Композиционное мышление в изобразительном искусстве
Диссертация
Анализ особенностей, формы, функций и продуктивного результата художественно-композиционного мышления, проведенный в диссертационном исследовании позволяет заключить, что оно по своим интеллектуальным характеристикам выходит за рамки художественной деятельности. И, по всей вероятности, постоянно проявляется, как в самых различных видах профессиональной деятельности человека, так и в повседневной… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1.
- Становление основных композиционных категорий
- 1. Особенности композиционных представлений Средневековья
- 2. Возникновение теории композиции в эпоху Возрождения
- Глава 2.
- Особенности композиционной формы
- 1. Композиционная форма как художественный диалог
- 2. Композиционные средства и смысловые элементы картины
- 3. Смысловые «маршруты» композиции
- 4. Структура художественно-композиционного диалога
- Глава 3.
- Композиционное мышление как вид художественного мышления
- 1. Композиционное мышление и психологические категории
- 2. Дискурсивное и интуитивное в композиционном мышлении
- 3. Взаимодействие различных уровней композиционного мышления
- 4. Продуктивный характер личностного мыслительного уровня
- 5. Композиционный образ и форма его организации в структуре мышления личности
- 6. Форма организации композиционного мышления
- Глава 4.
- Индивидуально-психологические особенности композиционного мышления
- 1. Факторы, определяющие мотивы и структуру композиционного мышления
- 2. Проявление меры интерпретации в преобразовании композиционных форм
- 3. Проявление особенностей композиционного мышления в произведении искусства
- 4. Особенности композиционного мышления, основанные на теории конструктов
Список литературы
- Августин А. Исповедь. М., Ренессанс, СП ИВО — СиД, 1991. — 488 с.
- Аверинцев С.С. Порядок космоса и порядок истории в мировоззрении раннего средневековья. (Общие замечания). В сб. Античность и Византия. М.: Наука, 1975, 266−285 с.
- Адамов Е.Б. и др. Книга как художественный предмет. Набор. Фактура. Ритм. Часть 1. М.: Книга, 1988. — 382 с.
- Адамов Е.Б. и др. Книга как художественный предмет. Формат. Цвет. Конструкция. Композиция. Часть 2. М.: Книга, 1990. — 400 с.
- Адамов Е.Б. Художественное конструирование и оформление книги. М., 1971.
- Аллан Д. Ландшафт детской души. Юнгианское консультирование в школах и клиниках. Пер. с англ. Санкт-Петербург — Минск: Диалог -Лотаць, 1997. — 256 с.
- Алпатов М.В. Композиция в живописи. М.-Л., Искусство, 1940.
- Алпатов М.В. Матисс. М.: Искусство, 1969, — 105 е., ил.
- Альберти Л-Б. Десять книг о зодчестве. В 2-х т. М.: изд-во Всесоюзной Академии Архитектуры, 1937. — 793 с.
- Антология. Философия русского религиозного искусства XVI XX вв. -М.: Прогресс, 1993. — 400 с.
- Аристотель Поэтика. Л.: Академия, 1927. — 120 с.
- Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. -392 с.
- Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. Пер. с англ. М.: Прометей, 1994. — 352 с.
- Артемьева Е.Ю. Психология субъективной семантики. М.: Прогресс. -М.: МГУ, 1980. — 128 с.
- Асмус В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики. (Сборник статей). М.: Искусство, 1968. — 655 с.
- Базен Жермен. История истории искусства: От Вазари до наших дней: Пер. с фр. М.: Прогресс — Культура, 1994. — 528 с.
- Бахтин М. М. Проблема поэтики Достоевского. М., Худ. лит., 1972. -258 с.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. — 424 с.
- Белый Б.И. Тест Роршаха. Практика и теория / Под ред. J1.H. Собчик. -СПб, «Дорваль», 1992 г. 200 е., илл.
- Бенеш Отто. Искусство Северного Возрождения. Его связь с современными духовными и интеллектуальными движениями: Пер. с англ.- М.: Искусство, 1973. 122 с. с ил.
- Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением. М.: Медицина, 1989.- 304 с.
- Бычков В.В. Русская средневековая эстетика. XI XVII века. — М.: Мысль. 1992. — 637, 1. е.: ил.
- Бэн А. Психология. М.: ООО «Издательство АСТ-ЛАД», 1998. — 209 -519 с.
- Вагнер Г. К., Владышевская Т. Ф. Искусство древней Руси. М.: Искусство, 1993, — 255 с.
- Валери П. Об искусстве: Сборник. Пер. с фр. М.: Искусство, 1993. — 507 е., 8. л. ил.
- Ватто Антуан. Совет Ланкре. В сб. Мастера искусств об искусстве. 1 том.- М.- Л.: ОГИЗ, 1937. 597 с.
- Вертгеймер М. Продуктивное мышление: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1987. -336 е.: ил. 213.
- Виппер Р.Ю. Искусство Древней Греции. М.: Наука, 1972. — 268 е., ил.
- Виппер Р.Ю. История Средних веков. Курс лекций. Киев: AirLand, 1996. — 384 с.
- Власо в В. Г. Стили в искусстве. Словарь. Т.т.1−3.— СП б.: Кольна. 1995, 1996, 1997. 672, 533, 655 с.
- Волков И.Ф. Творческие методы и художественные системы. М.: Искусство, 1978. — 264 с.
- Волков Н.Н. Композиция в живописи. -М.: Искусство. 1977. 264 с. с табл.
- Воллар А. Сезанн. Пер. с фран. Л.: Изд-во Ленинградского Областного Союза Советских Художников, 1934. — 150 е., ил.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СП б.: СОЮЗ, 1997, 96 с.
- Выготский Л.С. Проблемы развития психики. Собр. соч. Т.З. — М.:1. Педагогика, 1983. С. 338.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т.6. М.: Педагогика. 1984.
- Выготский Л. С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987. — 344 с.
- Гадамер Г. Г Актуальность прекрасного. /Пер. с нем. — М.: Искусство, 1991. — 367 с.
- Гадамер X. Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики: Пер. с нем. — М.: Прогресс, 1988. — 704 с.
- Галинская И.Л. (отв. ред.) Художественное воображение и отражение действительности. Современные зарубежные исследования. М.: АН СССР, Институт научной информации по общественным наукам, 1983. -176 с.
- Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.: МГУ, 1976. — 147 с.
- Герман М.Ю. Домье. М.: Молодая гвардия, 1962. — 267 с.
- Гете И.-В., Шиллер Ф. Переписка: В 2-х т. Пер. с нем. М.: Искусство, 1988. — 540 е., — 587 с.
- Гибсон Джон. Экологический поход к зрительному восприятию. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1988. — 464 е.: ил.
- Голицын Г. А., Петров В. М. Информация поведение — творчество. — М.: Наука, 1991. — 224 с.
- Гольдентрихт С. С, Гальперин М. П. Специфика эстетического сознания. — М.: Высшая школа. 1974. 103 с.
- Данилова И. Е. Итальянская монументальная живопись. Раннее Возрождение. М., Искусство, 1970.
- Данилова И. От Средних веков к Возрождению. М., Искусство, 1975.
- Даниэль С. М. Искусство видеть: О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя. Л.: Искусство, 1990. — 223 с.
- Даниэль С. М. Картина классической эпохи. Проблемы композиции в западноевропейской живописи XVII века. Л., Искусство, 1986. — 197 с.
- Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. Пер. с англ. М.: Наука. 1993. — 432 с.
- Джеймс У. Мышление. В кн. «Психология», СПб. 1905.
- Дживелегов А. Леонардо да Винчи. М.: Журнально-газетное объединение, вып. 9−10 /57−58/, 1935. — 240 с.
- Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов Общ. ред. и вступит, статья А. Ф. Лосева. М.: Мысль, 1979. — 620 с.
- Додельцев Р.Ф., Долгов К. М. Психоанализ искусства. В кн. Художник и фантазирование: Пер. с нем. М.: Республика, 1995. С. 5−16.
