Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Культурологические идеи Владимира Соловьева

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Воззрения Соловьёва стали «школой мысли» для целого поколения русских философов — идеалистов и религиозных мыслителей. Стоит назвать фамилии самых известных: Евгения и Сергея Трубецких, Николая Булгакова, Павла Флоренского, Владимира Эрна, Льва Карсавина, Николая Бердяева, Сергея Гессена. Благодаря их творческому развитию прежде всего философии всеединства и софиологии Соловьёв посмертно обрёл… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Вл. Соловьёв — уникальное явление в русской культуре
    • 1. 1. Духовная атмосфера России второй половины XIX века
    • 1. 2. Поиски собственного пути в философии и культуре
    • 1. 3. Университетская деятельность
    • 1. 4. Теологические устремления
    • 1. 5. Эсхатологические настроения
  • Глава II. Потенциал русской культуры второй половины XIX века (концептуальное поле и его культурогемы)
    • 2. 1. Доминанты философско-культурологической теории
    • 2. 2. Размышления Вл. Соловьёва в рамках нового осмысления философско-культурологических идей
    • 2. 3. Аксиологическое уединение. Символ и смысл в культуре
  • Глава III. Вл. Соловьёв — создатель целостной философскокультурологической системы
    • 3. 1. Вл. Соловьёв в русской философской культуре
    • 3. 2. Культурогема «Всеединства» в творчестве Вл. Соловьёва
    • 3. 3. Опытный и умозрительный аспекты «Всеединства»
    • 3. 4. «София» — как культурогема: истоки, становление, развитие
    • 3. 5. Соотношение художественного и концептуального моментов как культурологический аспект философствования
  • Вл. Соловьёва
    • 3. 6. Этнокультурный аспект идей Вл. Соловьёва
  • Глава IV. Соотношение светского и религиозного моментов в культуре
    • 4. 1. Подчинение религиозного момента светскому
    • 4. 2. Конфессиональные моменты в культуре. Католичество и православие

Культурологические идеи Владимира Соловьева (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Современному читателю личность и творчество Владимира Соловьёва достаточно известны. Прежде всего (не считая ряда статей) необходимо назвать следующие работы лишь последних лет: Лосев А. Ф. Владимир Соловьёв и его время. Москва: 1990 [63]- Акулинин В Н. Философия всеединства. От B.C. Соловьёва до П. А. Флоренского. Новосибирск: 1990 [2]- Лукьянов С. М. О Владимире Соловьёве в его молодые годы. Материалы к биографии, т. 1 — 3. Москва: 1990 [68]- Кохановский В. П. Диалектика Владимира Соловьёва. Рациональное содержание и актуальный смысл. Ростов-на-Дону: 1996 [50]- Соловьёв С. М. Жизнь и творческая эволюция Владимира Соловьёва. Брюссель: 1977 [109], Познань: 1986 [110]. Из работ, которые были опубликованы за пределами России, заслуживают внимания следующие: Przebinda G. Wlodzimiers Solowjow. Wobec historii. Krakow: 1992 [216]- Tenace M. La beaute unite spirituelle dans les ecrits esthetiques de Vladimir Soloviev. Troyes: 1993 [246]- Kiejzik L. Wlodzimierz Solowjow. ZielonaGora: 1997 [170].

Вл. Соловьёв предстаёт как классик в различного рода учебниках, исследованиях, статьях по истории русской культуры второй половины XIX века. Его справедливо полагают оригинальным творцом могучей ветви русской философии, долгое время несправедливо забытой. Для этого есть ряд причин. Он был далёк от марксизма (который в его время завоевал в Европе прочные позиции), выражал мнения, которые были чужды последующим историкам философии марксистского толка, обращающим внимание, в основном, на те направления философии XX века, которые подготавливали победу марксизма в России.

Сейчас русская философская культура дореволюционной России, а так же её зарубежная послеоктябрьская ветвь привлекают широкое внимание европейской философской мысли. В первом ряду её творцов необходимо назвать, наряду с Вл. Соловьёвым, Льва Шестова и Николая Бердяева. Разумеется, то направление российской философской культуры, которое получило наименование «серебряный век», включает в себя и такие мощные имена, как С. Л. Фланк, С. Н. Булгаков, Г. П. Федотов, Н О. Лосский, Н. Ф. Фёдоров, Н. С. Трубецкой, П. П. Карсавин, А. Ф. Лосев и др. Но открыто это направление мыслей именно Вл. Соловьёвым. И именно его идеи получили более развёрнутое отражение и развитие во взглядах П. Шестова и Н. Бердяева.

Под влиянием его идей сформировались разные направления: прежде всего — философия всеединства, которая могла бы стать интегральной философией, русский экзистенциализм, символическая поэзия, а так же, в определённой степени, христианский персонализм на Западе Европы. Несомненным так же является влияние Вл. Соловьёва на усиление интереса к православной религии. Его концепция сближения Церквей положила начало сильному экуменическому движению, получившему и по сегодня мировое развитие.

Как и каждый мыслитель, Вл. Соловьёв был сыном своей эпохи, следовательно, на его жизнь и творчество необходимо смотреть через призму самых важных событий и интеллектуальных достижений. Такова была и его философия, связанная со второй половиной XIX столетия. Его труды вызывали разные реакции среди читателей. Многие находили в них важный материал для собственных размышлений, но было и немало острой критики. Это многообразие противоположных суждений и интерпретаций не облегчает работы исследователям его философии. Отвечая на вопрос о том, какие были причины такого отношения к идеям философа, необходимо указать на несколько обстоятельств:

Во-первых, его работы относились к широко понимаемой культурологии. В них разрабатывались теоретические положения, которые могут служить предпосылками построения всеединого знания, основой которого, в его видении, должно было бы стать учение о Софии. Как известно, оно не имело и пока не имеет однозначных интерпретаций.

Во-вторых, Вл. Соловьёв, предназначая России и русскому народу особую роль в мировой истории, несомненно, получал поддержку сторонников монархических и консервативных кругов, и в связи с этим его не всегда понимали представители других наций, угнетаемых Россией. Его утопическая по существу картина будущего или резко критиковалась, или абсолютизировалась, что в результате приводило к её отвержению.

В-третьих, исследовательский интерес вызывают, прежде всего, нравственные рассуждения Вл. Соловьёва, его «апология добра», к которым сегодня обращаются представители интеллектуальных кругов, как в России, так и в других странах Европы. С этим связана та же проблема, перед которой стоял и Фёдор Достоевский. Её можно представить следующим образом: возможно ли соединить антропоцентрическое видение мира с христианским и одновременно теоцен-трическим видением человеческой экзистенции? [См. 186]. Этот вопрос существенен, имеет не только историческую ценность. Он актуален даже сегодня.

