Фортепианный квартет в русской музыке
Диссертация
Исторически сложилось так, что в ансамблевой камерно-инструментальной литературе жанр фортепианного квартета стоял несколько особняком, в связи с чем многие его аспекты требуют специального научного комментария в историческом и теоретическом ракурсах. Генезис жанра фортепианного квартета (как и других жанров с различными вариантами сочетания тембров струнных и фортепиано) восходит к ранним… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Жанр фортепианного квартета: вехи истории
- 1. 1. Ансамбли с участием фортепиано. Кристаллизация жанровых признаков фортепианного квартета
- 1. 2. Адаптация жанра фортепианного квартета в отечественной камерной музыке XIX века
- 1. 3. Фортепианный квартет А. Рубинштейна и его роль в укоренении жанра на русской почве
- Глава 2. Фортепианный квартет С. Танеева — кульминация жанра в камерном творчестве рубежа Х1Х-ХХ веков
- 2. 1. Камерные сочинения с участием фортепиано С. Танеева: черты стиля
- 2. 2. Фортепианный квартет С. Танеева в контексте индивидуальных черт камерного стиля мастера
- Глава 3. Фортепианный квартет в отечественной музыке XX века: эволюционные процессы
- 3. 1. Фортепианный квартет в рамках классического канона
- М. Ипполитов-Иванов) и на пути обновления жанра (Г. Катуар)
- 3. 2. Современное прочтение жанра фортепианного квартета -А.Шнитке
Список литературы
- Аберт, Г. В.А. Моцарт Текст. / Г. Аберт- пер. с нем., вступ. ст., ком-мент. К. К. Саквы. — М.: Музыка, 1988. — Ч. 1, кн. 2 (1775 — 1782). — 608 с.
- Алексеев, А А. История фортепианного искусства: учебник Текст. / A.A. Алексеев. М.: Музыка, 1969. — Ч. 1 и 2. — 391 с.
- Алексеев, A.A. Клавирное искусство Текст. / A.A. Алексеев. М.- JL: Музгиз, 1952.-251 с.
- Алексеев, A.A. Русская фортепианная музыка от истоков до вершин творчества Текст. / A.A. Алексеев. М.: Музыка, 1963. — 272 с.
- Арановский, М.Г. На пути к обновлению жанра Текст. / М. Г. Арановский // Вопросы теории и эстетики музыки: сб.ст. Л.: Музыка, 1971.-Вып. 10.-С. 123 — 165.
- Арановский, М.Г. Симфонические искания. Проблемы жанра симфонии в советской музыке 1960 1975 годов: Исследовательские очерки Текст. / М. Г. Арановский. — Л.: Сов. композ., 1979. — 285 с.
- Арановский, М.Г. Структура музыкального жанра и современная ситуация в музыке Текст. / М. Г. Арановский // Музыкальный современник: сб. ст. М.: Сов. композ., 1987. — Вып. 6. — С. 5 — 44.
- Арзаманов, Ф.Г. Заветы Танеева. К 100-летию со дня рождения Текст. / Ф. Г. Арзаманов // Сов. музыка. 1956. — № 11. — С. 39.
- Арзаманов, Ф.Г. С.И. Танеев преподаватель курса музыкальных форм Текст. / Ф. Г. Арзаманов. — 2-е изд. — М.: Музыка, 1984. — 95 с.
- Асафьев, Б.В. Избранные труды Текст. / Б. В. Асафьев // Собр. соч.: в 5 т. М: АН СССР, 1957. — Т. 5. — 388 с.
- Асафьев, Б.В. С.И. Танеев (к 30-летию со дня смерти) Текст. / Б. В. Асафьев // Памяти Сергея Ивановича Танеева: сб. статей и материалов- под ред. В. В. Протопопова. M.-JL: Музгиз, 1947. — С. 7 — 18.
- Асафьев, Б.В. С.И. Танеев Текст. / Б. В. Асафьев // Избранные труды. — М.: АН СССР. 1954. — Т. 2. — С. 312 — 315.
- Асафьев, Б.В. Глинка Текст. / Б. В. Асафьев. М.: Музгиз, 1950. — 309 с.
- Асафьев, Б.В. Музыкальная форма как процесс Текст. / Б.В. Асафьев- ред., вступит, статья и коммент. Е. М. Орловой. JL: Музыка, 1971. — Кн. 1 и 2. — 375 с.
- Асафьев, Б.В. Русская музыка XIX и начала XX века Текст. / Б. В. Асафьев. 2-е изд. — Д.: Музыка, 1979. — 344 с.
- Барсова, H.A. Контуры столетия. Из истории русской музыки XX века Текст. / И. А. Барсова. СПб.: Композитор, Санкт-Петербург, 2007. -240 с. — ISBN 978−5-7379−0336−7.
- Бернандт, Г. Б. С.И.Танеев: монография Текст. / Г. Б. Бернандт- под ред. H.H. Юденич. 2-е изд.- М.: Музыка, 1983. — 288 с.
