Феномен эзотерической культуры: Антропологические, аксиологические, культурологические обоснования
Диссертация
Систематизация эзотерической культуры изучалась по трудам Папюса, В. С. Соловьева, Ю. В. Курносова, М. И. Шахновича, В. А. Хршановского, Ж. Тондрио, В. Кроу, Д.Ханта. Аксиологические аспекты исследуемого феномена разработаны Н.К. и Е. И. Рерих, В. В. Малявиным, Г. П. Симкиным, Дж.Нурбахш. Эта тема проходит в трудах А. Гхош, Рамачараки, Шивананды Свами, Плотина, Ямвлиха, Я.Беме. Доминантной… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА I. ЭЗОТЕРИЧЕСКАЯКУЛЬТУРА КАК СУЩНОСТНЫЙ ЭЛЕМЕНТ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ
- 1. 1. Понятие эзотерической культуры
- 1. 2. Концептуальная основа духовных практик эзотерической культуры
- 1. 3. Структура и систематизация эзотерической культуры
- 1. 4. Антропологические аспекты содержания эзотерической культуры
- 1. 5. Эзотерическая культура в духовной культуре человечества
- ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 9
- ГЛАВА II. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ ЭЗОТЕРИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОГО СОЦИУМА
- 2. 1. Социальные основания развития эзотерической культуры
- 2. 2. Личностные позиции обращения к эзотерической культуре
- 2. 3. Формы использования населением ценностей эзотерической культуры
- ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 1
Список литературы
- Агни-Йога: Аум/Сибирское рериховское общество. Новосибирск: Сибирь -XXI век, 1990. — 277с.
- Агни-Йога: Книги Живой Этики. Кемерово: Кн. издат-во, 1990. — 453с.
- Айванхов О.М. Свобода, победа духа. М.: Просвет, 1994. — 153с.
- Айзли Л. Три этюда: размышления о человеке, природе и Боге//Звезда. -2002. № 5. — С. 120−125.
- Александров А.Ф. Нумерология. Даты и судьбы. М.: Из-во Рипол-Классик, 2000. — 446с.
- Балагушкин Е.Г. Критика современных нетрадиционных религий: Истоки, сущность, влияние на мораль Запада. М.: Из-во МГУ, 1984. — 286с.
- Башляр Г. Новый рационализм. М.: Прогресс, 1987. — 376с.
- Бедаш В.М. Тайная магия: В 3-х Кн. Екатеринбург: «Тезис», фирма «Грегор», Кн. 2-я, 1994. — 574с.
- Безант А. Братство религий. Рига: Виеда, 1992. — 100с.
- Безант А. Древняя мудрость. СПб: Интерграф-Сервис, 1992. — 221с.
- Berger P. Facing up to Modernity. N.-Y., 1977. — 287p.
- Berger P. The homeless Mind. N.-Y., 1974. — 174p.
- Бердяев H.A. Самопознание. M.: ДЭМ, 1990. — 336c.
- Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества.-М.:Мысль, 1989.-С.208.
- Блаватская Е.П. Евангельский эзотеризм. Рига: Виеда, 1991. — 32с.
- Блаватская Е.П. Разоблаченная Изида. Ключ к тайнам древней и современной науки и теософии. Т. 1.Наука. М.: Из-во ЭКСМО-Пресс, 2001. — 832с.
- Блаватская Е.П. Разоблаченная Изида. Ключ к тайнам древней и современной науки и теософии. Т.2.Теософия. М.: Из-во ЭКСМО-Пресс, 2001.-845с.
- Бог человек — общество в традиционных культурах Востока. — М.: Наука, 1993.-222с.
- Борзенков В.В., Фролов И. П. Познание человека: комплексный подход//Свободная мысль. 1998. — № 5. -С.105−114.
- Bouche-Leclerc A. Historic de la divination dans antiquate. T.l. Paris, 1879.- 188c.
- Брагин Г. М. Об обыденной форме оккультизма. Отношение человека к иррациональному. Свердловск: Из-во УГУ, 1989. — Вып.1. — С.130−142.
- Ведин И.Т. Теорема личности: дороги и тупики самосознания. М.: Молодая гвардия, 1988. — 237с.
- Венгеров А.Б. Предсказания и пророчества: за и против. М.: Московский рабочий, 1991. — 240с.
- Верищагин Д. Освобождение. СПб.: ООО «Попурри», 2001. — 126с.
- Верищагин Д. Становление. СПб.: ООО «Попурри», 2001. — 164с.
- Верищагин Д. Уверенность. СПб.: ООО «Попурри», 2001. — 143с.