Вл. Соловьёв творил в атмосфере «конца века», когда производились расчёты с прошлым и с опасением ожидали будущего. И сегодня мы тоже приближаемся к концу века. Несомненным является тот факт, что мы с современных позиций оцениваем его достижения. На наших глазах рассыпаются те ценности, которые не так давно объединяли многих. Наши нынешние оценки мы формулируем через призму факторов, вызвавших кризисы конца XX века. Распространено мнение, что вся современная цивилизация переживает глубокий кризис, который, без сомнения, охватывает все страны и коснулся каждого человека, влияет на его чувство безопасности и уверенности. Таким образом, ситуация и даже субъективные чувства многих людей конца XIX века во многом сходны с реакциями наших современников.

Но не только эти обстоятельства объясняют нынешнюю популярность философии Вл. Соловьёва. Привлекает внимание думающих людей его концепция ценностей, поиски интегрального знания, соединяющего все начала и элементы, а так же стремление найти «Софию», понимаемую им как целостное знание. Целью его поиска была попытка «открытия» России Европе, открытия нового религиозного видения, которое должно было бы оживить и осовременить «старую Русь» .

Некоторые исследователи считают, что Вл. Соловьёв, не смотря на круг близких друзей, всю жизнь был духовно одинок. Однако вряд ли можно утверждать, что он вёл существование изолированного мыслителя. Как его труды, так и переписка свидетельствуют о том, что философ был многосторонне связан с тем, что называем Родиной, культурным контекстом, великими вопросами эпохи.

Гуманистические концепции, возникшие и развивающиеся в рамках определённых исторически — мировоззренческих конструкций, отображают конкретные этапы человеческого развития, необходимость такой культуры, где субъектом выступает отдельный человек. Этот постулат, столь важный для представителей рациональной философии, остаётся актуальным и для Вл. Соловьёва. Его философия является антропоцентрической, имеет глубокий нравственный смысл. Свобода и моральная ответственность остаются в ней самыми высокими ценностями. Их реализация определяет пути человеческого совершенствования.

Вл. Соловьёв — мыслитель широкого диапазона. Он один из тех деятелей, к которым приложимо имя «энциклопедиста». О нём уже написано многими и многое. И рассмотрение его творчества должно осуществляться под разными углами зрения, в системе тех или иных системных построений.

Одни исследователи рассматривают его в общефилософском плане, в ракурсе историко-философского видения. В этом случае он вписывается в национальный и мировой историко-философский процесс. Выясняются его предшественники и последователи. Сам он характеризуется как зачинатель «нового религиозного сознания» в России, критик позитивной философии и исходная фигура в последующем российском «богоискательстве». Такой подход требует воссоздания основных несущих конструкций его собственно философской мысли.

Другие видят в нём моралиста, автора непреходящих идей, идущих вразрез с традиционными нравственными сюжетами.

Третьи видят в нём религиозно-политического писателя, с пророческими апокалиптическими мотивами, сторонника экуменических течений, иные рассматривают его то как методолога — диалектика, то как созидателя идеальных метафизических, онтологических конструкций.

Вл. Соловьёв действительно многозначен. Александр Блок в 20-ю годовщину со дня его кончины резонно вопрошал: «Куда же поместить нам сегодня разные знакомые лики Соловьёва, где найти для них киот. Нет такого киота, и не надо его, ибо все знакомые лики Соловьёва — личины» [8 с. 396 — 397]. Так говорил великий русский поэт о мощном мыслителе Вл. Соловьёве.

А может быть это разные лики, грани, ипостаси универсального творчества философа?

В наши дни, когда культурология конституируется как самостоятельная отрасль теоретического поиска и академическая учебная дисциплина, пожалуй, следует посмотреть и на то, как представляется творчество Вл. Соловьёва в зеркале культурологии (теории культуры).

Такой взгляд на всё, что создано Вл. Соловьёвым, позволяет высветить новые моменты его творчества, более адекватно вписать их в контекст современности.

Такого рода работ нет ни в российской, ни в польской, ни в какой-либо другой зарубежной литературе. Подобная работа злободневна, теоретически и практически актуальна. Это и побудило автора предпринять настоящее исследование.

Степень разработанности проблемы.

Литература

посвященная Вл. Соловьёву, практически необозрима. В списке литературы диссертационного исследования содержится 259 названия на русском, польском, французском, немецком языках, и это вовсе не исчерпывающий список. О Вл. Соловьёве писали при его жизни, и пишут всё XX столетие.

Видный французский философ русского происхождения А. Ко-жев в Гейдельбергском Университете под руководством Карла Яс-перса написал диссертацию о Вл. Соловьёве. Известен трехтомник С. М. Лукьянова о молодых годах философа, работы E.H. Трубецкого, Н. Бердяева, капитальное исследование А. Ф. Лосева. Диссертаций (в том числе защищенных в Ростове-на-Дону — А. Баранов) в России и в Европе большое количество. И всё же о нём писали, в основном, как о философе, религиозном мыслителе, публицисте.

Тот ракурс, с которым рассматривается творчество Вл. Соловьёва в настоящем исследовании, фактически, никем не освещался.

Цель и задачи работы.

Основная цель настоящей работы состоит в том, чтобы показать Вл. Соловьёва как теоретика культуры, осуществить экспликацию тех его идей, которые вписываются в концептуальные построения культурологии, высвечивают свою теоретико-культурологическую окрашенность.

В связи с этим необходимо обозначить тот угол зрения, под которым автор настоящей работы определяет компетенцию культурологии (теории культуры).

Многими исследователями культуры уже давно зафиксировано многообразие и пестрота, как определений культуры, так и обосновывающих её бытие концептуальных построений.

Думается, что жесткое следование какой-либо из имеющихся концепций культуры сделало бы настоящее исследование ограниченным, обеднило бы эвристические возможности. Видимо, наиболее перспективным было бы использование принципа комплементарно-сти (дополнительности), разумеется, не допуская сползания в эклектику.

Поэтому автор в качестве исходной принимает деятельную концепцию. Она имеет давнюю «прописку» в рассмотрении культуры. От Гольбаха и Гёте до Лесли Уайта и сообщества советских культурологов (Э. Маркарян, В. Давидович, Ю. Жданов, М. Каган и др.).

При этом автор сознаёт, что деятельная концепция берёт культуру, в основном, сущностно, глубинно. А на феноменологическом уровне результативно «работают» такие подходы, как ценностный (аксиологический), семиотический, гуманистический, диалогический и др.

