — С. 284−312.
- Инструктивное письмо Подготовки и сдачи норм на значок «Искусство Детям Трудящихся». — Гор. Горький, 1934. 12 с. (Горьковский Краевой Дом Художественного Воспитания Детей при Горьковском КрайОНО).
- Инструкция для городских училищ Санкт-Петербургского учебного округа. СПб., 1888. — 71 с.
- Инструкция для городских училищ ведомства Министерства народного просвещения (по Положению 31 мая 1872 г.). СПб., 1894. — 64 с.
- Инструкция для начальных народных училищ города Полтавы и Полтавского уезда, утв. Полтавским уездным училищным Советом 20-го октября 1911 г. Полтава, 1911. — 63 с.
- Инструкция по постановке школьного дела в школах I первой ступени на 1923 1924"учебный год в Автономной обл. Коми. — Б.м., б.г. — 32 с.
- Информационное письмо Министерства образования’Российской Федерации от 13 ноября 2003 г. № 14−51−277/13 с Приложением «Элективные курсы в профильном обучении». — http: // www.ed.gov.ru/.
- История педагогики: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2110 «Педагогика и психология (дошкольная)» / Под ред. М. Ф. Шабаевой. М.: Просвещение, 1981. — 367 с.
- История художественного образования в России XX века: Монография / в лицах, фактах, событиях, произведениях художественного творчества детей и подростков. Т.1. — М.: Педагогика, 2002. — 473 с.
- История художественного образования в России проблема культуры XX века. — М.: Издательский Дом РАО, 2003. — 412 с.
- Кабалевский Д.Б. Про трех китов и про многое другое. М.: Музыка, 1970. — 224 с.
- Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? М.: Советский композитор, 1977. — 253 с.
- Кабалевский Д.Б. Дорогие мои друзья. — М.: Молодая гвардия, 1977.- 192 с.
- Кабалевский Д.Б. Ровесники. Беседы о музыке для юношества. — М.: Музыка, 1980. 120 с.
- Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Кн. для учителя / Сост. В. И. Викторов. -М.: Просвещение, 1981. 192 с.
- Кабкова Е.П., Савенкова Л. Г. Эффективные системы взаимодействия предметов гуманитарного цикла в практике общеобразовательных учреждений: Монография. М.: ИХО РАО- Тольятти: ТГУ, 2005. — 264 с.
- Кабкова Е.П. Художественное обобщение на уроках искусства. — М.: Институт художественного образования РАО, 2005. — 292 с.
- Кабкова Е.П., Олесина Е. П., Фомина Н. Н. и др. Мировая художественная культура: Книга для учителя старших классов общеобразовательной школы. Том 4, часть Л. СПб.: Питер, 2007. — 324 с.
- Каган М.С. Человеческая деятельность. — М.: Изд-во полит, лит., 1974.-352 с.
- Каган М.С. О духовном. (Опыт категориального анализа) // Вопросы философии. 1985. — № 9. — С. 91−102.
- Каган М.С. Философия культуры. Санкт-Петербург, ТОО ТК «Петрополис», 1996. — 416 с.
- Каган М.С. Эстетика как философская наука. — Санкт-Петербург, ТОО ТК «Петрополис», 1997. 544 с.
- Кадобнова И.В., Усачева В. О., Школяр Л. В., Школяр В. А. Учебно-методический комплект «Искусство слышать». М: Радуница, 1994. — 38 с.
- Канке В.А. Философия науки: краткий энциклопедический словарь / В. А. Канке. М.: Издательство «Омега — Л», 2008. — 328 с.
- Кантор К.М. Философия и культура в историческом развитии человечества // Вопросы философии. 1983. — № 7. — С. 86−99.
- Каратыгин В.Г. О слушании музыки // Музыка в единой трудовой школе. Петроград, 1919. — С. 16−29.
- Кашекова И.Э. Моделирование образовательного пространства школы средствами искусства: Моногр. — М.: Издательский Дом РАО, 2007. — 256 с.
- Кнебель М.О. Поэзия педагогики Ред. Н. А. Крымова: Предисл. Г. Товстоногова: ил. Ю. Пименова. 2-е изд. — М.: ВТО, 1984. — 526 с.
- Ковин Н.М. Пение и музыка в единой трудовой школе / В сб.: Музыка в единой трудовой школе. П-г, 1919. — С. 5−8.
- Коменский Я.А. о воспитании: Золотой фонд педагогики / Сост. Н. М. Матвеева. М.: Школьная Пресса, 2003. — 192 с. — («Воспитание школьников. Библиотека журнала». Вып. 45).
- Кондаков М.И. Новое содержание образования и совершенствование учебного процесса. — М., 1974. 245 с.
- Константинов Н.А. Очерки по истории средней школы. 2-е изд., доп. М.: Уч.-пед. изд., 1956. — 247 с.
