Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Обучающие компьютерные технологии в музыкальном образовании

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одним из крупнейших центров по исследованию проблем применения компьютер" в музыкальном образовании в данный период становится Новосибирская государственная консерватория им. М. И. Глинки, в которой открылась первая в России кафедра компьютеризации музыкального образования. Можно выделить четыре основных направления проводимых здесь исследований. 1) Педагогические аспекты использования компьютера… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Современные проблемы компьютеризации музыкального образования
    • 1. Информационная система «педагог — компьютер — ученик»
  • СПКУ)
    • 2. Функции элементов СПКУ
    • 3. Содержание информационных потоков
      • 3. 1. Структура музыкальных информационных объектов
      • 3. 2. Функциональные возможности компьютера по организации обмена музыкальной информацией
    • 4. Классификация программ
  • Глава 2. Компьютерное сопровождение основных этапов процесса обучения
    • 1. Презентативные программы
    • 2. Тренажерные программы
    • 3. Тестовые программы
  • Глава 3. Компьютерныесхнологии в реализации самостоятельной интеллектуальной и творческой деятельности
    • 1. Справочные программы
    • 2. Креативные программы
    • 3. Исследовательские программы
  • Глава 4. Общие тенденции развития компьютеризации музыкального образования
    • 1. Трансформация функций элементов СГОСУ
    • 2. Тенденции развития программного продукта
    • 3. Развитие инструментальной среды обучения

Обучающие компьютерные технологии в музыкальном образовании (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Компьютер за короткий срок своего существования образовал новый мощный пласт культуры. Из инструмента для производства только вычислительных операций он довольно быстро превратился в универсальное интеллектуальное орудие труда. Компьютерные технологии стремительно проникают во все новые сферы человеческой деятельности, в том числе и в образование.

Компьютеризация образования является объективным процессом. Современное общество предъявляет к системе образования такие требования, которые ведут к значительному увеличению количества информации, необходимой для усвоения. Реализовать эти требования экстенсивными методами невозможно. Вот почему современная дидактика активно ищет пути интенсификации обучения, одним из которых и является компьютеризация образования.

История компьютеризированного обучения начинается с конца 50-х г., когда в США появляются первые автоматизированные обучающие системы. Наиболее распространенная и широко известная среди них АОС PLATO (Иллинойский университет совместно с фирмой СЕЮ) до сих пор используется в ряде американских вузов (в Стен* фордеком университете, университете Южной Калифорнии, Массачу-сетском технологическом институте и т. д.). Уже к 1960 г. в США было выпущено большое количество программ, охвативших практически все вузовские учебные дисциплины, в том числе и предметы, изучаемые на искусствоведческих факультетах. Среди первых программ, имеющих непосредственное отношение к музыкальному образованию, были программы «Основы музыкознания» (Дж. JI. Эванс, Р. Глейзер, JI. Е. Хомм) [112, с. 223 * 228- 151] и «Понимание музыкальных произведений» [93].

В то время компьютер не обладал достаточными графическими и аудиальными возможностями вывода информации. Поэтому обучение проходило преимущественно в вербальной форме. Примером тому могут служить две программы по теории музыке, разработанные В. Р. Хуллфиш в государственном университете г. Буффало, штат Нью-Йорк [175,176].

Процесс автоматизации обучения музыке проходил и в России, правда, на иной технической базе и в значительно меньших масштабах. Для этого использовались обучающие машины, первые образцы которых были разработаны и сконструированы П. В. Лобановым в 1963 г. Для реализации идеи автоматизации обучения в Государственном музыкальном педагогическом институте им. Гнесиных был открыт автоматизированный класс музыкального обучения и создано множество программ по различным дисциплинам [1, 57, 88].

И в США, и в России внедрение новых технических средств обучения проходило исключительно в рамках концепции программированного обучения. Поэтому разработанная P. X. Зариповым в 1965 г. программа-экзаменатор [39, с. 175 — 183], проверяющая правильность решения задачи по гармонии, стала важной вехой в открытии новых возможностей применения компьютера в обучении музыке. Позднее автор признал, что «использовать ее в учебном процессе было невозможно, поскольку в то время на ЭВМ отсутствовали средства ввода и вывода, естественные и привычные для музыкантов», и она была лишь «прототипом обучающей системы» [45, с. 93]. Вместе с тем работа над этой программой поставила ряд важных и принципиальных вопросов. Это проблемы моделирования музыкальных процессов, формализации знаний, оценки художественных произведений, восприятия эстетической информации.

К концу 60-х г. появляется возможность оснащать компьютерную систему интерфейсом, позволяющим подключать к ней музыкальный синтезатор и работать со звуком. Это способствовало активизации производства программного продукта, предназначенного специально для обучения музыке, и появлению новых мощных образовательных центров, занимающихся исследованием проблем внедрения компьютерных технологий в практику музыкального образования.

Так, в крупных югославских университетах, в Белграде, Любляне и Загребе, с 1968 г. стали открываться центры, где были задействованы большие технологические ресурсы для разработки и исследования обучающих компьютерных технологий в области музыкального образования [203]. В Иллинойском университете на основе АОС PLATO Г. Д. Петере занимался разработкой программ для обучения исполнительским навыкам [188], а Р. В. Пласек — для развития чувства ритма [196]. В Пенсильванском государственном университете Р. Е. Радоси создал систему автоматизированного тестирования музыкальных навыков [199 — 201]. С 1972 г. в университете Миннесоты начала проводить исследования Д. Гросс. Она разработала ряд программ тренировочного характера, включающих в себя упражнения по курсу элементарной теории музыки, на развитие ритмического слуха, на определение гармонической последовательности и на написание музыкального диктанта [156 — 160]. В 1973 г. группа ученых Стенфордского университета (В. Е. Кан, Р. Н. Киллам, П. В. Лортон и др.) приступила к проведению экспериментов по внедрению компьютера в обучение музыке, касавшихся главным образом формирования и развития слуховых навыков [177, 179 -181, 183]. В 1974 году в Делаварском университете была создана автоматизированная обучающая система вШЕЮ, предназначенная для формирования слуховых навыков [214]. Эксперименты по ее практическому применению проводились Ф. Т. Хоф-стеттером, исследовавшим как отдельные стороны развития музыкального слуха — распознавание на слух ритмических рисунков [169], интервалов, отдельных аккордов [170] и гармонических последовательностей [171], — так и формирование слуховых навыков в целом [168, 172]. Кроме того, он изучал влияние компьютерных обучающих игр на повышение эффективности обучения [173,174].

Данный период истории компьютеризации музыкального образования можно охарактеризовать двумя моментами. Во-первых, программный продукт создавался главным образом для демонстрации новых технических возможностей компьютера, так как они нуждались в практическом освоении. Во-вторых, проводившиеся эксперименты прежде всего преследовали цель доказать эффективность, и следовательно, целесообразность использования компьютера в обучении музыке, а также ориентировались на популяризацию идеи компьютерного обучения, так как оно должно было завоевать определенное положение в системе музыкального образования. Поэтому непременными атрибутами научных статей были как техническое описание оборудования, так и список преимуществ компьютерного обучения над традиционным.

В начале 80-х г. многие исследователи сочли необходимым подвести некоторые итоги своей многолетней работы [167, 179,181,183], что фактически свидетельствует о переходе на новый уровень понимания проблемы компьютеризации музыкального образования. Большинство из многочисленных проведенных к этому времени экспериментов подтвердило эффективность новой обучающей технологии и дало положительный ответ на вопрос о целесообразности использования компьютера в обучении музыке. В связи с этим произошло изменение приоритетов в дальнейших исследованиях. Если раньше в цен" тре внимания находились технические возможности компьютерной системы и дидактические факторы почти не учитывались при разработке программного продукта, то теперь компьютерное обучение начинает рассматриваться как педагогическая технология.

Так, Дж. Арвейлер дает несколько общих практических советов относительно обучения студентов созданию музыки на компьютере [135]. Проблемам проектирования обучающих программ для развития музыкального слуха с учетом дидактических требований посвятили ряд работ канадские ученые Р. Вуд и П. Дж. Клементе [143, 219]. Нетрадиционные методы обучения детей элементам музыкального речи при помощи хорошо известного языка программирования Лого предложены И. Бо [140]. Б. Е. Уиллет приводит некоторые приемы формирования у детей музыкальных навыков [218]. Р. Д. Эшли занимается разработкой для музыкальных компьютерных систем уроков, обучение в которых опирается на слуховой анализ [136 — 138]. Р. В. Пла-сек исследовал вопросы разработки программного обеспечения компьютерных уроков и учебных курсов и их интеграции в учебный процесс [194, 195, 197, 198].

Следует отметить, что процесс компьютеризации образования в данный период резко активизировался, а пик этой активизации приходится примерно на 1989 г. Это отразилось на стремительном росте количества обучающих программ. Так, только за первый квартал 1988 г. в США было создано более 120-ти программ, которые могли быть использованы для обучения музыке [210].

Одной из причин такого всплеска можно считать то, что к середине 80-х г. во многих странах, и прежде всего в США, Японии и СССР, была принята новая концепция развития общего и профессионального образования, где одним из главных механизмов развития считалась компьютеризация.

Вся основная исследовательская работа по применению новой педагогической технологии в музыкальном образовании по-прежнему сосредотачивалась в высших учебных заведениях. В Центре создания компьютерной музыки музыкального факультета Калифорнийского университета в Сайта Барбаре занимались разработкой музыкальных прикладных программ для сочинения, обучения и исследования музыки [178]. В Студии электронной музыки университета Макгилла под руководством композитора А. Ланзы был разработан и применен на практике учебный курс, построенный на трех программах, которые использовались для обучения и сочинения музыки [187]. Собственная система для обучения и сочинения музыки была разработана в Центре музыкальных и аудиовизуальных исследований Техасского университета в Остине [193]. В Иллинойском государственном университете был создан 24-х часовой компьютерный курс по основам теории и истории музыки, изучавшийся студентами не только музыкального, но и других факультетов [202]. Национальный центр прикладных программ для супер-ЭВМ предложил для обучающихся сочинению музыки в музыкальной школе при Иллинойском университете два учебных курса: сочинение музыки при помощи компьютера и музыкальные прикладные программы для супер-ЭВМ [211]. В университете Саймона Фрасера в качестве музыкального педагогического средства использовалась система PODX [212]. В Центре новых музыкальных и звуковых технологий Калифорнийского университета в Беркли было создано новое универсальное компьютерное музыкальное средство для исследования, сочинения, исполнения и обучения, на основе которого производились психолого-педагогические исследования в области музыкального восприятия и познания [152,215].