- Бернандт, Г. Б. Основной принцип эстетических воззрений С.И. Танеева Текст. / Г. Б. Бернандт // Сов. музыка. 1939. — № 9. — С. 59 — 69.
- Бобровский, В.П. О переменности функций музыкальной формы Текст. / В. П. Бобровский. М.: Музыка, 1970. — 228 с.
- Бобровский, В.П. Камерные инструментальные ансамбли Шостаковича: Исследование Текст. / В. П. Бобровский. М.: Сов. композ., 1961. -258 с.
- Бондурянский, А.З. Фортепианные трио Иоганнеса Брамса Текст. / А. З. Бондурянский. М.: Музыка, 1986. — 79 с.
- Бутир, Л.М. О роли концертов в творческом наследии И.С. Баха Текст. / JIM. Бутир // Вопросы теории и эстетики музыки. — JL: Музыка, 1974. -Вып. 13 (отв. ред. JI. Раабен). С. 186 — 214.
- Бялый, И.Е. Жанровые истоки и пути формирования классического типа фортепианного трио Текст.: дис.канд. искусств / И. Е. Бялый. — Ленинград, 1981.-215 с.
- Бялый, И.Е. Из истории фортепианного трио. Генезис и становление жанра Текст. / И. Е. Бялый. — М.: Музыка, 1989. — 92 с.
- Ванслов, В.В. Биография С.И.Танеева Текст. / В. В. Ванслов // Памяти Сергея Ивановича Танеева (под ред. В.В. Протопопова): сб. статей и материалов. -М.-Л.: Музгиз, 1947. С. 19−59.
- Визелъ, З.А. О классификации типов фактуры (уточнение классификации и терминологии основных понятий фактуры) Текст. / З. А. Визель // Проблемы музыкальной фактуры. — М., МГМПИ им. Гнесиных, 1982.-Вып. 59.-С. 4- 18.
- Визель, З.А. Техника квартетного письма И. Гайдна Текст.: дис. канд. искусств / З. А. Визель. М., 1981. — 213 с.
- Воскресенская, Т.В. Эволюция русского камерно-инструментального жанра с участием фортепиано Текст.: автореф. дис. канд." искусств / Т. В. Воскресенская. СПб, 1992. — 24 с.
- Вулъфиус, П.А. Классические и романтические тенденции в творчестве Шуберта. На материале инструментальных ансамблей Текст. / П. А. Вульфиус. М.: Музыка, 1974. — 83 с.
- Гайдамович, Т.А. Инструментальные ансамбли Текст. / Т. А. Гайдамович. М.: Музыка, 1960. — 56 с.
- Гайдамович, Т.А. Русское фортепианное трио: История жанра. Вопросы интерпретации Текст. / Т. А. Гайдамович. М., 1993. — 263 с.
- Гаккель, Л.Е. Фортепианная музыка XX века: Очерки Текст. / Л. Е. Гаккель. Л.: Сов. композ., 1990. — 288 с.
- Галацкая, B.C. Квинтет ор. 57 Шостаковича Текст. / B.C. Галацкая //Вопросы музыкальной педагогики. -М., 1981. — Вып. 3. С. 132−138.
- Геника, Р.В. Отзыв на концерт Текст. / Р. В. Геника // Утро. 1908. -№ 385, марта 9.
- Гете, В. Об искусстве Текст. / В. Гете- сост., вступит, ст. и примечания A.B. Гулыги. М.: Искусство, 1975. — 623 с.
- Глазунов, А.К. Три неопубликованных письма С.И. Танееву Текст. / А. К. Глазунов // Памяти Сергея Ивановича Танеева: сб. статей и материалов- под ред. В. В. Протопопова. M.-JL: Музгиз, 1947. — С. 222 -228.
- Глинка, М.И. Записки Текст. / М. И. Глинка. — М.: Музыка, 1988. — 219 с.
- Головинский, ГЛ. Камерные ансамбли А. Бородина Текст. / Г. Л. Головинский. М.: Музыка, 1972. — 309 с.
- Гольденвейзер, А.Б. Статьи, материалы, воспоминания Текст. / А. Б. Гольденвейзер. -М.: Сов. композ., 1969. -448 с.
- Гольденвейзер, А.Б. О музыкальном искусстве Текст. / А. Б. Гольденвейзер // Сб. статей- сост., общ. ред., вст. статья и коммент. Д. Д. Благого. — М.: Музыка, 1975.-352 с.
- Готлиб, А.Д. Основы ансамблевой техники Текст. / А. Д. Готлиб. — М.: Музыка, 1971.-94 с.
- Готлиб, А.Д. Фактура и тембр в ансамблевом произведении Текст. / А. Д. Готлиб // Музыкальное исполнительство. М., 1976. — Вып. 9. — С. 106−139.