- Конституции государств Европы. В 3-х т. М.: Норма, 2001. — Т. 1 — 824 е., Т.2 — 840 е., Т. З — 792 с.
- Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Вестник образования, декабрь. 2002. — № 4. — С.5 — 25.
- Концепция художественного образования в Российской Федерации // Искусство в школе. 2003. — № 2. — С. 3 — 7.
- Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования- под ред. A.M. Кондакова, А. А. Кузнецова. 2-е изд. — М.: Просвещение, 2009. — 39 с. -(Стандарты второго поколения).
- Коротеева Е.И. Развитие способностей детей к художественно-творческой деятельности. — М.: Издательский Дом РАО, 2005.
- Красильников И.М. Музыкальная культура и образование: актуальные проблемы взаимодействия // Искусство и образование. 1999. — № 4.
- Красильников И.М. Современные тенденции и противоречия развития музыкальной культуры и образования // Музыка в школе. — 2000. -№ 1.
- Красильников И.М. Творческое задание на уроках искусства // Искусство в школе. 2001. — № 3.
- Критская Е.Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Музыка: Программы для 1−4 классов с метод, рекомендациями. М.: Дрофа, 2001. — 225 с.
- Критская Е.Д., Сергеева Т. П. Музыка: Программы для 5−9 классов. М.: Просвещение, 2005: — 178 с.
- Кричевский В.Ю., Кошкина В.С, Щербова Т. В., Згоржельская Т. П. КАК построить профильную школу (пособие для руководителей, общеобразовательных учреждений). — СПб.: Филиал издательства «Просвещение», 2005.- 192 с.
- Кудрявцев В.Т., Слободчиков В. И., Школяр JI.B. Культуросооб-разное образование: концептуальные основания // Известия Российской академии образования. 2001. — № 4. — С. 4 — 46.
- Кульневич С.В., Лакоценина Т. П. Совсем необычный урок: Практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. Ростов-н-Д: ТЦ «Учитель», 2001 — 159 с.
- Ленинградский губернский отдел народного образования. Научно-методический Совет. Сб.4, ч.1. Программы с объяснительными записками для 1 9 кл. школ городского типа. — Л., б.г. — 48 с.
- Ленинградский губернский отдел народного образования. Научно-методический Совет. Т.4, ч.2. Программы с объяснительными записками для 1−9 кл. школ городского типа. — Л., б.г. — 60 с.
- Ленинградский губернский отдел народного образования. Научно-методический Совет. Сб.5. Программы уклоновых дисциплин для 8−9-х классов. Л., б.г. — 59 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Изд. 2-е. М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. Т. 2. — М.: Политизд., 1978. 350 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Смысл- Издательский центр «Академия», 2005. 352 с.
- Лихачев Д.С. Культура как ценностная среда // Новый мир. — 1994. -№ 8. С. 3−8.
- Лихачев Д.С. Университетские встречи. 16 текстов. — СПб.: Изд-во СПбГУП, 2006. 96 с.149: Локоть Т. Классицизм и реализм (Основные вопросы реформируемой <школы). М., 1903. — 67 с.
- Локшин Д.Д. Хоровое пение в русской дореволюционной и советской школе. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957. — 296 с.
- Лотман Ю.М., Успенский Б. А. Избр. статьи в 3-х т. Т. III. М., 1993.-480 с.
- Луначарский А.В. Избранные статьи по эстетике. — М.: Искусство, 1975.-391 с.
- Луначарский А.В. О воспитании и образовании. Под ред. A.M. Ар-сеньева, Н. К. Гончарова, И. А. Каирова, М. А. Прокофьева, В. А. Разумного. -М.: Педагогика, 1976. 640 с.
- Макарова Е.В. Профилизация учебного процесса как способ построения образовательной реальности // Профильная школа. 2005. — № 5.
- Максимович В.Ф. Традиционное прикладное искусство России. — СПб., 2007. 67 с.
- Малиновский Н.А. Коренные нужды современной начальной народной школы. Доклад зав. отделом народного образования Нижегородской губернии земской управы Н. А. Малиновского. Н. Новгород, 1911.-51 с.
- Малюков А.Н. Психология переживания и художественное развитие личности: Науч.-метод. пособие. — М.: Феникс (Дубна), 1999. — 256 с.
- Мамонтов Я. Проблема эстетического воспитания. — М., 1914. — 20 с. (Отдельный оттиск из «Известий Московского коммерческого института», экономическое отд., кн.2).
- Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука: (логико-методологический анализ). — М.: Мысль, 1983. 284 с.
- Материалы по реформе средней школы. Примерные программы и объяснительные записки. — Петроград, 1915, VI.
- Медушевский В.В. Интонационная форма музыки: Исследование. -М.: Композитор, 1993.-262 с.
- Методика преподавания мировой художественной культуры в 8 классе. М.: НИИ школ, 1984., — 75 с.
