Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Архетипические мотивы и мифологические образы в современном изобразительном искусстве Алтая

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Мифологема шамана отражена в работах JL Пастушковой, С. Дыкова, А. Потапова, Ю. Никитюк. Образ архетипа духа первопредков используется многими художниками Алтая и как самостоятельный сюжет произведений, и как дополнительный элемент для придания архаической окраски замыслу художника. Архетип самости представлен четырьмя основными архетипическими мотивами: архетип младенца, архетип царя (героя… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ДИАЛЕКТИКА ПОЗНАНИЯ АРХЕТИПИЧЕСКИХ МОТИВОВ И МИФОЛОГИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ
    • 1. 1. Теоретические основы формирования понятия «архетип»
    • 1. 2. Мифология, как особый тип мышления
    • 1. 3. Образ и символ — основные элементы конструирования реальности в искусстве
  • ГЛАВА 2. ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ АРХЕТИПЫ ИСКУССТВА АЛТАЯ
    • 2. 1. Основные концептуальные подходы к исследованию знаково-символической природы культурных феноменов
    • 2. 2. Формирование первообразов на основе мифов и легенд Алтая
    • 2. 3. Проявление архетипических мотивов в изобразительном искусстве XX века
  • ГЛАВА 3. СПЕЦИФИКА ПРОЯВЛЕНИЯ АРХЕТИПИЧЕСКИХ МОТИВОВ И МИФОЛОГИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ В ЖИВОПИСИ АЛТАЯ РУБЕЖА XX-XXI СТОЛЕТИЙ
    • 3. 1. Разнообразие стилей и направлений — характерная черта живописи алтайских художников на рубеже XX—XXI вв.еков
    • 3. 2. Петроглифы Алтая и прилегающих территорий — источник символов, образов, знаков для творчества живописцев Алтая
    • 3. 3. Архетипические мотивы и мифологические образы в творчестве художников Алтая рубежа XX—XXI вв.еков

Архетипические мотивы и мифологические образы в современном изобразительном искусстве Алтая (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Исследования архетипических мотивов в современной живописи Алтая имеют существенное значение для изучения искусства региона и понимания ценности сохранения культурного наследия. Посредством мифологических образов, наскальных изображений, сюжетов декоративно-прикладного искусства древних художник современности постигает закономерности окружающего мира, составляющие культуру человечества. При этом формируется особая эстетическая реальность в изображении архетипических мотивов современным языком, состоящим из эклектики прошлого и настоящего. Активное продолжение исследования этнокультурных архетипов в живописи Алтая является важным условием сохранения самобытности и целостности национальной культуры. Обращение к архетипам связано с поиском постоянно существующего, целого, неделимого. Технические науки до сих пор не прекращают поиски основы основ, того, из чего состоит мир. Художники, в свою очередь, обращают внимание на психологический опыт человечества, который нельзя разделить, он общий для всех, и который, как писал Платон, «мы только припоминаем». Основные первые моменты осознания мира модифицируются в архетипы, которые как базисные элементы находятся в человеке. Художник, раскрывая их, позволяет зрителю обратиться к истокам и пересмотреть истины с архаической точки зрения. Художник творит, не только размышляя о строении мира, но и созидая художественный образ в цвете, фактуре, ритме движения или статического безмолвия.

Архетип как универсальный символ может по-разному интерпретироваться в различных условиях, не теряя при этом своего основного звучания. Поиск и первичное описание ведущих архетипов, первообразов эпохи — задача не только философии, культурологии, но и искусствознания. Поэтому представляется актуальным выявить особенности влияния архетипических мотивов на формирование художественно-эстетического и научного познания.

Архетип задает определенный способ видения, восприятия, интерпретации мира. Частные архетипы в пределах данного универсального архетипа дают в совокупности объемный взгляд, позволяющий охватить объект и его явления со всех сторон.

Для создания художественного образа современные художники в своих произведениях используют богатый арсенал архетипических мотивов, национальных культур, накопленных в процессе их развития. У художников возникает потребность к поиску нового, более глобального восприятия мира через психологию, философию, мифологию, и вся направленность идет к выражению внутреннего мира через первообразы.

Комплексное рассмотрение образов и символов является средством восприятия данного стиля и состоит в том, чтобы теоретически обосновать методику аналитического подхода к поиску художественных образов в современном, самобытном творческом течении художников Алтая. Обращение к архетипам есть «шаг в прошлое», возвращение к архаическим качествам духовности, однако усиление архетипического стиля в живописи современных художников является проекцией в будущее. Исследование этнокультурных архетипов в живописи Алтая — важное условие сохранения самобытности и целостности национальной культуры.

Динамика развития времени определяется и выражается господствующими в обществе архетипами, но в то же время смена времен не означает смену архетипов или способов их проявления. Здесь важным фактором является понятие «архетип», как универсальный символ, который может по-разному интерпретироваться в любых обстоятельствах, не теряя при этом своего основного звучания.

Поиск и первичное описание ведущих архетипов, первообразов эпохизадача не только культурологии и философии, но и искусствознания, и без подробного изучения их влияния на психику отдельных людей и коллективов она не может считаться выполненной, так как именно в психике архетип проявляется наиболее развернуто и полно. Архетип проявляется во внутреннем и внешнем поведении человека не напрямую, а через определенную модальность, то есть через качество происходящих внутри и вне человека процессов. Можно сказать, что архетип задает определенный способ видения, восприятия, интерпретации мира. Частные архетипы в пределах данного универсального архетипа дают в совокупности объемный взгляд, позволяющий охватить объект и его явления со всех сторон, не оставив ничего не замеченным.

Плодотворность многовековой традиции эстетической мысли в рассмотрении художественного образа Аристотелем, Гегелем приводит к утверждению, что художник мыслит образами, которые в отличие от отвлеченных понятий научного мышления обладают чувственной формой, что искусство есть истина в форме созерцания и художник мыслит образами.

Чувственная форма художественного образа сочетается с тем элементарным чувственным образом, который при восприятии предметного мира возникает в органах чувств человека под влиянием световых или звуковых волн. Но образы произведений искусства есть создание художника, в этом создании активнейшая роль принадлежит мыслям, чувствам, эмоциям автора, его мировоззрению, а также фантазии, которую Гегель считал «ведущей художественной способностью». Художественный образ есть обобщение фактов и процессов жизни человеком — результат сложнейшей духовной деятельности. В искусстве чувственную форму единичного имеют не только образы, опирающиеся на конкретные предметы, факты, ситуации, но и образы, рожденные фантазией.

Судьба искусства неоднородна, и картина весьма сложна, в ней много промежуточных ступеней, противоречивых сочетаний. На основе раскрытия истины в чувственной форме искусство создает полноценные художественные образы, выражающие прогрессивные идеи XX века.

Ортега-и-Гассет писал: «Художник переносит на холст далеко не все из того, что внутри него самого обусловило данное произведение.. .Из глубин сознания появляются на свет лишь самые фундаментальные данные, а именно эстетические и космические идеи. При помощи кисти художник делает очевидным как раз то, что не является таковым для его современников. Все прочее он подавляет или старается не выделять» [104, с. 301].

Для представления работ такого характера необходим концептуальный подход не только в сравнительном анализе общих признаков формообразования стиля, но и к выставлению таких произведений для формирования культурного, объективного приятия характерных творческих тенденций в использовании архетипов, для достижения художественного образа. У художников возникает потребность к поиску нового, более глобального восприятия мира через психологию, философию, мифологию, и они направляют творческие силы на выражение внутреннего мира через первообразы, создавая образы нового века. Наша задача состоит в том, чтобы проследить и обозначить инновационные тенденции в живописи современных художников.