- Додонов Б. И. Эмоция как ценность. М., Политиздат, 1978. — 315 с.
- Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. Берлин, Государственное издательство Р.С.Ф.С.Р., 1922. — 196 с.
- Дюк В. А. Компьютерная психодиагностика. СПб., издательство «Братство», 1994. — 364 с.
- Жегин Л.Ф. Язык живописного произведения. (Условность древнего искусства). М., Искусство, 1970. — 123 с. с таблицами.
- Жоффруа де Виллардуэн. Завоевание Константинополя. М.: Издательство «Наука», 1993. — 296 с.
- Зись А.Я. Философское мышление и художественное творчество. М.: Искусство, 1987, — 255 с.
- Изард К. Эмоции человека. Перевод с англ. М.: МГУ, 1980. — 440 с.
- Ильенков Э. В. Философия и культура. М., Политиздат, 1991. 464 с. — (Мыслители XX века).
- Ильин И. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 6. Кн. I. М.: Русская книга, 1996. — 560 е., 1 ил. портр.
- Ильин И. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 6. Кн. II. М.: Русская книга, 1996. — 672 е., 8 ил.
- Ильин И.А. Одинокий художник. Статьи, речи, лекции. М.: Искусство, 1993. — 348 с.
- Иоффе И. И. Синтетическая история искусств. Введение в историю художественного мышления. Л., 1933. С.16
- Кандинский В. О духовном в искусстве. М.: Архимед, 1992. — 108 с.
- Киплик Д.И. Техника живописи. М.: СВАРОГ и К, 1998. — 504 с.
- Клар Г. Тест Люшера: Психологическая характеристика восьми цветов. В сб. Магия цвета. Харьков: АО «СФЕРА" — „Сварог“, 1996. 432 с.
- Ковалева Ф. В."Золотое сечение в живописи». Киев.: Выша школа, 1989. — 143 с.
- Ковалевская Т.М. Крамской об искусстве. М.: Изобразительное искусство, 1988. — 176 е.: ил.
- Констебль Д. Из писем Фишеру, Хемстед, 23 1823 г. В сб. Мастера искусства об искусстве. М.: Искусство, 1967. — т. 4. С. 331.
- Ксенофонт. Сократические сочинения. СП Б. АО «Комплект», — 1993. -415 с.
- Кудин П.А., Ломов Б. Ф., Митькин А. А. Психология восприятия и искусство плаката. М.: Плакат, 1987. — 208 е., ил.
- Лазурский А.Ф. Классификация личностей. Л.: Гос. Изд-во, 1924. — 290 с.
- Лебедянский М.С. Портреты Рубенса. М.: Изобразительное искусство, 1993. — 192 е.: ил.
- Леви-Стросс Клод. Первобытное мышление. М.: Республика, 1994. — 3841. Ше.: ил.
- Леонардо да Винчи. Книга о живописи. М.: ОГИЗ ИЗОГИЗ, 1934. — 382 с.
- Леонардо да Винчи. Историческая композиция. Трактат о живописи. В кн.: Мастера искусств об искусстве. В 4-х т. Т.1. М — Л.: ОГИЗ, 1937, С.141−146.
- Леонардо да Винчи. Сказки, легенды, притчи /Переск. с итал. и послесловие А. Махова. Л., Дет. лит., 1983. — 142 с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: МГУ, 1972. — 576 с.
- Леонтьев А.Н. Очерк развития психики. Изд-во Военного Педагогического Института Советской Армии, кафедра общей и военной психологии. Московская область, поселок Хлебниково, 1947. — 100 с. (на правах рукописи)
- Либман М. Я. Иконология. В сб.: Современное искусствознание за рубежом. -М., 1964.
- Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека.(Введение в психологию) М.: Мир, 1974. — 550 с.
- Лосев А. Ф. Диоген Лаэрций историк античной философии. — М.: Наука, 1981. — 192 с.
- Лосев А. Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. М.: Мол. гвардия, 1993. — 383 1. е., ил.
- Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М, Мысль, 1978. — 623 с.
- Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1976. — 367 с.
- Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1995. — 320 с.
- Лосский Н.О. Мир как осуществление красоты. Основы эстетики М.: «Прогресс — Традиция», «Традиция», 1998. — 416 с.
- Лотман Ю. М. «Культура и взрыв» М.: Гнозис, Издательская группа «Прогресс», 1992, — 272 с.
- Лурия Р.А. Внутренняя картина болезней и иатрогенные заболевания -М.: Медицина, 1977. 111 с.
- Лэнг Р.Д. Расколотое «Я»: пер. с англ. СПБ: Белый Кролик. 1995. — 352 с.
- Леви-Брюль Люсьен. Сверхъестественное в первобытном мышлении. -М.: Педагогика-Пресс, 1994. 608 с.
- Люшер М. Четырехцветный человек или путь к внутреннему равновесию. Сигналы личности. В сб. Магия цвета. Харьков: АО «СФЕРА" — «Сварог», 1996., 432 с.
- Маркелов Г. И. Этюды по психологии искусства С.- Петербург, 1913. -188 с.
- Материалы научной конференции (1980). Культура и искусство западноевропейского средневековья. Материалы научной конференции (1980). М., Советский художник, 1981.
- Матисс А. Заметки художника. В сб. Мастера искусства об искусстве. -М.: Искусство, 1967. т. 5. — Кн. 2. — С. 233.
- Менегетти А. Проект «Человек» / Пер. с итал. М.: Славянская ассоциация Онтопсихологии, 1998, с. 220, ил. 9.
- Менегетти А. Клиническая онтопсихология / Пер. с итал. М.: Славянская ассоциация Онтопсихологии, 1997, с. 320.
- Менегетти А. Учебник по Онтопсихологии / Пер. с итал. М.: Славянская ассоциация Онтопсихологии, 1997, с. 592, ил. 11.
- Менегетти А. Ин-се искусство и творчество / Пер. с итал. под общей редакцией О. Камаевой. Екатеринбург: Славянская ассоциация Онтопсихологии- Cricket, 1997. — 236 с. илл.
- Мережковский Д. С. Воскресшие боги. Леонардо да Винчи. М.: Художник. 1990. — 384 с.
- Мишель де Монтень. Опыты. Кн. 3. М.: Голос, 1992. — 416 с.
- Мочалов Л. В. Пространство мира и пространство картины. М.: Советский художник, 1983.
- Муратова К. М. Мастера французской готики. М., Искусство, 1988.
- Налимов В.В. Спонтанность сознания: Вероятностные теории смыслов и смысловая архитектоника личности. М.: Прометей, 1989. — 288 с.
- Налимов В.В. Непрерывность против дискретности в языке и мышлении. В сб. Бессознательное. Тбилиси: Изд-во Тбилисского университета, 1978. С. 11.
- Нейссер У. Познание и реальность. Смысл и принципы когнитивной психологии. М.: Прогресс, 1981. — 232 с.
- Нотон Д., Старк Л. Движение глаз и зрительное восприятие. В сб. Механизмы и модели. М.: Мир, 1974. С. 226−240.
- Перрюшо Анри. Жизнь Тулуза Лотрека. Пер. с фр. — М.: А/О Издательство «Радуга», 1994. — 284 с.
- Перрюшо Анри. Жизнь Сезанна. / Пер. с фр. М.: Радуга, 1991. — 351 с.
- Перрюшо Анри. Жизнь Ренуара: Пер. с фр. К.: Мистецтво, 1991. — 314 е.: ил.
- Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. М.: Изд-во МГУ, 1988. — 208 с.
- Петров-Водкин К. С. Письма. Статьи. Выступления. Документы /Сост. Е. Н. Селиарова. М.: Советский художник, 1991. — 384 е., ил.
- Пиаже Жан. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969. -659 с.
- Платон. Тимей. Соч. В 3-х т. Т.З. 4.1. М., 1971.
- Потебня А.А. Эстетика и поэтика. М.: Искусство, 1976. — 614 с.
- Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., ЛГУ, 1986. — 365 с.
- Раушенбах Б. В. Пространственные построения в живописи. М.: Издательство «Наука». 1980. — 288 с.
- Рибо Т. Аффективная память. СП б.: Образование, 1899. — 50 с.
- Рибо Т. Опыт исследования творческого воображения. СП б.: 1901. -232 с.
- Рок И. Введение в зрительное восприятие. Кн. 1-я и 2-я, М.: Педагогика, 1980. — 309 е., 279 с.
- Ростовцев Н.Н. и др. Рисунок. Живопись. Композиция: Хрестоматия. -М.: Просвещение, 1989. 207 с.
- Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М., 1958. — 256 с.
- Руссо П. Из писем А. Санье (1863). Мастера искусств об искусстве. М., 1967.
- Свешников А.В. Д/р «Зависимость методов формирования творческой активности на занятиях академическим рисунком от индивидуально-психологических особенностей личности студента.» М.: МГПИ, 1981 г.
- Свешников А.В. Исторический обзор становления основных композиционных категорий. М.: ВГИК, 1997. — 55 с.
- Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1979. — 128 с.
- Сенека JL- А. Нравственные письма к Луцилию. М., Наука, 1977. — 384 с.
- Симонов П. В. Ершов П.М. Темперамент. Характер. Личность. М.: Наука, 1984. — 160 с.
- Скотт Ян. Цветовой тест Люшера. В сб. Магия цвета. Харьков: АО «СФЕРА" — «Сварог», 1996.- 432 с.
- Соколов Е.Н., Измайлов Ч. А. Цветовое зрение. М.: МГУ, 1984. -176 с.
- Соколова М.Н. (Монахиня Иулиания) Труд иконописи.- Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1998, — 224 с.
- Столович Н. Н. Жизнь творчество — человек: функции художественной деятельности. М., Политиздат, 1985. — 415 с.
- Стоун И. Жажда жизни: Повесть о Винсенте Ван Гоге. Пер. с англ. СП б.: Северо-Запд, 1993. — 511 с.
- Тайлор Э.Б. Первобытная культура: Пер с англ. М.: Политздат, 1989.573 с.
- Такач М. Ж.Испанские мастера.- Будапешт.: Изд-во «Корвина», 1966.259 с.
- Тасалов В.И. Хаос и порядок: социально-художественная диалектика. -М.: Знание, 1990. 64 с.
- Тихомиров O.K. Психология мышления. М.: МГУ, 1984. — 272 с.
- Толстой Л.Н. Что такое искусство? О Шекспире. Собрание сочинений, 1-я серия, 8 т., М.: Издание В. М. Саблина. 1911. 335 с.
- Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследование в области мифопоэтического: Избранное. М.: Издательская группа «Прогресс» -«Культура», 1995. — 624 с.
- Тульчинский Г. Л. Проблема понимания в философии. М., 1985. — 129 с.
- Тютюнник В.В. Материалы и техника живописи. М.: Из-во АХ, 1962. -207 с.
- Успенский Б.А. Семиотика искусства. Поэтика композиции. Семиотика иконы. Статьи об искусстве. М.: Школа «Языки русской культуры», 1995. — 360 е., 69 ил.
- Успенский Л.А. Богословие иконы православной церкви. М.: Издательство Западно-Европейского Экзархата, Московской Патриархат. 1989. — 475 с.
- Успенский Ф.И. История Византийской империи. М.: Мысль, 1996. -827, 1. с- 1997 — 829 2. с- 1997.- 527 [3] с.
- Федоров А.В. Язык и стиль художественного произведения. М.- Л., 1963.
- Фейнберг Е.Л. Кибернетика, логика, искусство,— М.: Радио и связь, 1981.-145 с.
- Ферстер Н.П. Творческая фантазия. М.: Русский книжник, 1924. — 100 с.
- Флоренский П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. М., Издательская группа «Прогресс», 1993. — 324 с.
- Флоренский П.А. Центр изучения, охраны и реставрации наследия священника Павла Флоренского. Избранные труды по искусству. М., Издательство «Изобразительное искусство», 1996. — 286 с.
- Фомичева В.И. Васнецов педагог. — М.: АХ СССР, 1952. — 142 с. с ил.
- Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности: Руководство по репертуарным личностным методикам: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1987. — 236 е.: ил.
- Фрейд 3. Воспоминания Детства. Ростов-на-Дону.: Изд-во Ростовского университета, 1990.
- Фрейд 3. Художник и фантазирование: Пер. с нем. М: Республика, 1995. — 400 е.: ил. — (Прошлое и настоящее).
- Хёйзинга Й. Homo Ludens- Статьи по истории культуры. М.: Прогресс -Традиция, 1997. — 416 с.
- Хогарт У. Анализ красоты. JI.: Искусство, 1987. -254 с.
- Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение: Пер. с англ.- М.: Мир, 1990. 239 е., ил.
- Хюбнер К. Истина мифа: Пер. с нем. М.: Республика, 1996. — 448 с. -Мыслители XX века.
- Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М.: Высшая школа, 1991. — 512 с.
- Ченнино Ченнини. Книга об искусстве, или Трактат о живописи. М., ОГИЗ — ИЗОГИЗ, — 1933.
- Швейцер А. Благоговение перед жизнью: Пер. с нем., М., Прогресс, 1992. — 576 с.
- Шефтсбери. Эстетические опыты. М.: Искусство, 1974. — 543 с.
- Шиллер Ф. Собрание сочинений, т. 6. М., 1975. С. 326.
- Шорохов Е.В. Основы композиции. М.: Просвещение, 1979. — 304 с.
- Эббингауз Г, Очерк психологии. В кн. Ассоциативная психология. М.: ООО «Издательство АСТ-ЛАД», 1998. — 12−202 с. (Классика зарубежной психологии).
- Эккерман И.П. Разговоры с Гете в последние годы жизни /Пер. с нем.- -Ер.: Айастан, 1988. 672 е., ил.
- Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: Наука, 1978. 392 с.
- Юнг К. Г. Архетип и символ.- М.: Ренессанс, 1991. -304 с.
- Юнг К. Г. Психологические типы. Пер. с нем. М.: «Университетская книга» ACT, 1996. — 718 с.
- Юон К. Ф. Об искусстве. М.: Советский художник, 1959. — 172 с.
- Ягодинский В.Н. Ритм, ритм, ритм! Этюды хронобиологии. М., 1985.
- Ярбус A.JI. Роль движения глаз в процессе зрения. М.: Наука, 1965. -184 с.
- Ясперс К. Стриндберг и Ван Гог. Опыт сравнительного патографического анализа с привлечением случаев Сведенборга и Гельдерлина. — Гуманитарное агентство «Академический проект», 1999. 238 с.
- Аврелий Марк. К самому себе. В сб.: Памятники мировой эстетической мысли. Т.1. М., изд-во АХ СССР, 1962. С. 147.
- Алпатов М. В. Композиция в живописи. В сб. научных трудов. Под общей редакцией В. В. Ванслова. М.: НИИ Российской академии художеств, 1999. С. 233 — 282.
- Асмус В.Ф. Проблема интуиции в философии и математике. В сб. Вопросы теории и истории эстетики. М.: Искусство, 1968. — 655 е., с.З.
- Басин Е. Я. Эстетический анализ композиции в изобразительном искусстве. В сб. научных трудов. Под общей редакцией В. В. Ванслова. -М.: НИИ Российской академии художеств, 1999. С. 143 153.
- Бенц Эрнст. Цвет в христианских ведениях. В сб. Психология цвета. М.: «Рефл — бук», К: «Ваклер», 1996. С. 79 — 135.
- Валлах Г. Восприятие нейтральных цветов. Восприятие движения. В сб. Восприятие. Механизмы и модели. М.: Мир, 1974. С. 290−322.
- Васадзе А.Г. Художественное чувство как переживание «созревшей установки». В сб. Бессознательное. Т. 2, Тбилиси: Мецниереба, 1978. С. 512 — 517.