- Методика преподавания мировой художественной культуры в 9 классе. М.: НИИ школ, 1985. — 83 с.
- Мировая художественная культура. Программа экспериментальных курсов для общеобразовательной школы (VIII — X классы) (с краткими методическими рекомендациями). М.: НИИ школ, 1983. — 144 с.
- Мировая художественная культура. Программа для общеобразовательной школы VIII X (IX — XI) классов (с краткими методическими рекомендациями). — М.: НИИ школ, 1987. — 92 с.
- Мировая художественная культура: Факультативный курс. 5−9 (10 класс). Курс для школ и классов гуманитарного профиля. 10−11 (11 — 12) классы. — М.: Дрофа, 2008. 192 с.
- Музыка в 4−7 классах: Метод, пособие для учителя / Т. А. Бейдер, Т. Е. Вендрова, Е. Д. Критская и др.- Под ред. Э.Б. Абдуллина- Научн. руководитель Д. Б. Кабалевский. М.: Просвещение, 1986. — 239 с.
- Музыка (музыкально-эстетическое воспитание) 1−4 кл. Автор-сост. и научный редактор Н. А. Терентьева. М.: Просвещение, 1994. — 78 с.
- Музыка: Программы образовательных учреждений. Начальные классы. М.: Просвещение, 2002. — 160 с.
- Музыкальное образование в школе: Учебное пособие для студ. муз. фак. и отд. высш. и сред. пед. учеб. заведений / JI.B. Школяр, В. А. Школяр, Е. Д. Критская и др.- под ред. JI.B. Школяр. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. 232 с.
- Мусин-Пушкин А. Среднеобразовательная школа в России, и ее значение. Пб., 1915. — 163 с.
- Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. — М.: Музыка, 1988. —
- Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов. 1917 1973 гг. Сост. А. А. Абакумов, Н. П. Кузин, Ф. И. Пузырев, Л. Ф. Литвинов. — М.: Педагогика, 1974. — 560 с.
- Настольная книга классного руководителя / Сост. В. А. Березина, Л.И. Виноградова- Под ред. В. А. Березиной. — М.: ООО «Издательство Аст-рель»: ООО «Издательство ACT»: ООО «Транзиткнига», 2003. 424 с.
- Науменко Л.К. Монизм как принцип диалектической логики. М.: Прогресс, 1985.-320 с.
- Научные школы в педагогике искусства. Часть 1. Под ред. Л. Г. Савенковой. М.: Издательский Дом РАО, 2008. — 166 с.
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Директор школы. 2001. — № 1.
- Нейваненко С.Г. Четырехлетняя народная школа с дополнительными курсами. -М., 1912. 95 с.
- Неменский Б.М. Тревоги большого пути. Слово художника к интеллигенции. — М.: Советский художник, 1967. 63 с.
- Неменский Б.М. Распахни окно. Мысли художника об эстетическом воспитании. М.: Молодая гвардия, 1974. -188 с.
- Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1981. 192 с.
- Неменский Б.М. Познание искусством. М.: Изд-во УРАО, 2000. —192 с.
- Неменский Б.М. Педагогика искусства. — М.: Просвещение, 2007. —
- Немова Н.В. Управление введением системы предпрофильного обучения девятиклассников: Учебно-методическое пособие. — М., 2003. — 175 с.
- Новиков A.M. Российской образование в новой эпохе. — М.: Эгвес, 2000. 269 с.
- Новиков JI.A. Искусство слова. -М.: Педагогика, 1982. 128 с.
- Новикова Т.Г., Прутченков А. С., Пинская М. И. Рекомендации по построению различных моделей и использованию портфолио учащихся основной и средней (полной) школы // Вестник образования. 2004. — № 4. — Тематическое приложение. — С. 98 — 112.
- Новое педагогическое мышление / Под ред. А. В. Петровского. -М.: Педагогика, 1989. 280 с.
- Новые государственные стандарты школьного образования. — М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство ACT», 2004. 446 с. — (Образование в документах и комментариях).
- О результатах работ по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования в 2006 году. http: // www.isiorao.ru/Progect/experience/profil/ spravka2006.php.
- Об основных направлениях построения программ начальной и средней школы на основе Постановления ЦК ВКП (б) от 5 сентября 1931 г. Постановление Коллегии Наркомпроса РСФСР от 10/XI 1931 г. — М. — JL: Учпедгиз, 1931. — 7 с.
- Об укреплении связи школы с жизнью и дальнейшем развитии системы народного образования в стране. Тезисы ЦК КПСС и Совета Министров СССР. -М., 1958. 15 с.
- Образование Оренбургской области на рубеже XX—XXI вв.еков / Под ред. В. В. Попова. Оренбург: ИПК ОГУ, 2002. — 306 с.
- Образцов А. Школьная реформа. Известия- рассуждения и заметки по вопросам общего образования. — СПб., 1902. 18 с.