- Гречанинов, А. Т. Воспоминания о С.И. Танееве Текст. / А. Т. Гречанинов // Памяти Сергея Ивановича Танеева- под ред. В. В. Протопопова. — М. Л.: Музгиз, 1947. — С. 261 — 263.
- Давидян, P.P. Квартетное искусство: Проблемы исполнительства теоретические основы, практический опыт Текст. / P.P. Давидян. — 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Музыка, 1994. — 269 с.
- Давидян, P.P. Психологические аспекты квартетного музицирования Текст. / P.P. Давидян // Муз. исполнительство и современность. М., 1988.-Вып. 1.-С. 128−155.
- Демченко, А.И. Западноевропейское искусство. Барокко и Романтизм Текст. / А. И. Демченко: Избранные статьи о музыке. — Саратов: изд-во СГК, 2003. Вып. 1. — 144 с. — ISBN 5−94 841−020-Х.
- Демченко, А.И. Искусство России рубежа и начала XX века Текст. / А. И. Демченко: Избранные статьи о музыке. — Саратов: изд-во СГК, 2004. Вып. 2. — 176 с. — ISBN 5−94 841−022−6.
- Демченко, А.И. Картина мира в музыкальном искусстве России начала XX века: Исследование Текст. / А. И. Демченко. — М.: Композитор, 2006. 264 с. — ISBN 5−85 285−828−5.
- Демченко, А.И. Альфред Шнитке. Контексты и концепты Текст. / А. И. Демченко. М.: Композитор, 2009. — 296 с. — ISBN 5−85 285−335−6.
- Демченко, O.A. Клавесин в России: к проблеме национальной идентификации Текст.: автореф. дис. канд. искусств / O.A. Демченко. Саратов, 2009.-23 с.
- Дмитриев, А.Н. Полифония как фактор формообразования Текст. / А. Н. Дмитриев. JI.: Музгиз, 1962. — 488 с.
- Доброхотов, Б.В. Александр Алябьев. Творческий путь Текст. / Б. В. Доброхотов. М.: Музыка, 1966. — 318 с.
- Должанский, А.И. Краткий музыкальный словарь. Мир культуры, истории, философии Текст. / А. И. Должанский. 5-е изд. — СПб.: Изд. «Лань», 2000.-448 с.
- Долшская, Е.Б. О русской музыке последней трети XX века (60 90-е годы): учебн. пособие по курсу «История современной отечественной музыки» Текст. / Е. Б. Долинская. — Магнит.: МаГК, 2000. — 158 с. — ISBN 5−88 967−003−4.
- Долинская, Е.Б. О стиле квартетов Н.Я. Мясковского Текст. / Е. Б. Долинская // Музыкальный современник: сб. ст. — М., 1984. — Вып. 5.-С. 57−75.
- Долинская, Е.Б. Фортепианный концерт в русской музыке XX столетия. Текст. / Е. Б. Долинская. М.: Композитор, 2006. — 557 с. — ISBN 585 285−830−0.
- Дубравская, Т.Н. Мадригал (жанр и форма) Текст. / Т. Н. Дубравская // Теоретические наблюдения над историей музыки. М., 1978. — С. 108 -126.
- Евсеев, C.B. Мои занятия с С.И. Танеевым по полифонии Текст. / C.B. Евсеев // Воспоминания о С. И. Танееве. Из научно-педагогического наследия / сост., вступ. ст. и коммент. Ф. Г. Арзаманова и JI.3. Корабельниковой. М.: Музыка, 1967. — С. 121−147.
- Евсеев, C.B. Народные и национальные корни музыкального языка С.И. Танеева Текст. / C.B. Евсеев. М.: Музгиз, 1963 — 126 с.
- Житомирский, Д.В. Роберт Шуман. Очерк жизни и творчества Текст. / Д. В. Житомирский. М.: Музыка, 1964. — 880 с.
- Зайцева, Т.А. Милий Алексеевич Балакирев: Истоки Текст. / Т. А. Зайцева. СПб.: «Канон», 2000. — 436 с.
- Зейфас, Н.М. Concerto grosso в музыке барокко Текст. / Н. М. Зейфас // Проблемы музыкальной науки: сб. статей. — М.: Сов. композ., 1975. — Вып. 3.-С. 379−406.
- Зимин, П.Н. История фортепиано и его предшественников Текст. / П. Н. Зимин. М.: Музыка, 1968. — 215 с.
- Ивашкин, A.B. Беседы с А. Шнитке Текст. / А. Г. Шнитке // Полистилистические тенденции современной музыки: сб. статей. — М.: КлассикаXXI, 2003.-С. 125- 135.
- Ипполитов-Иванов, М.М. электронный ресурс. Режим доступа. -(http: // www.ippolitovka.msk.ru / about7ippolit. html Г).
- Ипполитов-Иванов, М.М. 50 лет русской музыки в моих воспоминаниях Текст. / М.М. Ипполитов-Иванов. — М .: Гос. муз. изд-во, 1934. — 160 с.
