Проблемы интерпретации камерно-вокального творчества Д. Д. Шостаковича
В контексте педагогического процесса это также значимо, поскольку без подготовки к вхождению в мир музыки Шостаковича должный результат не может состояться. Начинающий певец обязан следовать бессмертным словам «Душа обязана трудиться», должен соответствующим образом подготовить себя к искреннему сопереживанию, адекватному воплощению. Конечно, вряд ли молодой человек мог пережить ту бездну проблем… Читать ещё >
Содержание
- Введение. ава 1. Семантические доминанты и ресурсы выразительности в камерно-вокальном творчестве Шостаковича
- 1. Роль вокальности в творчестве Шостаковича
- 2. Национальные истоки в романсах Шостаковича и традиции русской вокальной композиторской школы
3. Лирико-философская и сатирическая концептуальность ь камерно- вокальном творчестве Шостаковича. а) Обзор камерно-вокального творчества. б) Лирико-философская концептуальность «тайные знаки» композитора. в) Сатирическая концептуальность и приемы «тайнописи».
4. Театрализация камерно-вокальных произведений.
5. Особенности вокально-циклической формы. ава II. Интерпретация камерно-вокальных произведений Шостаковича как творческий процесс.
1. К проблеме: композитор и интерпретатор.
2. Воссоздание музыкально-поэтической концептуальности.
3. Зоны возможностей интерпретации. ава III. Исполнительский анализ и проблемы профессиональной подготовки певцов к исполнению камерно-вокальных произведений Шостаковича.
1. К понятию метода исполнительского анализа (на примере камерно-вокального творчества Шостаковича).
2. Методические рекомендации по усвоению ладо-интонацион лого языка камерно-вокального творчества Шостаковича.
Список литературы
- Агарков О. Певцы и современный репертуар // Сов. музыка. — 1966. -№ 10.-С. 42−45.
- Агарков О. Интонирование и «слуховой» контроль в сольном пении //Вопросы физиологии пения и вокальной методики: Сб.статей.-М., 1975.-Вып.25.-С.70 90
- АкопянЛ. Контрапункт «сюжетов» в опере Шостаковича «Нос» / Анализ глубинной структуры музыкального текста- М., 1995.-С.151.
- Алексеева Л. О речевой природе современной песенной интонации //Сов.музыка.-1976.-№ 8.-С.54 58
- Алексеева Л. О теории интонационного синтеза в вокальной мелодии //Теоретические и эстетические проблемы советской музыки: Сб.трудов.-М., 1985. С. 58 — 75
- Алексеева Л. О комплексной природе вокально-исполнительского искусства и задачах музыкально-теоретического образования певцов //Комплексный подход к проблемам современного музыкального образования: Сб. трудов. М., 1986. — С.86 — 100
- Алексеева Л. О воспитании современного певца-интерпретатора //Музыкальное образование личность — культура: Сб. статей. — М., 1989.-С. 70−84
- Арановский М. Пятнадцатая симфония Д.Шостаковича и некоторые вопросы музыкальной семантики // Вопросы теории и эстетики музыки: Сб. статей. М., 1977. — Вып.15. — С.55 — 95
- Арановский М. Вызов времени и ответ художника // Музыкальная академия. 1997. — № 4. — С.15 — 28
- Арановский М. Музыкальные «антиутопии» Шостаковича // Русская музыка и XX век /Ред.-составитель М.Арановский. М., 1997. — С. 213 -249
- Арановский М. Инакомыслящий // Муз.академия. 1997. — № 4. — С. 39−62
- Арштам JI. Бессмертие // Шостакович. Статьи и материалы, — М., 1976.-С.
- Атовмьян Л. Из воспоминаний // Муз. академия. 1997. — № 4. — С. 76 -78
- Асафьев Б. Редкий талант // Сов. музыка. -1951. №. — С. 19 — 28
- Асафьев Б. Пути развития советской музыки // Асафьев Б. Избранные труды: Т.У. М., 1957. — С. 51 — 63
- Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс // Асафьев Б. Избранные труды: Т.У. -М., 1957. -С.163−273
- Асафьев Б. О творчестве Шостаковича и его опере «Леди Макбет Мценского уезда» // Дмитрий Шостакович: Сб. статей / Сост. Г. Шне-ерсон. М., 1976.-С.150−159
- Багадуров В. Очерки по истории вокальной методологии. М., 19 291 937. — Вып.1 — 3
- Баренбойм Л. Возможна ли объективная интерпретация? // Сов.музыка. -1966.-№ .-С.