Исследования архетипических мотивов и мифологических образов в современной живописи Алтая имеют существенное значение для изучения искусства региона и понимания ценности сохранения культурного наследия. Отсутствие систематического анализа, связанного с изучением архетипических мотивов в творчестве современных художников Алтая, актуализирует тему данного исследования.

Степень разработанности проблемы. Многоаспектность понятия «архетип» рассматривалась в области гуманитарного знания, философии, психологии, мифологии, культурологии, этнографии. Конструктивные составляющие понятия «архетип» были рассмотрены Платоном, Аристотелем, Августином, Р. Декартом, И. Кантом, Г. Гегелемна основе данных исследований К. Г. Юнг сформулировал современное определение понятия «архетип». В труде «Символическая жизнь» и «Душа и миф: шесть архетипов» К. Г. Юнг подразделяет архетипы на виды и показывает зависимость между мифологическими образами и архетипами как элементами психических структур. П. Флоренский исследовал архетип как «схему человеческого духа» в работе «Столп и утверждение истины». Изучая некие первичные символы, фундаментальные духовно-материальные структуры, П. Флоренский составлял различные сферы реальности, в соответствии с которыми организуются области культуры. Миф как специфическую форму культуры рассматривали К. Абрахам, Т. Манну, Ф. Бекон, И. Г. Гердер, Ф. Ш. Шеллинг, Э. Тайлор, Б. Малиновский. Именно миф дает человеку чувство единения с первоосновами жизни и приводит душу к согласию с ее архетипами. К. Леви-Стросс показывает, что мифологическое мышление метафорично и его смысл раскрывается в бесконечных трансформациях образов. Э. Кассирер в труде «Философия символических форм» выступает как автор символической теории мифа и считает мифологию автономной символической формой культуры. Символ как основополагающий элемент культуры был тщательно рассмотрен А. Белым в работах «Символизм как миропонимание», «Критика, Эстетика, Теория символизма», А. Ф. Лосевым в «Проблеме символа и реалистического искусства». Особое внимание проблеме исследования символа уделяли Лотман Ю. М. в исследовании «Символ в системе культуры», Уваров А. В. в книге «Образ, символ, знак: Анализ современного гносеологического символизма», Абдуллин А. Р. в труде «Культура и символ». Андреев В. систематизировал символы и подробно дал описание через мифы народов мира в труде «Символы, знаки, эмблемы», Шейнин Е. Я. в «Энциклопедии символов», Керлот Хуан-Эдуардо в «Словаре символов». Ханзен-Леве Are А. рассматривал Русский мифопоэтический символизм в монографии «Русский символизм: система поэтических мотивов: Мифопоэтический символизм начала века. Космическая символика». Абсалямов М. Б., Ростовцева Т. А. в статье «Символ и архетип как структура культурно-исторических форм», опубликованной в журнале «Пространство культуры в археолого-этнографическом измерении. Западная Сибирь и сопредельные территории», исследуют культуру через сочетание символов и архетипов, выраженных в историческом аспекте. Статьи А. Кобринского «Архетип времени», опубликованная в интернете, Зуевой А. С. «Архетип мирового дерева» в сборнике «Нация. Личность.

Литература

", Михайловой И. Г. «Историко-психологические аспекты проблемы архетипа» в журнале «Мир психологии», Скрынникова Т. Д. «Ранний архетип божества Умай» в сборнике «Культурное наследие народов Сибири и Севера» указывают на актуальность темы архетип и ее неисследованность до конца.

Проводя исследования в рамках культуры Алтая, необходимо отметить труд Гекман Л. П. «Мифология и фольклор Алтая», посвященный мифологическому мировосприятию окружающего мира, работы Суразакова.

A.С. «Космологические представления в пазырыкском искусстве» (1984), «К вопросу семантики некоторых образов пазырыкского искусства» (1986), Сагалаева A.M. «Урало-Алтайская мифология. Символ и архетип» (1991), «Алтай в зеркале мифа» (1992). Изучению мифологии Алтая были посвящены работы: Анохина А. В., Шахновича М. И., Руденко С. И., Муйтуевой В. А., Гребенщиковой Н. С., Хусаинова Г., Бабакова М., Аревьева.

B. и других исследователей мифов Алтайского края.

Религиозно-мифологическая картина мира алтайцев представлена в наскальном творчестве. Этому посвящены исследования Окладникова А. П., в которых он определяет среди символических и геометрических символов сюжеты мифологической картины мира, работы «Петроглифы Средней Катуни» (1980), «Петроглифы Горного Алтая», «Древние рисунки Кызыл-Кёля» (1985), где рассматриваются сохранившиеся свидетельства культуры и истории народов бесписьменных времен на территории Алтаятруды Кубарева В. Д. «Древние изваяния Алтая» (1979), «Наскальное искусство Алтая» (2002), в которых прослеживается динамика развития самобытного алтайского стиля наскального рисунка и отмечается, что в наскальных изображениях находят отражение религиозно-мифологические представления о миреисследования Соенова В. И., Руденко С. И., Полосьмака Н. В. Результатом работы исследователей в 1980;2000;е гг. стало накопление фактического материала, успешные опыты по описанию и анализу отдельных периодов развития этнокультуры Алтая. Все эти материалы послужили основой для дальнейших изысканий в современном изучении культуры. Эдоков В. И. проводит глубокие исследования в области декоративно-прикладного искусства Алтая, его многочисленные монографии посвящены определению роли орнамента в культуре народа. Эдоков А. В. в книге «Декоративное искусство Горного Алтая» (2001) анализирует сведения по истории и видам алтайского декоративно-прикладного искусства с древнейших времен до наших дней, а также приводит материалы о современных мастерах Алтая. Маточкин Е. П. исследует архетипические образы скифского искусства.

Проведенный аналитический обзор научной литературы в рамках рассматриваемой темы показывает, что изучению архетипов в изобразительном искусстве Алтая не уделялось должного внимания. Фрагментарность имеющихся публикаций не позволяет подойти к глубокому изучению исследуемой проблемы. Реферируемая работа является попыткой восполнить этот пробел.

Цель исследования. На основе комплексного изучения архетипических мотивов и мифологических образов выявить основополагающие архетипы в современном изобразительном искусстве Алтая.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть теоретические основы формирования понятия «архетип» и выявить основные формы восприятия мира посредством мифологических образов.

2. Проанализировать взгляды историко-философской мысли на понятия «образа» и «символа» как центральных категорий конструирования реальности в искусстве.

3. Определить роль мифологии и легенд Алтая в формировании этнокультурных первообразов.

4. Представить основные течения изобразительного искусства, где наиболее ярко проявляются архетипические мотивы в живописных полотнах XX века.

5. Обозначить характерные направления в живописи Алтая на рубеже XX—XXI вв.еков.

6. Исследовать петроглифы Алтая и прилегающих территорий для выявления сформировавшихся символов, знаков и образов на протяжении всей культурной традиции народов, населявших обозначенные территории.

7. Проанализировать и систематизировать архетипические мотивы и мифологические образы, используемые художниками Алтая в живописных полотнах рубежа XX—XXI вв.еков.

Объект исследования — архетипы и миф как формообразующие элементы живописи современных художников.

Предмет исследования — архетипические мотивы и мифологические образы в живописи Алтая на рубеже XX—XXI вв.еков.

Хронологические рамки исследования — рубеж XX—XXI вв.еков.

Территориальные рамки исследования — Алтайский край, Республика Алтай.