- Веронезе. Протокол заседания трибунала инквизиции. Из книги Ридольфи «Le maraviglia deH’arte"(1648). В сб. Мастера искусств об искусстве. 1 том. М.- Л.: ОГИЗ, 1937. С. 233−241.
- Волков Н.Н. О понятии композиции. В сб. научных трудов. Под общей редакцией В. В. Ванслова. М.: НИИ Российской академии художеств, 1999. С. 7 — 31.
- Гавриляченко С. А. О композиционных построениях в древнерусском искусстве. В сб. научных трудов. Под общей редакцией В. В. Ванслова. -М.: НИИ Российской академии художеств, 1999. С. 177 182.
- Гарбер Е.И., Гарбер И. Е. Герман Эббингауз основоположник монистического направления в научной психологии. В кн. Ассоциативная психология. — М.: ООО «Издательство АСТ-ЛАД», 1998. — 12−202 с. (Классика зарубежной психологии).
- Гарбер Е.И., Гарбер И. Е. Александр Бэн, находки и заблуждения ассоцианизма. В кн. Ассоциатевная психология. М.: ООО «Издательство АСТ-ЛАД», 1998. -204−206 с. (Классика зарубежной психологии).
- Гете И.В. К учению о цвете (хроматика). В сб. Психология цвета. М.: «Рефл — бук», К: «Ваклер», 1996. С. 281 — 349.
- Голицын И. В. Раздумья о композиции. В сб. научных трудов. Под общей редакцией В. В. Ванслова. М.: НИИ Российской академии художеств, 1999. С. 138 — 142.
- Гончарова Н.А. Композиция и архитектоника книги. В сб. Книга как художественный предмет. Формат. Цвет. Конструкция. Композиция. Часть 2. М.: Книга, 1988. С. 291−394.
- Грицай A.M. Опираясь на традиции, идти дальше. В сб. научных трудов. Под общей редакцией В. В. Ванслова. М.: НИИ Российской академии художеств, 1999. С. 101 — 109.
- Делакруа Э. Из дневника 1857 г., 25 января- 1858 г., 3 июля. В сб. Мастера искусства об искусстве. М.: Искусство, 1967. — т. 4. — С.166−170.
- Делюи Г. Сюрреализм и его бессознательное. В сб. «Бессознательное» Природа. Функции. Методы. Исследования. Т. 2, Тбилиси: Мецниереба, 1978. С. 629 — 635.
- Дехтерев Б.А. Теория композиции в изобразительном искусстве. В сб. научных трудов. Под общей редакцией В. В. Ванслова. М.: НИИ Российской академии художеств, 1999. С. 51 — 79.
- Джинджихашвили Н.Я. К вопросу о психологической необходимости искусства. В сб. Бессознательное. Исследования. Т. 2, Тбилиси: Мецниереба, 1978. С. 493 — 504.
- Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии. М., 1898. С.6−7.
- Дунаев Г. С. О принципах композиционного построения в эпоху Ренессанса. В сб. научных трудов. Под общей редакцией В. В. Ванслова. -М.: НИИ Российской академии художеств, 1999. С. 183 232.
- Ефанов В. П. Умение сочинять, образно передавать мысль. В сб. научных трудов. Под общей редакцией В. В. Ванслова. М.: НИИ Российской академии художеств, 1999. С. 110 — 113.
- Заан Доминик. Белый, красный и черный: цветовой символизм в черной Африке. В сб. Психология цвета. М.: «Рефл — бук», К: «Ваклер», 1996. С. 47 — 78.
- Изуцу Тосихико Исключение цвета в искусстве и философии Дальнего Востока. В сб. Психология цвета. М.: «Рефл — бук», К: «Ваклер», 1996. С. 221 — 256.
- Иогансон Б.В. К вопросу о композиции. В сб. научных трудов. Под общей редакцией В. В. Ванслова. М.: НИИ Российской академии художеств, 1999. С. 96.
- Кибрик Е.А. Объективные законы композиции в изобразительном искусстве. В сб. научных трудов. Под общей редакцией В. В. Ванслова. -М.: НИИ Российской академии художеств, 1999. С. 32 50.
- Кибрик Е.А. Объективные законы композиции в изобразительном искусства. В сб. Рисунок, живопись, композиция. Хрестоматия М.: Просвещение, 1989. С. 184 .
- Ковда Д.И. О роли эмоций и неосознаваемых психических процессов в художественном творчестве. В сб. Бессознательное. Т. 2, Тбилиси: Мецниереба, 1978. С. 622 — 629.
- Колере П. Иллюзия движения. В сб. Восприятие. Механизмы и модели. -М.: Мир, 1974. С. 309−322.
- Корреджо Антонио. Договор с духовенством кафедрального собора в Парме. В сб. Мастера искусств об искусстве. 1 том. М.- J1.: ОГИЗ, 1937. С. 217−218.
- Крамской И.Н. О художественных средствах в живописи. Рисунок. Композиция. Колорит. В кн. Ковалевская Т. М. Крамской об искусстве. — М.: Изобразительное искусство, 1988. С.71−73.
- Крамской И.Н. О художественной форме. В кн. Ковалевская Т. М. Крамской об искусстве. М.: Изобразительное искусство, 1988. С.49−50.
- Курилко. М. И. Рисовать значить рассуждать, мыслить. В сб. научных трудов. Под общей редакцией В. В. Ванслова. — М.: НИИ Российской академии художеств, 1999. С. 119 — 121.
- Курилко-Рюмин М. М. Творческое применение законов композиции. В сб. научных трудов. Под общей редакцией В. В. Ванслова. М.: НИИ Российской академии художеств, 1999. С. 122 — 129.
- Лебрен Шарль. О методе изображения страстей. В сб. Мастера искусств об искусстве. 1 том. М, — Л.: ОГИЗ, 1937. С. 589−596.
- Левидов A.M. Автор образ — читатель. — Л.: ЛГУ, 1977. 360 с.
- Ломидзе Т. А. Общая теория фундаментальных отношений личности и некоторые особенности художественного творчества. В сб. Бессознательное Т. 2, Тбилиси: Мецниереба, 1978. С. 505 — 511.
- Лосев А. Ф. Эманация. «Философская энциклопедия». Т.У. М., 1970. С. 551.
- Максимов Е. Н. О преподавании композиции в мастерской монументального искусства. В сб. научных трудов. Под общей редакцией
- B.В. Ванслова. М.: НИИ Российской академии художеств, 1999. С. ПОПУ.
- Манизер М. Г. Композиция и развитие сюжета. В сб. научных трудов. Под общей редакцией В. В. Ванслова. М.: НИИ Российской академии художеств, 1999. С. 114 — 118.
- Мейлах Б.С. Художественная картина мира как комплексная проблема. В кн. Процесс творчества и художественное восприятие. М.: Искусство, 1985, 296−311 с.
- Прангишвили А.С., Шерозия А. Е., Бассин Ф. В. Об отношении активного бессознательного к художественному творчеству и художественному восприятию. В сб. Бессознательное. Т. 2, Тбилиси: Мецниереба, 1978.1. C. 477 492.
- Притчард Р. Стабилизированные изображения на сетчатке. В сб. Восприятие. Механизмы и модели. М.: Мир, 1974. С.194−203.
- Пуссен Никола. Из писем о себе и об искусстве. В сб. Мастера искусств06 искусстве. 1 том. М.- Л.: ОГИЗ, 1937. С. 563−588.
- Рафаэль Санти Письма. В сб. Мастера искусств об искусстве. 1 том. -М.- Л.: ОГИЗ, 1937. С.159−176.
- Свешников А.В. Учет индивидуальных и типологических особенностей студентов при обучении академическому рисунку. В сб. Психологические условия повышения эффективности обучения в педвузе. М: МГОПИ, 1992, с.94−105.
- Слитинская Л.И. Бессознательное и художественная фантазия. В сб. Бессознательное. Т. 2, Тбилиси: Мецниереба, 1978. С. 549 — 561.