- Бекетова Н. О гротескной специфике трагедий-сатир С. Прокофьева и Д. Шостаковича // Сов. музыка: Проблемы симфонизма и музыкального театра: Сб.статей. М., 1988. — С. 101 -118
- Бекетова Н. Смеховой мир Шостаковича. К проблеме содержания гротескной концепции // Вопросы музыкального содержания: Сб. статей. -М., 1996. -С.126- 146
- Берёзовочук Л. Стилевые взаимодействия в творчестве Дмитрия Шостаковича как способ воплощения конфликта // Вопросы теории и эстетики музыки: Сб. статей: Вып.15. Л., 1977. — С. 95 — 120
- Блок В. Реальные загадки подтекста // Театр. 1982. — № 2. — С. 7 — 20
- Бобровский В. Камерные инструментальные ансамбли Д. Шостаковича.-М., 1961.-258 с.
- Бобровский В. О некоторых чертах стиля Шостаковича шестидесятых годов: Статья первая // Музыка и современность: Сб. статей: Вып.8. -М., 1974. -С.161- 201
- Бобровский В. О некоторых чертах стиля Шостаковича шестидесятых годов: Статья вторая // Музыка и современность: Сб. статей: Вып.9. -М., 1975.-С.39−77
- Бобровский В. Последние сочинения Шостаковича // Проблемы музыкальной науки: Сб. статей: Вып.6. М., 1985.- С. 55 — 71
- Бобровский В. О некоторых принципах темо- и формообразования в симфонической и камерной инструментальной музыке Шостаковича // В. П. Боровский. Статьи. Исследования. М., 1990. — С. 159 — 178
- Бобровский В. Музыкальное мышление Шостаковича и основы его тематизма // Муз. академия. 1997. — № 4. — С. 120 -129
- Бобровский В. О музыкальном мышлении Шостаковича // Шостаковичу посвящается: Сб. статей к 90-летию композитора. М., 1997. — С.39 -62.
- Богданова А. Сочинения Шостаковича для музыкального театра (конец 20-х 30-х годов) — Автореферат. канд. искусствоведения. — М., 1969.
- Богданова А. Сочинения Д.Шостаковича консерваторских лет (19 191 925) // Из истории русской и советской музыки: Сб статей. М., 1971. — С. 64−93
- Богданова А. Оперы и балеты Шостаковича. М., 1979. — 208 с.
- Богданова А. Музыка и время. М., 1997. — 348 с.
- Болеславская Т. О музыке блоковского стиха // Музыка и жизнь: Сб. статей: Вып. 2. М., 1973. — С. 163−190.
- Брежнева И. Камерно-вокальное творчество Д.Д.Шостаковича: Автореферат. канд. искусствоведения. -М., 1986.
- Бретаницкая А. О музыкальной драматургии оперы «Нос» // Сов. музыка. 1974. — № 9.-С. 47−53.
- Бретаницкая А. «Нос» Дмитрия Шостаковича. М., 1987. — 95 с.
- Бубенникова Л. Мейерхольд и Шостакович. Из истории создания оперы «Нос» // Сов. музыка. 1973. — № 3. — С. 43−48.
- Бычков Ю. О ладовой настройке // Вопросы теории музыки: Сб. статей. Вып. XXX. М., 1977. — С. 46 — 60.
- Васина-Гроссман В. Русский классический романс XIX века. М., 1956.-350 с.
- Васина-Гроссман В. Музыка и поэтическое слово: 4.1. М., 1979. -149 с.
- Васина-Гроссман В. О некоторых проблемах камерно-вокальной музыки рубежа Х1Х-ХХ вв. // Музыка и современность: Сб. статей: Вып. 9. -М., 1974.-С. 131−161.
- Васина-Гроссман В. Мастера советского романса. 2 изд. — М., 1980. -368 с.
- Васина-Гроссман В. Камерно-вокальное творчество Д. Шостаковича // Советская музыкальная культура. История, традиции, современность: Сб. статей. М., 1980. — С. 15 — 42.
