Русская духовная музыка в свете теории социокультурной динамики Питирима Сорокина
Диссертация
Дезинтегрированность и эклектичность современного православного обрядового искусства означает то, что оно включает в себя разнородные элементы идеационального, идеалистического, отчасти и чувственного стилей, — и эта тенденция наблюдается, возрастая, уже в течении трех с лишним веков. По форме современное церковное искусство, учитывая сосуществование в нем нескольких исторически и утилитарно… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Философско-культурологические основы русской духовной музыки
- 1. 1. Русская философская мысль о культе и культуре
- 1. 2. Русская духовная музыка в социокультурном аспекте
- Глава 2. Генезис и эволюция русской духовной музыки
- 2. 1. Предыстория и генезис русского церковного пения
- 2. 2. Реформы и периодизация русского церковного пения
- Глава 3. Православная музыка в структуре богослужебного обряда
- 3. 1. Синтез искусств, его смысл и специфика в культуре православия, место в нем музыки
- 3. 2. Компоненты структуры православной духовной музыки, их происхождение и функции в церковном обряде
Список литературы
- Аллеманов, Д. В. Русское хоровое церковное пение Текст. / Аллеманов, Д. В.-М., — 1910.-95 с.
- Аноним Мейбома (Клеонид). Введение в гармонику Текст. / Пер. и предв. замен. Г. А. Иванова // Филологическое обозрение, Т. 7, — кн. 1−2. -СПб, 1894.-С. 8−9.
- Белоненко, A.C. История отечественной мысли о древнерусском певческом искусстве: Дисс. на соискание уч. ст. канд. иск. Текст. / Белоненко, 1. A.C. Д., 1982. — 300 с.
- Беляев, В.М. Древнерусская музыкальная письменность. Текст. / Беляев,
- B.М.-М.: Сов. комп., 1962.- 134 с. ,
- Бердяев, H.A. О культуре и другие работы Текст. / Бердяев H.A. // Философия творчества, культуры и искусства: в 2 т., М.: Иск., 1994. — 540 с.
- Бердяев, H.A. Русская идея. Текст. / Бердяев, H.A. // О России и русской философской культуре / Философы русского послеоктябрьского зарубежья. -М.: Наука, 1990.-528 с.
- Бердяев, H.A. Самопознание. Текст. / Бердяев, H.A. М.: Книга, 1991. — 448 с.
- Бердяев, H.A. Смысл творчества Текст. / Бердяев, H.A. // Философия творчества, культуры и искусства: в 2 т&bdquo- [Текст] М.: Иск., 1994. — 1 т.
- Бонфельд, М.Ш. Понимание музыки как психологический процесс. Текст. / Бонфельд М. Ш. // М-лы междунар. конгр. по креативности и психологии искусства. Пермь, 1 3 июня 2005 / под ред. Малянова Е., Мартиндейла К. и др. — М., 2005.
- Борунков, Ю.Ф. Структура религиозного сознания. Текст. /. Борунков, Ю.Ф. М.: Мысль, 1971. — 176 с.
- Бражников, М.В. Древнерусская теория музыки. Текст. / Бражников, М.В. Д.: Муз., 1972.-424 с.
- Бражников, М.В. Пути развития и задачи расшифровки знаменного распева XII XVII в. Текст. / Бражников, М.В. — JI. — М.: Музгиз, 1949. — 125 с.
- Брокгауз, Ф.А. и Ефрон, И.Л. Малый энциклопедический словарь. / Брокгауз, Ф.А. и Ефрон, И.Л Т. 3. — Репр. изд.- М., 1997. — С. 898.
- Булгаков, С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. Текст. / Булгаков, С.Н. -М.: Республика, 1994.-415 с.
- Бычков, В.В. Византийская эстетика: Теоретические проблемы. Текст. / Бычков, В.В. М.: Знание, 1977.
- Бычков, В.В. Смысл искусства в византийской культуре. Текст. / Бычков, В.В.-М.: Знание, 1991.-64 с.
- Бычков, В.В. Эстетическое сознание Древней Руси. Текст. / Бычков, В.В. М.: Знание, 1988. — 64 с.
- Вагнер, Г. К., Владышевская, Т.Ф. Искусство Древней Руси. Текст. / Вагнер, Г. К., Владышевская, Т.Ф. М.: Искусство, 1993. — 255 с.
- Величкина, О.В. Межцивилизационный синтез в России (Славянофилы, западники, Владимир Соловьев): Автореф. дис. .канд. культурологии: 24.00. 01 Текст. / Величкина, О.В. Кр-р, 2005. — 23 с.
- Вернадский, В.И. Забытые страницы Текст. / Вернадский, В.И. // Прометей.-М., 1988.
- Вернадский, В.И. Начало и вечность жизни. Текст. Вернадский, В.И. // Сост. и ком. М. С. Бастраковой, И. И. Мочалова, B.C. Неаполитанской. М.: Сов. Россия, 1989.-704 с.
- Вознесенский, И. О пении в православных церквах греческого востока с древнейших до новых времен. Ч. 1. Текст. / Вознесенский, И. Кострома: Губ. изд., 1895.- 134 с.
- Вознесенский, И. Церковное пение православной Юго-западной Руси. Текст. / Вознесенский, И. Вып. 1, изд. 2. — М.: Юргенсон, 1898. — 72 с.
- Всероссийский фестиваль «Невские хоровые ассамблеи»: М-лы всерос. науч.-практ. конф. «Прошлое и настоящее русской хоровой культуры». Текст. / Сост. A.C. Белоненко-Л.:ВХО, 1984.-216 с.