Источниковая база исследования. В процессе работы над поставленными задачами и достижения указанной цели исследования был использован широкий круг источников, часть которых составили труды ученых-мыслителей философов, психологов, культурологов, этнографов и археологов, изучающих петроглифы. Прямым источником исследования стала выставка артгруппы «Номады» в выставочном зале Союза Художников г. Барнаула, представляющая художественные полотна с элементами архетипических мотивов и мифологических образов Алтая. Использовались материалы выставки, посвященной 65-летию СХ Алтая. Привлекались материалы музейных экспозиций, каталоги персональных и тематических выставок, а также источники, представленные интернет ресурсами, в частности галереи «ОЧАГ — Дизайн-студия — Искусство Алтая». Для раскрытия содержания исследования были проанализированы материалы, такие как альбомы, каталоги, периодические издания из фондов научных библиотек: Алтайской краевой универсальной научной библиотеки им. В .Я. Шишкова, Бийской городской центральной библиотеки им. В. М. Шукшина, ГУК Национальной библиотеки Республики Алтай им. М. В. Чевалкова. Одним из основных источников исследования явились художественные работы С. Дыкова, Е. Скурихина, В. Тебекова, А. Андрусенко, JI. Пастушковой, В. Камиского, А. Гнилицкого, А. Фризена и других современных художников Алтая.

Методология и методы исследования. В основе исследования лежит комплексная методика, обусловленная современной культурологической концепцией и междисциплинарным подходом, предполагающим использование методов историзма, систематизации, стилистического анализа, метода сопоставления и сравнительного анализа. Основу методологии составили концепции исследований: А. П. Окладникова, Т. М. Степанской, Л. П. Гекман и А. В. Эдокова.

Научная новизна исследования. Данная работа является в отечественной истории искусства первым исследованием живописных полотен современных художников Алтая на примере архетипических мотивов и мифологических образов этнокультуры региона. Рассмотрены основные формы архетипа и мифологических образов, участвующие в формировании творческого взгляда художников на культуру Алтая рубежа XX—XXI вв.еков.

Научно-практическая значимость исследования. Результаты исследования имеют значимость для теоретического и практического осмысления рассматриваемой проблемы, в частности, для углубления описания и анализа произведений искусства алтайских художников, а также для дальнейшего систематического анализа работ с элементами архетипических мотивов и мифологических образов. Материалы исследований могут быть использованы в учебных курсах художественных факультетов и специальностей.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации обсуждались на заседании кафедры отечественного и зарубежного искусства Алтайского государственного университета. Отдельные положения и некоторые выводы исследования были изложены автором в докладах и выступлениях на научно-практических конференциях: Международной научно-практической конференции «Пути решения проблемы качества образования в XXI веке» (Горно-Алтайск, 2005) — Всероссийской научно-практической конференции «Искусство народов Сибири: прошлое, настоящее, будущее» (Омск, 2004) — Региональном научно-практическом семинаре «Проблемы отечественного искусствознания на рубеже XX-XXI столетий» (Барнаул, 2004) — Научно-практической конференции «Формирование художественной культуры личности в пространстве университетского образования как условие успешного развития современного общества» (Барнаул, 2004) — Научно-практической конференции «Молодежь — Барнаулу» (Барнаул, 2004) — Межрегиональном научно-практическом семинаре «Наследие и современность (Искусство Сибири)» (Барнаул, 2005) — XXXIII научно-исследовательской конференции аспирантов, магистрантов, студентов «Дни молодежной науки в Алтайском государственном университете» (Барнаул, 2006).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В заключении подводятся итоги исследования, формулируются основные выводы, согласно обозначенной цели и задачам исследования, заключающиеся в том, что современная живопись Алтая, развиваясь на основе архетипических мотивов и мифологических образов, имеет большое значение в формировании современной национальной культуры.

Истоками формирования понятия «архетип» послужили философские учения Платона, Аристотеля, западно-европейских и отечественных мыслителей Р. Декарта, И. Канта, Гегеля, К. Юнга, Э. Кассирера, П. А. Флоренского, О. М. Фрейденберга. В своих исследованиях К. Леви-Стросс, М. Элиаде, Г. Франкфорт рассматривали систему мифов как особый тип мышления, противостоящий историческому и естественно-научному типам мышления.

Проведен анализ взглядов историко-философской мысли на понятие образа и символа как центральных категорий конструирования реальности в искусстве. Было показано, что основой конструирования реальности в искусстве являются архетипические мотивы и мифологические образы, выраженные посредством символов и знаков культуры. По утверждению философов следует, что символы являются средством понимания мира. И понятие «символ» есть категория постижения культуры, без которого невозможно воссоздание традиционного искусства.

Исследователями алтайской духовной культуры определена роль мифологии и легенд Алтая в формировании этнокультурных первообразов. Показано, что сюжеты алтайских мифов и легенд — это сложнейший конгломерат различных эпох и племен, отголосков родового и племенного строя, отзвуков разнообразных религиозных воззрений.

Мощное влияние научно-технической революции на прогресс современной культуры привело к рождению новых форм художественного творчества и методов художественного познания. В поисках новых путей художники, глубже проникая в природу чувств, врожденных идей и чистого разума, все чаще стали обращаться к архетипам, как к первобытным формам постижения внешнего мира. Представлены основные течения изобразительного искусства, где наиболее ярко проявляются архетипические мотивы в живописных полотнах художников XX века. Для периода авангардизма и модернизма, для художников характерно одно общее стремление — поиск собственной неповторимости.

На рубеже ХХ-ХХ1 веков мастерские алтайских художников представлены самыми разнообразными стилями и направлениями: традиционное искусство, реализм, неформальные объединения, постмодернизм, авторы авангардной ориентации. Художники А. Фризен, А. Гнилицкий, Д. Октябрь, Е. Скурихин, В. Каминский, В. Опара активно работают с цветом, фактурой и формой выражения идеи, как бы намечая пути, по которым должно свободно выражаться воображение зрителя.

Отечественными и зарубежными исследователями показано, что наскальные рисунки выступают в качестве художественного портрета национальной культуры Алтая и говорят о существовании на протяжении длительного времени на территории Центрального Алтая своеобразного и крупного очага художественной культуры. Эти памятники являются источниками символов, образов, знаков для современного искусства.

Современное искусство Алтая за основу построения композиции использует архетипические мотивы и мифологические образы из наследия этнокультуры Алтая. Современные художники в своем творчестве широко используют элементы архаического искусства, при этом особое внимание уделяется археологическим и этнографическим исследованиям. В построении живописных произведений значительное место занимает архетип души, представленный в работах С. Дыкова, Е. Скурихина, А. Андрусенко, JI. Пастушковой, А. Фризена. В творчестве художников Алтая широко используется архетип духа и его составляющие: архетип матери, шамана, духов предков, элементов природы. Наиболее характерные черты архетипа матери отражены в работах художников С. Дыкова, А. Гнилицкого, JL Цесюлевича, В. Хромова, В. Тебекова, И. Ортонулова.

Мифологема шамана отражена в работах JL Пастушковой, С. Дыкова, А. Потапова, Ю. Никитюк. Образ архетипа духа первопредков используется многими художниками Алтая и как самостоятельный сюжет произведений, и как дополнительный элемент для придания архаической окраски замыслу художника. Архетип самости представлен четырьмя основными архетипическими мотивами: архетип младенца, архетип царя (героя, пророка), архетип дороги и архетип символов целостности. Они отражены в работах А. Емельянова С. Дыкова, А. Исхакова. К архетипу самости относятся символы целостности: круг, квадрат, треугольник, квадратура круга, крест. Художники Алтая часто используют в своем творчестве простейшие геометрические фигуры, примеры этого находим в работах А. Фризена, В. Каминского, JI. Пастушковой. Таким образом, творчество алтайских живописцев на рубеже XX—XXI вв.еков явилось ценным вкладом в художественную культуру России благодаря высокой художественности и региональной самобытности.