- Ведерников А. Чтоб душа не оскудела. М., 1989. — С. 403−409.
- Вишневская Г. Галина//М., 1991. С. 313−320- С. 409−420.
- Гайдамович Т. Диалоги с Н.Н.Шаховской. Из записных книжек педагога // Музыкальное исполнительство и педагогика. История и современность: Сб. статей. М. 1991. — С. 75−90.
- Гаккель Л. Слово Шостаковича // Сов. музыка. 1980. — № - С. 14−21.
- Гликман И. Письма к другу. СПб., 1993. — 335 с.
- Глумов А. О музыкальности речевой интонации // Вопросы музыкознания: Сб. статей: Т.1. -М., 1956, —С. 291−323.
- Головинский А. Композитор и фольклор. Очерки. М., 1981. — с.
- Григорьева Г. Первая опера Шостаковича «Нос» // Музыка и современность: Сб. статей: Вып. 3. М.-Л., 1965. -С. 68−103.
- Григорьева Г. Из наблюдений над ранним стилем Д.Шостаковича // Проблемы музыкальной науки: Сб. статей: Вып. 2. М., 1973. — С. 133 -149.
- Григорьев В. Некоторые черты педагогической системы Д.Ф.Ойстраха // Музыкальное исполнительство и педагогика. История и современность: Сб. статей. М., 1991. — С. 5 — 35.
- Гуревич В. Шостакович в работе над «Хованщиной» // Вопросы теории и эстетики музыки: Сб. статей. М., 1972. — Вып. 11. — С. 84−109.
- Дабаева И. Анализ поэтического текста как необходимый компонент целостного анализа вокальных произведений: Дис. канд. искусствоведения. -М., 1985. -151 с.
- Данилевич Л. Наш современник. М., 1965. — 329 с.
- Данилевич Л. Искусство жизненной правды. М., 1975. — 344 с.
- Данько Л. Комическая опера в XX веке. М.-Л., 1976. — 187 с. 61 .Дмитриев Л. Основы вокальной методики. М., 1976. — 364 с.
- Дмитриев Л. Интуиция и сознание в творчестве и вокальной педагогике // Вопросы вокальной педагогики: Сб. статей: Вып. 7. М., 1984. — С. 135−156.
- Добрыкин Э. Музыкальная сатира в вокальном творчестве Шостаковича // Проблемы музыкальной науки: Сб. статей: Вып. 3. М., 1975. — С. 17 -37.
- Должанский А. Из наблюдений за стилем Шостаковича // Черты стиля Д. Шостаковича: Сб. статей. М., 1962. — С. 73 — 86.
- Должанский А. О ладовой основе сочинений Шостаковича // Черты стиля Д. Шостаковича: Сб. статей. М., 1962. — С. 73−86.
- Долинская Е. Поздний период творчества Шостаковича: факты и наблюдения // Шостаковичу посвящается: Сб. статей к 90-летию композитора. -М., 1997. -С. 27 -38.
- Долинская Е. «Моя музыка никогда не умирала» // Музыкальная академия. 1997. — № 4. — С. 157−160.
- Дружинин Ф. Квартеты Шостаковича глазами исполнителя // Шостаковичу посвящается: Сб. статей. М., 1997. — 164 с.
- Дурандина Е. Шостакович: Портрет художника на фоне уходящего века // Шостаковичу посвящается: Сб. статей к 90-летию композитора / Сост. Е.Долинская. М., 1997. — С. 9−17.
- Душа и маска: Письма Д. Д. Шостаковича Л.Н.Лебединскому // Муз. жизнь. 1993. — № 23. — С. 11−14.
- Житомирский Д. Шостакович официальный и подлинный // Даугава. -1990. -№№ 3−4.
- Кабалевский Д. Несколько слов о Дмитрии Дмитриевиче Шостаковиче // Дмитрий Шостакович: Сб. статей. М., 1967. — С. 86−96.
- Казальс П. Об интерпретации // Сов. музыка. 1956. — № 1. — С.88−100.
- Катц А. Термин интерпретация как отражение длительного многогранного музыкально-исполнительского процесса. Саратов. — Деп. рукопись. — № 11 010. — М.: Информкультура. — 1985. — 26 с.