- Вивекананда. Философия йога. Магнитогорск: Амрита, 1992. — 512с.
- Гайденко П.П. Владимир Соловьев и философия Серебряного века. М.: Прогресс-Традиция, 2001. — 486с.
- Гегель. Философия религии. В 2-х т. T.l. М.: Мысль, 1976. — 532с.
- Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М.: Прогресс, 1990.-495с.
- Григоренко А.Ю. Разноликая магия. М.: Советская Россия, 1987. — 192с.
- Григулевич И.Р. Пророки «новой истины». Очерки о культах и суевериях современного капиталистического мира. М.: Политиздат, 1983. — 303с.
- Гуревич П.С. Уникален ли человек?//Философские науки. 1994. — № 1. -С.135−153.
- Гуревич П.С. Человек как микрокосм/Юбщественные науки и современность. 1993. — № 6. — С. 179−188.
- Гуссерль Э. Критика европейских наук и трансцендентальная феноменология: Введение в феноменологическую философию//Вопросы философии. 1992. — № 7. — С. 136 — 176.
- Гхош А. Интегральная Йога. М., 1996. — С.284.
- Гюрджиев Г. Сущность и личность. М., 2000. — 210с.
- Дагданов Г. Чань-буддизм и творчество. Новосибирск, 1994. — 167с.
- Дандарон Б.Д. Мысли буддиста. Черная тетрадь. СПб., 1997. -С. 131−134.
- Девяткин С.В. Проблема индивидуальной свободы и вненаучного знания. Дис. на соиск. уч. степ. канд. филос. наук М., 1995. — 135с.
- Димешвар Р.А. Тантра: постижение высшей реальности. СПб.: Из-во Общества ведической культуры, 1992. — 111с.
- Дмитриева Л.П. «Тайная Доктрина» Е.Блаватской в некоторых понятиях и символах. Магнитогорск: Амрита, 1992. — 388с.
- Древнекитайская философия. М., 1972. — 196с.
- Духовные практики и развитие культуры. М., 1993. — 176с.
- Дюпрель К. Загадочность человеческого существа: Введение в изучение оккультических наук. М.: Типо-литография товарищества «И. Н. Кушнеров и Ко», 1904.- 115с.
- Елонская Е. Н. Сказка, заговор и колдовство России.-М.:Индрик, 1994. 270с.
- Еременко В.П. В поисках исторической истины. Днепропетровск: Проминь, 1989.-221с.
- Еременко В.П. Православная концепция исторического процесса в свете современности. Киев: Выща шк., 1999. — 206с.
- Захаров В.Д. Метафизика в науках о природе / Вопросы философии. -1999. № 3. — С.97.
- Зеньковский В.В. История русской философии. В 2-х т. Т. 1.4.1. СПб.: Эго, 1991.-222с.
- Зоц В. А. Культура. Религия. Атеизм. М.: Политиздат, 1982. — С.27−34.
- Иваненко С.И., Трофимчук Н. А. Новые религиозные объединения: поиски, противоречия и надежды. М.: Знание, 1991. — 62с.
- Иванов Ю. Йога и психотренинг: путь к совершенствованию и космическому сознанию. М., 1990. — 215с.
- Изралев Ю.Л. Иррационально-мистические концепции культуры. Дис. на соиск. уч. степ. док. филос. наук. С. 37.
- Истоки тайноведения. Справочник по оккультизму. Симферополь: Из-во «Таврия», 1994. — 445с.
- История религий / По ред. проф. Д. П. Шантени де ля Соссей. М.: Свято-Преображенский Валаамский монастырь, Т. 1., 1992. — 411с.
- Казначеев В.П., Спирин Е. А. Космопланетный феномен человека: проблемы комплексного изучения. Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1991.-302с.
- Кант И. Критика чистого разума. М.: Наука, 1999. — 655с. fe
- Каптен Ю. Основы медитации. СПб.: Из-во «Попурри», 1997. — 176с.
- Карамурза С.Г. Проблемы интенсификации науки: технология научных исследований. М.: Наука, 1989. — 247с.
- Касавин И.Т. Размышления о магии, ее природе и судьбе // Магический кристалл: магия глазами ученых и чародеев. М.: Республика, 1992.- С.6−29.
- Касавин И.Т. Магия: ее мнимые открытия и подлинные тайны / Знание за пределами науки. М.: Ин-т философии АН СССР, 1990. — С.45.
- Кемеров В.Е. Метафизика динамика // Вопросы философии.- 1998. — № 8. -С.60.