В последнее время появились утверждения, что всеобще-конкретной основой культуры выступает смысл. И культурология в соответствии с этим трактуется как теория (наука) о смыслах [См. 81]. Это, разумеется, ещё один из подходов к рассмотрению культуры. Он постулативен. Но, как нам представляется, его можно принять как своего рода рабочий инструмент исследования.

Вместе с тем давно всеми признано, что культура символична. Именно этот момент важен при анализе творчества Вл. Соловьёва. Напомним, что одна из центральных конструкций всех идей Вл. Соловьёва — «София» трактовалась А. Ф. Лосевым как философско-поэтический символ [См. 65, с. 208 — 255]. Не как категория, и даже не как понятие, а именно как символ.

Поэтому автор и ставит своей основной целью рассмотреть весь понятийный аппарат философии Вл. Соловьёва, имея в виду его место в смыслообразовании и символическом выражении видения мира и человека. Культура — это, конечно, «умение делать» (и в этом отношении она вся — технология деятельности). Но она и совокупность ценностей, норм — символов.

В теоретической работе давно применяются лексемы типа: «мифологема», «идеологема», «философема». Обычно эти лексемы несут в себе то содержание, которое обозначает их фундаментальный характер в совокупности мифологических, идеологических, философских построений. Они выступают как своего рода смысловая основа всего массива лексики, образующей ту или иную форму духовного постижения действительности. Они отличны от того, что именуется как «понятия», «категории» тем, что помимо жёсткого, строгого логического содержания включают в себя образные, символические моменты.

И если истолковать стержневые лексемы творчества Вл. Соловьёва не только как понятия и категории, но именно как «культурогемы», они обретают свежее звучание, наполняются новым смысловым содержанием.

Конечно, можно говорить о том, что мы именуем «культурогемы», как о «концептах», о константах культуры, как это делает Ю. С. Степанов в своей капитальной монографии «Константы. Словарь русской культуры» [См. 108]. По сути дела, речь идёт о базовых логических, смысловых моментах, на которых и вокруг которых отстраивается культура, взятая как формирование духа. Это то, в чём и через что выражается ценностное представление о человеке, мире, деятельности человека в мире, его культуре.

Вл. Соловьёв, как это усматривает автор настоящей работы, в своих творениях применял определённые лексемы не только (а подчас, не столько) как научные понятия или философские категории, сколько как «культурогемы» (или «концепты», «константы» культуры).

Повторим ещё раз, что именно это и анализирует автор, представляя работы Вл. Соловьёва в культурологическом срезе. То, что говорит Ю. Степанов о «концептах», вполне применимо и к «культурогеме». Это как бы сгусток культуры в сознании человека, то, в виде чего культура входит в его ментальность [См. 10, с. 40].

Общая цель работы конкретизируется последовательностью конкретных поисковых задач. Они таковы:

— рассмотреть духовный облик Вл. Соловьёва, имея в виду его становление и развитие как уникальной культурной индивидуальности;

— определить статус Вл. Соловьёва как идейно-теоретического выразителя умонастроений российской культуры второй половины XIX века;

— рассмотреть основные теоретические сюжеты Вл. Соловьёва, представленные как «культурогемы» ;

— осветить этнокультурный срез творчества Вл. Соловьёва;

— представить религиозно — конфессиональные аспекты в видении Вл. Соловьёва.

Теоретико-методологические основы исследования определяются отмеченными задачами. Они включают в себя как традиционные способы диалектического анализа (принцип историзма, рассмотрение в чистом виде, конкретность и т. д.), так и специфические методы культурологии, в частности, интерпретативно-герменевтические подходы и др.

При унификации понятийного аппарата софиологической концепции Вл. Соловьёва использовались его статьи из «Энциклопедии» Брокгауза и Эфрона [См. 118], а также работы немецких теоретиков: X. Ёнаса (Н. Jonas) [См. 165], Г. Киспеля (G. Quispel) [См. 218].

Научная новизна исследования определяется следующим:

— Вл. Соловьёв показан как многогранный, оригинальный мыслитель, который ввёл культурологические идеи и стал философствовать в форме культурологизирования;

— выявлено место Вл. Соловьёва как идейно-теоретического выразителя умонастроений культуры второй половины XIX века;

— исследованы «культурогемы» (концепты) творчества Вл. Соловьёва: всеединство и софийность с точки зрения их общекультурной значимости;

— раскрыты этнокультурные аспекты идей Вл. Соловьёваопределена культурная весомость религиозно-конфессиональных поисков Вл. Соловьёва.

На защиту выносятся следующие тезисы:

1. Вл. Соловьёв — мыслитель мирового класса, глубоко оригинальная, своеобразная культурная индивидуальность. Его жизненный путь, психологическая настроенность, самобытность интеллекта, увлечение мистикой и каббалистикой — всё это неотделимо от созданных им культурологических концепций. Они и сугубо личностны, и масштабно общезначимы.

2. Творчество Вл. Соловьёва интегративно. Оно не замыкается в локально-дисциплинарных границах (философия, публицистика, религиозные искания, литературная критика, поэзия), а выступает как общекультурное явление российской и мировой культуры.

3. В поиске мировоззренческих сдвигов, кризисных явлений в философии, постреформенных подвижек в политике и духовной атмосфере России, творчество Вл. Соловьёва в определённой мере отвечало исканиям интеллектуальных кругов российской культуры второй половины XIX века. Именно этим объясняется как его популярность, так и острая полемика вокруг выдвинутых им глобальных идей.

4. Главные конструкции философского прозрения Вл. Соловьёва — «Положительное всеединство», «Оправдание добра», «Софийность», «Свободная Теургия» и др. — являют собой синтез рационального и мистического. Ввиду этого их можно рассматривать не только как грани его собственной философской системы, но и как-то, что образует предпосылки для специфического образа культуры.

5. Особое место в творчестве Вл. Соловьёва занимает этнокультурная проблематика. «Русская идея» и идея «Всечеловечности», критика изоляционизма и прочерчивание мессианских путей России характерны для его понимания этнокультурных процессов. Наиболее чётко выявляется его этнокультурная позиция при анализе взаимодействия русской и польской культуры в рамках их славянского единства. Польский (католический), восточный и еврейский вопросы характеризовались им как те решения, которые либо восславят русский народный дух, либо погубят его.

6. В трактовке проблемы конфессиональных форм религиозной культуры Вл. Соловьёв утверждает идеи «свободной теургии», как организации жизни в духовном и социальном плане. Тезис об устремлённости истории к тому, чтобы род людей стал Богочеловечест-вом — это одно из самых сильных утверждений в его культурологическом объяснении Мира людей.

