Обучающие компьютерные технологии в музыкальном образовании
Диссертация
Одним из крупнейших центров по исследованию проблем применения компьютер" в музыкальном образовании в данный период становится Новосибирская государственная консерватория им. М. И. Глинки, в которой открылась первая в России кафедра компьютеризации музыкального образования. Можно выделить четыре основных направления проводимых здесь исследований. 1) Педагогические аспекты использования компьютера… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Современные проблемы компьютеризации музыкального образования
- 1. Информационная система «педагог — компьютер — ученик»
- СПКУ)
- 2. Функции элементов СПКУ
- 3. Содержание информационных потоков
- 3. 1. Структура музыкальных информационных объектов
- 3. 2. Функциональные возможности компьютера по организации обмена музыкальной информацией
- 4. Классификация программ
- Глава 2. Компьютерное сопровождение основных этапов процесса обучения
- 1. Презентативные программы
- 2. Тренажерные программы
- 3. Тестовые программы
- Глава 3. Компьютерныесхнологии в реализации самостоятельной интеллектуальной и творческой деятельности
- 1. Справочные программы
- 2. Креативные программы
- 3. Исследовательские программы
- Глава 4. Общие тенденции развития компьютеризации музыкального образования
- 1. Трансформация функций элементов СГОСУ
- 2. Тенденции развития программного продукта
- 3. Развитие инструментальной среды обучения
Список литературы
- Название: Фридерик Шопен. Описание: интерактивная энциклопедия, посвященная жизни и творчеству Ф. Шопена. Разработчик: DS Multimedia Productions при участии Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. Год создания: 1995.
- Название: Alfred Music Achievement Series. Описание: тестовая программа, проверяющая знание музыкальной терминологии и нотации. Год создания: 1988.
- Название: Aurai Skills Trainer. Описание: комплект из трех тренажерных программ, развивающих слуховые навыки в определении интервалов, основных трезвучий и септаккордов. Год создания: 1988.
- Название: Basic Chords. Описание: тренажерная программа, развивающая слуховые навыки в определении основных трезвучий. Год создания: 1988.
- Название: Beethoven: Symphony № 9. Описание: мультимедийная гипертекстовая презентативная программа, предоставляющая разнообразную информацию о Девятой симфонии Бетховена. Разработчик: Voyager.
- Название: Camus. Описание: тренажерная программа, содержащая ряд упражнений: определение ритмических рисунков и интонационных оборотов, музыкальный диктант до восемнадцати звуков из атональной музыки и др. Год создания: 1988.
- Название: Chord Quiz Deluxe. Описание: тестовая программа, осуществляющая различные формы проверки знания аккордов. Разработчик: П. Рапопорт.
- Название: Claire, the Personal Music Coach. Описание: тренажерная программа, осуществляющая визуальный и слуховой тренинг по теории музыке. Разработчик: Arpeggio Software.
- Название: Clef Notes. Описание: тренажерная программа, обучающая правильной записи нот в скрипичном, альтовом, теноровом и басовом ключах. Год создания: 1988.
- Название: Descending/Ascending Intervals. Описание: тренажерная программа с четырьмя уровнями сложности, содержащая визуально-слуховые упражнения на определение интервалов. Год создания: 1988.
- Название: Ear Training Skill. Описание: тренажерная программа, содержащая упражнения определения на слух звуков и интервалов (6 уровней сложности). Год создания: 1988.
- Название: Early Music Skills. Описание: тренажерная программа для начального музыкального образования, обучающая определению нот. Год создания: 1988.
- Название: EasyKeys. Описание: имитатор синтезатора, позволяющий исполнять музыку на клавиатуре компьютера или MIDI-клавиатуре под автоаккомпанемент.
- Название: Elements of Music. Описание: пакет из трех развивающих презентативных программ, излагающих в игровой форме начальные понятия теории музыки. Год создания: 1988.
- Название: Functional Harmony: Basic Chords. Описание: тестовая программа, предназначенная для проведения гармонического анализа. Год создания: 1988.
- Название: Hear Today. Play Tomorrow. Описание: тренажерная программа, содержащая серию визуально-слуховых упражнений для развития навыков чтения нот. Год создания: 1988.
- Название: Hear! Hear! Описание: комплект из трех тренажерных программ, обучающих в игровой форме определению на слух, построению и интонированию интервалов. Год создания: 1988.
- Название: Intervals. Описание: тренажерная программа, развивающая навыки определения интервалов на слух. Год создания: 1988.
- Название: Jazz Dictator. Описание: тестовая программа для слухового анализа джазовых гармонических последовательностей (уровень сложности от школы до консерватории). Разработчик: Temporal Acuity.
- Название: Keyboard Chords. Описание: презентативная программа, обучающая написанию и построению на MIDI-клавиатуре мажорных, минорных, уменьшенных и увеличенных аккордов. Год создания: 1988.
- Название: Keyboard Extended Jazz Harmonies. Описание: презентативная программа, обучающая правописанию и построению на
- MIDI-клавиатуре нонаккордов, ундецимаккордов и терцдецимаккор-дов. Год создания: 1988.
- Название: Keyboard Intervals. Описание: презентативная программа, обучающая построению на MIDI-клавиатуре интервалов, включая уменьшенные и увеличенные. Год создания: 1988.
- Название: Keyboard Jazz Harmonies. Описание: презентативная программа, обучающая правописанию и построению на MIDI-клавиатуре септаккордов. Год создания: 1988.
- Название: Keyboard Namegame. Описание: презентативная программа, обучающая в игровой форме положению нот в скрипичном и басовом ключах. Год создания: 1988.