- Ойзерман Т.И. Проблемы культуры в философии марксизма // Вопросы философии. 1983. — № 7. — С. 17−25.
- Окладников А.П. Утро искусства. JL: Искусство, 1967. — 135 с.
- Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы. — М.: Просвещение, 1987. 123 с.
- Основные узаконения и распоряжения по народному просвещению. М. — Л., 1929. — 306 с. (Заколодкин И.Ф. и Подземский А.Я.).
- Основы эстетической культуры и эстетики в школе: Программа учебного факультативного курса / Проект: АПН СССР, НИИ художественного воспитания. М.: Б.и., 1990. — 47 с.
- Основы эстетической культуры: Программа для общеобразовательных, специальных школ, лицеев, гимназий и внешкольных детских учреждений- Авторы: Г. В. Арзямова, Е. Г. Багреева, Л. П. Печко и др. М.: ИЦЭВ РАО, 1998.-47 с.
- Острогорский В. Письма об эстетическом воспитании. Изд. З-е. — М.: Изд-во Сытина, 1908. 79 с.
- Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. 4.1 / М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Кабанова и др.- под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. М.: Просвещение, 2009. -215 с. — (Стандарты второго поколения).
- Павлов А.П. Мысли, чаяния и опасения по поводу предстоящей реформы среднего образования в России. М., 1916. — 66 с.
- Педагогика: учебник для студентов педагогических вузов и колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России. — 2002. — 608с.
- Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад- Редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. 528 с.
- Печко Л.П. Эстетика природы: Программы дополнительного образования для детей подросткового возраста (учеников 5—6-х классов). — М.: Институт художественного образования РАО, 2005. — 25 с.
- Печко Л.П. Выразительность эстетики природы и культура личности / Л. П. Печко. Ульяновск: УлГТУ, 2008. — 363 с.
- Пирогов Н.И. Сочинения. Т.2. СПб., 1887. — 555 с.
- Планируемые результаты начального общего образования / Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.- под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. — М.: Просвещение, 2009. — 120 с. — (Стандарты второго поколения).
- Платон. Диалоги. (Определения). М.: Мысль, 1986. — 607 с.
- Повышенная школа и оборона страны: Сб. материалов, дополнений и пояснений к программам Наркомпроса.-М. — Л.: Госиздат, 1928.-151 с.
- Повышенная школа и оборона страны. Сборник материалов, дополнений и пояснений к программам Наркомпроса. М. — Л.: НКП РСФСР -Госиздат, 1-е изд.1927. — 151 е., 2-е изд. 1929. — 151 е., 3-е изд. — 1930. — 151 с.
- Полат Е. С. Дистанционное обучение в профильных классах общеобразовательной школы // Профильная школа. 2005. — № 5.
- Положение 1874 года о начальных народных училищах в связи с инструкцией инспекторам 1871 г., проектом наказа училищным советам и некоторыми другими законоположениями. СПб.: Народная польза, 1901. — 166 с.
- Положение о единой трудовой советской школе. Программы, с объяснительными записками, для, школ I ступени и последующими распоряжениями. Изд.2-е. — Орел: Изд. Орловского Уездного Отдела Народного образования, б.г. 42 с.
- Поляков С.Н. К вопросу о реформе средней школы. Сб. статей С. Н. Полякова. Тула, 1916. — 100 с.
- Примерные комплексные программы для школ I ступени. Ставрополь, б.г. — 24 с.
- Примерные программы, учебные планы и др. материалы для единой школы первой ступени. — Чита: Министерство народного просвещения ДВР, б.г. 148 с.
- Примерные учебные планы для первой и второй ступени в единой трудовой школе (Народный Комиссариат по просвещению. Отдел Единой трудовой школы). М.: Госиздат, 1920. — 8 с.
- Примерные программы для второй ступени Единой трудовой школы (Утверждены Наркомпросом РСФСР). — Издание Оренбургско-Тургайского Губернского Отдела Народного Образования — Оренбург: Типография Г. М. Мильберг, 1921. 224 с.
- Примерные комплексные программы школ II ступени (1−5-х годов обучения). — Ставрополь: Ставропольский окружной отдел народного образования, 1924. 127 с.
- Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч.1 / Руководители проекта Н. Д. Никандров, М. В. Рыжаков, А. М. Кондаков. — М.: Просвещение, 2008. 317 с.
- Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч.2 / Руководители проекта Н. Д. Никандров, М. В. Рыжаков, А. М. Кондаков. -М.: Просвещение, 2008.-232 с.
- Предтеченская JI.M. Мировая художественная культура в старших классах общеобразовательной школы // В кн.: Музыкальное воспитание в СССР.-Выпуск 1. 1978. -С. 151−234.
- Предтеченская JI.M. Метод художественно-педагогической драматургии в системе организации преподавания курса МХК // Музыка в школе. — 1984.-№ 4.