- Климовицкий А. Ещё раз о теме-монограмме Б Ее — С — Н // Д. Д. Шостакович: Сб. статей к 90-летию со дня рождения / Состав Л.Ковнацкая. — СПб, 1996. — С. 249−268.
- Коган Г. О «режиссёрском» и «актёрском» началах в исполнительстве // Сов. музыка. 1975.
- Коленько Р. Инструментальный диалог и его значение в творчестве Д.Шостаковича: Дис. канд. искусствоведения. -М., 1979. 193 с. 81 .Корев Ю. Новые песни и романсы Шостаковича
- Крастинь В. Традиции и новаторство в исполнительской искусстве // Вопросы музыкального искусства: Сб. статей: Вып. 5. М., 1969.- С.
- Крылова JI. Функция цитаты в музыкальном тексте // Сов. музыка. -1975.-№ 8.-С. 92−95.
- Крылова JI. Некоторые приёмы выражения авторского отношения в музыке // Музыкальное искусство и наука: Сб. статей. Вып. 3. М., 1978. --С. 59−77.
- Кулова Е. В фортепианных классах Московской консерватории (У истоков одной традиции) // Музыкальное исполнительство и педагогика: История и современность: Сб. статей. -М., 1991. С. 50−75.
- Куницын А. Из опыта использования сценической методики для моделирования речевого выражения эмоциональных состояний // Речь и эмоция: Сб. статей. Л., 1974. — С
- Курышева Т, Камерный вокальный цикл в современной русской музыке // Вопросы музыкальной формы: Сб. статей: Вып. 1. М., 1967. — С. 288
- Кустов М. Фортепианные и камерно-инструментальные ансамбли Д.Шостаковича: Концептуальный аспект и проблемы интонации. Саратов, 1996. — 68 с.
- Лаврентьева И. О взаимодействии двух контрастных принципов формообразования в вокальной музыке // Вопросы музыкальной формы: Вып. 3.: Сб. статей. М., 1977. — С. 254−299.
- Лазарева Н. Художник и время. Вопросы семантики в музыкальной поэтике Д. Шостаковича: Дис. канд. искусствоведения-М., 1999. 158с.
- Ларченко О. Педагогические принципы П.А.Серебрякова // Музыкальное исполнительство и педагогика. История и современность: Сб. статей.-М., 1991.-С. 50−75.
- Лебединский Л. О некоторый музыкальных цитатах в произведениях Д.Шостаковича // Новый мир. 1990. — № 3. — С. 252−267.
- Левая Т. Девятая симфония Шостаковича // Музыка и современность: Сб. статей. М., 1967. — Вып. 3. — С. 3−37.
- Левая Т. Контрасты вокального жанра // Сов. музыка. 1975. — № 11. -С. 82−86.
- Левая Т. Тайна великого искусства. (О поздних камерно-вокальных циклах Шостаковича) // Музыка России: Сб. статей: Вып. 2. М., 1978. -С. 291−328.
- Лейе Т. Музыкальные жанры, их значение в творчестве Д.Д.Шостаковича: Автореферат дис. канд. искусствоведения М., 1970.
- Лейе Т. О музыкальном жанре и различных видах обобщения через жанр. // Вопросы музыковедения: Сб. трудов МГПИ им. Гнесиных. Вып. 1.-М., 1972. — С. 84−98.
- Лейе Т. О константности // Музыкальная академия: Сб. статей. М., 1997.-С. 41−47.
- Лобанова М. Концертные принципы Д.Шостаковича в свете современной диалогистики // Проблемы музыкальной науки: Сб. статей: Вып. 6.-М., 1985.-С. 110−129.
- Логинова Л. Музыкально-стилевые основы фоничекого слуха и учебная практика сольфеджио // Проблемы музыкальной теории: Сб. научных трудов МГК. М., 1991. — С. 24−29.
- Лукьянова Н. Дмитрий Дмитриевич Шостакович. М., 1980. — 175 с.
- Мазель JI. О стиле Шостаковича // Черты стиля Д. Шостаковича: Сб. статей. М., 1962. — С. 3−23.
- Мазель Л. О системе музыкальных средств и некоторых принципах художественного воздействия музыки // Интонация и музыкальный образ: Сб. статей. -М., 19 777
- Мазель Л. О путях развития языка современной музыки // Сов. му-хыка.- 1965.-№ 6.-С.