Определенный вклад в компьютеризацию музыкального образования внесли украинские ученые. Обобщая практический опыт проведения занятий средствами автоматизации в Киевской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, Н. Г. Дьяченко ряд своих работ [34 — 36] посвятил характеристике новой педагогической технологии музыкального образования. Л. И. Дыс разработал курс лекций по использованию вычислительной техники в музыкальном образовании, где обсуждаются проблемы ввода музыкальной информации в компьютер, степени доступности учебных курсов для автоматизации и структуры обучающих компьютерных программ [33].

С 1988 г. в Государственном музыкальном педагогическом институте им. Гнесиных под руководством профессора Ю. Н. Parca начались планомерные работы по музыкальной информатике.

Одним из крупнейших центров по исследованию проблем применения компьютер" в музыкальном образовании в данный период становится Новосибирская государственная консерватория им. М. И. Глинки, в которой открылась первая в России кафедра компьютеризации музыкального образования. Можно выделить четыре основных направления проводимых здесь исследований. 1) Педагогические аспекты использования компьютера в музыкальном образовании исследуются Л. П. Робустовой. Обобщая свой практический опыт обучения детей музыкальной грамоте при помощи компьютера, она указывает особенности организации, содержания и ведения занятий [96], выявляет зависимость характера использования компьютера от структуры и содержания программного продукта, логики последовательности учебного материала и других факторов [95], а также раскрывает сущность информационно-познавательной деятельности детей [94]. 2) Компьютер как исследовательский комплекс применяли Н. С. Бажанов [2] и Б. А. Шнндин [51]. В качестве наиболее типичного направления компьютеризации высшего звена музыкального образования они отмечают построение музыкальных информационных фондов и решение квалиметрических и поисковых задач [130]. 3) Разработкой аппаратного и программного обеспечения занимались А. А. Устинов и С. А. Чельдиев [71, 81, 126]. 4) Психологические аспекты использования компьютера в музыкальном образовании исследовали В. В. Мазе-пус и В. М. Цеханский. В центре их внимания были роль игровой имитации в регуляции учебно-познавательной деятельности [60], проблема перцептивного описания музыкального произведения [62], рефлексия как важнейшее звено регуляции взаимодействия человека и компьютера в процессе формирования знания [63].

С начала 90-х г. количество экспериментальных работ, проводимых в области компьютеризации обучения на разных уровнях образования (школа, среднее и высшее учебное заведение, курсы повышения квалификации и т. д.) и в различных предметных областях, стало заметно снижаться. И дело здесь не в том, что система образования стала меньше уделять внимание этой проблеме, а в том, что на смену разнообразным и многочисленным экспериментам по поиску эффективных форм и методов применения компьютера в процессе обучения приходит внедрение компьютерных технологий в учебную практику. В этом смысле компьютер из нетрадиционного средства обучения превратился в традиционное.

Изменился и характер научных исследований. Бели в 80-е г. в основном ставилась задача описания частной методики применения компьютера в рамках проводимого эксперимента, то теперь исследования нацелены на выявление общедидактических закономерностей. Уже в 1984 г. Е. И. Машбиц отмечает, что предпосылкой дальнейшего развития компьютеризации обучения является разработка специалъной компьютерной технологии обучения. А во второй половине 80-х г. вышли книги Г. Г. Воробьева «Кибернетика стучится в школу» [13], где излагается концепция кибернетической педагогики, Г. В. Фроловой «Педагогические возможности ЭВМ» [128], где содержится попытка обобщения опыта некоторых педагогов-практиков, Р. Вильямса и К. Маклина «Компьютеры в школе» [12], где очерчиваются «педагогические методики и тактики», которые могут быть обогащены использованием компьютерных средств, С. Пейперта «Переворот в сознании: Дети, компьютеры и плодотворные идеи» [80], где излагается концепция «учения без обучения» при помощи компьютера, Е. И. Машбица «Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы» [66] и «Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения» [68], где излагаются теоретические основы технологии компьютерного обучения.

Однако эта тенденция почти никак не коснулась музыкального образования. Здесь по-прежнему проводятся научные эксперименты по выявлению эффективных методов применения компьютера в обучении. Так, Дж. Дж. Хесс описывает проводившийся в университете штата Северное Колорадо эксперимент по использованию тренировочных компьютерных программ для формирования у студентов первого курса слуховых навыков на уроках по теории музыки [161]. Дж. М. Орфен обсуждает результаты исследования формирования при помощи компьютера ритмических навыков у учащихся Средней школы инструментального обучения [184]. Д. Л. Скельтон описывает практику применения компьютера в обучении воспитанников детских церковных хоров [207]. С. М. Шванаудер излагает принципы работы компьютерной программы, применявшейся в Йельском университете при обучении созданию тональной музыки по правилам, описанным в учебниках по гармонии [205]. Т. А. Смит приводит результаты применения в 1990 и 1991 гг. компьютерного тестирования музыкальной обученности студентов в Боллонском государственном университете [209]. Н. Вагнер описывает методы применения компьютера при обучении гармонии в Еврейском университете Иерусалима [213].

Лишь в немногих научных исследованиях предпринималась попытка приподняться над описанием частных методик и отдельных экспериментов и рассмотреть некоторые общие проблемы компьютеризации музыкального образования. Так, А. Ю. Джангваладзе поднимает проблему применения искусственного интеллекта в компьютеризированном обучении музыке [28]. В. В. Медушевский и А. А. Под-ражанская рассматривают проблему компьютеризации музыкального образования как комплексную многогранную музыковедческую проблему [70]. А, А Вербицкий дает аналитический обзор психолого-педагогических проблем, содержащихся в концепции компьютеризации музыкального образования [11].

В настоящее время продолжается наращивание потенциала обучающих компьютерных технологий2. Компьютеризация музыкального образования на уровне высшей школы активно проводится в ФРГ: Берлинская школа искусств, Высшая школа музыки и зрелищных искусств во Франкфурте-на-Майне и др. [20]. Из крупнейших центров, проводящих исследования в области компьютеризации музыкальной деятельности, в том числе и музыкального образования, можно выделить Центр компьютерных исследований в музыке Стенфордского университета, Центр музыкального эксперимента Калифорнийского университета в Сан-Диего и Институт сонологии при Королевской консерватории в Гааге (Нидерланды).

В России наибольшую известность получили разработки, проводимые в Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского (особенно в области создания образовательных программ, типа «Фридерик Шопен» и «Энциклопедия музыкальных инструментов», и исследования компьютерной музыки [30, 31]), Российской академии музыки им. Гнесиных (например, составление каталога ин-ципитов и эксплицитов песнопений по древнерусским певческим рукописям XV — XVI вв., осуществляемое Ю. В. Артамоновой, Н. В. За-болотной и др.), Уральской государственной консерватории им. М. П. Мусоргского (одним из результатов проводимой работы является тематический план курса «Информатика» для музыкального вуза [89]) и Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки (создание обучающих программ — Л. П. Робустова и др., моделирование исполнительской деятельности — А. А. Устинов и др., статистическая обработка музыкальных акустических текстов — Н. С. Бажанов, этномузыкологические исследования — В. В. Мазепус и др.).

Таким образом, в настоящее время имеются все объективные предпосылки для проведения широкой компьютеризации музыкального образования: есть достаточно большой парк электронных машин, создано огромное количество компьютерных программ и накоплен богатый практический опыт. Однако мощные возможности компьютера используются пока очень скромно. Одной из основных причин этого является слабая разработанность общей теории и методики применения компьютера в обучении музыке, в связи с чем в организации такого обучения превалирует стихийно-эмпирический подход.

Естественным ограничением внедрения обучающих компьютерных технологий в музыкальное образование является большая степень неопределенности, присущая как деятельности преподавания, так и многим компонентам знания, передаваемого в процессе обучения. Технические возможности компьютера таковы, что социальный опыт, накопленный человечеством, можно заложить в него лишь частично. Поскольку обучение есть передача социального опыта, использование компьютера в музыкальном образовании имеет некоторые пределы.

Другим естественным ограничением является сама система музыкального образования. Как и любая другая хорошо отлаженная система, она обладает определенным консерватизмом, выраженным в ее устойчивости и стабильности. Многие формы и методы обучения сложились здесь достаточно давно и образовали мощную, последовательно развивающуюся традицию. С введением компьютера в процесс обучения между педагогом и учеником возникают новые социальные отношения, что предполагает появление и новых методов обучения. Сложность распространения новых методов заключается в том, что система музыкального образования, обладая некоторой инертностью, скорее предрасположена к плавной трансформации, чем к коренным переменам.

Итак, техническая база и практический опыт компьютеризации музыкального образования есть. Теперь назрела объективная необходимость в осмыслении и обобщении этого опыта. Выявление имеющихся здесь закономерностей позволит преодолеть эмпирический подход к организации компьютеризированного обучения.

Объектом исследования являются обучающие компьютерные технологии. Под технологией понимают «совокупность знаний о способах и средствах производства (обучения)» [76, с. 298]. Под обучающей технологией понимают «совокупность процессов подготовки специалистов на базе современных технических средств и новых методов обучения [76, с. 282]. Под обучающей компьютерной технологией мы будем понимать совокупность процессов обучения, где главным средством его интенсификации является компьютер.