- Ипполитов-Иванов, М. М. Письма. Статьи. Воспоминания Текст. / М.М. Ипполитов-Иванов. М.: Сов. композ. — 1986. — 358 с.
- Исторические аспекты теоретических проблем в музыкознании Текст. / сост. и ред. В. Г. Москаленко. — Киев, 1985. 128 с.
- Камерная музыка Текст. // Муз. энциклопедия. М., 1974. — Т. 2. — С. 671−674.
- Кату ар, Г. Л. электронный ресурс. — Режим доступа. — (http: /dic.academic.ru/dic.nci).
- Кашкин, Н.Д. Музыкальный труженик Текст. / Н. Д. Кашкин // Русское слово. 1908. — № 4. — февраля, 15.
- Кашкин, Н.Д. Концерт Сараджева К.С. и новое трио С. И. Танеева Текст. / Н. Д. Кашкин // Русское слово. 1908. — № 16. — января, 19.
- Кашкин, Н.Д. Сергей Иванович Танеев и Московская консерватория Текст. / Н. Д. Кашкин // Муз. современник. 1916. — № 8. — С. 7 — 8.
- Келдыш, Ю.Г. 100 лет Московской консерватории 1866 1966. Краткий исторический очерк Текст. / Ю. Г. Келдыш. — М.: Музгиз, 1966. — 207 с.
- Кириллина, JI.B. Сонатный цикл и сонатная форма в представлении Бетховена Текст. / JI.B. Кириллина // Музыкальный язык, жанр, стиль: сб. науч. тр. Моск. гос. консерватории им. П. И. Чайковского. М., 1987. -С. 95−114.
- Конен, В.Д. Театр и симфония (роль оперы в формировании классической симфонии) Текст. / В. Д. Конен. 2-е изд. — М.: Музыка, 1975. -375 с.
- Корабелъникова, JI.3. Инструментальное творчество С. И. Танеева: опыт историко-стилистического анализа. (Вопросы истории, теории, методики) Текст. / JI.3. Корабельникова. М.: Музыка, 1981. — 86 с.
- Корабелъникова, JI.3. С. И. Танеев и Московская консерватория. Из истории русского музыкального образования Текст. / JI.3. Корабельникова. М.: Музыка, 1974. — 149 с.
- Корабелъникова, JT.3. Танеев и современность Текст. / JI.3. Корабельникова // Муз. жизнь. 1981. — № 22. — С. 15.
- Корабельникова, JI.3. Танеев о воспитании композитора Текст. / JI.3. Корабельникова // Сов. музыка. 1960. — № 9. — С. 91 — 95.
- Корабельникова, JI.3. Творчество С. И. Танеева: Исследование Текст. / JI.3. Корабельникова. М.: Музыка, 1986. — 296 с.
- Коробова, А.Г. Теория жанров музыкальной науки: история и современность Текст. / А. Г. Коробова. М.: МГК, 2007. — 173 с. — ISBN 978−589 598−198−6.
- Котлер, Н.Р. Русская полифония и Танеев Текст. / Н. Р. Котлер // Сов. музыка. 1947. — № 5. — С. 53 — 57.
- Кузнецов, И.Р. Ранний фортепианный (клавирный) концерт Текст. / И. Р. Кузнецов // Вопросы музыкальной формы: сб. ст. / ред.-сост. В. Л. Протопопов. -М., 1977. Вып. 3. — С. 156 — 185.
- Левая, Т.Н., Леонтьева, О.Т. Пауль Хиндемит Текст. / Т. Н. Левая, О. Т. Леонтьева. -М., 1974. 368 с.
- Левая, Т.Н. Русская музыка начала XX века в художественном контексте эпохи Текст. / Т. Н. Левая. — М.: Музыка, 1991. — 165 с.
- Ливанова, Т.Н. История западно-европейской музыки до 1789 года: учебник. Текст. / Т. Н. Ливанова. — М.: Музыка, 1986. — Кн. 1. 462 с.
- Ливанова, Т.Н. История западно-европейской музыки до 1789 года: учебник Текст. / Т. Н. Ливанова. М.: Музыка, 1987. — Кн. 2. — 469 с.
- Ливанова, Т.Н. Западно-европейская музыка XVII XVIII веков в ряду искусств: Исследование Текст. / Т. Н. Ливанова. — М.: Музыка. — 1977. — 528 с.
- Ливанова, Т.Н. Моцарт и русская музыкальная культура Текст. / Т. Н. Ливанова. М.: Музгиз, 1956. — 112 с.
- Липаев, И.В. Московские письма Текст. / И. В. Липаев // Русская музыкальная газета, 1906. — С. 348.
- Лобанова, М.Н. Музыкальный стиль и жанр: история и современность Текст. / М. Н. Лобанова. М.: Сов. композ., 1990. — 221 с.
- Ломтев, Д.Г. Немецкие музыканты в России: к истории становления русских консерваторий Текст. / Д. Г. Ломтев. — М.: Преет, 1999. — 208 с. -ISBN 5−86 203−79−4.