- Выготский, Л.С. Психология искусства. Текст. / Выготский, Л.С. М.: Иск., 1968.-576 с.
- Галаев, Б.М. Содружество чувств и синтез искусств. Текст. / Галаев, Б.М. М.: Зн., 1982. — 64 с.
- Гарднер, И.А. Богослужебное пение Русской Православной церкви: В 2-х т. Текст. / Гарднер, И.А. М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 2004. — Т. 1: Сущность, система и история. — 496 с. — Т. 2: История. — 528 с.
- Герцман, Е.В. Музыка Древней Греции и Рима (Античная библиотека). Текст. / Герцман, Е.В. СПб.: Алетейя, 1995. — 336 с.
- Герцман, Е.В. Музыкальная боэциана Текст. / Герцман, Е.В. СПб: Глаголъ, 1995.-480 с.
- Горлова, И.И. Художественная культура и художественное образование: Учебное пособие. Текст. / Кр-р: КГУКИ, 2001. — 256 с.
- Грюнебаум, фон Г. Э. Культурные заимствования во взаимодействии цивилизаций. Текст. / Грюнебаум, фон Г. Э. // Сравнительное изучение цивилизаций: Хрест. / Сост., ред. и вст. ст. Б. С. Ерасов. М.: Аспект Пресс, 1999.-С. 494−499.
- Гумилев, Л.Н. От Руси к России: Очерки этнической истории. Текст. / Гумилев., Л.Н. М.: Прогресс, 1994. — 336 с.
- Гумилев, Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Текст. / Гумилев, Л.Н. -М.: Танаис ДИ-ДИК, 1994. 544 с. h 152
- Данилевский, Н.Я. Россия и Европа. Текст. / Данилевский, Н.Я. СПб.: Глаголъ, 1995. — 552 с.
- Данилевский, Н. Я Цивилизация европейская тождественна ли с общеевропейскою? Текст. / Данилевский, Н. Я // Сравнительное изучение цивилизаций: Хрест. / Сост., ред. и вступ. ст. Б. С. Ерасов. М.: Аспект Пресс, 1999.-С. 36−38.
- Древнерусская певческая культура и книжность: Сб. науч. трудов (Проблемы музыкознания) / Сост. Н. С. Серегина. Л.: ЛГИТМиК, 1990. — 176 с.
- Дубравская, Т. Эпоха Возрождения и феномен цикличности в истории вокальной музыки. Текст. / Дубравская, Т. // Старинная музыка сегодня: М-лы науч.-практ. конф. Ростов н/Д: РГК им. C.B. Рахманинова, 2004. — С. 65−91.
- Ерасов, Б.С. Цивилизации и мировые системы. Текст. / Ерасов, Б.С. // Сравнительное изучение цивилизаций: Хрест. / Сост., ред. и вступ. ст. Б. С. Ерасов. М.: Аспект Пресс, 1999. — С. 521 -527.
- Еремеев, А.Ф. Происхождение искусства. Текст. / Еремеев, А.Ф. М., 1970.-272 с.
- Ерещенко, И.В. Музыка в социокультурном пространстве региона: Автореф. дис.. канд. филос. наук: 24. 00. 01 / Ерещенко, И.В. Кр-р, 2001. -178 с.
- Ефимова, Н. Источниковедение древнерусского церковно-певческого искусства. Текст. / Ефимова, Н. Красноярск, 2000. — 142 с.
- Ефимова, Н. Сосуществование времен или Векторы музыкального сегодня. Текст. / Ефимова, Н. // Старинная музыка сегодня: М-лы науч.'-практ. конф. Ростов н/Д: РГК им. C.B. Рахманинова, 2004. — С. 23−32.
- Зись, А.Я. Теоретические предпосылки синтеза искусств // Взаимодействие и синтез искусств. Текст. / Зись, А.Я. Л., 1978. — 270 с.
- Из истории духовной культуры: Межвуз. сб. науч. тр. Ростов-на/Д.: РГПИ, 1992.- 126 с.
- Ильин, И.А. Аксиомы религиозного опыта. Исследование. Текст. / Ильин, И. А // Собр. соч. в 10 т. М.: Русская кн., 1993. Т 5−6.
- Ильин, И.А. О грядущей русской культуре. Текст. / Ильин, И.А. // Родина и мы. Смоленск, 1995. — 512 с.
- Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной Литургии. Текст. / Сост. И. Дмитревский. М.: Моск. патриархат, 1993. — 428 с.
- История эстетической мысли / В 5 т. М.: Иск., 1985. — Т. 1. Древний мир. Средние века.
- Каган, М.С. Морфология искусства. Текст. / Каган, М.С. JL: Иск., 1972.-440 с.
- Каган, М.С. Музыка в мире искусств. Текст. / Каган, М.С. // Сов. муз. -1987, № 1,2.
- Каган, М.С. Философия культуры. Текст. / Каган, М.С. СПб: Петрополис, 1996. — 416 с.
- Каган, М.С. Художественная критика и научное изучение искусства. Текст. / Каган, М.С. // Искусствознание и художественная критика: Сб. ст. -СПб: Петрополис, 2001. 528 с.
- Каган, М.С., Халтухина. Проблема «Запад-Восток» в культурологии: взаимодействие художественных культур. Текст. / Каган, М.С., Халтухина -М.: Наука, 1994.- 160 с.