- Предтеченская JI.M., Щербаков Н. Ю. Методика преподавания МХК в 8 классе: Пособие для учителя. — М., 1984. 106 с.
- Предтеченская JI.M. Методика преподавания МХК в 8 классе: Пособие для учителя. — М., 1985. — 98 с.
- Предтеченская JI.M. Методика преподавания МХК в 9 классе: Пособие для учителя / НИИ школ. М., 1985. — 83 с.
- Предтеченская JI.M. Мировая художественная культура — пути становления предмета // Искусство в школе. 1992. — № 1. — С. 3 -10.
- Программа для I и II ступени Единой трудовой школы. Новгород, 1922.-91 с.
- Программа Изобразительное искусство и художественный труд: 1 9 классы общеобразовательной школы / Союз художников СССР, НИИ художественного воспитания АПН СССР. — М., 1985. — 61 с.
- Программа по музыке для общеобразовательной школы. Изд. 2-е. -М.: НИИ ХВ, 1965.-35 с.
- Программа по музыке для общеобразовательной школы. — М.: Просвещение, 1970. 24 с.
- Программа семилетней трудовой школы. Для школ Рославльского уезда. Рославль, 1922. — 93 с.
- Программа средней школы на 1957−58 уч. год. Пение 7−10 кл. Факультативное преподавание. М.: АПН РСФСР, 1956. — 25 с.
- Программа средней школы. Проект для обсуждения. На правах рукописи. Музыкальное искусство. М.: АПН РСФСР, НИИ ХВ, 1965 — 38 с.
- Программа минимум для школ II ступени. — М.: МОНО, 1922. — 42 с. — Приложение к журналу «Вестник просвещения» № 10, декабрь 1922 г.
- Программы для общеобразовательных учебных заведений РФ / Министерство образования РФ. Примерная программа по обучению учащихся изготовлению изделий народных художественных промыслов. 5−11 классы. М.: Просвещение, 1992. — 160 с.
- Программы для общеобразовательных учреждений / Министерство образования РФ. Художественная культура Древнего мира, Средних веков и эпохи Возрождения: 6 — 8 кл.- Мировая художественная культура: 9—11 кл. -М.: Просвещение, 1994. 175 с.
- Программы для первого концентра школ второй ступени (5, 6 и 7 гг. обучения). 2-е изд. М. — Л.: ГИЗ, 1925. — 223 с.
- Программы для первой и второй ступени семилетней Единой трудовой школы. М.: Госиздат, 1921. — 358 с.
- Программы для школьных детских домов. Электроприборостроение. Столярное дело. М.: НКП РСФСР, 1940 — 1941. — 78 с.
- Программы для школ-семилеток и первых трех групп школ II ступени. -Екатеринбург: Уралкнига, 1924. 96 с.
- Программы и методические записки Единой трудовой школы. Изд. 3-е по изд. 1927 г. — М. — JL: ГИЗ, 1929. Выпуск 5. 2-й концентр школы II ступени. Программы общеобразовательных предметов. — 151 с.
- Программы начальной школы. Городской вариант. — 2-е изд. — М.: Наркомпрос, Госиздат, 1930. — 88 с.
- Программы начальной школы. Сельский вариант. 3-е изд. М.: Госиздат, 1930. — 80 с.
- Программы начальной школы. -М.: Наркомпрос, 1943. 121 с.
- Программы общеобразовательных учреждений / Министерство образования РФ // Рисунок. Живопись. Композиция: 1 — 11 кл. (для классов с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла). -М.: Просвещение, 1995. 94 с.
- Программы средней школы (городской и сельской) 5 — 8 года обу-: чения. Утв. Коллегией НКП РСФСР. Вып.7. ИЗО, МУЗО, Физ-ра. М.: Учпедгиз, 1933. 38 с.
- Программы средней школы / Министерство Просвещения СССР. Одногодичные педагогические классы по подготовке воспитателей дошкольных учреждений. М.: Просвещение, 1982. — 168 с.
- Программы средней школы / Министерство Просвещения РСФСР. Программа факультативного курса для средней школы «Мировая художественная культура». М.: Просвещение, 1985. — 81 с.
- Программы средней общеобразовательной школы / Министерство Просвещения СССР. Мировая художественная культура. 8−10 классы. — М.: Просвещение, 1988. 79 с.
- Программы средней общеобразовательной школы / Министерство Просвещения СССР. Профессиональное обучение, 8−9 классы. Основы производства. Выбор профессии. -М.: Просвещение, 1987. — 11 с.
- Программы фабрично-заводской семилетки. М.: Гос. Изд-во НКП РСФСР, 1930.-36 с.
- Программы школы 9-летки на 1923 1924 учебный год. Выработано Орловским ГубОНО на основе программ ГУСа. — Орел: Красная книга, 1923.-105 с.