- Керлот Х.Э. Словарь символов: Мифология. Магия. Психоанализ. М.: LEFL-book, 1991. — 601с.
- Кириленко Г. Г. Самосознание и мировоззрение личности. М.: Знание, 1988.- 62с.
- Клизовский А.И. Основы миропонимания Новой Эпохи. Минск: Мога-Н-Виеда, 1995.-816с.
- Courby F. La terrace du temple. Т. 11. F.l. // Paris, 1915. 263p.
- Cox H. Seduction of the Millennium. N.-Y., 1970. — 306p.
- Cox H. Turning East. N.-Y., 1977. — 287p.
- Кришнамурти Дж. Немедленно измениться. М.: Товарищество научного издания «КМК», 1993. — С. 153.
- Crou W. The history of magic, witchcraft and occultism. London, 1969. — 264p.
- Крымский С.Б. Культурно-экзистенциальные измерения познавательного процесса // Вопросы философии. 1998. — № 4.- С.40−49.
- Курносов Ю.В. Эзотеризм как культурно-исторический феномен. Дис. на соиск. уч. степ. док. филос. наук. Российская академия гос. службы при президенте России. — М., 1997. — 249с.
- Лавров П.Л. О религии. М.: Мысль, 1989. — С.422.
- Леви-Строс К. Мифологичное. Сырое и вареное //Семиотика и искусствометрия. -М.: Мир, 1972. С. 170−176.
- Леви Э. Учение и ритуал высшей магии. М.: LEFL-book, 1994. — 384с.
- Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т.7. М.: Политиздат, 1979. — С.98.
- Лобовик Б.А. Религиозное сознание и его особенности. Киев: Наук. думка, 1986.-248с.
- Macconell R. A. ESP and credibility in science//American psychologist, V. 24. -1969.-P. 531 -538.
- Малиновский Б. Магия, наука и религия//Магический кристалл: магия глазами ученых и чародеев. М.: Республика, 1992. — С.84−127.
- Малявин В.В. Совершенный человек в даосской традиции//Совершенный человек. Теология и философия образа. М., 1997. — С. 157.
- Маркарян Э.С. Очерки теории культуры. Ереван: Из-во АН АРмССР, 1969.- 228с.
- Марков Б.В., Солонин Ю. Н., Шилков Ю. М. Жизненный мир личности// Социально-политический журнал. 1997.- № 2. — С.80−93.
- Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. В 30-ти т. Т.20. М.: Госполитиздат, 1967.- С. 328−329.
- Marchioro V.D. From Orpheus to Paul. A Histori ofOrphism. Lnd., 1930, P. 132.
- Мартишина Н.И. Паранаука как феномен культуры. Дис. на соиск. уч.степ. док. филос. наук. Екатеринбург, 1997. — С. 123.
- Маслоу А. Мотивация и личность//Вестник МГУ. Серия «Философия», 1991. № 3. — С.66−75.
- Махабхарата. СПб.: Из-во «Эго», 1991. — 248с.
- Мень А. Сын человеческий. М.: Из-во «Мир», 1999.
- Миголатьев А.А. Человек, его внутренний и внешний мир//Социально-политический журнал. 1998. — № 3. — С.40−57.
- Миловидов В.Ф. Критика современной мистики//Вопросы научного атеизма. Вып.32. — М., 1985. — С. 126−139. «
- Миненок Е.В. Роль женщины в заговорной традиции/Женщина и свобода. -М.: Наука. 1992. С.362−368.
- Митина В.И. Мир личности как мир культуры//Вестник Моск. ун-та, Сер.7.Философия. 1997. — № 6. — С.51−64.
- Митрохин JI.H. Мистицизм как историко-культурный феномен//Вопросы научного атеизма. Вып.32. — М., 1985, С.126−139.
- Моисеев И. Уроки Космоса. М.: Из-во «Мир», 1998. — 164с.
- Моисеев Н. Человек и ноосфера. М.: Из-во «Мир», 1990. — 134с.
- Молодцова JI.H. Традиционное знание и современная наука о человеке. М.: Янус, 1996. 269с.
- Мудрость древних и тайные общества: иллюстрированная история тайных учений, скрытых за ритуалами, символами и мистериями всех времен. -Смоленск: Русич, 1995. 175с.
- Найдыш В.М. Цивилизация как проблема философской антропологии // Человек. -1998. № 3. — С.40−49.
- Неманов И.Н. Когда духи показывают когти. М.: Политиздат, 1969. — С.12.
- Неттесгеймский А. Оккультная философия/Тайная магия. Книга 2-я.-Екатеринбург: Из-во «Тезис», фирма «Грегор», 1997. С.47−156.