Научно-практическая значимость исследования.

Результаты исследования дают возможность высветить многогранную фигуру Вл. Соловьёва с новой стороны, как масштабного культуролога, весомого мыслителя в области теории культуры. Они могут быть использованы в культурологических циклах системы образования и учтены при формировании государственной политики в области культуры.

Апробация работы.

Диссертация обсуждалась в институте философии Высшей Педагогической Школы в Зелёной Гуре (Польша), а также на кафедре философии и культурологии ИППК при РГУ.

Автор докладывал итоги работы на межкафедральных научных семинарах в Институте философии ВПШ в Зелёной Гуре, на Международном Гегелевском конгрессе (Internationaler Hegel Kongress) в 1990 году во Вроцлаве, на Всепольской конференции «Спор на тему ценностей в современной философии и общественных науках» в 1992 году в Олыитыне, и на других научных семинарах.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. Wlodzimierz Solowjow. ZielonaGora: 1997.

2. Kant et Hegel de la nature de la philosophie (Кант и Гегель о природе философии). В кн. Hegel — Jahrbuch, Bochun 1991.

3. Dostojewski i Solowjow — przyczynek do antropologii filozoficznejtych myslicieli (Достоевский и Соловьёв — к вопросу о философской антропологии этих мыслителей). «Transformacje» 1993 -1994, № 3−4.

4. Wlodzimierz Solowjow — w poszukiwaniu filozofii uniwersalnej, cz. 1 (Владимир Соловьёв — в поисках универсальной философии, ч.

1), «Ejdos» № 4 («Nad Odra», 1996, № 10 -12).

5. Wlodzimierz Solowjow — w poszukiwaniu filozofii uniwersalnej, cz. 2 (Владимир Соловьёв — в поисках универсальной философии, ч.

2), «Ejdos» № 5 («Nad Odra», 1997, № 1 — 3).

6. Problematyka sofijna w filozofii Wlodzimierza Solowjowa (Софийная проблематика в философии Владимира Соловьёва), «Nauki Humanistyczne», 1997, № 3.

7. Sprawa polska w przyszlosciowej wizji Wlodzimierza Solowjowa (Польский вопрос в картине будущего у Владимира Соловьёва), «Nauki Humanistyczne», 1998, № 4 (в печати).

8. Idea rosyjska w rosyjskiej filisofii porewolucyjnej (Русская идея в русской послереволюционной философии), «Humanitas» 1998. № 1 (в печати).

Автор перевёл на польский язык следующие работы Вл. Соловьёва:

1. Содержание речи, произнесённой на высших женских курсах профессором B.C. Соловьёвым 13 марта 1881 года. Перевод с русского. В кн. L. Kiejzik, Wlodzimierz Solowjow, 1997.

2. Общее определение истинного предмета в трёх его основных элементах. Истина как сущее, единое и всё, или как сущее всеединое. (Перевод с русского, фрагмент «Критики отвлечённых начал»). В кн. L. Kiejzik, Wlodzimierz Solowjow, 1997.

3. «Диалог третий» трактата «Sophie». Перевод с французского (в соавторстве). В кн. L. Kiejzik, Wlodzimierz Solowjow, 1997.

Структура работы.

Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы, включающего 259 наименований.

ЗАКЛЮ ЧЕНИЕ.

Автор полагает, что тезисы, представляющие новизну исследования и высказанные во введении, можно считать доказанными.

В лице Владимира Соловьёва русская философия принесла свой первый зрелый и «полноценный плод». Его появление обусловлено возникшей в XIX веке в России необходимостью в новом развитии философии, которая охватила бы все жизненно важные сферы бытия и опиралась бы на христианскую традицию.

Воззрения Соловьёва стали «школой мысли» для целого поколения русских философов — идеалистов и религиозных мыслителей. Стоит назвать фамилии самых известных: Евгения и Сергея Трубецких, Николая Булгакова, Павла Флоренского, Владимира Эрна, Льва Карсавина, Николая Бердяева, Сергея Гессена. Благодаря их творческому развитию прежде всего философии всеединства и софиологии Соловьёв посмертно обрёл славу крупнейшего философа России. Об актуальности его взглядов свидетельствует и повышенный в последние годы интерес к поднимаемой им проблематике как в России, так и в других странах Европы, также в Польше.

В соответствии с задачами, поставленными в начале диссертационного исследования, основное внимание было обращено на выявление культурологических сюжетов творчества Соловьёва. Обзор его философии всеединства и софиологии позволил выделить моменты, которые взаимодействуя друг с другом, и выступая как логические составляющие и как культурогемы, входят в духовную культуру.

Критический анализ основных трудов философа позволил подтвердить предположение о том, что софиологическая концепция и принцип всеединства составляют исходные основы понимания Вл. Соловьёвым сути и форм культуры и в своей взаимосвязи определяют мировоззрение русского философа: его гносеологию, этику, эстетику, учение о сверхсущем, учение о всемирной теократии, учение о вселенской религии, антропологию, учение о предназначении России и русского народа.

Предпосылкой для выбора методологического аппарата исследования было принятие такой дефиниции культуры, которая акцентирует её сущностный, глубинный, деятельный аспект и принимается многими исследователями данного вопроса как в России, так и в Польше.

Таким образом, подытоживая всё сказанное и опираясь на тезисы, выдвинутые во введении, ещё раз скажем:

— концепция всеединства и концепция софиологии Соловьёва, рассмотренные как культурогемы, взаимосвязаны и дополняют друг другаидея Софии определяет учение о Богочеловечестве, теократической государственности и философии истории;

— софиология и концепция всеединства нашли своё выражение в проблеме Церквей: католической и православной, что привело к выделению светского и религиозного моментов культуры;

— софиология и концепция всеединства нашли своё выражение в поисках и теоретическом обосновании единой вселенской религиипо замыслу Соловьёва, она должна представлять свободный и действительный синтез всех существующих религий;

— для полной характеристики понимания Вл. Соловьёвым культуры необходим анализ взаимодействия православного и католических моментовв этом отношении существенным является вопрос о соединении Церквей;

— для адекватного освещения культурологических взглядов Вл. Соловьёва необходим анализ соотношения рационального и внера-ционального (мистического) моментовон проведён в связи с характеристикой влияния творчества Достоевского на Соловьёва и творчества Соловьёва на Достоевского;

— в культуру входят и этнокультурные аспекты, в творчестве Соловьёва они конкретизируются в попытке решения польского и еврейского вопросов (в рамках национального вопроса);

— для полного освещения Вл. Соловьёва как мыслителя — культуролога необходим анализ взаимодействия индивидуального и общечеловеческого моментовон проведён в связи с характеристикой ранее неизвестной учёному сообществу дискуссии между Соловьёвым и графом Тарновским на тему будущего Польши и России.