- Мазель Л. Заметки о музыкальном языке Шостаковича // Д. Шостакович: Сб. статей. -М., 1967. С. 303−358.
- Мазель Л. О некоторых чертах творчества и личности Шостаковича // Сов. музыка. 1977. — № 9. — С. 104−105.
- Мазель Л. Вопросы анализа музыки. М., 1978. — 167 с.
- Мазель Л. Метод анализа и современное творчество // Мазель Л. Статьи по теории и анализу музыки: Сб. статей. М., 1982. — С. 307 325.
- Мазель Л. Раздумья об историческом месте творчества Д.Шостаковича. Сов. музыка. — 1975. — № 9. — С. 8−15.
- Мазель Л. К спорам о Шостаковиче // Сов. музыка. 1991. — № 5. -С. 3—35.
- Малиновская А. Специфика исполнительского анализа музыкального произведения // Вопросы музыканта-исполнителя: Сб. статей ГМПИ им. Гнесиных: Вып. 68, — М., 1983. С. 88−104.
- Мирошникова М. На репетициях. Сов. музыка. — 1986. — № 9. — С. 38−40.
- Малышева Т. Черты гротескного стиля в «Сатирах» и «Пяти романсов на тексты из журнала «Крокодил» Шостаковича // Вопросы анализа музыкального стиля: Сб. статей. Саратов, 1991. — С. 84−92.
- Медушевский В. Интонационная теория в исторической перспективе // Сов. музыка. 1985. — № 7. — С. 67−70.
- Медушевский В. Онтологические основы интерпретации музыки // Интерпретация музыкального произведения в контексте культуры: Сб. статей. М., 1994. — С. 3−17.
- Меркулов А. К проблеме создания целостной интерпретации фортепианных сюитных циклов Шумана // Вопросы исполнительского искусства: Сб. статей. М., 1981. — С. 5−17.
- Михайлов В. Заглядывая в завтра // Сов. музыка. 1974. — № 10. — С. 39−40.
- Мнацаканова Е. О цикле Шостаковича «Семь романсов на стихи А.Блока» // Музыка и современность: Сб. статей: Вып. 7. М., 1971. -С. 64−67.
- Морозов В. Вокальный слух и голос. М., Д., 1965. — 76 с.
- Морозов В. Тайны вокальной речи. JL, 1967. — 200 с.
- Мусоргский М. Письма к А.Голенищеву-Кутузову. М., Л., 1939. -297 с.
- Назайкинский Е. О музыкальном темпе. М., 1965. С. 12−27
- Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия. М., 1972.-383 с.
- Назайкинский Е. Piano и forte в симфониях Шостаковича // Шостаковичу посвящается: Сб. статей к 90-летию композитора. М., 1997. -С. 102−110.
- Назаренко И. Искусство пения. М., 1966. 2 изд. — 382 с.
- Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М., 1956. — 199 с.
- Нестеренко Е. Счастье творческого общения // Муз. кадры. Л., 1976. — 30 сентября.
- Нестеренко Е. Мощь духа и мощь гения. // Сов. музыка. 1976. — № 9. -С. 37−40.
- Нестеренко Е. Размышления о профессии. М., 1985. — 184 с.
- Орджоникидзе Г. О Четырнадцатой симфонии Д.Шостаковича и его сочинениях конца 60-х начала 70-х годов. // Социалистическая музыкальная культура: Сб. статей. — М., 1974. — С. 105−139.
- Орджоникидзе Г. Прокофьев в ГАБТе // Сов. музыка. 1974. — № 10. Сю. 27−36.
- Орлов Г. О шекспировском у Шостаковича // Шекспир и музыка: Сб. статей. Л., 1964. — С. 276−302.
- Островский А. Сольфеджио. М., 1973. — Вып. 2. — С. 2 — 7.
- Пазовский А. Записки дирижёра. М., 1966. — 578 с.
- Полежаев А. Музыкальный анализ и исполнительская интерпретация // Сов. музыка. 1982. — № 2. — С. 59−63.
- Полякова Г. Вокальный цикл Д.Шостаковича «Из еврейской народной поэзии. М., 1957. — 24 с.
- Протоиерей Н.Иванов. И сказал Бог. // Фонд Христианская Жизнь. -Клин, 1997.-С. 5−20.