- Казин, А.И. Тишина, в которой слышно Слово. Метафизика консерватизма Текст. / Казин, А.И. «Москва». — М., 1998. — № 9.
- Кандинский, В. О духовном, в искусстве. Текст. / [Текст] М., Архимед, 1992.-108 с.
- Капица, Ф.С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы: Справочник. Текст. / Капица, Ф.С. 2-е изд. — М.: Наука, 2001. — 216 с.
- Карсавин, Л.П. Малые сочинения. Текст. / -СПб.: Алетейя, 1994. 531с.
- Карсавин, Л. П Монашество в средние века: Учебное пособие. Текст. / Карсавин, Л. П-М.: Высш. шк., 1992.- 191 с.
- Карсавин, Л. П Путь православия. Текст. / Карсавин, Л. П Харьков, 2003.-557 с.
- Келдыш, Ю.В. История русской музыки в 10 т. / Т. 1. Древняя Русь Текст. / Келдыш, Ю.В. — М., 1983. — 383 с.
- Киреевский, И.В. Критика и эстетика. Текст. / Киреевский, И.В. М.: Иск., 1979.-439 с.
- Киреевский, И.В. О характере просвещенной Европы Текст. / Киреевский, И.В. // Критика и эстетика. М.: Иск., 1979. — С. 281−286.
- Ковалев, А.Б. Литургия в творчестве русских композиторов конца XVIII- XX в. Специфика жанра и организация цикла: Автореф. дис.. канд. иск.: 17. 00. 02. Текст. / Ковалев, А. Б М., 2004, — 35 с.
- Ковалев, К.П. Бортнянский. Текст. / Ковалев, К.П. -М.: Мол. гв., 1998.- 272 с.
- Коваленко, Т.В. К вопросу о построении теоретической модели современной российской театральной культуры Текст. / Коваленко, Т.В. // М-лы междунар. конгр. по креативности и психологии искусства. Пермь, 1−3 июня 2005.-М., 2005.
- Кожинов, В.В. История Руси и русского Слова (Опыт беспристрастного исследования) Текст. / Кожинов, В.В. -М., 1999 (Интернет-сайт).
- Колпачев, В.В. Феномен творчества в контексте современного научного знания. Текст. / Колпачев, В.В. // М-лы междунар. конгр. по креативности и психологии искусства. Пермь, 1−3 июня 2005 / Малянова Е., Мартиндейла К. и др.-М., 2005.
- Кондаков, И.Н. Культура России. Ч. 1. Русская культура: краткий очерк истории и теории Текст. / Кондаков, И*Н. М., 2000. — 360 с.
- Корниенко, B.C. О законах красоты. К вопросу о сущности эстетических явлений. Текст. / Корниенко, B.C. Харьков: Изд. Харьк. ун-та, 1970.-223 с.
- Костяев, А.И. Время: социально-философский анализ смыслов в православной культуре: автореф. дис.. канд. филос. наук: 24.00. 01. Текст. / Костяев, А.И. М., 2002. — 22 с.
- Краткая философская энциклопедия / Ред. Губский Е. Ф., Кораблева Г. В., Лутченко В. А. М., 1994. — С. 507.
- Кузнецов, В. Аскольдово крещение Текст. / Кузнецов, В. // «Завтра», № 24 (604), 2005.
- Куняев, СЛО. Предательство это продажа вдохновения Текст. / Куняев, СЛО // Наш современник, 2005, № 7. — С. 122−136.
- Краткое объяснение церковного богослужения в вопросах и ответах. Текст. /:Сост. И. Бухарев. М., 1997. — 188 с.
- Лазарев, В.Н. История византийской живописи. Текст. / Лазарев, В.Н. -М.: Иск., 1986.-339 с.7
- Лебедев, В.Ю. Культурно-семиотические аспекты литургического дискурса (На материале ортодоксально-христианских ритуальных текстов): Автореф. дис.. канд. филос. наук: 24.00.01. Текст. / Лебедев, В.Ю. М., 2002.-20 с.
- Лихачев, Д.С. Раздумья Текст. / Лихачев, Д.С. М., 1991. — 240 с.
- Лосев, А.Ф. Античность как тип культуры. Текст. / Лосев, А.Ф.- М., 1988.
- Лосев, А. Ф. Форма. Стиль. Выражение. Текст. / Лосев, А. Ф. Сост. и ред. А.А. Тахо-Годи. — М.: Мысль, 1995. — 944 с.
- Лосский, Н.В. Богословские основы церковного пения. Текст. // Мартынов В. И. История богослужебного пения. М.: РИО ФА, 1994. — С. 233 238.
- Лосский, Н.В. Условия абсолютного добра: Основы этики. Характер русского народа. Текст. / Лосский, Н.В. М.: Политиздат, 1991. — 368 с.
- Любимов, Л.Д. Искусство Древней Руси. Книга для чтения. Текст. / Любимов, Л.Д. М.: Проев., 1974. — 336 с.
- Мартынов, В.И. История богослужебного пения. Текст. / Мартынов, В.И.- Mi: РИО ФА, 1994. 240 с.
- Мартынов, В.Ф. Философия красоты. Текст. / Мартынов, В.Ф.- Минск, 1999.-336 с.
- Металлов, В.М. Богослужебное пение русской церкви в период домонгольский. Текст. / Металлов, В.М.- М., 1912. 360 с.
- Металлов, В. М. Очерк истории православного церковного пения в России. Текст. / Металлов, В. М. Репр. изд. — М.: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1995.- 160 с.