- Название: Keyboard Note Drill. Описание: тренажерная программа, формирующая навыки быстрого определения нот в скрипичном и басовом ключе путем сокращения времени на ответ. Год создания: 1988.
- Название: Listen. Описание: тренажерная программа, предлагающая для развития музыкального слуха мелодические и гармонические задания шести уровней сложности. Разработчик: Imaja.
- Название: Logic Audio. Описание: сложный многофункциональный профессиональный музыкальный редактор, сочетающий в себе черты секвенцера и нотатора. Разработчик: Emagic. Год создания: 1998.
- Название: MacGamut: Intervals, Scales, Chords. Описание: тренажерная программа, обучающая определению интервалов, звукорядов и аккордов с постепенным повышением уровня сложности. Разработчик: Mayfield Publishing.
- Название: MacGamut: Melodic Dictation. Описание: программа предназначена для написания музыкального диктанта. Разработчик: Mayfield Publishing.
- Название: Melody Race. Описание: тренажерная программа, формирующая навыки быстрого определения нот в девяти уровнях сложности. Год создания: 1988.
- Название: MECCANO. Описание: креативная программа, позволяющая исполнять музыку под автоаккомпанемент. Разработчик: Новосибирская компьютерная лаборатория при Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки. Год создания: 1991.
- Название: Music. Описание: комплект из пяти тренажерных программ, построенных на сравнении отображаемого на экране и ау-диально воспроизводимого музыкального текста. Год создания: 1988.
- Название: Music Appreciation: A Study Guide. Описание: путеводитель по истории музыке для высшего музыкального образования с глоссарием музыкальных терминов. Год создания: 1988.
- Название: Music by Matrix. Описание: презентативная программа, объясняющая понятия звукоряда, интервала и аккорда. Год создания: 1988.
- Название: Music Composer Quiz. Описание: тестовая программа, проверяющая знание творчества различных композиторов. Год создания: 1988.
- Название: Music Detectiv. Описание: тренажерная программа, развивающая способность обнаружения ошибки при сравнении визуального отображения и аудиального воспроизведения музыкального текста. Год создания: 1988.
- Название: Music History. Описание: электронный учебник по истории западноевропейской музыки от Древней Греции до современности. Год создания: 1988.
- Название: Music History Review. Описание: тестовая программа, проводящая опрос по истории музыки на основе выбора ответа из предложенных альтернатив. Год создания: 1988.
- Название: Music Student. Описание: электронный учебник по теории музыки, включающий в себя презентативные, тренажерные и тестовые программы. Год создания: 1988.
- Название: Music Terminology. Описание: комплект из трех тестовых программ, проверяющих знание музыкальной терминологии. Год создания: 1988.
- Название: Music Theory. Описание: электронный учебник по теории музыки, включающий в себя восемнадцать презентативных, тренажерных и тестовых программ. Год создания: 1988.
- Название: Music Tutor. Описание: электронный учебник по теории музыки, включающий в себя двадцать одну презентативную, тренажерную и тестовую программу. Год создания: 1988.
- Название: Musical Computer One And Two. Описание: презен-тативная программа для начинающих, объясняющая основные понятия: ноты, ритм, паузы и знаки альтерации. Год создания: 1988.
- Название: Musical Editor. Описание: простой пятиголосный музыкальный редактор с ритмически тождественным движением всех голосов. Разработчик: компания Dialogue, Rust. Год создания: 1990.
- Название: Musical Lanquage. Описание: тестовая программа, проверяющая знание музыкальной терминологии. Год создания: 1988.
- Название: Musical Stairs. Описание: тренажерная программадля младших школьников, обучающая в игровой форме визуальному и слуховому определению интервалов в басовом и скрипичном ключах. Год создания: 1988.
- Название: Musical Stories. Описание: тренажерная программа, обучающая определению названия нот. Год создания: 1988.
- Название: Musicshop. Описание: музыкальный редактор для начинающих, обладающий только базовыми функциональными возможностями редактирования музыкального текста. Разработчик: Opcode Systems.
- Название: MusicStation. Описание: музыкальный редактор среднего уровня с функциональной возможностью автоаккомпанемента на выбранный стиль и заданную гармоническую последовательность. Разработчик: Steinberg. Год создания: 1993 1994.
- Название: Note Factory Library. Описание: комплект из 5 тестовых программ, предлагающих написание различных видов музыкального диктанта. Год создания: 1988.
- Название: Note Name Drill. Описание: тренажерная программа, развивающая навыки определения нот в скрипичном и басовом ключах. Год создания: 1988.
- Название: NotePIay. Описание: тренажерная программа, обучающая визуальному чтению нот в мелодии, интервалах, аккордах и т. д. в игровой форме (36 уровней сложности). Разработчик: IBIS.
- Название: Play It By Ear. Описание: тренажерная программа, развивающая слуховые навыки распознавания высоты отдельных звуков и мелодических оборотов, интервалы, аккорды и лады (6 уровней сложности). Разработчик: IBIS. Год создания: 1991.
- Название: Rhytm Write. Описание: тренажерная программа развития ритмического слуха, работающая в режиме дефицита времени и имеющая десять уровней сложности. Разработчик: Ars Nova.
- Название: RhytmAce. Описание: тренажерная программа, обучающая выстукиванию ритмического рисунка одной или двумя руками в размере от 2/4 до 16/16 с использованием от целых нот до шестнадцатых, лиг, нот с точками, пауз и триолей. Разработчик: IBIS.