- Раабен Л. Образный мир последних камерно-инструментальных сочинений Д.Шостаковича // Вопросы теории и эстетики музыки: Сб. статей. -Л., 1977. Вып. 15. С. 44−54.
- Рагс Ю. Вопросы интонирования в вокальном классе (обзор высказываний вокалистов) // Профессиональная подготовка студента-вокалиста: Сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных: Вып. 115. М., 1990. — С. 73−90.
- Раппопорт С. О вариантной множественности исполнительства // Музыкальное исполнительство: Сб. статей. М., 1972. — Вып. 7. — С. 347.
- Рудаков Е. Новая теория физиологии и акустики певческого голоса. -М. 1966. с.
- Ручьевская Е. О методах претворения и выразительном значении речевой интонации // Поэзия и музыка: Сб. статей. М., 1973. — С. 137 186.
- Ручьевская Е. Интонационный кризис и проблема переинтонирования // Сов. музыка. 1975. — № 5. — С. 129−135.
- Сабинина М. Мейерхольд и музыка // Музыкальный современник: Сб. статей: Вып. 4, — М., 1963. С. 142−158.
- Сабинина М. Опере нужна камерная сцена // Сов. музыка. 1966. -№ 12.- С. 64−67.
- Сабинина М. Заметки об опере «Катерина Измайлова» // Д. Шостакович: Сб. статей. М., 1967. — С. 132−166.
- Сабинина М. Шостакович симфонист. М., 1976. — 478 с.
- Сабинина М. Мозаика прошлого // Шостаковичу посвящается: Сб. статей к 90-летию композитора. М., 1997. — С. 206−220.
- Салнис Н. Социальный характер сатиры Д.Д.Шостаковича // Музыка в социалистическом обществе: Сб. статей: Вып. 2. Л., 1975. — С. 34−42.
- Скребков С. Художественные принципы музыкальных стилей. М., 1973.-448 с.
- Слонимский С. Победа «Степана Разина» // Д.Шостакович. Статьи и материалы: Сб. статей. М., 1976. — С.
- Слонимский С. Премьера «Игроков» Шостаковича // Сов. музыка. -1979.-№ 1.-С. 75−77.
- Смирнов М. Эмоциональная природа музыки и современное исполнительское искусства // Музыкальное исполнительство и современность: Сб. статей: Вып. 1. М., 1988. — С. 213−240.
- Соколов А. Громкостная динамика как предмет анализа // Проблемы музыкальной науки: Сб. статей: Вып. 5. М., 1983. — С. 107−138.
- Соколовский JI. Я за достоверную интонацию в пении // Сов. музыка. 1984.-№ 1. — С. 83−84.
- Соллертинский И. «Нос» оружие дальнобойное // Рабочий и театр. — 1930.-С. 7.
- Соллетринский И. «Леди Макбет Мценского уезда» // Дмитрий Шостакович: Сб. статей. М., 1976. — С. 160−164.
- Сохор А. Большая правда о «маленьком человеке // Статьи о советской музыке: Сб. статей. Л., 1974. — С. 152 161. Сохор А. Друзья-соперники // Поэзия и музыка: Сб. статей. — М., 1973.-С. 5−18.
- Спектор Н. Ранний вокальный цикл // Сов. музыка. 1983. — № 9. -С. 77−78.
- Станиславский К. Моя жизнь в искусстве. М., 1988. — 623 с.
- Станиславский К. Работа актёра над собой. М., 1982. — Т. 2. Ч. 1. -508 с.
- Степанов О. Театр масок в опере Прокофьева «Любовь к трём апельсинам». М., 1972. — 174 с.
- Тифтикиди Н. О преломлении в мелодике Шостаковича некоторых интонационных структур русской протяжной песни //Теоретические проблемы музыки XX века: Сб. статей: Вып. 2. М., 1978. — С. 5−19.
- Федосова Э. Диатонические лады в творчестве Шостаковича. М., 1980.-191 с.
- Фёдоров Г. Вокруг и после «Носа» // Сов. музыка. 1976. — «9. С. 41−44.
- Фрид Э. На экране «Катерина Измайлова» // Сов. музыка. 1967. -№ 12. — С. 70−74.