Таковы итоги настоящей работы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. . (ред.) Книга о Владимире Соловьёве. Москва, 1991.
  2. В.Н. Философия всеединства. От B.C. Соловьёва до П. А. Флоренского. Новосибирск 1990.
  3. Асмус В.Ф. B.C. Соловьёв: опыты философской биографии. «Вопросы Философии», 1988, № 6.
  4. H.A. Проблема Востока и Запада в религиозном сознании Вл. Соловьёва. О Владимире Соловьёве. Сборник первый, Москва, 1911.
  5. H.A. Основная идея Владимира Соловьёва. В: Типы религиозной мысли в России. Париж, 1989.
  6. H.A. Русская идея. В: О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья, Москва, 1990.
  7. А.П. Рыцарь монах. В: О Владимире Соловьёве. Сборник первый. Москва, 1911.
  8. А.П. Об искусстве. Сборник. Москва, 1980.
  9. С. Что даёт современному сознанию философия Владимира Соловьёва? В кн. О Вл. Соловьёве. Под. Ред. Б. Аверина и Д. Базанова. Москва, 1991.
  10. Э.В., Сухотина А. К. (ред.) Дефиниция культуры. Томск, 1994.
  11. В.В. Духовно-эстетические основы русской иконы. Москва, 1995.
  12. B.JI. Вл. Соловьёв. Жизнь и творение. 2-изд. С, 1. Петербург, 1903.
  13. В.Е., Жданов Ю. А. Сущность культуры. Ростов-на-Дону, 1979.
  14. В.Е. В зеркале философии. Ростов-на-Дону, 1997.
  15. Н.Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому. Москва, 1991.
  16. Е. А. Славянофилы в общественной борьбе. Москва, 1983.
  17. B.C. Социальная культурология, ч. 1 2. Москва, 1994.
  18. А.Н. Восток. Запад. Россия. Ростов-на-Дону, 1993.
  19. П.П. Человек и человечество в учении B.C. Соловьёва. «Вопросы философии». 1994, № 6.
  20. A.A., Никандров П. Ф. (ред.) Русская философия XI XIX веков. Ленинград, 1989.
  21. С.И. Борьба утопии и автономии добра в мировоззрении Ф.М. Достоевского и Вл. Соловьёва // В «Современные записки», 1931 г. Польское издание: Варшава, 1968.
  22. Н.В. Духовная культура. Источники и движущие силы прогресса. Киев, 1980.
  23. .Л. Западная философия культуры XX века. Тверь, 1997.
  24. П.С. Философия культуры. Москва, 1995.
  25. Г. В. (ред.) Культурология. Ростов-на-Дону, 1995.
  26. Г. В. (ред.) Учебный курс по культурологии. Ростов-на-Дону, 1996.
  27. Ю.А. Нерасторжимые звенья культуры и науки. Традиции и современность. Ростов-на-Дону, 1984.
  28. А.Ф. Мыслители Киевской Руси. Киев 1987.
  29. А.Ф. Лекции по истории русской философии. С. Петербург, 1993.
  30. А.Ф. Курс истории русской философии. Москва, 1995.
  31. В.В. История русской философии. Т. 1 2. Париж, 1948 — 1950.
  32. В.В. Основы христианской философии. Москва, 1992.
  33. Н.М. Русское религиозное возрождение XX века. Париж, 1974.
  34. Г. Избранное. Том первый. Философия культуры. Москва, 1996.
  35. Н.С. (ред.). Постижение культуры. Концепции, диалоги, дискуссии. Москва, 1996.
  36. В.И. О значении Вл. Соловьёва в судьбах нашего религиозного сознания. В: О Владимире Соловьёве. Сборник первый. Москва, 1911.
  37. И.А., Аксиомы религиозного опыта. Москва, 1993.
  38. Историко-философский ежегодник. Под ред. Н. В. Мотрошиловой. Москва, 1988.
  39. Л.Г. Социология культуры. Москва, 1966.
  40. История философии в СССР. В пяти томах. Под. Ред. В. Е. Евграфова. Москва, 1968.
  41. М.С. Философия культуры. С.-Петербург, 1966.
  42. В.А. (ред.). Философия и история культуры. Москва, 1985.
  43. Л.П. Святые отцы н учителя Церкви. Москва1994.
  44. Э.Ф. Достоевский и канун XXI века. Москва 1989.
  45. С.Г. (ред.) Смертная казнь: за и против. Москва, 1989.
  46. И.Ф. (ред.) Основы теории и истории культуры. С. Петербург, 1996.
  47. А.И. Духовная культура средневековой Руси. Москва, 1996.
  48. Л.А. В.С.Соловьёв и Н. Г. Чернышевский. «Вопросы философии», 1971, № 11.
  49. В. П. Диалектика Владимира Соловьёва. Рациональное содержание н актуальный смысл. Ростов-на-Дону, 1996.
  50. Я. Две церкви воссоединились. «Общая Газета». 1996, № 29.
  51. Л.К. Основы культурологии. С.-Петербург, 1995.
  52. В.А. Религиозная философия в России. Москва, 1980.
  53. В.А. Философия Владимира Соловьёва. Москва, 1988.
  54. Э.Г. Три круга Достоевского. Москва, 1991.
  55. С.А. Очерки по истории русской философии. Т. 1 -2. Москва, 1996.
  56. В.В. История либерализма в России, 1762 1914. Москва, 1995.
  57. К.Н. О Владимире Соловьёве и эстетике жизни. Москва, 1912.
  58. Т.Г. Феномен неопределённости: философско-методологический и культурологический анализ. Докторская диссертация. Ростовский госуниверситет. Ростов-на-Дону, 1994.
  59. Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиция русского дворянства (XVIII начало XIX века). С.-Петербург, 1995.
  60. А.Ф. Владимир Соловьёв. Москва, 1983.
  61. А.Ф. Владимир Соловьёв и его время. Москва, 1990.
  62. А.Ф. Философия. Мифология. Культура. Москва, 1991.
  63. А.Ф. Страсть и диалектика. Москва, 1990.
  64. И.О. Вл. Соловьёв и его преемники в русской религиозной философии. «Путь», 1929, № 2.
  65. И.О. История русской философии. Москва, 1991.