При компьютеризированном обучении формируется особая среда обучения, возникающая в результате взаимодействия педагога, компьютера и ученика. Складывающиеся здесь отношения образуют систему «педагог — компьютер — ученик» (СПКУ). Характер этих отношений определяется главным образом программным продуктом и формой его включения в учебную деятельность. Поскольку именно это является детерминирующим фактором образования и функционирования среды обучения, в центре внимания исследования будут находиться прежде всего компьютерные программы и их дидактические свойства.

Материалом исследования является программный продукт. При этом исследование будет иметь следующие ограничения.

1. Исследование ограничивается только сферой музыкального образования. Компьютер получил широкое распространение в различных областях музыкальной деятельности: издание, исполнение, сочинение музыки и т. д. Однако мы будем рассматривать его только как средство обучения, и следовательно, ограничимся программами, которые могут быть использованы при обучении музыке.

2. Исследование ограничивается только дисциплинами теоретического и исторического цикла. Компьютерные технологии применяются и в обучении исполнительскому искусству. Среди наиболее известных исследователей в этом направлении можно назвать такие имена, как Н. К. Дейл [146 — 150], Дж. Д. Петере [188 — 192] и А. Н. Синицкий [103]. Помимо наиболее распространенного обучения при помощи компьютера игре на гитаре и фортепиано, есть примеры обучения игре на трубе [216], флейте [162], кларнете [163] и других музыкальных инструментах. Однако опыт практического использования таких обучающих программ еще слишком мал и не получил достаточно убедительных результатов, подтверждающих его эффективность.

3. Исследование ограничивается рассмотрением только классно-урочной формы обучения. Обучение музыке при помощи компьютерных технологий может принимать и иные формы, например, дистанционное обучение, самообразование и т. п. Каждая из них имеет свою специфику, однако по существу является производной от основной, классно-урочной формы. Поэтому функционирование программного продукта мы будем рассматривать только в условиях взаимодействия педагога, компьютера и ученика.

Целью исследования является определение оптимальных условий функционирования СПКУ при компьютеризированном обучении музыке.

Из вышеизложенного вытекают основные задачи исследования: собрать и систематизировать наблюдения за средой обучения и характером взаимодействия в ней элементов СПКУклассифицировать программный продукт, который может быть использован при компьютеризированном обучении музыкеопределить функции педагога, компьютера и ученика, возникающие при использовании в процессе обучения компьютерных программ того или иного типапоказать разнообразие форм применения компьютерных технологий в музыкальном образованиипредложить методы использования программного продукта в обучении музыкедать ориентиры разработчикам музыкальных обучающих программобозначить некоторые перспективы развития компьютеризации музыкального образования.

Главной методологической основой исследования является общая теория систем (Л. фон Берталанфи [141], М. Г. Гаазе-Рапопорт [125, с. 100 — 190], В. Н. Садовский [100]). С ее помощью рассматриваются взаимосвязь и взаимодействие элементов СПКУ, движение информации между ними и их функционирование, а также пространственное и временное состояние этой системы.

Кроме того, методологическую основу исследования составили: положения педагогики об общей теории методов обучения (И. Я. Лер-нер, М. Н. Скаткин) и формировании целостной, художественно развитой и творчески активной личности в процессе обучения музыке (Б. В. Давыдова, А. И. Лагутин, В. Г. Ражников) — положения психологии о поэтапном формировании умственных действий (Т. В. Габай, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина), музыкальном восприятии (Е. В. Назай-кинский, Б. М. Теплов) и управлении учебной деятельностью (В. Я. Ляудис, Е. И. Машбиц, О. К. Тихомиров) — положения эргономики и инженерной психологии о характере деятельности оператора ЭВМ (В. П. Зинченко, Б. Ф. Ломов, В. М. Мунипов).

Научная новизна исследования заключается в следующем. Впервые для изучения проблем компьютеризированного обучения музыке привлечен значительный объем программного продукта, включающий свыше 160 наименованийсоздана более полная классификация компьютерных программ, применяемых в музыкальном образованиив исследовании взаимодействия педагога, компьютера и ученика в процессе обучения музыке применена методология общей теории системвсесторонне и комплексно рассмотрены методы практического использования компьютера в музыкальном образованииопределены требования, которым должен удовлетворять программный продукт, предназначенный для обучения музыкевыведены основные тенденции развития обучающих компьютерных технологий.

Практическая ценность исследования состоит в том, что оно выявляет позитивную методологию применения компьютера в обучении музыке и предлагает критерии оценки такой методологии. Оно дает рекомендации по созданию оптимальной среды обучения. Методика компьютеризированного обучения является по существу комбинированной, так как личная частная методика педагога здесь сочетается с «чужой» методикой, заложенной в компьютерную программу. Поэтому оптимальность среды обучения реализуется педагогом через характер использования программного продукта и разработчиком через выбор для сценария программы наиболее дидактически эффективных структур.

Результаты исследования адресованы прежде всего педагогам-музыкантам. Материалы диссертации могут служить методической основой применения компьютера в преподавании музыкально-теоретических дисциплин, войти в курс методики преподавания му-зыкально-теоретических дисциплин, а также использоваться в учебном курсе музыкальной информатики.

Кроме того, изложенные в диссертации научно спрогнозированные перспективы развития компьютеризации музыкального образования могут послужить ориентиром при создании эффективных компьютерных программ, предназначенных для обучения музыке.

Апробация результатов исследования осуществлялась: в ходе обсуждения на кафедре музыкального образования и просвещения Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки и на кафедре теории музыки и композиции Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собиновачерез опубликование автором исследовательских материалов по теме диссертации, список которых приводится в конце авторефератапри подготовке и проведении занятий в Новокузнецком государственном педагогическом институте в курсе «Компьютер и музыка» на факультете дошкольной методики и воспитания и в курсе «Звук и музыка на IBM» на физико-математическом факультете [107 — 109], в Саратовской государственной консерватории им. JI. В. Собинова, Новокузнецком музыкальном училище и Саратовском областном училище искусств в курсе «Музыкальная информатика», в лицее № 11 города Новокузнецка в курсе «Информатика» [53], а также на курсах повышения квалификации для преподавателей детских музыкальных школ и школ искусств Юга Кузбасса.

выход).

Рис. 15.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Мы рассмотрели использование обучающих компьютерных технологий в музыкальном образовании. Изложенное во второй и третьей главе свидетельствует о многообразии форм и методов применения компьютера в процессе обучения и решении с его помощью большого количества дидактических задач. При этом охватываются практически все музыкально-теоретические дисциплины. Таким образом, компьютер в музыкальном образовании может выступать в качестве универсального дидактического средства.

Вместе с тем оказалось, что все рассмотренное нами как некоторые частные случаи, присущие компьютеризированному обучению музыке, в действительности есть проявление некой общей логики процесса обучения. В силу развития интеллектуальных потребностей и информационных возможностей человечества, обучение как жизненно необходимая функция культуры перестраивается. Оно вбирает в себя буквально все технологические возможности, которыми в данный момент существуют и доступны для него.

Компьютерные технологии, стремительно вторгающиеся в различные сферы человеческой деятельности, по словам академика Б. С. Гершунского, претендуют «на коренное преобразование существовавших веками представлений о трудовых функциях всех участников образовательного процесса. Несомненно, эти средства уже оказали огромное влияние на традиционные парадигмы образования, порождая надежды на чудодейственные возможности резкого повышения качества образования с помощью все более интеллектуализируемых автоматов» [17, с. 288].

Существующая ныне информационно-транслирующая парадигма образования, по справедливому замечанию Б. С. Гершунского, в будущем совершенно бесперспективна [17, с. 305]. Поэтому со всей очевидностью на первый план выступает задача ее трансформации и даже полной замены парадигмой личностно-созидательного образования. Этот процесс в силу неотвратимости глобальной информатизации всей жизни общества не сможет протекать вне использования компьютерных информационных средств. Теперь предстоит ответить на вопрос, в какой мере могут содействовать этому процессу обучающие компьютерные технологии.

Данное исследование — попытка сделать шаг в направлении решения этой проблемы. И здесь можно выделить следующие ключевые моменты.

1. Применение обучающих компьютерных технологий в процессе обучения вовсе не означает автоматическое повышение эффективности обучения. Для этого необходимо деятельное участие всех субъектов образовательного процесса. Поэтому построение оптимальной стратегии компьютеризированного обучения возможно только при учете характера взаимодействия всех элементов СПКУ.

Компьютер здесь является опосредующим звеном во взаимодействии педагога и ученика. Поэтому он берет на себя часть функций как обучающего, так и обучающегося. Однако, поскольку в диссертации методология общей теории систем в изучении компьютеризированного обучения музыке применена впервые, дальнейшее исследование применение обучающих компьютерных технологий в музыкальном образовании, возможно, выявит новые аспекты данной проблемы.

Одним из таких аспектов, нуждающихся в дальнейших исследованиях, является распределение функциональных обязанностей между элементами СПКУ (см. первую главу). Как показано во второй и третьей главе, эти обязанности динамичны и трансформируются в зависимости как от среды обучения, детерминированной программным продуктом, так и от решаемой дидактической задачи, которая может быть поставлена педагогом, компьютером или самим учеником. Следовательно, здесь требуется не только построение общей функциональной структуры СПКУ, но и выявление закономерностей перехода из одного функционального состояния в другое.

2. Детерминирующим фактором возникновения той или иной среды обучения является программный продукт. Он обуславливает применение конкретных методических приемов для реализации оптимальной стратегии обучения. Поэтому классификация программного продукта имеет большое практическое значение, ибо она по существу отражает методическое обеспечение компьютеризированного обучения.

Предложенная нами трехуровневая иерархическая классификация в полной мере отражает уровни методических подходов, где переход от верхнего уровня к нижнему соответствует переходу от наиболее общих дидактических методов к частным. На настоящий момент она, на наш взгляд, наиболее полно отражает современное состояние обучающих компьютерных технологий в музыкальном образовании. Вместе с тем следует признать, что дальнейшее развитие обучающих компьютерных технологий в связи с постоянно вновь открывающимися дидактическими возможностями компьютерной системы, вероятно, приведет к появлению новых видов программ, которые могут быть использованы в музыкальном образовании. А это, в свою очередь, потребует уточнение классификации программного продукта.