- Никитин Е.П. Духовный мир: органический космос или разбегающаяся Вселенная? // Вопросы философии. 1991. — № 8. — С.3−12.
- Никонов К.И. Религиозен ли человек по природе? М.: Знание, 1990. — 63с.
- Ноосфера: духовный мир человека. Сборник/Сост.А. В. Коротнян. СПб.: Лениздат, 1986. — 206с.
- Норбеков М., Хван Ю. Энергетическое здоровье. СПб., 2001.- 171с.
- Нурбахш Дж. Психология суфизма. М., 1996. — С. 132−133.
- Otis L. P. A survey of extraordinary beliefs // York Univ. Master of Arts thesis, 1979.-286p.
- Папюс. Первоначальные сведения по оккультизму/Сочинения Папюса. Пер. с 5-го издания. Киев: Ваклер, 1993. -335с.
- Папюс. Практическая магия. М.: «Ренессанс», СПб.: «ИВО С и Д», серия «Мир мистики», 1993. — 682с.
- Петрушенко В.Л., Щербакова Г. Н. Вера в духовном мире личности. Львов: Выща шк., Из-во при Львов, гос. ун-те, 1989. — 94с.
- Плеханов Г. В. О так называемых религиозных исканиях в России. Избран, фил ос. произведения. В 5-ти т. Т.З. — М.: Госполитиздат, 1957, С. 342.
- Попов А.С. Социальное значение религии и атеизма: История современность. — М.: Знание, 1989. — 63с.
- Плотин. Эннеады. VI.7, 36. СПб. — С.236.
- Пуляев В.Т. Целостный человек и детерминанты его общественного развития // Социально-гуманитарное знание. 1999.- № 6.- С. 151−169.
- Пынин А.Н. Масонство в России. М.: Век, 1997. — 486с.
- Раджнеш О. Оранжевая книга. Медитативные техники. М.: Из-во «Мир», 1991.- 174с.
- Рамачарака. Наука о дыхании индийских йогов. СПб., 1994. — 136с.
- Рампа Т. Третий глаз: о религии, культуре и быте тибетцев. СПб.: Лениздат, 1991. — 190с.
- Рачков П.А. Человек в зеркале философии//Вестник Моск. ун-та, Сер.7.Философия. 1998. — № 2. — С.33−46.
- Рерих Е.И. Агни-Йога. М.: Из-во «Мир», 1994. — 206с.
- Рерих Н.К. Нерушимое. Новосибирск: Вино-Алгим-Аура, 1992. — 231с.
- Ржешевский С. Деспот, факир, учитель // Путь к себе. 1992. — № 10. — С.8.
- Ровнер А.Б. Третья культура. СПб.: Изд. дом «Медуза», 1996. — 301с.
- Розанов В.В. Люди лунного света: метафизика христианства. Репринт, воспроизведение 2-го изд. 1913 г. — М.: Дружба народов, 1990. — 297с.
- Розанов В.В. Собрание сочинений. В мире неясного и нерешенного. М.: Республика, 1995. — 461с.
- Розин В.М. Введение в культурологию. М.: Форум: ИНФРА-М, 2000. — 221с.
- Розин В.М. Новая концепция происхождения человека и сознания// Социально-политический журнал. 1993. — № 5. — С.13−21.
- Roszak Т. The making of a Counter Culture. N.-Y., 1970. — P.260.
- Roszak T. Where the Wasteland Ends: Politics and Transcendence in postindustrial Society. N.-Y., 1975. — P. 458.
- Ромах О.В. Культурология. Теория культуры. Тамбов: Из-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2002. — 359с.
- Сатпрем. Шри Ауробиндо, или путешествие сознания. СПб.: Из-во ЛГУ, 1989. -334с.
- Святой Григорий Богослов. Слово 4/АГворения.Т. 1. СПб. — С.85.
- Science and its Public: The Changing Relationship, N.-Y., 1998. P.240.
- Sebold H. Witchcraft. The Heritage of a Heresy. N.-Y., 1986. — P. 169.
- Симкин Г. П. Экология духа: в высшей школе Учителя Куна//Человек. 1992. -№ 4. — С.25−38.
- Синнет А.П. Традиционная культура. М.: Мысль, 1999. — С.6.
- Соколов Э.В. Культура и личность. СПб.: Наука, 1972. — 228с.
- Соловьев B.C. Сочинения. В 2-х т. Т.2. М.: Мысль, 1990. — С. 163−154.
- Стейс У. Мистицизм и человеческий разум//Философский психоаналитический журнал, 1996. № 3−4. — С.53−60.
- Стулова Э. Даосская практика достижения бессмертия. М.: Из-во «Век», 1994. — 240с.
- Суворов О.В. Разум и феномен «Я»//Вопросы философии. 2000. — № 4. — С.130−137.
- Сухов А.Д. Социальные и гносеологические корни религии. М.: Из-во АН СССР, 19 961.- 139с.
- Сухов А.Д. Философские проблемы происхождения религии. М.: Мысль, 1967.-287с.
- Тибетская «Книга Великого Освобождения». — М.: Мысль, 1994.
- Ткачева А.А. Восток в России: ученики и самосвятцы/ТРелигия и государство в современной России (научные доклады).-М.:Наука, 1997.-С.108.
- Токарев С.А. Ранние формы религии и их развитие.- М.:Наука, 1964. 399с.
- Токарев С.А. Религиозные верования восточнославянских народов XIX -начала XX вв. М.- СПб.: Из-во АН СССР, 1957. — 164с.
- Токарев С.А. Происхождение религии. Ереван: Из-во Ереванского ун-та, 1960.-38с.
- Токарев С.А. Сущность и происхождение магии//Исследования и материалы по вопросам первобытных религиозных верований. М.: Мысль, 1959. -С.7−75.
- Tondriau Y. L’occultisme. Verifiers, 1964. 236р.
- Трынкин В.В. Душа и бездны. Психология на перекрестках судеб. Нижн. Новгород, 2000. — 340с.
- Угринович Д.М. Психология религии. М.: Из-во полит, лит-ры, 1986.-350с.
- Угринович Д.М. Философские проблемы критики религии. М.: Из-во МГУ, 1965. — 38с.
- Успенский П. Д В поисках чудесного.- СПб.: Из-во Чернышева, 1994. 528с.
- Фейербах JL Избранные философские произведения. В 2-х т.Т.1. М.: Госполитиздат, 1955. — 676с.
- Философский словарь Владимира Соловьева. Ростов н/Д.: Из-во «Феникс», 1997. — 464с.
- Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 1998. — 576с.
- Фрезер Дж. Золотая Ветвь. Исследование магии и религии. М.: Из-во полит, лит-ры, 1980. — 831с.
- Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1989. — 447с.
- Фрейд 3. Толкование сновидений. СПб.: Алетейя, 1989. — 663с.
- Форчун Д. Тайное без вымыслов. М.: LEFL-book, 1994. С. 126.
- Hallidey W.R. Greek divination: A. study of its methods and principles. -London, 1913. 32lp.
- Hant D. Exploring the occult. N.-Y., 1970. 296p.
- Холл М.П. Энциклопедическое изложение масонской герметической и розенкрейцеровской символической философии. Новосибирск: «Наука», 1992. — 440с.
- Хршановский В.А. Критический анализ современной вневероисповедной мистики в капиталистических странах. Дис. на соиск. уч. степ. канд. филос.наук. СПб., 1977. — 198с.
- Царьков П.В. Личность и индивидуальность//Свободная мысль. 1995. -№ 6. — С.84−93.
- Шаповалов В.Т. Человеческая внерациональность и свобода личности// Свободная мысль. 1994. — № 1. — С.75−84.
- Шахнович М.И. Первобытная мифология и философия. СПб.: Наука, 1997.
- Шивананда Свами. Йога-Кундалини. М.: Из-во «Мир», 2000. — 187с.
- Шохин В.К. «Проект» персонологической антропологии и философия ценностей//Вопросы философии. 2002. — № 6. — С. 112−118.
- Шопенгауэр А. Сборник произведений.-СПб.: ООО «Попурри», 1999. 464с.
- Staal F. Exploring Mysticism.- A methodological essay. Berkley University, 1975.
- Юдлав Э. Сто дней здоровья и долголетия. М.: Из-во «Мир», 1999 — 136с.
- Yung C.G. Psychology and Alchemy (Collected Works, 12).-London, 1953.- 274p.
- Ямвлих. О египетских мистериях. Пер. Л. Ю. Лукомского.-М., 1995. С.90−91
- Ярышкин В. Знать человека: к изучению развития личности в современной общественной системе//Свет, природа и человек. 1992. — № 4/5. — С.43.
- Яскевич Я.С. Понятие метафизики, ее предметное поле, цели и задачи// Социально-гуманитарное знание. 2000. — № 4. -С. 100.
- Яснопольский З.И. О безрелигиозности первобытной магии//Советская этнография. 1971. — № 1. — С.72−77.