- Мазелъ, Л.А. Анализ музыкальных произведений Текст. / Л. А. Мазель, В. А. Цуккерман. -М.: Музыка, 1967. 752 с.
- Мазелъ, Л.А. Строение музыкальных произведений Текст.: учебное пособие / Л. А. Мазель. 2-е изд. — М.: Музыка, 1979. — 536 с.
- Медушевский, В.В. К проблеме сущности, эволюции и типологии музыкальных стилей Текст. / В. В. Медушевский // Муз. современник. М.: Сов. композ., 1984. — Вып. 5. — С. 5 — 17.
- Меркулов, A.M. Танеев играет Моцарта Текст. /A.M. Меркулов // Новое о Танееве. М.: ООО «Дека-ВС», 2007. — С. 152 — 201. — ISBN 978−5 901 951−26−2.
- Михайленко, А.Г. О принципах строения фуг Танеева Текст. / А. Г. Михайленко // Вопросы музыкальной формы. М.: Музыка, 1977. -Вып. З.-С. 27−51.
- Михайлов, М.К. О классицистских тенденциях в музыке XIX — начала XX века Текст. / М. К. Михайлов // Вопросы теории и эстетики музыки. -М.: Л.: Музыка, 1963.-Вып. 2.-С. 146- 180.
- Михайлов, М.К. Стиль в музыке: Исследование Текст. / М. К. Михайлов. -Л.: Музыка, 1981.-264 с.
- Моисеев, Г. А. Камерные ансамбли П.И. Чайковского Текст.: дис. канд. искусств / Г. А. Моисеев. Москва, 2006. — 291 с.
- Музалевский, В.И. Русское фортепианное искусство: XVIII — пер. пол. XIX века Текст. / В. И. Музалевский. Л.: Музгиз, 1961. — 320 с.
- Музыкальная энциклопедия Текст. / под ред. Г. В. Келдыша. — М.: Сов. энциклопедия, 1974. Т. 2. — С. 758 — 763.
- Музыкальный словарь Гроува Текст. / пер. с англ. — М.: Практика, 2001. 1095 с.
- Музыкальный энциклопедический словарь Текст. / гл. ред. Г. В. Келдыш. М.: Сов. энциклопедия, 1990. — С. 243 — 244. — ISBN 585 270−033−9. S
- Назайкинский, Е.В. Стиль и жанр в музыке Текст.: учеб. пособие / Е. В. Назайкинский. М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 2003. — 248 с. -ISBN 5−691−1 045-Х.
- Налетова, КВ. К проблеме анализа сложных масштабных жанров как целого. Выявление единицы исследования Текст. / Проблемы музыкального жанра. М.: МГПИ им. Гнесиных, 1981. — Вып. 54. — С. 21 -37.
- Наумова, Е.Е. Камерный вокальный ансамбль в русской музыке: история и типология жанра Текст.: дис.канд. искусств / Е. Е. Наумова. -Москва, 2002. 374 с.
- Нейштадт, И.Я. Проблема жанра в современной теории музыки Текст. / И. Я. Нейштадт // Проблемы музыкального жанра. — М., 1981. — Вып. 54.-С. 6−20.
- Николаев, A.A. Джон Фильд Текст. / A.A. Николаев. — М.: Музгиз, 1960. -79 с.
- Погадаева, И.О. Федор Серафимович Дружинин — исполнитель, педагог, композитор Текст.: дис.канд. искусств / Н. О. Погадаева. — Саратов, 2009. 274 с.
- Польская, И.И. Камерный ансамбль: история, теория, эстетика Текст.: монография / И. И. Польская. — Харьков: ХГАК, 2001. — 396 с.
- Попова, Т.В. Музыкальные жанры и формы Текст. / Т. В. Попова. — М.: Музгиз, 1951.- 199 с.
- Прокопчук, A.B. Квартетное творчество композиторов беляевского кружка: историческое значение, преломление художественных тенденций эпохи Текст.: автореф. дис. канд. искусств / A.B. Прокопчук. — Владивосток, 2006. 25 с.
- Прокофьев, Г. П. «Московские концерты» Текст. / Г. П. Прокофьев // Русская музыкальная газета. 1908, февраля, 3.
- Прокофьев, Г. П. «Московские концерты» Текст. / Г. П. Прокофьев 1 // Русская музыкальная газета. 1908, февраля 5.
- Протопопов, В.В. О тематизме и мелодике С.И. Танеева Текст. / В. В. Протопопов // Сов. музыка. 1940. — № 7. — С. 49 — 60.
- Протопопов, В.В. Некоторые вопросы музыкального стиля С.И. Танеева Текст. / В. В. Протопопов // Сов. музыка. № 5. — 1947. — С. 42 — 52.
- Протопопов, В.В. Творческий путь С.И. Танеева Текст. /В.В. Протопопов // Памяти Сергея Ивановича Танеева: сб. статей и материалов- под ред. В. В. Протопопова. M.-JL: Музгиз, 1947. — С. 60 — 101.