Кроме того, в предложенную классификацию не включен комплексный обучающий программный продукт, объединяющий несколько компьютерных программ. К подобному программному продукту можно отнести АОС «Лира» (С. П. Полозов, Л, П. Робустова, В. М. Цеханский), Учебник по музыкальной грамоте (Л. П. Робустова, А. Гуренко, В. Голубев), GUIDO (Делаварский университет) и т. д. В настоящее время имеется лишь единственный термин, обозначающий такой продукт: АОС (в англоязычной литературе tutoring system или authoring system). Но не все комбинированные программы могут быть отнесены к этому типу. Они различаются по направленности обучающего воздействия, по широте охвата учебного материала, по реализации форм учебной работы и т. д. Пока нет достаточного опыта в их систематизации. Вместе с тем, поскольку объединение программ в крупные программные блоки является универсальной тенденцией и подобного программного продукта становится все больше, назревает необходимость в их изучении и классификации.

3. Эффективность компьютеризированного обучения музыкально-теоретическим дисциплинам во многом зависит от методов использования компьютерных технологий. Накопленный здесь опыт в большинстве случаев имеет отношение к конкретному программному продукту и отражает частные методические подходы. Не отрицая необходимость и даже неизбежность таких подходов, формирующихся эмпирически на основе личного опыта педагога, следует признать и необходимость выработки общих методических положений, относящихся к практическому использованию в обучении определенного класса программ.

Во второй и третьей главе был рассмотрен программный продукт, который апробирован практикой компьютеризированного обучения музыкально-теоретическим дисциплинам. Благодаря системному подходу, при анализе характера взаимодействия элементов СПКУ удалось выявить общие методические положения, относящиеся к практическому применению того или иного класса программ, а также присущие им некоторые положительные и отрицательные качества.

Вместе с тем нельзя не отметить следующее. Рассматривая виды того или иного типа программ, мы в ряде случаев старались придерживаться порядка их возникновения, выстраивая тем самым историческую перспективу. При этом часть упомянутого программного продукта в силу известных причин в настоящее время вышла из употребления и считается в некотором роде анахронизмом. Тем не менее практический опыт работы с подобными программами, даже если он дал негативные результаты, весьма важен для выявления путей оптимизации компьютеризированного обучения музыке.

Таким образом, программные средства обеспечения компьютеризированного обучения музыке постоянно обновляются за счет появления нового, более совершенного программного продукта, заменяющего собой устаревшие компьютерные программы. Это, в свою очередь, приведет к возникновению новых частных методических подходов и соответственно к уточнению и даже, возможно, к трансформации некоторых выявленных общих закономерностей применения обучающих компьютерных технологий.

4. Исторический взгляд на процесс развития обучающих компьютерных технологий позволил выявить ряд общих тенденций развития компьютеризации музыкального образования, которые изложены в четвертой главе. Все они обусловлены имеющимся историческим опытом, сложившейся на настоящий момент ситуацией и наметившимися здесь перспективами. Маловероятно, что в процессе компьютеризации музыкального образования произойдут кардинальные изменения обозначенных тенденций. Тем не менее дальнейшее развитие обучающих компьютерных технологий, очевидно, привнесет в эти тенденции фактическое наполнение, большую точность и ясность.

Все вышеуказанные ключевые моменты данного исследования в той или иной мере направлены на построение целостной модели компьютеризированного обучения в сфере музыкального образования. Однако здесь остается ряд таких нерешенных проблем, как соотношение общедидактических и частнодидактических методов, реализуемых в программном продуктеразработка полной функциональной системы взаимодействия педагога, компьютера и ученикавлияние компьютеризированного обучения на профессиональную музыкальную деятельность, не связанную с использованием компьютерных технологийадаптированность обучающего программного продукта к будущей профессиональной деятельности ученикаформирование образного мышления в условиях компьютеризированного обучениядефицит социальных контактов, или даже социальная изоляция в результате опосредования компьютером межличностных коммуникативных связей педагог — ученик и ученик — ученик, что в принципе недопустимо в музыкальной деятельности. Все эти проблемы нуждаются в дальнейшем исследовании.

Нельзя оставить без внимания еще одну сторону использования компьютерных технологий в музыкальном образовании.

Как отмечает О. К. Тихомиров, «компьютеры порождают новые формы интеллектуальной деятельности человека, меняя в ней характер соотношения рутинных и творческих компонентов» [121, с. 132]. При этом основная тенденция исторического развития состоит в появлении новых форм опосредования, преобразующих умственную деятельность [120, с. 48]. Ведущее место среди опосредующих орудий умственной деятельности занимает компьютер.

С появлением компьютера музыкальное искусство получило возможность развиваться на принципиально новой основе. Уже сегодня можно наблюдать некоторые изменения в характере таких традиционных форм музыкальной деятельности, как сочинение и исполнение музыки27.

Применение компьютерных технологий для сочинения музыки изменяет сам процесс композиторского мышления. Обычно композитор предслышит большую часть музыкального материала создаваемого произведения. Работа на компьютере предоставляет практически неограниченные тембровые, ритмические, звуковысотные и другие возможности, недоступные в иных условиях. Поиск новых выразительных средств, как показывает опыт, касается прежде всего экспериментирования с сонорной стороной музыкальной гкани. В результате вместо предслышания композитор конструирует звуковую материю.

Изменение характера исполнительской деятельности заключается в появлении нового типа музицирования, где исполнитель управляет процессом воспроизведения музыки, заранее записанной на компьютере. Непосредственный контакт с творимым музыкальным материалом, что свойственно для исполнительской деятельности, в данном случае утрачивается, и исполнение как бы обособляется от исполнителя. Деятельность исполнителя теперь сводится к монтажу музыкального текста и управлению потоком аудиального воспроизведения.

Компьютер прочно вошел в музыкальный мир, предоставив в распоряжение композитора и исполнителя универсальный музыкальный инструмент. Поэтому в настоящее время возникла насущная необходимость использования компьютерных технологий в музыкальном образовании не только в качестве средства обучения, но и в качестве объекта изучения. В связи с этим в учебных планах высших и средних музыкальных учебных заведений появилась новая учебная дисциплина — музыкальная информатика. Содержание имеющихся на сегодня разработок учебной программы по музыкальной информатике большей частью опирается на традиционные курсы информатики и вычислительной техники [33, 89]. Чтобы музыкальная информатика действительно стала таковой, необходимо провести дополнительные исследования, систематизировать и обобщить информационные процессы, относящиеся непосредственно к музыкальным информационным объектам.

Таким образом, целостная модель компьютеризированного музыкального обучения, на наш взгляд, может быть построена только на основе интеграции знаний, с одной стороны, применения обучающих компьютерных технологий в процессе обучения и, с другой стороны, музыкальной информатики.

Основная перспектива использования компьютерных технологийэто моделирование человеческой деятельности. Человек моделирует на компьютере самого себя, создавая свое подобие. Это касается всех видов музыкальной деятельности, где могут применяться компьютерные технологии: сочинение, исполнение и обучение. Вместе с тем смоделировать человеческую деятельность неимоверно сложно в виду наличия в ней большой доли неопределенности. Решение этой задачи обычно связывают с разработками в области искусственного интеллекта и прежде всего с достижениями эвристики. Наблюдается тенденция все большей и большей формализации сенсорной, перцептивной, интеллектуальной и других сторон жизнедеятельности человека. Признавая невозможность абсолютно полного и адекватного воспроизведения компьютером человеческой деятельности, нельзя определить и то, до каких пределов простираются возможности ее моделирования. В этом залог уверенности в перспективности развития компьютерных технологий. Однако положение вещей всегда будет таковым: человек ставит вопросы — компьютер их решает.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Название: Фридерик Шопен. Описание: интерактивная энциклопедия, посвященная жизни и творчеству Ф. Шопена. Разработчик: DS Multimedia Productions при участии Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. Год создания: 1995.
  2. Название: Alfred Music Achievement Series. Описание: тестовая программа, проверяющая знание музыкальной терминологии и нотации. Год создания: 1988.
  3. Название: Aurai Skills Trainer. Описание: комплект из трех тренажерных программ, развивающих слуховые навыки в определении интервалов, основных трезвучий и септаккордов. Год создания: 1988.
  4. Название: Basic Chords. Описание: тренажерная программа, развивающая слуховые навыки в определении основных трезвучий. Год создания: 1988.
  5. Название: Beethoven: Symphony № 9. Описание: мультимедийная гипертекстовая презентативная программа, предоставляющая разнообразную информацию о Девятой симфонии Бетховена. Разработчик: Voyager.
  6. Название: Camus. Описание: тренажерная программа, содержащая ряд упражнений: определение ритмических рисунков и интонационных оборотов, музыкальный диктант до восемнадцати звуков из атональной музыки и др. Год создания: 1988.
  7. Название: Chord Quiz Deluxe. Описание: тестовая программа, осуществляющая различные формы проверки знания аккордов. Разработчик: П. Рапопорт.
  8. Название: Claire, the Personal Music Coach. Описание: тренажерная программа, осуществляющая визуальный и слуховой тренинг по теории музыке. Разработчик: Arpeggio Software.
  9. Название: Clef Notes. Описание: тренажерная программа, обучающая правильной записи нот в скрипичном, альтовом, теноровом и басовом ключах. Год создания: 1988.
  10. Название: Descending/Ascending Intervals. Описание: тренажерная программа с четырьмя уровнями сложности, содержащая визуально-слуховые упражнения на определение интервалов. Год создания: 1988.
  11. Название: Ear Training Skill. Описание: тренажерная программа, содержащая упражнения определения на слух звуков и интервалов (6 уровней сложности). Год создания: 1988.
  12. Название: Early Music Skills. Описание: тренажерная программа для начального музыкального образования, обучающая определению нот. Год создания: 1988.
  13. Название: EasyKeys. Описание: имитатор синтезатора, позволяющий исполнять музыку на клавиатуре компьютера или MIDI-клавиатуре под автоаккомпанемент.
  14. Название: Elements of Music. Описание: пакет из трех развивающих презентативных программ, излагающих в игровой форме начальные понятия теории музыки. Год создания: 1988.
  15. Название: Functional Harmony: Basic Chords. Описание: тестовая программа, предназначенная для проведения гармонического анализа. Год создания: 1988.
  16. Название: Hear Today. Play Tomorrow. Описание: тренажерная программа, содержащая серию визуально-слуховых упражнений для развития навыков чтения нот. Год создания: 1988.
  17. Название: Hear! Hear! Описание: комплект из трех тренажерных программ, обучающих в игровой форме определению на слух, построению и интонированию интервалов. Год создания: 1988.
  18. Название: Intervals. Описание: тренажерная программа, развивающая навыки определения интервалов на слух. Год создания: 1988.
  19. Название: Jazz Dictator. Описание: тестовая программа для слухового анализа джазовых гармонических последовательностей (уровень сложности от школы до консерватории). Разработчик: Temporal Acuity.
  20. Название: Keyboard Chords. Описание: презентативная программа, обучающая написанию и построению на MIDI-клавиатуре мажорных, минорных, уменьшенных и увеличенных аккордов. Год создания: 1988.
  21. Название: Keyboard Extended Jazz Harmonies. Описание: презентативная программа, обучающая правописанию и построению на
  22. MIDI-клавиатуре нонаккордов, ундецимаккордов и терцдецимаккор-дов. Год создания: 1988.
  23. Название: Keyboard Intervals. Описание: презентативная программа, обучающая построению на MIDI-клавиатуре интервалов, включая уменьшенные и увеличенные. Год создания: 1988.
  24. Название: Keyboard Jazz Harmonies. Описание: презентативная программа, обучающая правописанию и построению на MIDI-клавиатуре септаккордов. Год создания: 1988.
  25. Название: Keyboard Namegame. Описание: презентативная программа, обучающая в игровой форме положению нот в скрипичном и басовом ключах. Год создания: 1988.
  26. Название: Keyboard Note Drill. Описание: тренажерная программа, формирующая навыки быстрого определения нот в скрипичном и басовом ключе путем сокращения времени на ответ. Год создания: 1988.
  27. Название: Listen. Описание: тренажерная программа, предлагающая для развития музыкального слуха мелодические и гармонические задания шести уровней сложности. Разработчик: Imaja.
  28. Название: Logic Audio. Описание: сложный многофункциональный профессиональный музыкальный редактор, сочетающий в себе черты секвенцера и нотатора. Разработчик: Emagic. Год создания: 1998.
  29. Название: MacGamut: Intervals, Scales, Chords. Описание: тренажерная программа, обучающая определению интервалов, звукорядов и аккордов с постепенным повышением уровня сложности. Разработчик: Mayfield Publishing.
  30. Название: MacGamut: Melodic Dictation. Описание: программа предназначена для написания музыкального диктанта. Разработчик: Mayfield Publishing.
  31. Название: Melody Race. Описание: тренажерная программа, формирующая навыки быстрого определения нот в девяти уровнях сложности. Год создания: 1988.
  32. Название: MECCANO. Описание: креативная программа, позволяющая исполнять музыку под автоаккомпанемент. Разработчик: Новосибирская компьютерная лаборатория при Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки. Год создания: 1991.
  33. Название: Music. Описание: комплект из пяти тренажерных программ, построенных на сравнении отображаемого на экране и ау-диально воспроизводимого музыкального текста. Год создания: 1988.
  34. Название: Music Appreciation: A Study Guide. Описание: путеводитель по истории музыке для высшего музыкального образования с глоссарием музыкальных терминов. Год создания: 1988.
  35. Название: Music by Matrix. Описание: презентативная программа, объясняющая понятия звукоряда, интервала и аккорда. Год создания: 1988.
  36. Название: Music Composer Quiz. Описание: тестовая программа, проверяющая знание творчества различных композиторов. Год создания: 1988.
  37. Название: Music Detectiv. Описание: тренажерная программа, развивающая способность обнаружения ошибки при сравнении визуального отображения и аудиального воспроизведения музыкального текста. Год создания: 1988.
  38. Название: Music History. Описание: электронный учебник по истории западноевропейской музыки от Древней Греции до современности. Год создания: 1988.
  39. Название: Music History Review. Описание: тестовая программа, проводящая опрос по истории музыки на основе выбора ответа из предложенных альтернатив. Год создания: 1988.
  40. Название: Music Student. Описание: электронный учебник по теории музыки, включающий в себя презентативные, тренажерные и тестовые программы. Год создания: 1988.
  41. Название: Music Terminology. Описание: комплект из трех тестовых программ, проверяющих знание музыкальной терминологии. Год создания: 1988.
  42. Название: Music Theory. Описание: электронный учебник по теории музыки, включающий в себя восемнадцать презентативных, тренажерных и тестовых программ. Год создания: 1988.
  43. Название: Music Tutor. Описание: электронный учебник по теории музыки, включающий в себя двадцать одну презентативную, тренажерную и тестовую программу. Год создания: 1988.
  44. Название: Musical Computer One And Two. Описание: презен-тативная программа для начинающих, объясняющая основные понятия: ноты, ритм, паузы и знаки альтерации. Год создания: 1988.
  45. Название: Musical Editor. Описание: простой пятиголосный музыкальный редактор с ритмически тождественным движением всех голосов. Разработчик: компания Dialogue, Rust. Год создания: 1990.
  46. Название: Musical Lanquage. Описание: тестовая программа, проверяющая знание музыкальной терминологии. Год создания: 1988.
  47. Название: Musical Stairs. Описание: тренажерная программадля младших школьников, обучающая в игровой форме визуальному и слуховому определению интервалов в басовом и скрипичном ключах. Год создания: 1988.
  48. Название: Musical Stories. Описание: тренажерная программа, обучающая определению названия нот. Год создания: 1988.
  49. Название: Musicshop. Описание: музыкальный редактор для начинающих, обладающий только базовыми функциональными возможностями редактирования музыкального текста. Разработчик: Opcode Systems.
  50. Название: MusicStation. Описание: музыкальный редактор среднего уровня с функциональной возможностью автоаккомпанемента на выбранный стиль и заданную гармоническую последовательность. Разработчик: Steinberg. Год создания: 1993 1994.
  51. Название: Note Factory Library. Описание: комплект из 5 тестовых программ, предлагающих написание различных видов музыкального диктанта. Год создания: 1988.
