Театр и зритель: стратегические основы взаимоотношений
Диссертация
Режиссер — профессия по сути харизматическаябез масштабной личности во главе театр не состоится как творческий коллектив. Режиссерское самовластие (разумеется, при условии выдающегося художественного таланта) может стать залогом успеха театра, как это произошло, например, с БДТ при Г. А. Товстоногове. Но эта художественная «диктатура» нередко выплескивается далеко за пределы собственно творчества… Читать ещё >
Содержание
- Глава II. ервая. Маркетинг как инструмент выживания театра в условиях рыночной экономики
- 1. 1. Художник и публика: четыре способа решения экономических противоречий
- 1. 2. Сценическое творчество и маркетинговая деятельность
- Глава вторая. Структура «театрального продукта»: спектакль и добавленная ценность
- 2. 1. Театральный спектакль и концепция «многослойного продукта»
- 2. 2. Практический анализ комплексного «театрального продукта»
- Глава третья. Зритель — социологическое пространство театра
- 3. 1. База данных и анализ зрительской аудитории
- 3. 2. Ценовые политики театра
- 3. 3. Абонементные программы в театре
Список литературы
- Алексеев А., Божков О., Дмитриевский В., Докторов Б., Кесельман JI. Зритель в театре: Социологические исследования театральной жизни. -М: ВНИИИ, 1981.-336 с.
- Амблер Т. Практический маркетинг. — СПб: Питер, 2000. 393 с.
- Андреев С.Н. Маркетинг некоммерческих субъектов. — М: Финпресс, 2002.-311 с.
- Апфельбаум С., Игнатьева Е. Связи с общественностью в сфере исполнительских искусств. М: Классика — XXI, 2003. — 136 с.
- Аудитория искусства в России вчера и сегодня. / Художественная жизнь современного общества. В 4-х томах. СПб: «Дмитрий Буланин" — ГИИ, 1997. — Т. 2. — 212 с.
- Викентьев И. Приемы рекламы и public relations. — СПб, 2001. 264 с.
- Гитомер Дж. Принципы Паттерсона и продажи в XXI веке. СПб: 2005.-186 с.
- Государственная культурная полтика в документах и материалах. / Художественная жизнь современного общества. В 4-х томах. СПб: «Дмитрий Буланин" — ГИИ, 2001. — Т. 4, в 2-х книгах.
- Гражданский Кодекс Российской Федерации.
- Ю.Гуревич JI. История русского театрального быта. Том 1. M-JI: Искусство, 1939. — 302 с.
- П.Дадамян Г. Г. Социально-экономические проблемы театрального искусства. М: ВТО, 1982. — 174 с.
- Дадамян Г. Г. Театр в культурной жизни России (1914 1917). — М., 2001.-195 с.
- Джулер А.Д., Дрюани Б. Л. Креативные стратегии в рекламе. — СПб: Питер, 2000.-277 с.
- Н.Дмитриевский В. Н. Социальное функционирование театра и проблемы современной культурной политики. М: ГИИ, 2000. — 347 с.
- Домнин В. Брендинг: новые технологии в России. СПб: Питер, 2002. -348 с.
- Друкер П. Задачи менеджмента в XXI веке. М: Издательский дом «Вильяме», 2002. — 272 с.
- Дрю Ж.-М. Ломая стереотипы. — СПб: Питер, 2001. 187 с.
- Жизнь сцены и контрактный мир/ Сборник научных трудов. М: ГИТИС, 1997.-198 с. 19.3ахаров М. Контакты на разных уровнях. М: Искусство, 1988. — 270с.
- Игнатов. Театр и зрители. 4.1. — М: Задруга, 1916.
- Искусство в контексте социальной экономики. / Художественная жизнь современного общества. В 4-х томах. СПб: «Дмитрий Буланин" — ГИИ, 1998. — 350 с.
- Искусство и рынок / Под. ред. В. Жидкова и А.Рубинштейна. М: ГИИ, 1996.-221 с.
- Кальман В. Помнишь ли ты? М: Радуга, 2002. — 336 с.
- Карр Д. Артур Конан-Дойл. Жизнь и творчество. М: Эксмо, 2003. -480 с.
- Классика маркетинга. — СПб: Питер, 2001. 645 с.
- Кнорре К. Наружная реклама. — М.: Бератор-Пресс, 2003. 153 с.
- Котлер Ф. Основы маркетинга. СПб: «Коруна», 1994. — 698 с.
- Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент: Анализ, планирование, внедрение, контроль. — СПб: Питер, 1999. — 896 с.
- Кривоус И.С. Специфика маркетинга в организациях исполнительских искусств. Рукопись (диплом). — М: 2006. — 67 с.
- Крофт М. Дж. Сегментирование рынка. — СПб: Питер, 2001. 102 с.
- Культура на перепутье/Под ред. проф. Б. Ю. Сорочкина. М: РКХ РИЦ, 1994.-217 с.
- Лебедев Ю.В. Антон Павлович Чехов. М: Радуга, 2006. — 247 с.
- Левшина Е. Формирование зрительской аудитории театров. JI., 1989. -72 с.
- Ленский А.П. Статьи. Письма. Записки. М: Искусство, 1950. — 370 с.
- Маслова Т.Д., Божук С. Г., Ковалик Л. Н. Маркетинг. — СПб: Питер, 2002.-519 с.
- Минцберг Г., Альстрэд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий. — СПб: Питер, 2001.-330 с.
- Моруа А. Три Дюма. Минск: Беларусь, 1993. — 448 с.
- Орлов Ю. Московский Художественный Театр. Новаторство и традиции в организации творческого процесса. Ростов-на-Дону: Ростовское книжное издательство, 1989. — 128 с.
- Орлов Ю.М. Организационные структуры русских драматических театров. Часть 1. М: ГИТИС, 1979. — 83 с. 43.0ртега-и-Гассет X. Запах культуры. М: ЭКСМО Алгоритм, 2006. -306 с.
- Ортега-и-Гассет X. Восстание масс. М: ACT, 2002. — 512 с.
- Панкрухин А.П. Маркетинг: Учебник. — М: Омега-Л, 2002.- 655 с.
- Петровская И. Театр и зритель провинциальной России. Л: Искусство, 1979. — 247 с.
- Пилюгин A.A. Реформы в Императорских театрах. 1882 год: Из истории организации творческого процесса в русском театре. М: ГИТИС.-129 с.
- Попов А. Воспоминания и размышления о театре. М: ВТО, 1963. -310 с.
- Прингл X, Томпсон М. Энергия торговой марки. — СПб: Питер, 2001. -286 с.
- Проблемы социологи театра. — М.: ВТО, 1974. 302 с.
- Пронин С. Рекламная иллюстрация: креативное восприятие. — М.: Бератор-Пресс, 2003. 142 с.
- Пронин С. Рекламная иллюстрация: сила взгляда. — М.: Бератор-Пресс, 2003. -164 с.
- Райс Э., Траут Дж. Дифференцируйся или умирай! — СПб: Питер, 2002. -193 с.
- Райс Э., Траут Дж. Маркетинговые войны. — СПб: Питер, 2001. 187 с.
- Райс Э., Траут Дж. Новое позиционирование. — СПб: Питер, 2000.
- Райс Э., Траут Дж. Позиционирование: битва за узнаваемость — СПб: Питер, 2001.-205 с.
- Рампа Т.Лобсанг. Третий глаз. — Л.: Лениздат, 1992. — С. 89. 198 с.
- Ромат К. Реклама. СПб: Питер, 2001.- 493 с.
- Рубинштейн А.Я. Структура и эволюция социального интереса. М: Препринт, 2003. — 387 с.
- Савина М.Г. Горести и скитания. М: Искусство, 1961. — 142 с.
- Сибрук Дж. Norbrow: Культура маркетинга и маркетинг культуры. М: Ад Маргинен, 2005. — 302 с.
- Силюнас В. Стиль жизни и стили искусства. СПб: Дмитрий Буланин, 2000.-467 с.
- Синдаловский H.A. Легенды и мифы Санкт-Петербурга СПб: Фонд «Ленинградская галерея», 1994.- 242 с.
- Синельников Н. 60 лет на сцене. Харьков, 1935. — 280 с.
- Смит П., Бэрри К., Пулфорд А. Коммуникации стратегического маркетинга. — М: Юнити, 2001. 414 с.
- Смелянский A.M. Предлагаемые обстоятельства: Из жизни русского театра второй половины XX века М: Артист. Режиссер. Театр, 1999. -351с.
- Соболыциков-Самарин Н. И. Записки. Горьковское книжное издательство, 1960. — 386 с.
- Соколов К.Б. Социальная эффективность художественной культуры. -М: Наука, 1990.-253 с.
- Социологические исследования театральной жизни. — М.: ВТО, 1978. -221с.
- Социология искусства в пространстве социального времени: итоги и перспективы (опыт полемического исследования). М: ВНИИИ, 1989.- 245 с.
- Сравнительный анализ показателей финансирования сферы культуры в субъектах Российский Федерации / Под ред. Н. С. Блохиной, Е. Л. Игнатьевой. М: МЦФЭР, 2004. — 720 с.
- Старинный театр в России XVII—XVIII вв. / Сборник статей под ред. В. И. Перетца. Петербург: ACADEMIA, 1923.
- Субкультуры и этносы в художественной жизни. / Художественная жизнь современного общества. В 4-х томах. СПб: «Дмитрий Буланин" — ГИИ, 1996. — 236 с.
- Театр. Время перемен. М.: Искусство, 1987.-222 с.
- Театр и время: Возрастающая роль театра в формировании духовных потребностей советского народа в период развитого социализма. М: ВНИИИ, 1985.-172 с.
- Театр и город. М: ВНИИИ, 1986. — 156 с.
- Театр и зритель: Проблемы социологии театрального искусства. М: ВТО, 1973. -266 с.
- Театр и молодежь: Опты социологического исследования. М: ВНИИИ, 1979.-291 с.
- Театр и наука: Современные направления в исследовании театров. — М.: ВТО, 1976.-306 с.
- Театральная Россия: Ежегодное справочно-энциклопедическое издание / Сост. Е. В. Гаева. М: Си-Арт, 2007. — 928 с.
- Товстоногов Г. А. Зеркало сцены. В 2-х томах. — JI: Искусство, 1980.
- Товстоногов Г. А. О профессии режиссера. М: ВТО, 1965. — 268 с.
- Товстоногов Г. А. Современность в современном театре. М: Искусство, 1962. — 102 с.
- Уэллс У., Вернет Дж., Мориарти С. Реклама: принципы и практика. — СПб: Питер, 2001. 873 с.
- Ученова В., Старых Н. История рекламы. — М: Юнити, 1999. 371 с.
- Фоксол Г. и др. Психология потребителя в маркетинге. — СПб: Питер, 2000.-281 с.
- Холодов Е.Г. Театр и зрители. Страницы истории русской театральной публики. М: Государственный институт искусствознания, 2000. — 270 с.
- Хэнди Ч. По ту сторону уверенности: О новом мире внутри и вокруг организации. СПб: Питер, 2002. — 222 с.
- Цифровая версия культурной деятельности: в конце столетия. // Экономические основы культурной деятельности Индивидуальные предпочтения и общественный интерес. В 3-х томах. Спб: Алетейя, 2002.-Т.3.-704 с.
- Экономическая политика в сфере культуры: новый век, новый взгляд // Экономические основы культурной деятельности Индивидуальные предпочтения и общественный интерес. В 3-х томах. Спб: Алетейя, 2002.-Т.2.-448 с.
- Эллридж А. Триумф стиля модерн: Альфонс Муха. М: Магма, 2001. -223 с.
- Эфрос А. Репетиция любовь моя. — М: Искусство, 1975. — 319 с
- Южин-Сумбатов А. И. Записи. Статьи. Письма. М: Искусство, 1951. -612 с.
- Якокка Ли. Карьера менеджера. — Минск: Попурри, 2002. 222 с.
- Монографии и коллективные монографии на иностранных языках
- Colbert F. Marketing Culture and the Arts. Morin, Montreal, Canada. 1994. 262 p.
- НШ, E., O’Sullivan, С. and O’Sullivan, Т. Creative Arts Marketing. ScotprintLtd, Musselburgh, Scotland. 1997.405 p.
- Klein A. Kultur-Marketing. Das Marketing fiier Kulturbetriebe. 1 Auflage. Deutscher Taschenbuch Verlag GmbH & Co. KG.: 2001. 536 p.
- Maitland H. A guide to audience development. The Arts Council of England, London, Great Britain. 2000. 72 p.
- Newman, D. Subscribe Now! Building Arts Audiences through Dynamic Subscription Promotion. Theatre Communication Group, 355 Lexington Avenue, New York. 1977. 257 p.
- Pringle H., Gordon W. Brand Manners. John Wiley & Sons, Ltd, Chicester, England. 2001. 314 p.
- Rawling-Jackson V. Where Now? Theatre Subscription Selling in the 90's. The Arts Council of England, London, Great Britain. 1996. 32 p.
- Ries A, Ries L. The Fall of Advertising, & The Rise of PR. Harper Business, New York, USA. 260 p.
- Schlemm V. Database Marketing im Kulturbetrieb. Wege zu einer indidualistierten Besucherbendung im Theater. Transcript Verlag: Bielfeld, 2003.-210 p.
- Tomlinson R. Boxing clever. The Arts Council of England, London, Great Britain. 1993.205 p.
- Tomlinson R. Introduction to the Box Office Marketing Guides. The Arts Council of England, London, Great Britain. 2000. 24 p.
- Trout J. A Genie’s Wisdom: A Fable of How a CEO Learned to Be a Marketing Genius. —John Wiley & Sons, Ltd, New York, USA 2003
- Wolf T. Managing a Non-profit Organization. A Fireside Book, New York, USA. 1990.310.
- Verwey P. Marketing Planning. Practical Guidance. The Arts Council of England: Marketing & Market Research Unit, London, Great Britain. 1998. 15 p.
- Статьи из научных сборников на русском языке
- Альтшуллер А .Я., Герасимов Ю. К. Русский театр XIX начала XX века. // История советского театроведения: очерки. 1917 — 1941. — М: Наука, 1981.-С. 149−195.
- Белкин A.A. Социальное положение скоморохов к концу XV -первой половине XVI век. // Наука о театре. JI: 1975. — С. 74 — 82.
- Гвоздев A.A. Итоги и задачи научной истории театра. Комментарии // Из истории советской науки о театре: 20-е годы. М.: ГИТИС, 1988. — С. 261 — 272.
- Герман М. О задачах театроведческого института. Стенограмма доклада от 27 июля 1920 г. // Наука о театре. Л: 1975. — С. 58−63.
- Головнин Г. Краевой театр и его зритель. // Экономика и организация театра. Вып. 3. — Л: Искусство, 1973. — С. 120 — 123.
- Григорьев В. Формирование зрительской аудитории тюзов. // Экономика и организация театра. Вып. 5. — Л: Искусство, 1979. — С. 12−21.
- Громов H.H. Рекламные функции театральной афиши и плаката.// Экономика и организация театра. Вып. 4. Л.: Искусство, 1976. — С.62−64.
- Дадамян Г. Г. Парадоксы театрального сознания.// Театр. Время перемен. М.: Искусство, 1987. — С.97−110.
- Дмитриев Ю.А. Истоки советского театроведения // История советского театроведения: Очерки (1917−1941). М: Наука, 1981. — С. 6−37.
- Дмитриевский В.Н. Театр глазами социологов 1970х годов. // Культурологические записки. Вып. 6: Художественная жизнь России 1970х. Исследования. Материалы. Документы. — М: Государственный институт искусствознания, 2000. — С. 106−143.
- Мокульский С.С. Изучение специфики театра// Наука о театре. -Л: 1975.-С. 44−47.
- Никулькова Н. В борьбе за зрителя. // Экономика и организация театра. Вып. 3. — Л: Искусство, 1973. — С. 126−127.
- Попович Г. О ценах на театральные билеты. // Экономика и организация театра. Вып. 2. — Л: Искусство, 1973. — С. 103 — 109.
- Рубинштейн А., Рубинштейн Б. Зрительский спрос, предложение и политика цен в театральной отрасли. // Экономика и организация театра. Вып. 4. — JI: Искусство, 1979. — С. 96−105.
- Рубинштейн А. Рынок культурных услуг: индивидуальные предпочтения публики // Нам 25! Книга о 25 годах исследований социального функционирования искусства Институтом искусствознания. — М: ГИИ, 2002. — С. 78 — 84.
- Седлецкий Р. Зритель театра реальный и потенциальный. // Экономика и организация театра. — Вып. 4. — JI: Искусство, 1979. — С. 106−113
- Соколов К. Теория социокультурной стратификации. // Нам 25! Книга о 25 годах исследований социального функционирования искусства Институтом искусствознания. — М: ГИИ, 2002. — С. 68−77
- Сорочкин Б. К вопросу об общедоступности культурных благ. // Экономика и организация театра. Вып. 6. — Л: Искусство. — С. 26 — 33.
- Тартаковский Н. Ещё раз о театральной рекламе.// Экономика и организация театра. Вып.5. — Д.: Искусство, 1979.- С.31−35.
- Тюремнова Е. Дорога к зрителю. // Экономика и организация театра. -Вып.З.-Л: Искусство, 1973.-С. 131−133.
- Хайченко Г. А. Основные этапы развития советского театроведения (1917−1941) // История советского театроведения: Очерки (1917−1941).-М: Наука, 1981.-С. 38−119.
- Фейхтвангер Лион. Москва 1937. // Два взгляда из-за рубежа: Жид Андре. Возвращение из СССР. Фейхтвангер Лион. Москва 1937. М., 1990.
- Форрат В. Абонементная система в городском театре. // Экономика и организация театра. Вып. 4. — Л: Искусство, 1973. — С. 106−109.
- Фохт-Бабушкин Ю. Личностно-типологический подход. // Нам -25! Книга о 25 годах исследований социального функционирования искусства Институтом искусствознания. М: ГИИ, 2002. — С. 60 — 67.
- Хайченко Г. А. Основные этапы развития советского театроведения (1917 1941) // История советского театроведения: очерки. 1917−1941.-М: Наука, 1981.-С. 38 -119.
- Хренов Н. Зритель парижских предместий.// Экономика и организация. Вып.4. — Л.: Искусство, 1976.- С.199−205.
- Шапиро Р. Старое и новое в организации зрителя.// Экономика и организация театра. Вып. З, — Д.: Искусство, 1973. С. 146−152.
- Юфит А.З. Вопросы театроведения. // Наука о театре. Л: 1975. — С. 3−17.
- Статьи из периодических печатных изданий на русском языке
- Андрейкина М.С. Бренд в сфере культуры и искусства // Сцена. -2004.-№ 11.-С. 23−24.
- Арланцев А., Попов Е. Синергизм коммуникационного инструментария // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. — № 1. С.4−21.
- Вокруг семинара. // Сцена. 1994. — № 6. — С. 19−21.
- Голубкова Е., Заикин А. Реклама на транспорте. // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. — № 1. — С. 16−24.
- Дадамян Г. Г. Информация и решения.// Сцена. 1997. — № 11. -С.34.
- Дадамян Г. Г. Условия рынка и театральный менеджер.// Сцена. -1994. № 6. — С.22−23.
- Ефремов А. Новый средний русский // Индустрия рекламы. -2003.-№ 1−2.-С. 36−41.
- Ипатова Ю. Искусство управления искусством // Секрет фирмы. -2003.- № 19.-С.57−60.
- Козицкая Н. Луна на очереди. // Индустрия рекламы. 2004. -№ 3.-С. 16−20.
- Колесник Ф., Фуколова Ю. Где должна быть ваша реклама. // Секрет фирмы. 2003. — № 14−15. — С.40−44.
- Куликов П. Капризные бренды. // Секрет фирмы. 2003. — № 22. -С. 40−44.
- Левшина Е.А. Почему в театре необходим отдел маркетинга? // Сцена. 1997. -№ 11.- С.35−36.
- Лотман Ю. M. Семиотика сцены // Театр. 1980.- № 1. — С. 45 -53.
- Новаторов Э.В. Методы разработки и анализа процесса обслуживания в маркетинге услуг // Маркетинг в России и за рубежом. -2001.-№ 1. с. 51−57.
- Обухова Н. Спонсируй это.// Секрет фирмы. 2003. — № 18. — С. 31−34.
- Отечественные записки. 2005. — № 4. — 363 с.
- Пучкова Е.И. Маркетинг в сфере театрального искусства // Маркетинг в России и за рубежом. 1998. — № 1. — С. 4−6.
- Сенаторова О. Как пахнет слон? // Театральное дело. 2000. — № 2 (9). —С. 13.
- Статьи из научных сборников и периодических печатных изданийна иностранных языках
- Gainer B. Achieving stability and success in crowded markets: The case of Tafelmusik II International Journal of Arts Management Fall 1999 -Volume 2, Number 1. — P. 77−87.
- Braun M. Courting the Media: How the 1998 Spoleto Festival USA Attracted Media Coverage.//International Journal of Arts Management. Winter 2000. Volume 2, № 2. P. 50−58
- Colbert F. Changes in Demand and the Future Marketing Challenges Facing Cultural Organization. II Cultural Organizations of the Future. Ecole des Hautes Etudes Commerciales de Montreal, Montreal, Canada. 1997. P.69 89
- Gulick T.J. Silicon Enhancement: High-Tech Industries and San Francisco Opera. ll International Arts Manager. April 2001. — P. 13−15.
- Farish M. Top Scores: The Anwerp’s Beethoven Academie Orchestra. // International Arts Manager. December 2000/January 2001. — P.39−41.
- Kox P. Marketing the performing arts: a personal view. II Market the Arts! — USA: ARTS Action Issues. 1995. — P. 15−28.
- Leclerc S. The Transformation of the Theatre du Nouveau Monde. // Cultural Organizations of the Future. Ecole des Hautes Etudes Commerciales de Montreal, Montreal, Canada. 1997. P.205 213
- Scheff J. Marketing: Golden Rules. // International Arts Manager. -December 2000/Januaiy 2001.- P.22−24.
- Дополнительные печатные материалы на русском языке
- Калягин А. А. Выступление на IV (XVIII) Съезде СТД РФ 22 октября 2001 года. Стенограмма
- Козаков М.М. Выступление на IV (XVIII) Съезде СТД РФ 22 октября 2001 года. Стенограмма
- Куайн М. Запись лекций, прочитанных в РАТИ-ГИТИС 25.11.2004.
- Новосибирский Молодежный Театр «Глобус». 67 театральный сезон, 1996−1997./ Буклет. Новосибирск: Полиграфический отдел театра «Глобус», 1996. 31с.
- Рич Д. Запись лекций, прочитанных в РАТИ-ГИТИС 04.12.2006.
- Семинар «Театральный менеджмент: технологии XXI в.» -Стенограмма. Новосибирск, 1997 г.-21 с.
- Юрский С.Ю. Выступление на IV (XVIII) Съезде СТД РФ 22 октября 2001 года. Стенограмма
- Дополнительные печатные материалы на иностранных языках
- American Repertory Theatre Company, Inc. Long-range plan narrative for theperiod ending 7/31/95.- 45 p.
- Asides S. A Quarterly Publication of The Shakespeare Theatre. Winter 1992. 27 p.
- BBC Symphony Orchestra Newsletter -1996. № 7.
- Cott, Т. New Audience Now! A report on Lincoln Center Theatre’s Introductory Membership program. Copyright by Lincoln Center Theatre. -1994.-87 p.
- Lyric Theatre Hammersmith. Cause Celebre. Буклет.
- Pittsburg Public Theatre. Subscribe Now Буклет абонементной кампании.
- The Canada Council for the Arts 41st Annual Report: 1997−1998. The Canada Council for the Arts, Ottawa, Ontario, Canada. 47 p.
- The Queen’s Theatre: Autumn Season 97/98. Буклет.
- The Shakespeare Theatre. Final Report on the 1991−92 Season. 67 p.
- The West End Theatre Audience: Research study contributed for the Society of London theatre by MORI: November 1996 November 1997. -The Society of London Theatre. 1998. — 62 p.
- Yale Repertoire Theatre Telephone Survery. The Stratatech Group Inc., New York. 1993.-187 p.184.1994−1995 Ticket Prices. Yale Repertoire Theatre/ Yale School of Drama. -15 p.