  66. Лукьянов С М. О Владимире Соловьёве в его молодые годи. Материалы к биографии. Т. 1 3, Москва, 1990.
  67. ГГ. Роль Софии-Пудроти в истории происхождения философии. «Логос», 1991, № 2.
  68. С.П. Основы культурологии. Москва, 1996.
  69. М.А. (ред.) «Русская идея». Антология. Москва, 1992.
  70. М.А. (ред.) Русская философия. Словарь. Москва, 1995.
  71. И. Византия и Московская Русь. Париж, 1990.
  72. Н.В. «Владимир Соловьёв». В кн. История философии. «Восток Запад — Россия». Москва, 1996.
  73. К.В. Владимир Соловьёв. Жизнь и учение. Париж, 1936.
  74. К.В. Достоевский. Жизнь н творчество. Париж, 1947.
  75. М.П. О современных процессах в религии. «Вопросы философии», 1984, № 2.
  76. В.В. (ред.) Философия культуры. XVII Всемирный философский конгресс: проблемы, дискуссии, суждения. Москва, 1987.
  77. Несмеянов Е Е. (ред.) Основы философии в вопросах и ответах. Ростов-на-Дону, 1997.
  78. М.Н. Философия культуры русского позитивизма начала века. Москва, 1986.
  79. А.А., Яковенко И. Г. Культура как система. «Человек», №№ 5, 6, 1997.
  80. B.C., Поликарпова В. А. Феномен человека -вчера и завтра. Ростов-на-Дону, 1996.
  81. В.А. (ред.) История современной России. Ч. 1 2, С. Петербург, 1912.
  82. П.Н. Юрий Крижанич. Очерк жиэни и творчества. Москва, 1984.
  83. Радлов E. JI Очерк истории русской философии. Петербург, 1921.
  84. Е. П. Владимир Соловьёв. Жизнь и учение. Петербург, 1913.
  85. Е.Б. Владимир Соловьёв: учение о природе философского знания. «Вопросы философии», 1982, № 6.
  86. Е.Б. Вл. Соловьёв о судьбах и смысле философии. «Вопросы философии», 1988, № 6.
  87. C.B. Структура мировоззрения. Методология, источники и элементы, философская экспозиция. Ростов-на-Дону, 1994.
  88. Ю.В. Введение в культуроведение. Москва, 1996.
  89. Русская философия. Словарь. Под ред. М. А. Маслина. Москва, 1995.
  90. Русская философия IX XIX веков. Под ред. А.А. Галактио-нова, Р. Ф. Никандрова. Ленинград, 1989.
  91. Россия глазами русского. Под ред. А. Ф. Замалеева. С. Петербург, 1991.
  92. Н.С. Философия богоискательства. Москва, 1986.
  93. В.В. История русской философии XI XIX вв. Курс лекций. Москва, 1993.
  94. В.В. Владимир Соловьёв: Запад. Восток и Россия. Москва, 1994.
  95. JI.В. (ред.). Культурология XX века. Антология. Москва, 1995.
  96. Э.В. Культурология. Очерки теории культуры. Москва, 1994.
  97. Вл.С. Собрание Сочинений. Т. 1 8. С. Петербург, б/даты.
  98. Вл.С. Письма. Т. 1 4. С.-Петербург, 1908 — 1923.
  99. Вл.С. Россия и Вселенская Церковь. Москва, 1911.
  100. Вл.С. Неподвижно лишь солнце любви. Москва, 1990.
  101. Вл.С. Сочинения в двух томах. Под ред. А. Ф. Лосева. Москва, 1990.
  102. Вл.С. Избранное. Москва, 1990.
  103. Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Москва, 1997.
  104. С.М. Жизнь и творческая эволюция Владимира Соловьёва. Брюссель, 1977.
  105. С.М. Жизнь и творческая эволюция Владимира Соловьёва. Познань, 1986.
  106. С. Я. Пространство российской культуры. Ростов-на-Дону, 1995.
  107. А.Д. Русская философия. Пути развития. Москва, 1989.
  108. E.H. Владимир Соловьёв и его дело. В: О Владимире Соловьёве. Сборник первый. Москва, 1911.
  109. E.H. О религии Льва Шестого. Москва, 1912.
  110. E.H. Миросозерцание Вл.С. Соловьёва. Т. 1 2. Москва, 1913.
  111. E.H. Воспоминания. София, 1921.
  112. Н.Ф. Тема всеединства в философии Вл. Соловьёва. «Вопросы философии», 1989, № 6.
  113. Философский словарь Владимира Соловьёва. Сост. Г. Бе-лаев. Ростов-на-Дону, Феникс, 1997.
  114. П.А. Иконостас. Москва, 1994.
  115. Г. В. О почитании Софии, Премудрости Божи-ей в Византии и на Руси. В: Труды V Съезда Русских академических организаций за рубежом. София, 1932.
  116. Г. В. Пути русского богословия. Париж, 1983.
  117. С.С. После перерыва. Пути русской философии. С.-Петербург, 1994.
  118. Н.И. Славянофильство. Из истории русской общественно-политической мысли XIX века. Москва, 1986.
  119. Д.Н. Из воспоминаний о Владимире Сергеевиче Соловьёве. В: Соловьёв B.C. Неподвижно лишь солнце любви. Москва, 1990.
  120. А.Б. Православная философия и современность. Рига, 1989.
  121. Е.М. (ред.) О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М.1990.
  122. JI.E. Православие и философский идеализм. Несостоятельность философской апологетики православия. Горький, 1986.
  123. Л.Е. Русская религиозная философия XIX—XX вв.еков. Нижний Новгород, 1992.
  124. Л. Умозрение и откровение. Париж, 1964.
  125. П. С. Философия Вл. Соловьёва в оценке В.С.Асмуса. «Философские Науки», 1982, № 2.
  126. Эрн В. Ф. Гносеология В.С.Соловьёва. В: О Владимире Соловьёве. Сборник первый. Москва, 1911.
  127. .В. Очерки русской философии. Берлин, 1922.
  128. Alpatow M.W. Historia kultury. T. 1 -4, Warszawa, 1981.
  129. Armstrong К. Historia Boga. Warszawa, 1996.
  130. Asnaghi A. Storia ed eschatologia del pensiero russo. Genova, 1973.
  131. AubertR. Historia Kosciola. T. 1 5, Warszawa, 1985.
  132. Augustyn Aureliusz. Wyznania. Krakow, 1995.
  133. Bazylow L. Historia Rosji. T. 1 2, Warszawa, 1983.
  134. Benedict R. Wzory kultury. Warszawa, 1996.
  135. Berkenkopf G. Weiterlosung, ein geschichtlicher Traum Rusland. Munchen, 1962.
  136. Besancon A. La falsification du Bien. Soloviev et Orwell. Paris, 1985.
  137. Bielski T. Ekiezjologia W.S.Solowjewa w:. «Roczniki Te-ologiczno-Kanoniczne KUL». Lublin 1961, nr. 7.
  138. BierdiajewM. Filozofia wolnosci. Bialystok, 1995.
  139. Billington J.M. The Icon and the Axe: An Interpretive Historyof Russian Culture. N. Y, 1966.
  140. Bochenski J. Zarys historii filosofii. Krak6w 1993.
  141. Brzoza H. Dostojewski mysl a forma. Lodz, 1984.
  142. BulgakowS. Prawoslawie. Bialystok, 1992.
  143. Ceram C.W. Bogowie, groby i uczeni. Warszawa, 1994.
  144. Cioran S.D. Vladimir Solov’ev and the Knighthood of the Divine Sophia. Waterloo-Ontario-Canada, 1977.
  145. Congar Y. Essais oecumenique. Le mouvement, les hommes, les problemes. Paris, 1984.
  146. Copleston F. Philosophy in Russia. From Hercen to Lenin and Berdyaev. Notre Dame, 1986.
  147. Czarnowski S. Dzieta. T. 1- 5, Warszawa, 1956.
  148. EvdokimovP. Prawoslawie. Warszawa. 1986.
  149. Evdokimov P. Le Christ dans la pensee russe. Paris, 1986.
  150. Evdokimov P. Wieki zycia duchowego. Krakow, 1996.
  151. Gagaryn J. Tendance catholiques dans la societe russe. Paris, 1860.
  152. George M. Mystische und religiose Erfahrung im Denken Vladimir Solov’evs. Gottingen, 1988.
  153. Gleixner H. Die ethische und religiose Sozialismuskritik des Vladimir Solov’ev. Texte und Interpretation, St. Otilien, 1986.
  154. Gostomski W. Ostatnia mysl Wlodzimierza Solowjowa. «Przeglad Powszechny», 1905, nr. 87.
  155. Hensel W. Archeologia Zywa. Warszawa, 1973.
  156. Herbigny M. Un Newmann russe. Vladimir Soloviev, Paris,
  157. Hessen S. Studia z filozofii kultury. Warszawa, 1968.
  158. Hubmer F. Wladimir Solowjew der Kunder des Antichristen. Stuttgart-Hohenheim, 1966.
  159. Jonas H. Gnosis und spatantiker Geist. Т. 1 2, Gottingen 1934, 1954.
  160. Jonas H. Religia gnozy. Krakow, 1994.
  161. Johnson. Historia Zydow, Krakow, 1994.
  162. Jonczyk K. Ekumeniczny Charakter polskich zwiazkow Wl.Solowjowa. w:. Dzielo chrystianizacji Rusi kijowskiej i jego konsek-wencje w kulturze Europy. Red Luzny, Lublin, 1988.
  163. Kelly J. Poczatki doktryny chrzescijanskiej. Warszawa, 1988.
  164. Kiejzik L. Dostojewski i Solowjow przyczynek do antro-pologii filozoficznej tych myslicieli. «Transformacje», 1993−1994, nr. 3−4.
  165. Kiejzik L. Wlodzimierz Solowjow. Zielona Gora, 1997.1. Kjejxtk t.171V1C ant et Hegel de la nature de la philosophie (Кант и Гегель о природе философии). В кн. Hegel Jahrbuch, Bochun 1991.
  166. Kiejzik L. Wlodzimierz Solowjow w poszukiwaniu filozofii uniwersalnej, cz. 1 (Владимир Соловьёв — в поисках универсальной философии, ч. 1), «Ejdos» № 4 («Nad Odra», 1996, № Ю — 12).
  167. Kiejzik L. Wlodzimierz Solowjow w poszukiwaniu filozofii uniwersalnej, cz. 2 (Владимир Соловьёв — в поисках универсальной философии, ч. 2), «Ejdos» № 5 («Nad Odra», 1997, № l — 3).
  168. Kiejzik L. Problematyka sofijna w filozofii Wlodzimierza So-lowjowa (Софийная проблематика в философии Владимира Соловьёва), «Nauki Humanistyczne», 1997, № 3.
  169. Klecel М. Wlodzimierz Solowjow: obecnosc i zlo. «Comnunio. Miedzynarodow Przeglad Teologiczny», 1990, nr. 3.
  170. J. 0 istocie prawoslawia. Warszawa, 1983.
  171. Klosrtermann R.A. Probleme der Ostkirche. Untersuchungen zum Wesen und zur Geschichte der Griechisch-Ortodoxen Kirche. Gote-borg, 1955.
  172. Kloskowska A. Socjologia kultury. Warszawa, 1981.
  173. Konieczny H. Wlodzimierz Solowjow jako krytyk literacki. «Slavia Orientalis». R. XX, 1971.
  174. Comte. Rozprawa o duchu filozofii pozytywnej. Warszawa, 1973.
  175. Kowalczyk S. Filozofia kultury. Lublin, 1996.
  176. Kowalski J.W. Chrzescijanstwo. Warszawa. 1988.
  177. Kozlowski R. Rosyjska eklezjologia prawoslawna w XIX-XX wieku. Warszawa, 1988.
  178. Krasicki J. W cieniu Antychrysta. «Znak», 1986, nr. 384 385.
  179. Kucharzewski J. Od bialego do czerwonego caratu, Gdansk, 1990.
  180. Kulakowska D. Antynomie humanizmu wedlug «Braci Karamazowow». Warszawa, 1987.
  181. Kurowicki J. Normainosc jako sen idioty. Zielona Gora, 1994.
  182. Kurowicki J. Kulturajako zrodlo piekna. Wprowadzenie. Mar-szawal997.
  183. Kuvakin V.A. A History of Russian Philosophy, vol. 1 2, Buffalo, New York, 1993.
  184. Kytzeler B. Rom als Idee. Darmstadt, 1993.
  185. A. «Poczwienniczestwo». Z badan nad hisoria idei w Rosji. Lodz, 1988.
  186. Legowicz J. Zarys historii filozofii. Warszawa, 1992.
  187. Leisegang H. Die Gnosis. Stuttgart, 1985.
  188. Levier H. La culture de l’homme. Paris, 1980.
  189. H. (de). La posterite spirituelle de Joachim de Fiore. Paris, 1981.
  190. Losski W. Teologia mistyczna Kosciola. Wschodniego War-szawa, 1989.
  191. R. (red.) Dzielo chrystianizacji Rusi Kijowskiej i jego konsekwencje w kulturze Europy. Lublin, 1988.