- Тинторетто. Из книги Ридольфи «Le maraviglia dell’arte», 1648. В сб. Мастера искусств об искусстве. 1 том. — М.- Л.: ОГИЗ, 1937. С. 225−232.
- Тициан. Из книги Ридольфи «Le maraviglia deH’arte"(1648). В сб. Мастера искусств об искусстве. 1 том. М.- Л.: ОГИЗ, 1937. С. 213.
- Третьяков Н. Н. Мысли о композиции в живописи. В сб. научных трудов. Под общей редакцией В. В. Ванслова. М.: НИИ Российской академии художеств, 1999. С. 154 — 176.
- Трубецкой Е. Умозрение в красках. Вопрос о смысле жизни в древнерусской религиозной живописи (1916) В антологии: Философия русского религиозного искусства XVI XX вв. — М.: Прогресс, 1993.С. 195−219.
- Трубецкой Е. Два мира в древнерусской иконописи (1916) В антологии: Философия русского религиозного искусства XVI XX вв. — М.: Прогресс, 1993.С. 220−246.
- Уайтхед А.Н. Истина и красота. В сб. Избранные работы по философии: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990. С.669−677.
- Уайтхед А.Н. Философский метод. В сб. Избранные работы по философии: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990. С. 623−642.
- Уайтхед А.Н. Способы мышления. Часть 1. Творческий импульс, гл. 1, Значимость. Выражение. Понимание. В сб. Избранные работы по философии: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990. С. 337−388.
- Фаворский В.А. Вопросы, возникающие в связи с композицией. О стиле. Искусство тоже познает. В сб. научных трудов. Под общей редакцией В. В. Ванслова. М.: НИИ Российской академии художеств, 1999. С. 80 -96.
- Флоренская Т.А. Катарсис как осознание. В сб. Бессознательное. Т. 2, — Тбилиси: Мецниереба, 1978. С. 562 570.
- Фрейд 3. Сюжеты сказок в сновидениях. В кн. Художник и фантазирование: Пер. с нем. М.: Республика, 1995. С. 234−237.
- Шепелев JI. В. Современный художественный вуз и вопросы преподавания композиции. В сб. научных трудов. Под общей редакцией
- B.В. Ванслова. М.: НИИ Российской академии художеств, 1999. С. 283 -290.
- Эйзенштейн С.М. Цвет в кино. В сб. Психология цвета. М.: «Рефл -бук», К.: «Ваклер», 1996. С.257−281.
- Юдин Э.Г. Деятельность и творчество. В кн. Системный подход и принцип деятельности. М.: Наука, 1978. С.318−330.
- Юлдашев Л.Г. Изобразительная деятельность и эстетическое чувство. Объективные основы художественного образа. В кн. Эстетическое чувство и произведение искусства. М.: Мысль, 1969. — 183 с. С. 38−59, 77−87, 135−157.
- Юрьев Ф.И. Семиотика цвета. В сб. Книга как художественный предмет. Формат. Цвет. Конструкция. Композиция. Часть 2. М.: Книга, 1988.1. C.180 -194.
- Юиг Рене. Цвет и выражение внутреннего времени в западной живописи. В сб. Психология цвета. М.: «Рефл — бук», К: «Ваклер», 1996. С. 135 -180.
- Arnheim, Rudolf. The Power of the Center. Berkeley and Los Angeles: University of California Press, 1992.
- Arnheim, Rudolf. Art and visual perception. Berkeley: University of California Press, 1954.
- Arnheim, Rudolf. Toward a Psychology of Art. Berkeley and Los Angeles: University of California Press, 1966.
- Arnheim, Rudolf. «What is an Aesthetic Fact?» Studies in Art History, vol. 2, pp. 43−51. College Park: University of Maryland, 1976.
- Arnheim, Rudolf. Art and Visyal Perception. New. Version. Berkeley and Los Angeles: University of California Press, 1974.
- Arnheim, Rudolf. The Dynamics of Architectural Form. Berkeley and LosAngeles: University of California Press, 1977.
- Arnheim, Rudolf. Visual thinking. Berkeley: University of California Press, 1969.
- Beck, J. Surface color perception. Ithaca, N. Y.: Cornell University Press, 1972.
- Beck, J., and Gibson, J. J. The relation of apparent shape to apparent slant in the perception of objects. Journal of Experimental Psychology, pp. 50, 125 133. 1955.
- Boynton, R. M. The visual system: Environmental information. In Handbook of perception, edited by E. C. Cartarette and M. P. Friedman, I, 285−307. New York: Academic Press. 1974.
- Braunstein M. L. The perception of depth through motion. Psychological Bulletin, 59, 422−433, 1962.
- Dodge, R. Five types of eye-movement. American Journal of Physiology, pp. 8, 307−329, 1903.
- Epstein, W. Stability and constancy in visual perception. New York: Wiley, 1977.
- Gibson, J. J. A note on ecological optics. In Handbook of perception, edited by E. C. Cartarette and M. P. Friedman, pp. 1, 309−312. New York: Academic Press. 1974.
- Gibson, J. J. Events are perceivable but time is not. In The study of timell, edited by J. T. Fraser and N. Lawrence. New York: Spinger-Verlag. 1975.
- Gibson, J. J. On the concept of formless invariants in visual perception. Leonardo, pp. 6, 43−45, 1973.
- Gibson, J. J. On the relation between hallucination and perception. Leonardo, pp. 3, 425−427, 1970.
- Gibson, J. J. The information available in pictures. Leonardo, pp. 4, 27−35, 1971.
- Gibson, J. J., Kaplan, G. A., Reynolds, H. N., and Wheeler, K. The change from visible to invisible: Astudy of optical transitions. Perception and Psychophysics, pp. 5, 113−116. 1969.
- Gogh, Vincent van. The Complete Letters. Greenwich, Conn.: New York Graphic Society, 1959.
- Held, Julius. S Rembrandt’s Aristitle and Other Rembrandt Studies. Princeton, N. J.: Princeton University Press, 1969.
- Holton, Gerald. Thematic Origins of Scientific Thought. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1973.
- Jung, Carl Gustav. Psychologische Typen. Zurich: Rascher, 1921. Eng.: Psychological Types. New York: Pantheon, 1962.
- Kandinsky, Wassily. Ruckblick. Baden-Baden: Klein, 1955.
- Kelly G. A. Comments on Aldous, the personable computer. In «Computer Simulation of Personality» (Eds S. Tomkins and S. Messick). Wiley, New York, 1963.
- Kelly G. A. The Psychology of Personal Constructs, Vols 1 and 2. Norton, New York, 1955.
- Kelly G. A. The role of classification in personality theory. In «Clinical Psychology and Personality: the Selected Papers of George Kelly» (Ed. B. Maher). Wiley, New York, 1969.
- Kelly, G. A. The abstraction of human processes. Proceedings of the 14th International Congress of Applied Psychology, Munksgaard, Copenhagen, 1961.
- Krauss D. A., Fryrear Y. H. Phototherapy in Mental Health-Springfield: Thomas, 1983. 258 p.
- Kretschmer E. Psychotherapie der Schizophrenic und ihrer Grenzzustande// Bericht fiber den IV Allgemeinen Arztlichen kongress flir Psychotherapy in
- Bad Nauheim. 11. bis 14 April 1929.-Leipzig: Verlag von S. Hirzel, 1929.-S. 78−88.
- Landfarten H. B. Clinical Art Therapy: A Comprehensive Guide.- N. Y.: Bruner/Mazel, 1981.-41 Op.
- Leonhard K. Akzentuierte Personlichkeiten. Berlin, 1968.
- Lyketsos G. The Ancient Greek Tragedy as a Means of Psychother. Psychosom., Vol. 34, N 4. — P. 241−247. — 1980.
- Naredi-Rainer, Paul v. Architektur und Harmonic. Cologne: Dumont, 1982.
- Neisser U. Cognitive Psychology. N. Y., 1967.