СПИСОК ПРИНЯТЫХ СОКРАЩЕНИЙ.

АО — автономная область.

АМИИ — Алтайский музей изобразительного искусства ВДНХ — выставка достижений народного хозяйства вступ. — вступительная.

ГМИИ — Государственный музей изобразительного искусства ГМИО — Городской музей «Искусство Омска» гг. — годы г. — город.

ГХМАК — Государственный художественный музей Алтайского края (ранее.

АМИИ, ГМИИ) ил. — иллюстрация им. — имени.

МГАХИ — Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова НКГ — Новосибирская картинная галерея Опубл. — опубликован.

РСФСР — Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика с. — село сост. — составитель.

ССР — Советская Социалистическая Республика.

СССР — Союз Советских Социалистических Республик.

С. — страница.

СХ — Союз художников.

США — Соединенные Штаты Америки.

Т. — том.

ТОХМ — Томский областной художественный музей.

ЦДХ — Центральный Дом художника, Москва.

ЭТПК — экспериментальный творческо-производственный комбинат.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , А.Р. Культура и символ (монография) / А. Р. Абдулин. -Уфа: Гилем, 1997.- 158 с.
  2. , М.Б. Символ и архетип как структуры культурно-исторических форм / М. Б. Абсалямов, Т. А. Ростовцева // Пространство культуры в археолог.-этнографическом измерении. Западная Сибирь и сопредельные территории. Томск, 2001.
  3. , С.С. Аналитическая психология К.Г. Юнга и закономерности творческой фантазии / С. С. Аверинцев // О своевременной буржуазной эстетике. М.: Искусство, 1972. Вып. 3. -С. 110−156.
  4. , С.С. Архетипы / С. С. Аверинцев // Мифы народов мира / гл. ред. С. А. Токарева. М.: Науч. изд-во «Большая Российская Энциклопедия», 1997.-671 с.
  5. , С.С. Символ / С. С. Аверинцев // Большая советская энциклопедия (БСЭ). М.: Мультимедия-издание, 2004.
  6. Адаев, Ант. Алтари цивилизаций / Ант Адаев. М.: Вече, 2004. -480 с. — (Тайны веков).
  7. , А.К. Искусство и мифология саков / А. К. Акишев. Алма-Ата: Наука, 1984. — 176 с.
  8. Алтайский пантеон: боги, духи, культы / автор-составитель Н. С. Гребенникова. Горно-Алтайск, 2004. — 92 с.
  9. , В. Энциклопедия. Символы, знаки, эмблемы / авт.-сост. В. Андреева и др. М.: ООО «Издательство Астрель»: «Издательство ACT», 2004. — 556, [4] е., [32] л. ил. — («ADMARGINEM»).
  10. , А.В. Материалы по шаманству у Алтайцев / А. В. Анохин. -Л., 1924.-Т.4.-Вып. 2.-152 с.
  11. , А.В. Легенды и мифы седого Алтая / А. В. Анохин. Горно-Алтайск: Республиканская типография, 1997. — 42 с.
  12. Антология исследования культуры. Т. 1: Интерпретация культуры / глав. ред. С. Я. Левит. СПб.: Университетская книга, 1997. — 728 с.
  13. , В. Мифы и шаманизм Алтая / В. Арефьев. Барнаул: ООО «Пять плюс», 2002. — 78 с.
  14. Аристотель. Физика. IV, 10.- М., 1937.
  15. Аристотель. Отрывки из произведений. М., 1969. — Т. 1. — Ч. 1. -(Онтология мировой философии).
  16. Аристотель. О душе // Аристотель Сочинения в четырех томах. М.: Мысль, 1976. Т. 1. — С. 369−451.
  17. , Р. Новые очерки по психологии искусства / Р. Архейм. М.: МГПУ, 1994.-352 с.
  18. , А.Н. Древо жизни / А. Н. Афанасьев. М., 1986.
  19. , Н.Г. Культурология / Н. Г. Багдасарьян. М., 1998.
  20. , Р. Избранные работы: Семиотика, Поэтика / Р. Барт. М.: Прогресс, 1989.-616 с.
  21. , Е. Теория искусства в «новом ключе» / Е. Басин // Буржуазная эстетика сегодня. М.: Наука, 1970. — С. 160−192.
  22. , Л.Н. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности / Л. Н. Баткин. М.: Наука, 1989. — 272 с.
  23. , А. Эмблематика смысла / А. Белый // Критика, Эстетика, Теория символизма: В 2-х т. М.: Искусство, 1994.- Т. 1. — 478 с.
  24. А. Символизм как миропонимание / А. Белый. М., 1994.
  25. , Е.М. Из раскопок в Горном Алтае у устья р. Куюм / Е. М. Берс // Бронзовый и железный век Сибири. Новосибирск, 1974. — С. 18−31.
  26. , Е.П. Теософски словарь / Е. П. Блаватская. М., 2001.
  27. , Н.А. Категории философии и категории культуры / Н. А. Булатов. Киев: Наукова думка, 1983. — 344 с.
  28. , П. Введение в систему Леонардо да Винчи / П. Валерии // Вопросы философии. 1972 — № 2. — С. 97−99.
  29. , В.В. Учение о чувственности и рассудки / В. В. Васильев // Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (БЭКМ). М.: Мультимедия-издание, 2003.
  30. , В. Философия культуры и трансцендентальный идеализм / В. Виндельбанд // Логос. М.: Мусагет, 1910. Кн. 2. — С. 114.
  31. , Ю.Д. Диалектика художественного творчества / Ю. Д. Воробей. -М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1984. 176 с.
  32. , Г. Философия духа / Г. Гегель // Гегель. Энциклопедия философских наук. М.: Мысль, 1977. Т. 3. 472 с.
  33. Гегель, Г. Феноменология духа / Г. Гегель. СПб.: Наука, 1999. -444 с.
  34. , Л.П. Мифология и фольклер Алтая / Л. П. Гекман. Барнаул, 2000.- 131 с.
  35. , Р. Символы священной науки / Р. Генон. М., 1980.
  36. , И.В. Избранные философские произведения / И. В. Гете. М.: Наука, 1964.-520 с.
  37. , А.Д. Древние кочевники в центре Азии / А. Д. Грач. М., 1980.
  38. , В., фон. Язык и философия культуры. / В., фон Гумбольд. -М., 1983.
  39. , А.Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1972.-363 с.
  40. , Е. Как возникает космос / Е. Дариус, А. Федотов // Алтайская правда. 2005. — 16 апреля. — С. 4.
  41. , В.Н. Тайны земли русской / В. Н. Демин. М., — 2000.
  42. , В.Н. Тайник Русского Севера / В. Н. Демин. М.: Вече, 2006. -480 с. — (Гиперборея — начало начал).
  43. , A.JI. Символ. Природа символа. Символ в философии и культуре / А. Л. Доброхотов // Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (БЭКМ).-М.: Мультимедия-издание, 2003.
  44. , В.П. Шаманки в традиционном обществе народов Саяно-Алтая / В. П. Дьяконова // Шаманизм как религия: генезис, реконструкция, традиции. Якутск, 1992. — С. 7−8.