- Программы школ колхозной молодежи. Вып. 1 — 3. — М. — Л.: Учпедгиз, 1931 (Учебно-методический сектор НКП РСФСР. Вып.2. Естествознание. Химия. Начальная астрономия. Физика. Математика. Графическая грамота и др.). 80 с.
- Программы школ первой и второй ступени. Сост. школьными работниками г. Владивостока под ред. Приморского Губернского Отдела Народного Образования. Владивосток: Госкнига, 1923. — 280 с.
- Программы школ повышенного типа железнодорожного и водного транспорта на 1927−1928 гг. Утверждены Методкомом ЦУтранпроса, 1927. -176 с.
- Программы-минимум Единой трудовой школы первой и второй ступени. Л.: Кн. сектор ЛГОНО, 1925. — Выпуск 2. Изобразительная грамота, драматизация и музыка в трудовой школе первой и второй ступени, 1925. -68 с.
- Проект программы средней школы // Институт методов обучения АПН РСФСР. Пение. 1−6 кл. Сост. Пономарев И. П. и др. М.: Учпедгиз, 1947.-132 с.
- Проект учебного плана и программ второго концентра школ второй ступени. М. — Л.: Госиздат,. 1927. — 63 с.
- Прокофьев М.А. Советская общеобразовательная школа на современном этапе. М., 1975. — 186 с.
- Профильное образование: лицей в системе интеграции «школа-вуз-производство». М.: Центр «Школьная книга», 2003. — 156 с.
- Пругавин А.С. Законы и справочные сведения по начальному народному образованию. Издание второе, дополн. — СПб.: Издание Товарищества «Общественная польза», 1904. — 1095 с.
- Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики. М.: Знание, 1980. — 154 с.
- Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М.: Музыка, 1989.- 166 с.
- Ражников В.Г. Школа настроения методика развития художественного сознания детей // Искусство в школе. — 1993. — № 1.
- Рапацкая JI.A. Мировая художественная культура: Общечеловеческие ценности мировой художественной культуры: взгляд из России: Учебник для учащихся 10 класса / JI.A. Рапацкая. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005. 375 с.
- Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура: Учебник для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений / Л. А. Рапацкая. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005. — 384 с.
- Революция-искусство-дети: Материалы и документы: Из истории эстетического воспитания в советской школе: Кн. для учителя. В 2 ч. Ч. 1. 1917−1923 / Сост. Н. П. Старосельцева. 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 1987.-240 с.
- Рогов А.И. Музыкальная эстетика России XI XVIII веков. — М.: Музыка, 1973.-245 с.
- Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т. / Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия. — Т.1. — А — М — 1993. — 608 с.
- Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т. / Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия. — Т.2. — М — Я — 1999. -672 с.
- Рубинштейн М.М. Об эстетическом воспитании детей. — М., 1914. 102 с. (Оттиск из журнала «Вестник воспитания», №№ 1 и 2).
- Рубинштейн C.JI. О мышлении и путях его исследования. — М.: Изд-во АН СССР, 1958. 147 с.
- Румянцев Н.Е. Эстетическое воспитание в начальной школе. М., журнал «Народный учитель», 1913. — 94 с. (Библиотека «Народный учитель» под рук. Н. Е. Румянцева и О.Н. Смирнова).
- Савенкова Л.Г. Полихудожественное образование как фактор развития детей и юношества // Педагогика. 2006. — № 5.
- Савенкова Л.Г., Ермолинская Е. А., Протопопов Ю. Н. Изобразительное искусство: Интегрированная программа: 1—4 классы. — М.: Вентана-Граф, 2006.- 112 с.
- Савенкова Л.Г., Кабкова Е. П., Стукалова О. В. Педагогические технологии и механизмы художественно-творческого развития детей. М.: Издательский дом РАО, 2006.
- Сборник нормативных документов и методических материалов по предпрофильной подготовке и профильному обучению (сост. Абатурова В. В., Кравцов С.С.). М.: Вентана-Граф, 2007. — 224 с.
- Сборник руководящих и инструктивных материалов по всеобщему обучению детей. -М.: Наркомпрос РСФСР, 1944. 96 с.
- Сборник руководящих материалов для массовых школ округа на 1927 — 1928 учебный год. — Барнаул: Окружное методическое бюро, б.г. — 95 с. (Барнаул. Окр. ОНО).
- Сборник руководящих материалов по работе восьмилетних и средних общеобразовательных трудовых политехнических школ с производственным обучением. Утв. 12/IV 1962 г. — Фрунзе, 1962. — 68 с.
- Сборник руководящих указаний Министерства Просвещения «О работе школ и учителей». Кострома, 1949. — (РСФСР, Министерство Просвещения).
- Сборник учебных программ для школ I и II ступени, разработанный Учебно-программной комиссией Иваново-Вознесенского Губсоцвоса. -Иваново-Вознесенск, 1922. 63 с.