- Раабен, H.A. Инструментальный ансамбль в русской музыке Текст. / JI.A. Раабен. М.: Гос. муз. изд-во. — 1961. — 476 с.
- Раабен, JI.A. Камерная инструментальная музыка первой половины XX века. Страны Европы и Америки: Исследование Текст. / JI.A. Раабен. — JL: Сов. композ., 1986. — 200 с.
- Раабен, Л. А. Стилевые тенденции в европейской камерно-инструментальной музыке. 1890 1917 г. г. Текст. / JI.A. Раабен // Вопросы теории и эстетики музыки. — M.:JI.: Музыка, 1973. — Вып. 12. — 223 с.
- Рахманинов, C.B. С.И. Танеев Текст. / C.B. Рахманинов // Памяти Сергея Ивановича Танеева: сб. статей и материалов- под ред. В. Л. Протопопова. М.-Л.: Музгиз, 1947. — С. 259 — 260.
- Риман, Г. История музыки. Катехизис. История музыкальных форм Текст. / Г. Риман- пер. Н. Д. Кашкина. — М.: Госиздат, 1928. — 217 с.
- Риман, Г. Музыкальный словарь электронный ресурс. / Г. Риман- перевод с 5-го немецк. издания Б. Юргенсона- подготовка текста Е. Ачеркан. CD. Программная оболочка ETS, 2004. «Си ЭТС», 2004. -WWW.ETS.RU.
- Розанов, КВ. От клавира к фортепиано. Из истории клавишных инструментов Текст. / И. В. Розанов. СПб.: Лань, 2001. — 448 с.
- Ромащук, ИМ. Гавриил Николаевич Попов. Творчество. Время. Судьба Текст.: монография / И. М. Ромащук. М., 2000. — 450 с. — ISBN 593 994−001−3.
- Ромащук, И.М. Гавриил Попов Текст. / И. М. Ромащук // Симфонические идеи камерного жанра: Муз. академия. 1998. — № 3. — С. 64 — 69.
- Рубинштейн, А.Г. электронный ресурс. Режим доступа. — (http: // funeral — spb.narod.ru/necropls.tihvinsko/tombs/rubinsteyn/rubinsteyn.html).
- Рубинштейн, А.Г. электронный ресурс. Режим доступа — (http:// www.tchaikov.ru/rubinstein.htmn.
- Ручьевская, Е.А. Классическая музыкальная форма Текст.: учебник по анализу / Е. А. Ручьевская. СПб.: Композитор, 1998. — 268 с.
- Сабанеев, JI.JI. Воспоминания о России Текст. / JI.JI. Сабанеев. — М.: Классика-XXI, 2005.-268 с.-ISBN 5−89 817−145−2.
- Сабанеев, JIJI. Воспоминания о Танееве Текст. / JI.JI. Сабанеев. М.: Классика-XXI, 2003. — 196с. — ISBN 5−89 817−061−8.
- Савенко, C.B. Сергей Иванович Танеев Текст. / C.B. Савенко. — М.: Музыка, 1984.-174 с.
- Сергей Иванович Танеев. Личность, творчество и документы его жизни Текст. М.:Л.: Музсектор, 1925. — 205 с.
- Скребков, С.С. Художественные принципы музыкальных стилей Текст. / С. С. Скребков. М.: Музыка, 1973. — 448 с.
- Скребкова-Филатова, М. С. Некоторые проблемы жанрового анализа в музыке Текст. / М.С. Скребкова-Филатова // Проблемы музыкального жанра. -М.: МГМПИ им. Гнесиных, 1981. Вып. 54. — С. 38 — 56.
- Скребкова-Филатова, М. С. Драматургическая роль фактуры в музыке Текст. / М. С. Скребкова Филатова // Проблемы музыкальной науки. -М., 1975. — Вып. 3. — С. 164 — 197.
- Скребкова-Филатова, М. С. Фактура в музыке. Художественные возможности. Структура. Функции Текст. / М.С. Скребкова-Филатова. -М.: Музыка, 1985. 285 с.
- Смирнов, М.А. Русская фортепианная музыка: черты своеобразия Текст. / М. А. Смирнов. -М.: Музыка, 1983. 336 с.
- Смирнова, Т.М. Проблема теории музыкального жанра Текст.: дисс. канд. искусств / Т. М. Смирнова. Киев, 1988. — 172 с.
- Соколов, О.В. К проблеме типологии музыкальных жанров Текст. / О. В. Соколов // Проблемы музыки XX века. — Горький, 1977. С. 12 -23.
- Сорокина, Е.Г. Фортепианный дуэт. История жанра: Исследование Текст. / Е. Г. Сорокина. М.: Музыка, 1973. — 301 с.
- Сохор, А.Н. Эстетическая природа жанра в музыке Текст. / А. Н. Сохор. -М.: Музыка, 1968. 103 с.