  192. Maceina A. Das Geheimnis des Bosheit. Versuch einer Geschichstheologie des Widersachers Christi als Deutung der «Erzahlung vom Antichrist» Solowjews. Freiburg, 1955.
  193. Marianski J. W poszukiwaniu sensu zycia. Lublin, 1990.
  194. Meyendorff J. Teologia bizantyjska. Warszawa, 1984.
  195. Milosz C. Science fiction i przyjscie Antychrysta. «Kultura», 1970, nr. 279.
  196. Molitor A. Culture et Christianisme. Paris, 1994.
  197. Morawski M. Wlodzimierz Soiowjow. «Przeglad Powszechny, 1890, nr. 25, nr. 26.
  198. Muller L. Solovjev und der Protestantismus. Freiburg, 1951.
  199. Muller L. Das religionsphilosophische System Vladimir So-lovjevs. Berlin, 1956.
  200. Mykolaitis V. L’esthetique de Vladimir Soloviev. Wurzburg, 1923.
  201. Nivat G. Vers la fin du myth russe. Essais sur la culture russe de Gogol a notre jours. Lausanne, 1982.
  202. Ortega y Gasset J. Szkice o milosci. Warszawa, 1989.
  203. Ortega y Gasset J. Po co wracamy do filozofii? Warszawa, 1992.
  204. Palacz R. Klasycy filozofii. Zielona Gora, 1995.
  205. Pawlowski A. Idea Kosciola w ujeciu rosyjskiej teologii i histo-riozofii. Warszawa, 1935.
  206. Pfleger K. Geister, die um Christus ringen. Heidelberg, 1959.
  207. Pipes R. Rosjacarow. Warszawa. 1990.
  208. Przebinda G. Wlodzimierz Solowjow i idea teokracji ekumenicznej. «Znak», 1985, nr. 364.
  209. Przebinda G. Zydzi i Polacy w mysli ekumenicznej Wlodzim-ierza Solowjowa. «Znak», 1986, nr. 377 378.
  210. Przebinda G. Wiodzimierz Solowjow. Wobec historii. Krakow, 1992.
  211. Przubulski R. Dostoejewski i «przeklete problemy». Od «Biednych Ludzi» do «Zbrodni i kary». Warszawa, 1964.
  212. Quispel G. Gnoza. Warszawa, 1988.
  213. Rudolf K. Gnoza. Krakow, 1995.
  214. Rupp J. Message ecclesial de Soloviev. Bruxelle, 1974.
  215. Samsonow 1. Die Einheit der Menschheit. Zur Geschichtstheologie Wladimir S. Solowjows. w:. «Stimme der Orthodoxie». Berlin, 1980.
  216. Sacke G. V.S. Solovjevs Geschichtsphilosophie. Berlin, 1929.
  217. SchelerM. Problemy socjologii wiedzy. Warszawa, 1990.
  218. Schiel C.H. Die Staats- und Rechtsphilosophie des Wladimir Sergejewitsch Solowjew. Bonn, 1958.
  219. Scholem G. O glownych pojeciach judaizmu. Krakow, 1989.
  220. Scholem G. Mistycyzm Zydowski. Warszawa, 1997.
  221. Serczyk W.A. Kultura rosyjska XVIII wieku. Wroclaw-Warszawa-Krakow-Gdansk-Lodz, 1984.
  222. Simon H. Simon M. Filozofia Zydowska. Warszawa, 1990.
  223. Solowjow W. Krotka powiesc o Antychryscie. Poznam. 1924.
  224. Solowjow W. Wybor pism. T. 1 3, Poznan, 1988.
  225. Solowjow W. Lettre a la Redaction du «Przeglad Polski», 1888/89.
  226. Solovjov VI. Conscience de la Russie. Paris, 1950.
  227. Soloviev V. La Sophia et les autres ecrits francais. Lausanne, 1978.
  228. Stekint J. Dwaj ewangelicy slowianscy. «Kraj» 1884, nr. 29, 35, 36.
  229. Sternkopf J. Sergej und Vladimir Solov’ev. Eine Analyse ihrer geschichtstheoretischen und geschichtsphilosophischen Anschauungen. Munchen, 1964.
  230. Stremooukhoff D. Vladimir Soloviev et son oeuvre messianique. Lausanne, 1976.
  231. Stremoukhoff D. A. Mickiewicz et V. Soloviev, w:. II Miedzy-narodowy Zjazd Slawistow (filologow siowianskich), Ksiega referatow. Warszawa. 1934.
  232. Such J. Dialektyczne wizje swiata. Warszawa-Poznan, 1992.
  233. Button J. The Religious Philosophy of Vladimir Solovyov. Towards a Reassessment. London, 1988.
  234. Szestow L. Dostojewski i Nietzsche. Filozofia tragedii. Warszawa, 1987.
  235. Szestow L. Ateny i Jerozolima. Krakow, 1993.
  236. Szestow L. Sola fide. Tylko przez wiare. Warszawa, 1995.
  237. Szylkarski W. Solovjev und Dostojevskijy Bonn, 1948.
  238. Tarnowski S. Glos sumienia z Rosji, «Przeglad Polski», 1889/89.
  239. Tarnowski S. Wyklad idei i powolania Rosji, «Przeglad Polski», 1889/90.
  240. Tenace M. La beaute unite spirituelle dans les ecrits esthetiques de Vladimir Soloviev. Troyes, 1993.
  241. Thaden E.C. Conservative Nationalism in Nineteenth-Cetrury Russia. Seattle, 1964.
  242. Uspienski B.A. Zywow W.M. Car i bog. Warszawa, 1992.
  243. Urban J. Katolicyzm a prawoslawie. Krakow, 1912.
  244. Vucinich A. Science in Russian Culture. 1861−1917, Stanford, 1970.
  245. Walicki A. W kregu konserwatywnych utopii. Struktura i przemiany rosyjskiego slowianofilstwa. Warszawa, 1964.
  246. Walicki A. Rosyjska filozofia i mysl spoleczna od oswiecenia do marksizmu. Warszawa, 1973.
  247. Walicki A. Zarys dziejow filozofii polskiej 1815 1918. Warszawa, 1986.
  248. Walicki. Filozofia a mesjanizm. Warszawa, 1970.
  249. Walicki A. Legal Philosophies of Russian Liberalism. Notre Dame, 1992.
  250. Wenzler L. Die Freiheit und das Bose nach Vladinir Soloviev. Munchen, 1978.
  251. Wodzinski C. I coz po filosofie. Warszawa, 1992.
  252. Zdziechowski M. Pesymizm, romantyzm a podstawy chrzesci-j anstwa. Krakow, 1915.
  253. Znaniecki F. Nauki o kulturze. Narodziny i rozwoj. Warszawa, 1992.
Заполнить форму текущей работой