- Свасьян К.А. Человек как творение и творец культуры // Вопросы философии. 1987.-№ 6. -С. 132−138.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Нар. Образование, 1998. — 256 с.
- Селиванова Н. Экспериментальная программа по педагогике и психологии для педагогических классов 2-х годичной подготовки / Науч.-метод. объединение «Творческая педагогика" — МП «Новая школа». М.: МП «Новая школа», 1993. — 29 с.
- Сластении В: А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов- Под ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 546 с.
- Слонимский Ю.И. В честь танца. Статьи разных лет. — М.: Искусство, 1968.-370 с.
- Собрание Законодательства Российской Федерации, 2002, № 1. — http://www.systema.ru, ст. 119.
- Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор академик РАН Г. В. Осипов. М.: Издательская группа ИНФРА М -НОРМА, 1998.-488 с.
- Статьи по вопросам школы, воспитания и церковно-религиозной жизни. Книга III. Киев, 1891. — 391 с.
- Стукалова О.В. Развитие творческого воображения личности как проблема науки и культуры / В сб.: Эстетический опыт как источник активности творческого воображения в художественном образовании. М.: Институт художественного образования РАО, 2006.
- Сумнительный К.Е. Профильное обучение. Какова цена вопроса? М.: Изд-во Чистые пруды, 2006. — 32 с.
- Твердые программы по всем предметам Единой трудовой школы I и II ступени в г. Саратове и губернии на 1922 1923 г. II ступень. — Саратов: Саратовский отдел Госиздата, 1922. — 67 с.
- Тельчарова Р.А. Музыкальная культура личности как предмет философского анализа: Дис. докт. филос. наук. — М., 1992. — 365 с.
- Теория и методика музыкального образования детей: научно-методическое пособие / Л. В. Школяр, М. С. Красильникова, Е. Д. Критская и др. -М.: Флинта: Наука, 1998. 336 с.
- Теория и практика организации предпрофильной подготовки / Под ред. Т. Г. Новиковой. М., 2003. — 202 с.
- Теория и практика организации предпрофильной подготовки: Учебно-методическое пособие. Часть 1. Под ред. С. В. Кривых, Г. Н. Шорни-ковой, Н. Н. Букиной. СПб., 2005. — 187 с.
- Толстой JI.H. Что такое искусство? // Полн. собр. соч.: В 90 т. М., 1951.-Т. 30.-С. 27−203.
- Тощенко Ж.Т. Новые явления в общественном сознании и социальной практике. СПб.: Изд-во СПбГУП, 2008. — 72 с.
- Трудовая школа с уклоном (индустриальный, промышленно-экономический и педагогический уклоны). Сб. матер. Научно-методического совета ЛГОНО под ред. К. Никонова и Г. Шевякова. М. — Л.: Госиздат, 1926.-21 с.
- Трудовое обучение в детских домах. Программа по слесарному делу. Инструментальная специальность. М.: НКП РСФСР, 1936. — 54 с.
- Уколова Л.И. Музыкальная* среда как средство становления духовной культуры подрастающего поколения:.—М.: АС Траст, 2007. -285 с.
- Усачева В.О., Школяр Л. В., Школяр В. А. Музыкальное искусство. 2 класс (программа и методика). М.: Магистр, 1996. — 92 с.
- Усачева В.О., Школяр Л. В., Школяр В. А. Музыкальное искусство. 1- 4 класс: Программа и методика. М.: Дрофа, 2001. — 132 с.
- Учебные планы Наркомпроса. Екатеринодар: Гос. Изд-во Кубан-ско-Черноморского отд., 1920. — 12 с.
- Учебные планы и схемы программ 8 и 9-х годов обучения школ II ступени: Материалы Всероссийской конференции по школам II ступени 5 -10 июля 1925 г. Владимир: Губ. отдел народного образования. — Владимир: Б.и., 1925.- 196 с.
- Учебные планы начальной, неполной средней и средней школы. — М.: Учпедгиз, 1935. 31 с. 335. 322. Учебные планы неполной средней и средней школы. М.: НКП РСФСР, 1937.- 12 с.
- Ушинский К.Д. о воспитании: Золотой фонд педагогики / Сост. Н. М. Матвеева. М.: Школьная Пресса, 2003. — 192 с. («Воспитание школьников. Библиотека журнала»).
- Фельдштейн Д.И. О развитии фундаментальных психологических исследований / Д. И. Фельдштейн. М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. -16 с.
- Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности. В 2-х гг. -М.: МПСИ, 2005. 456 с.
- Филатова Л.О. Развитие преемственности школьного-и вузовского образования в условиях введения профильного обучения в. старшем звене средней школы. -М.: Бином. Лаборатория знаний, 2005. 192 с.
- Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 5-е изд. — М.: Политиздат, 1986. — 590 с.