- Steinberg, Leo. Borromini's San Carlo alle Quattro Fontane. New York: Garland, 1977.
- Summerson, John. The Classical Language of Architecture. London: Methuen, 1964.
- Vollard, Ambroise. Paul Cezanne. Paris: Cres, 1924.
- Wertheimer M. Productive Thinking. N. Y., 1945.
- Whitehead, A. N. Science and the Modern World. New York: Macmillan, 1926.
- Wolfflin, Heinrich. Kunstgeschictliche Grundbegriffe. Munich. Bruckmann, 1920. Eng.: Principles of Art History. New York: Holt, 1932.
- Woodworth, Robert S. Experimental Psychology. New York: Holt, 1938.
- Zevi, Bruno. II Linguaggio moderno dell’architettura. Turin: Einaudi, 1973. Eng.: The Modern Language of Architecture. Seattle: University of Waschington Press, 1977.1. Примечания к главе 1
- Иоффе И. И. Синтетическая история искусств. Введение в историю художественного мышления. JI., 1933. С. 16. (цит. по: Даниэль С. М. Картина классической эпохи. Проблемы композиции в западноевропейской живописи XVII века. JI., Искусство, 1986. С.7).
- См. подробнее о феноменологическом типе античного мышления: Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М.- Политиздат, 1991. С. 453.
- Марк Аврелий. К самому себе. В сб.: Памятники мировой эстетической мысли. T.l. М., изд-во АХ СССР, 1962. С. 147.
- Ниже мы разберем некоторые представления о композиции древних греков и увидим, что их философские представления отражались на способах композиционного построения структурной иерархии частей и целого.
- Алпатов М. Композиция в живописи. Исторический очерк. M-J1., Искусство, 1940. С. 18.
- Цит. по М. Алпатову. Композиция в живописи. M-JI., Искусство.1. С. 24.8. Там же. С. 25.
- Культура и искусство западноевропейского средневековья. Материалы научной конференции (1980). М., Советский художник, 1981. С. 7.
- Августин А. Исповедь. М., Ренессанс, Сп ИВО-Сид, 1991. С. 54.
- См.: Сенека Луций Анней. Нравственные письма к Луцилию. М., Наука, 1977. С. 342.
- Обзор делается по работам А. Я. Гуревича, В. П. Гайденко, Г. А. Смирнова, И. Е. Даниловой.
- Бахтин М. М. Проблема поэтики Достоевского. М., Худ. лит., 1972.1. С. 220.
- Юнг К. Г. Архетип и символ. М., Ренессанс, 1991. С. 304.
- Дионисий Ареопагит. Об именах Божьих. (Цит. по кн.: И. Даниловой от Средних веков к Возрождению. М., Искусство, 1979. С.11).
- Данилова И. От Средних веков к Возрождению. С. 11.
- Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии. М., 1998. С.6−7.19. Там же. С. 10.
- Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., Искусство, 1976. С.142−148.
- Адам Скот (Цит. по кн.: И. Даниловой. От Средних веков к Возрождению. С.35−36 в рукописи В. П. Зубова. История архитектурных теорий, 1946.).22. Там же.23. Там же.
- Данилова И. От Средних веков к Возрождению. С. 36.
- Манн Т. Волшебная гора. Собр. соч. Т. З, М., Худож. лит., 1959. С.395−396.
- Ле Гофф упоминается в ст. Гуревича А. Я. О новых проблемах изучения средневековой культуры. В сб.: Культура и искусство европейского средневековья. М., Советский художник, 1981. С. 11.
- Платон. Тимей. Соч. В 3-х т. Т.З. 4.1. М., 1971.
- Данилова И. От Средних веков к Возрождению. С. 81.
- Цит. по кн. Даниловой И. С. 81. Евангелие от Иоанна. Гл. 1 (5).
- Лосев А. Ф. Эманация. Философская энциклопедия. T.V. М., 1970. С. 551.
- Августин А. В кн.: Антология мировой философии. Т.1- 4.2. М., 1969. С. 582.
- Данилова И. От средних веков к Возрождению. С.3−84.
- Цит. по кн.: Даниловой И. С. 84.35. Там же. С. 121.36. Там же. С. 84.
- Муратова К. М. Мастера французской готики. М., Искусство, 1988.1. С. 58.
- Джованни Фиданца Бонавентура (1221−1271) философ-схоласт, представитель ортодоксально-мистического направления в средневековой философии. В кн.: Памятники мировой эстетической мысли. T.l. М., АХ СССР, 1962. С.283−288.
- Интересные замечания по этому поводу можно найти в работе И. Е. Даниловой «Итальянская монументальная живопись. Раннее Возрождение». М., Искусство, 1970. С. 7.
- Об этом подробно см.: Юнг К. Г. Проблема души современного человека. В кн.: Архетип и символ. М., Ренессанс, 1991. С.203−222.
- См. Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. Гл. 2. Платонизм, неоплатонизм и гуманизм. С. 87.
- Данилова И. От Средних веков к Возрождению. С. 24, 97.
- Альберти Л-Б. Де сять книг о зодчестве. В 2-х т. М.: изд-во Всесоюзной Академии Архитектуры, 1937- Три книги о живописи. С.25−63.
- Ученик Платона Аристотель, проанализировав структуру различных диалогов, выявил общие закономерности, и на этой основе возникла логика как система правил изложения и доказательства мысли.
- Таким образом, теперь логика представляла собой структуру вербального мышления, а композиция форму организации невербального (невербально-художественного) выражения художественного смысла.
- Ченнино Ченнини. Книга об искусстве, или Трактат о живописи. М., ОГИЗ-ИЗОГИЗ, 1933. С. 37.
- Альберти Л-Б. Десять книг о зодчестве. В 2-х т.Т.2. Три книги о живописи. С. 40.
- Данилова И. От средних веков к Возрождению. С. 25.
- Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов Общ.ред. и вступит. статья А. Ф. Лосева. М., Мысль, 1979.
- Леонардо да Винчи. Историческая композиция. Трактат о живописи. В кн.: Мастера искусств об искусстве. В 4-х т. Т.1. М-Л.: ОГИЗ, 1937, С. 143.
- Объект понимания смысл. Освоение смысла происходит через опредмечивание. Смысл найден, если есть опредмечивание смысла.
- Смысл есть предметная сущность объекта. Понять смысл объекта -значит совершить акт его частичного (и всегда частичного) опредмечивания.
- Ильенков Э. В. Философия и культура. М., Политиздат, 1991. С. 120.
- Возрождение подготавливает представление о композиции как о моделиизменения смысла в определенных пределах. Подробнее об этом см. ниже.
- Альберти А-Б. Десять книг о зодчестве. Т.2. С. 46.
- Алпатов М. Композиция в живописи. Исторический очерк. M-JI., Искусство, 1940. С. 35.61. Там же. С. 36.
- Мочалов JI. В. Пространство мира и пространство картины. М.: Советский художник, 1983. С. 98.
- Либман М. Я. Иконология. В сб.: Современное искусствознание за рубежом. М., 1964. С. 75 (здесь цит. по Мочалову Л. В. С.98).
- Швейцер А. Мистика апостола Павла. В кн.: Благоговение перед жизнью. М., Прогресс, 1992. С.381−429.
- Современные психологи отводят существенное место в личностной структуре познавательным (гностическим) диспозиционным образованиям: потребностям, мотивам, ценностям, а также гностическим эмоциям.
- См., например, Додонов Б. И. Эмоция как ценность. М., Политиздат, 1978. С. 272. Столович Н. Н. Жизнь творчество — человек: функции художественной деятельности. М., Политиздат, 1985. С. 50.
- Цит. по Додонову Б. И. С. 117.
- Леонардо да Винчи. Тракт о живописи. М., ОГИЗ-ИЗОГИЗ, 1934.
- Подробнее см.: Фрейд 3. Леонардо да Винчи. Воспоминания Детства. Ростов-на-Дону.: Изд-во Ростовского университета, 1990.