- Миссионерский путеводитель по Библии. Текст. / Сост. И. Смолин. -Нижний:Новгород: Братство во имя св. кн. Александра Невского, 1997. 298 с.
- Музыкальная культура православного мира: Традиции, теория, практика: М-лы междун. науч. конф. 1991−1994 г. М.: РАМ им. Гнесйных. -288 с.
- Музыкальная культура средневековья. Вып. 1: Проблемы древнерусской и армянской музыкальной письменности и культуры. Текст. / Сост. Владышевская Т. Ф. — М.: ЦМДКИ им. А. Рублева, МГК им. П. И. Чайковского, 1990. — 230 с.
- Музыкальная культура средневековья. Вып. 2: Тез. и докл. конф. Текст. / Сост. Владышевская Т. Ф. — М.: ЦМДКИ им. А. Рублева, МГК им. П. И. Чайковского, 1992.-222 с.
- Музыкальная культура христианского мира: М-лы междунар. науч. конф. Текст. / Ред. Т. Н. Дубравская, И. П. Дабаева. Ростов-н/Д.: РГК им. C.B. Рахманинова, 2001. — 500 с.
- Музыкальная эстетика России XI XVIII в.: Документы и материалы. Текст. / Сост. А. И. Рогова. — М.: Муз., 1973. — 248 с.
- Муравьев, A.B., Сахаров, A.M. Очерки истории русской культуры IX -XVII в.: Книга для учителя. Текст. / Муравьев, A.B., Сахаров, A.M.- 2-е изд., дораб. М.: Проев., 1984. — 336 с.
- Никитина, И.П. Пространство мира и пространство искусства. Текст. / Никитина, И.П.- М.: Изд. РГГУ, 2001. -210 с.
- Никольский, А. Краткий очерк истории церковного пения в период 1-Хв. Текст./ Никольский, А.// О церковном пении: Сб. статей / Сост. и ред. О.В.t
- Лады.-M.: Талан, 1997.-С. 27−61. ••.
- О России и русской философской культуре: Сб. ст. Текст. / Сост. М. А. Маслин. М.: Наука, 1990. — 528 с.
- О церковном пении: Сб. ст. Текст. / Сост. О. В. Лада. М.: Талан, 1997. 160 с.
- Орлова, Е.М. Лекции по истории русской музыки. Текст. / Орлова, Е.М. М.: Муз., 1977. — 383 с.
- Ортега-и-Гассет, X. Дегуманизация искусства и другие работы. Текст. / Ортега-и-Гассет, X. // Эстетика. Философия культуры. М.: Радуга, 1991. -639 с. «
- Парфентьев, Н.П. Древнерусское певческое искусство в духовной культуре Российского государства XVI XVII вв.: Школы. Центры. Мастера. Текст. / Парфентьев, Н.П. — Свердловск: УрГУ, 1991. — 236 с.
- Преображенский, A.B. Из первых лет партесного пения в Москве Текст. / Преображенский, A.B. // Музыкальный современник. П-д, 1915. — № 3.-с. 36−37.
- Преображенский, A.B. Культовая музыка в России Текст. / Преображенский, A.B. Д., 1924. — С. 69−70.
- Преображенский, A.B. Словарь русского церковного пения / Преображенский, A.B. -М., 1896. 192 с. 116.- Проблемы истории и культуры. / Ред. А. Г. Мельник. Ростов: Ростово-Яросл. архит.-худ. музей-заповедник, 1993. -200 с.
- Проблемы истории и теории древнерусской музыки: Сб. ст. Текст. / Сост. A.C. Белоненко. Д.: Муз., 1979. — 184 с.
- Проблемы культуры в условиях Сибири и перестройки: Тез. докл. респ. науч. конф. Ч. 3: Проблемы музыкальной культуры и художественного творчества в Сибири / Текст. Сост. Д. С. Шабалин. — Кемерово: КГИК, 1990. -233 с.
- Протопопов, В.В. Русское церковное пение: Опыт библиографического указателя от сер. XVI в. по 1917 г. / Протопопов, В.В. -М.: Муз., 2000.- 144 с.
- Протопопов, В.В. Историческое значение партесного стиля Текст. / Протопопов, В.В. // Отечественная культура XX в. и духовная музыка: Тез. докл. Всес. науч.-практ. конф. Ростов-н/Д, 1990. — С. 85.
- Разумовский, Д.В. Церковное пение в России: Опыт историко-технического изложения Текст. / Разумовский, Д.В. — Вып. 1-Ш. М., 1867−1869.-Т. 2.-С. 211
- Риман, Г. Катехизис истории музыки Текст. / Риман, Г. М., 1921. -С. 142.
- Розанов, В.В. Религия и культура. Текст. / Розанов, В.В. // Сочинения в 2 т. -Т.1. -М.: Респ., 1990.-399 с.
- Рукова, С.А. Беседы о церковном пении Текст. / Рукова, С.А. М.: Моск. патриархат, 1999.-237 с.
- Русская музыка Х-ХХ в. в контексте традиций культуры Восток-Запад: Тезисы Всесоюз. конф. Текст. / Ред. А: М. Лесовиченко, Б. А. Шиндин. Новос-ск: НТК им. М. И. Глинки, 1991. — 180 с.
- Русская хоровая музыка XVI—XVIII вв.: Сб. науч. тр. Текст. / Сост. A.C. Белоненко, С. П. Кравченко. М.: МГМПИ им. Гнесиных, 1986. — 176 с.
- Русские письменные и устные традиции и духовная культура: Сб. ст. Текст. / Ред. И. Д. Ковальченко. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 1982. — 319 с.
- Русское православие: Вехи истории. Текст. -М., Политиздат, 1989. — 720 с.
- Русь и южные славяне: Сб. ст. Текст. / Сост. и ред. В. М. Загребин. -СПб: Алетейя, 1998. 475 с.
- Свиридов, Г. В. Песнопения и молитвы. / Ред. и прим. A.C. Белоненко. М.-СПб.: Нац. Свиридовский фонд, 2001. — 73 с.
- Селиванов, Б.В. Музыкальная эстетика средневековой Руси. Текст. / Селиванов, Б. В Новос-к: НТК им. М. И. Глинки, 1988. — 94 с.
- Сепир, Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. Текст. / Сепир, Э М., 1993. — 656 с.
- Скребков, С.С. Русская хоровая музыка XVII-нач. XVIII в.: Очерки. Текст. /.Скребков, С.С. М.: Муз., 1969. — 120 с.
- Современная интерпретация проблем истории и теории русской музыки XVII—XIX вв. Вып. 126. Текст. / Сост. В. А. Пальмова. — М.: РАМ им. Гнесиных, 1994. — 136 с.
- Сорокин, П.А. H.A. Бердяев: Культурология Текст. / Сорокин, П. А // О русской общественной мысли. СПБ.: Алетейя. — 2000. — С. 137−143.
- Сорокин, П.А. О концепциях основоположников цивилизационных ' теорий. Общие принципы цивилизационной теории и ее критика. Текст. /
- Сорокин, П.А. // Сравнительное изучение цивилизаций: Хрест. / Сост., ред. и вст. ст. Б. С. Ерасов.-М.: Аспект Пресс, 1999.-С. 38−54, 87−91.
- Сорокин, П.А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет. Текст. / Сорокин, П.А. М., 1994. — 486 с.
- Сорокин, П.А. Система социологии Текст. / Сорокин, П.А. Т. 1−2.1. М, 1993. t
- Сорокин, П.А. Социологические теории современности. Текст. /
- Сорокин, П.А. // Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. — 543 с.
- Сорокин, П.А. Структурная социология // Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. — 543 с.
- Сорокин, П.А. Человек. Цивилизация. Общество. Текст. / Сорокин, П.А. М., 1992.-543 с.
- Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия. Текст. / Сост., ред. и вст. ст. Б. С. Ерасов. М.: Аспект Пресс, 1999. — 556 с.
- Срезневский, И.И. Материалы для словаря древнерусского языка. Т. 1−4.-СПб., 1903.
- Стефанович, Д. Церковно-славянская первооснова. Текст. / Стефанович, Д.// Гимнология: М-лы междун. науч. конф.: Уч. зап. НЦРЦМ. -Вып. 1. В двух книгах. М., МГК им. П. И. Чайковского, 2000. — С. 138−145.150. Стоглав.-М., 1890.
- Столович, JI.H. Философия красоты. Текст. / Столович, JT.H. М.: Политиздат, 1990. — 118 с.
- Струве, П.Б. Христианство и славянство. Текст. / Столович, JI.H. // Patriotica: Политика, культура, религия, социализм. -М.: Респ., 1997.
- Тальберг, Н. История русской церкви. Текст. / Тальберг, Н. N.-Y.: Holy Trinity Monastery. — Jordanville, 1959. — 528 с.
- Теоретические наблюдения над историей музыки. Сб. ст. Текст. / Сост. Ю. К. Евдокимова. М.: Муз., 1978. — 272 с.
- Тойнби, А. Роль религии в цивилизационном устроении общества. Текст. / Тойнби, А. // Сравнительное изучение цивилизаций: Хрест. / Сост., ред. и вст. ст. Б. С. Ерасов. М.: Аспект Пресс, 1999. — С. 129 — 139.
- Тойнби, А. О территориальном распространении как критерии развития цивилизации. Текст. / Тойнби, А. // Сравнительное изучение цивилизаций: Хрест. / Сост., ред. и вст. ст. Б. С. Ерасов. М.: Аспект Пресс, 1999.-С. 166−167.
- Тойнби, А. О характере цивилизационных изменений. Текст. / Тойнби, А. // Сравнительное изучение цивилизаций: Хрест. / Сост., ред. и вст. ст. Б. С. Ерасов. М.: Аспект Пресс, 1999. — С. 192−199.
- Традиция в истории музыкальной культуры: Античность. Средневековье. Новое время: Сб. науч. тр. (Проблемы музыкознания: Вып. 3) Текст. / Сост. В. Г. Карцовник. Л.: ЛГИТМИК, 1989. — 185 с.
- Тулиатос, Д. Статус византийской музыки к XXI в. Текст. / Тулиатос, Д. // Гимнология: М-лы междун. науч. конф.: Уч. зап. НЦРЦМ. Вып. 1. В двух книгах. — М.: МГК им. П. И. Чайковского, 2000. — С. 59−74.
- Угринович, Д.М. Искусство и религия: Теоретический очерк Текст. / Угринович, Д.М. М.: Политиздат, 1982. — 288 с.
- Успенский, Б.А.' Семиотика иконы Текст. / Успенский, Б.А. // Семиотика искусства. -М.: Шк., 1995.
- Успенский, Б.А. Семиотика искусства. Текст. / Успенский, Б.А. М.:i1. Шк., 1995.-360 с.