  45. , М.А. Петроглифы Улуг-Хема / М. А. Дэвлет. М., 1961. -120 с.
  46. , Н.Л. Бурятская мифология и ее монгольские параллели / Н. Л. Жуковская // Символика культов и ритуалов народов Зарубежной Азии.-М., 1980.-С. 96.
  47. , А.П. Архетипы культурные / А. П. Забияко // Культурология XX век. Энциклопедия. СПб.: Университетская книга, 1998. — Т. 1.
  48. , A.M. Родовой строй и превобытная мифология / A.M. Золоторев. М., 1964.
  49. , С.В. Материалы по изобразительному искусству народов Сибири XIX—XX вв.. / С. В. Иванов. Л.: Труды МАЭ 1954, Вып. 22.
  50. , С.В. Скульптура алтайцев, хакасов и сибирских татар / С. В. Иванов.-Л., 1979.- 196 с.
  51. , В.В. Двоичная символическая классификация в африканских и азиатских традициях / В. В. Иванов // Народы Азии и Африки. М., 1969.
  52. , В.В. Реконструкция индоевропейских слов и текстов, отражающих культ волка / В. В. Иванов // Изв. АН СССР. Сер. литер, и яз. — 1975. — Т. 34, № 5. — С. 385−422.
  53. , В. Точка и линия на плоскости / В. Кандинский СПб.: Азбука, 2001. — 560 с. ил + вклейка (32 е.).
  54. , И. Соченения в 6 т. М., 1963−1966, Т. 6.
  55. , И. Критика чистого разума: пер с нем. / И. Кант. СПб.: ТАЙМ-АУТ. — 1993. — 478 с.
  56. , И. Трактаты / И. Кант. СПб.: Наука, 1996.
  57. Карр-Гомм, Сара. Путеводитель в мире живописи: пер. с англ. / С. Карр-Гомм. М.: Издательский дом «Ниола 21-й век», 2003. — 256 е.: ил.
  58. , А. Всупит. статья / А. Карчуганов // Владимир Каминский: графика, живопись, дизайн. Барнаул, 2006. — 43 е.: ил.
  59. , Э. Философия символических форм: Введение и постановка проблемы / Э. Кассирер // Культурология XX в. Антропология. М., 1995.
  60. Кассирер, Эрнст. Жизнь и учение Канта / Э. Кассирер. СПб., 1997.
  61. , Э. Философия символических форм. Т. 1.: Язык. / Э. Кассирер- отв. ред. Д. М. Носов. М.- С-Пб.: Университетская книга, 2002. — 271 с. — (Книга света).
  62. , Э. Философия символических форм. Т. 2.: Мифологическое мышление / Э. Кассирер- отв. ред. Д. М. Носов. М.- С-Пб.: Университетская книга, 2002. — 280 с. — (Книга света).
  63. , Э. Философия символических форм. Т. 3.: Феноменология познания / Э. Кассирер- отв. ред. Д. М. Носов. М.- СПб.: Университетская книга, 2002. — 399 с. — (Книга света).
  64. , B.C. Художественное наследие и современность: От Леонардо да Винчи до Рокуэлла Кента: сборник статей / B.C. Кеменов М.: Изобраз. искусство, 1989. — 272 е.- ил.
  65. , X. Э. Словарь символов. / X. Э. Керлот. М.: REFL-book, 1994.-608 с.
  66. , М.С. Историческая типология культуры / М. С. Киселева // Культурология. М.: Знание, 1993. — С. 47−67.
  67. , А.А. Кассирер Эрнест / А. А. Кравченко // Большая советская энциклопедия (БСЭ). М.: Мультимедия-издание, 2004.
  68. Крымский, С. Б Научные знания и принципы его трансформации / С. Б. Крымский Киев: Наукова думка, 1974. — 207 с.
  69. , Г. В. Хрестес. Шаманизм и христианство / Г. В. Ксенофонтов. Иркутск, 1929.
  70. , В.Д. Образ птицы в искусстве ранних кочевников Алтая / В. Д. Кубарев // Археология юга Сибири и Дальнего Востока. -Новосибирск: Наука, 1984. С. 86−100.
  71. , В.Д. Антропоморфные хвостатые существа алтайских гор /
  72. B.Д. Кубарев // Антропоморфные изображения. Новосибирск, 1987.1. C. 150−169.
  73. , В.Д. «Конь счастья» в религиозно-мифологических представлениях ранних кочевников Горного Алтая / В. Д. Кубарев // Рериховские чтения. Новосибирск: ИИФиФ СО АН СССР, 1980. -С. 58−70.
  74. , В.Д. Древние изваяния Алтая / В. Д. Кубарев. -Новосибирск: Наука, 1979. 120 с.
  75. , В.Д. Курганы Юстыда / В. Д. Кубарев. Новосибирск: Наука. Сибирское отд-ние, 1991. — 190 с. + Табл. (80 е.).
  76. , В.Д. Шаманистские сюжеты в петроглифах и погребальных росписях Алтая / В. Д. Кубарев // Древности Алтая. Известия лаборатории археологии: межвузовский сборник научных трудов. -Горно-Алтайск: Изд-во Г-АГУ, 2001. № 6.-174 с.
  77. , В.Д. Наскальное искусство Алтая / В. Д. Кубарев. -Новосибирск Горно-Алтайск: Горно-Алтайская республиканская типография, 2003. — 95 с.
  78. , Е.Е. Конь в религии и искусстве саков и скифов / Е. Е. Кузьмина // Скифы и сарматы. Киев: Наук, думка, 1977. — С. 3743.
  79. Леви-Стросс, К. Структура и форма / К. Леви-Стросс // Семиотика. -М.: Рудуга, 1983. С. 700−729.
  80. Леви-Стросс, К. Структурная антропология / К. Леви-Стросс. М.: Наука, 1983.-536 с.
  81. , А.Н. Психология образа / А. Н. Леонтьев // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология, 1979. № 2. — С. 3−13.
  82. , Р.С. «Лицо волка благословенно.» (стадиальные изменения в тюрко-монгольском эпосе и генеалогических сказаниях) / Р. С. Липец // СЭ.-1981.-№ 1.-С. 120−133.
  83. , Ю.М. Символ в системе культуры / Ю. М. Лотман. М., 1991.
  84. , Ю.М. О Семиосфере / Ю. М. Лотман // Избранные статьи. Соч. в 3-х т. Т. 1: Статьи по семиотике и типологии культуры. -Таллин: Александрия, 1992. — С. 11−24.
  85. , А.Ф. Проблема вариативного функционирования поэтического языка / А. Ф. Лосев // Лосев А. Ф. Имя. Избранные работы, переводы, беседы, исследования, архивные материалы. С-Пб.: Изд-во «Алетейя», 1997. — 618 с.
  86. Маадай-Кара. Алтайский героический эпос / Маадай-Карра. М.: Наука, 1973.-466 с.
  87. , А. Зеркало лимба. Художественная публицистика / А. Мальро. М., 1989. — 254 с.
  88. , О. Избранное / О. Мандельштам. Таллинн, 1989.
  89. , Б.М. Гены и мемы «субъекты» эволюции / Б. М. Медников // Человек. — 1990. — № 4. — С. 24−25.
  90. , Е.М. Мифология и фольклор в трудах К. Леви-Стросса / Е. М. Мелетинский // Леви-Стросс К. Структурная антропология. -М.: Наука, 1983.-467−523.
  91. , Е.М. Поэтика мифа / Е. М. Мелетинский. М., 1995.
  92. , В.Ф. Значение собаки в мифологических верованиях / В. Ф. Миллер. -М., 1876. 127 с.