- Сохор, А.Н. Теория музыкальных жанров: задачи и перспективы Текст. / А. Н. Сохор // Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров: сб. статей- сост. Л. Г. Рапопорт, общ. ред. А. Н. Сохор и Ю. Н. Холопов. — М., 1971.-С. 292−309.
- Старчеус, М. С. Новая жизнь жанровой традиции Текст. / М.С. Старче-ус // Музыкальный современник: сб. ст. М.: Сов. композ., 1987. — Вып. 6.-С. 45−68.
- Ступелъ, JI.A. Строение музыкальных произведений Текст.: учеб. пособие / Л. А. Ступель. 3-е изд. — М.: Музыка, 1986. — 528 с.
- Ступелъ, JI.A. Беседы о камерной музыке Текст. / Л. А. Ступель. — М.: Музгиз, 1963. 68 с.
- Ступелъ, Л А. В мире камерной музыки Текст. / Л. А. Ступель. 2-е изд.- Л.: Музыка. 1970. — 88 с.
- Танеев, С.И. Учение о каноне Текст. / С. И. Танеев. -М.: Госиздат, 1929.- 195 с.
- Танеев, С.И. Дневники Текст. / С. И. Танеев. М.: Музыка, 1981. -Кн. 1. — 336 с.
- Танеев, С.И. Дневники Текст. / С. И. Танеев. М.: Музыка, 1982. -Кн. 2.-430 с.
- Танеев, С.И. Дневники Текст. / С. И. Танеев. М.: Музыка, 1985. -Кн. 3. — 560 с.
- Танеев, С.И. Мысли о собственной творческой работе Текст. / С. И. Танеев // Памяти Сергея Ивановича Танеева: сб. статей и материалов- под ред. В. В. Протопопова. М.-Л.: Музгиз, 1947. — С. 179−181.
- Танеев, С.И. Подвижной контрапункт строгого письма Текст. / С. И. Танеев. М.: Музыка, 1965.-383 с.
- Танеев, С.И. Тезисы лекций о двойной фуге Текст. / С. И. Танеев // Из научно-педагогического наследия / сост. Ф. Г. Арзаманов и Л.З. Кора-бельникова. -М.: Музыка, 1967. 167 с.
- Тараканов, М.Е. Симфония и инструментальный концерт в русской советской музыке (60−70-е годы). Пути развития: Очерки Текст. / М. Е. Тараканов. — М.: Сов. композ., 1988. — 271 с.
- Теоретические наблюдения над историей музыки Текст. / сост. Ю. К. Евдокимова, Т. Н. Ливанова // Сб. статей. — М.: Музыка, 1978. -272 с.
- Тихонова, А.И. О некоторых проявлениях классицистских тенденций в струнных ансамблях С.И. Танеева Текст. / А. И. Тихонова // Из истории русской и советской музыки. М.: Музыка, 1978. — Вып. 3. — С. 161 — 181.
- Фахрадов, Р.Я. Гавриил Николаевич Попов: импровизации на разные темы Текст. / Р. Я. Фахрадов // Муз. академия. 2005. — № 2. — С. 52 -56.
- Фортепианный квартет Anno Domini электронный ресурс. — Режим доступа. (http: //www. mosconsv.ru/afisha.phtm?more= 5697).
- Фортепианный квартет Credo электронный ресурс. Режим доступа. — (http://www.parter.ru/parter/ru/muzika/klasika/credo/63 621V
- Фортепианный квартет им. М.М. Ипполитова-Иванова электронный ресурс. — Режим доступа. (http://www.piano-quartet.ru/about.htm).
- Хавторын, Б.П. История музыкальной культуры Оренбургского края (XVIII — XX в.в.) Текст.: монография / Б. П. Хавторин. Оренбург: ФГУП «ИПК Южный Урал», 2004. — 632 с. — ISBN 5−94 162−037−3.
- Холопова, В.Н. Музыка как вид искусства Текст. / В. Н. Холопова. — СПб, 2000.-260 с.
- Холопова, В.Н. Вопросы ритма в творчестве композиторов первой половины XX века Текст. / В. Н. Холопова. -М.: Музыка, 1971. 299 с.
- Холопова, В. Н. Композитор А. Шнитке Текст. / В. Н. Холопова. Челябинск: «Аркаим», 2003. — 256 с. — ISBN 5−8029−0269−8.
- Холопова, В. H О прототипах функций музыкальной формы Текст. / В. Н. Холопова // Проблемы музыкальной науки: сб. статей. — М.: Сов. композ., 1979. Вып. 4. — С. 4 — 22.
- Холопова, В.Н. Фактура: очерк Текст. / В. Н. Холопова. — М.: Музыка, 1979.-86 с.
- Холопов, Ю.Н. Введение в музыкальную форму Текст. / Ю.Н. Холопов- науч. ред-я Т. С. Кюрегян и B.C. Ценовой. — М.: Изд. Моск. гос. консерватории им. П. И. Чайковского, 2008. 432 с. — ISBN: 978−5-89 598−212−9.