  52. Название: Note Name Drill. Описание: тренажерная программа, развивающая навыки определения нот в скрипичном и басовом ключах. Год создания: 1988.
  53. Название: NotePIay. Описание: тренажерная программа, обучающая визуальному чтению нот в мелодии, интервалах, аккордах и т. д. в игровой форме (36 уровней сложности). Разработчик: IBIS.
  54. Название: Play It By Ear. Описание: тренажерная программа, развивающая слуховые навыки распознавания высоты отдельных звуков и мелодических оборотов, интервалы, аккорды и лады (6 уровней сложности). Разработчик: IBIS. Год создания: 1991.
  55. Название: Rhytm Write. Описание: тренажерная программа развития ритмического слуха, работающая в режиме дефицита времени и имеющая десять уровней сложности. Разработчик: Ars Nova.
  56. Название: RhytmAce. Описание: тренажерная программа, обучающая выстукиванию ритмического рисунка одной или двумя руками в размере от 2/4 до 16/16 с использованием от целых нот до шестнадцатых, лиг, нот с точками, пауз и триолей. Разработчик: IBIS.
  57. Название: Rhythmaticity. Описание: тренажерная программа, развивающая ритмический слух. Год создания: 1988.
  58. Название: Seventh Chords. Описание: тренажерная программа, развивающая навыки определения на слух септаккордов. Год создания: 1988.
  59. Название: Staff Master. Описание: комплект из трех игровых тренажерных программ: «Название нот», «Название интервалов», «Клавишный чемпион». Год создания: 1988.
  60. Описание: тестовая программа-экзаменатор, проверяющая правильность решения задачи по гармонизации. Разработчик: P. X.
  61. Описание: моделирующая программа, синтезирующая мелодии в форме периода с учетом некоторых структурных, ритмических, звуковысотных и ладогармонических закономерностей. Разработчик:
  62. Автоматизированный класс музыкального образования. M., 1972. 28 с.
  63. Н. С. Громкостная динамика в структуре информационной системы музыкального произведения // ЭВМ и проблемы музыкальной науки. Новосибирск, 1988. С. 150 158.
  64. Н. С. Динамическое интонирование в искусстве пианиста. Новосибирск, 1994. 300 с.
  65. Вл. Иллюзии и перспективы // Советская музыка. 1965, № 12. С. 9−16.
  66. В. Об эстетических предпосылках взаимоотношения кибернетики и музыки // Эстетические очерки. Вып. 2. М., 1967. С. 356 -386.
  67. Д. А., Федосеева А. А. Проблемы дистанционного обучения в России // Информатика и образование. 1996, № 3. С. 94 -97.
  68. Д. А. Аранжировка для эстрадных ансамблей и оркестров. М., 1974. 392 с.
  69. Р. Дж. Искусство создания танцевальной музыки на компьютере / Пер. с англ. М., 1998,448 с.
  70. А. В., Первин Ю. А., Хворостин Н. А. Музыкальные учебные пакеты для персональных микроЭВМ // Автоматизированные рабочие места интеллектуальной деятельности. Новосибирск, 1985. С. 58−66.
  71. Введение в эргономику. Под ред. В. П. Зинченко. М., 1974. 351с.
  72. А. А. Психолого педагоги ческие проблемы перестройки деятельности в компьютерном обучении П ЭВМ и проблемы музыкального образования. Новосибирск, 1989. С. 15−23.
  73. Р., Маклин К. Компьютеры в школе, пер. с англ. М., 1988. 336 с.
  74. Г. Г. Кибернетика стучится в школу. М., 1986.206 с.
  75. Т. В. Учебная деятельность и ее средства. М., 1988. 256с.
  76. П. Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР, т. 1, М., 1959. С. 441 -469.
  77. . С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы. М., 1987. 264 с.
  78. . С. Философия образования для XXI века. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). М., 1998.608 с.
  79. А. В., Кравчук Т. П. Лицей информационных технологий. М., 1995.240 с.
  80. В. «Горани». К типологии армянской песни. Опыт исследования с помощью ЭВМ. Ереван, 1982.
  81. Е. Неакадемические направления в профессиональном музыкальном образовании ФРГ // Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории, методологии. Вып. 2. М., 1994. С. 152−160.
  82. Е. В. Методика преподавания музыкального диктанта. М., 1962.116 с.
  83. Е. В. Методика преподавания сольфеджио. М., 1986. 160 с.
  84. Д. Продолжение темы // Советская музыка. 1986, № 3. С. 71 -72.
  85. В. ЭВМ думает, считает, управляет: Пер. с нем. М., 1974. 227 с.
  86. В. К. О статистическом анализе музыки // Латвийский математический ежегодник, 3. Рига, 1968. С. 101 120.
  87. В., Клотиньш А. Статистические исследования ладовой функциональности в латышских народных песнях // Количественные методы в музыкальной фольклористике и музыкознании. М., 1988. С. 18−35.
  88. В. Статистический анализ гармонии // Точные методы в исследованиях культуры и искусства. М., 1971, ч. 2. С. 256 265.
  89. А. Ю. Методы искусственного интеллекта в музыкально-педагогических системах // Электронная технология и музыкальное искусство. М., 1990. С. 59 62.
  90. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы соврем, дидактики / Под ред. М. Н. Скаткина. М., 1982. 319 с.
  91. Ю. Г. Компьютерная музыка: методы и средства. Дипл. работа. МГК, 1997.
  92. М. Яннис Ксенакис: грани творчества. Дипл. работа. МПС, 1996.
  93. Д. Ю. Компьютер для музыкантов-любителей и профессионалов. Т. 1. М., 1999. 352 с.
  94. Дыс Л. И. Использование вычислительной техники в музыкальном образовании. Лекции. Киев, 1988. 58 с.
  95. Н. Г. Импрессинг и сенсибилизация музыкально-информационного поля и его каналов // Электронная технология и музыкальное искусство, Новосибирск, 1990. С. 17 19.
  96. Н. Г., Котляревский И. А., Полянский Ю. А. Теоретические основы воспитания и обучения в музыкальных учебных заведениях. К., 1987. 110 с.
  97. Н. Г. Технические средства обучения в системе комплексного воспитания музыканта /к постановке проблемы/ (Автореферат дисс. на соискание науч. степ. канд. искусствоведения). Л., 1983.21с.
  98. П. Л. 600 звуковых и музыкальных программ. СПб., 1999. 624 с.
  99. Р. X. Диалоговый режим в музыке на основе интер-вально-метрической структуры интонации // Известия АН СССР. Техническая кибернетика. 1985, № 5. С. 115 128.
  100. Р. X. Кибернетика и музыка. М., 1971. 235 с.
  101. Р. X. Машинный поиск вариантов при моделировании творческого процесса. М., 1983.232 с.
  102. Р. Моделирование музыкальных сочинений на вычислительной машине и оценка машинных композиций // Точные методы и музыкальное искусство. Ростов н/Д., 1972. С. 96 -108.
  103. Р. X. О моделировании мелодий заданного стиля на цифровых вычислительных машинах // Проблемы кибернетики, вып. 15. М., 1965. С. 157−200.
  104. Р. X. О программировании процесса сочинения музыки // Проблемы кибернетики, вып. 7. М., 1962. С. 151 -160.
  105. Р. X. Построение частотных словарей музыкальных интонаций для анализа и моделирования мелодий // Проблемы кибернетики, вып. 41. М., 1984. С. 207 252.
  106. Р. X. Проблемы применения ЭВМ в музыкальной практике // ЭВМ и проблемы музыкальной науки. Новосибирск, 1988. С. 83 109.
  107. Р. X. Продукционная система в музыке // Известия АН
  108. СССР. Техническая кибернетика. 1987, № 2. С. 207 216.
  109. Р. X. Решение задач по гармонии и анализ гармонизации на цифровой вычислительной машине // Проблемы кибернетики, вып. 18. М., 1967. С. 91 128.
  110. В. П., Манипов В. М. Смолян Г. Л. Эргономические основы организации труда. М., 1974.240 с.
  111. Н. Н. Общий курс инструментоведения. М., 1976. 480 с.
  112. В. Н. ЭВМ и образование: аналитический обзор основных концепций компьютерного обучения // ЭВМ и проблемы музыкального образования. Новосибирск, 1989. С. 163 170.
  113. С. С., ЛесневскиЙ Ю. Ю., Шиндин Б. А. Концепция интеллектуальных систем как средство организации деятельности музыковеда // ЭВМ и проблемы музыкального образования. Новосибирск, 1989. С. 144−153.
  114. Г. М. Школа будущего: компьютеры в процессе обучения: Пер. с англ. М., 1987.176 с.
  115. В. Ф., Гуревич Л. И., Грущак О. О., Можаров М. С. Специфика программного обеспечения разнопрофильных школ // Проблемы профессиональной подготовки учителя в аспекте гуманизации образования, ч. 2. Новокузнецк, 1994. С. 47−49.
  116. А. И. Основы педагогики музыкальной школы: Учеб. пособие. М., 1985. 143 с.
  117. И. Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981.185 с.
  118. Т. Н., Протопопов В. В. Глинка. Творческий путь. Т. 1.М., 1955.404 с.
  119. П. В. Дидактические возможности АКМО // Психолого-педагогические проблемы высшего музыкального образования. М., 1979. С. 119−154.
  120. . Ф. Человек и техника. М., 1966. 464 с.
  121. В. Я., Тихомиров О. К. Психология и практика автоматизированного обучения // Вопросы психологии. 1983, № 6. С. 16 27.
  122. В. В., Цеханский В. М. Игровая модель процессов психической регуляции в профессиональной подготовке музыканта // Игровое моделирование: Методология и практика. Новосибирск, 1987. С. 127 137.
  123. В. В., Скворцова Н. М. Информационная система центра этномузыкологических исследований и некоторые возможности ее использования // Информационная система вуза. Новосибирск, 1998. С. 21 -25.
  124. В. В., Цеханский В. М. Перцептивное описание музыкального произведения // ЭВМ и проблемы музыкального образования. Новосибирск, 1989. С. 113 124.
  125. В. В., Цеханский В. М. Рефлексия в изучении психологических проблем музыкальной информатики // ЭВМ и проблемы музыкальной науки. Новосибирск, 1988. С. 25 41.
  126. А. К., Сиказин В. М. Перспективные принципы исполнения музыки с использованием компьютерных систем // Электронная технология и музыкальное искусство. М., 1990. С. 27 29.
  127. Э. Музыка, речь и компьютер: пер. с нем. К., 1995.312 с.
  128. Е. И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы. М., 1986. 80 с.
  129. Е. И. Психолого-логические основы управления учебной деятельностью. Киев, 1987. 224 с.
  130. Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М., 1988. 192 с.
  131. Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютерного обучения // Применение автоматизированных обучающих систем в учебном процессе. Минск, 1984. С. 84 85.
  132. В. В., Подражанская А. А. Компьютеризация музыкального образования как музыковедческая проблема // ЭВМ и проблемы музыкального образования. Новосибирск, 1989. С. 23 31.
  133. А. П., Устинов А. А., Чельдиев С. А. Музыка, электроника, интонирование. Новосибирск, 1993.314 с.