  93. Мифы народов мира / гл. ред. С. А. Токарева. М.: Науч. изд-во «Большая Российская Энциклопедия», 1997. — 671 с.
  94. , В.А. Традиционная религиозно-мифологическая картина мира алтайцев / В. А. Муйтуева. Горно-Алтайск: Монография. Типография ЧП Высоцкой Г. Г. — 2004. — 166 с.
  95. , М.Ф. Гегелевская эстетика и современность / М. Ф. Овсянников // Философия Гегеля и современность. М., 1973.
  96. , А.П. Образ птицы в искусстве бронзового века Забайкалья и его аналогии в народном искусстве бурят / А. П. Окладников //СЭ.- 1954.- № 1.-С. 150−153.
  97. , А.П. Палеолитические находки в районе Старокузнецка /
  98. A.П. Окладников. Кемерово, 1964.
  99. , А.П. Петроглифы Ангары / А. П. Окладников. Л., 1966.
  100. , А.П. Петроглифы Забайкалья / А. П. Окладников,
  101. B.Д. Запорожская. Л., 1970. — Ч. 2.
  102. , А.П. Петроглифы Чанкыр-Кёля. Алтай Елангаш / А. П. Окладников. Новосибирск: Наука, 1981. — 146 с.
  103. , А.П. Петроглифы урочища Сары-Сатак (долина р. Елангаш) / А. П. Окладников. Новосибирск: Наука, 1982. — 148 с.
  104. , А.П. Петроглифы Средней Катуни / А. П. Окладников. -Новосибирск: Наука, 1984. 110 с.
  105. , А.П. Древние рисунки Кызыл-Кёля / А. П. Окладников. -Новосибирск: Наука, 1985. 146 с.
  106. Ю4.0ртега-и-Гассет, X. Эстетика. Философия культуры / X. Ортега-и-Гассет.-М., 1991.
  107. , Н. Письмо из прошлого / Н. Панченко // Свободный курс. -2002. -№ 39.
  108. Юб.Б.а. Пастушкова JI. дает зрителю урок смирения // Барнаул для вас. -2001.-№ 1 (3).
  109. , О.Г. Морфология и философия культуры. История мировой культуры от возникновения до V века н.э. / О. Г. Петрова. М.: НОУ «Современный Гуманитарный Институт», 2000. — 102 с.
  110. Платон. Сочинения. В 3 т. М., 1968. — Т. 1.
  111. Платон. Федон, Пир, Федр, Парменид / общ. ред. А. Ф. Лосева,
  112. B.Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи. М.: Изд-во «Мысль», 1999. — 528 с. -(Классическая философская мысль).
  113. И О.Платон. Тимей / Платон- глав. ред. Т. Г. Музрукова // Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (БЭКМ).- М.: Мультимедия-издание, 2003.
  114. , Л.П. Алтайский шаманизм / Л. П. Потапов. Л.: Наука, 1991. -321.
  115. , А.А. Полное собрание трудов: Мысль и язык / А. А. Потебня. Лабиринт, 1999. — 300 с.
  116. , Е.Д. Шаманские костюмы народов Сибири / Е. Д. Прокофьева. М. — Л., 1971.
  117. , Д.С. Модель мира скифской культуры / Д. С. Раевский. -М.: Наука, 1985.-256 с.
  118. И5.Ригведа. Избранные гимны / Ригведа пер. Т. А. Елизаренковой. М.:
  119. Наука, 1972.-418 с. Пб. Рикер, П. Существование и герменевтика / П. Рикер // Феноменчеловека: Антология. М.: Высш. шк., 1993. — С. 307−329. 117. Руденко, С. И. Культура Горного Алтая в скифское время /
  120. C.И. Руденко. М. — Л., 1953.
  121. , С.И. Культура населения Центрального Алтая в скифское время / С. И. Руденко. М — Л., 1960.
  122. , A.M. Архетип /A.M. Рудкевич // Культурология XX век: Энциклопедия. СПб.: Университетская книга, 1998. — Т. 1.
  123. , Б.А. Язычество древних славян / Б. А. Рыбаков. М.: Наука, 1981.-607. с.
  124. , Д.Г. Народов Южной Сибири в древнетюркскую эпоху / Д. Г. Савинов. Ленинград: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984. — 176 с.
  125. , К.Л. Проблема символа в современной философии / К. Л. Свасьян. Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1980. — 226 с.
  126. , К.Л. Философия символических форм Э. Кассирера / К. Л. Свасьян. Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1989. — 238 с.
  127. , Э. Реалист и сюрреалист / Э. Свинглхарст // Сальводор Дали. Исследуя иррациональное. СПб.: Белфакс, 2000. — 128 с.
  128. Большой Российский энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. — 1888 е.: ил.
  129. , Т.М. О художнике современности / Т. М. Степанская // Александр Емельянов: живопись, графика (альбом). Барнаул: Алтайский дом печати, 2006.-39 е.: ил.
  130. , А.С. Предания старины глубокой / А. С. Суразаков. -Горно-Алтайск, 1985. 78 с.
  131. , А.С. Древности Горного Алтая / А. С. Суразаков. Горно-Алтайск: Ак-Чечек, 1992. — 32 е.: ил.
  132. , Э.Б. Первобытная культура / Э. Б. Тайлор. М., 1989.
  133. , А.С. Ранние формы религии / А. С. Токарев. М., 1989.
  134. , В.Н. К происхождению некоторых поэтических символов: (Палеолитическая эпоха) / В. Н. Топоров // Ранние формы искусства. -М.: Искусство, 1972. С. 77−105.
  135. , В.Н. Об иранском влиянии и мифологии народов Сибири и Центральной Азии / В. Н. Топоров // Кавказ и Средняя Азия в древности и средневековье. -М.: Наука, 1981. С. 146−162.
  136. , В.Н. Древо мировое / В. Н. Топоров // Мифы народов мира. Т 1 под ред. С. А. Токарева. -М.: Рос. Энциклопедия, 1994. Т. 1.
  137. , А.В. Образ, символ, знак: Анализ современного гносеологического символизма / А. В. Уваров. Минск: Наука и техника, 1967. — 120 с.
  138. , Б.А. О семиотике искусства / Б. А. Успенский // Симпозиум по структурному изучению знаковых систем. М.: Политиздат, 1987. — 590 с.
  139. , П.А. Столп и утверждение истины / П. А. Флоренский. -М., 1990. Т. 1.-679 с.
  140. , А.Н. Аристотель / А. Н. Чанышев 2-е изд., доп. — М.: Мысль, 1987. — 221 с. — (Мыслители прошлого).
  141. , Е. Врожденные идеи / Е. Челнокова // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890−1907). Мультимедия.
  142. , М. Работы и размышления разных лет / М. Хайдеггер. -М.: Гнозис, 1993.-464 с.
  143. Хан-Магомедова, В. Очевидец незримого- Супрематическй закон / В. Хан-Мугамедова. М.: Престо, 2006. — № 7. — С. 122−124.
  144. Ханзе-Лёве, А. Русский символизм. Система поэтических символов. Мифопоэтический символизм. Космическая символика / А. Ханзе-Леве
  145. Нб.Шамина, Л. Н. Владимир Каминский: графика, живопись, дизайн / Л. Н. Шамина. Барнаул, 2006. — 43 е.: ил.
  146. , Е.Я. Энциклопедия символов / Е. Я. Шейнина. М.: ООО «Издательство ACT" — Харьков: „Торсинг“, 2003. — 591, 1. е.: ил.
  147. , Ю.А. Платон / Ю. А. Шичалин // Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (БЭКМ).- М.: Мультимедия-издание, 2003.
  148. , О. Закат Европы / О. Шпенглер. М., 1993. — Т. 1.
  149. , Е.С. Греческая мифология / Е. С. Штейнер. М.: Искусство, 1989.-812 с.
  150. Энциклопедия. Барнаул / ред. Т. Г. Кулагина, В.А. и др. Барнаул, 2006.
  151. Юнг, К. Г. Архетип и символ / К. Г. Юнг. М., 1991.
  152. Юнг, К. Г. Феномен духа в искусстве и науке / К. Г. Юнг. М., 1992.
  153. Юнг, К. Г. Собрание сочинений. Психология бессознательного: пер. с нем / К. Г. Юнг. М.: Канон, 1994. 320 с. — (История психологической мысли в памятниках).
  154. Юнг, К. Г. Человек и его символы / К. Г. Юнг. СПб., 1996.
  155. Юнг, К. Г. Символы трансформации / К. Г. Юнг. М., 2000.
  156. Юнг, К. Г. Психология бессознательного / К.Г. Юнг- пер. В. Бакусева, А. Кричевского, Т. Ребеко. М.: Изд-во ACT, 2001. — 400 с.
  157. Юнг, К. Г. Символическая жизнь: пер. с англ. / К. Г. Юнг. М.: Колито-Центр, 2003. — 325 с. — (Классики психологии).
  158. Юнг, К. Г. Душа и миф: шесть архетипов / К.Г. Юнг- пер. А. А. Спектор. Минск: Харвест, 2004. — 399 с.
  159. Энциклопедия. Искусство Ч. 2. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусствоХУП-ХХ веков.- М.: Аванта, 2000. -653 с.
  160. Эдмунд Свинглхарст. Сальвадор Дали. Исследуя иррациональное / пер. с английского B.JI. Долидович. С-Пб.: ОАО „Иван Федоров“ -2000. 128 е.: ил.
  161. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (БЭКМ).- М.: Мультимедия-издание, 2003.
  162. , М. Путь абстракциониста / М. Боде- Искусство. 2003. — № 6. -С. 49−55.165. интернет-сайт „галерея Alter Ego“.
  163. ОЧАГ Дизайн-студия — Искусство Алтая — Картины
  164. Александр Емельянов: живопись, графика (альбом). Барнаул: Алтайский дом печати, 2006. — 39 е.: ил.
  165. Алтайский героический эпос. МААДАИ-КАРА // Алтей-телекей -мир Алтая, 2004. № 4.
  166. Экспозиции выставки „Номады“ 2000 и 2006 гг. Живопись, инсталляция керамика.
  167. Экспозиция посвященная 65-ти летию СХ Алтая.
  168. Владимир Каминский: графика, живопись, дизайн (альбом) / Статья А. Карчуганова и J1.H. Шаминой. Барнаул 2006. — 43 е.: ил.
  169. Жорж Брак. Натюрморт на столе. Коллаж 1914 г. Национальный музей современного искусства Париж. Опубл.: Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (БЭКМ).- М.: Мультимедия издание, 2003.
  170. С. Туманова. Вечернее солнце. Опубл.: на интернет-сайте „галерее Alter Ego“.
  171. С. Туманова. Мадонна с младенцем. Опубл.: на интернет-сайте „галерее Alter Ego“.
  172. Л. Пастушкова. Дорога 1998, 100×100. экспозиция выставки» Номады".
  173. Л. Пастушкова «Ограниченная стихия» 100×100. экспозиция выставки «Номады».
  174. Л. Пастушкова «Память пробуждается» 2003 100×100. экспозиция выставки посвященная 65 лет СХ Алтая.
  175. Л. Пастушкова «Знаковая структура» 2004 100×100. экспозиция выставки посвященная 65 лет СХ Алтая.
  176. В. Каминский «Портрет жениха» 1996 г. Оргалит масло, аппликация. Опубл.: Владимир Каминский: графика, живопись, дизайн (альбом) / Статья А. Карчуганова и Л. Н. Шаминой. Барнаул 2006. — 43 е.: ил. (С. 22)
  177. Е. Скурихин «Письма Сибирской Атлантиды». Выставка посвященная 65-летию СХ Алтая.
  178. В. Опара «Подмосковный пейзаж» (1991) м. х. 90×70 Опубл.: Номады. Кочевники по культурам разных стран и народов- Арт-группа: Выставка, живопись, инсталляция, керамика- Алтайская организация Союза
  179. Художников России, кафедра дизайна Алтайской государственной академии культуры и искусств.
  180. А. Емельянов «Познание» (2005). Опубл.: Александр Емельянов: живопись, графика (альбом). Барнаул: Алтайский дом печати, 2006. — 39 е.: ил.
  181. А. Фризен «Композиция» (2000) х., м. 100×65. экспозиция выставки «Номады».
  182. С. Дыков «Лодка весны». Опубл.: Алтайский героический эпос. МААДАЙ-КАРА // Алтей-телекей мир Алтая, 2004. — № 4.
  183. Е. Скурихин «Танец мудрости» (1991). Опубл.: в Интернете «ОЧАГ -Дизайн-студия Искусство Алтая — Картины»
  184. С. Дыков «Сотворение вод» и «Маски водяных». Опубл.: в периодических изданиях Алтая.
  185. С. Дыков «Игра рассвета» 1991 бумага, гуашь 32×42 см. Опубл.: в Интернете «ОЧАГ Дизайн-студия — Искусство Алтая — Картины»
  186. А. Фризен «Объект» 2006 к., м. 80×68. экспозиция выставки «Номады».
  187. С. Дыков «Алтайская колыбельная» 1999. Опубл в периодических изданиях.
  188. С. Дыков «Как появились горные люди» 1996 бумага, гуашь, акварель 29,5×40 Опубл.: в Интернете «ОЧАГ Дизайн-студия — Искусство Алтая -Картины»
  189. JI. Цесюлевич «Алтайская принцесса» 2002. Выставка посвященная 65-летию СХ Алтая.
  190. В. Хромов «Мать Матерей» цикл «Лиственницы». Опубл.: Алтайский героический эпос. МААДАЙ-КАРА // Алтей-телекей мир Алтая, 2004. -№ 4.
  191. В. Тебеков «Алтайка с трубкой». Опубл.: Алтайский героический эпос. МААДАЙ-КАРА // Алтей-телекей мир Алтая, 2004. — № 4.
  192. С. Дыков «Праматерь Телесов». Опубл.: Алтайский героический эпос. МААДАЙ-КАРА // Алтей-телекей мир Алтая, 2004. — № 4.
  193. И.И. Ортонулов «Эпос». Опубл.: Алтайский героический эпос. МААДАЙ-КАРА // Алтей-телекей мир Алтая, 2004. — № 4.
  194. С. Дыков «Шаман рода Оргончы». Опубл.: Алтайский героический эпос. МААДАЙ-КАРА // Алтей-телекей мир Алтая, 2004. — № 4.
  195. А. Потапов «Шаверия» 1979. Выставка посвященная 65-летию СХ Алтая.
  196. Ю Никитюк «Золотой бубен шаманки» 2004. Выставка посвященная 65-летию СХ Алтая.
  197. Л. Пастушкова «Ладья» 2001. Экспозиция выставки «Номады».
  198. В. Каминский «Полет» бумага, пастель. 2005. Опубл.: Владимир Каминский: графика, живопись, дизайн (альбом) / Статья А. Карчуганова и JI.H. Шаминой. Барнаул 2006. — 43 е.: ил.