- Успенский, Л. На путях к единству? Текст. / Успенский, Л. // Философия русского религиозного искусства XVI—XX вв. / Сост. и ред. Н. К. Гаврюшина. М.: Прогресс, 1993. — С. 350−375.
- Успенский, Н.Д. Древнерусское певческое искусство Текст. / Успенский, Н.Д. М.: Сов. комп., 1971. — 622 с.
- Успенский, Н.Д. Образцы древнерусского певческого искусства Текст. / Успенский, Н.Д. Л.: Муз., 1968. — 264 с.
- Федотов, Г. П. Национальное и вселенское Текст. / Федотов, Г. П. // О России «и русской философской культуре: Философы русского послеоктябрьского зарубежья / Сост. М. А. Маслин. М.: Наука, 1990. — С. 444 -449.
- Фейнберг, JI.E. К проблеме сопоставления синтеза наук и искусств. Текст. / Фейнберг, JI.E. // Взаимодействие и синтез искусств. JL, 1978. — 270 с.
- Флиер, А.Я., Шишова, Н.С. К изучению проблемы культурной формы Текст. / Флиер, А.Я., Шишова, Н.С. // Культурологическое образование: состояние, проблемы, перспективы. -М-лы per. конференции (Кр-р, 10−11 дек. 2000 г.). Кр-р, 2000. — С. 53 — 59.
- Флоренский, П.А. Записка о христианстве и культуре. Текст. / Флоренский, П. А. Соч. в 4 т. М., 1996.
- Флоренский, П.А. Статьи и исследования по истории и философии искусства / Флоренский, П.А. // Собр. соч. М., 2000.
- Флоренский, П.А. У водоразделов мысли. Текст. / Флоренский, П.А. -М.: Правда, 1990. 448 с.
- Флоренский, П.А. Храмовое действо как синтез искусств. Текст. / Флоренский, П. А. Собр. соч. в 4 т. Т. 2. — М, 1996.
- Флоровский, Г. В. Пути русского богословия. Текст. / Флоровский, Г. В. // О России и русской философской культуре: Философы русского послеоктябрьского зарубежья. -М.: Наука, 1990. С. 272−378.
- Франк, СЛ. Сочинения. Текст. / Франк, С. Л М.: Правда, 1990. — 520
- Хмелевская, Г. Б. Доминанты культурно-цивилизационных процессов российского и западноевропейского обществ: Автореф. дисс.. д-ра культурологии: 24.00.01. Текст. / Хмелевская, Г. Б. -Кр-р, 2005. 50 с.
- Хомяков A.C. О зодчестве. Текст. // Соч. в 2 т., М: Медиум, 1994, -589 с.
- Христианство: Словарь / Под общ. ред. JI.H. Митрохина и др. М., 1994.
- Церковь и театральность // О церковном пении: Сб. ст. Текст. / Сост. О. В. Лада. М.: Талан, 1997. С. 82−105.
- Чистяков, Г. П. Молитвенная поэзия. Текст. / Чистяков, Г. П. М., 1992.-52 с.
- Шабалин, Д.С. Античная музыкальная система как предмет изучения в вузе Текст. / Шабалин, Д.С. // Многоуровневая система профессионального образования: проблемы интеграции и дифференциации. Кр-р: КГУКИ, 2002. -С. 34−54:
- Шабалин, Д.С. Заметки о древнерусской монодии. Текст. Шабалин, Д.С. / Сов. муз. 1991 .-№ 5 — С. 10−14, № 6. — С. 45−48.
- Шабалин, Д.С. К периодизации знаменного распева Текст. / Шабалин, Д.С.//Сов. муз., 1985 г., № 10. — С. 98−102- 153.
- Шабалин, Д.С. Лады западного средневековья Текст. / Шабалин, Д.С. // Культурная жизнь Юга России. Краснодар: КГУКИ, 2002. — № 1. — С. 12−17- № 2. — С. 29−34- 2003. — № 3. — С. 16−17.
- Шабалин, Д.С. Певческие азбуки Древней Руси: Тексты. (М-лы и иссл. по древнерусской музыкеО Текст. / Шабалин, Д.С. -Т l.-Кр-р: Сов. Кубань, 2003.-408 с.
- Шабалин, Д.С. Певческие азбуки Древней Руси: Переводы, исследования, комментарии. (М-лы и иссл. по древнерусской музыке) Текст. / Шабалин, Д.С. Т. 2 — Кр-р: Сов. Кубань, 2004. — 648 с.
- Шабалин, Д.С. Происхождение киевской нотации. Текст. / Шабалин, Д.С.//ВестникРГНФ.-№ 1.-М., 2000 г.-С. 148−161.
- Шабалин, Д.С. Происхождение средневековой монодии и ее ладовой системы Текст. / Шабалин, Д.С. // Музыкальная культура христианского мира: Мат. междун. науч. конф. Ростов-н/Д., 2001. — С. 170−187.
- Шабалин, Д.С. Чайковский и Пушкин: Особое мнение Текст. / Шабалин, Д.С. // Рос. муз. газ 1999 г. 10. — С. 10.
- Шелудякова, O.E. Азбука русского православного богослужебного пения: Словарь. Текст. / Шелудякова, O.E. М.: Комп., 2004. — 168 с.
- Шерстобитов, В.Ф. У истоков искусства. Текст. / Шерстобитов, В.Ф. -М.: Шк., 1971.- 199 с.
- Шушерин. Известие о рождении и воспитании и о житии святейшего Никона, патриарха Московскаго и Всея Руси. Текст. / Шушерин. М., 1890.
- Эйзенштадт, Ш. Основы и структура цивилизационного устроения общества. Текст. / Эйзенштадт, Ш. // Сравнительное изучение цивилизаций: Хрест. / Сост., ред. и вст. ст. Б. С. Ерасов. М.: Аспект Пресс, 1999. — С. 94 -107.
- Эко, У. Искусство и красота в средневековой эстетике. Текст. / Эко, У. Пер. с ит. А. П. Шурбелева. — СПб.: Алетейя, 2003. — 327 с.
- Эко, У. Эволюция средневековой эстетики. Текст. / Эко, У. Пер. с ит. Ю. Ильина- пер. с лат. А. Струковой. — СПб., 2004. — 288 с.
- Ясперс, К. «Осевое время» и цивилизации. Текст. / Ясперс, К. // Сравнительное изучение цивилизаций: Хрест. / Сост., ред. и вст. ст. Б. С. Ерасов. М.: Аспект Пресс, 1999. — С. 205−206.
- Fleischer, О. Neumen-Studien: Abhandlungen uber mittelalterlische Gesang-Tonschriften. Т. 1−3.-Lpz., 1895, 1897, Berlin, 1904.
- Fleischer, O. Spatgriechische Tonschrift. Berlin, 1904. — 73 s.
- Floros, C. Universale Neumencunde Entzifferung der altesten Bysantinischen Neumesschriften und der altslavischen sematischen Notation. В. 1 -Kassel, 1970.-380 s.- B. 3.-Kassel, 1970.- 167 s.
- Gardner, J.V. Zum Problem des Tonleiter-Aufbaus im altrussischen Neumengesang // Musik des Osten. Kassel, 1963, № 2. — S. 257−269.
- Hannick, Ch. Aux origines de la Version slave de e' hirmologion. Cph., 1978. (MMB, Subs., ser. Y.6: Fundamental problems of early slavic music and Poetry). -258 p.
- Heeg, C. La Notation ekphonetique. Cph., 1935/ (MMB, Subs., ser. V. l /11/).-153 s.
- Hoeg, K. The Oldest Slavonic tradition of byzantine music // Proceding of the British Academy. 1953−1954. — P. 37−66.
- Levy, K. Le «tournant decisif' dans l’histoire de la musique byzantine // XV congres international d’etudes byzantines: Art et archeologie. Athenes, 1976. — P. 281−288.
- Pantiru, G. Notatia siehurile muzicu Bizantine. Bucuresti, 1971. — 306 p.
- Palikarova-Verdeil, R. La musique byzantine chez les Bulgares et les Russes. Cph, 1953. MMB, Subs., V. 3). — 249 p.
- Raasted, J. Intonatio Formulas and Modal Signatures in Byzantine musical Manuscripts. Cph., 1966 (MMB. — V.7)!'- 161p.
- Richter, L. Antike Uberlieferungen in der Byzantinischen Musikteorie. -Lpz., 1962 // Deutsches Jahrbuch der Musikwissenschaft fur 1961). S. 75−115.
- Sacks, C./K. Die Musik der Alten Welt in Ost und West: Aufstieg und ntwiklung. Berlin, 1968. — 219 s.
- Sorokin, P. Social and Cultural Dynamics. New York, 1937 1941. Vol. 1! 4.
- Strunk, O. The Tonal System of Byzantine Music // Musical Quarterly. -Vol. 28. r 1942, № 2. N.-Y. — P. 190−204.
- Tillyard, H.J.W. Byzantine Music about A.D. 1100 // Musical Quarterly. -V. 39. 1953, № 2. — N.-Y. — P. 223−231.
- Tillyard, H.J.W. Handbook of the Middle Byzantine Musical Notation. -Cph., 1935. (MMB. Subs. 1.) — 153 p. /R 1971.
- Tillyard, H.J.W. Byzantine Neumes: The Coislin Notation // Byzantinische ' Zeitschrift: B. 37. Lpz., Berlin, 1937. S. 354−358.
- Tzetzes, J. Uber die altgrichishes Kirche. Munchen, 1874.
- Velimirovic, M. Bizantine elements in early slavic chants: The Hirmologion. V. 1 — Cph., 1960. — 140 s. (MMB, Subs. — V. 4).
- Velimirovic, M. Liturgical drama in Byzantium and Russia // The Dumbarton Oaks Papers XVI Center for Byzantine Studies. 1960. — P. 351−385.
- Wulston, D. The Origin of the Modes // Studies in Eastern chant. Oxford, 1971.-P. 5−21.
- Иконникова, C.H. История культурологических теорий Текст. // Иконникова, C.H. 2-е изд., перераб. И доп. — СПб.: Питер, 2005.- 474 с.
- Тойнби, А.Дж. Цивилизация перед судом истории: Сборник (избранные работы) Текст. // Тойнби, А.Дж., пер. с англ. 2-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2003. — 592 с. 234.-Трофимова, Р. П. История русской культурологии Текст. //
- Трофимова, Р.П. М.: Академ, проект, 2003. — 608 с.^
- Хейзинга, И. Осень средневековья Текст. // Хейзинга, И. М.: Айрис-пресс, 2004. — 632 с. I1. Структура социокультуры1. Взаимодействие субъектов 1. С ч- с1 1 I '1. У 1 т У
- Продукты взаимодействия субъектов: 6утилитарные предметы материальной о.