- Название: Rhythmaticity. Описание: тренажерная программа, развивающая ритмический слух. Год создания: 1988.
- Название: Seventh Chords. Описание: тренажерная программа, развивающая навыки определения на слух септаккордов. Год создания: 1988.
- Название: Staff Master. Описание: комплект из трех игровых тренажерных программ: «Название нот», «Название интервалов», «Клавишный чемпион». Год создания: 1988.
- Описание: тестовая программа-экзаменатор, проверяющая правильность решения задачи по гармонизации. Разработчик: P. X.
- Описание: моделирующая программа, синтезирующая мелодии в форме периода с учетом некоторых структурных, ритмических, звуковысотных и ладогармонических закономерностей. Разработчик:
- Автоматизированный класс музыкального образования. M., 1972. 28 с.
- Бажанов Н. С. Громкостная динамика в структуре информационной системы музыкального произведения // ЭВМ и проблемы музыкальной науки. Новосибирск, 1988. С. 150 158.
- Бажанов Н. С. Динамическое интонирование в искусстве пианиста. Новосибирск, 1994. 300 с.
- Блок Вл. Иллюзии и перспективы // Советская музыка. 1965, № 12. С. 9−16.
- Блок В. Об эстетических предпосылках взаимоотношения кибернетики и музыки // Эстетические очерки. Вып. 2. М., 1967. С. 356 -386.
- Богданова Д. А., Федосеева А. А. Проблемы дистанционного обучения в России // Информатика и образование. 1996, № 3. С. 94 -97.
- Браславский Д. А. Аранжировка для эстрадных ансамблей и оркестров. М., 1974. 392 с.
- Браун Р. Дж. Искусство создания танцевальной музыки на компьютере / Пер. с англ. М., 1998,448 с.
- Бубнева А. В., Первин Ю. А., Хворостин Н. А. Музыкальные учебные пакеты для персональных микроЭВМ // Автоматизированные рабочие места интеллектуальной деятельности. Новосибирск, 1985. С. 58−66.
- Введение в эргономику. Под ред. В. П. Зинченко. М., 1974. 351с.
- Вербицкий А. А. Психолого педагоги ческие проблемы перестройки деятельности в компьютерном обучении П ЭВМ и проблемы музыкального образования. Новосибирск, 1989. С. 15−23.
- Вильяме Р., Маклин К. Компьютеры в школе, пер. с англ. М., 1988. 336 с.
- Воробьев Г. Г. Кибернетика стучится в школу. М., 1986.206 с.
- Габай Т. В. Учебная деятельность и ее средства. М., 1988. 256с.
- Гальперин П. Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР, т. 1, М., 1959. С. 441 -469.
- Гершунский Б. С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы. М., 1987. 264 с.
- Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). М., 1998.608 с.
- Гиглавый А. В., Кравчук Т. П. Лицей информационных технологий. М., 1995.240 с.
- Гошовский В. «Горани». К типологии армянской песни. Опыт исследования с помощью ЭВМ. Ереван, 1982.
- Гуревнч Е. Неакадемические направления в профессиональном музыкальном образовании ФРГ // Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории, методологии. Вып. 2. М., 1994. С. 152−160.
- Давыдова Е. В. Методика преподавания музыкального диктанта. М., 1962.116 с.
- Давыдова Е. В. Методика преподавания сольфеджио. М., 1986. 160 с.
- Дараган Д. Продолжение темы // Советская музыка. 1986, № 3. С. 71 -72.
- Деге В. ЭВМ думает, считает, управляет: Пер. с нем. М., 1974. 227 с.
- Детловс В. К. О статистическом анализе музыки // Латвийский математический ежегодник, 3. Рига, 1968. С. 101 120.
- Детловс В., Клотиньш А. Статистические исследования ладовой функциональности в латышских народных песнях // Количественные методы в музыкальной фольклористике и музыкознании. М., 1988. С. 18−35.
- Детловс В. Статистический анализ гармонии // Точные методы в исследованиях культуры и искусства. М., 1971, ч. 2. С. 256 265.
- Джангваладзе А. Ю. Методы искусственного интеллекта в музыкально-педагогических системах // Электронная технология и музыкальное искусство. М., 1990. С. 59 62.
- Дидактика средней школы: Некоторые проблемы соврем, дидактики / Под ред. М. Н. Скаткина. М., 1982. 319 с.
- Дмитрюкова Ю. Г. Компьютерная музыка: методы и средства. Дипл. работа. МГК, 1997.
- Дубов М. Яннис Ксенакис: грани творчества. Дипл. работа. МПС, 1996.
- Дубровский Д. Ю. Компьютер для музыкантов-любителей и профессионалов. Т. 1. М., 1999. 352 с.
- Дыс Л. И. Использование вычислительной техники в музыкальном образовании. Лекции. Киев, 1988. 58 с.
- Дьяченко Н. Г. Импрессинг и сенсибилизация музыкально-информационного поля и его каналов // Электронная технология и музыкальное искусство, Новосибирск, 1990. С. 17 19.
- Дьяченко Н. Г., Котляревский И. А., Полянский Ю. А. Теоретические основы воспитания и обучения в музыкальных учебных заведениях. К., 1987. 110 с.
- Дьяченко Н. Г. Технические средства обучения в системе комплексного воспитания музыканта /к постановке проблемы/ (Автореферат дисс. на соискание науч. степ. канд. искусствоведения). Л., 1983.21с.
- Живайкин П. Л. 600 звуковых и музыкальных программ. СПб., 1999. 624 с.
- Зарипов Р. X. Диалоговый режим в музыке на основе интер-вально-метрической структуры интонации // Известия АН СССР. Техническая кибернетика. 1985, № 5. С. 115 128.
- Зарипов Р. X. Кибернетика и музыка. М., 1971. 235 с.
- Зарипов Р. X. Машинный поиск вариантов при моделировании творческого процесса. М., 1983.232 с.
- Зарипов Р. Моделирование музыкальных сочинений на вычислительной машине и оценка машинных композиций // Точные методы и музыкальное искусство. Ростов н/Д., 1972. С. 96 -108.
- Зарипов Р. X. О моделировании мелодий заданного стиля на цифровых вычислительных машинах // Проблемы кибернетики, вып. 15. М., 1965. С. 157−200.
- Зарипов Р. X. О программировании процесса сочинения музыки // Проблемы кибернетики, вып. 7. М., 1962. С. 151 -160.
- Зарипов Р. X. Построение частотных словарей музыкальных интонаций для анализа и моделирования мелодий // Проблемы кибернетики, вып. 41. М., 1984. С. 207 252.
- Зарипов Р. X. Проблемы применения ЭВМ в музыкальной практике // ЭВМ и проблемы музыкальной науки. Новосибирск, 1988. С. 83 109.
- Зарипов Р. X. Продукционная система в музыке // Известия АН
- СССР. Техническая кибернетика. 1987, № 2. С. 207 216.
- Зарипов Р. X. Решение задач по гармонии и анализ гармонизации на цифровой вычислительной машине // Проблемы кибернетики, вып. 18. М., 1967. С. 91 128.
- Зинченко В. П., Манипов В. М. Смолян Г. Л. Эргономические основы организации труда. М., 1974.240 с.
- Зряковский Н. Н. Общий курс инструментоведения. М., 1976. 480 с.
- Карпович В. Н. ЭВМ и образование: аналитический обзор основных концепций компьютерного обучения // ЭВМ и проблемы музыкального образования. Новосибирск, 1989. С. 163 170.
- Киселева С. С., ЛесневскиЙ Ю. Ю., Шиндин Б. А. Концепция интеллектуальных систем как средство организации деятельности музыковеда // ЭВМ и проблемы музыкального образования. Новосибирск, 1989. С. 144−153.
- Клейман Г. М. Школа будущего: компьютеры в процессе обучения: Пер. с англ. М., 1987.176 с.
- Курилов В. Ф., Гуревич Л. И., Грущак О. О., Можаров М. С. Специфика программного обеспечения разнопрофильных школ // Проблемы профессиональной подготовки учителя в аспекте гуманизации образования, ч. 2. Новокузнецк, 1994. С. 47−49.
- Лагутин А. И. Основы педагогики музыкальной школы: Учеб. пособие. М., 1985. 143 с.
- Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981.185 с.
- Ливанова Т. Н., Протопопов В. В. Глинка. Творческий путь. Т. 1.М., 1955.404 с.
- Лобанов П. В. Дидактические возможности АКМО // Психолого-педагогические проблемы высшего музыкального образования. М., 1979. С. 119−154.
- Ломов Б. Ф. Человек и техника. М., 1966. 464 с.
- Ляудис В. Я., Тихомиров О. К. Психология и практика автоматизированного обучения // Вопросы психологии. 1983, № 6. С. 16 27.
- Мазепус В. В., Цеханский В. М. Игровая модель процессов психической регуляции в профессиональной подготовке музыканта // Игровое моделирование: Методология и практика. Новосибирск, 1987. С. 127 137.
- Мазепус В. В., Скворцова Н. М. Информационная система центра этномузыкологических исследований и некоторые возможности ее использования // Информационная система вуза. Новосибирск, 1998. С. 21 -25.
- Мазепус В. В., Цеханский В. М. Перцептивное описание музыкального произведения // ЭВМ и проблемы музыкального образования. Новосибирск, 1989. С. 113 124.
- Мазепус В. В., Цеханский В. М. Рефлексия в изучении психологических проблем музыкальной информатики // ЭВМ и проблемы музыкальной науки. Новосибирск, 1988. С. 25 41.
- Мазур А. К., Сиказин В. М. Перспективные принципы исполнения музыки с использованием компьютерных систем // Электронная технология и музыкальное искусство. М., 1990. С. 27 29.
- Мансфельдерс Э. Музыка, речь и компьютер: пер. с нем. К., 1995.312 с.
- Машбиц Е. И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы. М., 1986. 80 с.
- Машбиц Е. И. Психолого-логические основы управления учебной деятельностью. Киев, 1987. 224 с.
- Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М., 1988. 192 с.
- Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютерного обучения // Применение автоматизированных обучающих систем в учебном процессе. Минск, 1984. С. 84 85.
- Медушевский В. В., Подражанская А. А. Компьютеризация музыкального образования как музыковедческая проблема // ЭВМ и проблемы музыкального образования. Новосибирск, 1989. С. 23 31.
- Ментюков А. П., Устинов А. А., Чельдиев С. А. Музыка, электроника, интонирование. Новосибирск, 1993.314 с.
- Моль А. Искусство и ЭВМ (пер. с фр.) // Моль А., Фукс В., Касслер М. Искусство и ЭВМ. М., 1975. С. 13 278.
- Музыкальная жизнь, 1992, № 7−8. С. 34.
- Назайкинский Е. В. Звуковой мир музыки. М., 1988.254 с.
- Назайкинский Е. В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания // Восприятие музыки. М., 1980. С. 91 111.
- Обучающие машины, системы и комплексы: Справочник / Под общ. ред. А. Я. Савельева. К., 1986. 303 с.
- Основы инженерной психологии. Под ред. Б. Ф. Ломова. М., 1986. 448 с.
- Островский А. Л. Очерки по методике теории музыки и сольфеджио. Л., 1954. 304 с.
- Педагогика, под ред. Ю. К. Бабанского. М., 1983. 608 с.
- Пейперт С. Переворот в сознании: Дети, компьютеры и плодотворные идеи.: Пер. с англ. М., 1989. 224 с.
- Первин Ю. А, Первин Н. А., Чельдиев С. А. Опыт применения персональных ЭВМ на уроках сольфеджио в музыкальной школе // Проблемы школьной информатики. Новосибирск, 1986. С. 84 89.
- Петелин Р. Ю., Петелин Ю. В. Звуковая студия в PC. СПб, 1998.256 с.
- Петелин Р. Ю., Петелин Ю. В. Музыка на PC. Cakewalk. СПб, 1999. 512 с.
- Петелин Р. Ю., Петелин Ю. В. Персональный оркестр в PC. СПб, 1998. 240 с.
- Петелин Ю. В., Петелин Р. Ю. Персональный оркестр. в персональном компьютере. СПб, 1997. 280 с.
- Полат Е. С. Дистанционное обучение: организационные и педагогические аспекты // Информатика и образование. 1996, № 3. С. 87 -91.
- Попов Э. В. Общение с ЭВМ на естественном языке. М., 1982. 360 с.
- Проблемы применения ТСО и программированного обучения в области музыки. Под ред. Лобанова П. В. М., 1969. 75 с.
- Программа развития компьютеризации музыкального образования. Екатеринбург, 1992. 17 с.
- Рабин Д. М. Музыка и компьютер: настольная студия / Пер. с англ. Минск, 1998. 272 с.
- Ражников В. Г. Резервы музыкальной педагогики. М., 1980. 96с.
- Распознавание образов. Исследование живых и автоматических распознающих систем. Пер. с англ. М., 1970. 288 с.
- Ричмонд У. К. Учителя и машины. Пер. с англ. М., 1968. 278 с.
- Робустова Л. П. Информационно-познавательная деятельность детей в работе с компьютерными программами по музыкальной грамоте // Информационная система вуза. Новосибирск, 1998. С. 26 30.
- Робустова Л. П. Музыкальное обучение с помощью компьютера // Электронная технология и музыкальное искусство. Новосибирск, 1990. С. 56 58.
- Робустова Л. П. ЭВМ в начальном музыкальном образовании // ЭВМ и проблемы музыкального образования. Новосибирск, 1989. С. 70 77.
- Розен Я. Приспособление условий труда к человеку // Эргономика. Проблемы приспособления условий труда к человеку. Пер. с польск. М., 1971. С. 25 75.
- Рубинштейн С. JI. Проблемы общей психологии. М, 1973. 424с.
- Рытвинская М. С., Шаронов В. И. Гармонизация песенных восьмитактных мелодий на быстродействующей ЭВМ // Ученые записки Казанского гос. университета. Казань, 1963, Том 123, кн. 6. С. 103−111.
- Садовский В. Н. Основания общей теории систем. М., 1974. 280 с.
- Сизова Е. Р. Компьютерные обучающие программы в музыкальном образовании // Информатизация системы образования города. Челябинск, 1996. С. 120 123.
- Сизова Е. Р. Образовательные возможности компьютерных обучающих программ в процессе музыковедческой подготовки учащихся музыкально-педагогического колледжа. Автореферат диссертации на соискание уч. ст. к. пед. наук. Екатеринбург, 1996.22 с.
- Синицкий А. Н. Стандартные подпрограммы при моделировании оптимальных этюдов // Проблемы применения ТСО и программированного обучения в области музыки. М., 1969. С. 45−54.
- Скаткин M. Н. Проблемы современной дидактики. М., 1984. 96 с.
- Смирнов Б. А., Душков Б. А., Космолинский Ф. П. Инженерная психология: (Экономические проблемы). М., 1983.224 с.
- Смолян Г. Л. Человек и компьютер: (Социально-философские аспекты автоматизации управления и обработки информации). М., 1981.192 с.
- Соседко О. А. Звук и музыка на компьютерах ЮМ в операционной системе TOS // Подготовка современного специалиста в соответствии с государственным образовательным стандартом. Новокузнецк, 1996. С. 28 29.
- Соседко О. А. О необходимости расширения учебного плана по информатике // Подготовка современного специалиста в соответствии с государственным образовательным стандартом. Новокузнецк, 1996. С. 26−27.
- Соседко О. А. Оптимизация обучения на физико-математическом факультете педагогического вуза // Содержание и технологии многоуровневого образования, ч. 2. Новокузнецк, 1995. С. 165 -168.
- Сохор А. Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. Т. 2. JI., 1981.296 с.
- Степанов А. Эксперимент по моделированию структуры полифонической музыки строгого стиля // Эстетические очерки. Вып. 2. М., 1967. С. 387−406.
- Столаров JI. М. Обучение с помощью машин. Пер. с англ. М., 1965. 374 с.
- СулеЙманов Р. Об одном подходе к статистическому анализу звукоряда народной песни // Количественные методы в музыкальной фольклористике и музыкознании. М., 1988. С. 116 -120.
- Талызина Н. Ф. Внедрению компьютеров в учебный процесс -научную основу // Советская педагогика. 1985, Jfe 12. С. 34 38.
- Талызина Н. Ф. Психолого-педагогические основы автоматизации учебного процесса // Психолого-педагогические и психологофи-зические проблемы компьютерного обучения. М., 1985. С. 11 25.
- Талызина Н. Ф., Габай Т. В. Пути и возможности автоматизации учебного процесса. М., 1977. 64 с.
- Тангян А. С. Аналитический подход к музыкальному исполнительству // ЭВМ и проблемы музыкального образования. Новосибирск, 1989. С. 49 70.
- Теоретические основы процесса обучения в советской школе / Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М., 1989. 320 с.
- Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М. Л., 1947. 336 с.
- Тихомиров О. К. Информатика и новые проблемы психологической науки // Вопросы философии. 1986, № 7. С. 39 52.
- Тихомиров О. К., Бабанин Л. Н. ЭВМ и новые проблемы психологии. М., 1986. 204 с.
- Томашевский Т. Человек в системе труда // Эргономика. Проблемы приспособления условий труда к человеку. Пер. с польск. М., 1971. С. 76−121.
- Тюлин Ю. Н. Учение о гармонии. Т. 1. Л., 1937. 192 с.
- Ульянович В. Заменен о компьютерной музыке // Музыкальная жизнь. 1990, № 15. С. 6 7.
- Управление, информация, интеллект. Под ред. А. И. Берга и др. М., 1976.383 с.
- Устинов А., Ментюков А. Электронные средства и музыка на пороге нового тысячелетия // Шоу-Мастер. 1996, № 3. С. 108 -110.
- Федоров Б. И., Джалиашвили 3. О. Логика компьютерного диалога. М., 1994. 240 с.
- Фролова Г. В. Педагогические возможности ЭВМ. Новосибирск, 1988.173 с.
- Шиндин Б. А., Робустова Л. П., Юкечев Ю. П., Бажанов Н. С. Компьютерные технологии в музыкальной деятельности // Компьютерные технологии в высшем образовании. С-Пб., 1994. С. F20 F21.
- Шиндин Б. А. Автоматизированный поиск закономерностей невменного текста // Музыкальная культура православного мира: традиции, теория, практика. М., 1994. С. 243 253.
- Эргономика / Под ред. Крылова А. А. и Суходольского Г. В. Л., 1988. 184 с.
- Яглом А. М., Яглом И. М. Вероятность и информация. М., 1973.512 с.
- Arveiller J. Comments on University Instruction in Computer Music Composition // The Music Machine. Cambridge, 1989. P. 169 175.
- Ashley R. D. Computer-based Learning: Models and Lessons for Computer Music Systems // Proceedings: 1989 International Computer Music Conference. San Francisco, 1989.
- Ashley R. D. A Computer System for Learning Analytic Listening // Proceedings: 1989 International Computer Music Conference. San Francisco, 1989.
- Ashley R. D. Production Systems: Three Applications in Music // Proceedings of the Rochestes 1983 International Computer Music Conference, San Francisco, 1984. P. 161 173.
- Bangert-Drowns R. L., Kulik J. A., Kulik C. L. Effectiveness of Computer-based Education in Secondary School // Journal of Computer-Based Instruction. 1985, Vol. 12, № 3.
- Baugh I. W. Using Logo to Teach the Elements of Music // Music Educators Journal, Vol. 73/4 (December 1986). P. 37.
- Bertalanfly L. von. General Systems Theory. Foundations, Development, Applications. N. Y., 1969.
- Chambers J. A., Sprecher J. W. Computer-Assisted Instruction: Its Use in Classroom // Edglewood Clifis. N. J., 1983.
- Clements P. J., Wood R. Design Considerations for Computer-Assisted Music Instruction // Canadian Music Educator. Vol. 25/2 (March 1984).
- Crowder N. Automatic Tutoring by Means of Intrinsic Programming // Automatic Teaching: The State of the Art. Wiley Hill, 1959.
- Dean C., Whitlock Q., A Handbook of Computer-based Training. L./N. Y., 1989.
- Deihl N. C. Computer-Assisted Instruction and Instrumental Music: Implications for Teaching «id Research // Journal of Research in Music Education. Vol. 19/3 (Fall 1971). P. 299 306.
- Deihl N. C., Radocy R. E. Computer-Assisted: Potential for Instrumental Music Education // Council for Research in Music Education. Bulletin 15 (Winter 1969). P. 1 7.
- Deihl N. C. Computers for Instrumental Music // Music Journal. Vol. 28 (April 1970). P. 57−61.
- Deihl N. C., Zeigler R. Evaluation of a Program in Articulation and Rhythm for Intermediate Instrumentalists // Bulletin of the Council for Research in Music Education. Vol. 31 (Winter 1973). P. 1 11.
- Deihl N. C. New Technology and Instrumental Music // The Instrumentalist. Vol. 25 (September 1970). P. 44 45.
- Evans J. L., Glaser R., Homme L. E. An investigation of variation in the properties of verbal learning sequences of the «Teaching machine» Type // Lumsdaine A. A., Glaser R. Teaching machines and programmedlearning. Washington, 1960. P.446−451.
- Freed A. New Media for Musicological Research and Education: The Country Blues in HyperMedia // Proceedings: 1989 International Computer Music Conference. San Francisco, 1989.
- Fucks W. Mathematical Analysis of Formal Structure of Music // IRE Trans. Inform. Theory. Vol. 8, № 5,1962.
- Fucks W. Mathematische Musikanalyse und Randomfolgen // Music und Zufeil. Gravesaner Bl. 6, 1962, № 23 24.
- Galanter E. Psychology To-day. 1985, № 1.
- Gross D. S. Computer Application to Music Theory: a Retrospective // Computer Music Journal. Vol. 8, № 4, 1984.
- Gross D. S. A Computer-Assisted Music Course and Its Implementation // Computing in the Humanities. Lexington, Mass., 1981. P. 287 -297.
- Gross D. S., Foltz R. E. Ideas Implementation and Evaluation of a Music CAI Project//College Music Symposium. Vol. 21 (Fall 1981). P. 22 -26.
- Gross D. S., Griffin W. Implementation and Evaluation of a Computer-Assisted Course in Musical Aural Skills // AEDS Journal. Vol. 15(1982). P. 143−50.
- Gross D. S. An Intelligent Ear-Training Lesson // Proceedings of the International Computer Music Conference, 1984. San Francisco, Calif., 1985. P. 179−183.
- Hess G. J. Dictation Tutor: The Effectiveness of a Curriculum-specific Tutorial in the Acquisition of Aural Discrimination Skills at the College Level. DA diss., U. Northern Colorado, 1994. 93 p.
- Higgins W. R. The Development and Validation of a Microcomputer Flute Simulator for the Purpose of Computer-Assisted Instruction in Flute Fingerings // Bulletin of Research in Music Education (Pennsylvania
- MEA). Vol. 18 (Fall 1992). 36 43 p.
- Higgins W. R. The Flasibility of Teaching Beginning Applied Clarinet with the Microcomputer. Doct. diss. Pennsylvania State Univ., 1981. 155 p.
- Hiller L. A. Computer Music // Scientific American. 1959, Vol. 201, № 6. P. 109−120.
- Hiller L. A. Isaacson L. M. Experimental Music. N. Y., 1959.
- Hiller L. A. Isaacson L. M. Illiac Suite for String Quartet // New Music Edition. Vol. 30, № 3, 1957.
- Hofstetter F. T. Applications of the GUIDO System to Aural Skills Research, 1975 1980 //College Music Symposium. Vol. 21 (Fall 1981). P. 46 — 53.
- Hofstetter F. T. Computer-Based Aural Training: The GUIDO System // Journal of Computer-Based Instruction. Vol. 7 (February 1981). P. 84 92.
- Hofstetter F. T. Computer-Based Recognition of Perceptual Patterns and Learning Styles in Rhythmic Dictation Exercises // Journal of Research in Music Education. Vol. 29 (Winter 1981). P. 265 277.
- Hofstetter F. T. Computer-Based Recognition of Perceptual Patterns in Chord Quality Dictation Exercises // Journal of Research in Music Education. Vol. 28 (Summer 1980). P. 83 91.
- Hofstetter F. T. Computer-Based Recognition of Perceptual Patterns in Harmonic Dictation Exercises // Journal of Research in Music Education. Vol. 26/2 (Summer 1978). P. 111 -119.
- Hofstetter F. T. GUIDO: An Interactive Computer-Based System for Improvement of Instruction and Research in Ear-Training // Journal of Computer-Based Instruction. Vol. 14 (1978). P. 100 -106.
- Hofstetter F. T. Music Dream Machines: New Realities for Computer-Based Musical Instruction // Creative Computing. Vol. 3 (March-April 1977). P. 50−54.
- Hofstetter F. T. Musical Magic Squares // Creative Computing. Vol. 3 (March April 1977). P. 116.
- Hullfish W. R. A Comparison of Response-Sensitive and Response-Insensitive Decision Rules in Presenting Learning Materials in Music Theory by Computer-Assisted Instruction. D. diss., State Univ. of New-York at Buffalo, 1969.143 p.
- Hullfish W. R. A Comparison of Two Computer-Assisted Instructional Programs in Music Theory // Journal of Research in Music Education. Vol. 20/3 (Fall 1972). P. 354 -361.
- Kuchera-Morin J., Timis D. Recent Developments at the Center for Computer Music Composition // Proceedings: 1989 International Computer Music Conference. San Francisco, 1989. P. 160 163.
- Kuhn W. E., Lorton P. V. Computer-Assisted Instruction in Music: Analysis of Student Perfomance 1973 80 // Proceeding of NECC 1981, National Educational Computing Conference. Denton, 1981. P. 142 -143.
- Kuhn W. E. Computer-Assisted Instruction in Music: Drill and Practice in Dictation // College Music Symposium. Vol. 14 (Fall 1974). P. 89−101.
- Kuhn W. E., Lorton P. V. Computer-Assisted Instruction in Music: Ten Years of Evolution // Computer in Education. Amsterdam, North-Holland, 1981. P. 207 214.
- Lincoln H. B. Uses of the Computer in Music Composition and
- Rerearch //Advances in Computers. Vol. 12, 1972. P. 73 114.
- Lorton P. V., Killam R. N., Kuhn W. E. Research on Computer-Assisted Instruction in Music // University-Level Computer-Assisted Instruction at Stanford: 1968 1980. Stanford, Calif- 1981. P. 877 — 893.
- Orthen J. M. The Effectiveness of a Computer-Assisted Instruction Program in Rhythm for Secondary School Instrumental Students, (dissertation review) // Bulletin of the Council for Research in Music Education. Vol. 124 (Spring 1995). P. 67 70.
- O’Shea T., Bornat R., Du Boulay B., Eisenstadt M., Page J. Tools for Creating Intelligent Computer Tutors // Artificial and Human Intelligence. Washington, 1984.
- Padberg M. H. A. Computer-composed Canon and Free-fugue. Doct. diss. St.-Louis Univ., 1964.
- Pennycook B. Computer Applications in Music at McGill University // Proceedings: 1989 International Computer Music Conference. San Francisco, 1989. P. 238 241.
- Peters G. D. Audio Interfacing of the PLATO Computer-Assisted Instructional System for Music Performance Judging // Proceeding of the Second Annual Music Computational Conference. Part 4. Urbana, Illinois, 1975. P. 79−94.
- Peters G. D. Computer-Assisted Instruction of Instrumental Music // The Instrumentalist. Vol. 30/2 (September 1975). P. 46 47.
- Peters G. D. Computer Technology in Instrumental Music Instruction // The Instrumentalist. Vol. 37 (February 1983). P. 35 37.
- Peters G. D. Feasibility of Computer-Assisted Instruction for Instrumental Music Education (Critique) // Bulletin of the Council for Research in Music Education. Vol. 46 (Spring 1976). P. 47 51.
- Peters G. D. Percussion Instruction Methods by Computer // The Instrumentalist. Vol. 32/6 (January 1978). P. 41 43.
- Pinkston R. F. The Accelerando Project I I Proceedings: 1989 International Computer Music Conference. San Francisco, 1989. P. 242 -245.
- Placek R. W. Chogeing the Best Software for Your Class // Music Educators Journal. Vol. 72 (September 1985). P. 49 53.
- Placek R. W. Cousortium Services for the Acquisition on Instructional Computing Materials // Journal of Computer-Based Instruction. 9 special issue. (May 1983). P. 203 205.
- Placek R. W. Design and Trial of a Computer-Assisted Lesson in Rhythm // Journal of Research in Music Education. Vol. 22/1 (Spring 1974). P. 13−23.
- Placek R. W., Jones D. L. Getting Started: Designing and Programming a CAI Music Lesson // Music Educators Journal. Vol. 73/4 (December 1986). P. 33.
- Placek R. W. A Model for Integrating Computer-Assisted Instruction Materials into the Music Curriculum // Journal of Computer-Based Instruction. Vol. 6 (1980). P. 99 105.
- Radocy R. E. Computerized Criterion-Referenced Testing of Certain Nonperformance Musical Behaviors // Council for Research in Music Education. Bulletin 28 (Spring 1972). P. 1 6.
- Radocy R. E. Development and Refinement of Computerized Criterion-Referenced Test of Certain Nonperformance Musical Behaviors // Journal of Research in Music Education. Vol. 20 (Summer 1972). P. 225.
- Radocy R. E. Development of a Computerized Criterion-Referenced Test for Certain Nonperformance Musical Behaviors Requisite to Teaching Music. D. diss. Pennsylvania State Univ., 1971. 147 p.
- Rehm J. T., Krueger J. Music C. A. L Materials at Illinois State University. Illinois State U., 1983. 10 p.
- Rijavec A. Applications of Modern Technology in Musicology and
- Music Theory in Yugoslavia // Papers of the Yugoslav-American Seminar on Music. Ljubljana. 1970.
- Scandura J. M. Three Roles for Computer in Education // Educational Technology. № 9, 1983.
- Schwanauer S. M. A Learning Machine for Tonal Composition // Machine Models of Music. Cambrige, 1993. P. 511 532.
- Simon H. A. Pattern in Music, Complex Information Processing. Carnegie Inst, of Technol., Pittsburg, June, 1967.
- Skelton D. L. The Implementation of a Model Program of Computer-Assisted Instruction for Children’s Choirs in a Church Setting (Dissertation Review) // Bulletin of the Council for Research in Music Education. Vol. 129 (Summer 1996). P. 69 72.
- Skinner B. F. Teaching Machines II Science. Vol. 128, 1958.
- Smith T. A. An ExSPRT Systems Approach to the Assessment of Students Needing Remediation in Music Theory // Journal of Music Theory Pedagogy. Vol. 8,1994. P. 179 200.
- The Software Catalog: Microcomputers, winter, 1988.
- Tipei S., Barger R., Cox B., Kelley D. Computer Music Courses Using Supercomputers: An Education Experiment at NCSA/UIUC // Proceedings of the International Computer Music. Glasgow / San Francisco, 1990. P. 39 42.
- Truax B. The Computer Music Facility at Simon Fraser University // Computers and the Humanities. Netherlands, Vol. XIX/4 (October -November), 1985. P. 25 34.
- Wagner N. Keyboard Harmony: A Courseware System ii Journal of Music Theory Pedagogy. Vol. 6,1992. P. 111 -132.
- Wasjack B., Knaf S. Microcomputer und Musiklernen, ein Anachronismus? // Musik und Bildung. Vol. XVIII/10 (1986).
- Wessel D. L., Felciano R., Freed A., Wawrzynek J. The Center for
- New Music and Audio Technologies // Proceedings: 1989 International Computer Music Conference. San Francisco, 1989. P. 336 339.
- Weeks D. G. The Effectiveness of Using Computer-Assisted Instruction with Beginning Trumpet Students // Bulletin of the Council for Research in Music Education. Vol. 102 (Fall 1989). P. 89 94.
- Wellington J. J. Children, Computers and the Curriculum: An Introduction to Information Technology and Education. L., 1985.
- Willett B. E., Netusil A. J. Music Computer Drill and Learning Styles at the Fourth-Grade Level // Journal of Research in Music Education. Vol. 37/3 (Fall 1989). P. 219 230.
- Wood R., Clements P. Instructor Input Routines for a Computer-Based Ear Training Program // Canadian Music Educator. Vol. 27/4 (June 1986). P. 37−47.