  134. А. Искусство и ЭВМ (пер. с фр.) // Моль А., Фукс В., Касслер М. Искусство и ЭВМ. М., 1975. С. 13 278.
  135. Музыкальная жизнь, 1992, № 7−8. С. 34.
  136. Е. В. Звуковой мир музыки. М., 1988.254 с.
  137. Е. В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания // Восприятие музыки. М., 1980. С. 91 111.
  138. Обучающие машины, системы и комплексы: Справочник / Под общ. ред. А. Я. Савельева. К., 1986. 303 с.
  139. Основы инженерной психологии. Под ред. Б. Ф. Ломова. М., 1986. 448 с.
  140. А. Л. Очерки по методике теории музыки и сольфеджио. Л., 1954. 304 с.
  141. Педагогика, под ред. Ю. К. Бабанского. М., 1983. 608 с.
  142. С. Переворот в сознании: Дети, компьютеры и плодотворные идеи.: Пер. с англ. М., 1989. 224 с.
  143. Ю. А, Первин Н. А., Чельдиев С. А. Опыт применения персональных ЭВМ на уроках сольфеджио в музыкальной школе // Проблемы школьной информатики. Новосибирск, 1986. С. 84 89.
  144. Р. Ю., Петелин Ю. В. Звуковая студия в PC. СПб, 1998.256 с.
  145. Р. Ю., Петелин Ю. В. Музыка на PC. Cakewalk. СПб, 1999. 512 с.
  146. Р. Ю., Петелин Ю. В. Персональный оркестр в PC. СПб, 1998. 240 с.
  147. Ю. В., Петелин Р. Ю. Персональный оркестр. в персональном компьютере. СПб, 1997. 280 с.
  148. Е. С. Дистанционное обучение: организационные и педагогические аспекты // Информатика и образование. 1996, № 3. С. 87 -91.
  149. Э. В. Общение с ЭВМ на естественном языке. М., 1982. 360 с.
  150. Проблемы применения ТСО и программированного обучения в области музыки. Под ред. Лобанова П. В. М., 1969. 75 с.
  151. Программа развития компьютеризации музыкального образования. Екатеринбург, 1992. 17 с.
  152. Д. М. Музыка и компьютер: настольная студия / Пер. с англ. Минск, 1998. 272 с.
  153. В. Г. Резервы музыкальной педагогики. М., 1980. 96с.
  154. Распознавание образов. Исследование живых и автоматических распознающих систем. Пер. с англ. М., 1970. 288 с.
  155. У. К. Учителя и машины. Пер. с англ. М., 1968. 278 с.
  156. Л. П. Информационно-познавательная деятельность детей в работе с компьютерными программами по музыкальной грамоте // Информационная система вуза. Новосибирск, 1998. С. 26 30.
  157. Л. П. Музыкальное обучение с помощью компьютера // Электронная технология и музыкальное искусство. Новосибирск, 1990. С. 56 58.
  158. Л. П. ЭВМ в начальном музыкальном образовании // ЭВМ и проблемы музыкального образования. Новосибирск, 1989. С. 70 77.
  159. Я. Приспособление условий труда к человеку // Эргономика. Проблемы приспособления условий труда к человеку. Пер. с польск. М., 1971. С. 25 75.
  160. С. JI. Проблемы общей психологии. М, 1973. 424с.
  161. М. С., Шаронов В. И. Гармонизация песенных восьмитактных мелодий на быстродействующей ЭВМ // Ученые записки Казанского гос. университета. Казань, 1963, Том 123, кн. 6. С. 103−111.
  162. В. Н. Основания общей теории систем. М., 1974. 280 с.
  163. Е. Р. Компьютерные обучающие программы в музыкальном образовании // Информатизация системы образования города. Челябинск, 1996. С. 120 123.
  164. Е. Р. Образовательные возможности компьютерных обучающих программ в процессе музыковедческой подготовки учащихся музыкально-педагогического колледжа. Автореферат диссертации на соискание уч. ст. к. пед. наук. Екатеринбург, 1996.22 с.
  165. А. Н. Стандартные подпрограммы при моделировании оптимальных этюдов // Проблемы применения ТСО и программированного обучения в области музыки. М., 1969. С. 45−54.
  166. M. Н. Проблемы современной дидактики. М., 1984. 96 с.
  167. . А., Душков Б. А., Космолинский Ф. П. Инженерная психология: (Экономические проблемы). М., 1983.224 с.
  168. Г. Л. Человек и компьютер: (Социально-философские аспекты автоматизации управления и обработки информации). М., 1981.192 с.
  169. О. А. Звук и музыка на компьютерах ЮМ в операционной системе TOS // Подготовка современного специалиста в соответствии с государственным образовательным стандартом. Новокузнецк, 1996. С. 28 29.
  170. О. А. О необходимости расширения учебного плана по информатике // Подготовка современного специалиста в соответствии с государственным образовательным стандартом. Новокузнецк, 1996. С. 26−27.
  171. О. А. Оптимизация обучения на физико-математическом факультете педагогического вуза // Содержание и технологии многоуровневого образования, ч. 2. Новокузнецк, 1995. С. 165 -168.
  172. А. Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. Т. 2. JI., 1981.296 с.
  173. А. Эксперимент по моделированию структуры полифонической музыки строгого стиля // Эстетические очерки. Вып. 2. М., 1967. С. 387−406.
  174. JI. М. Обучение с помощью машин. Пер. с англ. М., 1965. 374 с.
  175. СулеЙманов Р. Об одном подходе к статистическому анализу звукоряда народной песни // Количественные методы в музыкальной фольклористике и музыкознании. М., 1988. С. 116 -120.
  176. Н. Ф. Внедрению компьютеров в учебный процесс -научную основу // Советская педагогика. 1985, Jfe 12. С. 34 38.
  177. Н. Ф. Психолого-педагогические основы автоматизации учебного процесса // Психолого-педагогические и психологофи-зические проблемы компьютерного обучения. М., 1985. С. 11 25.
  178. Н. Ф., Габай Т. В. Пути и возможности автоматизации учебного процесса. М., 1977. 64 с.
  179. А. С. Аналитический подход к музыкальному исполнительству // ЭВМ и проблемы музыкального образования. Новосибирск, 1989. С. 49 70.
  180. Теоретические основы процесса обучения в советской школе / Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М., 1989. 320 с.
  181. . М. Психология музыкальных способностей. М. Л., 1947. 336 с.
  182. О. К. Информатика и новые проблемы психологической науки // Вопросы философии. 1986, № 7. С. 39 52.
  183. О. К., Бабанин Л. Н. ЭВМ и новые проблемы психологии. М., 1986. 204 с.
  184. Т. Человек в системе труда // Эргономика. Проблемы приспособления условий труда к человеку. Пер. с польск. М., 1971. С. 76−121.
  185. Ю. Н. Учение о гармонии. Т. 1. Л., 1937. 192 с.
  186. В. Заменен о компьютерной музыке // Музыкальная жизнь. 1990, № 15. С. 6 7.
  187. Управление, информация, интеллект. Под ред. А. И. Берга и др. М., 1976.383 с.
  188. А., Ментюков А. Электронные средства и музыка на пороге нового тысячелетия // Шоу-Мастер. 1996, № 3. С. 108 -110.
  189. . И., Джалиашвили 3. О. Логика компьютерного диалога. М., 1994. 240 с.
  190. Г. В. Педагогические возможности ЭВМ. Новосибирск, 1988.173 с.
  191. . А., Робустова Л. П., Юкечев Ю. П., Бажанов Н. С. Компьютерные технологии в музыкальной деятельности // Компьютерные технологии в высшем образовании. С-Пб., 1994. С. F20 F21.
  192. . А. Автоматизированный поиск закономерностей невменного текста // Музыкальная культура православного мира: традиции, теория, практика. М., 1994. С. 243 253.
  193. Эргономика / Под ред. Крылова А. А. и Суходольского Г. В. Л., 1988. 184 с.
  194. А. М., Яглом И. М. Вероятность и информация. М., 1973.512 с.
  195. Arveiller J. Comments on University Instruction in Computer Music Composition // The Music Machine. Cambridge, 1989. P. 169 175.
  196. Ashley R. D. Computer-based Learning: Models and Lessons for Computer Music Systems // Proceedings: 1989 International Computer Music Conference. San Francisco, 1989.
  197. Ashley R. D. A Computer System for Learning Analytic Listening // Proceedings: 1989 International Computer Music Conference. San Francisco, 1989.
  198. Ashley R. D. Production Systems: Three Applications in Music // Proceedings of the Rochestes 1983 International Computer Music Conference, San Francisco, 1984. P. 161 173.
  199. Bangert-Drowns R. L., Kulik J. A., Kulik C. L. Effectiveness of Computer-based Education in Secondary School // Journal of Computer-Based Instruction. 1985, Vol. 12, № 3.
  200. Baugh I. W. Using Logo to Teach the Elements of Music // Music Educators Journal, Vol. 73/4 (December 1986). P. 37.
  201. Bertalanfly L. von. General Systems Theory. Foundations, Development, Applications. N. Y., 1969.
  202. Chambers J. A., Sprecher J. W. Computer-Assisted Instruction: Its Use in Classroom // Edglewood Clifis. N. J., 1983.
  203. Clements P. J., Wood R. Design Considerations for Computer-Assisted Music Instruction // Canadian Music Educator. Vol. 25/2 (March 1984).
  204. Crowder N. Automatic Tutoring by Means of Intrinsic Programming // Automatic Teaching: The State of the Art. Wiley Hill, 1959.
  205. Dean C., Whitlock Q., A Handbook of Computer-based Training. L./N. Y., 1989.
  206. Deihl N. C. Computer-Assisted Instruction and Instrumental Music: Implications for Teaching «id Research // Journal of Research in Music Education. Vol. 19/3 (Fall 1971). P. 299 306.
  207. Deihl N. C., Radocy R. E. Computer-Assisted: Potential for Instrumental Music Education // Council for Research in Music Education. Bulletin 15 (Winter 1969). P. 1 7.
  208. Deihl N. C. Computers for Instrumental Music // Music Journal. Vol. 28 (April 1970). P. 57−61.
  209. Deihl N. C., Zeigler R. Evaluation of a Program in Articulation and Rhythm for Intermediate Instrumentalists // Bulletin of the Council for Research in Music Education. Vol. 31 (Winter 1973). P. 1 11.
  210. Deihl N. C. New Technology and Instrumental Music // The Instrumentalist. Vol. 25 (September 1970). P. 44 45.
  211. Evans J. L., Glaser R., Homme L. E. An investigation of variation in the properties of verbal learning sequences of the «Teaching machine» Type // Lumsdaine A. A., Glaser R. Teaching machines and programmedlearning. Washington, 1960. P.446−451.
  212. Freed A. New Media for Musicological Research and Education: The Country Blues in HyperMedia // Proceedings: 1989 International Computer Music Conference. San Francisco, 1989.
  213. Fucks W. Mathematical Analysis of Formal Structure of Music // IRE Trans. Inform. Theory. Vol. 8, № 5,1962.
  214. Fucks W. Mathematische Musikanalyse und Randomfolgen // Music und Zufeil. Gravesaner Bl. 6, 1962, № 23 24.
  215. Galanter E. Psychology To-day. 1985, № 1.
  216. Gross D. S. Computer Application to Music Theory: a Retrospective // Computer Music Journal. Vol. 8, № 4, 1984.