- Фомина Н.Н. Детский рисунок: изучение, хранение, экспонирование / Н. Н. Фомина. Ижевск: ERGO, 2007. — 164 с.
- Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект / под ред. В. В. Козлова, A.M. Кондакова. М.: Просвещение, 2009. — 48 с. — (Стандарты второго поколения).
- Холостова Т.В. Проблема духовности человека / В кн.: Методологические проблемы изучения человека в марксистской философии. — Л., 1979.-С. 87−91.
- Хуторской А.В. Эвристическое обучение: Теория, методология, практика: Научное издание. М.: Международная педагогическая академия, 1998.-266 с.
- Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по разному?: Пособие для учителя. — М.: Владос, 2005. 383 с. (Серия «Педагогическая мастерская»).
- Чавчавадзе Н.З. Человек — культура ценности // Вопросы философии. — 1987. — № 6. — С. 59−69.
- Челышева Т.В. Предпрофильная подготовка девятиклассников. Образовательная область «Искусство»: Учебно-методическое пособие. М., 2003.- 187 с.
- Чернышевский Н.Г. Эстетические отношения искусства к действительности // В Сб.: Эстетика. — М— Л.: Государственное издательство «Искусство», 1939.-289 с. (С. 3−100).
- Швейцер А. Культура и этика. — М.: Прогресс, 1973. 380 с.
- Шеншин А.А. Принципы и методы общего музыкального образования // Музыка в школе: Материалы по общему музыкальному образова-нию.-М.: 1921.-С. 11−16.
- Шерстобитов В.Ф. У истоков искусства. М.: Искусство, 1971.200 с.
- Шиллер Ф. Статьи по эстетике. — М. — JL: Academia, 1935. 365 с.
- Школяр В.А. С чего начинается методика? (в рукописи).
- Школяр В.А. Обновление содержания музыкального образования с методологических позиций. М.: Флинта, 1999. — 82 с.
- Школяр В.А. Каким быть предмету МХК в школе? / В сб.: Эстетическое воспитание: Опыт, проблемы, перспективы. — М.: Институт художественного образования РАО, 2001. С. 5−45.
- Школяр В.А. Мировая художественная культура в общеобразовательной школе (от методологии к методике) / В сб.: Эстетическое воспитание: Опыт, проблемы, перспективы. — М.: Институт художественного образования РАО, 2001. С. 87−127.
- Школяр В.А. Культура, образование и развитие человека (методологические размышления в форме тезисов) // Известия РАО. — 2002. — № 4.
- Школяр В.А. Д.Б. Кабалевский и современное музыкальное образование // Учитель музыки. 2008. — № 1.
- Школяр В.А. С чего начинается методология? — М.: Mill У, 2008.158 с.
- Школяр Л.В. Государственные стандарты образования и преподавание искусства // Искусство в школе. 1993. — № 3.
- Школяр Л.В. Музыкальное искусство как учебный предмет в начальной школе (в системе развивающего обучения): Дис.. докт. пед. наук. — М., 1999. -348 с.
- Школяр Л.В. Музыкальное искусство как учебный предмет в начальной школе (в системе развивающего обучения): Автореф.. дис. докт. пед. наук. М., 1999. — 43 с.
- Школяр JI.B. Урок давало искусство // Искусство в школе. 1999. -№ 6.
- Школяр Л.В., Усачева В. О., Школяр В. А. Музыкальное искусство: Программы для 1 4 классов. — М.: Просвещение, 2001. — 78 с. 366. 208. Школяр Л. В., Усачева В. О., Школяр В. А. Учебник на уроке искусства. М.: ИПКиПРНО МО, 2002. — 75 с.
- Школяр Л.В. Образовательная область «Искусство» в системе культуросообразного образования // Киев: Искусство и образование. — 2006.-№ 3.
- Школяр Л.В. Проблемы развития музыкального образования в условиях социальных перемен // Учитель музыки. — 2008. — № 1.
- Щербакова А.И. Музыка. Человек. Культура: Опыт социально-философского анализа: Моногр. / А. И. Щербакова. М.: РГСУ, 2009. — 306 с.
- Экспериментальная программа медиаобразования: для старших классов школ гуманит. ориент. / АПН СССР, НИИ средств обучения и учеб.кн.- Шариков А. В., Черкашин Е. А. М.: НИИ средств обучения и учеб. кн. АПН СССР, 1991. — 42 с.
- Элективные курсы в профильном обучении. — М.: НФПК, 2004. -68 с.
- Эстетическое мировосприятие детей разных возрастных групп: Сб. науч. ст. // Науч. ред. Торшилова Е. М. М.: Институт художественного образования РАО, 2007. — 224 с.
- Юркевич П.Д. о воспитании: Золотой фонд педагогики / Сост.-ред. А. П. Фурсов. М.: Школьная Пресса, 2004. — 192 с. («Воспитание школьников. Библиотека журнала». Вып. 61).