- О культуры и интеллектуально- ое художественные произведения духовной ек культуры. кт 00 Физические предметы материальной культуры (X) т
- А) проводники утилитарно-символических значений (культовые сооружения). (В)
- Я) Символические произведения духовной культуры (М)чувственно-интеллектуальные значения материальных проводников (язык, наука).
- Физические предметы материальной культуры -проводники утилитарно-эмоциональных значений (мосты, дороги). (X)
- Художественные произведения духовной культуры (К)чувственно-эмоциональные значения материальных проводников (музыка, поэзия).
- На данной схеме 1 изображена «анатомия» структуры социокультуры. Ее, по выражению П. А. Сорокина, «физиология» процесс социокультуры
- Важнейшие деятели в истории богослужебного пения
- Св. Климент Александрийский (ум. в 210 г.), христианский ученый и философ, автор капитальных трудов, наставлений о характере богословского пения, а. также песен и гимнов, весьма употребительных в первые века.
- Даров и, вероятно, некоторые молитвы четыредесятницы (Великого поста).
- Иоанн Златоуст (347−407) самый плодовитый из авторов своего времени, составивший чин литургии, широко употребляемый до сих пор, множество сочинений в прозе и стихах, гимнов, молитв, первым ввел в литургию чин проповеди, организовал певческий хор.
- Блаженный Иероннм учитель Западной церкви, учил пению в Риме, основав хор из своих учеников.
- Блаженный Августин, один из великих отцов Западной церкви, песнотворец.
- V-VIII в. Святитель Прокл (ум. в 447 г.) ученик и преемник Иоанна Златоуста, автор песнопений «Трисвятое», которое услышал от ангелов во время землетрясения, повторил на бргослужении, после чего землетрясение прекратилось.
- Святитель Кирилл (ум. в 444 г.) ввел в богослужение песнопения «Богородице Дево», «Достойное», «Единородный сыне».
- Святитель Анатолий (ум. в 458 г.) автор ряда древнейших воскресных стихир, помещенных в Октоихе под именем Анатолиевых или Восточных («анатолий» — «восток»).
- Святитель Григорий Двоеслов римский папа, утвердивший октоих в западной церкви.
- Император Юстиниан известен как благоустроитель православного богослужения и пения, в частности, он предписал ввести в состав службы в храме Святой Софии песнь «Единородный сыне» Кирилла Александрийского.
- Святитель Софроний (ум. в 644 г.) автор тропарей и осмогласных стихир, в том числе водоосвящения на Богоявлении.
- Святитель Андрей Критский (ум. в 713 г.) создал Великий канон (Андрея Критского), множество песен (малые каноны, трипеснцы, самогласные стихиры).
- Преподобный Косма Маюмскнй написал множество канонов, в том числе «Христос раждается», заимствовав сочинение Григория Назианзина, а также на великие двунадесятые праздники и дни Страстной Седмицы.
- Св. -Стефана Савваита (ум. в 786 или 795 г.), автор тропарей канонов, плачевных пений в честь Господа Иисуса Христа.
- Св. Феодор Студит (ум. 826 г.) автор канонов, стихир, песнопения «Жизнь во гробе» (на Утрени Великой субботы), гимна Иоанну Предтече, многих наставнических книг.
- Св. Иосиф Фессалоникийский (ум. в 825 г.), брат Феодора Студита, составитель в сотрудничестве с ним из стихир богослужения с добавлением собственных, Триоди на дни Великой четыредесятницы (поста), практически исполняющихся по сей день.
- Св. Федор и Феофан Начертанные авторы множества стихир из Миней, канонов.
- Св. Иосиф Песнописец (ум. в 883 г.) инок, автор около 300 канонов, содержащихся во всех 12 минеях, Триоди и Пентикостария. Многие с акростихом. По количеству созданных им творений самый плодовитый автор.
- Император Лев Мудрый (ум. 911 г.) любил принимать личное участие в пении и даже управлял церковным хором. Ему принадлежат 11 утренних стихир и праздничные стихиры.
- Император Константин Багрянородный (ум. 959 г.), ревнитель просвещения и наук, сын Льва Мудрого, автор 11 воскресных эксапостилариев, теоретического трактата «Гармония».
- Бенедикт Нурсийский (480−543) основатель западно-римского монашеского ордена бенедиктинцев.
- Кассиодор (487−583) придал ордену бенедиктинцев античное направление. '•
- Боэций (480−525) античный музыкальный теоретик и идеолог античности в средневековье.
- Григорий I Великий (540−604) узаконил средневеково-античную западно-римскую модально-ладовую систему.
- Карл Великий (742−814) король империи Франков, виднейший представитель эпохи каролингов.
- Алкуин (735−804) бенедиктинец, руководитель придворной школы империи Франков, автор древнейших свидетельств об октоихе.
- Ноткер Бальбулюс (840−912) музыкальный теоретик, впервые употребивший для обозначения ступеней октавного звукоряда первого византийского ихоса семь латинских букв.
- Хукбальд Сен-Аманский (840−930) музыкальный теоретик, продолжатель Ноткера.
- Оддо из Клюни (879−942) музыкальный теоретик, перевел буквенную нотацию с C-dur"Horo строя на а-то1Г'ный.
- Анонимный автор трактата Alia musica (около 890) засвидетельствовал присвоение григорианским ладам этнонимических названий.
- Псевдо-Хукбальд в сочинениях Musica enchiriadis и Scolia enchiriadis (оба написаны после 895 г.) описал органальные лады с дасийной нотацией.