  217. Gross D. S. A Computer-Assisted Music Course and Its Implementation // Computing in the Humanities. Lexington, Mass., 1981. P. 287 -297.
  218. Gross D. S., Foltz R. E. Ideas Implementation and Evaluation of a Music CAI Project//College Music Symposium. Vol. 21 (Fall 1981). P. 22 -26.
  219. Gross D. S., Griffin W. Implementation and Evaluation of a Computer-Assisted Course in Musical Aural Skills // AEDS Journal. Vol. 15(1982). P. 143−50.
  220. Gross D. S. An Intelligent Ear-Training Lesson // Proceedings of the International Computer Music Conference, 1984. San Francisco, Calif., 1985. P. 179−183.
  221. Hess G. J. Dictation Tutor: The Effectiveness of a Curriculum-specific Tutorial in the Acquisition of Aural Discrimination Skills at the College Level. DA diss., U. Northern Colorado, 1994. 93 p.
  222. Higgins W. R. The Development and Validation of a Microcomputer Flute Simulator for the Purpose of Computer-Assisted Instruction in Flute Fingerings // Bulletin of Research in Music Education (Pennsylvania
  223. MEA). Vol. 18 (Fall 1992). 36 43 p.
  224. Higgins W. R. The Flasibility of Teaching Beginning Applied Clarinet with the Microcomputer. Doct. diss. Pennsylvania State Univ., 1981. 155 p.
  225. Hiller L. A. Computer Music // Scientific American. 1959, Vol. 201, № 6. P. 109−120.
  226. Hiller L. A. Isaacson L. M. Experimental Music. N. Y., 1959.
  227. Hiller L. A. Isaacson L. M. Illiac Suite for String Quartet // New Music Edition. Vol. 30, № 3, 1957.
  228. Hofstetter F. T. Applications of the GUIDO System to Aural Skills Research, 1975 1980 //College Music Symposium. Vol. 21 (Fall 1981). P. 46 — 53.
  229. Hofstetter F. T. Computer-Based Aural Training: The GUIDO System // Journal of Computer-Based Instruction. Vol. 7 (February 1981). P. 84 92.
  230. Hofstetter F. T. Computer-Based Recognition of Perceptual Patterns and Learning Styles in Rhythmic Dictation Exercises // Journal of Research in Music Education. Vol. 29 (Winter 1981). P. 265 277.
  231. Hofstetter F. T. Computer-Based Recognition of Perceptual Patterns in Chord Quality Dictation Exercises // Journal of Research in Music Education. Vol. 28 (Summer 1980). P. 83 91.
  232. Hofstetter F. T. Computer-Based Recognition of Perceptual Patterns in Harmonic Dictation Exercises // Journal of Research in Music Education. Vol. 26/2 (Summer 1978). P. 111 -119.
  233. Hofstetter F. T. GUIDO: An Interactive Computer-Based System for Improvement of Instruction and Research in Ear-Training // Journal of Computer-Based Instruction. Vol. 14 (1978). P. 100 -106.
  234. Hofstetter F. T. Music Dream Machines: New Realities for Computer-Based Musical Instruction // Creative Computing. Vol. 3 (March-April 1977). P. 50−54.
  235. Hofstetter F. T. Musical Magic Squares // Creative Computing. Vol. 3 (March April 1977). P. 116.
  236. Hullfish W. R. A Comparison of Response-Sensitive and Response-Insensitive Decision Rules in Presenting Learning Materials in Music Theory by Computer-Assisted Instruction. D. diss., State Univ. of New-York at Buffalo, 1969.143 p.
  237. Hullfish W. R. A Comparison of Two Computer-Assisted Instructional Programs in Music Theory // Journal of Research in Music Education. Vol. 20/3 (Fall 1972). P. 354 -361.
  238. Kuchera-Morin J., Timis D. Recent Developments at the Center for Computer Music Composition // Proceedings: 1989 International Computer Music Conference. San Francisco, 1989. P. 160 163.
  239. Kuhn W. E., Lorton P. V. Computer-Assisted Instruction in Music: Analysis of Student Perfomance 1973 80 // Proceeding of NECC 1981, National Educational Computing Conference. Denton, 1981. P. 142 -143.
  240. Kuhn W. E. Computer-Assisted Instruction in Music: Drill and Practice in Dictation // College Music Symposium. Vol. 14 (Fall 1974). P. 89−101.
  241. Kuhn W. E., Lorton P. V. Computer-Assisted Instruction in Music: Ten Years of Evolution // Computer in Education. Amsterdam, North-Holland, 1981. P. 207 214.
  242. Lincoln H. B. Uses of the Computer in Music Composition and
  243. Rerearch //Advances in Computers. Vol. 12, 1972. P. 73 114.
  244. Lorton P. V., Killam R. N., Kuhn W. E. Research on Computer-Assisted Instruction in Music // University-Level Computer-Assisted Instruction at Stanford: 1968 1980. Stanford, Calif- 1981. P. 877 — 893.
  245. Orthen J. M. The Effectiveness of a Computer-Assisted Instruction Program in Rhythm for Secondary School Instrumental Students, (dissertation review) // Bulletin of the Council for Research in Music Education. Vol. 124 (Spring 1995). P. 67 70.
  246. O’Shea T., Bornat R., Du Boulay B., Eisenstadt M., Page J. Tools for Creating Intelligent Computer Tutors // Artificial and Human Intelligence. Washington, 1984.
  247. Padberg M. H. A. Computer-composed Canon and Free-fugue. Doct. diss. St.-Louis Univ., 1964.
  248. Pennycook B. Computer Applications in Music at McGill University // Proceedings: 1989 International Computer Music Conference. San Francisco, 1989. P. 238 241.
  249. Peters G. D. Audio Interfacing of the PLATO Computer-Assisted Instructional System for Music Performance Judging // Proceeding of the Second Annual Music Computational Conference. Part 4. Urbana, Illinois, 1975. P. 79−94.
  250. Peters G. D. Computer-Assisted Instruction of Instrumental Music // The Instrumentalist. Vol. 30/2 (September 1975). P. 46 47.
  251. Peters G. D. Computer Technology in Instrumental Music Instruction // The Instrumentalist. Vol. 37 (February 1983). P. 35 37.
  252. Peters G. D. Feasibility of Computer-Assisted Instruction for Instrumental Music Education (Critique) // Bulletin of the Council for Research in Music Education. Vol. 46 (Spring 1976). P. 47 51.
  253. Peters G. D. Percussion Instruction Methods by Computer // The Instrumentalist. Vol. 32/6 (January 1978). P. 41 43.
  254. Pinkston R. F. The Accelerando Project I I Proceedings: 1989 International Computer Music Conference. San Francisco, 1989. P. 242 -245.
  255. Placek R. W. Chogeing the Best Software for Your Class // Music Educators Journal. Vol. 72 (September 1985). P. 49 53.
  256. Placek R. W. Cousortium Services for the Acquisition on Instructional Computing Materials // Journal of Computer-Based Instruction. 9 special issue. (May 1983). P. 203 205.
  257. Placek R. W. Design and Trial of a Computer-Assisted Lesson in Rhythm // Journal of Research in Music Education. Vol. 22/1 (Spring 1974). P. 13−23.
  258. Placek R. W., Jones D. L. Getting Started: Designing and Programming a CAI Music Lesson // Music Educators Journal. Vol. 73/4 (December 1986). P. 33.
  259. Placek R. W. A Model for Integrating Computer-Assisted Instruction Materials into the Music Curriculum // Journal of Computer-Based Instruction. Vol. 6 (1980). P. 99 105.
  260. Radocy R. E. Computerized Criterion-Referenced Testing of Certain Nonperformance Musical Behaviors // Council for Research in Music Education. Bulletin 28 (Spring 1972). P. 1 6.
  261. Radocy R. E. Development and Refinement of Computerized Criterion-Referenced Test of Certain Nonperformance Musical Behaviors // Journal of Research in Music Education. Vol. 20 (Summer 1972). P. 225.
  262. Radocy R. E. Development of a Computerized Criterion-Referenced Test for Certain Nonperformance Musical Behaviors Requisite to Teaching Music. D. diss. Pennsylvania State Univ., 1971. 147 p.
  263. Rehm J. T., Krueger J. Music C. A. L Materials at Illinois State University. Illinois State U., 1983. 10 p.
  264. Rijavec A. Applications of Modern Technology in Musicology and
  265. Music Theory in Yugoslavia // Papers of the Yugoslav-American Seminar on Music. Ljubljana. 1970.
  266. Scandura J. M. Three Roles for Computer in Education // Educational Technology. № 9, 1983.
  267. Schwanauer S. M. A Learning Machine for Tonal Composition // Machine Models of Music. Cambrige, 1993. P. 511 532.
  268. Simon H. A. Pattern in Music, Complex Information Processing. Carnegie Inst, of Technol., Pittsburg, June, 1967.
  269. Skelton D. L. The Implementation of a Model Program of Computer-Assisted Instruction for Children’s Choirs in a Church Setting (Dissertation Review) // Bulletin of the Council for Research in Music Education. Vol. 129 (Summer 1996). P. 69 72.
  270. Skinner B. F. Teaching Machines II Science. Vol. 128, 1958.
  271. Smith T. A. An ExSPRT Systems Approach to the Assessment of Students Needing Remediation in Music Theory // Journal of Music Theory Pedagogy. Vol. 8,1994. P. 179 200.
  272. The Software Catalog: Microcomputers, winter, 1988.
  273. Tipei S., Barger R., Cox B., Kelley D. Computer Music Courses Using Supercomputers: An Education Experiment at NCSA/UIUC // Proceedings of the International Computer Music. Glasgow / San Francisco, 1990. P. 39 42.
  274. Truax B. The Computer Music Facility at Simon Fraser University // Computers and the Humanities. Netherlands, Vol. XIX/4 (October -November), 1985. P. 25 34.
  275. Wagner N. Keyboard Harmony: A Courseware System ii Journal of Music Theory Pedagogy. Vol. 6,1992. P. 111 -132.
  276. Wasjack B., Knaf S. Microcomputer und Musiklernen, ein Anachronismus? // Musik und Bildung. Vol. XVIII/10 (1986).
  277. Wessel D. L., Felciano R., Freed A., Wawrzynek J. The Center for
  278. New Music and Audio Technologies // Proceedings: 1989 International Computer Music Conference. San Francisco, 1989. P. 336 339.
  279. Weeks D. G. The Effectiveness of Using Computer-Assisted Instruction with Beginning Trumpet Students // Bulletin of the Council for Research in Music Education. Vol. 102 (Fall 1989). P. 89 94.
  280. Wellington J. J. Children, Computers and the Curriculum: An Introduction to Information Technology and Education. L., 1985.
  281. Willett B. E., Netusil A. J. Music Computer Drill and Learning Styles at the Fourth-Grade Level // Journal of Research in Music Education. Vol. 37/3 (Fall 1989). P. 219 230.
  282. Wood R., Clements P. Instructor Input Routines for a Computer-Based Ear Training Program // Canadian Music Educator. Vol. 27/4 (June 1986). P. 37−47.
Заполнить форму текущей работой