  199. Каминский «Горный мотив» холст, масло. 2000. Опубл.: Владимир Каминский: графика, живопись, дизайн (альбом) / Статья А. Карчуганова и JI.H. Шаминой. Барнаул 2006. — 43 е.: ил.
  200. Л. Леднева «В поисках Беловодья» 2003. Выставка посвященная 65-летию СХ Алтая.
  201. В. Каминский «Без пяти двенадцать» бумага, акварель, пастель 2005. Опубл.: Владимир Каминский: графика, живопись, дизайн (альбом) / Статья А. Карчуганова и Л. Н. Шаминой. Барнаул 2006. — 43 е.: ил.
  202. В. Каминский «Три луны» бумага, акварель 2001. Опубл.: Владимир Каминский: графика, живопись, дизайн (альбом) / Статья А. Карчуганова и Л. Н. Шаминой. Барнаул 2006. — 43 е.: ил.
  203. Емельянов «Начало» (Третье тысячелетие) 2001. Опубл.: Александр Емельянов: живопись, графика (альбом). Барнаул: Алтайский дом печати, 2006.-39 е.: ил.
  204. Л. Пастушкова «Середина лета» 2003. Экспозиция выставки «Номады».
  205. С. Дыков «Сон телесского воина» 2000 х., м. 60×70. Экспозиция выставки «Номады».
  206. С. Дыков «Небесное шествие» 2003. Опубл.: Алтайский героический эпос. МААДАЙ-КАРА // Алтей-телекей мир Алтая, 2004. — № 4.
  207. А. Фризен «Беспредметное» 2003 х., м. 57×70. Экспозиция выставки «Номады».
  208. А. Фризен «Композиция № 44» 2004 К., м. 68×78. Экспозиция выставки «Номады».
  209. А. Фризен «Композиция» 2001 х., м. 71×90. Экспозиция выставки «Номады».
  210. В. Каминский «Флаг» 2000 бумага, акварель, пастель. Опубл.: Владимир Каминский: графика, живопись, дизайн (альбом) / Статья А. Карчуганова и JI.H. Шаминой. Барнаул 2006. — 43 е.: ил.
  211. В. Каминский «Мост» 2005 бумага, акварель, пастель. Опубл.: Владимир Каминский: графика, живопись, дизайн (альбом) / Статья А. Карчуганова и JI.H. Шаминой. Барнаул 2006. — 43 е.: ил.
  212. В. Каминский «Утро, отраженное в оконном стекле» 1996 бумага, акварель. Опубл.: Владимир Каминский: графика, живопись, дизайн (альбом) / Статья А. Карчуганова и JI.H. Шаминой. Барнаул 2006. — 43 е.: ил.
  213. В. Каминский «Игра» 2003 Опубл.: Владимир Каминский: графика, живопись, дизайн (альбом) / Статья А. Карчуганова и JI.H. Шаминой. Барнаул 2006. — 43 е.: ил.
  214. В. Каминский «Бег» 2000 бумага, гуашь, пастель. Опубл.: Владимир Каминский: графика, живопись, дизайн (альбом) / Статья А. Карчуганова и Л. Н. Шаминой. Барнаул 2006. — 43 е.: ил.
  215. И.И. Ортонулов «Эрлик-Бий». Опубл.: Алтайский героический эпос. МААДАЙ-КАРА // Алтей-телекей мир Алтая, 2004. — № 4.
  216. Рис. 1. Анри Матисс «Танец» 1910 г
  217. Рис. 2. Анри Матисс «Музыка» 1910 г. г ,
  218. Рис. 3. Жорж Брак «Натюрморт на столе» коллаж 1914 г.
  219. Рис. 4. С. Дали «Лебеди, отражающиеся слонами» 1937, масло, холст51×77
  220. Рис. 6. Павел Филонов «Крестьянская семья» (Святое Семейство) 1914 г.
  221. Рис. 8. С. Туманова «Мадонна с младенцем»
  222. Рис. 10. Л. Пастушкова «Дорога» 1998, 100×100
  223. Рис. 12. Л. Пастушкова «Память пробуждается» 2003 100×100
  224. Рис. 7. С. Туманова «Вечернее солнце»
  225. Рис. 9. Л. Пастушкова «Укокская принцесса» 1999 г.
  226. Рис. 11. Л. Пастушкова «Ограниченная стихия» 100×100
  227. Рис. 13. Л. Пастушкова «Знаковая структура» 2004 100×100
  228. Рис. 14. А. Андрусенко «Райские Кущи» 1993 х&bdquo- м. 105×85-л л1. V v."*''1 * ¦¦ а, 1. V) «*/1' .^егот?
  229. Рис. 15, В. Каминский „Портрет жениха“ 1996 г. Оргалит масло, аппликация
  230. Рис. 16. Е. Скурихин „Письма Сибирской Атлантиды“
  231. Рис 17. В. Опара. „Подмосковный пейзаж“ 1991 х.м. 90×70
  232. Рис. 18, А. Емельянов „Познание“ 2005
  233. Рис. 23. С. Дыков „Сотворение вод“
  234. Рис. 20. А. Фризен „Композиция“ 2000 х., м. 100×65
  235. Рис. 22. Е Скурихин „Танец мудрости“ 1991 керамика, цветные эмали 15×15
  236. Рис. 24. С. Дыков „Маски водянных“
  237. Рис. 19. С. Дыков „Месяц кукушки“ 1997
  238. Рис. 21. С. Дыков „Лодка весны“
  239. Рис, 25. С. Дыков „Игра рассвета“ 1991 бумага, гуашь 32×42 см
  240. Рис. 26. С. Дыков „Водовороты Весны“ 1997
  241. Рис. 27. А. Фризен „Объект“ 2006 к., м. 80×68
  242. Рис. 28. С. Дыков „Алтайская колыбельная“ 1999
  243. Рис. 29. С. Дыков „Мать-Рыба“ 1991
  244. Рис. 30. С. Дыков „Как появились горные люди“ 1996 бумага, гуашь, акварель 29,5×40
  245. Рис. 31. А. Гнилицкий „Беловодье“ 2005 б.м. 60×53
  246. Рис. 35. С. Дыков „Праматерь Телесов“
  247. Рис. 32. JI. Цесюлевич „Алтайская принцесса“ 2002
  248. Рис. 34, В. Тебеков „Алтайка с трубкой"36. И И Ортонулов „Эпос“
  249. Рис, 33 В. Хромов „Мать Матерей“ цикл „Лиственницы“
  250. Рис. 37. С. Дыков „Шаман рода Оргончы“
  251. Рис. 38. А. Укачи (Летящий шаман“ 2003rrf, I
  252. Рис. 39. А. Потапов „Шаверия“ 1979
  253. Рис. 40. А. Потапов „Шаверия“ Из серии „По мотивам сибирских культур“ 1989−1990Ф't Wt шт- v ii и1. W V-. j н*
  254. Рис. 41. Ю Никитюк „Золотой бубен шаманки“ 2004
  255. Рис. 42, J1. Пастушкова „Ладья“ 2001
  256. Рис 43. В. Тебеков „Души алтайских предков“ 1994wl1. V»: Г УЫ к ', иЩд, 1 ^ I
  257. Рис. 44. В Тебеков «Вечный круг» 1996
  258. Рис. 45. С. Дыков «Духи Золотого Дождя» 2003
  259. Рис. 46. С. Дыков «Дающий Град и Гром» 2003
  260. Рис. 47. В. Каминский «Полет» бумага, пастель. 2005
  261. Рис. 48. В. Каминский «Горный мотив» холст, масло, 2000
  262. Рис. 49. Л. Леднева «В поисках Беловодья» 2003
  263. Рис. 51. Л. Пастушкова «Катунский камень» 1999
  264. Рис. 53. В. Каминский «Без пяти двенадцать» бумага, акварель, пастель 2005
  265. Рис. 50. Л. Пастушкова «Пастух» 2002
  266. Рис. 52. А. Гнилицкий «Степной курган» 2002
  267. Рис. 54. В. Каминский «Три луны» бумага, акварель 2001
  268. Рис. 55. А. Емельянов «Начало» (Третье тысячелетие) 2001
  269. Рис. 56. Л. Пастушкова «Середина лета)» 2003щ
Заполнить форму текущей работой