- Цит. по Даниловой И. С. 92, сноска по лит. С. 126.
- Данилова И. От Средних веков к Возрождению. С. 92.
- Юнг К. Г. Архетип и символ. М., Ренессанс, 1991. С.265−285.
- Леонардо да Винчи. Трактат о живописи. С. 57.75. Там же. С. 62.76. Там же. С. 237.
- Леонардо да Винчи. Сказки, легенды, притчи /Пер. с итал. и послесловие А.Махова. Л., Дет.лит., 1983. С.64−65.
- Зубов В. П. Леонардо да Винчи. М., 1962. С. 321.
- Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. С. 403.
- Леонардо да Винчи. Пропорции. В кн.: Мастера искусств об искусстве. С.134−136.
- Термин «золотое сечение» был введен Леонардо и наиболее распространен по сей день. Наряду с ним употребляются синонимы: «золотая пропорция», «божественная пропорция», «динамическая симметрия», «ф-пропорция».
- Материалы по проблеме золотого сечения приводятся по книге Ковалева Ф. В. «Золотое сечение в живописи». Киев.: Выша школа, 1989. С.26−28.
- Леонардо да Винчи. Трактат о живописи. С. 188.
- Фигура «Ночь» одна из четырех статуй гробниц Джулиано и Лоренцо Медичи («Утро», «Вечер», «День», «Ночь»). Она помещена на саркофаге гробницы Джулиано (1520−1534 гг.).
- Всеобщая история искусств. Т. З. Искусство эпохи Возрождения. М., Искусство, 1962. С. 213.
- Там же. С. 122 (начало 1490-х годов).87. Там же. С.394−395 (1514).
- Мишель де Монтень. Опыты. Кн.З. М.: Голос, 1992. С. 313.
- Всеобщая история искусств. С. 352. Чудесное насыщение пяти тысяч (Брауншвейгский музей), первая половина XVI в.
- Иеронимус ван Акен, прозванный Босхом, родился в Гертогенбосхе (дата рождения неизвестна, умер в 1516 году), подробнее см. Всеобщая история искусств.С.337.
- Всеобщая история искусств. С. 364.
- Циклом «Времена года», как известно, не закончился творческий путь художника. Знаменитые «Слепые» и «Пляска под виселицей» были последними работами мастера. Эти символы пессимизма не были разрушены предыдущими работами.
- Всеобщая история искусств. С. 468.
- Алпатов М. В. Всеобщая история искусств. Т.2. M-J1., Искусство, 1949. С.166−169.
- Такач М. Ж. Испанские мастера. Будапешт. Изд-во «Корвина», 1966. С.15−17.
- Это позволяет даже некоторым авторам причислять Эль Греко к эпохе барокко: см. Такач М. Ж. С. 16.
- Rinascimentas (Возрождение, итал.).
- Цит. по послесловию Дм. Панченко «Леонардо и его эпоха в изображении Д. С. Мережковского», В кн.: Мережковский Д. С. Воскресшие боги. Леонардо да Винчи. М., Худож. 1990. С. 633.
- Непосредственно и неотвратимо процесс рефлексии над жизнью и миром идет к благоговению перед жизнью. Она не допускает никаких других выводов, которые смогли бы вести в каком-то другом направлении.
- Подробнее см. кн. Лосева А. Ф. Эстетика Возрождения.99. Там же. С. 450.
- Очень образно, наглядно это показано в кн. И. Хейзинги Осень Средневековья. М., Наука, 1988.
- Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. С.425−429.102. Там же. С. 403.103. Там же. С. 421.104. Там же. С. 469.
- Кузнецов Б. Г. Джордано Бруно и генезис классической науки. М., Наука, 1970. С. 133.
- Леонардо да Винчи. Трактат о живописи.
- Зубов В. П. Леонардо да Винчи. М., 1962. С. 321.
- Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. С.402−403.
- Раушенбах Б. В. Пространственные построения в живописи. М., 1980. С. 4.
- Шорохов Е.В. Основы композиции. М., Просвещение, 1979.
- Хотя, например, Волков Н. Н., один из наиболее глубоких исследователей, называл композицию «конструкцией для смысла», носмысл» каким-то непостижимым образом оказывался заключенным в самой картине, и существовал совершенно самостоятельно.
- То есть и в отрыве от рассматривающего ее субъекта. Поэтому точнее сказать «взятая изолировано», так как введение рассматривающего субъекта, если можно так выразиться, меняет картину.
- П. Руссо из писем А. Сансье (1863). Мастера искусства об искусстве. М., 1967. Цит. по хрестоматии «Рисунок. Живопись. Композиция.» М.: Просвещение, 1989. С. 153.
- Интересная теория изложена в книге современного немецкого философа Курта Хюбнера. См. Хюбнер К. Истина мифа: Пер. с нем. М.: Республика, 1996. 448 с.
- Успенский Б.А. Семиотика искусства. М.: Школа «Языки русской культуры», июль 1995. — 360 е., 69 илл.
- Толстой Л.Н. Что такое искусство? Собрание сочинений, 1-серия, т. 8, М.: Издание В. М. Саблина. 1911.
- Волков Н.Н. Композиция в живописи. М.: Искусство, 1977. С. 25,167−171.
- Успенский Б.А. Семиотика искусства. С. 165.
- Пиаже Жан. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969. -659 с.
- Для данной работы важнейшим является вывод о «целостном поле», о необходимости одновременного анализа и субъекта и объекта как целостного психологического образования (S-0).
- Представления о стереограммах пока еще очень смутное. Такие стереокартинки не широко распространены. Поэтому опишем их подробнее.
- Стереограммы очень наглядно доказывают, что способность воспринимать изображения появляется у нас благодаря непростому научению. Без этого мы можем увидеть совершенно не то, что нарисовано.
- В данном определении пока отсутствует широко распространенное понятие образа. Это происходит оттого, что оно очень сложно и впервоначальном подходе к проблеме не может быть употреблено без надлежащих пояснений для формулировки цели.
- Цит. по Кагану М. С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. Л.: ЛГУ, 1971. С. 84.
- Arnold М.В. Emotion and personality. Vol. 1. Psycholoqical aspects. New York, Columbia Univesity Press, 1960,(a).
- Хогарт У. Анализ красоты. Л.:Искусство, 1987. -254 с.
- Имеется в виду книга по эстетике итальянского художника Джованни Паоло Ломаццо (Lomazzo, 1538−1600) «Трактат об искусстве живописи, скульптуры и архитектуры, в семи книгах, изданный в Милане в 1584 г.»
- Хогарт У. Анализ красоты, с. 108.17. Там же, с. 109.18. Там же, с. 48.19. Там же, с. 203.
- Кандинский В. О духовном в искусстве. М.: Архимед, 1992.21. Там же, с.65−6722. Там же, с. 67.23. Там же, с. 68.24. Там же, с. 69.25. Там же, с. 72.
- Хан-Магомедов. «В. В. Кандинский в секции монументального искусства ИНХУКА (1920)», в кн. Кандинский В. В. Каталог выставки. Л.:Аврора, 1989. С. 46.
- Клар Г. Тест Люшера: Психологическая характеристика восьми цветов. Люшер М. Четырехцветный человек, или путь к внутреннему равновесию. Сигналы личности. Скотт Ян. Цветовой тест Люшера. В сб. Магия цвета. Харьков: АО «СФЕРА" — «Сварог», 1996. 432 с.
- H.von Helmholtz. Handbuch der Physiologischen Optik, Bd.3. Hamburg und Leipzig, Verlag von Leopold Voss, 1910.
- Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию: Пер с англ./Общ.ред. и вступ. ст. А. Д. Логвиненнко. М.: Прогресс, 1988. 464 е.: ил. 382.
- Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. М.: Мир, 1974. С.13−58, 135−137, 24, 25.
- Рок И. Введение в зрительное восприятие. Кн.1-я и 2-я, М.: Педагогика, 1980.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т.6. М.: Педагогика. 1984. С.90−318, 109−131.