- Хентова С. Шостакович. Жизнь и творчество. Л., 1985. — Т. 1. -554с.
- Хентова С. Шостакович. Жизнь и творчество. Л., 1986. — Т. 2. -624с.
- Холопова В. Несколько наблюдений над ритмикой Шостаковича (О многообразии типов метроритмическй организации) // Черты стиля Д. Шостаковича: Сб. статей. М., 1962. — С. 283−308.
- Холопов Ю. К проблеме музыкального анализа // Проблемы музыкальной науки: Сб. статей. Вып. 6. М., 1985. — С. 130−152.
- Холопов Ю. Как петь новую музыку XX века. Опыт демонстрации методики одноголосия // Воспитание музыкального слуха: Сб. статей. -М., 1985. -Вып. 2. -С. 59−64.
- Холопов Ю. Лады Шостаковича. Структура и семантика // Музыкальная академия. 1997. — № 4. — С.
- Хубов Г. Мусоргский. М., 1969. — 802 с.
- Цукер А. Особенности музыкального гротеска // Сов. музыка. 1969. -№ 10.-С. 42−46.
- Цукер А. Тема народа у Шостаковича и традиции Мусоргского в симфоническом творчестве Шостаковича // Музыкальный современник: Сб. статей: Вып. 3. М., 1979. — С. 39−74.
- Цуккерман В. Целостный анализ музыкальных произведений и его методика // Интонация и музыкальный образ: Сб. статей. Л., 19
- Ширинский А. Скрипичные произведения Д.Шостаковича (Проблемы интерпретации). М., 1988. — 110 с.
- Ширинский А. Интерпретация Д.Ф.Ойстрахом Концерта для скрипки с оркестром Н. Я. Мясковского // Музыкальное исполнительство и педагогика: Сб. статей. М., 1991. — С. 35−50.
- Шевляков Е. Лирика в русском советском романсе 60-х начала 70-х годов — Дисс.. .канд. искусствоведения. — Л., 1977. — 168 с.
- Шлифштейн С. «Казнь Степана Разина» Шостаковича и традиции Мусоргского // Дмитрий Шостакович: Сб. статей. М., 1967. — С. 223 240.
- Шостакович д. Статьи и материалы / Сост. Г. Орджоникидзе. М., 1967.-536 с.
- Шостакович Д. Приглашение к молодой музыке // Юность. 1968. -№ 5. — С. 85.
- Шостакович Д. Статьи и материалы / Сост. Г. Шнеерсон. М., 1976. -336 с.
- Шостакович. О времени и о себе. 1926−1975 / Сост. М.Яковлев. -М., 1980. -376 с.
- Шостакович Д.Д.: Сб. статей к 90-летию со дня рождения / Сост. Л.Ковнацкая. СПб., 1996. — 380 с.
- Шостаковичу посвящается: Сб. статей к 90-летию композитора (1906−1975) / Сост. Е.Долинская. М., 1997. — 220 с.
- Юзефович В. Последние сочинения Шостаковича // Муз. жизнь. -1975.-№ 21.-С. 13−15.
- Яковенко С. П.Г.Лисициан. М., 1979. — 126 с.
- Яковенко С. Осваивать новую лексику // Сов. музыка. 1982. — № 1. -С. 81−84.
- Яковенко С. Импровизация в миноре // Сов. музыка. 1991. — № 1. -С. 48−52.
- Яковенко С. Зара Долуханова в современном репертуаре // Музыкальная академия. 1993. — № 4. — С. 101−106.
- Яковенко С. Волшебная Зара Долуханова. М., 1996. — 390 с.
- Яковенко С. Актуальные проблемы исполнения современной вокальной музыки. Автореферат дисс. доктора искусствоведения. — М., 1997.
- Яковлева А. Профессор вокального факультета Московской консерватории А.Д.Александрова-Кочетова // Музыкальное исполнительство и педагогика. История и современность: Сб. статей. М., 1991. — С. 90 112.
- Якубов М. «Раёк» Мусоргского и «Антиформалистический раёк» Шостаковича // Муз. академия. 1997. — № 4. — С. 149−155.
- Ярославцева Л. Особенности дыхания у певцов и некоторые методы его исследования // Вопросы физиологии пения и вокальной методики: Сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 25. М., 1975. — С. 5−33.