- Хопрова, Т.А. Сергей Иванович Танеев Текст.: монография / Т.А. Хо-прова — 2-е изд. — Л.: Музыка, 1980. 102 с.
- Хохлова, A.JI. Игровое пространство-время в клавирных трио Йозефа Гайдна Текст.: дис.канд. искусств / А. Л. Хохлова. Саратов, 2005. -158 с.
- Царева, Е.М. Иоганнес Брамс Текст.: монография / Е. М. Царева. М.: Музыка, 1986. — 383 с.
- Царева, Е.М. Жанр музыкальный Текст. / Е. М. Царева // Муз. энциклопедия. М., 1974. — Т. 2. — С. 383 — 388.
- Царегородцева, JI.M. Эволюция жанра большого камерно-инструментального ансамбля с участием фортепиано Текст.: дис.канд. искусств / Л. М. Царегородцева. Тамбов, 2005. — 215 с.
- Цуккерман, В.А. Анализ музыкальных произведений. Общие принципы развития и формообразования в музыке. Простые формы Текст. / В. А. Цуккерман. М.: Музыка, 1980. — 296 с.
- Цуккерман, В.А. Анализ музыкальных произведений. Сложные формы Текст. / В. А. Цуккерман. М.: Музыка, 1983. — 214 с.
- Цуккерман, В.А. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм Текст. / В. А. Цуккерман. М.: Музыка, 1964. — 159 с.
- Чайковский, П.И., Танеев С. И. Письма. Текст. / М.: Музгиз, 1951. -557 с.
- Чайковский, П.И. Рецензия на концерт Текст. / Русские ведомости. — 1875. — № 15, 19/1.
- Черная, Е.С. Моцарт. Жизнь и творчество Текст. / Е. С. Черная. — М.: Музыка, 1966. 375 с.
- Чернова, Т.Ю. Драматургия в инструментальной музыке Текст. / Т. Ю. Чернова. -М.: Музыка, 1984. 144 с.
- Чичерин, Г. В. Моцарт: Исследовательский этюд Текст. / Г. В. Чичерин- общ. ред., вступ. ст., примеч. Е. Ф. Бронфин. — 4-е изд., доп. — JL: Музыка, 1979.-279 с.
- Шинкарева, М.И. Взаимодействие формообразующих принципов фуги и сонаты в камерно-инструментальной музыке Бетховена Текст.: авто-реф. дис. канд. искусств / М. И. Шинкарева. Москва, 1992. — 17 с.
- Штейнер, O.A. С.И. Танеев и Серебряный век Текст.: автореф. дис. канд. искусств. / O.A. Штейнер. — Москва, 2007. 23 с. 191 .Шульгин, Д. И. Годы неизвестности Альфреда Шнитке Текст. / Д. И. Шульгин. М.: Композитор, 2004. — 112 с. — ISBN 5−85 285−722-Х.
- Энгелъ, Ю.Д. «3-й камерный вечер русского музыкального общества» Текст. / Ю. Д. Энгель // Русские ведомости. 1912. — № 8, января, 22.
- Энгелъ, Ю.Д. Текст. / Ю. Д. Энгель // Русские ведомости. 1907. -№ 258, ноября, 10.
- Энгель, Ю.Д. Памяти С.И.Танеева Текст. / Ю. Д. Энгель // Памяти Сергея Ивановича Танеева / под ред. В. В. Протопопова. М.:Л.: Музгиз, 1947.-С. 264−268.
- Энгелъ, Ю.Д. С.И. Танеев как учитель Текст. / Ю. Д. Энгель // С.И. Танеев. Из научно-педагогического наследия. — М., 1967. — С. 55 — 83.
- Юденич, H.H. К вопросу о выразительности и некоторых стилевых чертах инструментальной музыки Танеева Текст. / H.H. Юденич- сб. ст. по музыкальному искусству. Минск, 1976. — С. 125 — 148.
- Яворский, Б.Л. Из воспоминаний о С.И. Танееве Текст. / Б. Л. Яворский // Сов. музыка. 1948. — № 3. — С. 59 — 60.
- Яворский, Б.Л. Из воспоминаний о Сергее Ивановиче Танееве Текст. / Б. Л. Яворский // С. И. Танеев. Из научно-педагогического наследия. — М., 1967.-С. 84−120.
- Яворский, БЛ. Избранные труды Текст. / Б.Л. Яворский- ред. Д. Д. Шостакович. М., 1987. — Ч. 1, Т. 2. — 366 с.
- Ямпольский, И.М. Русское скрипичное искусство: очерки и материалы Текст. / И. М. Ямпольский. М.: Л.: Музгиз, 1951. — 515 с. 201 .Ямпольский, И. М. Избранные исследования и статьи
- И.М. Ямпольский. — М.: Сов. композитор, 1985. — 72 с. 202. Tovey, D. Essays in Musical Analysis. London, 1944. -217 c.