- Леонтьев А.Н. О механизме чувственного отражения. В кн. Проблемы развития психики. М.: Мысль, 1965. С.151−182.
- Притчард Р. Стабилизированные изображения на сетчатке. В кн. Восприятие. Механизмы и модели. М.: Мир, 1974. С.194−203.
- Нейссер У. Познание и реальность. Смысл и принципы когнитивной психологии. М.:Прогресс, 1981. С.30−33, 34−46, 144−147, 188−190.
- D.Krech, R. Crutchfield and N.Livson. Elements of psychology. N.Y., 1969. c.173.
- Юнг К. Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991.- 304 с.
- Притчард Р. Стабилизированные изображения на сетчатке. В кн. Восприятие. Механизмы и модели. М.: Мир, 1974. С.194−203.
- Возможно, что эффект знаменитой работы Малевича каким-то образом связан с этим явлением.
- Притчард Р. Там же, с.198.
- Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию.
- Налимов В. В. Спонтанность сознания: Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. М.: Прометей, 1989.
- См. работу Д. Нотона и Л. Старка. Движение глаз и зрительное восприятие. В сб. Восприятие. Механизмы и модели. М.: Мир, 1974. С.226−240.49. См. там же, с. 231.
- Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение. М.: Мир, 1990. С. 8851. См. там же, с. 87.
- Ярбус А.Л. Роль движения глаз в процессе зрения. М.: Наука, 1965. Цит. по сб. Хрестоматия по ощущению и восприятию. — М.:МГУ, 1975. Статья «Движение глаз при восприятии сложных объектов». С.364−366.
- Рисунок приведен по книге: Рок И. Введение в зрительное восприятие. М.: Педагогика, 1980. Кн.2. С. 59.
- См. кн. Kelly G.A. (1955) «The Psychology of Personal Constructs», Vols 1 and 2, Norton, New York.
- Ф.Франселла, Д. Баннистер. Новый метод исследования личности. -М.: Прогресс, 1987. С.31−32.
- Полное описание конструкта, приведенное в книге Ф. Франселлы и Д. Баннистера (51. С.29−30.).
- Кибрик Е.А. Объективные законы композиции в изобразительном искусстве.// Вопросы философии. 1967. — N 106. Цит. по хрестоматии «Рисунок, живопись, композиция». М.: Просвещение, 1989. С.183−184.
- Ф. Франселла, Д. Баннистер. Новый метод исследования личности. -М.: Прогресс, 1987. С. 110.
- Джеймс У. Мышление. В кн. «Психология», Спб.1905. (Цит. по кн. «Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления». М.: МГУ, 1981. С.17−18.
- Рубинштейн C.JI. О мышлении и путях его исследования. М., 1958.
- Тихомиров O.K. Психология мышления. М.:МГУ, 1984. С. 33.3. Там же. С. 14.
- Уильям Джемс. Психология. СПб. 1905. Глава «Мышление», Цит. по Хрестоматии по общей психологии: МГУ, 1981. С.11−12.
- Юнг К. Г. Психологические типы М.: «Университетская книга», ACT, 1996. С. 538.
- Тихомиров O.K. Психология мышления. М.: МГУ, 1984. С. 15.
- Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.: МГУ, 1976. С. 94.
- Шиллер Ф. Собр. соч. Т.6. М.: 1975. С. 326.
- Выготский J1.C. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987. с.206−229.
- Бессознательное. Природа. Функции. Методы. Исследования. Тбилиси: Мецниереба, 1978. Т.2. С.477−678.
- См. Фейнберг Е. JI. Кибернетика. Логика. Искусство. М.:1981. С.124- Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах. — М.: Музыка, 1964. С. 286.
- Налимов В.В. Непрерывность против дискретности в языке и мышлении. Тбилиси: Изд-во Тбилисского университета, 1978. С.11−12.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. Собр. соч. Т.2. М.: Педагогика, 1982.
- У. Джеймс. Психология. СПб, 1905. Цит. по: «Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М.: МГУ, 1981. С. 13.17. Там же. С. 14.18. Там же. С. 14.19. Там же. С. 15.
- У. Джеймс. Цит. по сб. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М.: МГУ, 1981. С. 17.
- Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.-Л., 1958. С. 71.24. Там же. С.72−73.25. Там же. С. 75.26. Там же. С. 77.
- О психологическом термине «обратимость» подробнее см. Жан Пиаже. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. М.: Просвещение, 1969. С. 69.
- Выготский Л.С. Проблемы развития психики. Собр. соч. Т.З. М.: Педагогика, 1983. С. 338.
- Жан Пиаже. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. С.29
- В формуле О' «-» S <→ О стабильна только одна «единица» этого отношения О'. Она в отличие от объекта имеет границы стабильности, выход за которые её разрушает, а следовательно, разрушает все взаимодействие О' <→ S ←+ О .
- В нашем понимании, операционально обратимая информация или информация опредмеченная есть не что иное, как смысл.
- Можно даже сказать, что общение как деятельность выполняет функцию превращения объекта общения в предмет общения.
- Необходимо дополнительно пояснить, почему не только субъективный, но и индивидуальный уровень мышления отличается малой обратимостью или рефлексивностью.
- Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1979. С. 87.
- Описанный механизм позволяет по-иному взглянуть на такую психическую особенность, как интуиция, т. е. способность прямого усмотрения истины, объективной личностных системах.
- Словосочетание «личностные структуры» употреблено потому, что процесс часто носит неосознаваемый характер: во время своего творчества художник, как правило, мало думает о зрительском восприятии, о критике, об оценке окружающих и т. д.
- Именно абстрактные «образы других личностных структур» входят в операциональные механизмы его композиционного мышления и соответствующим образом влияют на результат.
- Фрейд 3. Художник и фантазирование: Пер. с нем. /Под ред. Р. Ф. Додельцева, К. М. Долгова. М.: Республика, 1995. — 400 е.: ил. — (Прошлое и настоящее). С. 12 943. Там же, с. 129.44. Там же, с. 134.
- Следует отметить одно важное свойство личностного композиционного образа. Композиция это внутренняя форма (структура) смысловой целостности, которая заставляет целостную систему все более и более расширяться, «всасывать» новые элементы.
- Это происходит оттого, что система имеет постоянный уровень нестабильности и постоянный уровень напряженности. Чтобы быть устойчивой, она «должна» присоединять к себе новые смысловые элементы.
- Поэтому композиционный образ постоянно стремится к увеличению массы входящей в него информации, приводя ее при этом к единой целостной форме. На языке логики одновременное увеличение и оформление информации в целостность называется обобщением.
- Балл взаимосвязи отдельного элемента. Вычисляются по формуле: Sr х 100, где Sr — сумма квадратов коэффициентов корреляций элемента.
- Эксперимент проводился с помощью специально разработанного теста, выявляющего фрагменты личностных композиционных образов.
- Построим последовательность: 2−1-3−2-1. ядро: круг как бы замыкается. «Прорыв» в периферию возможен, например, через сильную взаимосвязь 2−4 (177,6).1. Представим себе это так:2.1−3-2−1 .4−3-2 и вновь возвращение к ядру.
- Возможен он и через взаимосвязь с 5-ым элементом (130,0). Тогда это будет выглядеть так:2.1−3-2−1.5 1. и снова в ядро.
- Эта картина будет повторяться неоднократно. Центр «держит» все элементы. Их взаимовлияние незначительно. Это пример очень центрированной системы.
- Итак, комбинирование букв, слов, предложений и т. д. разные этапы формообразования, приводящие ко все большей свободе обращения со свойствами обозначенных понятий, объектов и явлений.
- Поэтому роман это по сути тот же знак, что и отдельное слово. И он отличается от него почти так же, как слово отличается от буквы. Пытаться выяснить смысл романа по его названию то же, что понять смысл слова по одной его букве.
- Голицын Г. А., Петров В. М. Информация поведение — творчество. -М.: Наука, 1991. — 224 с.
- В своей работе «Аналитическая психология» К. Юнг пишет: